Что такое физическое развитие детей дошкольного возраста. Физическое развитие дошкольников

Каждый из нас не раз встречал стекло. Что такое этот хрупкий и прозрачный материал, знает любой школьник. Мы каждый день видим его в зеркалах, окнах, в посуде и элементах мебели, но хорошо ли мы знакомы с ним? Как оно производится, что собой представляет и каковы свойства стекла?

Что значит это слово

Существует немало справочных материалов, которые могут помочь в этом вопросе. Каково же значение слова "стекло" по одному из наиболее популярных источников? Словарь Ожегова характеризует это вещество как твердый материал, получаемый из кварцевого песка, смешанного с окислами некоторых металлов. Даже определение дает некоторое представление о способе производства данного материала. Но к этой теме мы перейдем позже.

Наверняка все привыкли, что стекло - это прозрачный материал. Но обратите внимание - словарь Ожегова не дает такого уточнения. Стекло может быть не только прозрачным, но также цветным или матовым. А вот состав материала при этом отличается несущественно.

Из чего делают стекло

Стандартный состав стекла представляет собой смесь чистого извести и соды. Для изменения свойств материала могут использоваться различные добавки. Но все-таки основным составляющим компонентом является именно чистый речной песок. Его количество составляет примерно 75% от всей смеси. Сода позволяет снизить песка почти в 2 раза. Известь защищает стекло от воздействия большинства химических веществ, а также добавляет прочности и блеска.

Дополнительные примеси:

  • Марганец. Его добавляют в стекло для получения специфического зеленого оттенка. Для получения других цветов может использоваться никель или хром.
  • Свинец придает стеклу дополнительный блеск и характерный звон. Материал получается более холодным на ощупь. Стекло с примесью свинца называется хрусталь.
  • Оксид борной кислоты тоже придает материалу дополнительный блеск и прозрачность, при этом понижая коэффициент теплового расширения изделий.

История производства стекла

Еще 6000 лет назад люди умели создавать этот красивый и хрупкий материал. Конечно, его внешний вид несколько отличался от современного стекла, поскольку в Древнем Египте и Месопотамии не было оборудования для качественной очистки песка и других инструментов. Тем не менее производство стекла началось именно там. Благодаря устойчивости к воздействиям окружающей среды этот материал дал историкам представление о культуре и технических возможностях древнейших народов.

В России первый завод по производству стекла появился в 1636 году. Он был расположен недалеко от Москвы. Там создавались посуда и Большое развитие эта отрасль промышленности получила при Петре I.

Только в 1859 году изобретение насоса высокого давления позволило создавать стекло без участия стеклодувов. Это значительно упростило производство. А в начале 19 века было обнаружено интересное свойство материала - если готовое изделие разогреть до определенной температуры, механические свойства стекла повысятся на 400%.

Современное производство

Технологии шагнули далеко вперед, что позволило создавать любые материалы в огромных количествах и с наименьшими затратами человеческих сил. В настоящее время существует немало заводов, на которых по стандартной налаженной технологии создается стекло. Что такое современный материал, получаемый из расплавленного кварцитового песка, узнаем, ознакомившись с технологией. Как пример возьмем листовой материал.

Производство стекла по этапам:

  1. Все необходимые ингредиенты загружают в печь и разогревают, пока не образуется жидкая однородная масса.
  2. В специальном гомогенизаторе этот сплав перемешивают до однородного состояния.
  3. Полученную массу выливают в плоскую емкость, на дне которой находится расплавленное олово. Там стекло распределяется, образуя равномерный тонкий слой.
  4. Остывший и затвердевший материал отправляется на конвейер. Там проводится контроль толщины стекла и нарезка. Материал, не прошедший проверку, а также бракованные детали отправляются на переплавку.
  5. Производится последняя проверка качества, после чего стекло поступает на склад готовой продукции.

Виды стекла

В настоящее время этот материал является одним из наиболее распространенных. Неудивительно, что существуют различные типы стекла, отличающиеся как по внешнему виду, так и по физическим свойствам. Вот некоторые из них:

  1. Хрустальное стекло. Это материал, содержащий в своем составе свинец. О нем мы говорили выше.
  2. Содержит в составе чистейший песок, благодаря чему отличается высокой прочностью. Способно выдерживать скачки температуры, поэтому используется для создания оптических приборов, лабораторной посуды и окон.
  3. Пеностекло. Легкий строительный материал, который может быть использован как для отделки, так и для кладки стен и полов. Содержит в составе большое количество пустот, благодаря чему имеет высокие тепло- и звукоизоляционные свойства.
  4. Стекловата. Объемный воздушный материал, состоящий из тонких и очень прочных нитей. Огнестойка, поэтому используется не только в строительстве, но и при пошиве одежды пожарных и сварщиков.

Применение стекла

В зависимости от свойств и внешнего вида этому материалу можно найти почти любое применение. Основной потребитель изготавливаемого в наше время стекла - строительная отрасль. В ней используется более половины изготовляемого материала. Его назначение может быть самым разнообразным - облицовка стен, остекление окон, возведение стен из пустотелых кирпичей, теплоизоляция и т.д. К строительной области можно отнести и Что такое готическое окно, знают наверняка все. Как правило, оно выложено из большого количества цветных стеклышек. В наше время витражи не потеряли своей актуальности и используются как в строительстве, так и в производстве мебели.

На втором месте по популярности идут стеклянные сосуды различного назначения. Немного меньше производится посуды. Стоит отметить, что в химической отрасли стекло является незаменимым материалом, поскольку оно устойчиво к большинству реагентов.

Физические свойства

Как и любой другой материал, стекло обладает рядом качеств, которые необходимо знать, прежде чем использовать его в той или иной области.

  1. Плотность. Может варьироваться в зависимости от состава смеси и способа изготовления. Значение плотности стекла может колебаться от 220 до 650 кг/м 3 .
  2. Хрупкость. Эта характеристика является отличительной особенностью стекла и ограничивает его применение в строительной области. В настоящее время учеными создаются более сложные сплавы, максимально увеличивающие прочность материала.
  3. Термостойкость. Обычное стекло выдерживает температуру до 90 о С. После обработки термические свойства материала значительно повышаются. Например, промышленное стекло способно выдерживать температуру более 200 о С.

Мы узнали многое про стекло - что такое, как производится и какими свойствами обладает. Самое время немного отвлечься и ознакомиться с наиболее интересными фактами об этом весьма распространенном материале. Мало кто знает, что:

  • Скорость движения трещины по составляет 4828 км/ч.
  • Время разложения этого материала составляет примерно миллион лет.
  • Стекло можно неоднократно переплавлять практически без потери качества. В этом отношении у него почти нет аналогов.
  • Являясь аморфным материалом, расплавленное стекло не затвердеет при быстром охлаждении. Для этого нужны специальные условия.

Стекло не зря так активно используется в строительстве и других областях жизни человека. Наверняка оно еще долго будет оставаться одним из наиболее популярных материалов. В пользу этого утверждения говорят прочность, долговечность и относительная простота изготовления стекла, связанная с тем, что компоненты для его создания присутствуют на Земле в большом количестве.

Специалисты считают, что основные психические и физические характеристики человека, определяющие всю его дальнейшую жизнь, закладываются в дошкольном возрасте. Именно поэтому физическое развитие дошкольников должно быть объектом пристального внимания родителей.

Физическое развитие дошкольников отличается от развития детей младшего возраста. Примерно до трех лет ребенок растет «как на дрожжах» - только успевай новую одежду покупать взамен той, что стала мала. С четырех до шести лет рост и прибавка в весе становятся неравномерными : за три года ребенок становится выше в среднем на 15 см, а его вес увеличивается всего на 5 кг.

Физическое развитие дошкольников постепенно приближает их к организм к организму взрослых. Но при этом следует помнить, что они все еще остаются детьми, и особенности детского организма (строение некоторых органов и систем, быстрая утомляемость) не позволяют им выдерживать высокие нагрузки .

Итак, какими основными особенностями характеризуется физическое развитие дошкольников? У детей дошкольного возраста происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата . У них еще не закреплены естественные изгибы позвоночника, поэтому очень важно следить за правильной осанкой ребенка: у большинства сколиозов, кифозов и других нарушений осанки «ноги растут» именно из этого возраста.

Процесс окостенения хрящевой ткани у дошкольников еще не окончен, поэтому чрезмерные нагрузки (особенно на нижние конечности) ребенку противопоказаны: возможны травмы. Поскольку у ребенка достаточно слабые мышцы и связки, а хрящевая ткань еще не до конца окостенела, возможна деформация стопы, которая приведет к плоскостопию. Поэтому профилактике плоскостопия нужно уделить особое внимание.

Мышечная система дошкольников отличается от мышечной системы взрослых: дети быстрее утомляются, но утомляемость эта и проходит быстрее, чем у взрослых . Поэтому детям в этом возрасте противопоказаны однообразные длительные нагрузки: если вы занимаетесь с ребенком спортом, нужно постоянно чередовать упражнения для разных групп мышц.

Быстрая утомляемость дошкольников связана и с особенностями развития сердечно-сосудистой системы . У дошкольников больше относительный объем крови на килограмм массы, чем у взрослых, сосуды шире, путь передвижения крови по сосудам короче, а скорость кровообращения - выше. Сердце ребенка легко возбуждается при изменившейся нагрузке, тяжело к ней приспосабливается (нарушается ритм сокращений) и быстро утомляется.

Что касается развития центральной нервной системы, то тут следует отметить, что у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения . Поэтому дошкольники подвижны и непоседливы. У них быстрые и импульсивные движения, неустойчивое внимание. Из-за того, что движения дошкольника беспорядочные и неточные, в работу вовлекаются лишние группы мышц, возрастает нагрузка на дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

Физическое развитие дошкольников, его основные особенности нужно учитывать при планировании рациона и физических нагрузок детей дошкольного возраста . В дошкольном возрасте у детей высокий обмен веществ, поэтому важно обеспечить дошкольнику разнообразное, полезное и рациональное питание. Также нужно следить за тем, чтобы ребенок как можно больше находился на свежем воздухе.

В дошкольном возрасте ребенку нужна . Главное - выбрать оптимальный уровень нагрузки: она не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой. Мы уже говорили, что из-за физиологических особенностей дошкольник быстро устает, но при этом быстро восстанавливается. Поэтому оптимальный вариант - кратковременные нагрузки, перемежаемые частными перерывами.

Многие родители отдают ребенка в различные , водят в бассейн. Это хороший выход из ситуации, но важно правильно подобрать вид спорта: виды спорта, сопряженные с высокими нагрузками, дошкольникам противопоказаны. Кроме занятий в кружках и секциях можно заниматься с ребенком дома. Но при этом нужно соблюдать несколько важных правил .

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении, оптимальная температура - 20-22°C (не ниже). Лучше всего заниматься ежедневно в одно и то же время. Начинать следует с более легких упражнений, постепенно их усложняя. Нужно чередовать упражнения для разных групп мышц. Очень важно не давить на ребенка, не ругать его, если у него что-то не получается. При плохом самочувствии нужно прекратить занятия, пока не наступит улучшение .

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Васильева Т.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №34 «Гульчечек» ЗМР РТ»

Актуальность выбранной темы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране, в последнее десятилетие наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие ребенка, имеется в виду его психическое и физическое здоровье. Целью этого направления является, возможность показать детям и родителям значимость физического состояния для их будущего, для развития нравственных качеств и душевных сил, нового поколения .

Задачами здоровья сберегающей системы являются:

    Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

    Обеспечение физического и психического саморазвития.

Как сказал С.Я. Эйнгорн: «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей».

Для полноценного развития ребенка физически, важен здоровый образ жизни семьи. Это не только отсутствие вредных привычек, чем могут похвастаться не все в семье. В понятие здорового образа жизни включают соблюдение режима дня, систематические физические занятия, закаливание, рациональное питание, благоприятную психологическую обстановку в семье.

Для благоприятного физического развития детей дошкольного возраста важен рациональный режим дня: достаточные по времени ночной сон и дневной отдых, регулярный прием пищи, необходимое количество времени для игр на открытом воздухе. Чем младше ребенок, тем больше времени ему нужно для сна (ночного и дневного). С возрастом больше времени дети бодрствуют, и это время посвящается творческим занятиям и играм на открытом воздухе. Важно не просто провести несколько часов на улице, а именно движения: на детской площадке, на лыжах или велосипеде, просто подвижные игры – существует множество вариантов.

Ребенок дошкольного возраста по природе своей весьма подвижен и активен. Обеспечивая дошкольнику физическое развитие, его активность даже не нужно стимулировать, ее только надо направить ее в нужное русло. Необходимо подобрать физические упражнения таким образом, чтобы ребенку было интересны занятия, с тем, чтобы они могли стать регулярными.

При этом для здоровья малыша важно, чтобы спортивные занятия были не изнурительными. Если вы хотите обеспечить правильное физическое развитие дошкольника, помните, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет.

Выходом из положения может стать , танцы, плаванье, т.е. те занятия, которые нагружают опорно-двигательный аппарат равномерно, и могут содержать в себе элементы игры, что немаловажно для дошкольника.

При этом следует помнить, что, сколько бы удачных занятий вы не подобрали, физическое развитие дошкольника будет лишено очень многого, если из него исключить самые обычные, но такие важные прогулки на свежем воздухе. Для ребенка этого возраста побегать на детской площадке или в парке, поиграть в активные игры со сверстниками иногда намного более полезно, чем провести то же время в спортивных тренировках в пусть даже хорошо оборудованном, кондиционированном зале.

Но в большинстве случаев возвращаясь из детского сада, дошкольник попадает домой, он прочно усаживается перед телевизором с мультиками, а в выходные дни иногда и на целый день. Педиатры бьют тревогу в связи с таким положением дел, предупреждая, что если ничего не менять, то из нынешних дошкольников через некоторое время вырастет поколение больных людей, страдающих лишним весом, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, мышечной слабостью, одышкой и нарушением обмена веществ. На самом деле эти заболевания уже все чаще и чаще регистрируются у дошкольников, физическое развитие которых пущено на самотек. Спасти ситуацию может только правильно организованная физическая нагрузка.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает закаливание. Оно позволяет сделать организм ребенка невосприимчивым к неблагоприятным воздействиям погодных и других условий, благодаря этому ребенок будет меньше болеть и больше проводить времени с пользой.
Существует много разных методик закаливания, но все они используют природные факторы: солнце, воздух и воду. Перед началом закаливания необходимо проконсультироваться с врачом, прерывать процесс закаливания нельзя, а если все же занятия прервались то, после перерыва в 3 дня и более, потребуется начинать занятия по закаливанию с самого начала.
Рациональное питание необходимо для полноценного развития дошкольника. Оно должно включать все необходимые компоненты и быть разнообразным. В меню должны быть супы, каши, мясные и рыбные блюда, свежие овощи и фрукты, соки. Физические занятия дошкольников могут быть разнообразными. Начинать физическое воспитание дошкольников можно с 2-3 лет, в этом возрасте можно начинать обучение плаванию.
А начинать физическое воспитание детей дошкольного возраста стоит с простой утренней зарядки. Утреннюю гимнастику с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме, но при этом она должна включать упражнения для всех групп мышц и дыхательные упражнения.
Помещение перед занятиями нужно проветрить. Упражнения должны быть доступными дошкольникам, ведь цель утренней гимнастики – не воспитание спортсмена, а возможность дать ребенку заряд бодрости на весь день.
Сегодня не проблема приобрести спортивный уголок и разместить его дома. В спортивных и детских магазинах можно подобрать конфигурацию, подходящую к конкретному жилью, или смастерить уголок самостоятельно.

В систему физического воспитания дошкольников включаются бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и просто подвижные игры. Эти полезные со всех точек зрения занятия доступны в разное время года. Подвижные игры – самый простой способ для физического развития детей. Родители могут участвовать вместе с детьми в этих играх, их существует огромное количество: от салок в различных вариациях до спортивных эстафет.

Главное, что в результате родители, позаботившиеся о физическом воспитании детей дошкольного возраста, получат не только здорового ребенка. Такие дети обычно более организованны, сосредоточенны, им в будущем легче дается учеба. А так как спорт приучает к самодисциплине, то такие дети впоследствии вырастают целеустремленными и способными многого добиться в жизни.

Литература:

1. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. М.: «Аркти» 2001.

2. Материалы Госкомстата России, НИИ гигиены детей и подростков, проведённого коллективом Научно – исследовательского института комплексных социальных исследований Санкт – Петербургского государственного университета, Московского государственного университета, Государственной академии физической культуры П.Ф.Лесгафта, за 2010- 2011 годы. Научный руководитель докт. психол. Наук профессор Семёнов В.Е., и др.

3. Оздововление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В.Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –112с.

4. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей ред. Микляевой Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 152с.

5. Формы оздоровления детей 4-7 лет / авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.

6. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост.М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186с.

Все основы закладываются в двух периодах: внутриутробном и дошкольном. Это касается и и физиологических. Именно поэтому и психологическое, и детей должно находиться под самым пристальным вниманием.

Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. За последующие три года прибавка в росте в среднем составляет около 15 см, в весе - 5 кг. Показатели, конечно, стандартные и могут незначительно варьироваться.

В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом. Но слишком высокие нагрузки, конечно же, недопустимы. Активно формируется аппарат опорно-двигательный, когда естественные изгибы в позвоночнике еще не окончательно сформированы и поэтому не закрепились. Здесь важно не игнорировать осанку, держа ее под постоянным наблюдением. Именно с такого возраста начинают обнаруживать сколиозы, кифозы, прочие нарушения.

Идет активный процесс окостенения ткани хрящевой, именно поэтому с особой осторожностью нужно относиться к нагрузкам. И особенно касается это нижних конечностей. Связки и мышцы еще слишком слабы для усиленных нагрузок. А с учетом незакостенелости хрящевой ткани неправильное детей может привести к опасным в этом возрасте травмам и нарушениям (как пример - плоскостопие).

Существенные различия в мышечные системах дошкольников и взрослых объясняют быструю утомляемость и более быстрое восстановление после нагрузок. Нагрузки однообразные и длительные не только не рекомендуются, но и противопоказаны. Физическое развитие детей должно основываться на включении упражнений для абсолютно всех групп мышц.

Объясняет и особенность развития системы сердечно-сосудистой: шире сосуды, короче путь движения крови, а значит - выше и скорость кровообращения. При высоких нагрузках ребенок быстро возбуждается, ускоряется ритм сердца, нарушаются ритмы сокращений. Отсюда и быстрая утомляемость. Мало того, детскому организму сложно справляться с такими энергетическими скачками.

Что касается нервной системы, процессы возбуждения у дошкольников преобладают на процессами торможения. Именно поэтому дошкольники такие непоседы. Движения у них быстрые, импульсивные, а внимание - неустойчивое. Неточность и беспорядочность движений дошкольника вовлекает в работу движения лишних групп мышц, отсюда и дополнительные нагрузки на системы сердечно-сосудистую и дыхательную.

Физическое развитие детей обязательно должно быть учтено при планировании физических нагрузок и общего рациона. Обмен веществ в дошкольном возрасте очень высок, поэтому для правильного общего формирования организма важно предоставить ребенку полноценное питание и длительные прогулки.

Дошкольнику обязательно нужны физические нагрузки, но они должны быть умеренными. Понятно, что неопытным родителям довольно сложно найти предел в высоких и низких нагрузках, соответствующих возрасту их растущего ребенка. Но с учетом знаний быстрой утомляемости и быстрого восстановления, характерного дошкольнику, физическое развитие детей должно быть основано на самом оптимальном для этого возраста варианте: нагрузки кратковременные, перерывы - частые.

Хорошим выходом станут спортивные секции, танцы, бассейн. Но важно не просто отдать ребенка и уйти, а найти тренера, понимающего эти имеющего определенную программу по работе с дошкольниками.

Заниматься споротом с ребенком вполне можно и дома. При соблюдении простых, элементарных и вместе с тем важных правил.

Помещение должно быть проветренным. Температура 22°C. При более низкой температуре ребенок может простудиться, более высокая температура даст дополнительную и опасную нагрузку на сердце. Составьте график занятий. Занимайтесь в определенное время. Ни в коем случае не перед сном. Начинайте с упражнений легких, постепенно добавляя время и усложняя упражнения. Работать должны все группы мышц.

Получится не все. И не сразу. Не нервничайте, не давите на своего ребенка. Не ругайте. Здесь нужно не только время, но и терпение. И помните: если ребенок устал и чувствует себя плохо - прекратите занятия.

Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей . Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет .

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза . К внешним количественным показателям : изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся , прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития , которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности .

В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста . Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества , такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность . Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических , интеллектуальных, духовных способностей , а так же всестороннего развития личности в целом .

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации .

Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, по которым определяют состояние здоровья :

Телосложение;

Основные функциональные параметры;

- развитие двигательной сферы .

Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей , исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как : развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка

Физическую подготовленность дошкольников исследуют , по мнению многих авторов, при помощи двух основных составляющих :

Уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

Уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости) .

Физическое развития дошкольников характеризуется тем , что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система , укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.

Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма . Интенсивно увеличиваются морфологические показатели : рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика , зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием .

В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы. Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма : слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы , а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие , но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка .

Правильное развитие ребенка раннего возраста , невозможно без достаточной физической активности . Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних - не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания , не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.

К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит : им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики , а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Что касается дыхательной системы организма детей , то структура легочной ткани еще не достигает полного развития ; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый : у детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту, 5-6 лет - 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание , что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой , подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.

Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить : чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше , чем у детей раннего возраста . В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников , очень осторожно относиться к ним : не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен , несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества , в особенности гибкость .

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными : они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое : у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602 ,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер . У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура . У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду . Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость , однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Ученные заметили такую закономерность : чем моложе возраст , тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы , интенсивнее протекают все процессы физического развития . Общие возрастные показатели не остаются неизменными - замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно , нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация» .

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника , как в физическом , так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка , необходимо выполнение ряда условий.

Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания .

Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей . Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте , поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических . Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте . Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.