Что характеризует патриархальную семью. Определение и общее описание

Довольно часто во всех экзаменах встречается понятие «патриархальная семья». Это не совпадение: отличать этот вид семьи от всех прочих: партнерской, например, требуется постоянно на экзаменах как в школе, так и в ссузе, вузе. Тем более что материал не такой сложный, как может показаться на первый взгляд. В одной из прошлых статей, кстати, мы разбирали нуклеарную сем

Определение

Патриархальная семья — это малая социальная группа, основанная на родстве, традициях, общих хозяйственных и бытовых условиях, а также на примате мужского начала над женским. Также она является семьей расширенного типа, когда многие родственники жили под одной крышей.

Это вид семьи характерен для традиционного общества, а также для переходного к индустриальному. Для последнего больше характерна . Почему же мужское начало превалировало над женским? Причин тому было несколько.

Во-первых, существующий способ хозяйствования делал крайне трудным добычу пропитания. Поэтому выжить можно было только вместе.

Во-вторых, кто при прочих равных условиях больше добудет пропитания: мужчина или женщина? Конечно мужчина. Я понимаю, что сейчас полным-полном таких «мужчинок», которые больше похожи на женщин. Да и женщин хватает, похожих на мужчин. Но это сегодня, когда пропитания полным-полно в магазинах. А вот раньше такого быть не могло: суровый мужчина был мужчиной и по праву занимал ведущее место в семье.

Поэтому приданное невесты кому отходило? Мужу. Как писал врач царя Алексея Михайловича, Самюэль Коллинз (17 век), если женщину уличали в измене, то ее просто закапывали в землю по горло, и она медленно умирала. А вот если жена уличит в этом же мужа, то при ее обращении в суд сначала пытали ее. Если пытки выдержит — значит правду говорит, тогда принимались за мужа, но ему обычно ничего не было.

Также Самюэль Коллинз писал в своих записках, что при договоре между семьями о свадьбе молодых, родители невесты, заключая такой договор, просили, чтобы будущий муж, конечно, хоть и бивал жену для приличия и острастки, но чтоб уж до смерти не забивал. Молодые при этом не принимали никакого участия, да они и могли увидать друг друга в первый раз именно на свадьбе. Отсюда пошли многие русские народные поговорки: «Стерпится — слюбится», «Бьет — значит любит» и пр.

Насилие, кстати, было нормой в таких семейных группах не только по отношению к жене, но и к детям. Вот интересный отрывок из сочинения «Домострой» Сильвеста (16 век):

«17. Како дети учити и страхом спасати
Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу,а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины творишидуши твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла.»

Из отрывка видно, что постоянное избиение детей было нормой. Считалось, что тогда в старости ребенок тебя не забудет и воздаст тебе должное. Телесное наказание считалось богоугодным делом и воспитанием души, более того — ее спасением! Но под еще большим подозрением были дщери — дочери. К ним бес близок как к никому! Поэтому надо ее учить кротости и смирению — опять же через избиение. Как это ни странно, но большинство народа считает, что рукоприкладство — абсолютно нормальное дело.

Признаки

Таким образом патриархальная семья — это малая социальная группа, основанная на:

Традициях предков. Традиционное сознание глубоко мифологично.

Глубокой религиозности. В традиционном обществе, как известно, именно религия занимает очень серьезное место в общественной жизни. Сословие духовенства было одной из опор власти в промывке мозгов верующим.

Примата мужского начала над женским. При прочих равных условиях, именно мужчина играл ведущую роль в достатке семьи и в ее обеспечении. Другая ситуация рассмотрена например .

Восприятие женщины как исчадия порока и хаоса. Не в обиду будет сказано прекрасному полу, но львиную долю истории человечества женщины занимали второстепенное место. Хотя есть люди, утверждающие о существовании матриархата, матриархальной семьи, основная историческая концепция такова, что это не так. Именно патриархат, мужчины главенствовали всю историю, да и сейчас существуют пережитки этого: неужели работодатель, к примеру, смотрит на женщину-работника, также как на мужчину? Вопрос оставляю открытым для обсуждения в комментариях.

Женщины же по преимуществу воспитывались в духе кротости и с рождения были обречены занимать второстепенное место.

Фактически дети как дети не воспринимались. Это происходило только в очень богатых семьях, да и то не ранее 18 века, когда возникает специфическая детская материальная культура: одежда, игрушки и пр.

В этой теме крайне много нюансов. Статьи это конечно хорошо. Но цельный и полный материал выложен в моем . А так, ставьте лайки, делитесь материалом с друзьями в социальных сетях.

С уважением, Андрей Пучков

— первичная ячейка общества, первый круг общения людей: здесь человек впервые вступает в общественные отношения — семейные отношения родителей и детей.

Семья — круг устойчивых отношений, основанных на браке между мужем и женой и на кровном родстве между родителями и детьми, братьями и сестрами. Члены семьи связаны общностью имущества и быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейные отношения, таким образом, и естественные (биологические), и общественные (социальные). Биология человека неизменна, но социальные отношения меняются, и вместе с ними меняются формы семьи.

В доисторические времена семья объединяла только кровных родственников: братьев, сестер, их детей. А мужья? Они не входили в кровнородственную семью. Два дружественных рода (семьи) заключали «брачный союз»: мужчины одного рода вступали в брачные отношения с женщинами другого рода. Такие отношения были непрочными, поэтому мужчины в женском роду принимались как гости, дети оставались в материнском роду. Со временем брачные отношения отдельных пар стали более устойчивыми, появляется первый, еще очень слабый элемент избирательности. Однако мужчины — по-прежнему гости в роду своих брачных партнеров. Они. мужчины, принадлежат другому союзному роду. Кровнородственную семью возглавляла женщина, и соответствующий исторический период называется матриархатом.

Патриархальная семья

С появлением частной собственности и накоплением богатств возник вопрос о наследовании. Для мужчины было важно устранить все сомнения относительно происхождения его наследников. Возникает патриархальная семья, где власть главы семьи распространяется на жену (или нескольких жен), детей, домашних рабов и рабынь. Патриархальная семья существовала не только, скажем, в рабовладельческом Риме, но и в российской дореволюционной деревне. Здесь, конечно, не было рабов, но были сыновья, их жены, их дети, незамужние дочери, престарелые немощные родители. Патриархальная семья осуществляла производительную функцию как основная единица сельскохозяйственного производства.

В Средние века формируется моногамная (единобрачная) семья, с устойчивой связью между мужем и женой. В такой семье власть мужчины становится менее жесткой, женщина получает более почетное и свободное положение. С развитием промышленности и городов семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления.

Нуклеарная семья

Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей. Сегодня большинство семей состоят из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних. Такая семья называется нуклеарной (от лат. nucleus — ядро). Глубокие перемены внутрисемейных отношений в индустриальных и постиндустриальных странах произошли в течение XX века в связи с сильно изменившимися положением и ролью женщины в обществе. Народному хозяйству потребовался женский труд, и женщина получила свой, независимый от мужа источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. Женщина получила свободу распоряжаться своей судьбой. Теперь се удерживают в браке общие дети, духовная и сексуальная близость с мужем, его сердечное уважительное отношение к ней, готовность снять с ее плеч часть домашних забот.

Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений. Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного брака; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными. Во-вторых, сдан в архив моральный принцип, согласно которому жена отдана мужу, а муж — жене на всю жизнь. Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.

Массовый распад семей в настоящее время — всемирный феномен. В некоторых странах число разводов равно числу браков. В чем причины такого явления? Помимо уже указанных причин, назову следующие.

Во-первых, в современных условиях молодой человек раньше, чем когда-то его родители, вступает в самостоятельную жизнь. В странах Западной Европы дети, едва достигнув 17-18 лет, покидают родительский дом и живут самостоятельной жизнью. Они заключают скороспелые браки, которые чаще всего распадаются через короткое время.

Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. Многие, страдающие такими пороками, делают семейную жизнь невыносимой. Из-за пьянства мужа или жены, например, распадается множество семей.

В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне се: на службе, в делах, в общественной деятельности. Семья, дом становятся только «спальней», что отчуждает супругов друг от друга.

Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.

Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.

Время не стоит на месте, и вместе с ним меняются общественные отношения, в том числе, приходят на смену друг другу и типы семьи. Так, у некоторых древних племен женщина являлась непреложным авторитетом — такую ячейку общества называют матриархальной. Сейчас настала эпоха эгалитарной семьи, в которой партнеры равны. Но наибольшее распространение в истории общества получил патриархальный тип.

Этот семейный уклад наделил властью мужчину , оставив женщине роль подчиненной, и просуществовал в большинстве стран с древних времён вплоть до XX века. Конечно, сейчас патриархат отошёл в прошлое, однако, мы до сих пор испытываем на себе его влияние. Итак, что такое патриархальная семья?

Определение и общее описание

Прежде всего, стоит сказать, что патриархальная семья — это тип семейного уклада, соответствующий патриархату. Само слово «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отцов» , намекая нам на основную особенность данной формы социальной организации. При ней мужчина является основным носителем как политической власти, так и морального авторитета. Так, на Руси во главе государства стоял монарх, а во главе семьи — самодержец в миниатюре — отец. Одному подчинялась страна, другому — домочадцы.

Таким образом, семьи патриархального типа — это ячейка патриархального общества , где главенствует мужчина, женщина находится в зависимости от мужа, а дети — от родителей. В ней мужчина полностью обеспечивает своих родных, жена подчиняется ему беспрекословно и следит за бытом. Более того, супруги никогда не смогут поменяться ролями. В патриархальной семье женщина ни при каких обстоятельствах не пойдёт работать, а мужчина не начнёт посвящать время бытовым заботам. Детей они растят, как правило, в строгости, воспитывая в них с юности чувство уважения к родителям.

Особенности и признаки

Для классической патриархальной семьи характерны следующие черты:

Традиционная патриархальная семья

Люди, следующие традиционному патриархальному канону, живут по строгим правилам: все жизненные решения продиктованы разумными причинами и целями, ведущими к их процветанию. В традиционной ячейке патриархального типа:

Стоит отметить, что эти характеристики носят обобщённый характер и в той или иной степени применимы для любого патриархального народа. Однако культурные особенности каждого из них наделяют патриархальную семью своими особенностями. К примеру, в Древнем Риме, главой был pater familias, обладающий правом на женщину, как на вещь или раба, а у славян он и вовсе не имел права вмешиваться в женские дела. Мы же в нашей статье коснемся более подробно описания патриархальной русской семьи.

Патриархальная семья в России

У русских, как и у многих славянских народов, долгое время просуществовала большая патриархальная семья. Несколько пар, состоящих в браке, владели имуществом и занимались хозяйством. Руководил семьей домостроитель или иначе большак — самый опытный, работоспособный и зрелый мужчина. Власть главы семейства распространялась на всех ее членов. Обычно у него была советница — большуха. Это старшая из женщин, которая занималась хозяйством. Однако ее положение было немногим лучше, чем у менее значимых по статусу членов семьи женского пола. Напомним, что на Руси вдовы, к примеру, не имели права наследования.

В XVIII-XIX веках распространение получила индивидуальная патриархальная семья, состоящая из 2-3 поколений родственников. В низших слоях общества она и вовсе приняла форму православной — из 3 человек: отец, мать и сын/дочь.

В начале XX века в России произошли кардинальные изменения в экономике и производственных отношениях, а вместе с ними начал приходить в упадок и главенствующий в семье патриархат. Власть мужчины в доме нередко приводила к внутрисемейным кризисам. Эту тенденцию легко просмотреть по классической русской литературе. Только вспомните «Анну Каренину» Л. Толстого!

Так или иначе, а уже в 80-х положение женщины заметно улучшилось. К примеру, управление финансами стало для нее нормой. Мужская власть имела на данном этапе лишь регулятивный характер.

Патриархат и современное общество

Сейчас патриархальная семья — нередкое явление разве, что в странах Востока. В Европе и России этот тип семейного уклада себя полностью изжил. По мнению психологов, он крайне губителен для личности, а вырасти в такой семье может только неуверенный в себе человек с низкой самооценкой. Тем не менее влияние эпохи патриархата чувствуется до сих. Ведь до сих пор встречаются и единичные исключения, в которых есть несколько признаков патриархата.

Стоит задуматься: а, может, это и не так плохо, как принято считать в современном обществе? Ведь при патриархате не может быть брошенных и обездоленных стариков или детей, оставшихся без надзора. Да и взрослый человек никогда не останется со своими проблемами наедине. А воспитание ответственности и уважения к старшим еще никому не вредило.

Большая патриархальная семья имеет в литературе и другие названия: семейная община, домовая община, домашняя патриархальная община. Это - хозяйственная группа, включающая в себя три-четыре поколения самых близких сородичей, потомков единого отца, вместе с женами их и детьми, порою с зятьями и прочими родными, принятыми в семью. Численность ее достигает ста иногда больше человек. Классический образец патриархальной семьи — югославянская задруга. В России такая группа именовалась в различные эпохи и в разных местностях - «огнище», «печище», «дым», «дом» и пр.

В основе хозяйства патриархальной семьи лежит коллективное землевладение и использование основных производственных орудий. Тогда, как в индивидуальном обладании находятся только предметы личного использования. Как само производство, так и потребление ведется всем коллективом.

Большая семейная община дифференцируется в составе рода, становится основной производящей и потребляющей ячейкой развитого патриархального общества, в большой мере замкнутым натуральным хозяйством, вырастает в самостоятельную, экономически прочную силу, приобретает все растущее общественное значение. Управление патриархальной семьей формируется изначально на демократических основаниях. Глава ее - «старший» мужчина, старший по возрасту, иногда и моложе - выборный. Только он лишь организатор и руководитель хозяйства. В процессе своей деятельности «старший» строго считается с мнением всех взрослых членов семьи. Совместно со «старшим» мужчиной патриархальная семья, как правило, имеет во главе и «старшую» женщину, обыкновенно жену «старшего». В семейном хозяйстве она управляет всеми женскими работами. Довольно стойко переживаются , и «старшая» обладает немалой властью не только в среде женской, но и среди мужчин молодого возраста дома. Женщина все-таки надолго остается «хозяйкой дома». С разрастанием патриархальной семьи, управление всем домашним хозяйством претерпевает определенные затруднения или становится и вовсе невозможным. Это в большей степени сказывается в области потребления. Готовка пищи, например, на очень многочисленную семью становится все более затруднительной. Это хорошо выражает старинная осетинская формула: «огня не хватает на всех». Семья делится на несколько частей, причем раздел совершается между старшим поколением.

Однако на данном этапе раздел семейной общины бывает не полный. Каждая выделившаяся семья получает индивидуальное жилое помещение, находящееся смежно с основным домом, и живет в определенных отношениях, ведя отдельное хозяйство. Из имущества делится только движимость, земля же остается общей. Такая группа родственных, происшедших от размежевания одной семейной группы, семей, тоже разрастающихся в крупные семьи, образует в ряде отношений все же единый хозяйственный и общественный коллектив, получивший название патронимии.

Многие люди мечтают иметь большую семью, в которой может объединяться несколько поколений родных людей. Патриархальная семья, как раз и является таким видом семейных отношений, где в одной семье объединены как близкая по крови родня, так и двоюродные, троюродные братья и сестры, дяди и тети, более пожилое поколение и юное.
В патриархальных семьях восточных арабских стран, до сих пор существующих в нашем мире, где официально разрешено многоженство, многочисленный состав родственников разбавляют многочисленные жены мужа. Наибольшая концентрация таких патриархальных семей сосредоточена именно там - на востоке. Имели широкое развитие такие семейные традиции во многих американских, европейских и восточных цивилизациях.
Мужчине в такой семье предоставляется намного больше свобод и прав, чем представительницам слабого пола. Мужчина здесь является главным кормильцем и добытчиком провизии и денежных средств. Его жены не работают, ведут домашнее хозяйство, воспитывают общих детей и беспрекословно подчиняются воле своего мужа. Дети воспитываются в строгости, и с самого раннего детства им прививается послушание и уважение к старшим родственникам. Специалисты в социальной области изучения современного общества считают, что такой вид отношений является для женщины особенным унижением, порабощением и дискриминацией.
Патриархальная семья является основой понятия семейного бизнеса, когда несколько поколений дела передаются от отца к сыну, а родственники работают во благо развития этого бизнеса.
В современном обществе патриархальная семья состоит, в основном, из родителей и их детей. Иногда сюда присоединяются бабушки и дедушки, но общая атмосфера имеет демократичный характер. Супруги все более часто спрашивают совета друг друга, но все же, основные решения остаются за мужчиной.
Часто выстроить уважительные и дружные отношения между членами патриархальной семьи, состоящей из проживающих под одной крышей братьев и сестер со своими семьями, а также более старшего поколения, является довольно сложно. Здесь вероятен конфликт интересов. Жить по одинаковым правилам является проблематичным, также ситуацию накаляют неравнозначные имущественные права на жилье, в котором вынуждены ютиться все члены одной большой семьи.
Именно поэтому можно сказать, что на практике патриархальные семьи являются далеко не идеальными. Скорее всего, в основе их лежат желание отдать дань традициям или невозможность молодых семей приобрести собственное жилье и жить самостоятельно. Данный тип семей для кого-то приемлем, а для кого-то и нет.