Какие могут быть коллекции в доу. Консультация на тему: «Современная технология «Коллекционирование» в образовательном процессе ДОУ

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциямиКоллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д.

Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательскую деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.

Цельдетского коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи:

Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

Способствовать проявлению избирательных интересов;

Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

Расширять кругозор воспитанников;

Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

Формировать бережное отношение к хранению коллекций;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивностьпроявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер – сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок.

Задачавзрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во-первых:Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.

Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.

В-третьих:Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

В четвертых:Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.

Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые )– это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций:эмоциональные, познавательные, социальные.

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).

Познавательныеколлекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальныеколлекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно- прикладного искусства.

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей. Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками. Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним

Виды коллекций в детском саду

Воспитатель: Зиновкина З.А.
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными.
Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные (групповые) - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые
разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен
тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные,социальные.
Эмоциональные коллекции - наиболее распространённые в жизни
дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное - эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во
время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
Социальные коллекции - форма проявления социальных потребностей,
особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно - прикладного искусства.
Длительные - это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать.С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.
Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности:
«Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова»,
«Фразеологические обороты».

Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых
листьях; слова зимы - на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях -весенние слова; на цветочках и бабочках - летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками.
Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными
коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним
Требования к работе с коллекциями.

Рекомендации к сбору коллекций:
- собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов;
- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
-разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках,
стаканчиках и т.д., каждый образец пронумеровать, приложить список;
Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:
- выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;
- доступность - объекты коллекций должны соответствовать возрастным
особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
-разнообразие - чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
-учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
-учет возрастных особенностей детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.
-педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции - выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.) и выставки
- безопасность - все объекты коллекции должны быть безопасны с
гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
-учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломаниеветок деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).
Рекомендации к размещению коллекций:
 В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции;
-целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать.Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям;
-коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид;
-все объекты должны быть систематизированы по категориям;

Программа
"Собиратель"
«Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Яруллина Лайсан Мударисовна

Программа формирует у детей познавательно - исследовательский интерес, тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность, усидчивость и бережливость. Собирая и показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребёнок учится общению со сверстниками. Коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности,приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Коллекционирование, как и любое другое хобби, украшает жизнь ребенка, делает её полезнее и разнообразнее. Эта тема отражает интеграцию образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

В данном пособии представлены занятия с детьми и совместные мероприятия с родителями по разделам «Неживая природа», «Семена растений», «Народная кукла», «Новогодний праздник», «Хобби», «Военная техника», «Живая природа».

Предназначена воспитателям дошкольных образовательных учреждений; педагогам дополнительного образования; рекомендовано родителям.

Пояснительная записка

Коллекционирование в детском саду - способ исследовательско - познавательной деятельности дошкольников. Оно способствует активизации имеющихся знаний, тренирует память, внимание, наблюдательность, развивает аккуратность, бережливость, творчество. Педагоги дошкольных учреждений замечают, что дети часто приходят в детский сад не с пустыми руками. Это могут быть мелкие игрушки, фантики, наклейки, вкладыши. Для ребенка это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. И это заложено в человеке самой природой. Таким образом ребенок познает окружающий мир, свойства предметов. Собирая коллекцию, ребенок познает мир вещей, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами малыш учится общаться с другими людьми, строить с ними отношения.

Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает к аккуратности, усидчивости. кропотливой работе с материалом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Именно коллекционирование может стать замечательным увлечением объединяющим взрослых и ребенка. Это доступный детям вид совместной деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность в собирательстве "чудесных сокровищ". С помощью коллекционирования можно решить ряд педагогических задач.

Интерес детей к коллекционированию передается и родителям воспитанников. Они с удовольствием включаются в эту работу и помогают своему ребенку найти интересные экспонаты. Многие стали создавать домашние коллекции. Это позволяет родителям не только больше общаться с детьми, но и знать мир их увлечений и интересов.

Поэтому в начале учебного года в уголке для родителей мы располагаем информацию с перечнем коллекций, которые будут собираться в течение года ребенком и родителями. Ребенок сам выбирает, что ему интересно и какую коллекцию он будет собирать. Родители будут ему помогать в этом интересном увлечении. Результатом этой длительной работы могут быть выставки коллекций. собранных родителями и детьми.

Процессу создания коллекций помогают также и сотрудники детского сада, которые откликнулись на просьбы детей, они приносят и дарят интересные экспонаты. В группу приходят педагоги и дети других групп, чтобы посмотреть наши коллекции. Дети выступают в роли экскурсоводов и проводят обзорные экскурсии. Они рассказывают о своих коллекциях, интересных экспонатах. Бывая в роли гида, безусловно, развивается речь ребенка, коммуникативные качества, расширяется кругозор и накапливается социальный опыт. Таким образом дети заинтересовывают педагогов и детей других групп тоже заниматься коллекционированием. Также результатом коллекционирования стало то, что дети расширили свои знания об окружающей действительности и научились беречь окружающую природу.

Коллекции могут быть самыми разными по тематике. В детском саду коллекции могут быть не только экспонатами, но предметами, включенными в игру. Они должны быть доступны детям. Это и сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические игры, конструирование, экспериментальная деятельность.

Немаловажно правильно оформить коллекцию. Собранные образцы при необходимости нужно перебрать, разместить в одинаковых емкостях, пронумеровать, составить список, найти место хранения.

Актуальность.

В дошкольном возрасте формируется познавательная активность и исследовательский интерес. У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.

Новизна программы в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Занятия коллекционированием не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Программа нацеливает на совместную исследовательскую работу и тесное сотрудничество с родителями. Подобное содержание программы внедряется в детском саду впервые.

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности у детей дошкольного возраста через коллекционирование, расширение кругозора.

татьяна шапошникова

Под коллекционированием подразумевается процесс осознанного собирательства предметов, схожих по каким-либо признакам и обладающих ценностью для человека, который их собирает,сюда входят процессы классификации и систематизации собранных предметов. С давних времен даже если эти предметы не могли быть использованы практически, они все же вызывали интерес, побуждая к размышлениям. Впервые термин «коллекционирование » был использован Цицероном примерно 2000 лет назад. Именно этот знаменитый древний оратор употребил слово «коллекция » , назвав сборник разных предметов, объединенных в одно собрание по какому-то признаку. В нашей стране впервые признаки коллекционирования появились в X веке . Русские коллекционеры этой эпохи собирали рукописи и хранили их в монастырях или храмах. Коллекционную деятельность относят к методам формирования у ребенка научных понятий и к познанию окружающего мира. В детском саду коллекционирование используем для развития умственных способностей у детей. Федеральная образовательная система выдвигает требование к общеобразовательной программе для дошкольников включить коллекционирование в занятия с дошкольниками в пределах детского сада .



















У одной девочки оказалось в коллекции более 50 пони , у другой более 35. При этом их пони друг у друга не встречались и были абсолютно разными. Девочки были приятно удивлены!Сколько радости вызывает коллекционирование . Дети делятся своими знаниями с друзьями!У них расширяется словарный запас.

Публикации по теме:

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада Введение Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Качество реализации ФГОС до в работу детского сада Информация «Качество реализации ФГОС в МКДОУ Детском саду №18 «Веснянка» Подготовила: старший воспитатель, В. М. Ганюкова ФГОС для ДОУ.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС до» Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО» Одной из главных задач Федерального государственного образовательного.

Отчет о результатах самообследования готовности детского сада к введению ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 «Малышка» городской округ город курорт.

Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Реализация ФГОС в средней группе Переход на новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования одно из важнейших направлений деятельности нашей дошкольной.