Описание типов акцентуации характера по классификации личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков

Эйдемиллер Э.Г. (Санкт-Петербург)

Я познакомился с А.Е. Личко в 1970 г. Поводом моего обращения к нему было желание поступить в клиническую ординатуру. Когда я представился, он воскликнул громким голосом: «Судя по фамилии, Вы — немец!». Далее он сказал, что он живет на Васильевском острове, на набережной Макарова. И что до войны Васильевский остров называли — Немецким.


Э.Г. Эйдемиллер на набережной адмирала Макарова в Санкт-Петербурге, возле дома,
в котором жил А.Е. Личко. Коммунальная квартира Личко находилась на втором этаже,
над аркой (там, где балкон)

В те годы фамилия «Эйдемиллер» у многих чиновников вызывала подозрение — не является ли этот Эйдемиллер евреем.

Андрей Евгеньевич поделился своими планами о создании первого в СССР отделения подростковой психиатрии. Он сказал, что берет меня в клиническую ординатуру по детской и подростковой психиатрии. Для меня это предложение было и почетным, и неожиданным. Я себя идентифицировал как взрослого психиатра, и откровенно испугался перспективой стать детским и подростковым специалистом. Но Андрей Евгеньевич меня успокоил, сказав, что в документе об окончании будет написана специальность — «психиатрия».


Отделение подростковой психиатрии

Тогда я полюбопытствовал, из-за чего он хочет стать подростковым психиатром? Личко спросил: «Вам какой ответ дать, серьезный, или шутливый?»

Мой ответ был, что оба.

Серьезный ответ состоял в том, что никто в Советском Союзе не занимался углубленным изучением психики подростков. Шутливый ответ: «Те, кто работает с детьми и подростками, сохраняет в себе свою молодость». И надо сказать, что если в этот момент Андрей Евгеньевич был одет старомодно, то после того, как было открыто отделение подростковой психиатрии в психиатрической больнице № 3 имени Скворцова-Степанова, он преобразился. Личко стал носить очень красивый приталенный пиджак фирмы BIDERMAN и необыкновенно модный по тем временам широкий галстук.

Когда я, спустя год, заказывал себе костюм в ателье имени Н.К. Крупской, самом модном ателье Ленинграда, то сказал портному, что хочу костюм, как в фирме BIDERMAN.

Еще при первом знакомстве с Андреем Евгеньевичем меня поразила его устная речь. Личко говорил экспрессивно, с использованием примеров, цитат из литературы и метафор. Он был очень начитанным человеком, любил стихи М. Цветаевой. Более сдержанно оценивал А. Ахматову. Цитировал по памяти многие стихотворения Ф. Тютчева, А. Блока.

Главной житейской и научной ценностью для Андрея Евгеньевича был поиск «золотой середины». Приведу в связи с этим разговор с ним Юрия Львовича Нуллера, профессора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, работавшего в то время над докторской диссертацией по лечению эндогенных депрессий.

Нуллер: «Понимаешь, Андрей, я в растерянности. Когда я читаю много литературы, то перестаю думать и предлагать что-то свое. Когда я читаю мало, у меня появляется ощущение, что я чего-то не знаю и что-то не могу сделать». — Ответ Андрея Евгеньевича: «Юра, читай средне».

И это было лейтмотивом всей его профессиональной и личной жизни — стремиться к «золотой середине». Правда, за это его критиковали. Известный гериатрический психиатр профессор Ефим Соломонович Авербух говорил: «Конечно, нужно стремиться к золотой середине во всем, но только Андрей Евгеньевич знает, как ее достигнуть».

В то время заканчивалась научная дискуссия о расширительной и ограничительной диагностике шизофрении. Андрей Евгеньевич признавал «золотой серединой» в этом споре сближение концепции академика А.В. Снежневского и концепции реабилитации психически больных директора Психоневрологического НИИ им. Бехтерева М.М. Кабанова. Он старался соединить в них самое лучшее.

С позиции современной психиатрии, психотерапии и медицинской психологии можно сказать, что это было развитие идей психоневрологии В.М. Бехтерева, которое в настоящее время называется биопсихосоциальной парадигмой R. Engel.

Андрей Евгеньевич Личко родился в 1926 году, в городе Луга Ленинградской области. После окончания Владимирской фельдшерско-акушерской школы он стал студентом 1-го Ленинградского медицинского института им. академика И.П. Павлова, а затем — аспирантом психиатрического сектора Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР. Его кандидатская диссертация была посвящена нарушениям высшей нервной деятельности при инфекционных психозах.

В 1954 А.Е. Личко стал сотрудником группы академика Леона Апгаровича Орбели и под его руководством сформировался как оригинальный мыслитель и исследователь. В 1956 г. при открытии Института эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова АН СССР он был назначен его ученым секретарем, сделав впоследствии в этом институте блестящую карьеру. Он много сделал для разработки дифференцированной для разных категорий больных программы инсулинокоматозной терапии. За монографию «Инсулиновые комы» (М., Л.: Изд. АН СССР, 1962. — 260 с.) ему была присуждена ученая степень доктора медицинских наук. Благодаря этой книге, я, будучи интерном в Республиканской психиатрической больнице Марийской АССР, стал проводить инсулинокоматозную терапию психически больным.

В 1966 года Личко был назначен заместителем директора по научной части Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и в этой должности проработал до конца своей жизни.

Скончался А.Е. Личко летом 1994 года после тяжелой и продолжительной болезни в областной клинической больнице Санкт-Петербурга.

Сообщение Андрея Евгеньевича о том, что он организует первый в нашей стране научный коллектив по изучению проблем подростковой психиатрии, открывает отделение подростковой психиатрии, разрабатывает патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), удивило и воодушевило меня.

В то время существовало противостояние двух школ — патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейгарник в Москве и зарождающейся медицинской психологии в Ленинграде, которую отличало внимание к клинической психодиагностике, стремление к изучению личности с помощью опросников и проективных методик. Трудно себе представить, что врач, который долгое время работал, основываясь на биологических теориях функционирования головного мозга, не только сделал смелый шаг в сторону психологии, но также взялся за разработку одного из первых отечественных опросников, который активно используется и в настоящее время.

В 1970 г. мы познакомились с рецензией профессора Эрика Якобовича Штернберга на монографию Карла Леонгарда «Акцентуированные личности». Обсуждение этой публикации вызвало у всех сотрудников отделения подростковой психиатрии живой интерес.

Вспоминаю такой случай. Андрей Евгеньевич проводил клинический разбор подростка с нарушением поведения. У каждого, кто принял участие в дискуссии было смутное ощущение, что это не психопатия, но в то же время и не вариант нормы. Заведующая отделением Лия Борисовна Богдановская сказала: «Ну, кто он такой, кто его знает… Вообщем, акцентуант какой-то.»

Надо было видеть реакцию А.Е. Личко! Он сразу понял, что этот термин окажется наиболее востребованным для описания и определения крайних вариантов нормы.

На основе классификации типов психопатий Петра Борисовича Ганнушкина А.Е. Личко создал собственную классификацию акцентуаций характера у подростков. Как я уже раньше говорил, он обладал богатым, образным литературным языком. Портреты акцентуантов, созданные им, были настолько живыми и яркими, что позволяли лучше понимать переживания этих подростков

В то время ленинградские психиатры, диагностируя те или иные нарушения у психически больных, старались не стигматизировать их (хотя в то время такого термина еще не было). Например, я предлагал Андрею Евгеньевичу такой вариант диагноза — «транзиторные нарушения поведения на фоне такой-то акцентуации, обусловленные семейной дисфункцией».

Использование термина «акцентуация» было тем более оправданным, что в ряде катамнестических исследований было показано, что некоторые подростки с диагнозом «психопатия» оказывались вполне адаптированными, когда становились взрослыми. Кроме того, диагноз «психопатия», освобождая от службы в советской армии, закрывал молодым людям путь в некоторые вузы, режимные предприятия, на корабли торгового и рыбного флотов.

Ближе к середине 70-х годов у меня начало формироваться противоречивое отношение к избранной А.Е. Личко концепции акцентуаций характера. В дальнейшем для себя это противоречие я назвал «реформатор и консерватор в одном лице». Дело в том, что Андрей Евгеньевич считал, что тип акцентуации определяет все многообразие эмоционально-поведенческих реакций человека. Например, если подросток курит крепкие папиросы, пьет водку и любит кошек, то в сочетании с другими признаками дезадаптации он обязательно определялся, как эпилептоид.

Попытки мои и других сотрудников доказать Андрею Евгеньевичу, что надо также учитывать неосознаваемые мотивы поведения, особенности интеллекта, воспитания, зависимость от социальной среды, — во внимание им не всегда принимались.

Могу вспомнить смешную историю.

Застолье коллег. Андрей Евгеньевич с интересом смотрит на одного из гостей и с изумлением говорит: «Нет, подумать только, эпилептоид, вместо того чтобы злиться, смеется и шутит!»

В настоящее время общепризнано, что Личко внес существенный вклад в развитие медицинской психологии, особенно психологической диагностики и патохарактерологии. Разработанный под его руководством патохарактерологический диагностический опросник ПДО, предназначенный для оценки психопатий и акцентуаций характера у подростков, получил широкое признание. Вместе с тем, Андрей Евгеньевич испытывал большие трудности, внедряя ПДО в практику. Упреки в его адрес были следующими: 1. Почему, вместо того, чтобы прямо отвечать на каждый вопрос «да» или «нет», испытуемый может выбрать от одного до трех ответов, или вовсе отказаться отвечать на вопросы данной темы? 2. Каждая тема в опроснике обозначена, например, «Отношение к родителям», «Отношение к друзьям» и пр. Психологи говорили, что такие обозначения формируют установочные реакции испытуемых. 3. В опроснике отсутствует шкала лжи, что снижает надежность результатов.

Эти замечания в какой-то мере были конструктивными, но одновременно эмоциональный подтекст замечаний был недоброжелательным, в нем порой сквозила зависть.

В середине 70-х годов состоялась научная дискуссия, посвященная возможности использования ПДО в психодиагностике. Большинство выступавших психологов и психиатров заняли негативную позицию и активно критиковали опросник. Психиатры говорили, что вообще никакие опросники в психиатрии неуместны. Психологи не верили в валидность и надежность опросника. Андрей Евгеньевич сидел бледный, подавленный, с трудом нашел в себе силы сделать заключительное сообщение. В защиту опросника выступили только Модест Михайлович Кабанов, Борис Дмитриевич Карвасрский и автор этих строк, тогда аспирант А.Е. Личко.

В своем выступлении я рассказал, что использую опросник не только для аутоидентификации подростков, но также для создания портретов родителей подростками и портретов подростков — родителями. Тогда мы еще не знали, что эта процедура, предложенная также А.Е. Личко, в будущем будет называться «исследование прогностической эмпатии». Я, находясь в состоянии сильной тревоги и страха, обратился к аудитории с вопросом: «Как быть с результатами взаимооценок, когда родители больных шизофренией достоверно чаще, чем родители других подростков, выбирают определенные ответы, которые являются проекцией их собственных нежелаемых качеств на больных детей? Разве можно проигнорировать такой факт, если эта информация позволяет выдвинуть новые гипотезы о происходящем в семьях?»

Это мое высказывание в какой-то мере переломило ход дискуссии в позитивную сторону.

Еще один сложный момент, связанный с опросником ПДО, произошел на одном из научных заседаний в Институте судебной медицины имени В.П. Сербского. Выступил Владимир Николаевич Мясищев и сказал, что по данным опросника ПДО больше 60% советских подростков являются конформными, то есть конституционально глупыми по П.Б. Ганнушкину. Шок, вызванный этим сообщением, побудил А.Е. Личко внести изменения в опросник. Это привело к тому, что ПДО сейчас вообще не диагностирует конформный тип акцентуации характера и определяет только степень конформности.

Историю с созданием и апробацией опросника можно использовать для характеристики Андрея Евгеньевича и как реформатора, и как консерватора. Его консерватизм проявлялся также в том, что, безусловно веря в свой опросник, он в то же время с недоверием относился к другим психологическим методикам, таким как, тест интеллекта Векслера, проективные тесты, а также современным методам статистической обработки данных.

А.Е. Личко задался благородной целью дестигматизации психических расстройств у подростков. Для этого им было создано в стенах института имени Бехтерева амбулаторное отделение подростковой психиатрии, в котором подростки могли зарегистрироваться анонимно, приходить по желанию с родителями или без них. Учитывалось согласие подростков посылать или не посылать медицинские сведения в психоневрологические диспансеры по их месту жительства.

Такая организационная форма была обусловлена тем, что углубленное изучение Андреем Евгеньевичем вялотекущей шизофрении в подростковом возрасте позволило ему определить, что нередко госпитализации подростков в психиатрический стационар были обусловлены не только и не столько обострением самого заболевания, но также дефицитом родительского внимания и неумелой тактикой ведения больных участковыми психиатрами.

Личко первым в СССР заявил, что больные вялотекущей шизофрении не нуждаются в длительной поддерживающей медикаментозной терапии.

Таким образом, разрабатывая актуальные вопросы психиатрии подросткового возраста, А.Е. Личко развил ряд оригинальных концепций, касающихся не только акцентуаций характера у подростков и специфических подростковых поведенческих реакций, но также эндореактивных психозов у подростков. Итоги этих исследований представлены в монографии «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1-е издание в 1977 г., 2-е в 1983 г.) и руководстве «Подростковая психиатрия» (1-е издание в 1979 г., 2-е — в 1985 г). За монографию о психопатиях А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. Эти книги, а также «Шизофрения у подростков», «Подростковая наркомания» широко известны среди психиатров страны.

А.Е. Личко — автор около 200 научных трудов. Он известен также активным участием в дискуссиях по актуальным вопросам психиатрии. Андрей Евгеньевич принимал активное участие в возрождении журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева». Кроме того, был автором популярных статей в журналах «Наука и религия», «Здоровье», «Юность» . Особенно он гордился книгой очерков «Эти трудные подростки», изданной в 1983 году Лениздатом.

Научные и научно-популярные работы, написанные А.Е. Личко, с интересом и пользой изучали и изучают не только специалисты, но также все, кто интересуется вопросами психиатрии и психологии.

К психотерапии, особенно групповой, Личко относился двойственно. Групповую психотерапию он часто называл «душевным стриптизом». Предупреждал, подчас необоснованно, что некоторым акцентуантам групповая психотерапия противопоказана. И, в то же время, именно в своем отделении он стимулировал проведение разных моделей групповой психотерапии с подростками.


Ученики А.Е. Личко Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис —
соавторы первой в СССР монографии по семейной
психотерапии и знаменитой монографии
«Психология и психотерапия семьи» (январь 2008)

А.Е. Личко, также как и В.Н. Мясищев, верил, что настоящая психотерапия может быть только индивидуальной. При всем этом, моему знакомству и творческому сотрудничеству с Викторасом Юстицкисом способствовал интерес Андрея Евгеньевича к семейным взаимоотношениям и разработкам в области семейной психотерапии. Под руководством А.Е. Личко я защитил в 1976 году кандидатскую диссертацию «Взаимоотношения в семьях подростков с психопатиями и психопатоподобными расстройствами».

Всего под руководством А.Е. Личко было подготовлено и защищено 18 кандидатских и 4 докторских диссертаций. Длительное время он был экспертом ВАКа.

А.Е. Личко любил общаться с молодежью. Его лекции-семинары, проводимые на школах молодых психиатров СССР, были самыми посещаемыми. На них собиралась не только молодежь, но и известные психиатры. С большим восторгом они до сих пор вспоминают его занятия по возрастной психопатологии, подростковым суицидам, наркоманиям у подростков.

А.Е. Личко был очень эрудированным человеком, великолепно знал историю. Написанные им патографии императора Павла 1, А.Ф. Керенского, И.В. Сталина, А. Гитлера до сих пор привлекают внимание широкого круга читателей. Андрей Евгеньевич с удовольствием проводил экскурсии для своих коллег и гостей по памятным местам Ленинграда-Санкт-Петербурга. От Андрея Евгеньевича я впервые узнал, что дом, находящийся напротив окон комнаты его матери, принадлежал фавориту императрицы Анны Иоанновны Бирону.


Вид из окна комнаты матери А.Е. Личко на Малую Неву и «Дворец Бирона»

Еще одна грань, иллюстрирующая, как в одной личности столкнулись и связались реформаторские и консерваторские тенденции, — это любовь к литературе и искусству. Личко очень любил драму, но постановки — только классические, к авангарду относился отрицательно. Обожал балет, следил за жизнью и карьерой любимых артистов, но предпочтение, опять же, отдавал классике. При страстной любви к литературе довольно сдержанно относился к живописи.

Однажды мы спросили его, каких художников он любит больше всего. Каждый из нас внутренне ожидал, что ответ будет — или Ван Гог, или Сезанн, или кто-то из импрессионистов, которыми все тогда увлекались. То, что мы услышали, огорошило: «Я люблю Шишкина…»

В то время мы не знали, что у И.И. Шишкина были как «мертвые», так и немногочисленные «живые картины».

А.Е. Личко всю свою жизнь тяжело болел, но находил в себе силы справляться с недугами. И здесь проявилось его стремление к «золотой середине» — сочетание принятия факта болезни, ответственного отношения к лечению и необходимости творческой работы (либо на своем рабочем месте, либо в постели).

Сочетание широты взглядов с четкостью и яркостью их изложения сделало А.Е. Личко одним из самых авторитетных психиатров страны, который при жизни, к сожалению, не получил должного признания. Как одна его тенденция, реформаторство, так и другая, консерватизм, лично мне помогали спорить с ним, с самим собой, расти и развиваться, за что я Андрею Евгеньевичу благодарен.

Литература

1. Ведущие ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева: Антология / Акименко М.А., Вид В.Д., Коцюбинский А.П., Попов Ю.В. / под общей ред. Н.Г. Незнанова. - СПб: Изд. ин-та им. В.М. Бехтерева, 2007. - 425 с.

УДК 159.9(092)

Эйдемиллер Э.Г. Андрей Евгеньевич Личко — реформатор и консерватор в психоневрологии в одном лице (воспоминания ученика) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 5 (16)..мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Типология характеров по А.Е. Личко

1. Акцентуации характера

Андрей Евгеньевич Личко (1926-1994) - советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Окончил Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова в 1951 г. Спустя два года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г., получил учёную степень доктора медицинских наук за монографию «Инсулиновые комы» (АН СССР, 1962). Основные направления научных исследований - диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и диагностика.

С 1965 по 1985 г., был ответственным секретарём редакционной коллегии «Журнала эволюционной биохимии и физиологии», а с 1989 г. - заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», в возрождении которого он принимал самое активное участие.

Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Наибольшую известность приобрела монография А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1977), ставшая настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов. За эту книгу А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. В данной работе А.Е. Личко обогатил учение о психопатиях, показав, что, наряду с психопатиями и психопатоподобными расстройствами, следует выделять акцентуации характера. Лица с акцентуациями характера занимают промежуточное положение между психически здоровыми людьми и психопатическими личностями, обнаруживают не психическую патологию, а усиление (акцент) отдельных черт характера. Ссылаясь на известную монографию немецкого психиатра К. Леонгарда «Акцентуированные личности», А.Е. Личко подчеркнул, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера, поскольку личность - понятие более широкое, включающее интеллект, способности, мировоззрение и т. п.

Своим учением об «акцентуациях характера» А.Е. Личко внес вклад в понимание этиологии неврозов, выдвинув концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления» (locus resistentiae minoris) в характере.

Эта концепция А.Е. Личко явилась результатом переработки идеи выдающегося отечественного психиатра и психолога В.Н. Мясищева об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам. Развивая положения В.Н. Мясищева о «ситуативности» и «индивидуальной гиперчувствительности» к воздействиям извне, А.Е. Личко разработал учение о том, что каждому типу характера присущи свои, отличные от других типов «места», у каждого типа своя Ахиллесова пята. Исходя из этих наблюдений, происхождение невротических заболеваний А.Е. Личко связал не столько с врожденной неполноценностью нервной системы, как это прежде делали многие исследователи, сколько с соотношением патогенной ситуации и индивидуальных особенностей характера.

2. Типология характеров

Типология характеров А.Е. Личко.

Неустойчивый тип: Люди данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные, профессиональные интересы, почти совсем не думают о своём будущем.

Конформный тип: Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам. Для них главное жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку.

Шизоидный тип: Эти люди не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.

Эпилептоидный тип: Такие люди часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.

Истероидный тип: Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих людей характерны претензии на исключительное положение среди окружающих, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Но не имея настоящих способностей - быть лидером, часто терпят фиаско.

Астеноневротический тип: Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип: Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти люди не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Они застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком. Если речь идет о подростках то, они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих людей довольно рано формируется чувство долга, обнаруживается высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

Психастенический тип: Характеризуется ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие люди нередко бывают сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью. психопатия акцентуация невроз

Гипертимный тип: Люди этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. У них нередко возникают конфликты. Имеют много разнообразных увлечений, но как правило, поверхностных и быстро проходящих. Зачастую переоценивают сои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести на окружающих впечатление.

Циклоидный тип: Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Тяжелое переживание даже незначительные неприятности, реакция на замечания крайне раздражительна. Настроение у таких людей периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип: Этот тип крайне изменчив в настроении и, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Поведение этих людей во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящие и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие люди, находясь в подавленном настроении, нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.

Литература

1. Александров А.А. Современная психотерапия. - СПб.: «Академический проект», 1997. - С. 173.

2. Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994). Предисловие к кн.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: «Речь», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.

3. Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994). Предисловие к кн.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: «Речь», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2010. - С. 8. - 256 с. - 1000 экз.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Диагностика типологии характера подростка с использованием методики "Патохарактерологический диагностический опросник" А.Е. Личко. Общая характеристика объекта исследования, обработка ответов на вопросы. Краткое описание акцентуаций характера подростка.

    практическая работа , добавлен 21.11.2010

    Характеристика глобальных черт характера человека. Исследование факторов, влияющих на его формирование. Сензитивный период в становлении характера. Тип акцентуаций характера по А.Е. Личко. Изучение типологии социальных характеров Э. Фромма и К. Леонгарда.

    реферат , добавлен 07.08.2015

    Определение и сущность характера, его крайние проявления. Анализ концепции "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, модели А.Е. Личко. Методические рекомендации по дифференциации акцентуаций характера и патологических изменений в поведении личности.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Определение термина "характер". Система устойчивых мотивов и способов поведения, образующие поведенческий тип личности. Типология характера, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Классификация акцентуаций характера по А. Личко.

    реферат , добавлен 19.06.2012

    Ознакомление с представлениями о психосоматике. Особенности психического состояния соматического больного. Описание факторов, способствующих формированию отношения к болезни. Рассмотрение типов психологического реагирования на заболевания по теории Личко.

    реферат , добавлен 14.03.2012

    Специфичность и предпосылки проявления акцентуаций характера у подростков. Предпосылки девиации у школьников. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко. Исследование индивидуально-психологических особенностей людей подросткового возраста.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Определение, понятие, сущность, формирование характера и его основных черт. Общее понятие о типологии характеров. Отношение человека к действительности. Характер человека как социального существа. Признаки возникновения и стабилизации характера.

    реферат , добавлен 16.05.2013

    Обзор существующих феноменологических типологий характера. Основные невротические механизмы и их внешние проявления. Связи между поведенческими проявлениями и телосложением человека. Основные методики экспериментального исследования характеров людей.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, первые попытки его классификации. Описание типологии психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна, Э. Фромма, Б.С. Братуся и Э. Шострома.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Психолого-педагогическое влияние на осужденных. Формирование цельного высоконравственного характера у осужденных. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко. Особенности структуры характера у осужденных. Эмоциональные качества характера.

Первая часть книги - одна из самых известных монографий А.Е. Личко "Психопатии и акцентуации характера у подростков", за которую он был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева Академии медицинских наук СССР и которая стала настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов.
Вторая часть книги - руководство по использованию методики "Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)", разработанная А.Е. Личко и дополненная впоследствии его учениками.

Читайте еще:

А ведь подросток хочет жить по-другому! Он хочет стать четким, собранным, волевым! Чтобы прекратились наконец попреки родителей, унизительные записки и низкие отметки в дневнике. Хочет получить велосипед или собаку, которые родители обещают ему в обмен на хорошее поведение и хорошие отметки....

ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЕВТУШЕНКО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГИПНОТИЧЕСКИХТЕХНИК Редакторы: Бутенко Г., Илионова Т. Компьютерная верстка: Алина Г. Оформление переплета: Зотова Н. Корректор: Чаркова И. Сдано в набор 10.08.2005. Подписано в печать 21.09.2005 Формат 60х90/16. Бумага газетная. Печать офсетная. Печ....

Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко.

Акцентуации - чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).

Типология характеров А.Е.Личко

Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. По Личко,акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

1) Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и преподавателями – у них нередко возникают конфликты. Имеют много разнообразных увлечений, но как правило, поверхностных и быстро проходящих. Подростки этого типа зачастую переоценивают сои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести на окружающих впечатление.

2) Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где – то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

3) Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении и, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящие и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.

4) Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5) Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Они застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживается высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

6) Психастенический тип. Характеризуется ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки нередко бывают сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.

7) Шизоидный тип. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.

8) Эпилептоидный тип.эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие.

9) Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Но не имея настоящих способностей – быть лидером, часто терпят фиаско.

10) Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие –либо серьёзные, профессиональные интересы, почти совсем не думают о своём будущем.

11) Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам. Для них главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку.

Типология характеров К.Леонгарда

Близкой к классификациям А.Е.Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.

1) Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьёзного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Из положительных черт: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отталкивающие черты: легкомыслие, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, недостаточно серьёзным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2) Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие. Такие люди являются домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчинятся. Их положительные черты: серьёзность, добросовестность, чувство справедливости. Отрицательные черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость индивидуализм.

3) Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повешенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми.

4) Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вебральных и невебральных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных.

5) Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берётся. Особо чувствительный к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и подчиненным на работе.

6) Педантичный тип. В конфликты вступает редко. На службе ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Положительные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надежность в делах. Отрицательные – формализм, занудливость, брюзжание.

7) Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроении. Они редко вступают в конфликты, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

8) Эмотивный тип. Эти люди предпочитаю общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Обиды носят в себе, не выплёскивая наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9) Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы. Обладает привлекательными чертами: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10) Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Они привязаны и внимательны к друзьям и близким. Альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11) Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых они словоохотливы до болтливости. Редко вступают в конфликты. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать других, исполнительность. Отталкивающие черты: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12) Интровертировенный тип. Его отличает очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Привлекательные черты: наличие твердых убеждений, принципиальность, сдержанность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям.

Личко а. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии...

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период...

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии...

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием"...

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера".

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера...

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места".

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера...

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...