Дети не дружат с ребенком. Что делать, если с ребенком не хотят дружить в детском саду

Дети, как правило, открыты к новой информации. Они стремятся узнать как можно больше и завести интересные знакомства. У ребенка не вызывает стеснения подойти к незнакомому человеку и заговорить с ним о чем-либо, например, о погоде. Но что происходит в процессе взросления? Одни малыши и во взрослую жизнь переходят с множеством друзей, другие же чувствуют себя одиноко и брошено. Как же обезопасить своего малыша и что делать, если с ним никто не дружит?

Не могу сказать, что у меня много друзей, но несколько надежных и поверенных годами подруг точно есть. С одной из них я знакома еще с детского сада. Мне никогда не составляло труда с кем-то познакомиться, а вот подруга немного иного склада ума. Она росла застенчивой и стеснительной девочкой. Когда-то подруга на полном серьезе мне сказала, что если бы я с ней не начала дружить, то так бы и ходила она одна. Мне кажется, подруга льстит моему самолюбию. Но, к сожалению, в жизни на каждом шагу встречаются одинокие люди, которые не смогли вовремя адаптироваться к окружающей обстановке.

Почему с ребенком никто не дружит?

Я сейчас не хочу обсуждать более серьезные психологические проблемы развития ребенка, оставим это дело опытным специалистам. Давайте поговорим о застенчивости и стеснительности, из-за которых ребенок не может найти себе друзей. Эти черты характера у малышей вполне естественны, но они не должны стать препятствием в развитии и становлении личности. Стеснительность - это довольно распространенное явление у детей. Нежелание раскрываться и взаимодействовать с людьми, страх перед новыми эмоциями, смущение или просто опасение будущего. Нашей задачей является своевременное оказание поддержки своим детям.

Мы должны помочь им выбраться из оболочки и превратиться в уверенную в себе личность. Капля застенчивости всегда будет сопровождать ребенка по жизни и это нормально. От этого будет только лучше, ведь идеальных людей не бывает. Да и как прекрасен румянец смущения на щеках юной барышни! Важно не допустить того, чтобы нежелание идти на контакт не затормозило развитие ребенка в будущем. Одинокий взрослый со слабо развитыми социальными навыками – звучит не очень приятно. Чтобы стеснительность не привела к заниженной самооценке, будем с ней бороться эффективными методами.


Причины застенчивости

Застенчивость дана нам от природы, но со временем, когда ребенок растет и развивается, она притупляется. Вот самые распространенные причины стеснительности и нежелания общаться:

1. Сверхчувствительность

Некоторые дети рождаются значительно чувствительней и ранимей, чем другие. Они требуют к себе особого подхода. Резкие высказывания и критика со стороны сверстников заставляют их прятаться в скорлупу. Они слишком напуганы, чтобы подвергнуть себя новым ощущениям и знакомствам.

2. Следование родительскому примеру

Дети учатся всему через подражание. Если родители сами не отличаются особой общительностью и не имеют миллион друзей, тогда и ребенок будет следовать их примеру.

3. Неуверенность в себе

Неуверенность в себе может привести к чрезмерной застенчивости. Дети, у которых слишком строгие родители, как правило, вырастают стеснительными и замкнутыми людьми.

4. Жесткая критика

Если ребенка кто-то критикует, он постепенно закрывается от мира, погружается в свои мысли и переживает все внутри себя. Страх совершить ошибку приводит к тому, что он не желает ни с кем общаться.

5. Отсутствие доверия

Недоверие к окружающим также может быть причиной замкнутости. Это вызвано чрезмерным давлением со стороны сверстников или даже издевательствами в коллективе.

6. Длительная изоляция

Когда ребенок подвергается длительной изоляции от общества он не получает возможности развивать социальные навыки, не умеет взаимодействовать и находить компромиссы. Чем дольше длится изоляция, тем более замкнутым может становиться ребенок.


Как помочь ребенку преодолеть стеснительность?

Проанализируйте все эти пункты и выясните, относятся они к вашему ребенку или причина отсутствия друзей кроется в чем-то другом. Если вы нашли схожие симптомы, тогда пришло время действовать. Как любящие родители, вы должны быть терпеливы с детьми, понимать их и принимать такими, какие они есть. Существует несколько способов преодоления стеснительности, а именно:

1. Поощряйте социальное взаимодействие

Всячески способствуйте тому, чтобы ребенок знакомился с новыми людьми и заводил как можно больше друзей. Поощряйте его участие в конкурсах и спортивных мероприятиях.

2. Протяните ему руку помощи

Застенчивого ребенка нужно раскрепощать постепенно и аккуратно, иначе он еще больше замкнется в себе. Необходимо в первую очередь быть ребенку другом и не смеяться над его страхами. Позвольте ему открыться перед вами, любите его и чаще проводите весело время.

3. Дайте ребенку чувство защищенности

Ребенок должен чувствовать себя в безопасности рядом с вами. Объясните ему, что совершать ошибки – это вполне нормально, ошибается каждый и это не страшно.

4. Будьте примером для подражания

Ребенок, естественно, научиться бороться со своей замкнутостью и стеснительностью, если родители покажут на собственном примере, что общение и новые знакомства – это круто. Мы их кумиры, по крайней мере, в детстве, постарайтесь не разочаровать своего ребенка.

5. Помогайте ребенку расти и развиваться

Приучайте ребенка к самостоятельности еще с раннего детства. Пусть их становление как личности происходит через собственные маленькие победы над собой. Будьте щедрыми на похвалу, все можно преодолеть, если в семье есть любовь, поддержка и одобрение.

Здравствуйте! Моему сыну 4 года и у нас сложилась такая ситуация: сын открытый ребенок, он сам идет на контакт со сверстниками, хочет с ними играть, разговаривает, не жадный (своими игрушками делится охотно), не драчливый. В садик не ходит, но на улице есть мальчик и девочка его возраста. По отдельности с каждым из этих детей он играет хорошо, но стоит собраться всем троим вместе, те дети идут к девочке во двор, закрывают перед сыном калитку и говорят, что играть с ним не хотят. А он стоит под закрытой калиткой и плачет. Доходит до того, что у нас есть детский электромобиль, выносим его на улицу, они все вместе катаются, веселятся, но как только садится аккумулятор и ездить на нем уже нельзя, идут во двор и прогоняют сына. Еще и говорят, что раз на твоей машине уже ездить нельзя, то мы тебе ничего своего не дадим. Их родители видят эту ситуацию, но замечаний не делают, а мне говорят - что ты на детей обижаешься?! Но на детей я не обижаюсь, а просто мне жаль своего ребенка и я не знаю как и чем ему помочь. Он идет по улице и плачет и дома я его еще час успокаиваю. И я не знаю что ему сказать, как правильно воспитывать. Не хочу, чтобы у него были такие фальшивые друзья, но в 4 года объяснить это ему сложно, говорю не давать им тоже свои игрушки, но он не жадный и только дети к нему подойдут готов делиться. Последняя ситуация закончилась тем, что мы гуляем около своего двора и к тем детям не подходим. Но ему-то ведь все равно нужно общение со сверстниками. Он хочет с ними играть, машет им рукой не смотря на мой запрет. Подскажите как можно исправить эту ситуацию и как правильно преподнести ее ребенку.

Olga1981

Евгения Сергеева

Администратор , Москва

Olga1981, добрый день. Специалист ответит в теме через некоторое время.

Здравствуйте. Немного расскажу об особенностях данного возраста. Детская дружба очень отличается от взрослой. Больше скажу, дети такого возраста не умеют любить, в том смысле слова, как мы это понимаем. Вы смотрите на детей с позиции взрослого и ожидаете, что дети должны вести себя как взрослые, преданность, самопожертвование, способность ставить себя на место другого, способность контролировать свои чувства и переживания. В 4 года дети прежде всего мотивированы в своих действиях на получения удовольствия, они хотят то, что им нравится и пытаются избегать того, что не нравится. Ребенок, в силу возрастных особенностей, не может сказать себе, " я останусь с этим ребенком, потому что так не честно, я поиграл его игрушкой, мне было хорошо, теперь я должен отдать ему должное." Они не думают так, его мышление не достигло еще такого уровня развития, что бы так мыслить. Во- вторых, дети стремятся к диадическим отношениям, быть втроем сложно для детей. Не все взрослые способны выстаивать триангулярные отношения и переносить исключенность из пары без того, что бы не чувствовать себя отвергнутым и брошенным. Этот конкретный мальчик выбирает себе в пару девочку, предпочитая ее в своих играх и это нормально. 4 года, это период эдипальных переживаний, Ваш ребенок очень тяжело переживает свою исключенность из пары, я думаю, это связано именно с тем, что у него сложности с прохождением эдипального конфликта. Вопрос для размышления: как он переживает свою исключенность из Вашей пары с мужем? Видит ли он в вашей паре любящую пару, у которой есть свои собственные отношения, из которых он исключен? (например в спальне, где дверь закрыта и куда он не имеет доступа) Дали ли ли Вы ему опыт переживания "я любимый", даже если Вы выбираете отца своего ребенка? Есть ли у него собственное место, его кровать, где он спит, каждую ночь?

Добрый день. Спасибо за ответ. Сын очень долгожданный и желанный ребенок, поэтому о любви ему все говорят с самого рождения. У нас есть еще сыночек (сейчас ему пол года), старший очень любит малыша, ревности никогда не было. Ждет не дождется когда младший подрастет и можно будет с ним играть, приносит малышу свои игрушки, радуется когда братику что-то покупаем. Поэтому недостатка любви я думаю он не ощущает. На счет отношений в семье могу сказать, что как и в любой семье бывает всякое, но сильные ссоры и скандалы происходят редко. Мы все вместе собираемся за столом, общаемся, на прогулку тоже стараемся ходить семьей. Спит ребенок с нами в комнате, но в своей кровате. Переселить его в детскую пока нет возможности по состоянию его здоровья. Я понимаю, что дружба втроем у них не получается, но что мне объяснять ребенку, что в 4 года трудно дружить всем вместе? В каком направлении с ним разговаривать, чтобы не получить в дальнейшем заниженную самооценку и комплекс? И разве родители не должны корректировать поведение своих детей и хотябы пытаться им объяснить что хорошо, что плохо? Неужели одна я такая мать сейчас, которая если видит, что сын не прав, отвожу его в сторону и делаю замечание. Да, не всегда он меня слушает, но все равно на 5-6-7 раз это дает свои плоды и ребенок начинает что-то понимать.

Olga1981

В родительской спальне детям делать нечего. Если ребенок не демонстрирует ревность, зависть, злость, значит, ребенок уже с раннего возраста научился подавлять эти чувства в отношении родителей, смещает их в отношения с другими детьми. Когда в отношениях ребенок- мать появляется третий, это не может не вызывать чувства ревности. Вообще, ребенку следует говорить то, что соответствует реальности. А реальность такова, что определенному мальчику интереснее играть с определенной девочкой. И это не значит, что Ваш сын хуже или лучше, просто им вдвоем интереснее. Дети живые существа, а не объекты для манипуляций, они то же имеют свои чувства, свои желания. Вы тоже в своей жизни по каким-то своим причинам выбираете определенных мужчин, определенных друзей. Вы не состоите в дружеских, близких отношениях со всем людьми Вашего района, хотя возможно какая-то соседка страдает одиночества.

Не получается с этим мальчиком и девочкой, пускай Ваш сын пробует выстраивать отношения с другими детьми. Каждый родитель корректирует или не корректирует поведение своего ребенка в соответствии со своими собственными представлениями, так как считает нужным. У Вас слишком высокие требования по отношению к детям. Я понимаю, что Вы волнуетесь за своего ребенка, но помощь в адаптации к социуму это Ваша задача, а не задача других родителей. Если проблемы видеть исключительно в других, то сложно что-либо изменить. Попытка менять других чревата конфликтами. Попробуйте обратиться к детскому психологу очно. Он Вам на основании тщательного исследования истории развития Вашего ребенка, семейной истории, на основании наблюдения за Вашим ребенком даст конкретные рекомендации. У Вас есть еще какие-то вопросы?

Ваш ребенок — изгой в своем классе (или в детском саду, во дворе), и вы не знаете, что делать? А может, таким ребенком когда-то были вы сами, но тяжкий след в душе до сих пор не зажил…

Как быть и что делать? Давайте разбираться вместе.

1. С моим ребенком никто не дружит…

Всё начинается вот с этой простой мысли. Которая приходит в голову либо вам, либо вашему ребенку.

Если вас беспокоит, что ребенок не умеет дружить — но сам он не жалуется

На самом деле, если она пришла в голову ВАМ — а сам ребенок не демонстрирует никаких переживаний по этому поводу (то есть ему хорошо одному, или с кем-то конкретным — братом-сестрой, малышами, только девочками у мальчиков и наоборот, и т.д.) — вполне вероятно, что сейчас вы проецируете на него свои детские переживания. Которые у ВАС — были. И были проблемы, с ними связанные. И вы боитесь повторения этих проблем у него.

Но он — не вы. Он — другой, и судьба у него другая. Быть может, его внутренняя природа — созерцательная, он вырастет человеком искусства. Или он интроверт, и ему не нужно столько общения и друзей, сколько было нужно вам, ему вообще хватает вполне одного товарища…

Это не значит, конечно, что на низкую общительность ребенка можно махнуть рукой — нет, держите руку «на пульсе», следите за его внутренним состоянием, будьте внимательны к жалобам.

Просто учтите склонность человеческой природы резонировать своей прошлой болью со сходными на ваш взгляд ситуациями у ваших детей (и потому опасными по мнению вашего подсознания). И делайте поправку на это.

Если сам ребенок говорит, что с ним никто не дружит

— то внимание его словам, безусловно, уделить нужно. Хотя и здесь ситуации могут быть очень разные, и об этом — первое видео:

Повторяю:

Аутсайдерство ребенка является проблемой настолько,

насколько велики его собственные переживания по этому поводу

Например, есть много детей, которым на все школьные годы хватает общения всего с одним другом. И они не испытывают чрезмерных переживаний по поводу того, что остальные 25 детей их не замечают. Так, небольшой дискомфорт, и только.

А есть и другие дети. С которыми общается почти весь класс, и есть друзья, и много смеха и общения… НО! Не обращают внимания мальчики (на девочку). И/или кучка лидеров хоть и принимает в свою компанию, но как-то без восторга (а некоторые могут откровенно недолюбливать). Так вот если ребенок — скрытый лидер, если он жаждет быть в центре внимания, а у него не получается — он может испытывать страдания гораздо большие, чем дети из примера выше. И ему очень нужна ваша помощь.

2. От аутсайдера до изгоя — один шаг

Ребенка-аутсайдера не обижают. А если и обижают, то крайне редко. Бессистемно. С таким ребенком просто не очень дружат. Как правило, потому что он сам не умеет дружить. Или имеет какие-то страхи относительно того, как его воспринимают (на его взгляд!) другие дети и взрослые. И комплексует. А окружающие его дети и взрослые просто считывают такое его мышление — как если бы эти его мысли были написаны на его лбу или футболке — и ведут себя с ним именно так, как он «хочет». Впрочем, об этом я рассказала уже в ролике выше.

Но быть аутсайдером (точнее — думать как аутсайдер, вот это самое «дети со мной не хотят дружить», «я не такой как все», «я не вписываюсь в класс» и т.д.) — ОЧЕНЬ ОПАСНО.

Потому что от таких мыслей и отсутствия отношений с классом до изгойства (то есть открытой травли) — один шаг.

3. Как НЕ стать изгоем в классе

Есть такое мнение, что изгоями становятся дети, отличные от остального коллектива:

  • с неблагозвучной фамилией, которую легко превратить в обидную кличку,
  • с существенным дефектом внешности или здоровья,
  • бедные среди богатых,
  • дети из неблагополучных семей
  • и т.д.

На самом деле в большинстве случаев все эти «фишки» — всего лишь «крючки», УЖЕ «больные» темы для данного ребенка (то есть он их мучительно стесняется сам). И они становятся ФОРМАЛЬНЫМ поводом для задеваний ребенка другими детьми.

Как появляется в классе «козел отпущения»

Первая, и самая распространенная «причина» — это легкий способ поднять свою самооценку, свой рейтинг в классе за счет опускания другого.

Вторая причина — возможность «слить» негатив, накопленное раздражение на «легально одобряемого» «козла отпущения».

И если «очаг» конфликта не погасить оперативно, обе причины сливаются в единое целое и начинают активно использоваться детьми, стремящимися выбиться в лидеры или примкнуть к лидерам.

Идеальные «мишени» для такого отношения и «группа риска» — это:

  • дети другой национальности (плохо знающие язык и совершающие ошибки даже там, где их не делают двоечники),
  • и гиперактивные дети, очень эмоционально реагирующие на задевания и не способные себя контролировать (это развлекает обидчиков на скучных уроках и вообще).

Так что делать?

Мой опыт и ответ: поднимать ребенку самооценку.

В первую очередь — между кнутом и пряником почаще выбирать пряник, и учиться хвалить его сперва даже за малые успехи (сменку не забыл сам, если часто забывает). И вдохновлять. И поддерживать, когда у него трудности (а двойки — это трудности тоже!) То есть не ругать, а сочувствовать и выражать УВЕРЕННОСТЬ, что он сможет осилить эту трудную тему, и что вы готовы помочь ему разобраться с ней, если что.

Еще — конечно же, искать снова и снова области, где он может раскрыться как человек творческий и успешный, где у него что-то будет отлично получаться. Это кружки и секции в первую очередь. Умения компьютерные и любые иные современные навыки. Это буквально всё, на что его сверстники скажут ему: «Ух ты!»

Кроме, конечно же, купленных родителями вещей и гаджетов, которые дают лишь иллюзию самооценки в глазах детей — но оставляющих пустоту в душе самого ребенка. А ведь к нас уважают и ценят в итоге ровно настолько, насколько мы сами уважаем и ценим себя…

Что еще можно сделать? Конечно же, отвести в театральную секцию (которая отлично развивает коммуникабельность и умение выражать себя смело). Так же влияет на самооценку ребенка занятие любым видом спорта, и не обязательно в ДЮСШ.

Любые молодежные тренинги коммуникабельности и лидерства, коих сейчас всё больше появляется в Домах Молодежи (для подростков) тоже отлично…

Так что — ищите. Это то, чем мы с вилах помочь нашим детям — и то, что зачастую они не способны найти для себя сами.

Ищите, пока не найдете то, что придется по сердцу вашим детям.

И пусть они растут у вас счастливыми!

Подпишитесь на статьи и видео"фишки" проекта

и то, что Вам по душе!

Как я уже говорила, меня часто находили в поисковиках именно по этой фразе. А поста такого у меня и нет. :) Надо исправлять, тем более, что проблема существенная, ведь именно в детстве закладывается понимание у маленького человека о том, каково его место в социуме.

Сразу скажу: я не претендую на истину в последней инстанции. У меня нет педагогического или психологического образования. Зато присутствуют здравый смысл, наблюдательность и умение находить причины и следствия событий. Пишу на основе своего собственного опыта, а также консультаций с мамой-учителем со стажем около 30 лет. Итак, кому интересно - прошу.

Когда мамы начинают бить тревогу о том, что ребенка подвергают остракизму - не берут в игры, дразнят, выгоняют, не замечают - обычно бывает уже поздно. То есть проблема, её маленькое зернышко, зародилась уже давно. И вот только сейчас вы заметили ее уродливые плоды.

Для начала надо понять кого же любят люди, даже если они очень маленького возраста?

  • Вы замечали, что щедрый человек - непременно обаятелен ? Именно поэтому научите своего сына или дочь делиться. Игрушками, местом на скамейке, временем, ресурсами или просто хорошим настроением.
  • Еще одно важное умение для полноправного члена социума - быть сильным . Понятно, что для маленького человека сила почти всегда имеет физический вектор. Объясните, что это не так. Быть сильным - это в первую очередь быть твердым и уверенным. Иногда одного строго сказанного ребенком слова бывает достаточно, чтоб предотвратить зарождающийся конфликт. Простая фраза: "Мне это не нравится", "Больше так не делай" или "Остановись. Мне неприятно", сказанная ребенком уверенным тоном способна творить чудеса. Не удивляйтесь, если он будет пробовать это и на вас. Примите и прислушайтесь.
  • Люди любят тех, кто проявляет к ним внимание. Научите своего ребенка быть вежливым . Это очень дешевый и простой способ заводить друзей. "Извините", "спасибо" и "здравствуйте" - универсальные способы проявить внимание. Подавайте пример. Покажите, что заводить друзей и проявлять внимание - легко и приятно.
  • Люди любят тех, кого понимают . Вооружите своего ребенка максимумом знаний о том обществе, в котором живете. Это особенно касается детей, рожденных у мам-эмигранток. Многие зациклены на том, чтоб ребенок говорил только на родном языке матери. Это заблуждение. Язык - это инструмент для общения. Выбирайте тот язык ведущим, который маленький человек будет использовать чаще всего. Это касается и других вещей: ритуалов и ценностей, поведенческих норм и выражения эмоций.

Во всем вышесказанном нет никакой сложности, один только здравый смысл. Теперь несколько практических советов тем, у кого случилось это самое "с ребенком никто не хочет дружить".

1. В данной ситуации очень важно занять активную позицию. Нельзя уходить в себя, замыкаться, перетирать только среди своих. Нужно выйти в люди. Если какой-то конкретный случай произошел в детском саду или в игровой группе - необходимо поговорить с воспитателями. Возможно, они тоже не замечали проблемы. Они ваши главные союзники, а не враги. Вместе вы сможете придумать эффективный план действий.

2. Вы наверняка даже не представляете в каком стрессе находится ваш сын или ваша дочь. В этой ситуации очень важно, не успокаивать и не отвлекать от проблемы, а проговорить ее. И укрепить в ребенке уверенность в себе. Не пренебрегайте детьми любого возраста, которые могли бы проявить интерес к вашему чаду. Пусть это более старшие соседские дети или более младшие дети ваших знакомых. Ребенку важно научиться вести себя в иерархии: и со старшими, и с младшими. Создавайте ситуации, в которых общение будет неизбежным и позитивным.

4. Сделайте первый шаг. Пригласите в гости детей, с которыми хотел бы дружить ваш ребенок. Познакомьтесь с их родителями.

5. Разнообразьте количество социальных ситуаций, в которых участвует ребенок. Позвольте ему общаться с продавцом в магазине. Не отвечайте за него на вопросы от прохожих. Отведите в кружок или в секцию. Познакомьте его со своими сотрудниками по работе.

6. Не нависайте. Это очень сложное правило. Особенно в данной ситуации. Но и одно из самых важных. Позвольте ребенку самому научиться разрешать конфликты, не встревайте, если можете. Дайте ему чуть больше самостоятельности, это укрепит его веру в себя и поможет найти новый круг друзей, которые поймут и оценят его.

Детский садик и школа оказывают большое влияние на ребенка. Там он не только получает знания, но и проходит важный этап социализации. Не все дети быстро привыкают к постоянному нахождению с другими людьми, поэтому и с поиском друзей могут возникнуть проблемы.

  • Не стоит бить тревогу , если вашему ребенку не удалось сразу найти друзей в школе. Каждый человек индивидуален, и некоторым требуется больше времени, чтобы влиться в коллектив. Есть активные дети, которые быстро обретают дружеские связи, есть и те, кому надо приглядеться, понять, с кем можно дружить, а кого стоит избегать.
  • Если ребенок испытывает трудности в общении, стоит поговорить с ним по душам . Узнайте, что его тревожит, почему он не идет на контакт со сверстниками. Причина может крыться в застенчивости или боязни показать себя в невыгодном свете. Чтобы ребенок мог поверить в себя и свои силы, поддержите его добрым словом и одобрением.
  • Не всегда друзей получается завести в школе или детском саду. Разнообразить общение можно с помощью дополнительных занятий или походов на детскую площадку.
  • Если вы понимаете, что ситуация критична, стоит поговорить с учителем , чтобы узнать как ребенок ведет себя с одноклассниками. Нежелание других детей дружить с вашим может быть связано и с его поведением. Например, если он проявляет агрессию, не идет на контакт, задирает одноклассников.
  • С учителем стоит поговорить и ситуации, когда вы подозреваете, что ваш ребенок мог стать жертвой буллинга . В таком случае стоит действовать комплексно: разговор с учителем не даст результата, если вы не научите ребенка отвечать обидчику или не обращать внимание на задир.
  • Ребенка можно научить общаться с другими людьми . Проще всего это сделать в игровой форме, например, ролевой.

Надеемся, эти простые советы помогут вашему ребенку не только найти друзей, но и иметь хорошие отношения в любом коллективе.