Методика "два домика" для проведения методики "два домика" необходимо. Социометрическая методика «Два домика

Источник: Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

— “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

— “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

— “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

— “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

— “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

— Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

— Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

— Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Цель: изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других.

Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, экспериментатор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются:

С кем поместил себя,

Почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлекательный,

Характер, особенности мотиваций.

Интерпретация. Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные дети либо конфликтные и их рекомендуется еще протестировать методом "Маски", чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить стремление к доминированию. В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное непринятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми (но последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте). Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам, можно определить степень осознанности его отношений, а также особенности нравственного сознания дошкольника.

52) Эмоции и чувства. Проективная методика "Неоконченные рассказы" (т.П.Гаврилова)

Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая

Материал: 3 неоконченных рассказа.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.

Рассказы:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе. Как поступит мальчик? Почему?

2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко". Как поступит мальчик? Почему?

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или нет?". Как поступит Андрей? Почему?

Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.

Опыт общения ребёнка со взрослым является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднён, под влиянием взрослого у ребёнка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки.

Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

    сообщение ребёнку сведений о его качествах и возможностях;

    оценка его деятельности и поведения;

    формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребёнок впоследствии будет оценивать себя сам,

    побуждение ребёнка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

Опросник для родителей (воспитателей)

Цель: определение отношения ребёнка к чужому взрослому

Если отмеченная особенность поведения характерна для ребёнка, соответствующее утверждение оценивается в1 балл, если нет -0 баллов.

    Разговаривает с воспитателем или другим значимым для него взрослым только тогда, когда находится с ним наедине или после некоторых усилий «разговорить» его.

    Лжёт из боязни;

    Очень бурно переживает, плачет, обижается, если ему делают замечание;

    Слишком тревожен, чтобы быть непослушным;

    Любит, чтобы к нему проявляли симпатию, но никогда не просит о ней;

    Никогда не приносит взрослому и не показывает найденных им вещей;

    Здоровается с воспитателем только тогда, когда тот обратит на него внимание;

    Не подходит к взрослому по собственной инициативе;

    Никогда не просит о помощи;

    Легко становится нервным, краснеет, если ему задают вопрос.

Оценка результатов

10 – 7 баллов у ребёнка серьёзные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым.

6 – 4 баллов – трудности в общении могут быть обусловлены не отношением к взрослому,а конкретной ситуацией (не отвечает на вопрос воспитателя из-за страха, что другие дети будут над ним смеяться.) или недостатками воспитания.

3 –1 балла – скорее всего это проявления отдельных индивидуальных особенностей ребёнка, с которыми нужно познакомить учителя до начала школьного обучения.

Тест «Два домика». (социометрия для дошкольников)

Цель: определение взаимоотношений ребёнка со сверстниками.

Методика проведения. Для проведения теста нужен лист бумаги с нарисованными двумя домиками. Один большой – красного цвета, другой меньше – черного цвета,Этот рисунок создают на глазах ребёнка.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик твой, в нём много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь, А в чёрном домике игрушек нет совсем, Подумай и скажи. Кого из детей своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в чёрном домике.» Записываются имена детей в каждом домике отдельно,

Контрольный вопрос: «Не хочешь ли ты поменять кого-нибудь местами, не забыл ли ты кого – нибудь».

Анализ результатов

Подсчитывается число выборов, которые получил каждый ребёнок в красном домике (за каждый выбор +1) и число выборов отрицательных за чёрный домик (за каждый выбор –1), Затем из большего числа вычисляют меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – набирают социометрические «звёзды», это внешне привлекательные, уверенные дети, лидеры в играх, авторитетные среди сверстников.

+1 до +3 (выборов со знаком «минус» нет) – дети, предпочитающие общение с ограниченным кругом постоянных друзей, при этом с другими детьми почти не конфликтуют, а в своей группе могут быть лидерами.

-2 до +2 (сумма складывается из «плюсов» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко конфликтные дети, легко вступают в игру, но также легко ссорятся, часто обижаются и обижают других.

0 баллов (выборы со знаком «плюс» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, как правило это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками. Скорее часто болеющие и недавно пришедшие дети.

-1 и менее баллов – эти дети, которых отвергают сверстники, нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены к другим, нередко внешне они мало привлекательны, или имеют ярко выраженные физические дефекты.

Особое внимание следует обратить на детей, которые основную массу сверстников отправляют в чёрный дом. Причиной могут быть закрытость, конфликтность, негативизм.

Важной задачей психологов, работающих в сфере образования, является определение готовности ребёнка к школе. Ведь если необходимые навыки сформированы у него в недостаточной степени, это может создать множество проблем с тем, чтобы полноценно влиться в учебный процесс, вплоть до полной потери мотивации к учёбе.

На сегодняшний день в педагогике разработан ряд методик, помогающих оценить готовность ребёнка к школьному обучению. Одной из них является тест Н.И. Гуткиной «Домик», который помогает определить не только сенсомоторные навыки малыша, но и степень учебной мотивации.

Характеристика методики Н.И. Гуткиной «Домик»

Тест «Домик» является частью «Диагностической программы по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению», упомянутой Ниной Иосифовной Гуткиной в её книге «Психологическая готовность к школе». Авторская методика предназначена для тестирования навыков детей указанного возраста, необходимых для успешного обучения. В частности, с помощью диагностики «Домик» определяется:

  • способность дошкольника ориентироваться на образец;
  • сформированность произвольного внимания, дающая возможность ребёнку фокусироваться на выполнении задания относительно длительное время;
  • уровень развития мелкой моторики, что важно для обучения письму, которое начинается с многократного копирования элементов букв.

Результаты, полученные при помощи тестирования «Домик», обладают высокой степенью достоверности.

Методика может также использоваться для отслеживания развития указанный навыков у одного и того же тестируемого. Несмотря на определённые автором диагностики возрастные рамки, на сегодняшний день тест организуется с детьми от 5,5 до 10 лет включительно.

Единственным ограничением к применению методики является проведение тестирования с детьми, имеющими нарушения зрения, поскольку в этом случае результаты не будут достоверными.

Порядок проведения тестирования для дошкольников и младших школьников

Тест «Домик» Н.И. Гуткиной представляет собой задание по копированию образца, на котором представлен домик, состоящий из геометрических фигур и элементов прописных букв. Испытуемому понадобится стимульный материал, то есть образец рисунка, лист нелинованной бумаги и простой карандаш.

Ластик и иные средства для корректирования работы испытуемому не предоставляются. Более того, экспериментатор должен проследить, чтобы ребёнок не пользовался ими самовольно. При необходимости исправить что-то в рисунке тестируемому предлагается нарисовать правильный вариант поверх неправильного.

Перед началом теста испытуемого необходимо проинструктировать, рассказав, что его задача состоит в том, чтобы как можно точнее скопировать приведённый образец. Стоит посоветовать ребёнку не торопиться и выполнять задание очень внимательно. После оглашения условий диагностики организатору тестирования следует убедиться, что ребёнок всё понял, и дать старт к началу его работы.

По ходу выполнения испытуемым задания экспериментатор фиксирует:

  • какой рукой он рисует (правой или левой);
  • как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над ним, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное со стимулом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекается ли во время работы;
  • комментирует ли «шедевр» или задаёт вопросы во время рисования;
  • сверяет ли после завершения свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок закончит выполнять задание, экспериментатору нужно дать ему возможность ещё раз сверить результат со стимулом и исправить (при необходимости) имеющиеся недочёты и неточности.

Обработка и интерпретация результатов

За каждую ошибку в копировании рисунка испытуемому начисляются баллы по следующей схеме (в соответствии с рекомендациями автора методики):

  • 4 балла - за отсутствие какой-либо детали рисунка, как то: забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика. Очки засчитываются за каждую отсутствующую деталь.
  • 3 балла - за увеличение каждой отдельной части рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего изображения.
  • 2 балла - за неправильно повторённый элемент, например: колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую из них, а за всю сторону целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла добавляется за весь неверно скопированный дым и за всю штриховку в целом.
  • Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая сторона, а левая повторена без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; когда же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то ребёнок зарабатывает 4 балла (за каждую часть по 2).
  • Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора плюсуется 1 балл. То же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: когда только одна часть колечек срисована правильно, дым оценивается 1 баллом; если лишь одна сторона штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся она оценивается 1 баллом.
  • 1 балл - за неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. К ошибкам этого рода относятся: рисование забора не на общей с основанием домика линии, а выше её (домик как бы висит в воздухе) или ниже; смещение трубы к левому углу крыши; существенный сдвиг окна в какую-либо сторону от центра; дым более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует ширине домика, а не превышает её (на образце крыша нависает над домиком).
  • 1 балл - за отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления. Сюда относится перекос линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» палочек забора; изменение угла наклона боковых границ крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение основания забора от горизонтальной линии.
  • 1 балл - за разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (оценивается каждый в отдельности). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до границ крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную палочку.
  • 1 балл - за залезание контуров друг на друга. В случае линий штриховки на крыше 1 очко засчитывается за весь элемент в целом, а не за каждую неверную палочку.

Поскольку баллы начисляются в тесте за ошибки в копировании образца, то отличным результатом является итог в 0 баллов. 1–2 очка говорят о средней степени развитости произвольного внимания, тогда как 3–4 балла указывают на низкий уровень его развития.

При отсутствии на рисунке испытуемого каких-либо частей, экспериментатор может предложить ему попробовать нарисовать их в виде отдельных фигур по тому же образцу. Это делается для проверки умения воспроизводить такие элементы, как круг, квадрат. Отсутствие таковых на рисунке может быть связано с простым неумением изображать их, а не со степенью развития произвольного внимания.

При обработке результатов экспериментатор должен принимать во внимание возраст испытуемых. Дошкольники практически не выполняют тест без ошибок. Дело в том, что области мозга, отвечающие за сенсомоторную координацию, у них ещё недостаточно созрели, чтобы безошибочно скопировать предложенный образец. Поэтому, например, 3–4 балла будут для ребёнка 5 лет нормой. В то время как даже 1 балл по результатам теста у испытуемого 10 лет может говорить о некотором отставании (нарушениях пространственной ориентации, избирательного внимания, произвольности), а также о снижении учебной мотивации. В случае неудовлетворительного итога ребёнку потребуется посетить психолога, который выстроит для него коррекционную программу.

Своевременное обнаружение проблем поможет действенно провести необходимую коррекционную работу. Методика «Домик» позволяет произвести оценку имеющихся у ребёнка навыков и понять, соответствуют ли они возрастной норме.

Рауза Хамзина
Два дома

Методика «Два дома »

Цель : выявить симпатии и антипатии к членам группы (характер межличностных отношений) .

Стимульный материал : на листе формата А4 нарисованы два дома . Один красный, второй черный (либо нарисовать в процессе объяснения задания) .

Инструкция : посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе. Ты можешь приглашать туда всех, кого хочешь (там много всего интересного и сладкого, можно перечислить) .

В черном домике тоже есть игрушки, но их там мало (приуменьшаем) .

Подумай, кого из :

1. Ребят своей группы;

2. Членов семьи;

3. Воспитателей,

Ты пригласишь к себе в дом, а кого поселишь в черный дом.

Проведение теста :

Сначала объясняем задание;

Даем задание поселить в дом людей;

Записываем в протокол все ответы.

Анализ результатов : интерпретация достаточно простая. Особое внимание следует уделить тем детям, которых ребенок решает поселить в черный дом (пишем : ребенок открытый, общительный или робкий, необщительный) . Сначала спрашиваем про группу, потом про семью.

Протокол : методика «Два дома »

Фамилия, имя ребенка : Сергеев Алёша.

Возраст : 4 года.

№ вопроса

В черный домик Алеша решил поселить мальчика Максима, с которым у него складываются сложные отношения.

Геометрические фигуры квадрат, круг и прямоугольник. Задачи : Учить различать и называть геометрические фигуры осознательно - двигательным зрительным путем. Умение классифицировать их по форме и цвету. Ход занятия. Воспитатель располагает на фланелеграфе картинки с изображением геометрических фигур. Вместе с детьми сначала поочередно рассматривают фигуры (круг, квадрат и прямоугольник) . Затем сидя за столом организуется игра " Найди такую же "Воспитатель, поочередно, показывает круг, квадрат, прямоугольник, а дети выбирают из тех фигур, лежащих перед ними на столе, точно такую же и показывает и воспитателю. Далее Воспитатель организует обследование геометрических фигур. Объединяет круг с овалом, квадрат с прямоугольником одного цвета. И уточняет в нем их различие и сходство. Использует прием наложения для выявления облегчительных черт. После этого, Воспитатель предлагает выполнить аппликационную работу : -Ребята, давайте мы с вами, из наших геометрических фигурок сделаем машину! Посмотрите, из зеленого прямоугольника сделаем кабину. Дети клеят на белый лист картона прямоугольную кабину. -Синий квадрат, будет окно. Дети берут синий квадрат и наклеивают его на зелёный прямоугольник (кабину, получается окно. -Из оранжевого прямоугольника, можно сделать прицеп. Дети клеят оранжевый прицеп рядом с "кабиной". -Красный квадрат послужит капотом. Клеем красный квадрат впереди "кабины". -И что же нашей машинке не хватает? (Ответ детей) -Правильно, колёс! Берём жёлтые кружочки и сделаем нашей машинке колеса. Дети наклеивают кружочки "колеса". После окончания аппликационных работы, воспитатель вместе с детьми рассматривают машины. -Вот какие замечательные машинки у вас получились. Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились! Список литературы : 1. Л. А. Парамоновой "Развивающие занятия с детьми" 3-4 лет 2. О. А. "Уроки математики" 3. Плакат. Геометрические фигуры 4. Плакат. Цвета, формы 5. В. П. Новикова "математика в детском салу" 3-4 лет

Публикации по теме:

Детские игры дома Если плохая погода не даёт вам играть на улице - поиграйте с вашим ребёнком дома! Показать полностью… "Лото" Традиционное русское развлечение.

Все дети без исключения любят играть в песок. И если в теплое время года проблем с подобными играми не возникает, практически в каждом дворе.

Консультация «Чем занять ребенка дома» Консультация: «Чем занять ребёнка дома» Будни ребёнка в семье насыщены. Насыщены делами не менее значительными, чем у взрослых. Малыш постоянно.

Консультация для родителей «Праздники дома» ПРАЗДНИКИ ДОМА. Праздники дома…Поводов для них не мало – день рождения ребенка, окончание детского сада, бабушкин или дедушкин юбилей и.

Консультация «Досуг ребенка дома» Ребёнок большую часть времени находится в детском саду, где созданы все условия для правильного воспитания и физического развития. Но каждый.

НОД «Домашние животные у нас дома» НОД «Домашние животные у нас дома» Программное содержание: Знакомить детей с домашними животными. Закрепить характерные особенности домашних.