Ценность жизни упражнение для подростков. Притча о ценностях жизни

Конспект тренингового занятия с младшими подростками на тему "Семейные ценности"

Описание материала: предлагаю конспект занятия для младших подростков на тему "Семейные ценности" Данное занятие проводится в тренинговой форме. Происходит формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях. Конспект будет интересным не только для педагогов-психологов, но и для учителей среднего звена, классных руководителей, родителям и конечно, молодым специалистам.

Цель: формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях.
Задачи: обсуждение с учащимися что такое семья, семейные ценности;обучение учащихся способам взаимодействия в семье; воспитание любви к семье; сплочение класса; создание благоприятного психологического климата.

I. Вступление
Приветствие участников. Сообщение о цели и содержании данного занятия.
Разминка для тренинга “Зоопарк”
Ведущий выдает участникам тренинга карточки с названиями животных: собака, ворона, лев, кошка, баран, гусь, змея и т.д. Должно быть по 2 одинаковые карточки на 1 одного животного. Задание для участников: Сейчас каждый из вас получил карточку с названием животного, и через минуту вам предстоит изобразить этого животного - звуками, жестами, движениями. У каждого животного есть своя пара - найдите свою пару.

II.Основная часть:
Обсудить с учащимися что такое семья, семейные ценности. Учимся искать компромисс. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия в семье. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

Упражнение «Мозговой штурм».
Ведущий на доске записывает ассоциации. Вызывающие словом «семья». затем идет индивидуальная работа, учащиеся выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих «семью», записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом семья. Затем работа продолжается в группах.
Упражнение «Скульптура семьи».
Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.
Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.
Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.
После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.
Упражнение «Семейные истории».
Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры
Участникам раздаются бумага и маркеры.
Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.
Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.
Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

III.Заключительная часть.
Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности.Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей: Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Рефлексия : Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Обратная связь. Ритуал прощания.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Кировская средняя общеобразовательная школа № 2»

Занятие с элементами тренинга

« Самое ценное,

что у меня есть…»

Занятие разработала

практический психолог

ГБОУ СОШ № 2

Мороз Ю.С.

Цель : - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу.

Задачи :

Создать атмосферу общности и взаимопонимания,

Учить подростков выражать свои чувства с помощью литературной грамотной речи,

Помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятии –жизнь.

Необходимые материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, бумага, ручки, доска, мел.

Ход занятия:

Самая большая ценность в мире – жизнь:

чужая, своя, жизнь животного мира и растений,

жизнь культуры, жизнь на всем протяжении –

и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Д.С.Лихачев

Объявление регламента работы, правил работы в тренинге.

    Шерринг по теме занятия с целью выяснения «Что самое важное в жизни».

    Видео «#Жить»

Притча о ценностях жизни.

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди.

Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

Как тебе понравилось путешествие?

Это было замечательно, папа!

Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? - спросил отец.

И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края.

Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.

У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.

Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир?

Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё!

Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно.

Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!

С самого раннего детства мы с вами слышим слово «жизнь». У каждого человека при упоминании этого слова появляются свои мысленные ассоциации: с мамой, с семьей или мальчиком из соседнего двора, а может быть, с дедушкой или …

Давайте попробуем определиться, с чем у каждого из вас в первую очередь ассоциируются это слово. Вы видите на доске цветок, но нем нет лепестков. Сейчас я раздам вам лепестки и одним словом или несколькими словами скажите, что такое жизнь.

Жизнь ……….

После того, как все учащиеся запишут свои ответы, психолог подводит учащихся к выводу, что жизнь человека – самое дорогое, что есть у человека

Тайна жизни.. . Она дается один раз, и прожить его нужно так, чтобы не было невыносимо больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор, за подловатое и мелочное прошлое...

Тайна жизни волновала людей всегда с того времени, как они осознали себя живыми существами. Имеет ли жизнь какую-то цель и смысл, и в чем они? Кто руководит человеческой жизнью? Можно сделать ее лучше? Имеет ли человек право уйти из жизни или лишить ее другого человека?

Эти и много других подобных вопросов во все времена привлекали внимание не только философов, а и писателей, художников, ученых и даже обычных людей - каждого, кто хоть раз задумывался над тайной своей жизни.

Притча «Жизнь и кофе».

Однажды выпускники престижного колледжа зашли в гости к своему мудрому профессору, некогда многому их обучившему. Постепенно разговор зашёл о жизненных трудностях, и тогда преподаватель предложил ребятам кофе. После согласия мужчина ушёл, а вскоре вернулся с кофейником и уставленным разнообразными чашками подносом. Одни были красивыми и дорогими, сделанными из хрусталя или фарфора, другие – простые и неказистые, пластмассовые, дешёвые. - Посмотрите, что вы выбрали, - начал профессор, когда каждый из его учеников взял по чашке. – Вы все взяли лишь самые красивые и привлекательные чашки, оставив дешёвые на подносе. Это и есть источник ваших бед – вы стремитесь получить всё лучшее для себя. Но главное не то что снаружи, а что внутри. От красоты чашки не зависит вкус кофе, а именно он является вашей главной целью. Задумайтесь: кофе – это наша жизнь, а деньги, общество, работа – это всего лишь чашки. Мы стремимся к самой красивой чашке, забывая наполнять её содержимым. Но ведь она служит всего лишь средством, помогающим поддержать жизнь. Главное – кофе и его вкус. –

Обратить внимание на следующий стих:

Известно, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Упражнение «Ценности»

Цель – осознать и понять важность самого главного в жизни, развитие умения расставлять приоритеты в жизни.

Участникам раздают по шесть листочков и предлагают на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось, что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Нужно смять и отложить бумажку и осознать, как теперь без этого живется. Затем, то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности.

Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. И так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, можно добавить какие-то ценности и посмотреть, сохранился ли прежний порядок ранжирования.

Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время его проведения должна быть предельно безопасной - не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга).

Прежде чем проводить это упражнение в группе, ведущий должен получить опыт его проведения и оценить его глубину. В конце упражнения проводится обсуждение.

Упражнение «Если бы я был...»

Цель - упражнение направлено на развитие ассоциативного мышления, снятие напряжения.

Ведущий произносит фразу «Если бы я был...», обращаясь к одному из участников. Участник должен закончить предложе­ние любой фразой, пришедшей ему в голову.

Упражнение «Значимые события»

Цель - способствует повышению осмысленности взгляда на свой жизненный путь, дает хороший повод задуматься, какие же события для нас действительно значимы.

Описание упражнения. Участников просят подумать о том, какие 10 событий в их жизни наиболее значимы. Эти события могут уже остаться в прошлом или происходить в настоящем, либо же планироваться в будущем. Упражнение выполняется индивидуально, на составление списка отводится 6–8 минут. После этого участников просят отметить, какие события касаются прошлого, какие – настоящего, а какие – будущего.

Затем ведущий рассказывает, что наше восприятие времени может существенно отличаться от его объективного, физического течения. С определенной долей условности можно утверждать, что психологическая длительность нашей жизни определяется не столько числом прожитых дней/месяцев/лет, сколько насыщенностью этих периодов значимыми для нас жизненными событиями.

Упражнение “Дом”.

Цель – осознание ценности человеческого общения.

Продолжаем наше занятие. Представьте, что внезапно в горах пошел снег, поднялся сильный ветер. Перед нами открывается одиноко стоящая хижина. Мы в ней останавливаемся. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в горной хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока переживаете бурю?

На следующий день повторилась та же ситуация. Что вы будете делать?

А если ситуация продолжается месяц?

Упражнение "Катастрофа"

Цель - участники в ходе решения психологически очень сложной ситуации получают ценнейший опыт нравственного выбора, учатся нести ответственность за свою жизнь.

"Наша группа возвращается из увлекательного путешествия на самолете. Осталось несколько часов пути, но... Случилось несчастье. Отказал сначала один, а затем и второй двигатель. Такое, увы, происходит иногда даже с самой современной техникой. Итак, самолет подает. Надежды практически никакой. Но вдруг в самолете появляется колдун, который готов вам помочь. Но колдун требует взамен спасения человеческой жизни отдать одно из человеческих достоинств. Именно достоинство, а не порок. Какое достоинство вы отдадите, вы решите сами, причем при полном единогласии, то есть все участники путешествия (все члены группы) должны проголосовать за принимаемое решение. Если хотя бы один будет против, то нужно начинать все сначала.

Время на принятие решение примерно 10-12 минут, так как самолет продолжает падать. Не теряйте времени, надежда на спасение есть, но если вы не сможете прийти к общему решению, вы неминуемо погибните".

Рекомендации ведущему. До начала самой работы вам следует детально объяснить все детали предстоящей процедуры. А во время обсуждения и принятия решения вам не следует вмешиваться, ни под каким предлогом. Даже если будут прямые призывы помочь, на них нельзя реагировать - дайте возможность группе самостоятельно решить эту сложнейшую проблему. В этом и будет заключаться ваша помощь группе - формирование навыка принятия ответственного решения в условиях очень ограниченного времени.

Упражнение «Только от меня зависит…..»

Цель – развитие умения понимать свои ценности и потребности, нести ответственность за себя.

Участники по кругу продолжают предложение.

У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих. Нам свойственно странное противоречивое отно­шение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим ее каждодневно.

Мы считаем, что человек - «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний не приходит­ся. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.

Просмотр видеофильма «Мотивация. Наша жизнь».

Для окончания занятия используется дебрифинг в виде ответа на вопрос «Самое важное – это…»

Литература:

    Грецов А. Психологические тренинги с подростками. Питер 2008.

    Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М., 1967.

    Майорова Н.П., Чепурных Е.Е. , Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. – Санкт-Петербург: Издательство «Образование – культура», 2002

Волосова Анна
Психологический тренинг «Ценности жизни» для учащихся 8-х классов

Психологический тренинг для учащихся 8-х классов

«Ценности жизни или формирование ценности «Я» осознание своей жизни »

Педагог-психолог : Волосова А. В.

Цель : осознание ценности собственной жизни и жизни окружающих .

Задачи :

Способствовать пониманию значимости собственной личности;

Повышение самооценки.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень важное занятие, на котором мы обсудим одну серьезную тему. Как вы думаете, что такое человеческие ценности ? Ценности для каждого разные , давайте сегодня узнаем, что является ценным для ребят вашего класса .

Упражнение «Свеча по кругу» .

Цели : включение в работу, осознание важных жизненных ценностей для себя .

Сейчас мы будем передавать зажжённую свечу по кругу, и каждый из вас поделится своими мыслями, тем, что является ценностями для вас . Начинать нужно со слов : «Для меня ценности – это… »

Обсуждение.

Игра «Узнай кто ты» .

Цели : обобщение знаний о ценностях жизни .

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Как вы понимаете тему нашего занятия? Чтобы не вести скучный разговор, я хочу предложить вам прочувствовать названные вами, и некоторые другие, понятия, которым, к сожалению, мы не всегда уделяем должное внимание, но которые волнуют человека всегда. Мы проведем небольшую ролевую игру, а значит, каждый из вас получит определенные роли : это будут разные ценности . Правила игры следующие : сейчас я некоторым из участников одену на голову обруч, на котором написано название его роли, но какая именно роль он пока не знает. Все будут видеть, какая роль кому досталась, кроме себя, и задача каждого - узнать себя, ответить на вопрос «кто Я?» . Отгадываем поочередно, по кругу, начиная справа. Все участники будут описывать данное понятие, не называя его прямо. Отгадывающий может задавать уточняющие вопросы. Когда участник угадал свою роль, следующий участник «узнает себя» и так далее, пока каждый не узнает свою роль при помощи объяснений класса . Если правила понятны, мы начинаем.

Ценности : любовь, счастье, дружба, верность, правда, семья, понимание, доброта, красота, жизнь , мир, здоровье, богатство, сила, нежность.

Обсуждение.

Игра «Записки с любовью»

Цели : создание благоприятной психологической атмосферы , повышение самооценки.

Сегодня я приготовила для вас сюрпризы. Для каждого из вас в классе спрятана подготовленная мной записка. Постарайтесь разыскать все записки. Как только вы что-нибудь найдете, сразу приносите мне. После того, как вы найдете все записки, вы сможете найти среди них ту, которая адресована именно вам.

Обсуждение.

Упражнение «Говорящие очки»

Цель : повышение самооценки.

Ребята, все без исключения и дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в собственный адрес. Я предлагаю поиграть вам в игу, в ходе которой вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Олег, будь так добр, надень, пожалуйста, вот эти очки, они волшебные. А теперь повернись направо и посмотри на своего соседа. Он должен посмотреть в твои очки и произнести следующие слова : "Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?" Как только Олег услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого Олег снимает "волшебные" очки и передает их своему соседу слева. Когда его сосед наденет очки, уже Олег обращается к нему с заклинанием, которое я только что произнесла. В этой игре одно очень важное правило : «Приятные слова нужно найти для всех» .

Ну, что, давайте попробуем?

Обсуждение.

Упражнение «Выйди из круга»

Цели : определение участниками тренинга своей способности достигать поставленной цели, находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил, доверять людям.

Сейчас нужно всем встать в круг и взяться за руки. Несколько человек встают в середину круга. Задача круга не выпускать людей, а задача людей, находящихся в круге, вырваться любыми способами.

Круг выпустит только того, кто докажет свое желание выйти, кто будет использовать все свои возможности.

Обсуждение.

Упражнение «В лучах солнца» .

Цель : определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных

ситуаций.

Сейчас ваша задача нарисовать солнце так, как рисуют его маленькие дети : с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Ваша задача - написать о себе как можно лучше. Носите этот листочек повсюду с собой, время

от времени добавляя лучи. А если вам станет грустно, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или ином своем качестве.

Просмотр видеоролика «Ищи позитив» .

Рефлексия занятия.

Цель : подведение итогов.

Понравилось ли вам наше занятие?

Чем понравилось, чем не понравилось?

Что нового для себя узнали?

Публикации по теме:

Психологический тренинг для педагогов «Избавление от обид» Видео Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения у педагогов; способствовать формированию желания и возможностей избавиться от негативных.

Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.

Пономаренко Л.Н.

Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степени №22, г.Кривой Рог

Учитель – тренинг КОШ №22

Цели . Сформировать у учащихся понятие о ценности жизни и здоровье человека, показать какое место занимает здоровье в иерархии жизненных ценностей;

Умение выражать свою мысль, свои убеждения, собственное отношение к поступкам и действиям других.

Воспитание и формирование уважительного отношения к самому себе и окружающим, способность к побуждению гражданских и патриотических чувств, к милосердию и любви окружающего мира.

Вступления.

Добрый день уважаемые мои ученики! Я рада приветствовать Вас сегодня в стенах нашего кабинета. Вижу ваши улыбающиеся лица, ваше хорошее настроения и надеюсь, что наша с вами встреча пройдёт в тёплой, дружеской обстановке.

Но перед тем, как начать нашу с вами встречу, я хочу спросить: “ Любите ли вы комплименты и как часто вам их дарят?”

Вот давайте и порадуем друг друга, сказав хорошие, добрые слова рядом сидящему вам человеку, ведь это немаловажное значение имеет в дальнейшей нашей с вами работе.

(Дети говорят друг другу комплименты).

Уч. И, последнее слово за мной. Вы по весеннему очень красивы, доброжелательны и надеюсь, что сегодня вы будите по – настоящему искренне в своих рассуждениях в такой непростой, серьёзной теме, как “ Жизненные ценности”.

А как вы думаете,почему сегодня мы сели в круг? (ответы учащихся).

Уч. Потому что в кругу нет ведущей фигуры, все равны. И мне хочется, чтобы вы на сегодняшнем тренинге чувствовали себя легко и непринуждённо.

Идя сегодня на урок, урок тренинга, каждый из вас, наверное, ожидает получить какую-то новую информацию.

4 И, поэтому я предлагаю Вам на вырезанных сердечках написать свои ожидания и пожелание.

В конце тренинга, если ваши ожидания сбудутся, вы прикрепите свои юные сердца к большому сердцу, которое нарисовано у нас на доске под названием: «Сердце друга»

(Дети зачитывают свои ожидание).

Уч. Давайте установим правила работы, которыми мы будем пользоваться в течении следующих 45 минут. (Дети зачитывают правила).

Искренность

Активность

Доброжелательность

Рассудительность

Мотивация учебной деятельности.

Очень давно древние греки на стенах одного из своих храмов написали «Познай самого себя»- и недаром. Ведь познания самого себя – это понимание своей уникальности, неповторимости своей души, своего внутреннего мира. Познать и понять самого себя – это означает сделать очень много в своей жизни. Достичь этого удаётся не каждому. Часто даже опытные и умные люди не могут адекватно оценить свои чувства, потребности, эмоции, настоящие мотивы своих поступков. Познать самого себя – это осмыслить себя как личность, узнать свои сильные и слабые стороны. Каждый из вас, наверное, знает свои и сильные и слабые стороны. Мне бы очень хотелось, что бы вы сейчас продолжили такую фразу:

Я горжусь собой, потому что… Назовите те качества, которые присутствуют у Вас и вы считаете что это достоинство и гордость вашей личности. (Дети называют свои положительные стороны).

Учит. Молодежь, обычно, не задумывается над ценностями своей жизни. Она спешит жить, иногда даже вредя своему здоровью и жизни. Но нужно думать и о том, что жизнь двигается лишь вперед, вернуться назад невозможно. Как ни странно, настоящей ценностью является то, что не замечаешь, пока не потеряешь.

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его поведение, решение и то, как он воспринимает себя, окружающий мир и других людей. Я думаю, что у вас тоже есть уже свои какие-то приоритеты в жизни, вы, наверняка, определили и важные для вас ценности. Сегодня я выбрала самые значимые в жизни ценности. У вас есть эти ценности – их 10. Ваша задача, в течении одной минуты выбрать из 10-5, которые вы считаете наиболее важными.

(Дети выбирают, звучит медленная музыка)

А теперь, зачитывайте, какие вы выбрали для себя ценности. (Зачитывают)

Учит . Следующее задание

Откройте учебник на странице 108 и прочитайте, что означает термин – иерархия.

Иерархия (греческое слово – священный) – расположение частей или элементов целого в определённом порядке от высшего к низшему.

Ваша задача – 5 важных ценностей выставить по методу иерархии, то есть самые важные на первые места, по убыванию.

(дается 1 минута)

А теперь зачитывайте, пожалуйста. (Дети зачитывают)

Скажите, с каким заданием было легче справиться- с первым или вторым, и почему?

Уч. Почти у каждого из Вас здоровье стоит на 1 -ом месте, то есть в строке важнейших ценностей. На протяжении разных периодов существования человеческого общества человек и здоровье имели разную ценность.

Давайте мы в этом убедимся, прочитав информацию в учебнике на странице 109 (последний абзац).

Учит. Ребята, а что для вас означает «здоровье», с чем оно ассоциируется?

(посмотрите на экран после ответов)

Перечислите факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье.

(Вредные привычки, переедание, алкоголь, наркотики, длинные игры с компьютером)

Учит. А сейчас, давайте немножко подвигаемся.

Любите ли вы животных? А растения?

У меня здесь фотографии животных и растений. Каждый подойдите и выберете то, чем он хочет стать на несколько минут, то есть преображаемся в живые организмы, которые нас окружают.

А теперь, растения-поднимите руки, животные- поднимите руки.

У нас получилось 2 группы. У каждой группы есть 2 минуты, чтобы выполнить задание. Предлагаю вам побывать в роли стилиста.

Задание 1 группа- выработать стиль жизни для своего героя:

а) безопасное поведение;

в) благоприятные условия труда;

г) полноценное питание;

ж) двигательная активность;

з) нормальные бытовые условия.

Задание 2-ой группы;

Здоровый образ жизни – это:

а) активное, осознанное отношения к своему здоровью;

б) отсутствие вредных привычек;

г) аккумулирование позитивных и нейтрализация негативных факторов.

Уч. У каждого в жизни бывают ситуации, когда нужно сказать «нет». Всегда ли человек может сказать «нет», сказать так чтобы окружающие поняли, что вас действительно нельзя уговорить.

Речь сейчас пойдёт, а впрочем, прослушайте внимательно стихотворение, обращая внимание в каждой строчке на первую букву.

Н ажимаю кнопку стоп

А бсолютно сходится в точке

Р аспадается полет

К илометры лягут в строчки

О скалится душа

М икрокосмос свой теряя

А я буду умирать

Н а осколках псевдо рая

И теперь с объятий рая

Я прошу тебя не надо.

Так о чём здесь шла речь? (О наркомании)

Все вы очень хорошо знаете о вреде наркомании, мы об этом много говорили и на уроках биологии, основ здоровья. Скажу лишь, что 91% ВИЧ инфицированных – наркоманы, к окончанию школы – 40% пробовали наркотики, 1 наркоман за год в течении втягивает в «порочный круг» до 4 человек. (Просмотр слайдов)

Как же найти силы воли, сказать «нет»?

Давайте мы сейчас обыграем одну ситуацию. Мне нужно 2 участника – мальчик и девочка.

Участники должны исп. слова только приведенного диалога, ничего не добавляя.

Разыгрывая ситуацию несколько раз, используя разные подходы, изменяя тон или тембр голоса, жесты, мимику.

Мальчик: Чего мы боимся, давай попробуем.

Девочка: Нет, не хочу.

Ситуация 1. Пойти вместе на вечеринку.

2. Вместе попробовать наркотики.

Учит. Пока игроки готовятся, предлагаю вам пройти круг «нет» Каждый из вас должен произнести свое твёрдое «нет».

Ребята, вот сегодня каждый из вас на 1 место из жизненных ценностей поставил здоровье.

Скажите мне, всё ли вы делаете для того, чтобы быть здоровым и сохранить здоровье на долгие годы?

Ответы неуверенные, потому что мы осознаем ценность здоровья тогда, когда возникает серьёзная угроза для здоровья или оно уже утрачено, тогда хочется его вернуть. Идёт молодая мама маленьким ребёнком и с сигаретой в руке – думает она о том, какой вред она наносит не только себе, но и своему ребёнку, а спросите её, какая из жизненных ценностей для неё важнее – конечно же она ответит, как вы думаете, что.. .здоровье.

Получается парадокс – почему же людей желания не совпадают с действительностью?

Так какие же принципы лежат в основе здорового образа жизни? (Ответы уч-ся)

Сейчас каждая группа выполнит своё задание

Признаки физически здорового человека

Положительные Отрицательные

а. здоровый цвет лиц блеклое лицо

б. блестящие волосы тусклые глаза

в. Красивые белые зубы желтые зубы

г. стройная осанка нарушение осанки

д. улыбка на лице отирание ж. блестящие глаза

Итак, ребята, вырисовалась фигурка здорового человека и нездорового.

Какую фигуру выбрали вы?

А теперь у вас есть стеклянный кувшинчик и я попросила, чтобы вы принесли 3 сост.: камень, песок и горох. Положите сейчас в свой кувшин один из сост., потому что одну ценность мы уже разобрали.

Ребята, скажите, а сможет ли наша с вами жизнь стать благополучной, если вокруг нас не будет добрых, отзывчивых людей? Доброта и милосердия – это 2 понятия, которые не разделимы.

Давайте сейчас мы вспомним с вами Мать Терезу, с которой познакомились ещё в 5 классе. Так кто же такая Мать Тереза? (чтение о М.Т.)

И с помощью слайдов давайте посмотрим.

Напутствия Матери Терезы.

Как видите, добро творит чудеса.

Зажжем свечу и представим, что она магическая и отныне все, кто возьмет её в руки, превращается в волшебника. Включайте свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником, чтобы вы сделали доброго и хорошего в этом мире.

Начните со слов:«Если бы я стал волшебником…»

Учит. Слушая вас, я поняла, какие вы добрые и недаром говорят, что доброта живёт в душе каждого человека. И именно поэтому душа бессмертна.

Ребята! У меня в руке яблоко. Давайте представим, что это не яблоко, а наша планета Земля. Посмотрите, какая она красивая и гладкая, светлая. Но всегда ли она так выглядит?

А когда она выглядит по-другому? (Когда совершаются плохие поступки)

Какие именно? Какие слова противоречат слову «доброта»? (Ненависть, грубость, хамство, жадность, обман).

(Учитель, накалывает зубочистки в яблоко)

Вот примерно такой она выглядит с плохими привычками и хамством.

Даже если мы уберем эти привычки, что останется – следы, которые ничем не залечиваются.

Какой вывод мы можем сделать? (Быть всегда добрыми, терпеливыми и отвечать за свои поступки)

Учит. Поэтому поводу, у меня есть стихотворение о доброте. (Слушаем стих)

Учит. Давайте снова заполним наш сосуд ещё одной из ценностей нашей жизни.

Учит. Ценности формируют характер человека его личные качества, мораль и отношения к миру, а именно -определяют его судьбу. А для того, чтобы вам было более понятней, я зачитаю одну притчу « Ценности времени», которая и послужит как бы видом наших ценностей. (Обсуждения притчи).

Учит. Поэтому, ребята, поверьте, прислушиваясь к своему сердцу, все ли вещи, которые вас окружают, соответствуют настоящим ценностям.

Давайте, сейчас вместе с вами выработаем правила жизни, выполнение которых приведет к взаимопониманию.

Правила

  1. Умение прощать.
  2. Быть верным и надежным другом.
  3. Уважать других людей и себя тоже.
  4. Воспринимай людей такими, какими они есть.
  5. Научись сочувствовать другим.
  6. Проявления добродушия.
  7. Будь уверен в себе и в своих силах.
  8. Умей контролировать свои поступки.
  9. Уверенно иди к своей цели, мечте, победив все преграды.

Учит. Скажите, благодаря какому чувству человеческой души, мы сможем достичь этих правил в жизни?(Благодаря любви)

Учит. В наше сложное время, когда всеобщий духовный и культурный мир становится все ниже и ниже, когда мы задыхаемся от духовной жажды, именно любовь всех нас сможет спасти от гибели, ведь «Миром правит любовь».

Любовь стояла и стоит возле истоков жизни делает добро, освобождает от злости. Согласны ли вы со мной?

Ученица. Вот вы говорите, что любовь стояла и стоит возле истоков жизни. А если влюбленные, прожив много лет, устали друг от друга. Можно временную усталость любви приняты за смерть любви?

Ученик. Я думаю, что от любви не устают. Человек в любви подобен скульптору творящий из куска мраморной глыбы прекрасный цветок, одухотворенный внутренней человеческой красотой и талантом. Вот эта рукотворная красота и есть человеческая любовь. Кто не понял этой работы любви, тот представляется ему первобытным существом, одетым в звериную шкуру.

Ученица. А мне хочется вспомнить бельгийского поэта Эмиля Верхане. Мало сказать, что он воспел в стыках свою любимую жену Марту. В этом нет ничего удивительного, так поступают все любящие поэты. Но он сумел до преклонных лет сохранить юношескую святость, чувств к своей уже немолодой жене и даже в могилу хотел унести этот неугасимый пламень.

Уч. Но от любви бывает много зла. Сколько обвинений, сколько проклятий любви с тех пор, как свет стоит. Наверное не зря говорят, что от любви до ненависти один шаг.

Уч. Нет! Я не согласна с тобой. Потому что любовь не может быть источником зла, она несет не злодеяние, а наоборот благодеяние. Нет и не может быть безнравственной любви и не она повинна в преступлении человеческих.

Уч. Обратимся к более близкой нам реальности. Разве любовь виновата в том, что отец покидает своих детей, а мать отрекается от новорожденного даже если они действительно любят и хотят устроить свою личную жизнь. Нет! А скорее эгоизм и безответственность и духовная незрелость.

Уч. Не любовь – причина преступлений

Не любовь безнравственна, а человек с его недостатками, эгоизмом и корыстолюбием, ненавистью и завистью, злобой и ревностью и без -_духовностью.

Учит. Итак, мы пришла к мнению, что любовь не убивает, а спасает народ! (Можно прочитать стих)

Учит. Поэзия, которая сегодня прозвучала – это маленькая часть того огромного количества жемчужин интимной лирики, которую сделали поэты в разные времена. А сколько ещё будет сделано.

Любовь каждого человека – это отдельная история. Творите историю, юные мои друзья своей любви. А я желаю, чтобы она была у вас нежной, верной, вечной. Чтобы душа ваша поднялась выше всех будней, потому что любовь – души высокий взлет! И не только любовь к близкому человеку, а любовь к окружающему миру сделает вас добрее и счастливей.

Учит. Итак, снова наполняем свой сосуд ещё одной из важных ценности в своей жизни. (Дети наполняют)

Скажите, почему вы наполнили именно этим?

Притча

Как-то юноша пришел к мудрецу и спросил: « В чём смысл жизни и как сделать жизнь успешной и счастливой?» И мудрец проделал то, что я сейчас и вы. Банка – это наша жизнь.

Камни – фундамент, самые важные значения ценности жизни – семья, работа, здоровье, любовь, дети.

Горох – это события, явления, вещи, которые не так значимы в жизни.

А песок – это вообще мелочи жизни, те препятствия, которые мешают нам жить. Если я сначала засыпала в песок, то в него нельзя было поместить камни и горох.

Какой вывод можно сделать?

Уч. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая глаза на более важные события.

И мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас продолжили фразу:

Я начинаю понимать…(чего я хочу, чего не хочу)

Я начинаю создавать … (мир вокруг себя, исходя из своих ценностей своей миссии)

Учит. Я надеюсь, что каждый из вас, выйдет из стен этого кабинета, задумается над тем, как он живёт, хотя ваша жизнь только начинается, но от неё нужно взять только все хорошее, чтобы на закате лет вас не грызла совесть – не доучил, не досмотрел, упустил.

А теперь, возьмите листочки – дом моей мечты и в течение 2 минут заполните его своими желаниями, которые я, надеюсь, у вас есть. (Дети заполняют – звучит музыка, и зачитать несколько своих желаний).

Уч. Ребята! Сегодня урок у нас волшебный. Сегодня, всё то,что вы загадали, обязательно сбудется, только нужно очень захотеть и к этому стремится.

Учит. А теперь у каждого из вас на столе лежат смайлики, на которых изображены контуры человеческого лица.

Дорисуйте, пожалуйста, контур рта, который соответствует вашему настроению после нашего тренинга.

- Хорошее настроение

- Нормальное

- Плохое

А теперь, покажите эти лица мне

Я очень рада, что вы от сегодняшнего урока получили отличный заряд бодрости.

Учит. Сегодня мы говорили о жизни, о жизненных ценностях, давайте все вместе встанем, возьмёмся за руки и сделаем круг и вместе скажем:

Здійсню бажання, набуду мудрість, відчую радість життя.

Тренинговое занятие на тему:

«Мои жизненные ценности»

Тренинг посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи доминируют не ценности-цели, а ценности-средства. Сценарий тренинга позволяет организовать общение детей на тему истинных и мнимых ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей. Тренинг не требует длительной подготовки. В основном строится в форме беседы.

Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Подготовительная работа: поручить 2 ученикам найти в словарях толкование слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между этими словами (образец ответа в тексте сценария).

Оборудование:

Бумажная фигурка мистера Икс, скотч;

Альбомные листы бумаги (по количеству учеников) положить на каждую парту перед тренингом.

Оформление:

В левой части доски нарисовать мелом гору жизни с «Пиком счастья», лестницу с тремя перекладинами (деньги, власть и слава);

В правой части доски записать: Нравственные ценности

Прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

Благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

Чуткость, способность сопереживать, милосердие;

Любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

Задания для групп

1. Преуспевающий человек - это тот, кто...

2. Неудачник - это человек, который...

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...

5. Истинные ценности - это...

6. Мнимые ценности - это...

План классного часа

I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?».

II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс».

III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности».

IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека».

V. Проект «Лестница к счастью».

VI. Словарная работа.

VII. Работа в группах «Допиши предложения».

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Тренинговое занятие

I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?»

Психолог: Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым.

А что такое счастье? Примерные ответы детей:

Это когда все получается.

Когда все живы и здоровы.

Когда все есть, чего только ни пожелаешь.

Когда сбываются мечты.

Когда тебя все уважают.

Когда ты известен, все тобой восхищаются.

Когда занимаешься любимой работой.

Психолог. А как стать счастливым?

Примерные ответы детей:

Выиграть в лотерею.

Достать волшебную палочку.

Иметь богатых родителей.

Найти клад.

Много работать, чтобы воплотить свою мечту.

II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс»

Классный руководитель.

Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели.

Жизнь - лестница, ведущая в будущее.

Каждая ступенька - наши желания и мечты.

Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?

Об этом мы и будем говорить сегодня на классном часе.

Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».

Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. (Прикрепляет на доску силуэт человека в цилиндре.) Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым.

Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы.

У некоторых получается быстро вскарабкаться на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного «Пика счастья», которое озарит всю его жизнь.

Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три:

деньги , на которые можно купить почти все,

власть , дающая то, чего не купишь за деньги,

и слава - символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности»

Психолог:

Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки?

Можно ли будет подняться по ним на «Пик счастья»?

Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс?

Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.

Примерные ответы детей:

Деньги - это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все.

Это мнимая ценность.

И власть тоже можно потерять: президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают.

Власть - это тоже мнимая ценность .

Слава - это тоже мнимая ценность.

Славу легко можно потерять.

Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.

IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»

Психолог:

А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица».

Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни.

На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство.

Каждая ступенька - это обретение таких ценностей,

как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность.

Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Примерные ответы детей:

Это истинные ценности. Они не изменят человеку.

- Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.

- Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.

Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека.

Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.

Скромность всегда украшает человека.

Если он заслуживает славы, его все равно заметят

и он добьется успеха в жизни.

Смирение - это такая ценность, которая понятна только верующему человеку.

Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для возвышения и очищения души.

Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.

V. Проект «Лестница к счастью»

Психолог:

Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха.

Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:

Ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

Ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;

Христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?

Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?

(Дети поднимают руки, учитель приглашает к доске 3-4 учеников, которые изображают свои проекты лестниц.)

VI. Словарная работа

Психолог:

Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут (имена, фамилии).

VII. Работа в группах «Допиши предложения»

Психолог:

Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого нужно поработать в группах и дописать незаконченные предложения, которые представлены на доске.

VIII. Заключительное слово

Психолог:

В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил, что они делают.

Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один.

Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.

Я строю храм! - гордо ответил третий.

Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым:

он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.

Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Психолог:

Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 40 минут? Примерные ответы детей:

Разговор о ценностях был очень полезным.

Полезно было узнать, что мечты осуществляются, когда становятся жизненными целями.

Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.

Понял, что главное - это иметь цель в жизни. От цели зависит жизненный успех.

Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления.

Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И. Ожегова и В.И. Даля - и нашли такие значения указанных слов.

Ученик 2. Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Ученик 1. Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.

Ученик 2. Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель - успех - счастье.

Ученик 2. Иными словами, чтобы достигнуть успеха в каком- либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.