Психолог театрально игровая деятельность. Характеристика театрально-игровой деятельности

Проект на тему: "Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями"

Введение.

Часть 1. Теоретическая. Взаимодействия ДОУ и семьи.

  1. Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях.
  2. Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями.
  3. Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.

Часть 2. Практическая. Содержание инновационной работы по взаимодействию ДОУ с родителями в клубе «Активисты нашей семьи» .

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Введение

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.

В настоящее время наблюдается:

  • Ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального)
  • Стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально- психологической тревожности, усталости
  • Перераспределение материально-экономических функций внутри семьи
  • Трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов
  • Личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях) , отсутствие понимания; событийные кризисы)
  • Глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов ДОУ (психологов, воспитателей, логопедов, медицинского работника) . Семье нужна поддержка и сопровождение.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому самой эффективной формой работы по взаимодействию с родителями я считаю создание в ДОУ семейного клуба.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Тип проекта: инновационно - исследовательский, открытый, коллективный, продолжительный.

Цель проекта: изучить инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями на примере деятельности клуба «Активисты нашей семьи» .

Задачи проекта:

  1. Описать инновационные формы работы с родителями.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
  3. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
  4. Раскрыть содержание инновационной работы с родителями ДОУ в клубе «Активисты нашей семьи» .

Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-7 лет.

Срок реализации проекта: 1 учебный год.

Итоговое событие:

Презентация «Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями» .

Часть 1.Теоретическая.

Взаимодействия ДОУ и семьи.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой

семьи. Детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

В процессе работы с родителями, мы столкнулись с рядом проблем:

  • педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками
  • несформированность у родителей «педагогической рефлексии» , неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами

Преобладание рационализма в общении педагогов с родителями, педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

С целью решения вышеизложенных проблем, педагоги и воспитатели ищут новые формы сотрудничества с родителями.

1. 1.Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Сотрудничество- это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

Реализовать открытость ДОУ - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого нужно сделать следующие условия:

Личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает поделки, мама беседует о здоровье) .

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

  1. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей.
  2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
  3. Информация должна быть динамичной.
  4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.
  5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
  6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания) .
  7. Линия воздействия на семью через ребенка.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей) .

Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?

  • формировать представления об этапах развития личности ребенка

Выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе - роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших группах - обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т. п.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

  • информационно – аналитическая
  • досуговая
  • познавательная
  • наглядно – информационная.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители» , содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т. д.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) . После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке) . Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение» ) .

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) . Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов) . Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?» , «Как воспитать у детей интерес к книге» , «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?» .

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки» , чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей» , «Приобщение детей к национальной культуре» , «Роль семьи в воспитании ребенка» ) . К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки» . Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

Встречи за «круглым столом» . Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Семейные клубы - это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей.

1. 3. Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.

Семейный клуб – это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими) , а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях.

Семейные клубы полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Такие клубы необходимы и единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с другими детьми. Являясь членами дружного семейного клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными.

Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересов и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Объединение разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей и педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб представляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду.

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная информация – побуждение участников встречи к практическому действию.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря семейному клубу устанавливается тесная связь «семья- детский сад» .

Часть 2. Практическая. Содержание инновационной работы с родителями ДОУ в клубе «Активисты нашей семьи»

С рождением малыша в каждой семье прибавляется хлопот и тревог. Как вырастить здорового ребёнка? Когда начинать развивать его способности? Время летит быстро…

И вот малыш идёт в детский сад. Что чувствует родитель? Радость и облегчение: теперь не только он ответственен за судьбу своего чада, ему будут помогать специалисты. Но вместе с тем растёт и чувство тревоги. Не меньше тревог и у педагогов. Как снизить стресс у детей и обеспечить им комфортное пребывание в детском саду с первых дней? Как сплотить детей и родителей в единый коллектив? Как донести до них, что мы желаем добра им и их малышам. Как объяснить, что в суете повседневных дел нельзя забывать, что детство – самый ценный период в жизни каждого ребёнка.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей воспитателями был организован семейный клуб «Активисты нашей семьи» . Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.

В работе семейного клуба, особое внимание воспитатели уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого проводились родительские собрания, в ходе которых родители познакомились с требованиями и правилами воспитания детей в детском саду.

Общие принципы взаимодействия членов клуба

  1. Принцип добровольности и открытости.
  2. Принцип равенства.
  3. Принцип общности.
  4. Принцип уважения и понимания друг друга.
  5. Принцип активности.
  6. Принцип конфиденциальности.
  7. Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.
  8. Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
  9. Принцип стремления к здоровому образу жизни.

Основные направления работы семейного клуба «Активисты нашей семьи» :

  1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
  2. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.
  3. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия;
  4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

Цели семейного клуба «Активисты нашей семьи» .

Основная цель создания семейного клуба «Активисты нашей семьи» - установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, расширение форм работы с родителями.

Основные задачи семейного клуба «Активисты нашей семьи» :

  • повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в детском саду
  • обмен позитивным опытом семейного воспитания

Инициирование и реализация новых форм работы организации воспитательной работы.

Структура клуба " Активисты нашей семьи "

Структура клуба «Активисты нашей семьи"

"Социально-медицинский блок"

"Досуговый блок"

"Педагогический блок"

  1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
  2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
  • Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство
  • Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата
  • Принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей
  • Сформировать оптимальные детско-родительские отношения

3. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

4. Работа клуба организуется с учетом возраста детей.

5. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц.

6. Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

Планирование работы семейного клуба.

Работа клуба планируется совместно с родителями и воспитателем. При планировании мы учитываем пожелания родителей и психолого-педагогическую необходимость. Мы стараемся сделать так, чтобы родители детей каждого возраста смогли посетить хотя бы две встречи в клубе. Кроме этого планируются такие детско-родительские мероприятия, как выставки, проекты, конкурсы.

Формы взаимодействия в семейном клубе.

Мы используем открытые занятия, досуги, праздники, очень большое количество игр, и как показывает практика, родителей не пугает, если им приходится становиться в позицию ребенка. Главное в клубной работе - преподнесение психолого-педагогических знаний должно быть вдохновляющим! Современные технические средства позволяют сделать встречи с родителями яркими и запоминающимися.

В каждом ДОУ существует группа родителей, которые не проявляют интереса к жизни детского сада. Есть такая группа родителей и у нас, к счастью не слишком многочисленная. Однако, мы заметили, повышению интереса родителей к детским выставкам, а так же организации выставок детско-родительских работ. Чем мы очень активно пользуемся.

Клубная работа, на наш взгляд не должна ограничиваться просвещением. Большое значение имеют детско-родительские досуги и праздники, на которых веселое общение помогает установлению гармоничных отношений как между родителями и детьми, так и между педагогами и родителями. Такие встречи помогают родителям увидеть педагогов с новой стороны, а педагогам дают возможность подметить особенности семьи.

В конечном счете, такие встречи способствуют установлению взаимопонимания, доверия, уважения. Мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители участвуют в проектной деятельности, в выставках, праздниках. Двери детского сада открыты. Мы рады присутствию родителей в наших стенах.

Семейный клуб, как показывает наш опыт чрезвычайно интересная и эффективная форма взаимодействия с родителями.

Конечно, кроме клубной работы мы используем и традиционные формы взаимодействия с семьей. Нельзя обойтись без индивидуальных консультаций воспитателей. Необходимо только помнить, что востребованность нашей работы зависит от нашего профессионализма и нашей творческой заинтересованности.

Заключение

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщению опыта семейного воспитания.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

«Инновационные формы работы с родителями»

Белоножко В.В.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4», п. Первомайский, Коркинский р-н, Челябинскской обл.

В настоящей статье представлено описание опыта внедрения инновационных форм родительского собрания в дошкольной образовательной организации; раскрыты способы работы педагога по взаимодействию с семьёй.

Ключевые слова: взаимодействие, инновация, инновационная деятельность, семья , педагогическое сотрудничество.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и детям.

«Дошкольное детство» – уникальный период в жизни человека, в то же время это период, в течении которого ребенок полностью зависит от окружающих его взрослых –родителей, педагогов.

Общение ребенка с родителями является первым его опытом взаимодействия с объективной социальной реальностью.

В основе взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей лежит ответственность на родителях, а все другие социальные институты призваны помочь, дополнить их воспитательную деятельность. Многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных организаций, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов .

Нестабильность общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи: они отодвигаются в ней на второстепенные позиции. В связи с этим в детском саду особенно большое внимание должно уделяться работе с родителями. Педагоги детского сада, с целью активизации родительского участия в социализации и образовании

ребенка, стали использовать инновационные формы проведения родительских собраний.

Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют социальные институты «детский сад» и «семья» .

Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так в ФЗ РФ «Об образовании…» (ст. 18) говорится, что родители (законные представители) являются первыми педагогами и они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте .

На обязательность взаимодействия ДОО с семьёй указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . Задачами ДОО являются:

1) содействие семье в организации сотрудничества детей и взрослых на основе признания ребенка полноценным участником образовательного процесса;

2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;3)сотрудничество с семьей;

4) установление единства требований со стороны взрослых в воспитании детей;

5) педагогическое просвещение родителей;

6) изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

7) ознакомление родителей с жизнью и работой ДОО.

Изучению современных форм сотрудничества семьи и ДОО посвящены исследования С. Г. Молчанова, который утверждает, что «...и родителю, и государству нужны конкретные результаты, и они должны отражать освоенность конкретных компетенций, а не каких-то “целевых ориентиров”. Вряд ли родителя устроят объяснения работников ДОО о том, что вместе с ребенком они идут к “целевым ориентирам”. Полагаем, что нормального, заинтересованного родителя волнует не то, что его ребенок идет , скорее его волнует – дошел ли до…какого-то уровня освоенности содержания образования и социализации» .

Для того чтобы эффективно спланировать работу с родителями, необходимо начать с анализа социального состава родителей, их настроя, и ожидания от пребывания ребенка в детском саду.

Таким образом, работа с родителями, это:

положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

учет индивидуальности ребенка;

укрепление внутри семейных связей;

возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Анализ практики работы ДОО выявил два вида форм совместной работы :

совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет;

совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с ДОО является родительское собрание . Родительские собрания могут быть:

    организационными;

    текущими или тематическими;

    итоговыми.

Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем занятие или воспитательная работа.

Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, педагоги и родители – для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей. Для подготовки к родительскому собранию воспитатель может воспользоваться Интернет ресурсом для подготовки анкет для родителей (рис. 1) . Например, сервисом http :// www . survio . com /.

Рис. 1. Интерфейс сервиса

Для создания анкеты необходимо выбрать «Новый опрос» (рис. 2).

Рис. 2. Создание нового опроса

Рис. 3. Редактирование анкеты

Проведение родительских собраний налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания, поэтому использование Интернет ресурса будет для воспитателя огромной помощью.

Время идет вперед и поэтому, некоторые традиционные формы работы с родителями постепенно теряют свою актуальность. На смену им приходят современные практичные, мобильные и эффективные формы работы сродителями, не требующие у родителей больших временных затрат.Это формы работы с родителями, которые базируются на использовании персонального компьютера и сети Интернет: электронная почта, сайт группы или детского сада, сообщества в социальной сети.

Сегодня выход в интернет имеет практически каждый человек, у всех активных пользователей есть бесплатный адрес электронной почты, например на Mail . ru , Яндекс и др. Используя электронную почту можнополучить массу преимуществ.

Работа с родителями через электронную почту может осуществляться в двух вариантах: воспитатель делает рассылку по всем адресам, или создается общий почтовый адрес, доступ к которому имеет как воспитатель, так и родители.

С письмами, отправленными на общий электронный адрес, знакомятся сразу все родители, письма не теряются; родители могут задавать вопросы и видеть все ответы на них. Электронная почта служит важным инструментом того, чтобы информация доносилась быстро и «всем сразу» (рис. 4).

Рис. 4. Электронная почта группы

Сайт группы – это еще одна форма с родителями через Интернет (рис. 5).

Рис. 5. Пример сайта группы

Сайт позволяет выкладывать на всеобщее обозрение большое количество разнообразной информации. Важно продуманно создать вкладки на сайте, например: домашнее задание, фотоальбом, информация о группе; для того чтобы родители успевали следить за работой сайта, необходимо обновлять информацию в определенное время. Сайт более информативен, не требует много времени, работает по принципу «открыл и посмотрел».

Сообщество(группа) в социальной сети . Такие группы можно организовывать бесплатно в рамках любой социальной сети. Например, Одноклассники.ру (рис. 6), ВКнотакте (рис. 7), Facebook и др.

Рис. 6. Пример группы в Одноклассники.ру

Рис. 7. Пример группы всети «ВКонтакте»

Социальные сети созданы для общения между людьми во всемирной паутине: наличие аудиохостинга, наличие групп по интересам, можно создать свою группу, которую можно наполнить интересным материалом, а также пригласить в неё других пользователей. Работникам ДООнеобходимо приобщать родителей к такой форме взаимодействия.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из родителей стали активными помощниками воспитателей. Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей формируется чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка; родители приобрели опыт педагогического сотрудничества. И хотя дошкольная образовательная организация и семья – это два звена водной цепи, детский сад не может заменить семью, но он может дополнить и усилить еевоспитательный потенциал, выполняя свои профессионально-педагогические функции в рамках исполнения ФГОС ДО. Их общая задача: образование и социализация подрастающего поколения, создание комфортных условий для полноценного дошкольного детства.

Список литературы:

    Антонова Т.В. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества [Текст] Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова, В.М. Иванова, Н.А. Разгонова // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. - М.: МГУ, 2005. С. 112–118.

    Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] /Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2004. №9. С. 52–58.

    Галстян,С.Г Инновационные формы родительского собрания в дошкольной образовательной организации[Текст] / С. Г. Галстян // Челябинский гуманитарий. – 2016. – № 4 (37). – С. 52–63.

    Детский сад и семья – рука об руку [Текст] / Под ред. А.П. Халиповой. – М.: Педагогика , 2008. – 231 с.

    Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. Пособие [Текст] / А.Н. Ганичева, Т.В.Кротова. –М.:ТЦ Сфера, 2011.

    Лебедева Т.Н. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Лебедева, Л.С. Носова, В.А. Леонтьева, В.В. Чалкова - Челябинск, 2016. – 294 с.

    Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС – ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС – ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении: пособие для работников дошкольного образования [Текст] /С. Г. Молчанов. – Челябинск: Энциклопедия, 2012. –60 с.

    Семичев Даниил. Методические рекомендации по использованию ИКТ в работе с родителями [Текст] / Сборник методических рекомендаций для работников дошкольного образования. – Москва, 2015. – 46 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

«Инновационные методы работы с родителями в ДОУ»

Кадочникова Наталья Алексеевна

Государственное Казенное Коммунальное Предприятие

«Ясли-сад № 11» г. Павлодар

Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтоб родители услышали воспитателя и поняли друг друга.

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Воспитатели при составлении календарного планирования в начале каждого месяца планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.

Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний (дискуссия, день «открытых дверей», и др.) и массовых мероприятий (мини-поход, конкурсно-развлекательные программы, психологический час и т.п.), содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.

Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.

На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми.

Важным и обязательным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи . Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада.

Положительный опыт семейного воспитания, воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях.

Все посещения фиксируются в тетради посещений.

Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!»), позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям.

    Информационно-аналитическое направление

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада.

На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.

Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.

Анкета , как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

    Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось не только самым привлекательным и полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.

    Познавательное направление

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

К познавательному процессу относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию, флористике (по выбору родителей).

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, мастер-классы «Основы флористики», «Тестопластика – это интересно». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

Родительские уголки, папки – передвижки; семейный и групповые альбомы; библиотека – передвижка, фотомонтаж; фотовыставки; семейный вернисаж.

В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки , где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами.

Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей - не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы.

После просмотра воспитатели проводят небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты . Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде».

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Основной задачей организаторов семейного клуба «Здоровячок» - помочь родителям освоить навыки физического воспитания детей.

Семинар-практикум широко используемая форма работы с родителями в детском саду. Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Приветствие направляет детей и взрослых на положительные эмоции. Малыш называет своё имя и имя того, с кем он пришёл. Ребенка приветствует вся группа, и он точно знает, что ему здесь рады.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

ЗАЯВКА

На участие в семинаре для педагогов и воспитателей детских садов

Ф.И.О . : Кадочникова Наталья Алексеевна

Направление 1 : « Инновационные образовательные технологии в ДОУ».

Место работы : Государственное Казенное Коммунальное Предприятие

«Ясли-сад № 11» г. Павлодар

Должность : Воспитатель Дошкольных Учреждений

Почтовый адрес : 140000, г.Павлодар, ул.Ак.Сатпаева 251

Телефон домашний : 61-71-96

Телефон мобильный : 87471274207

Е- mail :

  • · психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • · вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • · участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • · родительские университеты;
  • · конференции;
  • · индивидуальные и тематические консультации;
  • · родительские собрания;
  • · тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • · дни творчества детей и их родителей;
  • · открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • · помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • · родительское общественное патрулирование;
  • · шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • · участие родителей класса в работе совета школы;
  • · участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
  • · участие в работе совета содействия семье и школе.

Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями, которые наш педагогический коллектив использует в работе.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • · Год рождения моего ребенка - каким он был, этот первый год?
  • · Первые книжки ребенка.
  • · Друзья моего ребенка.
  • · Праздники нашей семьи.
  • · Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
  • · Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
  • · Фотографии нашего детства.
  • · Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • · Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  • · Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  • · Соблазны и пути их преодоления.
  • · «За и против» школьной формы.
  • · Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников -- важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Формы работы: На первом плане -- индивидуальная работа

Неоспоримо, что на первый план сегодня должна выходить индивидуальная работа классного руководителя. Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем именно одного-единственного ребенка. Но многие родители отторгают от себя даже возможность побеседовать с учителем в доверительном ключе, опасаясь, возможно, излишнего проникновения в личностно-эмоциональную сферу. И эти опасения естественны, с ними необходимо считаться.

На индивидуальные беседы с родителями мы можем приглашать и «узких» специалистов: психолога, логопеда, медицинского работника -- в зависимости от конкретной ситуации. Но перед этим целесообразно узнать, не было ли именно у этого родителя конфликта именно с этим работником школы. Если же такой случай имел место, то разумно пригласить аналогичного специалиста «со стороны».