Как научить ребенка читать быстро и правильно – о методах и способах обучения. Решаем проблему дислексии

На сегодняшний день родители детей четырех – пяти лет всерьез озабочены вопросом о том, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях? Причин для этого существует несколько. Многие хотят начать обучение малышей как можно раньше, надеясь, что в школе ему будет легче. Кроме того, современные программы обучения во многих учебных заведениях предполагают, что придя в школу, дети уже будут уметь читать по слогам.

Конечно, можно доверить обучение преподавателям специальной подготовительной группы в детском саду, или обратиться за помощью к частным учителям, если таковой группы в садике не имеется. Однако, как мы понимаем, в детском дошкольном учреждении слишком много детей на одного воспитателя, поэтому не факт, что ребенок будет хорошо усваивать пройденный материал. Что касается частных преподавателей – здесь придется потратить немалое количество денег на обучение. Выход из сложившейся ситуации есть – научить малыша читать самостоятельно.

Нельзя сказать точно какой наименьший возраст подходит для начала обучения чтению. Все зависит от самого ребенка и его моральной и физиологической готовности.

Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. Таким образом, вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив у ребенка всякое желание учиться и познавать мир.


Существует несколько признаков, по которым можно определить, готов малыш к обучению или нет:


Подготовка к чтению

Подготовка ребенка к чтению начинается задолго до изучения букв. Помимо вышеперечисленных пунктов малыш должен обладать чувством ритма и фонематическим слухом.

Развить первое поможет прослушивание музыки и танцы под нее. Веселитесь под музыку вместе со своим ребенком, со временем малыш начнет стараться подражать вам в танце, улавливая заданный ритм. Таким образом, вы не только хорошо проведете время с чадом, но и положите начало к подготовке к чтению. Игры под музыку также благотворно сказываются на развитии ритмического слуха.

Что касается фонематического слуха, то способность малыша узнавать и правильно произносить звуки поможет ряд игровых упражнений:


Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?

После того, как вы убедились, что ребенок готов не только физически, но и морально начать обучение, переходите к выполнению нескольких правил, которые помогут решить вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?.

  • Первым делом определитесь с выбором учебника, по которому будете проводить занятия с ребенком.

Помните, что простое заучивание звуков, без сиюминутного применения не даст никаких результатов. Ваш ребенок будет просто знать звуки, но не будет иметь понятия как их можно сложить в слоги, а затем в слова.

Наиболее подходящими учебниками для домашнего обучения чтению являются те, в которых после первых выученных гласных «А» и «У» их складывают в первое более или менее понятное для малыша слово «Ау!». Далее вы заметите, что зная 8 букв ребенок уже будет читать целыми предложениями. Такая методика позволяет захватить интерес ребенка и уже после первых занятий он сможет успешно применять полученные знания. Успешную практику в домашнем обучении показал Букварь Н.С. Жуковой .

  • Как правило, первыми буквами, которые должен выучить ребенок являются гласные, но не все подряд (придерживайтесь выбранной методике). Затем пара звонких согласных и несколько глухих.

Важным моментом в начале обучения является то, что вы будете учить именно звуки, а не буквы. Никаких Не или Эн, только «Н».


  • Важным аспектом быстрого обучения является повторение пройденных букв на каждом уроке, перед тем как выучить новую.
  • После того, как малыш уже узнал несколько букв необходимо сразу перейти к чтению по слогам. Доступно объяснить ребенку каким именно образом сливаются буквы в слог совсем не сложно. Разберем на примере: напишите на листке бумаги с левой стороны согласную букву, например «С», а справой – гласную «А». Предложите ребенку «побегать» от согласной к гласной, попутно проводя расстояние от «С» до «А» карандашом, как бы соединяя их: «С-с-с-с-с-с-а-а-а-а-а-а».
  • Выучив первые гласные и звонкие согласные, составляйте из них простые слоги, постоянное прочтение которых позволит понять малышу каким именно образом составляются слоги. После уяснения алгоритма, читать более сложные слоги с шипящими согласными ему будет очень легко.
  • После того как с соединением слогов типа «согласная — гласная» не останется проблем, переходите к более трудным слогам типа «гласная — согласная».
  • Преодолев и этот барьер, начинаем составлять из узнанных букв коротенькие слова: «Ма-ма», «Ро-ма», «Са-ма».
  • Перейдя к чтению несложных предложений (Ма-ма мы-ла ра-му.) обратите внимания ребенка что между словами необходимо делать паузу, а не произносить все предложение на одном дыхании. Следите за правильным произношением звуков. При необходимости повторяйте только что прочитанное слово по слогам, целиком.
  • Запаситесь терпением и превратите чтение в игру. Ничто не дается сразу. Старайтесь не ругать ребенка за ошибки или слишком долгое «вспоминание» буквы. Лучше на следующий день еще раз пройти тот же материал, пока малыш не запомнит его хорошо.

Исходя из выше прочитанного вы уже, наверное, поняли, что вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях не так страшен. Важно быть терпеливым, внимательным, любящим, хвалить за полученные результаты и стараться заниматься каждый день. Только при таких условиях ваш ребенок сможет быстро научиться читать по слогам.

Как научить ребенка читать — видео


Оказалась полезной статья «Секреты, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях быстро»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять.

Чтение – очень важный процесс в познавательной деятельности. Умение ребёнка хорошо читать – основа его успехов в школе. И дело не только в отметках за школьные предметы, но и в интеллектуальном развитии вообще.

Чем лучше ребёнок читает, чем с большим рвением он это делает, тем успешнее будет проходить его развитие, тем выше будет его самооценка.



Общее представление о технике чтения

Чтение – это процесс, в котором выделяются 2 стороны: смысловая и техническая. Под смысловой подразумевается понимание содержания текста, а под технической – быстрое, правильное, выразительное чтение.

Техника чтения регулярно проверяется в начальной школе, а также в 5 и 6 классе. Учащимся даётся незнакомый текст, который они должны читать в течение одной минуты. Затем учитель подсчитывает количество слов и задает ребенку 1-2 вопроса на понимание прочитанного.



В проверке техники чтения учитываются:

  • скорость;
  • осознание прочитанного;
  • отсутствие пропусков и ошибок в произношении слов;
  • наличие смыслового ударения, пауз.


Стандартные показатели скорости чтения школьников (в минуту):

  • 1 класс – 30-40 слов;
  • 2 класс – 40-60 слов;
  • 3 класс – 60-80 слов;
  • 4 класс – 90-120 слов.

Чтобы повысить технику чтения, ребёнок должен плавно, постепенно переходить от медленного слогового чтения к чтению целых слов. К концу начальной школы это должно быть сделано, иначе в среднем звене школьнику будет очень трудно усваивать большие объёмы материала.

Стоит заметить, что многих детей, особенно в 1 классе, пугает сам процесс публичной проверки техники чтения. Отсюда могут возникнуть ошибки, этим же порой можно объяснить и низкую скорость. Поэтому, возможно, стоит ещё раз проверить ребёнка дома. Если результат повысится, то же произойдёт и с самооценкой маленького чтеца.


Почему важна скорость?

Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.


Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.

Чтобы усвоить материал, а не просто ознакомиться с ним, прочитать нужно 2, а то и 3 раза, что увеличивает время до 2-3 часов в день. Прибавим время, которое нужно уделить письменным заданиям.


Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки , либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.

Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается память и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее.

Причины неудач

  • Неразвитая память. Это не патология для дошкольника, поэтому не пугайтесь. Бывает так, что ребенок, читая в строчке, к примеру, пятое слово, забывает первое. Из-за этого мысль теряется, малыш не понимает, о чём говорится в тексте, от этого теряется и интерес.
  • Если попадаются сложные слова, ребёнок запинается и прочитывает их медленно. Причиной этого может также послужить плохая работа органов речи.
  • Низкая концентрация внимания. Малыш легко отвлекается на различные внешние факторы, а также на свои собственные мысли, и интерес к чтению рассеивается.
  • Угол зрения. Часто бывает так, что ребёнок видит не всё слово целиком, а лишь несколько его букв. От этого чтение замедляется.
  • Возвращение к прочитанному. Нередко глаза юного чтеца возвращаются к предыдущему слову или предложению, он повторно их перечитывает.
  • Неподходящая литература. Тексты нужно подбирать в соответствии с предпочтениями и возрастом ребёнка.



Часто обучению препятствует неуверенность малыша в себе, страх ошибиться. Или же ему попросту скучно во время чтения, неинтересен текст.

Реальный взгляд на способности ребёнка

Не стоит требовать от ребёнка того, чего он в данный момент сделать не может. Обучение чтению должно протекать спокойно, без нервов, с большой долей терпения со стороны родителей.

Если заставлять своё чадо корпеть над книжками против его воли, а потом ещё и ругаться, когда он не сможет порядочно выдавить из себя хотя бы несколько предложений, результат положительным не будет.

В первую очередь, родителю нужно смириться с тем, что его ребёнок не обладает суперспособностями, он не вундеркинд, а обычный малыш, которому нужна помощь и понимание.



Процесс чтения нужно превратить в увлекательное занятие, смотивировать обучающегося, не забывать его хвалить, и ни в коем случае не раздражаться.

Помощь родителей

Чтобы помочь своему малышу, достаточно придерживаться нескольких правил:

  • Интересные тексты. Не засыпайте начинающего чтеца скучной литературой, пусть даже и познавательного характера. Чтобы он не бросил чтение, оно должно его увлекать. Подбирайте книги в соответствии с его пристрастиями.
  • Игры. Процесс чтения можно превратить в игру разными способами. Подробнее о них чуть ниже. Также можно устраивать домашние конкурсы на лучшего чтеца.
  • Читайте с ребёнком регулярно 30 минут в день.
  • Личный пример. Трудно привить кому-то любовь к книгам, если сам их не любит. Покажите на собственном примере, что это интересно и познавательно.
  • Терпение. Не давите, не торопите, проявляйте сдержанность и понимание.



  • Положительная мотивация. Стоит больше говорить о том, чего ребёнок добьётся в будущем, если научится хорошо читать. Если же постоянно твердить, что он вырастет неучем при условии, что не будет читать, как положено, результат будет хуже.
  • Индивидуальность обучения. Как говорится, нельзя всех стричь под одну гребёнку. Метод, применимый к одному школьнику, может не подойти для другого. То же касается и темпа обучения. Для каждого он выбирается подходящий, что невозможно сделать в школе, поэтому так важно заниматься чтением дома.



Обучение

Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс. Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений.

Вот некоторые из них:

  • Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
  • В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.



  • Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и , например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
  • Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д.), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.



«Мама приготовила очень вкусный обед» – ребёнок выбирает карточку со словом «мама».

  • Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
  • Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает память .
  • Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.



Как научить ребёнка быстро и правильно читать в 6-7 лет?

Обучать первоклассника скорочтению можно, используя более сложные упражнения:

  • Чтение – жизненно важный навык. Вы должны убедить в этом своё чадо. Оставляйте ему записки с поручениями, просьбами, пожеланиями. Устраивайте иногда мини-квест: пусть по указателям и инструкциям ищет подарок.
  • Параллельное чтение. Берем два одинаковых текста (для мамы и ребёнка). Мама читает вслух, меняя то интонацию, то темп, а ребёнок следит за чтением. Можно остановиться и попросить ребёнка продолжить, или прочитать последнее озвученное предложение, или найти какое-то имя. Задания могут варьироваться.
  • Скороговорки. Обязательно развивайте артикуляционный аппарат.
  • Слова, отличающиеся одной буквой. Берёте пары слов, к примеру, кот – код, тесто – место и т. д. Ребёнок должен объяснить, чем слова отличаются внешне, и объяснить смысл каждого.
  • Чтение на скорость. Засекаете минуту, после прочтения считаете количество слов. Затем просите ребенка снова прочитать тот же отрывок с упором на то, что во второй раз у него получится лучше. И действительно получится. Так он с каждым разом будет читать всё быстрее.
  • Чтение про себя. Вслух читаешь всегда медленнее, поэтому давайте ребенку иногда задание прочитать про себя, а затем пересказать прочитанное.
  • Развитие поля зрения. В таблице, к примеру, 5x5 в каждой ячейке напишите букву или слог. Пусть учащийся прочитывает их справа налево и наоборот, сверху вниз, по диагонали. Дайте задание найти определенную букву или слог, составить слово, как в филворде, только на простейшем уровне.
  • Чтение с жужжанием. Ребенок читает текст про себя, а вслух жужжит, как пчела. Это упражнение направлено на увеличение концентрации внимания.



Упражнения для детей 8-ми лет

Для развития беглого чтения у второклассника увеличиваем нагрузку, усложняем задания:

  • Игра «Слова из слов». Напишите длинное слово, например, «своенравный», и попросите составить из него несколько маленьких.
  • Предложения, требующие корректировки. Напишите набор слов, похожий на предложение, а ребенок расставит все слова по местам: «Ребята пошли речку купаться на».
  • Развитие антиципации. Возьмите текст, где слова идут с пропущенными буквами. По мере чтения ребенок вставляет недостающие элементы.
  • Чтение «По вершкам и корешкам». Берем линейку, закрываем нижнюю часть строчки и даём ребенку прочитать вершки. Когда это задание будет хорошо отработано, можно перейти к корешкам.


Помните тот самый большой синий букварь, с которого все мы, родители, когда-то начинали свое знакомство со школой? Эта книжка помогла научить читать миллионы детей. Однако современный рынок обучающей литературы перенасыщен материалами, выбрать из которых не так-то и легко.

www.intercollegiatereview.com

Книги, предлагающие обучить вашего ребенка чтению, различаются не только по внешнему виду, но и по используемой методике. Например, обучающая литература Тюленева обещает обучить вашего ребенка быстрому чтению практически с пеленок, шершавые буквы Монтессори и кубики Зайцева предназначены для обучения в форме игры и т.д. Такое разнообразие доступной информации совершенно не облегчает жизнь молодых родителей, которые не знают, какой метод выбрать для своего малыша. На самом деле, совершенно не важно, с помощью какой методики ребенок научится читать, важно, что НАУЧИТСЯ!

Если ваш ребенок знает алфавит, но с чтением слогов и слов у него возникают некоторые трудности, нужно разработать некую систему, согласно которой придется заниматься регулярно и обязательно вместе с малышом. И начинать следует как раз с того, чтобы научить складывать знакомые буквы в слоги.

Как научить ребенка читать по слогам: когда начинать обучение?

Научить ребенка всем буквам можно даже в год. Задавать вопросы о том, какая эта буква и какие слова на нее начинаются – это своего рода игра, в которую ребенку интересно играть в любом возрасте. Но когда начинать учить ребенка читать слоги и сливать их в слова?


www.unitedwayhaysco.org

В последнее время наблюдается настоящий бум на раннее развитие детей. Не успеет ребенок достигнуть годовалого возраста (а порой и значительно раньше), как родители тут же бросаются учить его грамоте и письму.

Дорогие родители, не спешите! Ученые (социологи, психологи, педагоги и др.) уже доказали, что столь раннее развитие ни к чему хорошему не приводит. Последствия раннего обучения чаще всего плачевны, особенно для еще не сформировавшейся полностью детской психики. Если не хотите иметь более серьезные последствия с нарушением развития детей в будущем, лучше не торопиться, а четко определить, в каком возрасте лучше всего начать обучение чтению по слогам.

Так как же определить, когда ваш ребенок готов к началу обучения? Для этого необходимо знать, на какой стадии формирования ваш ребенок находится на данный момент.

Как научить ребенка читать по слогам: не навреди

Первый функциональный блок мозга, отвечающий за познавательную, эмоциональную сферу и телесное восприятие детей, начинает формироваться с самых ранних сроков беременности женщины и полностью заканчивает свое становление лишь к трем годам жизни ребенка.

В возрасте с 3 до 5-8 лет у детей стартует второй важный процесс – формирование второго функционального блока, который управляет органами восприятия: слухом, зрением, вкусом, осязанием и обонянием.

После проведенных исследований офтальмологи дали свое заключение: при раннем обучении ребенка могут в первую очередь пострадать его глаза.

Именно у детей, испытывающих преждевременную зрительную нагрузку, чаще всего наблюдается близорукость. Специалисты твердят, что гораздо полезнее и безопаснее подождать, пока ребенку не исполнится 5-6 лет, ведь только в этом возрасте у детей окончательно формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения.


storyformed.com

В возрасте от 7 до 15 лет у детей развивается сознательная психическая деятельность.

Каждый функциональный блок мозга формируется в определенной последовательности с остальными, поэтому каждая попытка родителей «перешагнуть» через какой-то этап негативно сказывается на развитии того или иного процесса развития, характерного для каждого периода становления ребенка.

В естественном развитии детей будет происходить искажение, последствия которого чаще всего проявляются не сразу, а со временем. Сегодня вы можете научить своего ребенка читать в год или два, а через несколько лет у него будут отмечаться серьезные проблемы в эмоционально-личностном отношении с окружающими. Также это может стать причиной неврозов, тиков, заикания, навязчивых движений и многочисленных нарушений речи.

Предупредить все эти нарушения гораздо проще, чем впоследствии их лечить, согласны?

Как определить физиологическую готовность ребенка к началу обучения чтению?

  • речь ребенка сформировалась, он говорит полными связными предложениями и может составить рассказ;
  • у ребенка нет логопедических нарушений, отсутствует нарушение мелодики и ритма речи;
  • ребенок обладает хорошей ориентацией в пространстве, для него не составляет труда определить, где право и лево;
  • у ребенка достаточно хорошо развит фонематический слух, он легко различает определенные звуки как в начале слова, так и в его середине или в конце.

Если все эти навыки у ребенка сформированы, его мозг готов к началу обучения чтению. Почему именно мозг?

Учеными были проведены многочисленные исследования, после которых они пришли к однозначному выводу. Глаза видят, но не могут осознать увиденное. Уши слышат, но не способны воспринимать звуки. Все процессы понимания и осознания происходят исключительно в мозге.

Услышав определенное слово или целое предложение, наш мозг преобразует звуки в определенные электрохимические импульсы, которые делают информацию для мозга более понятной и доступной. Все эти импульсы далее соединяются в мозге в одно целое, после чего мы начинаем воспринимать значение и смысл услышанного. То же самое происходит и со зрением – увидев написанное, наши глаза не понимают его, обработкой содержания и смысла написанного занимается наш мозг.

Как научить ребенка читать по слогам, чтобы он не устал?


s7.leapfrog.com

Чтобы дети не теряли интерес и не уставали во время занятий, необходимо заниматься регулярно. При этом длительность каждого урока должна быть небольшой – для первых занятий вполне хватит 5-10 минут. Постепенно это время можно понемногу увеличивать, однако оно не должно превышать 30 минут.
Лучше всего, если вы будете проводить занятия в игровой форме – тогда ребенок будет воспринимать поступающую информацию легко и непринужденно, ему будет интересно.

До начала обучения чтению необходимо, чтобы ребенок знал все буквы алфавита. Учить буквы можно традиционным методом с использованием букваря, при помощи кубиков Зайцева с картинками или любым другим удобным способом. Во время изучения букв, обязательно учить детей правильно произносить звуки, которые эти буквы обозначают (звук «д», а не «дэ»).


www.teleread.com

Придерживаясь этих нехитрых советов, вы сможете без особого труда научить малыша читать по слогам так, чтобы вы оба получали от процесса максимальное удовольствие – без скандалов и истерик, с интересом:

Совет №1. Выбираем методику. Оптимальным выбором для всех родителей считается методика обучения чтению по слогам при помощи букваря. Автор одного из таких учебников, К. Жукова, составила эффективную книгу, которая будет настоящим помощником ребенка. С ней малыш научится понимать, а не заучивать, сумеет быстро складывать буквы в слоги, а слоги – в слова. В книжке не так уж много картинок, однако этого вполне достаточно, чтобы ребенок не терял интереса к обучению.

В любом случае, вы можете выбрать любую понравившуюся методику. Главное, чтобы обучение проходило интересно для ребенка, в доброжелательном ключе. Если вы будете излишне строги, это может отбить интерес ребенка к урокам, потому что он будет заранее готовить себя к возможным неудачам и, как результат, – вашему разочарованию в его способностях.

Совет №2. Выбираем правильную последовательность изучения гласных и согласных. Оптимальным считается первоначальное изучение открытых гласных – а, о, у, э, ы. После того, как открытые гласные выучены, учим твердые согласные – н, м. Обязательно следите за тем, чтобы малыш правильно произносил каждый звук – м, а не мэ и не эм. После переходим к изучению глухих и шипящих звуков – с, ш и пр. Не забывайте, что буквы мы видим и пишем, а звуки — произносим и слышим.


www.thebubblebox.com.au

Совет №3. Повторение – мать учения. Каждое занятие необходимо начинать с повторения того, что было изучено на прошлом уроке. Вместе с ребенком вспоминайте изученные ранее звуки. В конце занятия обязательно закрепляйте пройденное – так вы поможете ребенку сформировать правильный механизм чтения.

По несколько раз повторяйте один и тот же слог. Отлично, если до начала обучения вы подготовили яркий раздаточный материал – прекрасно подойдут для этого отдельные карточки с разными слогами. Такие карточки можно перемешивать, а после вразнобой предлагать ребенку прочитать пройденные буквосочетания. Это поможет ребенку в игровой форме научиться читать определенные слоги на автомате.

Совет №4. Как только вы с ребенком изучили часть несложных звуков, можно пробовать складывать буквы в слоги. Несмотря на то, что это кажется весьма сложной задачей, на практике все гораздо легче.
Посмотрите в букварь, расскажите малышу, как «м» спешит в гости к «а». Покажите ребенку, как нужно правильно произносить это сочетание – мммммм-ааааааа. Расскажите ребенку, что из-за того, что звуки так спешат встретиться, их нужно читать слитно, не отдельно друг от друга. Обязательно проговаривайте правильное произношение слогов до того, как это сделает малыш – он должен четко услышать, как нужно произносить те или иные слоги, чтобы не допустить ошибку. Если вы слышите, что ошибка все равно проскакивает – не медлите, тут же исправляйте его, иначе в его сознании сформируется ошибочное понимание звуков и слогов.

Совет №5. Изучаем несложные слоги. Для облегчения процесса обучения необходимо начинать знакомить ребенка с простыми слогами, состоящими всего из 2-х звуков – ла, ма, ра, мо, му. У ребенка должно сформироваться понимание того, каким образом из двух букв получается один слог. Как только этот механизм будет освоен, дальше учиться будет намного легче. После этого можно приступать к изучению более сложных слогов – с шипящими и глухими согласными (да, ши, во и пр.).

Совет №6. Когда предыдущие шаги пройдены, можно приступить к изучению более сложных слогов. Не стоит спешить с тем, чтобы уже после пары выученных слогов стараться заставить ребенка прочитать слова. Пусть малыш лучше хорошенько усвоит сначала механизм чтения в общем, доведет навык чтения по слогам до автоматизма. Просто со временем понемногу усложняйте задания – можно учить читать слоги, которые начинаются с гласных – ав, уп, ам, он…


footage.framepool.com

Совет №7. Как только все слоги выучены и усвоены, можно приступать к обучению чтению самых простых слов. В идеале – это должны быть слова с одним и тем же, но повторяющимся слогом – мама, папа, после можно к хорошо знакомым слогам добавлять более редкие – ма-ло, мы-ло, ра-ма…

Или можно начать с обучения самых коротких трехбуквенных слов. Для этого выбирайте такие слова, которые начинаются со знакомых ребенку слогов и оканчиваются одной дополнительной буквой. Например, кот, мак, рак, суп, лук, лес и пр.

Совет №8. Перед тем, как научить ребенка читать по слогам, обязательно показывайте ему, как правильно произносятся все слоги. Только так он сможет правильно научиться читать. В некоторых дошкольных учебных заведениях преподаватели учат детей произносить слоги нараспев. Проще говоря – они поют слоги вместе с детьми. Это не совсем правильно, потому что дети быстро привыкают к такому методу и далее стараются произносить все имеющиеся слоги на одном дыхании. Они не делают паузу ни между слогами, ни между словами. После того, как они научились читать предложения, дети часто читают нараспев целый абзац, не останавливаясь в необходимых местах (на месте знаков препинания). Это ведет к тому, что ребенок или совершенно не понимает прочитанного, или понимает его неверно.

Раз уж вы взялись за обучение чтению по слогам, делайте это качественно, чтобы потом у ребенка не возникало проблем.


3.bp.blogspot.com

Ребенок не должен петь все подряд, он должен уметь соблюдать паузы там, где они необходимы, в особенности – между предложениями. Хотите учить ребенка при помощи пения? Пожалуйста! Но научите его следующему порядку: пропел слог или слово – пауза, пропел второй слог или слово – пауза. Со временем дети самостоятельно учатся делать паузы между слогами короче, но делать их в начале обучения просто необходимо. Делая акцент на этом моменте, вы помогаете ребенку выработать автоматическое и правильное чтение с самого начала, в результате он не будет испытывать проблем с паузами в будущем.

Совет №9. Всему свое время. Не стоит учить ребенка читать по слогам в 3 или 4 года, потому что в этом возрасте ему это будет просто неинтересно. В этом возрасте хорошо, если он любит рассматривать картинки или обладает терпением выслушать прочитанную вами сказку. Учить нужно тогда, когда вы определенно замечаете явный интерес ребенка к этому процессу.

Зато в 5-6 лет, перед началом школьного обучения, можно начинать проводить занятия с ребенком по обучению чтению и письму. Причем читать и писать его нужно учить печатными буквами.

Некоторых детей этому начинают учить воспитатели в детском саду. В школу ребенок приходит уже достаточно подготовленным к тому, чтобы прочитать по слогам предложенное. Но если вы не учили ребенка читать до школы — не беда! Главное — учить правильно, иначе учителю будет вдвойне сложнее.

Ребенок, научившийся до школы читать по слогам, будет гораздо более уверенным, будет лучше чувствовать себя психологически, быстрее преодолеет стресс, быстрее вольется в коллектив. Он будет более спокойным и уверенным, что только положительно скажется на его общих достижениях.

Совет №10. Старайтесь проводить занятия по обучению чтению по слогам в форме игры. Не спешите заставлять ребенка читать быстро. Это не главное! Важно, чтобы он правильно называл все звуки, понимал прочитанное. Вдумчивое и осознанное правильное чтение по слогам гораздо полезнее. Главное, чтобы ребенок понял механизм правильного чтения.


www.google.by

Соблюдая эти нехитрые правила, вы поможете своему ребенку быстро и безболезненно овладеть техникой чтения по слогам. Специалисты утверждают, что при соблюдении всех этих требований, а также при регулярных занятиях, ваш ребенок научится читать уже спустя месяц-полтора после начала уроков. Согласитесь, это такой маленький срок по сравнению с бесконечно долгим обучением сначала в школе, потом – в институте, потом где-то еще… Главное – помочь ребенку сформировать правильную систему, помочь ему выработать понятие главных механизмом, полюбить сам процесс чтения, а остальное – дело техники и привычки!

Помните: ваш ребенок обязательно научится читать, рано или поздно. Ваша задача – сделать так, чтобы это обучение произошло в легкой и ненавязчивой форме, чтобы ребенок не испытывал дополнительный стресс (поверьте, в школе ему и без этого достанется!). Просто любите своего ребенка и играйте с ним! И не лишайте своих детей детства – пусть в раннем возрасте они играют, а учиться можно начать и перед школой!

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор 15 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Для чего ребёнку скорочтение

Важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.

Как научиться быстро читать

Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.

Развить произвольное внимание

Важная составляющая процесса чтения - способность ребёнка концентрировать своё длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.

Расширить поле зрения

Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после - что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.

Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы». Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель - доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.



Уменьшить проговаривание

Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции - процесса проговаривания текста при чтении.

Убрать возвратные движения глаз

Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.

Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.

Уметь выделять главное в тексте

Один из самых важных навыков - выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.

Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!

Добрый день, дорогие друзья. Воспитание детей – очень сложный и ответственный процесс, который требует от родителей по-настоящему героических усилий. Я знаю очень мало (буквально единицы) людей, которые воспитывают своих детей с умом, чтобы те вырастали по-настоящему счастливыми людьми, без психологических травм и могли применять множество универсальных жизненных навыков. Одним из таких навыков является чтение. Безусловно, он очень важен, но многие родители очень недооценивают его свойства. Итак, сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка читать.

В чем же заключается такая важность этого навыка? Причин несколько.

  • Чтение – основа хорошего обучения. Именно в письменной форме хранится 99% всей информации мира. Причем большая часть на английском языке (но об этом мы еще поговорим ниже). Чем раньше ребенок научиться читать, тем легче будет идти процесс его обучения и тем более умным он будет. Серьезно, я знаю людей, которые до сих пор не способны долго читать один текст и они далеко умом не блещут. Те, кто в начальной школе уже могли самостоятельно прочитать большой текст, к одиннадцатому классу имели гораздо лучшие оценки, чем те, кто еще в четвертом классе читал по слогам.
  • Отсюда вытекает вторая причина – чтение прививает любовь к учению . Чем больше человек читает, тем больше он знает. А чем больше он знает, тем больше ему хочется знать. Любопытство не появляется само по себе, оно развивается вместе с развитием интеллекта. Кстати, на эту тему можете почитать статью « » у меня на блоге. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным, то чтение должно стать для него любимым занятием. Поверьте, сделать это не так сложно.
  • Чтение развивает воображение и логические способности ребенка . Вы удивитесь, но многие дети через несколько месяцев активного чтения отказываются от книг с картинками в пользу более интересных материалов голым текстом. Изображения начинают рисоваться у них в голове, а это гораздо интереснее, чем видеть готовые рисунки. Это как мультфильм, который может транслироваться прямо в голову. Они легче усваивают другие науки, так как постепенно учатся мыслить логически. Ну что, вам сильнее захотел понять, как научить ребенка быстро читать? Но ведь это еще не все…
  • Книги развивают высокие моральные чувства . Конечно, сейчас я говорю о по-настоящему качественной литературе, а не о тех книжонках, которые ежедневно обновляются в книжных магазинах. Но даже сказки призваны сформировать у детей правильные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Постепенно им можно давать более сложную литературу, которая даже опережает школьную программу, но сильно увлекаться с этим не стоит, так как детям не хватает жизненного опыта, чтобы понять прочитанное.

Существует множество других причин, я привел лишь основные. Как видите, подходить к этому вопрос необходимо очень основательно.

На данный момент мне известно лишь три способа, как правильно научить ребенка читать: по слогам, бегло и в виде игры. В принципе, они все в какой-то мере дублируют друг друга. Я рекомендую записать основные идеи из каждого способа и создать собственную систему обучения. Уверен, она получится максимально подходящей для вашего ребенка.

Прежде чем научить ребенка читать, необходимо правильно подобрать методические указания или, говоря по-русски, букварь. Выбирайте его самостоятельно, почитайте в интернете отзывы, выберите лучший. Кстати, количество картинок – не показатель интересности. Обратите особое внимание на качество печати и букв. Они должны быть достаточно большими, чтобы ребенок не напрягал зрение и мог легче усваивать материал.

Первым делом ребенка необходимо научить читать гласные звуки. Начинать лучше всего с буквы «А», потом «О», «Е» и другие. Дело в том, что именно «А» озвучить и понять ребенку проще всего. Ведь он уже знает множество слов с использованием этой буквы. «О» максимально похоже на «А», в то время как «Е» — самая часто встречающаяся буква в русском языке. Затем разберите остальные гласные звуки. Помните, что не стоит докучать ребенку, и прекращайте занятия каждый раз, когда видите, что ему становится скучно.

Но вернемся ближе к теме. После изучения гласных, самое время взяться за согласные. Первыми должны быть звонкие согласные (Л, М и т.д.), а только потом шипящие. Помните, что ребенку ни в коем случае нельзя произносить эти буквы как «эл», «эм» и так далее. Только «л-л-л» и «м-м-м», иначе он сможет неправильно их произношение и в будущем у него будут проблемы с чтением.

Лучше не ждать, пока ребенок выучит весь алфавит, а начать тихонько гонять его по слогам. Попросите прочитать две буквы сразу. Вначале будет получаться плохо, но вы помогайте ему, показывая правильный пример.

Далее доведите произношение слогов до автоматизма. То есть, ребенок не должен задумываться над тем, как правильно составлять две буквы вместе, а сходу произносить вам «ЛА» и «ГО». Сделать это можно, увеличивая скорость повторения. Например, после недели изучения слогов вырежьте карточки (штук 30) с изученными слогами и попросите ребенка их произносить. Установите таймер на 30 секунд и скажите ребенку, что его задача – прочитать как можно больше слогов за это время. Вы удивитесь, но после 2-3 таких игр произношение слогов станет очень гладким.

Используя самые простые слова вроде «ма-ма», «па-па», «га-зе-та» и т.п. Используйте слова, которые ребенок хорошо знает и с которыми он встречается каждый день. Это позволит ему сильно не напрягаться и получать больше удовольствия от занятий. И не забывайте постоянно повторять изученное. Лучше делать это периодически. Например, если вы сегодня выучили букву «Р», то повторите ее через неделю, а потом через месяц.

Надеюсь, вам понятно, как научить ребенка хорошо читать . Постепенно увеличивайте сложность, давайте ему предложения, маленькие сказки и так далее. Он должен постоянно развивать свой навык чтения. При этом не забывайте, что произношение изначально должно быть идеальным. Не заставляйте своего ребенка петь слова, иначе ему сложнее будет отучиться в последующем. Изначально учите ему тому, чтобы он все делал правильно.

Я советую вам учить ребенка читать в 5 или 6 лет. Это идеальный возраст для начала развития интеллектуальных знаний. Если вы сделаете это раньше, ваш ребенок столкнется с большими проблемами в понимании и после усвоения окажется более умным, чем сверстники, поэтому процесс социализации будет протекать более болезненно. Некоторые рекомендуют учить детей читать, начиная с 2 или 3 лет, но я считаю, что это только навредит и вам и вашему ребенку. Вы бы ему еще в этом возрасте начали.

Это методика немного расходиться с общепринятыми представлениями об обучении детей чтению. Суть ее заключается в том, что ребенок учится читать ассоциативно, то есть, не углубляясь в абстрактные понятия вроде букв и звуков. Насколько применима данная методика к вашему чаду, решать, конечно, вам, но мой личный опыт подсказывает, что именно таким способом ребенок сможет освоить этот полезный навык максимальной быстро и легко.

Кстати, его часто упоминают, когда речь идет о том, как научить ребенка читать по-английски . Сказать по правде, даже когда я изучал английский язык, я использовал этот метод. А суть его заключается в том, с чем каждый молодой родитель сталкивался – с изучением новых слов.

По идее, для ребенка слова ни с чем не связаны. Он просто слышит звуки, чувствует запахи и видит образы. Скоро у него начинают просыпаться ассоциации, и он понимает, что если скажет слово «мама», то это любящая добрая женщина придет, приласкает и покормит, а если «папа», то придет мужчина и вытрет попу. То же самое происходит и при изучении чтения. По сути, буквы для ребенка ничего не значат, это обычные закорючки, но можно легко изменить ситуацию.

Сделайте карточки, на которых большими красными буквами будут написаны слова, с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Можете распечатать их на принтере, а можете сделать вручную. Большого значения это не имеет. Для удобства понимания методики возьмем любое слово. Пускай это будет слово «КОШКА».

Покажите ребенку кошку, произнесите это слово и покажите карточку. Затем сразу же достаньте вторую карточку и повторите эти действия. Он не должен стараться закорючки, они должны откладываться ему в память самостоятельно. После того, как все карточки закончатся, вновь покажите ему слово «КОШКА» и попросите назвать ему предмет. Если у него получится, похвалите его и проявите ласку и внимание, если нет, постарайтесь помочь, но не говорите правильный ответ.

Наверное, это самый простой способ, как научить ребенка читать дома . Постоянно повторяйте это упражнение, а также включайте новые слова. Главное регулярно обновлять словарный запас и изучать новые слова. Вы удивитесь, но скоро ребенок самостоятельно будет читать простые тексты, а потом уже и сложные. Причем ему не придется забивать голову ненужными знаниями о буквах и слогах. Кстати, после таких занятий, он сможет .

Чтение на английском языке происходит таким же образом, только вместо русских слов давайте ему карточки с английскими названиями. Лучше делать это одновременно, тогда он сможет быстро освоить оба языка и ему не придется в будущем тратить много времени на понимание. Опять-таки все зависит от ваших по воспитанию, где давать советы я просто не имею права.

Как научить ребенка читать с помощью игры

Существует довольно интересная методика обучения чтению с помощью игры, которую можно делать абсолютно бесплатно, используя интернет или обычные картинки, причем подходит данная методика и для детей 3-4 лет, не говоря уже о 5 или 6. Суть заключается в первоначальном знании слов. Вообще, эту методику называют «ребусной». Огромная доля правды в этом названии есть, так как родителям придется самим составлять своеобразные ребусы.

Итак, вначале договоритесь с ребенком об определенных правилах. Вы показываете ему какую-нибудь картинку и произносите с ним первый слог. Например, «МАМА» — произнести нужно «МА», «ПАПА» — произнести нужно «ПА». Так приводите несколько примеров (лучше 7-10). После этого попросите ребенка самостоятельно произносить слоги.

Вначале у него может получаться не очень хорошо. Но вы же не зря интересуетесь тем, как научить ребенка быстро читать . Направляйте его, но не оказывайте ему «медвежью услугу». Ребенок сам должен понять, где он сделал ошибку, и исправить ее. Во-первых, это сильнее заинтересует его в игре, во-вторых, сделает его умнее.

После того как ребенок начнет без ошибок произносить первый слог, похвалите его и усложните задачу. Теперь покажите ему несколько картинок и попросите его назвать первые слоги. Например, на две картинки маски ребенок должен ответить «МАМА». Далее увеличивайте количество картинок, чтобы получать более сложные слова.

С помощью этого метода ребенок легко выучит буквы и слова. О его полезности судить сложно, так как я еще не встречал не одну семью, которая бы использовала этот метод при обучении своего ребенка чтению, но она имеет право на существование. Можете опробовать его в купе с другими методами и составить собственную авторскую систему.

На этом статья о том, как научить ребенка читать подошла к концу. Задавайте свои вопросы в комментариях, отвечу всем. И не забывайте подписываться на обновления, чтобы не пропустить новые интересные посты. Пока!