Больно высечь мальчика. Мальчик для битья

В дни исторического и культурного наследия Москвы у москвичей есть уникальная возможность посетить исторические "закрытые" объекты, в которые в обычный день не попадешь. Сегодня мы отправимся на экскурсию в один из таких объектов, исторический особняк в Москве, - Дом купца Игумнова (резиденция французского посла в Москве).

Резиденция французского посла находится около метро Октябрьская (ул. Большая Якиманка, 43)

Здание особняка является объектом культурного наследия федерального значения

Николай Васильевич Игумнов, директор и владелец Ярославской Большой мануфактуры, в 1888 году подал прошение о строительстве нового каменного дома. Дом был построен в конце Якиманки, бывшей в то время бедным окраинным районом Москвы - так как Игумнов не хотел забывать, откуда он родом.

Проект был заказан молодому архитектору Николаю Поздееву, бывшему в то время городским архитектором Ярославля. Особняк в псевдорусском стиле был возведён в 1895 году на месте небольшого деревянного дома купца Николая Лукьянова. Кирпич для строительства выписывался из Голландии, а многоцветные изразцы для оформления фасада были изготовлены на заводе Кузнецова. Интерьеры дома были оформлены архитектором Петром Бойцовым и братом автора проекта, Иваном Поздеевым. Иван Поздеев также руководил завершением строительства дома после смерти Николая в 1893 году.

Давайте отправимся внутрь здания и посмотрим, как живет посол Франции в Москве

Сразу на входе расположена массивная лестница на второй этаж

Деревянный лестничный поручень установлен на ажурных перилах

Парадная лестница

Отделкой интерьеров дома занимался Петр Бойцов – один из самых популярных архитекторов того времени

Всё выглядит как в сказочном домике

Высокие сводчатые потолки комнаты расписаны витиеватыми растительными орнаментами

Сводчатые потолки на втором этаже особняка

Витражи на окнах

Колонна на балконе здания

Поднявшись на второй этаж видим скульптуру мальчика с щенком на руках

Пол украшен узорной плиткой

На комоде стоят антикварные часы и модель Boeing A380 Air France. Airbus одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная в конце 1960-х годов путём слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Хотя компания считается «европейским» авиапроизводителем, с правовой точки зрения она является французским юридическим лицом со штаб-квартирой в Бланьяке

Интерьеры дома отделаны и в русском стиле, и с элементами классицизма. Такое разнообразие было модным в конце XIX в. Отделка была окончена в 1895 г., через два года после кончины архитектора Николая Поздеева. Завершал дом и руководил работами по отделке его брат, тоже архитектор, Иван Поздеев.

Коридор на втором этаже

Переходим в следующий зал - большую столовую

На комодах красуются фигурные подсвечники

На стенах висят картины

Декоративные часы на стене

В 1938 году здание было передано в распоряжение французского правительства для французского посольства. В 1979 году после переезда посольства в новое здание по соседству (дом № 45) он стал официальной резиденцией послов Франции.

В настоящее время здесь проживают посол и некоторые сотрудники посольства, а также проводятся официальные мероприятия.

Переходим в малую столовую или курильную комнату

Малая столовая оформлена в стиле ампир

Электрический светильник на комоде выполнен ввиде подсвечника

На комоде установлены часы и вазы, на стене висит картина с французскими полями

Переходим в гостиную

Места для отдыха

Из окна видна церковь Иоанна Воина на Якиманке

Уточки и барометр на стене

Люстра на потолке

Потолок очень красивый. На один потолок можно смотреть часами

Вот такая красота

Переходим в самый большой зал - зал для приемов

В углу стоит рояль

На стене красуется ковровое полотно

Светильники на стене

Массивные двери в зал

В зале для делегаций, на стене, висит портрет Петра I

Обратим наш взор на потолок

Это целое произведение искусства

С домом связано несколько легенд. Одна из них гласит, что Игумнов построил дом, чтоб жить здесь вместе с любовницей, танцовщицей, а жену оставил в Ярославле, и якобы любовница, уличенная в измене, замурована в стенах дома. Согласно второй легенде, Игумнов устроил в доме бал, а для большего шика приказал усыпать пол золотыми империалами. По ним и ходили гости. Доброжелатели доложили о поступке Игумнова, власти расценили такой бал как оскорбление государя, ведь это его портрет помещен на монетах. За это хозяин и был выслан в Абхазию.

В 2010 году были начаты реставрационные работы по восстановлению прежнего облика здания.

После революции 1917 года в особняке работал клуб фабрики Гознака. Поговаривали, что как-то раз женщины увидели призрак в белых одеждах, это и была та самая возлюбленная Игумнова.

В 1925 году дом заняла лаборатория по изучению мозга. Первый мозг, который там исследовали, принадлежал умершему В.И. Ленину. Лабораторию возглавил немецкий нейробиолог Оскар Фогг. Через три года лаборатория превратилась в Институт мозга, который специализировался выявлении отличий в строении мозга обычного человека от мозга людей, считавшихся гениями.

Вот в такой красоте проживают посол и некоторые сотрудники посольства Франции

Уверен, что многие видели сказочный терем на Большой Якиманской улице, просто не все знали, что находится в особняке





Здание посольства Франции в Москве по адресу Большая Якиманка, 43, известно многим. Заметный особняк, возникший, вопреки внешнему виду, не в стародавние времена, а в самом конце XIX века, принадлежал Николаю Игумнову, владельцу Ярославской Большой мануфактуры. Игумнов задумал дом в псевдорусском стиле, для чего пригласил архитектора из Ярославля, Николая Поздеева. Кирпичи везли из Голландии, а изразцы изготовили на заводе Кузнецова. Здание получилось весьма неординарным, но московские друзья заказчика в пух и в прах раскритиковали постройку. Не исключено, что позавидовали. Однако Игумнов поддался мнению общественности и отказался платить архитектору. После такого фиаско Поздеев быстро разорился и покончил с собой. С тех пор, как гласит легенда, в день его смерти, 17 октября, на Большой Якиманке появляется призрак архитектора и спрашивает прохожих, нравится ли им дом Игумнова. В этой ситуации, рекомендуется отвечать в позитивном ключе, чтобы еще больше не расстраивать и не гневить душу художника. К тому же, и сам дом Игумнова совсем не прост. После революции 1917 года его передали Александру Богданову для опытов по переливанию крови, от которых он и скончался. Затем в особняке поселился Московский институт мозга, а после находился Гознак. Все, кому приходилось бывать в здании, периодически жаловались на неизвестно откуда возникающие трески, шумы и стоны, пока в 1938 году особняк не отдали в распоряжение посольства Франции. Французы так в нем и живут, и до сих пор не жаловались. Видать, наши привидения заморским гостям не помеха.

Мозаичный особняк, напоминающий старинный русский терем, построил недалеко от Калужской заставы известный промышленник Николай Игумнов .

Купец Игумнов был очень богатым человеком. До сих пор на спутниковой карте Абхазии в посёлке Алахадзы можно различить его инициалы: «ИНВ» – это кипарисовые аллеи, фигурно высаженные сто лет назад.

Николай Васильевич был совладельцем Ярославской Большой мануфактуры, имел в Сибири золотые прииски. В 1888 году он решил обустроить свою московскую резиденцию, в которой сегодня располагается посольство Франции.

Место на Якиманке тогда никаким образом не относилось к престижным.
Ветхие домишки, удалённость от центра.
Игумнов обосновал свой выбор тем, что где-то здесь прошло его детство (история не сохранила ранних биографических данных, неизвестен даже год его рождения). По другим легендам, удалённость от центра требовалась для уединения от любопытных глаз, ведь дом задумывался не для обычной жизни.

Как бы то ни было, Игумнов выкупил у некого купца Николая Лукьянова деревянный домик, снёс его и привлёк для новой стройки молодого талантливого городского архитектора Ярославля Николая Поздеева. Зодчему на тот момент только исполнилось 33, но в Ярославле он уже получил признание благодаря целому ряду добротных построек.

Строился дом в виде сказочного дворца в псевдорусском стиле. Игумнов хотел покорить Первопрестольную и не скупился. Кирпич для строительства везли на стройплощадку непосредственно из Голландии, изразцы и кафель заказывали на фарфоровых заводах Кузнецова, отделку интерьеров доверили одному из самых популярных тогда архитекторов Петру Бойцову. В единое целое удалось объединить
самые разнообразные и сложные компоненты: башенки, шатры, сводные арки, колонны.

Обнаруживается стилистическое сходство особняка с шедевром московского зодчества тех же лет – Государственным Историческим музеем. Сегодня здание является объектом культурного наследия федерального значения, однако изначально московский «свет» отнёсся к дворцу более чем прохладно.

Согласно легенде, расстроенный Игумнов отказался оплачивать всё, что не было внесено предоплатой, после чего архитектор Поздеев покончил с собой .

По другой версии, зодчий умер от тяжёлой болезни в 38-летнем возрасте. Этот проект стал его последней работой.

Трудно сказать, связано ли это с трагической судьбой архитектора, но особняк Игумнова всегда был окружен мрачными легендами. Самая распространенная из них гласит, что хозяин поселил в этом сказочном дворце свою любовницу-танцовщицу, а когда уличил ее в измене, заживо замуровал несчастную в стене.
С тех пор ее призрак якобы бродит по залам особняка, тревожа покой его обитателей.

Кто распускал слухи – неизвестно, но недоброжелатели у Игумнова были весьма влиятельными.

Место ссылки власти выбрали отнюдь не курортное: абхазское побережье Сухумской области тогда было заболоченным, кишело малярийными комарами и ядовитыми змеями. Осмотревшись, опальный купец приобрёл за бесценок 6 тысяч десятин местных болот и начал новую жизнь. Первый успешный бизнес был создан с помощью выписанных с Дона рыбаков. Игумнов освоил промысел и открыл первый на черноморском побережье консервный завод.

Работникам были созданы комфортабельные условия проживания: сезонникам предоставлялось общежитие с комнатами на двух человек и большими курительными залами, постоянные рабочие получали отдельные домики, которые через несколько лет переходили в их собственность.
Привёз Игумнов сюда эвкалипты и болотные кипарисы, которые быстро вытянули излишки влаги из местных почв. С Кубани был доставлен чернозём, из Ярославля племенной скот, увлёкся купец садоводством. Его стараниями в этих землях появились плантации мандаринов, киви, манго, табак, заработало предприятие «Абхазский бамбук», появились сохранившиеся поныне кипарисовые аллеи.

После революции Николай Васильевич отказался эмигрировать во Францию.
Он добровольно передал имущество в пользу государства и устроился агроном в цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала, которым стало именоваться его бывшее поместье.
Умер Николай Васильевич в 1924-м, похоронили его скромно, посадив на могилу любимые им кипарисы.

История порой любит гримасничать. Если император отобрал у купца дом за бал на монетах со своим изображением, то после революции и национализации, здание на несколько лет стало… клубом фабрики Гознак.

Но уже в 1925 году клуб выселили, а в доме Игумнова появились люди в белых халатах. Здесь начала работать лаборатория по изучению мозга скончавшегося Владимира Ленина. Руководить этим учреждением пригласили немецкого нейробиолога Оскара Фогта. В 1928 году лабораторию возвысили до Института мозга. Мозги здесь изучали по специальной методике, надеясь расшифровать феномен гениальности и создать сверхчеловека. Ученые пытались найти общие закономерности в анатомическом устройстве тех, кого власть считала вьдающимися образцами
человеческой природы. В особняке на Якиманке начали активно коллекционировать мозги вьдающихся людей. В 1934 году «Правда» писала, что «научный коллектив
Института подготовил и уже изучает мозги Клары Цеткин, Луначарского, Цюрупы, Маяковского, Андрея Белого, академика Гулевича». Вскоре это уникальное собрание
пополнилось мозгом режиссера Станиславского, певца Собинова, Максима Горького и Эдуарда Багрицкого, ученых Мичурина, Павлова, Циолковского, деятелей революции
Калинина, Кирова, Куйбышева, Крупской.

В 1938 году дом перешел во владение французского посольства.
В 1944 году президент Шарль де Голль вручал здесь награды лётчикам эскадрильи «Нормандия-Неман».
Здание из голландского кирпича поныне содержится в идеальном состоянии сотрудниками французской дипмиссии.

О призраке дома Игумнова .
Поговаривают,что до сих пор в здании французского посольства водится так называемая «белая женщина». По легенде этот небольшой особнячок был подарен купцом Игумновым своей содержанке. Сам он жил в Ярославле, а в столице бывал наездами. О приездах своих обычно предупреждал даму сердца через посланного слугу. Но однажды приехал без предупреждения и застал возлюбленную с молодым корнетом... Корнета хозяин выгнал в шею, а вот девушка после этого бесследно исчезла. Ходили слухи, что купец в сердцах убил ее, а труп замуровал в стене особняка.

По другой легенде во всем виноват его молодой истопник. Парень якобы стал флиртовать с хорошенькой дочерью купца, за что вскоре был навсегда отлучен от богатого дома. Правда, этим дело не завершилось. Молва утверждает, будто перед уходом обиженный истопник тайком набил дымоходы глиняными черепками. В итоге, когда в тереме-дворце затапливались печи, то трубы и даже стены начинали издавать ужасные звуки (почему-то особенно по ночам), от которых хозяин невыносимо страдал.

Но вернемся к дому. Для постройки был выбран псевдорусский стиль, очень модный в те времена (Исторический музей, здание магазина ГУМ и т.д.). Этот стиль архитектуры черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов, самый знаменитый из которых - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - сгорел в XVIII веке.

Другие элементы декора были взяты из церковной архитектуры (Собор Василия Блаженного) или церквей Ярославля, в которых прекрасно сочетались кирпич, камень и многоцветные изразцы.

На высокой кровле особняка давленый металл под черепицу,керамические вставки. Над "красным крыльцом" (парадным входом) изящная двойная арка под старину.
Стены из привозного голландского кирпича. Окантовка окон из белого подмосковного камня. Живописные колоколенки, луковичные маковки шатров, дутые колонны. Многоцветная мозаика редчайших изразцов, специально расписанных по рисункам русского живописца С. Масленникова и изготовленных на знаменитом заводе Кузнецова.

Талант Поздеева сумел соединить в единое целое различные объемы, увенчанные живописными шатрами, и многочисленные декоративные детали разных жанров (колоколенки, сводчатые арки, дутые колонны и т.д.). Результат получился гармоничным, хотя и немного массивным.

Интерьер также изобилует украшениями. Холл и парадная лестница - это шедевр многоцветья, прекрасно сочетающийся с внешним убранством здания.

"Древнерусский" зал с парадной лестницей.

Необычайно красивые двери. В холе их четыре и ни одной одинаковой.

Cразу же за массивными дверями, ведущими в гостиную, архитектор полностью меняет стиль, и мы погружаемся в классическое убранство. Мебель в стиле Людовика XV и великолепные гобелены XVII века подчеркивают французский дух этого помещения. Примыкающий к гостиной малый салон меблирован в стиле Людовика XVI, а малая столовая декорирована мебелью и тканями эпохи Ампир. Парадная столовая, очень строгая и скупо меблированная, несет на себе печать средневековья, благодаря своему низкому сводчатому потолку.

Переход из одного века в другой мы совершаем по галерее в стиле ампир.Прием "экстерьер в интерьере". Отделка, обычно используемая для фасадных работ. Зеркало в конце коридора бесконечно вытягивает помещение.

Украшенный мозаикой особняк на Большой Якиманке, 43, где сегодня размещается посольство Франции в Москве, будто сказочный русский терем, приковывает к себе внимание всякого, кто оказывается в этом районе. Возвели его в XIX столетии неподалеку от Калужской заставы на средства предпринимателя Николая Игумнова, который являлся владельцем большей части паевого взноса весьма успешной Ярославской полотняной мануфактуры.

Стоит отметить, что выбор места под строительства столь шикарного дома вызвал в высшем обществе недоумение. И основания тому были, ведь сам район не являлся престижным, а окружающая архитектура вводила в уныние своими серыми и незатейливыми фасадами.

Хозяин особняка Николай Игумнов объяснил всем, что он вырос в этом районе, а потому и решил здесь обосноваться. Но, кажется, не последним аргументом являлось и его желание проживать обособленно, подальше от суетной тогда Москвы (нельзя забывать, что в XIX веке это была дальняя окраина Первопрестольной).

Фото 1. Особняк Игумнова на Якиманке на старой фотографии Москвы

До строительства особняка Игумнова на Большой Якиманке, здесь находился весьма скромный деревянный дом купца Николая Лукьянова, выстроенный на месте сгоревших в 1812 году построек. При следующих хозяевах - Крашенинниковых - на его месте стоял уже каменный главный дом, окруженный различными строениями. В 1851 году владение перешло к семье Веры Яковлевны Игумновой, которая заплатила за него огромные по тем временам деньжищи - 17.140 рублей серебром.

В 1888 году Николай Васильевич Игумнов, ставший к тому времени полновластным хозяином участка, подает прошение на возведение здесь нового дома, который бы подчеркивал высокий статус и богатство хозяина. Для решения этой задачи наняли талантливого зодчего Николая Ивановича Поздеева, больше практиковавшего в городе Ярославле и занимавшего в те времена должность городского архитектора. Стоит отметить, что это была его последняя работа.

Для создания помпезного особняка Игумнова на Большой Якиманке, 43 был выбран псевдорусский стиль, который в то время был наиболее востребованным в московской архитектуре (например, здания Исторического музея и ГУМа). Помимо этого, часть элементов было заимствовано из архитектуры культовых зданий - храмов и церквей Москвы и Ярославля, фасады которых искусно декорировали красным кирпичом, природным камнем и яркими изразцами.

Николай Васильевич Игумнов не жалел средств на возведение этого шедевра. Так, кирпич им был закуплен в самой Голландии, а многоцветные изразцы заказали на фарфоровых заводах купца Кузнецова.

Окончание строительства пришлось на 1893 год. Архитектор Поздеев сумел умело собрать в единое целое различные декоративные детали и формы: островерхие шатры, арки в форме сводов, различные колонны и даже колоколенки.


Особняк Игумнова выглядит весьма гармонично, несмотря на некоторую массивность сооружения. Его главный фасад, выходящий на улицу Большую Якиманку, явно отображал основной художественный замысел, который задумали зодчий и его заказчик. Он подчеркивал в своих формах изобилие и богатство владельца.

В средней части дома спланирован двухуровневый терем, завершением которого стала высокая, с ажурной кованой решеткой поверху, четырехскатная кровля с прорезанными по поверхности слуховыми оконными проемами в пышном обрамлении.

Ряды декоративно выполненных карнизов расположены чуть ниже и размещаются один под другим. Под ними устроены 5 арочных оконных проемов, середину которых украшают свисающие гирьки - один из архитектурных элементов, характерный для зодчества эпохи XVII столетия.

Вокруг оконных проемов выполнено обрамление из бочкообразных колонок, стоящих по две впритык друг к другу. С обеих сторон особняка-терема устроены переходы, которые ведут в глубину двора к импровизированным башням.


Но то, что сегодня вызывает восхищение , на момент окончания строительства было подвергнуто уничижительной критике. Такой отзыв, особенно со стороны архитектурного сообщества, поверг Игумнова в уныние и заставил разочароваться в талантах зодчего. Именно это привело к трагедии - купец отказался оплачивать возникшие сверх сметы расходы, что привело к разорению зодчего, а далее и к самоубийству последнего.

История особняка Игумнова на Большой Якиманке

История особняка Игумнова на улице Большой Якиманке, дом 43, где сегодня располагается посольство Франции, окутана грустными легендами. Наиболее впечатлительные связывают это с трагической кончиной зодчего Поздеева.

Так, говорили, что Игумнов в свое время поселил в этих стенах свою очередную любовницу, а когда уличил ее в неверности, повелел замуровать в одной из стен своего богатого дома. Призрак танцовщицы, вроде как, до сих пор блуждает по комнатам и нагоняет страху местным жильцам.

Другая из легенд гласит, что, якобы, хозяин однажды решил впечатлить своих высоких гостей и придумал устлать паркет одного из парадных залов золотыми монетами, на которых, естественно, был отчеканен образ императора. На него-то и наступали прибывшие на званый вечер. Так это было или не так, но говорят, что это вызвало неудовольствие у царствующих особ, в связи с чем Игумнов и отбыл в свою южную вотчину. А вскоре случилась и Октябрьская революция …


Большевики национализировали особняк Игумнова на Якиманке в 1917 году, и в его помещения въехал клуб московской фабрики Гознак. Пробыл он здесь недолго - до 1925 года, после чего здесь появились ученые-медики, занимавшиеся, в частности, исследованием мозга усопшего уже тогда Владимира Ильича Ленина. Руководил этим учреждением нейробиолог из Германии Оскар Фогт.

К 1928-му году лаборатории повысили статус до Института мозга, где пытались расшифровать некий код гениальности, что позволило бы сформировать сверхчеловека. Так, здесь изучали мозг Клары Цеткин, Анатолия Васильевича Луначарского, Владимира Маяковского, Константина Сергеевича Станиславского, Максима Горького, ученых Павлова и Циалковского, а также Калинина и Крупской.

До 1938 года, когда владение окончательно передали посольству Франции, в этих стенах успел поработать еще и рабочий клуб.

Стоит отметить, что когда французские дипломаты, а за ними и приехавшие из Парижа реставраторы и архитекторы увидели внутреннее убранство, они были просто поражены местной красотой. Были проведены тонкие реставрационные работы, направленные на сохранение былого декора, но к общему антуражу добавили и некий «парижский шик» - тщательно подобранные обивочные материалы и шторы, мебель и люстры.

Особняк Игумнова на Большой Якиманке, дом 43 признан одним из лучших образцов «русского стиля» конца XIX века. Ни один из трудов по архитектуре Москвы не обходит вниманием это уникальное и прекрасное строение.