Развитие мелкой моторики у дошкольников в средней группе. «Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя

"Путешествие в зоопарк"

Задачи:

  • развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук;
  • формировать представления детей о зоопарке, о представителях зоопарка,
    активизировать словарь детей;
  • совершенствовать координацию движений;
  • закреплять элементарные математические представления: форма, цвет предмета;
  • развивать интерес к нетрадиционным формам работы с краской — рисование пальчиками;
  • · воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Ход занятия
Вводная часть
— Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Хотите узнать, что в нём написано? (воспитатель с помощью детей достаёт письмо из конверта и читает)
— Письмо это прислали зверюшки из Зоопарка. Послушайте, что они пишут.

Ребята! В зоопарке появилась озорная обезьянка и устроила беспорядок.
Помогите нам пожалуйста!

— Ребята, поможем зверюшкам. Нам нужно найти озорную обезьянку и навести порядок в зоопарке. Вы согласны отправиться в путешествие в зоопарк?

Но прежде чем отправляться туда, давайте вспомним, кого же мы можем встретить в зоопарке. И в этом нам поможет «сухой бассейн».

Игра «Прятки» (сухой бассейн) Опустите руку, поищите, ощупайте, отгадайте! - Кого ты нашёл (нашла)?… (дети руками ищут и достают из «сухого бассейна». небольшие фигурки животных: обезьяна, жираф, тигр, лев, крокодил, бегемот, носорог, зебра).

— Попробуй левой рукой!
— Покажи всем кого ты нашёл. Кто это?
— Молодцы ребята! Вот сколько разных и интересных животных можно встретить в зоопарке.

Воспитатель: Отправляемся в путешествие!(дети выполняют самомассаж).

Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)

— А нам с вами пора отправляться в зоопарк, чтобы помочь животным. Вставайте все за мной. Готовы к путешествию?

Мы шагаем в зоопарк
Побывать там каждый рад
В зоопарк идём мы дружно,
Нам помочь зверюшкам нужно!

Пришли!
— Посмотрите! На двери висит замок. Чтобы его открыть нам нужно поиграть в игру.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок складывают руки, переплетая пальцы
Кто его открыть бы смог
качают «замок» вправо, влево, сгибая кисти
Мы замочком повертели
круговые движения кистями
Мы замочком покрутили
круговые движения кистями
Мы замочком постучали
не расцепляя пальцев стучим ладошками
Постучали и открыли!
расцепили пальцы, развели ладошки в стороны
— Молодцы! Замок открыт. Проходите в зоопарк (воспитатель приглашает детей к столу, где лежат крышки от бутылок, на которых изображены животные: зебра, жираф, крокодил, бегемот, пингвин, белый медведь, обезьяна)

ИГРА с КРЫШКАМИ
Игра «Посади животное в вольер»
— Посмотрите, сколько здесь разных животных. Обезьянка -проказница открыла клетки и выпустила их. Теперь они потерялись и не могут найти свои вольеры. Давайте поможем им! Согласны? (дети берут в руки крышки с изображением животного и прикручивают ее в нужном месте).

— Посмотрите на этот вольер. Что вы здесь видите? Кто здесь живёт? (перед детьми четыре картинки: лёд-вода-снег; дерево-джунгли; поляна - трава; саванна)

— Какое животное на крышке? Посади его в вольер (дети накручивают на основу крышку с необходимым животным).

ИГРА с ПРИЩЕПКАМИ «Сосчитай животных»

Теперь нам нужно узнать, а сколько же зверей в клетках. Для этого нужно посчитать животных и прикрепить столько прищепок, сколько животных на картинке.

Воспитатель. Молодцы, управились,

И с бедой вы справились.

Нам предстоит пройти по мостику, расставьте руки в стороны и аккуратно пойдем по мостику. (Дети расставляют руки в стороны и идут по досточке друг за другом ).

ИГРА «Кто что любит кушать?»

Кажется обезьянка и тут напроказничала (воспитатель приглашает детей к другому столу, на котором стоят баночки с наклеенными мордочками животных и разинутыми ртами. В центре стола тарелка с перемешанным кормом для этих животных: обезьяна - бананы, медведь - малина, тигр - косточка, жираф - зеленые листочки).

— Медведь что любит кушать? - Малину. Вот вкусная малина. (воспитатель показывает в тарелочке малину) . Малина какого цвета? (красного)

Жираф что любит кушать? - Листочки. Они какого цвета? (зеленого)

Тигр что любит кушать? - Косточки. Они какого цвета? (белого)

Обезьяна чем любит лакомиться? - Бананами. Они какого цвета? (желтого)

— Обезьянка перепутала всю еду животных, нам нужно разобраться и накормить животных. Для этого мы с вами поиграем в игру «Кто что любит кушать»

Воспитатель: Накормили животных, можем отправляться дальше. Пойдем на поляну где всегда цвели цветы! (На «полянке» лежат серединки цветов)

ИГРА с ВЯЗАННЫМИ ЦВЕТАМИ

Вот сюда теперь идите, Проходите, не спешите,

И внимательно глядите! Что же здесь?

А здесь кружочки, А ведь были тут цветочки,

Обезьянка пошалила, все цветочки развалила.

Давайте соберем цветочки. Прикрепим лепестки к серединкам цветка.

(Дети садятся за стол и пристегивают «лепестки» к «сердцевинкам» и украшают полянку)

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Ну, теперь нам всем туда. (Ходьба по следам)

Ой, а тут опять беда.

Посмотрите-ка сюда.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

А здесь обезьяна шалунишка разлила на жирафов краску и теперь наши жирафы без пятнышек. Поможем жирафам? Присаживайтесь к столу. Как же мы сможем нарисовать пятнышки жирафу, если у нас нет кисточек (Ответы детей).

— Да, рисовать мы будем с помощью наших волшебных пальчиков. Сожмите руку в кулачок, а теперь отогните только один указательный пальчик. Он и будет нам помогать.

Для этого мы опустим пальчик в краску и приложим палец к рисунку. так получилось пятнышко. Рядом сделаем ещё одну. Если краска кончилась — повторим: краска-рисунок.
(Дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель помогает, поправляет)

(После окончания работы показ — как вытереть пальчик салфеткой).

Здорово мы с вами потрудились. Давайте сделаем себе массаж.

Игра-самомассаж: «Про зверят»
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,
У тигрят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,
А у зебры есть полоски, полоски, полоски, полосочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,

— Посмотрите, кажется, здесь кто-то прячется (воспитатель обращает внимание детей на пальму на полочке. За ней прячется обезьянка) — Да это же наша проказница. Дети давайте расскажем ей о правилах поведения.
— Можно ли убегать из дома?
— А можно ли безобразить и мешать другим?

— Давайте её возьмём с собой в детский сад и научим как себя вести, а чтобы она нас не боялась, мы её погладим и успокоим. Какая обезьянка на ощупь? (мягкая, пушистая, меховая). Ой, что-то обезьянка говорит. Да она приготовила нам подарок. Смотрите, ребята, да это же игра о зоопарке. Давайте быстрее вернемся в детский сад и будем играть в эту замечательную игру! А вот и тропинка.

Тренируйте пальчики

Девочки и мальчики

Станут пальчики сильнее,

Головушка умнее,

А речь красивее.

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее… » В. А. Сухомлинский

Кузищина Ольга Константиновна – воспитатель.

Продолжительность проекта:

9 месяцев

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители

Возраст детей:

3-5 лет

Интеграция областей:

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Труд,

Чтение художественной литературы,

Безопасность

Актуальность проблемы:

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель проекта:

создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки.

Подготовительный этап

Выбор темы, постановка целей и задач;

Написание перспективного плана;

Подбор материала для игр.

Основной этап

Перспективный план по развитию мелкой моторики у дет ей младше-средней группы .

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Январь

1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».

Февраль

1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

Март

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

5.Настольные игры «Мозаика», «Пазл».

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Литература.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида №6» г Бронницы

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в младше-средней группе

Воспитатель: Кузищина О.К.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обра­тить их в интересные и полезные игры.Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так­же словарный запас детей.Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать, специально у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Груши и яблоки с пуговицей»

Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».

Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра: «Накорми колобка»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности .

Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта.


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Крупинки-придумки!»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).

Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.



Предварительный просмотр:

«Дорисуй картинку с помощью пробок»

Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.

Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.

Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

Предварительный просмотр:

«Разноцветные прищепки»

Цель : развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №24«Сказка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Мои волшебные пальчики»

для воспитанников 4-5 лет (средняя группа)

воспитатель группы №8:

Буряк Екатерина Валерьевна

Тамбов

Количество занятий:

В неделю: 1

В год: 33

Длительность: 20 минут

Расписание кружка « Волшебные пальчики »

Дни недели

время

понедельник

вторник

среда

16.10. – 16.30.

четверг

пятница

Пояснительная записка

В данном перспективном планировании представлена система работы по развитию мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений.

Цель кружка:

Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.

Задачи кружка:

  • Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,
  • Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков,
  • Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.
  • Способствовать развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребенка), развитию тактильной (кожной) чувствительности;
  • Развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания;
  • Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур;
  • Учить детей владеть своими руками. Развивать мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения;
  • Воспитывать доброту, инициативу, усидчивость и терпение.

Ожидаемые результаты:

Развитие мелкой моторики у детей позволит:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  • Лучше адаптироваться в практической жизни;
  • Научиться понимать многие явления окружающего мира;
  • Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;
  • Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.

Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)

Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор.

Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.

В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях рекомендуется использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку.

Данный перспективный план составлен на основе методических пособий:

И.А.Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность в детском саду);

Л.Е.Белоусова «Ура! Я научился!»;

Т.Н.Щербаковой «Игры с пальчиками»

Планирование занятий по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы

Неделя

Программное содержание

Структура занятия

Сентябрь

3-я

1. Тема: «Детский сад. Игрушки»

1.Выявить уровень сформированности

графических умений и навыков у детей:

Зрительно-моторные интеграции;

Умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.

2.Обследовать детей на выявление ведущей руки.

3.Работать над развитием координации движений с речью

4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладывание по образцу.

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2. «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.

3. «Чудесный мешочек» - определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.

4. «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

5. «Собери пирамидку» - собрать пирамидку из цветных бумажных овалов разных размеров.

6. «Раскрась одинаковые предметы одним цветом»

7. Массаж подушечек пальцев рук «Дети любят всех зверей»

8. «Это машина» - выкладывание машины из геометрических фигур.

4-я

2. Тема: «Осень»

1.Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

3. Работать над развитием координации речи с движением.

4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур по образцу.

2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась листочки.

3. «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части.

4. «Листопад» - лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.

5. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

6. «Застегиваем сами» - упражнение в застегивании пуговиц.

7. Самомассаж колючим мячом, катание между ладошками «Иголки»

Октябрь

1-я

3. Тема: «Огород. Овощи»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики

2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги

3.Продолжать формировать графические умения и навыки

4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

1. Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи).

2. «Волшебный песок» - рисование овощей на песке пальцем.

3. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

4. Работа с трафаретами - нарисуй и раскрась овощи.

5. Задание «Сложи горошины в кувшинчик»

6. Выложить горошком по нарисованному контуру.

7. Игра «Урожай»

2-я

4. Тема: «Сад. Фрукты»

1. Координация движения с речью, работа над общими речевыми навыками.

2. Продолжать работать над развитием мелкой моторики

3.Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

4.Продолжать формировать графические умения и навыки - выкладывание по образцу.

1. Фигурки из палочек.

2. П/гимнастика «Мы делили апельсин»

3.«Сушка фруктов» - нанизывание на проволочку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

4. Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их.

5. Рисование фруктов пальцем на песке «Волшебные рисунки»

6. «Обведи по контуру и раскрась»

3 - я

5. Тема: «Лес», «грибы, лесные ягоды»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью.

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку

3. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления.

5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию по образцу.

1. П/г «Это пальчик».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру.

3. «Чудесный мешочек» - найди грибок среди других игрушек.

4. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. «Грибочки»

5. Катание грецких орехов между ладошками: Я катаю мой орех:

Чтоб стал круглее всех.

6. «Что лишнее?»

7. «Обведи по контуру и раскрась»

8. Игра «Брать - не брать»

4-я

6. Тема: «Дом. Семья»

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить обследовать фигурки и выкладывать их из шнура.

2.Формирование графические умения и навыки.

4.Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия.

1. П/г. «Дружба»

2. Фигурки из палочек «Мой дом»

3. Выложить бобами по нарисованному контуру (выкладывание из шнура)

4. «Мой дом» - выкладывание из геометрических форм макеты дома и животного (или человека) с соблюдением пропорций.

5. «Мамины помощники» - навешивание прищепок на веревку.

6. П/г «Как у нас семья большая»

Ноябрь

1-я

7. Тема: «Одежда»

1.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности.

3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами.

4. Работать над развитием психических процессов; логического мышления, внимания, памяти.

5.Работать над развитием фонематического слуха.

5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. «Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.

2. П/г «Перчатки»

3. Игра «Разрезные картинки» - одежда

4. «Платье в горох» - подбор кружков одного размера и наклеивание их на трафарет.

5. «Клубочки для носочков» - рисование клубочков фломастерами.

2-я

8. Тема: «Обувь»

2.Тренировать в раскрашивании картинок по образцу;

3.Развивать зрительно - пространственные ориентировки

4.Развивать логическое мышление и воображение.

1. Шнуровать кукольную и детскую обувь, завязывать шнурки бантиком.

2. П/г «Сапожки»

3. Фигурки из палочек.

4. «Обведи и заштрихуй» - обводка трафарета ботинка с последующий штриховкой цветными карандашами.

5. «Что у кого?» - Разглаживание бумажных комочков с контурным изображением предметов.

6. Разрезные картинки - «Обувь».

3- я

9. Тема: «Мебель. Квартира»

1. «Это мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).

2. «Мебель для гостиной»- выкладывание из палочек шкафа, дивана.

3. «Волшебные жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов по контуру.

4. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.

4-я

10. Тема: «Кухня. Посуда»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

  1. «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.

2. «Волшебные веревочки» - выкладывание посуды по контуру веревочками

3. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный из 4 частей или

«Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).

4. «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.

Декабрь

1-я

11. Тема: «Зима»

2.Совершенствовать графические умения и навыки, обучать выкладыванию фигур по образцу.

3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления.

4. Совершенствовать фонематический слух.

1. «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.

2. «Нарисуй дерево ниткой» - выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.

3. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

4. Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.

5. Фигурки из палочек.

6. П/г «Мы во двор пошли гулять»

7. Игра «Что лишнее и почему?»

2-я

12. Тема: «Зимующие птицы»

1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости.

4.Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. «Кто это?» - обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях (по показу).

2. «Волшебные рисунки» - рисование на песке большой и маленькой птицы.

3. «Красивая птица» - обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.

4. «Сухой бассейн» - найди корм для голубя (фасоль).

3-я

13. Тема: «Зимние забавы детей»

1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. П/г. «Снежный ком»

2. Фигурки из палочек.

3. Рисуем на манке, рисе.

4. «Сухой бассейн»

5. Шнуровка.

6. Игра «Что лишнее и почему?»

7. «Построим горку для детишек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

4-я

14. Тема: «Новогодний праздник»

1. Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. П/г «Праздник», «Елочка»

3. Дорисуй картинку.

5. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка

6. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.

Январь

1-я

Тема: Каникулы

2-я

15. Тема: «Домашние птицы»

1. Игра «Чудесный мешочек»

2. П/г. «Утята», «Гусь» (Н.В. Нищева, с. 132).

3. Раскрась цыпленка кончиками пальцев.

4. Обвести по контуру утенка и заштрихуй

5. «Собери картинку» - из 4-6 частей.

6. «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнения задания: «Где курица? А у кого цыпленок?» и т.д.

7. «Мама кормит цыпленка» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой

3-я

16. Тема: «Домашние животные»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь.

2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

4.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций

2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. «Клубочки для котят» - рисование клубочков карандашами, налаживание клубочков из толстых шерстяных ниток.

4. Игра «С бельевой прищепкой» «Котенок»

5. Игра «У кого кто»

6. «Обведи по точкам и заштрихуй»

4-я

17. Тема: «Дикие животные»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь.

2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

4.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. П/г «На лужок».

4. Фигурки из палочек.

5. Соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

6. Ходим по клеткам. «Зоопарк»

7. Игра с пальчиками «кто как спит»

8. Игра «Чей дом?»

9. П/г «Заяц»

10. П/г «Сидит белка на тележке» (Н.В. Нищева, с. 138).

Февраль

1-я

18. Тема: «Профессии. Продавец»

4.Совершенствовать графические навыки, закреплять умения и навыки, обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

1. «Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги.

2. «Конструктор» - выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).

3. «Что нужно продавцу?» - обводка трафарета

4. Игра «Что кому нужно?»

5. «Волшебные рисунки» - рисуем на песке.

6. «Перебери крупу» - рассортировать горох и рис.

7. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь продукты питания.

2-я

19. Тема: «Профессии. Почтальон»

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

1. П/г « Что принес нам почтальон» - фигурки из палочек

2. «Что нужно почтальону?» - обводка трафарета

3. «Разрезные картинки»

4. Соедини точки «Угадай, что спряталось»

5. Соберем пальчиками полиэтилен в кулачок.

3-я

20. Тема: «Транспорт»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы.

3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)

1. «Автобус» - выложить автобус из геометрических фигур.

2. П/г «Лодочка»

3. Фигурки из палочек.

4. «Назови, одним словом».

5. П/игра «Мчится поезд»

6. Автомобиль» - Обводка трафарета и машины и раскраска.

7. «Сборка автомобиля» - разрезная картинка из 4-х частей.

4-я

21. Тема: «Наша Армия»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

3. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)

1. П/г «Солдаты»

2. Фигурки из палочек.

3. Из риса на синем картоне выложить «Салют» по нарисованному контуру.

4. Кто больше узелков завяжет на веревке и сделает это быстрее?

5. «Чудесный мешочек»

6. «Лабиринт» - катание мяча.

7. «Самолет» - разрезная картинка из 4 частей.

8. П/игра «Самолеты»

Март

1-я

22. Тема: «Весна. Приметы весны»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки выкладывание фигур по образцу.

3.Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха.

1. П/г « Веснянка»

2. «Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке.

3.Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» - Работа с бумагой. (разглаживание скомканной бумаги)

4. «Солнце светит и греет» - выкладывание солнце с лучами из спичек.

5.Завязывание узелков называния месяцев (бусины, пуговицы)

2-я

23. Тема: «Весна. Мамин праздник»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить действовать по словесной инструкции.

3.Развивать зрительное внимание и память.

1. П/г « Мамочка»

2. Фигурки из палочек – «Цветок для мамы»

3. Завязываем бантик на подарке.

4. «Бусы для мамы» - нанизывание бусинок на нитки - соблюдать последовательность.

5. По контуру выложить из кусочков бумаги цветок.

6. «Рисуем цветы» - рисование цветов на песке.

7. Обвести рисунок точно по линиями, стараться не отрывать карандаш от бумаги.

8. «Помощники» - игры с прищепками.

9. Оригами – «Лилия» - поздравительная открытка.

3-я

24. Тема: «Комнатные растения»

1.Упражнять в обследовании предметов на ощупь, работать над координацией движений с речью.

2.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

3.Совершенствовать графические навыки.

4.Развивать зрительное внимание и память.

1. Фигурки из палочек «кактус», «Ваза»

2. Обвести по точкам

3. Штриховка.

4. Рисуем пальчиком «Тюльпан»

5. Рисование по контуру – выложить цветок рисом.

4-я

25. Тема: «Дикие животные весной»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки

3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке

1. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.

2. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением животного из 4 частей.

3. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых трафаретов животных.

4. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь фигурок животных (с последующим обыгрыванием: «Кто, где, живет?»)

5.П/гимнастика - «Медвежата»

6.Лабиринт «Помоги зайчику»

Апрель

1-я

26. Тема: «Домашние животные весной»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического

1. «Маленький конструктор»- выкладывание из спичек любого домашнего животного.

2. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.

3. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением животного из 4 частей.

4. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых трафаретов животных.

5. П/гимнастика – «Повстречались»

6. Нарисуй по точкам «Щенка»

7. П/игра «Козочка».

2-я

27. Тема: «Рыбы»

1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2. Совершенствовать графические навыки, продолжать учить выкладыванию фигур по образцу.

3. Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха.

4. Развивать зрительное внимание и память.

1.П/гимнастика «Рыбка»

2.П/игра «Аквариум»

3. «Чудесный мешочек»

4. Из шерстяной нитки выложить аквариум с рыбками и водорослями.

5.Фигурки из палочек «рыбка», «Ракушка».

6.Рисуем кончиками пальцев на манке..

7. Упражнение «Чего не хватает?»

8. «Рыбка» - обрывание из готовых геометрических фигур овала и длинных полосок и наклеивание их в альбом.

9. «Волшебная капель» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

3-я

28. Тема: «Перелетные птицы»

1.Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу.

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3.Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4.Работать над развитием зрительного внимания и памяти.

1. «Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.

2. «Волшебная капелька» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

3. Фигурки из палочек.

4. «Домик для скворца» - выкладывание из спичек по принципу «колодца»

5. «Птицы откладывают яйца» - лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины.

6. «Такие разные птицы» - из готовых геометрических фигур разного размера.

4-я

29. Тема: «Весенние цветы»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

2.Упражнять в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посредине извилистой дорожки.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости.

4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память.

1.Упражнение «Мотылек»

2. П/гимнастика «Пчела»

3. Коллективная работа «Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.

4. Обвести по точкам.

5.Фигурки из палочек.

6. Работа с трафаретами

7. Игра «Чудесный мешочек»

Май

1-я

30. Тема: «Мой город».

2 . Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память.

3.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку дом из 4 частей.

3. «Строим дом» выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала).

4. «Волшебные окна» - вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера (10 образцов).

5. «Обведи и заштрихуй»

2-я

31. Тема: «Правила дорожного движения»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами.

2.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок.

3.Продолжать учить работать с ножницами.

1. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса из 4 частей.

3. «Сборка грузовика» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.

4. Фигурки из палочек.

5. Дорисуй узор.

6. П/игра «Шофер»

3-я

32. Тема: «Насекомые»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки.

3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке, учить оперировать предложениями.

4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

1. Упражнение «Гусеница»

2. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».

3. Пальчиковая игра «Сороконожка»

5. Обвести рисунок по точкам.

6. Продолжи цепочку.

7. «Найди пару»

8. «Чудесный мешочек»

4-я

33. Тема: «Лето»

1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.

2.Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления. 4.Совершенствовать фонематический слух.

1. П/игра «На лужайке», «Зайки»

2. «Наша дача» - выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.

3. «Разрезные картинки».

4. Фигурки из палочек.

5. «Умелые ручки» - упражнение в шнуровке.

6.Работа с различными материалами: бумагой, бусинками, палочками, пластилином, трафаретом.

7. «Чудесный мешочек»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.
  2. Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития»,1997.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -
  5. Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1995.
  6. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.


« Развитие мелкой моторики у детей средней группы в процессе художественного труда»
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием определённых импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, логически рассуждает, у него хорошо развиваются память, внимание, связная речь.
Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ребёнку приходится удерживать в руках непослушный карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!
Проведённая мною диагностика уровня развития мелкой моторики, позволила сделать вывод, что стало выше качество знаний и умений детей. Сначала прошлого года и на начало нынешнего учебного года количество детей, которые справились с заданием увеличилось на 14%, а количество детей, которые не справились с заданием, уменьшилось на 2%.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне обычное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно беспокоить педагогов и родителей: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать!
Я предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание должно иметь название и выполняться два-три раза в день.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его большой для него работой. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и тогда это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые мною систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Итак, развивая пальцы рук, мы будем развивать речь и мышление ребенка и тогда отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Хотелось бы повторить основное правило - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов.
Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку.
Художественный ручной труд – это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.
Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием я решаю не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учу сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, учу помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).
Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка. Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения.
На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень актуальна. Я считаю: чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.
Вот почему инновационной деятельностью моей работы является приобщение детей к разным видам художественной деятельности.
Поэтому целью моей работы стало развитие мелкой моторики детей посредством выполнения поделок из различных материалов.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1.Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;
2.Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.
3.Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить.
Уже во второй младшей группе я проводила кружковую работу «Послушные пальчики», где укреплялись руки малышей. Сначала мы разминали ручки или проводился массаж ладоней ребёнка, а потом приступали к работе. Детям нравилось делать дорожку из гороха для колобка, украшать крупой пасхальные яички, выкладывать на пластилине зернышки (рис, гречка) для петушка, создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков бумаги, скатывания её в шарик и прикрепления к фону. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук. Я учила детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские работы получались совершенно разные.
Когда работа находилась на начальной стадии, все занятия с воспитанниками проводились в игре. Детям нравились игры: «Чудесный мешочек», « Логические цепочки из фигур», «Составь узор из крупной мозаики». Все это способствовало раннему развитию мелкой моторики пальцев рук.
В средней группе особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественной деятельности проигрыванием. Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делают атрибуты к сюжетно - ролевым играм: «Магазин», «Семья».
Я думаю, что работа с пластилином способствовала развитию не только мелкой моторики рук, но и фантазии детей. Делая пластилиновые жгутики, скручивая их в круг и овал, у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.
В средней группе мы стали делать аппликации из чайной заварки. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета, далее – брали формы по - мельче. Также начали пробовать складывать из бумаги (оригами), детям эта работа даётся с трудом. Зато сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками! Я сделала вывод, что при создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить». Для родителей я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители могли видеть на выставках. Стенды регулярно обновлялись к праздникам. Дети и взрослые видели плоды своей деятельности.
Наша задача - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Я предлагаю игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. «Отгадай на ощупь». Цель игры: развивать тактильные ощущения, учиться отгадывать наполнитель на ощупь. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. Цель: развивать тактильные ощущения.
3. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, тактильные ощущения.
4. "Резиночка". Для этого упражнения я использую резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. Задача: учиться выполнять специальные движения пальцами.
6. Игра "Разноцветные снежинки" направлена не только на развитие мелкой моторики рук, но и на формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Я показываю, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, я говорю, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Тогда я прошу детей раскрасить снежинки.
Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
7. "Повтори движение". Цель: развитие мышц пальцев рук, мышление, память.
Я, садясь напротив ребенка, делаю пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь я сижу напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
8. Игры с рисованием. Цель: развитие творческих способностей ребёнка. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для меня, а я - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). У нас в группе есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
9. Игры с предметами домашнего обихода. Цель: развитие речи, фантазии, воображения.
В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Я беру яркий поднос, затем тонким равномерным слоем рассыпаю по подносу любую мелкую крупу. Провожу пальчиком ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Разрешаю малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем пробуем вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).
Подбираю пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываю рисунок сама, затем прошу малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без моей помощи, предлагаю ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Насыпаю в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаю горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладу на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
10. Игры – шнуровки. Цель: пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу»", «справа", "слева», формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), способствуют развитию речи и развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти пальцев, полезны и детям постарше.
Следует помнить, что от развития тонкой координации движений и ручной умелости зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сделать вывод, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
Проводимые мною наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
Перебирать крупные деревянные бусы.
Собирать, складывать пирамидки.
Работать со шнуровками.
Застёгивать пуговицы.
Завязывать, развязывать узлы.
Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Таким образом, знакомя детей с разными видами художественного труда, развиваются мелкая моторика мышц пальцев рук детей, интерес к деятельности, формируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях!