Тушь художественная (Inks). Как выбрать тушь для ресниц

Каждая девушка мечтает о длинных и пышных ресничках. Предназначение декоративной косметики – воплощать мечты в реальность. Для этих целей используется тушь. На сегодняшний день в магазинах и на рынке можно увидеть огромное разнообразие данного продукта, представленного различными брендами – как бюджетными, так и класса люкс. Каждый уважающий себя модный дом запустил свою линию производства косметики. В их ассортименте представлена и декоративная, и ухаживающая косметика:

  • Chanel
  • Saint Laurent
  • Lancome
  • Maybelline

Стоит отметить, что среди бюджетных брендов наибольшей популярностью пользуется тушь от Maybelline. А в области профессиональной косметики многие девушки отдают предпочтение туши от фирмы MAC.

Все перечисленные бренды очень популярны и любимы во всем мире. Поэтому желающих нажиться на этой любви великое множество. Как же устоять от соблазна и не продать подделку люксовой туши по цене оригинала? Разница в цене, конечно, тоже приличная. Но подделки в принципе могут быть смертельно опасными для людей, склонных к аллергии. Ведь их производители никогда не задумывались над тем, чтобы протестировать свою продукцию или включить в них гипоаллергенные компоненты. А зачем? Тогда себестоимость товара действительно увеличится.

Самый верный способ распознать поддельную тушь – это отнести ее в лабораторию. Работники лаборатории тщательно проанализируют ее состав, сравнят, соответствует ли он заявленному на упаковке. Но, к сожалению, это тоже стоит денег, да и по времени долго. Если вам понадобилась тушь здесь и сейчас, то запомните следующие рекомендации, чтобы избежать опасной покупки.

Как отличить подделку туши самостоятельно

Упаковка

В принципе, эти советы подходят для определения подлинности туши любой вышеуказанной марки. Поскольку у нас нет под рукой специального оборудования для изучения самой туши, проведем тщательное исследование внешних признаков оригинального образца туши.

  1. Начнем с упаковки. Бренды Dior, Chanel, Saint Laurent, Lancome чаще всего помещают свою косметику в фирменные коробки . Оцените качество картона. Он должен хорошо держать форму, не быть деформированным. Коробка приятная на ощупь, весь ее вид должен говорить о том, что это косметика премиум-класса.
  2. Обратите внимание на надписи. Прежде всего проверьте на наличие ошибок. Самые распространенные — это перестановка букв местами или замена одной буквы в названии бренда. Обратите также внимание на размер букв и тип шрифта . Проверьте также место расположения названия бренда. Например, в копиях туши фирмы MAC знаменитые три буквы расположены чуть выше от центра изделия .
  3. Фирмы обычно оттесняют на коробке специальный номер (батч-код ). Проверьте, совпадает ли он с номером на наклейке, приклеенной к флакончику с тушью, если он вообще имеется.

Тушь - очень удобный материал, популярный на протяжении многих столетий. Она играла важную роль в искусстве Древнего Китая, откуда и пришло к нам высказывание: "Тушь содержит все оттенки", свидетельствующее о богатстве тональных возможностей туши даже в пределах одного цвета.
Тем не менее тушь, использованная в одной работе, не должна быть исключительно черной или монохромной, так как сегодня существует много цветных тушей. Возможно, их используют не так широко, как традиционную тушь синего или черного цветов, а также тушь цвета сепии, однако другие цвета могут добавить изюминку вашему произведению. Тушь бывает водостойкой и ворастворимой, причем последняя может использоваться как краска на водной основе и разводиться водой для получения более светлых оттенков. Среди водостойких - акриловая тушь; она представлена множеством цветов и может смешиваться для получения недостающих красок. После высыхания водостойкая тушь уже не принимает воду.

Существует три вида туши: водостойкая тушь (изготавливается на основе природной смолы - шеллака - и не смешивается с водой); неводостойкая (даже после высыхания ее можно разбавить водой и растереть); жидкая акриловая (ее можно разбавить водой для нанесения светлых или полутемных мазков, но после высыхания она приобретает водостойкость). Подобно другим красителм, тушь выпускается в широкой цветовой гамме.

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Чтобы убрать нежелательные линии, закрасьте их гуашью или аккуратно соскребите чем-нибудь острым. Оба способа меняют свойства бумаги, поэтому используйте их в конце работы.

Водостойкая тушь.
Нерастворимая после высыхания, такая тушь производится из растворимых красителей на основе шеллака. Она гуще водорастворимой туши, после высыхания образует слегка блестящие пятна и подходит для тонкой работы. При этом тушь быстро пачкается, так что кисти и перья перед использованием следует тщательно чистить (не стоит использовать перьевые авторучки). Жидкая акриловая тушь - особый вариант водостойкой туши. В отличие от туши на основе шеллака, для ее изготовления обычно используют не соединения-красители, а нерастворимые пигменты, от которых она принимает их светостойкость. Акриловую тушь не следует смешивать с тушью на основе шеллака.

При высыхании тушь меньше блестит.

Водорастворимая тушь.
Неводостойкая тушь не содержит шеллак, а ее сухое пятно можно размыть водой. Такая тушь впитывается в бумагу сильнее своих водостойких аналогов и становится матовой после высыхания. Ее широко используют для лессировок поверх водостойкой туши.

Жидкая акриловая тушь и жидкая акварель.
Акриловая тушь становится водонепроницаемой после высыхания, а основные ее цвета являются светостойкими. Ее можно использовать и как тушь на основе шеллака, но не стоит смешивать с последней. Жидкая акварель бывает разных цветов, но, как и обычная акварель, она может поблекнуть на ярком свету.

Акриловая тушь становится водонепроницаемой при высыхании.

Жидкая акварель

Тушь.
В основе китайской туши для каллиграфии лежат пережженные смолы и жиры растительного и животного происхождения. Тушь различается по составу входящих в нее переработанных смол на множество видов, и каждый вид имеет свои особенности в оттенках цвета, блеске, растворимости в воде и т.п.

В основу туши ложаться самые различные смолы и растительные масла - смола тунгового дерева, сосны, конопляное масло и т.д. Сажа от пережженной смолы специальным образом обрабатывается, прессуется в плитки или бруски и выдерживается от нескольких месяцев до года и более.

Сами плитки или бруски туши часто бывают красиво оформлены и зачастую представляют собой маленькие произведения прикладного искусства. На брусках делаются рельефные изображения цветов, драконов или птиц, применяется золочение. Дорогие сорта туши часто, кроме изысканного оформления, имеют еще и специальные футляры, отделанные шелком, лаком и т.п.

Китайская тушь
(Набор туши сухой цветной в брикете - Невская палитра)


Перед применением тушь разводят (растирают) с небольшим количеством воды на специальной, чаще всего каменной, площадке - тушечнице. Во время работы тушь лежит на столе каллиграфа на особой подставке когда работа закончена, тушь просушивают и убирают на хранение в футляр. Качество туши специалисты оценивают по множеству признаков - плотности, запаху и даже звуку при постукивании.
Разведенная тушь высокого качества густая, немного тягучая и маслянистая.

Натуральная тушь на основе смоляной сажи.
Имеется множество видов и сортов данной туши, различающихся по месту производства, растворимости и т.п. Используется также как средство китайской традиционной медицины.

Особая тушь.
Представляет собой амальгаму натуральной туши на основе смоляной сажи и различных экстрактов. Самый распространенный вид промышленно производимой туши.

Тушь на основе сосновой сажи.
В основе этого вида туши лежит сажа от пережигания сосновых веток. Отличительные особенности туши - глубокий черный цвет, отсутствие блеска, хорошая растворимость в воде.

Цветная тушь.
Бывает различных цветов: желтая, синяя, зеленая, красная и т.д. Дорогие сорта цветной туши изготавливаются на основе натуральных минералов, и оставленный ими рисунок отличается необыкновенной долговечностью и способностью не выгорать.

Кроме перечисленных видов имеются еще различные виды черной и цветной туши на синтетической основе.

Жидкая тушь.
Обычные виды жидкой туши непригодны для серьезных занятий каллиграфией, но дорогие специальные сорта (пекинская жидкая тушь, шанхайская жидкая тушь на основе смоляной сажи) не уступают хорошим видам твердой туши и широко используются художниками и каллиграфами.

Выбор туши.
Для начинающих занятий каллиграфией вполне подойдет тушь на основе сосновой сажи, черная тушь "Цинмо" или хорошая жидкая тушь. Дешевые сорта туши трудны в обращении, плохо ложатся на бумагу и могут способствовать вырабатыванию неправильных навыков при использовании для упражнений.


Китайская тушь
(Набор для каллиграфии из 6 предметов в красочной подарочной упаковке (картон,шелк) : 2 кисти с бамбуковой ручкой, сухая китайская тушь, камень для растирки туши, чернильница, черпачок.)

Китайская тушь
(Набор для каллиграфии из 11 предметов в красочной подарочной упаковке (картон,шелк) : 4 кисти куница с бамбуковой ручкой, сухая китайская тушь, камень для растирки туши, держатель для кистей, болванка для печати, штемпельная краска, чернильница, черпачок.)

Каллиграфическая тушь

Тушечница.
Наибольшим многообразием форм, материалов и видов исполнения обладают тушечницы - специальные подставки для растирания туши. Тушечницы бывают сделаны из:
- камня - наиболее распространенный вид тушечницы;
- обожженной неглазурованной глины (черепичные тушечницы);
- металла (очень редкий вид);
- фильтрованной глины (старинные тушечницы высшего сорта);
- нефрита (были распространены во время эпохи Хань, делались из белого нефрита);
- керамики (глазурованная обожженная глина);
- фарфора (довольно редки).

По форме тушечницы разделяются на несколько видов:
Тушечницы с углублением посередине.
Наиболее распространенная форма древних тушечниц, удобная для растирания крупных пластинок туши.

Тушечница в форме черепицы.
В самой середине такой тушечницы имеется небольшое возвышение, окруженной канавкой с плавной формой краев.

"Море туши".
Название старинных тушечниц, предназначенных для больших объемов туши и работы с крупными кистями. В настоящее время так называют круглые тушечницы различной величины.

"Длинный тушечницы".
Имеется два вида таких тушечниц - в одном виде тушечница разделена на два отделения: глубокое для воды и мелкое для растирания туши; в другом мелкое и глубокое от деления не имеют разграничения, в мелком растирают тушь, которая впоследствии перетекает в глубокую часть.

Нестандартные тушечницы.
Как правила, выполняются в виде замысловатых древесных листьев, сочленений бамбука и т.п. Не слишком удобны в использовании, но ценны как произведения искусства.

Плоские тушечницы.
Выполняются в виде плоского прямоугольника без специального углубления для сбора туши.Предназначены для растирания очень небольшого количества туши.

Выбор тушечницы.
Тушечницы бывают с крышками и без, легкими переносными и тяжелыми станционарными. При выборе тушечницы неприменно нужно обращать внимание не только на ее размер и форму, но и на качество отделки рабочей поверхности. Дно тушечницы должно быть ровным, без трещин и выступов, хорошо отполированным.


ПОДСКАЗКА ДЛЯ ХУДОЖНИКА
Чтобы получить наилучшие результаты, возьмите гладкую бумагу. Всегда держите под рукой баночку с чистой водой и промывайте перо или кисточку перед очередным использованием. Рядом должны быть также промокательная бумага или салфетки: ими очищают инструмент.

Перо, чернила и тушь - превосходные и многофункциональные средства, популрные у художников в течении многих столетий. Сегодня перья доступны в разных вариантах: существуют перьевые ручки со сменными наконечниками, пертевые ручки для рисования или авторучки (наконечники которых также могут меняться), традиционные гусиные, тросниковые и бамбуковые перья. У них разные характеристики, поэтому поэкспериментируйте сначала на отдельных листах бумаги и выберите тот тип, который более всего подходит для ваших целей.

Перьевые ручки и острия
Перьевые ручки со сменными остриями делают из дерева или пластика. Их формы и размеры бывают разными, так что сперва испытайте разные, чтобы выбрать наиболее удобный вариант.
Перьевые острия также представлены множеством форм и размеров, но не каждое из них будет соотвестсвовать вашей ручке, так что при выборе лучше знать параметры последней. Острия могут выпускаться для определенных целей, однако все они подходят для рисования. При выполнении одной работы можно использовать несколько разных наконечников. Если острие не принимает тушь, протрите его слюной. Гибкое острие позволяет получить линии разной толщины и качества.




К традиционным перьевым ручкам подходит множество типов сменных перьев, которые дают как толстые, так и тонкие линии.


Перьевые авторучки для рисования имеют баллончик, который заправляется чернилами. Перья таких ручек могут быть самыми разными.
Бамбуковые и тростниковые перья
Бамбуковые перья делают из недлинных палочек бамбука. Они различаются по толщине и часто имеют два острия с разных концов. Бамбуковое перо оставляет след фиксированной ширины с неравномерной грубой текстурой и подходит для работ в свободном стиле. Тростниковые перья имеют более податливое острие, их проще заточить острым ножом.

Перья из твердых и хрупких материалов, например бамбука, тростника и птичьего пера, подходят для рисования.

Тростниковое перо


Птичьи перья
Для рисования используются большие маховые перья таких птиц, как лебеди, гуси и индюки. Если вы найдете подобное перо, его несложно будет приспособить для работы с красками. Птичьи перья более ломкие, чем бамбуковые. Они изнашиваются в процессе использования и переодически требуют затачивания.

КАК ЗАТОЧИТЬ ПЕРО
1. Чтобы заточить перо, вначале срежьте под углом его нижнюю часть
2. Подровняйте две срезанные стороны пера
3. Чтобы тушь вытекала, расщепите кончик пера. Перо готово к использованию.


Птичьи перья
Их начали использовать для письма примерно в 700-х годах н.э. Это прекрастный инструмент для каллиграфии и рисования. Птичье перо позволяет выполнять четкие линии, практически неотличимые от выполненных стальным пером. Стержень пера служит резервуаром для туши.

История туши – это длинная, интересная повесть, развитие которой происходило в нескольких областях – письма, книжной печати, рисунка и женской красоты. Сегодня, когда мы произносим слово “тушь”, оно относится, как правило, к бьюти-сфере и обозначает тушь для ресниц или бровей. Между тем своими корнями она уходит далеко в прошлое – в Древний Египет: уже тогда женщины начали чернить и подкрашивать глаза сурьмой, углем и даже толчеными мушками. К древнеегипетскому периоду отсылают нас первые упоминания туши, найденные в ранних трактатах об искусстве, а также обнаруженные каменные плиты с вырезанными египетскими иероглифами, поверхности которых были мастерски затушеваны.

Состав туши

Классическая черная тушь делается из сажи с добавлением связующего. По состоянию различают тушь жидкую (раствор в банках) и твердую (в виде брусочков). Несмотря на то что привычная нам тушь, как правило, черного цвета, при разбавлении водой она способна разложить перед художником целую палитру оттенков – от светло-серого до темно-угольного цвета. Ошибочно объединять тушь и чернила, считая, что это разные названия одного и того же вещества. Основное различие обусловлено составом: так, тушь является взвесью красящих пигментов (как правило, газовой сажи), нерастворимых в воде, и связующего вещества, например, клея. При контакте с бумагой частички этих пигментов ложатся на нее пленкой, не проникая вглубь поверхности. Поэтому самая обычная тушь – идеальное средство, если вам нужно сделать несмываемую надпись на ткани: просто закрепите ее после высыхания, прогладив горячим утюгом. Чернила же представляют собой растворенный в жидкости краситель, который быстро впитывается в бумагу, но так же легко вымывается и выгорает на солнце. Похожим составом обладает и цветная тушь. Поэтому, если вам с необитаемого острова нужно написать послание о помощи и кинуть в бутылке в море, выбирайте классическую черную тушь – так оно наверняка дойдет до берегов в целости.

Иными словами, «водостойкая тушь» стала инновацией лишь в косметической индустрии; качественная же художественная черная тушь обладает этим свойством по умолчанию.

Special for girls: Первые варианты всем известной туши для ресниц «Maybelline» тоже выпускались в брусочках

Тушь в Египте и Китае: две истории одного вещества

Китайская тушь по фактуре отличалась от западноевропейской. Если в последней в качестве связующего вещества использовался шеллак, то китайские мастера готовили тушь из сажи и натурального клея животного происхождения – как правило, рыбьего или яичного. Китайская тушь справедливо удерживает репутацию лучшей во всем мире уже много лет не только по качеству, но и по эстетическим характеристикам: палочки сухой туши (как цветной, так и черной) часто украшаются национальной символикой (например, драконами) и иероглифами (одна из классических надписей – «золото не меняется»). Некоторые экземпляры и вовсе являют собой самодостаточное произведение искусства.

Цветная китайская тушь в брусочках с рисунками дракона – национального символа доброго начала (янь) в китайской культуре.

Сухую тушь растирают с водой в специальных каменных тушницах либо трут о чернильный камень, а полученный порошок разбавляют чистой водой. Насыщенность цвета варьируют посредством количества добавляемой воды. Китайские мастера используют тушь не только для рисунков, но и для классической китайской каллиграфии или начертания иероглифов – одной из столпов своей национальной культуры. Именно отсюда берет свое начало статус туши как одной из «четырех драгоценностей рабочего кабинета» – наряду с кистью, бумагой и тушечницей. Для каждой из «драгоценностей» в китайской философии существовал свой строгий канон, определяющий, как подобает работать с материалом. Так, настоящая тушь должна была быть не слишком шероховатой, дабы предотвратить крошение, и в меру гладкой, чтобы ее можно было легко растереть.

Четыре драгоценности рабочего кабинета: брусочек туши, тушница, кисть и бумага.

Желающие узнать больше об искусстве каллиграфии могут посетить Современный музей каллиграфии в московском парке «Сокольники».

Работа с тушью

КИСТЬ. Существует большое количество способов работы с тушью. Первым и исторически обоснованным является кисть. Различают «сухую» и «влажную» кисти. Сухой кистью тушь нужно наносить быстрыми точными движениями: в неразбавленном виде она достаточно густая, не успевает расплыться на бумаге и ложится четко. Такая техника часто используется для быстрых набросков. Напротив, при работе влажной кистью тушь расползается и дает мягкие расплывчатые пятна. В этом случае работа с тушью напоминает работу с акварелью – это свободная техника, позволяющая добиться разной глубины цвета.

ПЕРО. Не менее распространенным способом является перо. В отличие от кисти основой работы с пером является линия. Здесь глубина цвета достигается через штриховку: художник варьирует толщину и длину линий, меняет их направление и густоту наложения друг на друга, придавая работе динамичность. Одним из эталонных мастеров графического рисунка пером является Альбрехт Дюрер.

ПАЛОЧКИ . Еще одним, но уже менее распространенным средством рисунка тушью являются палочки, как правило, из мягкого дерева, например, липы. Палочки интересны тем, что здесь фактуру линии определяет не столько нажатие, сколько сам инструмент: рваные края сломанной палочки позволят штриховать ветвистой линией, а срезанный под углом конец – линией тонкой, как паутинка.

РАПИДОГРАФ. Наконец, инструмент, с помощью которого можно максимально контролировать рисунок. Рапидограф предназначен для выполнения точных работ и создания очень тонких линий. Благодаря встроенному резервуару рапидограф не нуждается в постоянном обмакивании в тушь в процессе работы. Однако ему необходима заправка специальной «тушью для рапидографов», иначе проволочная нить, по которой первая поступает на бумагу, засорится и сделает инструмент непригодным.

Обзор разных вариантов туши

«Гамма», Россия

Преимущество детища всем известной марки «Гамма» – в его легкодоступности (продается даже в простых канцелярских магазинах) и цене (стоит около 50 рублей). Помимо раствора «Гамма» также выпускает концентрат в тюбиках, который нужно разбавлять водой. Наличие белка в составе туши говорит о коротком сроке хранения, что не слишком предусмотрительно для объема в 70 мл. Это не очень насыщенная по цвету тушь, не водостойкая, а при длительном хранении может прокиснуть.

Koh-i-Noor, Чехия

Акриловая тушь на водной основе Koh-i-Noor на бумаге превращается в глянцевую водоустойчивую пленку. Помимо классической черной выпускается и в разных цветах, которые можно смешивать, как краски. Такая тушь лучше всего ложится пером и кистью, по консистенции она немногим плотнее «Гаммы». Акрил в составе делает тушь «липучей» к инструментам, поэтому кисти и перья нужно промывать водой сразу после работы.

Winsor&Newton, Англия

Эти туши – не из дешевых, но их цена оправдывает качество. Помимо классической черной марка предлагает большой выбор других цветов самых изысканных оттенков – изумрудный, песочный, малиновый… Отдельного внимания заслуживает безупречное оформление самих баночек с тушью: они сделаны из стекла, очень приятны в руке и украшены изящными рисунками того же цвета, что и сама тушь в банке.

Manuscript Calligraphy Dip Pen Ink, Англия

Еще одна фирма родом с Туманного Альбиона, которую достаточно тяжело найти в наших художественных магазинах (легче заказывать с Amazon или на официальном сайте компании). У туши очень плотная консистенция, красивый глянец и «дорогой» вид. Кроме того, она выигрывает у остальных образцов по насыщенности черного пигмента. Одним из немногих минусов, наряду с труднодоступностью, является цена, однако в целом это прекрасный образец качественного материала.

Итог

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день в художественных магазинах можно найти тушь практически любого цвета, а количество разных вариантов с каждым годом все увеличивается. Туши разных марок могут отличаться между собой ценой, водостойкостью, яркостью, оттенками, а также составом (в т.ч. связующим веществом). Так, тушь на водной основе является менее водостойкой, чем акриловая. Самым высоким уровнем стойкости обладает латексная тушь. Дорогие варианты туши чаще обладают лучшей водостойкостью и составом, однако если вы только начинаете приноравливаться к туши, то лучше взять более бюджетные варианты, которые не всегда уступают более дорогим.

Чтобы сделать чернила или тушь собственными руками, Вам придется изрядно повозится. Но если посмотреть с другой стороны, когда нам придется делать эти, вроде бы, простые и обыденные вещи самим? Наверное, только после глобальной катастрофы или когда будем полностью отрезаны от цивилизованного мира. Тогда у нас будет очень много времени и, возможно, появится желание писать чернилами или тушью. Но как их сделать? Читаем ниже ответ на этот вопрос.

Как сделать чернила?

Чернила орешковые
Для приготовления обыкновенных канцелярских или школьных чернил посредством настаивания или вытяжки на холодной воде берут: 3 чернильных орешков, 2 железного купороса, 2 гуммиарабика, 60 воды. Орешки толкут в порошок и, всыпав в стеклянную бутыль, обливают водою. В другом сосуде растворяют железный купорос и гуммиарабик вместе или порознь. Настой орешков должен стоять несколько дней, пока вода не извлечет из него все дубильное вещество, между тем как купорос и гуммиарабик вполне растворяются в течение нескольких часов. Оба раствора сливают вместе, хорошо перемешиваются и, дав простоять день или два, осторожно сливают, чтобы отделить жидкость от осадка.

Чернила ализариновые
Совершенно неправильно называются чернила этим именем, так как ализарин вовсе не входит в их состав. Ализариновые чернила приготовляются также из вытяжки чернильных орешков, причем в состав их входит уксусная кислота. В обыкновенных чернилах красильное вещество находится в мельчайших частицах, плавающих в жидкости. В ализариновых же чернилах, от присутствия в них значительной дозы кислоты и клея, образования осадка не происходит. Уксусная кислота, входящая в состав чернил, имеет назначение растворять и поддерживать в растворенном виде красильное вещество. Впрочем, ализариновые чернила имеют тот недостаток, что быстро высыхают, вследствие чего образуют на пере густую массу и перо приходится часто обтирать тряпочкой.

Для приготовления «ализариновых» чернил берут: 10 чернильного орешка, 6 железного купороса, 1 гуммиарабика, 100 уксуса, 20 раствора индигокармина. Толченый орешек настаивают в уксусе в продолжение 4 - 6 дней, что же касается купороса и гуммиарабика, то их растворяют отдельно в уксусе, причем необходимо их один раз прокипятить. Когда жидкости после этого будут слиты вместе и процежены, тогда прибавляют раствор индигокармина. Последнего не следует прибавлять сразу большое количество, а понемногу и при каждом добавлении взбалтывать раствор. Уксус можно брать обыкновенный, но лучше древесно-уксусную кислоту, как содержащую незначительное количество карболовой кислоты, препятствующей образованию плесени.

Другой рецепт приготовления «ализариновых» чернил следующий: 20 чернильного орешка, 5 гуммиарабика, 5 древесного уксуса, 2 ½ индигокармина, 50 воды. Чернильный орешек настаивают в продолжение недели в половинной части уксуса и воды. В то же время приготовляют раствор железа в уксусе; для этого надо взять какую-либо деревянную посуду, влить туда остальную часть уксуса и положить в нее разное старое железо, например, гвозди, подковы, обручи и т. п. Дня через три слить жидкость и процедить, гуммиарабик растворить в настое чернильного орешка и соединить все процеженное вместе. К готовым орешкам прибавить индигокармина столько, сколько окажется нужным для придания чернилам желаемой силы сине-зеленого цвета. От присутствия в этих чернилах уксусно-железной соли стальные перья менее портятся.

Как сохранить чернила?

Если чернила нехорошо закупорены, то они покрываются плесенью, особенно если они находятся во влажном месте. Некоторые вещества имеют свойство не допускать появления плесени: к ним относятся в первую очередь: креозот, формалин, карболовая и салициловая кислота. Для обыкновенных канцелярских чернил достаточно прибавить на 100 кг чернил 30- 40 г креозота или 100 г карболовой кислоты. Для чернил высшего качества на то же количество чернил прибавляют 100 г салициловой кислоты.

Как сделать тушь?

Тушь китайская жидкая для черчения похожая на фабрикаты Гюнтер Вагнера и др.
Берут 2 шеллака, 1 буры на 15 воды, нагревают, при частом помешивании, до растворения шеллака и прибавляют водной анилиновой краски до получения желаемого тона. Для обыкновенной черной туши употребляют водный нигрозин, для других цветов: сепии, тердисиены и т. п., употребляют смеси водных анилиновых красок. Если краски получатся слишком яркими, то для нейтрализации прибавляют несколько капель водного раствора нигрозина.

Тушь китайская по Винклеру
Абрикосовые косточки пережигают в печи в уголья. Сожженные зерна, по охлаждении, толкут в мельчайший порошок в фарфоровой ступке и просеивают сквозь частое сито. Полученный черный порошок растирают на плите с мягкой водой и гуммиарабиком, прибавляют немного камфары, выпаривают при помощи водяной бани, потом формуют из него длинные четырехугольные бруски, которые затем высушивают на воздухе.

Тушь китайская по Восвелю
Растворяют до насыщения роговые опилки в щелоке едкого калия; полученную темно-коричневую жидкость выпаривают и сплавляют в тигле. Потом массу растворяют с двойным количеством по весу кипящей воды и смешивают с раствором квасцов, благодаря чему образуется осадок, который промывают, высушивают и растирают с разведенным в воде гуммиарабиком.

Хотя ручка со стальным пером, похоже, отживает свой век, чернила для таких ручек выпускаются. Они называются канцелярскими. Их нельзя применять для заправки авторучек: из-за кристаллизации красителя в капиллярах около самого пера ручки быстро выходят из строя. При загустевании канцелярские чернила можно разбавлять водой, так как они представляют собой водный раствор красителя.

Лучшие цвета чернил для повседневного письма - фиолетовый и синий: они более спокойны для восприятия, приятнее для глаз. По этой причине чернилами этих цветов предпочтительнее пользоваться в случаях, когда написанный материал подлежит перепечатыванию на пишущей машинке (а вот зелеными и особенно красными писать в таких случаях не рекомендуется).

Чернила - это не только краситель и вода, в состав их входят различные химические вещества (глицерин, фенол, этиленгликоль и др.). Очень важным показателем чернил для авторучек является их кислотность, небольшое изменение кислотности может вызвать выпадение осадка, который забьет капилляры авторучки и тем самым нарушит подачу чернил на перо. По этой причине перьевую авторучку необходимо чаще промывать чуть тепловатой водой. Очень важно, чтобы авторучка заправлялась продолжительное время из одного флакона чернил, при переходе на заправку из другого флакона и тем более на заправку чернилами другого цвета авторучку следует обязательно тщательно промывать водой. Если ручка стала плохо работать, надо, прежде всего ее промыть; разбавлять водой чернила для авторучек не рекомендуется.

Для нанесения оттисков печатей и штемпелей на бумагу, картон, дерево, ткань лучше всего применять «Краску штемпельную» - жидкость, содержащую кроме красителя глицерин, декстрин и другие компоненты. При употреблении небольшое количество краски наносят на штемпельную подушку из пористого материала; с подушки краска переносится на печать или штемпель.

Несмываемую надпись на изделии из хлопчатобумажной или льняной ткани можно сделать обычной тушью с последующим закреплением надписи проглаживанием горячим утюгом.

Для исправления текста весьма удобны жидкие корректирующие средства на водной основе. Этими средствами, содержащими белый пигмент, замазывают с помощью прилагаемой к флакону кисточки неправильно напечатанную букву или слово. По истечении 20-25с на поверхности бумаги образуется белая защитная пленка, закрывающая ненужный текст; на этой поверхности можно печатать новый текст. При загустевании содержимого флакона его разбавляют водой до нужной консистенции. Выпускаются корректирующие средства также на органических растворителях, разбавлять их можно только специальным разбавителем, прилагаемым к препарату. Высыхают эти средства значительно быстрее - всего за 10с.

При работе с любой тушью надо следить, чтобы флакон был всегда закрыт, так как иначе тушь быстро высыхает и приходит в негодность. Поэтому, как только тушь набрана на рейсфедер или перо, крышку флакона следует сразу же закрывать.

Отличительными свойствами художественных масляных и пентамасляных красок являются хорошая пастозность, длительное высыхание в массе и отсутствие различия между цветом краски и высохшей красочной пленки. После высыхания масляных и пентамасляных художественных красок образуются пленки, стойкие к внешним воздействиям, нерастворимые в воде и органических растворителях. Со временем пленки масляных красок (на льняном масле) сильно желтеют. Пентамасляные краски в этом отношении гораздо более устойчивы.

Следует особо подчеркнуть, что при работе с художественными масляными и пентамасляными красками на основе свинцовых, кадмиевых, кобальтовых, хромовых пигментов необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие попадание краски в организм.

Краски выпускаются в широком ассортименте. Все они обладают высокой цветовой насыщенностью, яркостью, все достаточно светостойкие (кроме «кадмия лимонного» и «кобальта фиолетового светлого»). Желтые краски характеризуются средней, красные - высокой укрывистостью. Красные кадмиевые краски полностью высыхают за 15 суток, желтые - несколько медленнее (20 суток). Адгезия красок к грунтованному холсту средняя.

Оттенок синих красок изменяется от более холодного у «кобальта синего» к более теплому – красноватому - у «кобальта синего спектрального», для зеленых аналогичная закономерность наблюдается при переходе от светлого к темному.

«Кобальт фиолетовый светлый» имеет розоватый оттенок, «темный» - синеватый. Синие и фиолетовые краски - прозрачные, зеленые - укрывистые.

У красок на основе синтетических железоокисных пигментов цвет изменяется от желтого до коричневого с различными оттенками красного. Краски этой группы подразделяются на прозрачные (марсы) и укрывистые. Они светостойкие, обладают высокой красящей способностью. Адгезия к холсту у марсов высокая, у остальных - средняя. Марсы склонны к загустеванию, поэтому перед работой краску разводят специальными разбавителями.

Краски на основе природных железоокисных пигментов, например «умбра жженая», «феодосийская коричневая», «умбра натуральная», «ленинградская», являются укрывистыми красками, «вандик коричневый» - прозрачная, остальные занимают промежуточное положение.

Часто используют смеси художественных масляных красок. Следует помнить, что не рекомендуется смешивать краски на основе органических и неорганических пигментов. Если же Вы все-таки решили такую смесь сделать, то краски на органических пигментах в смеси должно содержаться очень немного, так как эти краски, во-первых, обладают высокой красящей способностью, а во-вторых, мало светостойки. Краски на органических пигментах наносят тонкими слоями во избежание растрескивания.

Краски масляные художественные эскизные представляют собой пастообразные суспензии неорганических или органических пигментов и наполнителей в связующем, содержащем обработанное льняное масло или натуральную льняную олифу и вещества, регулирующие консистенцию и продолжительность высыхания красок. Предназначаются для эскизных и декоративно-живописных работ и по свойствам близки к художественным масляным краскам. Однако для них характерны более низкая светостойкость и длительное время высыхания из-за применения менее качественных пигментов и масла.

По составу пигментной части их можно условно разделить на три группы: краски на основе неорганических пигментов, краски на основе органических пигментов и краски на основе их смесей. При работе с красками на основе пигментов, содержащих свинец и хром (крона), как мы уже сказали, необходимо соблюдать меры предосторожности.

Пасты рельефные представляют собой суспензии неорганических и органических пигментов в связующем на основе льняного масла. Предназначаются для художественной росписи по ткани. После высыхания эти краски образуют пленки, не смываемые водой и разбавителями. Пасты обладают хорошей дисперсностью, легко наносятся на ткань; они нетоксичны, но пожароопасны. Во избежание высыхания пасты следует хранить в плотно закрытых банках. При загустевании пасты ее разводят разбавителями для художественных красок (пиненом, уайт-спиритом).

Краски художественные акварельные представляют собой тонкодисперсные суспензии высококачественных пигментов и наполнителей в связующем, в состав которого входит водный раствор растительных клеев (гуммиарабика, камеди, декстрина и др.) с добавлением пластификаторов, поверхностно-активных веществ и антисептиков. Предназначаются для живописных, проектно-архитектурных и графических работ.

Отличительными свойствами акварельных красок являются прозрачность, чистота и яркость цвета, хорошие размываемость и разносимость. Последние свойства могут быть улучшены добавлением в воду, используемую в процессе живописи, смачивателя для акварельных красок. После высыхания акварельные краски образуют прозрачную, смываемую водой пленку.

В зависимости от консистенции их подразделяют на полусухие и пастообразные. Акварельные краски хранят при температуре не ниже 0°С в условиях, исключающих попадание влаги, вдали от отопительных приборов. Краски пожаробезопасны, нетоксичны. По составу эти краски также можно условно разделить на краски на основе неорганических пигментов, краски на основе органических пигментов и краски на основе смесей пигментов.

Краски гуашевые художественные представляют собой пастообразные суспензии неорганических и органических пигментов и наполнителей в водном растворе растительных клеев (камеди, гуммиарабика, декстрина), содержащем добавки пластификаторов, поверхностно-активных веществ и антисептика. Предназначаются для живописных и декоративно-оформительских работ по бумаге, холсту, картону. Отличительными свойствами гуашевых красок являются хорошая разносимость (равномерное распределение по поверхности бумаги), укрывистость, матовая фактура (отсутствие блеска) у высохшей пленки. После высыхания эти краски образуют непрозрачные пленки, размываемые водой. При работе с гуашевыми красками не рекомендуется наносить их толстыми (более 100 мкм) слоями. Кроме того, многие из этих красок обладают недостаточно высокой адгезией, так что для ответственных живописных работ их применять нецелесообразно.

Краски гуашевые флуоресцентные декоративные представляют собой пастообразные суспензии флуоресцентных органических пигментов в водном растворе клея (декстрина), содержащем добавки пластификатора, поверхностно-активных веществ и антисептика. Предназначаются для декоративных и оформительских работ. Выпускаются лимонно-желтого, красно-оранжевого, розового, красного, зеленого цвета. После высыхания образуют непрозрачную пленку, легко размываемую водой. Обладают хорошей дисперсностью и легко наносятся на бумагу. При загустевании краски разводят водой. Краски эти пожаробезопасны, нетоксичны.

Краски темперные, казеиномасляные, художественные - это тонкодиспергированные суспензии неорганических или органических пигментов в казеиномасляной эмульсии. Эмульсию эту получают, эмульгируя льняное масло в водном растворе казеина с добавками пластификатора, антисептика, а также веществ, регулирующих скорость высыхания. Предназначаются краски этого типа для живописных и декоративно-оформительных работ по бумаге и грунтованному холсту. После высыхания краски образуют непрозрачную пленку, не размываемую водой. Рекомендуется наносить краски слоями не толще 100 мкм.

Казеиномасляные темперные краски могут быть на основе неорганических и органических пигментов.

Краски темперные поливинилацетатные художественные представляют собой пастообразные суспензии пигментов и наполнителей в поливинилацетатной дисперсии, содержащие пластификатор, структурирующие и стабилизирующие поверхностно-активные вещества. Предназначаются для станковой, декоративной и монументальной живописи по бумаге, холсту, картону, дереву, бетону. Краски относятся к группе водоразбавляемых на основе синтетических пленкообразующих. Пленки поливинилацетатных красок характеризуются более высокой (по сравнению с пленками казеиномасляных темперных красок) адгезией, пластичностью и отсутствием склонности к пожелтению. Их изготовляют на основе неорганических и органических пигментов. После высыхания краски этого типа образуют непрозрачную пленку, не размываемую водой. При толщине слоя до 280 мкм пленки эти обладают высокой эластичностью и отличаются светостойкостью.

Краски поливиниловые художественные представляют собой пастообразные суспензии пигментов и наполнителей в водном растворе частично омыленного поливинилацетата, содержащем добавки пластификатора, поверхностно-активного вещества, антисептика. Предназначаются для живописных и декоративно-оформительских работ. Пленки поливиниловых красок по сравнению с гуашевыми обладают лучшей адгезией, высокой эластичностью и более длительным сроком размывания, высокой светостойкостью. После высыхания образуют непрозрачную, размываемую водой пленку.

Для живописных работ выпускают и различные вспомогательные материалы-масла, лаки и разбавители, предназначенные для разбавления красок, нанесения тонких промежуточных слоев и т.д.

Лаки для живописи изготовляют на основе природных смол и бальзамов. Таковы лаки копаловый, даммарный, мастичный, кедровый, пихтовый, бальзамно-масляный, ретушный, фисташковый. На основе синтетических смол изготовляют лак алкилфисташковый и лак-фиксатив.

Лаки - это однородные прозрачные жидкости без механических примесей; для некоторых лаков (даммарного, пихтового, бальзамно-масляного) допускается слабая опалесценция. После высыхания лаки образуют однородные прозрачные пленки с высокими адгезией и эластичностью.

Лаки для разведения красок и нанесения промежуточных слоев бывают смоляные и масляно-смоляные. К ним относятся даммарный лак, мастичный, фисташковый, кедровый, пихтовый, ретушный.

Смоляные лаки представляют собой растворы соответствующих природных смол и бальзамов в пинене или в скипидаре. Ретушный лак содержит, кроме того, ряд других добавок. Для всех светлых лаков характерен короткий срок высыхания. Пленки смоляных лаков после высыхания легко растворяются в растворителях.

К покрывным лакам, предназначенным для нанесения на законченные картины, относятся следующие: лак акрилфисташковый, лак-фиксатив и лак мастичный. Лак акрилфисташковый представляет собой раствор полибутилметакрилата и фисташковой смолы в пинене или в скипидаре с добавлением бутанола. Это светлый лак, после высыхания дающий водостойкую пленку.

Лак-фиксатив представляет собой раствор поливинилацетата в смеси этилового и бутилового спиртов. Он почти бесцветный, быстросохнущий. Лак-фиксатив предназначен для закрепления рисунков, выполненных карандашом, углем, пастелью.