Природные сообщества. Дыхание тела
1.Закончи предложение:
Передача нервных сигналов.
Перенос веществ и газов
Залить рану йодом или спиртом
В печени
В почках
В кишечнике
1.Закончи предложение:
Главный орган кровеносной системы_________________________________
2.Подчеркни названия органов кровеносной системы:
Желудок, сердце, лёгкие, пищевод, кровеносные сосуды.
3.Соедини название органа и его функцию
Сердце с помощью желудочного сока переваривает пищу
Желудок защищает органы от повреждений
Скелет позволяет совершать различные движения
Мышцы руководит работой всех органов
Нервная система «качает» кровь по кровеносным сосудам
4.Обведи правильное высказывание:
Какова главная функция кровеносной системы
Передача нервных сигналов.
Перенос веществ и газов
Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе
Прижать к ране бинт или чистый носовой платок
Залить рану йодом или спиртом
5.Подчеркни названия органов выделения:
Печень, почки, мочеточники, тонкая кишка, мочевой пузырь, лёгкие, сердце, кожа.
6.Отметь правильное высказывание:
Какова роль почек в организме человека?
Выводят из организма непереваренные остатки пищи
Выводят из организма жидкие продукты жизнедеятельности
В каком органе образуется моча?
В печени
В почках
В кишечнике
7.Известный хирург Н. И. Пирогов впервые применил гипсовую повязку при переломах, а также йод и спирт для лечения ран. Это было в 1855 году. В каком веке жил Н. И. Пирогов?________________________
8.Отметь правильное высказывание:
Кожа не пропускает внутрь тела болезнетворные бактерии.
Кожа не пропускает внутрь кислород и углекислый газ.
Мой друг таким способом надолго приковывал внимание студентов к изучаемому предмету. На меня тоже произвел впечатление этот рассказ - в вопросе о дыхании кожи я недалеко ушел от тех студентов. Но я не успокоился. Меня интересовало, почему же люди с таким упорством думают, что их кожа дышит? Сказать по правде, иллюзию “дыхания” или “затруднения дыхания” кожи я могу объяснить довольно прозаически: для кожи важно иметь возможность при необходимости свободно испарять воду (пот), а если такой возможности нет, то у человека возникает ощущение, что его кожа “задыхается”.
Признаюсь, это объяснение меня немного разочаровало, поскольку мне больше нравится другой ответ: кожа дышит, но не кислородом. Она дышит “психоидом” (Юнг упоминал о наличии подобной субстанции), она дышит “флюидами” (Месмер), “оргоном” (Райх), токами, разлитыми в пространстве. Пространство это - Семантическая Вселенная, как назвал его В.В. Налимов*.
Как у рыбы органом слуха является спинная линия, так у человека органом восприятия “экстрасенсорной” информации служат точки иглоукалывания.
Кожу называют органом дыхания, нашими вторыми легкими. Как же она дышит? «Кожа действительно осуществляет 1–2% всего газообмена в организме (остальной газообмен происходит через легкие), – рассказывает дерматолог Екатерина Турубара, эксперт Лабораторий Vichy. – Путем диффузии кислород воздуха через кожу поступает в кровеносные сосуды, а углекислый газ, наоборот, выделяется с поверхности кожи. Кожное дыхание тесно связано с деятельностью потовых желез, богатых кровеносными сосудами». Поэтому так важно давать возможность коже дышать – для этого и существуют одежда из воздухопроницаемой ткани, воздухопроницаемая (некомедогенная) косметика.
Нужен ли ей дополнительный кислород?
Этот вопрос остается дискуссионным. С одной стороны, «кислородное голодание» приводит к ухудшению всех клеточных функций. С другой – кислород обладает мощными окисляющими свойствами, а именно: на оксиданты возложена ответственность за преждевременное старение. «На самом деле окисление – это естественный процесс, который постоянно происходит во всех клетках нашего организма, – объясняет Екатерина Турубара. – Кислород окисляет ряд веществ (углеводов, жиров), и в ходе этого процесса выделяется большое количество энергии, которая запасается в клетке (точнее, в ее энергостанциях – митохондриях) до возникновения необходимости в ней. Деление клеток эпидермиса, синтез фибробластами коллагена и эластина – все это требует энергии».
ФОТО Борис Захаров
Есть средство
Косметические средства, улучшающие дыхание кожи, могут работать на разных принципах. Одни из них действительно содержат кислород. В состав других входят вещества, улучшающие транспортировку кислорода в клетки. Третьи включают активные компоненты, улучшающие все метаболические процессы в клетках. «Важно не столько увеличить количество кислорода, поступающего в ткани, а именно оптимизировать способность клеток использовать поступающий кислород, – объясняет Екатерина Турубара.– Поэтому для кожи очень важны все вещества, которые активизируют процесс поглощения кислорода из крови (например, убихинон или коэнзим Q10, витамин В6 и другие). Можно сказать, они влияют на процессы ее омоложения и самообновления». «В принципе, чтобы улучшить дыхание кожи и стимулировать все метаболические процессы, годятся самые простые косметические приемы, – продолжает Елена Фуфлыгина. – Вовремя освободить кожу от омертвевших клеток, активизировать кровообращение при помощи массажа – не забывать про элементарный ежедневный уход».
Глотнуть кислорода
Существует несколько эффективных способов снабжать организм кислородом непосредственно – такие процедуры получили название «оксигенотерапия».
В буквальном смысле напитаться кислородом помогают «кислородные коктейли»: воздушная пенка из белка или фруктового сока, к которой добавляют витамины группы В и С, настой шиповника, лакрицы и других лекарственных растений. Этот метод под названием «энтеральная оксигенотерапия» изобрел полвека назад советский патофизиолог академик Николай Сиротинин: попадая в ЖКТ, кислород быстро всасывается в кровь, улучшая обменные процессы, повышая иммунитет.
Теперь такие коктейли готовят и в клиниках красоты, и во многих фитнес-клубах. Комплекты для приготовления кислородных коктейлей дома (например, «Экотель») можно купить в аптеке.
Вдыхание кислородной смеси – еще один способ повысить уровень кислорода в крови. Коктейли для вдыхания приготавливаются из смеси кислорода и разных эфирных масел – этой смесью дышат через специальные трубочки или при помощи маски. Такие коктейли дают мгновенный мощный тонизирующий эффект, поэтому устройства для их приготовления стали устанавливать не только в эстетических клиниках, но даже в некоторых танцевальных клубах.
Вдыхание озоновой смеси – одна из составляющих терапии в спа-капсулах, будь то антицеллюлитная, антистрессовая или детокс-процедура (кислород активизирует все метаболические процессы).
Инъекции кислорода – один из вариантов мезотерапии, когда смесь вводится под кожу для борьбы с целлюлитом. В процессе этой процедуры не только ускоряется расщепление жиров и выведение токсинов, но и подтягиваются ткани. Другие показания для кислородных инъекций – растяжки, следы от акне, пигментация и прочие проблемы с кожей. Несмотря на то что разные способы оксигенотерапии широко применяются в медицине, следует знать, что для нее существует много противопоказаний: это нарушения свертываемости и другие заболевания крови, перенесенные инсульты, проблемы с щитовидной железой, склонность к аллергическим реакциям.
Роль кожи в дыхательных процессах человеческого организма сложно переоценить. Лишь за сутки она выводит из него от 700 до 800 г водяного пара (в два раза больше легких). С потом кожа выводит из организма немалую часть отходов его жизнедеятельности, существенно помогая работе почек. При этом она также является барьером между «внутренним миром» человека и агрессивной внешней средой, который защищает организм от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, регулирует температуру тела в любых климатических и дарит человеку такое важное чувство как осязание.
На поверхности кожи находится особая кислая среда, в которой погибают бактерии и инфекции.
Функцию дыхания кожа осуществляет через крошечные поры, с помощью которых ей удается поглощать кислород и выделять углекислый газ, чем она существенно помогает легким. Кроме того, кожный покров является единственным органом человеческого тела, соприкасающимся с воздухом. Если человека поместить в емкость с ядовитой средой, оставив голову на ее поверхности, поры кожи закупорятся ядами, и человек в любом случае умрет, несмотря на возможность дышать носом. Поэтому важно содержать кожу в чистоте, ежедневно очищая тело от пота, кожного жира и грязи, пленка из которых мешает ей нормально дышать.
Как помочь коже дышать
Кожа с нарушенной функцией дыхания всегда имеет нездоровый, бледный, дряблый вид и серый землистый цвет. Она утрачивает свою природную эластичность, пронизывается красными прожилками и быстро стареет. Чтобы избежать этого, следует регулярно принимать воздушные ванны в максимально обнаженном виде, принимать контрастный душ по утрам и периодически проходить курс массажа, восстанавливающего нормальное кровообращение и лимфоток.
В первую очередь, для оживления кожи нужно очистить поры, открыть их, а также восстановить нормальную работу капилляров.
Организм считается здоровым, если между внутренним и внешним дыханием соблюден правильный баланс. Легкие поставляют кислород всем органам и тканям организма, насыщая им каждую клеточку тела и донося его по капиллярам до поверхности кожи. В свою очередь, кожа впитывает кислород всеми порами, в результате чего он встречается с кислородом, вырабатываемым легкими и сливается в единый процесс дыхания. Это позволяет человеку избежать застоя энергии и вести здоровую, активную и полноценную жизнь, тогда как в противном случае организм постепенно превращается в стоячее болото с гнилостными процессами.
Контроль знаний по курсу «Окружающий мир»
к УМК «Начальная школа 21 века»
Проверочный тест
Тема: «Человек - живое существо (организм)»
1. Что происходит в организме при недостатке витамина С:
а) ослабевает зрение;
б) кровоточат десны и расшатываются зубы!
2. Что такое зрачок?
а) тело, работающее как линза;
б) отверстие в центре глаза?
3. Как изменяется зрачок при слабом, свете:
а) сужается;
б) расширяется;
в) не изменяется?
4. Как изменяется зрачок при сильном свете:
а) сужается;
б) расширяется;
в) не изменяется?
5. Что влияет на возникновение близорукости у детей:
а) чтение лежа;
б) расположение текста на расстояниесм?
6. Что происходит в организме при недостатке витамина А:
а) ослабевает зрение;
б) кровоточат десны и расшатываются зубы1?
7. Как влияет употребление алкоголя на умственную работоспособность человека:
а) снижает;
б) повышает;
в) не влияет"?
Проверочный тест
Тема: «Человек - живое существо (организм)»
1. Назови функцию кровеносной системы .
а) передача нервных сигналов;
б) перенос питательных веществ и газов.
2. Что такое кровообращение:
а) непрерывное движение крови по сосудам;
б) поступление кислорода в организм?
3. Назови главный орган кровеносной системы.
а) кровь;
б) сердце.
4. Где образуется моча:
а) в печени;
б) в почках;
в) в кишке?
5. Какова роль почек в организме :
а) вывод из организма непереваренных остатков пищи;
б) вывод жидких продуктов (распада) жизнедеятельности?
6. Какую роль выполняет кожа:
а) не пропускает внутрь тела болезнетворные микробы;
б) не пропускает внутрь тела кислород и углекислый газ?
а) ротовая полость;
б) носовая полость.
7. Почему вредно дышать через рот:
б) можно простудиться и заразиться микробами?
8 Почему нужно дышать через нос:
а) нос очищает воздух от пыли, но не согревает и не увлажняет его
б) нос очищает, увлажняет, согревает, обезвреживает воздух?
9
Почему при кашле и чихании необходимо закрывать
рот платком:
а) чтобы не заразить других;
10.. Как изменяется частота дыхания в плохо проветриваемом помещении:
а) возрастает;
б) не изменяется;
в) уменьшается?
Проверочный тест
Тема: « Человек и общество, в котором он живет »
Уровень А
1. Отметь V правильные утверждения.
□ 1300 год-это XIII век.
□ 1820 год-это XIX век.
□ год-это XVI век.
□ 1405 год - это XIV век.
2. Подчеркни фамилии тех людей, которые не являются великими путешественниками: , СИ. Дежнев, ИМ. Пржевальский.
4. Закончи предложение.
Литературный памятник - это _______________________ .
5. Соедини стрелками начало и конец предложения.
Первые школы на Руси
Петр
I
были открыты в...
Об открытии во всех Москве
губерниях начальных
школ издал указ
Первый университет в Х веке
России открылся в...
Санкт-Петербурге
Проверочный тест
Тема: «Человек и общество, в котором он живет».
Уровень В
В каком веке Западная Сибирь была присоединена к России:
□ в XVI веке: □ в XIX веке;
□ в XIV веке; □ в XV веке?
2. Запиши фамилии известных тебе путешественников в таблицу.
"____________________
Что осваивал? |
|
3. Перечисли, что относится к культуре общества.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вспомни и запиши, что относится к литературным памятникам, кто их автор и о чём они. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Закончи предложения.
По мнению ученых, первые школы на Руси были открыты в … году по указу .
____________ издал указ об открытии во всех губерниях наначальных школ. Первый университет в России был открыт в городе в году. Первым русским профессором был .
Итоговый тест
Тема: «Человек - живое существо (организм)».
Уровень А
1. Отметь V правильный ответ на вопрос.
Какие органы относятся к нервной системе:
□ головной мозг, череп, спинной мозг;
□ головной мозг, спинной мозг, нервы;
□ головной мозг, спинной мозг, череп, нервы?
2. Закончи предложение.
Нервная система соединяет __________________________
3. Подчеркни названия тех органов, которые не относятся к пищеварительной системе: ротовая полость, глотка, пищевод, живот, желудок, толстая кишка, печень.
4. С помощью перечисленных слов заполни таблицу: гортань, мочеточник, бронхи, сердце, почки, трахея, легкие, сосуды, носовая полость, мочевой пузырь.
Дыхательная Кровеносная система система | Выделительная система |
|
.
6. Отметь V правильный ответ на вопрос.
□ Главный орган выделения - почки.
□ Главный орган кровеносной системы - сосуды.
□ Пищеварение начинается в ротовой полости, а заканчивается в толстом кишечнике.
□ Пищеварение начинается в ротовой полости, а заканчивается в тонком кишечнике
□ Курение необходимо для укрепления здоровья
□ Чистить зубы нужно два раза в день.
Итоговый тест
Тема: «Человек -живое существо (организм)».
Уровень В
2. Одной чертой подчеркни органы, которые относятся к опорно-двигательной системе, двумя - к дыхательной системе.
Носовая полость, ротовая полость, гортань, трахея, кости, легкие, бронхи, мышцы.
Напиши, какой орган лишний и к какой системе органов он относится.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Проставь в □ цифры в том порядке, в каком проходит переваривание пищи в организме.
□ язык;
□ тонкая кишка;
□ ротовая полость;
□ пищевод;
□ слюнные - железы;
□ желудок;
□ глотка;
□ печень;
□ толстая кишка
4. Отметь V правильный ответ па вопросы.
Что является главным органом дыхательной системы:
□ носовая полость;
□ легкие?
Какую функцию выполняет кровь:
□ транспортную; "
□ придает форму сосудам и сердцу?
Из каких органов состоит выделительная система:
□ почки, кожа;
□ почки, мочеточники, мочевой пузырь?
5. Заполни таблицу, отвечая на вопросы.
1. Что является главным органом кровеносной системы?
2. Что является самым обширным органом нашего тела?
1 . | |
6. Дополни предложения. Головной мозг состоит из______________________________________________
_____________ являются опорой тела.
_______________ защищают внутренние органы от по
вреждений,
_____ _______ позволяют совершать различные движе
ния. При вдохе легкие забирают из воздуха
_________________, а при выдохе выбирают из орган изма ________________________________________.
7. Отметь У правильное высказывание.
□ Если в глаз попадет соринка, сильно потри глаз.
□ В носовой полости воздух согревается, очищается и увлажняется.
□ У человека две почки.
□ Наружный слой кожи самый толстый.
□ Ухо - орган слуха.
□ От алкоголя укрепляется печень, улучшается её работа.
При оценивании теста положительная отметка ставится при выполнении 65% предложенных заданий.
Отметку «5» ученик может получить только при выполнении теста творческого уровня. (А - базовый уровень, В- творческий