Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью. Понятие «ценностное отношение к здоровью» в психолого-педагогической литературе

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Выделяются три уровня ценности здоровья:

1)биологический (физический) - здоровье как саморегулирующаяся адаптирующая система организма;

2)социальный - здоровье как мера социальной активности индивида;

3)психический - здоровье не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления.

Для здоровья необходима эмоциональная устойчивость - умение управлять своими чувствами и эмоциями, успешно осуществлять необходимую деятельность в условиях, вызывающих переживания отрицательных эмоций. Здоровый стиль жизни - это личностно преломленный, творчески переработанный, адаптированный к требованиям саморазвития и воплощенный в жизнь здоровый образ жизни.

39. Факторы, определяющие формирование ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Материально-бытовой фактор отражает удовлетворенность студентов условиями жизнедеятельности, социальным обеспечением, материально-технической оснащенностью.

Социально-демографический фактор раскрывает влияние возраста, пола, семьи, национально-культурных традиций на формирование отношения студентов к здоровью.

Организационно-методический фактор определяет методическое обеспечение, овладение студентами необходимым инструментарием для ведения здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.

Психолого-педагогический фактор определяет качественное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, его индивидуализацию на основе личностных особенностей студента, активизацию процессов физического самовоспитания и самосовершенствования.

Личностно-духовный фактор характеризует личностные качества студента и его мотивационно-ценностную направленность на ценности здоровья и физической культуры, саморазвитие и самообразование.

40. Принципы формирования ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Принципы формирования в образовательном процессе - это основные положения, в соответствии с которыми строится целенаправленная, логически последовательная, результативная педагогическая деятельность. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью определяет соотношение принципов:

-целостности;

-компетентностного подхода;

-аксиологической направленности;

-единства образовательного, методического учебного процесса;

-непрерывности и преемственности;

-деятельностного подхода;

-субъектности;

-межсубъектного взаимодействия;

-индивидуализации и дифференциации в процессе группового обучения;

-целенаправленности и доступности;

-закономерностей физкультурно-спортивной деятельности;

-комплексности;

-технологичности.

41. Этапы формирования ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Выделяют три этапа:

1. Подготовительный этап направлен на выявление уровня сформированности ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре, их субъектного опыта в сфере здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.

2. Формирующий этап направлен на деятельное формирование компонентов ценностного отношения к здоровью: мотивационно-ценностного, операционального, эмоционально-волевого, практико-деятельностного.

3. Заключительный этап определяет сравнение результатов диагностики начального и конечного уровней сформированности ценностного отношения студентов к здоровьюи физической культуре, постановку целей дальнейшего личностного развития.

42. организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, учебному заведению, органу власти, добровольному союзу и т.д.

Здесь организация - это процесс , связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых .

упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта.

Руководство - это личное, персональное воздействие одного работника на трудовое поведение других, закрепленное административно-правовыми средствами. В таком смысле руководство имеет ряд особенностей.

Отношения руководства в педагогических организациях строятся на принципе единоначалия, согласно которому одному должностному лицу предоставляется право решения.

Руководство выступает как отношения между разными статусами , уровнями административной структуры, имеющие под собой правовую основу и проявляющиеся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Руководство - это также отношения между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной - более «общей», другой - более «конкретной». В нем объединяются, с одной стороны, функция организации, с другой - исполнение. Наконец, руководство представляет собой отношения между личностями как специфический тип общения. В этом случае рассматривается их социально-психологическое содержание - взаимное признание, влияние, мотивы, стиль, интересы и т.д.

Целью является воздействие руководителя на подчиненных, побуждение их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями педагогической системы, так и согласно собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный (через стимулы).

Управление - это процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью достижения максимально хорошего результата.

Управление - это очень сложный процесс, поэтому мы постараемся рассмотреть его следующие аспекты: управление деятельностью и управление людьми .

Управление деятельностью можно представить как официальную иерархию организации, оформление должностных инструкций, распорядок трудовой деятельности, выраженные в уставе организации, штатном расписании, правилах и прочих официально - безличностных структурах.

Управление людьми - более сложный процесс, связанный с формированием управленческой команды, организационной или корпоративной культуры, традиций, обычаев, мотивации и ценностной ориентации работников, сплоченности и командного духа в образовательном учреждении и его отдельных подразделениях. Данный процесс сложен и противоречив, требует учета множества иногда диаметрально противоположных факторов.

Управление деятельностью и управление людьми не взаимоисключающие явления: они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга.

Ольга Гусева
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией

к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей

и темпов их физического и умственного развития.

Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все

морфологические и функциональные структуры, определяющие

потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе

дошкольного возраста , когда жизненные установки детей ещё

недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию здоровья и организацию их жизненных

интересов на здоровый образ жизни .

Ребёнок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понять, «почувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема.

Многие ученные главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях призвано сформировать у ребёнка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью .

Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и поведение. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия, общения и самоутверждения. На интересе детей к физкультурной деятельности формируются умения и навыки здоровой жизнедеятельности , мотивацию на здоровье . Этот принцип и лежит в основе технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни .

По мнению ведущих специалистов, именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, Для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков. Однако следует особенно подчеркнуть : формирование у дошкольников знаний , умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребёнка «его собственной» .

Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках, а именно личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья .

Выделяют 3 уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к

Первый уровень - информационный , определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

Второй уровень – личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий (эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения ). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.

Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.

Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности , чувств, переживаний, положительных реакций и т. п. Все 3 уровня проявляются в единстве на каждом занятии и создают пространство для реализации возможности детей, обогащенную развивающую предметно-пространственную образовательную среду. Однако эффективность ее для каждого ребенка различна, и результаты достигаются в разные сроки.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни на занятиях по физической культуре можно представить следующим образом :

1. Создание проблемы с участием знакомого детям персонажа.

2. Формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления.

3. Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни .

Занятия должны соответствовать сезонно-климатическим особенностям и связанным с ними проблемам в состоянии здоровья . Например, осенью по теме «Осенние неприятности» целесообразно дать советы-рекомендации профилактического характера, которые позволяют сохранить здоровье в условиях перепадов температуры : носить многослойную одежду, если потеплело, снять верхнюю одежду; при ветре уже ранней осенью ходить в легкой шапочке, чтобы не надуло в уши; пошел дождь – защищаться от сырости при помощи резиновых сапог, плаща и зонта. Простуды можно избежать, если вдыхать запах чеснока, выполнять точечный массаж и т. д.

Физкультурно-оздоровительные занятия , объединенные одним сюжетом могут проводиться в течение двух недель. Знакомство с темой осуществляется в форме постановки проблемы , поиска и анализа предполагаемых действий по решению, освоения знаний и практических умений по оказанию конкретной помощи пострадавшему, закрепления и совершенствования изученного материала.

Комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное формирование представлений о здоровом образе жизни и развитие двигательных качеств.

Сюжетные занятия дают возможность использования упражнений различной направленности, позволяющих разностороннее воздействие на организм и одновременно решать оздоровительные , воспитательные и образовательные задачи.

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным средствам относятся упражнения , составляющие базовое содержание программы по физической культуре. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности : теннис, футбол, баскетбол, бадминтон и т. п. в содержание занятий включаются и ритмические упражнения.

Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье , но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни . Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста детей используют специальные игры и упражнения -специфические средства. К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье , функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности –эстафеты и специальные игровые задания, такие, например, как «Собери человека» .

Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в «путешествие» по осеннему лесу. Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами, начался дождь (бег с открытыми зонтами, перепрыгиваем через лужи (прыжки с открытыми зонтами, ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед) .

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления . Такие упражнения способствуют формированию у них сознательного стремления быть здоровыми .

Игропластика- основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика – служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Все средства физического воспитания, используемые на занятиях, подчинены определенному сюжету. Например, на занятии «Лечим дыхательную систему» используются упражнения дыхательной гимнастики («Парус» , общеразвивающие упражнения («Рыбка» , «Русалочка» , подвижные игры («Невод» , «Водяной» , танец («Раки» , круговая тренировка(«Матросы на корабле в шторм» ) и т. п. использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников , облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию творчества, познавательной активности.

Таким образом, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом.

Известно, что в связи со своими физиологическими особенностями дети быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на движениях, поэтому рекомендуется использовать упражнения с различными предметами и разным темпом выполнения.

После закрепления темы предлагается проводить встречу со сказочным персонажем, в процессе которой используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к встрече является для детей хорошим стимулом для тщательной проверки своих умений и знаний.

В конце занятия детям дается домашнее задание –вспомнить такие моменты, когда было особенно весело; подумать о том, в каких случаях у мамы и папы может быть такое же настроение.

При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение.

В процессе общения педагога с детьми происходит не только передача знаний, умений, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным можно считать так называемый эффект эмоциональной заразительности.

Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно включать процедуры, способствующие саморегуляции : упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику, попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку; чтение потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

Большое значение на интегрированных физкультурных занятиях имеет наглядность – картинки, соответствующие сюжету занятия, способствующие развитию образного восприятия, творческого мышления. Спортивный инвентарь должен соответствовать возрасту и росту ребенка.

Важную роль в организации занятий играет личность педагога : он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, идеально выполнять предлагаемые детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большой степени зависит эмоциональный настрой на занятии, эффективность выполняемых упражнений.

Важную роль в решении поставленных задач играет семья, которая совместно с дошкольным образовательным учреждением является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей , приобщение их к ценностям здорового образа жизни . Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата , если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном образовательном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

И в заключении хочу сказать, что забота о здоровье ребенка , формирование у него привычки здорового образа жизни должна осуществляется систематически и последовательно. Положительный результат данной работы, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса.

«Формирование ценностного отношения к собственному здоровью

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы

лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ

Есть ценности, признаваемые всеми без исключения, которые были и остаются вечными: жизнь, красота и здоровье. Среди них одна из главных – здоровье человека. Именно оно представляет собой своего рода фундамент человеческой жизни, на котором формируются интеллектуальные, этические и иные ценностно-нормативные структуры личности. Здоровье – не подарок, который человек получает на всю жизнь, а результат его сознательного поведения. Поэтому важно знать свой организм, желать быть здоровым и прикладывать к этому определенные усилия.

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Неблагополучное состояние здоровья субъектов образовательного процесса привело к необходимости овладения классным руководителем навыками здоровьесберегающей деятельности. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в моей группе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции классного руководителя лежит осознание проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличия знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие - здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций».

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне - здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.

Резко возросло число подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных подростками. Увеличение распространенности среди подростков курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди подростков, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу.

Подростковый возраст - это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба - тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития подростков созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.

В настоящее время одной из самых актуальных задач в работе с молодежью является профилактика различного рода зависимостей

Нарастает социальная необходимость в обучении и воспитании подростков, ответственных за состояние своего здоровья, умеющих противостоять неблагоприятным условиям среды, владеющих представлениями о способах ведения здорового образа жизни.

Трудно смириться с тем, что молодые люди иногда выбирают рискованное поведение потому, что кто-то из взрослых не объяснил, не рассказал, не научил, не показал истинные ценности и перспективы.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных в формировании личности. К особенностям этого периода жизни можно отнести излишнюю самоуверенность в оценках, непризнание авторитета взрослых, не желание подчиняться требованиям и нормам, стремление везде и всюду поступать по – своему.

Характерной чертой подростков является их повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражанию тем действиям, которые не разрешаются или отвергаются в семье и обществе в целом.

Недостаточность знаний и жизненного опыта затрудняют разграничение ими истинных и сложных ценностей, некритичность к себе облегчает совершение различных проступков, а также способствует формированию вредных привычек.

Для понимания причин и механизмов возникновения зависимостей очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, которые, по сути своей, являются кризисом взросления.

С учетом всех этих факторов риска в нашем учебном заведении проводится большая работа по формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.

С целью формирования ценностного отношения к здоровью мною была разработана программа из 5 классных часов. Цель программы - формирование у подростков ценностного отношения к здоровью и ценности здорового образа жизни.

Классные часы:

1.«Мы – за здоровый образ жизни» (формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.)

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

2.«Место здоровья в моей жизни» (формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.)

3. «Этика взаимоот­ношений» (0 ВИЧ-инфекции и ИППП)

4. «Вредные привычки и здоровье человека» (профилактика вредных привычек, алкоголизма, наркомании в подростковой среде.)

5. «Наши нравственные чувства и этическое сознание »(развитие умений и навыков социального общения; воспитание культуры общения, культуры поведения).

Неуважение к предкам есть

первый признак безнравственности.

Пушкин

Мои педагогические аксиомы в работе со студентами.

Для того, чтобы в душе моих воспитанников жили чувства добра, любви, справедливости, понимание Веры выполняю три педагогические аксиомы. Воспитательную работу с детьми всегда строю на уважении моих воспитанников, признавая их «ценностным феноменом»

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность», «отношение», «здоровье». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королёва, Л.А.Занкова и др).

И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии .

Отношение личности к людям, пишет С.А.Козлова, характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам .

Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а также не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М. Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности – это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Мы полагаем, что характеристика отношений личности будет неполной, если не рассматривать её как предмет изучения философской и психологической наук.

Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чём–либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта, или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействии с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности .



В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение .

Кроме того, в философии и психологии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. Характер данной взаимосвязи позволяет объяснить поведенческие реакции человека .

В разработанной А.Н.Леонтьевым теории представлена концепция о личностном смысле деятельности, смыслопорождении, где отношение трактуется как «субъективно устанавливаемая и личностно переживаемая связь между людьми, предметами и явлениями, окружающими человека, как текущих, так и бывших или предполагаемых событий». Содержанием такой связи является смысл как фундамент личности .

Я.Л.Коломинский отмечает, что отношение – это «особая» внутренняя реальность, которая представляет собой отражение в мыслях и переживаниях субъекта других людей, а в общении – «процессы словесного и несловесного взаимодействия, в которых проявляются, закрепляются и развиваются отношения» .

Определение структуры отношений дано в исследованиях А.А.Бодалёва, Я.Л.Коломинского, Б.Д.Парыгина, С.Л.Рубинштейна. Авторы выделяют три основных компонента отношений: а) гностический (когнитивный или информационный); б) аффективный (эмоциональный, мотивный); в) поведенческий (практический).



Определяя структуру отношений, С.Л.Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношения, который основан на информации из окружающей действительности и является значимым для человека, и без которого невозможна ориентация и адаптация в нём, составляет задачу воспитания особого ценностного сознания .

Таким образом, вопрос об отношении человека к действительности неразрывно связан с таким понятием как ценность. Ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии личности (А.М.Коршунов, В.П.Тугаринов).

В.П.Тугаринов называет ценностями те явления или свойства явлений, которые найдены полезными, нужными, приятными и т.д. с точки зрения потребностей, интересов и целей людей .

В некоторых исследованиях отмечается, что ценность – это не предмет, не вещь, не их свойства, а некий род человеческой мысли (А.И.Титаренко).

Под ценностями подразумевается также общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов).

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности. Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления .

Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Отношение в целом отражает многообразие связи человека с миром.

Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения, порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений .

Ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественной, субъективную реальность с объективной .

Познание личностью ценности объектов социальной действительности предполагает наличие у неё определённого способа социальной ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Способ социальной ориентировки, в свою очередь, является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности. По характеру и направленности этих предпочтений можно определить и особенности её ценностных отношений (И.В.Дубровина).

Ценностное отношение представляет собой одновременно и процесс восприятия, объяснения и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса как установку, позицию субъекта по отношению к определённым объектам как к личностным ценностям (В.В.Гречаный, А.И.Титаренко).

Прежде чем определить понятие «ценностное отношение к здоровью», выделим несколько концептуальных подходов к определению понятия «здоровье».

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации (Г.С.Никифоров). При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния.

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов (Ю.Ф.Змановский).

И.И.Брехман определяет здоровье, как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации .

В.П.Петленко предлагает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды .

Из приведённых определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.

В основе нашей работы лежит концепция, согласно которой здоровье понимается как базовая ценность человека (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егорова, Ю.Ф.Змановский).

В структуре здоровья выделяют следующие компоненты: духовно-нравственное, личностное, социальное, интеллектуальное, эмоциональное, репродуктивное, физическое. Все компоненты взаимосвязаны друг с другом и формируют единый процесс здоровья .

Духовно-нравственное здоровье – это, прежде всего сила духа человека и иерархия его жизненных ценностей, на основе которой формируется индивидуальная программа жизнедеятельности.

Личностный (психологический) компонент здоровья определяется местом здоровья и духовных ценностей в системе жизненных ценностей, способностью осознать себя личностью, адекватной своему биологическому возрасту и полу, сформированностью умений самоанализа, самоконтроля, самовоспитания, планирования и прогнозирования. Стремление человека к развитию, к удовлетворению более высоких потребностей рассматривается как признак психического здоровья.

Когнитивный (интеллектуальный) компонент здоровья отражает способность человека мыслить позитивно, принимать адекватные решения, выделять главное, находить недостающую информацию.

Эмоциональное здоровье – это эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими.

Социальное здоровье определяется социальной активностью, высокой коммуникативностью, широким кругом общения и т.п.

Физическое здоровье естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме, являющееся выражением взаимодействия всех органов и систем, динамическим равновесием с окружающей средой.

Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.

Исходя из вышеизложенного, ценностное отношение к физическому здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения) (авторское).

Ценностное отношение к психическому здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в позитивном мышлении и положительном представлении о самом себе (авторское).

Ценностное отношение к социальному здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта общаться с другими людьми и в умении поддерживать хорошие взаимоотношения (авторское).

Особенности воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста будут рассмотрены в следующем параграфе.

МАОУ ПОВАДИНСКАЯ СОШ

Тема «Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания».

Выполнила: учитель биологии и географии

МАОУ Повадинской СОШ Юлова А. Ш.

1. Актуальность проблемы………………………………………………………….……………………. 2

4.Исследовательская работа………………………………………………………………………….11

5. Заключение……………………………………………………………………………..……………………16

6. Литература…………………………………………………………………………………………………….17

Актуальность проблемы

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой формирование ценностного отношения к здоровью. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима, и т. д, а так же о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы.

Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни подростков, устойчивом противодействии негативных воздействий.

Отсюда следует цель исследования: обеспечить организацию обучения школьников здоровью и формирование у них ответственного поведения, направленного на здоровье.

Образовательный процесс школы должен быть нацелен на формирование здоровья школьников, навыков безопасного поведения в экологической и социально агрессивной среде города, обеспечивать систему знаний о здоровье, то есть обучать приемам и способам поддержания собственного здоровья, а также методам его сохранения и укрепления; воспитывать ученика как субъекта собственной здоровьесберегающей деятельности.

Главные цели проекта:

Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;

Формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;

Формирование личной стратегии жизни подростка.

В условиях интенсивного преобразования общества, в том числе и сферы образования, все большую значимость и актуальность приобретает потребность в физиологически, физически и психически здоровом подрастающем поколении, в формировании полноценных членов человеческого сообщества, способных успешно функционировать, развиваться и социализироваться в процессе межличностного взаимодействия.

Здоровье как ценность определяет диапазон возможностей, способностей, склонностей человека, направленность его личности. Здоровье - важнейший компонент человеческого счастья, неотъемлемое право человеческой личности, одно из ведущих условий успешного анатомо-физиологического, психосоциального и духовно-нравственного развития отдельного индивида и общества в целом.

Существенное значение в формировании здоровья человека принадлежит образу жизни. Под образом жизни понимается совокупность внешних факторов, воздействующих на человека в течение его жизни, и собственная творческая деятельность индивида. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» тесно связаны между собой. Здоровье - это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека

Здоровый образ жизни следует понимать как целоcтный способ жизнедеятельности людей, направленный на формирование у них гармонического триединства в процессе выполнения биологических, психических и социальных функций, обусловливающих в дальнейшем возможность полноценного участия человека в различных сферах общественной жизни.

Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья:

1) биологический;

2) социальный;

3) личностный, психологический.

Поэтому здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Здоровье человека зависит от следующих факторов: окружающей среды на 20-25%, состояния системы здравоохранения – на 8-10% генетического фактора - на 15-20%, образа жизни на 50-55%. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи. Оно должно являться основой для педагогической работы.

В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащихся цeнностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.

Критериями проявления ценностного отношения к здоровью у детей являются:

Осознание здоровья как общечеловеческой ценности, потребность в его сохранении и укреплении;

Наличие знаний, умений и навыков о способах укрепления организма, ведения здорового образа жизни;

Проявление ценностного отношения к здоровью в поведении, деятельности и общении учащихся;

Достаточный уровень проявления ценностного отношения к здоровью характеризуется заинтересованностью детей в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих;

Для построения здоровьсберегающего учебного процесса применяются здоровьсберегающие образовательные технологии - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Урок на сегодняшний момент остается основной формой организации обучения в школе. От учителя, главным образом, зависит, какое воздействие на здоровье обучающихся оказывает образовательный процесс. Поэтому, перед учителем стоит проблема: как организовать здоровьесберегающий учебный процесс на уроке? Основной путь решения проблемы - это валеологически обоснованное преобразование урока.

Основные требования, выдвигаемые к уроку информатики в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса, используя последние достижения передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктов познавательной деятельности обучающихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности обучающихся.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультурных пауз, подвижных игр).

8. Формирование необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

11. Диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого yрока с учетом особенностей развития обучающихся.

В процессе внедрения в педагогическую деятельность здоровьсберегающих образовательных технологий при реализации основных методов обучения и воспитания во время уроков и внеурочной деятельности рекомендую учитывать следующие основополагающие моменты.

1. Создание положительной мотивации к учебной деятельности.

Интерес к занятиям, к изучаемому материалу, стремление больше узнать:

подбор заданий с практической значимостью (построение диаграмм заболеваемости обучающихся в электронных таблицах, создание и заполнение паспортов здоровья школьников, использование пословиц о здоровье человека при изучении темы «Высказывания», создание буклетов, построение базы данных состояния здоровья обучающихся и т. д.), т. е. научить видеть реальное применение знаний и умений, получаемых на уроке, в своей собственной жизни;

изучение учебного материала по методу «движение по ступенькам», т. е. от простого к сложному;

использование на уроках не только материала учебника, но и дополнительного, занимательного материала из различных источников по теме урока;

создание учебно-проблемной ситуации с помощью задачи, рассказа, практической работы;

самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы (сообщение обучающимся времени, отпущенного на изучение темы, примерные сроки ее завершения, знания и умения необходимые для изучения темы, при этом отдельные ученики дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам, им предлагаются задания для восполнения имеющихся пробелов, с указыванием на то, что выполнение этих заданий создаст возможность плодотворно изучить новую тему);

2. Создание благоприятного психологического климата. Доброжелательное отношение к обучающимся, работа с ними в атмосфере увлеченности поиском новых знаний, включение их в учебную дискуссию, установление межпредметных связей, создание на уроке ситуации успеха, использование юмора и смеха, корректность и объективность оценки деятельности обучающихся.

3. Смена видов учебной деятельности в течение урока: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рисование, наглядные пособия, ответ на вопрос, решение задач, тестирование, работа с тетрадью (где будут задействованы все органы чувств обучающихся).

5. Оптимизация двигательного режима обучающихся, снятие зрительного утомления, мышечного напряжения, используя малые формы физической активности (физкультурные паузы).

Цель физкультурных пауз: восстановить умственную работоспособность, препятствовать настроению утомления, повысить эмоциональный настрой обучающихся, снять статические нагрузки.

Процесс валеологического обучения и воспитания протекает эффективно, если основу этого процесса составляет личностно-деятельный подход, представленный в методических рекомендациях технологиями:

дифференцированного обучения;

метода проектов;

проблемного обучения.

На уроках и элективных занятиях «Основы гигиены и санитарии», «Генетика человека» обучающиеся создают мини-проекты

В рамках декад здоровья и профилактики табакокурения, алкоголизма и ПАВ проходят конкурсы рисунков, плакатов в 5-8 классах, конкурсы презентаций, буклетов в 9-11 классах. Обучающиеся осуществляют подготовку презентаций для проведения классных часов, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Идеям педагогики здоровья наиболее способствуют следующие типы уроков:

урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде мультимедийных презентаций с валеологическим содержанием учебного материала

урок-соревнование (игра);

урок-исследование;

интегрированный урок (нестандартное применение полученных знаний из различных предметных областей).

Обязательным правилом на уроках является соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока: освещенность, соблюдение светового, воздушно-теплового и цветового режима

Температура воздуха в кабинете составляет 19-21 0С (оптимальная), 18-22 0С (допустимая). Углевод при падании в организм преобразуется в глюкозу. Она в свою очередь распадается, в результате чего выделяется энергия, которая тратится на поддержание постоянной температуры тела и на работоспособность.

Относительная влажность воздуха в кабинете 40-60%. Если влажность в кабине ниже 40%

Направления проектной деятельности

Процесс обучения и формирования здорового образа жизни в нашей школе осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям:

Формирование валеологической грамотности;

Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;

Организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время.

Анализируя современное состояние проблемы формирования валеологических знаний, умений, навыков, следует отметить, что изучение основ здорового образа жизни в различных регионах нашей страны и за рубежом ведется по самым разным программам, разработанным с учетом региональных, возрастных, социально-экономических условий, а также на основе мировоззренческих позиций.

Но, к сожалению, до сих пор эта проблема остается приоритетной для ученых и исследователей. Мы же начинаем задумываться о здоровье тогда, когда оно практически потеряно. Для повышения уровня знаний о здоровье детей и родителей социальным педагогом и совместно с медицинскими работниками организована работа школы для детей и родителей “Я и мое Здоровье”, включающая два направления: "Основы здоровья и здоровый образ жизни", "Физическое здоровье".

Исследовательская работа

Здоровье - это состояние полного благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов. Ученые доказали, что уровень здоровья населения является показателем развития общества, отражает его экономический и социальный потенциал.

С каждым годом уменьшается число школьников с сильным типом нервной системы, для которых характерна высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуации, быстрый темп речи и действий. Все больше приходит в школу детей, которые быстро утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание.

На основании медицинского осмотра, стало возможным определить структуру и динамику заболеваемости учащихся, соотношение больных и здоровых детей.

Структура заболеваемости учащихся

На этой диаграмме видно, что преобладают заболевания костно-мышечной системы, органов зрения, нервной системы. С каждым годом происходит рост увеличения количества детей с заболеваниями.

Среди молодежи получило широкое распространение употребление наркотических и токсических веществ, а также алкогольных напитков и табачных изделий.

Обозначенные выше тенденции во многом обусловлены потерей молодыми людьми ощущения смысла происходящего. Они нe имеют при этом необходимых знаний и жизненного опыта, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, усвоить оптимальные ноpмы жизни, основанные на осознании ценностей здоровья.

Какова реальная картина здоровья детей в нашей школе?

Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документации.

Было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов с целью выявления основных факторов, способствующих ухудшению здоровья. Из 320 опрошенных учащихся школы основными факторами отметили следующие:

I – курение и употребление пива;

II - злоупотребление компьютером;

III – нездоровое питание;

IV – недосыпание;

V – жизнь без движения;

VII – недостаточное пребывание на свежем воздухе;

VII - злоупотребление телевизором;

IX – нерегулярные занятия спортом;

Обозначенные выше тенденции во многом обусловлены потерей ощущения смысла происходящего. Они нe имеют при этом необходимых знаний и жизненного опыта, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, усвоить оптимальные ноpмы жизни, основанные на осознании ценностей здоровья.

Высокий уровень заболеваемости школьников, обусловленный, с одной стороны их недостаточно здоровым образом жизни, а с другой – стрессогенным характером образовательного процесса, указывает на необходимость и важность формирования у школьников на уроках и во внеурочной деятельности важнейшей ключевой валеологической компетенции.

Для успешного обучения школьников в изменяющихся социально-экономических условиях, способствующих ухудшению состояния здоровья обучающихся, осуществляется деятельность по реализации экспериментальной программы "Школа здоровья". Базовыми компонентами на всех ступенях реализации этой программы являются:

целевая ориентация участников педагогического процесса на здоровье, как приоритетную ценность и основной результат деятельности;

направленность содержания и организация учебно–воспитательной работы на формирование потребности ученика в здоровье и здоровом образе жизни, его валеологической грамотности;

совершенствование методов и форм организации всех видов деятельности школьников, обеспечивающих повышение стоимости их здоровья;

диагностика уровня сформированости культуры здоровья обучающихся, проводимая с помощью опросников и анкитирования, позволила сделать вывод, что наметилась положительная тенденция в формировании качества валеологических знаний.

Достаточно ли Вы заботитесь о своём здоровье?

Не вполне – 15%

Не достаточно – 20%

Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными?

Выполнение правил ЗОЖ -60%

Хорошие экологические условия – 22%

Хорошая наследственность – 18%

Как вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете в школе?

Интересны – 60%

Не всегда интересны – 33%

Неинтересны – 7%

Наблюдается повышение мотивации к урокам биологии.

В результате выявлено, что уровень сформированности социально-валеологичекой культуры значительно вырос. Владея системой знаний, применяя полученные навыки и умения, обучающиеся способны противостоять негативным фактором окружающей среды, активно заниматься деятельностью, направленной на поддержание здорового образа жизни.

За прошедшие два года простудные заболевания и обращаемость детей к медицинскому работнику плавно снизились. Это достигнуто в результате совместных усилий педагогического коллектива школы, медицинских работников, родителей и детей по сохранению и укреплению здоровья.

Хотя профилактическая работа в школе и ведется в системе, но к концу обучения все же наблюдается увеличение количества детей с пониженным зрением, нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием, хроническими заболеваниями ЖКТ. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной.

Заключение.

Проект “Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания ” дает положительную динамику здоровья детей.

В школе уменьшилось количество обучающихся, часто болеющих простудными заболеваниями, уменьшилось количество детей, стоящих на внутришкольном учете. Возросла активность участия родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой. Всем надо помнить, что здоровье – это незаменимая ценность нашей жизни! Только здоровый человек может в полной мере стать счастливым!

Каждый человек обязан знать, что вредит его здоровью и, наоборот, что может быть ему нужным и полезным. Сохранение и укрепление здоровья - дело каждого. Человек-хозяин своей судьбы, своего счастья и здоровья. Несомненно, врождённые недуги сказываются на жизни людей. Но, имея хронические заболевания, многие продолжают жизнь активно и плодотворно. Просто необходимо усвоить, строго и неукоснительно соблюдать рекомендации и наставления здорового образа жизни.

На основании выше сказанного можно сделать выводы, что целостная педагогическая система, содействующая здоровью обучающихся, приводит:

к снижению школьных факторов риска для здоровья учащихся;

к повышению уровня профессиональной компетенции учителей в вопросах педагогики здоровья;

к оздоровлению предметно-пространственной среды;

к стабилизации состояния здоровья обучающихся.

Список используемой литературы

«Формирование здорового образа жизни подростков Российской Федерации». М. пед. общество России 1999

«Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации». М. Подкова. 2010

Лукьянова М. И. «Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая проблема» 2003

4. Использованы материалы Интернет ресурсов: http://www. ocsen. ru.

5. Воронова Е. А. Серия «Сердце отдаю детям», «Здоровый образ жизни в современной школе» 2007

6. Касаткин В. Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации., М.: Подкова, 2003

7. Касаткин В. Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации: Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса)-Россия, 2001.

8. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.:ДЕАН, 2001.

9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.

10. Татарникова Л. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. - СПб. СПБУПМ, 2001.

Возможно это вас заинтересует:

  1. ПРОЕКТ Я здоровье сберегу – сам себе я помогу (для детей старшего дошкольного возраста) Данный проект позволяет создать условия для успешного освоения культурно – гигиенических...

  2. ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ «ЛОВКИЕ, БЫСТРЫЕ, СМЕЛЫЕ» Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и условиями жизни...
  3. Шурышкарский район Ямало-Ненецкий автономный округ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н. В.АРХАНГЕЛЬСКОГО»(МБОУ «Мужевская СОШ имени Н. В. Архангельского») ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ...