Старт в науке. Мужская и женская национальная одежда кабардинцев и балкарцев Как нарисовать национальный костюм кабардинцев

Марина Губирова
Конспект НОД «История развития кабардинской национальной одежды»

Программное содержание :

Образовательные :

Расширить знание детей о кабардинской национальной одежде .

Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты , форма шитья, цвет ткани. Познакомить с историей кабардинского национального костюма , с особенностями его внешнего вида;

Дать понятие о повседневном и праздничном костюме.

Развивающие :

Развивать у детей умение сравнивать, описывать, делать выводы; Обогащать словарный запас за счёт названия одежды ,

Развивать речь , память, желание участвовать в коллективной беседе, доказывать точку зрения. Поощрять творческую фантазию и познавательный интерес. Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к кабардинским народным традициям , любовь к своему народу, бережное отношение к одежде , доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Материалы к занятию : Презентация с изображением кабардинских национальных костюмов . Сатаней в кабардинском национальном костюме . Картинки шапки и нарукавники для оформления бусами и золотыми нитками, клей, пазлы «Адыгэ фащэ» .

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с кабардинскими национальными костюмами , чтение кабардинских народных сказок .

Словарь :башлык,бурка,нагрудник,нарукавник,орнамент,черкеска,

газыри,газырницы,шаль.

Ход занятия.

1. Организационный момент : дети заходят в зал и встают в круг.

Воспитатель : ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Повернулись все ко мне. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите все на меня. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и со своими друзьями.

В :Ребята!Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы с вами попадём в прошлое нашего кабардинского народа , когда жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрим и поговорим,в каких одеждах они ходили .

А чтобы попасть туда, нам надо найти ключ от двери.

С давних времён наш народ славился традициями, обычаями, вкусной едой, красивой одеждой , пословицами,где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей.

И если вы вспомните народные кабардинские пословицы , наши двери откроются.

1 реб : Нэмыс здэщымы1э,насып щы1экъым.

2 реб : Уи псалъэ гъэ1эси,уи нэмыс гъэбыдэ.

3 реб : Уи япэк1э бдза мывэм, ухуозэж.

4 реб : Лэжьыгъэм уегъэлъап1э,щхьэхынагъэм уегъэпуд.

5 реб : Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс.

6. реб : 1ей пщ1ауэ, ф1ым ущымыгугъу.

7. реб : Ф1ы пщ1амэ,ф1ы къыпок1уэ.

8. реб : Улажьэмэ лыжь пшхынщ,умылажьэмэ лажьэ бгъуэтынщ.

Двери раскрываются медленно под тихую национальную музыку , и дети попадают в прошлое время. Помещение обставлено старинными предметами,а так же висят национальные костюмы (женские и мужские) .В помещении находится женщина внациональном костюме ,сидит и вышивает национальную шапку .

В :Ребята! Ой,посмотрите,это же Сатаней.

Откуда она к нам пришла (из кабардинской сказки .)

Как называется сказка? (Сын камня.)

И кто же Сатаней (Она мама Сосруко)

Давайте подойдём к ней и поздороваемся.

Д : Здравствуйте Сатаней!

С : Здравствуйте,мои дорогие!Добро пожаловать!Как хорошо,что вы попали сюда. И вы много узнаете о национальном костюме . Раньше,в давние времена,народы Северного Кавказа носили национальные костюмы . (Слайд№1) И у каждого народа был свой костюм,который отличался от других. Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Посмотрите (показ рисунка (Слайд№2) костюмы бывают разные :на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

(Слайд№3) Дети,вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Д :Адыгэ фащэ.

С : Молодцы!

2. С : (Слайд№4) А теперь посмотрите на этот женский костюм.

В : Наши дети знают из чего состоит женский костюм.

Ребята, вспомните из чего состоит женский костюм?

Д :Из платья,нагрудника,нарукавника,шапки с шалью,пояса, золотого пояса.

В :Правильно,дети,молодцы!

В :Ребята,раньше платье шили из дорогих тяжёлых тканей : бархат,плотный шёлк.

В :Ребята, а вы знаете чем украшали платье?

Д :Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом-ветка яблони,рога барана,следы животных,трилистник и т. д).

В :Они так вышивали,потому что кабардинский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалась в узорах.

В :Молодцы!

В : (Слайд№5) Наши дети ещё знают,когда надевают нарукавные подвески. Давайте вспомним, когда надевают нарукавные подвески.

Д :Их надевают в праздничные,торжественные дни,ещё во время свадеб.

В :Я вам расскажу,почему их надевали.

Раньше мужчинам не разрешли смотреть на руку девушки,и на свадьбе девушки прятали руки нарукавником,и чтобы во время танца мужчины не прикасались руки девушки.

В :(Слайд№6) -Кто мне покажет нагрудник?

Д :Вот это нагрудник.

В :Молодец!В нагруднике вдоль разреза по сторонам застежек часто нашивали подвески,расположенные одна под другой от плеча до пояса. А вы знаете,какими подвесками украшали?

Д :Они имели вид шариков на цепочках.

В :Молодцы,правильно!

(Слайд№7) А на голове девушки носили шапки с шалью.

Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?

Д : Форму цилиндра.

В : Основой шапки является твёрдый картон,который потом обтягивался тканью из бархата,сукна. Украшали также национальными орнаментами .

В :Ребята,вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм ,вспомнили из чего он состоит,узнали много нового.

Сат :Ребята,а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру.

3. Физминутка : Игра «Пы1э къуэдзэ» .

Молодцы сели все.

4. В :(Слайд№8) Теперь посмотрите на мужскую одежду .

Вспомните из каких частей состоит мужская одежда ?

Д : Черкеска,шапка,башлык,рубаха,пояс, кинжал, штаны, наговицы.

В : (Слайд№9) Черкеска-мужская верхняя одежда . Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого,серого. Ещё каких цветов?

Д : Чёрного,белого,синего.

Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах.

Чем украшали черкеску?

Д :(Слайд№10) Черкеску украшали газырями.

В : По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну , в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда , даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду .

В :(Слайд№11) -А это что ребята (Головные уборы)

Головной убор у кабардинцев в основном , соответствовал их одежде . Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.

В :(Слайд№12) Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

Вспомните что это такое и чем его украшали?

Д : Башлык,украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.

В :(Слайд№13) Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Сат : Ребята,а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду (Слайд№14)

Д :Сейчас, национальную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.

В :Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа . Надо беречь национальную одежду ,сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети Сатаней, очень любят свою землю,охраняют и берегут. Вот об этом нам расскажет Ланочка.

Реб : Небо адыгов, земля адыгов,

В небо вздымаясь,тобой любуюсь.

Небо адыгов, земля адыгов.

Пока живу я, дышу тобою.

5. В :И у нас для тебя Сатаней сюрприз.

Для этого мы разделимся на три группы.

Первая команда будет работать вот за этим столом, нужно помочь Сатаней собрать картинку адыгэ фащэ.

А вторая команда будет работать, вот здесь, им нужно украсить нарукавник,для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышевкой, а с золотой.

Третья команда будет работать, за этим столом,там у нас лежат готовые заготовки шапок из пластилина и вам нужно прикрепить бусенки,чтобы получилось золотая шапка.

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

Сат :А вы умеете танцевать кабардинский танец ?

В : Да,они умеют и сейчас вам покажут.

6.«Кабардинский танец »

Археологические материалы, относящиеся к национальной одежде народов Кабардино-Балкарии позволяют судить о материалах, использовавшихся в одежде, и отчасти о женском костюме.

Женский головной убор представлял собой остроконечную войлочную шапочку с конической верхушкой из бронзы или серебра. Найдены также бронзовые пластинки в форме диадемы, украшенные штампованным точечным геометрическим орнаментом.

Материалы для изготовления одежды можно разделить на получаемые в своем хозяйстве и привозные. Источники получения последних были различны. Через Западный Кавказ издавна шли торговые пути, соединявшие страны Средней Азии с побережьем Черного моря и начинавшиеся порой в Китае. Источником местных материалов (овчины, кожи, овечья шерсть, из которой валяли войлоки и ткали сукна) служило скотоводство.

Кабардинские женщины были прекрасными ткачихами. Изготовленные ими сукна шли на шитье мужской одежды, а в более ранние периоды из них шили женские платья и шали. Для изготовления обуви использовались шкуры крупного рогатого скота и коз. Из овчин они шили шубы, шапки, иногда штаны, которые носили на кошах. Из шерсти валяли войлочные шляпы, высокие теплые чулки, ноговицы и обувь, а также бурки, и шили особую пастушью одежду - гебенек.

Одним из наиболее важнейших элементов женского костюма являлись платки, шали, позднее - шарфы. Они составляли основу женского головного убора, состоявшего из 1, 2, а иногда и 3-х платков; шали накидывались на плечи, заменяя пальто; платок или шаль пожилые женщины повязывали вместо пояса. Они входили в приданое и служили свадебными подарками. К общему наименованию платков и шалей прибавляли определяющее слово, характеризующее материал. Так, например, платок плетенный из шелковых ниток; из шелка, затканного рисунком; тонкие шелковые платки кустарной работы, украшенные набойкой.

Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески. В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу. Походной одеждой служила бурка. На голову надевали меховую папаху или войлочную шляпу, а в непогоду башлык. На ногах носили ноговицы из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подъеме или с подошвой, сплетенной из ремней. Известны были войлочные чулки, мягкие носки из сафьяна. Бытовал пояс из кожи с металлическим набором.

Основной одеждой кабардинцев, как и других народов Кавказа, в их повседневной обстановке был бешмет. Его носили дома, во время работы.

Черкеска была, в основном, выходной и праздничной одеждой, и ее имел не каждый. Ее шили из домотканого сукна естественных цветов шерсти - черного, белого, серого, бурого. Белая черкеска считалась более нарядной. Длина черкески изменялась согласно моде. Особенно длинную (до щиколотки) черкеску носили отдельные франты. Она была удобна только для всадника. Обычно черкеска была чуть выше или чуть ниже колен. Черкеску носили всегда застегнутой, подтянутой, с поясом. Пояс был обязателен для мужчины. Если он был без черкески, пояс надевали на бешмет. Пояс из узкого ремня с металлической пряжкой и наконечником украшали различной формы бляшками. На поясе подвешивался кинжал или нож, кресало, сальница, отвертка, мешочек для пуль и другие предметы, связанные с оружием и уходом за ним.

Необходимой одеждой для горцев - скотоводов, проводивших многие месяцы на горных пастбищах, была шуба - тон, сшитая из овчины. Покрой ее был близок к черкеске. Ее надевали на бешмет или черкеску, а иногда и под нее. Грудь была закрыта, застежка на пуговицы из шнурка; воротник из овчины - стоячий. Ее называли сборчатая шуба.

Дорожной одеждой всадника, обязательной принадлежностью табунщика служила бурка, изготовление которой было сложным делом. Бурка закрывала всадника целиком, а так же прикрывала и лошадь. Она защищала всадника от дождя, снега, ветра и солнца.

Мужская одежда кабардинцев отличалась значительной стабильностью.

Общий облик мужского костюма кабардинцев - подтянутый статный силуэт типичен для горцев Кавказа.

В своей основе женская одежда и по наименованиям и по покрою почти не отличалась от мужской, но благодаря характеру тканей, некоторым деталям отделки и украшений кажется непохожей на нее.

На тело надевалась длинная рубаха туникообразного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинным, до кисти рукавом. Повседневные рубахи шили из бумажной ткани неброских цветов. Излюбленные цвета темно - красный, желтый, реже синий и белый. Очень любили шелк с отливом. У парадных рубах рукав книзу расширялся, часто обшивался галуном. Он достигал длины до колен и ниже и был виден из — под рукава платья.

Под рубашку надевались штаны. Внизу они заправлялись в сафьяновые носки или обувь.

С 10-12 лет на девушку надевали поверх рубахи, кафтанчик. Постепенно те части кафтанчика, которые не были видны из — под платья (спину, верхнюю часть рукавов), стали делать из более дешевой ткани, а потом кафтанчик распался на более дешевые части: воротник, нагрудник, полочки, висящие на пояске, и нарукавники от локтя до кисти.

Распадение кафтанчика повлекло за собой и изменения в форме застежек. Эти застежки, ранее по своей конструкции отвечали функции туго стягивать полы кафтанчика на груди. Когда же, в конце ХIХ в., вместо кафтанчика стали носить нагрудник, данная конструкция застежек оказалась неудачной, так как при отсутствии натяжения они самопроизвольно растегивались.

В связи с этим мастера - ювелиры изменили их устройство.

Поверх кафтанчика надевалась платье. Женское платье, в отличие от черкески, было очень длинным, почти до земли, но также имело спереди до пола разрез, открытую грудь, прилегающую талию своеобразный покрой спинки и другие черты, характерные для черкески.

Праздничное платье кабардинской девушки, особенно богатой и знатной, обильно украшалось галунами и золотым шитьем. Галунами обшивали борта, подол, низ рукавов. Вдоль разреза спереди, по подолу, иногда на груди располагалось золотое шитье. Таким же образом расшивались платья черкешенок, адыгеек и балкарок, но по характеру орнамента карачаевские и балкарские платья выделялись монументальностью и массивностью вышивки, преобладанием золотых нитей в шитье над серебряными. Нарядные платья шили чаще всего из бархата - темно - красного, или из плотного шелка - гладкого или с жаккардовым узором.

Типы поясов изменялись с течением времени, но появление нового типа пояса не вытесняла более старые формы, которые обычно оставались у старшего поколения. Наиболее старый тип пояса представлял собой ремень из сафьяна, на котором крепились девять «кусков»из серебра - небольшая пряжка, восемь блях - круглых, овальных, прямоугольных или фигурных. Второй тип - пояс целиком из серебра, составленный из прямоугольных пластинок, соединенных шарнирами, и фигурной пряжки, застегивающейся на крючок или стержень.

Для всех народов Северо-Западного и Центрального Кавказа характерно преобладание нашиваемых украшений. Но, пожалуй, наиболее их количество характерно для карачаевцев. Так на груди разреза иногда нашивали выпуклые, полые, овальные или миндалевидные серебряные подвески - зынгырла, прикрепляли серебряные треугольные футлярчики. К рукаву по шву от локтя до кисти иногда пришивали листовидные подвески, на рукавах же носили цепочки, соединенные у локтя и кисти бляшками.

Большой интерес представляет бунлукъ. Под этим названием известны обычные браслеты, носившиеся на запястье, а также браслет, надевавшийся или даже нашивавшийся на низ рукава платья или кафтанчика в виде обшлага.

Куклы в народных костюмах №90 (ранее обещали её в №92, но график изменился ).

Костюм кабардинки. (Кабардино-Балкария). Кабардинский женский костюм.

Кабарди́нцы - субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии.

Национальная женская одежда Кабардино-Балкарии - это черкесский женский костюм, в обычные дни носили платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

На талии платье стягивали поясом из широкой полосы галуна, декорированной серебряными пластинами с филигранью или гравировкой.

Золотая шапочка с высоким твердым околышем, украшенным золотным галуном. В вырезе платья национального костюма видны серебряные застежки кафтанчика.

Поверх шапочки молодые женщины надевали белый шелковый платок с бахромой, концы которого обматывали вокруг шеи.

В традиционной кабардинской вышивке чаще всего встречался треугольный рисунок, получивший название «узор для угла». Возможно, эта фигура могла символизировать баранью голову и выполнять роль оберега. Изображение бараньей головы с древности было амулетом у многих народов Кавказа.


4 фарфоровых куклы коллекций ДеАгостини.

Сложный по форме и количеству составных частей женский костюм ярко отражает социальные различия в кабардинском обществе.

Нательная одежда - это прямая длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани красного или оранжевого цвета. Под рубахой - шаровары. На девушек надевали короткий кожаный кафтанчик с массивными серебряными застёжками на груди. Они видны через разрез верхнего платья из шёлка или бархата, богато украшенного галунами и золотым шитьём. В торжественных случаях к рукавам платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей.

Головной убор девушки до замужества и рождения первого ребёнка - "золотая шапочка" - покрывался платком и большой шалью.

Богатое парчовое платье, кожаный кафтанчик, равно как и обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, свидетельствуют о принадлежности к высшему сословию. Такой богатый костюм надевали при торжественных выходах, а невесты - на свадьбу.

До Великой Октябрьской социалистической революции на территории Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии городов не было. Центр Нальчикского округа - Нальчик был основан как укрепление в 1822 г. В 1838 г. возле крепости образовалось военное поселение, а в 1871 г. Нальчик преобразовали в слободу. Вплоть до революции он оставался грязной неблагоустроенной слободкой с несколькими лавками и карликовой промышленностью ("известковые и кирпично-черепичные заводы, на которых работало всего 33 рабочих). Но зато в Нальчике было 22 питейных дома. В 1901 г. среди жителей слободы было всего 12 кабардинцев.

В настоящее время Нальчик (87 тыс. жителей) является не только административным, но и промышленным центром Кабардино-Балкарской республики. Здесь имеется ряд крупных предприятий, в том числе машиностроительный завод, крупнейшая на Северном Кавказе кондитерская фабрика, мясокомбинат и др.

Учебные заведения, в их числе Кабардино-Балкарский университет, научно-исследовательский институт, театр, филармония, музей, библиотеки, кинотеатры и т. п., характеризуют Нальчик как важный культурный центр. Возросло, особенно за последние годы, благоустройство города, общественное и жилищное строительство. Нальчик - город-сад, чистый, нарядный, обладающий одним из лучших на Северном Кавказе парком, ничем не напоминает грязную слободу дореволюционного периода.

Совершенно новым и очень своеобразным городом является Тырны-Ауз^ построенный в узком горном ущелье. В городе воздвигнуты большие каменные дома, улицы асфальтированы и озеленены. Построены школы, больницы, клуб, стадион и т. п.

В пределах республики имеются теперь и другие города - Прохладный, Дошукино, а также "несколько рабочих поселков городекого типа.. Общая численность кабардинцев, живущих в городах Кабардино-Балкарии,- около 23 тыс. человек.

В Карачаево-Черкесии на месте станицы Баталпашинской вырос областной центр Черкесск. Промышленные предприятия города - завод «Молот», мебельная фабрика, мясокомбинат, маслодельный завод и др. Население Черкесска сравнительно невелико (41 тыс.), но здесь имеются областной театр, краеведческий музей, научно-исследовательский институт истцрии, языка и литературы, ряд учебных заведений. Проводятся большие работы по благоустройству и озеленению города, построено много больших и красивых зданий. Совершенно заново выстроен другой город области - Карачаевск, расположенный у впадения Теберды в Кубань.

Кабардинцы и черкесы, живущие в городах и непосредственно соприкасающиеся с русскими, имеют возможность ближе знакомиться с их обычаями и образом жизни, что помогает им в перестройке старого быта. Связь, горожан с селениями способствует быстрейшему перенесению новых бытовых нэбыков и в деревню.

Одежда

Национальная одежда кабардинцев и черкесов, как и всякая народная одежда, складывалась в результате воздействия ряда экономических, исторических и географических условий. Поскольку в их хозяйстве не было иного сырья для ткани, кроме шерсти, меха, кожи, войлока, то основные части костюма делали из этих материалов. Однако рано завязавшиеся торговые сношения с другими народами расширили ассортимент товаров и в одежду, особенно женскую, рано вошли привозные хлопчатобумажные, льняные, шелковые и тонкие шерстяные ткани. Привозные ткани в первую очередь были доступны зажиточным. Большая часть населения, особенно до второй половины XIX в., нередко испытывала «ситцевый голод». Так или иначе из женской одежды шерстяные домотканые материалы были вытеснены полностью уже с середины прошлого века.

Национальный мужской костюм сложился в условиях большой подвижности мужской части населения, связанной с характером хозяйства и образом жизни. Необходимой принадлежностью всадника являлась длинная оурка (щашуэ), заменявшая в походе дом и постель. Укрепленная в виде заслона или палатки на кольях, в качестве подстилки и одновременно покрывала, она спасала от холода, снега ж дождя. В жару ее надевали для защиты от палящих лучей солнца. Во время встречного ветра бурку поворачивали задом наперед, чтобы ее не раздувало ветром. Неудобна она была только для пешехода. Поэтому пастухи употребляли обычно короткие старые бурки. Местные бурки по прочности и легкости считались лучшими на Кавказе. Теплой одеждой служили также овчинные нагольные шубы, которые носили пастухи на кошах и пожилые люди в селениях.

Верхней одеждой являлась также черкеска (цей) из домотканого или фабричного сукна, чаше всего черного, бурого или серого. В дореформенный период белые черкески и бурки разрешалось носить только лицам, принадлежавшим к феодальному классу. Длина черкески зависела от моды. Так, например, в начале XX в. носили очень длинные, до щиколоток, черкески. Обычная же их длина - немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек- газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. До появления огнестрельного оружия на этих местах делались обычные карманы, как это иногда встречалось на рабочих черкесках и в XIX в. В XVII-XVIII бв. парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее - прямые широкие.

Под черкеску (поверх нательной рубашки) надевали бешмет (къэп- тал) - кафтан с высоким стоячим вюротнитгом, застежкой спереди посредине до пояса, длинными и узкими рукавами; длина его несколько выше колен. Богатые бешмет шили из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне - из домотканого сукна у а позднее из бумажной ткани. Бешмет был домашней или рабочей одеждой. Черкеска же в прошлом для большинства крестьянства была только праздничной одеждой и имелась далеко не у каждого. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой - две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком.

Весьма важной частью костюма являлся головной убор, наиболее устойчиво сохраняющийся вплоть до последнего времени. Головной убор носили не только для защиты от холода, жары, но и «для чести». Наиболее распространенный тип голодного убора - меховая папаха с суконным донышком. Форма ее менялась, следуя велениям местной моды. Главным образом изменялась высота околыша. В летнее время носили войлочную шляпу с широкими полями. В ненастную или холодную погоду поверх меховой папахи надевали суконный башлык. Башлык всегда брали с собой в дорогу и носили его на плечах, пока он не понадобится. Парадные башлыки делали белыми или цветными и украшали галунами и золотым шитьем.

По материалам конца XVIII - начала XIX в. известны мужские суконные шапки, украшенные галуном и напоминающие митры. Носили и цилиндрические шапочки с широким галуном на околышке, позднее характерные только для женщин. Однако эти типы головных уборов носили только князья и уорки.

На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посредине подошвы - чувяки (вакъэ). Князья и уорки часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Такая обувь из тонкой кожи была мало пригодна для пешехода, но зажиточный горец редко ходил пешком. Бедняки носили грубую обувь из сыромятной кожи. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения, и в фольклоре имеется образное выражение о борьбе крестьян с феодалами, как о борьбе сыромятных башмаков с сафьяновыми. Упомянем еще кожаный узкий дояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой, кресалом и т. п. У стариков кожаный пояс часто заменялся матерчатым.

Удобный и изящный мужской костюм, приспособленный к обрасу жизни горцев, широко распространился за пределы Кабарды и Черкесии. Скотовод, охотшш и воин одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точт> пригнанной по фигуре и не стесняющей движения.

В первой половине XIX в. у кабардинцев и черкесов еще бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник* Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же как оружие, передавался из поколения в поколение. В феодальный период щегольство в одежде для мужчин считалось излишним. Знатный кабардинец мог в доказательство своей воинской лихости ходить в рваной черкеске, но оружие его было всегда богато украшено. К концу XIX в. идеал феодального воина сменился лдеалам богатого и солидного дворянина-землевладельца; князья и уорки (мелкие феодалы) стали уделять своему костюму много внимания.

Большой интерес представляет женский костюм, сложный по форме и ярко отражающий социальные различия. Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху(джапэ) из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрез платья. Под рубахой носили шаровары (гъуэншэдж), собранные внизу. С периода возмужания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по по- покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика - темно-красный, черный, реже - синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье (босцей), по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.

Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами ж золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII - начале XIX в. делались длинными разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя и из- под них были видны рукава кафтанчика и рубашки. Но в торжественных случаях к рукаву платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей, богато вышитых золотом, имитировавшие более ранние откидные рукава. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки.

Пожилые женщины носили ватный стеганый къэптал, покроенный по образцу платья. Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.

Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она, по местному выражению, «начинала ходить на танцы», т. е. созревала для замужества, то надевала так называемую «золотую шапочку» (дыщэпы1э) у которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, п закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке.

Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг" шеи. Девушки из знатных семей носили также подвески к косам в виде полосы тонкой белой ткани, скрученной наподобие веревки и спускавшейся до подола. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Концы его пропускали сзади под волосами, заплетенными в косы, и завязывали на темени особым узлом. Сверху накидывали шаль (1элъэщ1). Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец к рождению ребенка.

Таким образом, перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.

На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской,- чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета.

Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения.

Будничная одежда крестьянки шилась из дешевой покупной, а до середины XIX в. частично и из домотканой шерстяной ткани и состояла из рубахи, шаровар, кафтанчика и платья, подпоясанного матерчатым или кожаным с галуном по!ясом. На голову девушки надевали большую шаль, а замужние под шаль еще маленький платочек.

Рабыни носили обноски с барского плеча. Их одежда часто сводилась к рубахе и штанам из домотканого сукна. Рабынь, которые сопровождали княгинь, одевали прилично, «а то княгине будет стыдно».

Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия. Такую обувь надевали при торжественных выходах и она была обязательна для невесты. В фольклоре она служит символом богатой и праздной жизни.

Принадлежностью дворянского девичьего костюма был кожаный корсет с деревянными планками - куэншыбо. Идеалом красоты знатной девушки была тонкая талия и плоская грудь. Для достижения этой цели на девочку 10-12 лет надевали корсет, с которым она не расставалась ни днем, ни ночью вплоть до выхода замуж. Снимался он в первую брачную ночь и уже навсегда. Шнуровка корсета тщательно запутывалась подругами, одевавшими невесту, и жених должен был проявить особую ловкость при его снятии. Утром девушки осматривали корсет, и если он оказывался поврежденным, то в сатирической песенке жестоко осмеивали нетерпение новобрачного. Корсет носили только девушки из феодальной среды.

Как видно из изложенного, в женском костюме ярко отразились сословные различия. Одежда знатной женщины была типичным феодальным нарядом, подчеркивавшим высокое происхождение, богатство и праздность его носительницы. Это обстоятельство, а также его красочность способствовали тому, что он стал образцом для феодальной верхушки соседних народов, вносивших в его покрой и в орнамент вышивки свои национальные черты.

Усилившиеся после крестьянской реформы связи Кабарды и Черкесии с Россией не могли не отразиться на одежде. Освобождение зависимых сословий сняло феодальные запреты с определенных форм и расцветок одежды, и постепенно материал, покрой и цвет одежды начали зависеть прежде всего от материальных возможностей и вкуса. Кулачество подражало в своей одежде высшему сословию.

Развитие русской текстильной промышленности и расширение внутреннего рынка усилили ввоз русских тканей. Женская одежда стала шиться целиком из фабричных тканей, что сделало ее более удобной и гигиеничной.

Праздничные черкески, особенно у богатых, шились из тонкого фабричного сукна разных цветов.

Покрой мужской одежды в основном остался прежним, но в женской одежде сильно сказалось городское влияние. Платье шили отрезным, юбку закладывали складками, разрез спереди маскировали или не делали совсем, изменился способ вшивания рукава и т. п. Рубаха и шаровары приобрели характер белья*

Очень значительные изменения произошли в одежде кабардинцев и черкесов в советское время. Женский национальный костюм почти совсем исчез.

Девушки и молодые женщины одеваются совершенно по-городско- му. Причем если еще несколько лет пазад выбирались фасоны, близкие к фасонам национальной одежды, т. е. платья с длинными рукавами, то теперь часто шьют платья и кофточки с короткими рукавами. В холодное время года носят готовые пальто, часто меховые. Не расстаются только с шалью, береты встречаются редко и почти никогда не носят шляп. Лишь у самых старых женщин можно еще видеть остатки старого костюма - длинное платье в талию, но уже без разреза от пояса до подола, два платка на голове. Национальный женский костюм до сих пор считается обязательным для невесты, но и в этом случае он имеет упрощенные форкы. Шапочка, шаль, платье с разрезом, серебряные застежки и пояс - вот его.состав. Кроме свадьбы, костюм такого рода можно увидеть во вре~ мя праздников, но чаще всего у участников самодеятельных коллективов. Большинство девушек на праздники надевает модные платья городского покроя, сшитые с большим умением и вкусом. От прежней формы одежды осталась только любовь к длинным рукавам и неглубокому вырезу у ворота.

За последние годы замечаются также большие отклонения от прежней привычной темной гаммы цветов костюма в целом, от преобладания однотонных гладких материй. Все чаще можно увидеть платья не только ярких расцветок, но и пестрые, с цветами и т. д. Это связано с новым, более жизнерадостным мироощущением. Характерно, что тяга к яркости, многоцветное™ выявилась, как мы видели, и в раскраске домов (Двери, ставни), й в убранстве комнат.

Одежду городского типа повсеместно носят и мужчины. Национальный колорит костюма больше всего сохранился среди табунщиков и пастухов, для которых бурка, обувь из сыромятной кожи и пр. служат как бы профессиональной одеждой. Черкеску надевают очень редко - по праздникам, иногда в сочетании с оружием - кинжалом. Широко распространено лишь лошение войлочных шляп и папах. До Великой Отечественной войны часто носили так называемую «кавказскую» рубашку, широкую, с длинными рукавами и высоким стоячим мягким воротником. На груди она застегивалась шпуровыми узелками, которые продевались в шнуровые же петли. Так же застегивался и низ рукава. Поверх рубашки одевался узкий кожаный пояс с серебряным набором. После войны «кавказская» рубашка вытеснена рубахами обычного типа.

В прошлом из-за отсутствия средств в трудовых семьях не только мужчины. но и женщины обходились одной сменой одежды. Теперь же в каждом доме имеется богатый выбор одежды. Вошло в обиход трикотажное и другое белье. Девушка старается иметь несколько выходных платьев, не говоря уже об обычных.

Презентация на тему: Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков























1 из 22

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа местной администрации городского округа Прохладный КБР» Учебный проект «Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков» Авторы:Гунченко Светлана, Соломатина КристинаРуководитель: Тесля Галина Васильевна

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма. Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета.Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет.

№ слайда 6

Описание слайда:

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками.Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения.

№ слайда 7

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые.

№ слайда 8

Описание слайда:

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

№ слайда 9

Описание слайда:

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ. Воротник бурки имел специальную застежку. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки.

№ слайда 10

Описание слайда:

Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев.Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма. Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.

№ слайда 11

Описание слайда:

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело.Поверх корсета надевали нижнюю рубашку. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

№ слайда 12

Описание слайда:

Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных.Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.

№ слайда 15

Описание слайда:

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток.Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами.На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.

№ слайда 16

Описание слайда:

В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок. Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами. На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором.Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.

Описание слайда:

Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча.Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос.Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.

№ слайда 19

Описание слайда:

Описание слайда:

В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма, «парочки» казачек были совсем не похожи на национальные костюмы горянок. Ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. А женский костюм казачек отличался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов.

№ слайда 22

Описание слайда:

Выводы: Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала статус человека, подчеркивала красоту фигуры, что обеспечило ей всеобщее признание на Кавказе. Мужской костюм кабардинцев и балкарцев практически не имеет различий. Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды, что свидетельствует о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур. Женское платье кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке – это распашное платье, схожее по покрою с черкеской, что также свидетельствует о родстве культур соседних народов. В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма и стал существенно отличаться от костюма горянок. В начале XX века у кабардинок и балкарок появляются предметы одежды, заимствованные у казачек. Кабардинцы и балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. Женский костюм казачек отличался пестротой и яркостью сочетаний цветов. Общие черты в национальных костюмах свидетельствуют об исторической и духовной связи народов, населяющих нашу республику. Высказанная нами в начале работы гипотеза о единстве первоосновы костюмов кабардинцев, балкарцев и терских казаков оказалась верной.