Скребет на душе значение фразеологизма. Как сохранить работоспособность, если на душе кошки скребут

Среди знаменитых школ эпохи позднего Средневековья прославилась Виндесгеймская обитель (Windesheim), находившаяся на территории Ренании, близ города Майнца. Она дала миру одно из самых замечательных духовных руководств, когда-либо написанных рукой человека – «О подражании Христу» (Imitatio Christi). По мнению авторитетных исследователей автором ее является фламандский иеромонах Фома Кемпийский (1379–1471). В своих трудах и проповедях он описывает монашескую жизнь, ее добродетели, жизнь и страдания Христа, Божи Матери, мистическое соединение с Богом. В них чувствуется влияние предшественников, особенно св. Бернара. Отец Фома, как и другие подвижники этой обители выражает свои мысли в форме советов Книга содержит 4 раздела: в двух первых даются общие советы для духовной жизни, в 3-м (книге «внутреннего утешения») рассматривается духовная жизнь в ее вершинных проявлениях, в 4-м описывется ис освящения души – таинство Святой Евхаристии. Лучший русский перевод этой книги был сделан в XIX веке в несколько сокращенной форме К. П. Победоносцевым; его мы и предлагаем нашим читателям.

Книга первая

Наставления полезные для духовной жизни

Глава I. О подражании Христу и о презрении мира и всей суеты его

1. . Ходяй по Мне не имать ходити во тьме (Иоан. VIII, 12), глаголет Господь. Сими словами зовет нас Христос подражать жизни и нравам Его, если хотим воистину просветиться и избавиться от всей слепоты сердечной. Итак да будет нам главное попечение – поучаться в жизни Христа Иисуса.

2. . Его учение превосходнее вся кого учения святых, и кто имел бы духа в себе, тот нашел бы в том учении манну сокровенную (Апок.11,17). Но со многими бывает, что они и часто слышат Евангелие, однако же мало чувствуют желания, потому что Духа Христова не имеют. А кто хочет в полноте и сладости уразуметь слова Христовы, тот пусть постарается всю свою жизнь сообразить со Христом.

3. . Что пользы тебе высоко мудрствовать о Троице, когда нет в тебе смирения, и оттого ты Троице не угоден? Истинно, не высокие слова творят святым и праведным, а жизнь добродетельная творит угодным Богу. Пусть не умею определить, что есть благоговение: лишь бы я его чувствовал. Если знаешь всю Библию и все изречения мудрецов, что пользы во всем том, когда нет любви и благочестия? Суета суетствий, и все суета (Еккл. 12), – разве любить Бога и служить Ему Единому. Презирая мир, взирать на небесное царствие – вот в чем состоит верховная мудрость.

4. . Суета – искать богатства гибнущего и на него возлагать упование. И то суета – гоняться за почестями и подниматься на высоту. Суета – прилепляться к желаниям плоти и того желать, от чего после надо понесть тяжкое наказание. Суета – желать долгой жизни, а о доброй жизни мало иметь попечения. Суета – о настоящей только жизни заботиться, а в грядущий век не прозирать нисколько. Суета – возлюбить, что скоро проходит, и не спешить туда, где пребывает вечная радость.

5. . Попекись же отвлечь свое сердце от любви к видимому, ибо кто слушает своих чувственных желаний, тот оскверняет совесть и теряет благодать Божию.

Глава II. О смиренном чувстве

1. . Всякий человек по природе желает знать; но в знании без страха Божия какая важность? Лучше, поистине, смиренный поселянин, кто Богу служит, чем гордый мудрец, кто, о себе не помышляя, исследует ход небесных светил. Кто себя самого в правду знает, тот о себе самом низко думает и не услаждается человеческими похвалами. Если знаю все, что есть во вселенной, а в любви не пребываю, что пользы мне в том пред Богом? Бог по делам будет судить меня.

2. . Успокой в себе излишнее желание знаний; от него тебе прибудет великое рассеяние и обольщение. Знающие любят, чтоб их почитали мудрецами. Много есть такого знания, от которого мало пользы душе или никакой пользы не бывает, и весьма безумен, кто наиболее печется о том, что не служит к его спасению. Множеством слов не насытится душа, а благою жизнью мысль освежается, и чистая совесть дает крепкую уверенность в Боге.

3. . Чем больше и чем совершен нее знаешь, тем строже судим будешь от знания, если не прибудет тебе от него святости в жизни. Не превозносись-же никаким искусством и никаким знанием, а скорее убойся данного тебе ведения. Если кажется тебе, что многое знаешь и разумеешь достаточно, уверься, что несравненно больше еще того, чего не знаешь. Не высоко мудрствуй (Рим. XII 16), но лучше признавай свое неведение. К чему желаешь превозноситься пред кем-либо, когда столько найдется людей ученее тебя и искуснее в законе? Если хочешь что на пользу знать и на пользу чему научится, желай, чтоб не знали тебя и ни во что вменяли.

4. . Себя самого в правду знать и презирать себя – вот выше всего и всего полезнее знание. Себе самому ничего не присваивать, а о других всегда думать доброе и высокое – вот великая мудрость и совершенство. Когда видишь, что другой явно согрешает или что тяжкое совершил, не думай, что ты лучше его. все мы бренные, а ты ни о ком не думай, что он тебя слабее.

Глава III. Об учении истины

1. . Блажен, кого истина сама собою учит, не преходящими образами и звуками, но так, как сама есть. Свое мнение и свое чувство часто нас обманывает и немного видит. Что пользы высоко умствовать о скрытых и темных предметах, о чем и не спросят нас на суде, зачем не знали? Великое безумие, что, оставив полезное и нужное, все старание прилагаем к любопытному и предосудительному. Очи имеем и не видим.

2. . И что нам во всяческих родах и видах? Кому глаголет вечное Слово, тот свободен от многоразличных мнений. От единого Слова все, и все говорит о едином, и в нем Начало глаголющее нам. Без него никто не разумеет, никто не судит право. Кому вся суть едино, и кто все к Единому приводит и все в Едином видит, тот может быть постоянен сердцем и в Боге пребывает мирен. О Боже истина, даруй мне быть единому с Тобою в любви непрестанной. Часто скука нападает на меня от многого чтения и слышания: в Тебе все, чего хочу и желаю. Да умолкнут все ученые, да умолкнут все твари пред лицом твоим. Ты един мне глаголи.

3. .Чем кто более внутрь себя и сам в себе прост будет, тем больше и совершеннее без труда уразумеет, ибо свыше получит свет разумения. Чистый, простой и твердый дух во многих делах не рассеевается, ибо все делает во славу Божию и старается в себе пребывать, ни в чем своего не изыскивая. Что тебя всего более тяготит, всего более тебе мешает? Свое, неумерщвленное сердечное желание. Добрый и благочестивый человек прежде внутри себя располагает свое дело, какое должен вне себя делать. Не дело то влечет его к желанию порочною склонностью, но сам он склоняет свое дело к суду правого намерения и правого разума. – Не тому ли всего труднее борьба, кто старается победить себя самого? И вот какое должно быть наше дело: себя самого побеждать и каждый день от того становится сильнее и восходить на лучшее.

4. . Ко всякому совершенству в этой жизни какое-либо несовершенство привязано, и всякое умозрение наше не без темноты бывает. Смиренное самосознание вернее ведет к Богу, чем глубокое исследование в науке. Не требуется осуждать науку или познание о вещах: знание само по себе добро и от бога установлено; но всегда предпочитать ему должно добрую совесть и жизнь добродетельную. Многие заботятся больше о знании, чем о доброй жизни; оттого часто заблуждаются и мало приносят плода, либо вовсе остаются без плода.

5. . О когда бы такое же старание прилагали к искоренению пороков и к водворению добродетелей, какое прилагают к возбуждению споров! Не было бы столько зла и соблазнов в народе, не было бы такой распущенности в общежитиях. Верно, когда придет день суда, не спросится у нас, что читали мы, а спросится, что мы делали, не спросится, хорошо ли мы говорили, а спросится по вере ли жили мы. Скажи мне только, где те наставники и учители, кого хорошо знал ты, покуда они были еще в живых и процветали в науке? и уделом их уже другие владеют – и не знаю, вспоминают ли о них. Покуда жили они, казались еще чем-то, а теперь и не говорят о них.

Когда на душе тоска и человека одолевает одиночество, часто говорят, что на душе скребут кошки. Казалось бы, привычная фраза. Настолько привычная, что почти никто уже и не задумывается, кому впервые пришла в голову идея обвинить эти прекрасные создания в том, что они могут иметь какое-то отношение к беспокойству или душевым проблемам.

Этим выражением пользовались в своих произведениях такие столпы русской и мировой литературы как Достоевский, Чехов, Болотов и многие другие широко (и не очень) известные писатели. Это фразеологизм распространен не только на территории России и русскоязычных стран: нечто похожее используют в своем разговоре британцы, американцы, французы и не только они. Но почему же все они связали душевные терзания именно с кошкой?

К сожалению, достоверного ответа на этот вопрос пока не существует, и можно высказать только ряд предположений большей или меньшей степени достоверности. Наиболее простым ответом на этот вопрос является то, что наши усато-полосатые питомцы обладают чрезвычайно острыми когтями, которыми и должны обладать идеальные охотники. Пожалуй, это и послужило причиной того, что лучше всех скрестись может именно кошка.

Наверное, кто-то представил, что если с помощью этих кривых ножей пройтись по душе человека, то ему будет невероятно больно. Фраза была запущена в массы и, найдя отклик в сердцах других людей, прочно вошла в обиход. Правда противники этой гипотезы считают, что сокол, например, обладает куда более острыми когтями. Но им обычно возражают, говоря, что ни одной хищной птице не придет в голову припадать к груди человека, да еще и когтями. А вот домашние кошки просто обожают сидеть у человека на руках и даже припадать к его груди. В этом нет ничего удивительного, ведь там не только близко к любимому хозяину, но и тепло и уютно. К тому же многие кошки умеют делать своим хозяевам своеобразный массаж, когда они топчут своими лапками на месте, слегка выпуская коготки. А ведь согласно поверьям, именно в районе груди и прячется душа человека.


Вот и получается, что кошки скребут своими коготками на душе, причиняя обладателю оной ощутимые и не слишком приятные, если не сказать болезненные ощущения. Может у того, кто впервые произнес этот фразеологизм, в доме жили кошки, и он знал, о чем говорил?

Однако есть и другая версия происхождения этого фразеологизма. Согласно ей, это произошло в средние века, когда фанатичное христианство с присущей для него фанатичной верой объясняло практически все, что можно либо божьей милостью, либо происками Дьявола. В эту жуткую эпоху происками дьявола считалось любое сомнение или душевное смятение. В этом нет ничего удивительного, поскольку человек способный в чем-либо усомниться (качество вообще то очень полезное, поскольку именно на нем держится наука и само научное познание мира) может усомниться и в учении церкви, а вот этого церковь допустить не могла.


Соответственно, сомнение само по себе было объявлено нечистым чувством вне зависимости от того в какой форме оно проявляется. Ну а кто отец всякой нечистоты? Конечно же, Дьявол! А кто является ближайшим прислужником Дьявола? Конечно же, кошка!

Именно в ту пору и это достоверно зафиксировано, кошки обвинялись в службе сатане, сотрудничестве с ведьмами, а также во множестве жутких грехов.

Кошек казнили, вешали, душили и сжигали на кострах с не меньшим, если не с большим энтузиазмом, чем ведьм (вернее всех тех, кого церковь считала таковыми). В результате в такой атмосфере вполне могло зародиться поверье, что это именно невидимые кошки раздирают человеческую душу, рассчитывая ослабить душу христианина, отвернуть ее от учения церкви и отдать во власть Сатаны. Что ж, надо сказать, что и эта версия заслуживает рассмотрения, хотя и она является, как и первая версия, не более чем простым предположением, пусть даже неплохо аргументированным.

Ну и наконец, самая последняя версия объясняющая данный фразеологизм, состоит в том, что это выражение возникло от того, что кто-то решил назвать угнетённое состояние духа, проведя параллель между оным и тем звуком, который кошка издает, когда царапает своими когтями по какому-либо твердому предмету. Например, если это дерево, у некоторых людей могут даже мурашки пойти по спине наподобие тех чувств, которые они испытывают, когда кто-то ведет по стеклу пенопластом. От такого скрежета и впрямь все может «перевернуться» внутри.

Если однажды решили, что карьера превыше всего, то, вне всякого сомнения, вы мастерски справляетесь со своими обязанностями и понимаете: чтобы добиться настоящего успеха, нужно работать не покладая рук. Скорее всего, вы привыкли жертвовать чем-то ради достижения Великой Цели, например не берёте больничный тогда, когда следовало бы, или регулярно просиживаете в офисе до поздней ночи, сверяя показатели динамики продаж.

Но неприятности время от времени случаются у каждого, и мы либо окончательно выпадаем из колеи, либо выходим из трудной ситуации победителями. В непростые времена привычные должностные обязанности, с которыми вы всегда блестяще справлялись на радость руководству, могут стать непреодолимыми обстоятельствами на пути к дальнейшему процветанию. Итак, что же делать, когда все сроки по текущим проектам рискуют сорваться, вы уже не фонтанируете идеями на еженедельном совещании, а недовольство «любимых» клиентов стремительно растёт?

Да уж, порой сохранить боевой дух - задача и впрямь не из лёгких. В то же время, отодвинув карьеру в сторону и пустив всё на самотёк, вы можете совершить главную в своей жизни ошибку. И вот тогда уж точно: тушите свет, господа. Поэтому так важно сохранить трезвость мышления и с достоинством преодолеть внезапно возникшую полосу жизненных неудач.

jorgenmac/Depositphotos.com

Вот несколько советов о том, как остаться в строю, несмотря на то, что земля, кажется, вот-вот уйдёт из-под ног.

В добрый час молвить, в худой промолчать

Вас могут раздирать внутренние противоречия, от которых захочется избавиться, обсудив проблему с первым, кто окажется рядом. Почти наверняка поблизости будут ваши коллеги, но здесь-то и кроется главная опасность: как ни крути, они вам не родня, а значит, могут воспользоваться вашей слабостью в своих интересах.

Если у вас проблемы со здоровьем, вам вряд ли захочется делиться подробностями своего недуга с шефом или коллегами. Скорее наоборот: вы возьмёте отгул и сходите к врачу, чтобы быстрее начать лечение и покончить с проблемой раз и навсегда. Уверен, вы не станете просить сослуживцев рассказать вашим клиентам, что вы отлучились на примерку зубного моста и потому вынуждены пропустить намеченную встречу, правда?

В конце концов, руководствуйтесь здравым смыслом, сколь бы банально это ни звучало. Если у вас небольшой и сплочённый коллектив, где все знакомы уже не первый год, а по выходным «дружат семьями» - нет проблем. Однако, если офис всегда ассоциировался у вас с канцелярией президента, торопиться изливать душу не стоит: в лучшем случае вас сочтут невоспитанным человеком, который не в силах справиться со своими эмоциями без помощи посторонних.

Помните: вы на работе, а не на приёме у личного психотерапевта, и не факт, что советы окружающих по поводу вашего «геморроя» покажутся вам дельными.

Не подливайте масла в огонь

Чтобы пережить кризис быстрее, не забудьте договориться о соблюдении некоторых правил с ближайшими родственниками и членами семьи.

В трудные времена друзья и родные стараются поддержать нас как могут, но далеко не всегда осознают возможные последствия своего искреннего участия. Соберите волю в кулак и как можно более доходчиво объясните домашним, что на работе вы заняты работой, а не решением личных проблем, какими бы серьёзными они ни были.

И это пройдёт

Боль не может быть приятной (некоторые, возможно, со мной не согласятся), а печаль не всегда светла. Но я уверен в одном: чем быстрее вы переживёте потрясение, тем раньше сможете вернуться к былой, нормальной, жизни.

Переживая потерю близкого родственника, не стесняйтесь попросить о внеочередном отпуске и справиться с осознанием печальной действительности в одиночестве: это лучше, чем появиться на пороге офиса с опухшими от слёз глазами и пытаться сосредоточиться на подведении квартальных итогов. Наша психика умеет исцеляться сама. Договоритесь, что самыми важными задачами займётесь дома: в привычной обстановке прийти в себя вам будет хоть немного, но легче.

По возвращении в офис постарайтесь абстрагироваться от событий вашей личной жизни. и переживания не пойдут на пользу ни делу, ни вам самим. Расстраиваться как минимум непродуктивно. Вместо этого запланируйте небольшой перерыв посреди рабочего дня, в течение которого вы сможете отвлечься и «помедитировать», читая журнал или просто прогуливаясь в ближайшем парке.

Спасительные мероприятия такого рода попросту необходимы любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, это будет полезно и в профессиональном плане: вернувшись с прогулки, вы будете чувствовать себя лучше и эмоционально стабильнее как на работе, так и дома.