Родительское собрание в средней группе Тема: “Эмоциональное благополучие и нравственное воспитание в семье и детском саду.”. Материал (средняя группа) на тему: Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"

Цели: изучение факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка; побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

Задачи : выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок — взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

Форма проведения: родительский клуб.

Участники: воспитатели, родители, психолог.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Слово о психологическом здоровье.

3. Практическое задание для родителей.

4. Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка.

5. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови».

6. Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?

7. Тест «Воспитательная позиция».

9. Заключительная часть.

Плакат : «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» (А. Н. Острогорский).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

1. Сообщение темы и цели заседания родительского клуба

2. Разминка с мячом

Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.

II. Слово о психологическом здоровье

Воспитатель. Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка — это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

III. Практическое задание для родителей

Воспитатель. Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. д.

Каждый человек проходит свой путь развития. Можно выделить следующие этапы развития: 0—3 года; 3—5 лет; 6—10 лет; 11—14 лет; 15—17 лет.

Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние, чему вы научились.

В конце работы обсуждаются результаты.

Воспитатель. Таким образом, на разных этапах на формирование личности влияют близкие люди (члены семьи) и социум (педагоги, друзья). И от того, насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.

IV. Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка

Воспитатель. Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.

— Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «—».

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Планирование беременности

Ожидание ребенка определенного пола

Постоянство материнской заботы

Режим питания

Наказания

Поощрения

Стиль воспитания в семье

Порядок рождения ребенка в семье

Имя ребенка. Группа крови

С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.

V. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови» (приложение 1)

VI. Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?

Для проведения исследования родители делятся на группы: группа «младших», «старших», «средних», «единственных» детей. Комментарий — приложение 2.

VII. Тест «Воспитательная позиция»

Подумайте и ответьте, свойственно ли Вам такое поведение: 0 — никогда; 1 — редко; 2 — часто; 3 — почти всегда; 4 — всегда.

1. Говорить, что Вас нет дома, когда Вы есть.

2. Переходить улицу в неположенном месте.

3. Курить.

4. Извиняться, когда Вы не правы.

5. Громко рассказывать анекдоты.

6. Эмоционально «выражаться», когда у Вас что-то не получается.

7. Долго сидеть за столом, разговаривать с друзьями.

8. Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление.

9. Уступать место в транспорте.

10. Не обращать внимания, когда Вас провоцируют на грубый ответ.

11. Смотреть фильмы на любые темы.

После того как Вы ответите на эти вопросы, представьте, что во всех ситуациях рядом с Вами Ваш ребенок. Изменятся ли Ваши ответы?

Большинство людей присутствие ребенка заставляет воспринимать ситуацию как воспитывающую. А как воспринимаете ее Вы?

1. Слово специалиста

Психолог. В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Зачастую в общении с ребенком у родителей возникают проблемы.

Что может сделать родитель:

Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.

Повлиять на самого себя.

Попытаться повлиять на обстоятельства.

Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:

Я-сообщение и Ты-сообщение.

Например:

Комментарий. Суть Я-сообщения — не заставить кого-то что- то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты-сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

2. Упражнение «Переделай Ты-сообщение»

Задание дается индивидуально на карточках или по группам.

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так. устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

3. Ты — жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

IX. Заключительная часть

1. Рефлексия «Семейные заповеди»

Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.

2. Вручение родителям памятки по созданию благоприятной семейной атмосферы (приложение 3)

Приложение 1. Как воспитывать детей с разными группами крови

Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передается от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отца и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать так: первая (0), вторая (А), третья (В) и четвертая (АВ).

Первая группа крови . Большинство детей этой группы ласковы и послушны. Исключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испытывают потребность в ласке и переживают недостаток родительской любви и внимания. Будучи отвергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. Наделены склонностью к подражанию взрослым. Воспитание в самом нежном возрасте может сыграть определяющую роль в их жизни. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой — ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы — это проявление эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Ругая ребенка, нужно дать ему понять, что ваше отношение продиктовано исключительно заботой о нем, что он любим. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка с первой группой крови гораздо эффективнее, нежели взывать к его логике.

Вторая группа крови . Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более послушными. Их характерная особенность — повышенное внимание как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие, поэтому внешне сдержанны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». Большинство детей, впервые пришедших в детский сад, застенчивы и пассивны. Постепенно у них вырабатывается потребность всем и во всем уступать и угождать. И только в начальной школе у некоторых начинают появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей — помочь им обрести уверенность в себе.

Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интенсивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заостряя внимание на его недостатках, это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками в коррекции поведения таких детей. Убеждение — вот главный подход к такому ребенку.

По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.

Третья группа крови. Дети жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы — шлепки, крики, наказания — либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Ругать их надо строго и внушительно по нескольку раз за одно и то же, чтобы «дошло до сознания». Дети с ранних лет способны хладнокровно оценивать происходящее. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно полезному труду. Воспитателям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе. При воспитании таких детей понадобятся терпение и выдержка.

Четвертая группа крови . Дети этой группы толковы и покладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусоваты, испытывают необъяснимый страх перед людьми. Они также редко настаивают на чем-то, чего-то требуют, они робки и пугливы. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. При внешне флегматичных признаках психика детей на самом деле ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него много здравого смысла — он поймет. Взывайте также к его чувству справедливости, которое у него очень развито.

Приложение 2. Может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка?

Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером.

Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью и заботой матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5 — 6 лет, то появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Родители переключили внимание на малыша, старший потерял власть над ними. Но он еще мал, чтобы понять, что произошло, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Мое место занял кто-то другой». Такая реакция сильнее, если дети однополые.

Младшему ребенку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. В отношениях с людьми манипулятивен, враждебен, конфликтен, он более ориентируется на себя, чем на других. Младшие всегда становятся любимчиками, поэтому в отличие от старших они более эмоционально стабильные, более общительные. Как правило, на них возлагают меньше обязанностей, но стереотипы поведения закладываются уже в этот период. Бывает, что за ними навсегда закрепляется прозвище «малыш». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности ребенка.

Средний ребенок может обладать характеристиками как младшего, так и старшего или их комбинацией. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свое место в семье.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Более, чем какой-либо другой, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в других областях приложения сил. Однако находясь во власти родителей, под их постоянной опекой, ребенок может стать беспомощным.

Существуют два типа единственных детей: рано взрослеющий и «маменькин сынок», второй вариант особенно, распространен в семьях, где были проблемы с беременностью, поздние роды и т. п.

Приложение 3. Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки — это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

МДОУ «Детский сад № 10 «Звездочка»

г. Вольска Саратовской области»

_________________________________

Родительское собрание

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Материал подготовила

воспитатель Елхова Ольга Александровна

Здоровье-это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно - психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность взрослых, их занятость, и от этого страдают наши дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Родители могут свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, если будут соблюдать следующие условия:

    создание в семье атмосферы положительных эмоций;

    создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

    принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

    поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;

    в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений;

    включение в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.

Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:

Я-сообщение и Ты-сообщение.

Например: Ты-сообщение Родитель устал. Ты меня утомил. Реакция ребенка: «Я плохой».

Я-сообщение Родитель устал. Я очень устал. Реакция ребенка: «Папа устал».

Комментарий. Суть Я-сообщения-не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты-сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

Упражнение «Переделай Ты-сообщение»

Задание дается индивидуально на карточках или по группам.

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

3. Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

К большому сожалению не во всех полных семьях родители уделяют много времени ребёнку, играют с ним, посещают культурные и спортивные мероприятия, музеи, выставки, создают атмосферу добра и взаимопомощи. Часто женщине–матери приходится отрабатывать ещё одну «смену» дома, ведя хозяйство. Именно поэтому рвутся эмоциональные связи с детьми, у взрослых не остаётся времени поиграть с ребёнком, почитать ему книгу, да просто побеседовать.

Интересуясь у своих воспитанников, как они провели выходные или праздничные дни часто звучит один и тот же ответ: «Папа телевизор смотрел». Или: «Ничего мы не делали».Или «Весь день мультики смотрел по ПК»

Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал? », лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике? », «Чем занимался? », «Как твои успехи? » и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.

6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Наталья Пилипенко
Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребёнка»

Родительское собрание в старшей группе

Тема : «Эмоциональное благополучие детей »

Цель : Установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления психологического здоровья.

Повышение психолого – педагогической грамотности родителей .

Форма проведения : заседание родительского клуба

Участники : воспитатели, родители .

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

4. Советы для родителей «Минута нежности» .

5. Тренинг.

6. Заключительная часть.

Ход мероприятия

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители ! Я рада Вас приветствовать на собрании , тема которого «Эмоциональное благополучие ребёнка » .

По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и . Поэтому мы, сегодня поговорим о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья. Родители счастливы тогда , когда счастлив, весел ребёнок !

Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. А внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык : это вас рассмешит, и вы улыбнётесь.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.

Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка . При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

Как вы думаете, в чём это проявляется? (Высказывания родителей .)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы.

Анализ и обсуждение результатов анкетирования

Воспитатель. Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребёнка (см. Приложение) . После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей .

Несогласованность требований к ребёнку дома .

Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки) .

Чрезмерная строгость родителей , наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так.

Боязнь ребёнка животных , темноты.

Воспитатель. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере .

Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения. Сорвите лепесток у ромашки и зачитайте совет.

Советы для родителей «Минуты нежности»

Тренинг. Игра «Страхи в домиках» .

Воспитатель. Когда ребёнок чувствует , что родители рядом , что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребёнка нет этого ощущения , он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится, появляется страх. Вопрос : Какие детские страхи вы знаете или слышали о них? (перечисляют)

В каждом возрасте наблюдаются, так называемые нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат интеллектуальной сферы, воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают» . Но есть случаи, когда страхи накапливаются и мешают личностному развитию, создают невротические проблемы. В каждом возрасте есть возрастные нормы страхов и их распределение по полу и годам.

(раздать таблицу с перечисленными страхами)

Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках» .

Перед вами два домика – чёрный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

На самом деле это тест, который вы можете провести с ребёнком и выявить , чего он боится.

Можно предложить ребёнку , пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Поделитесь с ребёнком своим опытом , расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод – это сочинить вместе с ребёнком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх – это самый распространённый и действенный метод борьбы с ним. А после того, как ребёнок нарисует , сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его, при этом хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

Вопрос : Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка ?

Мне хочется ответить словами известного российского психолога Владимира Леви, который написал «Семь правил для всех – “Наказывая, подумай : Зачем?”

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – Не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики» , никаких наказаний «на всякий случай» !

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур требовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил, забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности, не так страшен, как риск задержки душевного развития.

Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.

5. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует

только в обратную сторону!

6. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

7. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Заключительная часть. Рефлексия «Сердечко»

Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Возьмите сердечко, напишите на нём любое доброе пожелание, также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведённому собранию .

Любите своих детей, больше времени проводите с детьми и наши дети вырастут спокойными, уравновешенными и рассудительными.

В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастье, короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

Решение :

1. Придерживаться единых требований в семье и детском саду.

2. Соблюдать режим дня.

3. Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка в семье , используя рекомендации, игры на преодоление страхов у детей.

Приложение

Эмоциональное развитие ребёнка

1. Опишите обычное состояние ребёнка .

2. Часто ли он плачет?

3. Как долго остаётся расстроенным?

4. Чего боится ребёнок ?

5. Часто ли бывает сердитым, агрессивным?

6. Быстро ли он устаёт?

7. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?

8. Как он относится к детям?

9. Как относится к животным?

10. Кого в семье ребёнок слушается ?

11. Помогает ли он по дому?

12. Какие качества ребёнка Вы особенно цените ?

13. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что запрещать?

(анкета)

Подготовила и провела: воспитатель

первой квалификационной

Ярославль, 2016

Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.

Задачи:

  • привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей;
  • создать условия для обмена семейным опытом;
  • обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания;
  • выработать единые требования по теме собрания.

Форма проведения: круглый стол

Участники: воспитатели, родители.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!».

3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

4. Игра с мячом «Добрые слова».

5. Советы для родителей «Минуты нежности».

6. Тестирование «Какой Вы родитель?».

7. Обсуждение результатов домашнего задания.

8. Тренинг.

9. Заключительная часть.

Ход мероприятия

I. Предварительный этап

1. Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребенка»

2. Оформление папки «Детские неврозы».

3. Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.

II. Организационный этап

На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зеленого, синего, черного и красного цветов); приготовлены картинки для игр и тестов; столы и стулья расставлены по кругу.

III . Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает» Так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появляются у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с родителями.

Ребенку с момента рождения необходимо не только уход и питание, но и общение. Если ребенок лишен постоянного контакта со взрослыми, он плохо развивается не только психически, но физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Общение взрослого и ребенка происходит через взгляды, слова и прикосновения.

Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства.(все что творится у нас в душе- отражается в глазах) Ведь не зря говорят «Глаза - зеркало души»

Слово , как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.

«Слово»

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 - для поддержки и 15 - для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.

IV. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат - появление неврозов.

Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей.)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

V. Анализ и обсуждение результатов анкетирования

Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребенка. После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Результаты (в %) представляются в наглядной форме.

Вывешивается плакат.

Причины:

  • Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
  • Нарушение режима дня.
  • Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).
  • Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
  • Неблагополучное положение в семье.
  • Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.
  • Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
  • Снижение двигательной активности.
  • Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Все это порождает изменения в эмоциональной сфере. Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, возьмите зеленое сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два - приколите синее сердечко. Если три и более — приколите черное сердечко.

Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка.

Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, все ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребенка.

VI. Игра с мячом «Добрые слова»

Родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка.

Родительская любовь и ласка нужны не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Ребенку нужны и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Хотя, конечно, шумные и подвижные игры можно проводить только после пробуждения ребенка, а не на ночь глядя.

Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждет возможности поцеловать свою маму. Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, это происходит потому, что поцелуй — это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребенка — чтобы быстрее зажила.

Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения.

VII. Советы для родителей «Минуты нежности»

Предложите родителям сначала привести примеры из семейного опыта. Затем им нужно сорвать лепесток у ромашки и зачитать совет.

Советы родителям: «10 ключей успешного воспитания»

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами ; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки.

Спрашивайте себя так: - Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку . А для этого в следующий раз, когда он забудет положить сушить варежки, не спешите отчитывать - он обидится, и урок не пойдет впрок. Пусть он попробует одеть сырые варежки и пойти в них домой. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда у него войдет в привычку сушить варежки после прогулки, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились - вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого . Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

VIII. Тестирование «Какой Вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения? Ответьте да или нет.

1. Какой ты у меня молодец!

2. Ты способный, у тебя все получится.

3. Ты невыносим!

4. У всех дети, как дети, а у меня...

5. Ты мой помощник.

6. Вечно у тебя все не так.

7. Сколько раз тебе повторять?

8. Какой ты сообразительный!

9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.

14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов. Если Вы употребляете выражения 1. 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.

7—8 баллов — между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9—10 баллов — Ваше настроение в общении с ребенком носит, непоследовательный характер и больше зависит от случайны" обстоятельств.

11—12баллов — Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

IX. Обсуждение результатов домашнего задания

Теперь перейдем к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми, на тему «Моя семья».

— Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании.

— Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?

— Какое у него при этом было настроение?

— Сколько времени вы потратили на выполнение задания?

Выступления двух-трех родителей.

X. Тренинг

1. Игра «Страхи в домиках»

Когда ребенок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребенка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках».

Перед вами два домика — черный и зеленый. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где — нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

Детские страхи

  1. смерть (дети осознают конечность жизни);
  2. страшные сны;
  3. нападение бандитов;
  4. огонь и пожар;
  5. природные стихии;
  6. ядовитые змеи;
  7. страх сказочных персонажей;
  8. высота;
  9. кровь;
  10. уколы;
  11. боль;
  12. неожиданные звуки;
  13. темнота;
  14. замкнутое и открытое пространство;
  15. врачи;
  16. одиночество.

На самом деле это тест, который вы можете провести дома с ребенком и выявить, чего он боится.

По окончании игры педагог раздает родителям списки перечисленных страхов .

2. Динамическая пауза

1. Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:

а) любят поспать;

б) любят сладкое.

2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:

а) любят работать на даче;

б) любят делать заготовки на зиму.

3. Выходят в круг и танцуют родители, которые:

а) любят тратить деньги;

б) любят путешествовать.

XI. Заключительная часть

Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведенному собранию.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.

В заключение родителям выдается памятка

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника

4 года

Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:

Способен к сотрудничеству со сверстниками;

Способен усвоить правила очередности;

Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении.)

5 лет

Ведет себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

Соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

Цель: 1. Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического

Комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности.

2.Установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления

Психологического здоровья.

Задача:

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

Способствовать созданию эмоционально- благоприятной семейной атмосферы.

Ход мероприятия:

1.Приветствие

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на собрании, тема которого «Эмоциональное благополучие ребёнка».

По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Поэтому мы, сегодня поговорим о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья.

2. Упражнение «Улыбайтесь! »

Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. А внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.

3. Лекция «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

Наличии чувства доверия к миру;

Способности проявлять гуманные чувства;

Способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

Наличии положительных эмоций и чувства юмора;

Способности и потребности в телесном контакте;

Чувстве удивления;

Вариативности поведения;

Способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

Способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

Способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Иван Александрович Ильин писал:

« ... Семья - первичное лоно человеческой культуры... Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».

Т.е.- родители, являются составляющей первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни.

И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы.

4.Анализ и обсуждение результатов анкетирования: «Эмоциональное развитие ребенка»

(приложение1)

5. Причины нарушения эмоционального благополучия детей.

После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей. (приложение 2)

6. Упражнение «Сердце»

Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из перечисленных выше причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка.

Если причина: одна – сердечко зеленого цвета;

Две и более – сердечко синего цвета;

Нет ни одной – сердечко красного цвета.

Родители выбирают сердечко определенного цвета и прикрепляют к большому сердцу, висящему на доске.

Все эти негативные факторы пораждают изменения в эмоциональной сфере. Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.

7.Советы родителям «Ромашка нежности» (приложение 3)

Цель: создание условий психологического комфорта ребенку в семье.

Родителям предлагают сорвать один из лепестков ромашки и зачитать совет по созданию условий психологического комфорта ребенку в семье.

8. “Психологическая зарядка”.

Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – кивните головой.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

9. Наказание- одна из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка в семье.

Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка? (ответы родителей)

10. Дискуссия

Наказание происходит потому что?

Мне приходится наказывать ребенка, когда он?

Мне хочется ответить словами известного российского психолога Владимира Левина, который написал семь правил для всех – «Наказывая, подумай: «За чем?»
1.Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

2.Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте. Никаких наказаний для «профилактике», «на всякий случай»!
3. За один раз – одно! Даже если проступков совершенно множество, наказание может быть только одно – за все сразу, а не по одному – за каждый проступок.
4.Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова.
6. Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
7.Ребенок не должен бояться наказания, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения:

1.Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2.Как можно чаще улыбайтесь своему ребенку!

3.Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, когда мама жестами коснется его.

4. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.
5. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

1 2.Эмоционально благополучный ребенок это (приложение 4)

13. Упражнение «Пожелание»

Участники на листе пишут пожелания, затем все складывается в одну коробочку и каждый по берет и читает.

На этом наша встреча подходит к концу и я хотела бы пожелать вам:

«Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения и ваши дети вырастут спокойными и, уравновешенными – психологически здоровыми.»

1.Упражнение «Приветствие»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, настрой группы на работу.

Передавая по кругу мяч, улыбнитесь друг другу и поприветствуйте.

1. Лекция на тему: «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает» Так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появляются у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с родителями.

Ребенку с момента рождения необходимо не только уход и питание, но и общение. Если ребенок лишен постоянного контакта со взрослыми, он плохо развивается не только психически, но физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Общение взрослого и ребенка происходит через взгляды, слова и прикосновения.

Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства.(все что творится у нас в душе- отражается в глазах) Ведь не зря говорят «Глаза – зеркало души»

Слово , как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.

«Слово»

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.

2.Анкета «Эмоциональное развитие ребёнка» (приложение 1)

3. Советы родителям: «10 ключей успешного воспитания»

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами ; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки.

Спрашивайте себя так: – Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку . А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого . Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

4.Анкета «Какой вы воспитатель?» (приложение1)

5.Рефлексия.

Упражнение «Сердечко»