Как ребенку научиться быстро считать числа в уме. Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Что должен уметь ребёнок перед тем как начать учиться прибавлять-вычитать

Может сосчитать до 10 и более

"Раз, два, три... здесь шесть яблок."

Что мы только не считали — и ступеньки в подъезде, и ёлки во дворе, и зайчиков в книжке... Выглядело это приблизительно так. "Сколько зайчиков? Показывай пальчиком. Раз, два, три. Три зайчика. Покажи три пальчика. Умница! Правильно!" Сыну поначалу было не интересно считать, искать ему нравилось больше. Игра в прятки тоже не лишняя: "Раз, два, три... десять. Я иду искать. Кто не спрятался я не виноват!" В 3 года мы не могли считать до 10, вместо цифр произносили неведомые слова с похожей интонацией. Зато позже из-за того, что часто требовалось показать количество пальчиков, цифры ассоциировались с количеством предметов.

Знает цифры

"Раз, два, три... здесь шесть яблок. Цифра «шесть» пишется вот так «6»."

Я не припомню никаких специальных упражнений, которые мы бы делали. Всё происходило мимолётом. "Мы на каком этаже? На втором. Смотри, вот его цифра написана на стене. «2». Покажи два пальчика. Молодец." В лифте: "На каком этаже живёт бабушка?" — "На 3-ем" — "Какую кнопку нужно нажать?" — "Вот эту" — "Немного не угадал. Вот тройка". В магазине: "У нас ключ от ящичка под номером 9. Вот, видишь, на ключе есть бирка. На каком же ящичке написана такая цифра?". Нечто похожее с номерком от гардероба. В очереди к врачу: "Какой номер кабинета? Вот цифра." — "Два" (насколько я понимаю, наобум) — "Нет, это цифра «5». Покажи 5 пальчиков. Хорошо!". "Когда папа приедет?" — "Через час. Смотри, сейчас короткая стрелка на 6-ти. Когда эта стрелка будет на 7-мёрке, вот тут, тогда и приедет." "Переключи, пожалуйста, на «1 канал». Неси пультик. Тут написана единичка. Нажимай на эту кнопку. Спасибо." Интересны . Цифры определяют какой-либо цвет. Помимо изучения цвета и числа тренируется мелкая моторика. Зеркально написанные ребёнком цифры нужно обязательно исправлять. Есть такой диагноз «дисграфия». Для его исключения стоит обратиться к логопеду.

Может разложить (назвать) цифры в порядке возрастания-убывания

"Баба-Яга пришла и перемешала все цифры. Сможешь ли расставить их правильно?"

До трёх-четырёх лет ребёнка нужно научить сравнению, а именно: 1) различать понятия большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, тяжёлый-легкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, старый-новый, быстрый-медленный, далеко-близко, горячий-тёплый-холодный, сильный-слабый и т.д. Искать самый маленький предмет, самый длинный... 2) объединять предметы: по цвету, по форме и другим характеристикам (посуда, одежда, мебель, домашние животные), находить на картинках отличия. 4) убирать лишний предмет в ряду (например, из нескольких красных яблок одно зелёное), продолжать ряд (например, ▷ ☐ ▷ ☐ ▷ ☐ ?), называть недостающий элемент (например, ▷ ☐ ▷ ? ▷ ☐ ▷), разносить по парам (например, ▷ ☐ ▩ ☐ ▷ ▩), называть что было сначала, что потом (сначала одеть кофту, потом куртку, а не наоборот; сначала на дворе осень, потом зима...). 5) складывать пирамидку, пазл, насаживать в определённой последовательности бусинки. Только у меня книжек с похожими заданиями для малышей не меньше 20 штук. Раньше с сыном, теперь с дочкой с увлечением их просматриваем и проговариваем. "Покажи все фрукты" — "Вот" — "Молодец!" (хлопаем в ладоши) — "Что это за фрукт?" — "Апельсин" — "Угу. Ещё есть?"... К 4-м годам можно и нужно вводить настольные игры (усидчивости и внимания уже хватает): домино, карты, лото, с фишками (у каждого игрока по фишке) и кубиками (ход делается на число точек, выпавших на кубике), где победителем становится первый дошедший по нарисованной карте до финиша. Мы использовали стандартные варианты, а не детские. В карты играли в «Пьяницу» с полной колодой (с 2-ми и 3-ми): колода делится на игроков поровну, в стопках карты переворачиваются рубашками вверх и вытягивается верхняя, мастей нет, взятку забирает тот, чья карта больше (7-ка бьёт 4-ку, 2-ка бьёт туза, на две равноправные кладутся ещё по две карты: одна рубашкой вверх, другая лицевой стороной, во второй раз оцениваются достоинства только верхних карт: "Кто забирает?" — "Я!" — "Как?! Что больше: 5 или 10? Давай посчитаем..."), она присоединяется к общей стопке, побеждает тот, у кого будет вся колода. Радости нет предела, если играть садится семья в полном составе (с папой, бабушкой, дедушкой...). Ребёнок учиться не только играть, но и правильно воспринимать поражение. Лучше уметь перебирать цифры от 1 до 10, и обратно, от 10 до 1, чем считать до 100. Когда нам исполнилось 5 лет, мы уверенно делали и то и другое. Обратный счёт можно произносить в эстафете: "Кто больше соберёт кубиков? Приготовились! Десять, девять, восемь... один. Старт!". Такие конкурсы мы устраивали, когда пора было убирать разбросанные игрушки. Научиться счёту до ста нам помогли картинки, где нужно соединить точки по возрастанию цифр . Если проговаривать, то получается хороший результат. "«Сорок девять». Потом что идёт?" Запоминается облик, произношение числа и порядок следования. Можно растолковать, что в десятках цифры одни и те же, расписав при этом числа следующим образом:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

А закреплять материал сподручно по дороге: "Когда приедем?" — "Недолго осталось. Досчитаешь до ста и приедем. Давай вместе. Раз, два..." Более 100 до школы мы не учили. Отвечала на вопросы только когда ребёнок сам интересовался: "А что идёт после 100? А сколько будет одна тысяча и одна тысяча?". Или если числа встречались в житейских ситуациях: "Ждём 205 автобус. Два ноль пять. Скажи, когда увидишь 205-ый". Полезно также называть цифры стоящие до или после заданного числа или в определённом промежутке. Посодействует в этом игра: "Я загадала цифру от 1 до 20, попробуй отгадать её с 5 попыток, а я буду говорить больше она или меньше названного тобой числа. Загадала." — "Три" — "Больше" — "Семь" — "Меньше" — "Пять" — "Молодец! Угадал! Теперь твоя очередь загадывать число."

Знает понятия больше-меньше

"У папы 6 яблок, у мамы 8. У кого больше яблок?" — "У мамы."

В клубах объясняют, что цифра 22 больше 18, так как ближе к 100. Это верно, но мы параллельно раскладывали кучки из орехов, воздвигали башни из кубиков, чтобы связать образ цифры с количеством предметов. Больше-меньше постепенно усложняется, так же как и сложение-вычитание. Почти одновременно со знаками плюс-минус-равно вводятся знаки больше-меньше-равно. Сыну тогда было чуть больше 5 лет. "С одной стороны много яблок [интонация обязательна!], расстояние между пальцами большое, рядом с раскрытой стороной знака большее число". "С другой стороны мало яблок, расстояние между пальцами малюсенькое, уголок смотрит на меньшее число". «Равно», «поровну», «одновременно», «одинаково», «столько же» одно и то же: "У тебя и папы одинаковые кружки", "У меня столько же супа", "Подели конфеты поровну с сестрой". Проблем с этим понятием нет, когда в семье два ребёнка. следующий пример

Наиболее сложно сравнивать числа состоящие из одних и тех же цифр. Почти всегда мы решали именно их. следующий пример

Как научить ребенка складывать (вычитать) до 10

Счёт на пальцах

"У папы 3 яблока. Разогни три пальчика. У мамы 2 яблока. Разогни ещё два пальчика. Сколько всего яблок? Сколько пальчиков? Один, два, три, четыре, пять. У папы и мамы пять яблок."

"У папы 3 яблока. Разогни три пальчика. Он поделился с тобой одним яблоком. Загни один пальчик. Сколько яблок у него осталось? Один, два. У папы осталось два яблока."

"У папы было 2 яблока. Покажи два пальчика. Папа проголодался и съел оба яблока. Убери два пальчика. Сколько у него осталось?" — "Папа всё съел. Папа не дал мне яблочка:(Папу нужно поставить в угол!" — "Угу, у папы не осталось яблок. У него ноль яблок. Хи-хи, и да, его нужно поставить в угол."

Ребёнок обязательно пересчитывает все предметы. Не спешите, понимание, что на одной руке 5 пальцев приходит не сразу.

С предметами на бумаге

следующий пример


+ =


следующий пример


- =

У нас сложности возникли не с поиском ответа, а с проговариванием всего примера со знаками, с правильным склонением предметов. "Один, два, три. Три конфетки. ПЛЮС. Одна конфетка. Сколько всего? Один, два, три, четыре. Четыре конфетки. Давай ещё раз. Три конфетки ПЛЮС одна конфетка РАВНО четыре конфетки."

С цифрами на бумаге

следующий пример

+ =


следующий пример

- =

Трёх примеров в день вполне достаточно. Через полгода их число можно довести до 5-7-ми. Ответы нужно не только проговаривать, но уже и записывать.

Состав числа

поменять Сколько точек нужно дорисовать, чтобы получилось точек?

От слов «таблица сложения», которую зубрят как «таблицу умножения» у меня начинается зуд. Соображалка и логика у ребёнка, по-моему, в этот момент вообще отключается. Поэтому я старалась поставить сына в такие условия, чтобы он сам догадался, что результатом сложения разных чисел может являться одно и то же число. "Один плюс два?" — "Три" — "Два плюс один?" — "Три" — "То есть от перемены мест слагаемых сумма не меняется" (хм, последнее вырывалось автоматически: что такое «слагаемое» я сыну не объясняла). "А сможешь решить примеры: 2 + 3 = ? 1 + 4 = ?" — "Легкотня! Пять. Ой, тут тоже пять. И там и там пять!" Можно также взять семь ложек: "Сколько всего ложек?" — "Раз, два, три... семь". Одну ложку отложить в сторону: "Сколько ложек в каждой кучке?" — "Одна и раз, два, три... шесть" — "А всего?" — "Семь" — "Получается, что 1 + 6 = 7". Ещё одну ложку переложить: "А теперь сколько ложек в каждой кучке?" — "Две и пять" — "А всего?" — "Семь" — "Смотри, количество ложек в кучках меняется, но общее количество остаётся прежним". Далее в клубе он рисовал домики, в которых живут числа (уже без моего участия). На этаже по две квартиры. Нужно расселить всех жильцов так, чтобы на каждом этаже их количество было равно числу, указанному хозяином на крыше.

_ _ / \ / \ / \ / \ / 2 \ / 3 \ /_______\ /_______\ |_0_|_2_| |_0_|_3_| |_1_|_1_| |_1_|_2_| |_2_|_0_| |_2_|_1_| |_3_|_0_|

Без пересчёта первого числа

"У папы 3 яблока. У мамы 2 яблока. Сколько всего яблок? Три уже есть. Разогни три пальчика. Теперь ещё два. Три, четыре, пять."

Сама не заметила как сын перестал пересчитывать все предметы. Объяснила пару раз, но не стала настаивать.

По заданному условию самому сформулировать, записать и решить пример

"Смотри. Есть задачка. «У тебя в планшете загружено 7 игр. В 5 ты уже играл. Сколько осталось неизведанных игр?»" — "Две" — "Верно. Её можно записать как «7−5=2». Интересно, получиться ли у тебя самому расписать похожую задачку. «После ужина нужно вымыть 10 грязных тарелок. 4 уже вымыты. Сколько ещё лежат в раковине?»" — "Шесть" — "А как записать?" — "«10−4=6»" — "Молодец!"

Задачки должны быть простыми и обыденными, с предметами из повседневной жизни, с вопросами «сколько», «на сколько». "У тебя 3 машинки. На день рождения тебе подарили ещё 3. Сколько машинок у тебя стало?" (6) "У тебя 6 карандашей, у девочки, с которой ты вчера играл, — 2. На сколько карандашей у тебя больше?" (4) "Тебе 5 лет, Никита на три года тебя старше. Сколько Никите лет?" (8) "Есть пять собачек и три мячика. Всем хватит по мячику? Сколько мячиков не хватает?" (нет, 2) "На берёзе растут 2 груши и 4 банана. Сколько всего фруктов растёт на берёзе?" (0, так как на берёзе фрукты не растут)

Связь сложения и вычитания

Вычитание — это операция обратная сложению. Иными словами, чтобы более комфортно в уравнении х +1=3 найти неизвестную переменную х (произносится «икс») , запись приводится к виду х =3−1 (когда число переносится за рано, оно меняет свой знак с плюса на минус и наоборот) .

Полный пример: х + 1 = 3 х = 3 - 1 = 2 Вот эту связь и нужно донести ребёнку. То есть показать, что 2+1=3 — это то же самое, что 3−1=2 и 3−2=1. Для чего можно предложить ему самому на основе увиденного придумать 3 условия задачи (вместо точек могут быть бантики, домики, машинки и т.д.).

Поменять Всего точек

"Как ты думаешь, какие примеры можно написать? Скажем, 6 + 2 = 8 или 2 + 6 = 8 «Сколько всего точек?» 8 - 2 = 6 «Сколько зелёных точек?» 8 - 6 = 2 «Сколько розовых точек?» А теперь твоя очередь." следующий пример

- =

− =
+ =
+ =

Без пересчёта пальцев

Когда просчитано достаточно много примеров, то просто уже знаешь, что 2+3=5 и перепроверять на пальцах нет нужды.

Как научиться считать в пределах 20

Счёт по чёрточкам

"6 плюс 8. Сначала нарисуй 6 чёрточек потом добавь ещё 8. Сколько всего чёрточек? Шесть, семь, восемь... четырнадцать. Ответ: 14"

Подсчёт от 10 до 20

Проблем не было, поэтому даже не помню как объясняла. Показывала и решение столбиком (десятки под десятками, единицы под единицами). Для того, чтобы числа не сползали, шесть клеток обводила карандашом. Даже когда сын давал правильный ответ иногда просила его расписать столбиком.

11 + 4 ----- 15

Счёт через десяток

Состав числа

Утверждение, что десятками считать проще так же было переведено в плоскость проб и ошибок. Для чего было разменяно 100 рублей по 1 рублю. Бралась горсть монет. Ребёнку предлагалось сосчитать количество рублей. Даже подсчёт 37 монеток вызывает трудности. Но если разложить монетки в кучки по 10 монет, то ошибок будет меньше. "Десять, двадцать, тридцать, а в этой кучке семь. Всего тридцать семь." Также я просила набрать мне денежек на проезд: "Чтобы доехать до больницы и вернуться обратно мне нужно 52 рубля. Отсчитай мне, пожалуйста... Ой! Тут не хватает на обратную дорогу! Как же мне вернуться домой?". Позже была озвучена задачка: "Посчитаешь сколько ступенек до квартиры — получишь приз" (между пролётами было ровно по 10 ступеней).

Воображаемые пальцы (в пределах 12)

"Сколько будет 6+6? Представь, что у тебя на правой руке ещё два пальца. Шесть, семь, восемь... двенадцать".

Не ожидала, что предложенная идея так понравится.

На пальцах

"Сколько будет 8+9? Загни восемь пальчиков"

"Два пальчика уже разогнуто. Давай разогнём ещё, чтобы получилось 9. Три, четыре, пять... девять".

"Десять пальчиков уже есть: это 8 ранее загнутых и 2 разогнутых от 9. Теперь посчитаем количество пальчиков до загнутого. Одиннадцать, двенадцать, тринадцать... семнадцать. Ответ: 17."

На бумажном листе

следующий пример

+ =


следующий пример

- =


7 + 8 = 7 + 3 + 5 = 10 + 5 = 15 ↙↘ 3+5

"Сколько нужно прибавить к 7, чтобы получилось 10?" — "3" — "Верно. А восемь минус 3?" — "5" — "8 мы заменили на 3+5. Откуда взялась 3?" — "Из 8"...

13 - 6 = 10 + 3 - 6 = 4 + 3 = 7 ↙↘ 10+3

"Тринадцать можно расписать как 10 плюс 3. От 10 вычитаем 6. Что получилось?" — "4" — "Дописываем 3"...

В шесть лет мы решали такие задачи, но, насколько я видела, сын делал это не осмысленно, а по образу и подобию. Зато если после, скажем, примера 6+7=13 поинтересоваться сколько будет 6+8, ребёнок выдаёт правильный ответ «14». На вопрос "Почему?" звучит лаконичное "Потому что 1".

В уме

Повторение — мать учения. Чем больше примеров, тем реже обращаешься к вышеназванным методам.

Практика!!!

Нужно ходить с ребёнком в магазин за единственным предметом (хлеб, ручка, леденец, мороженное) с заданной суммой денег. Но так, чтобы покупателем выступал именно он, а вы были бы лишь сторонним наблюдателем. У него следует спросить, хватит ли денег, чтобы купить вещь [больше-меньше]. Нужно объяснить, что продавец должен дать сдачу, если сумма переданных средств превышает цену [на сколько/вычитание]. Спустя время одну монетку заменить на две, а затем на три [сложение].

У сына было 10 рублей одной монеткой. Хотелось пить и я ему предложила самому купить бутылку воды. С продавцом вышел такой диалог: — "Можно купить воды?" — "Да. Стоит 8 рублей." — "А за 10 есть?" То есть он не стал думать хватит ли ему денег или нет. Если бы сказали, что за 10 рублей нет бутылки, он бы наверно развернулся и ушёл.

Математика для дошкольника: что ещё пригодится в 1 классе?

Ориентация в пространстве

"Где левая рука? Закрой правый глаз. Возьмись за левое ухо. Попрыгай на левой ноге. Сколько справа от тебя машин? А слева? А спереди (перед)? А позади (за)? Каким цветом машина стоит между серой и зелёной? Что находится под столом? На столе? Над столом? Около? Рядом? Внутри (в)? Снаружи (с/со)? Кто встал из-за стола? Что я достала из-под стола?"

Мы играли в такие игры. Ведущий (то я, то сын) на улице давал указания закрывшему глаза: "Помедленней, впереди кочка, осталось два шага, раз, два, теперь высоко поднимай правую ногу... Сзади на тебя идёт мужчина, подвинься влево, ещё немного... Навстречу едет велосипедист, быстрей два шага вправо." Ведущий (то я, то сын) рисовал план комнаты, на нём крестиком отмечал где спрятана игрушка, которую с помощью плана нужно было найти второму игроку. Я раскладывала записочки по квартире с указанием где находится следующий листочек: "В столе на кухне", "Под диваном", "Над твоей кроватью"... В последней записке говорилось, где лежит клад. Первая отдавалась сыну. я давала (плюс что-то делали в клубе), чтобы убедиться, что проблем с ним нет: "От точки две клетки вверх, одну по диагонали, при вправо..." И проверяла на листке бумаги: "В верхнем правом углу нарисуй звезду. В центре цветочек. Слева от цветочка круг. По середине нижнего края листка поставь крестик..."

Геометрические фигуры

"На что похож мячик? В чём разница между овалом и кругом? Какой формы табуретка, если смотреть на неё сверху?"

Чётные-нечётные

"Назови, пожалуйста, чётные числа? (2, 4, 6) А нечётные? (1, 3, 5)" Определение, что «Чётные числа» - это те, что делятся на 2 тут не подойдёт. Поэтому во время прогулки я обратила внимание сына на табличку на доме «27 → 53». "Ты знаешь она значит?" — "..." — "Она показывает, что номера домов будут возрастать, если пойти в эту сторону. Но, так как с этой стороны стоят только дома с нечётными номерами, увеличиваться они будут так: «27», «29», «31»... Как ты думаешь какой номер будет после «31»?" — "«32»" — "Не-а, «33». Это нечётная сторона. А после «33»?" — "«35»" — "Молодец! Пойдём проверим. Так, это «27». А тот?" — "«29»" — "Посмотрим... Ну, какой номер, вот он?" — "«29»"... Кстати, мне запомнился вопрос мальчика в клубе, который поставил преподавателя в тупик: "А ноль — это чётное или нечётное число?". Сразу видно, что дети не заучивают, а вникают, их серые клеточки работают.

Подготовка к умножению

В шесть лет полезно изучить как сгруппированы минуты на часах (по 5), почему показывая на «2» мы говорим о 10 минутах.

Интересны задачи и на объединения по два: "Из под забора видны шесть лапок. Сколько цыплят прячется за забором?" или "Сколько варежек нужно 4-м ребятишкам?". следующий пример

По три цветка может стоять в 4 вазах, по шесть рыбок плавать в 3 аквариумах и т.п.

В каком возрасте начинать изучать математику

Уровень образования в России сейчас таков, что именно родителю придётся объяснять первокласснику азы математики. Чтобы иметь время на манёвр, чтобы в этот процесс входить постепенно (недаром у первоклашек падает зрение), чтобы задания воспринимались как развлечение, а не трудовая повинность следует начинать до того как ребёнок пошёл в школу. Если какой-то момент кроха не понимает (не запоминает), то стоит или попытаться объяснить по-другому, или бросить и вернуться к материалу спустя время, или найти подходящий стимул ("Если решишь пример без моей подсказки, получишь приз"). Примеры лучше писать на бумаге, а не глядя в монитор.

Мы обращались к задачкам в тот момент, когда на это было желание. Получалось набегами по 3-4 дня (чтобы закрепить материал) раз в две-четыре недели. Почему так редко? Для сравнения: навыки чтения мы постигали как минимум два раза в неделю по пособиям Н.Б. Буракова (не реклама, упомянула, так как удовлетворяет его подход). Есть одна большая разница между чтением и счётом. Чтобы научиться первому, нужно запоминать (если нет периодичности, ребёнок начинает путать буквы), а второму — понимать.

Некоторые родители, едва ли их малышу исполняется хотя бы годик, хотят научить своего ребенка правильно и быстро считать. Другие же не уверены в том, нужно ли этим заниматься с дошкольником, если в школе все равно научат.

Многие специалисты говорят, что делать это нужно лишь тогда, когда малыши проявляют интерес к счету, а не пытаться его навязать. Обычно интерес к счету у малышей проявляется рано, родителям же требуется его подпитать и мотивировать развиваться в этом отношении в форме игр и увлекательных примеров.

Время от времени интерес может угасать, но можно подогревать его , предлагая вместе посчитать ступени во время ходьбы, игрушки или пуговки на одежде.

Сегодня вы узнаете, как научить ребенка считать, в некоторых случаях это можно сделать быстро, в других случаях потребуется время.

Что нужно понимать родителям

Некоторые родители попросту не знают, как начать это делать.

Сейчас есть немало специализированных книг о том, как можно учить ребенка счету. Психологи уверяют, что если вы решили начать обучение , то следует выполнять такие рекомендации:

Обучающие материалы для счета

Научить в возрасте от 3-5 лет достаточно сложно. Для обучения на начальной стадии можно применять разные наглядные материалы , в частности:

  • картинки;
  • цифры на магните;
  • кубики и прочее.

Когда обучение переходит к сложению и вычитанию , то в качестве наглядных материалов применяют:

  • пальцы – предлагайте детишкам сосчитать количество пальцев на руке, затем загибайте и спрашивайте, сколько их осталось;
  • палочки – по аналогии с пальчиками;
  • линейку – покажите цифры на линейке и деления, отсчитывайте их, если хотите научить малыша сложению.

Однако многие психологи не поощряют применение таких приспособлений для того, чтобы научить малышей считать, и полагают, что это провоцирует лень, а мышление и память не тренируется. Ряд специалистов предлагает учить детей счету исключительно устно.

Примеры для самых маленьких

Обучение счету можно начинать уже с полугодовалого возраста . Естественно, речь не идет о том, чтобы малыш, который не умеет ходить и разговаривать, считал предметы, однако это позволит родителям создать базу для будущего обучения. Хороший пример в этом случае – это легкие стишки, где присутствует счет, например, такие как «1, 2 ,3, 4, 5, вышел зайчик погулять».

Уже в годовалом возрасте примеры будут сложнее. Можно взять кубики и проговаривать малышу, где один кубик, а где много, обучать счету до 5 или до 10 будет еще рано. А еще с такого возраста нужно учить малыша на пальчиках показывать, сколько ему лет.

Как научить ребенка считать до 10

Примерно с трехлетнего возраста , когда детки уже интересуются цифрами (причем у некоторых интерес может появиться в три года, у других – ближе к пяти), обучение строится по следующему принципу:

  • пройдите с малышом цифры от 0 до 10;
  • научите малыша запоминать их с помощью кубиков или других игрушек;
  • расскажите разницу между большими и меньшими числами, объясните такое понятие, как «половина», используйте простые примеры;
  • считайте сами бытовые предметы дома или предметы на прогулке, предлагайте считать вместе.

Ниже мы рассмотрим методики обучения детей счету до 10 более подробно. Для начала проговаривайте при ребенке цифры от одного до 10 , считайте подручные предметы. Хорошими примерами является простое сложение предметов: например «вот была одна кукла, сейчас мы положим рядом вторую, и их будет две». Со временем количество считаемых предметов нужно увеличивать.

Как можно чаще спрашивайте ребенка, сколько тарелок находится на столе, сколько птичек сидит на веточке, или сколько собачек гуляет во дворе.

Не рекомендуется игнорировать число ноль . Сначала нужно выучить цифры от нуля до двух включительно, а потом все остальные – от трех до 10. Ноль в плане изучения сложен в том плане, что детям сложно объяснить, что пустота может обозначаться как отдельная цифра.

Примерно такой: нарисуйте два квадратика, в одном поставьте три точки, а во втором не одной. Объясните малышу, что в цифровом эквиваленте это будет означать «3» в первом случае и «0» во втором.

Игры, примеры и стишки для обучения счета до 10

Наиболее простым и быстрым способом научить ребенка считать является счет на пальцах , о котором мы уже говорили ранее. Но пальчики хороши лишь на первых порах, когда вы обучите малыша пониманию цифр, то от навыка счета на них его следует отучать. Нередки случаи, когда школьники начинают решать примеры на пальцах и не могут это делать другим методом. Линейка, которую раньше использовали для запоминания чисел, в наше время тоже не особо приветствуется, о чем тоже мы говорили.

В числе других примеров и игр можно назвать такие:

  • мы видим 10 лап кошек (собак). Ответьте, сколько всего животных. Считать нужно парами: двое, четверо, шестеро и так до десяти;
  • таким же образом считает, сколько пар обуви нужно котику или собачке;
  • глядя на часы посчитайте пятерками до 10.

Как научить малыша складывать и вычитать числа в пределах десяти

Когда ваш ребенок уже изучил порядок чисел, начните с ним решать примеры на их сложение и вычитание . Примеры могут быть следующими:

  • на одной тарелке лежит четыре яблока, а на второй два. Сколько их находится всего?
  • На столе лежит шесть яблок, а детей – трое. Как правильно разделить их между ними?

Другие задачи могут быть примерно следующими, на вычитание все будет выглядеть таким же образом. Также следует обучить в игровой форме малыша правилу о том, что от перемены слагаемых сумма не изменится .

Для этого поставьте на стол тарелку с двумя яблоками или попросите малыша ее представить. Рядом с ней поставьте еще одну с четырьмя яблоками. Посчитайте, сколько всего яблок, а затем переставьте тарелки местами и спросите, сколько теперь их будет. Правильный ответ – столько же.

В начальных классах ученикам объясняют, что такое десятки посредством специальных палочек. Потом их обучают сложению и вычитанию чисел с переходом через десяток.

В первом классе ученик учится считать полными десятками с помощью пучков палочек. И только после этого он знакомится с таблицей сложения и вычитания с переходом через десяток. Если малыши подают успехи, то обучить этому можно еще до школы.

В первом классе обучение математике строится на трех таблицах:

  • сложение и вычитание до 10;
  • примеры с переходом через десяток;
  • таблица умножения.

Когда ученик осваивает эти таблицы, то и в будущем у него не будет проблем с математикой, даже в старших классах при изучении более сложных расчетов.

И чтобы в школе у ребенка не было проблем, а математика была лишь в радость, очень важно, чтобы родители еще в дошкольном возрасте привили любовь к счету . Поэтому первые шаги к изучению математики должна иметь форму игры и интересно подаваться. И чем увлекательнее этот процесс будет для ребенка, тем быстрее он освоит навыки счета.

С поступлением в начальную школу происходит смена основной деятельности ребенка: все большее время у него теперь занимают учебные действия. Большое внимание в этот период начинает уделяться обучению устному счету. И в этом вопросе действия педагога и родителя должны быть едины: если от ребенка на уроке требуется умение считать в уме, а дома этот процесс не контролируется, то навык будет формироваться очень долго.

Как развить навык устного счета?

Многие педагоги не рекомендуют , так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент всегда находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то ребенок будет испытывать затруднение.

Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы найти результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и прийти к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не постоянно. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.

Он основывается на трех компонентах:

  1. Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен сначала развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько вещей одновременно.
  2. Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.
  3. Постоянные тренировки , которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить быстроту и качество счета.

Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: зная удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно быстро решить необходимый пример.

Развитие навыка счета в уме у младших школьников основывается на двух видах деятельности:

  1. Речевой – перед выполнением действия ребенок сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Например, решая пример «2+1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
  2. Двигательный – сначала добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, потом делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые действия.

Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых разными методиками.

Методика Зайцева

Позволяет воспитать ребенка логически думающего, умеющего анализировать информацию и обобщать ее, выделять существенное. Ученикам 1-2 класса эти пособия помогут разобраться в арифметических действиях с числами.

Для изучения математических приемов понадобятся специальные карточки («Стосчет») с числами 0 – 99 и таблицы, наглядно показывающие состав чисел (закрашено нужное число ячеек).

Сначала ребенок знакомится с числами первого десятка, определяет состав его числа, а затем переходит к арифметическим действиям с изученными цифрами.

Видеоурок с детьми по своей методике проводит Зайцев Н.А.

Работа ведется с цветными кубиками и коробками с ячейками, где могут поместиться 10 кубиков . С помощью набора детям объясняют понятия «состав числа» и «десяток» и обучают навыку устного счета.

Даже сообразительный ребенок порой может не понимать самых простых вещей. Это не говорит о его непонятливости или несмышлености, скорее всего это свидетельствует об отсутствии интереса.

Ведь дети могут воспринимать информацию и запоминать ее только тогда, когда она вызвала в них эмоциональный отклик. Яркие положительные эмоции дети испытывают во время интересной игры, поэтому обучение навыку счета в уме лучше проводить в игровой деятельности.

Например, дети представляют, что кубики – это гномики, а коробка – их домик. В домике было 2 гномика, к ним в гости пришло еще 3. Наглядно демонстрируется задача, закрывается крышка коробки и задается вопрос: «Сколько гномиков стало в коробке?». Чтобы ответить на поставленный вопрос, детям придется посчитать в уме, без опоры на кубики.

Постепенно задачи усложняются, дети учатся складывать и вычитать с переходом через десяток, а потом и двузначные числа.

Видео сюжет расскажет об обучении детей по методике Сергея Полякова

Алгоритмы

Быстро найти результат в уме поможет знание простых арифметических правил и закономерностей:

  • Чтобы вычесть 9 , можно сначала вычесть 10, а затем прибавить 1. Аналогично вычитают числа 8 и 7, только потом прибавляют 2 и 3 соответственно.
  • Числа 8 и 5 складывают так: сначала к 8 прибавляют 2 (чтобы получилось 10), а затем – 3 (5 – это 2 и 3). Аналогично решают все примеры на сложение с переходом через десяток.

Для сложения двузначных чисел подойдут алгоритмы:

27+38=(27+40)-2=65
27+38=(20+30)+(7+8)=50+15=65

В первом случае второе слагаемое округляется до десятков, а затем вычитается прибавленное число. Во втором — сначала складываются разрядные слагаемые, а затем – результаты.

При вычитании удобно округлять вычитаемое:

Тренировки

Для тренировки можно использовать специальные компьютерные программы или игры:

  1. «Магазин» . Ребенок может играть роль, как продавца, так и покупателя, все подсчеты должны проводиться в уме. Цены на товары устанавливаются в зависимости от способностей ученика.
  2. «Веселый счет» . Взрослый кидает ребенку мяч и называет пример, на который нужно дать ответ. Таким образом, воспитывается счет на автомате.
  3. «Цепочки» . Дается цепочка примеров, детям нужно найти конечный результат, не записывая промежуточные результаты вычислений.

Если ребенок будет регулярно считать в уме, то этот навык будет развиваться. Такие занятия будут хорошей базой для и с трехзначными числами.

Видео сюжет расскажет, как научить школьника быстро считать в уме — не ментальная арифметика

Цифры и математические подсчеты - это не обязательно скучно и безрадостно. Почему-то многие, возводя математику в ранг «царицы всех наук», наделяют ее именно такими характеристиками.

Однако мир цифр может быть очень увлекательным - просто нужно найти к нему правильный подход. И если вы до сих пор его не нашли, то с появлением необходимости обучить математическим основам и счету своего ребенка, вам придется искать с удвоенной силой.

В самом начале пути от вас зависит очень многое, поэтому не стоит пускать процесс на самотек или обучать ребенка непоследовательно. На самом деле, малыши любят считать, главное - подобрать подходящую вам методику обучения и постараться донести информацию до ребенка в максимально простой и интересной, а лучше и игровой форме.

Особенности детского восприятия таковы, что ребенок просто не воспринимает и не запоминает вещи, которые ему не интересны. Вы можете сколько угодно заставлять его учить цифры, но пока он сам не захочет заниматься математикой, из ваших занятий ничего не выйдет.

Одной из распространенных ошибок родителей является спешка. Часто взрослые спешат похвастаться успехами своего малыша перед знакомыми или друзьями, родителями других деток-сверстников, которые, по их уверениям, уже вовсю умеют считать и даже делают это в уме.

Погоня за эфемерным результатом для уравнения способностей собственного ребенка с чьими-то детьми не только не поможет вам в обучении, но даже принесет вред. Наиболее оптимальный вариант - начинать заниматься с малышом, когда он будет к этому готов.

Как научить ребенка Считать до 10?

Научиться считать до десяти вполне легко ребенок может в возрасте двух-трех лет, в зависимости от своих индивидуальных особенностей и общего развития.

Многие мамы занимаются математикой с детками, даже не подозревая об этом. К примеру, когда вы показываете ребенку различные игровые упражнения на счет, как «Сорока-ворона», «Ладушки» или «Вышли пальчики гулять» - как правило, знакомство с такими потешками происходит раньше, чем крохе исполняется полгода.

Конечно, он еще не учит цифры, как таковые, но зато вы помогаете ему развивать память, восприятие наличия объектов и их количества, способствуйте формированию образного мышления, работаете над улучшением мелкой моторики рук и пальчиков.

После года или к полутора годам на примере игрушек - тех же матрешек либо любых других предметов ребенок может познакомиться с понятиями «один-много».

Параллельно пробуйте показывать ему цифры, так в игровой форме легче научить счету. Для этих целей подойдут и различные кубики, и магниты на доске, и красочные плакаты, и многие другие приспособления, с помощью которых можно преподать математику весело и интересно.

Если вы будете практиковаться в счете постоянно, постепенно увеличивая количество знакомых цифр, то к трем годам ребенок совершенно легко будет считать до десяти без подсказок и ошибок.

Из данного видео можно узнать, как обучить ребенка считать до десяти, сколько времени рекомендуется отводить для занятий, какие средства можно использовать.

Двузначные числа: Счет до 100

В четыре года малыш, с которым регулярно занимались, сможет различить, какое число больше, а какое меньше, а также будет знать такие понятия, как «равно» и ноль.

Будьте готовы к тому, что малыш сразу может не понять. Не стоит спешить - значит, пока отложите эту информацию и повторите ее через какое-то время. Хорошо, если вы выучите пока счет от десяти до двадцати.

Есть детки, которые быстрее схватывают и проявляют более выраженные способности к математике - такие смогут освоить счет десятками до ста и в четыре-пять лет. Если же ваш ребенок выраженный гуманитарий, то к нему эта способность придет просто немножко позже.

Некоторые педагоги советуют все же сначала показать малышу процессы вычитания и сложения с теми цифрами, которыми он хорошо оперирует, то есть, от ноля до десяти или до двадцати. Это существенно поможет в закреплении материала и в понимании предмета, как такового, и только потом можно будет переходить к освоению десятков и счета до ста.

Быстрый счет

  • хорошо запомнит цифры - именно запомнит, а не просто зазубрит, то есть, будет знать их прямую и обратную последовательность, сможет узнать цифру по написанию, найти недостающую или пропущенную цифру, сопоставить написанную цифру с таким же количеством предметов и т. д.;
  • усвоит основы счета и состав чисел;
  • будет четко разделять понятия «больше-меньше-равно», «один-много»;
  • сможет хорошо и правильно посчитать предметы, совершать элементарные математические операции с палочками, карточками или другими пособиями.

Как правило, быстрый счет дети осваивают приблизительно в пять или после пяти лет.

Счет в уме

Одновременно с этим стоит постепенно отучать ребенка от использования при счете различных вспомогательных средств, как палочки, к примеру. Также в возрасте пяти-шести лет дошкольнику уже стоит переставать считать по пальцам, а переходить на счет в уме.

Этот процесс может потребовать немало времени, но ваша задача - терпение и постоянные регулярные занятия для развития памяти, пока ребенок не доведет операции сначала с первым десятком цифр до автоматизма.

Усвоив простые механизмы подсчета в уме, он гораздо легче и быстрее будет запоминать все дальше и вскоре сможет решать и усложненные примеры.

Основные правила и нюансы обучения

Чтобы занятия были в радость и вам, и ребенку, стоит соблюдать несколько правил и рекомендаций специалистов.

  • Терпение и спокойствие. Именно такое состояние должно стать вашим девизом в процессе обучения. Даже если вам кажется, что информация элементарна для понимания, трехлетний ребенок может думать совершенно иначе.
  • Не принуждайте малыша, не кричите на него и не осуждайте его за ошибки - атмосфера на занятиях должна быть спокойной и комфортной.
  • Существенную помощь в обучении вам окажет окружающий мир - просто считайте с ребенком все вокруг: пуговицы на кофточке, посуду, которую вы ставите на стол для ужина, покупаемые продукты, игрушки, машины, животных и птиц на прогулке, ступеньки по дороге домой и т. д.
  • Для проведения занятия совсем необязательно садиться за стол, как на уроке - знакомство ребенка с математикой должно быть веселым, увлекательным и интересным, а иначе он заскучает, станет рассеянным и не воспримет информацию, которую вы хотите донести.
  • Для маленького ребенка занятия могут длиться не более десяти минут. С дошкольниками можно позаниматься уже и до получаса, однако важно, чтобы ребенок не уставал.
  • Существует мнение, что занятиям необходимо уделять время каждый день, постоянно повторяя ранее пройденный материал. Если ребенок ходит в детский сад или на развивающие занятия, то это вполне реально, но дома у родителей может просто не найтись времени для регулярных занятий.
  • Повторение и регулярность, конечно, важны, но и у ребенка есть собственные естественные ритмы обучения, к примеру, в какой-то период он будет увлеченно заниматься счетом и с удовольствием учить цифры, а потом вдруг его интерес к этой теме спадет и он переключится на что-либо другое. Тогда лучше немного обождать или преподнести информацию в иной форме.

Обязательно учитывайте все эти моменты и занимайтесь с ребенком не потому, что так нужно, а будьте, прежде всего, заинтересованы и увлечены сами - тогда и малышу ваши уроки станут в радость, а от занятий вы оба сможете получать не только знания, но и позитивные эмоции.

Учимся играя

Обратите внимание на существующие игровые методики, помогающие быстрее познакомиться с миром математики:

  • вы можете использовать карточки с цифрами или картинки, на которых, кроме самой цифры еще будут нарисованы различные предметы в определенном количестве;
  • наглядный материал бывает и в форме плакатов или таблиц;
  • также хорошо работают кубики и цифры на магнитах;
  • можно найти обучающие лото или домино на тему счета;
  • полезным будет и различный счетный материал - палочки Кюизинера или специализированные наборы с фруктами, геометрическими формами или другими предметами.

Как это работает? На самом деле, все зависит от вашей фантазии, ведь обучающие игры вы можете придумывать и самостоятельно, опираясь или взяв за основу уже существующие методические разработки.

  • Наглядные пособия помогают ребенку визуализировать числа. Покажите ему цифры на плакате или на карточках, пусть он подумает, на что похожа каждая цифра или придумает для нее особенный образ, к примеру, двойка очень похожа на плывущего лебедя, а восьмерка - на два бублика, которых поставили один на другой и т. д.
  • Купите или сделайте самостоятельно «кубики знаний» с карточками. Сначала ребенок может выставлять кубики в коробочку, подсчитывая их и выбирая соответствующую карточку с нужным числом.
  • Очень полезны в этом отношении таблицы и кубики Зайцева, так как с их помощью можно показывать малышу разницу между большими и маленькими числами, цветные кубики хорошо подходит для обучения счету в столбик - выкладывая примеры, ребенок будет видеть, что единицы обозначаются одним цветом, а десятки - другим.

Домино для обучения счета можно сделать из пластилина или быстро затвердевающей пластики. Просто слепите небольшие прямоугольники и проделайте в них углубления с расположением, как точки у домино. Потом изготовьте маленькие шарики разных цветов.

Формы могут играть роль домиков, машинок, кораблей, ковра-самолета или любого другого предмета, в котором будут жить, играть или передвигаться шарики-персонажи в разных количествах:

  • пусть ребенок разложит шарики и посчитает, сколько помещается на каждом прямоугольнике, после этого надо найти и положить рядом карточку с нужной цифрой;
  • закрывайте любые из прямоугольников листом бумаги и предлагайте ребенку вспомнить, какое количество шариков там было;
  • можно играть, как в настоящее домино - тогда вам понадобится сделать много фишек, а дополнительными игроками могут быть игрушки, за которых вы тоже будете выполнять ходы;
  • раскладывайте по порядку все цифры от одного до десяти и наполняйте прямоугольники шариками, потом пусть ребенок отвернется, а кто-то вредный, к примеру, баба Яга прилетит и перепутает все, а малышу будет поставлена задача все исправить;
  • с помощью разноцветных костяшек и шариков можно учиться разделять их на группы по цвету и количеству точек;
  • показывайте ребенку, чем отличается большее число от меньшего, пусть он находит костяшки и с одинаковым количеством точек.

Как не пропустить момент, когда можно начинать обучение математике, чтобы счет уложился у ребенка в голове, рассказывает педагог.

Обучаем счету быстро и легко

Маленького кроху можно знакомить с цифрами, совершая обычные повседневные дела:

  • вот вы умываете оба глаза и один носик, вот моете две руки и ноги;
  • вот обуваете два ботинка, но надеваете одну кофточку;
  • затем можно считать пальчики - сначала на одной ручку, а потом и на двух, сопровождая счет стишками и потешками;
  • попробуйте считать ребенку персонажей сказки, которую вы читаете на ночь, к примеру, всех жителей теремка или всех, кто вытягивал репку и т. д.;
  • хорошо познакомить малыша с цифрами могут специальные развивающие мультфильмы и презентации;
  • цифры можно рисовать или раскрашивать, играть с магнитами на доске;
  • используйте в обучении матрешек, кольца пирамидки, лабиринты и прочие игрушки, которые могут быть интересны ребенку и полезны.

Учимся считать до десяти

Многие методики советуют начинать обучение счету с действий с предметами, а не с цифрами. То есть, сначала вы оперируете только, например, игрушками: у ребенка на столике стоит одна машинка, если к ней приедет еще одна, то их станет две, а потом к ним может присоединиться третья, четвертая и т. д.

Практиковаться, как уже говорилось, можно всегда и везде, пересчитывая и птиц на ветке, и деревья по дороге, и ступеньки в лестнице.

Потом начнется знакомство и с самими цифрами. Помните, что ребенку будет легче, если визуализировать их образы, а сделать это можно с помощью различных наглядных пособий.

Наиболее традиционным и простым способом обучения всегда был счет на пальцах, однако учитывайте, что так вы совершенно не даете ему задействовать механизм памяти, а позже вам придется отучивать малыша от использования пальцев и учить его считать в уме, а это достаточно непросто.

Еще один способ для механического запоминания цифр и их порядка - обучение счету «по линеечке». Однако многие педагоги полагают, что с ним вы рискуете отучить ребенка запоминать и думать, ведь такой примитивный метод не только тренирует, но и тормозит память и умственное развитие.

Его суть состоит в том, чтобы для получения, к примеру, цифры пять, вы должны найти на линейке цифру два и отсчитать от нее три деления по сантиметру вправо.

Можете поиграть с ребенком в цифровой паровозик. Для этого выстройте его любимые игрушки или машинки в большой поезд, добавляя по одному вагончику. Пусть малыш сам называет: мишка - это один или первый вагон, к нему присоединяется зайчик - это два или второй вагон и т. д. Потом поезд необходимо расформировать и посчитать цифры в обратном порядке.

Учимся считать до ста

Сначала нужно хорошо закрепить цифры и счет до десяти. Учите с ребенком различные несложные и веселые стишки на запоминание чисел, загадки, песенки и считалки. Задействуйте обучающие игры с наглядными пособиями, ищите знакомые цифры на номерах домов и встречающихся машин.

На каждом занятии расширяйте диапазон знакомых цифр. Сначала вы должны объяснить ребенку, как считать от десяти от двадцати, а потом показать ему принцип счета десятками до ста.

Конечно, сразу он все не усвоит и не запомнит, но это не страшно. Двигайтесь постепенно, периодически вспоминая то, что уже было выучено и закрепляя материал, возвращайтесь к прежним темам в контексте уже новых, более сложных задач.

Среди упражнений, которые могут быть полезны на этом этапе, стоит отметить:

  • поиск «соседей» какого-либо числа, к примеру, ребенок должен назвать или найти, какие цифры стоят до и после пятерки;
  • поиск пропущенных или пропавших цифр в цепочке;
  • упорядочивание перепутанного ряда чисел;
  • счет в обоих направлениях в пределах каждого десятка;
  • знакомство с часами и принципом определения времени, различные игры на эту тему;
  • знакомство с термометром для измерения воздуха и принципом его работы - ребенок может ежедневно записывать показания температуры и сравнивать их и т. д.

Учим ребенка запоминать примеры и состав чисел

Если ребенок выучит и сможет перечислить цифры, то это еще не значит, что он умеет считать, ведь для этого ему необходимо научиться определять состав числа и владеть различными простыми математическими операциями, как вычитание, сложение, умножение и деление.

Знакомить малыша с вычитанием и сложением можно после того, как он уверенно освоит счет до десяти. Есть способ, который считается элементарным, но не слишком полезным для дальнейшего обучения.

Его суть состоит в том, чтобы показать ребенку, как складывать и вычитать по единичке, к примеру, для получения цифры пять вы добавляете к тройке единицу, а потом еще одну, либо и вовсе слагаете пять единиц. Многие специалисты не советуют останавливаться на этом методе, а считают, что лучше сразу показывать ребенку полноценный счет.

Тем не менее, в играх его вполне можно поначалу использовать. Возьмите хотя бы классики с нарисованными цифрами в квадратах. Пусть ребенок прыгает с ведерком или корзинкой, в которой будут небольшие игрушки, возможно, пластмассовые фрукты:

  • перепрыгивая с клетки на клетку по порядку малыш должен считать пока вслух - один плюс один будет два, два плюс один - получится три и т. д.;
  • когда он просчитает все без ошибок от одного до десяти, пробуйте прыгать и считать в обратную сторону, уже вычитая;
  • также можно раскладывать игрушки, прыгая по клеткам и считая их, определять, какая цифра больше, а какая меньше, когда получается ноль.

Чтобы ребенку было легче усвоить сложение и вычитание, решайте с ним простые задачки с использованием наглядных примеров:

  • разложите на двух тарелках разное количество конфет или печенья, пусть он сосчитает их и сравнит, где больше, а где меньше, затем предложите ему сделать так, чтобы стало поровну, потом возьмите несколько штук - надо посчитать, сколько осталось;
  • учить состав чисел тоже лучше наглядно, а помочь вам в этом сможет самодельное домино, о котором мы уже говорили - детки гораздо быстрее воспринимают яркие визуальные образы, поэтому, если вы покажете на двух костяшках, что пятерка состоит или из двух и трех шариков, или из одного и четырех (они должны быть разноцветными), то он сразу это запомнит;
  • обязательно покажите ребенку самое элементарное математическое правило - от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Это можно сделать с помощью тех же обычных предметов, к примеру, положив на стол сначала две груши, а потом два яблока, а затем наоборот - малыш должен сказать, что получается одна и та же цифра четыре;
  • представляйте большую цифру, как дом, в котором живут цифры поменьше, придумывайте различные рифмы для лучшего запоминания, предлагайте ребенку экспериментировать и играть в сочетания чисел, самостоятельно формировать условия простых задачек.

Обучаем счету в уме

Когда ребенок уверенно справляется с цифрами и быстро считает, не используя пальцы или вспомогательные средства счета, то его можно уже обучать счету в уме.

В этом процессе присутствуют два обязательных элемента.:

  1. Речевой.

Сначала ваш малыш может громко комментировать свои действия и те математические операции, которые он совершает. Потом он начнет делать это шепотом, пока не придет к счету в уме без проговаривания вслух.

  1. Двигательный.

Нередко детям поначалу необходимо совершать определенные действия с предметами, чтобы их сосчитать - переставлять, передвигать, убирать. Следующим шагом станет просто указание пальцем на подсчитываемые предметы, а затем малыш научится вести подсчет просто глазами.

Очень помогают обучению счета в уме дидактические игры, также детям нравится играть в магазин. Можно приобрести пособие под названием «Касса цифр», оперировать игрушечными или условными деньгами и фантиками или же приобщать ребенка к настоящим покупкам в магазине.

Если ребенок проявляет способности к математике, знакомьте его с умножением и делением, понятием четных и нечетных чисел, некоторыми формулами.

Учимся считать в столбик

Когда малыш научится писать цифры, его можно потихоньку подготовить к счету в столбик. Для этого просто нужно показать, как располагаются и записываются числа при таком способе подсчета.

Ключевой принцип записи чисел в столбик - расположение друг под другом с разной разрядностью, то есть, единицы пишем под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями. Объясните ребенку, что так и происходит сложение - от единиц или справа налево.

Для развития знаний необходима постоянная практика. Не стремитесь, чтобы ребенок зазубривал информацию. Переходите к следующей операции счета только тогда, когда малыш запомнит предыдущую, то есть, не начинайте учить его вычитать в столбик, пока он еще не умеет хорошо таким способом складывать.

На помощь вам тоже придут наглядные примеры в виде дидактических игр, схем, карточек-цифр, разноцветных кубиков.

Заключение

Математика - достаточно непростая наука, однако и она может быть увлекательной и интересной, если вы откроете ее своим детям именно с такой стороны.

Будьте последовательны и терпеливы, превращайте процесс обучения в занимательную игру, не предъявляйте ребенку завышенные требования - тогда все пойдет гораздо легче и быстрее, и уже очень скоро малыш порадует вас своими новыми достижениями и математическими способностями.

Если детей начать знакомить с числами и цифрами еще до школы, это значительно упростит понимание математики в дальнейшем, а также позволит быстро решать поставленные задачи и мыслить логически. Существует множество методик, которые помогают научить ребенка складывать и вычитать, но все они сводятся к тому, что подача информации должна происходить в ненавязчивой форме, в формате игры.

  • Как научить сложению
  • Как обучить вычитанию
  • Отзывы и комментарии

Детки в возрасте 6 лет уже должны уметь считать до 10, а также уметь складывать несложные комбинации цифр.

Свинка Пеппа — Супермаркет! "Свинка Пеппа 2017 беспла

Сложение и вычитание чисел от 1 до 20. Переход через десяток. Математика 1 класс.

Сложение и вычитание чисел от 1 до 20. Переход через де�

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Двузначные числа. Примеры. Математика 1 класс.

Математика 1 класс / 2 класс. Двузначные числа. Примеры

Как научиться складывать числа с переходом через десяток

Сложение и вычитание с переходом через десяток — одна

Обучающая программа Счет, сравнение, сложение, вычитание.

Обучающая программа «Счёт. Сравнение. Сложение. Вычи�

Сложение и вычитание с любимыми машинками. Мультик про машинки. Учимся считать

Для того чтобы ускорить этот процесс, нужно обзавестись книжками для малышей, в которых будут яркие и увлекающие внимание примеры, а также карточки с нарисованными цифрами. При обучении также можно использовать следующие вспомогательные предметы:

  • Счетные палочки;
  • Игрушки;
  • Вырезанные цифры;
  • Конфеты;
  • Разные фрукты;
  • Стихотворения о цифрах;
  • Считалочки.

Как научить сложению

Дети воспринимают информацию лучше, когда им интересно

На первых порах ребенка лучше начать обучать сложению.

В данном случае уместно прибегнуть к помощи игрушек. Куда проще посчитать предметы, которые можно увидеть и потрогать, чем вымышленных слоников, не говоря уже о числах в уме. Итак, возьмите игрушки и начните с простых задач. На столе лежит одна кукла, к ней в гости пришел мишка. Сколько стало игрушек?

Важно помнить, что интерес ребенка удержать долго не получится, поэтому не пытайтесь научить всему и сразу. Даже если ребенок не понимает, сколько в сумме будет игрушек, не нервничайте и не кричите на него. Важно не отбить желание понимать и слушать вас в дальнейшем.

Убедитесь в том, что ребенку понятны выражения больше;, меньше;, поровну;. Не менее важным шагом на пути к изучению счета служит правильный разбор цифры. Объясните, что число 8 состоит из следующих вариантов: 1+7, 2+6, 3+5 и так далее…

Детям нравится, когда им что-то объясняют на интересных примерах. Складывая что-то, пользуйтесь любыми интересными предметами. Ребенок запомнит зрительно и дальше ему будет легче. Как только счет до 10 будет изучен, переходите на счет до 20, но продолжайте закреплять и предыдущие примеры.

Чтобы двузначные числа, которые получаются при складывании однозначных, не пугали и не сбивали ребенка, напомните ему о разборе цифр. Так 5+8 — это 5+5+3. Вторая комбинация на первых порах будет проще, а потом свою работу сделает практика и зрительная память.

Как обучить вычитанию

После простых примеров можно перейти к сложным

Вычитание может даваться немного сложнее, но после сложения принцип будет проще понимаем. Объяснять вычитание следует по тому же принципу, что и сложение: начинать надо с самого простого и переходить к более сложному. У девочки было 3 конфеты, 1 конфету она скушала. Сколько осталось конфет? Для наглядности данной задачи можно и конфетку скушать. Постепенно усложняйте примеры и переходите на написание цифровых.

Задача родителей в этот период состоит в том, чтобы не давать ребенку загибать пальчики или перекладывать предметы или палочки. Первое время он будет делать это в уме, но впоследствии и эта привычка исчезнет.