Метод связанных ассоциаций. Запоминаем географические названия

Представьте себе такую картину: по рынку, или магазину бродит человек и без конца заглядывает в какую-то бумажку, то и дело вынимая ее из кармана. Что он делает? Конечно же сверяется со списком покупок. Картина эта знакома многим. Ну, подтвердите же!
Как помочь человеку в насыщенном информационном мире запомнить еще и такие пустяки, какими нам представляются бытовые проблемы и наказы о покупках?

Метод первый

Один из методов, предлагаемых психологами, основан на закреплении перечня покупок (или дел) с цифрами, вернее, на ассоциациях с начертанием цифр десятичной системы счисления.
Возьмём ряд чисел от 1 до 10 (чаще всего их вполне хватает). На что похожа цифра 1 своей формой? Например, на копье, гарпун, жезл инспектора ГИБДД. Двойка – на коня (или пару запряженных коней). Тройка – волны. Четверка – стул, лодка с парусом. Пятерка – растопыренная пятерня. Шестерка – навесной замок. Семерка – бумеранг. Восьмерка – женская фигура. Девятка – воздушный шар на веревочке. Десять – копье и мишень или Дартс. Ваши ассоциации могу быть иными, МирСоветов подчеркивает: важно, чтобы предметы были действенными, ярким пятном в вашем воображении. Копье можно метать, бумеранг бросать, пальцы руки сжимать и так далее.
Итак, Вам нужно купить , хлеб, молоко, огурцы, помидоры, сыр, сливочное масло, подсолнечное масло и копченую грудинку. Список покупок намеренно приведен продуктовый, поскольку, как показывает практика, его труднее всего запомнить. Теперь представим себе этот же список вместе с нашими ассоциациями цифр.

Мясо – 1 – Гарпун. Вы метнули гарпун и попали в жирный кусок мяса. Или в кабана, если нужна, к примеру, свинина.
Хлеб – 2 – Пара коней. Вы угощаете коней корочкой подсоленного хлеба. Они это любят.
Молоко – 3 – Волны. Молочная река волнуется. А еще, если хотите, тройка может напомнить женскую грудь, и тогда – вот оно – молоко. А если эту цифру перевернуть вниз выпуклостями, то и вообще получим то, о чем вслух и не скажешь. Зато – сколько незабываемых ассоциаций!
Помидоры – 4 – Стул. (Вы сели на стул, не заметив, что там лежали помидоры. Вы вскакиваете, оборачиваетесь, с ужасом смотрите на свои испорченные брюки. А ведь Вы – в гостях! Представили ситуацию? Чем она нелепее, острее, ужаснее, страшнее, смешнее, - тем лучше запомнится. Вместе с продуктом, который нужно купить.
Огурцы – 5 – Пятерня. (Вместо пальцев – огурцы). Или Вы сжали так, что из него потек сок.
Подсолнечное масло – 6 – Замок. (Замок заржавел, надо смазать его подсолнечным маслом. Как нельзя к месту).
Сыр – 7 – Бумеранг. (Вы метнули бумеранг и сбили кусок сыра, который сами же предварительно положили на столб … Неудачно? Не ярко? Согласен. Придумайте сами, ладно?) Пусть семерка будет кочергой, а Вы решили поджарить на углях кусок сыра (хотя, вряд ли он жарится, скорее – плавится). Но зато кочерга и угли рядом.
Сливочное масло – 8 – Женская фигура. (Отдаю всё в руки вашей фантазии Вашим ассоциациям. Если они будут эротичными, – Вы ни за что не забудете купить этот продукт! «Девять с половиной недель пусть отдохнут», а?).
Чай – 9 – Воздушный шар. (Высоко в небе – воздушный шар с полной гондолой чаю. Он летит к Вам прямо … С Мадагаскара, Цейлона. Подарок для Вас!)
Копченая грудинка – 10 – Дартс. (Похоже на первую ассоциацию. Вы мечете дротики в грудинку: свиную, баранью – не важно).

Порядок в списке можно менять, если не удается придумать удачную ассоциативную картинку. Метать дротики в молоко как-то… не зрелищно. В мясо, сыр, огурцы, помидоры – уже лучше. Меняйте на ходу, как Вам удобнее запомнить, но в то же время учитывайте, что лучше запоминаются самые нелепые картинки. Да, метать копье в кабана – нормально, замок смазать подсолнечным маслом – это логично, сливочным – тоже ничего, а вот если налить в замок огуречного сока, что будет? Про огурец и восьмерку вообще промолчу.
В этом методе есть свой нюанс. При постоянном использовании надо уметь выбрасывать из памяти предыдущий ряд ассоциаций, чтобы не возникло путаницы. Как это сделать? Ну, например, так.
Набор ассоциаций у вас уже имеется (1 – гарпун, 2 – кони и т.д.), теперь осталось прикрепить к ним какую-либо отличительную черту, ко всем одну и ту же, но каждый раз новую. Например, сегодня, отправляясь за покупками, все вещи у вас будут говорящими (говорящий гарпун приговорил кусок свинины к приготовлению на огне, говорящие кони выпрашивали у вас хлеб, говорящие волны угрожали молочным штормом и т.д. и т.п.). В следующий раз, когда пойдете в магазин с новым списком покупок (к примеру, это может быть изюм, дрожжи, десяток яиц и т.д.) – пусть вещи-ассоциации будут пластмассовыми (пластмассовым гарпуном пытаетесь наколоть изюм, а пластмассовые кони раздуваются от дрожжей, в пластмассовых волнах плескается десяток яиц). Представили? Согласны, что ваши ассоциации с говорящими волнами отличаются от ассоциаций с волнами пластмассовыми?
И еще один момент. Что делать, если нужно не просто купить какой-то продукт, а вполне определенное его количество. К примеру: 2 кг мяса, 3 батона, 1,5 л молока, 2 кг помидоров и др.? А представляйте себе как раз количество лошадей (можно ведь запрячь одну лошадь, пару, русскую тройку, четверку в колесницу), гарпун (одноствольный, двуствольный), воздушный шар (один, два, три, фестиваль воздушных шаров) и т. д. Уверяю Вас, нет проблем в количестве, просто тренируйте воображение! Что? Вы не можете себе представить 1,5 лошади? Я Вам помогу. Запрягайте в свою повозку рослую красивую лошадь (орловского рысака) и осла. Представьте, как они будут работать вместе. Ерунда какая-то, не правда ли? Лебедь, рак и щука. Нелепость! Если Вы будете полдня возмущаться по этому поводу, значит – не забудете покупку или решитесь все-таки исправить эту глупость и… купите не 1,5, а 2 кг продукта! На радость продавцу.
В целом, можно твердо сказать, что данная методика работает, проверено на себе!
Вы можете также использовать просто любые 10 предметов, которые носите с собой в карманах (характерно для мужчин) или в сумочке (а это – для женщин). Но плюс именно чисел и закрепления за ними ваших ассоциаций в том, что при необходимости вы можете запомнить порядок, в котором вы запланировали купить все продукты.

Метод второй

Есть и другой способ запоминания покупок, да и вообще любых предметов. Основан от также на ассоциациях. Весь список покупок можно запомнить, сочинив сказку-историю, в которой основными героями будут продукты. И тогда это будет уже не обременительной задачей для собственной памяти, а больше развлечением для вашего же воображения.
Возвращаясь к нашему списку покупок, выдумываем свою байку… жили-были Свиная Шейка и ее три сына – 3 Батона. Любили Батоны принимать душ из парного Молока. А после Молочного душа обязательно шли играть в боулинг, где вместо шаров были Помидоры, а вместо кегль – Огурцы…
Продолжение сказки сочиняйте, какое только вам взбредет в голову. В общем, сходите с ума по полной программе, и добьетесь успеха в тренировке своей памяти. А на всякий случай прокрутите мысленно свою свежеиспеченную небылицу несколько раз. И улыбнетесь, и запомните лучше.
Пробуйте и убедитесь!

В преддверии экзамена или при самостоятельном изучении сложного материала полезно вспомнить о мнемонических техниках. Мнемоника, или мнемотехника – это набор особых приемов запоминания через ассоциации.

Мнемотехника помогает не всегда: например, общепризнано, что нет смысла учить иностранные слова, ассоциируя их со словами родного языка - даже вызубрив весь словарь, на иностранном не заговоришь. Но если речь идет о запоминании связных текстов или перечней, которые как перечни и используются – мнемоника вполне может помочь. Перед вами рассказ об одной из техник: такие материалы в помощь учащимся будут публиковаться здесь и дальше.

Дворец памяти — в каждую квартиру!

Мнемоническая техника «Локи» (от латинского locātio, размещение) – способ запоминания, известный еще в древнем Риме. Он основан на создании ассоциаций между конкретным местом и перечнем слов, которые нужно запомнить, и может включать, кроме пространственных, еще и звуковые ассоциации.

Чтобы воспользоваться этой мнемонической техникой, нужно привязать запоминаемый перечень к образу некоего пространства или маршрута, который вы уже помните наизусть, и одновременно, хотя бы отчасти, – к звучанию названий предметов, встречающихся на вашем пути. Другая разновидность техники предлагает отталкивать только от общего ландшафта вашей локации, а образно-ассоциативные стимулы произвольно расставлять по дороге. Локацией, кстати, может быть не только настоящий дворец или любое другое помещение, но и письменный стол, кухонный шкаф и даже ваше собственное тело.

Запоминаем географические названия

Проще всего эту технику применить к географическим названиям (наверное, потому, что речь тоже о размещении).

Например, вам нужно запомнить названия крайних точек материков. В качестве «опорного маршрута» выбираете собственную квартиру. И воображаете себе путешествие по ней. Пусть в прихожей у вас находится Европа, в гостиной – Северная Америка, в спальне – Южная Америка, кухне располагается Африка, а на балконе – Австралия. Итак, вы входите в прихожую и смотрите в зеркало, показывая себе свои же ЧЕЛЮСти (м.Челюскин). Снимаете ПИджак и достаете из кармана АЙфон (м. Пиай). Развязываете шнуРОК (м.Рока), а потом второй. И достаете из оДЕЖНого шкафа то, в чем ходите дома (м.Дежнева).

Теперь проследуем в гостиную. После вчерашней вечеринки здесь будто бы прошел сМЕРЧ, зато розовые шторы на окнах навевают СОН (м. Мерчисон). Из фотоальбома выпала карточка бабушки МАРЬи, ТОненькой старушки (м. Марьято). Остальные адреса есть на книжной полке: СЕНТиментальные романы ЧАРЛЬЗа Диккенса (м.Сент-Чарльз), «Маленький ПРИНЦ» и собрание сочинений Герберта УЭЛЬСа (м. принца Уэльского).

Думаю, принцип ясен. И чуть задумавшись, применить эту технику можно не только к географии, но и к запоминанию любого перечня.

Запоминаем правила пунктуации

Возьмем, например, русскую пунктуацию. Грамматические правила удобнее запоминать в форме примеров, а не формулировок – формулировку обычно можно из примера вывести. Обратимся к непростому правилу об обособлении приложений.

Итак, вы снова в вашей квартире и ищете в ней случаи обособления этой конструкции запятыми и дефисами, а также сходные случаи, где запятая не нужна. Отведем для основных правил основные помещения, а для уточнений – служебные.

Прямо напротив двери стоит стеной шкаф, массивное сооружение, куда вы вешаете куртку (распространенное обособленное приложение, относящееся к обособленному существительному). Затем вы следуете на кухню чтобы съесть бутерброд с колбасой, сандвич (нераспространенное приложение, относящееся к другому существительному, имеющему зависимые слова). Дома прохладно, так что вы включаете духовку-печку (обособление одиночного приложения, нарицательного существительного, при помощи дефиса). И подмигиваете висящей на стене фотографии Танюхи-сестренки (Дружка-любимца ). Нет ни Дружка, ни Танюхи? Поселите их в своем воображении, чтобы запомнить случай обособления приложения к имени собственному при помощи дефиса.

Далее. Вы взяли свой любимый бутерброд, сандвич, и двинулись в комнату. Скорее всего, у вас на столе стоит компьютер. Билл Гейтс, великий инженер и бизнесмен, приобщил нас всех к компьютерным технологиям (обособление распространенного приложения после имени собственного). Человек практичный, Гейтс пока закрывает глаза на некоторое количество нелицензионных программ, установленных большинством пользователей в Восточной Европе (обособление приложения перед именем собственным, если оно имеет оттенок причинности). Талантливый предприниматель, он продает новые версии программ даже в Москве (обособление приложения к местоимению).

Но мы отвлеклись. Собираетесь ли вы ЕСТЬ свой любимый бутерброд, то есть сандвич ? Уже поели-попИЛИ? Теперь загляните под компьютерный стол. Там много всякого барахла, или мусора. ПровоДА, ЖЕлезки, какие-то винтики. Все эта мелочь, даже хлам, постоянно скапливается под столом. А что вы увидите, если посмотрите НАПРаво? Возможно, искомую книжку, например словарь ? Вы давно обещали дать ее почитать однокласснику, по имени Глеб. Составил словарь великий филолог, по фамилии Даль. А уговорил вас купить сосед-книготорговец, по прозванию Серый.

Выбирайтесь из-под стола со своим словарем. У вас хорошие способности сыщика! А есть ли в вашей комнате что-то, стоящее или лежащее обОСОБленно? Отлично, вот этот вентилятор (телевизор, музыкальный центр, ваза или мяч в углу). Родственники, в особенности дядя и тетя , любят спрашивать, КАК часто вы этим пользуетесь. Как человек аккуратный, ваш дядя не выносит вида долго не используемых вещей. Так что выЧИСЛяйте! Учить уроки, в том числе математику, можно в самых неожиданных условиях. (В последних двух абзацах перечислены приложения, обособление которых связано с употреблением конкретных союзов. Чтобы лучше запомнить союзы, добавлены и звуковые ассоциации).

За случаями, где запятая не нужна, отправимся в служебные помещения. Например, в ванную. Вспомните, вы недавно приглашали соседа как сантехника , но он ничего не починил (не нужна запятая перед «как» со значением «в качестве»). Теперь вам нужен настоящий сантехник по фамилии Петров (не нужна запятая перед «по фамилии», если оборот не имеет значения уточнения). Опытный и безотказный мастер Петров уже вышел из запоя (не нужна запятая перед именем собственным, если предшествующее уточнение не имеет оттенка значения причинности, не дополняется без искажения смысла словом «будучи»). Осталось его дождаться: у вас в туалете для облегчения ожидания как раз припасена газета «Советская Белоруссия» (несогласованные уточнения заключаются в кавычки и запятой не отделяются).

В последнем абзаце мы обошлись без звукоподражания, надеясь, что некоторая интимность описываемого помещения сама по себе усилит ассоциации.

Попробуйте сделать то же самое с любым трудно поддающимся запоминанию правилом – и посмотрите, что получится. Будем рады, если поделитесь впечатлениями.

Как запоминать списки? Попробуйте технику «Локи» (дворцы памяти)


Тренировка памяти
>
Как запомнить список слов
Метод связанных ассоциаций

При запоминании списка слов (или других элементов, о которых речь пойдет в дальнейшем) методом связанных ассоциаций вам потребуется любой другой, предварительно заученный список слов. Каждое слово нового списка надо связывать по порядку с соответствующим словом хорошо усвоенного ранее списка. Это дает значительную экономию времени и сил, поскольку вам уже будет не нужно "тянуть" за собой длинную цепочку ассоциаций.

Связывать нужно лишь два слова между собой так, как вы это делали в самом начале (помните, "апельсин" и "мыло", "кот" и "молоко"?). Атак как знание порядка слов предыдущего списка является в данном случае условием применения этого метода, то для вас не составит труда воспроизвести и слова нового списка в правильной последовательности. Напомню, что для того, чтобы воспользоваться этим методом, надо всегда иметь в запасе список слов, который вы твердо знаете.

Например, я хочу запомнить ряд слов, начинающийся так: КАСТРЮЛЯ, ЮЛА, КАПЛЯ, ПЛАМЯ, БЕЛКА... , используя метод связанных ассоциаций. Для этого я должна связать "кастрюлю" с "огурцом", "юлу" с "лодкой", "каплю" с "комаром" и т.д., то есть со словами предыдущего списка, который я запомнила очень хорошо (кстати говоря, вы можете взять в качестве вспомогательного любой хорошо известный вам список).

Я представляю, что ОГУРЕЦ такой большой, что проткнул по бокам КАСТРЮЛЮ ; у ЛОДКИ вместо якоря ЮЛА ; КОМАР утонул в КАПЛЕ ; распечатываю КОНВЕРТ , а оттуда вспыхивает ПЛАМЯ (если использовать более логичную в данном случае связь: "конверт сгорел в пламени" то ее легко можно забыть). Продолжите запоминание самостоятельно, по-моему, здесь нет ничего сложного, и это даже легче, чем составление цепочки последовательных ассоциаций (сюжета). Вот продолжение ряда слов: ...БЕЛКА, ФОТОАППАРАТ, ВЕРЕВКА, ЛИМОН, БЕГЕМОТ, КАССЕТА, ОКНО, КОНФЕТА - свяжите по очереди с уже известными вам словами, "белку" с "гусеницей", "фотоаппарат" с "книгой" и т.д. (или со словами выбранного вами ряда слов).

Теперь воспроизведите слова нового ряда. Подсчитайте ошибки. Подумайте, с чем они могут быть связаны? Предполагаю, что вам уже надоело запоминать скучные и "бессмысленные" ряды слов. Попытаюсь добавить вам капельку оптимизма. Во-первых, запоминание "бессмысленных" рядов слов является отличным тренингом для развития памяти как функции нашего мозга в целом.

Можете сравнить это с занятиями на велотренажере или с упражнениями с гантелями - во всех этих случаях непосредственной, видимой пользы вроде бы и нет. Польза от этих занятий отсрочена во времени, но тем не менее вполне очевидна. Иными словами, я предлагаю относиться к запоминанию не связанных с реальностью слов, цифр и т.д. как спортивным тренировкам.

Во-вторых, вы можете представить, что предлагаемые слова - это список необходимых дел, смешанный со списком необходимых покупок. Или же это ключевые слова текста, который вы хотите усвоить. Надеюсь, что в этом случае запоминать ряды слов вам будет не так скучно, занятие это уже не будет казаться вам столь оторванным от жизни, и вы сможете уделить ему побольше времени. Умение быстро и без напряжения запоминать ряды слов является одной из основ развития памяти.

*** Упражнение 5.

Попробуйте запомнить в заданном порядке следующие 15 слов, используя метод связанных ассоциаций. Для их запоминания можете использовать любой хорошо усвоенный ранее ряд слов. СОБАКА, МЕТРО, КОВЕР, РАСЧЕСКА, ПАРАШЮТ, ЛОПАТА, КНОПКА, ГЛОБУС, ДОЖДЬ, БАССЕЙН, ТУШЬ, СИГАРЕТА, ЧЕСНОК, ПЕРЧАТКИ, ШНУРОК.

Попробуйте воспроизвести эти слова в прямом и обратном порядке. Подсчитайте количество ошибок. Если их больше двух и связаны они с неудачно построенными ассоциативными связями слов старого списка со словами нового, то вернитесь к Упражнениям №1-3 и поработайте над созданием хороших для запоминания ассоциаций.

Ваши ошибки при воспроизведении ряда слов могут быть также связаны и с тем, что в качестве вспомогательного вы использовали список, который не был достаточно хорошо вами усвоен. Быть может, имеет смысл поупражняться в применении метода связанных ассоциаций еще. Списки слов для запоминания вы найдете в Приложении . Совсем не обязательно делать это прямо сейчас, вы можете заняться этим в любое другое время.

Оцените, какой из двух ассоциативных методов запоминания списков слов оказался для вас более удобным. На мой взгляд, у каждого из них есть свои преимущества. Что же касается запоминания списков слов в реальной жизни, то, как показывает практика, для запоминания небольшого списка (примерно до 7 элементов) Удобнее пользоваться методом последовательных ассоциаций, если же список включает большое количество пунктов, целесообразнее применить метод связанных ассоциаций, для которого, напомню, у вас в запасе должен быть приготовлен любой твердо заученный список слов. В любом случае, решать вам.

Несколько слов о "твердо заученном списке слов". Во-первых, не поленитесь, пусть это будет список слов с запасом", то есть пусть он состоит не менее чем из 20 пунктов. А во-вторых, он должен быть действительно вашей палочкой-выручалочкой, для этого его надо знать также твердо, как таблицу умножения, то есть не тратить время на его вспоминание. Для создания этого вспомогательного списка вы можете взять любые удобные для вас слова.

Это может быть какая-то давно известная вам последовательность (ваши соседи или друзья, расставленные по определенному принципу и т.п.), тогда составлять специальный список уже не потребуется. Или же (обратите внимание, отличный способ!) это могут быть ключевые слова (существительные) хорошо знакомого вам произведения (чаще стихотворения или песни, ведь именно их мы обычно заучиваем наизусть). Вот, например, начало одного из списков, который в качестве вспомогательного часто применяю я: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса... Вам ничего не напоминает этот список? Правильно. Это ключевые слова басни И. А. Крылова "Ворона и лисица".

Слова, с точки зрения удобства привязывания к ним других слов, просто замечательные (яркие, их легко представить, связать с ними любое, даже самое скучное слово - например, "мелиорация"). А выучила я их (то есть не их, конечно же, а басню) в школе так, что ночью разбуди - без запинки расскажу. Таким образом, если вы подготовите несколько таких вот списков, вам останется запоминать только то, с каким из них вы связали запоминаемый ряд слов.

Из песен или стихов вы можете взять какие угодно слова, превратить некоторые глаголы и прилагательные в существительные, главное для вас запомнить итоговый список. (Слова в списке, естественно, не должны повторяться и, по возможности, не должны быть абстрактными.)

Посмотрите, какой вспомогательный список из 15 слов получился у меня из начала пушкинской поэмы "Руслан и Людмила" (тоже, кстати, отрывок, известный абсолютно всем, по-моему, и вы можете применять уже именно этот список, а можете что-то в нем переделать на свой вкус.) Я включила в список только слова, вызывающие реальные образы. ЛУКОМОРЬЕ, ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ПЕСНЯ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКА, ВЕТВЬ, ДОРОЖКА, СЛЕДЫ, ЗВЕРИ, ИЗБУШКА, НОЖКИ, ОКНО, ДВЕРЬ.

Как вы догадываетесь, слова вспомогательного списка совсем не обязательно представлять в контексте этого произведения, то есть ножки могут быть вовсе не курьими, а человеческими, а дорожка ковровой, ведь эти слова нужны нам лишь как хорошо заученная последовательность. Посмотрите, как можно связать список дел, которые, предположим, необходимо сделать завтра, со словами такого вспомогательного списка.

Вот неотложные дела на завтра:
1. пропылесосить квартиру (запоминаем слово "ПЫЛЕСОС "),
2. прокипятить молоко, чтобы не прокисло (МОЛОКО ),
3. пришить вешалку к пальто (ИГОЛКА ),
4. снять высушенное белье (ПРИЩЕПКА ),
5. засыпать яблоки сахаром для варенья (ЯБЛОКО ),
6. поколоть орехи для торта (ОРЕХИ ),
7. вымыть окно (ОКНО ),
8. отправить телеграмму (ТЕЛЕГРАММА ),
9. 10, 11, 12. купить: СВЕКЛУ, КАПУСТУ, МАЙОНЕЗ, СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ,
13. оплатить счет (СЧЁТ ),
14. подготовить доклад (ДОКЛАД ),
15. сходить в парикмахерскую (ПАРИКМАХЕРСКАЯ ).

Теперь связываем по очереди слова вспомогательного списка со словами из списка дел. Представляем, как пылесосим ЛУКОМОРЬЕ ; из ДУБА льется МОЛОКО ; ЦЕПЬ вставлена в ушко ИГОЛКИ ; у КОТА на каждом ухе по ПРИЩЕПКЕ ; ЛЕШИЙ объелся ЯБЛОК и вот-вот лопнет, РУСАЛКА колет ОРЕХИ кончиком своего хвоста, на ДОРОЖКЕ лежит ОКНО (вы на него наступаете, и оно разбивается); СЛЕДЫ испачкали ТЕЛЕГРАММУ (и ее текст невозможно разобрать)... Дальше при желании можете продолжить самостоятельно.

От того, насколько удачные связи между словами вы придумаете, зависит успешность вашего последующего воспроизведения. Не забывайте про 4 правила составления ассоциаций. Например, если вы просто представите лешего, поедающего ЯБЛОКИ , вы можете забыть такую связь. Если же вы используете принцип преувеличения и представите, что леший ОБЪЕЛСЯ яблок, то успех запоминания куда более вероятен.

Напомню, что умение создавать хорошие ассоциативные связи является необходимой составляющей большинства методов быстрого запоминания , о которых вы узнаете в дальнейшем, поэтому, если вы действительно решили развить свою память и овладеть эффективными техниками запоминания, имеет смысл уделить этому побольше внимания. К запоминанию цепочек слов мы с вами еще вернемся не раз, а эту главу мне хочется закончить словами, касающимися в первую очередь проблемы сохранения хорошей памяти в пожилом возрасте.

Запоминание рядов не связанных между собой слов (любыми способами) является отличным упражнением (наряду с другими) для поддержания вашей памяти в боевом духе, своеобразной профилактической мерой против ослабевания (снижения) памяти, которая, напомню, является базовой частью человеческого разума и без уверенного функционирования которой невозможна активная жизнедеятельность человека.

На предыдущую |

Пьерон и другие психологи пытались установить оптимальный промежуток между повторениями. Мы сами провели различные опыты, которые доказывают, что, в зависимости оттого, что надо запомнить, идеальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание с промежутком менее 10 минут является бесполезным, а при промежутке более 16 часов часть текста уже бывает забыта.

Не надо понимать это в буквальном смысле слова. Это правило просто доказывает, что, если необходимо что–то выучить как можно скорее, повторите вечером то, что учили утром.

Предположим, что вы изучаете английский язык: выучите урок вечером и повторите его на следующее утро, а следующим вечером – перед или после изучения нового урока. Если вы одновременно изучаете английский язык, математику, право, географию, разделите вашу работу на достаточно короткие сеансы, например на получасовые, таким образом, чтобы они чередовались и повторялись достаточно часто.

В практическом плане закон Жоста можно выразить следующим образом: необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело еще довольно глубокий след, но и достаточно редко, чтобы это повторение не представляло собой бесполезные усилия. Для текущей учебы мы вам советуем повторять изученный материал через 5–6 часов. Затем, в зависимости от конкретного случая, через 3 недели и, наконец, через 5–6 месяцев.

Очень важно для вас точно определить оптимальный режим повторения. Посредством последовательных опытов вы определите, когда надо повторить выученный в 17 часов урок: около 22 часов или на следующее утро. Урок, выученный утром между 9 и 10 часами, можно повторить около 15–16 часов или около 18 часов, согласно вашим наблюдениям.

Упражнение 32

Проделайте последний раз упражнение 18, затем сделайте резюме (краткое изложение) всего, что вы прочитали в вашей книге, начиная с 7 утра. Перескажите своими словами то, что вы запомнили.

Упражнение 33

Запомните способом образных ассоциаций следующий список слов:

Сигара, рубашка, молочный магазин, самолет, уголь, очки, лев, дым, шоколад, гора

дерево, сундук, король, весы, колокол, веревка, мостовая, газета, вилка, лампа.

Вернемся к наблюдательности. Это качество никогда не бывает слишком развито.

Вот упражнение на наблюдательность, которое легко выполнить в течение дня. Остановитесь на 15 секунд перед витриной аптеки, парфюмерного, или бакалейного магазина. Рассмотрите хорошо все, что там находится. Продолжая путь, попытайтесь вспомнить максимальное количество предметов, находящихся на витрине.

Урок 14 (Бис).

Как мгновенно запомнить список

В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки–и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. памяти выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

– купить газету;

– отправить письмо по почте;

– забрать фотографии у фотографа;

– отнести врачу рентгеновский снимок;

– купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

– позвонить вашему другу Дюрану.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара «очки – почта» (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.

Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию» луна–фотография?

Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для ассоциации: лук–врач – рентгеновский снимок.

Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).

Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.

Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что–нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).

Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:

– буква А (первое дело – первая буква алфавита). А – это циркуль.

Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю «газета»;

– буква В (второе дело).В–это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.

С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для запоминания списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово «горчица» вы ассоциируете с циркулем, затем серп–с очками и т.д.

Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30–20 станций какой–либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.