Жан пату. История дома моды Jean Patou

Ему не повезло. И при жизни, и после смерти его затмевала Коко Шанель - что ж, против её напора устоять трудно, а уступить ему не стыдно. И в истории моды его дом будет в основном ассоциироваться с самыми дорогими духами и женской спортивной одеждой. На самом же деле всё было куда сложнее - и интереснее.

Жан Пату родился в 1880 году в Нормандии, в обеспеченной семье. Отец, Шарль Пату, был кожевником, и, в частности, большой популярностью пользовались его кожаные обложки для книг роскошных, сочных цветов - можно сказать, что чувство цвета, которое так пригодится младшему Пату, когда он станет заниматься одеждой, он унаследовал от старшего. Однако продолжать семейный бизнес Жан не захотел. В 1907 году он начал работать у своего дяди, который занимался мехами, потом несколько раз пробовал начинать собственное дело, и результатом всех этих усилий стал «Мэзон Перри», «дом Перри», который он открыл в Париже в 1912 году. Это было небольшое ателье, где постепенно начал формироваться его стиль в качестве кутюрье.

Заметим, что, в отличие от многих своих коллег, Пату не столько придумывал модели, сколько подбрасывал своим помощникам новую идею, а уж те её реализовывали. Однако при этом он тщательно контролировал каждый этап, вносил необходимые поправки, нещадно критиковал и добивался того, чтобы готовый результат его удовлетворял.

Много позднее Пату признавался: «Я не могу рисовать, а ножницы в моих руках превращаются в грозное оружие». Но тем не менее это не мешало ему творить. Так, именно к тем далёким довоенным годам относятся элегантные женские жакеты, напоминающие мужские смокинги - именно мужские костюмы и вдохновили Пату на их создание. Через полтора года после открытия Пату получил крупный заказ от закупщика из Нью-Йорка, что придало ему уверенности в собственных силах, и он уже даже был готов открыть дом моды под собственным именем…

Но в 1914 году началась война, и тридцатичетырёхлетний Пату отправился на фронт. Он не отсиживался в тылу, не занимался военным бытом, а сражался, проведя на войне пять лет. Потом муж его сестры, человек, который стал Пату очень близким другом, будет полагать, что именно эти военные годы и укоротили жизнь Жана. Но что поделать! Он был не первым и не последним, кого постигла такая судьба. И ему ещё повезло - он выжил.

В 1919 году он вернулся домой, полный решимости начать всё фактически заново, и на улице Сент-Флорентин открылся дом моды «Жан Пату». Уже его первые работы - коллекция того же года, платья в стиле «пастушка» с заниженными талиями, и коллекции 1920–1921 годов в народном «русском» стиле, украшенные вышивками, - имели определённый успех. Однако славу дому Пату принесли не они.

В 1921 году известная теннисистка Сьюзан Ленглен появилась на Уимблдонском турнире в необычном, но крайне привлекательном наряде - прямой белый кардиган без рукавов и короткая белая шёлковая юбка в складку, открывавшая стройные ноги. Костюм произвёл сенсацию! И носить что-нибудь в этом духе захотели отнюдь не только женщины, которые действительно увлекались спортом и нуждались в удобной и красивой одежде, а те, кто хотел им просто подражать. В послевоенной моде тон задавали тонкие и звонкие женщины со стройными, подтянутыми, почти мальчишескими фигурами, которые много двигались - танцевали, занимались спортом, плавали, загорали, водили машины, словом, вели образ жизни несравнимо более свободный, чем всего за каких-то десять лет до того. И пусть не все готовы были это делать, но выглядеть так хотели все - все, кто хотел быть современным и следовать за модой.

Можно сказать, что талант Пату и заключался в том, чтобы почувствовать, чего требует эпоха, и дать это. Женщины хотели выглядеть так, как будто они ведут активный образ жизни - и он предложил им то, в чём при этом они чувствовали себя уверенными, уверенными как в собственных силах, так и в собственной привлекательности. Тем, кто действительно занимался спортом - допустим, плаванием, - он предоставлял удобные купальные костюмы, которые плотно облегали тело и нигде не морщили, а тем, кто хотел не столько плавать, сколько прогуливаться по берегу - чуть менее удобные, зато более эффектные ансамбли. Спортсменки с удовольствием играли в теннис в его костюмах, а зрительницы щеголяли в спортивного вида пуловерах, украшенных его элегантной монограммой (Пату первым из кутюрье стал использовать свою монограмму в качестве торгового лейбла, а заодно и элемента отделки). Среди клиенток его модного дома были и кинозвёзды - такие, как Мэри Пикфорд и Луиза Брукс, и светские дамы, и спортсменки, скажем, знаменитая женщина-авиатор Рут Элдер.

В 1924 году он выпустил «кубистские» свитера - дань царившему тогда стиль «ар деко». К ним предлагались подходящие юбки, шёлковые шарфы и платки в том же духе. Этот стиль продержался в моде достаточно долго, чтобы теперь, вспоминая о Пату, вспоминали прежде всего именно об этом. Предлагал он и юбки, подол которых заканчивался у колен, очень смелый вариант в то время. Однако женщины, стремившиеся походить на мальчишек, носили их с огромным удовольствием - ещё бы! В 1925 году он открыл бутик, каждая из комнат которого соответствовала определённому виду спорта - от верховой езды до гольфа, от плавания до тенниса. Там клиентки могли одеться с ног до головы, приобретая целый ансамбль, в который входила не только одежда, но и всякая «ерунда», как говорил Пату, то есть аксессуары. Причём можно было обзавестись целым специально разработанным гардеробом, в котором одни вещи отлично сочетались друг с другом и могли быть заменены другими из того же ансамбля - удобно, практично, эффектно. И на всех вещах стояла заветная для тогдашних модниц монограмма - «JP», «Ж(ан) П(ату)».

Кроме Парижа, Пату открыл свои бутики в Монте-Карло, Довилле и Биаррице - известных курортах. В сущности, где лучше всего было демонстрировать вещи от Пату? Именно там! А затем он начал осваивать и американский рынок. В ноябре 1924 года в тамошней прессе появилось объявление, что французский кутюрье объявляет конкурс (кастинг, как сказали бы сегодня) на три места манекенщиц в его доме моды в Париже. Контракт предполагалось подписать на год. Успех превзошёл все ожидания - на объявление откликнулось более пятисот девушек! Так что количество мест немного решили расширить, до шести. Спортивные длинноногие американки как нельзя лучше соответствовали представлениям Пату о новой женщине, для которой он творил, и он сам приехал в Нью-Йорк, чтобы, вместе с редакторами журнала «Вог», провести отбор. Как вспоминала позднее Лилиан Фарли, которая успешно прошла конкурс, прежде всего французский модельер обращал внимание на ступни и щиколотки, а затем на бёдра - никаких пышных изгибов, этот силуэт уходил в прошлое! Первый же показ с их участием - пятьсот моделей продемонстрировали всего двадцать манекенщиц - имел огромный успех, в том числе, конечно же, и в США.

К концу 1920-х Жан Пату стал одним из самых известных и влиятельных французских дизайнеров, соперничать с которым могла - и делала это более чем успешно - Габриэль Шанель. И это соперничество в какой-то мере подстёгивало творчество обоих, а ещё, как порой отмечают историки костюма, с современной точки зрения между этими двумя прекрасными дизайнерами было много общего. Быть может, это ощущали и они сами? И постоянно подчёркивали разницу в своих подходах, в результатах своей работы именно потому, что ощущали - они играют на одном поле?…

Пату, как и Шанель, полагал, что одежда должна быть и красивой, и функциональной одновременно. Его силуэты были простыми, простым был и крой, однако много внимания уделялось ткани, цветам, отделке. В каждой коллекции было минимум два новых цвета, и, экспериментируя с окраской материи, Пату удавалось добиться удивительно красивых, необычных оттенков, которые затем копировались его подражателями. Декоративная отстрочка, вышивка и прочие детали делали его модели изящными, несмотря на кажущуюся простоту. Кроме того, многие его спортивные модели делались с помощью вязальных машин, что, с одной стороны, оживило соответствующее производство, с другой, оказалось очень выгодным с экономической точки зрения.

В 1929 году Пату произвёл очередную мини-революцию - завысил талию (последние годы она была заниженной) и удлинил юбки почти до пола. Свидетели рассказывали, что модельер всё время первого показа оставался в своём кабинете и волновался куда сильнее обычного, ведь то, что он предложил на этот раз, резко отличалось от «мальчишеского» стиля последнего десятилетия. Как примет это публика? А публика смотрела на моделей в новых нарядах и незаметно для себя самих натягивала свои укороченные юбки на колени, как бы пытаясь их скрыть… Пату выиграл! И новый силуэт был немедленно подхвачен остальными модельерами, в том числе и Шанель. А ещё Пату предложил - в виде альтернативы маленькому чёрному платью от Шанель, которое терпеть не мог за излишнюю простоту, особенно когда его использовали в качестве вечернего наряда - белое длинное вечернее платье из атласа, скроенное по косой. Так рождалась мода 1930-х годов…

Однако это десятилетие оказалось для его дома отнюдь не таким успешным, как 1920-е. Грянула Великая депрессия, что не могло повлиять и на такую важную составляющую жизни общества, как мода. Финансово Пату был всё ещё независим, хотя, конечно, то, что США перестали закупать одежду на европейском рынке, не могло не сказаться на его доходах. Дело было не в этом. Мода стремительно менялась - любовь Пату к эффектной простоте оказалась внезапно ненужной. Через это проходил не только он, а многие его знаменитые коллеги, в том числе и Габриэль Шанель, и Жанна Ланвен…

В 1936 году Жана Пату не стало - ему было всего пятьдесят шесть, совсем немного. Считается, что причиной смерти стал апоплексический удар. Как сказал муж его сестры, «у него просто больше не было сил»…

Пату никогда не был женат, несмотря на многочисленные романы. Один из его биографов писал: «Возможно, именно потому, что Пату не был тесно связан с одной-единственной женщиной, это и позволяло ему смотреть на женщин объективно, однако с симпатией, и благодаря этому создавать, причём с очевидной чуткостью, одежду, в которой чувствовался новый дух свободы, и которая вместе с тем казалась мужчинам привлекательной». А если предстояло бы назвать главную женщину в его жизни, то это была бы не очередная возлюбленная, а та, которая была с ним с самого начала и до самого конца, его муза, его помощница, его сестра - Мадлен Пату, в замужестве Барбас. И она, и её муж Раймон в течение всей карьеры Пату были рядом с ним, работали, и именно они позволили его дому моды удержаться на плаву, когда не стало его основателя.

Среди дизайнеров, которых впоследствии приглашали работать туда, были и Марк Боан, который потом возглавит дом моды Кристиана Диора, и Карл Лагерфельд, и по сей день работающий в доме Габриэль Шанель, и Кристиан Лакруа… Не говоря уже о других, не менее известных, которые начинали там свою карьеру - скажем, Жан-Поль Готье.

Теперь имя Жана Пату известно в основном благодаря парфюмерии - знаменитый «Joy» даже был назван в 2000 году «Ароматом века» (среди его соперников был, разумеется, и не менее знаменитый аромат «Шанель № 5»), выходят и новые, тоже пользующиеся популярностью. А вот заслуги Пату перед миром моды оказались почти забытыми…

  • 71.

Сегодня модные дома один за другим восстают из пепла : людям нужен не только дух прогресса, но и история, с которой можно было бы связать настоящее, чтобы почувствовать его ценность в ускоряющемся, как ракета, мире. Этой осенью мы узнали несколько новостей: Марко Занини попробует возродить Schiaparelli, а французский модный дом Jean Patou, основанный французом Жаном Пату в 1914 году в Париже, возможно, снова покажет коллекцию haute couture в следующем году. Подтвердив эту информацию, вице-президент Jean Patou Бруно Коттар уточнил, что определенное представление и планы уже есть, осталось лишь найти дизайнерскую душу, родственную Пату.

Стиль Жана Пату - одного из самых влиятельных кутюрье 20-х - 30-х годов - был основан на азах ар-деко и кубизма: оттуда он взял чистые линии, геометрические формы и узоры на тканях (Пату предпочитал работать с текстильной компанией Bianchini Férier). Пату был прямым конкурентом Коко Шанель - оба соперничали и ненавидели друг друга. Пату, как и Шанель, развил спортивное направление в одежде: он изобрел для феноменальной теннисистки того времени Сюзанны Ленглен теннисную юбку, которая являлась далеко не единственной его инновацией: после Первой мировой войны, когда в 1919 году Пату заново открыл свое ателье, он удлинил юбки, отойдя от стиля «флаппер», стал шить платья без рукавов, выпускать свитеры с монограммами, вязаные купальные костюмы, дизайнерские галстуки, сделал популярными кардиганы. Жан создавал комфортную одежду - при этом его платья были безупречно элегантными. Их носили актрисы Луиза Брукс, Мэри Пикфорд и Констанс Беннетт.

Актриса Луиза Брукс в платье от Жана Пату

Теннисистка Сюзанна Ленглен

Жизнь отвела Пату не так уж много времени на осуществление задуманного: в Париж из Нормандии, где он родился и занимался семейным бизнесом, связанным с дублением кожи и мехом, он переехал в возрасте 30 лет, открыв во французской столице маленькое ателье Maison Perry. Война нарушила его планы: Жан служил капитаном пехоты и лишь через пять лет заново возродил свое дело. Он умер в 1936 году, в возрасте 55 лет, но за двадцать пять лет сумел не только заработать своему дому haute couture репутацию, продавая свои творения в Париже, Нью-Йорке, Довиле, Биарице, но и войти в историю моды.

В тридцатых, когда Великая депрессия ударила по всем сферам жизни и клиенты дома не могли больше позволить себе дорогие наряды, House of Patou выжил благодаря парфюмерному бизнесу, который Пату запустил в середине 20-х, выпустив три аромата, созданных парфюмером Анри Алмерасом. У Пату также был лосьон для загара, который поддерживал пляжную моду того времени. Парфюмы Jean Patou выпускаются до сих пор - за всю историю дома было создано 35 ароматов. Пату приурочивал их к событиям, подбирал к цветам волос женщин. Кстати, в этом году вышли три новинки: цитрусовый фужерный унисекс Eau de Patou Jean Patou, восточный цветочный Chaldée Jean Patou и мужской Patou Pour Homme Jean Patou, все авторства Томаса Фонтейна. Но, пожалуй, что самое интересное - самый известный парфюм Пату - цветочный Joy с нотами розы и жасмина - конкурирует с Chanel № 5, самым востребованным ароматом в мире. История соперничества двух неординарных творческих личностей продолжается?

После смерти Жана в тридцатых делами дома занялись сестра Мэделин и ее муж Реймонд Барбас. Дом сменил четырех дизайнеров вплоть до 80-х: это были Марк Боэн в 50-х, Карл Лагерфельд в начале 60-х, Жан-Поль Готье в начале 70-х, Кристиан Лакруа в 1981 году. Последняя кутюрная коллекция House of Patou вышла в 1987-м, когда Лакруа открыл собственный бизнес (который, как мы знаем, потерпел неудачу).


Статья о Jean Patou с фото молодого Лагерфельда

С историей Жана Пату связана еще одна новость, поменьше, но не менее вдохновляющая: 1 октября свет увидела иллюстрированная монография Jean Patou: A Fashionable Life, за два года собранная историком моды Эммануэль Поль из семейных архивов, которые прежде не публиковались и были открыты специально для нее. Эммануэль изучала старые фото, дневники, списки клиентов, скетчи, образцы тканей, флаконы духов, чтобы отобрать все самое существенное, что составляло стиль Пату и на что у нас теперь есть шанс также взглянуть - в ожидании первой коллекции haute couture возрожденного модного дома.

Обложка книги Jean Patou: A Fashionable Life

Теперь расскажу о куда менее известном в наши дни человеке - Жане Пату. Сейчас бренд Jean Patou переживает не лучшие времена и выпускает только духи и туалетную воду. А в первой половине XX века он был одним из ведущих модных домов.

Жан Пату родился в Париже в 1887 году, детство его прошло в Нормандии. Отец Пату был преуспевающим кожевенником, а дядя владел меховым ателье, так что в средствах для развития своего дела Пату не особенно нуждался. Уже в 22 года он открыл собственный магазинчик одежды в Париже, через некоторое время закрыл его, открыл вновь, снова закрыл, и лишь в 1914 году, взявшись за дело максимально основательно, основал собственный бренд - Jean Patou. Нечего и говорить, что Первая мировая война существенно помешала его планам; Пату ушёл на фронт, где воевал все пять лет войны.

Лишь в 1919 году он вновь приступил к разработке одежды, а в 1924 году создал широко известный в своё время логотип из собственных инициалов. Тогдашняя американская пресса называла Пату самым элегантным человеком Европы, его костюмы всегда были строги и безупречны. И тем не менее одной из основных его заслуг считается изобретение и популяризация спортивной одежды - не спортивных штанов с кроссовками, конечно, а скорее того, что мы сейчас называем словами casual clothing. Он стал первым, кто создал повседевную одежду, порой соединяя в ней удобство с роскошной отделкой.

Жан Пату был не из тех, кто обожал шокировать общественность; он придерживался умеренных взглядов на дизайн одежды и заявлял, что его девиз - «Эволюция, а не революция». Одежда Пату была практичной и, что важно, она создавалась не для того, чтобы служить своим владелицам лишь один сезон. Впрочем, это - отличительная черта «политики» всех модельеров старой закалки.

Одежда Пату уже к началу 1920-х годов завоевала огромную популярность среди парижанок. Во второй половине 1920-х годов он создал целый ряд серий одежды, предназначенной для занятий различными видами спорта: теннисом, гольфом, верховой ездой, парусным спортом и т.д.

В 1925 году Пату - одним из первых модельеров - выпустил серию духов; сначала в неей было только три аромата. Один из них предназначался для блондинок, второй - для брюнеток, третий - для рыжеволосых дам. В 1928 году выши первые в мире духи унисекс от Пату, а в 1930-м году - одни из самых дорогих в мире - духи Joy, которые Пату отправил в знак признательности самым ценным клиенткам. Кстати, парфюм - то единственное, что ещё производится под брендом Жана Пату (изготавливает эти духи, правда, американская корпорация Procter & Gamble).

Пату не изобрёл каких-либо абсолютно новых предметов одежды (кроме, вероятно, вязаных купальных костюмов), но он активно популяризовал и модернизировал уже существовавшие: кардиганы (в том числе без рукавов), джемперы, пуловеры, свитеры. Кроме того, он создавал укороченные платья и юбки (выше колена - по тем временам действительно что-то необычные). Целью Пату было создание красивой и элегантной одежды, которая не сковывала бы движения и позволяла свободно двигаться, которую можно было бы надеть в любое время суток и которая была бы максимально утилитарной .

Умер Жан Пату в 1936 году. Женат он никогда не был, соответственно, не было у него и детей (по крайней мере, законных). Марка после его смерти начала мало-помалу терять свои позиции, хотя парфюмерия под лейблом Jean Patou до сих пор считается престижной. Среди известных дизайнеров, которые работали в компании Жана Пату после его смерти - Карл Лагерфельд (в 1960-1963), Жан Поль Готе (в 1971-1973) и Кристиан Лакруа (в 1981-1987). Последняя коллекция одежды под лейблом Jean Patou была выпущена в 1987 году, и в том же году Лакруа открыл собственный бренд, ныне весьма известный (Lacroix).

Духи Joy от Жана Пату (производимые Procter & Gamble по оригинальному рецепту) можно купить и сейчас; в Европе они стоят около 85 евро за флакон ёмкостью 30 мл.

История моды

1768

23.04.14 16:08

В настоящее время бренд Jean Patou больше известен своими парфюмерными изделиями. Однако, в самом начале своего существования, компания стала настоящим новатором в мире моды именно благодаря выпуску уникальной одежды.

Жан Пату основал этот бренд и стал первым дизайнером, который представил линию женской спортивной одежды. Ему принадлежат и другие инновации в мире моды, о которых вам поведает история бренда Jean Patou.

Немного об основателе дома моды

Жан Пату родился в Нормандии. Карьеру модельера Жан выбрал с самого детства. Когда ему исполнилось 23 года, он едет покорять Париж. Стоит заметить, что ему быстро удалось это сделать. Сначала он покупает небольшой магазинчик, а затем основывает дом моды и парфюмерный дом.

В его жизни было немало тяжелых дней. Одним из самых трудных периодов стала война, из-за которой пришлось остановить все работы. В 1936 году Пату умирает, но начатое им дело продолжает расти. Далее вы узнаете, как начиналось и продолжилось это дело.

Салон по пошиву одежды

Когда дизайнеру исполнилось 25 лет, он открывает салон в столице Франции под названием Мезон Пари. Все шло хорошо до тех пор, пока не началась Первая мировая война. Жан Пату вынужден уйти на фронт. У модельера даже возникали мысли о том, что ему, возможно, больше никогда не представится случая заниматься любимым делом.

Однако судьба была благосклонна к французскому дизайнеру. В 1919 году салон вновь открывается, и теперь он носит имя своего основателя Jean Patou.

В этом же году он представляет свою первую коллекцию, которая имела ошеломительный успех. Дебютная коллекция настолько понравилась публике, что Пату немедленно открывает офис в Нью-Йорке – спрос со стороны американцев был невероятно огромен. Впоследствии дизайнер только расширяет свой бизнес.

Солнцезащитный лосьон

Лосьон от загара – это новшество стало единственным в своем роде во всем мире. Лосьон носит название Huile de Chaldee в честь древнего города, в котором проживали красивые девушки, отличавшиеся янтарным сиянием кожи.

1925-1930-е годы – период творческого расцвета

В это время Жан Пату представляет сразу три аромата для женщин, затем предлагает ввести в моду кардиганы, которые лучше всего носить с шелковыми платьями. А в 1929 году дизайнер выпускает достаточно дорогой аромат, который впоследствии стал весьма популярным.

Все последующие коллекции одежды бренда Jean Patou были положительно оценены со стороны критиков и ценителей моды. Товары покупали как жители Европы, так и население США.

Достижения Жана Пату

Французский дизайнер стал первым человеком, который предложил женщинам одеться в спортивную одежду. Эта коллекция включала в себя кардиганы из джерси, а также теннисные юбки и шорты.

Многие женские платья были украшены роскошной вышивкой. Пату всегда приветствовал простоту в одежде, тем не менее, не избегал элементов декора.

Что касается парфюмерии, то дизайнер часто посвящал ароматы каким-либо событиям, которые происходили в его жизни или в жизни его родной страны.

Настоящее время

После смерти этого выдающегося дизайнера компания досталась его сестре. Какое-то время она процветала, однако затем стала сдавать свои позиции. Но на этом история дома моды не завершается.

Сегодня уже точно известно о том, что Jean Patou возвращается в мир моды. Коллекцию одежды планируют показать уже в этом году. Во главе компании стоит племянник Жана Пату, который обещает возродить бренд и вернуть ему былую славу.

Бренд Jean Patou – это синоним качества и надежности. Хочется надеяться на то, что история этого дома моды действительно продолжится в его лучших традициях.

Его модное наследие, к сожалению, мало известно широкой общественности. Однако сложно себе представить человека, в гардеробе которого не найдется места для свитеров, пуловеров, кардиганов, купальников и плавок, спортивных шорт, лыжных костюмов и одежды для элитного вида отдыха. А ведь эти столь необходимые для современного человека вещи создал и привнес в нашу жизнь именно Жан Пату, сначала в спорт и элитные виды отдыха, а позже и на улицы европейских городов. Истинный джентльмен, красавец-мужчина, успешный бизнесмен, он обожал женщин и вместо корсетов предложил им легкость и динамику, наделив женскую красоту спортивным шиком.

Девушка-флэппер, или отражение времени

Жан Пату основал свой модный Дом в 1912 году, тогда ему было 25. Однако просуществовал тот недолго, поскольку началась Первая мировая война и пылкий юноша отправился добровольцем на фронт в 1914-м. Вернулся Пату возмужавшим, уверенным в себе и очень предприимчивым мужчиной. Дом Жана вновь был открыт в 1919 году и со временем обрел оглушительный успех.

Становление Дома происходило в 20-годы прошлого столетия, за которыми метко закрепился эпитет «ревущие». Важно понимать, что послевоенные годы – то время, когда страстно хочется жить, и жить полноценно, набрав воздух свободы полной грудью. Кажется, меняется сама скорость времени. Жизнь становится кардинально другой – динамичной, категорическим антиподом былой эпохе. Огромное количество технических открытий влекут за собой и открытия в сфере моды.

Символом этих открытий наряду с Коко Шанель становится Жан Пату. Его вещи знаменуют собой основу гардероба девушки-флэппер (слово «flap» означает шлепать, хлопать). По одной версии, определение символизирует птенца, который учится летать и взмахивает крыльями. То есть, образно говоря, молодую девушку, только-только начинающую взрослую жизнь. Также существует легенда, будто модниц двадцатых годов прозвали «флэпперами» потому, что они носили галоши не застегнутыми, так что те шлепали при ходьбе.

Девушка-хлопушка, девушка-сумасбродка, девушка-шампанское – главная героиня того времени. Молодая эмансипированная особа не носит корсеты, не подчеркивает талию, укорачивает длину юбок, курит, не стесняется выпивать, слушает джаз, танцует чарльстон и водит автомобиль. Более того, о ужас, она загорает и демонстрирует свои золотистые коленки… в этом историческом событии главную роль играет Жан Пату. Он станет пионером пляжной моды. Но это несколько позже. В начале же своей карьеры он предлагает женщинам платья, в том числе и в стилистике флэппер, и они пользуются успехом.

Однако, быстро сообразив, что единственной королевой на модном олимпе является великая мадмуазель, Жан Пату принимает решение не сколько кутюрье, сколько мудрого бизнесмена – занять свою нишу. И он ее быстро находит.

Спортивная мода

Его знаменитый костюм для гольфа, созданный в 30-х годах, был продан весной 2015 года на аукционе в Париже за 85 000 евро. Юбка-плиссе и кардиган представляют не только историческую и культурную ценность, но и хранят в себе секреты мастерства гениального кутюрье.

Ставку на спорт Жан Пату делает не случайно. В послевоенные годы свободное время обеспеченные люди чаще всего проводят за игрой в теннис, гольф, за плаванием, фехтованием, катанием на лыжах и в путешествиях по самым роскошным уголкам мира. И для всего этого времяпрепровождения нужна новая одежда, соответствующая духу времени.

Сначала это была одежда только для спорта. Однако со временем она стала символом элитного вида отдыха и так понравилась свободолюбиво настроенным американкам своей расслабленностью и демократизмом, что неожиданно даже для самого кутюрье перекочевала в разряд уличной моды. Впоследствии и более скованные условностями женщины европейской культуры приняли этот тренд на ура.

«Мои модели придуманы для занятий спортом. Я делаю одежду, на которую так же приятно смотреть, как и носить, и которая позволяет полную свободу движений… Спорт, как вы можете заметить, оказывает огромное влияние на моду для женщин, так, свитера сейчас столь же актуально носить вечером, как и днем», – говорил о созданных им вещах дизайнер. Его слова как никогда остро и актуально звучат сегодня, в эпоху спорт-шика.

Плиссированная юбка и свитера

Сегодня, случайно встретив на улицах города девушку в шелковой белой плиссированной юбке, белом легком кардигане без рукавов, в белых кедах и оранжевой повязке, небрежно повязанной на голове, мы ее невольно отметим. То, как изысканно легко, буржуазно и динамично одета барышня. Но во времена Жана Пату эффект от такого зрелища был равносилен взрыву общественного сознания, бомбе, которая взорвала не только умы любителей спорта, но и всех модниц того времени. Именно так была одета на Уимблдонском турнире 1921 года знаменитая теннисистка Сюзанн Ленглен. Стоит ли говорить, что спортсменка произвела настоящий фурор.

Также Жан Пату стал первым в мире моды, кто показал женские ножки. Более того, костюм для тенниса стал первой мире одеждой для конкретного вида спорта. Впоследствии барышни в свитерах в бело-синию полоску и плиссированных юбках от Жана Пату станут street-style иконами своего времени.

В дань царившей тогда моде на арт-деко в 1924-м году Жан Пату выпустит свитера с рисунком в стиле «кубизм», и этот тренд тут же станет визитной карточкой дизайнера.

Бутик «спортивный уголок»

Открытый в 1925 году бутик Жана Пату представлял собой нечто совершенно уникальное. Каждая его комната соответствовала определенным видам спорта: верховой езде, яхтингу, лыжам и прочее. Таким образом, женщина могла одеться у Пату с ног до головы в стильные ансамбли вместе с аксессуарами. Более того, у Жана можно было обзавестись гардеробом, вещи которого отлично сочетались друг с другом.

Первый авторский лейбл

Единственным, но самым стильным украшением одежды от Жана Пату была монограмма с инициалами дизайнера. Только две лаконичные буквы«j» и«p». И всё. И больше никаких элементов декора. Таким образом, Пату стал так же пионером в истории создания авторских лейблов, помещенных на продукцию.

Пляжная мода

Жан Пату примечателен еще и тем, что его можно по праву назвать родоначальником пляжной моды. Впервые в истории дизайнер поделил купальники на два вида. Первые предназначались для профессиональных занятий спортивным плаванием, а вторые – для тех, кто желает позагорать и великолепно выглядеть на пляже. Не удивительно, что блестящая идея полюбилась женщинам разных стран и принесла автору коммерческий успех.

Кроме дизайна и кроя Пату уделял большое внимание качеству материала. Он много работал над тем, чтобы ткань была менее восприимчива к выгоранию на солнце и воздействию морской соли. Таким образом, мы обязаны талантливому кутюрье и предпринимателю еще и огромным выбором высокотехнологичных тканей, которые хорошо стираются, быстро сохнут и прекрасно держат форму.

Первое в истории индустрии красоты масло для тела и первый солнцезащитный лосьон

Признаться, сегодня трудно понять, защищал ли от ультрафиолетовых лучей первый лосьон для пляжа или нет. По одним источникам, Жан Пату создал масло для использования на пляже, которое благоухало экзотическими запахами и придавало красивый блеск телу. Huile de Chaldee был назван в честь древнего вавилонского города, который прославился благодаря янтарному сиянию кожи своих красавиц. В дальнейшем, видя оглушительный эффект и коммерческий успех масла, Пату решил, что и зимой женщинам не лишним будет напомнить о роскошных дальних странах, и создал еще и парфюм.

По другим источникам, легендарный кутюрье с предпринимательской жилкой впервые в истории выпустил настоящий солнцезащитный лосьон, и произошло это в 1928 году.

Легендарный аромат Joy

Жан пату был в числе первых кутюрье, включивших парфюм в модные коллекции. В 1925 году он представил три премьерных аромата. Amour-amour для брюнеток, Que sais-je? Для блондинок и Adieus Sagesse для рыжеволосых. Все три аромата были созданы при участии парфюмеров модного Дома Поля Пуаре и Анри Альмера.

Выдающийся бизнес-талант Жана Пату подсказывает ему в первый год великой депрессии открыть парфюм-бар для развлечения гостей. В нем клиенты дизайнера могли собрать и послушать собственные духи. В этом же году Пату просит Альмера создать нечто особенное, сложное и одновременно простое, независимо от того, сколько в итоге это будет стоить. Так рождаются на свет одни из самых дорогих духов в мире Joy. Около 10 000 цветков жасмина и более трехсот болгарских роз создают сердце аромата. Парфюм мечтаний, аромат радости и позитивного искрящегося отношения к жизни выпускается до сих пор с неизменным соблюдением традиций.

www.mareevastyle.com

Учредитель «Школы стиля Елены Мареевой», успешный блогер, стилист, эксперт в области персонального стиля, самопрезентации, умения управлять впечатлением, светского и делового общения, мужского костюма, модных трендов. 15 лет работы на ТВ. Последние 8 лет посвятила себя ток-шоу «Модный приговор». Как творческий продюсер проекта отвечала за программу, её качество, концепцию, рейтинги, нововведения, имидж и преображения героев.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб