Условия жизни в детских домах. Особенности развития детей в детском доме

Cитуация сиротства накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка, а потом и взрослого человека. Проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в "сиротских" учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы и в их социальном становлении. Среди них - низкий уровень социальной и личностной активности; низкий уровень социальной компетентности; неумение принимать решения, брать на себя ответственность за свой выбор, за свою жизнь; смутное представление о своих способностях и возможностях и - как следствие - неадекватная самооценка; сниженный уровень учебной, школьной и в целом - познавательной мотивации и многие другие. Негативные тенденции развития личности воспитанников в старшей возрастной группе ярко проявляются в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в которой каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.

Особую тревогу вызывают проблемы социальной адаптации и постинтернатного становления выпускников интернатных учреждений. Сегодня выпускник детского дома, испытывающий по выходе из него глубочайший кризис, порожденный трудностями социализации, не подготовлен стать полноценным членом общества. Представители данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть пополняет ряды правонарушителей. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений.

Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.

В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Так же существует проблема формирование психологического пола и подготовка к семейной жизни воспитанников.

Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего "детского" этапа онтогенеза, т.е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, не заканчивается с окончанием периода детства и наступлением взрослости. Каждый этап вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущих мужчину и женщину, но подростковый возраст как период полового созревания занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психо-сексуальным развитием и поведением, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине, т.e. все то, что составляет основное содержание понятия "психосексуальная идентичность", выходят на первый план как в формировании личности детей данного возраста, так и в тех направлениях воспитательной работы, которые требуют наибольшего внимания педагогов.

Осознание и переживание человеком своей половой идентичности предполагают наличие у него сформированных образцов, эталонов мужского и женского образов, моделей маскулинности и фемининности. Они включают в себя представления о наиболее значимых и привлекательных качествах личности, особенностях взаимоотношений и формам поведения мужчин и женщин. В детских домах, где в основном работают женщины, возможности идентификации по полу бывают затруднены. Поэтому для формирования эталонов мужского и женского образов у воспитанников детского дома необходима организация специальной деятельности.

I. Общие особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени.

Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Для воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье.

Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое.

Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.

Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность в общении, и потому при благоприятных условиях возможна сравнительно быстрая коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка, детском доме и интернате, возникшие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными.

Кратко формулируя особенности детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы:

1. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе.

2.Совместная деятельность и общение детей со сверстниками. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).

3.Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы.

4.Проблемы нравственного развития личности воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.

5.Социализация детей –сирот. Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников.

6.Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе.

Несмотря на наличие некоторых общих особенностей, характеризующих психическое развитие детей-сирот, следует иметь в виду, что в качестве субъекта психолого-педагогического сопровождения они представляют собой достаточно условную группу, внутренне дифференцированную. По существу, единственным основанием, позволяющим объединить воспитанников детских домов, является депривационный синдром. При этом, каждый ребенок имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития. В силу этих обстоятельств, психолого-педагогическое сопровождение психического развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, может носить только индивидуальный характер.

Также большое влияние на личность ребенка оказывает тот факт, что он развивается в условиях депривации.

II. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Психологические проблемы в развитии, как детей, так и взрослых чаще всего возникают в связи с переживанием ими лишений или потерь. Термин «депривация» используется в психологии и медицине, в обиходной речи означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций – материнскую, сенсорную, двигательную, психосоциальную и другие. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов деприваций и покажем, какое влияние оказывают они на детское развитие.

Материнская депривация . Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. В идеале – это материнский уход. Однако наличие другого заботящегося о малыше человека при невозможности материнского ухода также позитивно отражается на психическом развитии младенца. Нормативное явление в развитии любого ребенка – формирование привязанности к взрослому человеку, ухаживающему за ребёнком. Такую форму привязанности в психологии называют материнской привязанностью. Различают несколько типов материнской привязанности – надежную, тревожную, амбивалентную. Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственным отделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается в целом на психическом развитии. В ситуациях, когда ребенок не разлучен с матерью, но недополучает материнскую заботу и любовь, также имеют место проявления материнской депривации. В формировании чувства привязанности и защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела. По наблюдениям психологов, у детей, живущих в негигиенических условиях, зачастую испытывающих голод, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, не возникает соматических расстройств. Вместе с тем, даже в самых лучших детских учреждениях, обеспечивающих правильный уход за младенцами, но не дающих возможности телесного контакта с матерью, встречаются соматические расстройства у детей.

Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций. Психологи различают характеристики детей, от рождения лишенных материнского ухода и детей, насильственно отделенных от матери после того, как эмоциональная связь с матерью уже возникла. В первом случае (материнская депривация от рождения) формируется устойчивое отставание в интеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В случаях разрыва с матерью после сложившейся привязанности у ребенка начинается период тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадий этого периода – протест, отчаяние, отчуждение. В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуется в поведении маленьких детей тем, что начинается процесс переориентации на другие привязанности, что способствует преодолению травмирующего действия разлуки с близким человеком.

Сенсорная депривация. Пребывание ребенка вне семьи – в интернате или другом учреждении зачастую сопровождается переживанием им недостатка в новых впечатлениях, называемого сенсорным голодом. Обедненная среда обитания вредна для человека любого возраста. Исследования состояний спелеологов, подолгу находящихся в глубоких пещерах, членов экипажей подводных лодок, арктических и космических экспедиций (В.И.Лебедев) свидетельствуют о значительных изменениях в общении, мышлении и других психических функциях взрослых людей. Восстановление нормального психического состояния для них связано с организацией особой программы психологической адаптации. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития. Еще великий русский ученый В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца жизни ребенок ищет новые впечатления. Бедная стимульная среда вызывает безучастность, отсутствие реакции ребенка на окружающую его действительность.

Двигательная депривация. Резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней обуславливает возникновение двигательной депривации. В нормальной ситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую среду посредством собственной двигательной активности. Манипулирование игрушками, указательно-просительные движения, улыбка, крик, произнесение звуков, слогов, лепетание – все эти действия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, что их влияние на окружение может иметь осязаемый результат. Эксперименты с предложением младенцам различных видов подвижных конструкций показали четкую закономерность – возможность ребенка управлять движением предметов формирует у него двигательную активность, невозможность воздействовать на движение игрушек, подвешенных к колыбели, формирует двигательную апатию. Неспособность изменять окружающую среду обуславливает возникновение фрустрации и связанных с ней пассивности или агрессии в поведении детей. Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать, прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. Значимость двигательной активности в жизнедеятельности человека подтверждается примерами экспериментальных исследований взрослых людей, которые отказываются от участия в экспериментах, связанных с длительной неподвижностью, несмотря даже на предлагаемые последующие вознаграждения.

Эмоциональная депривация. Потребность в эмоциональном контакте – одна из ведущих психических потребностей, оказывающих воздействие на развитие психики человека в любом возрасте. «Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. Однако при эмоциональной связи существует двусторонний контакт, в котором человек чувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучны с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребёнка, не может быть эмоционального контакта».

Специалисты отмечают ряд существенных особенностей появления эмоциональной депривации в детском возрасте. Так, присутствие большого количества разных людей ещё не закрепляет эмоционального контакта ребёнка с ними. Факт общения с множеством разных людей часто влечет за собой возникновение чувств потерянности и одиночества, с которыми у ребёнка связан страх. Это подтверждают наблюдения за детьми, воспитанными в домах ребенка, у которых обнаруживается отсутствие синтонности ((греч. syntonia со звучность, согласованность) — особенность склада личности: сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью) по отношению к окружающей среде. Так, переживание совместных празднований детей из детских домов и детей, живущих в семьях, оказывало на них различное воздействие. Дети, лишенные семейного воспитания и связанной с ним эмоциональной привязанности, терялись в ситуациях, когда их окружало эмоциональное тепло, праздник производил на них гораздо меньшее впечатление, чем на эмоционально контактных детей. После возвращения из гостей, дети из детских домов, как правило, прячут подарки и спокойно переходят к привычному образу жизни. Семейный ребенок обычно долго переживает праздничные впечатления.

III. Привязанность. Типы нарушенной привязанности.

Вопрос о том, как найти общий язык с приемным ребенком и построить с ним доверительные отношения волнует практически каждого замещающего родителя. И вопрос этот непростой. Ведь ребенок, попадающий в новую семью, имеет, как правило, негативный эмоциональный опыт отношений с близкими взрослыми, разлуки с ними. Некоторые дети пережили пренебрежительное и даже жестокое обращение со стороны взрослых. Все это не может не повлиять на выстраивание отношений с членами новой семьи. Чтобы лучше понять, что же происходит с таким ребенком и как помочь ему наладить полноценную жизнь полезно обратиться к научным фактам.

Проявления привязанности

Привязанность формируется у младенцев примерно с 6 месяцев. Первым ее объектом является опекун ребенка, чаще всего, его мать. Позже (через 1-2 месяца) круг расширяется, в него входят отец ребенка, бабушки, дедушки и другие родственники. К человеку, являющемуся объектом привязанности, младенец обращается за утешением и защитой чаще, чем к другим людям, в его присутствии чувствует себя спокойней в незнакомой обстановке. О том, что сформировалась привязанность к определенному человеку (родителю) свидетельствуют следующие признаки:

  • ребенок отвечает улыбкой на улыбку;
  • не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом;
  • стремится быть ближе к взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную гавань»;
  • принимает утешения родителей;
  • испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании;
  • переживает положительные эмоции, играя с родителями;
  • испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей.

Стадии формирования привязанности

Формирование детско-родительской привязанности проходит ряд последовательных стадий:

  • Cтадия недифференцированных привязанностей (1,5-6 мес.) – младенцы уже выделяют мать среди окружающих объектов, но успокаиваются, если их берет на руки другой взрослый. Этот период также называют стадией начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу – ребенок следит глазами, цепляется и улыбается произвольному человеку.
  • Стадия специфических привязанностей (7-9 мес.) – на этой стадии происходит формирование и закрепление первичной привязанности к матери. Малыш протестует, если его разделяют с мамой, и беспокойно ведет себя в присутствии незнакомых людей.
  • Стадия множественных привязанностей (11-18 мес.) – ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям. Тем не менее, мать продолжает быть основной фигурой привязанности – ребенок использует ее в качестве «надежной базы» для своих исследовательских действий. Если понаблюдать за поведением малыша в этот момент, то мы увидим, что, чем бы тот ни занимался, он постоянно держит маму в поле своего зрения и, если кто-то заслоняет ему ее, то он обязательно перемещается так, чтобы вновь ее видеть.

В случае, если ребенку недостает внимания, теплоты в отношениях, эмоциональной поддержки, то у него развиваются нарушения привязанности. К ним относят формирование ненадежных типов привязанности. Психологами условно выделены следующие типы:

1. Тревожно-амбивалентная привязанность . У детей такое нарушение проявляется в переживании ими тревоги и чувства незащищенности из-за того, что родители демонстрировали противоречивое или слишком назойливое поведение по отношению к ним. Эти дети сами ведут себя непоследовательно – они то ласковы, то агрессивны. Они постоянно «цепляются» за родителей, ищут «негативного» внимания, провоцируя на наказания. Такая привязанность может сформироваться у ребенка, мать которого демонстрирует неискренние эмоции в отношении него. Например, не принимая малыша, мать стыдится своих чувств к нему и намеренно демонстрирует любовь. Часто она сначала подтверждает потребность в контакте с ребенком, но, как только он отвечает ей взаимностью, она отвергает близость. В другом случае, мать может быть искренней, но непоследовательной – она, то чрезмерно чувствительна и ласкова, то холодна, недоступна или даже агрессивна по отношению к ребенку без объективных причин. Как правило, в таких случаях невозможно понять поведение матери и приспособиться к нему. Ребенок стремится к контакту, но не уверен в том, что получит необходимый эмоциональный отклик, поэтому часто тревожится по поводу доступности матери, «цепляется» за нее.

2. Дети с избегающей привязанностью довольно замкнуты, недоверчивы, сторонятся близких отношений с другими людьми и производят впечатление очень независимых. Родители таких детей проявляли эмоциональную холодность с ними в общении; часто были недоступны, когда их участие было необходимо; в ответ на обращение к ним ребенка прогоняли его или наказывали. В результате такого негативного подкрепления малыш учился больше не проявлять открыто своих эмоций и не доверять окружающим. Чтобы избежать негативных чувств и защитить себя от непредсказуемых последствий такие дети стараются избегать близости с другими.

3.Наиболее неблагополучный тип – дезорганизованная привязанность . Дезорганизованная привязанность характерна для детей, эмоциональные потребности которых не удовлетворялись родителями или родители реагировали на них неадекватно, часто проявляли жестокость. Если такой ребенок сначала и обращался за эмоциональной поддержкой к родителям, то в итоге такие обращения делали его пугливым, обескураженным и дезориентированным. Такой тип привязанности характерен для детей, подвергшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.

В рамках клинической психиатрии раннего возраста выделяют определенные критерии расстройства привязанностей (МКБ-10). Психиатры считают, что возникновение клинического расстройства привязанности возможно с 8-ми месячного возраста. К патологии они относят двойственный тип привязанности – небезопасную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа. Небезопасная привязанность избегающего типа рассматривается как условно-патологическая. Выделяют 2 вида расстройств привязанностей – реактивное (избегающий тип) и расторможенное (негативный, невротический тип). Эти искажения привязанностей приводят к социально-психологическим, личностным расстройствам, затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду и школе.

В исследованиях показано, что указанные проявления нарушений привязанности могут носить обратимый характер и не сопровождаться значительными интеллектуальными нарушениями.

Развитие привязанности в условиях приемной семьи

Все без исключения дети нуждаются в формировании благополучной эмоциональной привязанности к своим родителям. Однако, для детей, попавших в семью из детского дома, этот процесс протекает с большими сложностями. Эмоциональные отношения между ребенком и его кровным родителями складываются, в том числе, и благодаря биологической связи. Такой связи между приемными родителями и ребенком нет. Однако, это не значит, что благополучная эмоциональная привязанность между ними не может быть установлена. Напротив, при определенных усилиях и большом терпении это возможно. Чтобы справиться со сложностями в эмоциональном развитии приемного ребенка необходимо, прежде всего, понимать, в чем эти сложности заключаются.

Как показывают исследования, практически все дети из детского дома, даже те, кого усыновили в младенческом возрасте, имеют проблемы с формированием привязанности к приемным родителям. Это происходит оттого, что надежная привязанность формируется в том случае, когда опекающее лицо своевременно отзывается на нужды ребенка, что создает у него чувство стабильности и безопасности. В том случае, если отношения с этим лицом прерываются, то отношения надежной привязанности разрушаются. В детском доме за ребенком ухаживает, как правило, несколько людей, которые больше внимания уделяют режимным моментам, чем актуальным потребностям. Приемные родители, в свою очередь, являются незнакомцами для приемного ребенка, и установление отношений истинной привязанности устанавливаются между ними не сразу, этот процесс длится месяцы и годы. Но родители могут сделать его более скорым и эффективным.

Наиболее благоприятным периодом для усыновления является возраст до 6 месяцев, так как привязанность еще не сформировалась, и малыш не будет так остро переживать разлуку как ребенок более старшего возраста. В целом, по мнению многочисленных исследователей практики усыновления, здоровую привязанность у детей в приемной семье легче сформировать в том случае, если ребенок был надежно привязан к своим кровным родителям (или заменяющему их опекуну). Однако, не всегда история развития воспитанника детского дома бывает благополучной до момента его усыновления. Часто дети до помещения в сиротское учреждение росли в неблагополучных семьях.

Среди причин, осложняющих развитие надежной привязанности детей-сирот, исследователи называют следующие:

  • Разлука с родителями и помещение в детский дом.
  • Ситуация смерти родителя или заботящегося о нем человека, особенно насильственной.
  • Нарушение взаимоотношений в семье и развитие ненадежной привязанности. Ребенок, с нарушениями привязанности, возникшими в родительской семье, с большим трудом способен привязаться к новым родителям, так как он не имеет благоприятного опыта построения отношений со взрослым человеком.
  • Усыновление одного ребенка после того как произошло формирование привязанности к другому родителю или старшему ребенку в семье.
  • Пренатальное употребление матерью алкоголя и наркотиков.
  • Насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое). Дети, которые подвергались жестокому обращению в течение раннего возраста, могут ожидать подобного обращения в новой семье и проявлять некоторые из уже привычных стратегий, чтобы справиться с этим.
  • Нервно-психические заболевания матери.
  • Наркотическая или алкогольная зависимость родителей.
  • Госпитализация родителя или ребенка, в результате которого ребенка внезапно разлучили.
  • Педагогическая запущенность, пренебрежение, игнорирование нужд ребенка.

Признаки нарушения привязанности в поведении ребенка

Риск возникновения нарушений привязанности возрастает в том случае, если перечисленные факторы имеют место в течение первых двух лет жизни человека, а также, когда несколько факторов сочетаются между собой.

Проявления нарушения привязанности можно определить по ряду признаков.

  1. Сниженный фон настроения. Вялость. Настороженность. Плаксивость.
  2. Устойчивое нежелание вступать в контакт с окружающими, выражающееся в том, что ребенок избегает контакта глаз, незаметно наблюдает за взрослым, не включается в предложенную взрослым деятельность, избегает тактильного контакта.
  3. Агрессия и аутоагрессия.
  4. Стремление обратить на себя внимание плохим поведением, демонстративным нарушением правил, принятых в доме.
  5. Провокация взрослого на нехарактерную для него яркую эмоциональную реакцию (гнев, потеря самообладания). Добившись такой реакции взрослого, ребенок может начинать вести себя хорошо. Для родителей в этом случае необходимо научиться чувствовать момент провокации и использовать свои способы совладания с ситуацией (например, посчитать до 10 или сказать ребенку, что не готов сейчас общаться).
  6. Отсутствие дистанции в общении со взрослыми. «Прилипчивость» к взрослому. Дети из детского дома часто демонстрируют прилипчивость к любому новому взрослому в своем окружении.
  7. Соматические нарушения.

Готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть - являются определяющими для достижения успеха в формировании привязанности ребенка к новой семье. Включение ребенка в новую семью означает вовлечение его в ее ритуалы и обычаи, которые могут отличаться от его собственных. Качество отношений с другими членами семьи и их готовность принять ребенка и эмоциональная открытость также являются необходимым фактором формирования привязанности. Но самым важным фактором является интеграция привязанностей - прежних и вновь возникающих, простройка отношений ребенка к своему прошлому и родителям. Семья с такой проблемой может не справиться и требуется организованная помощь специалистов службы.

Таким образом, условием адаптации и социализации будет являться помещение ребенка в новую семью и организация воспитательного пространства, позволяющего в процессе взаимодействия и взаимопринятия ребенка и семьи компенсировать негативные последствия травм, сформировать новую привязанность и создать условия для успешного развития ребенка.

IV. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Для понимания сущности адаптации и для правильной организации работы педагогов и патронатных воспитателей необходимо понимание динамики состояний ребенка, пережившего разрыв с семьей. Рассмотрим этапы переживания горя и потери :

  1. Шок и отрицание (главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю).
  2. Стадия гнева.
  3. Депрессия и вина (тревога, тоска, депрессия, вина).
  4. Завершающая стадия - принятие.

В целом, в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей, поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода воспитатели могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит «цементом», скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, необходима помощь специалистов.

Вышеприведенное описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе простраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и становятся для него близкими, в той или иной степени заменяя родителей.

Для того, чтобы преодолеть негативные последствия разрыва с родителями, ребенку необходимы определенность и чувство безопасности, физическая забота, утешение. Базисное чувство безопасности, определяемое качеством привязанности, определяет степень адаптации ребенка и влияет на уровень общего психического развития (Бардышевская, Максименко). Потребность ребенка в безопасности является базовой. Удовлетворение или фрустрация этой потребности зависит от стратегии воспитания, которую выбирает новая мать. Тревожный, не чувствующий безопасность ребенок, пытается удовлетворить потребность в безопасности путем выбора определенной стратегии поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание для возврата любви значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности. Результатом является невротизация потребностей ребенка. Особенности поведения замещающего взрослого во время общения с ребенком обуславливают качество формирующегося у него типа привязанностей, а сформированная привязанность способствует интенсивному и разностороннему психическому развитию (Андреева, Хаймовская, Максименко). Новым родителям нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Им необходимо внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Необходимо сохранять п амятные вещи и помогать в налаживании жизни и учебы. Родители детей с ненадежной привязанностью демонстрируют чрезмерное вмешательство в действия ребенка (нарушение границ), не учитывают его собственных желаний и потребностей и не отвечают на его запросы (Grossman). Нарушенное материнское отношение , неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей. Чрезмерная опека порождает инфантилизм и неспособность ребенка к самостоятельности, излишняя требовательность – неуверенность ребенка в себе, эмоциональное отвержение – повышенный уровень тревожности, депрессии, агрессии. Материнское отношение должно соответствовать потребностям развития ребенка. Э.Фромм обозначил как «гетерономное воздействие» отношение матери, противоречащее естественному росту ребенка, при котором свободное, спонтанное выражение желаний и потребностей ребенка подвергается различным ограничениям, что вызывает различные психические патологии. Э.Фромм исследовал и различие влияний привязанности ребенка к матери и к отцу на разных стадиях развития ребенка. Им показано, что по мере взросления привязанность к матери теряет значимость и после 6-и лет актуализируется потребность ребенка в отцовской любви и руководстве. «Развитие от привязанностей, концентрирующихся вокруг матери, к привязанностям, концентрирующимся вокруг отца, и их постепенное соединение образуют основу духовного здоровья и позволяют достичь зрелости. Отклонения от нормального пути этого развития составляют причину различных нарушений».

Таким образом, сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему (Ainsworth , Мухамедрахимов). Это в полной мере относится и к замещающим родителям. Замещающая семья должна обладать опытом воспитания такого ребенка, понимать закономерности развития ребенка и последствия утраты привязанности к кровным родителям, влияние их собственного отношения к ребенку на его развитие, т.е. быть достаточно подготовленной, в дальнейшем такой семье будет нужна помощь специалистов.

Содержание статьи:

Дети из детского дома - это не просто психологическая проблема для них самих, но и ощутимые трудности в их воспитании у приемных родителей. Ребенок, взятый под такую опеку, требует к себе повышенного внимания и заботы. Необходимо разобраться в факторах, которые влияют на созревание полноценной личности из малыша, попавшего в подобную ситуацию.

Формирование личности ребенка в детском доме

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на возрастное разграничение озвученной проблемы. Особенности детей из детских домов часто зависят от того, в какой фазе развития находится маленький претендент на право стать полноправным членом новой семьи. Подобный анализ необходим для того, чтобы понять все предстоящие аспекты в воспитании приемного ребенка.

Малыши без родительской опеки до 3 лет

Довольно тревожным фактором становится некоторая образовавшаяся закономерность в том, что роженицы все чаще стали отказываться от детей при самом их появлении на свет. Не вникая в причины поступков подобных горе-мам, следует рассмотреть факторы формирования личности у брошенного ребенка от рождения до 3 лет. Следует также отметить тот момент, что семьи детдомовцы могли лишиться и вследствие смерти родителей от болезни или несчастного случая.

Изначальное осмысление своей ситуации начинается непосредственно в Доме малютки. В дальнейшем ребенка отправляют в другие специальные заведения, где он проходит программу социализации детей из детского дома. Малыш в озвученный период своего физического и психологического созревания еще не готов адекватно реагировать на сложившуюся с ним жизненную катастрофу. Однако на подсознании каждый ребенок без родительской ласки стремится к компенсации этого существенного пробела в его жизни.

Если же в жизни малыша случилась ситуация, что его отняли от мамы в силу ее несостоятельности дать ребенку полноценные условия для воспитания, а также при наличии пагубных привычек, не нужно надеяться на то, что ребенок ее быстро забудет. Самая плохая мать - любимый и родной человек. Кроме того, в силу возраста малыш не понимает, что может быть по-другому. Поэтому изъятие из семьи для него становится сильным стрессом. С такими детьми изначально необходимо поработать психологу.

Дети без родителей после 3 лет


В данном возрасте процесс адаптации к создавшейся ситуации проходит более болезненно и проблематично. Ребенок начинает понимать, что он лишен семьи в общепринятом для нее понимании, что выражается у него в определенной модели поведения.

После достижения трехлетнего возраста у детей-отказников или сирот наиболее ярко проявляется подсознательный поиск родителей. Буквально в каждом человеке, который проявил к ним заботу, они видят тех, кто станет им опорой и защитой в будущем. Чувства таких маленьких личностей оголены до предела, поэтому любое дополнительное моральное потрясение им ни к чему.

Стоит отметить, что даже у мам, ведущих аморальный образ жизни, дети очень покладистые и привязанные к ним. В детских домах часто сталкиваются с ситуациями, когда дети воруют продукты и стараются отнести их своим неблагополучным родителям. После трех лет у детей уже сформированы определенные модели поведения в семье. Приемным родителям стоит запастись большим терпением и мудростью.

Первое знакомство с приемным ребенком


Когда пара решила взять в свой дом неродного им по крови нового члена семьи, то следует четко продумать свое поведение при изначальном контакте с ним. Необходимо помнить, что очень многое зависит от возраста будущего сына или дочки. Следовательно, рекомендуется учитывать этот немаловажный фактор при подготовке к первой встрече с ребенком.

Психологи предлагают следующие нюансы при разрешении данного вопроса, которые помогут приемным родителям правильно вести себя при таком важном моменте в их жизни:

  • Внешний вид . Необходимо быть особенно осторожными, если предстоит познакомиться с ребенком, который не достиг трехлетнего возраста. В данный период развития маленькой личности у нее особенно обострены все физиологические реакции на незнакомых людей. Специалисты советуют с максимальной ответственностью подбирать свой наряд перед первой встречей, чтобы изначально не оттолкнуть от себя малыша. В идеале следует облачиться в одежду неяркого цвета при минимуме украшений. В выборе парфюма тоже нужно быть предельно аккуратными, потому что резкие запахи часто не воспринимаются маленькими детьми. Объясняются эти предостережения очень просто: ребенок-отказник или сирота привык к людям в белых халатах. Следовательно, человек с изобилием цветовых акцентов в одежде их может просто испугать. В данном случае лучше выбрать практичный наряд, потому что при встрече с будущим сыном или дочкой иногда подразумевается прогулка на детской площадке, где праздничные обновки будут неуместны.
  • Правильный способ знакомства . Сделать все нужно ненавязчиво, чтобы не вызвать испуг у ребенка из детдома. Идеальным будет поведение по схеме «случайно шел мимо - какой милый ребенок - как тебя зовут?» В этом случае может завязаться непринужденный разговор, который устроит обоих собеседников. Некоторые взрослые делают грубейшую ошибку, когда бросаются к детям из описываемых учреждений с объятьями. Безусловно, каждый ребенок-отказник или сирота мечтает о папе с мамой, но он не всегда видит их в незнакомых дяде и тете. Необходимо дать ему время привыкнуть к новым людям, которые хотят кардинально изменить его жизнь.
  • Максимальный контроль своих чувств . Приемные родители приходят в детский дом подарить ребенку тепло своих душ и надежную защиту от всех житейских неприятностей. Однако некоторые некомпетентные люди перестают контролировать свои эмоции. Выражается это в дрожащем голосе, напряженных плечах и неловких движениях. Волнение свойственно всем приемным родителям в такой ситуации, но не нужно доводить ее до абсурда. В итоге скованность передается ребенку, который на подсознательном уровне начинает испытывать страх и постарается отстраниться от пугающего его объекта.
  • Максимальная пассивность . Особенно это касается будущих пап, которые должны быть наиболее осторожными при первом знакомстве с будущим сыном или дочкой. Следует помнить, что малыши до трех лет могли просто не видеть мужчин, потому что в детском доме в подавляющем большинстве работают женщины. Следовательно, непонятный объект и пугающий их чужак становится для них некой угрозой, когда начинает проявлять активные действия по отношению к ним.
  • Минимум нужных вещей при себе . Необходимо учесть тот факт, что даже дети из полных семей любят изучать карманы и сумки своих родителей. Ребенок познает мир, поэтому ему важно знать все и обо всем, что происходит вокруг него. Довольно сложно будет изъять у заинтересованного исследователя то, что ему удалось тайком заполучить. В любом случае дети захотят поиграть с мобильным телефоном или провести ревизию в кошельке визитера. Следовательно, в карманы или сумки лучше всего положить какие-либо приятные для ребенка сюрпризы, с которыми не жалко будет расстаться.
  • Правильный выбор обстановки . Самым неудачным вариантом при знакомстве будет схема «кабинет директора - ребенка ввести - мы за тобой сынок (дочка)». Первая встреча должна проходить на той территории, которая не испугает маленькую личность. Необходимо уважать ее чувства, чтобы в дальнейшем без лишних проблем наладить с ней контакт. Идеальные варианты для знакомства - игровая комната, спальная или площадка для прогулок. В такой обстановке легче всего расположить к себе ребенка, которого приемные родители хотят сделать полноправным членом их семьи.
  • Корректные ответы на вопросы . В данном случае это является одним из самых сложных этапов при знакомстве с детьми из детского дома. Психологи рекомендуют предельную честность при разговоре с будущим сыном или дочкой, потому что те сразу почувствуют фальшь и откровенное заигрывание. Ни в коем случае нельзя давать ложную надежду ребенку, если нет твердой уверенности в его дальнейшем усыновлении. Преданные дважды дети могут получить существенную психологическую травму, от которой порой не отойдут никогда.
  • Правильно подобранные гостинцы . Некоторые неопытные родители готовы завалить свое чадо всякими вкусными вещами, лишь бы ребенок улыбался. При первом знакомстве с приемным сыном или дочкой следует очень аккуратно подойти к озвученному вопросу. Лучше всего заранее поговорить с местным педиатром, чтобы узнать об особенностях организма малыша из детского дома. Если нет аллергических реакций на определенные продукты, то можно привезти в подарок какие-либо йогурты без добавок, баранки или яблоки. Данная пища является нейтральной, но нравится буквально всем детям.
  • Нельзя заваливать подарками . Особенно это касается детей старше 3-х лет. Дело в том, что ребенок не сможет все съесть, ему придется забрать часть с собой в группу. Однако не нужно строить иллюзий относительно детского коллектива. Там довольно много агрессивных и завистливых детей. Если малыш вернется от будущих родителей с большим количеством подарков, то их, скорее всего, у него просто отберут.
  • Подготовка к следующей встрече . Прежде чем уйти, стоит поговорить с ребенком, интересно ли ему было общаться, хотел бы он встретиться еще раз. Не стоит принимать близко к сердцу все ответы. Малыш может быть напуган, если у него уже был неудачный опыт общения с потенциальными родителями, то он может просто не идти на контакт. Однако не стоит отчаиваться! Со второй-третьей встречи дети потихоньку оттаивают, если видят искреннюю заинтересованность в их личности. А чтобы процесс общения шел еще лучше, можно спросить, чтобы ребенок хотел получить при следующей встрече. Не стоит пугаться и слишком заоблачных желаний. Например, дети могут попросить компьютер или телефон. Дело в том, что за годы, проведенные в детском доме, они привыкают к тому, что посетители приходят редко и дарят что-то существенное. Поэтому они стараются воспользоваться максимально со своей выгодой сложившейся ситуацией.

Важно! Первое знакомство с приемным ребенком - это очень ответственное мероприятие, которое требует от будущих родителей максимальной корректности и мудрости. Необходимо тщательно продумать все этапы предстоящей встречи, чтобы сразу наладить контакт с возможно новым членом семьи. Главное - не давать лишних надежд, если родители еще до конца не решили, что это «их ребенок».

Адаптация ребенка в приемной семье

Если воспитанник из специального учреждения взят на попечительство (усыновление) уже в довольно осознанном возрасте, то следует помнить о некоторых правилах его знакомства с ближайшим окружением. Воспитание детей из детского дома - ответственный момент, который проходит через многофазовый процесс адаптации нового члена семьи.

Физиологические аспекты привыкания к новой обстановке


Прежде всего каждый человек - это живой организм, который чутко реагирует на всевозможные перемены. Ребенок, который попал в незнакомую обстановку, может испытывать неудобства даже на физиологическом уровне. В первую очередь это касается следующих аспектов его дискомфорта, которые выглядят таким образом:
  • Повышенная тревожность . Перевозбуждение часто негативно влияет на функционирование желудочно-кишечного тракта ребенка. Следовательно, хотя бы в первое время после приезда из детского дома его нужно оградить от непривычной и тяжелой для него пищи. Обилие сладкого также может негативно сказаться на таких детях, которые часто не привыкли к подобным гастрономическим излишествам. Все это только усилит тревожность воспитанника детского дома, который и так будет проблематично осваивать новую для него территорию.
  • Излишняя суетливость . Особенно это заметно в первый период адаптации ребенка к новому дому и семье. Дети в данной фазе привыкания ко всему необычному особенно подвержены всяческим проблемам в области психомоторики. Если наблюдается описанный фактор, то лучше всего обратиться к педиатру, который обозначит возможные пути избавления от возникшей проблемы.
  • Простуда . В 80% случаев дети, которых только привезли домой, буквально в этот же день или на следующий заболевают. У них повышается температура, отмечают бронхит или ОРВИ. Родителям не стоит впадать в панику. Это ответная реакция организма на смену обстановки. Стоит воспользоваться этим временем, чтобы лучше узнать нового члена семьи, показать, что в этом доме он будет окружен заботой и любовью.

Психологические особенности адаптации ребенка к новой семье


Душевные порывы любого человека часто с большими трудностями подлежат какой-либо корректировке. Однако дети - это своеобразный пластилин, из которого при желании реально вылепить самодостаточную личность. Для этого можно предпринять следующие действия, которые помогут в разрешении озвученного вопроса:
  1. Предоставление привычных ребенку вещей . Иногда детям важно видеть рядом с собой то, что стало для них обязательным аксессуаром из прошлой жизни. Специалисты рекомендуют при усыновлении (попечительстве) взять из детского дома те предметы обихода, которые благоприятно влияют на настроение ребенка. Иногда самая простая, грязная и заношенная игрушка помогает адаптироваться, словно дает небольшую защиту от новых обстоятельств.
  2. Размеренный ритм жизни . Период ознакомления с новой обстановкой в данном случае не терпит суеты. Не каждый взрослый человек способен адекватно реагировать на неожиданные события в его жизни, которые доставляют ему определенный дискомфорт. Следовательно, ребенок из детского дома должен постепенно привыкать к той среде, в которую он впервые попал.
  3. Минимум навязчивости . Данный аспект является ключевым звеном в цепочке под названием «что нужно детям из детского дома». Любовь взрослого человека сложно заслужить, а вот доверие ребенка с такой судьбой добиться реально. Очень корректно и шаг за шагом необходимо дать понять маленькой личности, что она значима в новой семье.
  4. Не требовать в первое время помощи . Дело в том, что многие дети из детского дома понятия не имеют, как делают даже банальный чай. Для них напиток - это коричневая жидкость, которую приносит заботливая нянечка. Аналогично дело обстоит и с мойкой посуды, стиркой. Детей редко допускают к таким занятиям, так как это не положено по правилам детского дома. Бывали случаи среди приемных родителей, когда ребенок, стараясь угодить новой семье, сам вызывался отправиться на кухню и принести чая или еду. Однако там не находил «привычной коричневой жидкости». Такая ситуация нередко заканчивалась истерикой, так как новый член семьи всеми силами стремился понравится, но не смог. Для него это серьезное поражение, страх, что его вернут назад, так как он не смог.
  5. Определение границ . Дети из детского дома зачастую не имеют своих вещей. У них все общее. Поэтому не стоит удивляться, когда новый член семьи будет пользоваться всем подряд. Необходимо сразу запастись комплектом для гигиенических процедур, одеждой, тапками, постельным бельем. И крайне спокойно реагировать, если ребенок решил изучить вещи одного из членов семьи. Если в семье есть кровный малыш, детям придется находиться в одной комнате, то также следует помочь им разграничить «территорию»: поделить полки, поставить два стола, поделить игрушки и помочь найти общий язык.
  6. Никаких банкетов в честь приезда . Некоторые родители стараются сразу показать своего нового члена семьи знакомым и родственникам, устраивают праздник в его честь. Результатом становится еще больший стресс, закрытость и страх. Не стоит торопить события, а с новыми людьми нужно знакомить постепенно и ненавязчиво.
  7. Не лезть в душу . Да, новым родителям хочется узнать все о жизни ребенка, о том, как ему было в детском доме. Однако далеко не все сразу готовы открыться, рассказать правду, особенно если она была неприятной и неприемлемой. Всему свое время, не стоит торопить события.

Обратите внимание! Родителям несложно выполнить вышеозвученные рекомендации от специалистов. Главное при выполнении советов - любить своего сына или дочь так, чтобы они чувствовали поддержку со стороны ставших близких для них взрослых.

Правила поведения с приемным ребенком

После того как воспитанник специального учреждения адаптировался по отношению к новой обстановке, следует подумать о его дальнейшем развитии в благоприятных для этого условиях.

Недопустимые меры воспитания по отношению к ребенку из детдома


Прежде чем поговорить о правильной модели поведения по отношению к усыновленным детям, необходимо выделить следующие аспекты неприемлемых мер в данном процессе:
  • Критика бывших родителей . Озвученный фактор касается того ребенка, который осознанно помнит свое проживание в другом доме. Между собой взрослые могут обсуждать все что угодно, но раненая психика воспитанника из детского дома может не вынести поток негативной информации по отношению к своим горе-родителям. Биологическая мать, какой бы она ни была, всегда будет хорошей в первое время. Через определенный промежуток жизни ребенок уже сам сможет оценить ее поведение и сделать свое заключение. Но он будет очень признателен, если его новая семья не будет потакать или оскорблять его родителей. Лучше о них говорить либо в нейтральном тоне, либо оставить разговор до тех пор, пока не захочет высказаться сам ребенок.
  • Негативный личный пример . Ребенок из специального учреждения должен стать хрустальной вазой для своих приемных родителей. В данном случае не идет речь о потакательстве новому члену семьи буквально во всем. Однако недопустимо выяснение отношений между взрослыми, если они взяли обязательство вырастить из воспитанника детского дома достойного человека с правильными жизненными принципами. Стоит также помнить, из-за чего ребенка изъяли из семьи, поскольку даже незначительные намеки на ситуацию могут спровоцировать новый стресс. Например, если кровные родители - алкоголики, то в первое время лучше не проводить застолья. Новый член семьи может провести аналогию, согласно которой он здесь всего лишь на время, ведь и эти родители пьют. Значит, его опять заберут и вернут в детский дом.
  • Применение физической силы или морального давления . Любой ребенок должен быть огражден от подобного посягательства, потому что это крайне негативно влияет на его психологическое состояние. Если же дело касается детей из детского дома, то подобные меры воспитания вообще недопустимы. Пожурить можно и укоризненным словом, чтобы показать воспитаннику на его неправильное поведение. Иногда полезно дать ему время подумать, оставив одного в комнате, например.
  • Различный подход в воспитании . Изначально новоиспеченные папа и мама должны договориться о том, каким они представляют развитие своего приемного ребенка. Делать эксперименты в этом плане категорически запрещается, потому что речь идет не о предмете спора или живой игрушке.

Корректное воспитание приемного ребенка


Подранки судьбы, которые уже в таком возрасте испытали боль утраты или предательства, нуждаются в корректном к себе отношении. Необходимо грамотно организовать их быт, который психологи видят следующим образом:
  1. Максимальная откровенность . Особенно это касается тех детей, которые замкнулись в себе после вхождения в новую семью. Растопить сердце малыша можно только при условии правдивости и честности по отношению к такому ребенку. Однако следует быть очень аккуратными в словах, потому что о многих вещах воспитанникам детского дома лучше и не знать.
  2. Совместный досуг . Новому маленькому члену семьи пойдет на пользу общение с приемными родителями. Посещение кинотеатра, катка или игровой площадки всегда порадует любого озорника. При этом он почувствует, что стал главным звеном в ячейке под названием «семья».
  3. Творческое развитие детей . Следует уяснить для себя, что больше всего предпочитает ребенок и какими способностями обладает. После подобных исследований можно посоветовать своему воспитаннику какой-либо кружок или секцию. Легче всего это сделать, если в свое время был усыновлен новорожденный. В процессе его взросления не составит труда выявить даже скрытые способности талантливой в чем-то личности. Однако при опеке над подростком не стоит его торопить. Сильный стресс от смены школы, друзей, привычной обстановки требует времени для адаптации. Уже со школьными друзьями ребенок сможет сам найти себе увлечение по душе.
  4. Не бояться обращаться к психологу . Некоторые родители просто панически бояться этого, ведь их могут обвинить в несостоятельности. На самом деле, такое отношение только поддерживается социальными службами. Особенно если в доме появился подросток. Сложный возраст, смена привычек и, что скрывать, разочарованность и недоверие ребенка могут привести к тому, что он просто станет настоящим тираном. В этом случае действительно есть смысл обратиться за помощью к профессионалу, но ни в коем случае не опускать руки и не сдаваться. Иногда просто «испытывают на прочность» новых родителей, до конца не веря в то, что их больше не предадут и что эта семья навсегда.
Как вести себя с ребенком из детдома - смотрите на видео:


Взять ребенка из детского дома может каждый человек, который прошел проверку специальных служб. Однако не каждая пара способна дать воспитаннику то, что ему нужно для полноценного развития. Следовательно, нужно помнить об огромной ответственности за чужую судьбу, когда речь идет о приеме в свою семью чужого по крови ребенка. Не нужно брать из жалости, из желания сохранить семью или же просто потому, что «пришло время». Решение должно быть взвешенным, рациональным. И, конечно же, стоит просить помощи по воспитанию у специалистов, если вдруг возникли конфликты или неприятные ситуации.

Вопрос от Надежды, Москва:

«Юрий, как же тогда происходит развитие ребенка в детском доме? Ведь дети из детдома не имеют чувства защищенности и безопасности!!! Неужели ничего нельзя сделать?»

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Надежда, спасибо, что подняли непростую и для многих болезненную тему. Ваш вопрос о том, как происходит развитие ребенка в детском доме, волнует педагогов, психологов, медиков, да и просто неравнодушных людей.

У многих сердце кровью обливается, когда они только подумают о том, как же можно развиваться в таких сложнейших условиях? Какие травмы получает неокрепшая психика детей, попавших в детский дом? Возникает вопрос, как же обеспечить развитие психики ребенка детского дома, когда они лишены самого главного? Того, что никакие материальные блага не заменяют.

Ответы на эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает особенности психики и условия гармоничного формирования личности даже в условиях развития и воспитания детей в детском доме.

Эта статья будет полезна всем, кто имеет отношение к развитию детей в детском доме: педагогам, психологам, воспитателям, волонтерам и даже спонсорам и меценатам.

Особенности развития детей детского дома

Педагоги и психологи проводят тщательный анализ развития психики ребенка в детском доме и выявляют некоторые закономерности. В частности, все исследователи замечают у ребенка детского дома отставание в развитии.

Когда ребенок только родился, это просто маленький комочек желаний – кушать, пить, дышать спать. Но для его развития ему необходимы основа и фундамент, которые дает материнская забота. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется . Ощущение этой защищенности позволяет малышу максимально раскрыться в период развития и познания мира.

Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.

Дети детских домов априори лишены этой важнейшей психологической составляющей, именно поэтому и происходит задержка психосексуального развития, наблюдаются сложности речевого развития и полный список других негативных проявлений у детей, хорошо знакомых педагогам, воспитателям и психологам детских домов.

Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.

Кроме того, имеет популярность ложная мысль, что такие дети генетически предрасположены к наркомании, пьянству, воровству, что из таких детей вырастают социально нереализованные люди, имеющие проблемы со здоровьем.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана очень точно показывает, что это заблуждение, и при правильном системном подходе психическое развитие ребенка в детском доме происходит нормально.


Особенности личностного развития детей воспитанников детских домов

Все развитие ребенка идет согласно его врожденным векторам, и проявляют свои отрицательные черты дети тоже согласно своим векторам.

Именно от отсутствия чувства защищенности и безопасности дети детских домов с раннего детства начинают лгать, воровать, драться, кусаться или проявлять другие признаки девиантного поведения.

Наконец-то эти проявления точно изучены, а главное – показаны внутренние механизмы и причины возникновения таких состояний у любых детей. Это помогает сформулировать системные рекомендации для педагогов, воспитателей, психологов, чтобы вовремя скорректировать развитие ребенка детского дома.

Понимание психики ребенка детского дома

Что же делать? Какой толк заниматься развитием навыков, обучением и воспитанием, если нет тепла матери? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает дать детям детских домов точку опоры в лице компетентных системных специалистов. Ведь важнейшая опора для ребенка детского дома – это понимание его психического склада, его врожденных талантов и способностей окружающими его взрослыми.

Любым ребенком движут его желания. А системно-векторная психология Юрия Бурлана как раз и раскрывает нам скрытые бессознательные механизмы желаний ребенка детского дома. Любой ребенок рождается с заданным набором векторов. Рассмотрим подробнее.

Индивидуальный план программа развития ребенка в детском доме

Есть от природы шустрые, подвижные, юркие, ловкие дети. Такими свойствами психики обладают ребята с . Внутренняя врожденная программа все их поступки пропускает через фильтры польза-выгода, добыча и экономия. А чтобы добыть и сохранить, необходимо «вертеться», именно поэтому основное бессознательное желание в кожном векторе с детских лет проявляет себя в движении, скорости, ритме.

Таких детей лучше всего определить в спортивные секции и при этом отслеживать, чтобы их развитие шло по нарастающей.

Именно такие дети при потере чувства защищенности и безопасности начинают «добывать» конфеты, игрушки, деньги. А взрослые воспринимают это как воровство и начинают приписывать маленькому ребенку какой-то злой умысел, которого у него и не было.

От природы у него есть врожденное желание к добыче. Маленький ребенок с кожным вектором рождается вором, а развивается в спортсмена, бизнесмена, законодателя. Просто необходимо понимать все ступени его развития.

В противоположность шустрым и подвижным ребятам есть медлительные обстоятельные дети, которых ни в коем случае не надо торопить, иначе они начинают упрямиться, дуться и обижаться. В детском возрасте при потере чувства защищенности и безопасности такие ребята могут быть агрессивны, драться, кусаться. Так проявляют себя их бессознательные желания, лежащие в основе .

Особенности развития ребенка в детском доме

Любой ребенок всегда развивается от простого к сложному – маленький воришка должен стать инженером. Если педагоги и воспитатели, волонтеры и психологи будут учитывать врожденные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, то негативные проявления можно снять.

Составляя индивидуальный план развития детей детских домах, необходимо учитывать, что развивающие методики и игры нужно подбирать в соответствии с врожденными свойствами ребенка детского дома. Малышу с кожным вектором необходимо развивать логику, навыки организатора и прививать дисциплину. А неторопливому ребенку предложить рукоделие, чтение и помощь в обучении младших. Так мы задаем позитивное направление развития, вкус радости от использования своих талантов на пользу другим.


Очень легко идти за врожденными талантами детей, предлагать им новые задания. Например, задумчивых ребятишек со можно научить играть в шахматы и предоставить им для этого свой уголок, где они будут находиться в тишине и покое.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Система учреждений для детей-сирот начала складываться в России в 20-е годы 20 века, когда была развёрнута борьба с беспризорностью. Большинством воспитанников детских домов были дети, утратившие родительское попечение, испытавшие голод, нищету, насилие. Луначарский в то время утверждал, что «приходится думать не о том, как отнять детей у тех, которые стараются воспитывать их в семье, а как устроить тех, кто оказался за бортом семьи». Тем более что «этого будет, чем дальше, тем больше». К сожалению, эти слова А.В.Луначарского оказались пророческими.

Социальное сиротство стало появляться, когда дети уходили из семей из-за тяжёлого материального положения, которое было связано с безработицей родителей. Далее контингент детских домов стал постепенно меняться, наряду с сиротами появились дети, чьи родители не могли содержать и воспитывать детей по причине болезни, нужды, или аморального образа жизни.

Так на первый план вышли социальные источники сиротства. Если дети- сироты – это лица, у которых умерли оба родителя, то социальный сирота - это ребенок, у которого есть биологические родители, но они не занимаются воспитанием своего ребенка по каким – то причинам.

Социальное сиротство стало одним из позорнейших явлений нашего общества, проблема сирот при живых родителях катастрофически разрослась вследствие усиления алкоголизма, потери духовных ценностей и морального разложения. А существующие в России закрытые учреждения представляющие собой систему государственного содержания сирот, приводит к явлениям социальной депривации и госпитализму (вялость, апатия, безразличие, задержка в развитии) у детей и подростков.

Следы социального сиротства неблагоприятны и отражаются на всей жизни ребёнка. Во первых - это необратимые последствия при нарушениях внутриутробного развития, во вторых – отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. Для воспитанников детских домов и интернатов свойственны такие проблемы, как психологические, медицинские, педагогические и социальные. Чем раньше ребенок отрывается от семьи, тем сильнее они выражаются.

Исследование, проведенное Л.И.Божович, показывает такую особенность психического развития детей – сирот: «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях интерната дети находятся постоянно в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий». Так же отмечается, что регламентация поведения детей в условиях учреждения и введение дисциплинарных правил сдерживают естественную активность ребенка.

Живя и воспитываясь в детском – доме или интернате дети недополучают внимание и ласку, которая могла бы даваться им от родителей, из–за отсутствия родительского внимания и заботы у них возникают в поведении грубость, эмоциональное напряжение, развивается лживость, зависть, конфликтность. Отклонения в эмоциональном развитии наблюдается уже впервые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи, а в подростковом возрасте эти проблемы становятся более значимыми, так как в этот период ребенок выходит на новую социальную позицию. В это время формируется его сознательное отношение к себе, сверстникам, учебе, окружающему, развивается жизненное и профессиональное самоопределение.

Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации». Это понятие включает в себя целый ряд различных явлений. Это и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к матери – одним словом, никому ненужности. На основе этого чувства у ребенка формируется отношение к миру, отношение привязанности, которые не только для развития будущих взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающее у ребенка в новых или стрессогенных ситуациях. Кроме того, близкие люди, мать являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния. Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается, как самое первое, самое тяжелое и самое труднокомпенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к людям и к самому себе, нежелание познавать мир, лишает ребенка возможности нормального психического, социального и сенсорного (потребность в разнообразных впечатлениях) развития.

Материнская и семейная депривация приводят к неприятию детдомовских детей в среде сверстников. Среди них часто случаются конфликты, возникают «школьные группировки», девиантное поведение, результатом этого становятся пропуски занятий, бродяжничество, снижение учебной мотивации.

Детям, воспитывающимся вне семьи, свойственна бедность эмоционального и социального опыта, недоразвитие общения, образного мышления, несформированность образа «Я», неуверенность в себе, отсутствие жизненной перспективы, что приводит к эмоциональной депривации. Свой первый эмоциональной опыт ребенок получает в семье, а если эта семья является неблагополучной, и родители относятся к числу лиц с девиантным поведением или же семья отсутствует вообще, то этого опыта просто может не быть.

Общение детей воспитывающихся в интернате или детском доме чаще ограничено той возрастной группой, к которой они относятся, и сводится к обсуждению тех тем, которые касаются непосредственно их или предлагаются педагогом. Вступая в различные социальные контакты, такие дети чаще всего терпят неудачи, поскольку не оперируют теми понятиями, которыми пользуются в своих играх при общении дети, которые воспитываются в семье - это становится препятствием для их дальнейшего общения друг с другом. Они стараются отделиться от остальных, чтобы не слышать в свой адрес возникающие усмешки и недопонимания со стороны других детей. Такие дети не могут в дальнейшем наладить эмоциональные контакты с другими, бывают, грубы, подозрительны, недоверчивы, лживы, часто нарушают дисциплину. Преобладают защитные средства поведения в конфликтных ситуациях. Самым главным является заслужить одобрение учителя или воспитателя, его внимание или похвалу. В этом проявляется депривация потребности в положительном эмоциональном контакте с взрослыми.

Личностная депривация воспитанников детских домов и интернатов заключается в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я». У них преобладает либо заниженная самооценка, либо завышенная. Причем, попадая из социально – неблагополучной семьи в патронажную семью или приемную у таких детей резко завышается самооценка в группе таких же детей. Причиной этого мне видится резкая смена внешнего вида, улучшение бытовых условий, появление денег на карманные расходы, часто эти дети могут негативно отозваться о еще вчерашних своих друзьях, заменить на детей из более благополучных семей.

В концепции депривации З.Матейчека, И.Лангмейера развитие личности ребенка, воспитывающегося вне семьи, осуществляется через конфликты. Во внешнем плане – между личностью и обществом, во внутреннем – между тремя субстанциями личности: сверх «Я» (социальные нормы, запреты, цензура совести), «Я» (осознаваемый мир личности) и «ОНО» (неосознаваемые, нереализованные, подавленные влечения). Исходя из этого, в качестве личностной доминанты сторонники этой концепции выделяют депривацию, как особое психическое состояние ребенка, возникающее в результате длительного ограничения в условиях детского дома основных психических потребностей и выражающееся в следующих типах:

Сенсорной, (вызванной недостатком зрительных, слуховых стимулов);
когнитивной, вызванной неудовлетворенными условиями для учения и приобретения различных навыков, хаотичностью внешней среды;
эмоциональной, вызванной недостаточностью общения с взрослыми, прежде всего с матерью, и сверстниками;
социальной, возникающей из-за невозможности осуществлять общественную саморегуляцию посредством усвоения социальных ролей.

Социокультурная депривация заключается в недостатке социального взаимодействия детей, оставшихся без попечения родителей с другими людьми, прежде всего с взрослыми.

Л.С.Выготский говорил: «в ходе общения и совместной деятельности в условиях детского дома не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем всё течение психических процессов личности ребёнка лишенного семейного окружения». Учёными было доказано, что отношение к будущему, жизненные планы, временная перспектива во многом определяется «социальной ситуацией развития» ребёнка. Проблему социального характера проистекают из социального статуса ребёнка – он «ничей» ребёнок. Для поступающих в интернатные учреждения детей характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде новым обстоятельствам. Ограничения социальной активности ребёнка, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта. Воспитанники детских домов не готовы решать самостоятельно проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций. Он не может на основании накопленных знаний самостоятельно конструировать правила и нормы поведения и руководствоваться ими в обществе.

Психическая депривация выражается в неспособности к обучению по программе общеобразовательной школы. Они имеют низкую успеваемость, потому что большинство из них имеет сенсорное недоразвитие, задержку психического развития и интеллектуальную недостаточность. Это порождает проблемы школьной адаптации детей, воспитывающихся вне семьи, которая имеет ярко выраженную тенденцию к росту, нарушается учебная мотивация.

Повышение мотивации к учёбе является важным вопросом в обучении таких детей. Особую трудность вызывает безразличие со стороны родителей у детей, которые проживают в интернатах. Они не стремятся отправить ребёнка в школу, тем самым, поощряя его пропуски, а значит, и способствуют снижению уровня знаний у своих детей. Школам необходимо находить пути подхода к родителям, привлекать их к совместной работе в решении проблем неуспеваемости. Для повышения уровня интеллектуального и сенсорного развития в детских домах и интернатах создаются дополнительные образовательные и развивающие кружки, факультативы, секции.

Исследования учёных показали, что развитие ребёнка, утратившего семью, идёт по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, про которые « часто нельзя сказать хуже он или лучше, чем у обычного ребёнка,- они просто другие».

Несомненно, воспитание в условиях интерната не даёт того, что возможно при семейном воспитании, но повсеместная оптимизация образования приводит к закрытию многих школ, а значит к возникновению интернатов для обучающихся из других мест проживания. И опять встаёт вопрос о воспитании детей в интернате, о возникновении у них различных форм депривации.

Педагогические коллективы школ-интернатов и детских домов стремятся дать детям как можно больше знании и умений, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Работа в большинстве таких учебных заведений ведётся в различных направлениях, наиболее важными считаются:

1. Формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью.
2. Социализация детей, подростков и молодёжи (на основе педагогического сотрудничества, через реализацию функций социальной адаптации).
3. Воспитание трудолюбия, гражданственности. Уважения прав и свобод человека, любви к окружающей природе. Отечеству.
4. Подготовка ребёнка к сознательной жизни в обществе.
5. Воспитание уважения к культуре, традициям, духовно- нравственным ценностям.
Но, к каким бы видам воспитания не прибегали педагогические коллективы, ничто не может заменить воспитание, которое подкрепляется любовью, заботой и вниманием со стороны родителей и ближайшего окружения.

Список используемой литературы.

1. Л.К. Сидорова «организация и содержание работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Аирис Пресс Москва.
2. И.В. Дубровина, А.Г.Рузской «Психологическое развитие воспитанников детских дома» М. «Педагогика»
3. В.В.Комаров «Воспитание детей – сирот. Взгляд практического теоретика». Педагогическое общество России М.
4. Н.Е. Щуркова « Школа и семья: педагогический альянс» Пед.общество России Москва
5. «Вестник Университета Российской Академии образования» № 4(26) .