Профилактика плоскостопия у детей 3 4 лет. Профилактика и лечение плоскостопия у детей

Реферат

Плоскостопие у детей дошкольного возраста

Введение

дошкольный плоскостопие патология

Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 60%.

Человеческая нога от природы очень хорошо сконструирована. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Исследования, проведенные отечественными учеными в разные годы, выявили плоскостопие у 20-30% обследованных детей. По статистике у 6-7-летних детей плоскостопие отмечается 7-8% случаев. Плоскостопие у взрослых является, как правило, результатом недоразвития или деформации детской стопы - оно наблюдается примерно в 50% случаев.

Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокое расстройство здоровья и даже приводят к инвалидности. В силу самого характера болезни плоскостопие создает некоторые ограничения в выборе профессии.

Плоскостопие - трудноизлечимая болезнь. Для излечения его порой прибегают к оперативным вмешательствам. Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Однако немало детей страдают от этого недуга именно из-за не принятых вовремя мер профилактики плоскостопия.

1. Что представляет собой стопа

Человеческая стопа представляет собой сложнейший механизм. Известно, что ни у одного животного нет пружинящего свода стопы. Даже прыгучие кенгуру и тушканчики обходятся без него.

Стопа сложный биологический орган, напоминающий «сводчатое» сооружение. В продольном её направлении образуется продольный свод, а в поперечном - поперечный. Кости стопы соединены при помощи суставов и укреплены связками. Свод стопы удерживается длинной подошвенной и пяточно-ладьевидной связками. Следовательно, активная роль в поддержании высоты свода стопы, ее рессорной функции принадлежит мышечно-связочному, костно-мышечному аппарату стопы, мышцам голени, голеностопного сустава. Стопа как единое целое функционирует по законам биомеханики.

В норме при опоре на стопу основная нагрузка приходится на пяточную кость, головки I и V плюсневых костей и на наружный край стопы. Линия опоры стопы при плоскостопии смещается внутрь.

Значительную роль в удержании стопы в правильном положении играет суставная сумка, соединяющая кости стопы с костями голени, а также боковые связки с голеностопного сустава, внутренняя и наружная.

Костные своды стопы укреплены также мышцами и фасциями. Продольно расположенные мышцы укорачивают стопу, а косые и поперечные суживают. Такое двустороннее действие мышц сохраняет сводчатую форму стопы, обеспечивает пружинистость и эластичность походки. А это значительно смягчает удары стопы о землю во время ходьбы, бега, прыжков, ограждая, головной и спинной мозг, а также внутренние органы от сотрясения.

Стопы детей отличаются от стоп взрослых по своему строению и функции.

Вначале скелет стопы проходит хрящевую, а затем костную стадию развития. Заканчивается процесс превращения хрящевой ткани в костную к 15-19 годам. Вот почему детская стопа очень чувствительна как к положительным, так и отрицательным влияниям внешних факторов.

Особенность скелета детской стопы - ее радиальная, лучевая форма (т.е. она наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне пучков плюснефаланговых суставов, как у взрослых).

Кости стопы ребенка, особенно в возрасте 1-3 лет, интенсивно увеличиваются, дифференцируются по форме и структуре. Неокрепший костный аппарат с эластичными связками, слабыми мышцами является причиной значительных колебаний высоты свода в нагрузке.

Стопа ребенка на этапе ее формирования и развития имеет свои особенности. Так у детей до 5 лет на подошве хорошо развита подкожная жировая клетчатка, заполняющая свод стопы, что может быть ошибочно принято за плоскостопие. Объем движений стопы у детей больше, чем у стопы взрослых.


. Плоскостопие и его виды

Плоскостопие- заболевание, которое характеризуется деформацией сводов стопы (их уплощением). При развитии плоскостопия свод стопы перестает выполнять свою главную функцию - равномерное распределение нагрузки. Происходит нарушение амортизирующих свойств стопы.

Как уже было упомянуто выше, стопа человека в своей основе имеет два свода - продольный. При отсутствии каких-либо нарушений эти два свода и связочно-мышечный аппарат работают как единое целое, равномерно распределяют нагрузку и помогают организму удерживать равновесие. Однако в силу ряда причин в работе данной системы происходит дисбаланс. Начинается уплощение продольного свода стопы (продольное плоскостопие) или распластывание по ширине передней части стопы (поперечное плоскостопие). При сочетании обоих деформаций говорят о комбинированном или продольно-поперечном плоскостопии.

По характеру течения болезни выделяют 4 стадии плоскостопия: предболезни (продромальная стадия); перемежающегося плоскостопия; развития плоской стопы; плосковальгусной стопы.

По степени заболевания выделяют плоскостопие: I степени; II степени; III степени.

По этиологии заболевания плоскостопие разделяют на: врожденное; рахитическое; паралитическое; травматическое; статическое.

След ноги при различных степенях плоскостопия от нулевой до третьей

3. Особенности плоскостопия у детей дошкольного возраста

В норме свод стопы у детей до двух лет еще достаточно уплощен. Это связано с физиологическими особенностями развития человека - в раннем возрасте костная ткань еще достаточно эластичная и мягкая. Детская стопа в сравнении со стопой взрослого человека имеет ряд отличий: она короткая и широкая, пальцы неплотно прилегают друг к другу. Детские стопы не приспособлены к длительным нагрузкам, они очень быстро устают и более подвержены деформации. Наиболее часто детские стопы подвержены продольному плоскостопию.

Плоскостопие у детей может быть врожденным, что определяется уже в роддоме или на первом приеме у ортопеда, когда ребенку исполняется месяц. Врожденное плоскостопие может быть связано с целым рядом причин: наследственность, пороки развития. При врожденном заболевании лечение следует начинать с того момента, как поставлен диагноз. Для исправления врожденной деформации стоп нередко применяют специальные гипсовые повязки или специальные лангеты. Однако врожденное плоскостопие встречается достаточно редко.

Зачастую, плоскостопие носит приобретенный характер. Существует несколько основных физиологических причин развития плоскостопия у детей в раннем возрасте: неокрепшие кости; слабый мышечно-связочный аппарат.

Немаловажную роль для лечения плоскостопия в раннем возрасте играет лечебный массаж и лечебная физкультура. Для улучшения кровоснабжения и повышения тонуса мышц используется комплекс закаливающих процедур. Также для профилактики и лечения плоскостопия у детей используют специальную ортопедическую обувь или ортопедические стельки.

Ребенку не следует ходить дома босиком, особенно в возрасте до двух лет, так как поверхность пола ровная, а свод стопы еще полностью не сформирован. Зато в летний период прогулки босиком по песчаному пляжу, мелкому гравию или траве даже показаны.

. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее подбор: форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях.

Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп.

Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

Для профилактики плоскостопия у детей, начиная с 3-4 недель жизни ребенка, следует применять массаж. Массаж стоп способствует укреплению мышц, нормализации их тонуса, увеличению эластичности сухожилий и связок, подвижности суставов. По мнению многих авторов, в комплексы гимнастики для грудных детей, начиная с возраста 6-8 недель необходимо также включать специальные упражнения для стоп.

При обучении детей ходьбе наиболее эффективен показ движений. Показывая ходьбу, преподаватель должен сам идти естественным и легким шагом, не подчеркивая энергичный мах руками, не делая широких шагов. Словесные указания должны быть точными, понятными детям.

Для исправления такого недостатка, как шарканье стоп, рекомендуется вводить задания с переступанием линий, кубиков и т.п., приучающие ребенка выше поднимать ноги при ходьбе. Добиться того, чтобы при ходьбе ребенок разворачивал стопы наружу, не косолапил, можно путем создания специальных условий, которые позволили бы ему опереться на свои мышечные ощущения и конкретизировали бы поставленную перед ним задачу. Так, например, полезны упражнения в ходьбе по дорожке с обозначенными на ней следами, определяющими угол разворота носков наружу 13,5° для детей младших групп, 15° - для детей средней группы.

Для формирования навыка бесшумной ходьбы следует использовать образные сравнения («Походим тихо-тихо, как мышки»), игровые задания (например, преподаватель - «кот», а дети - «мышки», которые идут по кругу в колонне друг за другом, стараясь передвигаться бесшумно, а «кот» останавливает тех детей, которые допустили шарканье и шлепанье стопами).

В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы. Использование разнообразных видов ходьбы способствует не только укреплению мышц ног и стоп, но и формированию правильной походки.

В процессе занятий по физической культуре необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа для разгрузки стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Также положительное влияние на формирование сводов стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы.

В двигательной деятельности детей дошкольного возраста, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление.

У детей младшего дошкольного возраста стопа не обладает достаточной эластичностью, поэтому ребенок приземляется тяжело, на всю стопу, на прямые ноги. В связи с этим необходимо тщательно отбирать содержание прыжковых упражнений, доступных для ребенка, способствующих укреплению его нижних конечностей и тазового пояса. На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Необходимо шире использовать подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления - ритмичные приседания и выпрямления, переходящие в подпрыгивания.

Упражнения в прыжках в глубину (спрыгивание) для детей младших групп допускаются с предметов высотой не более 10-15 см и используются редко, так как стопа у детей развита еще не достаточно, координация движений слаба и приземление получается довольно жестким. При спрыгивании с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носки, а затем на всю стопу, сгибая колени. В средней и старшей группе допустимо спрыгивание с предметов высотой 20-30 см, а в подготовительной - 30-40 см.

Необходимо также учитывать, что при выраженном плоскостопии у детей упражнения в прыжках и спрыгивания с высоты исключаются.

Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем, следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде.

В течение урока по физической культуре дети не должны много стоять, во время объяснений их лучше посадить, так как детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям.

В большинстве случаев приобретенного плоскостопия коррекция может быть достигнута систематическим применением средств физического воспитания и лечебной физической культуры.

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования и инвентаря в повседневной самостоятельной двигательной деятельности. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

Закаливаниеявляется одной из форм физического воспитания детей. При планировании системы закаливания в детском саду с целью профилактики и коррекции плоскостопия следует предусмотреть применение закаливающих процедур для стоп.

С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК, которые назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной деятельности, увеличение силовой выносливости мышц нижних конечностей, повышение общей физической работоспособности.

При использовании средств ЛФК в начале лечебного курса специальные коррекционные упражнения выполняются из исходных положений лежа и сидя, при разгрузке стоп. Они включаются в занятие вместе с общеразвивающими в возрастающей дозировке; перед занятием целесообразно проводить массаж стоп. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки и т.п. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используются упражнения в ходьбе на носках, пятках, наружном крае стопы, с параллельной постановкой стоп.

Эффективность использования средств ЛФК при коррекции плоскостопия повышается при комплексном лечении, сочетании ЛФК с гигиеническими процедурами, рациональным двигательным режимом, ношением специальной обуви (стелек-супинаторов).

Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия.

Одним из традиционных методов закаливания человека, известных с древности и широко практикуемых во многих странах, является босо хождение. При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (но температурному и механическому раздражению) действуют на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему. Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении, особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое.

После каждого хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2-3-минутный массаж (разминание пальцев и подошв).

Начинать закаливание водой рекомендуют с наименее резких воздействий - местных обтираний или обливаний. Одной из наиболее простых и мягко действующих водных закаливающих процедур, которую можно применять не только абсолютно здоровым, но и ослабленным детям, является обтирание стоп. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Иногда в воду, которой пользуются для обтирания, с целью усиления ответной реакции кожи добавляют поваренную соль (из расчета 1-2 чайные ложки на стакан воды). Обтирание начинают с температуры воды 32-33°С, постепенно снижая ее на 1°С каждые 2-3 дня, постепенно доводя до температуры 15-16°С. Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой.

Другой эффективный способ закаливания ног и профилактики плоскостопия - контрастные ножные ванны. Ребенок погружает ноги в ведро или таз с водой, начиная с температуры 26-28°С и постепенно снижая ее через каждые 10 дней на 1°С, доводя ее до 15°С. Длительность приема первых ванн - не более 1 минуты, постепенно увеличивая время принятия процедуры до 5 минут. Во время ванны рекомендуется слегка двигать пальцами ног и стопами, выполнять «топтание» в воде. После ванны ноги тщательно вытирают досуха, особенно в межпальцевых промежутках. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

Регулярное обмывание стоп прохладной водой с последующим их растиранием также способствует профилактике и коррекции плоскостопия.

Любое закаливание необходимо проводить так, чтобы ребенок радовался, улыбался и ждал. Это и является сигналом правильности выбранной методики. Кроме того, большую роль при проведении любых закаливающих процедур играет эмоциональное состояние взрослого и его отношение к проводимым мероприятиям. Благоприятная социально-психологическая атмосфера повышает эффективность закаливания.

Итак, чрезмерная нагрузка на ноги и неудобная обувь постепенно лишают стопу данных ей от природы изящных изгибов или с самого начала мешают их развитию. Чтобы предотвратить возникновение плоскостопия у детей дошкольного возраста необходимо:

правильный выбор обуви с первых шагов - обувь должна быть удобной, легкой, соответствовать размеру, иметь жесткий задник и эффективно фиксировать ногу, иметь качественный супинатор и каблук 3 мм;

Прогулки босиком по песку, мелкому гравию, траве;

закаливающие процедуры для ног;

массаж стоп;

комплексные физические упражнения (для детей старшего возраста).

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Заключение

С первыми шагами ребенка начинается и процесс формирования его стоп. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало (иными словами, возникло плоскостопие), то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болям в спине и шейном отделе, артритам, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия с самого раннего детства.

Не следует забывать, что успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей.

Родители, педагоги, медицинский персонал образовательных учреждений должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребенка на боли при относительно невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях общеобразовательных учреждений должна осуществляться систематически. Это ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильная организация физического воспитания.

Список используемой литературы

1.Краснова И. Плоскостопие: мишка косолапый [Текст] / Краснова И. // Няня. - 2006. - №10. - с. 30-31

2.Максимова А. Мягкие шаги [Текст] / Максимова А. // Здоровье школьника. - 2010. - №8. - с. 50-51

.Нагорнова С. Здоровые стопы - уверенный шаг [Текст] / Нагорнова С. // Вы и ваш ребенок. - 2008. - №1. - с. 38-39

.Красикова А.С. Профилактика лечения плоскостопия - М., 2002.

Родители очень радуются первым шагам, которые делает их малыш. При этом они часто забывают, что с этого момента ножки ребенка испытывают серьезную нагрузку. Стопы начинают активно формироваться. С этого времени должна быть начата профилактика плоскостопия у детей Она включает в себя множество мероприятий, среди которых особая роль отводится упражнениям. Не менее важна для правильного развития стоп обувь. Последняя должна быть эргономической и качественной.

Что представляет собой плоскостопие

Многие люди не понаслышке знают о данном недуге. К сожалению, это достаточно распространенная патология, которая в запущенной стадии способна привести даже к инвалидности. Поэтому врачи не устают повторять, что профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста должна обязательно выполняться.

Итак, что же это за патология? Плоскостопие - один из самых частых недугов опорно-двигательной системы у малышей. Стопа ребенка при этом заболевании деформируется. Ее свод уплощается. Стопа принимает плоскую форму. В результате человек стоит, касаясь пола всей поверхностью.

Стоит учесть, что формирование костей стоп продолжается у ребенка до пятилетнего возраста. Поэтому диагноз "плоскостопие" можно поставить малышу только после этого возраста. В более ранние годы стопа еще развивается. Например, в двухлетнем возрасте плоская поверхность подошвы считается нормой.

В редких случаях плоскостопие диагностируется в младенчестве. Это врожденная патология, которая комбинируется с плосковальгусной деформацией стопы.

Симптомы патологии у детей

Родители должны знать, что профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста необходима всем малышам. Большинство мам и пап ошибочно полагают, что если врач не сказал им о данной патологии, значит, их ребенка она не коснется. Но, к сожалению, доктор способен определить недуг только у 5-летнего ребенка, когда стопа сформируется. И в этом случае потребуется серьезное лечение.

Но если постоянно проводится профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, то даже у крох, склонных к патологии, формируются правильные стопы.

Заподозрить развитие недуга родители могут по следующим признакам:

  • быстрая утомляемость при ходьбе;
  • отеки в области стоп;
  • ноющая боль в ногах;
  • увеличенная широкая стопа;
  • быстрый износ внутренних сторон каблуков и подошв;
  • нарушение осанки;
  • косолапость.

При такой симптоматике обязательно следует показать ребенка ортопеду.

Факторы, провоцирующие развитие заболевания

К сожалению, очень часто наблюдается у ребятишек плоскостопие. Его причины и профилактика у детей, в большей мере, зависят от родителей. Ведь довольно часто развивается недуг в результате неправильно подобранной обуви. Нередко источником проблемы становится гиподинамия.

Чтобы защитить кроху от развития плоскостопия, следует ознакомиться с основными факторами, приводящими к деформации:

  1. Ношение некачественной обуви (без супинатора, мягкой, с полностью плоской подошвой).
  2. Наследственность.
  3. Ведение малоподвижного образа жизни. Дети в наше время все больше увлекаются компьютером или планшетом, вместо того, чтобы участвовать в различных играх на улице.
  4. Большие нагрузки на ноги ребенка. Они могут возникнуть, например, при ожирении.
  5. Рахит. Развитие плоскостопия связано с хрупкостью костей, характерных для этого заболевания.
  6. Различные травмы стопы, в основном переломы.
  7. Паралич мышц. Патология развивается после полиомиелита.

Лечение заболевания

Если плоскостопие врожденное, то для борьбы с ним предпринимают следующее:

  1. Легкая форма вылечивается наложением гипса. Это позволяет закрепить стопу в нужном положении. Гипсовые повязки накладывают на неделю. Затем меняют на новые. Продолжительность лечения - около 10 недель. После этого ребенок проходит курс физиотерапии. Ему делают массажи и рекомендуют к ношению ортопедическую обувь, изготовленную по индивидуальному заказу в ателье. Кроме того, следует настроиться, что реабилитационная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста при таком состоянии понадобится длительная.
  2. Для лечения тяжелой формы применяют исключительно хирургическое вмешательство.

Терапия приобретенного плоскостопия длится довольно долгое время. Лечение состоит из следующих мероприятий:

  1. Ежедневные занятия лечебной физкультурой, которые укрепляют мышцы ног. В ходе упражнений используют также специальный неровности которого помогают укрепить подошвы стоп.
  2. Ношение ортопедической обуви. Она должна иметь жесткий высокий задник и ряд застежек, с помощью которых нога плотно фиксируется. Изготавливают такую обувь только из натуральных материалов. Обязательно делают небольшой каблучок и вставляют стельки с супинаторами. Ортопедические ботинки продаются в специализированных торговых точках либо изготавливаются на заказ по направлению ортопеда.
  3. Массаж. По назначению врача делают курсами по 10-15 сеансов.
  4. Физиотерапевтические процедуры назначают 2 раза в год. Чаще всего это электрофорез и электромиостимуляция.

Занятия гимнастикой

Для правильного формирования стоп необходимо выполнять специальные упражнения. Гимнастика позволяет корректировать даже наметившуюся деформацию. Именно на ней основана профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения, позволяющие разрабатывать стопу, будут предложены ортопедом.

Сама гимнастика несложна. Родители легко смогут выполнять ее самостоятельно. А если разнообразить ее играми, то настоящий восторг вызовет такая профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Упражнения в положении сидя:

  1. Медленно сгибают и разгибают пальцы ног.
  2. Поглаживание. Проводят большим пальцем ноги по голени другой конечности. Ведите снизу вверх. Потом проделать то же движение другой ногой. Выполняется упражнение несколько раз.
  3. Подошвой и внутренней частью стопы одной ноги проводить по голени другой. Выполняется также несколько раз.
  4. Ноги поставить на пол, под прямым углом. Удерживая пятки, поднимать носки стопы.
  5. Соединить подошвы ног. Держать в такой позиции, в течение нескольких минут.
  6. Развести пятки в стороны. Носочки держать вместе.
  7. Катать подошвами мячик.
  8. Брать пальцами ног мелкие предметы. Затем перекладывать их.

Лечебная ходьба:

  1. Ходить, перекатываясь с пятки на носок. Стараться ступать на всю стопу.
  2. При ходьбе, поджимать и вытягивать пальцы ног.
  3. Выбирайте неровные поверхности. Именно по ним необходимо ходить. Это может быть галька, трава. Очень полезен массажный коврик.

Упражнения в положении стоя:

  1. Перекатываться с пяток на носки. Затем на внутреннюю и наружную части стопы.
  2. Приседать, без отрыва пяток от пола.
  3. Стоять попеременно на внешней и внутренней стороне стопы.

Кроме того, не забывайте, что малышам очень быстро надоедает выполнять гимнастику. Поэтому приведенный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей необходимо разнообразить элементами игр.

Домашние методы

Для поддержания нормального развития стоп ребенка необходимы физические нагрузки и правильный рацион.

Как происходит профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях? Существует множество прекрасных методов.

  1. Малыш должен много двигаться, поэтому не рекомендуется держать его все время завернутым в пеленки.
  2. Для купания предпочтительнее использовать большую ванну, где ребенок сможет перемещаться, совершая плавательные движения.
  3. После принятия водных процедур нужно сделать легкий
  4. Не надо бояться, если ребенок ходит летом босиком по траве и песку. Это положительно влияет на формирование стопы.
  5. Хорошо действует ванна для ног с использованием морской соли. Подготовить эту процедуру очень просто. В большую ванну наливают воду, чтобы она покрывала щиколотки ребенка. Растворяют в ней морскую соль, оставляя немного кристаллов на дне. Малыш должен походить по дну ванны, как по мелководью.

Это прекрасная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Консультация ортопеда позволит вам расширить список лечебных мероприятий, которые могут применяться в домашних условиях.

Массажные коврики

Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Массажные коврики выпускают с разнообразной поверхностью. Делают их из натуральных материалов.

Вполне достаточно, чтобы малыш походил по поверхности массажного коврика в течение 5 минут в день.

Массаж стоп

Очень эффективный метод профилактики плоскостопия. Лучше, если эту процедуру будет выполнять профессиональный массажист.

Но если родители хотят сами проводить данное мероприятие, то им следует ознакомиться с методикой проведения:

  1. Перед началом процедуры следует разогреть организм гимнастикой или принять контрастный душ.
  2. Начинать массаж сверху. Размять бедра, затем икры и
  3. Промассировать внутреннюю и внешнюю стороны стопы.
  4. Перейти к обработке подошвы.

Продолжительность массажа - около четверти часа.

Занятия физкультурой в ДОУ

В образовательных учреждениях придают большое внимание профилактике плоскостопия. и школах практикуются на занятиях физкультурой различные варианты ходьбы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ чаще всего носит характер игры. Специально разработанный комплекс упражнений, сопровождается чтением стишков. Это нравится малышам и привносит в занятие элементы игры.

Профилактика плоскостопия

Детей упражнения привлекают лишь в том случае, если они выполняются в игровой форме.

Именно поэтому в детских садах чаще всего используется гимнастика, по типу следующего комплекса:

«Качели»

Ребенок сидит на гимнастической скамейке, вытянув ноги и опираясь пятками на пол. При слове «вверх» тянет носки ног на себя. Затем опускает при слове «Вниз» к полу.

Сопровождается четверостишием:

Ах, качели, ах, качели,

Прямо к небу подлетели,

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Только крепко ты держись!

«Хлопки»

Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны. Потом соединить, выполняя своеобразные хлопки.

Мы хлопали-хлопали в ладошки,

А теперь работают наши ножки!

«Балет»

Ребенок, сидя, упирается руками на скамейку. Ноги вытянуты. Подтягивает конечности, опираясь на пальцы. Затем возвращается в исходное положение, направляя носки на себя.

Ножки пляшут, как в балете,

Это пляшут наши дети,

Стали ножки выставлять,

И на пальчиках стоять.

«Барабанщик»

Поджать пальцы ног и, сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм стишка пальцами:

Есть у Миши барабан,

Загремел, как ураган.

Но его когда дарили,

То потише попросили.

Но зачем тогда он есть,

Если им нельзя греметь?

«Паучок»

Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он обхватывает пальцами ног.

Паучок ползет по дорожке,

Быстро он переставляет ножки.

«Веселый ежик»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он катает мячик от носка к пятке, меняя ноги.

Ежик бежит по дорожке,

А мы массируем ножки!

«Художник»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры - круги, квадраты.

Будут дети рисовать,

Сегодня только ножками!

Станут ножки выполнять

Замысел художника!

«Улитка»

Ребенок, стоя, поднимает пальцы ног. Подгибает их и упирается в пол. Начинает двигаться вперед.

Нам покажут наши ножки,

Как топает улитка по дорожке!

«Пяточки»

Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу.

Хватит нежиться в кроватке,

Нужно разминать нам пятки!

«Маляр»

Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой.

Красить дом уже пора,

Мы позвали маляра!

Но не с кисточкой, ведром,

Мастер к нам пришел в наш дом!

Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения. Ребенок запоминает стишки и может потом по настроению выполнять их сам, даже вне физкультурных занятий.

Занятия со специальным оборудованием

Следует заметить, что воспитателями предусматривается профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Ведь такие недуги очень часто встречаются в последнее время у ребят. К тому же деформация стоп приводит к смещению центра тяжести. В результате нередко развивается нарушение осанки.

Для выполнения такой зарядки понадобится специальное оборудование.

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста подразумевает использование дорожек:

  1. Зебра. Делают ее из плотной ткани с кармашками, в которые кладут разные наполнители. Это могут быть камешки, горох, маленькие шишки.
  2. Цветочная поляна. На кусок плотной ткани пришивают разные предметы - бусины, пуговицы, косточки от счет, пластиковые цветы.
  3. Извилистая дорожка. Берут полосу плотной ткани и нашивают на нее, в виде змейки, веревку с завязанными узлами.
  4. Полоса препятствий. Поролон разрезать на квадраты и обшить тканью. На квадратах фиксируют предметы, которые могут стимулировать стопы (карандаши, крышки от пластиковых бутылок, веревочки, пуговицы). Поролоновые квадраты соединяют друг с другом.

Что должны помнить родители

Для снижения опасности развития патологии, профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей должна начинаться с первых шагов малыша.

Помогают следующие методы:

  1. Когда ребенок только начинает вставать, держась за опору, необходимо, чтобы он делал это в обуви. Последняя должна быть изготовлена из натуральных материалов и плотно фиксировать стопу, за счет жесткого задника. Использование рекомендованной обуви предотвращает неправильную постановку стоп.
  2. Нельзя допускать, чтобы ребенок донашивал ботинки за старшими детьми. Ведь они стаптываются, и могут изменить расположение стопы.
  3. Закаливание помогает организму всегда быть в тонусе. Соответственно, активизируется мышечная деятельность. А хорошая работа таких тканей защищает от развития плоскостопия.
  4. Прием контрастных ванночек для стоп. Берут две емкости. Наливают в одну - воду температурой в 40 градусов, в другую - в 33. Ножки попеременно опускают в тазики с водой, в течение 10 минут. Следует учитывать, что эту процедуру можно проводить только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Применение морской соли в ванночках для ног, и при купании. Если есть возможность вывезти ребенка к морю, обязательно нужно это сделать. Соль оказывает тонизирующее действие на мышцы и сосуды. Морская вода, за счет своей плотности, способна заменить массаж.
  6. Прогулки босиком позволяют стопам получать стимулирующее воздействие. Ходить лучше по неровным поверхностям. Летом это трава, галька, песок. Зимой для продолжения профилактики можно рассыпать на полу мелкие предметы, такие как горох, плоские пуговицы, фасоль. Предложите крохе походить по ним.
46

Здоровье 13.08.2014

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поговорим о профилактике и лечении плоскостопия у детей. Наверно, эта проблема знакома очень многим родителям. И речь идет не только о том, что это плоскостопие — это косметический дефект стопы, а речь идет о здоровье наших детей. И всем мудрым родителям надо знать все тонкости по этой теме. Предлагаю это обсудить в сегодняшней статье.

Что такое плоскостопие? Это деформация стопы, которая характеризуется опущением поперечного и продольного сводов стопы. Приведены данные, что 70 % школьников уже страдают плоскостопием. Вдумаемся в эти цифры. Просто ошеломляющие. Об этом теперь более подробно.

Почему появляется плоскостопие?

Причин здесь несколько. Дети наши ходят по ровной и достаточно жесткой поверхности. Мы практически забыли, что такое ходить босиком (по траве, по песочку, по камням). В результате всего наша стопа недополучает очень ценную информацию, которая находится в окружающей нас среде. Мышцы становятся вялыми, связки расслабляются, и в результате всего этого возникает плоскостопие. Кому — то это может показаться незначительной проблемой. Ведь так много людей этим страдают и вроде ничего… Однако, посмотрев на это с другой стороны, можно понять, что плоскостопие — это очень серьезная проблема.

Чем грозит плоскостопие?

Из-за плоскостопия в организме нарушается работа верхних суставов, напрягаются колени, тазобедренный сустав, искривляется осанка, могут появляться головные боли, боли в позвоночнике.

Диагностика плоскостопия у детей.

Как родители могут определить плоскостопие у детей?

  • Прежде всего, надо посмотреть на ноги ребенка сзади. При плоскостопии пятки ребенка будут стоять неровно, отклонены.
  • Посмотрите на обувь ребенка. При проблемах она неравномерно стачивается. Появляется стоптанность обуви.
  • Посмотрите, как ребенок ставит стопу на опору: полностью или нет.
  • Можно проверить плоскостопие по отпечатку ноги ребенка. Лучше всего, конечно, для такой диагностики обратиться к врачу ортопеду. Только он скажет вам о серьезности проблем, нужно ли лечить ребенка или просто наблюдаться у врача.

Профилактика плоскостопия у детей.

Можно ли предупредить и приостановить развитие плоскостопия у детей? Нужно как можно раньше установить диагноз плоскостопия у детей. Если нашли какие-то изменения у ребенка в стопе, то у детей гораздо проще повлиять на их дальнейшую судьбу, все лечебные мероприятия у них приносят большую пользу, чем у взрослых, возможности коррекции достаточно широки. Поэтому как можно раньше надо обратиться к ортопеду, чтобы он подобрал комплекс всех процедур.

Меры профилактики плоскостопия у детей:

  • Обращайтесь к врачу. Он подскажет, какую надо приобрести обувь для ребенка. Обувь обычно рекомендуют покупать специальную, с жесткой фиксацией, закрытым носиком, на небольшой каблучке (0,5 см).
  • Пусть ребенок как можно чаще при возможности ходит босиком по песку, гальке, траве. Конечно, здесь мудрость наша нужна.
  • Полезны ножные ванночки для ног детей, лучше такие ванночки делать с контрастной температурой, и затем хорошо растереть ноги жестким полотенцем, а также проводить массаж ступней и ног.
  • Чередовать периоды активности ребенка и отдыхом, чтобы нагрузка на ноги не была чрезмерной.
  • Приобрести специальный массажный коврик и заниматься с ребенком на нем.
  • Укреплять в целом иммунитет ребенка.
  • Особое внимание нужно уделить всему, когда ребенок только-только начинает ходить.

Лечение плоскостопия у детей.

Основные пункты лечения плоскостопия у детей сводятся к тому, что ребенку назначаются ортопедические стельки, обязательно назначается лечебная физкультура, массаж, возможно, методы физиотерапевтического воздействия.

А теперь мы рассмотрим упражнения для профилактики плоскостопия у детей. С нами поделится всем практическим опытом воспитатель детского сада Пивнева Ольга из г. Грязовец. Передаю слово Ольге.

Я покажу оборудование и инвентарь, который использую в своей работе (во время утренней и бодрящей гимнастики, на физкультурных занятиях, в свободное время).

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей.

Массажные дорожки из пуговиц и бусинок

Пуговки и бусинки пришиты. На первой массажной дорожке я из пуговиц вышивала геометрические фигуры. (Дорожке, наверное, 15 лет.)

Дополнительно при ходьбе по массажным дорожкам детям можно предложить такие задания: например, найди треугольник и круг – пошагай по ним; найди маленький круг и перешагни его.

Массажные дорожки из пробочек от пластиковых бутылок

На пробочках с помощью шила сделаны дырочки на расстоянии друг от друга 1 см. Пробочки пришиты.

Массажные дорожки из подставок под горячее

Для изготовления дорожки я использовала подставки под горячее (большие и маленькие). Скрепила их между собой мягкой цветной проволокой.

Массажные дорожки из металлических пробочек

Для изготовления дорожки использовала: деревянную дощечку (покрасила её в серый цвет); пробочки от лимонада и пива (вымыла их раствором с хлоркой); декоративные гвоздики; молоток.

Массажные дорожки прекрасно массирует ступни ног. Мои воспитанники в возрасте до 4 лет ходят по таким дорожкам в носочках. Но есть и смельчаки! А дети постарше по таким дорожкам ходят смело, не боясь. Сделайте себе такой массажёр, не пожалеете!!!

Массажная дорожка из деревянных палочек

Массажёр «Набивные мешочки»

Тряпичные мешочки набиты горохом, фасолью, рисом, гречей, мелкими камушками, желудями.

Массажные коврики «Камни»

Это покупные массажные коврики. При ходьбе по таким коврикам можно дать задания:

  • попрыгай по синему квадратику;
  • перешагни через жёлтый;
  • пройди по узкой дорожке, по широкой.

Массажёр «Косички»

  • Ходьба по косичке;
  • упражнение «Растяни косичку». Ребёнок сидит на стуле. Предложите ему захватить концы косички пальцами, ножки приподнять и развести их в стороны. Повторить упражнение раза 3-4.

Упражнения с деревянными палочкими.

Сидя на стуле, ребёнок ступнями ног катает палочки. Катать палочки можно двумя ногами вместе или сначала одной, а потом другой.

Аналогично можно выполнить упражнения, используя такой массажёр.

Упражнение «Подними пробочку»

Ребёнок сидит на стуле. Предложите ему пальчиками захватить пробочку и удержать её в таком положении (счёт до 3). Разжать пальчики, чтобы пробочка упала. Повторить упражнение. То же самое упражнение повторить и другой ножкой.

Для захватывания можно также использовать палочки, карандаши, камушки, платочки, верёвочки, шнурочки…

Упражнение с гимнастическими палками

Положите около стула гимнастическую палку. Предложите ребёнку встать ножками на неё и, взявшись (придерживаясь) за спинку стула приседать.

Предложите походить по палочке взад – вперед.

В летнее время на улице детям можно предложить походить босичком по травке, по песочку (обыграйте: представьте, что вы идёте по тёплому морскому берегу, слышен шум моря. А что ещё вы слышите?…), по плоским камушкам на носочках (обыграйте: Лисичка крадётся на носочках, высматривает зайчика), на пяточках (обыграйте: Козлик упирается, не хочет идти домой, не слушается хозяйки), на внутренних и внешних сводах стопы (обыграйте: Мишка переваливается с боку на бок, сердится, не может найти ягодки малины, мёда).

Желаю всем читателям блога крепкого здоровья и успехов во всём.

Пивнева Ольга, г. Грязовец

Вот такие замечательные советы, упражнения для профилактики плоскостопия у детей от Ольги. Огромное ей спасибо.

А для души мы сегодня послушаем You raise me up with Secret Garden . Удивительная композиция, такая песня. Secret Garden с певцами Espen Grjotheim and Tracey Campbell Надеюсь, вам понравится.

Желаю всем здоровья. Надеюсь, что советы по профилактике и лечении плоскостопия у детей будут вам полезны. Наслаждайтесь летом. Не так и долго нам остались вот такие теплые денечки. Красоты всем, тепла и радости жизни.

Сегодня у меня на блоге снова статья в рубрике «Рецепты от читателей». Я так рада, что новая рубрика моя начинает просто оживать. И опять...

Профилактика плоскостопия у детей.

Уже в младенческом возрасте следует обеспечить малышу наибольшую свободу движений, мышцы его должны правильно развиваться. Нельзя стеснять стопы ребенка тесными носками, тугими ползунками, не стоит детям до года надевать ботинки. Свободные, неограниченные движений стоп и пальцев малыша способствуют правильному развитию мышц, связок и костей стоп, что, в конечном итоге, определяет их строение и форму.

Массаж, гимнастика, плавание укрепляют детский организм, улучшают обмен веществ, способствуют развитию всех органов и систем, особенно костно-мышечной и таким образом хорошо подготавливают ребенка к предстоящим нагрузкам. Очень ответственный этап - вставание ребенка на ножки и первые шаги. Ожидая этого момента с вполне понятным нетерпением, многие родители стараются ускорить его, не отдавая себе отчета, что причиняют своему малышу непоправимый вред. Нужно дать ребенку ползать до тех пор, пока есть возможность; ползание - очень полезно для гармоничного физического развития. Ну, а когда ребенок самостоятельно встанет и пойдет, не стоит ограничивать его в передвижениях манежем. Длительное стояние - слишком большая нагрузка для неокрепших еще костей, мышц и связок стопы.

Ребенок, начиная ходить, широко расставляет ноги, увеличивая, таким образом, площадь опоры. Это нормально, но к 2-3 годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребенок ставит стопы почти параллельно и на небольшом расстоянии друг от друга. Если походка правильная, то и нагрузка на стопы будет распределяться равномерно. В противном случае велик риск формирования плоско-вальгусных стоп. Для предупреждения и лечения этой, весьма распространенной патологической установки широко используется специальный массаж и лечебная гимнастика.

Для развития стопы ребёнка важен правильный подбор обуви. Правильно подобранная, удобная обувь чрезвычайно важна для полноценного развития стоп ребенка. Тесная обувь, как и очень свободная, вредна и может являться даже причиной некоторых заболеваний стоп.

Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, практически полностью исключает движения пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы - частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре.

Слишком широкая и свободная обувь приводит к нестабильности стопы при движении, в результате чего нарушается походка, и даже возможны подвывихи в голеностопном суставе.

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует знать, при нагрузке он увеличивается, и в длину, и в ширину. Поэтому необходимо измерять размер стопы только у стоящего ребенка.

Малыша ставят на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. Стопы очерчивают перпендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точкой (рис. А).

Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.

Есть более простой, но менее точный способ определения соответствия обуви стопе ребенка. В расшнурованный или расстегнутый ботинок или туфельку устанавливают ножку малыша поверх обуви, погружая в нее только пятку. При этом пятка должна касаться задника обуви (рис. Б). Если пальцы стопы совпадают с носком обуви, а тем более свисают, то эта обувь слишком мала.

Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком обуви было расстояние примерно в один сантиметр (рис. В).

При покупке новой обуви нужно обратить внимание на задник, он должен быть достаточно жестким. Особенно это важно для малышей, часто болеющих, ослабленных, детей с признаками рахита, с искривлением ног. Таким детям лучше покупать высокие ботинки со шнуровкой, которые надежно фиксируют голеностопные суставы. Летом можно подобрать туфли или сандалии с жестким и высоким задником на шнурках или с ремешком. Каблучок необходим, широкий, высотой до 2-х сантиметров (вместе с толщиной подошвы).

Рис.А. Измерение

размера стопы

Рис.Б. Примерка обуви

Рис.В. Правильная

длина обуви

Подошва - это тоже важно - должна быть эластичной, чтобы не препятствовать перекату стопы при ходьбе. Обувь лучше покупать кожаную, с широкими и умеренно высокими носками, твердыми задниками, стабилизирующими заднюю часть стопы и широким, низким каблуком. Нога ребенка растет очень быстро, поэтому необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2-3 месяца, чтобы вовремя заметить изменения и подобрать новую обувь.

Уход за стопами.

Залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними. Ежедневно перед сном надо мыть ребенку ноги и тщательно вытирать их досуха, особенно - межпальцевые промежутки.

Ногти обрезать следует не реже одного раза в две недели. Лучше это делать после общей ванны или после мытья ног. Ногти надо обрезать поперек, не округляя их по бокам. Никогда не обрезайте их «до предела», до ногтевого ложа, это чревато развитием вросших ногтей.

Иногда можно устраивать ребенку «морские ванны». Морская соль, 1 растворенная в воде, оказывает благотворное воздействие на стопы. Налейте «морской воды» в ванну так, чтобы она закрывала щиколотки и позвольте ребенку походить по дну ванны. Для большего эффекта можно на дно ванны постелить рельефный коврик или насыпать гальку.

Очень полезно предоставлять малышу возможность ходить босиком: летом - по земле, траве, песку или гальке, дома - по полу, по коврикам с рельефными поверхностями. Хорошо, если ребенок лазает босиком по шведской стенке, по лесенкам. Можно набить полотняный мешок песком или мелкой галькой и предлагать «топтать» его босыми ногами.

Ну, а летом - ходьба босиком по теплому песку и прохладной земле, мокрой от росы траве, мелким камешкам.

Во время прогулок не нужно ограничивать ребенка в движении, не вынуждать его долго стоять. Стопы человеку даны для передвижения, а не для стояния.

К сожалению, современные городские дети не получают достаточной физической нагрузки. Они практически обездвижены: в детском саду - тихо играют, сидя или стоя, дома - часами сидят перед телевизором, прогулка ограничена дорогой в детсад и походом с мамой по магазинам. И как результат - общее ослабление организма, особенно костно-мышечной системы, которая находится в стадии формирования.

Нижние конечности «строятся» в течение 10-12 лет, особенно интенсивно в 3-4 года. А если ребенок мало ходит, не бегает, не прыгает, не лазает, - его мышцы не тренируются, плохо снабжаются кровью (плохо питаются), поэтому становятся слабыми, дряблыми и даже подвергаются атрофии.

Ребенок должен много двигаться; сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия.

Необходимо следите за походкой ребенка и дома, и во время прогулки. Позволять ему ходить дома босиком, но не просто так, а выполняя различные задания. Учить ребенка ходить на носочках, на пятках, на наружных краях стопы. Предлагать ему поднимать с пола мелкие предметы пальцами ног, катать стопами мячик. Эти упражнения необходимо обыгрывать, иначе они быстро наскучат и вам и малышу. Например, играть в зверей: лисичка тихо крадется на цыпочках, козочка громко стучит копытцами - пятками, мишка косолапый идет на наружных краях стоп. Приучать малыша к правильной походке, к равномерному распределению веса тела на обе стопы.

Особо необходимо заострить внимание на профилактические осмотры ребёнка врачом ортопедом-травматологом.

Профилактические осмотры у специалистов - это не прихоть медиков, а необходимая мера. Главное - не пропустить время посещения врача. Осмотр у ортопеда проводится:

  • на первом месяце жизни, это необходимо для исключения врожденных деформаций и заболеваний скелета, в том числе и врожденного плоскостопия;
  • в 3- и в 6-месячном возрасте, когда можно выявить рахит;
  • в 1 год. Это важный этап в жизни ребенка, когда он самостоятельно сидит, ползает, ходит. В это время врач проверяет правильность естественных изгибов позвоночника, объем движений в суставах;
  • в 3 года. Ортопед проверяет осанку , походку, измеряет длину конечностей, исследует состояние стоп.

В идеале с этого возраста посещать ортопеда с ребенком надо каждый год - чтобы не упустить развитие плоскостопия. Родителям необходимо быть готовыми к тому, что ортопед (если он сомневается в постановке окончательного диагноза) направит маленького пациента на дополнительный осмотр в консультативно-диагностический центр.

Если ребенок ходит в садик, эта проблема снимается сама собой - дошколят в детских учреждениях осматривают достаточно регулярно. А вот если ребенок до 1-го класса растет дома, родителям следует помнить о дате медосмотра. Дети, у которых обнаружено плоскостопие, находятся на диспансерном учете у ортопеда до 14-15 лет. За это время они проходят курсы физиотерапии, лечебного массажа, направляются на санаторно-курортное лечение, а при необходимости им изготавливается специальная ортопедическая обувь.


Плоскостопие - распространенное заболевание. Особенно часто можно услышать такой диагноз на приеме у детского врача. Около 40% детей подвержены этому заболеванию, но от него не защищены и взрослые. Причинами тому является малоподвижный образ жизни, неправильно подобранная обувь, лишний вес, генетическая предрасположенность, хотя последнее встречается крайне редко.

На первый взгляд, плоскостопие - это не страшно, поэтому многие люди не занимаются его предупреждением, но оно грозит осложнениями. Из-за деформации стопы в нижних конечностях могут развиться артрит, артроз, а также сколиоз, что сопровождается болезненными ощущениями. Поэтому, чтобы избежать проблем со здоровьем, проще заниматься профилактикой плоскостопия, чем потом его лечить.

Профилактические меры для взрослых

Предотвращение плоскостопия у взрослых не отнимает много времени и усилий. Оно заключается в , но заниматься нужно ежедневно, минимум один раз, уделяя этому 10–15 минут. Если не выполнять необходимое количество упражнений, то они будут бесполезны.

Комплекс направлен на то, чтобы тренировать мышцы, суставы и связки ног. Это поможет не только избежать плоскостопия, но и улучшить походку, снять лишнюю нагрузку с позвоночника, выровнять осанку.

Выполнять упражнения необязательно дома, этим можно заниматься и сидя на работе, не отрываясь от дел. Со временем эти упражнения станут уже интуитивными и не нужно будет задумываться над техникой их правильного выполнения.

Примеры упражнений, которые выполняются в положении сидя:

  • пятки прижать к полу, носки максимально сводить и разводить;
  • вращение ступнями в две стороны;
  • поставить ноги на гимнастическую палку, свести и развести стопы, не отрывая свод от опоры, повторить 15-20 раз;
  • тянуть носки сначала на себя, а потом от себя;
  • сгибать и разгибать пальцы ног;
  • сгребать пальцами ног песок, мелкие детали;
  • катать по полу ногами овальные предметы;
  • катать гимнастическую палку по полу около двух минут, плотно прижимая ступни к снаряду;
  • подогнув пальцы и передвигать ноги вперед не отрывая их от пола; сделать несколько повторов;
  • отрывать пальцы и пятки от пола по очереди.

В положении стоя:

  • подняться на носках;
  • перекатываться с носка на наружную часть стопы;
  • приседания без отрыва пяток от пола;
  • вращать голень одной ноги, затем повторить упражнение для другой ноги.

Существуют и другие профилактические меры, направленные на предупреждение плоскостопия у взрослого человека. Например, специальные ортопедические изделия. Они помогают справиться с уже существующими дефектами опорно-двигательного аппарата, но подходят и для того, чтобы избежать различного вида заболеваний.

Если большая часть дня проходит в движении, то помогут специальные . Они не могут стать заменой упражнениям, направленным на движение стоп, но выполняют ряд полезных функций, положительно отражающихся на здоровье:

  • улучшают кровообращение в нижней части конечностей;
  • обеспечивают устойчивость при ходьбе;
  • распределяют нагрузку на ноги;
  • способствуют уменьшению усталости и болезненных ощущений.

Методы профилактики для детей

Главное правило, позволяющее избежать развития плоскостопия у детей, - ношение правильно подобранной обуви. Приветствуется наличие небольшого подъема пятки на подошве и ортопедической стельки. Не стоит донашивать обувь других детей, так как она уже разносилась и адаптировалась под чужую ступню. Рекомендуется не избегать босых прогулок по песку, траве, гальке и т. д. Создать такие поверхности можно и в домашних условиях: мелкие камни может заменить горох, а манная крупа подойдет вместо песка.

Не стоит недооценивать роль питания при профилактике детского плоскостопия. Важно, чтобы в организм поступало много витаминов, особенно кальция и фосфора.

Легко делать с детьми профилактические упражнения, которые можно превратить в игру и доставить ребенку удовольствие. Так вы не только предупредите плоскостопие, но и будете развивать фантазию ребенка.

Распространенное упражнение: поднять карандаш пальцами ног и продержать 30–40 секунд. Не давайте ребенку прямых указаний, а притворитесь обезьянами, которые хотят съесть банан при помощи ноги. Упражнение поможет развивать пальцы ног, улучшить кровообращение, и в следующий раз он самостоятельно будет проводить такие манипуляции во время игр.

Примеры упражнений для детей:

  1. Упражнение получило название «Гусеница» из-за техники его выполнения. Сидя на стуле, широко расставить ноги. Сначала приближайте, а затем отдаляйте от себя ноги при помощи сгибания и разгибания пальцев, имитируя движение гусеницы.
  2. Проходить 1–2 минуты на носках, потом 30–60 секунд на пятках. Повторять несколько раз в день.
  3. Стоя, сомкнуть ноги вместе, а потом развести как можно шире носки. Вернуться в исходное положение. Повторить действия еще раз.
  4. Ходьба вприсядку 30–60 секунд, затем столько же в полуприседе.
  5. Рисование ногой. Захватываем кисть (карандаш, фломастер) пальцами ног и пытаемся что-нибудь нарисовать. Проделывать такие манипуляции обеими ногами поочередно или одновременно.

Прибегая к таким профилактическим мерам, не заставляйте ребенка выполнять упражнения, а делайте все вместе легко и непринужденно.

Существуют также специальные , которые позволяют стопе не деформироваться, их можно расстелить в детской. Они полезны для взрослых тоже.

Ванночки и массаж

Методом предупреждения плоскостопия являются специальный массаж и ванночки. Делать их можно как взрослому, так и ребенку, начиная с младенческого возраста:

  1. Ребенок лежит на спине. Взять средним и указательными пальцами ногу ребенка так, чтобы подошва была повернута так же, как ваша ладонь, а большой палец давил на центр ступни. С таким захватом проделывайте упражнение «велосипед», имитируя кручение педалей. Таким образом, будет происходить не только правильное формирование стоп, что предупредит появление плоскостопия, но и тренировка мышц голени и бедра.
  2. Провести с легким нажимом ладонью по подошве ребенка от основания большого пальца до пятки. Нога рефлекторно начнет изгибаться. Такое упражнение является полезным и эффективным.

При правильной технике для взрослых основанием ладони растирают или поглаживают внутреннюю поверхность голени и подошвенную часть.

Хорошо зарекомендовали себя ванночки, которые приносят не только пользу, но и расслабление. Для этого вода должна быть теплая. Для приготовления раствора используют морскую соль, которая отличается лечебными свойствами или делают отвары или настои из трав (шалфей, дубовая кора, мята). Их можно приобрести в специализированном магазине или собрать самим.