Проектная деятельность как технология патриотического воспитания. Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию

Эксперимент и инновации в школе

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Е.А. Кравец, Я.Ю. Филонова

Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания

Аннотация

В статье автор раскрывает один из возможных приемов патриотического воспитания через участие учащихся в проектной деятельности. Пошагово показывает кропотливую работу учителя и ученика от момента мотивации до получения конечного продукта. Особо автор обращает внимание на личную заинтересованность учащегося в результате, на его самостоятельный и творческий поиск.

метод проектов, патриотическое воспитание, гипотеза, мотивация, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность, интерес, «дизайн-петля».

«Мы не выживем физически, если погибнем духовно ».

Д.С. Лихачев

Метод проектов, возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия, не является новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся окружающем мире.

В основе метода лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, найти недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи . Он позволяет формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

В настоящее время идет отход от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переход к идеологии развития на основе личност-но-ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности .

Актуальность данной темы обусловлена процессами, происходящими в современном российском обществе. Об остроте вопросов, связанных с патриотическим воспитанием свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне. Так в июле 2014 г принята Концептуальная часть четвертой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», где определена система мер по формированию патриотического мировоззрения молодежи.

Одна из главных целей работы с учащимися в рамках проектной деятельности - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свои истоки.

Для творческого учителя проектный метод стал неотъемлемой составляющей процесса обучения.

Так, в нашей школе ежегодно проводятся научно-практические конференции членов научного общества учащихся «Дети - творцы XXI века». Лучшие конкурсные исследовательские проекты получают право участия в муниципальной научно-практической конференции старшеклассников «Будущее науки». Многие работы учеников нашей школы неоднократно были удостоены дипломов победителей и призеров муниципального уровня.

Поэтому, основываясь на многолетнем опыте, можно сказать, что дети способны выполнить достаточно серьезные проекты, при условии личной заинтересованности в работе.

Перед каждым учителем в начале работы возникает вопрос: как создать мотивацию к проектной деятельности. С чего начать - сначала определиться

с темой исследования, а потом мотивировать учащихся или начать с мотивации, а тема родится в процессе общения?

В данном случае имел место третий вариант.

После одной из таких конференций, где много работ старшеклассников было посвящено героическим страницам Первой мировой войны (к 100-летнему юбилею) ко мне подошла учащаяся 8-го класса с предложением о создании собственного проекта, (они недавно изучили тему «Восстание декабристов»).

Работа началась в апреле 2014 года с изучения темы и подбора малоизвестного материала в научных источниках, периодике и мемуарах. В частности, Е.Л. Кудрявцева поднимает проблему использования материала художественного кинематографа на занятиях с целью создания у учащихся верного образа носителя данной национальной картины мира во всей ее амбивалентности . В своих статьях Е.Л. Кудрявцева делится опытом проведения семинаров по страноведению России и русскому языку, где основным компонентом выступает понимание обучающимися специфики русской национальной культуры .

Е.П. Купцова пишет, что особую значимость при работе по методу проектов имеет умение учителя создать ситуацию успеха у учащихся, что способствует повышению мотивации детей, укреплению интереса к предмету и изучаемой теме, росту уверенности в своих силах .

Л.В. Голоднова отмечает, что школьные макропроекты служат наиболее эффективным механизмом реализации миссии школы, что ведет ребенка по пути социального успеха и признания его значимой для учащегося на любом этапе обучения референтной группой.

В работе О.В. Громовой говорится о том, что при условии ориентации на личность ребенка, на его духовные потребности, проектная деятельность помогает сформировать личность с богатым внутренним миром и правильными духовно-нравственными ориентирами, что также способствует достижению личностных результатов в соответствии с ФГОС .

В.Ю. Хотинец утверждает, что проектно-иссле-довательская деятельность учащихся способствует не только повышению учебной и социальной мотивации, но и развивает поликультурную компетентность старшеклассников .

К сентябрю месяцу уже накопилось большое количество фактического материала и малоизвестных сюжетов по данной теме. Наступил момент осознания и систематизации собранного материала.

Работа над систематизацией заняла несколько недель, т.к. занятия проходили только раз в неделю. И здесь произошла первая метаморфоза - проект начал жить «своей жизнью» и диктовать нам свои правила. По мере изучения материала тема самого подвига декабристов стала уходить на второй план. Поводом для этого послужило знакомство уча-

щейся с мемуарами Марии Николаевны Волконской - жены декабриста С.Г. Волконского.

А разве любовь к Родине не начинается с любви к матери, а разве подвиг нельзя совершить во имя любви не только к Родине, но и к человеку? А разве эти два понятия могут для русского человека существовать отдельно друг от друга?

Мы задались этим вопросом и попыткой ответа на него, в результате долгой и творческой работы появился исследовательский проект- «Жена декабриста» - кто она?» .

Итак, из темы о подвиге декабристов проект стал превращаться в сюжет о женах декабристов. Учащаяся прочитала ряд произведений, посвященных именно судьбам жен декабристов: Марич М. «Северное сияние. Исторический роман в двух книгах», Ликум А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей», Славкин В. «Все обо всех» и др.

Хочется особо отметить высочайшую степень мотивации Яны. Интерес к работе, безусловно, вызывала сама тема: чем больше в нее погружаешься, тем больше она затрагивает душу и сердце. Следующая особенность заключалась в том, что задано было только направление поиска. Для ученицы это была действительно исследовательская работа. Любая проблема, которую ты «нащупал» сам, уже содержит стимул к ее решению.

Сюжетная линия поменялась, а это требовало изменения и плана работы. После долгих споров были выработаны основные направления поиска, в ходе которого нужно добыть и проанализировать информацию, а так же новые источники:

1) исследование подвига жен декабристов;

2) исследование понятия «жена декабриста» в современном обществе;

3) социологическое исследование о восприятии этого выражения взрослыми людьми и сверстниками.

Таким образом, было предоставлено поле для творческой самостоятельной работы в русле обозначенной проблемы. В ходе работы мысль автора работала конструктивно, анализ добытых материалов высвечивал новые грани исследования.

Как мы уже отмечали, проект жил «своей жизнью». В день празднования Дня защитника Отечества учащаяся очередной раз посмотрела фильм «Офицеры» и слова знаменитой песни: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой...» запали в душу. Так родилась третья сюжетная линия проекта. Теперь это был не просто проект на историческую тему, а мульти предметная исследовательская работа. Сюда вошли сюжетные линии из истории России, истории искусства и литературы, кинематографа и театра. Перед нами проно-

сились картины взаимоотношений не только декабристов и их жен, но и Грибоедова и Чавчавадзе, Мастера и Маргариты, Маши Мироновой и Гринева, Шагала и Розенфельд, Резанова и Кончиты. И всюду прослеживалась мысль о величайшем подвиге во имя любви в прошлом и настоящем России.

Тогда же появилась необходимость в корректировке гипотезы. Теперь она звучала так - если в истории нашей страны в прошлом были примеры героических поступков жен, разделивших все тяготы и лишения со своими мужьями, то есть ли место этому поступку в наше время, и изменилось ли с годами отношение к нему у моих современников?

Интересен своими вопросами и социологический опрос, они были тщательно продуманы, а ответы прокомментированы, сделан вывод.

Последний шаг в проектной деятельности-рефлексия, анализ проделанного исследования. Именно поэтому алгоритм проектной деятельности и называют - «дизайн-петля»: соединяя посредством рефлексивного анализа конечный результат с началом работы, мы замыкаем круг нашей деятельности.

В заключении своей работы автор проекта пишет: «Мы - поколение прагматиков, мы вырастаем уже совсем на других идеалах, однако, я считаю, что наш долг сохранить память о примерах Великой любви в прошлом и передать ее будущим поколениям. Да, время меняется, и, следовательно, меняется отношение к жизненным ценностям. Но любовь, которую проносят люди через все тяготы и невзгоды, всегда была, есть и будет высшим чувством, которое является не подвигом, а уже настоящим смыслом жизни, в этом и состоит актуальность темы моего исследования»

Свой вывод Яна подтвердила видеорядом, соединив воедино музыку из рок-оперы «Юнона и Авось» и фильма «Звезда пленительного счастья»

Литература

Голоднова Л.В. Школьные макропроекты как механизм реализации миссии школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5.С. 30-35.

Громова О.В. Как воспитать отзывчивость души. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014. № 5. С. 52-54.

Кудрявцева Е.Л. История и культура России на экранах мира. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 2.С. 78-80. Купцова Е.П. Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством проектной методики. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 39-43. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. С. 8. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. С. 4.

Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 15-16 февраля 2013 год, г. Москва, Россия / Сост. А.С. Сиденко. Ред.: А.С. Сиденко, Е.А. Сиден-ко. - М.: АПКиППРО, 2013. - 186 с. Филонова Я. «Жена декабриста» - кто она?». г. Домодедово, 2015. С. 5-16

Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-ис-следовательской деятельности. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 43-48.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов

Приложение

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Жена декабриста» - кто она?»

Представление проекта

Филонова Яна Юрьевна 9 класс

Научный руководитель: учитель истории Кравец Елена Анатольевна г. Домодедово 2015 год

Здравствуйте, меня зовут Филонова Яна, я ученица 9-М класса Домодедовской школы № 4.

Моя исследовательская работа посвящена изучению судеб русских женщин - жен, совершивших подвиг служению своим мужьям, а также отражение этого явления в истории и искусстве.

Актуальность темы исследования.

Нередко в нашем обиходе встречается выраже-

ние «жена декабриста». Меня заинтересовало это понятие, поэтому я посвятила ему свой проект.

Работая над проектом, перед собой я поставила цель: узнать смысл и истоки выражения «жена декабриста»

Задача, которую я ставила перед собой в процессе исследовательской работы - на основе собранного и систематизированного материала,

связанного с понятием «жена декабриста», ответить на вопрос, есть ли место подобному подвигу в наше время.

Гипотеза исследования - если в истории нашей страны в прошлом были примеры героических поступков жен, разделивших все тяготы и лишения со своими мужьями, то есть ли место этому поступку в наше время, и изменилось ли

с годами отношение к нему у моих современников?

14 (26) декабря 1825 г. в Петербурге произошло восстание, организованное группой дворян-единомышленников с целью превращения России в конституционное государство и отмены крепостного права.

Многих участников восстания и членов тайных обществ, имевших отношение к его подготовке, отправили в ссылку и на каторгу в Сибирь.

Это событие, этот подвиг горстки героев, вызвавший у современников шок и трепет, как-то затмили собой дальнейшие события, а именно поступок жен декабристов.

11 жен последовали за своими мужьями в Сибирь.

Во время венчания у алтаря люди клянутся быть вместе в горе и радости, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит их. И жены декабристов были верны этой клятве.

Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования. Но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них.

Каждая из них была особенной, но остановимся на судьбе Прасковьи Анненковой.

Урождённая Жанетта Полина Гебль была простой французской модисткой, а её избранник, Иван Анненков был родом из знатной семьи. Как только его арестовали, Полина твердо решила ехать с ним и даже просила разрешения у самого императора.

Они поженились 8 апреля 1828 года, а в 1856 году переехали в Нижний Новгород, где прожили ещё 20 лет, самые счастливые в их непростой жизни

У жен декабристов были предшественники.

Это Маргарита Михайловна Нарышкина и её муж Александр Алексеевич Тучков. Бородинское сражение забрало у неё мужа, а простуда - единственного сына. На поле сражения она не нашла мужа и поэтому приняла решение поселиться навсегда на Бородинском поле, открыв там монастырь.

Также были и последователи. Это 15-летняя Нина Чавчавадзе из грузинской княжеской семьи, связавшая свою жизнь дипломатом, поэтом и композитором А.С. Грибоедовым, преждевременно погибшим при исполнении долга. Всю оставшуюся жизнь она носила траур по мужу и оплакивала его смерть. Она так и не вышла замуж во второй раз.

По её распоряжению высечены слова на памятнике погибшему мужу: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Мало кто знает, что Надежда Константиновна Крупская оказалась в Шушенском по собственному желанию. Получив три года ссылки, она написала прошение, чтобы её выслали поближе к ссыльному Ульянову, который переслал ей в тюрьму предложение стать его женой, на которое она ответила: «Ну что ж, женой, так женой».

То, что Крупская сделала для мужа - подвиг. Он умирал, мучаясь физически и духовно, а она, как могла, отдаляла последний миг, облегчая страдания мужа.

Это примеры реальных исторических персонажей, а ярким литературным примером является роман Пушкина «Капитанская дочка», где второй сюжетной линией является подвиг женщины. В словах жены капитана Миронова заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь.

Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости, спасая любимого Гринева, имеет смелость как равная с равной беседовать с императрицей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы.

Другой литературный пример - Маргарита из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно она и назвала героя «мастером». Она разделяет с ним все горести и радости и готова на все, чтобы вернуть его. Здесь явно чувствуется, что в образе Маргариты есть черты жены Булгакова - Елены Сергеевны.

В живописи также можно привести массу примеров, один из которых- жена Марка Шагала Белла Розенфельд. Она сама была «от бога» одарённым человеком, но пожертвовала своей карьерой во имя любви к мужу. В присутствии Беллы, Марк испытывал чувство невесомости, парения и покоя. Часто он её так и рисовал - безмятежно парящей в небе, и себя летящим рядом с ней.

В сегодняшней жизни тоже есть место подвигу. Это жены офицеров. Об этом повествует и старый фильм «Офицеры». В нём - война и любовь, такие, какие они есть, и образ Любы Трофимовой, вынужденной фактически в одиночку воспитывать сына, пока муж ездит по гарнизонам, а потом и внука, когда его родители оба уходят на фронт. И как поется в песне: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой.»

Недавно Зураб Церетели представил в своей Галерее искусств очередное творение, под назва-

нием «Жены декабристов. Врата судьбы», где запечатлены образы сразу 11 женщин. Дамы стоят с детьми, Библией и иконами возле тюремной ограды, и ждут мужей, чтоб отправиться с ними в ссылку.

В ходе работы над проектом, я изучила специальную и художественную литературу, провела социальный опрос.

Результаты опроса представлены в виде диаграмм [диаграмма 1-3]

Вопрос 1: «Оправдан ли поступок жен декабристов?»

Появившийся у подростков ответ «НЕТ» свидетельствует о потере моральных ценностей среди нового поколения.

Вопрос 2: «Способна ли современная женщина повторить поступок жён декабристов, не имея корыстного мотива?»

Как видим, увеличение ответа «НЕТ» у подростков подтверждает мой ранее сделанный вывод. Хочу заметить, что взрослые ни разу не дали подобного ответа.

Вопрос 3: «Усилилась ли боязнь людей выглядеть в глазах общества «белыми воронами», каковыми были жёны декабристов?»

Больше половины представителей нового поколения считают, что люди действительно стали более

зависимы от общества, в то время как взрослые вообще посчитали данный вопрос не корректным.

Исследование позволило выявить и изучить интересные факты из истории, литературы и искусства, в которых по-своему отражено представление о беззаветной преданности и любви. Да, время меняется, и, следовательно, меняется отношение к жизненным ценностям. Но любовь, которую проносят люди через все тяготы и невзгоды, всегда была, есть и будет высшим чувством, которое является не подвигом, а уже настоящим смыслом жизни, в этом и состоит актуальность темы моего исследования.

Докажу на примере использование понятия «жена декабриста» в искусстве. Я смонтировала видео. Кадры взяты из к/ф «Звезда пленительного счастья» режиссера Владимира Мотыля, музыка из первой в СССР рок-оперы «Юнона» и «Авось» композитора Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского, представленной более 30 лет назад на сцене ЛЕНКОМА. Опера о верной и преданной любви между мореплавателем графом Резановым и пятнадцатилетней дочерью калифорнийского губернатора. Он уехал в Россию, она ждала его 35 лет, а когда узнала о его кончине, приняла обет молчания и ушла в монастырь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Прасковья Аннекова (Жанетта Полина Гебль)

Александр Грибоедов

Нина Чавчавадзе

Петр Гринев и Маша Миронова

Мастер и Маргарита

Марк Шагал и Белла Розенфельд

«Полет над городом» Авт. М. Шагал

Диаграмма 1

(15-18 лет, 70 чел.)

:ДЭ. Нет Инде

Взрослые (25-60 лет, 30 чел.)

Диаграмма 2

Нет Иное

■ Нет Лнор

(15-18 лет, 70 чел.)

Взрослые (25-60 лет, 30 чел.)

Диаграмма 3

Дети Взрослые

(15-18 лет, 70 чел.) (25-60 лет, 30 чел.

Посчитали вопрос некорректным

Литература

1. Булгаков М. «Избранное. Мастер и Маргарита». -

М.: Худож. Лит., Издательство «Мастацкая Литература» 1980.

2. Ликум А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия

для детей». - М.: Компания «Ключ-С» Филологическое общество «СЛОВО» АСТ, 1995.

3. Марич М. «Северное сияние. Исторический роман

в двух книгах». - М.: Петрозаводск: карельское книжное издательство, 1996.

4. Полонский Я. «Полное собрание стихотворений».

М.: - СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1896.

5. Пушкин А. «Капитанская дочка». - М.: Новосибирск:

Сиб. унив. изд-во, 2010.

6. Сергеев М. «Своей судьбой гордимся мы. Мемуары

княгини Марии Николаевны Волконской, жены декабриста Сергея Григорьевича Волконского». - М.: Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.

7. Славкин В. «Все обо всех». - М.: Филологическое об-

щество «СЛОВО» АСТ Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.

8. Федоровский В., Г. Сен-Бри. «Романтические возлю-

бленные». - М.: Республика, 2001.

Интернет ресурсы:

http://www.rosimperija.info

ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие» Самарская область.

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Доклад содержит описание опыта работы по проектной деятельности в рамках нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию положительных качеств у подрастающего поколения. Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях в условия реализации ФГОС ДО является социально-личностное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения.

Проектную деятельность в ДОО нельзя назвать инновационной, но подход к её организации однозначно изменился. Современных детей не так легко заинтересовать, вовлечь в исследовательскую деятельность. ФГОС ДО даёт нам определённые рекомендации по организации деятельности детей, как самостоятельной, так и образовательной. Проектно-исследовательская работа один из действенных методов развития детей в разных образовательных областях.

Актуальность. В период смены общественных информаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Уровень знаний детей о своей семье, истории семьи, родословной, семейных традициях не соответствует возрасту. Нравственно-патриотическое воспитание в семьях не ведётся или ведётся недостаточно. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.

В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм работы, как с детьми, так и с родителями для решения данной проблемы.

Для этого нами был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Проект изначально был рассчитан на 2 блока:

1 блок — познавательно-исследовательский проект «В кругу семьи»;
2 блок – познавательно-тематический проект «История родного посёлка».

Работа по реализации проекта началась в средней группе и продолжается в старшей и далее подготовительной группах.

Таким образом, проект расширился и Вашему вниманию представляется 3 блок нашего проекта, направленный на ознакомление с героическим прошлым народа.

Цель: Формирование нравственных ценностей, патриотизма, чувства гордости за свою страну, посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа.

Задачи:

Формировать знания о Российской символике и больших государственных праздниках (красный день календаря);
Познакомить с историей Великой Отечественной Войны и её героями;
Расширить знания о защитниках Отечества, о функциях армии;
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Работа проводилась в 3 этапа:

1. Знакомство с государственной символикой и государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы, День независимости России);
2. Знакомство с историей Великой Отечественной Войны, героями ВОВ (в том числе дети-герои ВОВ);
3. Праздничный утренник, посвященный Дню Победы: поздравление ветеранов ВОВ, посещение праздничного митинга.

Участники проекта:

Дети 5-6 лет;
родители (законные представители);
воспитатели;
музыкальный руководитель;
Инструктор по физической культуре;

Формы работы с детьми: — рассматривание изображений государственной символики – беседа об истории их происхождения; — Выставка рисунков, фотографий на темы: «Знакомьтесь — Россия», «День защитника», «Берегите Родину»; — Художественная, продуктивная деятельность; — Дидактические, сюжетно-ролевые игры; — Беседы по темам: «23 февраля – «День красной армии»; «Праздник со слезами на глазах» «Эти трудные годы войны», «Дети – партизаны», «Мой прадед – ветеран». — Вопрос-ответ «Что такое Родина?»; «Зачем нам армия?»; — Праздничный концерт, посвящённый 9 мая; — Встречи с ветеранами; — Поделки с детьми к праздникам «День защитника Отечества», «День Победы», «День России»; — Посещение праздничного митинга, посвященного 9 мая у стелы на площади Петра-Дубравы.

Формы работы с родителями: — Привлечение родителей к знакомству с праздниками России, к ознакомлению с историей Великой Отечественной Войны и её героями; к изготовлению поделок с детьми к праздникам. Мотивировать родителей к участию в акции «Бессмертный полк» (познакомить детей с родственниками, участвовавшими в ВОВ); Составление миниальбомов «Я помню, я горжусь….»; «Города — герои».

Ожидаемый результат

Дети представляют, что такое война; они могут назвать военную технику, рассказать о некоторых событиях военных лет, о прадедушках-ветеранах своей семьи, их подвигах, об участии детей в ВОВ;
У детей сформировано чувство гордости за свою Родину, за своих предков, за русский народ. Дети убеждены в том, что русский народ непобедим.
Родители оценили необходимость нравственно-патриотического воспитания и проводят соответствующую работу с детьми;
Родители стали активными участниками в жизни группы: помогают в организации мероприятий и сборе краеведческого материала, повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность.

Презентация проекта:

Оформление стенда на тему: «Бессмертный полк нашей группы».
Оформление репродукций на темы: «Вечный огонь», «Военный госпиталь», «Военная техника».
Выставка поделок к 9 мая;
Оформление альбома на тему: «Лишь бы не было войны!!!»
В родительский уголок размещены статьи на темы: «Как всё начиналось – 22 июня 1941 года», «9 мая 1945 – долгожданный день», «Война глазами детей».

Работа по патриотическому воспитанию красной нитью проходит через весь воспитательно-образовательный процесс и обязательно будет продолжаться в подготовительной группе.

Патриотическое воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной привёл к кардинальным изменениям в социально-экономической жизни. В современном обществе основой любой деятельности служит работа с большими объёмами разнообразной информации.

Отсюда генеральным направлением реформирования школы стало формирование человека, способного добывать и анализировать информацию, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать развитие событий.

Это ставит перед школой принципиально новую задачу ─ создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

Девизом проектной деятельности могут стать слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов исследования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Одной из главных целей проекта является успешность. Успех - это чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.

Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости.

Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.

Наиболее важными считаю:

Качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

Умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками. Именно эти вопросы решает правильно организованная в классе проектная деятельность.

"Долг педагогов – помочь детям «не раствориться» в этом сложном, «бушующем» мире; найти себя, обнаружить собственную идентичность («самость»); нащупать спасительные «точки опоры».... "

Эта тема была выбрана не случайно.

2015 - юбилейный год в истории России, год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война. Однако современные школьники мало знают об этом времени. В один из осенних дней, когда к нам в класс вошла школьный библиотекарь, чтобы презентовать книгу, подаренную школе губернатором Московской области Воробьевым, у меня уже не было сомнений – проекту быть! Название книги «Чтобы знали и помнили» подсказало и название коллективного проекта.

Целью проекта явилось воспитание у молодого поколения уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к Родине. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, выявление масштабов войны, трагедии народа, цены победы. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы. Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей, развития самостоятельности в поисках необходимой информации умение использовать, полученные знания на практике.

Основополагающий вопрос:

Для чего человеку память?

Проблемные вопросы:

Как защищали Родину наши солдаты на полях сражений?

Как помогали защитникам дети и подростки?

Как проявили себя жители, осажденных городов?

Имеют ли право павшие в борьбе с врагом на память о себе?

Этапы работы над проектом:

1.Знакомство с содержанием книги «Чтобы знали и помнили…». Выбор темы, раздела.

Книга включает в себя несколько разделов:

Как началась война

Битва под Москвой

Сталинградское сражение

Курская битва

Битва за Днепр

Успешные операции 1944 года

Ленинград, город победивший блокаду

Освобождение Европы

После Великой Победы

Каждый получил возможность выбрать наиболее понравившийся ему раздел.

Выбор раздела обусловил дальнейшую работу групп. А также были выявлены наиболее популярные разделы книги.

2.Мини-проект «Кто нас защищает».

В работе над проектом нам активно помогали родители, которые и организовали экскурсию в легендарную дивизию им. Ф.Э.Дзержинского. Ребята возложили венки к памятнику погибшим воинам отряда «Витязь», побывали в музее боевой славы ОДОН, познакомились с современным оружием. Военнослужащие продемонстрировали показательное выступление. В музее дивизии экскурсовод рассказал ребятам о памятных страницах истории дивизии, особое внимание уделив боевому пути дивизии в период Великой Отечественной войны.

На Параде Победы 24 июня 1945 года воинам 2 полка дивизии была поручена честь пронести по Красной площади и бросить к подножию Мавзолея Ленина вражеские знамёна и штандарты. Этот эпизод запечатлен советскими и иностранными кинематографистами. И особое место занял рассказ о выпускнике нашей школы, Герое России Алексее Ситникове. Именно здесь ребята поняли смысл слов «В жизни всегда есть место подвигу».

Итогом этого мини-проекта стала военно-спортивная игра «Зарница».

3.Экскурсия в краеведческий музей.

Еще одним шагом в расширении знаний учеников о Великой Отечественной войне стало занятие «Полянка», которое провели для ребят экскурсоводы Балашихинского историко-краеведческого музея. Проходило оно в зале воинской славы, который хранит в себе громаднейшую память тех лет. Ребята узнали о героях-земляках, военных орудиях, знаменитой Катюше. Первый раз дети услышали историю 25-ого Балашихинского истребительного батальона и батальона народного ополчения, узнали о подвигах земляков: героя России Ивана Андреевича Флёрова и Евгении Максимовны Рудневой, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсовода о полном кавалере орденов Славы Николае Максимовиче Яганове… Особое место в экскурсии занял рассказ о жизни тех людей (и взрослых, и детей), кто ковал победу в тылу. Познакомились ребята с экспозицией музея, посвященной военной тематике. Там представлены фотоматериалы, письма, военные трофеи, коллекции работ известного фотокорреспондента В. Тёмина.

Узнали и о том, что названия улиц города отражают его прошлое. В табличках на фасадах домов читается память о людях и событиях, сыгравших значительную роль в судьбе города, а иногда и всей страны.

Посещение музея заставило еще раз задуматься, чем стала для нас эта война, как она коснулась нашего города и наших семей. Школьники получили возможность прикоснуться к истории, осознать, что герои – это люди, живущие среди нас.

4. Выставка рисунков «Я только слышал о войне».

Свои впечатления ребята отразили в творчестве, оформив выставку рисунков.

5. Работа над индивидуальным проектом.

В результате проделанной работы были созданы проекты по темам разделов книги. У нас появились журналы, книги, плакаты и целые стенды. Во время защиты проектов было видно, что все, о чем рассказывает ребенок, нашло отклик в его сердце. Каждый старался внести в свое выступление частицу того нового, о чем не знают одноклассники. Донести до ребят то, что не оставило равнодушным его самого. Ребятам это удавалось. Судить об этом можно по тишине, стоявшей в классе, по вопросам, которые задавались автору, по той атмосфере, которая царила в классе еще долгое время.

6. Разучивание стихов и песен о войне, песен военных лет.

7. Итог проекта – устный журнал «Чтобы знали и помнили…» .

Патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже самыми удачными проектами в школе. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешным тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, педагоги, можем способствовать формированию интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно.

Проект «Чтобы знали и помнили…» стал важным шагом на пути к этой цели.

В процессе работы над проектом ребята учатся правильно формулировать тему, определять цель и задачи проекта, выдвигать гипотезы, учатся выделять этапы работы, вести наблюдения, подбирать информацию, оформлять свои мысли устно и письменно, учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе. Активная мыслительная деятельность расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребёнка, что является важным и актуальным в настоящее время.

Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.

Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.

Светлана Фёдоровна Марденская,

Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков

Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут, занимаясь в объединениях дополнительного образования . Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень психологической, физической, строевой, стрелковой подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.

Решить актуальную проблему заблаговременной подготовки допризывной молодежи к армии через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности, призвано военно-патриотическое объединение (далее ВПО) «Родина», созданное на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г. Абакана, которое объединяет 19 военно-патриотических объединений школ города.

В настоящее время разработаны несколько проектов: «Ралли выживания», «Школа безопасности», «Я – призывник». Все проекты получили грантовую поддержку Администрации города Абакана. Эти проекты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены единой общественно-значимой целью – военно-патриотическим воспитанием молодежи, что позволило выстроить систему в работе с допризывной молодежью школ города.

Была спланирована деятельность подростков через систему творческих дел, конкурсов, соревнований, обучения навыкам и приемам безопасной жизнедеятельности , встреч с людьми разных профессий по реализации целей проектов. Кроме того, авторы предоставили возможность свободного выбора того или иного вида деятельности каждому участнику, что способствовало переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогло самовыражению личности, дало возможность для осуществления самоподготовки и самореализации.

Важным моментом включения в систему подготовки допризывной молодежи к службе в армии явилась помощь социальных партнёров, родителей, привлечение ветеранов , младших школьников. Между всеми участниками системы военно-патриотического воспитания установлены отношения сотрудничества и диалога.

Система не может быть завершенной без анализа совместной деятельности, поэтому реализация проектов заканчивается представлением аналитических материалов, выпуском рекомендаций, сборников. Система хороша в развитии, поэтому нами определены и перспективы на будущее.

Продолжением проектов станет проведение профилактических мероприятий «День защитников Отечества» и «День безопасности в городе «Безопасный город».

Цель проектов:

· Формирование у учащихся социального и ответственного отношения к вопросам личной и коллективной безопасности.

· П овышение уровня правовой, физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи.

· Формирование у подростков навыков и привычек здорового образа жизни.

Задачи проектов:

· Повысить эффективность занятий по обучению детей навыкам военной подготовки;

· отработать и закрепить навыки огневой, строевой и физической подготовки;

· познакомить подростков с работой специализированной техники, оборудования;

· организовать методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений, руководителям отрядов ВПО, родителям и общественным организациям по вопросам подготовки юношей к службе в армии.

Проект «Ралли выживания» был задуман и реализован как подготовительный этап в подготовке допризывной молодежи к службе в армии.

Он предусматривал отработку навыков физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи, которая позволила бы подготовить их к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же в войсках, формированиях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе, правоохранительных органах и органах безопасности.

Были созданы миниполигоны по отработке перечисленных навыков; организована выставка военной, пожарной, спасательной техники, оборудования, спецодежды; организованы показательные выступления Южно-Сибирского спасательного отряда, ГУ «1 ОФПС по Республике Хакасия » и воинской части; проведены соревнования по прикладным видам спорта, смотр строевой подготовки и конкурс флагоносцев.

Наибольший интерес вызвала выставка техники, оборудования и показательные выступления спасательного отряда. Впервые подростки увидели наяву, как действует отряд, спасая имущество, технику и людей, как работает военная, спасательная, пожарная техника. Подростки тушили пожар, пользуясь огнетушителем , использовали медицинское оборудование для оказания помощи условно пострадавшему.

Проект «Тропа испытания» был реализован с целью выявления уровня ответственности молодежи по вопросам личной и коллективной безопасности, знания правовых основ службы в армии, истории создания Вооруженных Сил РФ, выдающихся людей, умения оказать помощь в чрезвычайных ситуациях. В ходе реализации проекта подростки встретились с представителями военкомата , которые осветили правовые вопросы призыва и службы в армии. Знание правовых норм было продемонстрировано в профилактическом мероприятии «Школа выживания», которое прошло в Центре детского творчества в виде конкурсных программ.

Сотрудники Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, пожарной охраны осветили вопросы безопасности жизнедеятельности, обучили навыкам оказания доврачебной помощи.

Проект «Я - призывник» позволил выявить, насколько допризывная молодежь овладела теми приемами и навыками, знаниями, которые были предложены в вышеперечисленных проектах. Он предусматривает закрепление полученных навыков в ходе проведения соревнований по различным направлениям безопасности жизнедеятельности: военной, пожарной безопасности , безопасности на дорогах города. Для этого был организован и уже проведен единый день безопасности в городе «Когда молчат сирены». В рамках проекта был проведён День безопасности, состоялся конкурс строевой подготовки, прошли соревнования на пожарно-прикладной полосе, по фигурному вождению велосипеда , сборке-разборке автомата, стрельбе из пневматической винтовки , метанию гранаты, работе в противогазе.

Успешной реализации проектов способствовали следующие факторы:

1. В реализации проектов приняли участие социальные партнёры: сотрудники военкомата, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, Государственного учреждения «1отдел федеральной пожарной службы по Республике Хакасия», Южно-Сибирский поисково-спасательный отряд, руководители профильных отрядов: военно - патриотические объединения, дружины юных пожарных, отряды «Спасателей», с которыми были проведены предварительные совещания по реализации проектов. Из их числа выбирались судьи и члены жюри, их присутствие придало значимость проводимым мероприятиям, обеспечило методическую и профессиональную поддержку в формирования приемов и навыков подготовки к военной службе и обеспечении безопасности жизнедеятельности. Сотрудники участвовали в обучении подростков навыкам выживания в экстремальных ситуациях, навыкам прохождения военной службы, навыкам оказания первой доврачебной помощи. Партнёры предоставили грамоты, дипломы, поощрительные призы для награждения победителей, что явилось стимулом к дальнейшей деятельности.

2. Использование специализированной военной, спасательной, пожарной техники, оборудования, спецодежды наглядно приблизило участников к реальной обстановке.

3. Важным моментом оказалось привлечение городских средств массовой информации к освещению проектной деятельности . Участники увидели себя на экранах телевизоров, прочли статьи в газетах, что, несомненно, повысило их самооценку и смотивировало на дальнейшее участие в проектах.

4. Мероприятия по проектам проводились вне помещения (на стадионе Центра детского творчества, уличных площадках, прилегающих к Центру детского творчества, в тире ближайшей школы), что создавало удобство для таких масштабных действий.

5. К участию в реализации проекта привлекались ветераны Великой Отечественной войны, младшие школьники, которые помогли оформить выставку рисунков, пожарной техники и оборудования, это обеспечило преемственность поколений.

Все проекты были предназначены не только для детей, но и для педагогов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей профильных отрядов. В ходе реализации проектов для них были проведены семинары, выпущены сборники, разработаны методические рекомендации по безопасности жизнедеятельности и работе с допризывной молодежью.

В результате в проектах приняли участие 23 военно-патриотических объединения школ города, 19 дружин юных пожарных, 23 отряда юных инспекторов дорожного движения, 8 отрядов юных помощников милиции, 1отряд спасателей общей численностью 3560 старших школьников и 1500 ребят среднего и старшего возраста. Проекты получили массу положительных отзывов, как со стороны участников, так и со стороны социума. Проходящие мимо горожане подолгу задерживались у соревнующихся команд. Много посетителей было и на выставке техники, оборудования. Получились большие городские мероприятия с участием школьников, горожан, партнёров, средств массовой информации.

Итогом реализации проектов стала диагностика контрольно-измерительных и нравственно-духовных параметров допризывной молодёжи:

· выполнены нормативы общефизической и специальной физической подготовки;

· выполнены нормативы разборки и сборки оружия и стрельбы из оружия;

· приобретены навыки выживания в сложных жизненных ситуациях;

· приобретен опыт физической и прикладной подготовки допризывной молодежи к службе в армии.

Нравственно-духовные параметры реализации проектов выражены:

· в популяризации деятельности общественных организаций и объединений по физической и прикладной подготовке допризывной молодежи к службе в армии и государственных структурах, связанных с охраной и соблюдением правопорядка;

· в активизации деятельности общественных объединений и организаций;

· в повышении престиж службы в Вооруженных Силах РФ;

· в приобретении навыков и привычек здорового образа жизни.

Участникам проекта предложено было ответить на несколько вопросов анкеты. На вопрос «Нужна ли нашей стране армия?» 93% подростков отвечают утвердительно до реализации проектов и 97% после реализации.

Диаграмма №1 . « Нужна ли нашей стране армия?»

Изменилось отношение подростков к службе в армии. Если в 2009 году хотели служить в армии 63 % подростков, то в 2010 году 72% респондентов не отказывались от службы в армии.

Диаграмма №2. « Хотел бы ты служить в армии?»


Изменилось так же отношение допризывной молодежи к тем, кто служит в армии. Если в 2009 году преобладали ответы неуважительного содержания («глупые», «не поступившие в ВУЗы», «неудачники» и т. д.), то в 2010г не было ни одного неуважительного отзыва о военнослужащих. Увеличился процент ответов: «Настоящие мужчины, патриоты» (42% респондентов), что, несомненно, говорит о росте престижа военной профессии.

Диаграмма №3. «Кто служит в армии?»

Свидетельством повышения престижа службы в армии является участие допризывной молодежи города в мероприятиях военно-патриотической направленности. Так за 2010-2011 учебный год допризывная молодежь участвовала в 24 городских массовых мероприятиях, которые охватили более 5 тысяч подростков. Сборная команда города три года подряд становится призером Спартакиады допризывного возраста Сибирского Федерального округа и России. Команда ВПО «Родина» стала Победителем «Всероссийского Слёта поисковых отрядов, военно-патриотических клубов и кадетских корпусов» 2011года, проходящего во Всероссийском Детском Центре «Океан». Командир штаба ВПО «Родина» Молчанов Роман награжден дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации и стал обладателем «Премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ», от 6 апреля 2006г. № 000 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».

В перспективе разрабатывается ещё один проект «Живёт такой парень», который будет включать чествование наиболее отличившихся участников проектов и торжественные проводы юношей в армию.

Основываясь на данных, полученных в ходе анкетирования, можно сделать вывод о том, что:

1. Тема «патриотизма» набирает популярность среди подростков нашего города;

2. Увеличивается количество подростков, вовлеченных в мероприятия патриотической направленности;

3. Повышается престиж службы в армии в социуме города Абакана и Республики Хакасия;

4. Оценка обучающимися значения военно-патриотического воспитания для успешной подготовки к службе в армии динамична. Больше половины опрошенных подростков считают его высокой и очень высокой.

Таким образом, проектная деятельность является одной из составляющих в системе патриотического воспитания ВПО «Родина» г. Абакана и способствует подготовке допризывной молодежи к службе в армии и воспитанию гражданина - патриота.

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников

Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач - исследование. Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе проектной деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. (Белых, С. Л. 2001)

Целью организации проектной работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

Основные задачи проектной работы:

    развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

    формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

    выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

    развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой;

    развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

    развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

    формирование чувства ответственности за порученное дело;

    воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы.

Кроме того, проектная деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в школе. В процессе занятий (над проектом, исследованием) формируются такие качества, как организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности, дисциплинированность, самоконтроль и навыки рефлексии - умения самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как положительных, так и отрицательных действий. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации творческого потенциала, самораскрытия и самореализации. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности:

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов,

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов,

4 уровень – творческий, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Успешная проектная деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной школе. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приёмы урочной, внеурочной и внеклассной работы. В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных Т.Д. Файн:

мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

специальные исследовательские умения и навыки.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения и воспитания в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Работая с младшими школьниками, руководствуются тремя принципами организации исследовательской деятельности:

    принцип доступности;

    принцип поуровневости;

    принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика. Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей и самих учеников. При этом "уровень школьника" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии проектной деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, работа для ученика должна иметь следующие результаты:

    Умение работать с информацией.

    Опыт целеполагания.

    Опыт планирования.

    Расширение кругозора.

    Развитие мышления.

    Развитие эмоциональной сферы.

    Опыт публичного выступления.

Исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Рекомендуется заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводятся на уроках природоведения, истории, литературы и др. А протяжённые во времени – в течение учебного года.

Проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

    постановка проблемы, формулирование темы;

    целеполагание, выдвижение гипотез;

    ознакомление с литературой по данной проблематике;

    овладение методами исследования;

    сбор собственного материала, его анализ;

    обобщение, выводы;

    защита работы.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

    игры;

    работа в библиотеке с каталогами;

    интеллектуальные головоломки;

    практические занятия;

    работа в компьютерном классе;

    дискуссии;

    беседы.

Цель проетной работы: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи исследовательской работы:

    Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

    Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

    Обучить основам оформления работ.

    Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

    Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Проектная деятельность является мощным средством формирования патриотизма младших школьников.

Цель проектной работы по формированию патриотизма младших школьников: воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Достижение цели предполагает решение следующих
задач :

    Через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность.

    Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа и народов других стран.

    Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными подвигами своих предков – воспитание уважения к истории, сохранение и приумножение традиций.

Решение поставленных задач возможно лишь совместными усилиями семьи и школы. Поэтому работа по формированию личности ученика должна осуществляться комплексно, через учебный и воспитательный процесс.

Семья для младшего школьника неоспоримая ценность. Изучение истории своей семьи, составление родословных таблиц под руководством педагога, позволяет не только формировать информационную компетенцию, но, как правило, и благотворно влияет на семейный микроклимат. А возможность продемонстрировать результат во время праздника создаёт ситуацию успеха и социального признания результатов труда. Формирование чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине.

Огромная роль в проектной работе по формированию патриотизма отводится работе классного руководителя.
Каждый педагог, став классным руководителем нового для него детского коллектива, хочет, чтобы в школе ученикам было радостно и комфортно, а воспитание переросло в самовоспитание. Но как научить любить Родину, быть милосердным и трудолюбивым? Как воспитать чувство ответственности, долга, патриотизма?
Формирование нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию .
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология
исследовательской и проектной деятельности . Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение.

В школе в проектно-исследовательскую деятельность могут быть активно включены дети, начиная с первого класса.

Подготовка к любому проекту начинается задолго до его выполнения.

Если проект – это желание как-то оформить накопленные знания и опыт, то исследовательская работа появляется в результате поиска новых знаний, неизвестного. Но тем не менее одно понятие не исключает другого.

Под проектом (исследованием) понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной (исследовательской) деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

    Направлены на достижение конкретных целей;

    Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

    Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;

    В определенной степени неповторимы и уникальны.

Участие в исследовательской проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Исследовательская проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Исследовательская проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
Исследовательская проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Исследовательская проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В содержании исследовательской проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Реализация исследовательской проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Выделяют проекты следующих типов:

    исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

    творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

    информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

    практико-ориентиоованные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.).

Организация исследовательской проектной деятельности

I Этап – проектировочный:

Определение темы исследования-проекта;

Определение названия исследования-проекта;

Формулировка дидактических целей и задач исследования- проекта;

Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;

Обсуждение возможных источников информации;

II Этап – практический:

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;

Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;

III Этап – заключительный:

Защита и оппонирование полученных результатов;

Оценка работы каждого участника группы;

Оценка работу группы;

Рефлексия.

При распределении ролей в исследовательских проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Технология исследовательской проектной деятельности может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Для классного руководителя и учителя, ключом к воспитанию патриота и социальноуспешной личности является деятельностный подход и технология исследовательской деятельности на межклассном уровне, соблюдая преемственность в обучении и воспитании. В основе педагогической работы лежат принципы уважения к личности ученика, вера в его творческие силы.
Каждое направление патриотического воспитания реализуется через систему учебно-воспитательных мероприятий: нетрадиционные уроки, тематические классные часы и родительские собрания, личные беседы, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков и плакатов, линейки, поездки и экскурсии, научно-исследовательские работы учащихся. Тесная связь поддерживается с музеями, библиотеками, общественными организациями.
В школьной практике хорошо работает методический прием шефских связей, когда сотрудничают классы старшей, средней и начальной ступени, когда передаются знания и воспитание идет по принципу преемственности поколений. Каждому занятию предшествует предварительная подготовка: совместное определение темы и названия исследовательского проекта, обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков, источников информации.

Результатом работы над проектом-исследованием может быть проведение совместного мероприятия; представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности; передача информации в школьный музей, создание стенда, плаката, газеты, участие в конкурсе и др. Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению исследовательского проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
В результате этого укрепляются шефские связи, идет процесс самообразования, накапливается социальный опыт, происходит интеграция научных знаний и образовательных технологий, реализуется личностный поход в обучении и воспитании учащихся.

Формы работы с учащимися разнообразны. В ходе занятий ученики не просто слушатели, они активные участники. Большую помощь в работе с младшими школьниками оказывают учащиеся среднего и старшего звена и родители: они руководят работой творческих групп, помогают делать презентации.

Проведенные мероприятия направлены на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, в том числе и патриотического воспитания школьников. Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся. Одним из способов формирования навыков исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии ученики сопоставляют разноплановую информацию, должны следить за логикой изложения, прослеживать взаимосвязь общего и частного, учиться наблюдать.

Патриотическая работа с использованием исследовательской проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

знания по истории и культуре родного края, истории школы;

ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;

реализация интересов и творческих способностей учащихся;

опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

формирование духовного мира личности учащихся;

опыт социальных отношений.

Исследовательская работа формирует умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему, представление которой развивает речь ученика. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В процессе исследовательской работы решаются следующие задачи. 1.Формирование специальных исследовательских умений и навыков; 2.Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации; 3. Формирование знаний о структуре, содержании, этапах исследовательской работы и её методах; 4. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности; 5.Овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, контролю и самооценке; 6.Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений; 7.Формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием исследовательской деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.