Развивающие игры для детей 11 месяцев. Игра «Забавные зверята»

Игры для детей от 10 месяцев до 1 года

Этот возраст называют возрастом «Маленького мыслителя»

К концу первого года жизни увеличивается физическая подвижность малыша, многие дети начинают свободно перемещаться по квартире, с удовольствием ходят по комнатам с помощью взрослых, а иные уже и самостоятельно. Совершенствуются координация движений и мелкая моторика. Ярко выражена у малыша и потребность в исследовании. Ребенок много времени проводит, наблюдая за попавшими в поле зрения предметами, исследует их свойства, пробует на зубок, очень любит играть с водой, с большим удовольствием шлепает ладошками или ножками по воде, пытается поймать струю воды. Выражен интерес к мелким предметам (дети любят возиться с подарками от Деда Мороза, разглядывая разноцветные конфетные фантики). С целью изучения свойств предметов ребенок опрокидывает, катает их, вкладывает и достает из коробочки. Появляется интерес к книгам и к процессу переворачивания страниц. Малыш любит находить укатившиеся предметы, сам прячет что-либо и с большим удовольствием сам это находит. Увеличивается количество произносимых слов. Ребенок знает, что может использовать взрослых в своих целях: звать на помощь, играть и т. д. В этот период дети особенно радуются одобрению и похвале.

Слон или часики, «ДА» или «НЕТ»

Цель игры : принятие самостоятельных решений, выработка осторожности и безопасности в процессе исследования.

Игрушки, бытовые приборы.

Ход игры : любознательность малыша не знает границ, когда он приступает к исследованиям. Первое время Вы должны быть рядом, чтобы обеспечить его безопасность. Если вы видите, что ребенок лезет к розеткам (в розетки должны быть вставлены специальные заглушки), то стоит остановить его и сыграть в игру «Часики»: влево-вправо значит «НЕТ», не подходи. Обязательно проверьте, как усвоил ребенок игру, отойдите от розеток, потом вновь к ним вернитесь и спросите: «Что говорят часики?» Убедитесь, что часики говорят правильно. Понаблюдайте, как будет себя вести ребенок, если он вновь приближается к розеткам. Если же чувство опасности не сформировалось, то стоит еще раз сыграть в «Часики», и так до тех пор, пока малыш не усвоит, что розетки трогать нельзя.

Для того чтобы выработать дифференцированный подход к ситуации, спрашивайте ребенка, кто говорит, слон или часики, когда он играет с мячом, другими игрушками, когда подходит к плите и т. д.

Родителям на заметку

Необходимо как можно раньше дать ребенку понять, что есть вещи, которые опасны, и их трогать нельзя.

Что в мешочке

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

: 2-3 матерчатых мешочка, наполненных различными по фактуре материалами (сахаром, солью, фасолью, мелкими камушками и т. д.) и несколько пустых чашек или коробочек, одеяло.

Ход игры : расстелите на полу одеяло, посадите на него ребенка и сядьте рядом. Поставьте перед малышом мешочки и пустые чашки или коробочки. Дайте ребенку возможность потрогать руками мешочки, пусть он немного с ними поиграет. Привлеките его внимание вопросом: «Давай посмотрим, что у нас в мешочке?» Развяжите мешочек, покажите малышу его содержимое, продемонстрируйте, как можно пересыпать содержимое мешочка в пустые чашки или коробки. Лучше всего, если вы научите малыша набирать содержимое мешочка в ладошку и пересыпать в пустую емкость. Как только ребенок справится с содержимым одного мешочка, помогите развязать следующий, и пусть малыш повторит все сначала. В конце игры вместе с ребенком наполните вновь мешочки их содержимым.

Куличи

Цель игры: развитие мелкой моторики, целенаправленных действий, развитие навыков коллективной игры.

Необходимые материалы и наглядные пособия: детское ведерко, различные формочки, совок.

Ход игры : во время прогулки подойдите к песочнице, покажите ребенку, как пользоваться совком. Пусть малыш набирает песок в ведерко. Как только ведерко будет полным, аккуратно переверните его вверх дном, покажите крохе, что из этого получилось.

В дальнейшем сделайте из песка и другие фигурки из имеющихся формочек. Ребенку нравится что-либо строить из песка, в дальнейшем он самостоятельно будет делать куличики, домики и т. д.

Родителям на заметку

Следите за ребенком, чтобы он не бросался песком и не бил совком других детей, приучайте его к мирному разрешению конфликтов.

Замок из песка

Цель игры : развитие воображения, мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия : совок.

Ход игры : вместе с ребенком постройте замок, фантазируйте, стройте различные лабиринты, по которым течет вода, башни, стены, дайте малышу вдоволь насладиться возможностью покопаться в песке, поиграть с водой. Малышу доставляет огромное удовольствие шлепанье ладошками по воде и мокрому песку.

Аэробика

Цель игры: развитие координации движений, чувства ритма, эмоционального контакта и взаимопонимания.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка, одеяло.

Ход игры: включите ритмичную музыку, разработайте и делайте несложные упражнения, подбадривайте ребенка, громко и четко считайте. Возьмите малыша за руки, немного попрыгайте, лягте на пол и сделайте несколько упражнений лежа на полу. Ребенок будет повторять за вами движения, ему очень нравится заниматься физкультурой с папой и мамой. После занятия обязательно похвалите малыша.

Родителям на заметку

Занимайтесь аэробикой вместе с малышом, это способствует лучшему взаимопониманию и установлению эмоционального контакта.

Папа, мама, баба, дед

Цель игры: развитие навыков общения, восприятие речи, узнавание папы и других членов семьи на фото.

Необходимые материалы и наглядные пособия: семейные фотографии.

Ход игры : посадите малыша около себя, возьмите в руки семейный альбом. Покажите малышу фото членов семьи, посмотрите на его реакцию: узнает ли он маму, папу, бабушку, дедушку. Дети довольно быстро ориентируются, а некоторые безошибочно узнают родных и близких. Переворачивая страницы семейного альбома, спрашивайте у малыша: «Покажи, где папа (мама и т. д.)», хвалите за правильные ответы. Детям нравится рассматривать фотографии, они издают радостные звуки, оживляются, когда видят знакомые лица, узнают на фотографиях и себя. Когда ребенок рассматривает фото, спрашивайте у него: «Где у папы нос, рот?» и т. д. Хвалите его за правильные ответы.

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она в моих затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Чистим зубки

Цель игры : развитие гигиенических навыков.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкая зубная щетка.

Ход игры : утром и на ночь необходимо приучать малыша чистить зубы. Для достижения хороших результатов лучше всего чистить зубы вместе с ребенком. Глядя на вас, он будет копировать ваши движения, а одобрение и волшебная фраза: «Посмотрите, какой большой, уже и зубы чистит!» действуют фантастически: ребенок начинает чистить зубы при первом же упоминании об этом. Научите ребенка полоскать рот, мыть щетку, убирать ее на место. Когда малыш чистит зубы, можно приговаривать:

Пять зубов у нас во рту.

А годок пройдет,

Будет полон рот.

Попадет морковь на зуб —

Хруп-хруп, Хруп-хруп!

Попадет капустка,

И ей не будет спуска.

И в орехах знаем толк —

Щелк, щелк,

Щелк, щелк!

После того как малыш почистил зубы, обязательно скажите: «Зубы стали чистыми, говорят спасибо».

Меткий стрелок

Цель игры : развитие координации движения, глазомера, ловкости, общей моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия: детское ведерко, желуди, орехи.

Ход игры : поставьте ведерко недалеко от малыша, покажите ему, как орех или желудь летят в ведро. Когда ребенок будет пытаться попасть в ведро, немного наклоните емкость в сторону малыша, чтобы он смог закинуть орехи или желуди самостоятельно. Хвалите его за меткость. Сосчитайте число попаданий. Малышу, как правило, нравится игра и он довольно долго может предаваться этому занятию. Не торопите его и резко не прекращайте игру, пусть он играет, пока есть желание. После игры вместе соберите орехи и желуди в ведро, поставьте ведро на место.

Родителям на заметку

Внимательно присматривайтесь, как играет ребенок, и вы сможете увидеть много полезного для себя, что заставит задуматься, изменить свое поведение и отношение к нему.

Мышка бежала

Цель игры : развитие исследовательских способностей, применение приобретенного опыта, развитие взаимопонимания.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мячик.

Ход игры : ребенок играет с мячиком. Незаметно измените траекторию движения мячика, чтобы он закатился под стол, стул, за шкаф, при этом приговаривайте:

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Мячик под стол (стул и т. д.) закатила.

Попросите малыша достать мячик. Если он долгое время не может справиться с задачей, придите на помощь (помощь должна быть минимальной или только создайте видимость помощи). Как только ребенок достанет игрушку, обязательно похвалите его за старание. Дети с большим нетерпением ждут, что мяч закатится куда-либо, поэтому они с удовольствием сами направляют его под кровать или еще куда-либо. При этом ребенок радуется, он открыт для общения и требует его. После игры возьмите малыша на руки, прижмите к себе, поцелуйте.

Кукла (мишка, собака и т. д.) заболела

Цель игры : развитие навыков самостоятельной игры.

Необходимые материалы и наглядные пособия : кукла (мишка, собака, и т. д.).

Ход игры : малыш играет с куклой или другой игрушкой. Скажите ребенку, что его игрушка заболела и ее надо полечить, наблюдайте, что он будет делать. Постарайтесь направить его действия на уход за куклой, на доброе к ней отношение. Ребенок совершает с больной игрушкой те действия, которые испытал и сам со стороны взрослых, когда болел, сидел за столом, ложился спать. Помогите малышу вылечить игрушку, если он растерялся и не знает, что делать.

Строим дом

Цель игры : развитие целенаправленных действий с игрушками.

Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовые кубики различной величины, одеяло.

Ход игры : расстелите на полу одеяло, посадите на него ребенка, сядьте рядом с ним. Из коробки осторожно вынимайте кубики и начинайте строить дом. Ребенка сознательно не привлекайте к игре. Через некоторое время малыш сам активно включится в строительство. Приучайте его играть тихо и спокойно, покажите, что может произойти, если движения будут резкими (домик упадет). Постепенно самоустраняйтесь, чтобы малыш играл и строил самостоятельно, без вашей помощи. Если домик падает, успокойте малыша и предложите попробовать построить дом еще раз. Если у ребенка ничего не получается, отвлеките его и уберите кубики. Вернитесь к игре через несколько дней, кубики постарайтесь положить так, как они лежали несколько дней назад. После того как дом будет построен, вместе уберите игрушки на свое место.

Животные

Цель игры: развитие координации движения, артикуляции, художественного подражания, сопоставления.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки-животные, книжки с изображением животных.

Ход игры.

1-й вариант : ребенок может ходить по комнате, необходимо привлечь его внимание, показывая игрушку.

«Саша (имя ребенка) прыгает, Саша скачет, как серенький зайчик». «Как зайка скачет?» (ребенок показывает, как прыгает заяц).

«Саша ходит, как котенок, выгибая спинку», «Как ходит котенок? », «Котенок хочет есть и говорит всем: "Мяу"».

Подобным образом продолжают спрашивать обо всех животных.

2-й вариант : вместо игрушек используют книжки с изображением животных. Мама или папа спрашивают, показывая изображение животного: «Кто это?» Ребенок может отвечать, подражая животному звуками или жестами. Внимательно всматривайтесь в жесты малыша для того, чтобы лучше понять его язык.

После игры вместе положите игрушки и книжки на место. Похвалите ребенка за его знания и старания.

Отпечатки (или первые картинки)

Цели игры: развитие мелкой моторики рук, массаж активных зон ладоней.

Необходимые материалы и наглядные пособия : гуашь, лист ватмана, чистые тряпки для рук.

Ход игры: расстелите лист ватмана на столе или на полу. Возьмите гуашь и намажьте ею руку ребенка. Пусть малыш привыкнет к тому, что у него рука другого цвета. Приложите руку ребенка к листу ватмана, наблюдайте за реакцией, посмотрите, что он будет делать дальше. Вытрите руку чистой тряпкой. Повторите все со следующим цветом, только уже не помогайте ребенку. Через некоторое время на ватмане будет нарисована картина. Повесьте ее в детской комнате. Похвалите ребенка за старания.

Можно рисовать подобным образом и ногами, если намазать гуашью стопы. Импровизируйте. Подобная игра доставляет малышу массу положительных эмоций.

Родителям на заметку

Не оставляйте без внимания работы малыша, организуйте выставку первых детских рисунков.

С раннего возраста приучайте ребенка к тому, чтобы он аккуратно обращался с книгами и не рвал их.

Читаем книжки

Цель игры: развитие мелкой моторики, развитие понимания речи, целенаправленных движений с предметами, познавательных способностей.

Необходимые материалы и наглядные пособия: книжки с яркими картинками и толстыми страницами.

Ход игры : посадите ребенка на колени, возьмите книжку. Переворачивайте страницы книги медленно, чтобы привлечь внимание малыша. В скором времени он самостоятельно начнет переворачивать страницы. Останавливайте его, если он переворачивает страницы очень быстро, объясняйте, что не успели прочитать, или задержите внимание малыша на картинке, чтобы он смог показать и изобразить животное или предмет, нарисованный на картинке. После того как книга прочитана, можно переворачивать страницы более быстро, но обязательно спрашивайте ребенка о том, что нарисовано на картинке или где лошадь, собака, как они говорят, как ходят, бегают и т. д.

После игры похвалите ребенка за аккуратность и любознательность.

Артикуляция

Цель игры : развитие речевого аппарата.

Ход игры : посадите ребенка напротив себя. Привлеките его внимание и попробуйте поиграть с ним в игру «Язычок дома, язычок пошел гулять».

Попросите малыша показать, какой у него есть язычок, попросите его спрятать, приговаривая: «Язычок пошел домой». Потом попросите показать язычок: «Язычок вышел погулять».

Повторяйте подобным образом несколько раз. Похвалите ребенка за старания, закончите игру тем, что язычок спрятался дома.

«Улыбнемся, посмеемся...» Улыбнитесь ребенку, вызовите ответную улыбку, постарайтесь, чтобы малыш как можно дольше улыбался.

«Часики или болтанка» . Попросите малыша показать, какой у него есть язычок, покажите ему, как может бегать язычок от одного угла рта к другому. Первое время упражнение может не получаться, но со временем подражательные способности малыша помогут ему выполнить данное упражнение.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Вы и раньше показывали крохе куколку, собачку, мишутку и др., называли их, рассказывали, как они говорят, и затем спрашивали: «Где «ав-ав»?» (собачка) и прочее. Также Вы выполняли с игрушками простейшие действия: кормили, укладывали спать.

Как играть теперь?

Задайте ребенку вопрос: «Что хочет ляля? Спать, кушать, гулять?», «Что ляля делает?» Малыш не может еще ответить, и Вы отвечаете за него. Так ребенок учится понимать сюжеты, которые проигрываются перед его глазами.

Совет: играйте с ребенком не торопясь, некоторые эпизоды можно проиграть неоднократно, выдерживая паузы, меняя интонацию, давая возможность малышу «войти» в понимание сюжета и следить за его развитием.

Усложните сюжетную игру - включите в нее эмоциональный контекст - это не оставит ребенка равнодушным. Выстраивайте с игрушками занимательные, несложные сюжеты, понятные малютке.

Например: кукла села на лошадку, поехала, упала, заплакала, встала, опять села на лошадку, поехала, запела песенку и т.п.

Игровые сценки, в зависимости от сюжета, отражают эмоциональный мир человека. Малыш начинает понимать причины тех или иных эмоциональных состояний человека: например, куколка заплакала, потому что упала; кукла смеется, потому что ей нравится кататься на машинке и др. Пусть во время таких игр Вашему ребенку откроется весь волнующий и чувственный мир эмоций: слезы, смех, радость, сердитость, страх, веселье, грусть и пр.

Конечно же, каждая образная игрушка предназначена для показа действий алогичного живого существа: если это кукла, то она отражает действия человека, в частности ребенка; если птичка или бабочка, то они летают, порхают, лошадка скачет, ржет, и так далее.
Несколько советов по игре с ребенком:

Прерывайте неадекватные реакции: Бывает, что эмоции ребенка, его разбушевавшиеся чувства провоцируют неадекватные действия с образной игрушкой, например, ребенок начинает трепать куклу за волосы, бросать на пол зайца, отгрызать нос мишке и т.д. В таких случаях немедленно остановите ребенка. Заберите игрушку, строго скажите: «Нельзя! Ей больно!»— и тут же покажите, как можно играть с куклой (мишкой, собачкой). Если ребенок не в настроении, и не может перестроится на дружелюбный лад, то прекратите игру, возможно он устал.

Используйте картинки: Теперь уже и на картинке ребенок может узнавать знакомые игрушки: собачку («ав-ав»), куклу («ляля») и др. Показ картинки желательно сочетать с показом игрушки. Такие картинки способствуют совершенствованию функции обобщения и развития речи, при этом не следует допускать, чтобы ребенок рвал, мял, комкал изображение, неадекватное действие с картинкой необходимо прерывать так же, как и использование образной игрушки не по назначению. Для опытов "рванья и комканья" можно выделить ему кусок газеты.

Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Сопровождайте играми разные режимные моменты. Лучшие игры для умывания и одевания основаны на подражании: "руки вверх, как солдат, ногу вверх, как аист, стой прямо, как фонарь".
По утрам в кроватке играйте в лису и зайца: ребенок, изображая зайца, прячется под одеялом, а вы притворяетесь лисой, которая хочет съесть его. Эта игра развивает память.

Придумайте свои сценарии таких игр, основываясь на индивидуальности Вашего малыша.

Для малыша одиннадцати месяцев игрой будет практически все, что попадет ему в руки и в поле зрения. Задача мамы – так обустроить комнату ребенку, чтобы минимизировать количество одергиваний и запретов, обеспечить безопасность и вместе с тем, удовлетворять творческое любопытство и живейший интерес крохи к окружающему миру.

Задача эта – непростая, но если она успешно разрешается, родители получают спокойного и уравновешенного сына или дочку, способных вдумчиво исследовать мир вокруг себя без капризов и истерик. А своевременное и достаточное внимание и игра рядом способны творить настоящие чудеса: малыш понимает, что в лице мамы и папы он получает мощную поддержку, что побуждает его осваивать новое с удовольствием и радовать родителей успехами.

Поэтому усваиваем для себя, что нужно:

  • разрешать ребенку ползать и ходить везде;
  • не ограничивать его познание лишними запретами (убираем то, что можно убрать);
  • не давать бездействовать, а занимать его разными предметами и игрушками;
  • не торопить его, но учитывать индивидуальные особенности типа его нервной системы и темперамента;
    стимулировать его участвовать в повседневных домашних делах и даже помощи на кухне (повозить чашку в воде, помыть ложку, переложить овощи в кастрюльку и т.п.);
  • не ругать за то, что он ломает, рушит – он получает опыт от своих действий и еще не понимает, что ломать – это плохо. Поймет позже. Постройте башню заново или смастерите повторно самолетик и т.п.

Какие развивающие игры можно предложить малышу 11 месяцев:

Мама напутала!

Возьмите картинку с изображением какого-то персонажа, хорошо знакомого ребенку. Хорошо, чтобы картинка была интересна ему. И начните спрашивать, например: “Это киска?” Смотрите на реакцию ребенка, не торопите. Если молчит и смотрит то на картинку, то на вас, ответьте сами: “Да!” -“А где у нее хвостик?” – “Вот он!” “А киска лает: гав-гав?…” Малыш обрадуется, что мама напутала и постарается вас поправить

Так можно играть с различными животными, постоянно обогащая и дополняя знания ребенка о них. Картинку можно потом усложнить двумя персонажами и разыгрывать целые представления: имитировать, как животные говорят, как ходят, что сейчас делают и т.п.

Дай мышку

Поставьте на небольшом расстоянии от малыша стульчик с двумя игрушками: мышкой и собачкой, к примеру. Сидящему на полу ребенку скажите: “А где же у нас мышка?” Когда ребенок покажет пальчиком, попросите его: “Принеси мышку, пи-пи! Дай маме мышку!”. Когда принесет – похвалите, обнимите и поцелуйте. Аналогично и с собачкой.

Игра учит взаимодействовать со взрослым, откликаться на его просьбы и ориентироваться в пространстве.

Терем-теремок!

Возьмите за основу сюжет из любимой русской сказки “Терм-теремок”. Подготовьте несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку, пусть это будут киска, собачка, мышка, поросенок, мишка. Соорудите наподобие домика из стульев и покрывала. Поместите все игрушки в домик и скажите: “Сашенька, а давай посмотрим, кто там живет?! Терем-теремок, кто в тереме живет? А ну-ка, выходите-покажитесь Сашеньке!” Выходит киска – “мяу-мяу! Я киска!” – “Привет, киска! (даем погладить ребенку), иди обратно в домик!” И так с остальными зверушками.

Игра учит общаться, проявлять интерес к спрятанному и радоваться встрече с жителями домика.

Рисуем на… обоях!

Наверно, этот заголовок ведет в шок мамочек, бдительно следящих за чистотой квартиры или дома Между тем интерес ребенка к обоям рано или поздно, все равно проснется и чем быстрее мы направим его в нужное русло, тем будет лучше. Итак, подготовьте достаточно большой кусок рулона ненужных обоев, который не жалко использовать для творчества. Расстелите на полу, дайте в руки малышу восковые мелки или цветные карандаши.

Покажите, как можно рисовать на обоях линии, круги, овалы; нарисуйте вместе морковку, яблоко, человечка, словом все, что вы вспомните, с какими игрушками и персонажами и предметами малыш играл. Полученный ранее опыт перенесется на бумагу и свяжется в его представлении, что все можно изобразить на бумаге. Сначала он не сразу это поймет, а увидев знакомые рисунки, возникающие, буквально из ничего и заинтересуется.

В процессе рисования следите, чтобы он не рисовал на себе, мебели, стенах. Еще полезно предлагать обводить предметы, свои ножки-ручки. Можно использовать трафареты с животными и геометрическими фигурами.

Я иду по лестнице!

Если ваш кроха уже более месяца ходит сам, предложите ему походить вверх по лестнице. Нужно держать его за руку на уровне его груди, причем его ручки вытянуты вперед и горизонтально. Старайтесь, чтобы он держался за вас, а не вы – его. Подбадривайте его: “Подними ножку, поставь на ступеньку..Так! Молодец! Поднимись. Поставь вторую ножку. Так! Хорошо!”…

Спускаться с лестницы дети начинают намного позже, поэтому пока не торопите малыша, учитесь ходить вверх.

Водичка моя!…

Малыши практически всегда любят возиться с водой: наливать, переливать, “стирать”, мыть, полоскать и т.д. Поэтому не ограничивайте его в общении с водой – такие игры очень полезны ребенку. Занятия с водой успокаивают малыша, помогают выплеснуть избыток энергии, дарят уверенность.

Приготовьте детскую посуду: кастрюльки, чашки, сковородки, ложки и т.п. Рядом поставьте таз с теплой водой, оденьте малыша соответственно обстановке (если жарко – достаточно трусиков и шлепок, если прохладно – можно футболку с коротким рукавом, шортики). Можно строить кораблики из бумаги и пускать их по воде, можно смотреть, как плавают деревянные и пластмассовые предметы, а железные – тонут. Можно мыть куклу, заворачивать ее в полотенце и т.п.

Игры с ребенком в 11-12 месяцев

Скоро у вашего крохи первый большой праздник – день рождения! Сейчас он активно интересуется окружающим миром. Ему нужно все, что нужно взрослым. И в этот период родители чаще всего начинают бороться с упрямством ребенка, вводить запреты .

Подумайте заранее о том, какие места в вашем доме опасны для ребенка, закройте эти помещения на ключ, уберите подальше хрупкие вазы и телефоны, заприте на замок острые предметы и бытовую химию. Пусть воспитание вашего малыша идет через позитивный опыт.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Дайте ребенку больше свободы – взять с полки книжку и «почитать» ее, помыть с мамой овощи для салата, помочь положить в стиральную машину грязные вещи и достать постиранные. Уже можно делать вместе с ребенком какие-то домашние дела. Ограничивайте кроху только в том, что действительно опасно. И будьте в этом отказе единодушны со всеми членами семьи.

Возможно, ваш ребенок уже пробует вставать и делать несмелые шаги за ручки или вдоль дивана. Если вы даете ему двигаться так, как он хочет, и вовремя его страхуете, тем самым вы поддерживаете его уверенность в себе. Не торопитесь ставить ребенка на ножки и заставлять его много ходить. Чем больше кроха ползает, тем сильнее укрепляется его спина. Будет даже лучше, если малыш сначала научится ползать, а потом уже сидеть. Затем он будет вставать самостоятельно, а вам нужно только побуждать его делать это чаще.

Развивающие игры 11–12 месяцев

Игра 1. Учимся вставать

Картонная коробка, чемодан, мягкий пуфик, стул – отличные места для игры. Если ваш малыш хорошо ползает, он сможет встать на колени и дотянуться до игрушки, лежащей на стуле. Одной рукой ребенок будет опираться на стул, а другой возьмет игрушку. И в этой позиции ему придется балансировать, чтобы не упасть. Чаще всего дети встают на ножки, держась за бортики манежа, кроватки, за диван, журнальный столик или стул – за любую крепкую опору. Сначала они подтягивают себя вверх на руках, а после нескольких тренировок могут встать без поддержки.

Польза ходунков кажется безусловной только в рекламе. И ребенку, конечно, они понравятся, так как в них он долго находится в вертикальном положении. На деле в ходунках малыш не учится держать равновесие. Он лишается опыта вставать и садиться, а потом снова вставать. А это важно для тренировки тазобедренных суставов. Чтобы сдвинуть ходунки с места, крохе приходится наклоняться вперед и отталкиваться от пола пальцами ног, что вредно и для спины, и для правильного развития ступни. Ходунки лишают ребенка радости самостоятельной ходьбы, когда долго топчешься возле дивана, делаешь один робкий шажок, потом другой и третий, пытаешься отпустить одну руку, а потом и обе. И вот уже кроха сделал первые два, а то и 3 самостоятельных шага и не упал, потому что умеет балансировать и садиться из положения стоя.

Потерпите немного, страхуйте малыша – и скоро он пойдет сам.

Игра 2. Игры с отверстиями

С ребенком 11 месяцев можно освоить игры, в которых нужно засовывать предметы в разные отверстия. Возьмите баночки с крышками и коробки, вырежьте в них отверстия разного размера. Пусть ребенок опускает туда крупные бусины, резиновые мячики, кубики. В пластиковую бутылку из-под воды можно складывать карандаши. Главное, не оставляйте детей одних за игрой с мелкими предметами. В 11-12 месяцев они еще многое тянут в рот.

Игра 3. Развитие моторики в 11– 12 месяцев

Дайте ребенку вволю побаловаться. Игры ребенка 11– 12 месяцев могут быть очень простыми. Но именно в такую игру он, возможно, будет играть дольше всего. Например, порвать бумагу или вату на мелкие кусочки. Можно дать крохе помять в руке кусочек пластилина, похлопать по воде в тазике или запустить ладошки в гору кинетического песка. Любые эксперименты с разными материалами, которые малыш может мять, рвать, пересыпать, хорошо развивают мелкую моторику.

Сон ребенка в 11 месяцев

Незадолго до первого дня рождения развитие детей продолжает быть очень стремительным, и сон ребенка в 11 месяцев также меняется. Это обусловлено началом перехода на 1 дневной сон . Могут возникнуть трудности с привычным режимом, а именно с дневными снами – может появиться некоторая хаотичность. Если ваш ребенок отказывается от второго дневного сна либо поздно засыпает на первый дневной сон, или даже хорошо спит два раза днем, но стал просыпаться по утрам все раньше и раньше – малыш готовится к переходу на 1 дневной сон.

Игра 4. Играем в Водяного

Мыть игрушки, поливать цветочки, просто переливать воду из стаканчика в стаканчик для ребенка 11– 12 месяцев очень увлекательно. Организуйте в ванне зону для маленького Водяного. Дайте малышу емкости разного размера, сито, воронку. Пусть ребенок смотрит, как вода проливается сквозь дуршлаг. А что будет, если воду из большого стакана налить в маленькую чашку? Она там поместится? Ответы на эти вопросы так интересно узнавать в процессе игр.

Игра 5. Подражание

В последней четверти года ребенок подражает взрослым во всем. Показывайте малышу, как умываться, причесываться, чистить зубы, сморкаться, мылиться мочалкой. Пойте песенки и корчите рожицы, чтобы кроха развивал мимику. Танцуйте вместе с ребенком, декламируйте стихи. Сажайте малыша за общий стол , чтобы он наблюдал, как правильно держать ложку и вилку, вытирать рот салфеткой, накладывать салат.

Все эти впечатления, которые сейчас могут показаться несущественными, отложатся в памяти малыша. И скоро он все это повторит!

Центр Детского сна и развития «BabySleep»

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.