Золотое шитьё, история. Вышивание: мастер-класс по золотному шитью, приемы и советы вышивки

Не белыми нитками шито

ЗЛАТОЗАРИТЬ, озарять золотистым светом или блеском.
Златозарный, блестящий, озаряющий золотистым блеском.

Златопрядный (золотопрядный), из золотых прядей состоящий, к золотопряденью, выделке швейного золота, бити относящийся, золотоволочильный.

Золотное шитье – древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было всего два – три процента золота. Поэтому декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.

Принято считать, что искусство вышивки золотыми нитями зародилось на Востоке, к нам оно пришло более тысячи лет назад. Своего расцвета золотное шитье достигло именно на Руси, в XV – XVI веке.
Разнообразие материалов и всевозможных сортов золотных нитей (прядёные, сканые, волоченные, канитель, трунцал, бить)
Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотной и серебряной нитью. Именно такая вышивка лучше всего сохранялась, и образцы её дошли до нас.


Около дер. Кнутихи на р. Уводь в пяти погребениях(9 -13 век) найдены остатки шёлковой отделки воротников рубах, расшитых золотной нитью. На полоске импортной ткани полотняного переплетения вышита гирлянда из S-видных вьюнов, в круги которых помещены четырёхконечные кресты.

Древнерусское золотое шитье 10-13 веков почти не отличалось по технике, и использованию элементов на территории например Киева и Новгорода, Смоленска и Старой Рязани. Тамбурный шов известен еще с античности и он находил применение и в славянской вышивки. Даю точную ссылку по использовании тамбурного шва в 11 веке. Фехнер М.В. Древнерусское золотое шитье 10-13 века. Труды ГИМ. выпуск 82. М. 1993.

Платок- "ширинка". 17 в. Ткань - шелк, шелковые, пряденые золото-серебряные нити. Шитье швом "на проем" и "в прикреп"
// Костюм в России 15-начало 20 века из собрания ГИМа. - М., 2000.

Золотная вышивка на головных уборах:



Женские головные уборы - "каблучки"

Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Левый и правый - бархат, ситец, золотный галун, золотные пряденые нити, канитель, трунцал, пайетки, шитье " прикреп". В центре - холст, шелк (штоф), хлопчатобумажный галун, золотные пряденые нити, пайетки, цветные стекла в кастах; низание, шитье "в прикреп"

Женский головной убор

Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв.

Женский головной убор – шамшура.

Парча, позумент, бисер, холст, золотое шитье, клеевая твердая основа. Русские. Царицынская губерния (Волгоградская область), г. Камыши, середина XIX в.

Кокошник-сборник XVIII век - конец XIX века
Архангельская губерния Головной убор молодой женщины.


на

Очелье, Русь, шелк, жемчуг, металлизированные нити, вышивка в прикреп, 12 - начало 13 вв.(реставрация)

Чепрак (часть). Россия, вторая половина XVIII в. Бархат, золотные пряденые и сканые нити, бить, бахрома. Вышивка «по карте». 52 X 116 см. Фрагмент.

Очелье женского головного убора. Рельефная вышивка золотой и серебряной нитью по подстилу. Северный район





Женские праздничные головные уборы

Русский Север. Начало XIX в. Шелк, парча, жемчуг.

ПАРЧА
золотая или серебряная ткань: шелковая ткань, протканная золотом, серебром;
| парчица и полупарча, мишурная парча, бумажная. Парчевый покров, на покойника. Парчевый кокошник. Парчевая фабрика. Парчевник, парчевый ткач или торговец;
| старинная парчевая одежда.

"...золототканные материи в Византии не вырабатывались.... Серебряные позолоченные ленты, спряденные на шелк, использовались в империи для вышивок и для производства декоративной ленты - тесьмы.

Золототканные ленты были в обиходе у населения древней Руси в течение XI-XIII вв.
Ими обшивали ворот платья и обшлага рукавов. Многие фрагменты найдены в погребениях на шейных позвонках скелетов, под нижней челюстью, на запястье рук и на лучевой кости.

Среди узорчатых восточных тканей этого времени, как и среди византийских, парча неизвестна. Производство парчевых иранских тканей - объярей, золотных бархатов и камки, байбереков (диба золотная), обращавшихся на русском рынке в конце XV и XVI в., началось, очевидно, не ранее XIV в. "

РАННИЕ ОБРАЗЦЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ

К.А. Михайлов

Одной из новых и статусных категорий находок на Рюриковом городище под Великим Новгородом стало открытие скоплений золотных нитей, некогда украшавших древнерусский парадный костюм. Золотными нитями или «битью» 1 вышивали воротники и иногда нарукавники - «поручьи» древнерусской одежды, украшали литургические облачения иерархов православной церкви и парадные облачения древнерусской знати. После масштабных археологических исследований XX столетия находки золотного шитья стали обычным явлением во время раскопок древнерусских памятников. Особенно часто воротники, вышитые золотной нитью находят во время работ на древнерусских могильниках ХП-ХШ вв. Может показаться, что в этом ряду находка 2001 г. стала лишь одной из многих (Приложение II № 24). Уникальность городищенской находки связана с контекстом ее местонахождения. Два скопления фрагментов бити были открыты в 2001 г. во время раскопок верхних слоев древнего рва на южном краю Городищёнского холма, первое - в заполнении срубной постройки. Бить представляла собою клубок не затронутых коррозией металлических нитей желтого цвета. Ее нити изготовлены из полосок фольги, намотанных на органическую основу, скорее всего, шелк, который не сохранился до наших дней (рис. 1). Толщина нити около 0,3 мм. Сопутствующие находки позволяют сузить дату попадания находки в слой до второй половины XII в.2 До сих пор золотное шитье редко находили в городском слое и тем более в датируемом комплексе. Как мне кажется, эти обстоятельства находки на Городище дают повод в очередной раз подробно рассмотреть всю категорию подобных украшений костюма на территории всей Древней Руси.

В Средние века практиковалось несколько технологических приемов изготовления золотной нити. Ее делали из металлической (серебряной, золотой или позолоченной серебряной) фольги толщиной около 0,2-0,5 мм или из проволоки круглого сечения, накрученной на органическую основу (рис. 2-3). Чаще всего ее навивали на крашеную шелковую или льняную нить. Подобная технология характерна для эпохи раннего средневековья и часто фиксируется среди находок в Гнездово, Шеставице, Пскове, на Рюриковом городище и Тимерево. Из этого ряда выделяется пока только один необычный образец из Гнез-дова, который демонстрирует особенную технику: бить в нем оказалась изготовлена из шелковой нити, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Аналогичные по технике изготовления нитей ткани, по мнению М.В. Фехнер, происходят из кургана близ с. Россавы и из гробницы кн. Андрея Боголюбского во Владимире3. Исследовательница полагала, что местом изготовления подобных шелков могла быть Испания. Однако точно в такой же технике изготавливали золотные нити в Китае и, по-видимому, в Византии. Например, нити, выполненные из кишок животного и покрытые золотой амальгамой, обнаружили в могиле болгарского царя Колояна, датируемой началом XIII вв.4 Германский исследователь средневекового текстиля Отто фон Фальк предположил, что изготовление золотых нитей из кишок животных начинает распространяться в Византии только с XI в. Находка из го-родищенского слоя, напротив, принадлежит к самой массовой технологической группе с навитой на шелковую основу фольгой. Судя по числу нитей, находка может оказаться остатками вышитого воротника.

Золотная вышивка, украшавшая древнерусские церковные облачения и светский парадный костюм, давно стала одной из ярких составляющих древнерусской культуры. Десятки образцов древнерусской золотной вышивки хранятся в коллекциях отечественных музеев. Многочисленные работы исследователей вводят в научный оборот ее новые образцы5. Главным образом этот фонд находок пополняется археологами во время исследований древнерусских некрополей. До последнего времени наиболее подробно археологические находки древнерусского времени рассматривались в работах М.В. Фехнер, М.А. Сабуровой, А.К. Елкиной, М.О. Новицкой и некоторых других. Согласно подсчетам М.В. Фехнер в 1970-е гг. только в коллекции ГИМ насчитывалось не менее 63 экземпляров древнерусских лент и воротников с золотной вышивкой. Впоследствии исследовательница писала уже о 73 фрагментах золотного шитья 6. Из них 37 происходили из погребений в древнерусских курганах ХИ-ХШ вв.7

Золотная нить

Рис. 2 Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу
Рис. 3. Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу

По моим подсчетам на данный момент в литературе и археологических отчетах отражено не менее 70 географических пунктов, из которых происходит более 155 образцов древнерусского золотного шитья Х-ХШ вв. (Приложение I-II) 8. Помимо опубликованных находок известного происхождения, в музейных фондах хранятся вещи из де-паспартизованных коллекций. Например, в археологических фондах Государственного Эрмитажа (ОАВЕС) находится не менее 7 образцов золотного шитья; в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского -не менее 22 фрагментов; в отделе археологических фондов Национального музея истории Украины -около 18 образцов домонгольского золотного шитья из археологических раскопок9. Значительная их часть осталась без документации. Новые находки также происходят из современных раскопок Белгорода, Переяславля-Хмельницкого, Чернигова, Дмитрова, Великого Новгорода. Точное число фрагментов трудно определимо, так как один и тот же предмет в музейном хранении может быть разделен на несколько фрагментов и далеко не все из них могли быть опубликованы10.

Несмотря на многочисленность находок золотного шитья, наиболее редкими остаются самые ранние его образцы. Долгое время таким ранним примером древнерусского золотного шитья считалась находка из черниговского «княжеского» кургана Черная могила, который датируется второй половиной X столетия и. Многие исследователи отмечают, что ткани, украшенные золотным шитьем, распространяются в древнерусских могильниках не ранее рубежа XI-XII вв. Следовательно, образец вышивки из Черной могилы отстает от большинства подобных находок почти на столетие. На фоне множества более поздних образцов золотного шитья она выглядит редким примером, не связанным с последующей, древнерусской традицией вышивания. Справедливо ли это утверждение?

Помимо 64 мест находок древнерусского шитья конца XI-XHI вв. (Приложение II), мне стало известно о 15 находках золотного шитья X столетия, выполненных из фольги и дротовой, круглой в сечении проволоки - бити, из не подвергшегося коррозии металла желтого цвета (Приложение I). Бить из белого металла (серебра) мною пока не учитывалась. Наиболее ранние находки золотных нитей происходят из могильников: Гнездова, Тимерева, Чернигова, Пскова. Эти находки немногочисленны и связаны с кругом ранних, «дружинных» древнерусских погребений.

Например, в могильнике Гнездово золотная нить найдена в семи погребальных комплексах. Из них шесть относятся к одному и тому же типу обряда трупоположений - погребальным камерам. Например, в захоронении под курганом Ц-301 археологи из МГУ обнаружили затканную золотными нитями ткань, сшитую из нескольких кусков шелка шириной 39-40 см. По характерному переплетению нитей ткань может быть отнесена к типу «саммит» или самитум/ samitum n. В могиле ткань лежала вместе с другими остатками одежды в отдельно стоящем берестяном туесе13. Из комплекса № 97, который представляет собой результаты сборов инженера СИ. Сергеева из нескольких погребальных комплексов, происходят три фрагмента золотной нити14. Нить сделана из фольги, накрученной на несохранившуюся органическую основу. Судя по сохранности, фрагменты нити можно отнести к вышивке ленты или галуна из трупоположения. В камере из кургана Ц-198 золотной нитью была вышита тесьма на головной повязке или платке погребенной женщины1S. По мнению исследователей, в кургане Дн-1 золотная нить украшала тесьму от галунов, которые были нашиты на мужской кафтан с латунными пуговицами грибовидной формы16. Существуют упоминания о том, что фрагменты золотной нити были найдены в гнездовских курганах Оль-30 и Поль-76 17. Вторая находка золотной нити из трупосожжения связана с большим «княжеским» курганом из раскопок В.И. Сизова. В предшествующих публикациях упомянуты следы золотой насечки на пластинах шлема из кургана. При внимательном рассмотрении насечка оказалась фрагментами золотной нити, изготовленной из скрученной спиралью фольги, которые прикипели к шлему уже на погребальном костре. Судя по сохранившемуся фрагменту с тремя параллельно лежащими нитями длиною около 1,5 см, они украшали ленту или галун от верхней, «парадной» одежды погребенного. Вероятно, на погребальном костре часть одежды из инвентаря оказалась прижатой к шлему. В результате, фрагмент шитья прикипел к куполу шлема и был принят за его орнамент18. Аналогичная находка была сделана в Чернигове. Там шитье с золотной нитью украшало одежду мужчины, захороненного в большом «княжеском» кургане Черная могила. Судя по прекрасной сохранности черниговской ткани, она была положена в могилу уже на потухший погребальный костер19.

После Гнездова самая представительная коллекция золотного шитья представлена в пяти погребениях раннего древнерусского могильника Тимерёво. Фрагменты нитей из желтого металла найдены в трупосожжениях из курганов №№ 285,295,297,348,38220. В кургане № 382 зафиксирована проволока желтого цвета, которой украшали тесьму на обшлагах рукавов. Из того же погребения происходят фрагменты орнаментов от воротника верхней одежды, изготовленных из проволоки, накрученной на органическую основу, а также круглая пуговица из того же материала. Проволока круглая в сечении, около 0,3-0,5 мм. В кургане № 385 исследователи нашли фрагменты проволоки, украшавшей тесьму на одежде погребенного. Н.Г. Недо-шивинаи М.В. Фехнер упоминают о находках тесьмы из шелковых и металлических нитей в курганах №№ 263-П, 422, 424 21. Шелковой тесьмой с золотными нитями украшали не только оторочки рукавов и ворот одежды, но и края женских головных платков. Например, плетением из золотных нитей был украшен головной убор из кургана № 348.

Вероятно, к той же группе ранних образцов древнерусского золотного шитья можно отнести фрагменты бити из Пскова. Они происходят из погребения № 1 (74) из Трупеховского I раскопа. Данное труло-положение относится к древнейшему псковскому некрополю и датируется концом X - началом XI столетия. Судя по значительному числу нитей (фольга желтого цвета накручена на органическую основу) и ее расположению на костяке погребенного мужчины, вышивкой была покрыта значительная часть одежды22. Это довольно редкий пример, так как обычно золотным шитьем украшали узкие полоски тесьмы на вороте и рукавах. Редкие примеры находок парадной одежды с подобной вышивкой связаны с престижными аристократическими погребениями из камеры в Еллинге (Дания), с погребением в кургане Черная могила, захоронениями князя Андрея Боголюбского или болгарского правителя Колояна23.

К числу ранних образцов золотного шитья можно отнести и остатки «парчи» - вышивка от головного платка из киевского погребения № 123. Эта погребальная камера с женской ингумацией была найдена рядом со стенами церкви Богородицы Десятинной в Киеве. Ожерелье из сердоликовых и серебряных пустотелых бус со сканным орнаментом, арабский дирхем, а также характерный обряд погребения позволяют датировать его второй половиной - концом X в.и

За время, прошедшее с момента публикаций М.В. Фехнер, несколько расширился круг находок ранних образцов золотного шитья и аналогий этих находок. Мы знаем, что множество женских и мужских древнерусских костюмов в X в. украшались шелковой тесьмой с металлическими нитями. Большинство из них оказались серебряными. Однако, небольшая часть этих вышивок была украшена нитями из золота. Большинство таких нитей оказались сделаны из шелка, обмотанного тонкой золотой фольгой. Эти ранние находки связаны с могильниками Чернигова, Гнёздова, Тимерёва, Пскова и Рюрикова городища. Всего 15 находок, которые относятся к X в.

Аналогии и происхождение: В эпоху раннего средневековья одними из первых в Европе золотную нить в качестве украшения парадной одежды стали использовать франки. Наиболее известные находки золотного шитья связаны с королевскими усыпальницами представителей королевской династии Меровингов в соборах Сен-Дени под Парижем и Кёльна. В них золотная вышивка оказалась найдена в погребениях знатных женщин, по-видимому, родственниц королевской семьи. В первом погребении позументы с вышивкой украшала наручи обшлага рукавов шелковой туники королевы Арнегунды, во втором - налобную часть головного платка или покрывала безымянной деiy шки погребенной в королевской усыпальнице25. Вслед за Меровин-i ";i ми, одними из самых ранних находок металлизированной тесьмы 111 шзнаются англо-саксонские тесьмы с золотными нитями из погребе-11 ий VI-VII вв. Примером может стать тесьма шириной в 9 мм из кур-пшаТэгагов Барроу в Бэкингемсшире. Как считает М. Мюллер-Вилле 11 ряд других исследователей, обряды захоронений эпохи Вендель, состав погребального инвентаря королевских захоронений Скандинавии, Англо-Саксонской Британии и Континента тесным образом связаны между собой и копируют общие для всех образцы. Это касается как 1 ia6opa вооружения, стиля орнаментов, украшавших драгоценные предметы и бытовую утварь, так и погребального костюма. Вероятнее всего, варварская знать копировала образцы вышивок и украшений Римской, а затем Византийской империи, где были распространены дорогие образцы тканей, украшенные золотными нитями.

Следующий расцвет золотного и серебряного шитья на Севере Европы связан с эпохой викингов. Находки золотной тесьмы, главным образом, связаны с наборами инвентаря из погребений Дании и Средней Швеции. Во-первых, в Хедебю - крупнейшем торговом центре Ютландии - тесьма только с золотным шитьем была найдена в трех женских захоронениях середины X в. Это оказались погребальные камеры №№ 188/ 1960, 2/ 1963, 5/ 1964 из могильника Сюдебраруп, который расположен к югу от городского вала. В двух из них длина тесьмы достигала от 63 до 80 см., при ширине 1,2 см и толщине самой нити 0,2-0,5-0,8 мм26. В других частях Дании золотные нити, украшавшие одежду, найдены в женском погребении № 4 могильника Фюркарт (вторая половина X в.), в камере из Хвелинхё (вторая половина X в.), в погребении первой половины X в., в кургане из Ладбю и в погребальной камере из-под церкви в Еллинге (вторая половина X в.)27. В последнем захоронении золотная нить украшала всю верхнюю одежду погребенного в камере мужчины. Археологи обнаружили более 500 фрагментов золотых спиралек от нитей, которые располагались по всей площади камеры28. Так же золотные нити украшали детали одежды мужчины, похороненного в камере из Маммен (970/971 гг.). Из перечисленных восьми погребений два - Еллинге и Ладбю - считаются местами захоронения представителей высшей знати - членов королевского дома.

В Скандинавии эпохи викингов наиболее значительное число захоронений с золотным шитьем происходит из шведского могильника Бирка, где в 16 камерах золотная нить использовалась в тесьме, позументах, вышивках и различных украшениях одежды (погребения №№ 524, 542,551, 557, 561, 643, 644, 731, 735, 736,750, 791,824, 832, 844)29. Украшение из золотной нити найдено в составе погребального комплекса кургана Скопинтул из Адельсё. Тесьма из золотых и, по-видимому, шелковых нитей найдена среди инвентаря королевского кургана Гокстад, Норвегия30.

Анна Крог считает, что столь массовое и одновременное распространение на территории Датской державы золотных вышивок и импортных тканей связано с политическими событиями второй половины X столетия. При короле Харальде Синезубом и его преемниках Дания была крещена, и ее элита испытала сильнейшее культурное влияние со стороны Империи. Через двор Оттонов в скандинавскую среду распространяется византийское культурное влияние. Парадная придворная одежда с вышивкой или тесьмой из золотной нити появляется, по мнению А. Крог, вместе с распространением христианства31. Следует отметить, что в ряде женских захоронений с золотной вышивкой исчезает традиционная верхняя скандинавская одежда с металлическими фибулами. Ее заменяет длинная накидка, обшитая по краям золотной тесьмой. Плащ с аналогичной тесьмой происходит также из мужского захоронения в Маммен. Интересно отметить, что с упомянутыми скандинавскими находками перекликаются и первые находки древнерусского золотного шитья. Они найдены в двух больших курганах, обряд которых, безусловно, связан с Севером Европы и высоким социальным статусом погребенных, а также в восьми погребальных камерах, т.е. памятниках аналогичных камерным захоронениям Дании и Бирки.

По мнению М.В. Фехнер, большинство шелковых тканей привозились на территорию Руси из Византии или из Испании. Вероятно, действительно большая часть древнерусских очелий, поручей, накидок и воротников, вышитых битью, могла быть импортирована. В то же время, многие исследователи считают, что значительное число золотных вышивок являлось произведениями местных, древнерусских мастериц. Основой для таких представлений стали, например, сообщения летописи об открытии в Киеве в 1086 г. школы для обучения золотной вышивке; вклады с русским шитьем XII в. на Афоне и некоторые технологические особенности древнерусской вышивки.

В конце Х-начале XI вв. золотную нить с примесью серебра, крученую с шелком, активно, в качестве товара, вывозили из Багдада в Египет. Стоимость подобной нити в 20 раз превышала стоимость золота Л2. На основании этих сведений можно предполагать, что не ранее конца XI в. вместе с готовыми тканями и вышивками, на территорию Древней Руси могли попадать и сами золотные нити, которые, в свою очередь, использовались местными мастерами. В предшествующий период виды орнаментов, технология изготовления древнерусского.юлотного шитья ничем не отличаются от скандинавских образцов эпохи викингов. По-видимому, скандинавская и древнерусская золотная вышивка поступали из одного и того же зарубежного источника.

Золотное шитье - вышивка золотными нитями, которые производят из синтетической пряжи и пленки, имитирующей металлическую и металлизированную нить . Эти нити обладают металлическим блеском и выпускаются не только «золотыми», «серебряными» и «медными», но и всех цветов радуги - от красного до фиолетового.

Золотные нити различаются и по толщине, и по фактуре, имеют вид тончайшей узенькой пленочки (люрекс), хлопковой нити с добавлением пленки, нити, похожей на скань, канитель, мишуру, а также выпускаются в виде тонкого и толстого шнура, отделочной тесьмы и др. Изобилие разнообразных материалов для золотного шитья позволило широко использовать его для украшения одежды и предметов быта. Однако все эти материалы, как и металлические и металлизированные нити, весьма хрупкие, при работе они ломаются, шить ими иглой обычным способом невозможно. Поэтому золотное шитье полностью аналогично золотому - в нем используются те же швы, те же приемы и соблюдаются те же правила.

Необходимые материалы для работы

Ткань и подкладка;
. нить вышивальная крученая (ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.); золотная нить (металлическая, металлизированная, канитель, люрекс, искусственная, имитирующая металлическую);
. нить вспомогательная - очень крепкая шелковая или синтетическая в цвет рабочей нити;
. материал для настила: подложки (тонкий прочный картон, гладкий драп, сукно, кожа), мягкая толстая нить, «веревочка» (хлопчатобумажная леска, кордовая нить, любая крученая тонкая бечевка и т. п.);
. вспомогательные материалы: клей для ткани, пчелиный воск, фольга;
. материалы для украшения: бисер, стеклярус, жемчуг, бусины, пуговицы, пайетки и т. п.;
. инструмент обычно применяемый при вышивании (ножницы, наперсток, ножик, булавки и т. д.);
. квадратные пяльцы или рамы;
. иглы вышивальные № 1-2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла для шитья гарусом и пригодная для «веревочки», игла для шитья бисером;
. шило (можно сделать из толстой иглы или шприцевой иглы);
. витейка;
. крючки вязальные № 1-1,5.

Правила золотного шитья

. Ткань должна быть натянута в пяльцы или на раму очень туго (как на барабане) и весь рисунок должен быть открыт для работы (cлишком сильное натяжение не допускается).

. Переводить рисунок на рабочую ткань следует очень аккуратно, лучше всего методом припороха , так как пользуясь тем же сколком, следует заранее приготовить подложки из картона или другого материала. Вырезать подложки следует очень аккуратно, без зазубрин и наклеивать клеем для ткани по месту на рисунке.

. Рабочую нить следует намотать на витейки , которыми может служить обычная деревянная катушка со спрямленными головками. Такую катушку, как и витейку, легко перекладывать с места на место на поверхности работы по ходу укладывания нити на узор.

. Рабочая нить (золотная) всегда должна быть хорошо скрученной , поэтому ее следует постоянно подкручивать.

. Рабочую ткань с рисунком лучше всего нашивать на подкладку , которой должна служить плотная ткань (полотно, сукно, драп и т. п.); можно (в случае необходимости) сложить рабочую ткань в несколько слоев (2-4).

Чтобы вспомогательная нить легче проходила через толстый слой плотной ткани, ее следует натирать пчелиным воском (вощить).

Чтобы первая прокладываемая нить не соскальзывала с подложки, на ее краю можно сделать 1-2 стежка нитью или маленький мазок клея для ткани.

Чтобы скрыть небольшие огрехи при прокладке рабочей нити, следует веревочку и картон подкрашивать в цвет нити.

Край детали, заполненный тем или иным узором, лучше закрывать, проложив по нему нить с пико, шнурок (рис. 3), тонкую тесьму, канитель, нить с бисером или жемчугом.

Канитель пришивают, как бисер, продевая через пружинку иглу с тонкой нитью. Ее можно прикреплять дополнительно и по длине, стараясь положить вспомогательную нить между витками спирали (образец 21).

Окончив работу, обрежьте лишние нити на изнанке, закрепите обрезанные концы и узелки клеем для ткани. Сняв работу с пялец, срежьте лишнюю ткань и закройте изнаночную сторону подкладкой из ткани или картона - так вышивка сохранится лучше.

Швы и приемы золотного шитья

При работе золотными нитями используются особые швы и приемы : чаще всего - это шов «вприкреп » (мягкий и счетный), наиболее характерный - литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол» ).

Мягкий прикреп

Мягкий прикреп применяют для закрепления прокладываемой нити по узору (см. образец 1) или шнура (2), для прокладки отделочной нити с пико (3). На образце 4 показано, как размещают прикрепы при выполнении пико. Во всех перечисленных случаях для прикрепа пользуются тонкой нитью в цвет рабочей нити. Прикреп кладут мягко, не затягивают и по возможности незаметно.

Кроме того, такой же прикреп используют при наложении декоративной сетки, закрепляя рабочую нить в местах поворота ее по краю узора. Разделывают сетки обычно шелковым гарусом контрастного цвета (образцы 5 и 6).

Мягким прикрепом пользуются также для закрепления рабочей нити при заполнении детали узора так называемой плоской гладью (образцы 7 и 22). Золотную нить укладывают плотными рядами по узору, перекладывая витейку туда и обратно), прикрепляя ее по краю узора на повороте маленьким стежком шелковой нити в цвет золотной. Иногда при необходимости делают прикреп и по ходу нити. Иглу с прикрепляющей (вспомогательной) нитью проводят в один прокол, а переходят от прокола к проколу по изнанке. Все прикрепы делают как можно незаметнее. Однако иногда для придания вышивке особой «игривости» и мерцания прикреп выполняют шелковой нитью контрастного цвета (образец 7а). Выполнять плоскую гладь можно и не по прямой, а по линиям заполняемой формы, например по кругу или по линии листика (образец 22).

Прикреп по счету

Прикреп по счету используется для выполнения особых, присущих лишь золотному шитью узоров, которыми заполняют обычно крупные детали рисунка. Каждый из таких узоров имеет свое традиционное название (например, «ягодка », «денежка », «рядки », «перышки » и т. д.) Образуется узор цветным прикрепом , который делают по выкладываемой золотной нити по счету линий, нанесенных на подложку (картон), или веревочек, натянутых предварительно по месту выполнения узора (образцы 8-12).

На образце 8 показан узор «рядки» . На картон-подложку нанесены параллельные линии на расстоянии 2-3 мм друг от друга. Располагая рабочую нить поперек линий, делают по ходу прикрепы на каждой четвертой линии. Иглу с цветной нитью выводят с изнанки на лицо в отверстие, проколотое шильцем, обвивают этой нитью рабочую нить и иглу опускают в то же отверстие (не затягивая!). Через три линии на следующей повторяют процесс, прикрепляя ту же рабочую (золотную) нить. На краю узора делают прикреп вспомогательной тонкой нитью в цвет рабочей и золотную нить укладывают в обратном направлении. Прикреп сдвигают согласно узору на одну линию. Как вы понимаете, работать приходится двумя иглами и витейкой, т. е. использовать одновременно три вида нитей (рабочую, цветную и вспомогательную). На образце 9 показан тот же узор, выполненный по веревочке и другими петлями.

На образцах 10 и 11 показан узор «рогожки» (иначе называемый «кнопец» ). Техника выполнения та же. Прикрепы выполняют в шахматном порядке, скрепляя одним прикрепом 2, 3, 4 нити. В этом случае иглу с цветной нитью для прикрепа выводят на лицо в одной точке, а возвращают на изнанку в другой. Отверстия делают в подложке шилом. Вышивая «по веревочке», прокол шилом (если ткань не очень толстая) можно и не делать. На образцах 12 показано, что по счету линий и веревочек можно выполнить любой узор.

Узор «корзиночка» (образец 13) можно выполнять полностью золотной нитью (золотого, серебряного или другого цвета), так как прикрепляются нити только по краям узора вспомогательной нитью. Сначала заполняют одной нитью все пространство детали, затем переплетая 1-3 нитями 1-3 настеленные нити закрепляют новую рабочую нить по краям и поворачивают в обратном направлении. Шьют этот узор с натяжением. Если второй (переплетающей) нитью служит шелковый гарус, то можно шить его, как двустороннюю гладь.

Литой шов

Литой шов (образцы 14-20) - это разновидность односторонней глади , при выполнении которой рабочую нить (золотную) укладывают на подложку (из картона, кожи или в виде мягкого настила) и закрепляют на краю узора. Качество выполнения этого шва зависит не только от навыка вышивальщицы, но и от правильного подбора рабочей нити, которая должна быть ровной, не толстой и не слишком тонкой и иметь хорошую ровную крутку. Особенность этой работы заключается в способе прикрепа золотной нити . Сделав прокол шильцем в начале шитья у края подложки, протягивают через него конец рабочей нити с лица на изнанку с помощью вязального крючка или вспомогательной нити. В последнем случае иглу со вспомогательной нитью продевают сквозь прокол на лицо, охватывают рабочую нить, опускают в тот же прокол и протягивают ее на изнанку. Там кончик закрепляют, делая на нем узел (или другим способом). Проложив золотную нить по настилу до противоположного края узора, на этом краю делают прокол шильцем, выводят иглу со вспомогательной нитью на лицо, охватывают ею рабочую нить и, опуская иглу в то же отверстие, затягивают маленькую петельку рабочей нити на изнанку. Далее укладывают эту нить по подложке в обратном направлении.

На другом краю детали закрепляют ее тем же способом, проделав отверстие рядом с предыдущим с этого края. В результате этой работы все нити, проложенные по подложке, должны быть ровно, без перекосов натянуты. На изнанке по обе стороны узора должны получиться маленькие петельки из золотной нити, стянутые друг с другом крест-накрест вспомогательной нитью.

Литой шов с расколом или «в раскол»

Литой шов с расколом (или «в раскол» ) - это тот же литой шов, но с узором по гладьевой поверхности в виде углубленных линий (как в английской глади «в раскол»). Для его выполнения узор наносят на подложку и при прокладывании рабочей нити в месте, где нить пересекает линию узора, делают прокол и (с помощью той же вспомогательной нити, которой закрепляют рабочую нить по краю) протягивают маленькую петельку рабочей нити на изнанку. Повторяя этот процесс каждый раз по ходу укладывания рабочей нити, и получают узор (рисунок и образцы 14 и 18).

Тот же метод используют при выполнении узоров по счету (по разлинованному картону или веревочке). В качестве примера показан образец шитья узора, носящего название «бабий шов» (образец 19). В этом случае по месту «прикрепа» делают на картоне заранее проколы и, утягивая в этих местах прокладываемую золотную нить на изнанку, получают углубленные полоски, создающие на поверхности тот или иной узор.

Необходимо заметить, что обычно при выполнении узоров счетным прикрепом по краю узора золотную нить закрепляют так же, как и в литом шве, а не мягким прикрепом.

Все швы и приемы золотного шитья можно с успехом использовать и при вышивании обычными нитями, особенно при работе на толстой плотной ткани, замше и коже.

Хочу посоветовать начинающим осваивать золотное шитье работать обычными кручеными нитями (ирисом, шелковым гарусом и т. п.) и, лишь научившись выполнять литой шов и счетный прикреп, приступать к вышиванию золотными нитями. Вышивать этим способом можно любой рисунок. На нашей фотографии вы видите две работы - «Птица» (владимирская гладь) и «Цветок» (гладь), выполненные не специалистами, а начинающими золотошвейками.

Полный размер изображения доступен по клику на нем

Золотное шитье - ремесленный промысел, которым славится Торжок. Непосвященному человеку может показаться, что в этом нет ничего сложного - подумаешь вышивка! Однако, это не так! Для того, чтобы понять, насколько это трудоемкая работа, приглашаем вас на виртуальную прогулку по Музею золотного шитья в Торжке.

Мы приехали в Торжок в начале августа, ранним дождливым утром. Недалеко от въезда в город находится музей золотного шитья, а этот промысел, как заверял, путеводитель сохранился только в Торжке. Честно говоря, от посещения музея мы ничего особенного не ждали, скорее зашли переждать дождь перед прогулкой по городу. Но оказалось, что это душевное место с интересной экспозицией и удивительно солнечной экскурсоводом.

Музей золотного шитья находится в здании фабрики «Торжокские золотошвеи» и занимает 4 комнаты. Мы купили билеты: 70 руб. взрослый, 50 руб. фотосъемка и 200 руб. экскурсия. Рекомендую взять экскурсию, иначе вы пройдете мимо массы интересных экспонатов и даже не обратите внимание, так как описания музейных сокровищ нет.
С начала мы отправились в зал, экспонаты которого рассказывают об истории промысла. Там же выставлены наиболее древние образцы золотного шитья.


Экскурсовод начала рассказ о музее с четверостишья о любви к Торжку и рассказала несколько слов о промысле. Оказывается, золотое шитье является одним из самых древних видов искусства на тверской земле, Как говорят раскопки, первые изделия с золотным шитьем относятся к XIII века.

В 1894 году в Торжке была открыта мастерская, объединившая мастериц-надомниц. Их работы были известны за пределами Торжка, ими восхищались Пушкин и Островский, им присуждали призы на международных конкурсах. Позднее, в 20-м веке здесь возникла "Фабрика 8 марта".

Особую роль в сохранении торжокского промысла сыграл Дмитрий Дмитриевич Романов. Вот его история.


Смотрела крепостная мастерица
На вышитую Родину свою...
То ль серебро,
То ль золото искрится,
То ли струятся слезы по шитью...
И не было прекраснее товара
На ярмарках заморских, чем ее.
Она надежду людям вышивала,
И горе
И отчаянье свое.
Что видела-
На шелк переносила.
И много лет еще пройдет,
Пока
Сводобной птицей
Спустится Россия
На синие
Счастливые шелка. (А. Деметьев)
Смотря на работы торжскх мастериц, я сразу подумала о том, сколько сил уходит на создание вот такой красоты, какие последствия на глаза и суставы рук накладывает такая работа.


Золотое шитье активно присутствовало в нарядах местных жителей. Девушки вышивали головные уборы, по которым можно было определить их семейное положение. Незамужняя девушка могла носить красивый головной убор, не пряча волосы. Помолвленная девушка обретала пробор и ей заплетали две косы. А замужняя женщина, боясь опростоволоситься, сворачивала косу и укладывала внутрь головного убора.


Одежда местных красавиц также была расшита золотыми и серебряными нитками, причем, парадную одежду передавали из поколения в поколение, постоянно совершенствуя вышивку, придавая одежде более современный вид.


На экскурсии мы узнали много интересных русских обычаев. Например, что каждая девушка вышивала для себя варежку, при этом пыталась отразить все свое мастерство. «Смотрины» невест и женихов проходили на ежегодной ярмарке. До окончания ярмарки девушки общались с молодыми людьми, причем проводить время с несколькими ухажёрами не запрещалось. Как сказала экскурсовод, парней ласково называли «предмет». Но после окончания ярмарки девушки выстраивались вряд и прикрывали лицо варежкой, по которой те самые предметы выбирали себе жену. Еще бы! Чем лучше может работать мастерица, тем больше денег будет в семье.

В одной из витрин можно увидеть золотые и серебряные нити. Полная катушка весит около килограмма и растягивается на целый километр. Вот и представьте себе, какая была тяжелая парадная одежда, на которую ушел не одни километр ниток, превращенный не одним поколением в чудесный узор.


Вполне себе современную одежду изготовляют на фабрике, например, нам с гордостью рассказали о том, что Лидия Матвеева-Шукшина, Наталья Варлей и другие известные актрисы нашей страны заказывали одежду с золотой вышивкой.

Вот такой черный пиджак делали для Лидии Матвеевой-Шукшиной.


В костюмерной Мосфильма хранятся уникальные костюмы, расшитые мастерицами Торжка для таких фильмов, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Как царь Петр арапа женил» и другие.

А вот инструмент, при помощи которого создают уникальную вышивку. Стежок за стежком, километр золотой нити за километром... Сделать ровные стежки довольно трудно, ведь золотую нить крепят «вприкреп», то есть не продевая нить насквозь через пяльца, а как бы прикрепляя ее с внешней стороны.


Вот это панно под названием «Плодородие» рассказывает женском начале. Но самое интересное, что на нем показаны самые разнообразные стежки и техники вышивки золотом.


Конечно, техника золотого шитья нашла применение для изготовления церковной атрибутики. До Советской власти были выполнены уникальные вышивки, правда, сохранилась их небольшая часть.




И только в 90-е фабрика снова начала изготовлять церковную атрибутику.


Красотой икон можно наслаждаться бесконечно.




Ко дню города была выполнена за три месяца картина, на которой отмечены достопримечательности Торжка и ярко показаны сцены из обычной жизни.



На гербе Торжка летят 6 голубей, на которых развиваются красные нитки. Как нам объяснили, серебряные голуби символизируют гостеприимство и доброту местных жителей, а золотые говорят о благополучие и богатстве города. Красные нити напоминают о страшных страницах истории.



А вот в этой картине, посвященной Москве, были использованы не только золотые нити, а еще и цветные. Как сказала экскурсовод, это сделано для того, чтобы придать картине весеннее настроение.


На фотографиях можно понаблюдать за работой мастериц.


Перед переходом в другой зал мы посмотрели фотографии, которые рассказывают о серьезности фабрики.
В Торжке побывал и Олимпийский огонь, который приняли в центре огромного пояса, вышитого местными мастерицами. Как говорят, пояс оберегает и защищает человека, может быть это тоже как-то поспособствовало нашей победе в Олимпиаде? Сейчас этот пояс находится в другом музее, о котором я расскажу отдельно.


Во втором зале музея мы как будто перенеслись на много лет назад, в Советское прошлое. Вместо нарядов и платениц советские женщины вышивали знамена.


Только я хотела пройти мимо вышитого портрета Сталина, но наша экскурсовод начала рассказывать интересную историю о нем. Оказывается, однажды в музей пришла женщина со свернутой в рулон картиной. Ее вышила ее родственница, учившаяся в Торжке и пережившая блокадный Ленинград. В те времена за вышитый портрет вождя без заказа по голове не погладили бы, поэтому эта работа хранилась в свернутом виде и передавалась из поколения в поколение. Благодаря такому подарку мы можем оценить мастерство блокадницы! Обратите внимание на глаза, которые следят за вами, куда бы вы не пошли.


Для восточных народов нашей Родины золотошвеи Торжка создавали тюбетейки, которые особенно ценились, ведь орнамент вышивался мелкими стяжками в то время, как в других местах нитки протягивали пучками.


В музее представлены примеры геральдической вышивки.


В следующем зале, который носит более выставочных характер, вывешены копии картин, которые были подарены высокопоставленным лицам.


А вот такую картину преподнесли на 50-летие Владимиру Владимировичу. На картине изображены герои русских сказок, а также путешествие из Петербурга в Москву правда, чтобы не возникло подтекста, поменяли местами Москву и Санкт-Петербург, зная, откуда наш Президент.


Здесь же выставлены "современные модели" одежды.


На этом мы закончили осмотр музея, экскурсовод пошутила над нами, сказав: «Я вас отшиваю!». Оказалось, что в Торжке принято говорить «картина отшита», а не «картина вышита». Вот и нас отшили (забегая вперед, скажу, что в музее пояса нас потом еще и отшлепали на удачу).
А если серьезно, от посещения музея остались настолько теплые эмоции: замечательный рассказ, душевная экскурсовод, удивительная история предметов экспозиции. Этот музей сделал наш день!

Выйдя на улицу, мы продолжили радоваться, ведь даже дождь закончилось, солнышко активно пробивалось лучами сквозь облака и звало на прогулку по Торжку.

Но девочки, такие девочки, не зайти в магазин при фабрике мы не могли. Цены на все оказались не низкие, например, платки от 2 500 до 10 000 руб, блокнотики с вышивкой около 2 700 руб, картины от нескольких тысяч рублей до 1 600 000 руб.! Сумки и косметички сугубо на любителя, цены можно посмотреть на фотографии.
Мы себе ничего не купили, но зато получили тонну положительных эмоций и узнали о старинном и уникальном промысле России.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят и находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, ежедневную одежду знатных людей.

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До 11 века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета.

Шитье начала - середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность.

В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор - волосник - из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это - вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок - "древо жизни" - со стоящими по бокам "инрогами". Ниже - узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.

Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Вот свидетельство иностранца о нарядной верхней женской рубахе в конце XVI века: "Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиною 8 или 10 локтей; сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изящными и дорогими запястьями.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной.

Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки.

Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Британского посла сэра Чарльза Хенбери-Уильямса, прибывшего в 1755 году в Россию, изумил русский двор. Знакомый с иностранными дворами, нигде он не видел такой роскоши. Хенбери-Уильямса поразило обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам. Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка. О Торжке надо сказать особо. Здесь до сих пор сохранился известный с XIII века единственный в России центр золотого шитья. Торжок впервые упоминается в летописи 1139 года, и уже в XIII-XIV веках в Торжке шили золотой нитью по парче и сафьяну. Здесь вышивали царские одежды, особенно при Екатерине II и Александре III, ризы высшего духовенства, выполняли заказы московской и петербургской знати. Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами. Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Известные русские писатели Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Гоголь восторженно отзывались о талантливых золотошвеях из Торжка.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвеи Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 - 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Однако постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы.

Если смотреть на различного рода работы иглой с точки зрения их эффективности, то, бесспорно, первая роль принадлежит вышиванию, исполненному золотыми или серебряными нитками и носящему обыкновенно название "шитья золотом".

В XVII и в начале XVIII века эта нетрудная работа процветала преимущественно в Испании, Италии, Франции и Германии, где шитье золотом применялось в эту эпоху для церковных украшений и облачений.

С XVIII века этой работой занимались лишь те лица, для которых она сделалась профессией. В частных же домах ею очень редко занимались, потому что всякий боялся испробовать свое искусство в работе, которая, по тогдашнему мнению, требовала не менее девяти лет подготовки, чтобы достигнуть совершенства.

Но так как с некоторого времени стали очень охотно соединять в одной работе несколько жанров вышивания, а, с другой стороны, в артистических произведениях золото применяется наравне с другими материалами, то, естественно, стали больше интересоваться и шитьем золотом. Теперь им занимаются даже там, где дамские рукоделия представляют лишь простое развлечение.

Мы надеемся, что с помощью наших рисунков и объяснений читательницам не понадобится учиться в течение пяти лет, - срок, который до сих пор требуется в ремесленных цехах некоторых стран.

Эффект шитья золотом зависит от различных способов покрывать металлическими нитями более или менее выпукло сделанные мотивы. Кроме золотых и серебряных нитей, в настоящее время применяются еще нитки "шине", состоящие из золотой нитки и другой, цветной: кремовой, красной, синей, зеленой или черной. Таким образом, можно разнообразить и оживить шитье.

Материал.

Для золотого шитья требуется фон из крепкой и прочной материи. Обыкновенно для этой цели берут разных сортов шелк, бархат или брокар, но можно также взять сукно или кожу, смотря по тому, для чего назначается работа.

Приклад.

Для исполнения самого шитья мы прежде всего можем рекомендовать тонкое золото и тонкое серебро D.M.C., которое имеется следующих номеров: № 20, № 30 и № 40. Чтобы контуры узора лучше выделялись, мотивы его обшиваются по краю золотым кордонне D.M.C. Золотое шине D.M.C., которое имеется пяти нюансов, применяется тогда, когда хотят оживить эффект шитья золотом при помощи цветных ниток.

Для имитации турецкого шитья существуют особые нитки - турецкий витый шнур D.M.C. № 6 и № 12.

Смотря по роду стежков, которые хотят делать, кроме золотой и серебряной нитки нужна еще шелковая нитка для закрепления двух первых.

Шелк мулине D.M.C. и персидский шелк D.M.C. применяется тогда, когда сверх металлических нитей хотят сделать стежки другого цвета, резко отличного от золота или серебра.

Прибор.

Самый необходимый прибор для шитья золотом - очень прочные пяльцы для натягивания на них работы (см. рисунок 267). Кроме того, для некоторых родов стежков нужен челнок или вилка для наматывания ниток, очень тонкое шильце и еще ящик с отделениями для приклада.

Челнок (Вилка). (Рис. 288).

Челнок, который также называется вилкой или коклюшкой, представляет инструмент из твердого дерева, 23 см длины, служащий для наматывания металлических ниток и для направления их во время работы так, чтобы они не попортились от соприкосновения с руками.

Рис. 288. Челнок или вилка. Уменьш. величина


Сначала обвивают стержень и часть вилки двойной бумажной ниткой перле D.M.C., желтой или серой. Эта обвивка заканчивается петлей, к которой прикрепляют золотую или серебряную нитку, наматывая ее потом на стержень. Чаще всего нитка наматывается на челнок вдвое.

(Рис. 289).

При помощи этого инструмента делают отверстие для иглы, прокалывая им то место, где стежок должен начинаться или кончаться.


Рис. 289. Шильце.


Шильце состоит из металлической ручки, в которую ввинчивается обыкновенная игла.

Если ткань очень мягкая, то можно обойтись и без шильца, но в материях броше, в плюше, в коже и вообще в тех тканях, где каждый неудачный стежок оставляет след, безобразящий работу, необходимо сначала проколоть шильцем место, где должен быть сделан стежок.

Ящичек для материала.

Вырезают в дощечке или в очень толстом картоне столько отделений, сколько по расчету понадобится разных сортов приклада, так как при этой работе употребляются не только золотые или серебряные нитки, но еще бисер, бусы различной формы, блестки и листочки разной величины и матовая или блестящая канитель.

Уже для одной канители часто нужно несколько отделений. Ее разрезают на куски различной длины, смотря по рисунку, который хотят исполнить, и куски одинаковой длины кладутся в одно отделение. Дно ящика должно быть выстлано толстым ворсистым сукном.

На таком мохнатом пышном фоне материал лежит неподвижно, не скатываясь и не рассыпаясь, и игла, вкалываясь легче в мягкий фон, легче и подхватывает отдельные части приклада.

Подготовительная работа.

Каков бы ни был род вышивания золотом и какова бы ни была ткань, по которой будет исполняться работа, прежде всего нужно укрепить в пяльцах какой-либо кусок материи, как подкладку. Затем нашивают на эту подкладку ту ткань, по которой будут вышивать, причем натягивают ее как только возможно.

Начертив рисунок на ткань, можно прямо начинать вышивание в тех видах работы, которые не требуют настилки, т. е. во всех видах плоского шитья.

Для рисунков, которые должны быть рельефны, выпуклы, нужно сначала сделать настилку, как это объяснено в главе о шитье гладью, для венецианского шитья, рис. 150 .

Для этой работы берут мягкие, слабо скрученные нитки, как напр., нитки для вышивания D.M.C. и нитки для штопанья D.M.C. (см. прим. вначале), желтая или серая (см. также рис. 295).

Вместо настилки можно употреблять вырезанные из картона или кожи формы узоров. Но так как такое вырезание требует особого внимания и аккуратности, то мы лучше рекомендуем нашим читательницам вышитую рукой настилку. Она гораздо легче и делается скорее.

Разные виды шитья золотом.

По роду исполнения различают следующие виды шитья золотом:

  • 1) Китайское шитье.
  • 2) Шитье по фону из бечевки.
  • 3) Шитье строчкой.
  • 4) Шитье гладко лежащими нитками.
  • 5) Шитье фантази с блестками и канителью.

Китайским шитьем называются все те виды шитья, в которых мотивы покрыты лежащими рядом, друг около друга золотыми или серебряными нитками, прикрепленными или заметно, или незаметно посредством стежков "через край", исполненных шелковой ниткой цвета металлической нитки или же другого цвета.

Шитье по фону из бечевки.

В этом виде шитья металлические нитки проводятся поверх настилки, сделанной из бечевки. Так же как в китайском шитье, нитка закрепляется "через край". Оба эти вида шитья требуют очень немного приклада, так как образующие металлический слой нитки лежат только на лицевой стороне работы.

Шитье строчкой.

Шитьем строчкой называется тот вид шитья золотом, при котором все части рисунка покрыты гладкими стежками, пропущенными сквозь ткань. В этой работе, следовательно, нитка проходит и по изнанке работы.

Эти первые три вида шитья золотом могут быть сделаны с настилкой или без нее, смотря по узору и по мотивам, которые должны быть заполнены.

Шитье гладко лежащими нитками.

Это шитье требует обязательно настилку. Металлическая нитка проводится вперед и назад над этой настилкой, и каждый раз, как доходит до края узора, прикрепляется стежком шелковой нитки, которая пропускается над материей. Для этой работы употребляют челнок с намотанными на нем нитками, чтобы легче было направлять последние.

Работы фантази с блестками и канителью.

Когда нельзя посвящать много времени шитью золотом, то его делают с блестками и канителью. Часто прибавляют к этому бусы и цветные камни. Но и в настоящем шитье золотом встречаются части узоров, исполненные шитьем фантази. Каждый раз, как в наших моделях встречается такая смесь видов шитья, мы даем тут же объяснение различных стежков.


Рис. 290.
Бордюр из шитья золотом с
витым шнуром и блестками


Рис. 291. Заполнение
маленьких цветочков
для бордюра рис. 190

Бордюр золотом с витым шнуром и блестками. (Рис. 290, 291, 292).

Этот бордюр, снятый с вышивки XVIII века, представляет тип тех вышивок золотом, в которых весь эффект зависит от толстого витого золотого шнура, незаметным образом прикрепленного к фону.

Необходимо, чтобы контуры делались без перерывов, как на нашей модели, потому что, если бы пришлось часто пропускать толстый шнур сквозь материю, легко можно испортить ее и от этого пострадает и весь общий вид работы.

Начертив узор, обводят контуры его золотым кордонне D.M.C., пропуская между каждым оборотом шнура незаметно шелковый стежок "через край".

В начале и в конце каждого ряда, впускают шнур через материю, для чего его вдевают в иглу для вышивания нужной толщины.

Обведя все контуры золотым кордонне, отделывают внутренность маленьких цветочков отдельными блестками. Они прикреплены маленьким куском канители, пришитым посредине блестка, как видно на рис. 291.


Рис. 292. Исполнение
жилок листиков
для бордюра рис. 190

Исполнение жилок листьев требует больше внимания. Прикрепив первый блесток стежком, выпускают иглу совсем близко, захватывают второй блесток и кусок канители и вкалывают иглу опять в отверстие первого блестка. Таким образом, второй блесток на половину покроет первый.

Также поступают и с третьим и четвертым и, продолжая таким манером, делают жилки из блестков, как это ясно видно на рисунке (рис. 292).

Красные камни, рассыпанные отдельно во всех частях бордюра (в середине узоров), прикреплены двумя стежками красной шелковой нитки, пропущенной сквозь две дырочки, сделанные в камне (см. рис. 291).

Этот широкий бордюр подходит для отделки стихарей, риз и других Церковных принадлежностей.

Приклад.

Золотое кордонне D.M.C. и шелк мулине или персидский шелк D.M.C. тусклого красного цвета.


Рис. 293. Бабочка из золотого
и серебряного шитья в
китайском жанре. Золотое
шитье в китайском жанре,
исполненное тонкой
золотой ниткой D.M.C.

Бабочка из золотого и серебряного шитья, исполненная китайским швом. (Рис. 293).

По манере исполнения и жанру узора, эта бабочка может служить типом всяких китайских золотых вышивок.

Все мотивы вышиты двойными золотыми или серебряными нитками, которые прихвачены стежками "через край" из шелковых ниток разных цветов, что смягчает блеск металлических нитей и дает им совсем особый отблеск.

Исполнение шитья объяснено при рис. 296 и 304; там наши читательницы найдут подробные объяснения всех деталей. Здесь же мы ограничимся перечислением цветов, употребленных для этого рисунка.

Туловище, щупальца и лапки вышиты золотом и коричневым шелком; глаза - золотом и черным шелком.

Главные части больших передних крыльев также сделаны из золота с красным шелком; маленькая часть крыла справа - из золота и оранжевого шелка, левая же, более светлая, часть - из серебра с зеленым шелком.

Нижнее левое крыло вышито серебром и зеленым шелком, правое - золотом и оранжевым шелком. Продолжение крыльев в виде хвоста - из золота и серебра с фиолетовым шелком. Кружки на золотых крыльях, посредине их, сделаны из серебра с зеленым шелком; кружки же на серебряных крыльях - из золота с оранжевым шелком.

Перед тем, как начать вышивать бабочку, надо хорошенько изучить рисунок, чтобы накладывать металлические нитки в желаемом направлении.

Эта бабочка служит для дополнения сюжетов или может быть рассыпана в нескольких экземплярах по фону в китайском жанре. Можно также вышивать ее отдельно для маленького бювара, для портсигара, подушечки для булавок, веера и т. д.

Приклад.

Тонкое золото и серебро D.M.C. № 20, шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C. поблекшего лилового цвета, ярко-синего, миртового зеленого, медно-красного, черного, поблекшего красного и ржаво-коричневого.


Рис.294.

Бордюр из золотого и серебряного шитья строчкой. (Рис. 294, 295, 296).

Рис. 294 скопирован со старинной вышивки XVII века и может служить примером золотого шитья строчкой.

Как уже было сказано во вступлении к этой главе, это шитье плоскими стежками исполняется металлическими нитками чаще всего на настилке или вырезных фигурах.

Настилка делается из толстой мягкой бумаги. Мы рекомендуем специальное мулине D.M.C. № 14, прикрепляемое стежками "через край" из очень тонкой бумаги для вышивания.

После того, как покрыли рисунок несколькими слоями мулине, - слои делаются уже по мере того, как они становятся выше, - следует сровнять все шероховатости настилки простыми стежками "вперед иголку" из штопальной бумаги D.M.C.

После этого покрывают весь мотив плоскими стежками, но в направлении противоположном тому, в котором пойдет шитье золотом (см. рис. 295).


Рис. 295. Исполнение
подстилки для
бордюра рис.294


Рис. 296. Исполнение
шитья строчкой и
стебельков для
бордюра рис. 294

Тонкие части рисунка настилаются только штопальной бумагой D.M.C. Сверх этой настилки исполняют золотое шитье так же, как шитье белой гладью (см. рис. 296).

Хорошо брать очень толстые иголки, потому что они подготовляют для металлической нитки достаточно широкие дырочки и этим избегается порча ткани, часто очень хрупкой и нежной.

На нашем бордюре, рис. 294, маленькие листки, бутоны и более толстые части линии, идущей змейкой, сделаны тонким серебром для вышивания D.M.C. № 20; как видно на картинке, все стежки золотом или серебром сделаны вкось, а прямые встречаются только в кайме, которая вышита золотом.

Чтобы легче было делать очень прямые полосы, вместо настилки наклеивают полоску твердого картона.

Стебельки и завитки сделаны из двух параллельных золотых нитей, прикрепленных стежками "через край".

Там, где от главного стержня отходит маленькая веточка или стебелек, проводят сначала одну нитку до конца стебелька, потом загибают ее назад от этого конца и проводят опять рядом с первой, так что кажется, будто веточка сделана из двойной нитки, как видно на рис. 296.

Приклад: Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C. № 20, специальное мулине D.M.C. и штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтый и жемчужно-серый цвет.


Риг. 297. Бордюр для шитья
строчкой золотым "шине"

Бордюр из шитья строчкой, исполненный золотыми нитками "шине". (Рис. 297).

За исключением колец, соединяющих отдельные части фигур, все мотивы этого бордюра исполнены стежками строчкой из золотого "шине" D.M.C.

В виду особой мягкости этого рода ниток, они особенно подходят для такого шитья золотом, где богатый эффект золотых ниток еще усугубляется цветными нитями, входящими в состав шине.

На нашем бордюре, рисунок которого скопирован со старинной вышивки конца XVII века, соединены все нюансы золотого шине.

Большие выгнутые листья сделаны поочередно из синего и зеленого, чашечки цветочков сделаны цвета экрю, а маленькие листочки - красные. Одни только темные линии по бокам рисунка сделаны с черным.

Маленькие мотивчики, нюанс которых мы не обозначили, вышиваются поочередно тем или другим из пяти перечисленных выше цветов.

Вся эта вышивка золотым шине сделана без настилки. Стежки строчкой расположены более или менее вкось, смотря по мотиву, который требуется покрыть.

Напротив, маленькие рельефные кольца сделаны очень выпукло и вышиты канителью так, как объяснено на рис. 305.

Этот жанр шитья, при котором работа легче, чем в предыдущих моделях, очень пригоден для отделки туалетных принадлежностей и для предметов, служащих для украшения комнат.

Приклад: Золотое "шине" D.M.C. цветов экрю, черного, красного, зеленого и синего, специальное мулине D.M.C., штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтого цвета и золотая канитель.


Рис. 298. Орнамент из золотого и серебряного
шитья, вышитый плоскими стежками
на фоне из "бечевки"

Орнамент из золотого и серебряного шитья плоскими стежками на фоне из бечевки. (Рис. 298,299,300,301,302).

Мы здесь даем образчик шитья по бичевке и шитья гладкими или плоскими стежками. Этот метод требует меньше приклада, чем шитье строчкой, так как, как мы сказали выше, металлические нитки всегда остаются на лицевой стороне работы.

Листья из трех лепестков сделаны гладко положенными нитками тонкого серебра для вышивания D.M.C. № 30, взятыми вдвое; исполнение их видно на рис. 299. Этот жанр шитья делается на картонных формах, которые всякий может изготовить сам.

После того как рисунок сведен на белый картон, вырезают очень острым ножичком все формы. Края должны быть гладкие. Потом наклеивают эти формы на материи столярным клеем.

Если вышивка будет сделана из золота, берут желтый картон. Если нужны полосы картона, довольно длинные, то их еще закрепляют отдельными стежками край, а более мелкие мотивы, как, напр., маленькие листики, просто прихватывают стежком на конус листика. (См. рис. 299 и 300).

Серебряная нитка берется вдвое и наматывается на челнок, затем вдевают в толстую иголку крепкую шелковую нитку, которую делают еще прочнее натерев ее воском.

После того как прикрепили серебро и шелк у самой верхушки листика, начинают вышивание.


Рис. 299. Листик
плоскими стежками,
вышитый в двойную нитку
для орнамента рис.298


Рис. 300. Листик
плоскими стежками,
вышитый в одну нитку
для орнамента рис. 298

Серебряная нитка накладывается поперек формы и прикрепляется на другой стороне стежком строчкой, затем (и всегда при помощи челнока), направляют серебряные нитки назад, на первую сторону, опять закрепляют их стежком, и продолжают таким образом покрывать всю форму, как показано на рис. 299.

Маленькие тонкие концы вышиты плоским швом, так называемым "галопом", что также видно на рисунке.

Там, где листики соединяются со стебельками, эти концы делаются тогда, когда стебелек уже вышит; это нужно для того, чтобы лучше скрыть место соединения стебелька с листочком, так как они оба вышиты разным манером.

На нашем рисунке лепестки цветов сделаны в одну золотую нитку, плоскими стежками над вырезанными из желтого картона формами. (См. рис. 300).

Толстые стебли цветов и отходящие от них листья сделаны из тонкого серебра для вышивания D.M.C. №20; перевязь между обеими ветками - из тонкого золота для вышивания D.M.C. № 20, в двойную нитку. Все это вышло по бечевке.

Для этой работы, прежде чем вышивать золотом, покрывают весь рисунок горизонтальными стежками, расположенными на некотором расстоянии друг от друга.

Эти стежки делаются довольно толстой бечевкой или витым шнуром, а над ними уже вышивают золотом. На рис. 301 показано, как располагать бечевку.

Такой "бечевкой" называются нитки для точек D.M.C. № 15; эти нитки еще наващивают для большей прочности. Этой бечевкой обшивают узор, как показано на рисунке.


Рис.301. Расположение
бечевки для орнамента
рис. 298


Рис.302. Как укрепляют
серебряные нитки сверх
бечевки для орнамента
рис. 298

После этого берут двойную золотую или серебряную нитку, кладя ее вдоль, поперек бечевки, и прикрепляют ее через каждые два стежка бечевки шелковым стежком, сильно натягивая шелковинку, которая берется соответствующего цвета.

Когда дошли до конца мотива, то ведут нитку назад, причем стежки шелком в этом новом ряде делаются каждый раз не рядом с прежними, а между ними.

Чтобы хорошо передать форму рисунка, следует начать вышивание по самой середке настилки из бечевки и потом заполнять сначала одну сторону, а потом уже и другую. (См. объяснительный рис. 302). В больших рисунках можно сделать красивые модели фонов при помощи различного расположения этих стежков строчкой.

Отдельный орнамент часто употребляется для украшения подушек Для булавок или бюваров. Если же рассыпать такие орнаменты по большому куску материи, то получаются целые панно и ковры, и также различные церковные украшения, ламбрекены, полосы и т. д.

Приклад: Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C № 30 и 40, крученый серый шелк и нитки для точек D.M.C. № 15, оранжевого цвета.


Рис. 303. Фон с бордюром,
шитый золотом и серебром
в китайском жанре по фону
из бечевок, плоскими
стежками и с канителью

Фон с бордюром из золотого и серебряного шитья в китайском стиле плоскими стежками, на бечевке и с канителью. (Рис. 303,304,305).

Этот узор скопирован с очень богатой итальянской вышивки XVII века, состоит из нескольких жанров золотого шитья и хорошо показывает разнообразный эффект различных стежков.


Рис. 304. Как
наполнить лист для
фона рис. 303

При описании предыдущих рисунков мы уже объяснили способ исполнения различных видов шитья. Теперь нам остается показать, как делается шитье по мотиву без настилки, двойной ниткой, т. е. золотое шитье китайского жанра.

Объяснительный рис. 304 изображает острый листочек, вышитый таким образом. Чтобы получилось хорошо заостренное окончание, начинают лист с одной стороны, ведут внешнюю нитку до конца, а внутреннюю на несколько мм не доходя до него, затем загибают обе нитки и возвращаются назад.

Двойные нитки прикреплены стежками строчкой, отстоящими более или менее друг от друга, смотря по толщине ниток. Для стежков берут тонкий шелк.

Таким образом заполняют весь лист, располагая шелковые стежки одни между другими, а не рядом. Когда нужно заполнить очень большие мотивы, можно разнообразить сам узор, располагая шелковые стежки в каком-нибудь определенном порядке.

Шитье канителью более сложно. После того, как мотивы покрыты толстым слоем настилки таким манером, как показано на рис. 295, вдевают очень тонкий шелк в очень тонкую иголку и выпускают ее налицо у самого края мотива.

Затем отрезают маленькие кусочки канители, соответствующие ширине мотива, который вышивают, захватывают на шелковинку такой кусочек, вкалывают иголку в противоположную сторону мотива и опять выпускают ее на первую сторону, как показано на рис. 305.


Рис. 305. Шитье
канителью для
фона рис. 303

Если длина кусочка канители хорошо рассчитана, то он аккуратно закроет ширину мотива. Мало знакомые с этой работой лица испытывают вначале некоторое затруднение при отрезании кусочков канители, но они скоро освоятся с этим приемом.

В бордюре рис. 303 верхние закругления вышиты по бечевке тонкой золотой ниткой для вышивания D.M.C. № 30; внешние лепестки - тонким золотом для вышивания D.M.C. № 30 плоским швом в одну нитку. Внутренний лепесток покрыт золотой канителью, а маленькие откинутые листики - серебряной канителью.

Большие листья фона сделаны из тонкого серебра для вышивания D.M.C. № 20; закругления - из тонкого золота для вышивания D.M.C. № 20.

Листья и закругления вышиты китайским швом. Маленькие листики вышиты плоскими стежками тонким золотом для вышивания D.M.C. №30 в одну нитку. Рельефные украшения, отпечатанные на нашей гравюре светлым, покрыты серебряной канителью. Все же другие линии и завитки сделаны из витого золотого шнура - кордонне D.M.C., пришитого незаметными стежками.

Потом нашивают кордонне, а после всего этого канитель, потому что эта самая нежная часть работы. Этот красивый и большой рисунок предназначается для церковных украшений, но узенький бордюр его может служить также для отделки различных вещиц.

Приклад. - Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C. № 20: тонкое золото для вышивания D.M.C. №30; золотое кордонне D.M.C.; матовая, золотая и серебряная канитель; крученый шелк, серый и тускло-золотой; нитка для точек D.M.C. № 15; специальное мулине D.M.C. и штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтого цвета и жемчужно-серого.


Рис. 306. Фон из шитья фантази
золотом, с плетеным на
коклюшках галуном и
блестками листочками

Фон из вышивки фантази с плетеными на коклюшках галунами и блестками-листочками. (Рис. 306).

Начинают с маленьких розеток, сделанных из блестков, и сначала прикрепляют восемь блесков-листочков, составляющих внешний круг. Каждый листочек пришивается двумя стежками строчкой, пропущенными через две дырочки на концах каждого листочка.

Чтобы достигнуть правильного расположения, сначала нашивают два вертикальных листика, потом два горизонтальных и, наконец, четыре косых. После всего нашивают круглых блесток в центре.

Когда все розетки готовы, то нашивают, по возможности незаметно, галун с пико, разделяющий фон на ромбы. Хорошо сначала приметывать этот галун на материю большими стежками, чтобы легче получились прямые линии.

В виду легкости исполнения этого рисунка, его можно употреблять для диванных подушек, вуалеток, отделки платьев и других туалетных принадлежностей.

Приклад. - Тонкое золото для вышивания D.M.C. № 40 и блестки, круглые и листочками.