Какие праздники запрещены православной церковью. Православные праздники

Великие православные праздники: список с датами, объяснения и традиции.

Кроме Пасхи как главенствующего христианского праздника, в нашей культуре существует еще 12 великих православных праздников, называемых двунадесятыми. Что это за праздники и как их традиционно отмечают? Об этом вы узнаете из этой статьи.

Иерархия праздников в ортодоксальном христианстве

Пасха - знак вечной победы жизни над смертью - находится в этой иерархии праздников на ступень выше остальных. Это важнейший праздник христианской традиции. Дальше по иерархии следуют недвунадесятые великие и двунадесятые православные праздники. Всего в категорию великих попадает 17 праздников. К недвунадесятым великим относятся следующие даты:

  1. Покров Пресвятой Богородицы -праздник, который в ортодоксальном мире приходится на 14 октября. Связан с видением константинопольского святого Андрея Юродивого. В час, когда Константинополь был в осаде, Андрею явилась Божья Матерь, простирающая над городом покрывало со своей головы, город был спасен.
  2. Обрезание Господне - пока мы 14 января отмечаем последние новогодние праздники, в церкви идет служба в память об этом событии, а также в честь Василия Великого, одного из так называемых Отцов Церкви.
  3. Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) ортодоксальная церковь отмечает 7 июля - этот тот день, который мы знаем как Ивана Купала. Он связан с чудесным рождением Иоанна Крестителя за полгода до Иисуса.
  4. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который в народе известен просто как Петров день, отмечают 12 июля. Официально в День Петра и Павла чтят память о принятии мученичества апостолами, а для простого народа этот день символизирует полный переход к лету.
  5. Усекновение главы Иоанна Предтечи в русской традиции отмечают 11 сентября. В этот день вспоминают о мученической смерти Иоанна Крестителя, а также поминают воинов, павших в битве за отечество.

Рождество Пресвятой Богородицы

В ортодоксальной традиции рождение Девы-матери отмечают 21 сентября. Ее родители, Иоаким и Анна, уже смирились с мыслью не оставить потомства - считается, что обоим было уже за 70, когда родилась Мария. Ее рождение связывают с пребыванием Иоакима в пустыне, куда он удалился просить Господа о продолжении рода. Во сне ему явился ангел и возвестил о том, что вскоре у него родится дочь. И правда - вернувшись в город, Иоаким встретил Анну, спешащую ему навстречу с радостной вестью.

Этот праздник призван возвеличить Богородицу как защитницу и заступницу всех людей перед Богом. В народном календаре его связывают с приходом осени, уборкой урожая и окончанием всех летних работ.

Воздвижение Креста Господня

Этот праздник связан с одним из главных христианских символов - с крестом, на котором Сын Божий прошел испытание смертью. А его появлению поспособствовала византийская императрица Елена в середине IV века. Уже будучи в довольно преклонном возрасте (по мнению историков, ей было около 80 лет), мать императора Константина решает отправиться в Иерусалим ради поисков утеряных христианских реликвий. В результате раскопок на горе Голгофа отыскали не только крест, но и пещеру, в которой был захоронен Христос.

Дата празднования была установлена в сентябре 335 года - после того, как в Иерусалиме был освящен храм Воскресения Христова. Ортодоксальный мир празднует 27 сентября, соблюдая строгий пост и не занимаясь тяжелым трудом. В народе также считают, что именно с этого дня птицы начинают улетать на юг, а змеи - уползать на зиму в норы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ортодоксальный праздник Введения во храм отмечается 4 декабря. Он посвящен эпизоду из жизни Девы Марии - в трехлетнем возрасте благочестивые родители привели ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить божий завет - посвятить жизнь дочери Богу. Во всех трактовках этой истории рассказывают, что маленькая Мария вошла в храм необычайно уверенно, словно уже зная, что сыграет великую роль в этой религии. Домой к родителям Мария уже не вернулась - в храме она жила до 12 лет, пока ангел Гавриил не принес ей известие о необычайной судьбе, которая ей дарована.

В народной традиции этот праздник называют Введеньем. Его связывали с приходом зимы - именно с этого дня начинались зимние гуляния и выезды на санях. Про полевые работы также стоило забыть аж до весны - крестьяне считали, что землю после Введенья лучше не беспокоить.

Рождество Христово

Из всех двенадцати великий православный праздник Рождество считается наиболее значимым. В западной традиции его принято отмечать 25 декабря, а у нас - 7 января.

Рождение Иисуса произошло в городе Вифлееме, родном городе Иосифа. Он прибыл сюда вместе с беременной Марией, но места в гостинице для них не нашлось. Путникам пришлось расположиться в пещере. Когда Мария почувствовала приближение родов, Иосиф поспешил на поиски повитухи. Ему удалось отыскать женщину по имени Саломея, вместе они отправились обратно к пещере. Первым, что они увидели в пещере, был заливающий все пространство яркий свет. Постепенно свет угас - и взору предстала Мария с сидящим на руках младенцем. В это время над Вифлеемом взошла звезда необычайной яркости, оповестив мир о прибытии Сына Божьего.

Считается, что каждый великий православный праздник рождает в сердце доброту, но Рождество - особенно. В сочельник Рождества принято собираться всей семьей за праздничным столом - в народной традиции на нем должно стоять двенадцать блюд.

Историки считают, что достоверно неизвестно, в какое именно время года родился Иисус. Считается, что дата великого православного праздника Рождества связана более древними праздниками, посвященными с зимнему солнцестоянию (21 или 22 декабря). Этому празднику предшествует сорокадневный пост, начинающийся с 27 ноября.

Крещение Господне

Второй по значимости великий праздник православной церкви после Рождества - это Крещение Господне. Его отмечают 19 января - все мы знаем о народной традиции купаться в этот день в проруби. Однако церковь и историки единогласно утверждают, что эта традиция не такая древняя и исконная, как кажется, а массовый характер приобрела только в 80-е годы - как символ возвращения страны к религии.

Это празднество связано с эпизодом из жизни Христа, который традиционно считают началом его служения. В возрасте 30 лет Иисус прошел через таинство крещения в реке Иордан. Человеком, крестившим Божьего Сына, был Иоанн Креститель. Когда Христос вышел на берег, то на него снизошел Святой Дух в личине голубя, а с небес раздался голос Бога-отца, возвещающий о явлении Бога-сына. Таким образом, Господь проявил себя в своем триединстве. Поэтому Крещение среди великих праздников православной церкви также известно под названием Богоявление. В католической же традиции Богоявление связывают с Рождеством и подношением волхвов.

Сретение Господне

Со старославянского языка Сретение можно трактовать как слово “встреча” - церковь считает, что именно в этот день человечество встретилось с Иисусом Христом. Этот великий православный праздник отмечают 15 февраля - через сорок дней после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Иисуса в храм, где его принял святой Симеон Богоприимец. Про Симеона существует отдельная легенда - он был одним из семидесяти ученых, переводивших Святое Писание с еврейского на греческий язык. Запись о Деве, которая должна зачать и родить сына, смутила Симеона, он решился исправить ошибку неведомого переписчика: это Жена должна родить, а не Дева. Но в этот момент в комнате появился ангел и сказал, что такое действительно однажды случится. Господь не даст старцу умереть, пока тот воочию не узрит этого чуда. Когда наконец настал день встречи с младенцем Иисусом, Симеону было уже около 360 лет - всю свою жизнь праведный старец ждал встречи с человеческим воплощением Бога.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения - это символ надежды и ожидания. В этот день, 7 апреля, отмечают явление Марией архангела Гавриила, принесшего ее благую весть со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», - это строка впоследствии вошла во множество молитв, посвященных Богородице. Как переходящий праздник, Благовещение часто вклинивается в число православных праздников во время Великого Поста. В таком случае постящимся несказанно везет - в честь праздника разрешается небольшое послабление в виде животной пищи (только не мяса, а рыбы).

Вход Господень в Иерусалим

Остается еще неделя до Пасхи, а мир уже начинает праздновать и чтить память о деяниях Христа в эту неделю. В народе эта дата известна как Вербное Воскресенье - великий православный праздник. В этот день Иисус торжественно въехал в Иерусалим, выбрав в качестве ездового животного осла - как знак того, что он прибыл с миром. Народ встречал его как Мессию, возлагая на дорогу пальмовые ветви - впоследствии они стали основной символикой этого праздника. Так как в наших широтах пальм не растет, то ветки заменили вербовыми.

С этим днем связано много народных традиций. Вербовые ветки принято было святить в церкви, а затем хранить в доме весь год, чтобы удача и благополучие не покидали его. Также вербой легонько ударяли друг друга, приговаривая: “Не я бью - верба бьет”. Так как этот православные праздники в Великий пост отмечают скромно, то основным кушаньем застолья могла быть рыба, но не мясо.

Вознесение Господне

Когда Пасха уже позади и миновало еще сорок дней, ортодоксальные христиане отмечают Вознесение. Этот день является одним из великих двунадесятых праздников православной церкви. Образ вознесшегося на небо Христа напоминает о преобладании идеальной божественной природы над несовершенной человеческой. Вплоть до этого дня можно поздравлять всех православных с праздником Великой Пасхи словами "Христос Воскрес!", а вот уже после окончания праздника Вознесения христосоваться уже запрещает церковь.

Воскреснув, Иисус Христос еще сорок дней проповедовал, а затем собрал своих учеников-апостолов и вознесся на небо, завещая, что явится во второй раз (это считается обещанием второго пришествия) и что на апостолов также снизойдет Святой Дух - это случилось десять дней спустя.

День Святой Троицы

Проходит еще десять дней после Вознесения и пятьдесят - после Пасхи, когда ортодоксальный мир отмечает следующий великий православный праздник. По-простому его также называют Троицей, Пятидесятницей. Событие, которое привело к появлению этого праздника, - это снисхождение на апостолов Святого Духа. Когда все двенадцать были в сборе, неожиданно налетел порыв ветра и окутал апостолов языками пламени. Так ярко о себе заявил Святой Дух. С этого дня ученики Иисуса обрели способность понимать доселе неизвестные им языки и наречия, а главное - разговаривать на них. Это благословение было даровано им для того, чтобы разносить по миру слово Божие, так что апостолы отправились проповедовать по странам.

В народной традиции Троица завершала череду весенних праздников - после нее уже начинался летний сезон. К этому празднику готовились основательно - за несколько дней до него хозяйки убирали в доме, стараясь избавиться от ненужных вещей, а сад и огород очищались от сорняков. Свое жилище старались украсить пучками трав и цветов, а также ветками деревьев - считалось, что это принесет удачу и благополучие всем его обитателям. С утра шли в церковь на службу, а вечером начинались народные гулянья. Молодым людям в эти дни предписывалось быть осторожными - ведь русалки и мавки выходили из лесов и полей, чтобы заманить парней в свои сети.

Преображение Господне

Праздник Преображения связан с небольшим эпизодом из жизни Христа. Взяв с собой трех учеников - Иакова, Иоанна и Петра - Иисус взошел на гору Фавор ради бесед и молитв. Но как только они поднялись на вершину, случилось чудо - Иисус вознесся над землей, его одежды стали белыми, а лик его засиял, словно солнце. Рядом с ним проявились образы ветхозаветных пророков Моисея и Ильи, а с небес раздался глас Божий, возвещающий о сыне.

Преображение отмечают 19 августа. Этот великий православный праздник в народной традиции называют Яблочный Спас (второй после Медового). Считалось, что с этого дня осень начинает вступать в свои права. Многие обычаи этого дня связаны со сбором яблочного урожая и фруктов вообще - до Спаса плоды считались незрелыми. В идеале урожай нужно было освятить в церкви. Тогда яблоки можно было употреблять без ограничений.

Успение Богородицы

Празднество Успения Богородицы связано с окончанием земной жизни Девы Марии и вознесением ее души и тела на небеса. Слово “успение” можно трактовать скорее как “сон” нежели “смерть” - в этом плане название праздника отображает отношение христианства к смерти как к переходу в другой мир и свидетельствует о божественной природе самой Марии.

Этот великий православный праздник отмечают 28 августа, хотя достоверно неизвестно, в каком именно году и в какой день Дева Мария отошла в мир иной. В народной традиции этот день называется Обжинки - его связывают с окончанием жатвы.

Христианство, как и любая религия, в определенные дни календаря чтит святых или отмечает события в жизни церкви. Христианские праздники коренятся в древние обрядовые традиции, связанные с конкретными этапами, видами хозяйственной деятельности, годовым астрономическим или календарным циклом. Условно их разделяют на всехристиянські (признанные православной, католической, большинством протестантских церквей) и конфессиональные (отмечаются только отдельными конфессиями). Важнейшие из них относятся к двунадесятых праздников - двенадцати важнейших после Пасхи праздников, которые церковь отмечает торжественными богослужениями.

Рождество Христово. Это один из основных праздников христианства, связанное с рождением Иисуса Христа. В католицизме оно отмечается 25 декабря, в православии (относится к двунадесятых праздников) 7 января. Утверждаясь в разных странах, этот праздник вобрал в себя обряды и обычаи других религий, народных праздников, приобретая новые черты, которые соответствовали христианским догмам.

Сама традиция Рождества своими источниками достигает в первобытные культовые действия. Главную роль в его догматическом смысле церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился, чтобы искупить грехи людей, указать человечеству путь к спасению. Ведь в Древнем Египте, например, 6 января праздновали день рождения бога воды, растительности, обладателя загробного мира Осириса. В Древней Греции того же дня праздновали рождение Диониса. В Иране 25 декабря отмечали рождение бога солнца, чистоты и правды - Митры.

В Киевской Руси праздник Рождества Христова пришло вместе с христианством в X веке. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками (длились на протяжении 12 дней - с 25 декабря (7 января) до 6 (19) января). Православная церковь всячески пыталась заменить их праздником Рождества Христова, но существующие у восточных славян праздники и обычаи укоренились настолько глубоко, что она вынуждена была совмещать церковные праздники с народными. Так, колядки церковь соединила с евангельским повествованием о вифлеемскую звезду, которая возвещала о рождении Христа. "Языческих" колядки превратились в хождение христославів со звездой по домам. К прославлению Христа широко привлекали детей. Верующие благодарили им подарками.

С 1990 года. день Рождества Христова является официальным праздничным днем на территории Украины.

Крещение Господне (Водохрища, Водосвятие, Богоявление). Оно является одним из главных праздников в христианстве. В православии принадлежит к двунадесятых праздников. Католики отмечают 6-го, православные - 19 января. Введено оно в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Его еще называют Богоявлением, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса сошел с небес Бог-Дух Святой в виде голубя.

В христианстве оно было введено во 2-й половине II ст., и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV ст. этот день начали праздновать отдельно. Церковь рассматривает его как "праздник просвещения" народов, поскольку, согласно учению, именно с крещения Иисус начал просвещать их светом евангельской истины.

Этот праздник всегда отмечали очень торжественно. Главный его обряд-это освящение воды в церкви и в проруби. К проруби отправлялся крестный ход, звучали торжественные молебны. Освящение воды в храмах совершается и в наши дни.

Окропление водой существовало во многих дохристианских религиях. Одухотворюючи явления природы, люди одухотворяли и воду как важный источник жизни. Христианство на ранних стадиях своего развития не знало обряда крещения, оно его заимствовало несколько позднее из древних культов, которые обряда "очистки" человека от любой "скверны", "нечисти" с помощью воды отводили важную роль. Согласно древним верованиям вода очищала людей от "нечистой силы", "демонов". Поэтому у древних народов существовал обычай окроплювати водой новорожденных.

Сретение. Отмечают его как один из двунадесятых праздников 15 февраля по случаю встречи (сретения) праведника Симеона с младенцем Иисусом, которого родители принесли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения для представления Богу. Именно тогда Симеон предсказал Иисусу его посланницьку миссию Спасителя людей. Об этом говорится в Евангелии от. Луки. Вводя праздник, церковь заботилась не только о распространении идей христианства, но и о "правды фактам" биографии Христа, подчеркивания обязанности верующих приносить в храм младенцев в течение 40 дней после рождения. Кроме того, церковь пыталась оградить христиан от древних культов, поскольку римляне в феврале отбывали "очищение", покаяние, соблюдали пост, считая, что перед началом весенних полевых работ необходимо "очиститься от грехов" и "нечистой силы" жертвоприношениями духам и богам. Главный очистительный обряд приходился на 15 февраля, когда люди с факелами в руках изгоняли злых духов зимних холодов и болезней.

Сторонники православия длительное время не признавали Сретение. Позже они придали ему значение праздника очищения. Именно таким оно предстало на Руси, утвердившись, в основном, как церковный праздник. В народном сознании Сретение знаменовало конец зимы и начало весенних хозяйственных забот, о чем свидетельствует и народное поверье: "на Сретенье зима с летом встречается".

Вход Господень в Иерусалим. Это дванадесяте праздник отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Бытовая его название Вербное воскресенье, перед днем страстной недели, приуроченного "упоминаниям о страданиях Христа".

По календарю оно непосредственно примыкает к Пасхе и не имеет постоянной даты. Введено оно в IV ст. как важный этап подготовки к Пасхе. В основе библейская легенда о въезде Иисуса Христа с апостолами в Иерусалим, сопровождаемый творением чудес. Народ радостно приветствовал Сына Божьего пальмовыми ветвями.

На Руси ритуальное значение пальмовых ветвей перенесено на ветки вербы, которые распускаются в это время, и, согласно народному поверью, защищают от злых духов. Празднование входа Господня в Иерусалим призвано побудить верующих открыть свои сердца для учения Христа о воскресении и вечное спасение, как это сделали жители Древнего Иерусалима.

Вознесение Господне. Отмечают его на сороковой день после Пасхи. А сам момент вознесения на небо воскресшего после казни Христа завершает его земную биографию. В быту очень распространено и осталось сугубо церковным. Своим содержанием порождает у верующих мысль о бренности земной жизни и нацеливает их на христианское подвижничество ради достижения "вечной".

Христианская теология утверждает, что вознесение Христа открывает праведникам путь на небо, в воскресение после смерти. Эта идея существовала еще задолго до возникновения христианства. Верования в вознесении на небеса людей, героев и богов были распространены среди финикийцев, иудеев и других народов.

Троица (Пятидесятница). Праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на учеников Христа в пятидесятый день после его воскресения, вследствие чего они заговорили на разных языках, которых прежде не знали. Призвано сосредоточить внимание верующих на голосе церкви, которая несет "Божье слово", привлечь их к проповедованию христианства другими "язык", то есть другим народам. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи. В православии принадлежит к двунадесятых праздников.

Представление о божественной троице существовали задолго до христианства. В процессе становления христианской религии возникла необходимость связать ее со сказаниями Ветхого Завета. Поэтому в новозаветных книгах Христа представлено как сына древнееврейского бога Яхве, как ипостась единого Бога, что засвидетельствовал шаг христианства от политеизма к монотеизму. Соответственно христианство позаимствовало много иудейских праздников, в том числе праздник Пятидесятницы. У древних евреев оно возникло с переходом их к земледелию и было связано с завершением жатвы, которые продолжались "семь седмин", то есть семь недель, сопровождалось приношением хлеба из нового урожая местным полевым духам и божествам. Христианство дало ему новое обоснование.

В большинстве восточных славян праздник Троицы слился с местным праздником семиком (другое название - "троицу"), позаимствовав его бытовой смысл. Древние славяне семик связывали с завершением весенних работ, пытаясь задобрить духов растительности в период цветения и жатвы. Важным элементом православного праздника Троицы поминовение духов умерших родственников (поминальная суббота). В Украине с 1990 года. Троица является официальным праздничным днем.

Спас. Это один из трех праздников, посвященных Спасителю Иисусу Христу. В его основе евангельское повествование о преображении Христа, который в конце своей земной жизни привел своих учеников (Петра, Иакова, Иоанна) на гору и во время молитвы полностью изменился: лицо его засияло, одежда его стал белым, блестящим, а голос с неба подтвердил его божественное происхождение. Христианское учение утверждает, что Иисус хотел закрепить в учениках веру и доказать им, что он действительно Сын Божий.

Именно с этим событием связан праздник Преображения ("яблочный" спас), который отмечают 19 августа. В этот день не только славят Иисуса Христа, но и освящают яблоки, другие фрукты (по народному обычаю, с тех пор их можно потреблять).

Важная особенность Спаса, как и многих других праздников, заключается в сочетании христианского пафоса с календарной обрядностью и обычаями очищения от злых духов. Например, во время празднования "медовый" спасу ("маковея"), которое происходит 14 августа, в церкви освящают свежий мед. Установлен в 1164 г. в честь победы византийцев над мусульманами. Особенно почитаем этот день в отечественном православии, поскольку считается, что именно 14 августа крестился великий киевский князь Владимир. Третий - "хлебный" спас отмечают 29 августа, приурочивая его к окончанию жатвы и начала озимого сева. Христианство связывает его с чествованием нерукотворного образа Христа, запечатленного на полотенце и переданного им Авгарю, царю Эдессы.

Во многих приходах Спасу праздника есть и престольными (храмовыми).

Воздвижения Креста Господня. Один из двунадесятых праздников, посвященных культу Креста как символа христианской веры. С крестом церковь связывает несколько событий. По преданию, римский император Константин перед одним из крупнейших своих сражений имел видение: на небе осиянный крест с надписью "Этим побеждай!". Той же ночью императору явился во сне сам Иисус Христос и посоветовал взять в сражение знамя с изображением креста. Константин так и сделал, кроме того, приказал своим легионерам нарисовать знак креста на щитах. В битве Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста, хотя исторические факты свидетельствуют, что в ознаменование победы Константин повелел отчеканить монеты с изображением языческих богов, которые, как он верил, помогали ему в битве с врагами.

Церковь установила этот праздник в память о получении матерью римского императора Еленой в IV ст. креста, на котором был распят Иисус Христос. Чтобы его видел народ, крест подняли (воздвигли) на горе Голгофе, где Христос был казнен, а на месте, где крест был найден, построили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 г.

Воздвижение Креста Господня торжественно отмечается 27 сентября. Оно сопровождается пышными ритуалами. Во время богослужения выносят украшенный цветами крест и устанавливают его посередине храма. Церемония сопровождается звоном, церковными песнопениями.

Верующие почитают крест как символ христианства как символ искупления, страдания и спасения, считая, что каждый человек, как и Христос, должен преодолеть свой "крестный путь".

Богородичные праздники. Они охватывают праздника в честь Девы Марии - матери Иисуса Христа (Богородицы). Это Рождество Богородицы, Введение в храм Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, праздник Успения, Покрова (первые четыре относят к двунадесятых) и много праздников в честь "чудотворных" икон Богородицы.

В чествовании Марии Богородицы имеющиеся следы почитания древними народами богини земли, которая родила спасителя, божьего сына - бога растительности. На создание образа христианской Богородицы оказали представления древних египтян о богине Ізіду. Христианство изображает Богородицу "царицей небесной", крылатой небожителькою, "окутанной в солнце". На голове у нее венок из двенадцати звезд. Древнеегипетскую богиню Ізіду также изображали царицей небесной, считая, что она родила божественного сына, спасителя Гора. Христианская Богородица имеет общие черты с богиней сирийцев и финикиян Астартой.

Древние народы поклонялись этим богиням, считая их божествами плодородия земли и скота, заступницями земледелия.

Из дохристианских религий позаимствовала церковь и идею непорочного зачатия. Согласно мифам народов Древнего Востока от непорочных матерей родились Митра, Будда, Заратуштра. Именно эти мифы и послужили к созданию христианской легенды о "непорочное зачатие" Девы Марии.

Рождество Богородицы (Малая Пречистая). Церковь связывает его с древними земледельческими осенними праздниками, приуроченными к завершению уборки урожая. В этот день подчеркивается, что Божия Матерь является большой праведницей, помощницей и заступницей людей, покровительницей сельского хозяйства, которая "рождением Христа" сделала первый шаг к их "вечного спасения". Празднуют 21 сентября.

Введение во Храм Богородицы. Связано с преданием трехлетней Марии на воспитание в Иерусалимский храм. Устанавливая этот праздник, церковь преследовала прежде всего цель убедить родителей в необходимости приводить в церковь ребенка в раннем возрасте. Празднуют 4 декабря.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Празднуют его по случаю получения Марией вести от архангела Гавриила, что она родит ребенка от Святого Духа. На Руси этот праздник церковь связывала с началом весенне-полевых работ ("освящение" семена и пр.) и приметами о будущем урожае. Празднуют 7 апреля.

Первая Пречистая. Церковь отмечает его как день памяти Божьей Матери. Церковное толкование этого праздника много чем напоминает давньосирійське сказания о смерти Кибелы - богини плодородия. На Руси праздник Успения слилось с древнеславянским языческим праздником сбора урожая и принесение хлеба и плодов в жертву духам. Празднуют 28 августа.

Покрова Богородицы. Это праздник связан с видением Богородицы, которое якобы появилось в 910 г. во Влахернском храме Богородицы в Константинополе. Во время ночного богослужения юродивый Андрей, принят к лику святых, и его ученик Епифаний якобы видели, как Богоматерь, которую обступили ангелы и святые, появилась над ними, помолилась о спасении мира от бед и страданий, распростершееся над всеми белое покрывало.

На Русь праздник пришел вместе с православием, церковь использовала его для вытеснения осенних языческих праздников, что устраивались по окончании полевых работ. Отмечают его 14 октября.

В Украине праздник Покровы очень уважаемое, оно впитало традиционное почитание женщины, матери, женского начала в целом, олицетворяемого в образе земли-матери. Особым было отношение к этому празднику украинского казачества.

Пасха (Пасха). Это одно из самых значимых христианских религиозных праздников. Установлен он первыми христианами в память о страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа.

Исторически праздник происходит от обычая некоторых древних народов Ближнего Востока (вавилонян, египтян, евреев), которые занимались скотоводством, приносить во время весеннего праздника в жертву духам ягнят, телят с первого приплода. Они верили, что этим задабривают злых духов, и те уже не будут уничтожать скот и насылать на нее болезни. С переходом к земледелию как искупительную жертву духам приносили испеченные из зерна нового урожая хлеб, лепешки, фрукты и тому подобное. Эти земледельческие праздники слились с скотарською Пасхой и переняли ее название. их объединяло надежду на чудодейственную добрую силу божеств, которые умирают и воскресают.

Христианство позаимствовало эту традицию, воплотив ее в учении о жертвенной смерти Иисуса Христа. Но основная идея - самопожертвование Бога ради людей сохранилась. Религиозная суть обряда осталась такой, как и тысячелетия назад: принесением жертвы очистить людей от зла, болезней, несчастий и трагедий.

Идея спасения, хотя бы после смерти, получила значительное распространение, особенно среди простонародья. Образ Христа, который добровольно принял мученическую смерть, словно призывает терпеть земные страдания. Утверждаясь и развиваясь, христианское учение разработало церемонию празднования Пасхи, и с II ст. этот праздник стал одним из главных.

Неделя перед Пасхой называется Великим, или Страстной, поскольку его дни связанные со Страстями Господними. Особенно важные дни наступают с четверга, который называют "чистым". Он связан с Тайной Вечерей Иисуса Христа с апостолами.

Материальным воплощением воскресения являются пасхальные яйца (в Украине - крашенки, писанки) символ жизни, весны, солнца, в христианстве символ искупления греха человека.

В Киевской Руси празднование Пасхи было введено в X веке. Здесь оно слилось с местными славянскими весенними праздниками. Древние славяне весной перед началом сельскохозяйственных работ устраивали праздник солнца, что "воскресает". В те дни они приносили жертвы духам и божествам растительности, стремились удовлетворить духов умерших предков. Христианская Пасха впитала в себя многие из древнеславянских религиозных обрядов, в том числе общественные семейные трапезы, в которых готовили хлеб, сыр, яйца, копченое мясо и тому подобное.

Поскольку в раннем христианстве празднование воскресения Христа совпадало с иудейской Пасхой, на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, которая наступала или в день весеннего равноденствия (21 марта), или после него. Но обязательным было празднование Пасхи в другой день, чем у иудеев. По лунному календарю весеннее полнолуние приходится на одно и то же число, за солнечным на разные числа и даже в разные дни недели. Поэтому Пасха не имеет точно установленного календаря. Отмечают его в пределах 35 дней.

Для более точного определения даты празднования Пасхи на каждый год были сделаны соответствующие вычисления, которые называют пасхалиям. В православии они остались неизменными до сих пор. В католицизме формула этих вычислений претерпела некоторые изменения, поэтому не всегда обе церкви празднуют Пасху одного и того же дня.

Православная Церковь имеет свой календарь. Он отличается от нашего - например, год начинается в сентябре, а не январе. В Церковном календаре свои - Церковные - праздники. Какие есть главные праздники в православии? Сколько вообще праздников в христианстве? Что такое двунадесятые праздники? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Православный календарь: что это?

Церковь живет по так называемому Юлианскому календарю: годичному циклу, в котором столько же дней, сколько в нашем «обычном» календаре, и вообще все точно так же, с той только разницей, что начало года (и Церковное начало года) - 1 сентября, а не в январе.

Каждый день в Церкви - это память о каком-либо событии или святом. Например, 7 января вспоминается (правильнее сказать - празднуется) Рождество Христово. И таким образом Церковь за год «проживает» все основные события своей истории, земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов, а также вспоминает всех своих святых - не только самых почитаемых (например, ), но вообще всех. У каждого святого есть свой день памяти и каждый день в году является памятью - праздником - того или иного святого и чаще всего, за день вспоминаются не один, а несколько святых.

(Например, взять 13 марта - это день памяти десяти святых: преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Василия исповедника, священномученика Арсения митр. Ростовского, священномученика Нестора епископа Магиддийского, преподобных жен Марины и Киры, священномученика Протерия патриарха Александрийского, преподобного Иоанна-нареченного Варсонофием еп. Дамасского отшельника Нитрийского, преподобномученика Феоктириста игумена Пеликитского, блаженного Николая Саллоса Христа ради юродивого Псковского)

Получается, если светский календарь делится на праздничные и непраздничные дни (и праздничных в нем совсем мало), то Церковный календарь состоит сплошь из праздников, поскольку каждый день вспоминается то или иное событие и празднуется память того или иного святого.

В этом есть отражение всей сути христианского бытия, когда радование о Господе и святых Его происходит не в какие-то отдельные дни недели или года, а постоянно. В шутку или нет, но в народе даже родилась пословица: «У православных - каждый день праздник». Вообще-то, это именно так. Хотя, есть исключения: некоторые дни Великого Поста, требующего особого сосредоточения.

Икона «на каждый день года» - изображение по возможности всех святых и главные Праздники Церковные

Какие праздники бывают в христианстве

Если говорить совсем общими словами, то Праздники в православной Церкви можно разделить на такие «категории»:

  • Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник.
  • Двунадесятые праздники - 12 праздников, которые напоминают об основных событиях в жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часть из них отражены в текстах Нового Завета (Евангелии или Деяниях Апостолов), а часть (Рождество Божией Матери, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня) взяты из Церковного Предания. Большинство из них имеют определенную дату празднования, но некоторые зависят от даты празднования Пасхи. Подробнее о каждом Двунадесятом празднике мы рассказываем ниже.
  • Пять великих недвунадесятых праздников . Обрезание Господне и память святителя Василия Великого; Рождество св. Иоанна Предтечи; Память апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы.
  • Любой воскресный день в году - как прямое напоминание о Воскресении Христовом.
  • Средние Праздники : Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов; Обретения честной главы Иоанна Предтечи; Дни памяти святителей Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, а также - 40 Севастийских мучеников. Память Владимирской и Казанской икон Божией Матери. Кроме того, средним праздником для каждого храма является его Престольные праздники. То есть, память святых, в честь которых освящен алтарь или алтари, если их в храме несколько.
  • Малые Праздники : все остальные дни.

Главные праздники в православном христианстве

Пасха, Воскресение Христово

Когда празднуется Пасха: в первое воскресенье после полнолуния, не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта

Главный праздник - праздников Праздник. Память о Воскресении Христовом, которое является центром всего христианского вероучения.

Во всех православных храмах праздник Пасхи отмечается ночными богослужениями и торжественным крестным ходом.

Подробнее о празднике Пасха на Википедии

Даты празднования Пасхи 2018-2027 гг.

  • В 2018 году: 8 апреля
  • В 2019 году: 28 апреля
  • В 2020 году: 19 апреля
  • В 2021 году: 2 мая
  • В 2022 году: 24 апреля
  • В 2023 году: 16 апреля
  • В 2024 году: 5 мая
  • В 2025 году: 20 апреля
  • В 2026 году: 12 апреля
  • В 2027 году: 2 мая

Рождество Пресвятой Богородицы

Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября, так что Рождество Богородицы - это первый Двунадесятый праздник в Церковном году. Во время него, как и во все Богородичные праздники, священнослужители облачаются в голубое.

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - единственный двунадесятых праздник, который не связан напрямую с годами жизни Спасителя или Богородицы. Вернее, тоже связан, но не напрямую: в этот день Церковь вспоминает и празднует обретение Креста Господня, которое произошло в 326 году возле Голгофы - горы, где был распят Иисус Христос.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Еще один Богородичный праздник из числа двунадесятых в православии. Установлен в память о дне, когда родители Пресвятой Богородицы - святые праведные Иоаким и Анна - привели ее в Иерусалимский храм, во святая святых которого она жила вплоть до своего обручения с Иосифом. Все эти годы она была питаема пищей с неба, которую приносил ей архангел Гавриил.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Рождество во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа - второй, наряду с Пасхой, - Праздник, который предваряется многодневным (40 дней) постом. Как и Пасху, Церковь отмечает Рождество торжественным ночным богослужением.

Это самый главный после Воскресения Христова праздник в православии.

Крещение Господне

В этот день Церковь вспоминает и празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан Предтечей Иоанном Крестителем.

Икона Крещения Господня

Сретение Господне

Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса - на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей - для посвящения Богу).

Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи - там, в храме, - старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет. За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии - в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы. Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии.

Так оно и стало.

Икона Сретения Господня

Благовещение Пресвятой Богородицы

В этот день Церковь вспоминает и празднует день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью по плоти Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Когда празднуется: ближайшее воскресенье перед Пасхой

Праздник установлен в память о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке. Народ восторженно встречал Его. Многие считали, что Спаситель избавит их от ига Римской империи и в первую очередь ждали от Него именно этого. Он пришел не для этого и через несколько дней Христос был осужден и распят…

Вознесение Господне

Когда празднуется: 40-й день после Пасхи

В этот день Церковь вспоминает и празднует Вознесение Спасителя на небо. Это случилось на 40-й день после Его воскресения - и после того, как Он на протяжении этих сорока дней являлся Своим апостолам.

День Святой Троицы

Когда празднуется: 50-й день после Пасхи

Это память о дне, когда на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков и «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».С момента сошествия Святого Духа Апостолы могли говорить на любых языках с любыми народами - чтобы нести Слово Божие во все концы света.

И совсем скоро - и вопреки всем гонениям - христианство стало самой распространенной религией в мире.

Храм Живоначальной Троицы на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. День Святой Троицы - престольный для этого храма праздник.

Преображение Господне

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь празднует момент, который, как и большинство других Двунадесятых Праздников, описан в Евангелии. Явление Божественного величия Спасителя перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Икона Преображения Господня

Успение Богородицы

Для христиан смерть земная - не трагедия, но врата в жизнь вечную. А в случае со святыми - праздник. А Успение Пресвятой Богородицы - двунадесятый Праздник - один из самых чтимых Церковью. Это последний двунадесятый праздник в годичном цикле православной Церкви.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Многие люди, не такие уж и далёкие от церкви, если спросить у них, какие же бывают двунадесятые праздники православной церкви, впадают в ступор.

И правда, что это вообще за дни и что в них празднует церковь?

Да и сколько их вообще?

Двунадесятые праздники в календарном порядке

Хотелось бы для начала уточнить, что календарный год в церкви начинается не с привычного людям первого января, а с первого сентября. Также, согласно Юлианскому календарю (новому стилю), чтобы понять точную дату празднования, нужно прибавить тринадцать дней к дате по старому стилю.

Во многих источниках происходит расхождение в датировании празднования, поэтому в данной статье будут указаны обе.

Православная церковь, в отличие от католической, празднует все двунадесятые праздники, используя дату нового стиля. Но встречаются и исключения, которым более предпочтителен старый стиль. Стоит учитывать это, прежде чем идти на литургию .

Вообще, двунадесятые праздники – это празднества, установленные в честь Сына Божьего — Иисуса Христа. Также в их состав входят праздники, касающиеся Пресвятой Богородицы — Девы Марии.

Примите во внимание: среди них есть как фиксированные, чья дата закрепилась за века, а есть и те, которые зависят от других. К примеру, как минимум три праздника зависят от Пасхи.

Список 12 православных праздников

Перечень праздников в году представлен ниже:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы начинает как календарный год двунадесятых праздников, так и круг богородичных празднеств, и отмечается 8 сентября (21 сентября по нов. ст.). Это, по сути, день рождения Пресвятой Девы Марии у св. Иоакима и св. Анны. Данное событие было запечатлено на одноимённых иконах, а также в Священном Писании.
  2. Вторым в календарном году двунадесятых праздников идёт Воздвижение Креста Господня, которое празднуется 14 сентября (27 сентября по нов. ст.). Это празднество является очень важным для всего христианства, так как примерно в этот день несколько десятков веков назад был обретён крест, который Иисус Христос нёс на Голгофу – величайшая реликвия христианской церкви. После этого практически прекратилось гонение на христиан, и на несколько лет наступило мирное время.
  3. Не менее важным является Введение в храм Пресвятой Богородицы , которое значило, что св. Иоаким и св. Анна признают волю Бога и отдают свою единственную дочь Ему на служение. Данное событие в церкви празднуется 21 ноября (4 декабря по нов. ст.). Так же, как и Рождество, Введение получило своё отражение в иконах, а также в нескольких произведениях литературы.
  4. Одним из самых главных праздников по праву считается Рождество Христово, празднуемое церковью 25 декабря (7 января по нов. ст.). В этот день, согласно Священному Писанию, родился в пещере Господь Иисус Христос. Это событие запечатлено на многих иконах, а в литературе даже отведено отдельное место. Когда отмечается этот праздник, храмы могут проводить свои службы на протяжении целой ночи.
  5. Спустя тридцать лет после своего рождения, Господу было разрешено креститься (ранее нельзя было проповедовать, если проповедник некрещёный). Это событие - Крещение Господне — празднуется в церкви 6 января (19 января по нов. ст.). Оно входит в круг основных празднеств православной церкви, поэтому в этот день служатся специальные литургии.
  6. Ранее на сороковой день после рождения малыша-мальчика родители несли его в храм для того, чтобы посвятить Богу. Так и в жизни Иисуса Христа был такой момент, сейчас празднуемый церковью 2 февраля (15 февраля по нов. ст.). Так как он был первенцем, Иосиф и Мария без раздумий понесли его в храм, где уже около трёхсот лет его ждал старец св. Симеон Богоприимец.
  7. Спустя некоторое время после своего выхода из храма и жизни с обручником Иосифом, к Деве Марии приходит Ангел, который возвещает Ей о том, что Спаситель мира находится в Её утробе.
    Как правило, этот праздник празднуется 25 марта (7 апреля по нов. ст.). Хвалебные кондаки и молитвы произносятся за несколько дней до самого праздника.
  8. В последнее воскресение перед Пасхой церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим , что значило добровольный приход Иисуса Христа на свою погибель.Точной даты празднования нет, это переходящее празднество, зависящее от Пасхи. По-другому этот день называют Вербным воскресением.
  9. Следующий праздник, который также зависит от Пасхи – это Вознесение Господне . Оно празднуется, как правило, через сорок дней и является очень важным для церкви. В этот день Господь вознёсся на небеса. С этого дня прекращается чтение тропаря «Господь воскресе из мертвых…».
  10. Другой, не менее важный праздник – День Троицы («Троица», в народе), по-другому именуемый как Сошествие Святого Духа на Апостолов или Пятидесятница . Отмечается на пятидесятый день после Воскресения Христова. Церковь празднует этот день как память о Святом Духе, сошедший на Апостолов и позволивший нести благую весть на многих языках.
  11. 6 августа (19 августа по нов. ст.) в церкви празднует Преображение Господне – день, когда перед тремя своими самыми близкими учениками, молящимися на горе, появился Иисус Христос.
    В народе этот праздник называется Яблочный Спас. Этот день завершает круг праздников Господа Иисуса Христа.
  12. Завершает календарный круг двунадесятых и богородичных праздников Успение Божией Матери – день, когда Пресвятая Дева Мария мирно уснула и отправилась на небеса к своему Сыну. Как правило, это празднество отмечается 15 августа (28 августа по нов. ст.). Это один из основных праздников, который знает каждый христианин.

Всего праздников у церкви очень много – ежедневно празднуются дни памяти самых разных святых, мучеников, преподобных, священномучеников, но эти двунадесятые праздники – наиболее важные в православном календарном году.

Сегодня мы расскажем обо всех основных христианских и православных церковных праздниках за весь календарный год, а также кратко об их истории, правилах и традициях проведения. Ведь традиции христианства издавна существовали трудовые будни и дни отдыха, а также церковные и религиозные дни, предназначенные для прославления Бога, или воспоминаний событий Священной истории христианства. Такие дни в русском языке получили название «праздник».

Обычно во время праздничного богослужения верующие христиане возносят молитвы Господу и одновременно приобщаются к спасительному смыслу данного празднования. Поэтому мы и хотим рассказать об основных христианских праздниках в календаре немного подробнее. А конкретно, что это за праздники, чему посвящены, как и когда отмечаются.

История христианских праздников

Первыми христианами стали иудеи, которые приняли новую веру. Как было ранее, в ветхозаветные времена, израильский народ чтил обязательным днем отдыха седьмой день недели – субботу (др.-евр. Shabat - отдых ).

В этот день иудеи вспоминали сотворение мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения - ср. Книга Бытия, гл. 1-2). А так же еще один праздник — Пасху символ завета или союза Израиля с Богом — воспоминание Исхода иудеев из Египта.

Еще долгое время христиане — иудеи будут чтить субботу и вместе с новыми праздниками отмечать свои старинные иудейские торжества. Постепенно связь христианства с иудейским культом ослабевала. Но общие черты иудейского освящения времени можно проследить и в настоящем христианском исчислении времени.

В Евангелие от Марка 16:2 говорится, что днем, соответствовавшим началу сотворения мира, стал восьмой день недели или «день Господень» . Этот же день для христиан стал означать начало нового творения. В русском языке название этого дня говорит о событии, которое произошло в этот день - воскресение , первый день недели.

Поэтому сейчас именно у православных христиан каждое воскресенье считается праздничным днем и почитается христианами, как «малая Пасха».

Постепенно христиане стали особо чтить воскресенье. И проводили его в чтении слова Божия, молитв и Евхаристии. Постепенно значение субботы возвещавшей о первом творении уходит на второй план. И все значимее для верующих христиан становится воскресенье, рассказывающее о воскресении Христа из мертвых .

Уже в 4 веке в Римской империи воскресенье было официально объявлено выходным днем, потому что большая часть населения приняла христианскую веру.

Самый главный календарный православный праздник

Еще один праздник, причем он же и самый главный праздник в христианском календаре отмечался практически в одно и то же время у иудеев и христиан, это Пасха. Время, когда вспоминаются страдания Христа и его чудесное Воскресение.

Других праздников в древней Церкви практически не было. И только со времени обретения христианской религией статуса государственной религии число праздников увеличилось. Становятся традиционными такие праздники как Рождество Христово и Крещение (Богоявление), а также Пасха и Вознесение.

К 6 веку число церковных праздников пополнилось празднованием различных событий из жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых, а также даты знаменательных событий из истории церкви.

Иерархия и виды православных праздников

Все церковные праздники можно разделить по видам на четыре большие группы.

Но отдельной строкой стоит празднование Пасхи, то есть Светлое Христово Воскресенье и все шесть последующих дней, то есть пасхальная неделя .

Вслед за Пасхой все христиане чтят праздники, посвященные особым событиям из жизни на земле и славы на небесах Иисуса Христа , называются они двунадесятыми праздниками .

Календарь двунадесятых праздников

Сегодня в Православной Церкви существует 12 великих двунадесятых праздников .

В свою очередь они подразделяются на Господские , посвященные Иисусу Христу , а также на Богородичные посвященные Пресвятой Богородице . Вот эти праздники:

1) Рождество Пресвятой Богородицы;

2) Воздвижение Креста Господня;

3) Введение во храм Пресвятой Богородицы;

4) Рождество Христово;

5) Крещение (Богоявление) Господне;

6) Сретение Господне;

7) Благовещение Пресвятой Богородицы;

8) Вход Господень в Иерусалим;

9) Вознесение Господне;

10) Троица (Пятидесятница);

11) Преображение Господне;

12) Успение Пресвятой Богородицы.

Великие не двунадесятые праздники

Покров Пресвятой Богородицы;

Обрезание Господне;

Рождество Иоанна Предтечи;

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

Усекновение главы Иоанна Предтечи.

В четвертую категорию праздников включены дни особо чтимых святых, а также икон . В Русской Православной Церкви особо чтимы праздники Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые другие.

Что такое подвижные и «неподвижные» двунадесятые праздники?

Великие двунадесятые праздники делятся на две группы, одна из них «подвижные » и вторая «неподвижные » праздники.

По лунно-солнечному календарю определяются «подвижные праздники» . К этим праздникам относятся Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Троица (Пятидесятница).

Следовательно, «неподвижными » считаются те даты, которые приходятся только по солнечному календарю. То есть эти праздники отмечаются в конкретные числа и месяцы года . И даты их празднования зависят от дня празднования Пасхи.

Главный церковный праздник года


Пасха в этом году 12 апреля 2015 года.
Пасха дин из самых почитаемых весенних у иудеев и христиан праздник. У евреев в этот праздник вкладывается идея ожидания прихода мессии. А так же Пасха символизирует начало «исхода» евреев из Египта. У христиан это праздник связан с учением о воскресение Иисуса Христа .

Даты празднования Пасхи у христиан падают на период с 22 марта по 23 апреля . Первое воскресенье вслед весенним равноденствием и полнолунием – великий день для христиан, Пасха. , поэтому мы останавливаться не будем, читайте о самом известном и важном празднике пасхе, о пасхальном столе, и много другом отдельно.

Календарь основных христианских праздников (великих двунадесятых праздников)

Рождество Христово 7 января не переходящий праздник

Этот праздник отмечается в день рождения Иисуса Христа в Вифлееме . Праздник Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти один из самых значительных дней литургического года и один из главнейших праздников в большинстве христианских концессий.

По новому стилю христиане всего мира отмечают Рождество Христово 7 января. Исключением являются только христиане Армянской Церкви.

История этого праздника прослеживается только до 4 века. Да и сама дата рождения Иисуса Христа, по ранним текстам церковных авторов, приблизительно называется 20 мая.

Но на день 25 декабря (по старому стилю) приходился старинный языческий славянский праздник «Рождения Солнца Непобедимого» , во время расцвета христианства в Риме этот праздник наполнили новым содержанием. И рождение Иисуса Христа стали называть как «Рождение Солнца Правды» .

Праздник Рождества Господня начинают праздновать по христианской традиции с 20 по 24 декабря (по старому стилю), и называются эти дни предпразднество. Далее идут 6 дней попразднества, и завершается всё праздником Обрезания Господня .

День в канун праздника Обрезания Господня называют сочельником, и проводится он в строгом посте .

Богоявление (Крещение)

Православные христиане называют этот день — Крещение Господне . У других народов этот день имеет несколько названий, одно из названий: «Праздник трех царей» . В этот праздник вкладывается смысл о первом откровении языческим народам света истины Божией .

Крещение Господне 19 января не переходящий праздник

Христианский праздник Крещение Господне (Богоявление) напоминание о Крещении Иисуса Христа в водах Иордана . В Православной Церкви празднуется этот праздник 6 (19) января. А также все желающие купаются обычно в холодных водах под открытым небом, да и вода в этот день обладает целительной силой и сохраняется свежей весь год.

Еще одно название этого праздника как я уже сказала Богоявление. Поскольку во время Крещения Господу явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).

Стретение Господне 15 февраля не переходящий праздник

В этот день все христиане вспоминают события, которые произошли с Христом в сороковой день его земной жизни. В Евангелие от Луки 2:22-39 говорится, что Иисус встретился с двумя ветхозаветными праведниками - Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей.

Эта встреча состоялась в Иерусалимском Храме 2 (15) февраля. Этот праздник по канонам церкви православной является Господским и Богородичным одновременно, а так же двунадесятым праздником.

История праздника. Дева Мария пришла в храм, как полагается по закону Моисееву в сороковой день после рождения младенца мужского пола. С первенцем мать в храме должна принести жертвы о своем очищении, а также представить младенца Богу и сделать «выкуп».

Законом была установлена определенная плата, пять сикелей. По своей бедности Мария могла принести в жертву только двух горлиц. Младенца в храме встретили праведники Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Этот праздник завершает цикл всех праздников рождественских .

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля непереходящий праздник

Это один из самых древних христианских праздников, о нем упоминается в поучениях Отцов Церкви: Иоанна Златоуста, Августина и других еще в 3-4 веках.

Празднование праздника Благовещение Пресвятой Богородицы происходит 25 марта (7 апреля по новому стилю ). Этот праздник является Богородичным двунадесятым из праздников православной церкви.

Вход Господень в Иерусалим 5 апреля 2015 г. переходящий праздник

Этот Господский двунадесятый праздник христиане празднуют за неделю до Пасхи . Вспоминают они вход Иисуса Христа в Иерусалим , когда народ приветствовал Его как Царя.

Вознесение Господне 21 мая 2015 г. переходящий праздник

Это день воспоминания о вознесении Иисуса Христа на небо в сороковой день после Пасхи. Праздник Вознесения входит в число Господских двунадесятых праздников православной церкви.

Как следует из истории, в 4 веке Святая Елена построила базилику в честь Вознесения. И праздник этот назывался «40 днем после Пасхи». Святой Иоанн Златоуст и Святой Августин приписывали установление праздника Вознесения апостолам. Длится праздник вознесения Господня семь дней .

Троица (Пятидесятница) 31 мая 2015 г. переходящий праздник

Великий двунадесятый праздник Троица празднуется в 50-й день Пасхи . В этот день христиане славят Святую Троицу и вспоминают Святого Духа, сошедшего на апостолов.

В 50-й день после Пасхи все иудеи отмечали ветхозаветный праздник Пятидесятницы. Этот праздник знаменовал собой окончание жатвы и собирания плодов. Евреи приходили в храмы и приносили с собой плоды в качестве жертвы. Именно в этот пятидесятый день по Воскресении Иисуса Христа его ученики Апостолы исполнились Духа Святого и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47).

Преображение Господне 19 августа не переходящий праздник

Преображение Иисуса Христа в православной церкви празднуется 6 (19) августа. Об этом Господском двунадесятом празднике можно узнать в писаниях Матфея 17:1; Марка 9:2; Луки 9:28. После того как Иисус открыл своим ученикам «что Ему надлежит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть» он поднялся стремя апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и преобразился перед ними.

«Лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег» — во время Преображения Христова им явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Они оповестили Иисусу о Его близком отшествии.

Православная церковь во время этого праздника (преображения) исповедует «соединение во Христе двух естеств - человеческого и Божественного» .

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа не переходящий праздник

Окончание земной жизни Пресвятой Богородицы празднуется 15 (28) августа. Об этом Богородичном двунадесятом празднике доходят до нас сведения уже с 4 века. Хотя данные самые противоречивые о том, как и где, проживала Дева Мария после смерти Спасителя, но в текстах однозначно говорится о том, что

«Пресвятая Дева Мария была телесно восхищена (взята) от земли на небо» .

Пресвятая Дева, согласно повелению своего Сына, была оставлена на попечении святого апостола Иоанна Богослова (Иоанн 19:25-27). Она пребывала в подвигах поста и молитвы, перед смертью Мария проживала в Иерусалиме.

В день окончания ее земной жизни апостолы из разных стран стали свидетелями Ее мирного представления. А по прошествии трех дней после погребения апостол Фома пожелал открыть могилу Марии. Но в гробу лежала только плащаница в качестве непреложного свидетельства Ее преставления. Воскресший в третий день, Господь, воскресил в третий день и Приснодеву Марию.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября не переходящий праздник

Годичный круг христианских церковных праздников начинается 8 (21) сентября Богородичным двунадесятым праздником Рождества Пресвятой Богородицы .

Согласно Протоевангелии Иакова, родиной Марии является маленький город Назарет. Родители ее были бездетны. Праведные мать Анна и отец Иоаким не один год проводили время в молитвах о даровании им ребенка. Им пришлось пережить много унижений и насмешек из-за своей бездетности.

В глубокой старости Бог в благодарность за их смирение даровал им дочь Марию . Имя Мария в переводе с еврейского означает «высокая», «превосходящая».

Первые упоминания об этом празднике встречаются в документах, датированных 5 в. Назвать эти сведения достоверными сложно. Потому что в разных церквях этот праздник возникал в разное время.

Воздвижение Креста Господня 27 сентября не переходящий праздник

Этот праздник в христианстве единственный, который начали праздновать с момента совершения события — обретения, святой равноапостольной царицей Еленой подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос, и воздвижения его для общего чествования и поклонения.

У православных христиан этот день празднуют - 14 (27) сентября. Как говорится в предании мать императора Константина Великого Елена отправилась в Иерусалим для того чтобы отыскать крест, на котором распяли Иисуса Христа .

На месте храма Венеры во время раскопок, нашли три креста. А чтобы распознать крест, на котором распяли Спасителя, кресты стали прикладывать к телу мертвого человека. Когда на тело возложили крест, на котором распяли Христа, мертвец ожил.

Люди стали стекаться к животворящему Кресту, их было такое множество, что не каждый мог приложиться к нему и поцеловать. Поэтому Патриарх Иерусалимский Макарий поднялся на возвышенное место и воздвигнул Крест так, чтобы народ мог его видеть.

Именно это событие и послужило началом богослужебного чина Воздвижения Креста. Во время этого праздника принято украшать церкви так же, как и на Пасху и Богоявление.

В основу этого христианского праздника положено событие из раннего детства Пресвятой Девы Марии.

В благодарность за дарование им дочери в глубокой старости, родители Марии — Иоаким и Анна дали обет, посвятить свою дочь Господу . Поэтому, когда девочке исполнилось три года, они отдали Ее на воспитание и служение в храм .

В Православии этот Богородичный двунадесятый праздник празднуется 21 ноября (4 декабря). Упоминание о празднике появляется в 8-9 веках. Праздничные дни в православной церкви традиционно длятся 6 дней.