Опыт использования суггестивных методов. Суггестия (внушение): что важно знать о ней каждому

Суггестивная терапия (от лат. suggestio – внушение) – форма психотерапии, в которой устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Суть терапии состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны даваться только в позитивной форме – не допускается использование отрицательных языковых конструкций (Кондрашенко и др., 2001).

К суггестивной терапии относятся гипноз, внушение и аутотренинг.

Гипноз – это особое состояние сознания, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся как от сна, так и от бодрствования и сопровождающееся значительным повышением восприимчивости к специфически направленным психологическим факторам при резком понижении чувствительности к действию всех других факторов внешней среды.

Единой теории, объясняющей природу гипноза, в настоящее время нет. Существуют отдельные концепции, в той или иной степени обоснованные системы взглядов на механизм этого явления.

По И. П. Павлову, гипноз – это частичный сон. Он представляет собой промежуточное, переходное состояние между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных с разной степенью интенсивности участков головного мозга присутствует бодрствующий, «сторожевой» пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность «раппорта» между гипнотизируемым и гипнотизером.

По Фрейду, гипноз – это перенесение в сфере бессознательного на личность гипнотизера врожденных воспоминаний о племенном вожде, вытесненных отношений детей к родителям (например, сына к отцу). Этот феномен перенесения и создает, по мнению Фрейда, неодолимую власть гипнотизера по отношению к гипнотизируемому. Гипнотические взаимоотношения, по Фрейду, имеют эротическую основу.

Помимо физиологической теории И. П. Павлова и психоаналитической теории Фрейда, являющихся, по существу, антиподами, существует большое количество концепций, пытающихся объяснить природу гипноза.

Внушение – это различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.

Посредством внушения могут быть вызваны различные ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, изменения соматовегетативных функций организма.

Следует отличать убеждение и внушение как психологические категории и гипноз как особое состояние высших отделов центральной нервной системы. Внушение отличается от убеждения прежде всего тем, что информация при внушении воспринимается без должной критической обработки.



В то же время внушение является одним из методов психотерапевтического лечения. Врач, пользующийся авторитетом и доверием у больных, обстановка и процесс психотерапевтического лечения сами по себе, безотчетно или сознательно, оказывают на больных суггестивное воздействие.

Различают гетеросуггестию – внушение, производимое другим лицом, и аутосуггестию – самовнушение. Внушение, вызванное каким‑либо процессом, действием, называют реальным, вызванное же с помощью слов – вербальным.

Внушение, реализуемое непосредственно через слово врача, определяют как прямое. Больной обычно может установить связь между произведенным прямым внушением и вызванным им действием, то есть источник поступления информации им осознается. При косвенном внушении врач прибегает к помощи добавочного (промежуточного) раздражителя, с которым больной, как правило, и связывает полученный лечебный эффект.

Внушение с лечебной целью может проводиться в бодрствующем состоянии, в гипнозе, а также в состоянии неглубокого естественного и наркотического сна.

Не последнюю роль при этом методе психотерапии играет аффективное состояние пациента. Подмечено, что страх, гнев, экстаз и другие эмоционально насыщенные состояния способствуют резкому повышению внушаемости и создают возможность осуществления массового внушения наяву (при боевых действиях, на митингах и т. д.). Внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов, особенно при истерическом, при алкоголизме и табакокурении, с целью коррекции девиантного поведения. Особенно эффективен этот метод лечения у детей и у лиц с повышенной внушаемостью.

Существует несколько вариантов техники внушения наяву .

Вариант 1. После предварительной разъяснительной беседы врач усаживает пациента напротив себя и, пристально глядя ему в глаза, повелительным, не вызывающим сомнения тоном повторяет несколько раз: «Вы безразличны к алкоголю, вы будете отказываться от алкоголя везде, где бы вам его ни предлагали». У наиболее внушаемых пациентов можно выработать тошнотно‑рвотную реакцию на вид и запах алкоголя.

Вариант 2. Пациент усаживается поудобнее на стул или в кресло. Врач становится напротив и негромким, но уверенным голосом приказывает: «Закройте глаза!» Затем кладет пальцы своих рук на виски больного и, слегка сдавливая голову, напряженным, уверенным голосом 3–4 раза подряд с интервалом в несколько секунд произносит формулу внушения: «Вы спокойны, сердце ваше совершенно здорово. Здорово!» В интервалах между фразами нужно несколько уменьшить сдавливание висков. Можно положить руку на область пищевода и несколько раз повелительным тоном повторить: «Пища по пищеводу будет проходить легко и свободно».

Речь врача может быть тихой или, наоборот, нарочито громкой, но обязательно эмоционально окрашенной, выразительной и уверенной.

Вариант 3. Пациент укладывается на кушетку, закрывает глаза и внимательно слушает врача, который проводит внушение. Иногда рекомендуется предварительно проводить внушение полного безволия, полного подчинения. «Вы не спите, вам совершенно не хочется спать, но вы не оказываете сопротивления, вы полностью подчиняетесь мне, и все будет так, как я вам говорю…» Далее следует внушение, которое можно расценивать как вариант гипносуггестии.

Внушение в состоянии естественного сна. В настоящее время сон рассматривается как результат активного функционирования синхронизирующих сомногенных систем головного мозга. Доказано наличие в мозге не только активных механизмов, поддерживающих бодрствование, но и систем, участвующих в организации сна. Выделяют несколько стадий сна: переход от релаксации к дремоте, дремота, поверхностный сон, сон средней глубины и глубокий сон.

В связи с различной глубиной сна могут возникнуть различные фазовые состояния: уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическая фазы сна. Фазовые состояния во время сна обусловливают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, посредством которых можно поддерживать контакт с внешним миром.

Раппорт со спящим человеком можно установить с помощью речи. При этом верификация внушаемой информации в силу изолированности сигналов бывает очень низкой, а эффект внушения высоким. Не обязательно добиваться, чтобы пациент запомнил информацию, вводимую во время сна. Наоборот, внушение более действенно, если сказанное во время внушения после пробуждения подвергается амнезии.

В практике наиболее часто применяются следующие варианты внушения в состоянии естественного сна.

Вариант 1. Больного переводят из состояния сна в просоночное, налаживают с ним речевой контакт и после этого осуществляют внушение. Для этого прикасаются к спящему и, когда он слегка проснется, ему предлагают пошевелить рукой, ногой. Убедившись, что речевой контакт установлен, проводят лечебное внушение.

Вариант 2. С пациентами проводится предварительная беседа, во время которой им объясняется смысл лечения. Им говорят, что ночью они будут спать, но сквозь сон услышат сигнал (например, счет до десяти) и слова внушения. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и предварительно дают прослушать (весь или только начало) пациентам в бодрствующем состоянии. Внушение проводится непосредственно врачом или посредством магнитофонной записи, которая включается и выключается автоматически или медицинским персоналом. Текст внушения может быть унифицирован (при однородном контингенте больных) или, наоборот, индивидуализирован. Чаще этот метод применяется при коллективных сеансах терапии.

Наиболее широкое применение данный метод нашел при лечении фобий и истерических симптомов у детей. Используется также для коррекции девиантных форм поведения, при ночном энурезе. У взрослых применим при различных формах неврозов и хроническом алкоголизме.

Гипносуггестия. Наиболее широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом нашел метод внушения в гипнозе. В основе метода лежит тот факт, что в состоянии гипноза значительно снижается верификация поступающей информации, а следовательно, повышается внушаемость.

Основным условием для осуществления метода внушения в гипнозе является умение врача вызвать состояние гипноза и уже на его фоне провести лечебное внушение. Весь процесс лечения можно условно разделить на несколько периодов (этапов): подготовительный, гипнотизации, лечебного внушения в состоянии гипноза, дегипнотизации с постгипнотическим внушением.

Лечение следует начинать только тогда, когда для этого созданы соответствующие условия.

Важным этапом подготовительного периода является предв арительная беседа с пациентом. Прежде всего нужно выяснить отношение больного к лечению гипнозом. Если больной по каким‑то причинам боится гипноза и не хочет ему подвергаться, то спешить с гипнотизацией не следует. Гипнологи знают, что существует так называемый антисуггестивный ба рьер. Чем он выраженнее, тем меньше внушаемость.

Пробы на внушаемость . Многие врачи, прежде чем перейти непосредственно к гипнотизации, используют в своей практике пробы (приемы, тесты) на внушаемость: внушение невозможности разжать кисти рук, сомкнутых в «замок»; внушение несуществующих запахов при предъявлении больному трех чистых пробирок; внушение падения вперед или назад после того, как терапевт уберет руку от лба или затылка пациента; проба с маятником (пациенту внушают, что груз на нитке, которую он держит в руке, раскачивается сам собой), и другие.

Суггестивная психотерапия - это наиболее спорная область медицинской психологии. Суггесия - внушение, которое проводится вербальными или невербальными методами. Это делается для того, чтобы вызвать какое-то состояние или породить действия. Отличие от информирования или убеждения в том, что внушаемое минует фазу критической оценки. Достаточно часто используются методы предварительного введения в транс или гипнотическое состояние. Именно это и становится почвой для опасения и кривотолков.

Обычно гипнотизёр воспринимается людьми в качестве того, кто способен осуществить воздействие в любом месте и применить свои методы по отношению к любому человеку. Сам же процесс рассматривается в качестве передачи от одного лица к другому неких волн, в результате чего человек и попадает под чужую волю. У нас нет цели опровергать или подтверждать какие-либо магические знания. Мы говорим о суггестивной психотерапии, совершенно медицинской теоретической и методологической системе, в которой можно обойтись и без врождённого дара чародея.

Несмотря на всю споры вокруг суггестивной психотерапии, она в последнее время используется очень активно

Всё дело в том, чтобы в сознании отработали точно такие же механизмы, которые порождают фобии, зависимости, девиации, соматовегетативные заболевания, но с другим потенциалом. Такая же сила, но теперь она будет работать для исцеления. В настоящее время гипносуггестивная психотерапия обладает арсеналом из 50-60 популярных техник внушения. Наиболее распространёнными являются вербальные. Подразумевается наличие нескольких основных этапов внушения. К примеру, таких…

Приемы введения в гипноз могут быть различными

Введение пациента в гипнотический сон. Для этого могут использоваться какие-то монотонные звуки или размеренное движение чего-то, что предлагается больному для пристального наблюдения. Словами в это время психотерапевт описывает состояния, которые связаны с засыпанием:

  • тяжелеют веки;
  • дыхание становится размеренным;
  • сердце бьётся ровно;
  • тело расслабляется.

Некоторые используют и приёмы резкого воздействия. Это может быть неожиданный громкий звук в сочетании с приказом «Спать!». Однако действует такое не на всех пациентов, а не заснув после приказа люди теряют доверие к специалисту.

После того, как пациент погрузился в сон начинается «трансляция» в его сознание лечебных формулировок. При этом глубина сна не играет ключевой роли. Формулировки носят иррациональный характер и изначально подразумевают, что больной не будет относиться к ним скептически, критически. Обращение делается не к логическому аппарату, а к эмоционально-волевому.

Затем пациент выводится из состояния гипнотического сна. Делается это точно такими же приказами. Иногда используется метод обратного счёта, когда пациент просыпается свежим и бодрым тогда, когда услышит определённую цифру. В этот же момент, уже в состоянии бодрствования, проводится финальное внушение, которое ориентировано на повседневное сознание.

Гипноз помогает психотерапевту внушить пациенту определенные установки

Характерно, что сон не является обязательным во всех случаях . Известны и другие способы внушения. Главная задача - «обойти» критическую оценку сознания. Этого можно добиться изменив тембр голоса, войдя с пациентом в единое эмоциональное состояние и выполняя вместе с ним различные техники, к примеру, визуализаций. Только психотерапевт в данном случае становится «гидом» для пациента, а сам медитирует и визуализирует на столько на сколько это не мешает ему выполнять роль инструктора и советника.

Области применения и особенности

Гипноз и внушение дают хороший эффект при лечении множества нарушений, расстройств и перверсий. Методика приносит хорошие результаты при работе с психосоматическими заболеваниями, расстройствами смешанного типа, депрессиях и панических атаках. Перечислить всё было бы крайне затруднительно. Однако во многих случаях сами пациенты становятся основным препятствием на пути к выздоровлению. Они проявляют недоверие и стремятся контролировать всё происходящее.

Практика показывает, что методика хороша тогда, когда сам человек сдаётся и капитулирует. Не может чего-то сделать и говорит «Мне уже всё равно, хоть голову отрезайте, лишь бы это прекратилось!». Обычно такие пораженческие настроения не приветствуются, но в психиатрии многое по определению перевёрнуто с ног на голову. Если самого человека так сильно утомили его страхи, навязчивости, что он готов «сдаться», то очень высока вероятность того, что он, по крайней мере, позволит ввести себя в гипнотический сон, не будет этому сопротивляться.

Видоизмененное сознание — не панацея, во возможность что-то подкорректировать

Как уже говорилось выше, сон или изменённое состояние сознания сами по себе не являются панацеей . Более того, само внушение может лишь немногим отличаться от убеждения. Важность представляет то, что иногда убеждать в обычном состоянии сознания бесполезно.

Представьте себе мальчика 11 лет, который страдает от энуреза. Убеждать его в том, что он должен проснуться при позывах мочеиспускания никто не запрещает. А вот у него не получается. Воздействие на глубинные слои психики способно «вложить» новый механизм, а сделать это проще в состоянии транса.

Гипноз и внушение применяются в активном методе обучения с элементами релаксации, внушения и игры – методе погружения. Это система обучения, создающая у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека. Метод погружения нашёл своё применение прежде всего при обучении иностранному языку. Он обходит традиционную установку на обучение как тяжкий труд, и, используя различные формы внушения, обеспечивает возрастающую уверенность человека в собственных силах и облегчает ему переход от обучения к самообучению.

Подробное описание «погружения» мы находим у Р.М.Грановской. Под «погружением» она понимает «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры», причем под понятиями «погружение» и «суггестопедия» она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся не убеждение, «метод погружения в значительной мере опирается на внушение». Следует вспомнить, что «внушение (или суггестия) - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта». Как отмечает Р.М.Грановская результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. «Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения».

Поскольку эти принципы взяты Р.М.Грановской у Г.К.Лозанова, уточним их, обратившись к первоисточнику:

«Принцип «радости и ненапряженности» следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулирует концентрированное внимание, а его внутренняя настройка на обучение. Радость и ненапряженность не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения.

Принцип «единства сознавания и несознавания» требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и в несознаваемых функциях.

Принцип «суггестивной взаимосвязи» направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информации о результатах обучения». Как отмечает Г.К.Лозанов, все принципы должны находится в неделимом единстве и в любой момент учебного процесса осуществляться одновременно. Реализация данных принципов осуществляется тремя группами средств: а) психологическими; б) дидактическими и в) артистическими.

«Психологические средства координируют периферические перцепции и эмоциональные стимулы, которые направлены на использование мотивационного комплекса, системы настройки, потребностей и вообще на активацию личности». Неспицифическая психическая отзывчивость обучаемых создается специальной обстановкой занятий. К ее элементам Р.М.Грановская относит: а) торжественность; б) авторитет преподавателя и доверие к нему; в) успех товарищей по группе; г) удобство расположения обучаемых. При описании «погружения» у Т.Н.Смирновой мы также находим, что «эффективность обучения зависит от группового сотрудничества, возможного лишь в условиях максимальной доброжелательности и тактичности. Обучаемых следует разместить полукругом и обеспечить тем самым возможность визуального контакта всех учащихся группы. Хорошо, если в аудитории будет несколько источников света, чтобы преподаватель мог регулировать степень освещенности». Кроме того, эффективности обучения способствует удобство кресел, изоляция от посторонних звуков.

Что касается авторитета преподавателя, то его наличие является обязательным условием успешного применения суггестопедии, без него невозможно внушение. «Там, где имеет место доверие, не всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерство способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности». «Авторитет создает ожидание и более высокую информационную стоимость суггестивных воздействий». При этом следует заметить, что опора должна делаться на авторитет стимулирующий, а не угнетающий и ограничивающий.

В настоящее время суггестивные методы применяются и в спорте. С помощью внушённого сна-отдыха происходит восстановление работоспособности быстрее, чем с помощью отдыха в состоянии бодрствования. Гипноз и аутогенная тренировка зарекомендовали себя как эффективное средство ликвидации неблагоприятных предстартовых состояний. Внушённый сон-отдых рекомендуется как действенное средство психопрофилактики нервно-психического напряжения при целом ряде психических состояний спортсменов.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.

Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.

И именно в этих ситуация могут помочь суггестивные методы

Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на Западе США в 1901 году. Всю свою жизнь Милтон Эриксон практиковал состояние транса. Именно это состояние в последствии назовут “эриксонианским гипнозом”. Идеи, методы и техники, созданные Эриксоном, в настоящее время начинают доминировать в современной психотерапии.

Эриксон имел возможность изобретать и творить, поскольку он с необходимостью находился в иных состояниях, нежели нормальные люди. Эриксон от рождения был лишен цветоощущения. Он не различал звуки по их высоте и не был в состоянии воспроизвести мелодию. В детстве он страдал от дизлексии (нарушение процесса чтения). В семнадцать лет он перенес приступ полиомиелита и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации. В возрасте 51 года он снова перенес приступ полиомиелита, и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично. Последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу, его мучили постоянные боли, он был частично парализован. У него были парализованы язык и правая рука.

Как иногда бывает у сильных духом людей, эти ограничения наоборот подстегнули творческий потенциал Эриксона. Он научился использовать возможности и реализовывать потенциальные способности, которыми обладает каждый человек.

Если другим названием гипнотического транса является термин измененное состояние сознания, т.е. не такое как обычно, то ввести человека в транс для Эриксона не составляло труда. Он просто мог описывать пациенту свои восприятия реальности. Пациент, пытаясь понять его, пробовал так же воспринимать окружающие и, естественно, его состояние сознания изменялось. Он впадал в гипнотический транс.

В студенческие годы Милтон Эриксон тщательно изучил работы А. Р. Лурия, посвященные гипнозу и тесту словесных ассоциаций. Все полученные знания он проверял на практике, стараясь создать нечто более совершенное из того, что уже есть. В 1936 году он написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций. Примерная суть этого теста такова. Человек будет давать ассоциативную связь на любое стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Причем сам этого он осознавать не будет. В данном случае на стимульное слово “живот” испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила. Используя некоторую обратную логику, Эриксон понял, что психотерапевт мог бы обратить весь процесс и послать замаскированное сообщение клиенту в виде рассказа. Именно тогда у него возникла идея создания своего языка гипноза, в котором внушение проводится мягко, без насилия минуя сознание пациента. Составляющими этого гипнотического языка является поэтичность, образность, разноплановость подаваемой информации для сознания и подсознания, бережность и уважение желаний пациента.

Результатом работы Эриксона стало создание такой методики гипнотизирования, которой практически не бывает сопротивления со стороны пациентов. Говоря житейским языком, гипнозу поддаются все. В традиционных гипнотических школах считается, что гипнозу поддаются только около 17% людей. Эриксон ушел от традиционного директивного внушения, где гипнотизер подавляет. Он создал систему, в которой гипнотизер и пациент идут вместе по пути развития транса. Используя способность человека улавливать малейшие, не замечаемые сознанием, отклонения в голосе, позе собеседника он создал метод “аналоговых меток” - во время обыкновенной беседы с больным он незаметно для сознания пациента посылал ему установки о выздоровлении. Так же он использовал метафоры, передовые, по тем временам, разработки физиолога Павлова в области прямого обуславливания и многое другое. И все эти приемы он мог использовать одновременно.

Современной психотерапии подвластны практически любые расстройства. Для этого разработано немало методов и приемов. Некоторые из них до сих пор вызывают сомнения. Однако это не умаляет их эффективности. К таким относится суггестивная терапия. Что это такое и каковы ее особенности, узнаем в данной статье.

О методе

Суггестия (suggestio) в переводе означает "внушение". Первые попытки лечения таким способом возникли еще в начале прошлого столетия в Европе. Суть суггестивной терапии заключается в том, что врач с помощью определенных манипуляций и техник "вкладывает" в сознание пациента определенную информацию. И все это направлено на излечение, то есть, избавление от определенных психологических блоков и зависимостей, которые могут влиять на физиологию человека.

Особенности

Суггестивный метод отличается индивидуальностью. К каждому пациенту врач должен найти особый подход, чтобы лечение дало эффект. Это могут быть убедительные выражения, которые ориентированы на конкретный тип личности. Содержание этих убеждений отражает меры по лечению, которые психотерапевт должен использовать.

Он произносит правильную фразу четко и внятно, при этом сохраняя негромкий, твердый и спокойный тон. Каждое слово несет в себе программу, смысл ее глубок и продуман заранее. Лишь в редких случаях специалист может изменить тон и перейти к резким высказываниям. Опять-таки все зависит от частного случая.

Виды

Суггестивные методы делятся на три вида. Это гипноз, убеждение и аутотренинг. Каждый из них имеет свои особенности или крючки, которые позволяют эффективно воздействовать на пациента. Разберемся подробнее с каждым из этих видов суггестивного воздействия.

Гипноз

Этот вид также называют состоянием "частичного" сна. В транс пациент входит с помощью воздействия психотерапевта. Данный процесс позволяет не только произвести внушение, но и выявить истинные причины тех или иных психических расстройств пациента. Этот прием позволяет проникнуть в бессознательного человека и вложить в него важное сообщение с целью избавить от зависимости или болезни. Это, пожалуй, самый эффективный метод суггестивной психологии.

Гипноз известен уже более трех тысяч лет. Его использовали еще жрецы Древнего Египта и врачеватели Востока, называя "животным магнетизмом". Спустя столетия он претерпел немало изменений в общественном понимании и восприятии. В России большой вклад в развитие гипноза внесли ученые Владимир Бехтерев и Константин Платонов в начале 20 века. Среди европейских ученых известны труды и эксперименты Зигмунда Фрейда, Дэйва Элмана.

Противопоказаниями к гипнотическому методу являются эпилепсия, истерические реакции в виде неудержимого смеха/плача, судорожных припадков. Также психотерапевты воздерживаются от проведения гипноза при задержке интеллектуального развития у пациента, при приеме им психотропных препаратов или в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Беременность женщин в первые три месяца и соматические заболевания в стадии обострения тоже входят в список противопоказаний гипноза.

Убеждение

Этот процесс осуществляется в состоянии бодрствования пациента. Наверное, поэтому он считается более сложным по степени влияния. Специалисту необходимо найти правильный подход, "точки импульсов" и правильно воздействовать на эмоции и сознание человека, при этом, обходя контроль разума.

Различают открытые, закамуфлированные и рациональные убеждения. Первые предполагают прямое сообщение психотерапевта о том, что он воздействует на пациента и хочет произвести определенную подмену понятий в его сознании. Фразы здесь обычно строятся так: "Я досчитаю до трех и произойдет...". Однако сознание человека не всегда можно поймать на такие крючки.

Рациональные убеждения включают определенные логические понятия и объяснения, которыми пользуется специалист. Стандартные фразы здесь звучат примерно так: "Вам запрещается (не следует) делать то-то, потому что...". Этот вид внушения также работает далеко не со всеми пациентами.

Суггестивная психотерапия чаще всего использует скрытые убеждения. Они включают три приема: последовательность фраз до соглашения, удивление и творческие моменты, банальность.

Первый прием предполагает набор фраз, который произносится психотерапевтом с акцентом на согласие пациента и проявление его в виде ответных реакций тела (расслабления, восстановления ровного и спокойного дыхания). Например: "Вы пришли ко мне... сидите сейчас в удобном кресле... вы расслаблены... у вас есть проблема... но после нашего сеанса вам станет гораздо лучше". Первая часть серии фраз направлена на согласие пациента, а слова "вам станет лучше" и есть убеждение.

Удивление и творческие моменты - это чистая импровизация психотерапевта, который видит перед собой пациента, которому требуется особый подход.

Банальность - это набор фраз, которые опровергнуть пациент не может. После очередного подтверждения "банального сообщения" сознание пациента автоматически положительно встречает убеждение. Например: "Когда человеку удобно, он расслаблен. Каждый человек решает проблемы по-своему. Ваш симптом исчезнет после того, как ваше бессознательное поймет, что вы способны решать проблемы конструктивно". А также сюда могут входить пословицы и поговорки, которые связаны с темой сеанса.

Так, в ряде на первый взгляд обычных фраз с вектором подтверждения специалист использует крючок суггестивного воздействия - убеждения. Противопоказаниями здесь являются прием психотропных лекарств и эмоциональное возбуждение.

Аутотренинг

Эту технику называют еще самовнушением или самогипнозом. Уже из определения понятно, что вся работа производится пациентом самостоятельно, но под чутким контролем специалиста. В процессе аутотренинга в организме человека запускается механизм самовосстановления, избавление от вредных привычек и тому подобное. На уровне физиологии отмечается повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что способствует нейтрализации стрессовых реакций.

Аутотренинг был предложен в качестве лечебного метода еще в 30-е годы прошлого столетия немецким ученым Иоганном Шульцем. В России этот метод получил распространение лишь 20 лет спустя.

Аутотренинг - это не просто повторение одной и той же ключевой фразы. Это целая серия упражнений, которые разделены на две ступени. Низшая включает аутотренинговые тренировки на восстановление ровного дыхания, спокойного сердцебиения, расширение кровеносных сосудов, расслабление мышц. Упражнения высшей ступени заключаются в вызове мысленных образов определенного цвета, формы и размера. Затем следует перенос данного предмета на конкретный объект действительности и формирование отвлеченных понятий (например, счастья или радости) в виде этих образов. В процессе такой тренировки пациент переживает состояние, которое Иоганн Шульц называл "катарсисом гипноза".

Также аутотренинговые тренировки по цели воздействия включают пять категорий:

  • нейтрализующие (формируют в пациенте безразличие к раздражающим факторам, например: "пыльца, мне все равно" - при аллергии);
  • усиливающие (активизируют скрытые мыслительные процессы, например: "я проснусь, когда захочу в туалет" - при энурезе);
  • парадоксальные (используют эффекты «обратного действия» фраз-формул с суггестивной функцией);
  • абстинентно-направленные (избавляют от вредных привычек и зависимостей, например: курения, алкоголизма);
  • поддерживающие (считаются самыми мягкими, стимулируют развитие положительных качеств личности).

Противопоказаниями аутотренингов являются состояние бреда, острые соматические приступы, вегетативные кризы.

Стадии лечения

Курс лечения с помощью суггестивных техник составляет несколько дней, обычно это не более двух недель. Один сеанс длится примерно 45 минут, однако, каждому пациенту требуется все же индивидуальный временной отрезок.

Специалисты выделяют три стадии, или этапа, стандартного суггестивного влияния: усыпление, внушение и побудка пациента. Если с внушением (и его вариантами) все более или менее понятно, то разберемся с пограничными двумя этапами.

Усыпление пациента

Этот этап является базовым и способствует расслаблению, настройке пациента на предстоящий сеанс лечения. Существует несколько суггестивных приемов для введения человека в нужное состояние покоя или "частичного" сна. Чаще всего это просто монотонная речь с определенными словами-крючками. Однако "снотворным" действием обладают и шум морского прибоя, метрономное постукивание, гудение зуммера, фиксация взгляда пациента на одном блестящем предмете и т. д.

Усыпление в случае обычного убеждения или аутотренинга не требуется. В качестве подготовительной части здесь психотерапевт просто применяет техники для максимального расслабления пациента. Это необходимо для того, чтобы организм был открыт для принятия внушения со стороны врача и купирования им определенных психических и физиологических отклонений.

Что касается гипноза, то тут различают три степени усыпления: сомноленцию (поверхностное мышечное расслабление), гипотаксию (полное мышечное расслабление) и сомнамбулизм (глубокий сон). Во время такого вида внушения пациент слышит голос психотерапевта и реагирует на его указания.

Побудка пациента

Побудка пациента - это заключительный этап в гипносуггестивной психотерапии. В подавляющем большинстве случаев этот этап проходит без осложнений. Суггестивный подход здесь заключается в том, что врач просто внушает своему пациенту информацию о том, что после пробуждения он будет чувствовать себя выспавшимся и отдохнувшим. Для обработки используются те же ключевые фразы, порядковый счет, звуковые воздействия и т. д.

Что лечат?

Суггестивная терапия весьма эффективна для лечения психосоматических заболеваний, которые проявляются на психологическом и физиологическом уровнях. Отмечено положительное влияние метода при избавлениях от головных болей различной этиологии, приступов удушья, панических атак, неврозов и даже бронхиальной астмы. Также прием внушения позволяет справиться с аллергическими реакциями и кожными недугами.

Данный метод лечения не должен быть навязанным. Многие пациенты настроены скептически по отношению к суггестивной терапии. Однако это только лишь снижает эффективность метода. Перед началом сеансов психотерапевту очень важно провести беседу с пациентом объяснить ему суть и принципы действия внушения. Вера человека и его добровольное желание - обязательные условия такой терапии. Однако при борьбе с наркотической и алкогольной зависимостью пациенты часто не выполняют указания психотерапевта либо бояться/не желают проводить лечение. В этом случае терапия внушения не принесет никакого эффекта.

Заключение

В настоящее время суггестивная терапия набирает популярность. Она считается абсолютно безопасным методом воздействия на психику человека. Исключением может быть только глубокий гипноз. Проведение его обязательно только под контролем опытного, квалифицированного специалиста.

Также психотерапевты рекомендуют использовать для лечения серьезных соматических и психосоматических заболеваний комплексно, чередуя суггестивную терапию с медикаментозным, медитациями и другими видами лечения и оздоровительными техниками.

Суггестия, суггестивное состояние - это то же, что внушение, воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности; метод психотерапии - целенаправленное словесное воздействие на психику больного с лечебной целью.

Десять заповедей суггестии

От человека, наделенного харизматическими способностями, исходит заряд энергии, чувство уверенности, авторитетность, а также чисто человеческое тепло. Возможно, в настоящий момент вы стали менее энергичным и с трудом и без энтузиазма справляетесь со своими обязанностями. В ваших силах изменить эту ситуацию!

Каждое утро становитесь перед зеркалом, улыбайтесь себе и произносите:

«Сегодня самый удачный день моей жизни. Я испытываю радость от работы, я дружелюбно отношусь ко всем людям, я смогу убедительно изложить свое предложение во время совещания…».

Вы сразу же ощутите, что чувствуете себя лучше. Как это получается?

Внушение и самовнушение являются намеренно применяемыми способами оказания влияния. Вы хотите оказывать влияние на окружающих, вы хотите воодушевлять, мотивировать и побуждать их к каким-либо действиям? Прежде чем оказывать влияние на других, вы должны оказать влияние на самого себя, так как только та сила, которая исходит из самой вашей человеческой сущности, может действительно эффективно подействовать на других и произвести на них благоприятное впечатление. Вот почему аутосуггестия, т. е. самовнушение, имеет такое важное значение.

Иногда суггестию характеризуют как манипулирование. В старом толковом словаре Майера, изданном в Лейпциге и Вене в 1897 г. среди прочего говорится:

«…Под термином „суггестия“ понимают процесс, в результате которого наступает успех благодаря влиянию, оказываемому на какого-либо человека… Можно предположить, что под воздействием внушения у этого человека формируется представление, это представление имеет тенденцию осуществляться… Подверженность внушению… особенно повышается в состоянии гипноза…».

На практике это означает, что, если вы внушаете себе, что станете харизматической личностью, у вас формируется определенное представление, под влиянием которого проявляются все ваши способности для того, чтобы соответствовать сформировавшемуся представлению.

Кстати, очень наглядно и убедительно проявляется действие положительного программирования в спорте. Если тренер сумеет запрограммировать свою команду на успех, матч складывается удачно. И у менеджера дело обстоит точно так же.

Вы можете сконцентрировать свои силы и направить их на раскрытие своих харизматических способностей. Вы можете отучиться от плохих привычек и усвоить новые, хорошие.

Однако суггестия означает гораздо больше. Поэтому я предлагаю вам познакомиться с разработанными мной десятью заповедями суггестии.

1-й принцип суггестии:

Король должен выглядеть как король.

Придавайте большое значение одежде. В первые 30 секунд незнакомый вам человек делает о вас вывод только по внешнему виду.

2-й принцип суггестии:

Если на колокольне ударить в колокол и заставить его звучать, то и другие колокола начнут звучать в той же тональности.

Это означает, что в других людях вы можете пробудить лишь то, что кроется глубоко в вас. Если вы сердитесь и пребываете в дурном настроении, это передается окружающим. Если вы улыбаетесь, то и окружающие испытывают радость.

3-й принцип суггестии:

Чем звонче звук, тем звонче эхо.

Чем четче выражены ваши мысли и чувства, тем больше вероятность того, что они возвратятся к вам в том же четко выраженном виде.

4-й принцип суггестии:

Ваше имя обладает суггестивным действием.

Некоторые люди боятся называть свое имя. Они произносят его невнятно и поэтому окружающие быстро его забывают. Гордитесь своим именем. Всегда произносите его громко и внятно, называйте полностью имя и фамилию. Всегда имейте при себе визитные карточки и, начиная разговор с неизвестным вам прежде собеседником, вручайте ему свою визитку. Бывая на вечеринках, торжественных приемах и иных мероприятиях, всегда представляйтесь, а не дожидайтесь, даже если вы - женщина, пока другие подойдут к вам.

5-й принцип суггестии:

Обособленный человек никогда не добьется успеха.

Как уже говорилось, инициатива всегда должна исходить от вас. Не дожидайтесь, пока окружающие обратятся к вам. Проявляйте активность, делайте первый шаг сами. Пуская в ход свое обаяние и своеобразие, делайте людей своими друзьями.

6-й принцип суггестии:

Чем больше сила концентрации, тем сильнее ваша притягательность.

Вы должны очаровывать окружающих вас людей. Вы должны научиться обращать на себя внимание и удерживать его.

7-й принцип суггестии:

Чем спокойнее человек, тем больше своей энергии он направляет на то, что говорит. Мышление - это биоэлектрический процесс.

Сосредоточившись на своих мыслях и речи, вы сможете вызвать интерес к себе со стороны окружающих. Большим недостатком является склонность сначала говорить и лишь потом думать.

8-й принцип суггестии

Осознанное использование наших глаз повышает силу внушения наших слов на 25%.

Наши глаза являются окнами вовнутрь и наружу. Все тело человека может излучать спокойствие или беспокойство, но особенно интенсивно это излучение происходит через глаза.

Развивайте силу внушения, исходящую от вашего взгляда. Для этого надо периодически пристально смотреть на нарисованную точку до тех пор, пока у вас не задрожат веки. После этого надо на 20 секунд закрыть глаза, чтобы мышцы глаз могли расслабиться и отдохнуть. Это упражнение нужно делать до тех пор, пока вы не сможете в течение трех минут внимательно смотреть на точку приветливым одобряющим взглядом.

9-й принцип суггестии:

Благодарность представляет собой положительную суггестию.

С помощью благодарности вы побуждаете окружающих вас людей к повторным положительным действиям. Благодарите своих ближних за все, что они для вас делают. Таким образом вы открываете души и сердца своих ближних. Каждый из них будет стараться вновь сделать для вас что-то хорошее.

10-й принцип суггестии:

Каждый оказывающий сильное воздействие посыл исходит из сердца и обращен к сердцу.

Чтобы убеждать людей в правильности своих идей, нужно говорить с воодушевлением, чтобы увлечь их своей речью. Вы должны уметь говорить образно, гладко и понятно, эффективно используя и невербальный язык. Одной объективности и профессиональных знаний недостаточно. Люди хотят не только что-то услышать, но и пережить.