Клеймо драгоценных металлов. Основные значения клейма на золоте

В жизни каждого человека бывает ситуация, когда ему необходимо проверить подлинность украшения в домашних условиях. Тем более что в современном мире мошенники научились подделывать золотые украшения так, что не всегда профессионал отличит. Рассмотрим 14 самых популярных способов как сделать это дома.

Как отличить от подделки

Конечно, самым верным способом отличить золото от подделки является поход к ювелиру. Только он сможет дать 100% гарантию. Однако многие мастерские берут за эту услугу неплохую сумму денег. Если же Вы не готовы выбрасывать деньги на ветер, попробуйте самостоятельно сделать это одним из предложенных способов.

На зубок

Одним из самых простых способов проверки подлинности золотого украшения является метод наших предков. Нужно просто укусить его. На настоящем драгоценном металле всегда останутся следы Ваших зубов. Опасностью этого эксперимента является то, что в нем могут пострадать ваши зубы. Порой в подделках встречаются очень твердые металлы.

Клеймо и проба

Возьмите в руки ювелирное украшение, которое вы хотите проверить. На каждом золотом изделии имеется знак качества – проба. Для того, чтобы её рассмотреть, Вам, скорее всего, понадобиться лупа.

По всемирным требованиям проба ставится в следующих местах:

  • На цепочках и браслетах пробу чаще всего ставят на застежке.
  • На сережках с английским замком клеймо стоит на внешней или внутренней стороне застежки (дужке).
  • (если кольцо с камнем или имеет фигурное дополнение, проба должна стоять посередине).
  • На золотых часах проба стоит с внутренней стороны самого циферблата. В случае, когда часы полностью выполнены из золота (и циферблат и ремешок) пробу ставят внутри застежки.
  • На сережках гвоздиках проба стоит на застежке , или же очень редко на самой ножке.

Важно: на клеймо всегда точно указывается проба золота цифрами (например, 585).

Интересный факт! В магазинах мы почти всегда покупаем золото 585 пробы. Однако никто не знает, что проба чистого золота без примесей других металлов 999. Все остальные пробы указывают на сплав. Чем выше проба, тем больше золота в нем содержится.


На кольцах ищите клеймо внутри изделия

Вид и звук

Для того чтобы проверить качество золотого украшения дома, необходимо просто бросить его на ровную поверхность стола:

  • Настоящее золото по звону должно напоминать хрусталь. Его звук должен быть очень звонким.
  • Провести проверку на звук можно только с маленькими украшениями: серьгами, брошами и кольцами. Браслеты и кольца не подойдут для данного эксперимента.
  • Если же со столом у Вас возникают проблемы , его можно заменить стеклянным стаканом.

По внешнему виду, золото определить бывает довольно трудно. Его цвет зачастую зависит от его подвида. В мире есть белое, желтое, красное и розовое золото. Тем более что сплавы некоторых менее ценных металлов дают именно золотистый цвет.

Главным внешним признаком подделки является чрезмерно желтый цвет. Однако и здесь есть свои подводные камни: турецкое золото также имеет насыщенный желтый цвет.

Проверка подручными средствами

Конечно, проверка вышеперечисленными способами не всегда дает 100% гарантию того, что перед вами не подделка. Возможно, Вы сами провели эксперимент неправильно (не увидели пробу или верхнее покрытие Вашего стола оказалось слишком мягким) или все еще сомневаетесь в качестве золотого изделия.

Тогда Вам на помощь придут такие подручные средства как йод, уксус и обычный черный хлеб. Как провести проверку, читайте далее.

Йод

Для того чтобы проверить подлинность с помощью йода нужно:

  • Капните на украшение, которое Вы хотите проверить , одну каплю йода и подождите пять минут.
  • Протрите йод салфеткой или смойте водой. Если украшение поменяло цвет (потемнело) – перед Вами подделка. При потемнении цвет изделия изменяется на серый или черный с зеленоватым подтоном.

Капните на украшение, которое Вы хотите проверить, одну каплю йода и подождите пять минут

Уксус

Еще один легкий способ проверить подлинность – воспользоваться обычным столовым уксусом:

  • Для этого нужно налить в керамическую или пластиковую посуду (ни в коем случае не в железную) небольшое количество уксуса.
  • Поместить в него украшение и оставить на несколько минут (не менее 5).
  • Золото никак не поменяет внешний вид , а подделка потемнеет.

Азотная кислота

Еще одним методом химической проверки золота на подлинность является реакция на азотную кислоту:

  • Для проведения эксперимента положите проверяемое украшение в глубокую металлическую чашу и капните на него всего одну каплю азотной кислоты.
  • Если изделие не меняет цвет на зеленый или молочный – значит перед Вами находится не подделка.

Для проведения эксперимента положите проверяемое украшение в глубокую металлическую чашу и капните на него всего одну каплю азотной кислоты

Поцарапать иглой

Проверить подлинность золотого изделия можно и с помощью обычной иголки. Для этого необходимо с силой поскрести проверяемое украшение иглой. Настоящему золоту ничего не будет. А вот позолота с легкостью слезет.

Контакт с золотом

У каждого человека есть золотое изделие, в подлинности которого он не сомневается:

  • Для того чтобы провести проверку необходимо: на жесткой поверхности провести линию настоящим золотом.
  • Аналогичное действие провести на той же поверхности и с предметом, в котором Вы сомневаетесь.
  • Различий между линиями быть не должно.

Магнит

Каждый человек знает, что чистое золото никак не магнитится:

  • Приложите проверяемое изделие к магниту и смотрите , что из этого всего выйдет.
  • Если изделие хоть немного притягивается к магниту – перед Вами сплав металлов. За золото чаще всего могут выдавать медь. Однако в подделках золотых изделий очень часто участвуют такие металлы как алюминий, медь и олово. Они тоже не реагируют на магнитную проверку, но по весу являются более легкими, чем аналогичные изделия из золота.


Ляписный карандаш

Ляписный карандаш – это препарат для остановки крови и обработки ран. Его с легкостью можно купить в аптеке.

Для того чтобы проверить украшение нужно:

  • Намочите изделие проточной водой.
  • Проведите на мокром изделии линию ляписным карандашом.
  • Сотрите отметку сухой тканью.

Если на поверхности изделия останется след от карандаша – перед Вами очередная подделка.

Черный хлеб

Для данного эксперимента Вам понадобится мякиш свежего хлеба. Проверить таким способом можно абсолютно любое изделие:

  • Берем мякиш и оборачиваем в него золотое изделие.
  • Скатываем шарик и оставляем на пару дней пока он не зачерствеет.
  • Когда это случится, извлекаем изделие из хлеба. Внешний вид золота никак не изменится, а вот сплавы подвергнутся окислению и поменяют цвет.


Керамическая плитка

Если у Вас дома есть необработанная керамическая плитка, можно использовать ее в качестве проверки золота:

  • Для этого необходимо провести по плитке различными металлами и изделием , которое Вы хотите проверить.
  • След от него должен быть золотым. Остальные металлы оставят после себя черные и серые полосы.

Реакция на солнце

Для этого способа проверки Вам придется немного погадать с природой. Требуется яркий солнечный день:

  • Сначала, внимательно рассмотрите проверяемое изделие в тени. Запомните, как оно блестит, какой у него цвет.
  • Теперь проделываем то же самое под прямыми солнечными лучами. Стоя на улице, посмотрите, также ярко и презентабельно выглядит Ваше изделие, как оно это делало в тени.
  • Настоящее золото, никогда не теряет своего внешнего вида при любых погодных условиях.

Метод Архимеда

Данный способ проверки больше подходит для крупных золотых предметов (например, золотых слитков). Однако он требует некоторых усилий и знаний.

Для этого эксперимента понадобится глубокая емкость и вода:

  • Наполняем емкость водой до краев. Предварительно следует узнать, какой объем воды вы набрали.
  • Медленно и аккуратно погружаем золотое изделие в емкость и даем воде перелиться за края (вытечь).
  • Теперь вспоминаем закон Архимеда о выталкивании: «На тело погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме погруженного предмета».
  • С помощью формулы F A =pgV, где p – это плотность жидкости, g – это ускорение свободного падения и V – это объем погруженного тела, узнаем массу золотого изделия. Плотность воды равна 900 килограмм на 1 кубический метр.

По закону Архимеда золото должно тонуть. Так как его вес больше объема вытесняемой жидкости.

С каждым годом стоимость золота растет. Вместе с ним растут и способы мошенничества и подделки. Для того чтобы снизить риск приобретения подделки, при покупке, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Покупайте ювелирные украшения только в проверенных магазинах. Не стоит приобретать изделие с рук или на улице. Также стоит избегать ломбардов и магазинов сомнительного внешнего вида.
  2. Драгоценные металлы всегда стоят дорого. Если Вы видите подозрительно дешевое изделие, то, скорее всего перед Вами подделка.
  3. Обратите внимание на внешний вид изделия. Оно должно блестеть, иметь ровный окрас. На нем не должно присутствовать царапин, вмятин и пятен.
  4. Как это ни странно, но золото не имеет никакого запаха. Если Вас одолели сомнения, никто не запретит Вам в магазине понюхать украшение. Лучше выглядеть глупо, чем выкинуть деньги на ветер.

Пользуясь этими советами, Вы рискуете в несколько раз меньше наткнуться на подделку. Ну а если у Вас все же есть сомнения, Вы знаете, как проверить подлинность.

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.

Ирина Бабкина

Ювелирное украшение – приобретение желанное, но и волнительное. Стоит подготовиться особо тщательно, вооружиться знаниями и отправиться во внушающий доверие магазин, чтобы избежать встречи с подделками. В столь ответственном деле поможет авторский оттиск – клеймо, подтверждающее подлинность.

Сегодня клеймо, помимо авторского знака, чаще является оттиском государственной инспекции, подтверждающим законность продажи изделия и содержание чистого драгоценного металла. Кстати, всем известный теперь серебряный стандарт 925-й пробы был введен когда-то в обращение ювелирным домом Tiffany. В разные годы использовали варианты знака пробы, по которым можно определить, в какой стране работал ювелир и каков состав изделия. Например, клеймо с изображением головы лошади указывает на 750-ю пробу и отсылает нас во Францию между 1838 и 1919 гг. А голова собаки, указатель платины, появилась на тыльной стороне ювелирных изделий позднее – начала широко использоваться с 1912 года. Звезда, серп и молот, девушка в кокошнике – знаки советско-российских времен. Отдельно стоит обратить внимание при покупке ювелирных украшений на «именник» – некую шифровку, в которой на самом деле скрыт год изготовления и код мастера.

Пусть команда фирмы Фаберже состояла в лучшие годы более чем из 500 мастеров, детально (от упаковки до драгоценных камней) прорабатывающих каждое ювелирное произведение, Карл Фаберже сам держал под контролем все заказы. Хотя историки не имеют доказательств, создавал ли он когда-либо лично ювелирные изыски. Но клеймо у Карла Фаберже точно было. Причем в нескольких вариантах – петербургское и московское. Предметы, созданные в северной столице, имели клеймо «Фаберже», написанное кириллицей и без инициалов. Московское производство ставило клеймо «К. Фаберже», дополняя его двуглавым орлом. Предметы, предназначенные для продажи в Европе, клеймили латиницей. Мастера, работавшие в Петербурге, имели в распоряжении и собственные клейма, порой заменявшие клеймо мастера. Изредка изделия оставляли без опознавательных знаков. Причина проста – нет места на изделии или его особая хрупкость.

Историю ювелирного дома Van Cleef&Arpels принято начинать не с официальной даты – открытия бутика в доме 22 на Вандомской площади и регистрации марки, а с регистрации брачного союза между огранщиком Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпелс, дочерью торговца драгоценными камнями. Для точности и полноты картины назовем обе даты: свадьбу сыграли в 1896 году, а ювелирная лавка открылась спустя 10 лет, то есть в 1906 году. Но есть еще один год, хранящий память о важном для марки событии, – 1938-й! Именно в этом году было официально зарегистрировано клеймо Van Cleef&Arpels – ромб с Вандомской колонной.

Номер

Кстати, помимо собственного клейма ювелиры зачастую ставят на изделиях инвентарный номер. Например, мастера ювелирной марки Carrera y Carrera, создающие в том числе украшения для испанской королевской семьи, нумеруют все изделия. Что не так сложно, если вспомнить о лимитированных тиражах изделий этого бренда.

А представители Chopard советуют каждому, кто остановился в сомнениях в подлинности покупаемых часов, не тратить время на рассматривание деталей и изучение сертификатов, а срочно звонить сотрудникам марки. Инвентарный номер, выгравированный на часах, поможет оперативно получить однозначный ответ. Эксперты Chaumet также оказывают услуги клиентам марки, но в первую очередь в определении подлинности изделий, созданных до внедрения клейма. Поскольку сотрудники компании бережно ведут архив, организовали на Вандомской площади музей марки, где представлены эскизы изделий с XVIII века, вопрос решается довольно быстро – в случае положительного ответа хозяин украшения получает сертификат подлинности.

Ювелирный дом Graff, основанный в отличие от уже упомянутых выше марок не так давно, а точнее в 1966 году, тем не менее прочно удерживает одну из лидирующих позиций в бриллиантово-золотых вопросах. Отличительной чертой ювелирных изделий, выходящих в свет под брендом Graff, стал идентификационный номер, проставляемый мастерами фирмы на каждом бриллианте, заметный только при многократном увеличении.

Так что же показывает проба, и на что следует обращать внимание при покупке ювелирных украшений? За комментарием мы обратились к эксперту SUNLIGHT:

«Если ювелирное украшение изготовлено из драгоценного металла, оно, как правило, имеет пробу. Проба показывает, сколько основного драгоценного металла в сплаве, из которого сделано украшение. Украшения не делают из чистых платины, золота или серебра. Из платины – очень дорого, а золото и серебро слишком мягкие металлы для этого: на таких изделиях быстро образуются царапины, и они теряют свой привлекательный вид. Поэтому в ювелирном деле используются сплавы драгоценных металлов.

В разных странах существует свой стандарт проб. Сейчас в мире чаще всего используются метрическая и каратная системы проб. Каратная система считается более точной, и применяется она только для золотых украшений. В России используется метрическая система проб. В ней проба, а точнее клеймо – это особый знак, который несет информацию о том, из какого металла украшение сделано и сколько его входит в состав сплава. О виде металла говорит форма клейма: если оно в форме бочонка, то это серебро, в форме восьмиугольника – платина, а если в форме лопаточки, то перед вами украшение из золота.

Цифры клейма (цифровое обозначение пробы) показывают количество в граммах основного драгоценного металла в 1 кг сплава. Например, SUNLIGHT предлагает своим покупателям золотые украшения 585 пробы, это значит, что в 1 кг сплава, из которого они выполнены, содержится 585 г чистого золота. Наличие клейма на украшении – это гарантия того, что оно действительно сделано из драгоценного металла и соответствует заявленной пробе. Такую проверку и клеймение проводит Государственная инспекция пробирного надзора.

Не существует понятия хорошей или плохой пробы, все зависит от приоритетов покупателя. В золотых украшениях 375 пробы можно смело заниматься любой активностью, даже копать огород – это не повредит их внешнему виду из-за низкого содержания золота. Ювелирные изделия 585 пробы – это оптимальное сочетание качества изделий и их цены, но они требуют к себе более бережного отношения. Украшения 750 пробы эстетически очень привлекательны и благодаря высокому содержанию золота являются хорошим капиталовложением».

Золотое кольцо с бриллиантами и изумрудами SL (цена по ссылке)

Клеймо на золоте – это именно то, с чем стоит ознакомиться при покупке ювелирного украшения, дизайн и цена которого пришлись вам по душе. Поскольку из-за своих физических свойств чистые благородные металлы для изготовления ювелирных украшений не используются, то пробирный знак – своего рода штамп, подтверждающий наличие определенного количества золота в изделии.

Первые сведения о клеймении относятся к 6 веку до н.э. Уже тогда государство Лидия защищало свои монеты от подделок, проставляя на них фигурные оттиски. Что касается европейских стран, то пробирование золота во Франции существует с 1275 года, в Британии – с 1300 года. Клейма обозначали город, в котором проверена чистота металла. С 1544 года официальным клеймом пробирной палаты Лондона стал контур головы леопарда. В XVII в. основаны центры клеймения в Честере, Эксетере и Ньюкасле.

В России клеймение практикуется с 17 века. Изначально оно проводилось в Москве, в Серебряном ряду – месте, где продажа изделий из драгоценных металлов была разрешена законом. Первые клейма с датами относятся к 1651-1652 годам, а содержание драгоценного металла в сплаве стало отражаться с 1700 года. На сегодняшний день качество металла всех золотых изделий, изготовленных и продающихся в России, должно соответствовать одной из законодательно принятых проб и подтверждаться соответствующим клеймом. В зависимости от содержания золота в сплаве, в России выделяют следующие пробы:

  • 999-я – чистое золото;
  • 750-я – 75,5% , платиной, медью, никелем и палладием;
  • 585-я – 58,5% золота в смеси с серебром, медью, палладием и никелем;
  • 500-я – 50,5% золота в смеси с серебром и медью;
  • 375-я – 38% золота в смеси с серебром и медью.

Золото 999-й пробы идет на банковские слитки, 500-й, 585-й и 750-й пробы – применяется в ювелирном производстве, 375-й – в стоматологии. Клеймо, подтверждающее пробу, в том числе на предметах, ввезенных из других стран, имеют право ставить только сотрудники учреждения пробирного надзора. Иногда на изделиях встречаются личные клейма мастеров, так называемые именники, но подтверждением качества они не являются.

Где расположено и как выглядит

Место расположения пробы зависит от типа украшения. На кольцах она обычно ставится изнутри или снаружи шинки – охватывающего палец ободка, на серьгах – на штифте или швензе, на подвесных украшениях – на колечках для подвешивания, а на браслете – на звене, между изделием и замком. Но любой мастер старается сделать клеймо миниатюрным и незаметным, поэтому изучать его лучше с помощью линзы.

Клеймо государственной пробирной инспекции представляет собой контур из двух прямоугольников, называемый «лопаткой», внутри которого находятся: смотрящий вправо профиль девушки в кокошнике, шифр государственной инспекции пробирного надзора и цифры, указывающие на содержание чистого золота в сплаве.
Форма контура различается в зависимости от металла, из которого изготовлено изделие. Для предметов из серебра это срезанный с двух сторон овал, из платины – горизонтально ориентированный удлиненный восьмиугольник. До настоящего времени распространены предметы, изготовленные в СССР, на которых в контур стандартного клейма российских золотых изделий помещена звезда. При этом формы контуров проб для разных металлов не изменились.

Еще одно обязательное клеймо, как правило, ставящееся рядом с пробой, – так называемый именник. Он содержит четыре русские буквы, которыми зашифрована информация о производителе. Расшифровать именник несложно. Первая буква показывает год изготовления, например, «А» – 2001 и т. д. Вторая – орган государственной пробирной инспекции, проведший контроль. Оставшиеся две буквы – это код производителя, не повторяющийся в пределах зоны обслуживания одной инспекции. О восстановлении изделия свидетельствует проставленная рядом с именником буква «Р» (реставрация). Организации и индивидуальные предприниматели, производящие изделия из драгоценных металлов, обязаны регистрировать свои именники в территориальных учреждениях пробирного надзора и оставлять их оттиски на своей продукции. Таким образом, пробирные клейма и именники рассказывают о виде и пробе металла, производителе, времени изготовления и органе пробирного надзора, проставившего клеймо.

Как проставляется

По мере усложнения форм изделий и развития технологий ювелирного производства, к наиболее старому, механическому клеймению, добавились электроэрозионный и лазерный способы. Механический способ, остающийся самым массовым, заключается в нанесении оттиска вручную, ударом молотка по клеймящему инструменту или проделывании схожей манипуляции на станке. Клейма выходят четкими и долговечными, но существует некоторая вероятность деформации изделия. С конца шестидесятых годов ХХ века при клеймении полых и хрупких изделий применяется электроэрозионный способ, представляющий собой выжигание оттиска искрой. Такие клейма также хорошо видимы и прочны, но их нанесение требует тщательной подготовки поверхности металла.

Самый современный, универсальный и производительный способ клеймения – лазерный, осуществляющийся с помощью лазерной установки. Этот способ также требует хорошей подготовки поверхности изделия и исключает его последующую полировку. Качество клеймения высокое, возможна постановка оттиска на поверхность любого рельефа, однако имеется существенный недостаток – нестойкость в местах соприкосновения с кожей, снижающая при ежедневном пользовании изделием срок службы клейма до 5 лет.

Системы пробирования

Помимо удобной и наиболее точной метрической системы, золото может быть маркировано каратной пробой. Этот способ указания чистоты сплава характерен для Америки, Западной Европы и некоторых восточно-европейских стран. Карат равен 1/24 всей массы, то есть – это вещество без примесей, а, к примеру, 18 каратов означает содержание в сплаве 18 частей золота из 24. Часто встречающиеся пробы: 9, 10, 12, 14, 18, 22 и 23 карата, минимальная допустимая каратная проба – 8 каратов. Соотношение каратной и метрической проб таково:

  • 999 проба = 24 каратам;
  • 958 проба = 23 каратам;
  • 916 проба = 22 каратам;
  • 750 проба = 18 каратам;
  • 625 проба = 15 каратам;
  • 585 проба = 14 каратам;
  • 500 проба = 12 каратам;
  • 416 проба = 10 каратам;
  • 375 проба = 9 каратам;
  • 333 проба = 8 каратам.

На изготовленных за границей изделиях встречаются, к примеру, такие обозначения карата: 18K, 10Kt, 22СT, 12C. То есть рядом с цифрой пробы в клейме проставляется одно из возможных обозначений карата.

Как не ошибиться

При выборе изделия из драгоценного металла важно не приобрести подделку. Кроме разочарования, такое приобретение в случае его высокой стоимости может повлечь значительные материальные потери. Поскольку в России продажа изделий из драгоценных металлов, не соответствующих установленным пробам, не разрешена, наиболее достоверным подтверждением подлинности украшений является наличие на нем двух разных клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и именника производителя.

В первую очередь необходимо обратить внимание на расположение оттиска. Он должен быть параллелен элементу украшения, на котором он поставлен. После этого стоит посмотреть на качество содержания оттиска. Если цифры неровные, то это всегда означает подделку. Однако оба требования не распространяются на именник, оттиск которого, различный в зависимости от изготовителя, может соответствовать форме и размерам очень условно. В то же время наличие одновременно пробы и именника является обязательным. Наличие только пробы может означать то, что металл фальшивый или количество золота не соответствует заявленному содержанию в сплаве.

Для производителей многих стран, контроль качества изделий из драгоценных металлов законодательно не установлен и, например, в турецком магазине можно не только купить украшение без маркировки, но и поставить на него оттиск любой пробы.

Встречаются подделки, в которых цвет сплава копирует золото 585-й пробы, и определить подлинность металла без реактивов не всегда может даже квалифицированный ювелир. Единственное, что выдает такую подделку, – это пробирное клеймо. Качественно подделать клеймо без высокотехнологичного оборудования невозможно, а использование такого устройства лишает подделку экономического смысла. Надежной гарантией от подделки является лазерное клеймо.

В России покупка в ювелирном магазине поддельного украшения маловероятна. По закону на всех продаваемых изделиях, в том числе ввезенных из других стран, должно стоять государственное клеймо, но, чтобы не ошибиться или не быть обманутым, нужно иметь минимальное представление о том, какой может быть маркировка золота.

В этом материале:

Золото представляет собой металл, который прекрасно поддается всевозможным повреждениям механического характера, коррозии. Для сохранения первозданного вида драгметалла, в него постоянно добавляют иные примеси, в подавляющем числе случаев – более устойчивые к повреждениям металлы.

Лигатуры – металлы, используемые для придания золоту большей прочности. Наиболее часто в роли лигатуры используется серебро либо медь. Чистое золото (без содержания каких-либо примесей) сильно подвержено деформации, очень напоминая простой пластилин.

Существующие в мире пробы золота

Пробы золота – это специальные знаки, налагающиеся регулирующими государственными органами различных стран мира для гарантирования наличия золота в ювелирном украшении либо ином виде изделия.

В строгом соответствии с действующей законодательной базой, регулирующие государственные органы ведут строгое наблюдение не только за ювелирными магазинами, но также за всеми иными учреждениями, которые в какой-то степени связаны с реализацией благородного металла. Следовательно, перед тем как спрашивать в ломбарде цену одного грамма золота, стоит убедиться, располагает ли учреждение всеми необходимыми лицензиями и сертификатами.

На сегодняшний день сохранилось четыре действующих систем проб, однако наиболее популярными являются: метрическая, каратная, золотниковая и лотовая проба.

Золотниковая система проб

Вплоть до 1927 в России, а после и в СССР применялась золотниковая система обозначения пробы драгметалла. Ключевым отличием подобной пробы от каратной системы являлось обозначение чистого благородного металла через число 96. Все остальные золотые изделия, содержащие в себе примесь иных металлов, обозначались другими, более низкими числами.

Проба Золотниковая система Британские золотые караты Содержание чистого золота (%)
333 32 33.33
375 36 37.50
417 40 10К 41.67
500 48 12К 50.00
585 56 14К 58.33
625 60 15К 62.50
750 72 18К 75.00
792 76 19К 79.17
800 76.8 19.2К 80.00
833 81 20К 83.33
875 84 21К 87.50
917 88 22К 91.67
958 92 23К 95.80
990 (и выше) 96 24К 99(и выше)

Каратная система проб

Исходя из Британской каратной системы, один карат (К) приравнивается к двадцать четвертой части сплава. Подобная система проб распространена в Швейцарии, Соединенных Штатах Америки, Канаде и странах Западной Европы. В Ирландии в ровной степени используются две системы проб: каратная и метрическая. Благородный металл в двадцать четыре карата (24К) считается самым чистым. В нем полностью отсутствуют какие-либо иные примеси. Далее следует 14-каратное золото, содержащее в себе четырнадцать частей драгоценного металла и десять частей иных металлов.

Лотовая система проб золота

Подобная система существовала в Германии до 1888 года (до момента использования метрической системы). Данный вид пробы золота построен на базе, обращающейся в средние века среди кельтского, скандинавского и германского населения Британии марки. Одна марка содержала в себе шестнадцать лотов.

Чтобы сделать конвертацию лотовой пробы в кратную, значения лотовой системы необходимо разделить на два, а после умножить на три. В случае пересчета на метрическую систему, значение лотовой пробы необходимо разделить на шестнадцать, после чего умножить на 1000.

Пробы золота по метрической системе

В России сейчас принято использовать метрическую систему проб. Данная система характеризуется простотой использования. Другими словами, метрическая система показывает, сколько грамм благородного металла приходится на один килограмм всего сплава. Например, если на один килограмм сплава приходится 415 грамм лигатуры и 585 грамм чистого драгметалла, то согласной метрической системе, данное украшение будет иметь 585 пробу.

Российские ювелиры в подавляющем числе случаев используют следующие пробы:

Ранее широко была распространена 583 проба драгоценного металла, которая, согласно метрической системе соответствовала 14К. Тогда было принято предложение несколько изменить золотой стандарт (по причине разности цены золота) с 583 на 585 пробу, дабы российские золотые украшения нисколько не уступали по стоимости (в расчете на один грамм) западным образцам.

Какую пробу купить?

Каждый в своей жизни хотя бы раз бывал ювелирном магазине и покупал золотые украшения. Если это не было приобретение для себя, то тогда – подарок любимым людям, близким и родным. Дабы не паниковать и не растеряться в ювелирных магазинах, необходим заранее представить для себя: стоимость желаемого изделия, его пробу, оттенок и внешний вид.

Имея четкие представления на данный счет, продавец не сможет застать врасплох вопросом «золото десять карат, какая проба?», в случае если магазин использует не метрическую, а каратную систему проб. Вы всегда можете вспомнить, что десять карат равняется 375 пробе.

Никогда не стоит гнаться за более дорогими золотыми украшениями, а также мечтать обладать благородным металлом с самой высокой пробой (999). Не зря на протяжении уже не одного десятилетия, люди отдают свое предпочтение 585 пробе, прекрасно зарекомендовавшей себя в вопросах прочности и долговременности использования. Изделия с 999 пробой хоть и обладают наивысшим уровнем содержания золота, они характеризуются сильной степенью деформации и могут становиться мягкими. Подобные изделия недолговечны, они непригодны для постоянного использования.

Законодательное регулирование: заключение

Если золото было добыто на территории РФ или предназначено для импорта, то на нем в обязательном порядке должна находиться российская проба и государственное пробирное клеймо. Специалисты Федерального пробирного центра следят за соответствием указанного в пробе состава золота, а также его фактического наличия.

Ответственным за контроль качества благородного металла в РФ – пробирная палата, представляющая собой составную часть Министерства финансов. Клеймо располагает собственными отличительными обозначениями. На российском клейме изображена женщина в кокошнике.

Кроме государственного клейма, на ювелирные изделия из драгметалла может устанавливаться именник. Это заводское клеймо, которое дает подтверждение присутствия имени завода изготовителя. Именник также указывает такую информацию, как год создания сплава, первую букву шифра государственной инспекции.

Каталог монет

Все существующие монеты можно найти в нашей базе с помощью удобного поиска.

неважно Австралия Австрия Австро-Венгрия Азербайджан Андорра Армения Багамские острова Барбадос Беларусь Бельгия Болгария Бразилия Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Виргинские острова Габон Гамбия Гана Германия Гибралтар Гонконг Греция Доминиканская Республика Египет Израиль Иран Испания Италия Казахстан Каймановы Острова Камерун Канада Катанга Киргизия Китай Колумбия Конго Коста-Рика Куба Либерия Литва Люксембург Мексика Монако Нигер Нидерланды Ниуэ Новая Зеландия Норвегия о-ва Кука Олдерни Остров Мэн Остров Св. Елены Острова Кука Палау Перу Россия Руанда Сенегал Сингапур Соломоновы острова Сомали СССР Судан США Токелау Тувалу Тунис Турция Уганда Украина Фиджи Финляндия Франция Чад Чехия Чили Швейцария Экваториальная Гвинея ЮАР Югославия Япония

ВСЕ- Инвестиционные монеты Памятные и старинные монеты Россия и СССР Царская Россия Монеты стран мира до 1941г. Монеты стран мира после 1950г Иностранные Слитки и гранулы Комиссионка

ВСЕ- Серебро Золото Платина

ВСЕ- полкопейки 1 копейка 2 копейки 3 копейки 5 копеек 10 копеек 15 копеек 20 копеек 50 копеек 1 рубль 2 рубля 3 рубля 5 рублей червонец 10 рублей 25 рублей 50 рублей 100 рублей 150 рублей 200 рублей 1 000 рублей 10 000 рублей 20 рублей 500 рублей 5 000 рублей 15 000 рублей 25 000 рублей 50 000 рублей 100 000 рублей

ВСЕ- только золото только серебро медь,никель платина 999/1000 сталь с никелевым гальваническим покрытием нейзильбер медь,цинк/медь, никель серебро 925/1000 - золото 999/1000 латунь/медь,никель медно-никелевый сплав латунь/медь, никель серебро 900/1000 - золото 900/1000 сталь с латунным гальваническим покрытием серебро 900/1000 серебро 900/1000 - золото 900/1000 латунь серебро 500/1000 золото 900/1000 - серебро 900/1000 золото 999/1000 серебро 925/1000 серебро 925/1000/золото 999/1000 золото 900/1000 палладий 999/1000 золото 900/1000 - серебро 925/1000 латунь/мельхиор серебро 999/1000 медь,цинк/медь,никель мельхиор нейзильбер/латунь латунь/нейзильбер серебро 925/1000, позолота

Дополнительные параметры

ВСЕ- 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

неважно 150-летие начала эпохи Великих реформ 250-летие Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации 250-летие основания Государственного Эрмитажа 70-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 90-летие Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо" Cерия: 1150-летие основания города Смоленска Cерия: 150-летие со дня рождения А.П. Чехова Cерия: 20-летие принятия Конституции Российской Федерации Cерия: XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в г. Казани Cерия: Архитектурные шедевры России Cерия: Золотое кольцо Cерия: Золотое кольцо России XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи Без серии Выдающиеся спортсмены России (футбол) Географическая серия: 1-я Камчатская экспедиция Географическая серия: 2-я Камчатская экспедиция Географическая серия: Исследование Русской Арктики Географическая серия: Освоение и исследование Сибири, XVI-XVII вв Географическая серия: Первая русская антарктическая экспедиция Географическая серия: Первое русское кругосветное путешествие Географическая серия: Русские исследователи Центральной Азии Географическая серия: Экспедиции Г.И. Невельского на Дальний Восток в 1848-1849 и 1850-1855 гг. Инвестиционная монета Историческая серия: 100-летие единения России и Тувы и основания г. Кызыла Историческая серия: 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства Историческая серия: 1000-летие основания Казани Историческая серия: 1000-летие России Историческая серия: 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года Историческая серия: 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова Историческая серия: 200-летие со дня рождения Н.В. Гоголя Историческая серия: 200-летие со дня рождения Пушкина Историческая серия: 2000-летие основания г. Дербента, Республика Дагестан Историческая серия: 300-летие основания Санкт-Петербурга Историческая серия: 300-летие Полтавской битвы (8 июля 1709 г.) Историческая серия: 400-летие народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского Историческая серия: 625-летие Куликовской битвы Историческая серия: 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Историческая серия: Андрей Рублев Историческая серия: Вклад России в сокровищницу мировой культуры Историческая серия: Дионисий Историческая серия: История денежного обращения России Историческая серия: К 300-летию добровольного вхождения Хакасии в состав России Историческая серия: К 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства Историческая серия: К 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства Историческая серия: К 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России Историческая серия: К 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства Историческая серия: Окно в Европу Историческая серия: Феофан Грек Историческая серия: Эпоха просвещения. XVIII век Международная монетная программа стран-членов ЕврАзЭС Набор памятных монет: 300-летие Российского флота Набор памятных монет: 50 лет Великой Победы Памятные монеты, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Подвиг советских воинов, сражавшихся на Крымском полуострове в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сбербанк 170 лет Серия "Выдающиеся спортсмены России" (Фигуристы) Серия: 100-летие Российского футбола Серия: 100-летие эмиссионного закона Витте Серия: 1150-летие зарождения российской государственности Серия: 150-летие Банка России Серия: 300-летие Российского флота Серия: 50-летие Победы в Великой Отечественной войне Серия: 50-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 850-летие основания Москвы Серия: Алмазный фонд России Серия: Архитектурные шедевры России Серия: Барк Крузенштерн Серия: Вооруженные Силы Российской Федерации Серия: Выдающиеся личности России Серия: Выдающиеся полководцы и флотоводцы России Серия: Выдающиеся полководцы России Серия: Выдающиеся спортсмены России (Конькобежный спорт) Серия: Выдающиеся спортсмены России (Лыжные гонки) Серия: Выдающиеся спортсмены России (Спортивная гимнастика) Серия: Выдающиеся спортсмены России (хоккей) Серия: Города воинской славы Серия: Города – столицы государств, освобожденные советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков Серия: Дзюдо Серия: Древние города России Серия: Животный мир стран ЕврАзЭС Серия: Зимние виды спорта Серия: Зимние Олимпийские игры 1998 года Серия: Знаки зодиака Серия: История русского военно-морского флота Серия: История русской авиации Серия: Красная книга Серия: Легенды и сказки стран ЕврАзЭС Серия: Лунный календарь Серия: Олимпийский век России Серия: Памятники архитектуры России Серия: Полководцы и герои Отечественной войны 1812 года Серия: Российская Федерация Серия: Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО Серия: Россия на рубеже тысячелетий Серия: Русский балет Серия: Сокровищница мировой культуры Серия: Сохраним наш мир Серия: Спорт Серия: Сражения и знаменательные события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов Серия: Столицы стран - членов ЕврАзЭС Серия: Ювелирное искусство в России Символы России Спортивная серия: XXIX Летние Олимпийские Игры (г. Пекин) Спортивная серия: Кубок мира по спортивной ходьбе (г. Чебоксары) Спортивная серия: Самбо