Тренинг для подростков: Семейные ценности. Хорошее настроение

Пояснительная записка:
Детям подросткового возраста свойственен интерес к самим себе. Чем глубже подросток осознаёт самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более чёткими формируются у него представления о дальнейших перспективах своего жизненного пути. Но не всегда ребята способны применить знания о себе в жизни. Поэтому важно обучать подростков использовать свои знания в конкретных ситуациях.
Ребята подросткового возраста более всего нуждаются в психологической поддержке, так как это переходный период от детства к взрослому состоянию. В течение этого краткого астрономического времени подросток проходит в своём развитии большой путь через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он вступает на порог - юности.
Подростки - кто они: уже взрослые или ещё дети? Иногда они так требовательны и рассудительны, что теряешься, не знаешь, как им ответить. А иногда так доверчивы и наивны, что хочется прижать к себе и погладить по головке.
Главное, что они сами не знают, кто они, что могут и чего на самом деле хотят. Не знают, как справляться со своими разочарованиями, неудачами и что делать, чтобы помочь себе.

Сегодня особенно актуальным является психологическое благополучие подростков. Отсутствие целенаправленного воспитания и просвещения учащихся о здоровом образе жизни, оставляют их один на один со своими проблемами. Социально - психологическая адаптация подростка - это один из путей направленного изменения (самосознания) взаимодействия своего "Я" со средой.
Семья и школа - это два института, образующие социальное пространство подростков. Школьные годы совпадают с возрастным периодом, когда остро встаёт вопрос психологического "выживания" - "совладения" с собственными проблемами.
По-видимому, пришло время давать советы и помогать ребятам уже как-то по-другому: не прямо "в лоб", а исподволь, незаметно. А ещё лучше, чтобы эти советы они изобретали сами себе. Мы же только должны создать условия для этого. Как? Вести с подростками групповые занятия, предлагая важные для них темы, в ходе обсуждения которых они будут открывать какие-то новые грани своего Я. Через игровые задания, давая им возможность узнать мнение окружающих о себе, сравнить себя с ними, почувствовать свою близость. Но главное, на этих занятиях позволить себе не согласиться друг с другом, высказывать своё непохожее на других мнение по тому или иному вопросу. Это ещё раз утвердит их в собственной ценности, в ценности каждого ученика в классе, позволит им сказать: "Меня поняли, и я хочу учиться понимать других".

Реализация программы. Адаптированная программа "Я сам строю свою жизнь" направлена на профилактику девиантного поведения и формирование позитивных жизненных установок. Для составления данной программы использовались материалы профилактической программы "Поведение в трудной ситуации" Т.И. Жировой. Издательство "Панорама", 2006 год; программы "Тропинка к своему Я" О.В. Хухлаевой. Издательство "Генезис", 2005 год.
Новизна заключается в том, что в программу "Я сам строю свою жизнь" включён диагностический блок, который позволит подросткам лучше узнать себя, составить свой психологический портрет. Выявить и понять причины возникновения различных эмоций, что позволит лучше контролировать своё поведение и добиться успехов, преодолевая негативные состояния.

Целью данной программы является: формирование позитивных жизненных установок, которые будут содействовать психическому здоровью и личностному развитию подростков, а также психической готовности к самоопределению в жизни.
Поставленная цель будет достигаться за счёт решения следующих задач:
1. Создание условия для осознания своих проблем, а также научение выработки собственной позиции и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли;
2. Обучение способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, психологической защиты;
3. Развитие навыков эффективного общения в различных жизненных (в том числе и кризисных) ситуациях (со сверстниками, взрослыми людьми);
4. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Объект развития: подросток

Средства развития: диагностические методики, игротерапия, методы групповой работы, таких как дискуссия и "генерация идей" (мозговой штурм), мини - лекции.
Предлагаемая программа предназначена для подростков 12-14 лет и рассчитана на учебный год. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня их заинтересованности, глубины осознания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия
- от упражнений на групповое сплочение до обсуждения работы в группе.
Занятия должны проводиться в отдельном помещении, в котором можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство - переставлять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, связанных с двигательной активностью детей, а также, чтобы участники могли сесть в круг.
Занятия по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений подростков по конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практическая часть направлена на отработку различных навыков и включение их в контекст поведения в конкретных ситуациях.
Принципы проводимой работы:
- Доступность;
- Ориентации на зону ближайшего развития каждого подростка;
- Ускорения. Поскольку занятия ориентированы на относительно непродолжительный временной отрезок, а именно на урок - 40 минут, то исключительно важным для ведущего является инициирование обсуждения, ориентирование на время выполнения работы над заданиями, постоянное использование "разогревающих" упражнений;
- Образность. Это значит, что работа подростков над заданиями, упражнениями, результаты диагностики должны быть "отписаны" ими в рабочих тетрадях. Это поможет ребятам запомнить и проанализировать полученную информацию, уловить суть проблемы, сформулировать алгоритм действий и системность мышления;
- "Проекция". Вес знания, навыки и умения, полученные подростками на занятиях, должны применяться в конкретных ситуациях.

Ожидаемые результаты.
В результате проведённого курса ребята должны иметь представления: о личности, о ценности жизни. Научиться правильно, оценивать ситуацию и решать создающиеся проблемы. Сформировать собственную позицию в отношениях со сверстниками, взрослыми, а также позитивные жизненные установки.

Тематический план

Тема
Количество часов

всего
теория
практика

1
"Что такое самопознание".
1
0,5
0,5

2

1
0,5
0,5

3
"Можно ли научиться управлять собой".
1
0,5
0,5

4
"Как поднять своё настроение".
1
0,5
0,5

5

1
0,5
0,5

6
"Поведение в трудной ситуации".
1
0,5
0,5

7
"Трудные дети" и "трудные родители".
1
0,5
0,5

8
"Мои жизненные ценности".
1
0,5
0,5

9
"Такой неповторимый мир".
1
0,5
0,5

10
"Формируем позитивные жизненные цели".
1
0,5
0,5

11

1
0,5
0,5

12
"А зачем мне это?"
1
0,5
0,5

13
"Дом моей души"
1
0,5
0,5

14
"Доверительный урок".
1
0,5
0,5

15
"Творческий урок"
1
0,25
0,75

16
"Творческий урок"
1
0,5
0,5

17
Итоговый урок
1
0,5
0,5

Всего: 17 часов

Календарно-тематический

Тема
Количество часов
Формы и методы организации занятий

теория
практика

1
"Что такое самопознание"
1
мини - лекция
игра, рефлексия.

2
" Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница".
1
беседа
тест, игра, выработка рекомендаций

3
"Можно ли научиться управлять собой"
1
дискуссия
упражнения, сочинение.

4
"Как поднять своё настроение"
1
беседа, "генерация идей"
дневник наблюдения, рефлексия

5
"Какие ситуации для вас являются трудными?"
1
беседа
анкетирование, игра

6
"Поведение в трудной ситуации"
1
мини - лекция
тестирование, игротерапия

7
«Трудные дети» и «трудные родители»
1
мозговой штурм
проигрывание жизненных ситуаций

8
«Мои жизненные ценности»
1
дискуссия
оформление плаката

9
« Такой неповторимый мир»
1
беседа
шуточный тест, изотерапия

10
"Формируем позитивные жизненные цели"
1
беседа, "генерация идей"
игры

11
"Бесконфликтное общение с "трудными людьми""
1
дискуссия
Игровая ситуация

12
"А зачем мне это?"
1
беседа
игры, работа в рабочих тетрадях, рефлексия

13
"Дом моей души"
1
беседа
упражнения, игры, рисунок.

14
"Доверительный урок".
1
индивидуальные беседы, работа в парах
упражнения, игры

15
"Творческий урок"
1
беседа, работа в парах
создание коллажа,

16
"Творческий урок"
1
беседа. работа в парах.
создание коллажа.

17
"Итоговый урок"
1
анализ и обобщение опыта
анкетирование, выдача рекомендаций

Всего: 17 часов.

Формы контроля:
наблюдения,
решение задач,
тестирование,
анкетирование

Содержание программы:
1. "Что такое самопознание" (1 часа)
Цель: Познакомить подростков с понятием "самопознания"
На этом занятии используется упражнение "цепочка" при помощи, которого они дают объяснения слову "самопознания". Игра "оптимисты" и "пессимисты" учащимся предлагается продолжить фразы, записанные на доске и высказать своё мнение. Рефлексия.

2. " Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница". (1 часа)
Цель: Научить учащихся изучать свой жизненный путь.
На этом занятии ребята смогут узнать о своём характере при помощи теста "Акцентуация характера" Леонгарда.
Упражнение "Лестница" поможет подросткам составить лестницу самых значимых событий в их жизни, начиная с того времени, как они начали себя осознавать. Затем "подняться по лестнице" - определить главные события своей жизни в будущем.

3. "Можно ли научиться управлять собой" (1 часа)
Цель: рассмотреть вопросы эмоционального самочувствия подростка вследствие неспособности самостоятельно справиться с критическими жизненными ситуациями.
На этом занятии ребята научаться способам саморегуляции. Познакомятся с понятиями: самоубеждение, самовнушение. Итог занятия сочинения на тему: "О себе с любовью".

4. "Как поднять своё настроение" (1 часа)
Цель: Научить подростков регулировать своё настроение
На этом занятии ребята при помощи теста САН научаться оперативно, оценивать своё самочувствие, настроение и использовать эту методику самостоятельно по мере необходимости. А также познакомятся со способами влияния на своё плохое настроение: релаксация. Автобиография, дневник самочувствия.

5. "Какие ситуации для вас являются трудными?" (1 часа)
Цель: Выявление информативности сверстников по теме "Трудные ситуации". Игра "Звезда и журналист". Анкета "Трудные ситуации"

6. "Поведение в трудной ситуации" (1 часа)
Цель: Развитие самостоятельности суждений и умения отстаивать своё мнение.
На этом занятии подростки обучатся способам защиты от негативного воздействия со стороны окружающих, сформировать убеждения, что человек способен найти выход из трудной ситуации. Игра "Точка зрения", тест СПА.

7. "Трудные дети» и «трудные родители" (1 часа)
Цель: Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях подростков с родителями Упражнения: «Копилка семейных трудностей», «Трудные родители и трудные дети».

8. "Мои жизненные ценности" (1 часа)
Цель: определение личностных ценностей. Коллективное рисование «Дерево»

9. "Такой неповторимый мир» (1 часа)
Цель: Углубление процессов самораскрытия, познание себя с помощью группы. Шуточный тест «Китайская рулетка». Игра «Путешествие в страну превращений»

10. "Формируем позитивные жизненные цели" (1 часа)
Цель: Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.
На этом занятии ребята при помощи игр: " Мой выбор", "Преграды", "Помощь зала" смогут развить способности к самоопределению, прогнозированию ситуаций и преодолению жизненных преград, а так же осознать групповую принадлежность и развить навыки группового решения.

11. "Бесконфликтное общение с "трудными людьми"" (1 час)
Цель: Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «Агрессор»

12. "А зачем мне это?"
Цель: Создание условий для поиска подростками стратегии рационального целеполагания в конфликте. Игра «Красное и чёрное». Индивидуальная работа в тетрадях.

13. " Дом моей души"
Цель: актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в себе. Упражнение «Оптимисты и пессимисты». Игра «Цепочка хороших и плохих следствий»

14. "Доверительный урок"
Цель: Создание условий ля развития у подростков способности доверительно относиться к людям.

15 – 16. "Творческий урок" (2 часа)
Цель: Актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей. Упражнение "Строим город"; "Ящик Пандоры" Создание плаката (коллажа) на тему " Я сам строю свою жизнь"
Итог упражнение "Чемодан в дорогу" (В этот чемодан можно сложить всё то, что они узнали на занятиях. Записи используются для оценки результативности занятий.

17. "Итоговый урок" (1 час)
Цель: Закрепление представлений участников о самих себе; анализ и обобщение опыта изменений. Анкетирование. Выдача рекомендаций.

Методическое обеспечение.
1. Диагностические методики:
"Акцентуация характера" Леонгарда;
СПА (шкала социальной психологической адаптации)
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) Приложение "Диагностический блок"
2. Игротерапия;
3. Упражнения;
4. Изотерапия;
5. Мини - лекции, беседа, дискуссия;
6. Анкетирование;
7. "Генерация идей".

Организация учебного процесса
Аудио кассеты;
Рабочая тетрадь;
Ручка;
Цветные карандаши, фломастеры;
Альбом, ватман.

Список литературы:
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб: Речь, 2006.
2. А. Герцов. Тренинг уверенного поведения для подростков - СПб: Питер, 2008 г.
3. А. Грецов, Т. Бедарева. "Психологические игры для подростков" СПб.: Питер, 2008 г.
4. Т. М. Жирова. "Твоя жизнь - твой выбор" - Волгоград: Издательство "Панорама", 2006 г.
5. В. Г. Казанская. "Трудности взросления" - СПб.: Питер, 2006 г.
6. Г.И. Макартычева Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008 г.
7. О.В. Хухлаевой. "Тропинка к своему Я" - М,: Генезис, 2005 год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Утверждаю:
Директор_______________ Малафеева Е.В.
Приказ № _______
от « ___» ______________2014г.

Рабочая программа факультативного курса
« Я сам строю свою жизнь».

Количество часов: 17
Ульянова Наталья Викторовна
педагог - психолог

г. Радужный

13PAGE 14815

Рассмотрено:
НА НМС________________
Зам. Директора по НМР:
_____________ Суханова О.В.

Тренинговое занятие
«Жизненные ценности, или искусство жить достойно»
Цели:
1.Помочь студентам понять, что такое настоящие жизненные ценности, помочь расставить приоритеты в жизненных ценностях.
2.Способствовать формированию нравственной культуры, позитивного отношения к жизни, к своей личности.
Предварительная подготовка: проведение анкетирование студентов «Что ценно в моей жизни»
Форма классного часа: час общения
Ход классного часа.
1.Час общения начинается с рассказа психологом притчи (показ видеоролика)
Притча полная банка камней.
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.Психолог: - Как вы думаете, о чем рассказывает видеоролик?
- О чем мы сегодня с вами поговорим?
Психолог: сегодня мы поговорим с вами о жизненных ценностях (слайд 1)
- Мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопрос, а что такое «жизненные ценности»? (слайд 2)
-Вы видите высказывания двух великих людей о жизненных ценностях, как вы их понимаете? (слайд 3)
Психолог: В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
- О чем это стихотворение?
- у всех ли людей одинаковые ценности? От чего это зависит, как вы думаете?
Психолог: действительно, мы с вами каждый выбираем, какими нам быть: добрыми или злыми, правдивыми или лживыми, милосердными или жестокими.
Среди студентов наше техникума в том году был проведен опрос «Что для меня ценно в жизни» И я думаю, что вам интересно будет узнать результаты этого опроса.
-Как вы думаете, какая жизненная ценность у наших студентов расположилась на первом месте, втором, третьем? (слайд 4)
Психолог: мы с вами ознакомились с результатами опроса, а какие ценности главными являются в вашей жизни? Предлагаю отметить это на колесе жизни. Перед вами листочки с изображением ценностей отметьте на них ваши сегодняшние ценности (беседа по полученным результатам)
Психолог: как вы думаете, поменяются ли ваши жизненные ценности через десять лет, когда у вас будут свои семь и дети, будет свой бизнес и карьерный рост? (ответы студентов)
Психолог: а сейчас я предлагаю поиграть вам в игру «Аукцион ценностей»
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность.
(раздать каждому учащемуся жетоны, заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей)
Правила игры.
Жетоны можно «потратить» или «сэкономить».
Выбрать можно одну вещь или никакую, но не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов».
Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Итак, предлагаю сделать выбор.
Первая пара ценностей:
Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
Новый автомобиль. (1 жетон)
Следующая пара:
Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)
Затем:
Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
Один настоящий друг. (2 жетона)
Следующая пара:
Хорошее образование. (2 жетона)
Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Далее:
Здоровая семья. (2 жетона)
Всемирная слава. (3 жетона)
Потом:
Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Дальше:
Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Следующая пара:
Чистая совесть. (2 жетона)
Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Затем:
Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
Возможность заново пережить (повторить) любое одно событие прошлого. (2 жетона)
И, наконец:
Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры.
Ответьте на следующие вопросы:
Трудно ли было сделать вам свой выбор? Почему?
Какой покупкой вы более всего довольны?
Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
Психолог: у каждого свои собственные жизненные ценности. Но главное, какими бы они не были, они должны быть значительными, не вредить другим людям и нести собой добро. Человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, и не генетический код передает их. Их нужно воспитывать.
Основы воспитания закладываются в семье, но каждый человек может и должен воспитывать себя сам.
Психолог: говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года«, или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
Может быть, на Кавказе считать не умеют? Или эти приписки на могильных плитах делались с определенным смыслом? Если так, то какой смысл вложен в эти надписи?
Психолог: Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали
насыщенность жизни человека и то, какие ценности были главными в его жизни. Давайте и мы будем задумываться над тем, какие ценности мы ставим во главу своей жизни, и каким путем мы их достигаем.

  • Профессиональные ценности - связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.
  • Интеллектуальные - это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.
  • Физические - спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
  • Духовные
  • Эмоциональные
  • Этические - честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
  • Эстетические - стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.
  • Материальные - деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
  • Культурные - искусство во всех своих проявлениях.
  • Патриотические -

Цель:

Описание:

Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие - это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача - из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

зачем это нужно (например, книга - для личностного развития, приемник - для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

Цель:

Описание

- Купите газету, леди?



Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом - разбирала счета.


Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! - она взглянула на свой потрепанный коврик.


Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети - все эти вещи тоже подходили друг к другу.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта притча?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное - преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Цель:
Необходимые материалы:

  • Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор, и должен быть наказан
  • Если сын ударил отца - ему следует отрубить руку

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности - добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Содержание:

Упражнение «Ценности»

Цель:

Необходимые материалы:

Описание:

семейные традиции

жизнь с родителями

эрудиция

профессиональная учеба

увлечения

развлечения

путешествия

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Резюме ведущего:

Рефлексия занятия

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие "Жизненные ценности" »

Психологическое занятие «Жизненные ценности»

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Задачи:

    формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

    создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;

    формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Ход занятия

Сейчас мы проведем игру, которая носит в первую очередь содержательный характер, она поможет нам с вами раскрыть тему нашего занятия.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит…»- 4-5 мин

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Описание: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий стоя в центре круга произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит…(дружбу, деньги свободу, власть). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.

Обсуждение: - что понравилось в упражнении?

Что показало, открыло это упражнение?

Вы можете предположить тему нашего занятия? (Ценности)

Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к следующему упражнению, а также раскрытию темы занятия, прочитать вам одно стихотворение, которое, на мой взгляд, тоже очень подходит к теме нашего занятия:

Откинув время повседневности,

В ночной целительной глуши

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене!

Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?

Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?

Виды ценностей:

    Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.

    Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.

    Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.

    Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.

    Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.

    Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.

    Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.

    Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.

    Культурные – искусство во всех своих проявлениях.

    Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.

Упражнение «Необитаемый остров»

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.

1). На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся) ». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

Какие чувства возникали по ходу упражнения?

Как проходило обсуждение в вашей группе?

Что оказалось самым ценным для нашей группы?

Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным

Описание : вниманию группы предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
- Купите газету, леди?
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем.
- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
- Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.
Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта притча?

Какие виды ценностей можно назвать на основе услышанного? (материальные, духовные)

Что вам кажется более ценным? Почему?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Дискуссия «Ценности разных эпох»

Цель: осознание общечеловеческого характера основных ценностных ориентаций
Необходимые материалы: информация для работы в малых группах (ксерокопии ижеприведенных текстов)

Законы Хаммурапи (П век до н.э., Общемесопотамское царство)

    Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан

    Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку

    Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.

    Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.

Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)

    Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства

    Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

    Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

    Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям

    Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.

Содержание: Продолжает звучать приятная музыка. Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

Упражнение «Ценности»

Цель: осознание жизненных ценностей.

Необходимые материалы: фоновое музыкальное сопровождение.

Описание: Участникам раздают по шесть листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем, листочки ранжируются таком образом, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Тренер предлагает представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем тренер объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Вернуть участникам их листочки. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под спокойную музыку, большое значение имеют интонации и голос тренера, произносимый текст должен быть простым и четким.

семейные традиции

жизнь с родителями

своя собственная будущая семья

эрудиция

профессиональная учеба

профессиональное развитие и рост

увлечения

развлечения

путешествия

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Резюме ведущего: Ведущий подчеркивает, насколько важно выстроить собственную иерархию ценностей.

Рефлексия занятия . Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия. Бланки, каждый по очереди говорит или по желанию: что понравилось, а что нет.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Усть­Удинский районный Дом детского творчества
Сообщение по теме: «Жизненные ценности»

По ВР Орлова В.С.
Подготовила методист

ноябрь 2016 г.
Тема тренинга: «Жизненные ценности»
Задачи тренинга:
1) Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику
жизненных ценностей.
2) Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень
важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни
вообще.
3) Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными
поколениями.
Разминка:
Игра фруктовый салат: Ведущий тренинга спрашивает у трех первых
частников тренинга, какой у них самый любимый фрукт, (например яблоко,
апельсин, киви) следующих участников ведущий называет по цепочке. Когда
ведущий произносит слово «Фруктовый салат» яблоки меняются местами с
яблоками, апельсины с апельсинами итд.
Упражнение на разогрев: «Делимся по признаку»
Пояснение: один человек выходит за дверь, группа тем временем
договаривается о том, по какому признаку она делиться и расходиться на две
подгруппы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача
вошедшего угадать, по какому признаку группа разбита на две части. При
желании упражнение можно повторить несколько раз.
Инструкция №1: Сейчас один из вас выйдет за дверь и войдет только тогда,
когда мы его позовем.
Кто хочет быть таким человеком? Отлично. (Участник доброволец выходит)
Инструкция группе: сейчас вы все должны будете разделиться на две части.
Но разделить вас сможет только какой­то один признак, например, «мальчики
и девочки», или «светлые и темные волосы». Инструкция добровольцу: в твое
отсутствие группа поделилась, по какому ­ то признаку. Твоя цель – угадать
этот признак и назвать его.

Отлично вы хорошо справились с этим упражнением с чем я вас и поздравляю
мы еще раз потренировались в наблюдательности. Это очень важное качество!
Если быть хоть чуточку наблюдательней, можно открыть много интересного
вокруг себя. Наблюдайте за собой и другими,
вам легче будет избежать неприятных ситуаций.
Следующее упражнение позволит нам поближе познакомиться с темой
сегодняшнего занятия – «Жизненные ценности»
Пояснение: Это упражнение направлено на осознание участниками всего, что
для них ценно, оно помогает ребятам ответить на вопросы: без чего мы не
можем себя помыслить? Что для нас по­ настоящему важно и значимо?
Реквизит: лист А ­4 с изображением ромашки цветные карандаши ножницы.
Инструкция: каждому из вас предстоит сделать ромашку ромашка должна
состоять из центра (круг) надписи на лепестках 6 штук в сердцевине
напишите «Я». Хорошо пойдем дальше будем делать надписи на лепестках.
На каждый вопрос вы должны будите ответить а, ответ записать на лепесток,
вопросы: «Без чего я не был бы я?», «Что мне особенно дорого, ценно и важно
в жизни?», «Без чего я себя не представляю», «Кого я больше всего люблю»,
«Что я больше всего люблю делать», «Моя мечта?». На лепестках, например,
могут быть написаны: какие­то важные вам люди: родители, друзья; важные
чувства, любовь, понимание, ваше хобби, учеба, какие­то очень важные для
вас вещи: плеер, чей­то подарок. На эту работу время около 5­7 минут.
Вырежьте ромашку.
Инструкция №2: Давайте теперь сядем в круг. Посмотрите, пожалуйста, все
на свои ромашки. Какие у вас получили красивые и непохожие друг на друга.
(Ведущий со своей ромашкой)
Мы по очереди будем аккуратно отрывать лепестки цветка, без которых мы с
вами можем прожить в этой жизни и нужно оставить 1­2 лепестка без которых
мы не представляем своей жизни.
Анализ упражнения:
Какого вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с
тем, что для вас ценно? Что вы сейчас чувствуете? Как вам без всего того, что
вам дорого? Как вы думаете, что за лепесточки были на наших ромашках?

Что же вам не хотелось от себя отрывать? МЫ с вами при помощи этого
упражнения узнали что для нас ценно. Какие еще ценности есть у людей, но
вы их не назвали? Свобода, любовь, дружба, здоровье, семья.
Если такая ценность как здоровье была упомянута, переходим к ее
обсуждению.
Как вам кажется, почему вы забыли про здоровье? (выслушиваем ответы
детей). Не потому ли что, когда оно есть, мы о нем даже не вспоминаем. Но
стоит ему испортиться, как это сразу становиться для нас значимо.
Какие виды поведения, по вашему, вредят здоровью? (вредные привычки)
Упражнение «Клиника по пересадке органов»
Ребята: представьте себе что, вы являетесь хирургами медицинской клиники.
У вас в больничном отделении лежат 4 пациента: 1­ старый профессор,
разрабатывающий вакцину против рака, его работа уже близка к завершению;
2­ шестнадцатилетняя беременная девушка сирота; 3­ мать двух детей, муж
которой недавно погиб в автомобильной катастрофе; 4­ известный актер.
Всем им необходима пересадка почки, без этой пересадке они погибнут, но
сейчас в клинику была доставлена только одна почка. Вам за 10 минут нужно
решить кому из пациентов операция необходима. Важные правила:
Нельзя принимать решения голосованием;
С групповым решением должен согласиться каждый из участников.
Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;
Каждый должен в ходе дискуссии высказать свое мнение;
Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
Упражнение «Конфликт ценностей»
Ребята деляться на подгруппы, обсуждение каждой ситуации.

Ситуация 1. Отец хочет, чтобы сын уделял больше времени учебе, т.к. в
следующем году ему поступать вуз. А сын, между тем тратит много времени
на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Ситуация 2. Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их
дочь одевается слишком вызывающе и пользуется косметикой.
Ситуация 3. Родители и дедушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на
юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит
на репетициях своей начинающей рок­группы.
Ситуация 4. Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят
поздно вечером под окнами. Подростки не считают, что они в чем­то
виноваты.
Вопросы:
Какая ценность лежала в основе поведения взрослых?
Какая в основе поведения подростков? (список ценностей)
В чем выражается конфликт ценностей вопросе, который вы слышали?
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в вашей жизни?
Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности детей и
взрослых?
Обычно люди с разными системами ценностей тяжело уживаются друг с
другом. Отказаться от того, что для нас значимо – такой вариант нас не
устраивает. Это ведь наша ценность (вспомните ромашку, которую мы делали
в самом начале нашего занятия). Единственным способом из подобного
противоречия является поиск некого третьего, нейтрального для обеих
конфликтующих сторон варианта. Это может быть компромисс или решение,
построенное на взаимоуважении ценностей друг друга.
Рефлексия: Что запомнилось на занятии, что нового вы узнали.

Тренинговое занятие с подростками

на тему: «Мои ценности»

Цели:

    выявление ценностных ориентаций и осознание значимости потери идентичности для человека.

    соотношение жизненных ценностей и смысла жизни;

    раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию;

    развитие внимательного отношения друг к другу, уважительного отношения к уникальности другого.

Материал: карточки со списком ценностей (по количеству участников), ножницы, листы, ручки, карандаши, камень, перо.

Упражнение 1. « Имя с прилагательным».

Цель: знакомство участников группы и тренера

Процедура проведения: Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним. Эпитет-прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например, Мудрая Марина, Доблестный Денис. Прилагательные должны быть только позитивные.

Анализ: Это упражнение позволило нам не только познакомиться друг с другом, но и узнать некоторые особенности характера каждого из вас.

Упражнение 2. «Общий ритм».

Цель: повышение сплоченности группы, снятие напряжения и скованности.

Процедура проведения: участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно создаваться ощущение как - будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. В завершении возможно одновременное отбивание ритма всей группой

Упражнение 3. «Кто Я?»

Цель: формирование более полного представления о себе, своих особенностях.

Инструкция: Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и напишите 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Старайтесь отвечать, не задумываясь, и писать первое, что придет в голову. А теперь можете посмотреть все, что вы написали (например, мальчик, ученик, друг, сын и т.д.).

Обсуждение: Трудно было писать о себе? Какие характеристики вы поставили на первое место? С каких позиций вы рассматриваете себя в данном самоописании и почему? (ученик, сын, спортсмен и т.д.). С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное задание?

Упражнение 4. «Мои ценности»

Цель: Формирование представлений об общечеловеческих ценностях и чувствах человека, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него; осознание значимости потери идентичности для человека.

Инструментарий: набор карточек (каждая ценность написана на отдельной карточке 16 шт.).

Ход упражнения: Попросить каждого участника обратиться к списку ценностей и разрезать их на карточки (см. приложение 1)

Индивидуальная работа участников.

1 этап. Прочитать карточки с ценностями

2 этап. Выполнив первое задание участнику необходимо разложить ценности по значимости для себя лично: от наиболее важных к наименее важным.

3 этап. Участникам предлагается убрать в сторону 10 нижних ценностей (наименее важные) и еще раз просмотреть список.

4 этап. Далее они должны представить себе, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что он должен чего-то лишиться в своей жизни. Необходимо убрать ценность, с которой ты на данный момент готов расстаться.

5 этап. Участник снова должны исключить из ценностей еще что-то, т.к. могущественный человек снова пришел в их жизнь. На этот раз у них нет никакого выбора, и они должны отложить пункт, обозначенный словом «Друзья».

6 этап. С помощью образа «могущественного человека» убрать еще 1-2 ценности.

Обсуждение.

1. «Что вы чувствовали, когда приходилось расставаться с какой либо ценностью? Какие чувства испытываете сейчас, когда у вас осталось не так много ценностей?».

2. Подчеркните, что сопротивление покушению на ценности, на идентичность является естественной реакцией нормального человека.

3. Подчеркните, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей.

4. Как вы думаете, существуют ли ситуации, когда ваши ценности могут измениться? От чего это зависит? Это хорошо или плохо?

5. Влияют ли наши ценности на наши действия и поступки, события повседневной жизни? Как?

6. Влияют ли наши ценности на жизнь людей вокруг нас? Почему?

7. Сообщите группе, что в их жизни ничего не изменилось, и все ценности возвращаются к ним. Можно взять отложенные карточки, соединить их с оставшимися.

8. Спросите, изменились ли ощущения после того, как ценности вернулись. Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что теперь чувствует ваше тело – руки, ноги, голова? Изменились ли ощущения?». Как правило, все участники отмечают облегчение.

Вывод: ценности неразрывно связаны со смыслом жизни. Смысл жизни – это глубинное чувство удовлетворенности собственной жизнью, связанное с удовлетворением основных подлинных потребностей человека.

Упражнение 5. «Я - уникальный».

Цель: формирование представления о собственной уникальности.

Инструкция: Вот мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь я предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется «Я - уникальный». Как все мы знаем, на планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам вам два мяча разного цвета. Один передам налево, другой - направо. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все...». Учащиеся, получившие второй мяч, продолжают высказывание «Я, не как все...». Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.

Обсуждение : В конце упражнения психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

Упражнение 6. «Герб своего «Я»».

Цель: раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Инструкция: На листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб. Материал для вашего герба у вас уже есть. В идеале человек, увидевший ваш герб, смог бы понять, с кем он имеет дело. Нарисуйте контур герба, в любой форме, но при этом соблюдайте одно правило: контур должен быть разделен на несколько областей.

Обсуждение: замечательно, а теперь давай попробуем проанализировать то, что вас получилось. Легко или трудно было рисовать свой герб? Насколько полно, по вашему мнению, вам удалось отразить свои особенности? Как вы думаете, смогли бы ваши близкие и друзья понять, что это именно ваш герб? Какие трудности возникли при создании герба? Что вы пытались отразить в первую очередь? Представлены ли в гербе недостатки? Почему?

Упражнение 7.«Камень и перо».

Цель: показать, что каждый участник имеет ряд преимуществ и трудностей.

Материал: камень, перо.

Подготовка: участники стоят в кругу. У ведущего в одной руке камень, в другой – перо.

Инструкция: «В нашей жизни много трудного и неприятного, но, конечно же, есть моменты, когда нам легко и радостно на сердце. (Демонстрируются символы в руках).

Я предлагаю вам взять по очереди эти символы в руки и рассказать, когда же вам бывает тяжело с вашими ценностями, а когда легко и приятно».

Все участники по очереди выполняют задание .

Упражнение 8. «Пишу тебе».

Цель: развитие эмпатии, внимательного отношения друг к другу.

Процедура проведения: каждому участнику раздается лист бумаги. Сверху подписывается имя. По сигналу ведущего участники передают листы своему соседу слева. На полученных листках снизу пишут свои пожелания или мысли, относительно того человека, чье имя написано на листке. По второму сигналу ведущего участники подворачивают нижний край листа на ширину написанного послания и передают налево. Таким образом, в конечном итоге каждый получает «групповое письмо».

Анализ: дается время на чтение полученных писем.

Приложение 1

-быть привлекательным для другого пола, любовь

Закончить успешно школу, получить знания

Деньги, личное имущество, финансовые накопления

Статус, уважение, признание

Добиться личных успехов

Полноценная интересная жизнь

Иметь честных, преданных друзей

- здоровье, спорт, красота

Свобода – жить так, как хочу

Прекрасный дом

Совершить что-то хорошее для всех, помочь людям с проблемами

Продолжить учебу, успех в карьере

Увлечение, развлечение и отдых

Семейные традиции, жизнь с родителями

Вера в Бога или убеждения

Дети, своя собственная будущая семья