Уважение - это ключ, способный отворить сердце другого человека. "уважение друг к другу"

За что мы уважаем других людей? Почему так важно почтительно относиться к старшим? Или что кроется за чувством патриотизма? Подобных вопросов существует бесчисленное количество, и, казалось бы, ответить на них сможет любой взрослый человек. Но в реальности большинство теряется в своих ответах. А все потому, что они не могут осознать всю глубину слова "уважение".

Вот почему так важно разобраться в этом. Ведь уважение - это чувство почтения, которое жизненно необходимо для существования общества. Без него невозможно построить нормальные отношения, а уж тем более создать полноценную семью.

Понятие

Начать следует с того, что такое уважение. Суть этого чувства довольно сложно передать простыми словами, впрочем, как и любого иного проявления человечности. И все же основную идею выразить возможно.

Итак, уважение - это почтительное отношение к человеку, явлению природы, божеству или родине. Для того чтобы это чувство возникло, объект уважения должен обладать определенным набором качеств.

Уважение - это непостоянное чувство, оно может возникнуть, а потом снова угаснуть. Все зависит от моральных и этических ценностей человека, которые, как известно, могут со временем изменяться. Следовательно, воспитав в индивидууме эти ценности, можно повлиять и на его чувство уважения к другим.

Почему так важно уважать других?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведем простой пример. Допустим, есть два брата: один добрый, приветливый и с уважением относится к другим; второй, наоборот, смотрит на всех свысока и считает себя центром вселенной. Как думаете, у кого больше шансов завести настоящих друзей? Кто из них способен на искреннюю любовь?

Уважение - это верный способ найти общий язык с другими людьми, показать, что они не безразличны собеседнику. Более того, если оппонент чувствует, что к нему относятся с искренним почтением, он и сам, скорее всего, ответит тем же.

Подведя итог, можно сказать, что уважение - это ключевой элемент в построении отношений как любовных, так и дружеских.

Морально-этические нормы в обществе

В современном обществе есть устои, которые хоть и не прописаны в законодательстве, но все же являются общепринятыми правилами. Их соблюдение крайне важно, в противном случае можно обернуть мнение других против себя. К таким правилам относят и моральные и этические нормы, например, вежливость, сдержанность, опрятность и так далее.

Согласно этим негласным законам есть категории людей, к которым следует почтительно относиться, невзирая на то, знакомые они или нет. Итак, приведем пример таких категорий людей:

  • Пожилые. Учитывая возраст и количество пройденных испытаний, уважение к ним вполне оправданно.
  • Женщины. Все они - будущие матери, поэтому требуют почтительного уважения к себе.
  • Родители. Сам тот факт, что они подарили жизнь, не может не вызывать уважения.
  • Учителя. Благодаря их труду многие получают знания, способные помочь в достижении своих целей.
  • Коллеги. Вполне понятный выбор, ведь с этими людьми придется сотрудничать не один год. Поэтому гораздо проще, когда они находятся в категории друзей, нежели суют палки в колеса.

Уважение к Отечеству: его роль в формировании патриотизма

Родина - это не просто шесть букв в одном слове. Это то, что объединяет всех, делает нас одной большой семьей. Любовь к Родине называют патриотизмом. Но вот вопрос: "Разве он может существовать на одной только любви?" Нет, для того чтобы патриотизм не иссяк с годами, он должен постоянно подпитываться иными чувствами: гордостью, уважением, признательностью.

Только осознав всю красоту своей страны, ее особенности и недостатки, можно стать патриотом. А как говорилось ранее, уважение - это признание достоинств кого-либо или чего-либо, соответственно, без него невозможно воспитать в себе истинный патриотизм.

Уважение должно воспитываться с детства

Привить уважение к другим проще всего в детстве. Поэтому в большинстве случаев эта обязанность ложится на плечи родителей, а также учителей. Именно они должны пояснить подрастающему поколению, почему нужно уважать того или иного человека.

Следует с ранних лет обучать детей тому, что старших нужно слушать и выполнять их требования. Ведь их жизненный опыт куда больше, следовательно, их советы могут быть полезными. Также следует напоминать им, что каждый человек - это личность, а значит, нужно с почтением к нему относиться.

В целом уважение прав человека - это установленная норма для всех. Поэтому следует научить этому своих детей или воспитанников. В противном случае в будущем у них могут возникнуть проблемы в общении с другими людьми.

Напоследок нужно поговорить о таком явлении, как самоуважение. Ведь как люди могут уважительно относиться к тому, кто сам себя не считает равным им? Поэтому нужно объяснить ребенку, что он такой же, как и все. Гораздо важнее то, что у него внутри, чем то, во что он одет или в каком доме живет.

Каким-то вещам мы попросту не придаем значения, но задумывались ли мы, что бы произошло, если бы общество не имело ни малейшего представления об уважении? Ну, некоторые особи до сих пор ни сном, ни духом, но такие случаи следует рассматривать в порядке исключения. Основная часть людей все-таки знает о своих моральных обязанностях.
К уважению нас призывает закон, социология, психология, религия и философия, как к единственно верной основе взаимоотношений. Вот только порой мы забываем о том, что должны уважать окружающих: мы пролезаем без очереди, мы грубим (порой даже беспричинно), мы перестаем ценить интеллектуальное или материальное достояние. Пушкинские времена уже прошли и мы теперь имеем абсолютно другие приоритеты. Когда мы в очередной раз делаем что-то не совсем правильное с точки зрения морали мы абсолютно забываем, какого отношения требуем к себе.
Когда дело касается нас - мы четко себе представляем, чего заслуживаем, а чего - нет, но вот по отношению к другим людям мы придерживаемся абсолютно других позиций. Какая-то часть наших моральных ценностей зависит от менталитета - в каждой стране люди воспитываются по-разному и, к несчастью, не каждая страна должное внимание уделяет уважению. Хороший пример по этому поводу подает Англия: здесь с самого малого в детях воспитывается уважение и порядочность. Со стороны поведение британцев может показаться несколько отчужденным и холодным, но когда вы стоите в очереди, то ни один англичанин не попытается пройти раньше очереди, а в больнице никто не "зайдет спросить на 5 минут" . Они приучены ценить не только свое время, но и время окружающих.
В последнее время мы часто слышим о том, что новое поколение стало слишком наглым и невоспитанным и порой забываем, кто его, это поколение воспитывает. Вся проблема в том, что теперь мы учим своих детей их правам и несколько забываем об их обязанностях. Следствие: дети пререкается тут и там, они перестают ценить родительский труд, они не знают цены деньгам. Что не так? Мы их слишком любим! Например, во французских семьях не только дети обращаются к родителям на "Вы", но и родители к детям, что приучает детей к пониманию, что не важно, кто человек или сколько ему лет - он в первую очередь личность и к нему следует относиться с уважением.
Мы же в свою очередь умеем любить своих детей, но совсем не научились их уважать. Мы видим их детьми, а порой и своей собственностью, но перестаем понимать, что дети тоже нуждаются в том, чтобы их ценили и уважали. Чтобы изменить общество вокруг нас - следует начать с себя. Следует быть терпимым и искать в людях только лучшее. Таким образом мы изменимся сами и кто-то однажды возьмет нас за пример. Но что можно требовать от окружающих или даже от собственных детей, когда мы и сами-то не совсем тактичны?!
Как бы там ни было, уважать окружающих - наша прямая обязанность. Всегда пытайтесь поставить себя на место другого человека - возможно, его поступок вполне оправдан, просто с нашей колокольни этого не видно. Все мы не без греха, так что на какие-то неприемлимые для нас вещи можно закрыть глаза и помнить о том, что как мы к людям - так и они к нам.

Взаимопонимание – залог крепкого брака. Чтобы семейная жизнь была счастливой, оно должно присутствовать буквально во всем – как в личных отношениях, так и в бытовых. Очень важно, чтобы супруги уважали интересы друг друга и шли на компромисс, когда это необходимо. В любви не бывает победителей и проигравших, все равны перед этим светлым чувством, а потому эгоизм в отношениях просто неуместен.

Живя под одной крышей, люди часто сталкиваются с тем, что их мнения во многом расходятся. К примеру, мужчина не любит шумных вечеринок, а женщина не представляет своей жизни без них и систематически приглашает к себе веселых подружек. В этой ситуации она пренебрегает интересами супруга, пытаясь навязать ему собственное мнение.

Чтобы избежать конфликтов, ей достаточно просто встречаться с ними вне дома, к примеру, в кафе, ресторане, кино и т.д. Человек сможет ощутить себя счастливым в браке только тогда, когда с его интересами будут не только считаться, но и уважать их.

Чтобы научиться уважать интересы близкого человека, желательно как можно больше времени проводить с ним вместе, изучать его эмоции, отношение к миру и модели поведения.

Дружеские отношения

Друзья – люди, которые вместе и в беде, и в радости. Найти единомышленников очень сложно, для этого требуется время, определенные жизненные ситуации и, конечно же, воля судьбы. А вот потерять расположение близкого по духу человека можно в один миг. Ставя свое «Я» выше мнения окружающих, человек рискует остаться в полном одиночестве.

Дружба не терпит высокомерия. Бывают ситуации, когда близкие люди теряют связь из-за мелочей, банального непонимания, неуважения к интересам друг друга. Если друг действительно дорог, нужно научиться считаться с его мнением, прислушиваться к его советам, а иногда даже жертвовать чем-то ради отношений.

Чрезмерная гордость - основная преграда на пути к пониманию близких людей. Она не должна иметь высший приоритет в отношениях, иначе человек рискует остаться в полном одиночестве.

Как изменить себя?

Человек не научится уважать интересы окружающих, пока с его собственным мнением не будут считаться. В обществе существуют определенные правила, под которые так или иначе приходится подстраиваться, чтобы не превратиться в изгоя. Существуют люди, зачастую замкнутые в себе, в их окружении больше врагов, чем друзей.

Чтобы не пополнить их ряды, достаточно понять одну простую истину – не нужно ставить свою гордость превыше всего, это сформирует некую негативную оболочку, которая будет отталкивать людей. Мнения близких по значимости должны приравниваться к своим собственным, только в этом случае отношения будут крепкими и надежными.

Классный час

«Школа самоуважения»

Цели : дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих: обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.

План классного часа

1. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

2. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение»?

3. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение».

4. Ролевая игра «Утверждаю себя».

5. Открытый микрофон «Поговорим откровенно».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Учитель. Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя и отстоять свои права в суде. В этом ему поможет специальный документ - Конвенция «О правах ребенка». Этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А дети, как записано в Конвенции, - это все человеческие существа до 18 лет (статья 1).

Какие же есть у них права?

Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых. Все дети имеют право свободно перемещаться и свободно выражать свои взгляды. Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие. Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению. И наконец, каждый ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства.

Сегодняшний классный час мы и посвятим этому праву - праву на уважение.

II. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?»

Учитель . Итак, каждый ребенок имеет право на уважение. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь самоуважение. Как вы понимаете это слово?

(примерные ответы детей)

Самоуважение - это уважение человека к самому себе.

Это уважение к своим родителям, к своей семье.

Это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали.

Учитель . Как вы думаете, что дает человеку самоуважение?

(примерные ответы детей)

Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.

Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.

Человек, который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.

Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.

Учитель . По каким признакам вы определяете, уважает себя человек или нет? Вот, например, наши знаменитые спортсменки (показ фотографий): Татьяна Нафка, Арина Шарапова, Анна Курникова - в чем проявляется их уважение к себе?

(примерные ответы детей)

Они уверены в себе.

Хорошо одеваются.

Не боятся высказывать свое мнение.

Никому не подражают.

Постоянно тренируются, чтобы победить.

Могут постоять за себя.

Учитель . Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, свое мнение. Нельзя воспитать уважение к себе лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. Нужно учиться утверждать себя.

III. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение»

Учитель. Психологи заметили, что утвердить себя может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку, в которой участвуют три мальчика. Послушайте, о чем они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте выводы, кто из них себя утверждает, кто только унижает других, а кто вообще не может себя утвердить?

Саша (нагло, агрессивно). Так, на диктанте я сажусь с тобой! (Бьет Лену по плечу.)

Лена (тоскливо.) Зачем?

Саша . Буду у тебя скатывать!

Лена . Да у меня почерк мелкий!

Саша . А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!

Сережа (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.

Саша . О! Тогда ты мне все решишь! Усек?

Сережа (спокойно, без вызова). Ничего не усек, и решать за тебя ничего не буду.

Саша . Чего? Ты что, наезжаешь?

Сережа (спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.

Учитель . Как вы считаете, кто из ребят утверждают себя, кто показывает самоуважение?

(примерные ответы детей)

Лена очень пассивная, она себя не уважает, никак себя не утверждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других.

Саша ведет себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает других.

Сережа защищает свои права и не ущемляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувства, уверен в себе, но не давит на других.

Учитель. Итак, я сделаю выводы из ваших наблюдений. Саша для самоутверждения обязательно должен кого- то унизить. Так ведут себя люди неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Саша получит отпор, то все его мнимое самоуважение разрушится.

Лена не способна постоять за себя, она считает, что не достойна самоуважения. Это неправильно.

Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком.

Ну и, наконец, Сережа. С точки зрения психологов, Сережа утверждает себя правильно. Он может постоять за себя, не ущемляя права других, он спокойно и убедительно высказывает свое мнение, говорит то, что думает, не испытывая при этом чувства ущербности.

Скажите, пожалуйста, ребята, какой стиль поведения вам ближе?

Дети высказывают свое мнение.

А кто-нибудь хотел бы оказаться на месте беззащитной, беспомощной Лены?

Дети высказывают свое мнение.

Что бы вы посоветовали Лене, чтобы воспитать уважение к себе? Ваши ответы я буду записывать на доске. Потом посмотрим, что у нас получится.

(примерные ответы детей)

Пожаловаться учителю и родителям.

Попросить старшего брата или папу «разобраться» с обидчиком.

Заниматься спортом.

Стать чемпионом по боксу.

Научиться говорить «нет».

Победить свой страх.

Не подстраиваться под других.

Заняться музыкой, рисованием, танцами.

Стать первым в каком-то деле.

Учитель записывает ответы детей в виде плана.

Учитель . У нас получился план из 9 (по количеству предложений) пунктов. Как мы его назовем? Примерные ответы детей:

- «Как стать сильным и независимым».

- «План самоутверждения» или «Как утвердить себя». Классный руководитель. Как вы считаете, нужно ли убрать из этого плана пункты, которые не помогут самоутверждению?

(примерные ответы детей)

Нужно убрать пункы 1 и 2. Человек должен сам утверждать себя, не рассчитывать на других. (Это можно обсудить.)

Убрать пункт 4. Ведь не каждый может стать боксером, да еще и чемпионом. (Можно обсудить.)

Убрать пункты 3,8. Человек может заниматься чем-то другим, тоже важным и интересным и так утвердить себя.

Учитель . Как вы считаете, а стоит ли добавить в этот план такие пункты, как «Купить дорогой мобильник» или «Носить самую дорогую одежду»? (примерные ответы детей)

Конечно, у кого будет самый крутой мобильник, тот сам себя зауважает.

Богатая одежда нужна для самоуважения, кто плохо одевается, тот не может себя уважать.

Дорогой мобильник не добавит самоуважения, все равно у кого-то мобильник будет еще круче.

Богатая одежда - этого очень мало. Ведь не ты ее заработал, а твои родители.

Учитель . Я согласна с теми, кто говорит, что такие пункты для самоуважения не нужны. Ведь человек должен уважать себя не за то, что он носит богатую одежду или говорит по дорогому телефону, а за то, что он человек.

IV. Ролевая игра «Утверждаю себя»

Учитель . Ребята, давайте поиграем в игру «Утверждаю себя». В ней принимают участие 2 команды из 5-7 человек. Первая команды называется «Атака». Кто хочет участвовать в этой команде?

К доске выходят 5-7 человек.

Итак, первая команда у нас есть. Вам предстоит сыграть роль Саши, агрессивного, самоуверенного, грубого человека, который постоянно идет в атаку на окружающих, чтобы утвердить себя. Каждый член вашей команды получает фразу, которую он должен произнести голосом Саши.

Учитель раздает каждому члену команды карточки с фразами.

Пока члены команды знакомятся с фразами, которыми они будут атаковать соперников, мы соберем вторую команду. Кто хочет в ней участвовать?

К доске выходят 5-7 ребят.

Ну вот, у нас есть и вторая команда - назовем ее «Защита». Ее участникам предстоит сыграть роль Сережи. Они должны спокойно, уверенно, с достоинством ответить на атакующую фразу Саши. Только вот эту фразу они должны придумать сами.

Я прошу команды построиться в 2 шеренги. Когда я скажу слово «Сходитесь!», два первых члена команды выходят на середину и становятся рядом. Когда я говорю слово «Ринг!», член команды «Атака» говорит свою фразу. И сразу же мы должны услышать ответ от члена команды «Защита». Все остальные ребята будут выступать в роли наблюдателей и в конце игры выскажут свои мнения о том, кому из участников команды «Защита» удалось достойно утвердить себя.

Внимание! Команды готовы?

Учитель и ученики выполняют такие действия.

Учитель . Сходитесь!

2 ученика сходятся, становятся рядом.

Учитель . Ринг!

1 ученик читает фразу, второй отвечает, и оба участника сразу же расходятся и становятся в конце шеренги своей команды.

Учитель повторяет шаги игры, пока все участники не исполнят своих ролей.

Спасибо, ребята. Можете сесть на свои места. Давайте послушаем, что скажут об ответах команды «Защита» наши наблюдатели.

Дети высказывают свои замечания игрокам команды «Защита».

К сожалению, некоторые ребята вместо защиты шли в нападение и, вместо того чтобы показывать спокойствие и уверенность, отвечали грубо и агрессивно. Может быть, кто-то из них сам это заметил?

Участники команды «Защита» высказывают свои соображения.

А что вы можете сказать об актерской игре команды «Атака»? Дети высказывают свои замечания.

V. Открытый микрофон. «Поговорим откровенно»

Учитель . Сегодня, ребята, говоря о самоуважении, вы оценивали действия своих товарищей. А как вы оцениваете себя, есть ли у вас самоуважение? Правильно ли вы утверждаете себя в обществе?

(примерные ответы детей)

Уважение к себе есть, но не знаю, как заставить себя уважать.

Очень трудно отвечать сдержанно на «наезды», так и хочется ответить грубостью на грубость.

Мне кажется, что утверждать себя нужно не словами, а делами.

Я считаю, что главное - это заставить себя уважать.

Я считаю, что уважают только сильных. Нужно, чтобы тебя боялись, тогда и сам будешь себя уважать.

Я стараюсь чему-то научиться, стать лучше, стараюсь ко всем относиться по-доброму - в этом мое самоутверждение.

Мне кажется, что у меня недостаточно самоуважения, потому что я плохо учусь и у меня плохое поведение.

VI. Подведение итогов

Учитель . Ребята, о чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?

(примерные ответы детей:

Мы узнали, что у каждого человека должно быть самоуважение.

Человек должен уважать себя, просто потому что он человек.

Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут.

Чтобы заслужить уважение, нужно себя утверждать.

Нельзя самоутверждаться за счет унижения других.

На грубость и агрессию нужно отвечать спокойно, с достоинством.

Уважение к потребностям и желаниям

Потребность - это необходимость в чем-то очень хорошем для себя. Потребность во внешнем благе. Любой человек нуждается в пище, безопасности, отдыхе, общении, принятии, любви. Потребности всегда хороши и естественны. Нет ничего стыдного в том, чтобы нуждаться, например, в поддержке. Или в признании. В том, чтобы ощущать себя хорошим и нужным. И в том, чтобы побыть в тишине и одиночестве.

Потребности нельзя оценивать критически, нельзя считать, что у другого человека (или у вас) они «неправильные» или глупые. Они правильны всегда! И относиться к ним нужно со вниманием и бережностью. Потому что из реализованных потребностей и складывается общая удовлетворенность жизнью и ощущение счастья.

Я очень устал/а, мне нужно полчаса, чтобы отдохнуть.

Что вы ответите на это?

От чего там было уставать? Не мешки же грузил/а!

В этой фразе нет уважения к потребности другого человека.

Конечно, отдохни, тебе надо восстановиться.

А в этой есть. Теперь про желания.

Куда с твоим весом еще пиццу?

Люди, которые уважают друг друга, никогда не будут занимать позицию «над» в общении. Уважение - это прежде всего признание того, что ваша человеческая ценность - равная.

Очень хочу пиццу с беконом! - А я хочу мороженого! Хоть и вредно очень. Ну что, пустимся во все тяжкие или проявим силу воли? - так выглядит разговор двух людей, которые не ставят себя ни выше и ни ниже другого.

Уважение к особенностям

Ваша совместная жизнь будет тем более комфортной и счастливой, чем лучше вы сможете видеть и принимать в расчет, какой человек рядом с вами, каковы его психические свойства и особенности характера, на что он способен, а в чем его ограничения.

Я не могу это cделать/решить так быстро, мне нужно больше времени!

Вот вечно ты тормозишь! Надо соображать быстрее!

Хорошо, я подожду, когда ты закончишь. И скажи, если я могу тебе в чем-то помочь? - спокойная и уважительная фраза, в которой нет конфронтации, а есть предложение сотрудничества.

Уважение к чувствам и переживаниям

Мы все живые люди, не роботы. Иногда нас что-то очень огорчает, выводит из себя, злит.

Я очень расстраиваюсь, когда ты говоришь такое...

Какие мы нежные! Правда глаза колет?

Я сожалею. Меня тоже вся эта ситуация очень расстраивает.

Так вы показываете: я признаю твои чувства, мы с тобой в одной лодке. И в ваших отношениях не появляются трещины.

Уважение к интересам и вкусам

Примеры неуважения:

Чем на рыбалку свою ездить (с цветочками ковыряться), лучше бы книгу какую-нибудь умную прочитал/а!

Только недалекие женщины смотрят такие сериалы.

Как такое вообще можно есть? Выглядит ужасно!

Вкусы и круг интересов любого человека - это личная, совершенно неприкосновенная для других (даже самых близких) территория. Если вам не нравится, что любимый человек слишком много внимания уделяет своим пристрастиям, это можно и нужно обсуждать. Но критиковать, высмеивать его увлечения «вообще» - это удар ниже пояса и абсолютно недопустимые вещи в уважительных отношениях.

Уважение к ценностям

Ценности - это то, что имеет для нас огромную значимость, во что мы свято верим, на чем стоим. Это наше отношение к основополагающим вещам в жизни, наши представления о допустимом поведении, наши внутренние обязательства перед самими собой.

Я знаю, что нужно помочь твоим родителям. Но и на море мне тоже хочется. Давай подумаем, как нам это совместить, чтобы все остались довольны.

Признавая ценности своего партнера, вы можете рассчитывать, что и он будет внимательно относиться к тому, что дорого для вас.

Уважение к точке зрения/видению/картине мира

Только отставшие от жизни люди могут так рассуждать!

Ты ничего не понимаешь и жизни не нюхал/а.

Приятно слышать такое в разговоре, когда вы высказываете свою точку зрения? Конечно, неприятно. Никому неприятно. А как можно уважительно выразить свое видение, отличное от видения другого? Очень просто - словами «у меня другое мнение» (далее следует мнение, начинающееся со слов «я считаю, что», «я верю в то, что», «мой опыт говорит о том, что») или «я не согласен/не согласна».

Уважение к планам и устремлениям

Ты в своем уме? Столько времени и денег на это тратить! Тебе это не нужно!

«Нет у тебя права на свое развитие и свою собственную жизнь, я буду решать, что тебе делать и что хорошо для тебя» - как бы говорит эта фраза. Здесь партнер воспринимается не как отдельный человек со своей свободной волей и правом распоряжаться собой, а как собственность другого.

Я хочу получить второе образование.

Я не уверен/а, что сейчас подходящее время для этого, но если это твое решение - я его поддержу.

Вам необязательно с восторгом принимать все намерения своего супруга, вы можете сомневаться в их целесообразности и перспективности. Но в любом случае ваш любимый человек - взрослый, и сам способен делать жизненные выборы и нести за них ответственность.

Уважение к кругу общения

Что у тебя может быть общего с этими странными личностями, с которыми ты общаешься? Они не стоят твоего времени!

Круг общения, как и вкусы, как и круг интересов, как и взгляды на жизнь - это лично ваше. Никто не может вторгаться в эту зону со своим мнением и советами, если этих советов не спрашивали. Мы дружим, общаемся с кем-то, потому что нам с ними интересно, нас связывает какая-то своя, уникальная история и эмоциональная привязанность. Относиться с уважением к этим историям и эмоциональным привязанностям своего любимого человека - значит с уважением относиться к нему самому, к его личному пространству.