Нет друга ищи а нашел береги толкование. Конспект" нет друга - ищи, а нашел - береги"

Открытое занятие на тему: "Нет друга - ищи, а нашел - береги"

Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)

Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.

Коммуникативные задачи:

Формулировать собственное мнение, позицию

Уметь общаться, слушать и слышать друг друга

Формулировать собственное мнение и объяснять свою позицию

Уметь работать в группе, предлагать помощь

Материал и оборудование:

Для каждого из детей:

- Простой карандаш или ручка, клей – карандаш

- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь разноцветных лепестков)

- Диплом лучшего друга (распечатать)

Для каждой группы:

- Конверт с пословицами в виде паз лов

- Листы А3 с изображением детей

- Карточки - качества (каждой группе – свой конверт с разрезанными карточками)

Для педагога:

- Конспект

- Карточки - подсказки для вывешивания на доску

- Видео физ. минутка музыкальная

- Презентация

- Мяч мягкий для игры

- Смайлики – наклейки для оценки (рефлексия)

Предварительная работа:

Чтение книжек: «Винни – Пух и все – все – все», «Бременские музыканты», «Денискины рассказы», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Цветик семицветик» и другие, где в тексте встречается упоминание о дружбе, друзьях.

Перед проведением занятия разделить детей на две группы и поставить для работы парты и стулья

Эмоциональный настрой. Игра «Микрофон».

Ребята прежде чем начать наше занятие, давайте пожелаем друг другу что – то очень хорошее, приятное. А начинать свои пожелания мы будем со слов: «Я желаю тебе…». Я начну, а вы продолжите. И вместе со своими пожеланиями мы будем передавать друг другу цветок – микрофон.

- «Я желаю тебе… (хорошего настроения, счастья, радости, улыбок, успехов в учебе, терпения, солнечного тепла, добра, любви, исполнения желаний…). Учащиеся передают друг другу цветок – микрофон со своими пожеланиями.

А теперь возьмитесь за руки. Ребята, когда вы передавали друг другу цветок с самыми наилучшими пожеланиями, какое у вас было настроение? (ответы детей). Вот таким образом, при помощи приятных слов и улыбок мы с вами сплели веночек радости и дружбы, в котором вместо цветов вы – дети и ваше хорошее настроение.

Ход мероприятия:

Воспитатель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

Ребята посмотрите пожалуйста на экран.

Что вы увидели? (ответ детей)

Почему Гена решил написать объявление? (ему было скучно, одиноко, грустно, у него не было друзей)

Зачем? (решил найти друзей)

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о дружбе)

Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг? узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы.

Для начала попробуйте к этому слову подобрать (родственные, однокоренные) слова (ребята называют: дружный, дружить, дружок, друг, друзья, подруга, дружелюбный)

Ребята что же такое дружба? (выслушиваем варианты детей)

Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас оказалось несколько мнений.

В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова мы можем прочитать:

« Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

О дружбе во все времена размышляли поэты, писатели, учёные, философы. Давайте послушаем отрывок из стихотворения Л.Измайловой «Монолог о дружбе» и узнаем по мнению автора что такое дружба?

Чтение учащимися наизусть первой части стихотворения.

1 . Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино.

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски.

2 .Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем. Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

3 .Разве это дружба, если кто-то

Дроби не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

4 .Разве это дружба. Если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы из школы?»

Оба дружно начинают врать.

5 .Ну, а может, дружба-это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

Ребята как вы думаете, дружить это хорошо? Почему?

А сколько может длиться дружба?

Можно ли обойтись без друзей?

Кто знает и может рассказать, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»? (ответы детей)

Действительно, « дружба» может длиться очень долго и появилась она много лет назад. Вспомните пожалуйста, как народ передавал свои знания будущему поколению? (в сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.). Дружба появилась очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках.

Работа в группах: Ребята я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Для этого я раздам каждой группе конверт. В конверте по две пословицы в виде «пазл» самодельных. Вам необходимо их собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.

О чем все эти пословицы? (о дружбе)

А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)

Скажите пожалуйста, можно ли прожить без друзей? (ответы детей).

Правильно, ребята. Прожить без друзей нельзя. Есть очень верная, мудрая пословица «Дерево сильно корнями, а человек друзьями». И судя по вашим рисункам, которые вы подготовили к этому занятию, у вас получился целый лес дружбы. И если мы посмотрим на большое дерево, то у него много корней, то есть у ребят нашей группы столько друзей. (Рисунки вывешиваются на доску)

Друзья, а давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах?

Поиграем в Викторину (задаются по 4 вопроса каждой группе по очереди):

1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили …. Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)

2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)

3. Какая девочка выручила своего друга из плена Снежной Королевы? (Герда)

4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, и произнес: «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)

5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).

6. Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

7. Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)

8. Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам тот поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)

А есть ли друзья у вас?

Почему вы считаете их друзьями?

Какими качествами должен обладать ваш друг?

А теперь ребята я вам предлагаю поработать в группах, и узнать какими же качествами должен обладать ваш друг?

Работа в группах: Воспитатель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные воспитателем карты Аз. Все полученные работы вывешиваем на доску.

Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили)

На что мы обратили внимание? (качества каждой команды повторяются).

Почему?

Могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей? Давайте попробуем их найти вместе!

Воспитатель предлагает поиграть с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того человека, кому передают мяч.

Так могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей?

А какие общие интересы есть у настоящих друзей? (песни, танцы и пр.).

А что мы с вами можем сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими друзьями? (станцевать)

Физминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай» (Шагаем на месте.)

Утром, днем и вечером!

Лучший танец - (Хлопаем в ладоши.)

«Хлопай-топай», (Топаем ногами.)

Когда делать нечего... (Шагаем на месте.)

Кем бы ни был ты - отличник, (Приседаем.)

Иль совсем наоборот, (Повороты влево-вправо.)

Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши.)

И танцуйте целый год! (Топаем ногами,)

А теперь ребята посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали? (ответы детей)

Работа в группе: Воспитатель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу:

Как вы думаете, что означает эта пословица?

«Легче друга потерять,чем найти»

Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? (ответы детей)

Как его можно потерять, это же не вещь!? (поссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним)

А к чему все это может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать, играть и пр.)

Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)

Что же за правила это могут быть? (ответы детей)

Правила дружбы:

    Быть добрым и делиться игрушкой с другом.

    Стараться помочь другу сделать то, что у него не получается.

    Не стараться всегда быть первым.

    Не злиться и не завидовать, когда проигрываешь.

    Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.

    Уметь уступать, не спорить по пустякам.

    Уметь принять помощь, совет или замечание друга.

Ребята давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток через север, через юг …)

Кто герой этого произведения? Девочка Женя

Что за необычный подарок получила девочка? Цветик-семицветик

А какие желания она загадывала? 1. Вернуться домой с баранками. 2. Мамина ваза собралась на место. 3. Оказаться на северном полюсе. 4. Вернуться во двор. 5. Чтобы все игрушки в мире были Женины. 6. Чтобы все игрушки вернулись в магазины. 7. Мальчик Витя выздоровел.

Какое было последним желанием? Зачем ей это было нужно? (дружить с Витей, который был болен)

Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (доброта)

Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (быть добрым)

Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила.

Какое название мы дадим нашему цветку? (Цветок «Дружбы»)

А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия?

Что такое дружба?

Кого можно назвать другом?

Какие правила дружбы мы теперь знаем?

С каким чувством и настроением мы с вами заканчиваем наше занятие? Для этого выберите свой смайлик – наклейку настроения и поместите на доску.

По окончанию нашего занятия, я хочу каждому из вас вручить «Диплом лучшего друга», думаю, что каждый из вас может смело называть себя настоящим другом! Всем спасибо.

Лариса Лебедева
Классный час в 4 классе «Нет друга - ищи, а нашёл - береги»

Классный час в 4 классе

Тема : Нет друга – ищи , а нашёл , береги .

Цель :

1. Способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки.

2. Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.

3. Учить находить у людей, героев и персонажей художественных произведений такие качества личности как доброта, щедрость, отзывчивость.

Подготовительная работа :

Попросить ребят : выучить стихи о дружбе; написать сочинение о друге ; найти пословицы о дружбе и выучить их; приготовить инсценировку рассказа В. Осеевой «До первого дождя»

Оборудование : аудиозапись с песней «Если с другом вышел в путь » , магнитофон, листочки бумаги с фразой «Друг – это тот … » - для работы в группах, ленточка, карточки с проблемными ситуациями; карточки с началом пословицы и с продолжением пословицы

На доске : - слова поэта Руставели :

Название темы классного часа

Начало пословиц …

Ход классного часа.

1. Вступительное слово.

Интересно, о чём мы сегодня будем говорить? Точнее, о ком? Кому она знакома, можете подпевать. (Песня «Если с другом вышел в путь » Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича)

Теперь можете определить тему нашего классного часа ? (ответы детей)

Конечно же, сегодня поговорим о друзьях и о дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь , то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, можно ли человеческую жизнь сравнить с дорогой? (ответы детей)

Сегодня мы пройдём небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.

2. Работа с пословицами.

Трудно представить жизнь без друзей. Ещё в 12 веке великий грузинский поэт Шота Руставели писал : «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг» .

У каждого народа есть легенды, пословицы, поговорки о дружбе. Может быть вспомните некоторые из них? (ответы детей)

Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру : «Закончи пословицу» и объяснить значение пословиц. (Работа в парах. На каждой парте окончание пословицы. Дети находят начало пословицы с доски присоединяют окончание, объясняют смысл пословицы)

1. Маленькая дружба, (лучше большой ссоры)

2. Дружба как стекло :(разобьёшь, не сложишь)

3. Одежда хороша новая, друг старый )

4. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)

5. Гору разрушает ветер, людскую дружбу -(слово)

6. Сила птицы в крыльях, сила человека … (в дружбе)

7. Стол богат – тело полнеет, друзей много - (душа полнеет)

8. Человек без друга , что земля (без воды)

9. Жить без друзей, что есть пищу (без соли)

10. Человек без друзей, что дерево (без корней)

На жизненном пути человек встречается с разными людьми : добрыми и злыми, щедрыми и жадными, мужественными и трусливыми, весёлыми и угрюмыми. Как же среди них найти друга ? Нужно знать, кого искать.

3. Творческая работа «Друг – это… »

Предлагаю, всем вместе подумать, кто такой друг . Какого человека мы можем назвать другом ?

(Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист, на котором написано начало фразы «Друг – это тот … » . Дети дописывают фразу и читают, что у них получилось)

Можно ли сказать, что у нас получился коллективный портрет друга . (Подытоживает ответы детей, затем читает стихотворение У. Шекспира)

Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём без дальних слов

Он помочь тебе готов.

4. Беседа «Зорко лишь сердце»

а) - Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (ответы детей)

Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники . Но друг – это более личное , дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник .

Послушайте рассказ В. Осеевой «До первого дождя» (Инсценирование)

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала :

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье, -сказала Таня.

Так вы могли бы укрыться одним плащом, -сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели : Маша за себя, а Таня за Машу.

Вопросы для обсуждения :

О настоящей дружбе этот рассказ или нет?

Как вам кажется, осознала Маша свой проступок?

Можно ли спасти их дружбу?

Если да, то как?

б) - Скажите, ребята, пожалуйста, за что вы любите своего друга ? (ответы детей)

Оказывается, друзей выбирают не по внешним качествам : не по красоте или по одежде, в которой он одет. Вы сейчас перечислили больше всего душевные качества человека. Правильно. Нужно уметь разглядеть редкие душевные качества человека, внутреннюю красоту. Это можно почувствовать сердцем. Я хочу вам рассказать одну историю о том, как бабушка помогла девочке поверить в себя, а окружающих заставила задуматься над собственными словами и поступками. Послушайте, и скажите о чём заставил задуматься рассказ.

Во дворе играли дети, а в отдалении от них стояла косоглазенькая девочка в очках. Она ковыряла землю носком ботинка, упрямо поглядывала на других детей . И тут подошла к ней старушка и говорит :

Да та пошто, дева, отделилась ото всех? Видно, плохо тебе, дак ты поплачься.

Девочка ответила :

- Дразнятся : «косая» , «уродина» .

Вот оно как! Дак это они ещё глупые. А ты вот послушай-ка. Красота-то всем поровну дана, у всех она есть. И у тебя тоже она есть! Только у всех по-разному. У той вон кудри какие – в кудрях краса. А вот у этой смех какой, краса, значит, в смехе. А вон та – в лице у неё краса. А у тебя самая краса в душе, в сердечке, вот тут!

И старушка положила руку девочке на сердце.

Вот тут, в сердце, главная красота и есть! Ты полюбуйся на чужую красу, и тебе красы прибавится. И тебя будут любить, к сердцу твоему льнуть будут. Иди-ка к ним. Гляди на всех без зла, без обиды!

И повела она девочку к детям.

Деточки, а я вашу потерю нашла. Вы подружку свою боле не теряйте. Глазки у неё слабенькие, так ей одной и вовсе нельзя. Вот и доглядайте, чтоб с вами была. Она вас всех любит, сердце у неё доброе, красивое. А что глазик косой, так и дождик косой, а без него трава не растёт! И солнышко, бывает, косо смотрит, а с ним нам радость! И косы плетут косо, а хорошо. Если кто про это не знает, начнут дразнить вашу подружку, вы не давайте её в обиду, растолкуйте тому. Вот и берегите её . Ведь вы же добрые.

На какие мысли натолкнул вас этот рассказ? О чём заставил задуматься? (ответы детей)

5. Обсуждение и решение проблемных ситуаций

Настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем разрешить несколько житейских проблем и поразмыслим, как бы поступил в этих случаях настоящий друг .

Твой друг не смог решить домашнее задание и просит у тебя списать.

Во время «Весёлых стартов» твой друг упал на бегу и подвёл команду.

Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, то он с тобой дружить не будет.

Родители узнали, что твой друг плохо учится , и запрещают тебе дружить с ним.

Твой друг плохо относиться к остальным ребятам.

6. Обзор сочинений

Поднимите руку те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки) . Дома вы писали сочинения о друге . Было много интересных работ. Отрывки некоторых сочинений я зачитаю сама. А двоих попрошу прочитать самих. (Максим Чехонин прочитает о своём друге и Даша Матвеева о своей подружке)

Послушайте отрывки сочинений :

* Находит со всеми общий язык. Хорошая у меня подруга , но живёт далеко от меня. (Лиза)

* Максим неплохо учится. Помогает мне в сложных делах. Вот за это мне он нравится. Я уважаю своего друга (Никита)

* Она делится со мной секретами. И никогда не рассказывает мои секреты другим… (Лиза)

* Она очень весёлая, никогда меня не обманывает, старается мне помочь. Она в любую минуту может меня защитить (Маша)

* Летом мы катались на велосипедах наперегонки, ходили на рыбалку, собирали ягоды, купались в пруду (Антон)

* Иногда мы ссоримся, но только на два, три дня (Катя)

* Мы не обзываемся, не дерёмся, а играем дружно…»(Саша)

А сейчас свои рассказы прочитают Максим и Даша.

Вот такими должны быть настоящие друзья.

Я очень рада, что у вас есть друзья, которые могут прийти к вам на помощь, выслушают вас в трудную минуту, принимают вас такими, какие вы есть.

7. Заключительное слово

Я предлагаю, в завершении нашего классного часа выйти всех и завязать по одному узелку на ленточке и назвать одно качество, которым по-вашему мнению, должен обладать друг ? (терпеливый, внимательный, умный, добрый, справедливый, заботливый, интересный, весёлый, верный, честный, отзывчивый, правдивый….)

Посмотрите, какая получилась крепкая лента. Её очень трудно разорвать. - -- Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются люди с такими качествами, которые вы перечислили, и станут они вашими друзьями.

А теперь возьмитесь за руки – это руки друга . Положите руки на плечи. Это плечо друга , на которое можно опереться в трудный момент.

Попрошу ребят рассказать стихи о дружбе, которые они выучили.

МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ

1. Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

2. Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать :

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

3. Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять

А спросила мама : «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать.

4. Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

5. Если друг твой что-то , к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг ,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг .

Всем на память о классном часе дарю 13 заповедей дружбы. Старайтесь их соблюдать, и у вас будет самый лучший друг .

13 заповедей :

1. Будь всегда рядом ненавязчиво, даже если тебя об этом не просят.

2. Будь мудрым отойти на время, если есть такая необходимость.

3. Не завидуй.

4. Не кради.

5. Не злословь.

6. Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.

7. Соблюдай правила личных границ друга , но помни о своих.

8. Каждый имеет право на ошибку и друг тоже

9. Не будь жадным.

10. Там, где ирония и сарказм, скрыта враждебность. Там нет дружбы.

11. Не поступай с другом так , как хочешь, чтобы он поступал с тобой.

12. Дружба любит чистоту и не терпит грязи.

13. Старайся быть искренним.

Спасибо всем за работу.

Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Нет друга, так ищи: а нашел, так береги." в других словарях:

    Нѣтъ друга, такъ ищи: а нашелъ, такъ береги. Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродѣтель, чѣмъ пріобрѣтать, Пріобрѣтенное сохранять.… …

    Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродетель, чем приобретать, Приобретенное сохранять. Ovid. Ars am. 2, 13. Ср. Πολλάκις δοκεΐ το… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха. Чаще счет, дольше (крепче) дружба. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел. Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает. Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит. Полюбил его, как… …

    БЕРЕЧЬ, беречи кого, что; хранить, оберегать, прятать, жалеть и заботиться о ком, о чем; щадить, сберегать, копить, холить, отстаивать, безопасить; угощать. Молись, да злых дел берегись. Береги платье снову, а здоровье (а честь) смолоду. Береги… … Толковый словарь Даля

    В понятиях Святой Руси чувство, родственное любви, способность на неограниченную жертву, готовность положить душу, принять смерть за друга (Ин. 15: 13; 1 Ин. 3: 16). Дружбу рождает родство душ. В древнерусском сборнике к. XII н. XIII в. говорится … Русская история

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Другъ денегъ дороже. Не держи сто рублей, держи сто друзей. Ср. Freunde sind über Silber und Gold. Ср. Un trésor n’est pas un ami, mais un ami est un trésor. Ср. Chi trova un amico, trova un tesoro. Ср. Οὐ τὰ χρήματα φίλοι, ἀλλ’ δὲ φίλοι χρήματα… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Перекрестись да выспись! Макару поклон, а Макар на семь сторон. Начал духом, а кончил брюхом. В беде сидит, а беду курит. Зачал за здравие, а свел за упокой. Ни из короба, ни в короб. В короб не лезет, из короба нейдет и короба не отдает. Ни сана … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Беседа «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги».

Цель. Воспитывать уважение к своим товарищам; формирование умения аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств детей: умение дружить, беречь.

Ход

Ведущий. Сегодня мы поговорим о друзьях, о дружбе. Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя!

Расскажите о своем лучшем друге. Как его зовут? Сколько ему лет?

Какие качества характера привлекают вас в нем?

Много ли у вас друзей?

Вы назвали такие черты характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Это и вправду замечательные свойства человеческой души! Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Лучший друг

Мой любимый друг хороший –

Это сверстник мой Алёша.

Бескорыстный, верный, честный.

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всем ему скажу.

Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер,

В играх ловок он и скор,

Понимает шутки, смех.

Друг Алёша – лучший всех!

О каких хороших качествах Алёши рассказывает его друг в этом стихотворении? Многие из вас знают веселую песенку о дружбе. В ней есть замечательные слова:

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки…

В самом деле, добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Почему как вы думаете? Верно! Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из двух (слов) частей – «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек – тот, кто желает вам добра. Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыбка – начало дружбы. Чтобы иметь хороших верных друзей, нужно уметь дружить.

В чем заключается умение дружить? Прежде всего, в том, чтобы поступать с людьми так, как бы хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

Вспомним остальные правила дружбы: не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нужно делиться с друзьями игрушками, книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить – значить уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.

Народ сложил о дружбе мудрые пословицы и поговорки:

Друг – ценный клад, ему всякий рад.

Дружба дороже денег.

Дружба что стекло – разобьешь, не склеишь.

За друга держаться – ничего не бояться.

Какие вы знаете сказки, истории о дружбе?

Попробуйте объяснить смысл этих пословиц. Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух?». Вряд ли найдется много ребят, готовых дружить с зазнайками, хвастунишками и лгунами.

Хвастливый Андрей

Однажды хвастался Андрей:

«Нет никого меня, храбрей!

Не боюсь опасных змей,

Ни лягушек, ни червей,

Не боюсь я тьмы ночной,

Справлюсь с бурною волной.

Не боюсь я приведений,

Не боюсь…» - это тени!

Хрустнул в темноте сучок,

И послышались шаги

По тропинке у реки.

Побледнел слегка Андрей,

Убежал домой скорей!

Чтобы дружно играть всем вместе, нужно выполнять определенные правила. Надо справедливо распределять игрушки, роли, уметь соблюдать правила игры, быть покладистым и сговорчивым.

Многие выдающиеся люди размышляли о друзьях и дружбе. Послушайте их высказывания.

Настоящая дружба правдива и отважна.

Брат может не быть другом, но друг - всегда брат.

Но, пожалуй, лучше всех сказал о дружбе Александр Сергеевич Пушкин:

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга!

Я надеюсь, и в вашей жизни обязательно будет добрый и преданный друг. Ведь без друзей жить нельзя! Если вы хотите, чтобы у вас были добрые и верные друзья, никогда не жалуйтесь на ребят, не ябедничайте, научитесь сами разрешать конфликты, не привлекая взрослых.

Решение проблемных ситуаций.

    Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

    Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.

    Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

4. Твой друг сделал что-то, а получаешь ты.

Все вместе создаем правила дружбы.





















1 из 20

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Монолог о дружбе. Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Слово “ Дружба” что обозначает?Может быть, поход вдвоем в кино,Может быть, хороший пас в футболе,Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьнойИли просто средство от тоски?Ну а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил все видел, но молчит.Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты,А дружок дает ему списать.Разве это дружба, если двоеВздумали уроки прогулять,А спросила мама: “Вы не в школе?”-Оба дружно начинают врать.Ну а может, дружба – это еслиДруг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая льстиво,И не скажет резкость никогда?

№ слайда 3

Описание слайда:

Цели классного часа: Развивающие: учащиеся должны научиться высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития. Воспитательные: учащиеся должны убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; существовании влияния друзей друг на друга; необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.

№ слайда 4

Описание слайда:

Задачи классного часа: Поговорить о дружбе, перечислить важные для дружбы качества. Улучшить межличностные отношения в деятельности группы. Выявить мнения учащихся относительно темы классного часа. Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений. Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива.. Провести «инвентаризацию» собственных качеств личности. Помочь возникновению продуктивных обратных связей. Мотивировать желание самоизменений.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ. Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь. Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом. Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

№ слайда 8

Описание слайда:

Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

№ слайда 9

Описание слайда:

Вопросы к учащимся. Чем отличается друг от знакомого или приятеля? Образуйте глагол от слова «Дружба». Можно ли считать другом человека, который говорит: «Давай сделаем что-то дурное вместе с нами, тебе, что слабо, ты что нам – не друг?» Можно спасти друга от дурных привычек и пристрастий или хотя бы попытаться это сделать?

№ слайда 10

Описание слайда:

ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ о ДРУЖБЕ Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает. Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

№ слайда 11

Описание слайда:

Легче друга потерять, чем найти.Без беды друга не узнаешь. Дерево держится корнями, а человек - друзьями.Старый друг лучше новых двух. Дружба дороже денег. Все за одного и один за всех. Нет друга - ищи, а нашел - береги.Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.Одинокое дерево ветер легче валит.

№ слайда 12

Описание слайда:

Умный себя винит, глупый - своего товарища. Кто хвалится, тот кается. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Враг смотрит на ноги, а друг - в лицо Друг тебе тот, кого ты любишь, пусть даже он похож на медведя. Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних.Не всякий, кто смеется, - друг, не всякий, кто сердится, - враг. Ненадежный друг хуже явного врага. С другом и в пустыне проживешь, а без друга и в цветущей степи пропадешь.

№ слайда 13

Описание слайда:

Положительные качества личности доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, оптимизм, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, конструктивная критика, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле.

№ слайда 14

Описание слайда:

Отрицательные качества личности злоба, лицемерие (лесть), лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, нецензурная брань, подлость, обзывательство, оскорбления, насмешки над своим товарищем,отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,Ты судом поспешным не греши.Гнев на друга, может быть, мгновенный,Изливать покуда не спеши.Может друг твой сам поторопилсяИ тебя обидел невзначай,Провинился друг и повинился,Ты ему греха не поминай.Если верный конь, поранив ногу,Вдруг споткнулся, а потом опять,Не вини коня, вини дорогу,Ты коня не торопись менять.Люди, я прошу вас ради БогаНе стесняйтесь доброты своей,На земле друзей не так уж много,Опасайтесь потерять друзей.

№ слайда 17

Описание слайда:

Настоящий ли, ты, друг? От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Проявляйте интерес к заботам и увлечениям друга. При возникновении конфликтных ситуаций старайтесь решать их совместно. Не давайте советов, а помогайте другу найти решение. Умейте отстаивать собственные интересы. Для человека много значит его имя. Клички и обидные прозвища не лучший способ поддерживать дружбу. Если вы хотите, чтобы вас понимали, объясняйте. К сожалению, мы часто ошибаемся, пытаясь понять мысли и чувства друг друга. Не стесняйтесь переспрашивать, уточнять. Выражайте свои чувства открыто, но старайтесь избегать оценок. Не старайтесь все слова и поступки человека оценивать только как «хорошие» и «плохие». Помните: одну и ту же ситуацию два человека видят с разных точек зрения. Они могут воспринимать ее совершенно по-разному, каждый может быть прав по-своему.

№ слайда 20

Описание слайда:

Мне от жизни немного надо.Дать урок, чтобы душу согретьИ звенящую песнь листопада,И мальчишек галдящую рать.Надо мне, чтоб мои ребятаСозидали дома и дворцы.Знали, помнили год 45,Как страну защищали бойцы.Надо мне, чтобы юные души Научились любить и дружить,Друга выслушать, песню послушатьИ любовью могли дорожить.Чтоб весною нам ласточка пела,И судьба всех была хороша.Чтобы вечной струною звенелаИ была вечно юной душа.Я – учитель, мне многое надо!И чего там душою кривить,Ваше счастье мне будет наградой,Для того мне так хочется жить.