Игры с ребенком 3 х лет дома. Игры с мячом

Маленьким детям не обязательно покупать очень дорогие игрушки, нанимать профессиональных клоунов или актеров. Ребенка можно занять при помощи простой и в то же время познавательной совместной игры.

в 3 года?

Три года - это совершенно новый этап в развитии малыша. У ребенка в это время:

  • увеличивается словарный запас до 1500 слов;
  • начинают формироваться индивидуальные черты характера;
  • появляется интерес к ;
  • развивается фантазия;
  • появляется навык различать более, чем четыре основных цвета;
  • формируется представление об окружающих его предметах с возможностью различать их.

Что должен уметь ребенок в три года

В этот период взросления родители должны максимально способствовать развитию ребенка. Не зря ведь именно с трех лет работают самые прогрессивные школы английского языка, детей отдают на танцы или стараются в играх обучить нескольким несложным стихам.

Даже если в планы мамы и папы не входит воспитание нового президента страны или прославленного ученого, именно на них ложится ответственность за равномерное развитие нового члена общества. На данном этапе жизни ребенок хоть и начинает контактировать с другими детьми, именно родители продолжают быть основными помощниками в познании мира.

Чем занять ребенка в 3 года? Ему нужно научиться:

  • ездить на трехколесном маленьком велосипеде;
  • кататься на детских качелях под тщательным присмотром взрослых;
  • делиться своими игрушками с другими детьми;
  • преодолевать небольшие препятствия на дороге в виде игрушек или деревянных брусочков;
  • вместе с родителями учиться плавать.

Игры с детьми по развитию моторики

Японские дети уже в пять лет знают поразительное количество иероглифов, а также учатся на «отлично» в школе. Их память способна запоминать шестизначные числа, а мозг гораздо быстрее обрабатывает информацию.

Секрет японского воспитания очень прост. Родители развивают ребенка путем ознакомления его с обычными С двух лет учат держать детские палочки для риса, а с трех уже переходят на более сложный вариант.

Развить крупную и мелкую моторику можно и при помощи подвижных Можно купить разноцветные пирамидки, которые нужно складывать в зависимости от размеров деталей, а также от цвета. В ходе такой игры родители будут развивать понимание цвета малышом, размеров фигур, а также отрабатывать активность.

Для мелкой моторики нужно задействовать лепку. Если под руками нет пластилина, можно устроить состязания на лучшее творение из соленого теста. Не стоит останавливаться на одной или нескольких простых фигурах. Малыш должен учиться лепить что-то сложнее колобка.

Занять ребенка на час или больше можно при помощи простых пуговиц. Пусть он перекладывает большие цветные из одной коробки в другую. При этом нужно следить за тем, чтобы он не начал пробовать их на вкус. Кроме того, желательно считать во время того, как ребенок кладет пуговицы в коробку. Его подсознание будет запоминать названные родителями цифры.

Детские игры для 3 лет на фантазию и мышление

Для того чтобы ребенок научился размышлять, фантазировать, и у него развивалась речь, родители должны читать ему детскую литературу.

Книги для детей, которые родители покупают своим чадам, обычно вмещают в себя массу картинок. Малыши не только слушают небольшой рассказ от автора, но еще и смотрят на рисунки, связывают их с текстом у себя в голове.

Можно покупать такие книги для детей, в которых частично будут иностранные названия. В ходе чтения родитель должен акцентировать на них внимание несколько раз.

Еще одним видом развлечений могут быть ролевые игры с куклами. В три года появляется интерес к игре в «дочки-матери».

Если 3 года мальчику, он может включаться в игру с машинами или роботами. Всем детям будут интересны кукольные спектакли. За театральными постановками нужно следить взрослым. Но и малышам нужно давать простор для фантазии. Им надо внушать, что каждый может совершать ошибки, это не страшно, главное - их потом исправить.

Что еще будет полезно?

Немаловажной для детского развития игрой становятся пазлы (для 3 лет - это идеальное времяпрепровождение). Это словно кроссворд для мозга взрослого. Пазлы помогают научиться ориентироваться в пространстве, сопоставлять цвета между собой, а также соединять разные детали.

Игра учит наблюдательности. Но в нее нужно играть вместе с родителями, внимательно просматривая картинку на коробке, слушая подсказки взрослых.

Пазлы должны быть простыми, без миллиона оттенков. Для этого возраста малышей их делают большими и без сложных деталей.

Например, игра-пазл «Пасхальный зайчик», в которой необходимо собрать картинку из шести элементов. Перемещая кусочки рисунка в нужные ячейки на светлом фоне, ваш ребенок увидит изображение веселого зайки рядом с разноцветными раскрашенными яйцами.

Дорога для машин

Чем занять ребенка в 3 года, если под руками нет никаких игрушек, кроме машинок? В таком случае можно устроить настоящие гонки. Для этого придётся найти и «прочертить» им на полу или ковре автостраду. К тому же на дороге нужно расставить различные преграды.

Ребенок будет увлеченно играть до самого обеда или ужина.

Рисование

Лучше всего различать и ощущать цвета ребенок сможет, если будет самостоятельно рисовать. Родители могут перестраховаться от переклейки обоев и основательного ремонта в квартире тем, что выдадут малышу огромный кусок старых обоев, на котором сзади он будет рисовать все, что душе захочется.

Не стоит ограничивать его в выборе цветовой палитры и в способах работы. Малыш наверняка захочет попробовать ладошкой, ногами. Чтобы он не испачкался, знаменитые детские педагоги давно придумали специальный способ.

Ребенку нужно надеть на ноги или руки пленку с пузырями, которые будут лопаться при нажатии. Уже в этой пленке он сможет рисовать, окуная ее в краску. Это доставит двойное удовольствие: во-первых, от производимого шума, во-вторых, от возможности необычно творить и играть с цветом.

Поход

Чем занять ребенка в 3 года, если на улице пасмурно? Можно устроить вылазку на природу у себя дома. Эта игра горячо любима детьми любого возраста, разных поколений и народов.

Всем нравится отправляться в поход. А лучше всего пойти на прогулку, прихватив из дома любимую еду, упаковав ее в корзинку и взяв с собой термос.

Палатку можно разбить в детской комнате или в гостиной. Перед ней нужно придумать что-то похожее на костер. В качестве подручных материалов могут подойти как подушки и красный платок, так и что-то отдаленно напоминающее дрова. Возле этого места туристы будут сидеть и рассказывать интересные истории, петь песни или читать книжки. И, конечно же, куда же без первобытных танцев?

Детям понравится как сам процесс подготовки к походу, так и необычная инсценировка. Не удивляйтесь, если после продолжительных игр ребенок свернется калачиком внутри палатки и заснет.

Безопасный пинг-понг

Один активный малыш может быть настоящим ураганом в доме. А что, если их два, и оба мальчики? Когда девочке 3 года, она старается играть в примерную хозяюшку и подражать маме с целью получить заслуженное одобрение. Она часами может тихо наряжать куклу, готовить на игрушечной печке обед и читать придуманные ею сказки для своих детей-игрушек.

Мальчики в этом возрасте стараются активно занять себя любыми проказами, которые только можно вообразить. Они должны понять все на собственном опыте, посмотреть, где находится выключатель, как шумит папина бритва, и хорошо ли язык может примерзнуть к качелям. Такие детские игры для 3 лет не очень полезны. И родителям предстоит во все глаза следить, чтобы они не входили в привычку.

Для того чтобы отвлечь их от подобных мыслей и остаться с целыми окнами, люстрой и мебелью, нужно купить обычные шарики. К тому же наверняка у каждого на кухне завалялись одноразовые тарелки. Они станут ракетками для пинг-понга, если снизу к ним прикрепить обыкновенные палочки для эскимо.

Надутый шарик будет вместо мяча. Дети смогут играть даже дома, при этом получая точно такое же удовольствие от состязания, как и с обычными мячиком и ракетками. А потом обоим участникам можно раздать вкусные призы.

В три года ребенка нужно подготавливать к серьезной жизни. Ему придется рассказывать и объяснять, что можно делать, а что нельзя, что опасно, а что полезно. Выбирая игры для 3-4 лет, лучше всего ориентироваться на то, что понравится ребенку, что ему будет интересно. Если малыш имеет склонности к рисованию или пению, танцам или изучению животных, нужно это поощрять.

Путешествие

Любая комната в глазах малыша может превращаться в игре то в бушующее море, то в таинственный остров, то в далекую планету, а то и в «настоящий» мир динозавров — в зависимости от темы игры. Стул вдруг превращается в гору, которую надо преодолеть, или туннель, через который приходится пробираться ползком (между ножек). Диван становится кораблем или автобусом, край ковра — дорожкой над пропастью, а сам ковер превращается в океан... Фантазия детей безгранична. Попробуйте устроить путешествие с преодолением препятствий — перебраться через «горный хребет» (пройти осторожно по дивану), преодолеть «трещину в леднике» (с дивана — на стул), обойти «болото» (по краю коврика или протянутой на полу скакалке). Придумывайте свои маршруты и препятствия, малыш, преодолевая их, будет развивать ловкость и сообразительность.

Кладоискатели

Поиски сокровищ — что может быть увлекательнее! И не беда, что «клад» — это игрушка или конфетка и спрятали этот клад не пираты, а мама или папа. Главное — поиски! Искать можно:

По словам «горячо — холодно» (это для совсем маленьких);

По нарисованному плану комнаты (или квартиры, или даже двора);

По запискам-подсказкам (если ребенок уже умеет или учится читать).

Вот один из вариантов такой игры. Ребенок находится на одной стороне комнаты. Вы говорите, что перед ним — «заколдованное пространство», а у противоположной стены «клад» (коробочка или мешочек с призом). Задание: добраться до клада, но с одним условием — не касаясь «земли» (пола) ногами. Можно использовать любые подручные средства, чтобы перебраться через «заколдованное пространство»: стулья, кубики, подушки и т. д.

Кубики

Из кубиков можно не только строить гаражи и домики. Попробуйте поиграть в «перенос башни». Разделите кубики на две кучки — первая в одном конце комнаты, другая в противоположном. Задание: как можно быстрее взять кубик и перебежать в другой конец комнаты. Там поставить на первый кубик второй и перенести снова к первой «кучке». Ставим третий кубик — теперь, не уронив, возвращаемся обратно, за четвертым. Помните, держать «башню» разрешается только за нижний кубик! Кто сможет собрать все кубики и не разрушить «башню»?

Собери, неурони!

Разложите несколько небольших игрушек вдоль воображаемой линии, например, кубики, детали от пирамидки, мячик, куклу, грузовичок. Когда играете в первый раз, возьмите их не более пяти, потом количество их можно увеличить. Задание: как можно быстрее пробежать, собрать на ходу все предметы и так же быстро вернуться обратно «в домик», не выронив по дороге все, что собрал. В зависимости от того, чем увлекается малыш, можно поиграть в «спасение»: «от дикого зверя», «от космических пришельцев», «от тираннозавра», «от пиратов»... Ну или просто спасти игрушки от воображаемого дождя! А на улице такую игру можно провести с обычными подходящими предметами — шишками, палочками, камешками. Да еще и в компании друзей-приятелей, настоящее соревнование получится — кто быстрее и без потерь справится с заданием.

Пройди, проползи, перепрыгни

Развиваем ловкость. Два человека (это могут быть мама и папа) держат натянутую веревку или скакалку на высоте. Малыш спокойно проходит под ней. Следующий проход: веревка опускается ниже, уже приходится наклоняться, чтобы не задеть. Потом еще ниже, и еще... С каждым разом ребенок вынужден все больше наклоняться, пока, наконец, не придется проползти под веревкой. Но вот уже и проползти невозможно, приходится перепрыгивать!

Балансировка

И в эту игру можно играть по-разному.

Пройти по краю ковра (или по протянутой на полу веревке, скакалке), словно по «краю пропасти», раскинув руки в стороны.

Усложняем: тот же «край пропасти», но в руки малыша даем любой предмет и говорим, что надо «перенести хрустальную вазу».

Теперь дайте ребенку книгу, пусть попробует пройти по комнате, держа книгу на голове (поэкспериментируйте с разными по величине и толщине книгами, пусть малыш сам определит, как надо идти, чтобы удержать «груз» на голове). Но предупредите, что когда ребенок идет, дотрагиваться до книги нельзя!

Без рук, без ног

Пусть ребенок попробует донести надутый воздушный шарик из одного конца комнаты в другой, не дотрагиваясь до него ни кистями рук, ни ступнями ног. Как? Можно дуть, подталкивать шарик коленками или локтями, подбивать головой или толкать животом. Можно даже «донести» шарик на спине — это задание очень веселое, особенно если соревноваться.

Забей гол

Несколько вариантов игры, когда надо забить гол воздушным шариком, передвигая его по полу. Ворота придумываются из подручных средств: две игрушки, между которыми надо «провести» шарик, или пара стульев, или диван и кресло.

Первый вариант: загнать шарик в ворота ракеткой от бадминтона или настольного тенниса. А если ракетки нет, можно использовать вместо нее лопатку для жарки, кусок плотного картона, сложенный в несколько раз газетный лист или даже ненужную брошюру, например, глянцевый рекламный буклет.

Второй вариант: забиваем гол «колбаской» (воздушный шарик вытянутой узкой формы).

Третий вариант: усиленно дуя, передвигаем «мяч» к воротам. Скорее всего, игроку придется действовать не стоя, а на коленках.

Четвертый вариант: загоняем шарик в ворота воздухом, причем касаться шарика нельзя. Понадобится веер, и эта игра совсем не так проста, как кажется, поэтому лучше играть в нее не с малышами, а с детками постарше. Веер, кстати, легко сделать самому — сложите «гармошкой» лист А-4.

Можно придумать свои варианты «клюшки», тогда игра каждый раз будет новой.

Кенгуренок

Старая, но неизменно забавная игра: допрыгать до финиша с воздушным шариком, зажатым между коленок. Кто потерял шарик по дороге, начинает сначала.

Пингвиненок

Игра похожа на предыдущую, «Кенгуренок», только шарик зажимается между щиколоток. Прыгать так совершенно невозможно, поэтому медленно переставляем ноги и переваливаемся, как пингвины. Задача: удержать шарик и добраться до финиша.

Шарик на ложке

Возникла эта игра из другой, очень старой. Надо было положить в обычную столовую ложку картофелину и донести ее от старта до финиша, не уронив по дороге. Попробуйте заменить картофель воздушным шариком — и игра станет тренажером на развитие координации движений.

Шарик на ракетке

Похожа на предыдущую, только переносить шарик нужно, подбивая его снизу, то есть на чем-то плоском, например, на ракетке, веере или даже на сложенной в несколько раз газете.

Шариковый волейбол

Обычно играют командами, но можно устроить «тренировку» дома, с одним ребенком. «Волейбольную сетку» делают из веревки, натянутой посередине комнаты, или из стульев, повернутых к малышу спинками. Сам шарик надо немного наполнить водой, он станет тяжелее. Й, кстати, тогда перемещения «воздушного мяча» будут непредсказуемыми.

«Странный танец»

Известная игра на ловкость, но понадобятся как минимум два игрока. Каждому привязывается к лодыжке левой ноги воздушный шарик. Задание: правой ногой «лопнуть» чужой шарик, но сохранить свой. А играть можно так:

В определенном месте — например, обозначить круг, за границы которого выходить нельзя;

Под музыку танцевать, взявшись за руки, — попробуй «лопнуть» шар одной ногой!

Если игроков много, пусть сцепят руки за спиной, это усложнит задачу.

Гусеница

Здесь нужны хотя бы три игрока. Они встают друг за другом, а надутые шарики зажимают между спиной предыдущего и животом следующего. Задание: пройти определенное расстояние (например, из одного конца комнаты в другой) или определенное количество проходов на время, не «рассыпав» гусеницу.

Подпрыгни и дотронься

Если у вас под потолком висит оставшийся с праздника или после семейной прогулки воздушный шарик, наполненный гелием, можно привязать к его ниточке небольшую игрушку и поиграть в игру «Подпрыгни и дотронься». Только проверьте, чтобы у ребенка была возможность допрыгнуть, отрегулируйте длину нити. Правила возможны различные: обязательно дотронуться двумя руками сразу (тогда нагрузка на мышцы распределяется равномерно), или по очереди каждой рукой, или прыгая на одной ножке... Вместо игрушки можно привязать вырезанные из бумаги изображения птичек или бабочек, тогда это будет «охота». А можно привязать небольшой колокольчик или бубенчик и- попробовать подпрыгивать с закрытыми глазами (подстрахуйте малыша на всякий случай).

В круг и обратно

Посередине комнаты положите обруч, а если обруча нет — любой веревкой обозначьте круг. Внутри разложите несколько небольших предметов или игрушек. По вашей команде ребенок должен запрыгнуть в круг и, схватив нужный предмет, выпрыгнуть обратно. Например, вы командуете: «На правой ножке... Мячик!» Когда малыш выполнит команду, подаете новую: «На обеих ножках... Машинка!» И т. д. Игра развивает ловкость и умение аккуратно прыгать, ведь наступать на игрушки нельзя, надо запрыгнуть на свободное место в круге.

Прокати мяч по дорожке

Дорожку в комнате легко сделать из двух веревочек, или толстых нитей, или шпагата — любой длинный гибкий материал сгодится. А можно обозначить дорожку деталями конструктора или кубиками. Задание: пробежать по дорожке, прокатывая перед собой мячик, туда и обратно. Выходить за пределы дорожки нельзя! А вот правила можно придумывать свои, например, туда катить мячик руками, а обратно ногами... Или катить вперед левой рукой, а назад — правой... Или взять в руки куклу (робота, мягкую игрушку, даже грузовичок) и толкать мячик по дорожке игрушкой, не дотрагиваясь своими руками. Если малышу игра придется по душе, можно в следующий раз сделать дорожку не прямой, а извилистой. Задание, конечно, усложнится, но и малыш станет более ловким, ведь такая игра — отличная тренировка!

Тесто

Тесто вполне можно использовать за место пластилина – замечательный материал для лепки! Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий, раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала – пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки семечек, веточек и т. д. Разминание теста – увлекательное занятие для малыша, пока мама на кухне.

Пластиковая бутылка.

Для развлечения малышей можно сделать игрушку для развития мелкой моторики. Взять пустую 5-ти литровую пластикувую бутылку с широким горлом, и крышки от пластиковых бутылок из под лимонада или мин.воды. Ребёнок будет с удовольствием сначала доставать крышечки, а потом их обратно засовывать. Дети с удовольствием играют в эту игру, а потом можно крышки ещё раскладывать по цвету в кучки.

Поиграем в макарошки (от 2 лет)

Приготовим макаронные изделия, чтобы они были не мелкие (спиральки, бантики,ракушки и др.) Лучше купить для игры специально разноцветные, перемешать их в пластиковом судочке. Усадить кукол, поставить им тарелочки из детской посудки и разложить каждой куколке свою кашку. Можно ставить её на плиту варить, тщательно размешивать. А мальчикам можно раскладывать в несколько маленьких машинок – грузовичков и пусть отвозят на стройку стройматериалы(брёвнышки, трубы и др.)Можно придумывать разные сюжетные игры. Играть под присмотром взрослых. Автор Л.Исакова.

Кукольный театр

Можно устроить с ребенком, взяв для него нераскрашенные деревянные ложки. Раскрашиваем в тех героев, которые нам понадобятся, одеваем одежки на резиночке. Куклы готовы! А за деревянную спрятанную ручку очень удобно держать даже самым маленьким.

Шнурочки

Дайте ребёнку пару листов плотного разноцветного картона и дырокол. Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком,попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием«шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, используя разноцветные шнурки, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы и фигуры. Автор Л.Исакова.

Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки

Одна из излюбленных детских «игрушек». Часто родители боятся их давать детям – мало ли разобьют, поранятся. Но небольшую стеклянную банку, например, из под детского питания, очень не просто разбить. В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать – видно же все. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей. Переливать с маленьким ребенком лучше в ванне, иначе все вокруг будет залито водой.
Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. Дайте годовалому малышу чисто вымытый тюбик из под крема, и вы его займете минут на 30. В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено) или семечек, или мелких орешков. Получится отличная погремушка!

Волшебная сумочка

Возьмите свою старую сумку, положите в нее баночки от старых кремов, пудры, и губных помад (вымытые), пустые коробочки, крупные пуговицы, ручки без стержней, старый телефон, пульт от телевизора, блокнотик, карандашик и прочую ерунду (не острую, не грязную и не опасную для малыша). Можно разложить во внутренние карманчики и закрыть замочки и дайте ребенку на растерзание. Дети с игрушками столько не возятся, сколько с этими «сокровищами». А уж если Вы не поленитесь засунуть в пустые коробочки всякие мелочи, у Вас появится масса свободного времени, а малыш получит замечательное развлечение. Маленького человека интересуют только «взрослые» вещи! Автор Л.Исакова.

Игрушки из киндер-сюрприза.

Насыпать в коробку крупу, спрятать туда игрушки из киндер сюрприза. Ребенок наблюдает. Потом предложить их найти. Малыш с удовольствием разгребает крупу и находит спрятанные игрушки. Эта игра проводится только под присмотром взрослого!

Помпоны, клубки

Помпоны – замечательные маленькие мячики! Если оторвались от шапки – не спешите выбрасывать. Можно придумать с ними множество увлекательных . Можно использовать просто как мячик – кидать, ловить, мять такой одно удовольствие. Можно играть с ним в «стаканчики». Берем несколько одинаковый стаканчиков одним накрываем помпон и меняем местами стаканчики. А малыш пытается найти. Можно катать с гладкой наклонной поверхности, изучать по ним цвет и счет. Заинтересовался клубком – замечательно! Пусть крутит его, вертит, мотает, тянет за ниточку. Попробуйте вместе смотать клубок. Так же можно использовать в детской игре вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). Настоящие предметы нравятся малышам значительно больше, чем игрушки.

Крупные скрепки

Высыпьте на лист белой бумаги коробочку очень крупных цветных скрепок. Оказывается,из них можно создавать различные силуэты и обводить их. А также можно соединить длинную цепочку возить автомобиль, или соединить несколько автомобилей, бусы для мамы или бабушки. Занятие очень продолжительное и увлекательное. Чем старше ребёнок тем мельче скрепочки. Моя дочь играла с ними с удовольствием! Попробуйте сами, а потом предложите своему маленькому творцу. Автор Л.Исакова.

Контейнеры от Киндер-сюрпризов

Для самых маленьких, месяцев с 4-х: в контейнеры из под киндера насыпать разную крупу: горох, рис, гречку, манку, макароны, получаются погремушки с разными звуками. Чтобы малыш не рассыпал и не засунул крупу себе куда-нибудь, можно использовать полиэтилен для пасхальных яиц.Так же отрезаете, одеваете, опускаете в кипяток. Готово! Красиво, привлекательно, безопасно!!!

Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки

Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках- шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии, пуговицы.. Покажите назначение этих предметов на настоящей одежде. В любом доме есть старая, вышедшая из строя одежда и обувь, которую можно вычистив, отдать малышам для игр. Покажите малышу как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки.

Полотенца, простынки, тряпочки, мешочки

Тренируем тактильное восприятие. Их малышам очень полезно мять и щупать. И даже грызть. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру. Совсем маленькие могут играть в «ку-ку» или в прятки мять щупать и грызть ткани различной текстуры. Из полотенца или пеленки можно сделать импровизированный мешочек, накидку, под который складываем различные предметы, а ребенок их на ощупь пытается узнать. Можно из простынок и полотенец делать домики, даже гамаки и качели для кукол. Тут малыши могут сами учится вязать узлы и конструировать.

Крупы, соль

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь малыша. Проведите пальчиком по крупе. Поучится яркая контрастная линия. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.Можно изучать форму, буквы и цифры. Рисованием лучше всего заниматься на кухне и сажать малыша так, чтобы он не рассыпал поднос с крупой в трудно доступные места, куда не залезает пылесос Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде.

Вы можете предложить ребенку всевозможные игры на интеллектуальное развитие. С помощью игр, представленных ниже, можно развивать память, внимание, воображение и мышление малышей. Посредством игры дети приобретают новые знания и умения, развивают различные способности. Игры, ориентированные на интеллектуальное развитие ребенка, можно условно подразделить на следующие группы:

Игры, которые направлены на развитие восприятия. Благодаря таким играм ребенок учится анализировать предметы по форме, цвету и величине. Малыша нужно научить ориентироваться в основных цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также различать их оттенки. Ориентированы подобные игры также на знание основных геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Малыш в игре учится подбирать предметы вышеперечисленных форм по образцу или по названию. И наконец, познание величины предмета выражается в расположении одинаковых предметов различной величины по возрастанию и убыванию;

Игры, направленные на развитие внимания. С их помощью малыш учится сосредоточиваться на той или иной деятельности;

Игры, направленные на развитие памяти. Они помогают ребенку запоминать предметы и действия, тренируя его память и готовя малыша к более взрослой жизни.

К развивающим играм относят и игры на развитие речи. Основное средство развития речи малыша 2 — 3-летнего возраста — это его общение со взрослыми. Общаться с ребенком вы можете, не отрываясь от домашних хлопот, С более маленькими детьми можно общаться «в фоновом режиме», комментируя свои действия. При этом вы будете знакомить ребенка с реальным миром вещей, событий и явлений. Для развития речи малышей важно читать им книги, понятные для детей того или иного возраста.

Во многие из подобных игр малыш может играть самостоятельно или с вашим участием.

Катаем предметы

Посредством этой игры малыш знакомится с формой предмета. Соорудите горку из подручных материалов или просто предложите малышу докатить фигурку до выстроенных на полу или столе ворот. Среди фигурок, которыми будет пользоваться ребенок, должны быть шарик и кубик. Поначалу вашему малышу будет безразлично, какую фигурку катить. Но постепенно он поймет, что шарик катится быстрее. Обратите внимание ребенка на острые углы, мешающие катиться кубику. Поучите малыша рисовать шарик и кубик (круг и квадрат) на бумаге.

Одежда для кукол

Эта игра позволяет сформировать у ребенка понятия большое-малое. Предложите малышу одеть кукол. Для этого дайте ему большую и маленькую кукол и два комплекта одежды. Поставленную задачу ребенок должен решить самостоятельно. Сначала малыш может распределить вещи неправильно. В этом случае обратите его внимание на то, что одежда велика для маленькой куклы (мала для большой), и пусть подумает еще. Для того чтобы усложнить задачу, дайте ребенку три куклы разных размеров.

Строитель башни

Эта игра позволяет выработать у малыша понятия устойчивости и неустойчивости. Для нее потребуются кубики разных размеров. Малыш должен убедиться на собственном опыте, что для устойчивости башни внизу необходимо расположить самый большой кубик, то есть выстроить кубики по мере их уменьшения.

Воздушные шарики

Эта игра способствует ориентированию ребенка в мире цвета. Малыш научится подбирать одинаковые цвета. Для подготовки к игре наклейте на картонную основу узкие полоски разных цветов (лучше всего использовать основные цвета спектра). Из бумаги тех же цветов вырежьте круги или овалы. Объясните малышу, что полоски — это ниточки, а круги — шарики. Шарики оторвались от ниточек, и их необходимо «привязать» на место. Покажите, как это сделать. После чего дайте ребенку возможность самостоятельно действовать.

Сравнение

Играть в эту игру вы можете, занимаясь своими делами и периодически поправляя ребенка, если он был неточен. Поставьте перед малышом две игрушки и предложите ему сказать, чем они похожи, а потом — чем отличаются. Например, мышка и тигренок похожи тем, что у них есть ушки, глазки, лапки, хвостики, они пушистые. Отличаются они тем, что тигренок большой, а мышка маленькая, тигренок рыжий в полосочку, а мышка — серая и пр. Таким образом ваш малыш может сравнивать любые пары игрушек. Для того чтобы усложнить игру, поставьте перед малышом более похожие игрушки (разные машинки, разные мячики или кубики).

Что лишнее?

Для этой игры вам потребуются карточки с изображением различных предметов. Разложите перед малышом три карточки с предметами из одной смысловой группы, одну — из другой и попросите ребенка найти лишнюю картинку. Картинки могут изображать фрукты, овощи, диких и домашних животных, посуду, книжки и пр.

По порядку

Для этой игры вам потребуются рисунки, связанные тематически. Например, на одной картинке изображено семечко растения, на второй — росток, на следующей — цветок или дерево, а на последней — плод. Положите карточки перед малышом в произвольном порядке и попросите его определить, что произошло раньше, а что — позже. Пусть ребенок правильно разложит рисунки.

Что может быть...?

Посредством такой игры малыши учатся обобщать свойства предметов, сравнивать их. Также с помощью этой игры ребенку проще освоить значение таких понятий, как ширина, высота и длина. Сначала вы задаете вопросы, а ваш малыш на них отвечает. Потом малыш задает вопросы вам. Например, вопросы могут быть следующими.

Что может быть высоким?

Что может быть длинным?

Что может быть коротким?

Что может быть широким?

Что может быть узким?

Что может быть круглым?

Что может быть квадратным?

Что может быть треугольным?

Что может быть черным?

Что может быть белым?

Что может быть мягким?

Что может быть пушистым?

Что может быть зеленым?

Что может быть холодным?

Что может быть теплым?

Отыщи такой же

Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Предложите ребенку выбрать из 4—5 мячиков (домиков, кубиков и пр.) такой же, как образец. Чтобы усложнить игру, увеличьте количество похожих предметов.

Ошибки

Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Для нее вам потребуется нарисовать картинку, на которой специально изображено несколько ошибок. Например, если летним днем на лесной полянке играют дети, изобразите одного ребенка в зимней одежде, нарисуйте снеговика и пр. Содержание картинки и допущенные ошибки должны быть понятны вашему ребенку. Пусть он найдет ваши неточности.

Вместо рисования можете вместе с малышом склеить несколько коллажей, вырезав детали из разных старых журналов. После чего предложите малышу найти неправильности.

Играем в магазин

Эта игра ориентирована на развитие памяти малыша. Предложите ребенку сходить в «магазин» (комнату с игрушками) и принести оттуда 1—2 предмета. Постепенно количество предметов увеличивают до 4 — 5. Попросите у ребенка, например, мячик и кубик. Постепенно можете предлагать ему и более сложные задания: принести маленького зайчика, большого мишку и рыжую белочку.

Кто кем будет?

Эта игра удобна тем, что в нее можно играть вдвоем с малышом, занимаясь своими делами. Задавайте друг другу вопросы. При этом обязательно следите, чтобы ребенок правильно отвечал. Примерный список вопросов вы можете расширить на свое усмотрение.

Кем будет яйцо? (Птенцом, змеей, черепахой.)

Кем будет цыпленок? (Курочкой, петухом.)

Кем будет мальчик? (Мужчиной.)

Кем будет девочка? (Женщиной.)

Кем будет жеребенок? (Лошадью.)

Чем будет вода зимой? (Льдом.)

Чем будет семечко? (Цветком, деревом.)

Чем будет мука? (Пирогом, блинчиками.)

Проведите также обратную игру «Кто кем был?». Играть в нее следует по тому же принципу.

Кто что любит?

Для этой игры вам потребуются картинки с изображениями животных и еды для них. Разложите перед малышом картинки с изображением животных, отдельно положите картинки с едой. Предложите ребенку «накормить» всех зверей.

Одним словом

Назовите малышу слова одной группы и попросите сказать, каким словом их можно обозначить. Например: ворона, сорока, голубь, воробей — птица; морковь, картофель, капуста, редиса — овощи, Маша, Ваня, Света — дети.

Назови слова

В эту игру вы можете играть с ребенком, параллельно занимаясь делами по дому.

Предложите малышу назвать как можно слов, обозначающих какое-либо понятие. Например, пусть ребенок перечислит всех известных ему птиц, зверей, пусть назовет фрукты и овощи и пр.

Наоборот

Предложите малышу поиграть в эту игру. Объясните, что вы называете слово, а ребенок должен сказать наоборот, например: высокий — низкий, верх — низ.

Что где находится?

Эта игра способствует развитию внимания, расширению кругозора ребенка и увеличению познавательной активности. Предложите ребенку хлопать в ладоши, если он услышит слово на заданную тему, например «птицы». После этого произносите ряд слов: клюв, перья, синица, одежда, когти. Если ваш малыш ошибется, игру можно начинать сначала. Постепенно задачу можно усложнить: предложите ребенку топать ножкой, если он услышит название птицы, и хлопать в ладоши, если будет произнесено название зверя.

Найди перемены

Перед началом игры подготовьте различные мелкие предметы и разложите их на столе. Позовите ребенка и предложите ему посмотреть на предметы в течение 1 мин и запомнить их расположение. Когда ребенок отвернется, поменяйте предметы местами. После этого ваш малыш должен сказать, что изменилось. В такую игру вы можете играть, занимаясь домашними делами: вместо мелких предметов используйте овощи и фрукты, посуду и салфетки на кухне, а на туалетном столике задействуйте флаконы с духами и кремами.

Докрась

Для развития внимания можете предложить малышу и такое упражнение. Дайте малышу картинку с изображенным на ней предметом, раскрашенным наполовину. Вторую половину пусть ребенок докрасит сам.

Складываем узоры

Для проведения такой игры вам потребуются разнообразные фигуры. Составьте из маленьких игрушек какой-либо узор или дорожку. Попросите своего малыша посмотреть на узор, после чего пусть ребенок отвернется, а вы измените расположение сначала одной фигурки (потом — двух, трех и более). После этого пусть ваш малыш поворачивается и восстанавливает первоначальный вид узора. Эта игра способствует развитию внимания и памяти.

Чтобы усложнить задачу, уберите со стола узор и предложите малышу восстановить его самостоятельно.

Играем в обезьянок

Эта игра способствует развитию памяти, внимания, координации движений.

Вам потребуются кубики одного или нескольких цветов. На глазах у ребенка сложите конструкцию из кубиков. Малыш должен скопировать конструкцию и, по возможности, все ваши движения. Прикройте сложенную конструкцию тканью и предложите малышу восстановить ее по памяти, после чего сравнить с образцом.

Определи на ощупь

Возьмите большую коробку из картона, положите в нее разные игрушки, посуду и любые другие предметы. Сверху накройте коробку платком. Попросите ребенка на ощупь определить, что лежит в коробке. Пусть малыш, озвучив свою догадку, вытащит предмет из коробки и убедится в том, насколько верно он угадал. Такая игра способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений ребенка и знакомит малыша с окружающим миром.

В очереди

Такая игра тоже способствует развитию памяти и внимания ребенка. Предложите ему условия игры: вместе с игрушками или карточками-картинками ребенок сидит в очереди, например, к парикмахеру или зубному врачу. Попросите малыша отвернуться и уберите какой-нибудь предмет. Потом спросите: «А кто убежал из очереди?» Или поменяйте игрушки местами и спросите у малыша, кто перепутал очередь. Также вы можете переворачивать карточки и интересоваться у ребенка, где находилась та или иная картинка.

Играем в цифры

Эта игра для ребенка, который знает достаточно большое количество цифр. Напишите вразнобой цифры от 1 до 5. Положите перед малышом табличку и предложите ему как можно быстрее назвать все цифры в правильном порядке и показать их. Можно усложнить задачу: написать вразнобой цифры от 1 до 10, а несколько пропустить, оставив пустое место. Пусть малыш обнаружит недостающие цифры.

Что ты слышал?

Эта игра способствует развитию слухового внимания. Благодаря ей ваш малыш научится сосредоточиваться на звуке, чтобы слушать и понимать речь независимо от ее громкости. Вам потребуются различные игрушки. Шепотом окликните малыша с расстояния 2 — 3 м. Шепотом же давайте ему простые задания, такие как «Подними машинку», «Принеси куклу» и пр.

Где звенит?

Задача этой игры заключается в умении определять направление звука. Также подобные развлечения учат вашего малыша ориентироваться в пространстве, развивают слуховое внимание.

Для того чтобы поиграть в такую игру, вам потребуется колокольчик. Перемещаясь по квартире, звоните в колокольчик и предлагайте малышу догадаться, из какой комнаты доносился звук, из какого места помещения. Когда ребенок привыкнет к звуку колокольчика, можете завязать ему глаза и звонить с какой-либо стороны от него. Пусть малыш догадается, откуда звонил колокольчик.

Что это шумит?

Задача этой игры заключается в развитии слухового внимания малыша. Вам потребуются различные предметы, которые производят характерные звуки, такие как ложка, колокольчик, кастрюля, стеклянный стакан, барабан, бумага, книжка. Называйте предметы, привлекая внимание малыша к издаваемым ими звукам. После чего попросите ребенка воспроизвести эти звуки с помощью предметов. Постепенно количество предметов можно увеличивать.

Телефонные беседы

Малыш может разговаривать по телефону, даже если толком не умеет говорить. Такое занятие само по себе стимулирует речевую активность ребенка, поскольку малыш не может видеть собеседника, показать что-либо с использованием жестов. Поначалу пусть взрослый, с которым беседует ребенок, задает ему простые вопросы, на которые малыш ответит «да» или «нет». Постепенно можно приступать и к более сложным разговорам.

Каким бывает?

Игру начните словами «Твердым бывает пол, а еще дерево, а еще твердым может быть...» и попросите ребенка продолжить предложение. Если малыш не справится с заданием, закончите фразу сами и предложите ребенку подобную фразу с другим признаком. Поинтересуйтесь у ребенка, может ли, например, плюшевый мишка быть одновременно большим и маленьким, мягким и жестким.

Еще вы можете задавать ребенку самые разные вопросы:

Что бывает острым?

Что бывает жидким?

Что бывает горячим?

Что бывает круглым?

Что бывает длинным?

Что бывает пушистым?

Что бывает квадратным?

Что бывает розовым?

Что бывает белым?

Что бывает прыгучим?

Что бывает мокрым?

Можете предложить ребенку побывать на вашем месте. Пусть малыш задает вам подобные вопросы, а вы будете на них отвечать. Иногда допускайте ошибки, это поможет вам понять, насколько увлечен игрой ребенок, насколько он внимателен.

Сначала и потом

Эта игра ориентирована на знакомство малыша с такими понятиями, как «сначала» и «потом». Обучить малыша различать эти понятия можно на конкретных предметах. Допустим, вы накрываете на стол. Комментируйте свои действия: «Сначала мы ставим тарелочки, будем есть суп. Потом мы поставим чашечки, будем пить чай». Когда ребенок освоится с новыми для него понятиями, предложите ему продолжать фразы, такие как:

Сначала ты просыпаешься, а потом...

Сначала наливают чай, а потом...

Сначала курочка откладывает яичко, а потом...

Разумеется, чем младше ваш ребенок, тем проще и понятнее должны быть фразы, которые ему требуется закончить.

Можете также «запутаться», произнести неправильные фразы, и пусть малыш вас исправит. Например: «Сначала у кошечки рождается котенок, а потом из котенка вырастает большая собака».

Вопросы, вопросы...

Задавайте малышу как можно больше вопросов, интересуясь его впечатлениями, проблемами, прошедшими событиями, мнением по поводу того или иного явления или предмета. Пусть малыш каждый вечер рассказывает вам о том, что произошло у него задень, что он видел и во что играл, что ему понравилось, а что не очень. Ребенку при этом нужно помогать наводящими вопросами.

Когда ребенок увлечен игрой с игрушками, интересуйтесь у него целью игры, спрашивайте, что будет дальше и пр.

Что с чем можно делать?

Спросите у малыша, что можно делать мячиком, с водой, с кастрюлькой или шкафом. Если ребенок затрудняется, помогите ему: «Воду можно пить. Водой можно умываться, в ней можно плавать, купаться» или «Мячик можно катать, ронять, отбивать ногой, бросать».

Когда ребенок освоится с игрой, поменяйтесь с ним местами: пусть малыш начинает фразу, а взрослый продолжает.

Аналогично строится и такая игра. Начните одну из приведенных ниже фраз и предложите малышу закончить их:

Солнышко светит, сияет, греет, а еще...

Чайник свистит, кипит...

Автобус едет, гудит, светит...

Дождь — идет...

Собачка — бегает, ходит, лает, спит...

Предложите малышу найти общее действие для двух живых существ, которых вы назовете. Например, собачка и кошечка могут бегать, прыгать, спать, есть, пить; лягушка и зайчик прыгают; муха и птица летают; снег и дождик падают на землю; лед и снег тают.

Предложите малышу подумать, что светит (солнышко, фонарь, лампа, фара, свеча и пр.), что едет (велосипед, самокат, поезд, машина), что тает (снег, лед, мороженое).

Что у нас есть?

Сначала предложите малышу прогуляться по квартире. Задавайте ему вопросы:

Что у нас есть на кухне?

Что у нас есть в прихожей?

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат кастрюли?

Затем предложите малышу совершить воображаемое путешествие. Скажите ему: «Мы идем в лес гулять». И задавайте вопросы.

Что растет в лесу?

Кто сидит на ветке?

Кто ползает в траве?

Кто прыгает с травинки на травинку?

Кто сидит в дупле?

Где сидит бабочка?

Что там, внутри?

Вы называете место или предмет, а ваш малыш в ответ должен назвать что-либо или кого-либо, находящегося внутри предмета, на этом месте. Например, можете задействовать такие пары слов: дом — стул, шкаф — куртка, холодильник — молоко, стол — книжка, кастрюля — каша, дупло — белка, улей — пчелки, автобус — пассажиры, больница — врачи.

Больше-меньше

Поставьте ребенку следующую задачу: вы называете что-либо или кого-либо, а малыш должен назвать животное или предмет, больший по размеру, чем названный. Например, слон — дом; мышка — собака; карандаш — кастрюля; телевизор — диван. Также можете играть в игру «наоборот»: вы называете больший предмет, малыш должен назвать что-либо, что будет меньше названного.

Один и не один

С помощью этого задания ребенок учится понятию множества. Для примера произнесите несколько пар типа мышь — мыши, а потом предложите ребенку вам помочь. Например, стул — стулья, кастрюля — кастрюли, морковка — морковки, яблоко — яблоки, кошка — кошки, дом — дома и пр. После того как ваш малыш начнет уверенно справляться с заданием, начните называть слова в более быстром темпе.

Для этих игр вы можете подобрать слова произвольно, ориентируясь на окружающие вас предметы, а можете придерживаться одной темы: называть все, что растет в лесу, или что есть в магазине. В этом случае объясните, что если вы назвали предмет, которого в том или ином месте быть не может, малыш не продолжает за вами и не называет этот предмет во множественном числе.

Уменьшаем и увеличиваем

Предложите малышу сделать называемый вами объект маленьким, например дом — домик, стул — стульчик, книга — книжка. Можете играть и наоборот: вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ваш малыш произносит слово без него.

Можно изменить игру. Предложите ему ласкова назвать животное и пр. Например, заяц — зайчик, слон — слоник. Ребенок может использовать названия детенышей животных. Например, вместо «заяц — зайчик» сказать «заяц — зайчонок» и пр.

Подобным образом поиграйте, используя «увеличивающие» суффиксы: дом — домище, волк — волчище и пр.

Одним словом

Предложите малышу такую игру. Вы описываете что-либо, а ребенок называет описанный предмет одним словом. Например: «Вечерняя еда — ужин» и пр. Потом предложите малышу поменяться ролями. Если у ребенка поначалу не получится создать описание, обязательно помогите ему.

В подобную игру можно поиграть и с описаниями. Предложите малышу одним словом описать предмет. Например, вы говорите «чашка для чая», а малыш должен сказать «чайная» и пр.

Как узнать...

Спрашивайте у ребенка, как он может узнать что-либо. Эта игра способствует интеллектуальному и речевому развитию малыша, помогает ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Вы можете задавать следующие вопросы:

Как можно узнать, тепло ли на улице? (Посмотреть на градусник за окном.)

Как можно узнать, высохла ли кофта? (Потрогать.)

Как можно узнать, сладкий ли компот? (Попробовать.)

Как можно узнать, пишет ручка или нет? (Попробовать писать.)

Как можно узнать, крепко ли завязан шнурок? (Потянуть.)

Как можно узнать, есть ли вода в чашке? (Посмотреть.)

Как можно узнать, есть ли игрушка в закрытой коробке? (Потрясти.)

Как можно узнать, есть ли кто-нибудь дома? (Позвонить в дверь или по телефону.)

Как можно узнать, работает ли телевизор? (Включить.)

Как можно узнать, одинаковой ли длины полоски нарисованы? (Измерить линейкой.)

Как можно узнать, интересная ли книжка? (Прочитать.)

Как можно узнать, мягкий ли хлеб? (Потрогать.)

Как можно узнать, любит ли кошка кашу? (Дать кошке ее попробовать.)

Как сказать по-другому и наоборот

Эта игра подготовит разум вашего малыша к восприятию синонимов и антонимов. Игра построена на примерах. Скажите малышу, что есть слова, означающие одно и то же. Например: блестеть — сиять; враг — противник; жесткий — твердый; печальный — грустный; сердиться — злиться; смелый — храбрый.

Пока вы произносите одно из подобных слов, пусть малыш подумает, как то же самое назвать другим словом. А потом скажите ребенку, что существуют и слова, означающие противоположные понятия. Например: белый — черный; говорить — молчать; горький — сладкий; добро — зло; друг — враг; жара — холод; закрывать — открывать; здоровый — больной; ложиться — вставать; смеяться — плакать.

Предложите малышу самостоятельно подобрать к словам антонимы. Пусть ваш ребенок тоже придумает вам задание, которое вы будете выполнять.

Найди лишнее

Эта игра давно известна. Вы называете четыре слова, а ваш малыш должен выбрать лишнее — слово, которое имеет другое значение. В такую игру гораздо проще играть, если использовать картинки. На слух ваш малыш может не сразу сориентироваться. Ведь ему придется хорошо запомнить все слова, понять, что не вписывается в общий ряд. Для начала играйте в эту игру по более простому сценарию.

Назовите малышу признак, по которому следует выбрать лишнее слово. Например, предметы, с помощью которых можно есть: ложка, вилка, тарелка, телефон. Малыш сразу же поймет, что телефон вряд ли поможет в приеме пищи, и даст вам верный ответ.

Тренируясь с ребенком, попытайтесь предлагать ему разнообразные признаки, объединяющие слова (назначение предметов, цвет, размеры, материал, мягкость-жесткость, прозрачность-непрозрачность, тепло- элод и пр.). Можете называть животных, объединяя их по признаку места обитания, способа передвижения, пищевых пристрастии и пр.

Усложняя игру, перечисляйте три слова, из которых одно — лишнее. Но при этом не называйте признака, которым они объединены, и пусть ваш малыш догадается самостоятельно. Например: туфли, сапоги, стол.

Продолжи рассказ

В эту игру можно играть без отрыва от домашних дел. Подключите свою фантазию и предложите малышу закончить предложения. Например:

Принцесса неожиданно проснулась, потому что...

Ворона не смогла позавтракать с утра, ей пришлось...

Развиваем фонематический слух

Предложите малышу хлопать в ладоши, когда они услышат слово с заданным звуком, и перечисляйте разные слова. Произнесите несколько слов с общим звуком и поинтересуйтесь у малыша, какой он.

Предложите малышу несколько заданий на сообразительность. Например, подобрать слово, которое начинается на последний звук слова СТУЛ; вспомнить название птицы, в котором есть последний звук слова СЫР; подобрать слово, первый звук которого К, а последний А; назвать предметы, расположенные в комнате, с заданным звуком.

В такую же игру можно играть, используя различные картинки.

Пошутим-пошутим

Прочитайте малышу строчки из известного им стихотворения, заменяя в словах буквы. Ребенок должен на слух найти ошибки и исправить их. Например, такие строчки:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в ГРЕЧКУ мячик.

Тихо, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Можете поиграть так с самыми разными стихотворными строчками. Ваш малыш при этом будет тренировать фонематический слух.

Учим буквы

В современное время детей начинают обучать читать практически с пеленок. Мы не настаиваем на том, чтобы вы следовали новейшим методикам. Но в возрасте 2 — 4 лет ребенка лучше готовить к восприятию букв.

Ваш малыш уже умеет сравнивать предметы, находить похожие. Подготовьте лист ватмана, напишите на нем разные буквы. Буквы должны повторяться. Пусть ваш малыш соединит похожие буквы линиями. Чтобы усложнить задачу, рисуйте буквы фломастерами разных цветов. То же самое вы можете проделать и с цифрами.

Постепенно задачу можно усложнить. Если ребенок начал учить алфавит и счет, предложите ему соединить буквы в алфавитном порядке, а цифры — в порядке возрастания. Такое задание способствует тренировке мышления и памяти, а также помогает вашему малышу запоминать буквы и цифры.

Игры с лентами

Развивающие игры с лентами — это не только развлечение для вашего малыша. Они способствуют обучению через подражание, учат ребенка действовать одновременно обеими руками, отрабатывать новые движения и развивать фантазию. Благодаря таким играм ваш малыш становится более ловким, учится манипулировать самыми разными предметами. Конечно, сначала вам придется показать ребенку, как действовать.

Изготовьте ленты из цветной бумаги длиной до 40 см. Возьмите несколько бумажных лент разных цветов в руку. Подойдите к ребенку и начните играть с лентой таким образом, чтобы она в ваших руках извивалась. Ваш малыш заинтересуется и захочет к вам присоединиться. Предложите ему выбрать одну из лент и покажите, каким образом он может держать и двигать ленту. Когда малыш научится управлять бумажной лентой, покажите ему, как «рисовать» лентой в воздухе различные фигуры. Можете предложить ребенку заниматься с лентами разных цветов, действовать одновременно двумя руками, двигаться под музыку.

Катаем шарик

Эта игра способствует развитию пространственного ориентирования ребенка. Поставьте дощечку под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от импровизированной горки проведите черту. Дайте малышу шарик и попросите его спустить с горки таким образом, чтобы шарик остановился у черты. Такая задача увлечет вашего малыша на достаточно длительное время.

Паровоз

Эта игра ориентирована на развитие логического мышления ребенка. В ней поначалу вам придется принимать непосредственное участие. Также вы можете объяснить малышу правила и впоследствии проверять, насколько верно он их понял.

Для игры вам потребуется десять картинок одинакового размера. Все картинки должны быть разными. Каждая картинка — это отдельный вагончик. Прежде чем приступить к игре, объясните ребенку, что паровозик необходимо не просто собрать. Поезд должен быть составлен из вагончиков в определенной последовательности. Ведь у настоящего поезда вагончики соединяются между собой, чтобы на ходу не отцепиться. Вагончики-рисунки тоже нужно скрепить. А делается это следующим образом. Например, ребенок положил картинку с чашкой. Следующим должен идти вагончик с ложкой, потому что и чашка, и ложка — это посуда. Потом поставьте картинку, например, с книжкой. Следующей пойдет вагончик с тетрадкой, потому что оба изображенных предмета сделаны из одинакового материала — бумаги. Когда ваш ребенок поймет принцип, пусть займется составлением поезда. Справившись с заданием, он должен будет объяснить вам, почему составил поезд таким образом, а не иначе.

В такую игру постепенно можно добавлять новые рисунки самых разных тематик.

Запомни

В эту игру ребенок может играть с вами или с друзьями. Попросите ребенка повторять за вами движения. Для начала пусть это будут простые движения: например, вы вытираете тарелку, а малыш должен жестами изобразить то же самое. Подметаете — ребенок делает вид, что тоже подметает пол. Постепенно задачу можно усложнять. Например, расставьте на столе несколько чашек в произвольном порядке и проведите между ними запутанную дорожку, попросив ребенка внимательно за вами наблюдать. Потом попросите малыша повторить «пройденный путь». Такая игра способствует развитию памяти ребенка.

Половинки

Для этой игры на бумаге в клетку нарисуйте какое-либо несложное изображение. Это может быть елочка, например. Только не целиком, а половину. Попросите малыша дорисовать картинку, ориентируясь на клетки.

Постепенно вы можете усложнять задачу. Нарисуйте более сложное изображение по клеточкам, раскрасьте его в разные цвета. Пусть малыш дорисует вторую половинку. Ребенку можно сказать, что художник успел нарисовать только одну часть рисунка. И малышу придется закончить картину художника. Только вторая половина картинки должна быть точно такой же, как и первая.

Найди общее

Для такой игры вам потребуются картинки с изображением различных предметов: посуды, игрушек, музыкальных инструментов, растений и пр. Попросите ребенка рассмотреть рисунки и разложить их по группам по смыслу. Поначалу такое задание может показаться сложным вашему ребенку. Но постепенно, когда малыш начнет с легкостью справляться с поставленной задачей, можете ее усложнять. Добавьте картинки с новыми предметами.

Игра в словосочетания

Предложите ребенку такую игру. Вы называете любое существительное, а ваш ребенок должен быстро добавить глагол, подходящий по смыслу. Например, «кот мяукает», «снег вдет», «гром гремит», «листья шуршат». Эта игра способствует развитию внимания, памяти и логических связей.