Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность

Мы живём в эпоху модернизации, инновации, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Наши дети, дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Мы видим, как происходит социальное расслоение общества: ценностную переориентацию среди молодёжи и подростков, их отношения к Родине, у многих из них искажаются их нравственные ценности, где мы видим порой, проявления грубости и неуважения к старшему поколению. И, конечно же — это огромная проблема, которую нужно решать безотлагательно. Поэтому, в новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.

Мы знаем, что ещё в советские времена особое внимание в педагогике уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Воспитанию патриотических чувств являлась сама история — подвиги людей во время гражданской и Великой отечественной войны, самоотверженный труд в тылу врага, подвиги партизан и разведчиков и многое, многое другое. Дети советских времён знали историю своей страны, многие из них, будучи подростками сами прошли через горе, потери, трудности и испытания. Современные же дети очень далеки от советской истории, они живут в эпоху других ценностей и идеалов. Поэтому наших детей необходимо знакомить с советской историей, с патриотизмом и героизмом советских людей, так как это основа для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов (наблюдение, чтение художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, беседы, встречи с интересными людьми, целевые прогулки и т. д.), через все виды детской деятельности (образовательной, проектную, трудовую, игровую). Задача воспитателя так организовать свою работу, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность, привлечь и заинтересовать родителей. Известно, что чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Впечатления, которые ребёнок пропустил через собственные впечатления играют огромную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его патриотических чувств.

Хочется отметить и то, что большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение (родители, старшее поколение, детский сад). Работа в нашем детском саду построена так, что ребёнок знакомиться с детским садом, улицей, городом, где он живёт, постепенно, а затем уже со своей страной, её столицей, символикой, общими праздниками, которые отмечает весь народ. С воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование высокого чувства – чувства любви к своему Отечеству.

Мы знаем, что формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй. Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственную насыщенность отношений. Семья – первый коллектив ребёнка, часто родители забывают, что ребёнок должен чувствовать себя равноправным членом этого коллектива. Давая ребёнку посильную работу в труде, в подготовке к совместному празднику и отдыху, разделяя заботы взрослого, стремясь сделать что – то для других, родители помогают малышу начать ощущать себя членом семьи. Тем самым мы постоянно пополняем опыт участия детей в общих делах, ежедневно упражняем их в совершении нравственных поступков.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:

— формирование представлений о семье и человеке;

— формирование представлений о родном крае и о его природе;

— воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— развитие чувства гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный, и в тоже время интересный педагогический процесс. И для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами был разработан исследовательский проект:

«Почему так названы улицы вокруг детского сада?»

Цель проекта:

  1. Обогащать и расширять знания детей о родном городе.
  2. Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг детского сада), знать название улиц и почему они так названы.
  3. Воспитывать желание больше знать о своём городе, через детскую проектную деятельность.

Задачи проекта:

— формировать у детей знания, о улицах родного города;

— закреплять представления, о районе в котором мы живем;

— познакомить с улицами вокруг детского сада, связанными с именами знаменитых людей страны;

— совершенствовать умение детей находить соответствующую информацию (о человеке или месте в честь кого названа улица), делиться информацией со сверстниками;

— поощрять сотрудничество всех членов семьи и их творчество при оформлении детского проекта.

Предполагаемый результат:

  • Вызвать у детей познавательный интерес к знаниям о родном крае, так как это основа для воспитания бережного отношения к человеку, природе, к миру.
  • Вовлечь детей родителей в совместную деятельность к поиску историко – географических знаний о своей малой родине, в результате тесно организованной связи «ребёнок – родители – воспитатели».
  • Воспитывать чувство любви к родному краю.

Работа над проектом проходила поэтапно:

1 этап: Создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

2 этап: Оформление проекта. Родители помогают своему найти информацию, адаптировать её для детского восприятия, оформить проект, но организатором проекта является ребёнок.

3 этап: Защита детского проекта. Ребёнок самостоятельно презентует свой проект перед детьми и родителями группы. Важно присутствие родителей на защите проекта, чтобы помочь ребёнку в тот момент, когда у него возникнут затруднения при рассказе.

4 этап: Закрепление и систематизация знаний.

В ходе проектной деятельности, в холле нашего детского сада была организована выставка детских проектов для детей и родителей детского сада. Детские проекты были доступны для всеобщего обозрения. Дети были горды за то, что они являются участниками данного проекта и за то, что они владеют интересной информацией о родном городе и о героях, в честь которых названы улицы нашего города. Кроме этого совместно с детьми и родителями была организована сюжетно — ролевая игра «Путешествие по улицам вокруг детского сада».

В преддверии «Недели славы», посвященной празднованию дня Победы, дети заинтересовались, «Есть ли в городе улицы, которые носят имена и фамилии героев Великой Отечественной войны?», это послужило основанием для продолжения работы по проектной деятельности с детьми.

Цель проекта:

Расширять и обогащать знания детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы места и памятные объекты города, через детскую проектную деятельность.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, в котором живут дети.
  2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности, защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
  3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

Работа над проектом также проходила поэтапно. Для закрепления была организована выставка детских творческих работ и проведено открытое мероприятие

Эксперимент и инновации в школе

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Е.А. Кравец, Я.Ю. Филонова

Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания

Аннотация

В статье автор раскрывает один из возможных приемов патриотического воспитания через участие учащихся в проектной деятельности. Пошагово показывает кропотливую работу учителя и ученика от момента мотивации до получения конечного продукта. Особо автор обращает внимание на личную заинтересованность учащегося в результате, на его самостоятельный и творческий поиск.

метод проектов, патриотическое воспитание, гипотеза, мотивация, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность, интерес, «дизайн-петля».

«Мы не выживем физически, если погибнем духовно ».

Д.С. Лихачев

Метод проектов, возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия, не является новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся окружающем мире.

В основе метода лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, найти недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи . Он позволяет формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

В настоящее время идет отход от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переход к идеологии развития на основе личност-но-ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности .

Актуальность данной темы обусловлена процессами, происходящими в современном российском обществе. Об остроте вопросов, связанных с патриотическим воспитанием свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне. Так в июле 2014 г принята Концептуальная часть четвертой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», где определена система мер по формированию патриотического мировоззрения молодежи.

Одна из главных целей работы с учащимися в рамках проектной деятельности - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свои истоки.

Для творческого учителя проектный метод стал неотъемлемой составляющей процесса обучения.

Так, в нашей школе ежегодно проводятся научно-практические конференции членов научного общества учащихся «Дети - творцы XXI века». Лучшие конкурсные исследовательские проекты получают право участия в муниципальной научно-практической конференции старшеклассников «Будущее науки». Многие работы учеников нашей школы неоднократно были удостоены дипломов победителей и призеров муниципального уровня.

Поэтому, основываясь на многолетнем опыте, можно сказать, что дети способны выполнить достаточно серьезные проекты, при условии личной заинтересованности в работе.

Перед каждым учителем в начале работы возникает вопрос: как создать мотивацию к проектной деятельности. С чего начать - сначала определиться

с темой исследования, а потом мотивировать учащихся или начать с мотивации, а тема родится в процессе общения?

В данном случае имел место третий вариант.

После одной из таких конференций, где много работ старшеклассников было посвящено героическим страницам Первой мировой войны (к 100-летнему юбилею) ко мне подошла учащаяся 8-го класса с предложением о создании собственного проекта, (они недавно изучили тему «Восстание декабристов»).

Работа началась в апреле 2014 года с изучения темы и подбора малоизвестного материала в научных источниках, периодике и мемуарах. В частности, Е.Л. Кудрявцева поднимает проблему использования материала художественного кинематографа на занятиях с целью создания у учащихся верного образа носителя данной национальной картины мира во всей ее амбивалентности . В своих статьях Е.Л. Кудрявцева делится опытом проведения семинаров по страноведению России и русскому языку, где основным компонентом выступает понимание обучающимися специфики русской национальной культуры .

Е.П. Купцова пишет, что особую значимость при работе по методу проектов имеет умение учителя создать ситуацию успеха у учащихся, что способствует повышению мотивации детей, укреплению интереса к предмету и изучаемой теме, росту уверенности в своих силах .

Л.В. Голоднова отмечает, что школьные макропроекты служат наиболее эффективным механизмом реализации миссии школы, что ведет ребенка по пути социального успеха и признания его значимой для учащегося на любом этапе обучения референтной группой.

В работе О.В. Громовой говорится о том, что при условии ориентации на личность ребенка, на его духовные потребности, проектная деятельность помогает сформировать личность с богатым внутренним миром и правильными духовно-нравственными ориентирами, что также способствует достижению личностных результатов в соответствии с ФГОС .

В.Ю. Хотинец утверждает, что проектно-иссле-довательская деятельность учащихся способствует не только повышению учебной и социальной мотивации, но и развивает поликультурную компетентность старшеклассников .

К сентябрю месяцу уже накопилось большое количество фактического материала и малоизвестных сюжетов по данной теме. Наступил момент осознания и систематизации собранного материала.

Работа над систематизацией заняла несколько недель, т.к. занятия проходили только раз в неделю. И здесь произошла первая метаморфоза - проект начал жить «своей жизнью» и диктовать нам свои правила. По мере изучения материала тема самого подвига декабристов стала уходить на второй план. Поводом для этого послужило знакомство уча-

щейся с мемуарами Марии Николаевны Волконской - жены декабриста С.Г. Волконского.

А разве любовь к Родине не начинается с любви к матери, а разве подвиг нельзя совершить во имя любви не только к Родине, но и к человеку? А разве эти два понятия могут для русского человека существовать отдельно друг от друга?

Мы задались этим вопросом и попыткой ответа на него, в результате долгой и творческой работы появился исследовательский проект- «Жена декабриста» - кто она?» .

Итак, из темы о подвиге декабристов проект стал превращаться в сюжет о женах декабристов. Учащаяся прочитала ряд произведений, посвященных именно судьбам жен декабристов: Марич М. «Северное сияние. Исторический роман в двух книгах», Ликум А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей», Славкин В. «Все обо всех» и др.

Хочется особо отметить высочайшую степень мотивации Яны. Интерес к работе, безусловно, вызывала сама тема: чем больше в нее погружаешься, тем больше она затрагивает душу и сердце. Следующая особенность заключалась в том, что задано было только направление поиска. Для ученицы это была действительно исследовательская работа. Любая проблема, которую ты «нащупал» сам, уже содержит стимул к ее решению.

Сюжетная линия поменялась, а это требовало изменения и плана работы. После долгих споров были выработаны основные направления поиска, в ходе которого нужно добыть и проанализировать информацию, а так же новые источники:

1) исследование подвига жен декабристов;

2) исследование понятия «жена декабриста» в современном обществе;

3) социологическое исследование о восприятии этого выражения взрослыми людьми и сверстниками.

Таким образом, было предоставлено поле для творческой самостоятельной работы в русле обозначенной проблемы. В ходе работы мысль автора работала конструктивно, анализ добытых материалов высвечивал новые грани исследования.

Как мы уже отмечали, проект жил «своей жизнью». В день празднования Дня защитника Отечества учащаяся очередной раз посмотрела фильм «Офицеры» и слова знаменитой песни: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой...» запали в душу. Так родилась третья сюжетная линия проекта. Теперь это был не просто проект на историческую тему, а мульти предметная исследовательская работа. Сюда вошли сюжетные линии из истории России, истории искусства и литературы, кинематографа и театра. Перед нами проно-

сились картины взаимоотношений не только декабристов и их жен, но и Грибоедова и Чавчавадзе, Мастера и Маргариты, Маши Мироновой и Гринева, Шагала и Розенфельд, Резанова и Кончиты. И всюду прослеживалась мысль о величайшем подвиге во имя любви в прошлом и настоящем России.

Тогда же появилась необходимость в корректировке гипотезы. Теперь она звучала так - если в истории нашей страны в прошлом были примеры героических поступков жен, разделивших все тяготы и лишения со своими мужьями, то есть ли место этому поступку в наше время, и изменилось ли с годами отношение к нему у моих современников?

Интересен своими вопросами и социологический опрос, они были тщательно продуманы, а ответы прокомментированы, сделан вывод.

Последний шаг в проектной деятельности-рефлексия, анализ проделанного исследования. Именно поэтому алгоритм проектной деятельности и называют - «дизайн-петля»: соединяя посредством рефлексивного анализа конечный результат с началом работы, мы замыкаем круг нашей деятельности.

В заключении своей работы автор проекта пишет: «Мы - поколение прагматиков, мы вырастаем уже совсем на других идеалах, однако, я считаю, что наш долг сохранить память о примерах Великой любви в прошлом и передать ее будущим поколениям. Да, время меняется, и, следовательно, меняется отношение к жизненным ценностям. Но любовь, которую проносят люди через все тяготы и невзгоды, всегда была, есть и будет высшим чувством, которое является не подвигом, а уже настоящим смыслом жизни, в этом и состоит актуальность темы моего исследования»

Свой вывод Яна подтвердила видеорядом, соединив воедино музыку из рок-оперы «Юнона и Авось» и фильма «Звезда пленительного счастья»

Литература

Голоднова Л.В. Школьные макропроекты как механизм реализации миссии школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5.С. 30-35.

Громова О.В. Как воспитать отзывчивость души. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014. № 5. С. 52-54.

Кудрявцева Е.Л. История и культура России на экранах мира. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 2.С. 78-80. Купцова Е.П. Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством проектной методики. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 39-43. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. С. 8. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. С. 4.

Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 15-16 февраля 2013 год, г. Москва, Россия / Сост. А.С. Сиденко. Ред.: А.С. Сиденко, Е.А. Сиден-ко. - М.: АПКиППРО, 2013. - 186 с. Филонова Я. «Жена декабриста» - кто она?». г. Домодедово, 2015. С. 5-16

Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-ис-следовательской деятельности. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 43-48.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов

Приложение

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Жена декабриста» - кто она?»

Представление проекта

Филонова Яна Юрьевна 9 класс

Научный руководитель: учитель истории Кравец Елена Анатольевна г. Домодедово 2015 год

Здравствуйте, меня зовут Филонова Яна, я ученица 9-М класса Домодедовской школы № 4.

Моя исследовательская работа посвящена изучению судеб русских женщин - жен, совершивших подвиг служению своим мужьям, а также отражение этого явления в истории и искусстве.

Актуальность темы исследования.

Нередко в нашем обиходе встречается выраже-

ние «жена декабриста». Меня заинтересовало это понятие, поэтому я посвятила ему свой проект.

Работая над проектом, перед собой я поставила цель: узнать смысл и истоки выражения «жена декабриста»

Задача, которую я ставила перед собой в процессе исследовательской работы - на основе собранного и систематизированного материала,

связанного с понятием «жена декабриста», ответить на вопрос, есть ли место подобному подвигу в наше время.

Гипотеза исследования - если в истории нашей страны в прошлом были примеры героических поступков жен, разделивших все тяготы и лишения со своими мужьями, то есть ли место этому поступку в наше время, и изменилось ли

с годами отношение к нему у моих современников?

14 (26) декабря 1825 г. в Петербурге произошло восстание, организованное группой дворян-единомышленников с целью превращения России в конституционное государство и отмены крепостного права.

Многих участников восстания и членов тайных обществ, имевших отношение к его подготовке, отправили в ссылку и на каторгу в Сибирь.

Это событие, этот подвиг горстки героев, вызвавший у современников шок и трепет, как-то затмили собой дальнейшие события, а именно поступок жен декабристов.

11 жен последовали за своими мужьями в Сибирь.

Во время венчания у алтаря люди клянутся быть вместе в горе и радости, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит их. И жены декабристов были верны этой клятве.

Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования. Но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них.

Каждая из них была особенной, но остановимся на судьбе Прасковьи Анненковой.

Урождённая Жанетта Полина Гебль была простой французской модисткой, а её избранник, Иван Анненков был родом из знатной семьи. Как только его арестовали, Полина твердо решила ехать с ним и даже просила разрешения у самого императора.

Они поженились 8 апреля 1828 года, а в 1856 году переехали в Нижний Новгород, где прожили ещё 20 лет, самые счастливые в их непростой жизни

У жен декабристов были предшественники.

Это Маргарита Михайловна Нарышкина и её муж Александр Алексеевич Тучков. Бородинское сражение забрало у неё мужа, а простуда - единственного сына. На поле сражения она не нашла мужа и поэтому приняла решение поселиться навсегда на Бородинском поле, открыв там монастырь.

Также были и последователи. Это 15-летняя Нина Чавчавадзе из грузинской княжеской семьи, связавшая свою жизнь дипломатом, поэтом и композитором А.С. Грибоедовым, преждевременно погибшим при исполнении долга. Всю оставшуюся жизнь она носила траур по мужу и оплакивала его смерть. Она так и не вышла замуж во второй раз.

По её распоряжению высечены слова на памятнике погибшему мужу: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Мало кто знает, что Надежда Константиновна Крупская оказалась в Шушенском по собственному желанию. Получив три года ссылки, она написала прошение, чтобы её выслали поближе к ссыльному Ульянову, который переслал ей в тюрьму предложение стать его женой, на которое она ответила: «Ну что ж, женой, так женой».

То, что Крупская сделала для мужа - подвиг. Он умирал, мучаясь физически и духовно, а она, как могла, отдаляла последний миг, облегчая страдания мужа.

Это примеры реальных исторических персонажей, а ярким литературным примером является роман Пушкина «Капитанская дочка», где второй сюжетной линией является подвиг женщины. В словах жены капитана Миронова заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь.

Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости, спасая любимого Гринева, имеет смелость как равная с равной беседовать с императрицей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы.

Другой литературный пример - Маргарита из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно она и назвала героя «мастером». Она разделяет с ним все горести и радости и готова на все, чтобы вернуть его. Здесь явно чувствуется, что в образе Маргариты есть черты жены Булгакова - Елены Сергеевны.

В живописи также можно привести массу примеров, один из которых- жена Марка Шагала Белла Розенфельд. Она сама была «от бога» одарённым человеком, но пожертвовала своей карьерой во имя любви к мужу. В присутствии Беллы, Марк испытывал чувство невесомости, парения и покоя. Часто он её так и рисовал - безмятежно парящей в небе, и себя летящим рядом с ней.

В сегодняшней жизни тоже есть место подвигу. Это жены офицеров. Об этом повествует и старый фильм «Офицеры». В нём - война и любовь, такие, какие они есть, и образ Любы Трофимовой, вынужденной фактически в одиночку воспитывать сына, пока муж ездит по гарнизонам, а потом и внука, когда его родители оба уходят на фронт. И как поется в песне: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой.»

Недавно Зураб Церетели представил в своей Галерее искусств очередное творение, под назва-

нием «Жены декабристов. Врата судьбы», где запечатлены образы сразу 11 женщин. Дамы стоят с детьми, Библией и иконами возле тюремной ограды, и ждут мужей, чтоб отправиться с ними в ссылку.

В ходе работы над проектом, я изучила специальную и художественную литературу, провела социальный опрос.

Результаты опроса представлены в виде диаграмм [диаграмма 1-3]

Вопрос 1: «Оправдан ли поступок жен декабристов?»

Появившийся у подростков ответ «НЕТ» свидетельствует о потере моральных ценностей среди нового поколения.

Вопрос 2: «Способна ли современная женщина повторить поступок жён декабристов, не имея корыстного мотива?»

Как видим, увеличение ответа «НЕТ» у подростков подтверждает мой ранее сделанный вывод. Хочу заметить, что взрослые ни разу не дали подобного ответа.

Вопрос 3: «Усилилась ли боязнь людей выглядеть в глазах общества «белыми воронами», каковыми были жёны декабристов?»

Больше половины представителей нового поколения считают, что люди действительно стали более

зависимы от общества, в то время как взрослые вообще посчитали данный вопрос не корректным.

Исследование позволило выявить и изучить интересные факты из истории, литературы и искусства, в которых по-своему отражено представление о беззаветной преданности и любви. Да, время меняется, и, следовательно, меняется отношение к жизненным ценностям. Но любовь, которую проносят люди через все тяготы и невзгоды, всегда была, есть и будет высшим чувством, которое является не подвигом, а уже настоящим смыслом жизни, в этом и состоит актуальность темы моего исследования.

Докажу на примере использование понятия «жена декабриста» в искусстве. Я смонтировала видео. Кадры взяты из к/ф «Звезда пленительного счастья» режиссера Владимира Мотыля, музыка из первой в СССР рок-оперы «Юнона» и «Авось» композитора Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского, представленной более 30 лет назад на сцене ЛЕНКОМА. Опера о верной и преданной любви между мореплавателем графом Резановым и пятнадцатилетней дочерью калифорнийского губернатора. Он уехал в Россию, она ждала его 35 лет, а когда узнала о его кончине, приняла обет молчания и ушла в монастырь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Прасковья Аннекова (Жанетта Полина Гебль)

Александр Грибоедов

Нина Чавчавадзе

Петр Гринев и Маша Миронова

Мастер и Маргарита

Марк Шагал и Белла Розенфельд

«Полет над городом» Авт. М. Шагал

Диаграмма 1

(15-18 лет, 70 чел.)

:ДЭ. Нет Инде

Взрослые (25-60 лет, 30 чел.)

Диаграмма 2

Нет Иное

■ Нет Лнор

(15-18 лет, 70 чел.)

Взрослые (25-60 лет, 30 чел.)

Диаграмма 3

Дети Взрослые

(15-18 лет, 70 чел.) (25-60 лет, 30 чел.

Посчитали вопрос некорректным

Литература

1. Булгаков М. «Избранное. Мастер и Маргарита». -

М.: Худож. Лит., Издательство «Мастацкая Литература» 1980.

2. Ликум А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия

для детей». - М.: Компания «Ключ-С» Филологическое общество «СЛОВО» АСТ, 1995.

3. Марич М. «Северное сияние. Исторический роман

в двух книгах». - М.: Петрозаводск: карельское книжное издательство, 1996.

4. Полонский Я. «Полное собрание стихотворений».

М.: - СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1896.

5. Пушкин А. «Капитанская дочка». - М.: Новосибирск:

Сиб. унив. изд-во, 2010.

6. Сергеев М. «Своей судьбой гордимся мы. Мемуары

княгини Марии Николаевны Волконской, жены декабриста Сергея Григорьевича Волконского». - М.: Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.

7. Славкин В. «Все обо всех». - М.: Филологическое об-

щество «СЛОВО» АСТ Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.

8. Федоровский В., Г. Сен-Бри. «Романтические возлю-

бленные». - М.: Республика, 2001.

Интернет ресурсы:

http://www.rosimperija.info

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников

Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач - исследование. Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе проектной деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. (Белых, С. Л. 2001)

Целью организации проектной работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

Основные задачи проектной работы:

    развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

    формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

    выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

    развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой;

    развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

    развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

    формирование чувства ответственности за порученное дело;

    воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы.

Кроме того, проектная деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в школе. В процессе занятий (над проектом, исследованием) формируются такие качества, как организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности, дисциплинированность, самоконтроль и навыки рефлексии - умения самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как положительных, так и отрицательных действий. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации творческого потенциала, самораскрытия и самореализации. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности:

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов,

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов,

4 уровень – творческий, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Успешная проектная деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной школе. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приёмы урочной, внеурочной и внеклассной работы. В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных Т.Д. Файн:

мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

специальные исследовательские умения и навыки.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения и воспитания в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Работая с младшими школьниками, руководствуются тремя принципами организации исследовательской деятельности:

    принцип доступности;

    принцип поуровневости;

    принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика. Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей и самих учеников. При этом "уровень школьника" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии проектной деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, работа для ученика должна иметь следующие результаты:

    Умение работать с информацией.

    Опыт целеполагания.

    Опыт планирования.

    Расширение кругозора.

    Развитие мышления.

    Развитие эмоциональной сферы.

    Опыт публичного выступления.

Исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Рекомендуется заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводятся на уроках природоведения, истории, литературы и др. А протяжённые во времени – в течение учебного года.

Проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

    постановка проблемы, формулирование темы;

    целеполагание, выдвижение гипотез;

    ознакомление с литературой по данной проблематике;

    овладение методами исследования;

    сбор собственного материала, его анализ;

    обобщение, выводы;

    защита работы.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

    игры;

    работа в библиотеке с каталогами;

    интеллектуальные головоломки;

    практические занятия;

    работа в компьютерном классе;

    дискуссии;

    беседы.

Цель проетной работы: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи исследовательской работы:

    Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

    Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

    Обучить основам оформления работ.

    Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

    Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Проектная деятельность является мощным средством формирования патриотизма младших школьников.

Цель проектной работы по формированию патриотизма младших школьников: воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Достижение цели предполагает решение следующих
задач :

    Через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность.

    Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа и народов других стран.

    Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными подвигами своих предков – воспитание уважения к истории, сохранение и приумножение традиций.

Решение поставленных задач возможно лишь совместными усилиями семьи и школы. Поэтому работа по формированию личности ученика должна осуществляться комплексно, через учебный и воспитательный процесс.

Семья для младшего школьника неоспоримая ценность. Изучение истории своей семьи, составление родословных таблиц под руководством педагога, позволяет не только формировать информационную компетенцию, но, как правило, и благотворно влияет на семейный микроклимат. А возможность продемонстрировать результат во время праздника создаёт ситуацию успеха и социального признания результатов труда. Формирование чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине.

Огромная роль в проектной работе по формированию патриотизма отводится работе классного руководителя.
Каждый педагог, став классным руководителем нового для него детского коллектива, хочет, чтобы в школе ученикам было радостно и комфортно, а воспитание переросло в самовоспитание. Но как научить любить Родину, быть милосердным и трудолюбивым? Как воспитать чувство ответственности, долга, патриотизма?
Формирование нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию .
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология
исследовательской и проектной деятельности . Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение.

В школе в проектно-исследовательскую деятельность могут быть активно включены дети, начиная с первого класса.

Подготовка к любому проекту начинается задолго до его выполнения.

Если проект – это желание как-то оформить накопленные знания и опыт, то исследовательская работа появляется в результате поиска новых знаний, неизвестного. Но тем не менее одно понятие не исключает другого.

Под проектом (исследованием) понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной (исследовательской) деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

    Направлены на достижение конкретных целей;

    Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

    Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;

    В определенной степени неповторимы и уникальны.

Участие в исследовательской проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Исследовательская проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Исследовательская проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
Исследовательская проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Исследовательская проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В содержании исследовательской проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Реализация исследовательской проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Выделяют проекты следующих типов:

    исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

    творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

    информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

    практико-ориентиоованные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.).

Организация исследовательской проектной деятельности

I Этап – проектировочный:

Определение темы исследования-проекта;

Определение названия исследования-проекта;

Формулировка дидактических целей и задач исследования- проекта;

Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;

Обсуждение возможных источников информации;

II Этап – практический:

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;

Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;

III Этап – заключительный:

Защита и оппонирование полученных результатов;

Оценка работы каждого участника группы;

Оценка работу группы;

Рефлексия.

При распределении ролей в исследовательских проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Технология исследовательской проектной деятельности может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Для классного руководителя и учителя, ключом к воспитанию патриота и социальноуспешной личности является деятельностный подход и технология исследовательской деятельности на межклассном уровне, соблюдая преемственность в обучении и воспитании. В основе педагогической работы лежат принципы уважения к личности ученика, вера в его творческие силы.
Каждое направление патриотического воспитания реализуется через систему учебно-воспитательных мероприятий: нетрадиционные уроки, тематические классные часы и родительские собрания, личные беседы, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков и плакатов, линейки, поездки и экскурсии, научно-исследовательские работы учащихся. Тесная связь поддерживается с музеями, библиотеками, общественными организациями.
В школьной практике хорошо работает методический прием шефских связей, когда сотрудничают классы старшей, средней и начальной ступени, когда передаются знания и воспитание идет по принципу преемственности поколений. Каждому занятию предшествует предварительная подготовка: совместное определение темы и названия исследовательского проекта, обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков, источников информации.

Результатом работы над проектом-исследованием может быть проведение совместного мероприятия; представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности; передача информации в школьный музей, создание стенда, плаката, газеты, участие в конкурсе и др. Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению исследовательского проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
В результате этого укрепляются шефские связи, идет процесс самообразования, накапливается социальный опыт, происходит интеграция научных знаний и образовательных технологий, реализуется личностный поход в обучении и воспитании учащихся.

Формы работы с учащимися разнообразны. В ходе занятий ученики не просто слушатели, они активные участники. Большую помощь в работе с младшими школьниками оказывают учащиеся среднего и старшего звена и родители: они руководят работой творческих групп, помогают делать презентации.

Проведенные мероприятия направлены на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, в том числе и патриотического воспитания школьников. Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся. Одним из способов формирования навыков исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии ученики сопоставляют разноплановую информацию, должны следить за логикой изложения, прослеживать взаимосвязь общего и частного, учиться наблюдать.

Патриотическая работа с использованием исследовательской проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

знания по истории и культуре родного края, истории школы;

ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;

реализация интересов и творческих способностей учащихся;

опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

формирование духовного мира личности учащихся;

опыт социальных отношений.

Исследовательская работа формирует умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему, представление которой развивает речь ученика. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В процессе исследовательской работы решаются следующие задачи. 1.Формирование специальных исследовательских умений и навыков; 2.Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации; 3. Формирование знаний о структуре, содержании, этапах исследовательской работы и её методах; 4. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности; 5.Овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, контролю и самооценке; 6.Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений; 7.Формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием исследовательской деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

Ольга Деминтиевская

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих граждан нашей страны. И то того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства

Патриотическое воспитание должно начинаться в семье. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности , в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Ребята затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. У них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья» , «члены семьи» . Дети не знают свою родословную, мало развито чувство гордости за свою семью. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями рода.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя родословная» в рамках реализации годовой задачи «Патриотическое воспитание дошкольников » . Исходя из моей практики в проектной деятельности , я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Я подумала, что создание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Дети и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта .

Цель проекта : Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задачи :

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности .

4. Воспитывать интерес к своей родословной.

5. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»

Наш проект - исследовательско-творческий, был рассчитан сроком на 1 неделю для детей 3-4 лет и родителей, включал в себя несколько этапов.

1 этап : подготовительный

Ознакомление детей и родителей с целью проекта

Сбор информации о генеалогическом древе

На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта . Ознакомили родителей с целью и задачами проекта . Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья» , выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья» ).

2 этап : основной

Разработка консультации для родителей

Создание папки – передвижки «Моя семья»

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

Проведение бесед по данной теме

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?» . Даны рекомендации по созданию генеалогического древа, памятка по составлению родословной (с эскизами по оформлению) . Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья» : «Мамина работа» Е. Пермяк, «Мамина дочка» В. Белов, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский. Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?» , где я рассказывала детям, что семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят в самую глубь земли, мы их не видим. Точно также мы порой не знаем о своих предках. Ребятам задавались вопросы, а как вы думаете, толстые ветки дерева - это кто? Дети отвечали, что это бабушки и дедушки. Беседы : «Выходной день в моей семье» , «Как я помогаю дома» , «Кем работают твои родители» , «Как мы отдыхаем» помогли сформировать представление о роде и семье.

3 этап : заключительный

Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»

Обобщение материала по реализации проекта

Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье. Работу можно было выполнить любыми способами оформления, но обязательно должны быть фотографии, чтобы ребенок мог рассказать о своих близких. В результате получились замечательные работы.

Выводы :

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, познакомились с понятиями родственники, генеалогическое древо. У детей появилось желание быть похожими на близких людей, возрос интерес к семье, гордость за свою семью. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

На этом мы не останавливаемся. В дальнейшем планируем создать семейный альбом нашей группы, куда войдут «Семейные праздники» , «Профессии семьи» .

Публикации по теме:

Доклад на семинаре по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях, заложить.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Региональный компонент: край мой Смоленский» Тема нравственности и патриотизма.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан» Актуальность У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина» Проект «Моя Родина» разработана с учетом ФГОС и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. …» Составила Грибанова.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия - Моя Родина» Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина" Актуальность темы: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как.