Как приучить детей к порядку, чтобы это не привело к конфликту в семье. Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку Уборка – не наказание

Разбросанные игрушки довольно часто становятся причиной конфликтов между родителями и детьми. Но стоит ли ссориться из-за такой ерунды? Попробуйте сделать процесс уборки приятным и веселым событием для всей семьи, тогда просьба убрать игрушки будет вызывать у малыша только приятные ассоциации и не станет обременяющей рутиной. Кроме того, совсем не сложно сделать процесс уборки естественной привычкой в характере ребенка.

Для начала немного теории

В жизни каждого ребенка случается сенситивный период восприятия порядка. Это то время, когда малыш маниакально настаивает на том, чтобы дверь в шкафу была закрыта, чтобы игрушки были сложены в определенном порядке и чтобы на него надели ту пижаму, в которой он привык спать. Этот период довольно короткий – он длится примерно с 1,5 до 3 лет и наиболее интенсивно появляется именно в возрасте от 2,5 до 3.

Двух-трехлетние дети чувствуют себя комфортно от того, что находят привычные вещи в тех местах, где они их оставили. В голове ребенка формируется восприятие порядка мира вокруг – он узнает о том, что каждый предмет имеет свое предназначение и свое место. На кухне мы едим, в спальне – спим, в ванной – моемся. Шкаф нужен для хранения одежды, а холодильник – для хранения продуктов. Выходя на улицу, мы надеваем обувь, а заходя в дом – снимаем. Все эти знания кажутся нам естественными сейчас, но когда мы были маленькими детьми, должно было пройти определенное время, чтобы хаотичный мир вещей обрел структуру и порядок в голове каждого из нас. Чем привычнее и наиболее предсказуема окружающая действительность, тем увереннее ребенок перешагнет на следующую ступень своего развития. Осознание порядка дает детям чувство безопасности, а родителям – шанс превратить детское стремление к порядку в хорошую привычку. С игрушками все так же, как и с ботинками, которые мы оставляем у порога – у них тоже есть свое место – на полке.

Порядок в комнате.jpg

Это важное правило организации детского пространства. Используйте для хранения игрушек удобные полки, ящики, шкафчики, определите для каждой вещи свое место – кубики в коробке, пазлы на полке, карандаши в стаканчике и т.д. Когда ребенок будет знать, где что лежит, то просьба «убрать на место» станет для него более ясной и осмысленной.

Важно не захламлять детскую большим количеством вещей. Периодически заменяйте игрушки новыми, старые убирайте, через какое-то время снова меняйте их местами. Оставляйте только те материалы, которые вызывают у ребенка интерес. Все то, чем малыш сейчас не играет, лучше убрать до лучших времен или вовсе избавиться как от лишнего хлама.

Прививайте ребенку привычку убирать на место те игрушки, в которые он закончил играть. Это легко делать, когда малыш предлагает вам поиграть с ним во что-либо. Вы просто говорите: «Я с удовольствием с тобой порисую, только давай сначала соберем пазлы в коробку и уберем на место». Почаще показывайте соблюдение этого принципа на своем примере – взяли почитать книгу, вернули обратно на полку.

Важно не оставлять ребенка один на один с горой разбросанных игрушек. Такая картина кого угодно приведет в ужас. Скажите: «Давай я помогу тебе все сложить на место!». Такой призыв малыш воспримет куда с большим энтузиазмом нежели приказ убрать игрушки. Старайтесь вовсе избегать приказного тона в общении с ребенком, в перспективе это приведет только к отторжению придуманных вами правил.

Если малыш всячески игнорирует ваши призывы свершить уборку, просите других членов семьи помочь вам, при этом не скупитесь на похвалу: «Спасибо, папа! Помогаешь мне собрать конструктор. Мне очень приятно!».

Разобрать всю гору игрушек – сложное задание для малыша, но выполнить несколько небольших действий ему уже гораздо легче. Поэтому давайте ребенку простые конкретные указания: «Собери кубики», «Поставь коробку с кубиками на полку». Старайтесь не пропустить момент, когда уже не будет необходимости слишком конкретизировать действия. Т.е. ребенок уже знает, что убрать кубики – это сложить их в коробку. Предоставьте ему возможность собрать все самому и без подсказок. Но в конце обязательно отметьте, как он старался и какой порядок теперь в комнате.

Если малыш все же не желает принимать участие в уборке, то делайте задания еще более короткими – вложите ему в руки кубик и попросите положить его в коробку, потом еще один и так далее. Когда кубики будут сложены, обязательно скажите «Ура! Все кубики в коробке».

Включите веселую музыку и собирайте игрушки приплясывая. А почему бы и нет? Уборка игрушек вполне может стать веселым занятием. Также вы можете устроить соревнования – кто быстрее соберет свою часть игрушек.

Не ограничивайтесь штамповыми формами похвалы: «Молодец! Хорошо!», вносите разнообразие в вашу речь: «Я вижу, что ты очень старался», «Тебе должно быть пришлось хорошо потрудиться, чтобы так аккуратно все разложить». Отметьте отдельные моменты: «О! И кубики в коробке и даже все бусинки ты собрал с пола». Такие слова более ценны для малыша, так он понимает, что вы действительно неравнодушны к тем усилиям, которые он затратил.

(9 голосов : 4.0 из 5 )

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.

На чтение 7 мин. Опубликовано 30.04.2019

Просторный светлый дом, в котором звенят детские голоса – хрестоматийная картина, иллюстрирующая жизнь идеальной счастливой семьи. Но все очарование пропадает, когда приходит время уборки. Особенно если наведением порядка занимается один человек.

Чтобы бытовые вопросы не нарушали гармонию жизни, стоит приучить к порядку всех домочадцев. Даже одна вовремя вымытая чашка и убранный после игры конструктор значительно сократят время работы по дому. Важно знать, как приучить ребенка убираться, чтобы этот процесс не был похож на дрессировку или ломку характера и индивидуальности.

Личный пример или всему свое время

С появление в доме малыша уклад жизни меняется до неузнаваемости. Ночные бдения, стирка, приготовление отдельных блюд для каждого члена семьи, времени на наведение привычного порядка практически не остается. Именно в этот период следует напрячься, ведь любовь к чистоте закладывается в нежном возрасте.

Чтобы не пришлось просить совет, как приучить детей к порядку, когда градус напряженности в семье уже возрос, заняться решением проблемы нужно как можно раньше. Малыши с удовольствием копируют поведение родителей, перенимают их привычки. Если сын или дочь с первых лет жизни будет видеть порядок или стремление к нему, он также будет любить чистоту.

Важно не перестараться. Привлекать к уборке детей до 1,5 лет не стоит, у них еще недостаточно развита координация движений. По этой же причине не стоит ругать малышей за пролитые напитки. Всему свое время.

Беспорядок в доме, где живут дети – это нормальное явление, не стоит делать из него трагедию. Вместо этого лучше небольшими шажками терпеливо двигаться к цели.

Подводные камни нежного возраста

Каждый возраст малыша прекрасен по-своему. Нежные объятия и взгляды, первые слова и шаги и, увы, первые конфликты на фоне непонимания. Ребенок, который с ранних лет видит вокруг себя чистоту и красоту, будет к ней стремиться:

  1. Приучение к порядку можно начинать с 2 лет. Именно в этом возрасте навыки и привычки можно сформировать с наименьшим ущербом для характера. Стоит запомнить простые правила и рекомендации детских психологов. Не запрещать ребенку помогать, даже если результат его труда больше напоминает ущерб. В нежном возрасте сыновья и дочери любят «помогать» мамам, вытирать пыли, подметать. Важно помнить, что для них важен процесс и контакт с родителем, а не результат. Лучше повторно вытереть пыль, но не забирать тряпку, отбивая желание помогать.
  2. Не придираться к результату. Со многими задачами малыши не могут справиться в силу возраста. Они могут банально не понимать, как это сделать и может потребоваться помощь родителя. Если ребенок упорно не хочет убирать на место конструктор, стоит поинтересоваться, может у него просто не получается?
  3. Не реагировать на провокации. В возрасте около 3 лет каждый малыш проходит период проверок, он опытным путем выясняет, как далеко можно зайти в манипуляциях родителем. Такие проверки могут заключаться в беспричинных капризах или намеренном разбрасывании игрушек. Если отмечено, что беспорядок намеренный, лучше не ругаться и не кричать, это спровоцирует новый виток проверок. Все объяснять мягко, а лучше стоически пережить период.
  4. И не стоит сравнивать детей. Стремление к чистоте и желание наводить порядок может зависеть от особенностей психики. У одного все будет «гореть в руках», а другой даже свои игрушки убирает медленно и сосредоточено. Дети разные, и они не обязаны быть похожими друг на друга.

Но если заторможенность и неаккуратность настораживает, стоит обратиться к невропатологу, чтобы исключить вероятность патологий.

Порядок – это удобно

Когда каждая вещь лежит на своем месте, убираться гораздо проще. Как и собираться на прогулку, а позднее – в школу. Чтобы у ребенка было стремление к порядку, он должен понимать, зачем ему это.

  1. Прежде чем задаваться вопросом, как сделать, чтобы ребенок сам убирал комнату, стоит подумать, как заинтересовать малыша. Ему можно объяснить и показать на примере, что найти любимую игрушку, тетрадь или вещь проще, если она лежит на своем месте.
  2. Возможно, стоит изменить интерьер, отвести место для хранения нужных предметов. Систематизировать хранение, сделав удобные яркие корзины, полки для книг или нанести на ящики комода очертание вещей, которые в нем хранятся.
  3. Ребенку будет интересно поучаствовать и в процессе изменения комнаты. Наносить пометки можно ярким маркером, комментируя свои действия. Или же дать сыну или дочери в руки кисти или карандаши.

У каждого действия должна быть цель. Если в процессе такой работы ребенку станет скучно, можно прерваться и вернуться к пометкам после игры или отдыха.

Систематизация уборки

Психологи рекомендуют начинать решать проблему с обнаружения ее причины. Этот метод можно применить и при приучении ребенка к порядку. Чтобы все сделать правильно, нужно запомнить и постараться понять, что все дети индивидуальны и их видение мира отличается от взрослого.

Приучить к порядку ребенка младшего школьного возраста помогут следующие шаги:

  1. Совместная уборка. Помогать по хозяйству маме или папе гораздо интереснее, чем выполнять рутинные действия. Начинать всегда следует с совместного труда.
  2. Деление работы. Причиной нежелания наводить порядок может быть банальная усталость. Выходом станет деление комнаты на квадраты или зоны, каждую из которых следует убрать в определенный день.
  3. Уменьшение количества игрушек. Обилие кукол, машинок или конструкторов уже само по себе производит впечатление хаоса. Игрушки можно разделить на 2-3 группы и разложить в коробки. И разрешать брать новые только при условии, что остальные вещи уложены в соответствующую коробку.
  4. Систематизация вещей. Убрать брюки будет проще, если малыш будет знать, что они должны лежать на определенной полке.
  5. Конкретизация ежедневных задач. Чтобы ребенок сам без напоминаний наводил порядок, он должен к этому привыкнуть. Если у него будет возможность выбора, то, безусловно, он выберет игру. А если будет знать, что ко времени отхода ко сну все игрушки должны лежать на своих местах, вскоре он будет относить их туда сразу, как только потеряет к ним интерес.

Приучать к порядку малышей лучше в игровой форме. Пусть легкая и
станет ритуалом, во время которого можно пообщаться с родителями. Дети перенимают привычки взрослых, и если будут видеть, что папа всегда ставить обувь на полку, через некоторое время и они будут относить свои кроссовки туда.

Трудный возраст

Подростки в своем стремлении к бунтарству и индивидуальности часто воспринимают указания родителей за попытку подавления. Приучать к порядку их нужно с учетом особенностей, в противном случае можно получить противоположный результат:

  1. Не превращать уборку в наказание. Пусть задание будет просто заданием, а не карой за проступки. Важно попытаться сохранить легкость восприятия, родитель не должен быть для подростка мечом карающим.
  2. Определиться с видением. Часто бунтующая молодежь воспринимает мир в иных красках, нежели взрослые. Сын или дочь искренне может считать комнату чистой, если на столе лежат стопки книг, а на полу набор для творчества. Чтобы проблемы не возникали, следует обозначить критерии оценки уборки, например, убранная постель, нет предметов гардероба на стульях, а грязных чашек на столе. Остальное лучше оставить на усмотрение подростка, его характер формируется и не нужно его подавлять.
  3. Не стоит искать ответ на вопрос, как мотивировать ребенка на уборку в системе поощрений. Обещанный дополнительный час с друзьями или новая вещь – плохой стимул. В следующий раз ребенок может взбунтоваться, требуя поощрение.
  4. Сложность приучения подростка к порядку заключается в том, что прививать полезные привычки следовало раньше. В трудном возрасте характер формируется под действием гормонов, а они – не лучший советчик в вопросах решения конфликтов.

В любом воспитательном моменте главное – не перестараться. Прививая привычки, не нужно стараться сломать характер или подстроить сына или дочь под себя. Ребенок должен быть в первую очередь счастливым, а все остальное вторично.

Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь». Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Заботливые родители мечтают, чтобы дочка выросла настоящей хозяюшкой, а сын - аккуратным и чистоплотным человеком. Но бывает непросто. Что делать, если малыш упрямится или попросту не замечает разбросанные повсюду вещи или игрушки?

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь».

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Как маленького ребенка приучить к порядку

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка. При этом важно учесть:

    Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный - не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

    Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем - устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте - намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

    Если ваш ребенок - природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет - за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно - тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия - основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.


ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет

В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой - насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.

Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:

    Амбициозные и соревновательные дети (обладающие ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр - тут, а рабочий стол - для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.

Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок. Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел - помой за собой посуду», «Собираешься спать - приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.

  1. Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике. Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.
  2. Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание - отсутствие желанного поощрения. Какого - зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.
  3. Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.
    Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота - это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

Когда родитель глубоко понимает все особенности психики ребенка, родительство приносит огромное наслаждение. Приучить малыша к порядку и привить любые другие полезные навыки :

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Приучить детей к порядку дома довольно сложно, но реально. Родителям придется проявить терпение и потратить некоторое количество времени, чтобы научить чадо убирать у себя в комнате, помогать взрослым в домашних делах. Очень важно сделать так, чтобы ребенок не испытывал к трудовым обязанностям антипатию. Нежелательно показывать, что наводить порядок - это тяжкий труд или наказание, наоборот, надо дать понять, что это необходимая составляющая жизни каждого человека. Как приучить ребенка к порядку и одновременно приучить к чистоплотности? Педагоги утверждают, что лучше всего вырабатывать привычки к выполнению домашних дел в форме игры и личного примера.

Хорошее начало - половина дела

Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.

Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша. И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.

Например, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А , покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.

Основные этапы приучения к порядку

Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.

  • Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой. Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно.
  • Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел. Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.

Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей.

Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса.

Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

  • Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать. Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
  • Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.

Какие домашние дела можно предложить детям

Большинство хозяек предпочитают составлять списки дел, чтобы не забыть выполнить самое важное. Они смотрят, какие именно домашние дела нужно выполнить утром или вечером, а затем подстраиваются под составленный график. Он помогает сделать жизнь более спокойной, не превратить ее в рутину и бесконечные бытовые хлопоты. Такие же советы дают педагоги, когда стоит вопрос, как научить ребенка порядку.
Хорошо составить список дел для дошкольника и школьника, чтобы вспомнить, что следует сделать сегодня или завтра. Для этого можно воспользоваться следующими вопросами:

  1. Какие дела нужно выполнять каждый день обязательно?
  2. Что нужно сделать с утра, чтобы день прошел легко и без происшествий?
  3. Какие привычки помогают облегчить домашнюю работу?
  4. Чем можно помочь взрослым при выполнении ежедневных домашних дел?

Важно! Список дел существенно облегчает жизнь родителям и ребенку, оставляет больше свободного времени, которое можно провести в кругу семьи с удовольствием.

Рекомендации психолога предполагают, что родители составляют список дел совместно с малышом. Это может быть:

  • полив растений;
  • уход за домашним питомцем;
  • мытье чайной посуды;
  • проверка чистоты подставки для зубных щеток;
  • уход за расческой и щеткой для волос;
  • уход за своей одеждой и обувью;
  • участие в генеральной уборке квартиры;
  • вытирание пыли.

Отчасти с некоторыми трудовыми действиями ребята могут уже быть знакомы по детскому саду или школе. Родители при составлении списка могут исходить из возможностей своей квартиры и загруженности ребенка в школе.

  • Следует с раннего детства прививать малышу собственную чистоплотность и уважение к делам других членов семьи. Если карапуз самостоятельно подмел пол, вложил столько сил и труда в это занятие, то он не захочет, чтобы другие намусорили. Желательно привлекать всех в семье к домашней работе, чтобы после долгой уборки никто не хотел мусорить или раскидывать вещи.
  • У каждого в семье должны быть собственные домашние обязанности. Ребенок должен четко понимать, какие обязанности в семье выполняет он. Например, все ребята сами должны убирать свои игрушки или школьные принадлежности.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать детей за неубранные игрушки, это ничего не даст и отобьет охоту убирать вообще. Нужно знать меру, ведь если ребенок сейчас категорически отказывается убирать, то заставить его вряд ли получится. Лучше пусть потом выполнит ваше задание, чем вообще ничего.

  • Взрослым следует показать, что уборка может стать не рутинными обязанностями, а интересным занятием, например, движениями под бодрую музыку. Главное, показать это малышу, тогда привычка выработается максимально быстро.
  • Родителям нужно постараться, чтобы и самим воспринимать уборку в качестве увлекательного занятия. Если мама относится к домашней работе как к ужасному факту в своей жизни, то ребенок не сможет относиться к этому иначе. Ну а если все происходит наоборот, то маленький член семьи будет воспринимать пылесос как разнообразие в играх.

Важно! Нежелательно заниматься домашними делами, когда ребенка нет дома. Даже если хозяйством занимается бабушка, маме тоже следует найти для себя домашнее дело и приобщить к нему сына или дочь.

Интересные способы приучения к порядку и дисциплине

1. Чтобы побудить ребенка навести порядок в своей комнате, личных вещах, предметах гигиены, можно воспользоваться советами психологов:

  • Если в доме есть множество игрушек, то можно предлагать малышу сортировать их. Например, в один ящик сложить только машинки, в другой ящик поместить конструктор, а в третий положить кукол и так далее.
  • Для детей постарше можно придумать игру в детективов. Спрятать игрушку и попросить навести порядок в комнате, ведь она впоследствии обязательно найдется в самом неожиданном месте.
  • Чтение также поможет превратить уборку в интересное занятие. Пока дошкольник убирает, мама читает ему интересную книгу.
  • Малыш с удовольствием выполнит домашние дела, если мама предложит ему потом отправиться с ней на прогулку.
  • Мультики, комиксы, фильмы косвенно помогают приучить ребенка к порядку и дисциплине.

2. Психологи уверяют, что лучшим способом приучения детей к порядку является аккуратность самих родителей. Следует на своем примере показать, как важна чистота в доме и что значит аккуратность для ребенка.

3. Необходимо позволить дошкольнику самостоятельно организовать собственное пространство в комнате, разложить вещи по местам, которые он считает нужными. Например, большинство родителей убеждено, что шкаф для одежды категорически не подходит для хранения конструкторов. Но чадо искренне не понимает, почему в своей комнате он не может быть хозяином. Можно пойти на компромисс и переложить одежду в другое место, поставив при этом условие чистоты и аккуратности в шкафу.

4. Следует призывать соблюдать порядок в комнате спокойным голосом, без криков и команд. Иногда приходится десять раз повторить требование, чтобы малыш его услышал. Следует учитывать, что дети не в состоянии выполнять несколько задач в одно время. Поэтому сначала лучше закончить игру, а потом уже приступить к другим делам.

6. Когда ребенок твердо понял, что в его обязанности входит поддержание порядка, желательно выработать общие правила, чтобы порядок удалось сохранить на длительное время.

7. Планирование позволяет выполнять домашние дела поочередно, тогда все получится сделать быстро и без лишних проблем. Следует донести до сознания маленького члена семьи, что следует сначала убрать на столе, а затем уже переходить к уборке пола, иначе все труды окажутся напрасными.

8. Желательно составить распорядок дня и проанализировать его, понять, будет ли дошкольник или школьник все успевать и давать себе время для отдыха и выполнения уроков. Если сын или дочь выполнили все, что от них требовалось, можно поощрить их новыми игрушками или сладостями, но не стоит часто "покупать" этим послушание малышей.

9. Можно вручать специальные звезды или медали из бумаги за каждое выполненное задание, а когда их наберется достаточное количество, то вручить обещанный презент.

10.Выполнять каждый этап уборки нужно не больше 20 минут, иначе на другие дела не хватит времени и сил дошколенка. Можно действовать параллельно: мама моет посуду, а дочка ставит ее в шкаф.

Распространенные ошибки родителей

Как приучить ребенка к порядку без ошибок и проблем? При приучении ребятишек к порядку не стоит делать наиболее распространенных ошибок родителей:

  • Избегать критики. У чада может не получиться с первого раза совершенно незнакомое занятие, для этого требуется многократное повторение.
  • Нельзя сравнивать умения малыша с другими детьми, которые справляются с заданиями лучше. Это может вызвать только неуверенность в собственных силах.
  • Необходимо постоянно следовать правилам и не нарушать их. Если каждый день вечером ребенок поливает цветы, то он и должен продолжать это делать. Если выполнять обязанности нерегулярно, то результата добиться не получится.
  • Не стоит обещать. Нельзя выстраивать "товарные" отношения с детьми, к примеру, ты помой пол, а я тебе дам поиграть в телефон. Дети, которые постоянно получают награды за выполненные действия, не в состоянии трудиться осознанно.
  • Перегрузка запрещена. Не стоит в один день давать слишком много заданий маленькому члену семьи. Переутомление существенно портит настроение, если чадо пришло после тренировки усталое, то оно не в состоянии помыть посуду или пропылесосить.
  • Не давать послабления. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда бабушки не дают ничего делать ребенку, жалея его и предпочитая делать все самостоятельно. Могут при нем поучать родителей, говорят о неправильном воспитании. Этого делать нельзя, ведь впоследствии чадо не сможет делать по дому ничего по причине, что он еще "маленький".
  • Не надо кричать. Крик показывает родительское бессилие и больше ничего. Дети прекрасно это понимают и являются отличными манипуляторами, зная, что мама покричит и сделает в итоге все сама.

Воспитание любви к порядку и уборке является сложнейшей работой для родителей, это требует огромного терпения. Однако умение делать домашние дела и оказывать помощь по дому поможет сформировать воспитанного и взрослого человека, способного отвечать за свои поступки и уважающего чужой труд. Любой родитель мечтает об этом, поэтому следует постараться, чтобы приучить своих ребятишек к порядку.