Сценарий праздника цаган сар в начальной школе. Развлечение «Цаган Сар — Белый месяц» (старшая группа)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский дом №1» г. Астрахани
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2012 – 2013 уч.год)
Номинация конкурса: организация досуга и внеклассной деятельности .
Автор работы: воспитатель Горшунова Надежда Владимировна
Сценарий мероприятия на тему:
«Обычаи и традиции Астраханского народа»
Цель:


  • знакомство с национальной культурой области, основными праздниками города;

  • воспитание патриотизма на примере гордости за свой край и народ, эстетической культуры и толерантности;

  • развитие творческих способностей детей и повышение их самооценки.

Место проведение разбито на секции, каждая заполнена атрибутами данной национальности(элементы костюма, бытовая утварь, народные промыслы.) Подготовлена презентация.

Ход занятия.

Ведущий:

Сегодня наше занятие посвящено теме «Обычаи и традиции Астраханского народа»

Мы познакомимся с основными праздниками народов Астрахани и традициями народа. Но сначала мы узнаем что обозначают слова «обычай» и «традиция»

Обычай - укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие…

Традиция (от лат. Traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени…

Какие национальности проживают в Астрахани?

Большинство населения области (70 %) составляют русские. Второй по численности народ - казахи (14,3 %), Астраханская область является историческим местом проживания казахов, это самая крупная казахская община по субъектам федерации. Астраханская область является историческим местом проживания также и татар (включая астраханских и юртовых говорящих на отдельных диалектах) (7 %), ногайцев (в большинстве карагашей) и туркмен.
Численность в 2002 году, тыс. человек

Русские 700 561 (70,0 %)

Казахи 142 633 (14,3 %)

Татары 70 590 (7,0 %)

Украинцы 12 605 (1,2 %)

Чеченцы 10 019 (1 %)

Азербайджанцы 8 215 (0,8 %)

Калмыки 7 165 (0,7 %)

Армяне 6 309 (0,64 %)

Ногайцы 4 570 (0,45 %)

Цыгане 4 331

Аварцы 4 218

Лезгины 3 646

Даргинцы 3 550

Лица, не указавшие национальность 2 963

Белорусы 2 651

Туркмены 2 154

Корейцы 2 072

Астраханские татары 1 980

Немцы 1 389

Кумыки 1 356

Грузины 1 212

Чуваши 1 171

Турки 1 128

Узбеки 1 030

Евреи 1 011

Задачи сохранения традиционной культуры тесно смыкаются с проблемами возрождения национальных культур. Имеются областные национально-культурные общества(НКО), которых в области к началу 2010 года насчитывалось более 30 (казахское общество - «Жолдастык, татарское - «Дуслык», туркменское - «Ватан», узбекское - «Узбекистон», азербайджанское - «Азербайджан», турецкое - «Айдын», армянское - «Арев», дагестанское - «Дагестан», калмыцкое - «Хальмг», немецкая автономия «Айнхайт», молодежный центр ногайской культуры «Эдиге и др.).
В Астрахани проводятся традиционные областные праздники и фестивали, таких как татарский «Сабантуй», калмыцкий «Цаган Сар», тюрко-иранский «Навруз/Наурыз» и др. С 1992 г. Стали проводиться дни тюркского просветителя А.Х.-Ш. Джанибекова «Джанибековские чтения», с 2010 года «Бирюковские чтения» в память атамана Астраханского казачьего войска И.А. Бирюкова, а также мероприятия в честь узбекского просветителя Алишера Навои. В начале 90-х годов проводились областные смотры-конкурсы детского казахского («Анче балапандар»), ногайского («Шешекейлер») и татарского («Яна исемнер») творчества.
Масленица - праздник, сохранившийся с языческих времен. Отмечается в течение недели перед Великим постом. Обычай праздновать масленицу берёт своё начало с древнейших времён - с греческих и римских вакханалий. Славяне-язычники тоже справляли в этот период весенний праздник - встречу весны и проводы зимы. В народе масленица всегда была весёлой порой. Считалось, что тот, кто откажется её праздновать, будет жить «в горькой беде и худо кончит».
(Сценка из праздника Масленицы)
Возникший задолго до рождения ислама, праздник Наурыз олицетворяет собой весеннее пробуждение природы, ее обновление. По старому поверью в дни весеннего равноденствия, когда Солнце входит в созвездие Овна, мир сотворяется заново и для восточных народов наступает Новый год.В Астрахани Наурыз приобрел статус областного праздника, и ежегодно с 1998 года проводится в центральном парке культуры и отдыха «Аркадия», где по сложившейся традиции, представителями областных национальных культурных обществ в один из апрельских дней устанавливают красочные национальные юрты.В их будет десять, и каждая из них будет иметь свой национальный колорит, свое смысловое и содержательное наполнение (иранская, казахская, туркменская, азербайджанская, турецкая, татарская, таджикская, ногайская, дагестанская, узбекская). Древняя культура народа – кочевника, быт, обычай, природа, песни, легенды, эпос, искусство умельцев, ювелиров стали источником творческого вдохновения Курмангазы.

(Звучит запись – “Воспоминания Савищева”

композитора Курмангазы Сагырбаева)

В этот день астраханцы и гости праздника увидят представленные каждым народом национальные блюда, предметы быта и изделия декоративно-прикладного искусства. Официально Навруз просто национальный праздник. И он уже давно потерял свой религиозный характер, как праздник огнепоклонников. До начала праздника в каждом доме наводился порядок, в аулах и селениях чистили колодцы, арыки, сажали деревья, цветы, ремонтировали и обновляли огородный инвентарь и т.д. Считается, что когда Навруз входит в убранный чистый дом, к хорошему хозяину, болезни, неудачи и невзгоды обходят его стороной. В канун самого праздника в каждой семье накрывали дастархан – скатерть с различными яствами. Для угощений соседей, родственников готовились традиционные праздничные национальные блюда – плов, шашлык, отварной горох, сумалак и т.д. В этот день люди прощают старые обиды, помогают нуждающимся в милосердии.

(Казахский танец в исполнении детей)

У астраханских татар большой праздник Весны носил название – Амиль. Этот праздник также не был связан с мусульманскими религиозными ритуалами. Праздник обычно начинался в центре города и постоянно передвигался к окраинам, а затем от села к селу. Люди приветствовали друг друга рукопожатием обеих рук. На праздничном столе в этот день в каждой татарской семье подавали блюда с тыквой и рисом: плов, пирожки – «кубак бурек». Молодежь участвовала в традиционных состязаниях по скачкам – «ят ярыш», борьбе – «куряш». Состязались молодые люди и в лазанье по высокому шесту – «алтын кабак», и тот, кто становился обладателем заветной монетки, укрепленной на верхушке столба, получал главный приз – обычно барана. До вечера ученики (шакирды) ходили по домам, радуя хозяев песнями, за что получали кто деньги, кто угощения.

(Состязания в борьбе и битве мешками на бревне)

"Сабантуй"

(От тюркского «сабан» - плуг и «туй» - праздник, праздник у татар и башкир, после окончания весенних полевых работ»)

История Сабантуя такая же древняя, как и сам татарский (булгарский) народ. Уже за две недели до праздника начинался сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. "Скакун заранее чует приближение сабантуя", - говорит татарская поговорка. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - корэш и, конечно, конные скачки, воспетые в стихах и песнях, вызывающие восхищение и восторг - украшение татарского праздника. Начала праздника Сабантуй уходят в глубину веков, и первоначально он назывался «секен» – обряд с куриными яйцами (символ плодородия). Суть его заключалась в следующем: яйца надо было достать из сосуда с густой сметаной без помощи рук. Другие элементы праздника приобрели молодецкий, удалой характер как то: лазание по шесту (ранее символ солнца), скачки и джигитовка, характерная тюркская борьба на поясах – «куреш», а также песни, танцы и угощение национальными блюдами, приезд многочисленных гостей.
«ЦАГАН САР НА АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛЕ»
«Цаган Сар» - один из самых лучших калмыцких праздников. О его истории говорят по-разному: он имеет множество легенд и преданий. Существует мнение, что буддисты всего мира отмечают его с той поры, когда Великий Будда, обретя просветление, полностью опроверг в споре шестерых лжеучителей и явил народу чудеса. А по народным преданиям калмыки праздную Цаган Сар еще и как победу легендарной девы Галл-Окон-Тенгри над племенем жестоких и коварных великанов – мангусов, олицетворяющих силу зла.

Цаган Сар предвещал начало весны . Поэтому, во время праздника калмыки, встречаясь, здороваются, а потом спрашивают: «Хорошо ли перезимовали?». «Да, перезимовали хорошо», - обычно отвечают.И хотя зима еще не взяла бразды правления в свои руки, в Астраханской области на гостеприимной лиманской земле с приходом Цаган Сара 12 февраля встретили весну и вспомнили традиции, заложенные нашими предками. Вот некоторые из них:Исстари все готовились к встрече праздника: делали генеральную уборку в доме, шили или покупали новую одежду, выбирали жирного барана, варили мясо, все вещи стирали. В канун праздника женщины мыли голову, расчесывали волосы и одевали шиврлг (чехлы для волос). Надевали рубашки с белым воротником. Перед праздником Цаган Сар хозяйка дома, сделав борцоки, перебирала четки, потому что этот день называется «Мацг одр» -день молитв, очищения, последний день зимы.

Рано утром, в день Цаган Сар, хозяйка дома варит калмыцкий чай. Пока чай закипит, она открывает сундук, достает новую одежду и вешает на заранее натянутую веревку. Таков был обычай - один раз в год выветривать одежду. Утром, когда просыпается вся семья, мать зовет к себе детей и целует их в правую щечку, произнося при этом: «Будь счастлив(а), живи долго, в следующем году я тебя поцелую в левую щечку». Приходит следующий год. Она опять произносит те же слова. В этих словах заключается мудрость народа: благополучно прожить год, и вновь поздравить друг друга. Желали друг другу здоровья и счастья.

Важным моментом праздника было приготовление национального мучного блюда - борцоков. Их готовили из сдобного теста и жарили в кипящем жиру. Форма борцоков имела глубокое значение. Борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелания большого приплода; «кит» - напоминала часть конских внутренностей, «овртя тохш» - символизировали крупный рогатый скот, «мошкур» - крученные, напоминали бараньи внутренности, символизирующие «узел счастья», «цацл» - кисть, символ кисти на головном уборе калмыков.
Традиционный "День воблы"

В Астрахани - большой праздник. Традиционный "День воблы" отмечается уже в 15-й раз. На него приходят целыми семьями. Многие - с удочками, в надежде поймать так любимую в этом городе рыбу. На набережной Волги устроили соревнование. Участники съехались со всей России со своими снастями и приманками.

Игра: « Поймай рыбку»

Дети с помощью удочки на магните ловят рыбки. Кто больше и быстрее.
День рыбака

Во второе воскресенье июля в России традиционно отмечают День рыбака.

на набережной реки Волги состоится ставший уже традиционным «Фестиваль ухи», в котором примут участие представители из всех районов области. Региональное агентство по рыболовству подготовило шоу-соревнование «Ловись, рыбка!», участникам которого предложат с голыми руками погоняться за рыбой, выпущенной в городской фонтан. На главной сцене в это же время пройдёт международный фестиваль народного творчества «Живая вода - 2012». Закончится вечер праздничным концертом с участием астраханских солистов.

(Сценка «Нептун в гостях у рыбаков»)

Свадебные традиции.

Одним из самых романтических мест в Астрахани является мост влюбленных. Небольшой мостик, протягивающийся от одного берега реки Кутум до другого, в последние годы стал популярным местом влюбленных.

Резные столбы и лавочки в пушкинском стиле смотрятся весьма привлекательно, а с моста влюбленных открывается невероятный вид на Красную набережную. До появления моста среди молодоженов повелась традиция завязывать ленточку на ветке одной из берез, росших на площади. Спустя время березка не выдержала такого «ленточного гнета» и погибла: стали завязывать узелки на рядом стоящей березе, но и она не выдержала такого наступления. Во избежание исчезновения астраханских берез было решено подарить влюбленным один из мостов Астрахани. Позднее в 2005 году рядом с аркой на мосту влюбленных в Астрахани было установлено металлическое дерево, сделанное под бронзу, на которое и стали вешать заветные ленточки семейного благополучия.

Потом появилась еще одна традиция, пришедшая к нам из европейских и прибалтийских стран – вешать замок, олицетворяющий крепкую и счастливую семейную жизнь. В Москве и Санкт-Петербурге с такой оригинальной свадебной традицией борются давно: администрация, считая, что замки влюбленных портят внешний вид моста, безжалостно срезают груды громоздкого железа. В Астрахани с подобным начали бороться совсем недавно. Еще в 2006 году замки не висели, но спустя 5 лет на мосту влюбленных их скопилось огромное количество: буквально каждый сантиметр ограждений занят замком с романтической надписью. Однако, несмотря на споры между влюбленными и городской администрацией, мост влюбленных в Астрахани не перестает быть одним из самых красивых и излюбленных мест влюбленных пар.

Лебединное озеро

Братский садик, ДК Каспийской Флотилии.
День города

Любимый горожанами праздник, который в этом году решили провести в теплом сентябре, астраханцы отмечали два дня. Народные гулянья проходили в городских районах. Детские и спортивные игры, конкурсы, концерты с выступлениями творческих коллективов города – в каждом районе Астрахани было организовано по несколько площадок, где астраханцы могли весело провести время. Основное торжество развернулось в парке культуры и отдыха «Аркадия». Здесь гости праздника наблюдали настоящее чудо из песка. Фестиваль «Песчаная скульптура Понизовья» прошел в Астрахани впервые. В нем приняли участие ученики астраханских художественных школ. Многие из них работали с песком впервые, им помогли художники из Санкт-Петербурга, которых специально пригласили на День города. Всего астраханцами и питерцами было создано 12 песчаных фигур во главе с трехметровым «Черномором».

В этот же субботний день в честь Дня города прошел Крестный ход, который завершился в Кремле. Здесь же у Успенского собора казаки торжественно приняли присягу. В казаки в этот день посвятили и мэра Астрахани Михаила Столярова, который является потомственным представителем православного сообщества.

Ближе к вечеру в сквере Ульяновых на площади Октябрьская устроили рыцарский турнир. Представители обществ исторической реконструкции продемонстрировали зрителям рыцарский бой в настоящих доспехах.
На второй день праздника Астрахани горожан ожидали вкусные угощенья. На площади Ленина прошел фестиваль Астраханского арбуза, где астраханцы смогли увидеть вкусные ягоды самых необычных форм и размеров. Гости праздника могли попробовать необычные арбузные коктейли и полюбоваться на диковинные узоры, которые вырезали на арбузах мастера по карвингу. Два других вкусных фестиваля мэрия астрахани провела на набережной Волги. Здесь под звуки народных песен можно было попробовать самых разных видов астраханской ухи, которую готовили для гостей праздника районы города и области. Самой вкусной по признанию конкурсного жюри стала уха, приготовленная Кировским районом. А после все желающие могли попробовать различные виды чая. Русские, казахи, татары, армяне, чеченцы, азербайджанцы, ногайцы, узбеки и калмыки – представители самых разных национальностей, которые в мире и дружбе проживают на территории Астрахани сотни лет, приготовили угощения и чай, согласно своим традициям.

Ведущий подводит итог и приглашает гостей на экскурсию

Гости приглашаются за столы, где дети вместе с воспитателем приготовили угощения и чай, согласно своим национальным традициям.
Приложение№1

Под музыку входит царь Нептун, совершает круг почета и садится на трон.

Нептун.

Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском
Весь усыпан янтарем.
Поздравляю вас с праздником Нептуна!
Желаю вам попутного ветра,
Семь футов под килем и
Обойти все морские рифы!

Под музыку входят русалки.

Нептун.
Что ты невеселы, вы сегодня? Не обидел ли кто вас? Только скажите. Я все царство морское переверну вверх дном. Найду обидчика и наказать его велю.

русалка.

Не надо, никого искать и царство морское вверх дном переворачивать. Не обижал нас никто и вреда никто не причинял.

Нептун.

Поделись же, красавица, со мной своим горем. Отчего грустишь? Расскажи, может я смогу тебе помочь.

русалка.

Ах, батюшка царь. И сказать-то совестно. Давно я не видала как веселятся люди, хотелось бы поглядеть.

Нептун.

Ну, это не трудно. Смотри (исполняется танец «Морячка»)

Нептун.

Долго мы не можем находиться без воды. Прощайте! Нам пора, а вы продолжайте веселиться. (Уходят

Интегрированное занятие к празднику "Белого месяца" (совместно с родителями)

Программное содержание:
- приобщение детей к самобытной культуре и обычаям бурят;
- знакомство с бурятским композитором Чингизом Павловым;
- знакомство с бурятским художником Георгием Павловым;
- развитие познавательных навыков через бурятский фольклор;

Воспитание чувств коллективизма и взаимоуважения.

Ход занятия

Воспитатель:

У бурятского народа есть много традиций и обычаев, с некоторыми из которых мы с вами познакомимся сегодня.

Есть обычай такой
Очищая свое жилище
У входа хозяин
Зажигает траву
Ая- ганга- святая трава
Курится дымом бессмертия,
Мы произносим благие слова
Для здоровья, души просветления.
И в нашем зале горит ая-ганга, чтобы в Новом году все были здоровыми.
(Под бурятскую мелодию проходит окуривание святой травой)

У бурятского народа существует особый обычай приветствовать друг друга, протянув друг другу руки. У младшего по возрасту руки снизу ладонями вверх, а у старших по возрасту руки сверху ладонями вниз.
- Что это означает? Действительно, младшие говорят, что у старших есть опора в жизни, и старшие показывают, что они готовы передать мудрость и опыт молодому поколению.
(Показ приветствия, ведущий подходит к каждому ребенку)
- А чтобы нам узнать, что же это за праздник «Сагаалган», мы с вами посмотрим мультфильм.

Мультфильм о Сагаалгане.
- Посмотрев фильм, вы уже убедились, что в праздник «Сагаалгана», еще его называют «Белый месяц» Любили веселиться, петь песни о своем крае, земле. В Бурятии много выдающихся композиторов, которые сочинили много красивых песен о родном крае, о родной земле.
(Портрет композитора)

Чингиз Ефимович Павлов - композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств Бурятии. Чингиз Ефимович Павлов родился 29 декабря 1928 года. Рано лишившись родителей, будущий композитор остался на попечении старшего брата Георгия Ефимовича Павлова. Именно брат, в будущем народный художник России и Бурятии позаботился о судьбе младшего брата и в составе национальной группы отправил его на музыкальные курсы в Уральскую консерваторию. Потом была студия.

Затем он поступает в Уральскую консерваторию. Чингизу повезло с педагогом - он учился в классе знаменитого трубача профессора Н.И. Щелокова, который был не только отличным исполнителем, но и сочинял музыку. Таким образом, Ч.Павлов получил образование не только как оркестрант, но и как композитор.

В 1954 г., молодой музыкант был направлен в оркестр театра оперы и балета, а через год стал музыкальным руководителем и дирижером Государственного ансамбля песни и танца "Байкал". Ч.Павлов успешно пропагандировал музыку бурятских композиторов Б.Ямпилова, Ж.Батуева, Д.Аюшеева, Г.Дадуева, В.Морошкина, сделал ее достоянием не только земляков, но широко исполнял во время гастрольных поездок по Советскому Союзу и за рубежом.

Будучи человеком скромным и требовательным к себе Ч. Павлов долго сомневался, прежде чем включить в репертуар коллектива свое сочинение, предложить певцам свою песню. Зато, как правило, песни эти становились популярными, подхватывались народом. Среди них есть немало настоящих жемчужин, достойных внимания современных певцов, нового прочтения. Недаром ждали его новых песен и становились их первыми исполнителями и Лхасаран Линховоин и Дугаржап Дашиев и Ким Базарсадаев и многие другие именитые артисты.

Чингис Павлов был не только исполнителем, дирижером и композитором, он был и педагогом, и общественным деятелем. Именно он стал основателем оркестра бурятских народных инструментов Гостелерадио, открыл музыкальное отделение в педагогическом училище №1, создал детский духовой оркестр в школе-интернате №1, ввел уроки пения в начальных классах общеобразовательной школы, проводил открытые уроки на Всероссийских семинарах и совещаниях учителей. Его стараниями был создан и ныне знаменитый детский ансамбль песни и танца "Баран".

Остается только сожалеть, что Ч.Павлов не успел стать членом Союза композиторов Бурятии, потому что неуемная энергия проявлялась как в пропаганде музыки старшего поколения национальных композиторов, так и популяризация творчества Б. Цырендашиева, Н. Дамиранова, А. Андреева, Г. Дашипылова и Ю. Ирдынеева.

Ч. Павлов не писал крупных полотен, опер, симфоний и балетов, но та музыка, которую он создал, вошла в золотой фонд бурятского искусства.

В 1980 г. его не стало. И сейчас мы вам исполним красивую песню бурятского композитора Чингиза Павлова, которая называется «Родная мелодия»

Песня: «Родная мелодия» (Совместно с родителями и воспитателями

Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шёлковые и меховые наряды. Надевали верхнюю национальную одежду, которая называлась дэгэл. Бурятский народ всегда славился гостеприимством. Символом гостеприимства считается ходак. Гостей встречали приветственным танцем с ходоками.

Приветственный танец с ходоками:

(По окончанию танца все дети друг другу дарят ходаки)
Вед: А молодёжь и дети собирались в большие группы и устраивали игры, развлекались загадками. Некоторые бурятские «загадки» очень своеобразные - а «какие» - то из них схожи с загадками других народов. Попробуем отгадать несколько.

Белое одеяло степь покрывало (снег).
Без рук, без ног, а дверь открывает (ветер).
Четыре братца под одной шапкой стоят (стол или стул).
Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит.
Горшочек умён - семь дырочек в нём (голова).
Палочка, которая победила зверя (Стрела).

Самый маленький заставляет плакать самого большого (Комар).
Отгадай-ка, поскорее, дом имеет сто дверей. Любит белка этот дом. Кто же проживают в нем? (Кедровые орешки).
Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. (Облака).

Этот дом переносной
В стороне стоит степной.
Тёплым войлоком он крыт,
А внутри очаг горит.
Крыша вверх уходит круто
Это войлочная … (юрта).

Все знают, что юрта - это дом бурят, в котором они жили в старину. Так как ни часто кочевали, переезжали с места на место, то юрты были складные и переносные. Сейчас мы поиграем в игры про юрты.
Проводится игра «Построй юрту»

Участвуют 12 человек - на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок с бурятским орнаментом. 4 ребёнка бегают вокруг стульчика, по окончании музыки берутся за концы платка и поднимают его вверх, как крышу.
- А теперь мы заселим эти юрты ребятами.

Проводится игра «Займи юрту»
Дети легко двигаются по залу подскоками, по окончании музыки садятся на стульчик - занимают юрту.
Вед: Еще сегодня мы с вами познакомимся с выдающимся бурятским художником с Георгием Павловым. Родной брат композитора Чингиза Павлова. Два талантливых брата.
Портрет Георгия Павлова
картина Георгия Павлова

Воспитатель: Мы сейчас с вами покажем свои таланты. Когда вы вырастите, может кто-нибудь из вас станет знаменитым композитором, как Чингиз Павлов, или знаменитым художником, как Георгий Павлов.
Игра: «Укрась одежду бурятским орнаментом»
Украсим нашу одежду и обувь бурятским орнаментом. (Дети и родители делятся на три команды и украшают бурятским орнаментом унт, халат и головной убор на ватмане).
- У бурятского народа есть свои национальные блюда. Вы знаете какие?
Ответы детей:
- А еще есть бузы. А вы умеете их лепить? А мамы нам помогут.
«Лепим бузы»
Вы хорошо знаете свою Бурятию и обычаи бурятского народа?
Как называется верхняя национальная одежда. (Дэгэл).
Как по-бурятски называется шапка? (Малгай).
Какие игры связанны с этим праздником? (Игра в ладошки, кольцо, рукавичка).
Назовите названия годов восточного календаря. (Мышь, ……. Кабан).

Какой народный танец исполняется на всех праздниках? (Ехор).
Воспитатель: Так давайте сегодня, в праздник белого месяца, улыбнемся и поздравим друг друга с праздником. И станцуем вместе.
Вед: Наш бурятский хоровод
Взяться за руки зовёт.
Если встанешь с нами в круг,
Значит ты хороший друг.

Исполняется «Ёхор». (Вместе с родителями)
Песня: «Сагалган»

Рефлексия
Вед: Ребята, скажите, что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.

Муратова Оксана Валерьевна, музыкальный руководитель. МАДОУ д/с № 113 «Капитошка» г. Улан-Удэ

Чтобы скачать материал или !

Предварительный просмотр:

Тематический день посвященный празднованию национального праздника «Цаган Сар».

Актуальность.

При всех разнообразных культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Калмыкии один из таких праздников праздник Цаган Сар. Цаган Сар – один из самых любимых национальных праздников калмыцкого народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наш тематический день направлен на возрождение культуры, традиций калмыцкого народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях калмыцкого народа.

Цели: Знакомство детей с праздником «Цаган Сар», как важным и значимым праздником в жизни калмыков. Знакомство с обычаями и народными играми. Воспитание чувства патриотизма к традициям и обычаям нашей Республике. Развитие у детей познавательной активности.

Задачи: Способствовать формированию знаний о Цаган Саре, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Калмыкии. Развитие познавательных навыков через калмыцкий фольклор (чтение худ. литературы, сказок).Развитие двигательной активности посредством знакомства с национальными играми. Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику через художественное творчество. Воспитывать любовь к родной Республике и гордость за нее.

Мероприятия, проводимые в День посвященный празднованию национального праздника «Цаган Сар».

Утро

Беседа: «Калмыцкий праздник «Цаган Сар»

Цель: познакомить с праздником «Цаган Сар», традициями, обычаями; прививать любовь к родной Респеблике.

Рассматривание уголка «Родной край» в группе.

Цели: приобщение детей к самобытной культуре и обычаям калмыков.

Рассматривание иллюстраций: «Борцоги»

Цели: формировать представления о национальном блюде борцоги, их видах.

Д/игра: «Приготовим борцоги»

Цели: познакомить детей с процессом приготовления борцогов; развивать воображение: выяснить, знают ли дети названия продуктов для приготовления борцогов; активизировать соответствующие слова в речи детей .

Индивидуальная работа : Д/игра «Кто в степи живет?»

Цели: закреплять знания детей об обитателях степи; познакомить с новыми словами туула(заяц), зара(ежик), арат(лиса), чон(волк); развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

1 Прогулка

П/игры: «Собери альчики», «Заяц »

Цели: Развивать внимательность, выносливость, быстроту реакции.

Учить действовать по сигналу.

Вызывать положительные эмоции от совместных действий.

Учить согласовывать действия с текстом игры.

Сюжетно – ролевая игра: «В гостях у ээжи».

Цели: обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям.

Индивидуальная работа: Д/игра «Что в степи растет?»

Цели: закреплять знания детей о растениях степи; развивать память, речь; воспитывать любовь к родному краю.

Игра – эксперимент: «Свойства муки».

Цели: познакомить со свойствами муки: белая, сыпучая, мягкая, легкая, оставляет отпечатки.

Пальчиковая гимнастика: «Цветочек – тюльпан».

Цели: развитие мелкой моторики, речи детей.

Импровизационные движения: «Лепим борцоги»

Цели: побуждать детей к изображению характерных движений при лепке борцогов.

Обед.

Подготовка ко сну. Сон.

2 половина дня.

Постепенный подъем.

Дыхательная гимнастика: «Одуванчик».

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Чтение художественной литературы: В. Шуграева «Боорцг», В.Сангаджиева «Калмыцкий чай» (отрывок).

Цели: ознакомление с произведениями поэтов Калмыкии.

Рассматривание кукол в национальных костюмах: Бyшмуд – платье.

Цели: расширять представления о вещах: одежде и их назначении, национальной вышивке на одежде.

Д/игра: «Найди одинаковые борцоги».

Цели: познакомить детей с видами борцогов и названиями их; развивать зрительное внимание, память.

2 прогулка

П/игры: «Целься вернее», «Барашек»

Цели: Развивать глазомер, координацию движений; умение действовать по сигналу. Совершенствовать навыки ходьбы и бега.

Импровизационные движения: «Калмыцкие народные танцы».

Цели: побуждать детей к изображению характерных движений калмыцких народных танцев.

Чтение национальной сказки: «Волк и лиса»

Цели: познакомить с особенностями калмыцкой сказки; понимать нравственный смысл ее, проявлять сочувствие или осуждение к героям.

Индивидуальная работа: Разучивание стихотворения «Сайгак».

Цели: продолжать знакомить детей с художественной литературой. Приобщать к поэзии, помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Д/игра: «Угостим кукол калмыцким чаем и борцогами».

Цели: Создание условий для формирования представлений о национальных блюдах, научить детей сервировать стол к приходу гостей. Активизировать слова в речи детей (борцоги, чай, пиала).

Итоговое мероприятие родителей с детьми . Лепка тема «Калмыцкое национальное блюдо - БОРЦОГИ»

Работа с родителями: папка передвижка «Весенний праздник Цаган Сар».

Заключение.

В процессе работы в этот день мы с детьми выяснили, что Цаган Сар – праздник весны, который широко отмечается на территории Калмыкии.

Положение
о проведении семейной викторины «Цаkан сарин авъясмуд»»
1.Общие положения
1.1 Викторина проводится во исполнение годового плана работы МБДОУ д/с «Искра» в рамках мероприятий «О проведении акции «Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье и движения «Т™рскн келнд‰н тусан к_рг» («Поддержи родной язык») в ОУ района.
1.2. Цель и задачи:
Цель: Приобщение детей и родителей к культуре и традициям родного края

Задачи:
- повысить роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
- развивать «семейное» движение в условиях ДОУ как эффективную форму взаимодействия образовательного учреждения и семьи

2.Порядок проведения викторины
2.1.В викторине принимают участие семьи воспитанников ДОУ
2.2.Условия и сроки проведения викторины:
Срок проведения: 08 февраля 2013г. По следующим номинациям:

а) «Визитная карточка семьи» (представление девиза, эмблемы)
б) «Фестиваль загадок» (знание устного народного творчества)
в) «Знатоки пословиц» (знание устного народного творчества)
г) «Цаkан сарин боорцгуд» (блиц опрос о названии боорцгов, их символизации)
д) «Цаkан сарин Й™р‰л», «конкурс художественной самодеятельности»

3.Критерии оценки конкурса
3.1.Знание устного народного творчества
3.2.Эрудированность
3.3.Творческая разносторонность

4.Подведение итогов и награждение победителей
4.1.итоги конкурса подводят жюри.
4.2.Награждение победителей
Участники викторины награждаются дипломами, памятными подарками.

«Цаган capин авъясмуд» семейная викторина
Викторина проводится во исполнение годового плана работы МБДОУ д/с «Искра» в рамках мероприятий «О проведении акции «Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье и движения «Т™рскн келнд‰н тусан к_рг» («Поддержи родной язык») в ОУ района.

Ведущий: Харцхаева Р.Х. учитель калм.языка
Участники: семья Айсы Эрендженовой
семья Геляш Манджиевой
семья Оуюны Устиевой
семья Алины Бамбаевой
семья Кермен Хочиновой
Ведущий:
Мендвт,_вл‰с яkж kарвт?
Хальмг к_н яkж цаkалдгинь медвт?Х‰л‰тн,намаг дуралkад кеж узтн: барун kаринь ханциннь буулгждавн хурkарн kанцарннь нег-негн‰ннь улан чир‰
х‰л‰ж: Мендв,мендв увл‰с с‰‰н‰р kарвт?
Н‰,цуkар хоорндан цаkалхмн.
Эн увл‰с менд kарад, Эндр цаkаkан баиртаkар кеk‰д Эрул-менд,седкл товкнун Энкр нутгин хормад Дуугж-дурклж цуkарн Дурта цаkаkан кетн гиж йорж‰н‰в.
1чтец (Басан Ш.): Увл‰с менд kарсн Д™рвн зусн малм Толт‰ болж Цагинь ирв гиж Орчлнгин дорвн цагт Осж,оргж йовтха.
2чтец (Дарья А.): Увл‰с эмд-менд kарен таанр
Д‰н-дажг уга
Гем-шалтг уга
Жил‰с жилд увл‰с менд kарч
Цаkаkан кеж амулS с‰‰хн йовх болтха.
Зчтец (Баира Г.) Хаврин турун цаkан саран С‰‰н‰р kарkж
Куукд шуугтаkан амрж-жирkж Уух-идхтн олн болж Овсн,тоосн элвг болж.
4чтец (Арслан Н): Д™рвн зусн малтн
Дала-дала болж
Кесн кергтн ™м‰р‰н йовж
Жил болkн иигж.
Жирkж, байрлж
Цаkаkан kарkж ቉х болтха.
5чтец (Местеев Д.): Цаkана зул шатахмн,
Бичкн к__кдиг байрулхмн, Цуkар гиичнр ирцх‰тн,
Мана н‰р х‰л‰тн.
Ведущий: Ода дунд баг к__кд би биилх. (Танец с пиалами)
Мана жюри: Эдлеева А.С. – воспитатель первой мл.группы
Бичачиева Т.Н. – воспитатель
Гангуева К.В. – учитель логопед
1.Каждая семья представляет свой девиз, название и эмблему.
2.Ода би таднд т‰‰врт‰ туульс келн‰в. Тадн т‰‰лвринь олтн.Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. Кто больше отгадает.
- Авдр деер‰н kарад, Адъяkан дууG. (зурмн)
Взобрался на сундук и зовет дядю Адъяна. (суслик)
- Б_лтхр н_дт‰, сертхр чикт‰. (туула)
С выпуклыми глазами, с торчащими ушами (заяц)
- Ах – д_ д™рвл_н нег махлата (шир‰)
У четырех братьев одна шапка (стол)
- С ветром мчусь я наравне, по родной стороне
Пронесусь я без оглядки, пахнет воздух пылью гладкой (сайгак)
- К™л уга – йовна, кел уга - келн‰
Кез‰ унтхинь, кез‰ серхинь, к_н болkнд заана (часы)
- Мы бодро по пескам шагаем, и на спине горбы таскаем,
Так много жира про запас, который выручает нас (верблюд)
- Тавн н_кни амн нег н_кн.(беел‰)
- Любит гнездиться в болотных местах, по утру громко курлычет
Серая птица на длинных ногах
Вдаль собираясь, птиц кличет (Журавль)
- Цаkан – цаkан эрв‰к‰с, цааран – нааран нислдн‰
Альхн дерм сууна, усн болад х_врн‰(Цасн)
3.Каждая семья должна рассказать как можно больше пословиц, поговорок.
Ода дунд баг к__кд ду дуулх «Улан, улан альчурта»
4.Цаkанла ™рк – б_л болн герт‰н боорцг кедгинь тадн медн‰т. Тер боорцгуд кесг з_сн ™Sгт‰, боорцг болkн нерт‰, т‰‰лврт‰. Ода неG‰k‰д боорцг kарkад _злн‰в, т‰‰лвринь келG ™гтн.(целвг, хорха боорцг, хуцин толkа, тем‰н, Gола, кит, мошкмр, тоkш).: «Шовун» в виде птицы. Шовун - это птица Птица приносит на свих крыльях тепло и весну.
«Целвг» - это лепешка с защипанными краями в виде озера Ведь для скотовода очень нужна вод
«Темэн» - этот борцог в виде верблюда Верблюд удивительное необычное животное. Он вобра в себя признаки 4 домашних животных.
«Мошкмр» - этот борцог подразумевает тонкую кшпку овцы,
«Жола» - основньш средством передвижения была лошадь, жола подразумевает упряжку лошад
«Тоkш» - богатство скотом и живностью.
«Хорха» - чтобы увеличилось поголовье скота, прибавление в семье.
«Шор белг» - этот борцог в виде копья. Защита от нападения.
Домбровые наигрыши в исполнении Евгении Нарановой
5. Конкурс художественной самодеятельности (музыкальный номер с каждой семьи)
Подведение итогов. Слово жюри.С‰н менд харцхай! Цаkан хаалkар йовтн!

КОУ РК ЭКШИ
Сценарий утренника
«Цагансар».

Ответственные:2 класс
2015г.
«
Цаһансар-хавринбайр»
Танец с хадаками- девочки

Учитель: Мендвткүндтəманна сургульчнр,энкр манна гиичнр! ЭндрхальмгаһарЦаһанСарин нег шин..Υвлинкиитнəсмендһарвт?
Ученик 1-
Цаһана Сар ирнə.
Шикр- балтаэлвгболна,
Кɵгшдйɵрəлтəвнə,
Күүкдбиилҗдуулна.
Ученик2-
Пусть снег скорее сойдет
Водой-ручьем истечет,
Пусть солнце греет
И все живое цветет.
Пусть без зла и лжи, не зная невзгод,
Благоденствует мой народ.
Рассказ о празднике- презентация.
О празднике «Цагансар» калмыцкий народ сложил легенду.

Когда-то давным-давно в степь пришла беда. Семеро главных лам открыли книгу предсказаний, где было сказано, что у хана мангусов (дьявола) должен родиться сын, который погубит все живое на земле.

Тогда ламы подобрали самую красивую,умную, решительную и сильную девушку. Ее звали Окон.

Вскоре Окон встретилась с ханом мангустов и покорила его своей красотой и умом. Она превратила большинство ее мангустов в добрых. Вскоре Окон родила сына, но не забывала о предсказании.Окон сумела совершить побег из царства мангусов и ценой своей жизни привела сына к родным кочевьям.

Ребенок сделал свой первый шаг на родине матери, тем самым калмыцкий народ был спасен. И это случилось в первый день весны, в первый день месяца Дракона. С тех пор этот день стал особым праздником как символ победы добра над злыми силами- Праздник Цагансар. Так девушка Окон становится Окон-Тенгри- Богиня Окон-Тенгри – покровительница калмыцкого народа. Когда молятся, то просят о защите, чтобы Она принесла людям мир, покой и счастье.
Цаган-Сар – один из самых любимых национальных праздников нашего народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. С наступлением весны у калмыков заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава в степи, а значит, можно было выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика.

Выступление 1 класса.
Лучшие свои наряды вынимали на Цаган-Сар из сундуков, самые вкусные и редкие блюда готовились на этот праздник. Отмечался Цаган-Сар широко и весело, все одаривали друг друга подарками.

И сейчас вам мальчики подарят песню- « Харада».

На праздник выбирались из отары самые жирные, упитанные бараны, потому что праздничный стол без мяса представить трудно, ведь мясо – это традиционное блюдо праздничного стола калмыков. Столь же традиционным блюдом были борцыки, которые делались разных видов.
Об этом угощении нам расскажут ученики 3-го класса.
Название праздника «Цаган» в переводе «белый». Для калмыков белый цвет ассоциирует все чистое, светлое, доброе.
Цаган-Сар продолжается целый месяц, поэтому в гости можно было ходить каждый день, в течение всего месяца.
Танец - танец богатырей- мальчики 2-го класса.

Игра«Передача альчиков»

Дети сидят в кругу. По кругу пускаются два альчика,в правую и в левую сторону, те у кого альчики «встретятся» встают и бегут в разные стороны, кто первый добежит до места, тот и победил.
Атрибуты:2 альчика.
Загадки - А теперь ребята давайте отгадаем загадки о весне:
1.Он в степи живет, бегуном слывет.
Желтая шубка, острые рожки,
Длинные ножки. (сайгак)

2.Серый, зубастый,
По степи рыщет,
Телят, овец ищет. (волк)

3.Столбиком стоит зверек
На степной тропинке.
Он и вдоль, и поперек
Знает все травинки. (Суслик)

4." Царем" ту птицу величают,
Хотя короны нет на ней.
И многие, конечно, знают,
Что степи все подвластны ей.(Орел)

5.Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …
Ответ: Тюльпан

Но не только калмыцкий народ празднует приход весны. На Руси издревне тоже встречали весну праздником- Масленницей. Люди пекли блины- символ солнца, пели песни,играли и сжигали чучело масленицы.Гулянья продолжались целую неделю.

А масленицу мы с вами будем встречать с учениками 4-го класса.
-Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Игра»Целься вернее»-Из желтого картона вырезать круги-блины. Желающие проверить себя на меткость кидают «блины» в «тарелку». Кто больше «блинов» забросил в круг, тот и победил.
Песня «Цагансар»- поют всеклассы.