Как взять на воспитание детей. Приемная семья

В решении психологических вопросов относительно усыновления и воспитания ребенка наилучшим является системный подход. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что психические свойства человека заданы от рождения и не являются наследственными. То есть психологически ребенок может быть совершенно не похож на родителей. С этой точки зрения, родные родители по отношению к усыновителям не имеют особых преимуществ, в том смысле, что психика не наследуется.

Часть первая. Как взять ребенка из детского дома

Законодательно порядок усыновления детей в России состоит из пяти основных шагов:

    Прийти в территориальный Отдел опеки и попечительства по месту жительства и написать заявление.

    Пройти обучение в школе приемного родителя, которое проводят центры подготовки при органах опеки. Обучение обязательное, бесплатное. Здесь подскажут много нюансов, как усыновить ребенка из детского дома.

    Собрать необходимые документы. Их набор зависит от выбранной формы устройства ребенка в семью. Список вам дадут в отделе опеки.

    Найти своего ребенка.

    Оформить ребенка на себя.

Обучение в школе приемного родителя

Усыновление детей – с чего начать? С получения информации. Порядок усыновления ребенка из детского дома и другую информацию, связанную с тем, как взять ребенка из детского дома, можно узнать на специальных курсах для приемных родителей.

Пользу обучения в школе приемного родителя трудно переоценить. Оно ни к чему не обязывает, при этом раскрывает юридические, общие психологические, медицинские и другие вопросы приемного родительства. Слушатели школы получают возможность рассмотреть приемное родительство изнутри довольно подробно. Понять, по каким критериям и как выбрать ребенка на усыновление. Разрешить свои сомнения: вдруг я возьму ребенка на воспитание – и не справлюсь?

Обучение стоит пройти каждому, кто хотя бы теоретически задумывается о теме усыновления ребенка. После обучения вы либо утвердитесь в своем желании взять ребенка, либо поймете, что пока вам этого делать не стоит – и это хорошо! Гораздо хуже, когда люди понимают это, уже взяв ребенка, и возвращают его в детдом. Колоссальную травму в этом случае испытывают все – и несостоявшиеся родители, и больше всех ребенок. До введения школ приемных родителей число возвратов детей составляло 50%. Сейчас эта цифра гораздо ниже. Обучение поможет разобраться, насколько твердо и осознанно ваше решение взять ребенка из детдома.

Усыновление ребенка из детского дома и другие формы семейного устройства

Выбор формы семейного устройства ребенка зависит от ваших желаний, возможностей и статуса ребенка.

    Усыновление детей сирот: ребенок приобретает все права родного ребенка – фамилию, наследственность и т. д. Усыновление или удочерение ребенка возможно, только если ребенок сирота, то есть имеет такой официальный статус (когда родителей нет либо они лишены родительских прав). Кровные родственники после усыновления ребенка не имеют права на общение с ним. Взять ребенка из детдома на такой основе – значит быть готовым полностью принять его в семью – как родного.

    Опека и попечительство: опекун становится законным представителем ребенка. Он может получать ежемесячное пособие на содержание ребенка, что зависит от региона и состояния здоровья ребенка. Под опеку, кроме сирот, могут быть приняты и дети, родители которых не лишены родительских прав, но не могут выполнять свои родительские обязанности: в случаях тяжелых болезней и иных причин. Ребенок передается под опеку для его содержания, воспитания и образования, защиты его прав и интересов. Подробнее о том, как стать опекуном ребенка из детдома, можно уточнить на курсах приемного родителя.

    Опека устанавливается над детьми младше 14 лет. Попечительство – от 14 до 18 лет.

    При оформлении опекунства ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей участия в его содержании. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка.

    Приемная семья: фактически это оформление на работу «приемным родителем». К приемным родителям предъявляются определенные права и обязанности, которые контролируются органами опеки. Ребенок в этом случае должен иметь статус сироты.

    Гостевая семья или наставничество: ребенок проводит в семье часть своего времени. Например, выходные. Часто используется как переходная форма, когда будущие родители хотят лучше познакомиться с ребенком. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как живет семья: получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, советуют, как поступать в тех или иных ситуациях.

    Патронат: устанавливается над детьми без определенного статуса или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление. Часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению ребенка после получения ребенком соответствующего статуса. Когда ребенок отдается на патронатное воспитание, формально он остается воспитанником детского дома, но при этом имеет возможность воспитываться в семье. Его новых родителей обучает патронатная служба и контролирует процесс семейного устройства, патроната.

    Детский дом семейного типа: обычно создается в организационно-правовой форме воспитательного учреждения. Отличается тем, что в нем больше детей, чем в приемных семьях, и наличием льгот.


Различия форм семейного устройства детей

Усыновление детей, опекунство и попечительство, приемная семья – все эти формы семейного устройства детей выдвигают определенные требования к приемным родителям.

Усыновление детей сирот или форма приемной семьи возможны лишь в случае, если родители детей лишены родительских прав. Патронат и гостевая семья позволяют брать детей с любым статусом.

Приемная семья и патронат предполагают ограничения прав воспитателей в отношении детей. Патронат ограничивает эти права чуть больше, чем приемная семья, но договор в случае патронатного воспитания более гибок и воспитателям можно взять на себя ровно ту ответственность за ребенка, которую конкретному человеку по силам нести.

Различается и набор документов. Наиболее объемен и сложен он в случае усыновления детей в России. Наиболее прост – для гостевой семьи.

Выбирать подходящую вам форму семейного устройства лучше всего после обучения в школе приемных родителей.

Часть вторая. Усыновление детей – психологическая сторона приемного родительства

В решении психологических вопросов относительно усыновления и воспитания ребенка наилучшим является системный подход. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что психические свойства человека заданы от рождения и не являются наследственными. То есть психологически ребенок может быть совершенно не похож на родителей. С этой точки зрения, родные родители по отношению к усыновителям не имеют особых преимуществ, в том смысле, что психика не наследуется. Системно-векторная психология различает восемь векторов психики. У человека они могут сочетаться в любых вариациях – от одного до восьми векторов сразу. Векторальный набор определяет врожденные желания и свойства психики человека. То есть определенные свойства характера нам заданы от рождения.

Системный подход на практике приемного родительства

Когда вы задумались о возможности усыновления ребенка, то возникают вопросы, не связанные с правовой стороной дела, но которые стоит прояснить не менее тщательно. Системно-векторная психология позволяет разобраться с самыми пугающими стереотипами усыновления:

  1. Плохие гены. Этот стереотип сильнее, чем кажется. Взрослые становятся менее терпимы к поведению ребенка, когда «плохие» поступки объясняются наследственностью. И менее готовы наладить эмоциональную связь с ребенком, потому что «наследственность не изменить». Есть даже такое выражение: «Хотел бы сироте помочь, но боюсь кукушонка в дом пустить». То есть немало усыновителей опасаются: что, если возьмут ребенка на воспитание – а он пойдет в своих «непутевых» кровных родителей?

    Плохие гены – беспочвенный миф. Многие боятся, не будет ли ребенок воровать, врать. Это зависит не от генов. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что для правильного развития ребенок должен иметь , которое он получает от матери. Зачастую дети в детском доме его не имеют. Поэтому их психологическое развитие может останавливаться.

    P.S. Как выбрать ребенка на усыновление

    Когда вы соберете все необходимые документы, орган опеки выдаст справку о том, что вы можете быть приемным родителем. К этому моменту вы уже будете примерно понимать, какого возраста, пола, состояния здоровья ребенка вы сможете принять в семью. С этой справкой вы идете в любой отдел опеки России. Можно сразу в несколько. Пишете заявление. Вам показывают банк данных с анкетами детей по данному району.

    Искать детей через федеральную базу данных со свободным доступом через интернет не рекомендую, так как ее данные не всегда актуальны, часто информация бывает устаревшей. Таким образом вы выбираете одного или нескольких детей, с которыми хотите познакомиться. Получаете разрешение на посещение конкретного ребенка в детском доме или в доме малютки и идете знакомиться.

    Порядок усыновления ребенка из детского дома предполагает и определенные правила при знакомстве. За один визит можно пообщаться только с одним ребенком. Увидеть всех детей сразу нельзя. Это сделано для того, чтобы не все дети в очередной раз испытывали отчаянную надежду. Поскольку каждый ребенок в каждом взрослом хочет увидеть своего папу или маму. Если вы кого-то выбрали, вы можете сразу оформить ребенка в свою семью или некоторое время приходить к нему в детский дом, чтобы познакомиться поближе.

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Процедура усыновления

Усыновленный ребенок может быть передан в семью только по решению суда. Процедура усыновления довольно сложная и длительная, сопряженная с получением множества бумаг и требующая от потенциальных родителей немало времени и упорства. В случае достижения ребенком 10-летнего возраста, необходимым условием является его согласие.

Требования к родителям

Существует ряд жестких ограничений для потенциальных усыновителей, в том числе по состоянию здоровья и по возрасту. Также при рассмотрении вопроса об усыновлении суд учитывает материальное положение родителей, наличие достаточной жилплощади. Для иностранных граждан процедура усыновления – единственная возможность принять в семью ребенка из России.

Права и обязанности родителей

С правовой точки зрения ребенок после усыновления приравнивается к кровному, и родители несут за него полную ответственность. У них есть возможность дать ребенку свою фамилию, поменять имя, отчество, а в некоторых случаях и дату рождения. Интересы ребенка и его новой семьи призвана защищать тайна усыновления, закон устанавливает наказание за ее разглашение против воли усыновителей. Органы опеки обязаны ежегодно контролировать семью в течение, как минимум, трех лет после усыновления.

Денежное пособие для родителей и льготы для ребенка

Государство не оказывает семье дополнительной помощи, за исключением предоставления матери послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка, если усыновляется младенец до трех месяцев. Денежное пособие на усыновленного ребенка равно установленному законом пособию на кровного ребенка. После усыновления ребенок получает все права родного, включая имущественные, но при этом лишается льгот, которые он имел как сирота (например, права на получение после достижения 18 лет жилья от государства, льгот при поступлении в учебные заведения и т.д.).

Усыновленный ребенок уравнивается в правах с кровными детьми, изъять его из семьи возможно только при лишении родителей родительских прав.

Как оформить усыновление?

Вы хотите усыновить ребенка, но не знаете, куда обратиться и с чего начать эту процедуру. Сначала нужно связаться с органом опеки и попечительства, который находится по Вашему месту жительства.

В орган опеки нужно прийти с паспортом или другим документом, удостоверяющим Вашу личность и подтверждающим место жительства в данном населенном пункте. Если Вы замужем или женаты, возьмите с собой свидетельство о браке. Специалист ООП побеседует с Вами, расскажет о порядке усыновления и его последствиях, назовет документы, которые нужно оформить для усыновления.

Основными являются следующие документы:

  • Медицинское заключение о состоянии здоровья, оформленное на специальном бланке с перечнем специалистов, которых Вы должны посетить.
  • Документы, подтверждающие доходы семьи: либо справка с места работы с указанием должности и заработной платы (для работающих), либо заверенная в установленном порядке копия декларации о доходах.
  • Документы о жилищно-бытовых условиях: копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги, если жилье муниципальное. Если жилье приватизировано или находится в частной собственности, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение: договор купли-продажи, свидетельство о регистрации права собственности.
  • Справка из УВД (ОВД) об отсутствии судимости. Вас также попросят написать заявление по установленной форме и автобиографию.

Специалисты изучат документы, проверят Ваши жилищно-бытовые условия и выдадут заключение о возможности быть усыновителем. Это документ дает Вам право начать поиск ребенка.

  • Опека/ Попечительство

Опека

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 33 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пособие для опекунов и льготы для ребенка

Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. В Самарской области в настоящее время выплата составляет 6844 рублей на каждого ребенка.

Опекун ежемесячно получает установленное законом пособие на ребенка, а органы опеки и попечительства обязаны осуществлять регулярный контроль условий содержания, воспитания и образования ребенка, содействовать организации его обучения, отдыха и лечения. После достижения 18-летия за ребенком сохраняется право на получение жилья в случае его отсутствия.Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на:

  • воспитание в семье опекуна или попечителя, заботу со стороны опекуна или попечителя, совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
  • причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  • защиту от злоупотреблений со стороны опекуна или попечителя.

Особенности опеки или попечительства:

  • опека или попечительство устанавливается правовым актом органов местного самоуправления (распоряжение) до совершеннолетия ребенка;
  • опека или попечительство может быть установлена на определенный срок;
  • на содержание опекаемого ребёнка выплачиваются денежные средства;
  • ежегодно опекуны или попечители должны предоставлять отчет о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении таким имуществом;
  • органы опеки и попечительства осуществляют регулярный контроль (надзор) за условиями содержания, воспитания и образования ребенка;
  • органы опеки и попечительства оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого;
  • родители не освобождаются от обязанностей по содержанию ребенка и должны платить алименты;
  • ребенок, переданный под опеку или попечительство, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты;
  • возможно появление претендента на усыновление ребёнка;
  • возвращение ребенка родителям.
  • передача ребёнка под опеку не является тайной, охраняемой законом;
  • родственники ребёнка имеют право на общение с ним.

Требования к назначению опекуна или попечителя
1. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.
3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство) взять в приемную семью
(утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 N 542)

  • Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета
  • Заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации
  • Злокачественные онкологические заболевания всех локализаций
  • Наркомания, токсикомания, алкоголизм
  • Инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета
  • Психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными
  • Все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность

В каких случаях ребенку может быть назначен опекун или попечитель
Ребенку может быть назначен опекун в случае:

  • смерти родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом по правовым последствиям приравнивается к смерти);
  • лишения их родительских прав;
  • ограничения их в родительских правах;
  • признания родителей недееспособными;
  • болезнь родителей;
  • длительное отсутствие родителей;
  • уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  • отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
  • пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы.
  • рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 Семейного Кодекса РФ)
  • по иным причинам признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законодательством РФ порядке

Отделы, рассматривающие вопросы по опеке или попечительству:

на территории Автозаводского района бульвар Орджоникидзе, д. 16, тел. 54-44-29;
- отдел реализации опеки и попечительства на территории Центрального и Комсомольского районов департамента по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии г.о.Тольятти, находящийся по адресу: б-р Ленина, 15, тел. 54-38-57;
- отдел выявления и устройства несовершеннголетних департамента по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии г.о.Тольятти, находящийся по адресу: ул. Мира, д. 43, тел. 54-30-28.

Основания прекращения опеки и попечительства

Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ст. 39 и 40 ГК РФ. Все основания можно разделить на три группы:
1. «Автоматическое » прекращение:

    • достижение несовершеннолетним 14 лет прекращает опеку, достижение 18 лет- попечительство;
    • вступление несовершеннолетнего в брак прекращает попечительство;
    • эмансипация несовершеннолетнего прекращает попечительство;
    • достижение совершеннолетия или приобретение полной гражданской дееспособности несовершеннолетним родителем прекращает опеку над его ребенком;

2. Освобождение опекуна или попечителя от исполнения обязанностей :

    • освобождение от исполнения обязанностей при наличии уважительных причин;
    • возврат несовершеннолетнего его родителям;
    • усыновление несовершеннолетнего;
    • помещение подопечного в соответствующее воспитательное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение (не обязательное основание для всех случаев).

3. Отстранение опекуна или попечителя .

    • исполнение опекуном (попечителем) полномочий в корыстных целях;
    • оставление подопечного без надзора и необходимой помощи;
    • иное ненадлежащее выполнение опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей.

Приемная семья

Приёмная семья - форма семейного устройства детей; совмещает черты детского учреждения, опеки и усыновления; приемная семья может стать решением проблемы трудовой занятости родителей. Это форма воспитания ребёнка (детей) на дому у приемного родителя. Данная форма семейного устройства узаконена с 1996 года Семейным кодексом РФ.

Процедура создания приемной семьи

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка на воспитание, который заключается органом опеки и попечительства с приемными родителями.

Передача ребенка в семью происходит с учетом его мнения и с согласия администрации детского учреждения, в котором он находится. Передача ребенка, достигшего 10-летнего возраста, осуществляется с его согласия. На практике нередко возникают сложности при оформлении ребенка в семью, проживающую в другом районе или городе. Дело в том, что выплаты на содержание ребенка осуществляются из бюджета района, где он был зарегистрирован.
Органы, рассматривающие вопросы устройства детей в приемную семью :
- Отдел организации деятельности по опеке, попечительству и усыновлению г. Тольятти, ул. Голосова, д. 99 , каб. 8, тел. 54-37-69.
- Отдел выявления и устройства несовершеннолетних департамента по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии городского округа Тольятти по адресу: г.Тольятти, б-р Ленина, 15 , тел. 54-33-14, 54-44-69.

Статус ребенка и его возраст

Ограничений для помещения ребенка в семью нет. Возможно устройство в приемную семью ребен­ка с ослабленным здоровьем, отклонениями в развитии, инвалида. Дети, имеющие братьев и сестер, как правило, пе­редаются в одну семью.

Требования к приемным родителям

Приемными родителями могут быть совершенно­летние лица обоего пола, за исключением лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дее­способными; лишенных родительских прав или ограниченных су­дом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадле­жащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; имеющих заболевания, при наличии которых взять ребенка на воспитание нельзя.

Права и обязанности приемных родителей

Это законные пред­ставители ребенка, которые обязаны его воспитывать, заботиться о его здоровье, развитии, создавать условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни. В такой семье могут находиться до восьми детей, включая биологических. Ребенок в приемной семье имеет право на поддержа­ние контактов с биологическими родителями, родственниками.

Денежные выплаты приемным родителям и льготы для ребенка

Взрослые получают заработную плату. На содержание каждого ребенка им выплачиваются средства на питание, одежду, обувь и другие нужды. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие выплаты и льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста.
На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. В Самарской области в настоящее время выплата составляет 6844 рублей на каждого ребенка.
Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха .

Дальнейшее устройство ребенка

Ребенок, помещенный в приемную семью, при наличии у него соответствующего статуса и при появлении кандидата, желающего его усыновить, может быть передан усыновителю по решению суда.

Как создать приемную семью?

Перечень документов и процедура поиска ребенка такие же, как при усыновлении и опеке. Если у Вас появится желание взять одного или нескольких детей (но не более восьми) на воспитание, то нужно обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства с заявлением, в котором просите дать заключение о возможности быть приемными родителями.

Изучив поданные документы, на основании акта обследования условий жизни Вашей семьи орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления готовит заключение о возможности стать приемным родителем. Это основание для подбора ребенка в целях его передачи в приемную семью.

После того как приняли решение, что ребенок будет жить у Вас, пишете заявление с просьбой о его передаче в семью, к нему прилагаете заключение о возможности быть приемным родителем. После этого заключается договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями.

Договор предусматривает также оплату труда приемных родителей. А вот размер оплаты определяется региональным законом об оплате труда приемных родителей. Детям выплачиваются средства на их содержание.

Подопечные и приемные дети, в отличие от усыновленных, пользуются льготами, которые предусматриваются как федеральными, так и региональными законами. Это могут быть льготы на получение образования, медицинское обслуживание, приобретение путевок, получение жилья, если у ребенка его нет.

  • атронат/ Наставничество

Патронат

Патронат - семейная форма устройства, предусматривающая временную передачу ребенка в специально подготовленную семью; основная цель данной формы – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье; патронат может стать решением проблемы трудовой занятости родителей.

Процедура помещения ребенка в семью

Устанавливается на основании заключения договора между патронатными воспитателями, органами опеки и попечительства и детским учреждением (или уполномоченной службой) о разделении полномочий и ответственности за ребенка.

Статус ребенка и его возраст

На патронат передается ребенок, независимо от его возраста, статуса и состояния, которому временно требуется замещающая семья или особые условия его поддержки и сопровождения.

Требования к патронатным воспитателям

Патронатное воспитание – это профессиональная работа, поэтому требования к воспитателю сходны с требованиями к воспитателю детского дома. Патронатный воспитатель – фактически сотрудник сиротского учреждения - должен пройти специальную подготовку, а также быть готовым к сотрудничеству со специалистами, обсуждению возникающих проблем, а в случае необходимости и к изменению своего жизненного уклада в интересах ребенка.

Права и обязанности патронатных воспитателей

Патронат может быть краткосрочным (от одного дня до шести месяцев) и долгосрочным (от шести месяцев и более). Патронатный воспитатель обязан выполнять разработанный специалистами план по защите прав ребенка. При этом специалисты детского дома или уполномоченной службы осуществляют психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка и семьи. Ребенок поддерживает контакты с кровными родителями и родственниками.

Денежные выплаты патронатным воспитателям и льготы для ребенка

Взрослые получают зарплату, им засчитывается трудовой стаж, предоставляется отпуск согласно трудовому законодательству. Также им выплачивается пособие на содержание ребенка, целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. За детьми сохраняются все положенные им по статусу льготы.

Дальнейшее устройство ребенка

Он может быть изъят из патронатной семьи по решению сторон. В случае отсутствия возможности передать ребенка на усыновление, краткосрочный патронат обычно переходит в долгосрочный. Нередко он остается в той же семье, то есть патронат используется как переходная форма к опеке или усыновлению после получения ребенком соответствующего статуса. При передаче на усыновление преимущественное право предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого он воспитывается.

Наставничество

Наставничество – его еще называют семьей выходного дня, каникулярной семьей: ребенка берут в семью на время, а потом возвращают в детский дом; основная цель данной формы – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье

Процедура помещения в семью

Устанавливается с помощью заключения договора между семьей и детским учреждением о разделении полномочий и ответственности за ребенка. Желание ребенка при помещении в семью обязательно учитывается.

Статус ребенка и его возраст

Такая форма, по мнению специалистов, может быть полезна только для детей старшего возраста, которые способны осознанно воспринимать ситуацию – она дает бесценный опыт жизни в семье, общение и поддержку доброжелательных взрослых. Но для ребенка до 11-12 лет, мечтающего о семье, папе и маме, возвращение в детский дом может стать тяжелой травмой.

Требования к наставникам

Требования к ним менее жесткие, чем к патронатным воспитателям. Тем не менее, они должны пройти специальную подготовку, а также быть готовыми к сотрудничеству со специалистами, к обсуждению возникающих проблем.

Права и обязанности наставников

Взрослые на время нахождения у них ребенка обязаны выполнять разработанный специалистами план по защите его прав.

Дальнейшее устройство ребенка

Наставничество для ребенка может стать ступенькой к другой форме устройства, например, долгосрочному патронату или усыновлению, если статус ребенка это позволяет. Даже если этого не происходит, пребывание в семье, как правило, положительно сказывается на ребенке, ведь для него это возможность некоторое время побыть вне стен детского учреждения, расширить круг общения, приобрести друзей.

По статистике на 2016 год, более 148 тысяч детей из детских домов воспитывалось в приемных семьях. Пять тысяч из них вернулись обратно в детдом. Отказавшиеся от приемных детей женщины , каково это – быть матерью неродного ребенка и что подтолкнуло их к непростому решению.

Ирина, 42 года

В семье Ирины воспитывалась дочь, но они с мужем хотели второго ребенка. Супруг по медицинским показаниям больше не мог иметь детей, пара решилась на усыновление. Страха не было, ведь Ирина работала волонтером и имела опыт общения с отказниками.

— Я пошла вопреки желанию родителей. В августе 2007 года мы взяли из дома малютки годовалого Мишу. Первым шоком для меня стала попытка его укачать. Ничего не вышло, он укачивал себя сам: скрещивал ноги, клал два пальца в рот и качался из стороны в сторону. Уже потом я поняла, что первый год жизни Миши в приюте стал потерянным: у ребенка не сформировалась привязанность. Детям в доме малютки постоянно меняют нянечек, чтобы не привыкали. Миша знал, что он приемный. Я доносила ему это аккуратно, как сказку: говорила, что одни дети рождаются в животе, а другие - в сердце, вот ты родился в моем сердце.

Ирина признается, маленький Миша постоянно ею манипулировал, был послушным только ради выгоды.

— В детском саду Миша начал переодеваться в женское и публично мастурбировать. Говорил воспитателям, что мы его не кормим. Когда ему было семь, он сказал моей старшей дочери, что лучше бы она не родилась. А когда мы в наказание запретили ему смотреть мультики, пообещал нас зарезать.

Миша наблюдался у невролога и психиатра, но никакие лекарства на него не действовали. В школе он срывал уроки и бил сверстников. У мужа Ирины закончилось терпение и он подал на развод.

— Я забрала детей и уехала в Москву на заработки. Миша продолжал делать гадости исподтишка. Мои чувства к нему были в постоянном раздрае: от ненависти до любви, от желания прибить до душераздирающей жалости. У меня обострились все хронические заболевания. Началась депрессия.

По словам Ирины, Миша мог украсть у одноклассников деньги, а выделенные ему на обеды средства спустить в игровом автомате.

— У меня случился нервный срыв. Когда Миша вернулся домой, я в состоянии аффекта пару раз его шлепнула и толкнула так, что у него произошел подкапсульный разрыв селезенки. Вызвали «скорую». Слава богу, операция не понадобилась. Я испугалась и поняла, что надо отказаться от ребенка. Вдруг я бы снова сорвалась? Не хочу садиться в тюрьму, мне еще старшую дочь поднимать. Через несколько дней я пришла навестить Мишу в больнице и увидела его в инвалидном кресле (ему нельзя было ходить две недели). Вернулась домой и перерезала вены. Меня спасла соседка по комнате. Я провела месяц в психиатрической клинике. У меня тяжелая клиническая депрессия, пью антидепрессанты. Мой психиатр запретил мне общаться с ребенком лично, потому что все лечение после этого идет насмарку.

После девяти лет жизни в семье Миша вернулся в детский дом. Спустя полтора года юридически он все ещё является сыном Ирины. Женщина считает, что ребенок до сих пор не понял, что произошло, он иногда звонит ей и просит что-нибудь ему купить.

— У него такое потребительское отношение ко мне, как будто в службу доставки звонит. У меня ведь нет разделения - свой или приемный. Для меня все родные. Я как будто отрезала от себя кусок.

После случившегося Ирина решила выяснить, кто настоящие родители Миши. Оказалось, у него в роду были шизофреники.

— Он симпатичный мальчишка, очень обаятельный, хорошо танцует, и у него развито чувство цвета, хорошо подбирает одежду. Он мою дочь на выпускной одевал. Но это его поведение, наследственность все перечеркнула. Я свято верила, что любовь сильнее генетики. Это была иллюзия. Один ребенок уничтожил всю мою семью.

Светлана, 53 года

В семье Светланы было трое детей: родная дочь и двое приемных детей. Двое старших уехали учиться в другой город, а самый младший приемный сын Илья остался со Светланой.

— Илье было шесть, когда я забрала его к себе. По документам он был абсолютно здоров, но скоро я начала замечать странности. Постелю ему постель - наутро нет наволочки. Спрашиваю, куда дел? Он не знает. На день рождения подарила ему огромную радиоуправляемую машину. На следующий день от нее осталось одно колесо, а где все остальное - не знает.

После нескольких обследований у невролога Илье поставили диагноз – абсансная эпилепсия. Для заболевания характерны кратковременные отключения сознания.

— Со всем этим можно было справиться, но в 14 лет Илья начал что-то употреблять, что именно - я так и не выяснила. Он стал чудить сильнее прежнего. Все в доме было переломано и перебито: раковина, диваны, люстры. Спросишь у Ильи, кто это сделал, ответ один: не знаю, это не я. Я просила его не употреблять наркотики. Говорила: окончи девятый класс, потом поедешь учиться в другой город, и мы с тобой на доброй ноте расстанемся. А он: «Нет, я отсюда вообще никуда не уеду, я тебя доведу».

Спустя год ссор с приемным сыном Светлана попала в больницу с нервным истощением. Тогда женщина приняла решение отказаться от Ильи и вернула его в детский дом.

— Год спустя Илья приехал ко мне на новогодние праздники. Попросил прощения, сказал, что не понимал, что творит, и что сейчас ничего не употребляет. Потом уехал обратно. Уж не знаю, как там работает опека, но он вернулся жить к родной матери-алкоголичке. У него уже своя семья, ребенок. Эпилепсия у него так и не прошла, чудит иногда по мелочи.

Евгения, 41 год

Евгения усыновила ребенка, когда ее родному сыну было десять. От того мальчика отказались предыдущие приемные родители, но несмотря на это, Евгения решила взять его в свою семью.

— Ребенок произвел на нас самое позитивное впечатление: обаятельный, скромный, застенчиво улыбался, смущался и тихо-тихо отвечал на вопросы. Уже потом по прошествии времени мы поняли, что это просто способ манипулировать людьми. В глазах окружающих он всегда оставался чудо-ребенком, никто и поверить не мог, что в общении с ним есть реальные проблемы.

Евгения стала замечать, что ее приемный сын отстает в физическом развитии. Постепенно она стала узнавать о его хронических заболеваниях.

— Свою жизнь в нашей семье мальчик начал с того, что рассказал о предыдущих опекунах кучу страшных историй, как нам сначала казалось, вполне правдивых. Когда он убедился, что мы ему верим, то как-то подзабыл, о чем рассказывал (ребенок все-таки), и вскоре выяснилось, что большую часть историй он просто выдумал. Он постоянно наряжался в девочек, во всех играх брал женские роли, залезал к сыну под одеяло и пытался с ним обниматься, ходил по дому, спустив штаны, на замечания отвечал, что ему так удобно. Психологи говорили, что это нормально, но я так и не смогла согласиться с этим, все-таки у меня тоже парень растет.

Учась во втором классе, мальчик не мог сосчитать до десяти. Евгения по профессии преподаватель, она постоянно занималась с сыном, им удалось добиться положительных результатов. Только вот общение между матерью и сыном не ладилось. Мальчик врал учителям о том, что над ним издеваются дома.

— Нам звонили из школы, чтобы понять, что происходит, ведь мы всегда были на хорошем счету. А мальчик просто хорошо чувствовал слабые места окружающих и, когда ему было нужно, по ним бил. Моего сына доводил просто до истерик: говорил, что мы его не любим, что он с нами останется, а сына отдадут в детский дом. Делал это втихаря, и мы долго не могли понять, что происходит. В итоге сын втайне от нас зависал в компьютерных клубах, стал воровать деньги. Мы потратили полгода, чтобы вернуть его домой и привести в чувство. Сейчас все хорошо.

Сын довел маму Евгении до сердечного приступа, и спустя десять месяцев женщина отдала приемного сына в реабилитационный центр.

— С появлением приемного сына семья стала разваливаться на глазах. Я поняла, что не готова пожертвовать своим сыном, своей мамой ради призрачной надежды, что все будет хорошо. К тому, что его отдали в реабилитационный центр, а потом написали отказ, мальчик отнесся абсолютно равнодушно. Может, просто привык, а может, у него атрофированы какие-то человеческие чувства. Ему нашли новых опекунов, и он уехал в другой регион. Кто знает, может, там все наладится. Хотя я в это не очень верю.

Анна (имя изменено)

— Мы с мужем не могли иметь детей (у меня неизлечимые проблемы по женской части) и взяли ребенка из детского дома. Когда мы его брали, нам было по 24 года. Ребенку было 4 года. С виду он был ангел. Первое время не могли нарадоваться на него, такой кудрявенький, хорошо сложен, умный, по сравнению со своими сверстниками из детдома (не для кого не секрет, что дети в детдоме плохо развиваются). Конечно, мы выбирали не из принципа, кто симпатичнее, но к этому ребенку явно лежала душа. С тех пор прошло почти 11 лет. Ребенок превратился в чудовище — ВООБЩЕ ничего не хочет делать, ворует деньги у нас и у одноклассников. Походы к директору для меня стали традицией. Я не работаю, посветила жизнь ребенку, проводила с ним все время, старалась быть хорошей, справедливой мамой… не получилось. Я ему слово — он мне «иди на***, ты мне не мать/да ты *****/да что ты понимаешь в моей жизни». У меня больше нет сил, я не знаю, как на него повлиять. Муж устранился от воспитания, говорит, чтобы я разбиралась сама, т. к. (цитирую) «я боюсь, что если я с ним начну разговаривать, я его ударю». В общем, я не видела выхода, кроме как отдать его обратно. И да. Если бы это мой ребенок, родной, я бы поступила точно так же.

Наталья Степанова

— Маленький Славка мне сразу полюбился . Одинокий и застенчивый малыш выделялся из ребячьей толпы в социальном центре помощи детям. Мы забрали его в первый же день знакомства. Однако уже через две недели забили тревогу. Внешне спокойный и добрый мальчик неожиданно стал проявлять агрессию к домашним питомцам. Сначала Слава повесил на кухне новорожденных котят, предварительно обмотав их проволокой. Затем объектом его внимания стали маленькие собачки. В итоге на счету малолетнего душегуба оказалось не менее 13 загубленных жизней. Когда началась череда этих жестоких поступков, мы сразу же обратились к детскому психологу. На приеме специалист нас успокоила и посоветовала уделять Славе больше времени и дать понять, что мы любим его. Мы пошли навстречу и летом уехали в деревню, подальше от шумного города. Но там ситуация стала ещё хуже. На очередной консультации психолог объяснила нам, что Славке необходима специализированная помощь. А так как я в положении, мы решили, что сына лучше отдать обратно в детский дом. Мы до последнего надеялись, что у мальчика вскоре пройдет агрессия, а вместе с ней и желание убивать. Последней каплей терпения стали три тела растерзанных щенят. Словно по сценарию фильма ужасов, в очередной раз воспользовавшись отсутствием взрослых, малыш в одиночку жестоко забил четвероногих до смерти.

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане, желающие взять на воспитание, оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями...

I. Общие положения

1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно Приложению №1.

Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно Приложению №2.

4. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

5. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

II. Порядок организации приемной семьи

6. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

7. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению должны быть приложены:

  • справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
  • документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
  • копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
  • медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Порядок освидетельствования состояния здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, определяет Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ.

8. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. При этом должны быть приняты во внимание их личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

В случае, если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка - инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

10. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

11. Для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

12. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке.

13. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и другие);
  • заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

14. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка.

К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пунктах 7 и 13 настоящего Положения.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями.

15. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка (детей) ответственность перед обществом.

17. Приемные родители (родитель) являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

19. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям, в случае усыновления ребенка (детей).

Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законом порядке.

III. Передача ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

20. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:

  • дети - сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

21. По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с отклонениями в развитии, ребенка (детей) - инвалида.

22. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

23. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок.

Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

24. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

25. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;
  • справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
  • документ об образовании (для детей школьного возраста);
  • документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
  • справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
  • опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
  • документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним;
  • копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

26. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему , пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

27. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

28. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

IV. Материальное обеспечение приемной семьи

29. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

30. Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

Органы местного самоуправления исходя из принимаемых ими решений выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка (детей), ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей (родителя).

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

31. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

32. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

33. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.

Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

34. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

Мы из Новосибирска.

Да многодетная семья, но один ребенок у нас из детского дома был, и договор был как приемная семья так как детей у нас трое.

Добрый день. У меня такой вопрос: с 2004 года у нас с нашей администрацией(отделом опеки) был заключен договор о приемной семьи у нас двое детей родных и один приемный ребенок и этому ребенку 1 декабря 2015 года исполнилось 18 лет, но он в данный момент учится в учебном заведении "Имеют ли наши дети пользоваться правом бесплатного проезда на городском транспорте так как они все учаться в разных учебных заведениях?

Здравствуйте!!! Моя семья "приемная семья" взяла на воспитание мальчика. Мальчику 5 лет, зовут Богдан, славный ребенок. Живет он с нами уже семь месяцев, фактически по документам 4 месяца, т.к. 3 месяца ушло на оформление. Так вот за эти четыре месяца на ребенка перечислили всего четыре тысячи. Обращалась в органы опеки, мне в ответ поступления не было. Подскажите куда мне лучше обратиться, чтобы разрешить эту проблему.

мы с мужем организовали приемную семью. официально заглючен труд. договор с администрацией города, но в выплате детских пособий по уходу за детьми до 1,5 лет мне отказано по причине именно этого труд договора. это законно?

30.09.2008 00:16:39, мамаша

Хочу задать вопрос: при создании приемной семьи, положен ли мне оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет. Звонила в местный соцстрах (Аша Челябинская область). Мне сказали, что если приемная семья, то соцстрах не возмещает работодателю. То же мамое написано на сайе соцстраха за 2007 год. Как быть. Для меня (я однга проживаю) приемная семья - оптимальный вариант хотя бы на два года, а затем, когда выйду на работу можно уже и усыновить.
Заранее спасибо за ответ. В пятницу нужно уже решить, что я выбираю.

20.08.2008 21:00:39, Светлана

Если Вы в России, то бред Вам сказали...

Могут ли мне отказать в опеке на основании того, что ребенок маленький (3года)? В ДР, где он находится, мне сказали, что их дети подлежат только усыновлению, а опека - только для близких родственников.

До сих пор в нашей стране, несмотря на усилия отдельных людей и государства, количество детей-сирот не снижается. Ежедневно в дома ребенка поступают отказники из родильных домов, а в детские дома прибывают ребята, нахождение которых в родной семье опасно для жизни. Государственное учреждение – временная мера, но никак не выход из бедственного положения маленького человека, от которого отвернулись самые близкие люди. Ребенок не может вырасти счастливым вне семьи, а значит, больше всего на свете ему нужны новые, любящие, родители. В таких ситуациях единственной действенной мерой становится приемная семья. Речь идет о собирательном образе всех семей, которые осуществляют , берут под опеку, оформляют попечительство или прибегают к любой другой форме устройства ребенка в семью.

Что такое приемная семья

Можно выделить следующие формы приемных семей:

  • Усыновление – ребенок принимается в семью на правах родного по крови. Он становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
  • Опека – ребенок принимается в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Он может сохранять сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
  • Патронат – ребенок воспитывается в семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья – ребенок воспитывается дома у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в приемную семью.

Опыт усыновления детей-сирот существует, и он успешен. Однако способность принять ребенка дана далеко не каждому человеку – необходимо внимательно прислушиваться к себе, стараться найти ответы на внутренние вопросы. Если не удается принять решение самостоятельно, всегда можно пообщаться с психологом. Он поможет «заглянуть» внутрь себя и понять, что именно вам нужно от жизни. Возможно, это отнюдь не помощь ребенку, а желание удовлетворить некие личные амбиции. В таком случае не стоит рассчитывать на приемных детей – они вовсе не обязаны оправдывать ваши ожидания.

Приемная семья, как и любая другая, с появлением ребенка может столкнуться с рядом проблем. Способность решить их без потерь во многом зависит именно от готовности принять маленького человека и от компетентности приемных родителей. Чем яснее люди понимают, на что они идут, когда принимают решение воспитывать приемного ребенка, тем лучше. Разумеется, справиться со своими функциями приемным родителям в большинстве случаев будет сложнее, чем родным. Причина проста – дети, пережившие трагедию (будь то гибель близких, разрушение семьи или лишение мамы и папы родительских прав), переживают глубокую душевную драму. Не меньший урон детской психике наносит и пребывание в детском доме, где нет ни одного родного человека. Не на кого рассчитывать и не с кем разделить переживания. В детских учреждениях есть только люди, выполняющие свою работу. Даже если они делают это безупречно, замены родительской любви не произойдет.

Адаптация ребенка в приемной семье

Адаптация в семье в среднем длится до года и проходит достаточно тяжело. Могут обостряться болезни, возникать неожиданные слезы и истерики, появляться отрицание всех и вся («не хочу», «не буду», «уйди») и даже агрессия. Все это закономерно и со временем обязательно пройдет при условии грамотности родителей и их искренней любви.

Адаптацию ребенка в приемной семье можно условно разделить на несколько этапов:

  • Этап подготовки, когда ребенок только посещает новых родителей, приходит в гости до окончательного приема малыша в семью.
    В этот период приемные родители стараются, чтобы ребенку было комфортно в доме, делают подарки, всячески его хвалят и подбадривают. Ребенок же пытается понравиться новым родителям. Очень важно не торопить события и не давить на ребенка, чтобы он называл родителей «мама» и «папа».
  • Этап кризиса, когда ребенок начинает вести себя совсем не так, как привыкли наблюдать приемные родители.
    Процесс закономерен и его стоит рассматривать, как правильное развитие взаимоотношений. Если ребенок показывает новым родителям свои нехорошие стороны – это признак доверительных отношений.
  • Этап адаптации, когда ребенок начинает чувствовать себя в новой семье, как дома.
    Меняется его внешность, поведение, малыш становится самостоятельным и более уверенным в себе. Следует помнить, что любое изменение в семье может нанести ребенку психологическую травму.
  • Этап стабилизации, когда семья окончательно становится семьей.
    Приемный ребенок спокоен, хотя его могут тревожить воспоминания о прошлой жизни, и приемные родители удовлетворены состоянием своей семьи.

Лучший способ заранее «подстелить соломы» - это заблаговременно, до момента прихода ребенка в семью, обзавестись контактами необходимых специалистов: медиков, неврологов, психологов. И, не стесняясь, при первых же трудностях, обращаться к ним.

Как стать приемными родителями

Какие дети передаются в приемную семью:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в учреждениях социальной защиты населения, лечебно-профилактических, воспитательных или других аналогичных учреждениях;
  • дети, чьи родители по состоянию здоровья не могут заниматься их содержанием и воспитанием;
  • дети, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах, признаны судом недееспособными или осуждены;
  • дети, чьи родители неизвестны;
  • дети-сироты

Алгоритм создания приемной семьи

  • Кандидат в приемные родители сдает в Управление опеки и попечительства пакет документов согласно перечню с заявлением о выдаче заключения о возможности быть приемным родителем.
  • Специалисты Управления в течение 3 дней со дня предоставления вышеуказанных документов проводят обследование жилищно-бытовых условий проживания кандидата в приемные родители и акт обследования в течение 3-х дней утверждается руководителем органа опеки. Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в 3-дневный срок гражданину, выразившему желание принять ребенка в семью. Акт обследования может быть оспорен гражданином в судебном порядке.
  • В течение 10 дней со дня предоставления документов принимается решение назначении приемного родителя либо о возможности кандидата быть приемным родителем, на основании которого выдается направление в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на знакомство с ребенком, его личным делом и медицинским заключением о его состоянии здоровья.
  • В случае положительно принятого решения кандидат пишет заявление о намерении принять ребенка в семью.
  • Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как законный представитель направляет ребенка на комиссионное обследование его состояния здоровья, (как на усыновление) и вместе с медицинским заключением, своим согласием на передачу ребенка в приемную семью передает в Управление пакет документов на ребенка.
  • Управление готовит нормативный акт о возможности передачи ребенка на воспитание в приемную семью: о назначении опекуна (приемного родителя), исполняющего обязанности возмездно, о необходимости выплаты денежных средств на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, и на содержание ребенка.
  • Управление заключает с приемным родителем договор о передаче ребенка в приемную семью и дополнительно к договору готовит индивидуальные условия передачи ребенка, удостоверение приемного родителя и вручает памятку приемному родителю с документами ребенка.
  • В случае, если кандидат из другого МО, то личное дело передается в муниципальное образование по месту фактического проживания приемной семьи для назначения выплаты денежных средств и контроля за условиями воспитания и содержания ребенка.
  • Приемным родителям назначается ежемесячные денежные выплаты на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, размер которого в 2013 году составлял– 6543 руб. 80 коп., и денежное вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в размере – 2500 рублей (если семья воспитывает ребенка до 3-х лет и, ребенка-инвалида, то назначается доплата к денежному вознаграждение в размере 20%).
  • Школьникам выплачивается компенсация за проезд 310 руб.88 коп. Приемному родителю при передаче ребенка в семью выплачивается единовременное пособие в размере около 12000 рублей.

Как усыновить ребенка?

Требования, предъявляемые к приемным родителям

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за 12 месяцев, или иной документ, подтверждающий доход граждан;
  • Выписка из домовой книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копия финансового лицевого счета с места жительства;
  • Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования за преступления, против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • Копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);
  • Автобиография;
  • Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
  • Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно, на прием ребенка в семью;
  • Копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являлись или являются усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

Первое, что необходимо сделать каждому человеку, задумавшемуся об усыновлении – это обсудить свое желание с самыми близкими людьми: супругом и детьми. К слову, распространенный стереотип о том, что воспитывать приемных детей должны только семьи, которые лишены возможности родить собственных, не только далек от истины, но и вреден. Напротив, семьи, в которых уже есть дети, имеют опыт воспитания, представляют, насколько это сложное и трудоемкое дело – растить детей. Но вернемся к членам семьи. Только если консенсус достигнут, и в доме не осталось тех, кто «категорически против», можно переходить к действиям.

Второй шаг – это обучение в школе приемных родителей. Найти ближайшую из них очень просто: достаточно обратиться в орган опеки по месту жительства. Там направят. В среднем два месяца длятся занятия и это не только необходимый, но и приятный этап на пути к устройству ребенка в свою семью. За несколько недель до окончания учебы можно смело начинать собирать документы. При интенсивном погружении в этот вопрос (если оба супруга берут для этой цели отпуск), процедуры займут одну-две недели.

Медицинские документы оформлены, сертификат об окончании школы приемных родителей получен – теперь самое время вернуться в опеку. Специалист проведет осмотр жилого помещения потенциальных приемных родителей, поможет заполнить анкеты, написать заявление и подготовить прочие необходимые документы. После этого придется две-три недели ждать решения. Важный момент – будущие приемные родители должны уже на этом этапе выбрать форму устройства ребенка в свою семью – усыновление, опека, приемная семья и так далее. Сложность этой процедуры в том, что невозможно заранее угадать, какой статус будет у ребенка, которого вы встретите и полюбите. Если, к примеру, только «усыновление», взять под опеку его уже нельзя. Поэтому посоветуйтесь со специалистом, как лучше поступить.

Поиск ребенка – это самый сложный и длительный этап. На этом пути предстоит немало трудностей, разочарований и волнений. Несмотря на то, что в России порядка 600 000 детей, которые живут без семьи, зачастую детские учреждения не спешат с ними расставаться. И очень часто, особенно при поиске ребенка до 3 лет, вы будете слышать от специалистов опеки «у нас детей нет». Почему это происходит – тема отдельной статьи. Главное, не останавливайтесь и не отчаивайтесь. Дети есть. Не ограничивайте поиск только местом своего жительства – потенциальные приемные родители в России имеют право искать ребенка на всей территории РФ. При настойчивости и вере в то, что вы делаете самое важное дело в жизни, ваш малыш обязательно найдется. И вы будете вместе.

Опыт приемных родителей

Один из важнейших моментов успешного прохождения трудностей в воспитании приемных детей – это общение с другими родителями, находящимися в аналогичной жизненной ситуации. Обмен опытом и ощущение «я не один со своими проблемами», всегда придает сил и помогает реально смотреть на вещи. В идеале, необходимо найти организацию, которая помогает устройству детей и при этом обеспечивает последующее сопровождение семьи. Речь идет о всевозможных некоммерческих фондах, структурах и сообществах приемных родителей. Общение с единомышленниками очень важно – как на этапе принятия решения, поиска ребенка, так и в самом начале совместной жизни. Впрочем, и в дальнейшем не стоит прерывать отношений. Для приемных детей это тоже уникальная возможность чувствовать себя в «своей тарелке» и понимать, что самые любимые и близкие – это не обязательно те, кто тебя родил. Но обязательно те, кто любит, кто каждый день, с утра и до ночи рядом.

  1. Старайтесь не ориентироваться на мнение людей, которые сами не являются усыновителями: реального представления о детях-сиротах у них нет.
  2. Не стесняйтесь проводить необходимое медицинское и психологическое обследование ребенка до принятия решения. В любом случае, оно необходимо: нужно четкое понимать, что и как предстоит лечить.
  3. Не помешает все время помнить, что гены формируют темперамент, характер, отвечают за здоровье, но не за судьбу человека. Преступники и наркоманы – это результат воспитания и окружающего общества.
  4. Обращайтесь за помощью к психологам и юристам. Специалисты бесплатно консультируют в Центрах социальной помощи семье и детям.
  5. Не спешите. В случае сомнений, неуверенности или проблем в семье, ждите. Решайте свои вопросы и продолжайте общаться с другими приемными родителями.
  6. Если не можете «узнать» своего ребенка, воспользуйтесь обонянием. Запахи четко срабатывают на бессознательном уровне, подсказывая «мой человек» или нет.
  7. Не пытайтесь заранее нарисовать в воображении образ ребенка: все будет совсем не так, как вы ожидали. И даже не так, как вам рассказывали другие приемные родители – каждый случай индивидуален.
  8. У ребенка, оставшегося без родителей, в прошлом много тяжелого и плохого. Избавляться от этого груза он будет постепенно, с помощью новой семьи. Не торопите события – нужно время.
  9. Не ждите моментальной любви от приемного ребенка. Важно то, что вы уже изменили к лучшему жизнь маленького человека.
  10. Позвольте ребенку быть собой. Наблюдайте за его интересами, талантами и помогайте закрепить их. Разрешите малышу вырасти счастливым.

Диана Машкова