Конспект занятия на тему рождество. Конспект занятия в старшей группе детского сада с использованием ИКТ на тему: Рождество

для детей 2-3 лет

Введение. Дети, скоро будет чудесный праздник «Рождество Христово». Дома украшают красивыми елками с игрушками, снежинки делают, дарят друг другу подарки. Скоро и вы получите подарок от мамы и папы (покажите рисунок, где изображена елка и дети или приготовьте елку сами из картона рис. №1). А что ты хочешь? (обратитесь к 2 детям).

Прочтите стих детям

Рождество — это значит мир!

Рождество — это значит надо

Библейская история. (покажите детскую Библию детям, пусть они повторят с вами слово «Библия» или рис. Библия) .

У кого из вас есть маленькие братик и сестренка? Посмотрите на эту картинку – малыш только что родился. Он еще не умеет говорить, ходить, кушать как взрослый человек. Он маленький и беспомощный. О нем заботится мама и папа. Маленьких детей носят на руках или возят в колясках.

Маленький Иисус родился в городе Вифлееме, далеко от города Москвы, где мы с вами живем. Маму Иисуса звали Марией, а папу – Иосифом (покажите рис. №2 или покажите куклы ). В то время люди одевались по-другому, не как ваши мамы и папы. Мария едет на осле в город Вифлеем, а Иосиф идет рядом с ней. Ей тяжело, т.к. она скоро должна родить малыша.

Место, где он родился, называется хлев, там держали домашних животных (покажите рисунок №3, назовите животных ).

Как же это произошло и что удивительного было при рождении Иисуса? Одно из чудес – пастухи увидели ангелов на небе. Пастухи – это те, которые пасут овец (покажите рисунок №4) (покажите рисунок)

Иисус – имя всех выше,

Чудный Спаситель, славный Господь.

Эммануил – Бог вечно с нами,

Освободитель, вечно живой.

Молитва. А теперь мы помолимся Богу. Попросите детей встать и в тишине взрослый человек молится вслух примерно так: «Дорогой Бог, благодарю Тебя за праздник Рождество. В этот день много лет назад родился Иисус Христос, наш Господь. Благослови меня и моих родителей. Аминь».

Задайте вопросы детям

— Где изображен малыш Иисус?

— Где его мама?

— Как ее звали?

— Покажите ангела

— Кто подарил подарки Иисусу?

Поделки. На праздник Рождества Христова люди дарят друг другу подарки. Сейчас мы с вами сделаем подарки для наших мам и пап (рис. №5). Заранее приготовьте вырезанные фигуры для детей — Ангела, звезды. Пусть дети приклеят их на темно-синий фон. Объясните детям, где звезды, ангелы и младенец Иисус.

2 Занятие с детьми по теме «Рождество»
для детей 3-5 лет

Введение. Дети, скоро будет чудесный праздник «Рождество Христово». Дома украшают красивыми елками с игрушками, снежинки делают, дарят друг другу подарки. Скоро и вы получите подарок от мамы и папы . А что ты хочешь? (обратитесь к двум детям) .

Прочтите стих детям.
Рождество — это значит радость,
Рождество — это значит мир!
Рождество — это значит надо
Всех простить, как Иисус простил!

Библейская история. Рождение Иисуса было описано в Библии (покажите детскую Библию детям, пусть они повторят с вами слово «Библия») .

Возьмите на урок куклу-малыша, заверните его в покрывало и возьмите в руки. Или покажите картинку. «Много-много лет назад родился маленький мальчик, малыш по имени Иисус. Он был особенным. Он был Богом и человеком одновременно. Он родился, чтобы помогать людям, спасти их от грехов. Бог любит вас и каждого человека на земле».

У кого из вас есть маленькие братики и сестренки? Посмотрите на эту картинку – малыш только что родился. Он еще не умеет говорить, ходить, кушать как взрослый человек. Он маленький и беспомощный. О нем заботится мама и папа. Маленьких детей носят на руках или возят в колясках.

Маленький Иисус родился в городе Вифлееме, далеко от города Москвы, где мы с вами живем. Маму Иисуса звали Марией, а папу – Иосифом (покажите рис. №2) . В то время люди одевались по-другому, не как ваши мамы и папы. Мария едет на осле в город Вифлеем, а Иосиф идет рядом с ней. Ей тяжело, т.к. она скоро должна родить малыша.

Место, где он родился, называется хлев, там держали домашних животных .

(выслушайте ответы

детей)

(покажите рисунок №4) . Ночью они увидели много ангелов, которые славили Бога, говорили «Аллилуйя!» и пели песни. Ангелы (покажите рисунок) служат Богу и помогают людям. Они также заботятся о каждом из вас.

Включите песню «Иисус – имя всех выше» или спойте сами.

Давайте представим, что мы вместе с ангелами славим Иисуса, будем петь эту песню.

Иисус – имя всех выше,

Эммануил – Бог вечно с нами,
Освободитель, вечно живой.

Молитва.

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;


и прости нам долги наши,

и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство

Задайте вопросы детям
— Где изображен малыш Иисус

Если дети не могут ответить на эти вопросы, вы помогите им. ?
— Где его мама?
— Как ее звали?
— Покажите ангела
— Кто подарил подарки Иисусу?
— Что люди увидели необычного на небе?
— Как называется книга, где можно прочитать эту историю?

Поделки . На праздник Рождества Христова люди дарят друг другу подарки. Сейчас мы с вами сделаем подарки для наших мам и пап (рис. №6) (рис. 7 и 8) или гирлянду из звезд (для каждой гирлянды нужно от 5 до 10 звезд разных цветов, вырежьте заранее их, потом приклейте скотчем к нитке) .

3 Занятие с детьми по теме «Рождество»

для детей 5-7 лет

Введение. Дети, скоро будет чудесный праздник «Рождество Христово». Что это за праздник (выслушайте ответы детей). Добавьте — дома украшают красивыми елками с игрушками, снежинки делают, дарят друг другу подарки. Скоро и вы получите подарок от мамы и папы (покажите рисунок, где изображена елка и дети или приготовьте елку сами) . А что ты хочешь, чтобы родители подарил тебе? (обратитесь к двум детям) .
Прочтите стих детям.

Рождество — это значит радость,

Рождество — это значит мир!

Рождество — это значит надо

Всех простить, как Иисус простил!

Библейская история. Рождение Иисуса было описано в Библии (покажите детскую Библию детям).

Возьмите на урок куклу-малыша, заверните его в покрывало и возьмите в руки. Или покажите картинку. «Много-много лет назад родился маленький мальчик, малыш по имени Иисус. Он был особенным. Он был Богом и человеком одновременно. Он родился, чтобы помогать людям, спасти их от грехов. Бог любит вас и каждого человека на земле».

У кого из вас есть маленькие братики и сестренки? Посмотрите– малыш только что родился. Он еще не умеет говорить, ходить, кушать как взрослый человек. Он маленький и беспомощный. О нем заботится мама и папа. Маленьких детей носят на руках или возят в колясках.

Маленький Иисус родился в городе Вифлееме, далеко от города Москвы, где мы с вами живем. Этот город находится в Израиле. Может, кто-то отдыхал там с родителями? Эта страна находится очень далеко от нас. Зима там короткая, снега почти не бывает, а летом очень жарко. Там растут пальмы.

Итак, маму Иисуса звали Марией, а папу – Иосифом (покажите рис. №2) . В то время люди одевались по-другому, не как ваши мамы и папы. Мария едет на осле в город Вифлеем, а Иосиф идет рядом с ней. Ей тяжело, т.к. она скоро должна родить малыша. Место, где он родился, называется хлев, там держали домашних животных (покажите рисунок №3, назовите животных) .

Как же это произошло и что удивительного было при рождении Иисуса? Одно из чудес – на небе появилась необычная звезда. Она была очень яркая и красивая, отличалась от других звезд. Дети, вы видели звезды на небе (выслушайте ответы детей) . Звезда, которая появилась на небе, показала путь мудрецам, которые хотели увидеть младенца Иисуса и подарить Ему подарки. Они ехали долго через пустыни, горы. В то время люди ездили на верблюдах. Когда мудрецы встретились с младенцем, они были счастливы, и подарили ему подарки.

Другое чудо произошло, когда пастухи увидели ангелов на небе. Пастухи – это те, которые пасут овец (покажите рисунок №4) . Ночью они увидели много ангелов, которые славили Бога, говорили «Аллилуйя!» и пели песни. Ангелы (покажите рисунок) служат Богу и помогают людям. Они также заботятся о каждом из вас.

Включите песню «Иисус – имя всех выше» или спойте сами. Давайте представим, что мы вместе с ангелами славим Иисуса, будем петь эту песню.

Иисус – имя всех выше,
Чудный Спаситель, славный Господь.
Эммануил – Бог вечно с нами,
Освободитель, вечно живой.

Молитва. Прочтите с детьми молитву «Отче наш». Попросите детей встать и в тишине молитесь. Сначала говорит взрослый по два слова, потом повторяют все дети вместе, пока не прочтете всю молитву.

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство
и сила и слава во веки. Аминь.

Ребус. Поделите группу на команды из 2 человек. Раздайте каждой команде конверт с буквами О Е Ж Р Д С В Т О. Они должны догадаться, что это за слово (Рождество).

Задайте вопросы детям

— Где изображен малыш Иисус?

— Где его мама?

— Как ее звали?

— Покажите ангела

— Кто подарил подарки Иисусу?

— Что люди увидели необычного на небе?

Если дети не могут ответить на эти вопросы, вы помогите им.

Поделки. На праздник Рождества Христова люди дарят друг другу подарки. Сейчас мы с вами сделаем подарки для наших мам и пап (рис. №6) . Заранее приготовьте вырезанные фигуры для детей – елку, ангелы, звездочки (вместо свечек), фигуры Марии, Иосифа и Младенца. Вы можете сделать Ангелов (рис. 7 и 8) или гирлянду из звезд (для каждой гирлянды нужно от 5 до 10 звезд разных цветов, вырежьте заранее их, потом приклейте скотчем к нитке).

Цель занятия: познакомить с рассказом Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов Младенцу.

Задачи занятия:

  • продолжать формировать понимание смысла Евангелия через изучение евангельских событий;
  • познакомить с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, с праздничной иконой Рождества Христова;
  • обогащать словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения;
  • пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;
  • продолжать формировать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, культуре других народов.

Новые слова и понятия: Вифлеем, Вертеп, Ясли, Иисус Христос.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Птичка”)

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

О каком обычае идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина. В какой православный праздник он существовал? (Раньше в России существовал обычай в праздник Благовещения покупать птиц и отпускать их на волю).

Какому событию посвящен праздник Благовещения? (Архангел сообщил Марии о том, что именно она родит Иисуса Христа)

Где воспитывалась Мария? (Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, в служении Господу)

Почему Мария приняла решение не выходить замуж? (Она дала обет Богу)

Кто такой Иосиф?

III. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира.

(Подготовленные ученики читают стихотворение Н. Тананко “Светлый праздник Рождества”)

Светлый праздник Рождества,
Рождества Христова -
В каждый дом издалека
К нам приходит снова.

Белый ласковый снежок
Сыплет за окошком,
Пляшет свечки огонёк,
И мурлычет кошка.

Вспыхнет на небе звезда,
И уйдут напасти.
Светлый праздник Рождества
Нам приносит счастье.

В этот день нельзя грустить,
Ссориться и злиться,
Нужно всех вокруг простить,
Богу помолиться.

Скажем добрые слова
Мы друг другу снова.
Здравствуй, праздник Рождества,
Рождества Христова!

О каком же празднике мы будем сегодня говорить? (О Рождестве Христовом). (Слайд 1)

IV. Рассказ учителя, работа со слайдами.

Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают.

Но Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Так по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Спаситель мира.

Кто может сказать, сколько лет прошло со дня рождения Иисуса?

(Рассказывает подготовленный ученик)

Летоисчисление от Рождества Христова было введено на Руси Указом Петра I от 15 декабря 1699 (7207) года. До этого летоисчисление велось от Сотворения мира, и к этому времени уже насчитывалось 5508 лет.

(Продолжает учитель).

Иисус родился в городе Вифлееме. В это время римский император приказал сделать всенародную перепись, поэтому каждый должен был записаться в том месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились туда. (Слайд 2 )

В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе – пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. (Слайд 3 )

(Показ слайда сопровождается рассказом подготовленного ученика)

Мы знаем много икон, посвящённых этому празднику. Всегда в центре такой иконы изображается Младенец, лежащий в яслях, рядом – Пресвятая Богородица и праведный Иосиф.

Обычно изображаются ангелы, славящие Рождество Спасителя, пришедшие поклониться Господу и Пречистой Деве Марии, и волхвы, идущие к месту Рождества Христова с дарами Младенцу. (Слайд 4 , Слайд )

(Продолжает учитель.)

В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу.

V. Физминутка.

VI. Продолжение объяснения материала.

Праздник Рождества Христова называют “Матерью всех праздников”. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января. Послушайте рождественский тропарь- это праздничное славословие: (Слайд 8)

Рождество Твоё, Христе Боже наш,
Воссия мирови свет разума;
Тебе кланятися Солнцу правды,
И тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!

Подумайте, почему это самый любимый детский праздник?

Теперь немного подробнее о самом празднике. Ему предшествует 40-дневный пост, во время которого мы каждый день вспоминаем, ради чего лишаем себя обычной пищи и удовольствий. Канун праздника (6 января), или сочельник, проходит в особенно строгом посте: только с первой звездой можно поесть пшеничной каши с мёдом – сочива. Часы, совершаемые в навечерие рождества Христова, называются царскими, потому что эту службу посещали раньше византийские императоры. После празднования Рождества Христова целых две недели можно лакомиться чем угодно, даже в среду и пятницу. Эти дни называются святками, или святыми днями. Давайте будем и мы с вами веселы и счастливы в святые дни, чтобы свет нашей радости падал на всех, с кем мы встречаемся.

Люди всегда отмечали этот праздник очень торжественно и красиво. Как вы думаете, какое самое любимое украшение детворы в этот праздник. А поможет вам в этом загадка:

Кого раз в году наряжают? (Ёлку)

Правильно, но почему именно ёлку? А вот это вы сейчас и узнаете.

(Инсценировка “Три дерева”)

ТРИ ДЕРЕВА

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Первый пастух
  • Второй пастух
  • Ангел
  • Пальма
  • Маслина

Декорация зимнего леса.

Реквизит:

Зеленые шапочки с бумажными листьями пальмы, маслины, еловыми иголками;

Красивый сосуд для масла - Маслине.

Вот явилась к нам сама
Прямо с Севера зима.
Лес весь в белом - волшебство!
Скоро праздник - Рождество!
Ночи зимние тихи.
Шли по лесу пастухи...

СЦЕНА 1

Появляются Пастухи.

Первый пастух (обращаясь ко Второму пастуху и указывая вверх)

Посмотри-ка вот сюда - Видишь? Яркая звезда!

Второй пастух (пристально вглядываясь в небо)

Где звезда? Пока не вижу –
Подойду к тебе поближе.

Первый пастух подходит ко второму пастуху. Вместе они смотрят вверх.

Первый пастух

Вот, гляди же! Золотая! Ярче всех горит! Святая!

Второй пастух

Как сияет! Как горит! Будто что-то говорит!

А о чем? Хотите знать?
Я могу вам рассказать.

Пастухи (хором)

Конечно, хотим! Расскажи скорее!

Века назад, вот так, как вам,
Звезда явилася волхвам
Как знак небесный: скоро всем
Прибыть в далекий Вифлеем,
Где родился в яслях овечьих
Спаситель душ всех человечьих.
Деревья, люди, звери, птицы
Пришли Младенцу поклониться.

СЦЕНА 2

Появляются Пальма, Маслина и Елка.

Поспорили Пальма, Маслина и Елка,
Что в дар принести им Святому Ребенку.
И Пальма склонилась к прекрасной Маслине...

Пальма (Маслине)

Пойдем же и мы на поклон вместе с ними!

Постойте, мои дорогие сестрицы, -
Я тоже Младенцу хочу поклониться!

Пальма (презрительно)

Куда тебе с нами, колючая Елка?
Что есть у тебя? Лишь смола да иголки!

Ты лучше, сестрица, на нас посмотри:
Душистое масло храню я внутри!
Младенцу дарую я свой аромат -

(Показывает залу красивый сосуд.)

И будет он счастлив, и будет он рад!

Пальма (подхватывает)

Да, Елки Святому Младенцу не надо!
А я подарю ему листьев прохладу!
Его я собою от зноя укрою -
И будет он спать в тишине и покое!

О да! Я согласна! Вы правы, сестрицы.
Не в силах дарами я с вами сравниться!

Появляется Ангел. Маслина, Пальма, Елка обступают его.

Явился я к вам разрешить этот спор.
Да будешь ты лучше хвастливых сестер!

(Торжественно провозглашает, обращаясь к Елке.)

За скромность твою я тебя возвеличу –
И будет отныне прекрасный обычай:
Игрушками Елку зимой украшать
И этим Рожденье Иисуса встречать!..

Почему Иисус родился не в Назарете, где жили Мария и Иосиф, а в Вифлееме?

Кто и каким образом был извещён первым о рождении Спасителя?

VIII. Домашнее задание.

Выполнить творческую работу (по желанию) на тему “Если бы я шёл к Младенцу” (Изготовить своими руками подарки, которые бы дети хотели подарить Младенцу Христу).

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Рождество?"


Описание материала : Предлагаю сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Этот сценарий познавательного характера, будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.
Цель: познакомить детей с историей православного праздника Рождество Христово; дать представление о его значении.
Задачи: Развивать эмоциональную сферу дошкольников, воспитывать музыкальный вкус, закреплять знание о зимних месяцах и праздниках, воспитывать интерес к совместным действиям, воспитывать уважение к своим сверстникам, воспитывать культуру поведения на мероприятиях и концертах, развивать интерес к фольклору.
Атрибуты: Презентация, 4 корзины, снежки, 4 платка для завязывания глаз, мешочек с карточками профессий, 2 бубна.
Предварительная работа: выучить стихи, колядки.
Ведущая: Здравствуйте ребята. Мы все очень рады видеть и приветствовать вас в музыкальном зале. Мы все здесь собрались не случайно, все знают, что зимою празднуют много праздников. Все эти праздники веселые, с гуляньями, песнями и плясками. А скажите, пожалуйста, какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, крещение, старый Новый год, масленица.
Ведущая: Да все ответы правильные. Ведь у каждого праздника есть свое определенное число. Кто мне может назвать эти числа? (31 декабря, ночь с 6 на 7 января, с 13 на 14 января, 19 января-крещение)
Ведущая: В ночь с 31 декабря на 1 января наступает новый год. Давайте вспомним, как мы весело встречали этот праздник хороводом «Замела метелица».
Исполняется хоровод «Замела метелица»
Ведущая : Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.
Ведущая: Ребята, а как вы думаете, почему праздник назвали Рождеством?
Ответы: Родился Христос.
Ведущая : 2011 лет назад в маленьком иудейском городе Вифлееме произошло величайшее событие в истории человечества. На земле родился спаситель мира наш господь Иисус Христос. С тех пор все христиане почитают и празднуют этот великий день.
Девочка: Помню я, как мама в первый раз
Мне поведала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос.
Звучит музыка «Хрустальная грусть»
Воспитатель читает стих И. Языков
"Рождество Христово"

Презентация по стихотворению. Слайд: Город Вифлеем.
1 Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли. Слайд: Пастухи
В ту ночь Мария Сына родила

Младенец в колыбельке сладко спал, Слайд: Мария с младенцем
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось, чуда ждал,
А это чудо заключалось в нем.

Три пастуха и Ангел впереди, Слайд: Мария в пещере с пастухами.
Исполненные радости вошли, -
И видят: прижимает Мать к груди
Дитя, похожее на всех детей земли.


Над горной пещерой сверкала звезда, Слайд: Звездное небо и пещера.
И спал Вифлеем в тишине сладких грез,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился для мира Христос!
В Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра. Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Иисуса Христа.
Каждый день люди гуляли по деревне, пели песни, катались с горок на санях наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки. И никто не сердился на ряженных, потому что ряженые приносили хозяевам много доброго в следующем году.

Дети поют колядки:
1 Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых

2 Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!

3 Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.

4 Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок

5 Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Ведущая: Ребята, не хотите ли послушать, как раньше пели коляду?
(Просмотр видеофильма «Измайловская слобода» песня «Приход колядовщиков»)
Хороши ваши колядки, но давайте поиграем со снежками в прятки. На полу разбросаны снежки, а ты попробуй их в корзину собери.
Для игры приглашаем детей.
Игра: «Спрячь снежок в корзину». (дети собирают разбросанные снежки с завязанными глазами)
Ведущая: Самыми любимыми играми на Руси были хороводные игры.
Коляда пришла, всем веселье принесла,
не сидите, не скучайте,
в хоровод скорей вставайте.
Приглашаю вас на игру. (Двое детей или взрослых образуют ворота. Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.)
Игра “К нам коляда пришла…”.
Поют: К нам коляда пришла, коляду привела,
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Ведущая: Есть у меня для вас волшебный мешочек. В нем находятся карточки с вашей будущей профессией.
Давайте погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.
Ведущая произносит слова:
Есть у меня мешочек
Ты скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!
Дети достают из мешочка карточку, с изображением какой- либо профессии и рассказывают, кем они станут.
Гадание-игра «Профессии».
Ведущая: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!
Проводится игра «Бубен».
(Дети стоят в кругу и под музыку передают 2 бубна в разные стороны. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубны идут в центр круга и пляшут.)
Ведущая: Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!
Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым.. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
В детском саду можно найти на участке небольшую елочку или деревце, повесьте на нее кусочки хлеба, сало, внизу, под дерево, насыпьте зерен и крошек. Можно изготовить кормушки. И вскоре на вашу деревце или кормушку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

И тогда на душе станет теплее и радостнее, и в нее войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
Презентация песни «Во владеньях инея и снега».
Дети под музыка «Рождество» выходят из зала.

конспект НОД для детей 5 - 6 лет по познавательному и

художественно - эстетическому развитию

Тема: «Рождество Христово - на душе светло!»

Старшая группа

Предварительная работа:

1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.

3. Изготовление елочных игрушек.

4. Чтение книги о рождественской елке.

Материал и оборудование:

Снежинка, вырезанная из бумаги, рождественская елка, иллюстрации к библейским историям, бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки, елочка из цветной бумаги, альбомный лист, игрушечное детское колечко, угощения для чаепития.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова; расширить духовный мир детей; учить слушать художественное произведение с рождественскими сюжетами.

Ход занятия

Воспитатель: Чем чаще в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, праздновали Новый год, отмечали Рождество.

Воспитатель: Мы с вами тоже отмечаем в детском саду великий святой праздник Рождества Христова. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Хотите узнать об этом? А поможет мне в этом… снежинка. Она непростая. Эту снежинку занесло в открытое окно во время Нового года к нам на елку. Снежинка что-то шепчет мне на ушко! Ребята, вы хотите узнать, что она мне шепнула? Когда она была на елочке в музыкальном зале, елочка рассказала этой снежинке свою тайну – очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинка хочет поведать эту историю вам. А снежинка пусть посидит на нашей елочке, тоже послушает и посмотрит на нас.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось? Как вы считаете, чего не хватает на рисунках?

Дети: Елочки!

Воспитатель: Конечно же, самой елочки! Давайте с вами сделаем не просто рисунок, а аппликацию. Я вам помогу вырезать елочку и наклеить ее на лист, а вы вырежете из цветной бумаги любое украшение и приклеите его на елочку. А чем можно украшать рождественскую елку? Давайте немного поиграем.

Физминутка с мячом «Да – нет»

Воспитатель: Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко: «да» или «нет».

Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель: Бывают на елке игрушки…(да)

Веселые Петрушки…(да)

Большая хлопушка…(да)

Сушеная лягушка…(нет)

Разноцветные флажки…(да)

Мясные пирожки…(нет)

Яркие картинки…(да)

Рваные ботинки…(нет)

Рыбки золоченые…(да)

Колбаса копченая…(нет)

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу. Теперь приступим к работе.

Воспитатель с детьми выполняют коллективную аппликацию «Елка Рождественская»

Воспитатель: Ну, вот. Теперь у Рождественской истории все картинки на месте.

Воспитатель: Когда-то давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. На центральной площади устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос. Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками.

В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.

А еще на Рождество проводилось много игр. Давайте поиграем в одну из них! Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!».Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Воспитатель: А вы не забыли о нашей гостье, Снежинке? Давайте вырежем из бумаги еще снежинки и подарим тем, кого любим.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились! Ну, а какой же праздник без чаепития? В старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и я вас приглашаю за стол!