Дипломатия и дипломатические отношения. Что такое разрыв дипломатических отношений с Украиной, чем он грозит

  • Дипломатические отношения - основная форма поддержания официальных отношений между суверенными государствами, а также между государствами и другими субъектами международного публичного права в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

    Дипломатические отношения призваны способствовать развитию дружественных отношений между государствами, поддержанию мира и безопасности.

    Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

    Установлению дипломатических отношений обычно предшествует юридическое признание государства и его правительства со стороны другого государства, сам факт их установления всегда говорит о наличии такого признания.

    Дипломатические отношения между государствами и государствоподобными образованиями в общем случае - это дружеские контакты любого характера между их правительствами, они могут существовать даже при отсутствии посольств. Однако полноценный характер дипломатические отношения приобретают только после открытия дипломатической миссии или, что более предпочтительно, обмене ими.

    Разрыв или приостановление дипломатических отношений может произойти вследствие того, что правительство в другом государстве перестаёт считаться законным. В этом случае дипломатические отношения могут быть впоследствии установлены с другим (альтернативным) правительством того же государства, которое пришло к власти в результате революции или переворота. С другой стороны, продолжение дипломатических отношений с опеределённым государством после произошедшей там революции или переворота (например, при помощи продолжения официальных дипломатических контактов между диппредставительством одного государства и новыми властями другого) свидетельствует о дипломатическом признании нового правительства.

    В другой ситуации разрыв или приостановление дипломатических отношений может официально свидетельствовать о том, что отношения между государствами более не являются дружескими; такое может произойти при наличии очень серьёзных проблем во взаимоотношениях вследствие, например, вспыхнувшей между государствами войны. В частности, состояние войны между государствами обязательно влечёт за собой разрыв дипломатических отношений. Также дипломатические отношения прекращаются вследствие ликвидации данного субъекта международного права, например благодаря объединению государств, или прекращения признания его правосубъектности.

    Существование (а также установление, возобновление) дипломатических отношений всегда свидетельствует о том, что стороны признают друг друга в целом невраждебными друг другу субъектами международного права; также оно свидетельствует и об обоюдном признании законности той власти, которая руководит каждым из субъектов и представляет его на международной арене. В некоторых случаях, как, например, в случае КНР и Китайской республики на Тайване, установление дипломатических отношений с одним из правительств делает невозможным их установление с другим, так как оба режима считают себя единственной законной властью на всей территории единой страны. При этом наличие реального контроля данного правительства над территорией своего государства как раз не является необходимым условием: известны случаи, когда дипломатические отношения устанавливались с правительствами в изгнании.

    Установление дипломатических отношений происходит в результате переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно или через дипломатических представителей третьих государств и оформляется в виде обмена посланиями, письмами, нотами между главами государств и правительств или министрами иностранных дел. Стороны договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, уровне дипломатических представительств (посольство или миссия), дате вступления в силу соглашения, сроке и порядке его опубликования.

Дипломатические отношения – официальные отношения, добровольно устанавливаемые между суверенными государствами во всех сферах деятельности и дающие право обмена дипломатическими представителями и представительствами.

Согласно Венской конвенции 1961 года, установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

Первым шагом к установлению дип. отношений является признание того или иного государства и его правительства со стороны другого государства. В соответствии с международным правом существуют две формы признания нового государства:признание де-факто и признание де-юре .

Признание де-факто носит неполный характер. Будучи не в состоянии отрицать факт существования государства, правительство другой страны не устанавливает с ним дипломатических отношений, но в то же время вступает в деловые контакты, развивает торговые связи. В современной международной практике признание де-факто применяется сравнительно редко.

Признание де-юре, или полное дип признание, предполагает установление документально оформленных официальных дипотношений, учреждение взаимной договоренности дип представительств, развитие взаимовыгодных торговых, экономических, культурных и иных связей.

Специально оговоренного где-либо единого порядка установления дипотношений между государствами не существует. Государства предпочитают закреплять договоренности о признании и установлении дипотношений письменно с тем, чтобы избежать в будущем различных недоразумений. В этих же целях обычно осуществляется тщательная подготовка к переговорам об установлении отношений, которые поручаются либо специальной правительственной делегации, выезжающей в страну по случаю провозглашения ее независимости, либо одному из диппредставительств за рубежом - (по «дипломатическим каналам»)

Формы документального закрепления признания государств и установления с ними дип отношений:

1) обмен личными нотами;

2) подписание специального соглашения;

3)публикация обеими сторонами согласованного коммюнике (Официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения);

4)обмен письмами или телеграммами на высшем уровне.

Дип отношения между государствами в общем случае - это дружеские контакты любого характера между их правительствами, они могут существовать даже при отсутствии посольств. Однако полноценный характер дип отношения приобретают только после открытия дип представительства или, что более предпочтительно, обмене ими.

Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень - посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Функции дипломатического представительства состоят, в частности:

a ) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;

b ) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

c ) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

d ) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

e ) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений.

Согласно дип праву, перед назначением главы диппредставительства правительство государства запрашивает (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки. При отбытии к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и адресованная главе государства пребывания. Венская Конвенция 1961 г. устанавливает, что глава дип представительства считается вступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве: либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот МИДу государства пребывания.

Известны случаи, когда государства приостанавливают или прекращают (разрывают) дипломатические отношения . Эти отношения прекращаются, например, вследствие войны, вооруженной агрессии против суверенного гос-ва, военного путча или когда один из партнеров изменяет свой государственный статус (например, слияние с другим государством, вступление в федерацию или конфедерацию), при котором ведение внешнеполитических дел передается общему верховному органу.

Разрыв дипломатических отношенийсопровождается полным прекращением контактов между государствами, отзывом дипломатических представителей и закрытием дипломатических представительств .Восстановление дипломатических отношений происходит, как правило, так же, как и их установление, т.е.путем переговоров и обмена соответствующими документами .

Политическая карта мира постоянно претерпевает изменения. Одни государства становятся достоянием истории, другие стремятся влиться в ряды мирового содружества.

Мировое содружество зачастую достаточно сдержанно относится к кандидатам на членство в нем. С одной стороны, приходится исходить из принципа уважения суверенного равенства всех наций, больших и малых, их права на свободное самоопределение вплоть до образования самостоятельных государств. С другой стороны, изменения на международной арене порой противоречат не менее важному положению международного права - принципу территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела государства.

Деликатность проблемы проявляется в существовании двух форм признания нового государства: признания де-факто и признания де-юре.

Признание де-факто (иногда такую форму именуют отношениями «adhoc», что означает «к этому», «для данного случая») носит неполный характер. Не отрицая факта существования государства, правительство другой страны может поддерживать с ним торговые, культурные и иные связи, не устанавливая дипломатических отношений. Это бывает продиктовано определенными политическими, идеологическими соображениями и способно продолжаться достаточно длительное время. Так, например, США признали Советское государство лишь в 1933 г. и в течение 22 лет не признавали Китай. В современной международной практике признание де-факто используется сравнительно редко.

Признание де-юре или полное признание предполагает установление дипломатических отношений, учреждение по взаимной договоренности дипломатических представительств, развитие взаимовыгодных торгово-экономических, культурных и иных связей.

Единой процедуры установления дипотношений между государствами не существует. Соответствующие переговоры могут быть поручены специальной правительственной делегации, направляемой в страну по случаю провозглашения ее независимости либо одному из диппредставительств за рубежом. Чтобы избежать в будущем различных толкований, государства предпочитают закреплять достигнутые договоренности о признании и установлении дипотношений письменно. Это может быть обмен личными нотами, специальные соглашения, заявления, коммюнике. Помимо констатации договоренности об установлении дипотношений в принимаемом документе обычно определяется уровень дипломатических представительств.

Как уже отмечалось выше, Венской конвенцией о дипломатических сношениях (статья 14) установлено три класса диппредставителей:

  • 1) Послы, нунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют посольства, нунциатуры, постпредства;
  • 2) Посланники, интернунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют миссии, интернунциатуры, постпредства;
  • 3) Поверенные в делах и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при министре иностранных дел. Возглавляют миссии, постпредства.

Уровень представительства не отражается на объеме выполняемых им функций, а также представляемых иммунитетах и привилегиях. На практике, однако, почти все государства мира устанавливают между собой дипломатические отношения на уровне первого класса, демонстрируя, таким образом, зафиксированное в Уставе ООН их суверенное равенство.

Второй и третий классы диппредставителей используются обычно в отношениях государств с международными организациями.

Установление дипотношений не предполагает немедленного открытия посольств в договаривающихся государствах. Нередко такая договоренность служит лишь своего рода стимулом к созданию благоприятного морально-политического климата для дальнейших контактов между правительствами этих стран. Открытие же посольств может быть отложено до возникновения в этом острой необходимости, что диктуется обычно соображениями экономии валютных средств.

По той же причине достаточно распространена практика представительства послом интересов своего государства одновременно в нескольких странах. При этом посольство учреждается лишь в стране, где посол находится постоянно. В странах, где он аккредитован по совместительству, могут при необходимости открываться небольшие по штату представительства во главе с временным поверенным в делах.

В международной протокольной практике нередки случаи приостановления или разрыва дипотношений между государствами. Последнее может быть спровоцировано чрезвычайными обстоятельствами - военный переворот в стране, военная агрессия против другого государства, изменение одним из партнеров своего государственного статуса и т. п.

Разрыв отношений сопровождается прекращением всех сношений с местными властями, отзывом дипломатов и закрытием дипломатических и иных представительств. Контакты могут поддерживаться с протокольной службой внешнеполитического ведомства страны пребывания исключительно по организационно - бытовым вопросам. При этом представитель местного протокола не присутствует при отъезде главы дипломатического представительства, как обычно принято в международной практике.

Дипломатические отношения - это официальные отношения, которые добровольно устанавливаются двумя государствами путем дружественных контактов любого характера между их правительствами в политической, экономической, культурной и других сферах деятельности и дают право обмена дипломатическими представителями. Первым шагом на пути установления дипломатических отношений является признание того или иного государства и ее правительства со стороны другого государства. Согласно международному праву, существует две формы признания государств: де-факто и де-юре.

Признание де-факто имеет неполный характер, то есть, не имея возможности отрицать факт существования государства, правительство другого государства не устанавливает с ней дипломатические отношения, но, несмотря на это, вступает с ним в деловые контакты, как правило, торгово-экономические. Иногда такая форма отношений может использоваться на протяжении длительного времени, но обычно она имеет краткосрочный характер, именуется "ad hoc", в буквальном смысле - "для этого", "для данного случая". В современной международной практике такая форма отношений применяется сравнительно редко.

Наиболее распространенной формой признания является признание де - юре, или полное дипломатическое признание. Оно предусматривает установление документального оформления официальных дипломатических отношений, основания дипломатических представительств на соответствующем уровне, развитие взаимовыгодных торгово-экономических, гуманитарных и иных связей.

В международной практике не существует некоего специального единого порядка установления дипломатических отношений, но страны оформляют эти договоренности письменно:

Путем обмена личными нотами;

Подготовкой специального соглашения;

Публикацией обеими сторонами соответствующего согласованного коммюнике;

Путем обмена письмами, телеграммами по этому поводу на высоком уровне.

Конкретные переговоры по установлению дипломатических отношений могут быть поручены, скажем, правительственной делегации, которая приезжает в страну по случаю празднования провозглашения независимости, или, чаще, в одном из своих дипломатических представительств за рубежом (конкретно в отношении Украины большая работа была выполнена Постоянным Представительством Украины в ООН). Во время таких переговоров достигают договоренности о сам факт установления дипломатических отношений, уровень дипломатических представительств, о сроке вступления в силу достигнутого соглашения, форму документа, который зафиксирует эту сделку, и порядок и срок публикации этого документа или только сообщение (коммюнике) с согласованием текста.

Интересной в этом смысле является постановление Президиума Верховной Рады Украины "Об установлении дипломатических отношений с государствами-субъектами бывшего СССР" от 11 декабря 1991 года, в котором выражалась "готовность Украины установить с другими государствами дипломатические отношения и строить двусторонние отношения с ними на основе равноправия, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, территориальной целостности и непорушенні существующих между государствами границ", а также поручалось МИД Украины "обратиться ко всем государствам-субъектов бывшего СССР с предложением об установлении с ними дипломатических отношений в полном объеме, провести с ними переговоры и заключить соответствующие соглашения" .

В течение первых месяцев независимости шел активный процесс признания Украины (первыми признали Украину Канада и Польша - 2, Венгрия - 3, Латвия и Литва - 4, Аргентина, Болгария, Боливия, Россия, Хорватия - 5 декабря. В целом на протяжении декабря 1991 года Украину признали 66 государств мира). 23 января 1992 года в Киеве был подписан протокол об установлении дипломатических отношений с Францией, 27 - с Португалией, 29 - с Италией, 26 - совместное коммюнике по АРЄ, 26 февраля - обмен письмами между министрами иностранных дел Украины и Финляндии .

Из архива МИД Украины:

БЕЛЫЙ ДОМ

Вашингтон

Уважаемый господин Президент,

Учитывая исторические изменения, которые произошли в Вашей стране, и прекращения существования Союза, который связывал республики бывшего Советского Союза, имею честь сообщить Вам, что Правительство Соединенных Штатов Америки признал Украину как независимое государство.

На протяжении последних нескольких месяцев, включая наши встречи в Киеве и Вашингтоне, мы провели широкий и конструктивный диалог по вопросам, важных для интересов Соединенных Штатов и Украины и всего мира. Мы согласовали, что во время и после переходного периода Россия, Украина, Казахстан и Беларусь должны обеспечить безопасный, ответственный и надежный контроль за ядерным оружием под единым руководством. Мы поздравили Ваше обязательство обеспечить безопасность и ускоренное уничтожение ядерного оружия на Вашей территории и предложили помощь в этом процессе. Вы и мы согласились, что Украина должна создать законодательство и институциональный режим для предупреждения распространения и экспорта оружия массового уничтожения и других, дестабилизирующих военных технологий, а также ноу-хау для их производства. Мы поздравили обязательства Украины полностью имплементировать договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ) и об обычных вооруженных сипы в Европе (ЗЗСЄ), присоединиться к договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве безъядерного государства и согласиться на все гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Вы также высказались относительно устойчивой приверженности Украины демократическим ценностям и специальным обязательствам, которые содержатся во всех соглашениях НБСС, включая Хельсинский Договор и Парижскую Хартию. Мы поздравили Вашу решимость быстро продвигаться к созданию рыночной экономики в Украине. Вы также: заверили нас относительно Вашего обязанности выполнить договор и другие обязательства бывшего СССР.

Учитывая подтверждения Вами всех этих обязательств Секретарю Бейке - ру, имею честь предложить установление полных дипломатических отношений между нашими странами с постоянными представительствами. Намерен назвать имя посла в Украине в ближайшем будущем и пригласить Вас определиться со своими планами относительно посла в Соединенных Штатах. Жду Вашего ответа с согласием на эти договоренности и следующий развитие сердечных и продуктивных отношений между Украиной и Соединенными Штатами Америки.

Искренне Ваш, (подпись) Джордж Буш

Его Превосходительству Президенту Украины Леониду Кравчуку Киев

Уважаемый господин Президент,

Накануне Нового года мне было очень приятно получить Ваше письмо от 26 фудня 1991 года, в котором Вы сообщаете об официальном признании Правительством Соединенных Штатов Америки государственной независимости Украины.

С особой благодарностью мы восприняли Ваше предложение установить между нашими государствами дипломатические отношения в полном объеме.

Также хотел бы искренне поблагодарить Вас за высказанные слова уважения и доверия до тех обязательств, которые с полной ответственностью взяла на себя Украина в осуществлении своей независимой внутренней и внешней политики.

Украина и Соединенные Штаты Америки подошли к качественно новому этапу в развитии своих отношений. Вполне согласен с Вами, что мы должны вместе работать над развитием более надежного и безопасного мира.

В связи с этим выражаю согласие принять в Киеве найблиямим время полномочную делегацию во главе с заместителем Государственного секретаря господином Реджінальдом Бартоломью. Надеюсь, что во время этого визита мы будем иметь возможность обсудить пути практического решения важных вопросов разоружения, о которых Вы упоминаете в своем письме от 28 декабря 1991 года.

Думаю, что в ближайшее время я смогу сообщить Вам фамилия лица, которая будет рекомендована первым Послом Украины в Соединенных Штатах Америки.

Пользуясь этой возможностью, хочу пожелать Вам, господин Президент, и в Вашем лице всем гражданам США дальнейших успехов, благополучия и мира в Новом году.

С глубоким уважением, (подпись) Леонид Кравчук

Его Высокопревосходительству

Господину Джорджу Бушу

Президенту Соединенных Штатов Америки

Сообщение от Министра иностранных дел и дел

Содружества для Его Высокопревосходительству

Министра иностранных дел Украины

Уважаемый господин Зленко,

Письмо Премьер-министра от 31 декабря 1991 года Президенту Кравчуку подтвердил британское признания Украины.

Теперь имею честь предложить установления дипломатических отношений между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Украиной, действительно с 10 января. Британское Генеральное Консульство в Киеве станет того же дня Британским Посольством. Запрос на агреман для Британского Посла будет послан впоследствии. Между тем, информирую Вас, что господин Майкл Холмс, в настоящее время Генеральный Консул Ее Величества в Киеве, будет Временным Поверенным в делах с 10 января до прибытия господина Дэвида Гледстоуна, который приступит к обязанностей Временно Поверенного в делах 17 января.

Буду благодарен за подтверждение того, что эти договоренности являются приемлемыми для Правительства Украины.

В заключение хочу выразить Вам свое искреннее уважение и персональные добрые пожелания. Очень жду своего визита в Киев 19 января.

(подпись) Дуглас Хард

Его Высокопревосходительству Дугласу Харда

Министру иностранных дел и дел Содружества

Имею честь уведомить Вас, что предложение об установлении дипломатических отношений между Украиной и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии принята и действует с 10 января 1992 года. Британское Генеральное Консульство в Киеве станет Британским Посольством того же дня. Предложенные договоренности также приемлемы для Правительства Украины.

Хочу выразить Вам свое высокое уважение и наилучшие пожелания. Жду Вашего визита в Киев 19 января.

3 уважением, (подпись) Анатолий Зленко, Министр иностранных дел Украины

Ваше Превосходительство,

Имею честь сослаться на дискуссии, касающиеся установления дипломатических отношений между Финляндской Республикой и Украиной и предложить следующее.

Желая укреплять и развивать взаимовыгодные отношения между странами и народами в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и Заключительного акта СБСЕ, а также Парижской Хартии для новой Европы, Финляндская Республика и Украина будут устанавливать дипломатические отношения и обменяются дипломатическими представителями на уровне послов в возможно короткий срок.

Дипломатические и консульские сношения между Финляндской Республикой и Украиной будут основываться на Венской конвенции о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 года и Конвенции о консульских отношениях от 24 апреля 1963 года.

Если Правительство Украины согласно с вышеприведенным, имею честь предложить, что настоящее письмо и положительный ответ Вашего Превосходительства на него являются договором между нашими Правительствами по данному вопросу. Договор вступит в силу с даты обмена данными письмами.

Пааво Вяюрюнен Министр иностранных дел

Его Превосходительству

Г-ну А. М. Зленко

Министру иностранных дел Украины

Министр иностранных дел Украины

Ваше Превосходительство!

Имею честь подтвердить получение Вашего писта и от имени Правительства Украины выразить согласие с тем, что, как отмечается в нем, Украина и Финляндская

Республика, пратучи развивать взаимовыгодные отношения между двумя странами и и* народами в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного Акта и Парижской Хартии для новой Европы, установят дипломатические и консульские отношения и обменяются дипломатическими представительствами на уровне посольств в возможно короткий срок.

Дипломатические и консульские отношения между Украиной и Фінляндською Республикой будут базироваться на Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года.

Выражаю также согласие с тем, чтобы оба наши письма составляли Соглашение между нашими Правительствами по данному вопросу, которая вступает в силу с даты обмена этими письмами.

Прошу принять, Ваше Превосходительство, заверения в моем глубоком уважении.

Анатолий Зленко, Министр иностранных дел Украины

Его Превосходительству господину Пааво Вяюрюнену

Министру иностранных дел Финляндской Республики

Следовательно, документами, подтверждающие установление дипломатических отношений, могут быть двустороннее соглашение, протокол или идентичные ноты, которыми обмениваются представители, которые вели переговоры.

При учреждении дипломатических представительств государства должны содействовать друг другу в приобретении (или найме) на своей территории в соответствии со своими законами помещений, необходимых для представительств, которые отвечали бы требованиям к такого рода учреждений (место расположения (желательно в центральной части столицы), соответствие учитывая безопасность, внешний вид помещения и т.д.), а также надлежащих жилых помещений для сотрудников.

С установлением дипломатических отношений со многими странами мира молодое Украинское государство предстала перед двойной проблемой - расположение своих дипломатических представительств в столицах государств и иностранных представительств в Киеве. Оптимисты в Украине лелеяли надежды на то, что Россия, которой перешла многомиллиардная (в долларах) зарубежная собственность бывшего Союза, в соответствии с договоренностью на высшем уровне, поделится с новыми государствами, в том числе и с Украиной, частью зарубежной собственности для размещения их зарубежных представительств. Это было нетрудно сделать, потому что в некоторых столицах эта собственность состояла из десятков различных помещений, как офисных, так и жилых. Несмотря на многолетние пустые переговоры, наши так называемые братья и стратегические партнеры ни одного квадратного сантиметра этой совместной собственности Украине, как и ни одной из постсоветских государств (за исключением разве что Беларуси), так и не передали и не передадут, потому что они ее уже давно распродали различным коммерческим структурам, а то и просто довели до руины. Правда, в некоторых столицах, например, в Варшаве, удалось просто нагло, полулегальным способом не получить, а отобрать помещение у "братьев", но оно не оформлено ни одним правовым актом. В некоторых странах с четким юридическим регулированием мы якобы опираемся переоформлению собственности Союза на собственность России, но это практически ничего не дает.

В некоторых странах, например, Канаде и США, с расположением украинских представительств нам помогла украинская диаспора, с некоторыми странами (Китай, Узбекистан, Туркменистан) обменялись помещениями на началах взаимности, но абсолютное большинство (более 40 помещений) было приобретено или построено за деньги Украины.

Трудно было и с расположением иностранных представительств в Киеве, который долгое время находился на положении провинции Московской империи и даже во сне не мог представить, что ему придется располагать десятки иностранных посольств и консульств, представительств международных организаций. Но и с этой проблемой мы потихоньку справляемся, может, и не так, как хотелось бы, но на более-менее достойном уровне. ФРГ, например, построила свое помещение под посольство, на таком пути находятся и другие государства. В сентябре 1994 года Указом Президента Украины была утверждена "Программа размещения дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций в Украине", реализация которой с помощью Киевской горгосадминистрации через Генеральную дирекцию по обслуживанию иностранных представительств (ГДИП) сделала за годы независимости, казалось бы, невыполнимое.

На 2005 год за границей действовало 118 посольств, представительств при международных организациях и Генеральных консульств Украины, а в Киеве - 93 дипломатических представительства иностранных государств и международных организаций.

Надо также учитывать то, что в практике международных отношений бывают случаи, когда дипломатические отношения останавливаются или разрываются. Дипломатические отношения разрываются, например, в результате войны, вооруженной агрессии против суверенного государства, военного переворота (мятежа) или когда один из партнеров меняет свой государственный статус (входит в состав другого государства или федерации). Разрыв дипломатических отношений сопровождается полным прекращением контактов между государствами, отзывом дипломатических представителей и закрытием дипломатических представительств. Глава представительства отбывает с государства без всяких проводов; с протокольной службой МИД решаются только технические вопросы ликвидации дипломатического представительства и организации отъезда персонала. Глава дипломатического представительства прекращает свои функции и в таких случаях: если он увольняется со своей должности и получает другое назначение; если правительство страны пребывания считает его "персоной нон грата", в случае смерти.

Итак, дипломатическую деятельность за пределами страны осуществляют зарубежные государственные органы внешних отношений, которые делятся на две категории: постоянные и временные.

Постоянные органы - посольства и миссии, представительства при международных организациях - это особого рода государственные учреждения, которые ведут повседневную дипломатическую деятельность за рубежом, представляя и защищая там интересы своего государства, его граждан и юридических лиц.

По Венской конвенции 1961 года, функции дипломатического представительства состоят, в частности, в:

а) представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и ее граждан в пределах, допускаемых международным правом;

в) ведении переговоров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрении дружественных отношений между аккредитующей государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки" .

Практика дипломатических отношений выработала определенный порядок назначения глав дипломатических представительств, который был, опять же, закрепленный Венской конвенцией (ст. 4): "Акредитуюча государство должно убедиться в том, что государство пребывания дала агреман на ту личность, которую она предлагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве". Итак, перед назначением главы представительства акредитуюча сторона подает запрос агремана на кандидатуру, которую намерены назначить на эту должность.

Процедура назначения главы диппредставительства состоит из таких этапов:

1.Підбір кандидатуры посла или посланника.

3. Издание внутреннего правового акта (указа Президента, постановления Парламента) о назначении.

4. Одновременное (в обеих столицах) официальное сообщение уЗМІ о назначении, которое произошло.

5.Видача верительных грамот и отъезд в страны пребывания.

6. Предыдущее вручения копий верительных грамот министру иностранных дел.

7. Официальная церемония вручения верительных грамот главе государства пребывания.

8. Направление личных нот главам диппредставительств, аккредитованных в стране пребывания, о вручении верительных грамот.

Если дипломатические отношения устанавливаются впервые, что характерно для вновь созданных государств, то до приезда посла в страну, где он должен быть аккредитован, ссылается группа (в условиях Украины это 2, максимум 3 человека) дипломатических и административно-технических работников с целью подготовки к открытию посольства. Дипломат привозит с собой письма министра иностранных дел своей страны на имя министра страны пребывания, в котором просит принять указанного дипломата временным поверенным в делах, потому что до приезда посла он будет исполнять обязанности главы дип - представительства.

В ходе подготовки к открытию посольства временный поверенный, вручив это письмо МИД, знакомится с документами и протокольными особенностями об открытии посольства, получает в МИД необходимые консультации.

Циркулярной нотой временный поверенный сообщает МИД и дипломатические представительства, аккредитованные в стране пребывания, о официальное открытие посольства, его адрес, соответствующие протокольные мероприятия (поднятие государственного флага над помещением, прием по этому случаю).

Агреман означает согласие правительства страны пребывания на назначение конкретного лица главой диппредставительства (посла, посланника или поверенного в делах) аккредитующего стороны. Если речь идет о назначении посла, то запрос на агреман на него может быть подан через дипломатического представителя аккредитующего государства в стране пребывания. Этот представитель посещает МИД (на уровне министра, государственного секретаря или его заместителя) и в устной или письменной форме сообщает о намерении своего правительства назначить посла и передает справку о лице, которая предлагается. В справке, что готовится на обычном листе бумаги (не на официальном бланке), сообщается фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, служебная деятельность, семейное положение, знание иностранных языков. В некоторых случаях агреман может спрашиваться и путем отправки министерством (посольством) вербальной ноты.

Особенно важно (и этого требует международная практика), чтобы факт запроса агремана хранился в полной тайне, потому что разглашение таких сведений, особенно при отказе в предоставлении агремана, может привести к негативным последствиям, в частности, к осложнению отношений между заинтересованными государствами. Надо учитывать, что в нынешних условиях СМИ очень охочи до разнообразных сенсационных сообщений, а потому охотятся за подобной информацией и распространяют ее даже в виде слухов.

Согласие принимающей стороны, означает, что кандидатура на должность главы диппредставительства является лицом желанной, "персоной грата". Если же по каким причинам она не подходит, то считается нежелательным лицом, "персоной нон грата".

На запрос агремана не принято давать отрицательный ответ в форме официального документа, потому что уже сама задержка с ответом, которая, как правило, дается через 10-14 дней, или с учетом принципов взаимности, то есть сколько времени рассматривался агреман на их посла, может расцениваться как нежелание принимать эту кандидатуру, и она обычно снимается. Причины отказа ни одна страна никогда не объясняет.

Если акредитуюча сторона считает кандидатуру достойной, а потому чувствует себя оскорбленной отрицательным ответом, то может в порядке реторсії оставить должность посла на долгое время вакантной, а главу диппредставительства оставить на уровне временного поверенного, что воспринимается как ухудшение уровня отношений между государствами. Учитывая эту ситуацию, принимающая сторона, как правило, старается не задерживаться с ответом. С другой стороны, акредитуюча сторона пытается предложить кандидатуру такого дипломата, которая бы не вызывала никаких сомнений. В зависимости от характера двусторонних отношений между государствами или от искренности личных отношений глав государств, кандидатура нового посла, особенно если речь идет о политическом назначения (например, бывшего премьера РФ В. Черномырдина, министра иностранных дел или другого известного политического деятеля), может соглашаться ними даже в телефонном разговоре. Но это скорее абсолютные исключения, чем правило.

На назначение временного поверенного в делах спрашивать агреман не нужно, а потому при отъезде из страны пребывания - временном или на постоянно - глава дипломатического представительства направляет Министерству иностранных дел и глав диппредставительств личную (а теперь часто - вербальную) ноту, в которой сообщает о своем отъезде из страны и о том, кто будет временным поверенным в делах на время отсутствия посла. МИД подтверждает получение ноты, и формальности с назначением временного поверенного в делах на этом заканчиваются.

После получения агремана происходит назначение главы дипломатического представительства соответствующим государственным актом аккредитующего государства (в Украине - Указом Президента), о чем сообщается в прессе. После этого посол получает на руки верительные грамоты (от французского "letters de creance"), подписанные главой государства, и готовится к отъезду. Название "верительные грамоты" происходит от слова "верить". Приблиз

но такое же толкование она имеет другими языками. Так, в английском языке верительные грамоты обозначаются словом "credentials" или дословно "мандат", "удостоверение личности". Это же слово происходит от английского слова "credense", что означает "вера", "доверие", а потому и в верительных грамотах употребляется фраза, которая содержит просьбу "верить всему тому", что будет говорить посол от имени главы государства и правительства своей страны.

Образец верительных грамот

В. А. Ющенко-Президент Украины

Его Высокопревосходительству Господину Ахмету Недждет Сезеру Президенту Турецкой Республики

Ваше Высокопревосходительство,

Руководствуясь желанием развивать и углублять дружественные отношения между нашими государствами, я решил назначить

Пана___________________________

Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Турецкой Республике. Прошу принять его с привязанностью и верить всему тому, что он будет излагать от моего имени или по поручению Правительства Украины.

В то же время пользуюсь случаем, чтобы выразить свои наилучшие пожелания народу Турецкой Республики и заверить Ваше Превосходительство в моем весьма высоком уважении

Личная подпись Президента

Показал Борис Тарасюк, Министр иностранных дел Украины г. Киев

В верительных грамотах, где посол назначается по совместительству, указывается: назначить...

Пана_______________________________

Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Исландской Республике по совместительству с резиденцией в г. Хельсинки (Финляндия)... ...и далее по тексту.

Если посол едет на замену, а не впервые открывает дипломатическое представительство, то вместе с верительными ему дают и отзывные грамоты (от французского "letters de rappel") предшественника. Отзывные грамоты (некогда даже употреблялся термин "отпускные") - это документ, через который правительство объявляет об отзыве своего дипломатического представителя, по содержанию они похожи на верительные:

В современном дипломатическом протоколе не практикуется вручения отзывных грамот дипломатическим представителям, что уезжают, их, как правило, вручает вновь прибывший посол вместе со своими верительными грамотами. Верительные и отзывные грамоты производят на специальных бланках с государственным гербом.

Стоит отметить, что если речь современных верительных и отзывных грамот является лаконичным и конкретным, то в эпоху абсолютных монархий и империй она характеризовалась чрезвычайной вычурностью и пишномовством, особенно, что касалось титулов монархов. Это было свойственно русским царям, которые с огромной тщательностью перечисляли свои титулы в отношении захваченных ими земель, что составляли едва ли не половину мира. Вот титул одного из них (приводим на языке оригинала, чтобы сохранить ее колоритность): "Милостью Божией, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Грузинский Царь, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эст - ляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Са - могитский, Белостокский, Карельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода, Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстислав - ловский и всея Северные страны Повелитель; Государь Иверския, Карталинские и Кабардинские земли и области Арамейские; Черкасских и Горских князей и иных Наследный Государь и обладатель; Государь Туркестанский; наследник Норвежский, герцог Шлезвиг-Голштынский, Стр - манский, Хитмарсенской и Олденбургский и прочая, и прочая, и прочая".

Вот так, и не меньше! Поэтому и сегодня великодержавным шовіністам эти титулы не дают покоя, и они грезят о новом "собирание земель", под какими бы лозунгами это не происходило: или "сферы жизненных интересов", или "единого экономического (таможенного)" и "пространства", или просто, потому что им так хочется.

Приезд главы дипломатического представительства теоретически имеет торжественный характер, хотя ни в коей великолепием не отличается, а в некоторых странах, которые считают себя эталонами демократии, простоты и скромности, вообще является явлением довольно обыденным. Если посол приезжает самолетом, то его в аэропорту или на вокзале встречает директор (или его заместители) Департамента государственного дипломатического протокола МИД, временный поверенный и сотрудники посольства. Если посол приезжает с женой, то сотрудники посольства встречаются также с женами. У трапа самолета (вагона) временный поверенный в делах представляет посла директору протокола, который приветствует его и сопровождает в зал почетных гостей. Временный поверенный в делах знакомит посла с сотрудниками посольства. В некоторых странах существует практика, что вновь прибывших посла приветствуют послы других государств, аккредитованные в этой столице, но это сейчас бывает редко.

Если посол приезжает автомобилем, то ни одна официальная встреча не организуется, за исключением знакомства с сотрудниками посольства. В таком случае посольство подтверждает диппротокола факт прибытия посла и договаривается о первый визит к директору протокола.

Вновь прибывший посол первый визит составляет директору Департамента государственного протокола МИД, который информирует его об особенностях церемониала вручения верительных грамот, составление обязательных визитов государственным деятелям страны пребывания, предварительно договаривается о визите министра иностранных дел. Глава диппредставительства вручает директору копии текста своей короткой речи во время вручения верительных грамот (если это предусмотрено протоколом), а также список сотрудников посольства, которые будут присутствовать на вручении верительных грамот.

После этого происходит визит к министру иностранных дел, который является как бы вступлением к акту аккредитации - вручение верительных грамот. Во время этого визита происходит короткая беседа с министром о состоянии двусторонних отношений между государствами, затем посол вручил копии верительных и отзывных грамот, текст речи и просит министра оказать содействие в организации встречи с главой государства для вручения ему верительных грамот. В современной дипломатической практике, в связи с демократизацией и упрощением одного церемониала, речи произносятся послами очень редко. До вручения верительных грамот посол может составить визит дуайєну дипломатического корпуса, чтобы получить дополнительную информацию о местной протокольную практику. Никаких других визитов до вручения верительных грамот не происходит.

Окончание миссии посла и его отъезд также сопровождается рядом протокольных мероприятий. После получения агремана на нового посла аккредитован посол определяет (по согласованию с министерством иностранных дел своего государства) дату своего отъезда и сообщает об этом МИД страны пребывания и дуайєна дипломатического корпуса.

В некоторых странах существует практика составления прощальных визитов определенному кругу официальных лиц: главе государства, правительства, министру иностранных дел, другим официальным лицам. В большинстве стран послы сами определяют, кого они хотели бы посетить с прощальным визитом, и передают список этих лиц к Департамента государственного протокола МИД с просьбой оказать содействие в их организации. При составлении списка учитываются объемы и характер связей, которые посол поддерживал с представителями государственных, правительственных и общественных организаций во время выполнения своей дипломатической миссии.

По случаю отъезда посла министр иностранных дел или его заместитель устраивают завтрак или обед. От имени министра послу вручается сувенир. Как правило, дуайен также устраивает прием - "бокал шампанского", на котором обменивается с послом короткими тостами. Сувенир вручается послу от имени дипкорпуса.

Перед отъездом посол организует прощальный прием, на который приглашает официальных представителей страны пребывания, членов дипломатического корпуса. В день отъезда он направляет в МИД вербальную ноту, а главам дипмиссий - в основном личные ноты, в которых сообщает о своем отъезде и о назначении временного поверенного в делах. В аэропорту (на вокзале) посла провожают директор (или заместитель) Департамента государственного протокола, сотрудники посольства, иногда иностранные послы. Если же посол отбывает автомобильным транспортом, то его провожают преимущественно только сотрудники посольства. Директор (заместитель) департамента держпротоколу может заехать к резиденции попрощаться, но это не является обязательным.

В современной международной практике очень часто применяется метод назначение одного посла по совместительству в другой или даже нескольких государствах. Посольство и посол находятся в одном государстве, а в стране, где он аккредитован только по совместительству, может открыться небольшое диппред - ставництво, возглавляемое временным поверенным в делах, почетное консульство или, чаще всего, посол периодически совершает поездки в эту страну, принимает участие в различных мероприятиях (как правило, в праздновании национальных праздников), встречается с официальными лицами.

Вручение послом верительных грамот главе государства является кульминационным протокольным мероприятием начала его дипломатической миссии и всегда проходит в торжественной обстановке. В большинстве стран церемониал вручения происходит таким образом: в определенный день директор (заместитель) Департамента государственного протокола касается посольства (или резиденции) на специальном автомобиле, где его принимает посол вместе с сотрудниками посольства, которые будут сопровождать посла. Директор приглашает посла к автомобилю, которым они отправляются к резиденции главы государства.

Во многих странах церемониал происходит с участием почетного караула. В таком случае по прибытии посла в резиденции (дворца) главы государства оркестр исполняет гимн государства, которую представляет посол, а почетный караул отдает честь, после чего посол входит в резиденции, где его приветствует высокий представитель Канцелярии Президента.

До торжественного зала (в Украине - Белый Зал Мариинского дворца) входит президент вместе с представителями своей канцелярии и МИД. Посол поздравляет главу государства поклоном, а директор протокола представляет посла президенту. Глава диппредставительства вручает президенту свои верительные грамоты и отзывные грамоты и произносит (в случае протокола) свою речь. Если же речь не произносится, то посол после вручения грамот высказывает несколько приятных фраз в адрес страны пребывания и передает главе государства приветствия от своего президента.

После этого глава государства представляет послу лиц, которые его сопровождают, а посол - членов дипперсоналу посольства, которые принадлежат к его сопровождения. В завершение церемониала президент дает послу так называемую частную аудиенцию (беседа с послом), в основном вич-на-вич. Этот разговор ведет зачастую глава государства, он же и подает знак, что аудиенция завершается. Происходит фотографирование посла с главой государства и с сопровождающими лицами из посольства. На этом церемония вручения верительных грамот, которая длится от 15 до 30 минут, заканчивается, и посол в сопровождении директора департамента возвращается к резиденции.

После вручения верительных грамот в некоторых странах предусматривается возложение венков к наиболее почитаемого памятника в столице, например, к Могиле неизвестного солдата. В каждой стране, а особенно в государствах с монаршей формой правления, церемониал вручения верительных грамот имеет свои особенности и происходит пышнее. В Англии, скажем, за послом приезжает специальная парадная карета, посол и сопровождающие его лица, должны быть во фраках. В большинстве стран парадной форме одежды темный візитний костюм, дипломатическая униформа (там, где она есть) или национальная одежда, что характерно для послов азиатских и африканских государств и Скандинавии (Норвегия).

С момента вручения верительных грамот считается, что посол официально приступил к исполнению своих служебных обязанностей в стране пребывания. Международной дипломатической практикой предусмотрено, что сразу после вручения верительных грамот (практически в тот же день) посол присылает главам диппредставительств, со странами которых его государство поддерживает дипломатические отношения, аккредитованные в этой стране, личные ноты, в которых сообщает о вручении верительных грамот. Затем посол составляет визиты официальным лицам, политическим и общественным деятелям страны пребывания, главам дипломатических представительств, с которыми его государство поддерживает дипломатические отношения. Список официальных лиц, которых желательно посетить с визитом, как правило, рекомендуется Департаментом государственного протокола, но может быть дополнен самим послом с целью расширения его личных контактов, если это не противоречит протокола.

Согласно международной протокольной практикой, главы дипломатических представительств, которых посетил с визитом вновь прибывший посол, должны составлять визиты-ответы, но этого правила ныне почти не соблюдаются. Более того, послы некоторых стран, особенно тех, которые относятся к грандов мировой политики, не считают нужным составлять визиты своим коллегам, ограничиваясь лишь приемом по случаю своего приезда или не делая даже и этого. В общем, прием по случаю начала своей дипломатической миссии послы устраивают после вручения верительных грамот или сочетают его с некой близкой датой (например, годовщиной установления дипломатических отношений и т.д.).

С целью знакомства составляют визиты своим коллегам дипломаты других рангов и супруги глав дипломатических миссий. Правила составления визитов жен глав диппредставительств в разных странах разные, следует отметить, что эта практика постепенно отмирает - они встречаются, как правило, на совместных мероприятиях и приемах.

Членам дипломатического персонала посольства не нужно получать агреман, их назначение происходит по упрощенной схеме. О прибытии или отбывания членов дип - персонала посольства принято сообщать МИД страны пребывания вербальной нотой (некоторые диппредставительства сообщают об этом все посольства в стране пребывания). Кроме этого, они должны прежде всего получить въездные визы в страны своего назначения, а принимающая сторона, таким образом получает информацию о них и может выразить свое отношение к этому назначения путем выдачи визы или отказа в ней, что в дипломатической практике не такое уж и редкое явление. Если же существует безвизовый режим поездок, то акредитуюча страна находит другую форму информирования страны будущего пребывания дипломата.

Если перед приездом нового главы диппредставительства его предшественник должен покинуть страну, и абсолютно не допускается их одновременное пребывание на территории государства, которое принимает, то дипломаты, как правило, прибывают до отъезда лиц, которых они заменяют, чтобы глубже и конкретнее ознакомиться с кругом своих обязанностей, наладить контакты, обменяться мнениями об особенностях будущей работы. Но и это правило не является обязательным. При отъезде дипломатов в посольстве может устраиваться небольшой прием, на который в основном приглашают тех лиц, с которыми новоприбывшему дипломату придется сотрудничать и поддерживать контакты.

Вопрос 19. Процедура установления и прекращения дипломатических отношений.

Дипломатическое взаимодействие государств требует установления между ними формы официальных отношений. Такие отношения, именуемые дипломатическими, устанавливаются с их взаимного согласия и осуществляются в соответствии с нормами международного права и утвердившейся практикой международного общения. Первым шагом к этому обычно является признание одним государством другого, которое могло возникнуть в результате того или иного события: национально-освободительной борьбы, социальной революции, объединения государств или разделения существующего государства на ряд самостоятельных..

Международное право устанавливает две основные формы признания: де-факто и де-юре.

Признание де-факто является официальным, хотя и неполным, своего рода «полупризнанием». Оно предполагает ограниченные политические контакты, торговые связи, возможность решения конкретных вопросов, например, консульских.

Признание де-юре является официальным признанием в полном объёме. Оно создаёт правовую основу для установления дипломатических отношений.

Обе формы признания могут быть выражены явно, т.е. путём заявления со стороны признающего государства или направления признаваемой стороне специального документа. Однако признание может быть и молчаливым, когда действия признающей стороны не могут быть истолкованы иначе как признание. Так, признание государства де-юре подразумевается в случае официального выражения признающей стороной желания установить с ним дипломатические отношения.

Однако отсутствие признания де-юре или де-факто не означает, что между обоими государствами исключаются вообще какие-либо отношения. Иногда требуется решать возникающие между ними различными практические вопросы и даже вести переговоры с участием официальных представителей. Такие фактические отношения нередко имеют место в течение достаточно длительного времени. Иногда они носят кратковременный характер. Это породило ещё одну форму признания - признание «adhoc», что означает «к этому», «для данного случая».

Что касается акта, которым устанавливаются дипломатические отношения, то он может представлять собой обмен нотами, телеграммами на самом высоком государственном уровне или между министрами иностранных дел, подписание соглашения, согласование совместного коммюнике или иной, устраивающий обе стороны официальный акт.

Установление дипломатических отношений проходит в несколько этапов:

1 этап – начинаются переговоры об установлении дипломатических отношений. Для этого представители одного государства начинают зондировать вопрос о желании представителей другого государства по вопросу установления дипломатических отношений. Как было с Саудовской Аравией и СССР. В посольстве СССР в Лондоне получили указ установить отношения с посольством Саудовской Аравии на уровне советника-посланника после предложения аравийского посла на это.

2 этап – оформление дипломатических отношений. Нота – от министерства иностранных дел посольству другого государства. Еще есть вариант публиковать краткое коммюнике (2 -3 строчки). Указываются дипломатические (и консульские отношения). И главное указывается уровень дипломатических отношений. Когда устанавливаются дипломатические отношения, то подразумевается, что устанавливаются и консульские отношения. Иногда отношения устанавливаются в 2 этапа: сначала консульские, затем дипломатические.

Дипломатические отношения могут быть приостановлены или разорваны по инициативе одной из сторон под предлогом каких-то чрезвычайных обстоятельств. Они прекращаются в случае войны между бывшими партнёрами. Ярким примером разрыва дипломатических отношений по этой причине стала война между Россией и Грузией в августе 2008 года. В таких случаях представительство интересов каждой из воюющих сторон могут принять на себя третьи страны. Дипломатические отношения прекращаются также в том случае, если один из партнёров теряет свою правосубъектность как самостоятельное, суверенное государство.

Процедура восстановления дипломатических отношений практически не отличается от процедуры их установления.