Конспекты по экологии во 2 младшей группе. Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «В гости к лесным животным

Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Люди начинают заново осознавать, что они являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому экологическое воспитание - одно из приоритетных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учреждений. Экологическая составляющая может присутствовать во всех направлениях реализующейся в детских садах деятельности, но также проводятся и отдельные занятия, посвящённые этой теме.

Теоретические основы экологического воспитания в младших группах ДОУ

Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, и сейчас они как никогда близки к природе. Именно с этого возраста формируется положительное отношение ко всему живому. Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте - дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.

В младших группах дети узнают названия животных, насекомых, птиц, кто из них является домашним, а кто диким, какие растения растут в лесу, в огороде, в саду, получают первые знания о природных явлениях, проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком, посильно работают в живом уголке или комнате природы, ходят на экскурсии по экологической тропе.

Дети обязательно должны усвоить, что птицы, звери, насекомые, растения - живые. Они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные - за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усвоит это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.

Возрастные особенности младших дошкольников

Интересный факт! По наблюдениям учёных, проводивших опыты по обучению обезьян речи глухонемых, развитие детёнышей шимпанзе и детей до 3 лет проходит практически одинаково. К 3 годам у них формируется однотипный набор умений и навыков. Даже словарный запас примерно одинаковый. Только ребёнок пользуется речью, а маленький шимпанзе - жестами. А вот дальше умственное развитие ребёнка резко прогрессирует, и к 5 годам он знает уже очень много.

Следует помнить, что дети в дошкольном возрасте плохо воспринимают только речевую информацию, она обязательно должна подкрепляться наглядностью. Ребёнок должен иметь возможность видеть то, о чём говорят, а ещё лучше - потрогать или поучаствовать. Самая лучшая форма обучения на этом этапе развития - игровая. Дети познают мир через игру и действие.

Дети должны видеть то, о чём говорит воспитатель, а ещё лучше - иметь возможность потрогать и поизучать

Также дети 3–5 лет не могут подолгу концентрироваться на чём-то одном, поэтому необходимо всё время менять вид деятельности. Это происходит потому, что на мозг маленького человека постоянно обрушивается большой поток новой информации, которая требует обработки и осмысления. Поэтому, чтобы не было перегрузки, мозг в определённый момент просто отключает какой-то свой сектор и включает другой. Внимательно наблюдайте за детьми - как только в глазах гаснет интерес и дети начинают с отсутствующим видом смотреть по сторонам, пора переключаться на что-то другое. Что бы вы им сейчас ни сказали по той теме, над которой работали, они всё равно ничего не запомнят.

Формы занятий

В младшей группе экологическое воспитание может проходить в виде:

  • занятий - ведущей формы организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром;
  • экологических праздников и досугов, вызывающих эмоциональный отклик детей на их «природное содержание»;
  • ознакомления детей с природой в повседневной жизни (на прогулках и в процессе игр с природным материалом).

Что проходят на занятиях по экологии в разные времена года

Время года диктует свои требования и даёт определённые возможности для проведения экологических занятий. Рассмотрим, как можно планировать занятия осенью, зимой и весной. Хорошим проводником для детей по месяцам года станет Зинька из сказки В. В. Бианки «Синичкин календарь». Можно начинать первое занятие в месяце с чтения соответствующей главы.

Осенью дети в лесу собирают листья и другие природные материалы для поделок

Таблица: планирование экологических занятий в младших группах

Время года 1-я младшая группа 2-я младшая группа
Осень
  • Изучаем тему «Какие растения можно встретить в лесу». Трава, цветы, кустарники, деревья. Почему деревья сбрасывают листья.
  • В живом уголке наблюдаем за рыбками, смотрим, как устроен аквариум.
  • Гуляем по экологической тропе. Наблюдаем за деревьями, как листья меняют цвет и опадают. Собираем осенние листья, каштаны, шишки, жёлуди и другие растительные материалы, которые потом можно будет использовать для поделок.
  • Играем и ставим опыты с песком.
  • Изучаем тему «Как животные готовятся к зиме». Какие птицы улетают, какие остаются, как животные меняют шубки. Кто готовится к зимней спячке, как делают запасы на зиму.
  • В живом уголке наблюдаем за рыбками, учимся правильно поливать цветы.
  • Ведём календарь погоды.
  • Читаем стихи и рассказы, разучиваем песенки об осени.
Зима
  • Во время прогулок кормим птиц, наблюдаем за ними.
  • Изучаем тему «Как животные зимуют».
  • В живом уголке наблюдаем за кроликом.
  • Сажаем и выращиваем лук.
  • Наблюдаем за погодой.
  • Изучаем тему «Домашние животные».
  • Во время прогулок кормим птиц, наблюдаем за ними, узнаём, какие птицы зимуют в данной местности.
  • Играем и проводим опыты со снегом как на улице, так и в помещении.
  • Изучаем тему «Какие птицы остаются зимовать в нашей местности».
  • В живом уголке учимся ухаживать за кроликом. Узнаём, чем кролик отличается от зайца, какой заяц меняет шубку на зиму, а какой - нет.
  • Сеем и выращиваем кресс-салат.
  • Ведём календарь природы.
  • Изучаем тему «Дикие животные нашего края».
  • Читаем стихи и рассказы, разучиваем песенки о зиме.
Весна
  • В живом уголке наблюдаем, как растёт рассада, которую посеяли дети из старших групп.
  • Наблюдаем за погодой.
  • Изучаем тему «Какие животные живут в лесу».
  • Во время прогулок наблюдаем, как тает снег, как начинает расти новая трава, как зацветают первоцветы, как распускаются листочки.
  • Играем и проводим опыты с водой.
  • В живом уголке сеем помидоры на рассаду (если в детском саду нет места для огородика, то можно подобрать сорта комнатных или балконных томатов).
  • Ведём календарь природы и наблюдаем за погодой.
  • Изучаем тему «Перелётные птицы нашего края».
  • Читаем стихи и рассказы, разучиваем песенки о весне.

Материалы и игры к занятиям по экологии в младшей группе

Воспитатель должен так планировать занятия для малышей, чтобы им было, во-первых, весело и интересно, во-вторых, познавательно, а в-третьих, чтобы они постоянно узнавали что-то новое, запоминали и могли применять на практике.

Во время зимних прогулок дети обязательно кормят птиц и наблюдают за ними

Подбор материалов для начала занятий

Детей заинтересует появление в группе сказочного персонажа или игрушки, рассказывающей о своей беде и просящей детей о помощи. Например, к малышам приходит кукла Маша и приглашает их поехать на паровозике в лес. С песнями, стихами и загадками ребята отправляются в путешествие.

Начинать занятия можно с русских народных сказок, например, «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Можно просто прочитать эти сказки, использовать кукольный театр, показать мультфильм или диафильм. Кстати, диафильмы для детей этого возраста предпочтительнее. Малыши лучше воспринимают статичную картинку - нужно какое-то время, чтобы они её разглядели и осознали что видят, рассмотрели детали.

Рассказы о природе, растениях, животных, временах года также могут выступить в качестве начального этапа занятия. Русская детская художественная литература предлагает богатый выбор. В. Бианки, В. Сутеев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. С. Соколов-Микитов, С. Я. Маршак, К. Чуковский, Н. Сладков, М. Пришвин, Е. Чарушин и др. писали рассказы и стихи и для самых маленьких. Используйте произведения детских писателей, и таким образом вы не только будете знакомить детей с окружающим миром, но и прививать им хороший литературный вкус.

Если вы не сможете найти диафильм или мультфильм по какому-то произведению, отсканируйте страницы книги и покажите их на экране, можно просто подобрать картинки или фотографии по теме рассказа. Главное, чтобы дети наглядно видели, о чём им читают.

В первой младшей группе занятия можно начинать с чтения следующих русских народных сказок:

  • «Репка». На основе этой сказки можно проводить занятия на тему «Что растёт в огороде». Главный герой Дед приходит к ребятам и рассказывает, какие растения есть ещё у него в огороде, как они растут, как используются.
  • «Курочка Ряба». В гости к ребятам приходит Баба. Она рассказывает, что у неё в хозяйстве есть не только курочка, но и другие животные: коровка, козочка, лошадка, овечка и т. д. Показывает, как они выглядят, объясняет, для чего они нужны. Эту тему можно продолжить на занятии по конструированию, на котором детям предлагается построить загончик для животных.
  • «Колобок», «Теремок». На основе этих сказок можно проводить занятия по изучению диких животных, живущих в лесу.

Для второй младшей группы подойдут сказки:

  • «Заюшкина избушка». На сравнении двух избушек из этой сказки можно дать представление о разных материалах и смене времён года. Зимой было холодно, поэтому лёд не таял, а весной стало тепло и он превратился в воду, лиса осталась без дома. А вот деревянной избушке зайчика смена времён года - не помеха.
  • «Волк и семеро козлят». Эта сказка поможет в объяснении, что бывают животные хищные и травоядные. Волк - хищник, а коза с козлятами - травоядные. Какие ещё бывают хищники, а какие травоядные?

Видео: диафильм «Репка»

https://youtube.com/watch?v=EXiyhZcbMAQ Video can’t be loaded: Советские диафильмы! Репка (озвуч.) (https://youtube.com/watch?v=EXiyhZcbMAQ)

Игровая и опытная деятельность

В процессе игры дети могут ставить простейшие опыты. Для экспериментальной деятельности в младших группах предлагается использовать песок, снег и воду. Предлагаемые опыты подходят для детей обеих младших групп.

Песок

Играть и экспериментировать с песком можно как на улице, так и в помещении.

Дети узнают, что сухой песок - сыпучий, а из сырого можно лепить куличики

Что дети должны узнать:

  • Сухой песок - сыпучий. Его можно пересыпать из одной ёмкость в другую, но он не держит форму. Расскажите детям, как используется это свойство песка на практике - покажите песочные часы.
  • Мокрый песок становится липким, и из него можно делать куличики. Расскажите детям, что проводятся даже соревнования по созданию фигур из песка. Покажите картинки.
  • Если в песок добавить большое количество воды, то он становится жидким. Из него тоже можно строить замки.
  • На мокром песке остаются следы и отпечатки, и они долго сохраняют свою форму. Пусть дети нарисуют на мокром песке змейку, оставят отпечатки ладошек и следы от обуви и рассмотрят, какие чёткие они получились.

Обязательно покажите детям, какие красивые фигуры можно создавать из песка

Снег

Со снегом также можно играть и экспериментировать:

  • На улице малыши узнают, что снег бывает разный: рыхлый, похожий на крупу, липкий, покрытый настом, сухой. Лепить снеговика, например, можно только из липкого снега, из сухого и рыхлого не получится.
  • В помещении можно понаблюдать, как меняются свойства снега. Например, как из рыхлого он превращается в липкий, как постепенно тает и становится водой.
  • Во время снегопада пусть дети рассматривают снежинки - какие они красивые. Потом на занятии по ИЗО попросите ребят нарисовать их.

В помещении можно наблюдать, как снег меняет свои свойства

Вода

Детям очень нравятся игры с водой, что нужно использовать в познавательных целях:

  • На улице весной можно наблюдать разные состояния воды. Например, ранней весной пригрело солнышко, и закапала вода с крыш, а за ночь подморозило - и вот уже на этом месте появились сосульки. Снег растаял, и побежали весёлые ручейки. Вот здесь образовалась лужа, а за ночь она замёрзла и покрылась льдом. Посмотрите, как быстро бегут ручейки, пустите по ним кораблик и понаблюдайте за ним.
  • В помещении дети, играя с водой, переливают её из одной ёмкости в другую. Узнают, что заморозить воду можно специально - в морозилке холодильника.
  • Ставятся опыты, какой предмет держится на воде, а какой тонет. Пусть дети попробуют пускать кораблики из разных материалов (бумаги, пробки, коры, кусочка дерева, пластмассы). А если кинуть камешек, что произойдёт?

Играя с водой, дети узнают, какие предметы держатся на ней, а какие тонут

Картотека игр для занятий по экологии

Детям в процессе обучения обязательно надо устраивать подвижные паузы. Особенно это касается малышей. Основная задача игровой паузы - дать детям расслабиться, переключить внимание и выплеснуть накопившуюся энергию. Поэтому, например, классические догонялки можно привязать практически к любой теме: изучаете хищных животных - играете в «Волк и зайцы», птичий двор - «Коршун и цыплята», осенний лес - «Поймай листочек» и т. д. Также есть игры, которые можно использовать для закрепления материала.

«Собери морковку» (1-я и 2-я младшие группы)

На пол кладётся обруч, в него - морковка (её должно быть меньше, чем детей). Дети становятся широким кругом. По команде они бегут за морковкой. Кому морковки не досталось, тот выбывает из игры. Затем морковку опять кладут в обруч (опять её должно быть меньше, чем детей), и игра продолжается, пока не останется один ребёнок.

Видео: классика - «Море волнуется раз» (1-я и 2-я младшие группы)

«Зайцы и волк» (2-я младшая группа)

В центре комнаты рисуется или обозначается (обруч, шнур) круг - здесь живёт волк. В углу шнуром огораживается дом для зайцев. Волк стоит в центре круга и «спит», зайцы прыгают вокруг. По команде воспитателя «Волк проснулся», зайцы бегут в дом, а волк рычит и пытается их поймать. Кого поймал, тот становится волком.

Игра «Зайцы и волк» подходит для физкультурной паузы на занятиях по экологии

Игровое упражнение «Пройди по тропинке» (1-я и 2-я младшие группы)

На полу двумя шнурами выкладывается извилистая тропинка (для первой младшей группы шириной 25 см и длиной 3 м, а для второй - 20 см и 5 м соответственно). Задача - пройти по тропинке от начала до конца, за границы заступать нельзя. Текст задания придумывается в зависимости от темы занятия (собираем цветочки или ягоды в конце маршрута, гуляем в лесу и не топчем травку, стараемся не утонуть в болоте и т. д.)

«Найди дерево» (2-я младшая группа)

Игра проводится на открытом воздухе, например, на присадовом участке, в сквере, парке или в лесу. Цель: закрепить знания по теме «Какие деревья нас окружают».

Воспитатель называет какое-нибудь дерево (берёза, клён, осина, ель, сосна и т. д.), даёт некоторое время, чтобы дети огляделись и нашли его, а потом даёт команду «Побежали». Кто быстрее добежит до правильного дерева, тот и победил.

«Белочки и зайчики против лисы» (1-я младшая группа)

Игра также проводится на открытом воздухе. Цель: научиться отличать деревья от кустарников.

Дети делятся на 2 группы - зайчики и белочки. Надо как-то их пометить, например, использовать маски или просто рыжие и серые повязки на рукава. Воспитатель - лиса. Объясняется, что белочки живут на деревьях, поэтому и от лисы надо прятаться под деревом, а у зайчиков нет постоянного дома, но они прячутся под кустами, поэтому зайчики бегут к кустам. Дети гуляют, а по команде «Осторожно, лиса идёт!» бегут прятаться в нужное место. Кто спрячется неправильно, попадает к лисе.

Временной план занятия по экологии в младшей группе

Занятия в первой и второй младших группах длятся 15 минут вместе с разминочными паузами. Если используется активная игра, то она в эти 15 минут не входит, то есть время занятия удлиняется.

Этапы занятия:

  1. Просмотр диафильма или мультфильма (2–3 мин.).
  2. Обсуждение просмотренного (2–3 мин.).
  3. Разминка (1 мин.).
  4. Изучение основной темы (5 мин.).
  5. Игровая пауза по теме (5–10 мин.).
  6. Закрепление материала (3–4 мин.).

Занятия по экологии в первой младшей группе

Экологические занятия в первой младшей группе могут проводиться как в помещении, так и на улице. В этом возрасте лучше просто наблюдать за обитателями живого уголка, близкий контакт допускается только с очень спокойными животными и под контролем воспитателя. Нельзя разрешать детям брать животных на руки, поскольку это опасно для обеих сторон. Дети могут уронить питомцев или сильно сжать, что чревато травмами, а животные могут покусать или поцарапать малышей.

Дети могут чем-нибудь угостить животных или погладить, но не должны брать их на руки

Картотека тем для экологических занятий

  • «Зима-волшебница»;
  • «В лесу родилась ёлочка»;
  • «Пасека - мир пчёл»;
  • «Насекомые - наши друзья»;
  • «Путаница в лесу»: по мотивам стихотворения Корнея Чуковского «Путаница», т. е. представить детям ситуацию (например, зайцы скачут по деревьям, белки охотятся на волков, волки едят траву, лиса готовится к зимней спячке в берлоге и т. д.) и предложить её распутать;
  • «Путешествие капельки»: путешествие капельки от ключа и маленького ручейка до моря;
  • «Что растёт в огороде»;
  • «Наш аквариум»: наблюдение за аквариумом в живом уголке;
  • «Наш весёлый кролик»: наблюдение за кроликом в живом уголке;
  • «Кто спит всю зиму».

Конспект занятия «Кто пасётся на лугу?»

Цель занятия: узнать, какие животные, дающие молоко, живут на ферме; чем они питаются; что можно приготовить из молока.

Пополнение словарного запаса:

  • табун,
  • стадо,
  • отара,
  • сено,
  • кумыс,
  • ряженка,
  • варенец,
  • простокваша,
  • брынза.

Начало занятия: просмотр мультфильма «Кто пасётся на лугу?».

Воспитатель: Вот мы посмотрели мультфильм о животных, которые пасутся на лугу. Какие это животные - дикие или домашние? (Ответы детей). Правильно, домашние. А знаете, кто ещё из домашних животных может пастись на лугу? (Ответы детей). На лугу ещё могут пастись овечки. А вы знаете, ребята, как называется большое количество одинаковых животных, пасущихся на лугу? Много коров или коз - это стадо, лошадей - табун, овец - отара. (Показываются картинки). Чем питаются эти животные? (Ответы детей). Правильно, травой. А на зиму траву сушат, и получается сено. Им кормят животных зимой.

Теперь давайте поиграем в игру «Большой - маленький». Корова и лошадь - большие. Овца и коза - маленькие. Когда называется большое животное, вы встаёте и поднимаете руки вверх, когда маленькое - приседаете и руками упираетесь в пол. Начали. (Вразнобой называются животные: корова, коза, лошадь, овца. Темп убыстряется).

Ну вот, поиграли, отдохнули. А теперь давайте подумаем, кто из этих животных даёт молоко? (Ответы детей). На самом деле, молоко получают от всех этих животных. Молоко от лошадей называется кумыс. Оно очень полезно. Из молока делают различные продукты. Какие продукты делают из молока? (Ответы детей). Из молока делают сметану, кефир, простоквашу, ряженку, варенец, сливки, масло, брынзу, сыр. Все эти продукты очень полезны, и люди обязательно должны их есть.

Так что мы сегодня узнали нового? (Задаются вопросы по теме занятия. Дети на них отвечают). Молодцы, ребята!

Видео: мультфильм «Кто пасётся на лугу?»

https://youtube.com/watch?v=vkfzj8URtEc Video can’t be loaded: Весёлая карусель № 5 - Кто пасётся на лугу? (1973) (https://youtube.com/watch?v=vkfzj8URtEc)

Фотогалерея: стадо, отара, табун

Коровы объединяются в стадо Много коз - стадо Много овец - отара Много лошадей - табун

Примеры конспектов занятий в первой младшей группе

Ниже представлено несколько примеров занятий на разные темы. На их основе воспитатель может разработать планы своих занятий.

  • Ольга Сиротенко «Комнатные растения. Фикус» . Направлено на обогащение знаний детей о комнатных растениях.
  • Лариса Рыбалко «Мама для котёнка» . Целью является дать детям представление о домашних животных и их детёнышах, формировать доброе отношение к животным.
  • Мариам Папикьянц «Кто в теремочке живёт?» . Учит детей различать по внешнему виду и называть домашних животных, чем они питаются.
  • Гузалия Сатдарова «Путешествие к бабушке Маланье» . Направлено на формирование экологических представлений через развитие сенсорных эталонов и развитие речи.
  • Наталья Аносова «Закружился снежок» . Формирует представления о зимних природных явлениях и свойствах снега.

Занятия по экологии во второй младшей группе

На экологических занятиях во второй младшей группе разбираются практически те же темы, что и в первой, но более расширенно. То есть если в прошлом году вы проходили основных домашних животных, привычных в вашей местности (например, корова, коза, лошадь, свинья), то в этом вы можете рассказать, каких домашних животных разводят люди в других краях (например, осёл, верблюд, северный олень). Также можно добавить какие-то новые факты о повадках и образе жизни уже известных детям животных, в том числе и диких. То же самое касается и других тем - мы постепенно расширяем их. И будем продолжать делать это и в последующие годы, прибавляя новые. Не забываем о наглядности. Все дидактические пособия должны быть реалистичными и давать полное представление об изучаемом материале.

Наглядные пособия должны быть реалистичными

Картотека тем

  • «Чудесная вода» (почему невозможно прожить без воды);
  • «Непорядок в лесу» (о правилах поведения в лесу);
  • «Весёлый огород»;
  • «Птичий двор»;
  • «Здравствуй, дерево!»;
  • «Что едят кролики» (учимся кормить кролика в живом уголке);
  • «Зачем нам растения»;
  • «Животные и их детёныши» (как называются домашние животные и их потомство);
  • «Перелётные птицы»;
  • «Как лес готовится к зиме»;
  • «Запасы на зиму» (как разные животные делают запасы на зиму).

Таблица: конспект занятия «Дикие животные: ёжик»

Цель занятия
  • Изучение животного ёж - где живёт, чем питается, как зимует, повадки.
  • В игровой паузе - действовать слаженно, по команде.
Материалы
  • Стихотворение С. Я. Маршака «Тихая сказка» (можно использовать предложенное видео, самостоятельно отсканировать страницы с иллюстрациями или подобрать картинки по теме).
  • Картинки с изображениями ежей.
  • Обручи, кегли и шнуры для игровой паузы.
Оборудование дорожки
для игровой паузы
  • Устанавливаются 5 кеглей в ряд с расстоянием 60–70 см друг от друга;
  • делается мостик через речку при помощи 2 шнуров (метр в длину, расстояние между шнурами - 20 см);
  • раскладываются 6 небольших обручей в шахматном порядке на расстоянии 15 см друг от друга.
Вид деятельности Действия воспитателя Действия детей
1. Вступительная часть Слушают стихотворение «Тихая сказка» и смотрят презентацию.
2. Обсуждение Воспитатель задаёт вопросы:
  • Дети, про кого эта сказка?
  • Почему ежи не стали убегать от волков?
  • Может ли волк съесть ежа?
  • Почему?
  • Чего испугались волки?
  • Страшна ли охотничья собака ежам?
Ответы детей
3. Игровая пауза А теперь давайте поиграем в «Тихую сказку».
  1. Отправились ёжики погулять.
  2. Пробираются через чащу.
  3. А вот деревья растут, надо бы их обойти.
  4. Вот речка, а через неё брёвнышко мостиком лежит.
  5. Речку перешли, а тут болотце небольшое, надо с кочки на кочку перепрыгивать.
  6. А вот волчье логово. Волки спят, надо их не разбудить. Обойдём тихо-тихо.
  7. Ну вот, погуляли, теперь надо обратно домой возвращаться.
  8. Ну вот мы и дома.
  1. Встают со стульчиков и выстраиваются в шеренгу.
  2. Идут друг за другом и раздвигают руками воображаемые ветки.
  3. Обходят змейкой расставленные кегли.
  4. Переходят речку по выложенной дорожке - заступать за шнур нельзя.
  5. Перепрыгивают двумя ногами из обруча в обруч.
  6. Идут медленно и тихонечко на цыпочках.
  7. Проделывают все в обратном порядке.
  8. Рассаживаются по стульчикам.
4. Основная часть Фото 1. Ёж - небольшое животное, от 20 до 30 см в длину. У ежа есть очень маленький хвостик. Зубы у ежа маленькие и острые. Нос чёрного цвета и всегда влажный. Голова, спина и бока покрыты иглами, а на мордочке и животе растёт грубая шерсть.
Фото 2. Рассмотрим подробнее иголки ежа. Длина иголок от 2 до 3 см. Посмотрите на окрас иголок. Каждая иголочка тёмная в середине и светлая по краям. Такая окраска помогает ёжику оставаться незаметным в лесу. Иголки у ежей внутри пустые и наполнены воздухом. Посмотрите, как растут иголки - в разные стороны.
Фото 3. Таким образом ёжик полностью защищён, когда сворачивается в клубок. Вот так он выглядит снаружи.
Фото 4. А вот так, если его перевернуть. Видите, до него практически нельзя добраться.
Фото 5. Рождаются ежата без иголок. Но уже через 2 часа у них появляются мягкие белые иголки.
Фото 6. Через 2 дня иголки у ежат становятся твёрдыми.
Фото 7. Когда мама-ежиха ведёт своих детей на прогулку, то идёт впереди, а ежата за ней, как вы сегодня, когда играли в «Тихую сказку».
Фото 8. Но если надо, мама переносит ежат сама.
Фото 9. Ежи питаются в основном насекомыми. Поэтому их называют насекомоядными. Но могут полакомиться улитками, слизнями, червяками, яйцами и птенцами птиц, которые вьют гнёзда на земле. Иногда едят ягоды, фрукты и грибы.
Фото 10. Ежи очень хорошо плавают.
Фото 11. Зимой ежи впадают в спячку. Для этого они осенью много едят, чтобы запастись жиром. Потом заворачиваются в листья и устраиваются в своём гнезде. Весной ежи вылезают из гнезда, когда станет совсем тепло.
Фото 12. Ежи часто живут рядом с человеком. Они поедают вредных насекомых и слизней и таким образом защищают огород от вредителей. Поэтому многие люди стараются привлечь ежей на свои участки и подкармливают их. Подкармливать можно. А вот ловить и нести домой - не нужно. Ёж - не домашнее животное, он должен спокойно жить в дикой природе.
Слушают воспитателя и рассматривают фотографии.
5. Разминочная пауза Что-то мы с вами засиделись. Давайте немного разомнёмся и представим себя ёжиками. Как я хлопну в ладоши, вы садитесь на корточки и «сворачивайтесь в клубок». Я хлопаю 2 раза - вы встаёте.
Чтобы развить внимательность, хлопайте не по порядку, а например, 1 – 2 – 1 – 1 – 2 – 2, ну и так далее.
Дети встают со стульчиков и играют в ёжиков.
6. Закрепление пройденного А теперь давайте посмотрим, что вы усвоили.
  • Какие у ежа иголки?
  • Какой у ежа нос?
  • Что ест ёж?
  • Как гуляют ежата?
  • Что делают ежи осенью?
  • Что делают ежи зимой?
  • Почему ежи полезны?
  • Можно ли ловить ежей?

Какие вы молодцы! Сегодня узнали много нового про ёжика. Придёте домой, обязательно расскажите родителям.

Ответы детей.

Видео: Маршак «Тихая сказка»

https://youtube.com/watch?v=Qn-7d0bzbzA Video can’t be loaded: Тихая сказка. С.Я. Маршак. Читаем вслух (https://youtube.com/watch?v=Qn-7d0bzbzA)

Фотогалерея: что мы знаем о ежах

Ёж покрыт иголками, защищающими его от хищников Иглы ежа полые и внутри заполнены воздухом Если ёж сворачивается клубком, он полностью защищён До ежа, свёрнутого клубком, невозможно добраться У маленьких ежат мягкие белые иголки Посепенно иголки у ежат становятся твёрдыми На прогулке ежиха идёт впереди, а дети следуют за ней Мама-ежиха может сама переносить своих детей Основная еда ежей - насекомые Ежи на удивление хорошо плавают К зиме ежи готовят гнёзда из опавших листьев Ежей можно подкармливать, чтобы они жили на вашем участке

Примеры конспектов занятий во второй младшей группе

  • Ольга Смирнова «В гостях у Лесовичка» . Целевая прогулка по экологической тропе, направленная на расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе.
  • Елена Потапова «Как звери в лесу готовятся к зиме» . Занятие направлено на формирование умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.
  • Лариса Ахметова «Живи, родник!» . Закладывает основы природоохранной деятельности дошкольников.
  • Дина Суйналиева «Путешествие в весенний лес» . Закрепляет знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
  • Людмила Рыжкова «Айболит и растения» . Воспитывает бережное, заботливое отношение к растениям и желание за ними ухаживать.

Тема «Айболит и растения» может пригодиться в качестве вводного занятия к проектной деятельности «Выращиваем лук».

Проектная деятельность в младших группах

С самого раннего возраста у детей следует поощрять желание наблюдать и исследовать. Проектная деятельность как нельзя лучше подходит для этого. Следует только учитывать, что для младших дошкольников подойдут не слишком долгие проекты, потому что им важно как можно быстрее увидеть результат. Хотя тут все относительно - если в старших группах двухнедельный проект считается краткосрочным, то для малышей это достаточно большой срок. Во второй младшей группе можно реализовывать долгосрочный проект «Ведение дневника погоды».

В первой младшей группе ДОУ можно реализовать проект «Выращиваем лук»

Таблица: проект «Выращиваем лук» для первой младшей группы

Автор Викторова А.
Цель проекта Вызвать у детей желание выращивать зелёный лук в домашних условиях и затем употреблять его в пищу.
Задачи проекта Дети должны узнать:
  • какие условия нужны луку для роста;
  • строение лука (откуда будут расти корешки, а откуда - перо);
  • как практически можно посадить лук на перо в домашних условиях;
  • как ухаживать за луком;
  • в чём польза лука, зачем и как нужно его есть.
Материалы
  • Посадочный материал - лук (луковицы среднего размера и одна большая).
  • Контейнер для посадки лука.
  • Земля.
  • Совочки и грабельки.
  • Леечки с водой.
  • Баночка или стакан с водой.
  • Клеёнка для стола.
  • Влажные салфетки для рук.
  • Фартуки для детей.
Помощь родителей Приобретение посадочного материала, контейнера и земли.
Подготовительный этап Провести занятие о строении лука и о его пользе.
Основной этап Посадка лука:
  1. Дети при помощи воспитателя наполняют контейнер землёй с помощью совочков.
  2. Разравнивают землю грабельками и немного уплотняют её.
  3. Определяют, где у лука будут расти корешки, и сажают его в землю.
  4. Большую луковицу сажают в банку или стакан с водой (см. на фотографии).
  5. Поливают лук из леечек.

Уход за луком:

  1. Следят, чтобы земля не пересыхала.
  2. При помощи воспитателя ведут дневник - когда был посажен лук, когда у него появились корешки (для наблюдения за ростом корешков сажалась в воду большая луковица), когда начали расти зелёные перья, на сколько сантиметров вырастает перо за сутки.
Заключительный этап
  • Когда лук вырастет довольно большим, его срезают и относят на кухню.
  • Повар готовит какое-нибудь блюдо с ним.
  • Устраивается праздничный обед.

Проект для второй младшей группы

Если вы не выращивали лук в прошлом году, то можете сделать это в этом. Если же дети уже имеют опыт выращивания лука, можно усложнить задачу и вырастить кресс-салат. Только для его выращивания нужны не контейнер и земля, а вата и низенькие ёмкости, например, лотки от продуктов. А так действуйте по предложенному выше плану.

Для выращивания кресс-салата нужна не земля, а влажная вата

Темы для проектной деятельности в первой младшей группе

  • «Зачем нужна фасоль»;
  • «Что такое листопад»;
  • «Кормим птиц»;
  • «Наблюдаем за рыбками»;
  • «Для чего нужны дождевые червяки»;
  • «Какого цвета осень».

Темы для проектной деятельности во второй младшей группе

  • «Кто в норке живёт»;
  • «Выращиваем фасоль»;
  • «Кормим птиц»;
  • «Как устроен аквариум»;
  • «Удивительные бабочки»;
  • «Удивительный снег».

Форм для проведения экологических занятий очень много. Если их все использовать, то усилия педагогов ДОУ не пропадут даром - дети познакомятся с природой, узнают много интересного и полезного, и им никогда не будет скучно на занятиях в детском саду. В результате правильно организованного экологического воспитания у дошкольников сформируется бережное и заботливое отношение к природе.

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе

Воспитатель: Молчанова Н.А.

Тема: «Чудесница-вода».

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Цели: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

Образовательные задачи.

Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе).

Воспитательные задачи.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к воде, не лить воду без нужды, закрывать плотно кран.

Материал: стаканчики с кипячёной водой по количеству детей, 3 прозрачных стаканчика, один стаканчик с соленой водой, один со сладкой, стаканчики с теплой и холодной водой, с молоком; краски, кисти, салфетки; капельки из бумаги; солнышко.

Ход занятия:

1. Воспитатель: Я вам загадаю загадку, если вы отгадаете, покажу отгадку.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

Я не камень, не песок,

Мой сыночек ручеек

Догадались вы, друзья,

Как зовут меня? (Вода)

Воспитатель: Ребята, а откуда бежит водичка, когда мы умываемся? Правильно, из крана. Но чтобы попасть к нам в дом, вода проделывает долгий путь.

Воспитатель: Для чего нужна вода? (пить, мыть руки, купаться, стирать, мыть пол, поливать цветы).

Воспитатель: Посмотрите, у меня два стакана. Один с водой, другой с молоком.

Предлагаю 2-3 детям посмотреть через стакан с молоком. Что вы видите? (ответы детей). А что видите через стакан с водой?

Значит вода какая? Правильно вода прозрачная. А молоко? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Ответы детей). Вода не имеет запаха.

Воспитатель: У каждого из вас есть стаканчики с водой, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая вода? Сладкая? Солёная? Горькая?

Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Воспитатель: А сейчас проведем опыт, попробуем воду, которая находится у меня на столе (воспитатель разливает в несколько стаканчиков сладкую воду). Предлагает нескольким детям попробовать воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей) Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: ребята, вода может изменить цвет в зависимости от того, что в нее добавили. (Опускает кисть с краской в стаканчик).

Какого цвета стала вода?

Воспитатель: Ребята мы с Вами узнали, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха.

2. Дидактическая игра «Подари капельку».

Нужно подарить капельку тому, кому необходима вода.

Воспитатель: Дима, кому ты подарил свою капельку? (цветку).

Зачем цветку капелька? Правильно, чтобы цветок не засох.

3. Подвижная игра «Капелька и тучка». Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (взявшись за руки образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.

Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь воду?

Правильно, когда помоешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Рефлексия:

Что мы сегодня узнали о воде? (празрачная, без вкуса, без запаха)

Вот сколько нового мы узнали о воде.

Конспект занятия по экологии

во второй младшей группе

на тему «Путешествуем зимой»

Цель:

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Задачи:

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;

Расширять представления о лесе и его обитателях;

Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года;

Познакомить со свойствами льда и снега;

Продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий - узкий, высокий - низкий.

Развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

Развивать умение слушать друг друга.

Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу;

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»;

Беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных;

Чтение сказок о животных;

Дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»;

Работа с родителями - вместе с детьми сделали кормушки;

На прогулке кормили птиц.

Оборудование, материал:

Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».

Ход занятия .

Воспитатель . Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?

Дети . Да, хотим.

Воспитатель . Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети . Зима.

Воспитатель . А как же вы догадались, что именно зима?

Дети . На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Воспитатель . Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она по ширине?

Дети . Широкая.

Дети парами проходят по дороге.

Воспитатель . Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?

Дети . К реке.

Воспитатель . Правильно, подошли мы к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?

Дети . Рыба.

Воспитатель . Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?

Дети . Холодно.

Воспитатель . Все тело рыбы, и голова, и плавники, все спит, холода не чувствует.

Воспитатель . Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. Нам предстоит перейти реку по мосту. Какой он по ширине?

Дети . По узкому.

Воспитатель . Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмёмся одной рукой за перила и перейдём по мосту на другую сторону.

Дети друг за другом проходят по мосту .

Воспитатель . Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес.

Он укутан белым снегом. Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой... (Раздаётся храп медведя).

Воспитатель . А кто это храпит? Прислушайтесь.

Дети . Медведь.

Воспитатель . Правильно. А что медведь делает зимой?

Дети . Спит в своей берлоге.

Воспитатель . А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети . Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель . Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети . Дикие.

Воспитатель . Молодцы. А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети . Синицы, снегири.

Воспитатель . Правильно, к нам прилетают синицы, снегири.

Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса.

Хозяйка леса. Здравствуйте ребята!

Дети . Здравствуйте.

Хозяйка леса . Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?

Воспитатель . Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них - голод. (Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса).

Хозяйка леса . Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу .

Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь: Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, Ведь они нам не враги!

Воспитатель . Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.

Хозяйка лес а. Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь вперемешку растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А знаете ли вы названия деревьев? Вот это дерево, как называется?

Дети . Берёза.

Хозяйка леса. А что есть у берёзы?

Дети . Ствол, ветки.

Хозяйка леса . Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

Дети . Ёлка...

Хозяйка леса . А что есть у ёлки?

Дети . Ствол, ветки, хвоя.

Хозяйка леса. Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание).

Упражнение на дыхание

1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. (3 раза)

2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. (3 раза)

Хозяйка леса. Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.

Опыт по определению прозрачности снега и льда

Ход опыта:

Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.

Хозяйка леса. Какой снег на вид и на ощупь? Потрогайте его и рассмотрите.

Дети . Холодный, мокрый, белый.

Хозяйка леса . Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.

Дети . Холодный, мокрый.

Хозяйка леса. Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега положу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?

Дети . Ничего.

Хозяйка леса . Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?

Дети . Красную бумагу.

Хозяйка леса. Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.

Воспитатель . Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд - прозрачный, а снег - непрозрачный.

Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, пора бы нам вернуться.

Хозяйка леса . Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель . Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.

Анализ занятия.

Куда мы сегодня ходили с вами?

Что видели по дороге?

Кто встретился в лесу?

Катя что тебе больше всего понравилось?

А тебе Данил?

Воспитатель. Молодцы ребята. Сегодня мы ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед - прозрачный, а снег - непрозрачный. Наше занятие окончено.

Марина Лукашова

1. Загадка.

2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.

3. Экологическая игра «Посели животное» .

4. Подвижная игра «Солнышко и дождик» .

Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.

Подвести детей к пониманию :

Вода может находиться в жидком и твердом состояниях : при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду) ;

В воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;

Вода прозрачная, без запаха, без вкуса;

Роли воды в жизни человека, растений, животных.

Закрепить представления детей :

Вода бывает холодная, теплая, горячая;

Вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.

Материал. Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина, краски (красная, зелёная, стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница .

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Солнышко и дождик» , беседа о воде, опыты.

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без (воды) .

Ребята, сейчас к нам придет гостья. Это – волшебница вода . (Предложить детям подумать и ответить для чего нам нужна вода) .

Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т. д.

Правильно ребята. Молодцы.

Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря.

Какую воду можно пить, а какую нет?

Кипячёную, прозрачную.

Молодцы.

(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой. Дети пьют воду.)

Какая вода по вкусу?

Вкусная.

А по цвету?

Прозрачная.

А кому нужна вода?

Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.

Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.

Ой, а это что у нас растёт?

Как вы думаете какая она?

Зелёная, колючая, красивая.

А это что под ёлочкой растёт?

Мухомор.

А как вы думаете,его можно есть?

Правильно ребята, её есть нельзя, потому что он ядовитый. Ребята – тихо, вы слышите где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное» . Наши животные заблудились и никак не найдут место своего обитания. А вы ребята сможете им помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем кто живёт в водоёме?

Лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём).

Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Солнышко и дождик» .

Подвижная игра «Солнышко и дождик» .

Задачи : Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

Правила игры.

1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.

2. Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.

Проведение.

Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)

Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.

А вы боитесь дождика?

Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.

“Солнышко, солнышко,

Посвети немножко!

Выйдут детки погулять –

Станут бегать и играть”

Повторяйте за мной слова и движения :

“Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!

По дорожке мы шагаем,

И в ладошки ударяем.

Топ-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши! ”

(Руки на поясе, кружатся)

Ребята посмотрите, дождик начался.

(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)

Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)

Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!

“Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи”

Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?

Ребята смотрите закончился дождик,

теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.

Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.





Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии во второй младшей группе «Чудесница вода» Тема: «Чудесница вода» Цель: познакомить детей со свойствами воды и её значением. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

Вид н. о. д. : учебно - познавательный. Тип н. о. д. : комбинированный. ЦЕЛЬ: формирование представлений о свойствах воды. ЗАДАЧИ: 1. Образовательные:.

Конспект открытого занятия по экологии «Волшебница вода» ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1569 «СОЗВЕЗДИЕ» КОРПУС 8 Конспект открытого занятия в средней группе по экологии на тему: «Волшебница вода». Составила.

Цели: -познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. - формировать представление о том, что вода является.

Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы «Волшебница вода» "Волшебница вода" Цели. 1. Образовательные: =ознакомление детей со свойствами воды: - отсутствие собственной формы; - текучесть;.

«Экологическое воспитание во второй младшей группе» Беляева Елена Александровна воспитатель I категории 2012 г г.


Актуальность: Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких.


Цель: Формирование представлений у детей о биологических закономерностях Формирование эмоционально – положительного отношения к миру Формирование трудовых умений и навыков по уходу за животными и растениями Формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы.


Задачи: Развивать у детей желание, сохранять окружающий мир природы. Совершенствовать предметно – развивающую среду. Развивать познавательную активность и любознательность. Совершенствовать педагогическую культуру родителей по вопросам экологического воспитания детей.


Особенности экологического образования детей младшего дошкольного возраста Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.


Отечественные программы экологического воспитания дошкольников. А. Вересова "Мы земляне" Е. Рылеева "Открой себя" Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова "Жизнь вокруг нас" Ж. Л. Васякина-Новикова "Паутинка" В. И. и С. Г. Ашиковы " Семицветик " Т. А. Копцева "Природа и художник" Н. А. Рюкбейль "Чувство природы" Н. А. Рыжова "Наш дом - природа" С. Николаева "Юный эколог" Е. В. Пчелинцева-Иванова " Непреходящие ценности природы "


Значение совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе экологического воспитания. Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.


Я считаю, что экологическому воспитанию дошкольников должно отводится важное место. Передо мной возникла проблема, как заложить в ребенке первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу. Уверена, что любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должны воспитываться с раннего возраста и в семье и в дошкольных учреждениях.


Методы экологического образования в ДОУ Метод наблюдения с подключением различных анализаторов, Опыты и эксперименты, Проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); Словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), Практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), Игровые методы и игра, Практическая работа и поисковая деятельность; Экскурсии, Метод проектов


Экологическое воспитание дошкольника через разные виды деятельности Экологиче ская культура Конструиров ание Чтение Наблюдение Трудовая деятельность Игровая деятельность Физическая деятельность Художественн ая деятельность Театральная деятельность Музыкальная деятельность



Предметно-развивающая среда Коллекции Мини-огород Мини-лаборотория Фотоальбомы, иллюстрации Экологические игры Макеты обитания диких и домашних животных Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов Коллекции Мини-огород Мини-лаборотория Фотоальбомы, иллюстрации Экологические игры Макеты обитания диких и домашних животных Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов


Работа с родителями Привлечение к оформлению развивающей среды группы Родительские собрания в форме развлечений, игр Детско-родительские выставки рисунков Привлечение родителей к участию в экологических выставках Индивидуальные беседы, стендовые консультации Участие в утренниках