Лепка из пластилина в 4 года. Поэтапная лепка для детей

Возраст 2-3 лет является оптимальным для включения лепки в досуг ребенка. Конечно, такие сложные фигурки, как лягушка или барашек из пластилина у маленького творца получатся еще не скоро, но смысл процесса не столько в создании шедевров, сколько в стимулировании развития малыша.

Сегодня разработано немало тематических занятий для маленьких детей, но, по мнению специалистов, именно лепка дает максимально возможный стимул для развития умственных способностей маленького человека. Она затрагивает все органы чувств, но при этом больше похожа на развлечение, чем на занятие, особенно, если правильно все организовать.

Польза лепки из пластилина для маленьких детей

Если с раннего возраста заниматься с детьми разнообразными развивающими вещами, можно удивиться тому, сколько скрыто в них талантов и как быстро они все усваивают. В этом смысле лепка считается одним из самых полезных и правильных направлений по целому ряду причин:

  • Физическая работа. В процессе создания изделий из пластилина у малыша активно работают не только пальчики (а это стимулирует определенные мозговые центры), но и руки. В ходе манипуляций с пластилином происходит разработка мелких суставов, укрепление десятков мышц.

Совет: Для получения от направления максимального эффекта необходимо заранее прорабатывать занятия для детей, а не просто давать им кусочек пластилина или теста. В возрасте 2-3 лет малыш все еще нуждается не столько в компании родителей, сколько в их помощи. Лепка не даст ожидаемого результата, если ребенок будет постоянно использовать одни и те же приемы, образы и материалы.

  • Развитие фантазии и творческого мышления. Если дать ребенку размытое задание (например, слепить птичку) он не обойдется без подключения фантазии, к чему и нужно стремиться. Одни пытаются соорудить петуха из пластилина, которого «выдает» красное пятно на голове, другие стараются слепить ласточку с раздвоенным хвостиком. Родителям нужно только направлять малыша, указывая ему на детали, которых он мог не заметить.
  • Выработка правильного восприятия. Когда мы, взрослые, лепим что-то их теста или пластилина, то автоматически учитываем пропорции деталей поделки. У детей этот навык развивается постепенно, путем визуальной оценки и сравнения с оригиналом. При этом не нужно даже обращать внимание малыша на то, что голова снеговика получилась больше основания, он сам через какое-то время все поймет. Практика показывает, что с детьми, в досуге которых присутствует лепка, не обязательно дополнительно заниматься развивающими играми, направленными на понимание размера предметов и соотношение их частей.

  • Стимулирование логики. Незаметно для себя самих, дети начинают понимать, что пластилин будет липнуть лучше, если его хорошенько размять. Изделия из теста нужно создавать быстрее, пока состав не подсох. При смешивании двух разных цветов получается третий цвет.
  • Отработка речи. Лепка расслабляет, способствует общению. Чтобы правильно слепить какую-то фигурку, ребенок будет вынужден задавать вопросы, что будет способствовать развитию навыка формулирования мыслей.
  • Развитие практического мышления, внимания. Благодаря подключению самых разнообразных методов воздействия на пластилин даже в возрасте 2 лет ребенок начнет понимать, что случится с вещью, если ее сжать, растянуть, бросить, ударить, соединить с другим предметом. Постоянная концентрация внимания на маленькой цели позволит отработать усидчивость и терпение.
  • Разработка памяти. Если для детей время от времени устраивать мастер-классы, просто показывая, что можно делать с кусочками пластилина или теста, он будет постепенно запоминать увиденные действия и через какое-то время попробует сделать все сам, без посторонней помощи.

Несмотря на то, что некоторые мамы пытаются привить своим малышам любовь к лепке уже в годик, специалисты рекомендуют подождать именно до двух лет. Это оптимальное время для начала отработки мелкой моторики на столь интенсивном уровне, да и в более раннем возрасте малыш еще не будет адекватно воспринимать советы и инструкции.

Выбираем оптимальные материалы и инструменты для проведения занятий

Сегодня, помимо традиционного пластилина, малышам стали доступны самые разнообразные материалы:

  • Детский пластилин. Это приятно пахнущее, невероятно мягкое и пластичное, гипоаллергенное сырье. Оно не так сильно пачкает одежду, без проблем смывается с рук, лепка не составляет никакого труда даже для совсем маленького карапуза.
  • Специальные смеси. Их отличие от пластилина только в том, что готовые фигурки, пробыв какое-то время на воздухе, застывают и превращаются в завершенные скульптуры. Их можно использовать уже с 2-3 лет, но только при условии, что малыш уже знаком с основами направления и работает в определенной целью, а не просто мнет материал.
  • Глина. Обычно она используется детьми уже в сознательном возрасте, но иногда ее можно предложить и маленькому человечку в качестве разнообразия.

Если мы лепим с детьми, то можно использовать любой материал. В случае, когда детей просто нужно чем-то занять и они какое-то время не будут находиться под строгим контролем, лучше дать им возможность создавать поделки из теста. Самый простой вариант приготовления продукта выглядит следующим образом: на 2 части муки берем по 1 части мелкой соли и воды, все хорошо вымешиваем. Конечно, от попадания такого теста в организм малыша пользы не будет, но и вреда оно особого не принесет. Для покраски состава берут пищевые красители. Если есть уверенность в том, что ребенок не будет его есть, можно использовать несколько капель акварели или гуаши.

Помимо основного состава, нужно позаботиться о наличии вспомогательных предметов. Это могут быть лопатки, формочки, шпатели, красочная бумага и другие предметы. Малыш должен постоянно работать с разными текстурами, а не с одним привычным пластилином, чтобы научиться понимать различия между ними и не утратить интереса к направлению.

Основные правила организации уроков лепки в столь раннем возрасте

Если лепка является не только способом занять малыша на какое-то время, но и преследует педагогические цели, то при организации занятий необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Продолжительность одного подхода на начальном этапе должна составлять не более 1-3 минут. Когда малыш уже привыкнет к игре и станет проявлять к ней интерес, то продолжительность можно увеличить до 10 минут. Для детей в возрасте 2-3 лет – это оптимальное время, не стоит пытаться увлечь занятием ребенка, его внимание уже будет слишком рассеянным.
  2. Работать должен именно малыш. Даже если мы лепим вместе с детьми, мама может только помогать по просьбе своего чада. При этом лучше не делать что-то вместо ребенка, а объяснять, как ему нужно действовать, чтобы получить нужный результат.
  3. Заниматься желательно каждый день, повторяя одни и те же манипуляции, пока они не закрепятся в памяти малыша.
  4. В возрасте 2-3 лет у детей должно закрепиться несколько приемов, направленных на обработку пластичных материалов, и понимать между ними разницу. Это может быть разминание пальцами маленьких кусков, ладонью – крупных. Отщипывание от большого куска нужного количества материала или коррекция размера элемента. Сплющивание деталей с целью придания им более плоской формы, выравнивания поверхности. Скатывание элементов в колбаски.

Простейшие схемы работы, доступные для маленьких детей

Даже у самого гениального малыша вряд ли получиться слепить что-то грандиозное уже с первой попытки, да и стремиться к этому не нужно, ведь малышу необходимо куда-то расти. Чтобы простимулировать интерес детей 2-3 лет к лепке и при этом обеспечить их развитие, начинаем с простого и двигаемся к оригинальному. Сначала лепим вместе с малышом, потом побуждаем его и к самостоятельным действиям.

  • Бублики и крендельки. Для обоих изделий сначала катаем тонкую колбаску. Чтобы сделать бублик просто соединяем концы колбаски, чтобы получился кренделек, концы нужно перекрестить. Лепка подобных изделий должна проводиться каждый раз в начале занятия. Она поможет отточить приобретенные навыки и подготовиться к новым свершениям.
  • Конфета. Будет состоять из трех частей – продолговатой колбаски (сама конфета) и двух шариков на ее концах (обертка).
  • Пирожок или вареник. Сначала детей нужно научить катать колобок. Потом его расплющиваем, получая ровный плоский круг. Складываем его вдвое и защипываем края. При желании внутрь можно положить «начинку».
  • Лимоны или яйца на тарелке. Лепка тарелки подразумевает скатывание колобка и его расплющивание. После этого из теста или белого пластилина катаем маленькие продолговатые шарики (яйца), желтые сферы (лимоны) или еще что-нибудь, что может предложить сам ребенок.
  • Яблоки. Сначала скатываем красный, желтый или розовый колобок, приплющиваем его на полюсах, а в верхней части еще и делаем небольшое углубление. Из зеленого сырья скручиваем очень маленькую колбаску, которую сплющиваем, получая «листик». Располагаем его в углублении «яблока».

Практика показывает, что при работе с детьми даже не нужно придумывать, что бы еще слепить, дети с удовольствием подсказывают новые варианты изделий.

Рисование пластилином для повышения уровня интеллекта

Чтобы лепка не надоела, можно придумать и другие варианты использования пластичных материалов в досуге детей. Настоящий восторг у малышей вызывает рисование пластилином. Консистенция теста и особенности глины в этом случае не подойдут, а профильные смеси можно попробовать. Принцип работы очень прост. Нужно взять лист плотной бумаги и аккуратно карандашом нарисовать на нем какой-нибудь крупный объект (дом, цветок, божью коровку).

После этого начинается работа детей. Малыш должен раскрасить рисунок с помощью пластилина. Его можно раскатывать толстым слоем прямо на бумаге или очень тонко размазывать. На начальном этапе без маминой помощи не обойтись, у ребенка могут возникнуть сложности с подбором цвета.

По такому же принципу дети 3-4 лет могут рисовать самостоятельно, придумывая свои собственные образы. Вот тут главное не мешать и не забывать высоко оценивать результат, даже если не совсем понятно, что изображено на получившемся рисунке. Поощряя ребенка на новые свершения, можно помочь ему раскрыть свои таланты еще в раннем детстве. Даже если в будущем из него не вырастет архитектора, скульптора или художника, полученные знания обязательно подтолкнут развитие других навыков.

Светлана Гудкова

Здравствуйте уважаемые коллеги!

В нашем детском саду проходит неделя «Наши друзья животные». Были проведены беседы: «Домашние животные», «Дикие животные». Рассматривали картинки, иллюстрации. Составляли сказку по мнемотаблице. Описали картину «Кошка с котятами». Использовали дидактические игры: «Угадай по тени», «Чей домик», «Угадай по описанию» и другие. Играли в подвижные, сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Ферма». Рисовали, клеили. Слушали аудио сказки, читали художественную литературу, музыкальные произведения и многое другое.

Сегодня провели ОД по художественному творчеству во второй младшей группе (лепка) на тему «Ежик».

Цель: Расширять знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, повадки)

Продолжить знакомство со свойствами пластилина.

Вызвать интерес к лепке;

Закреплять умение детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми и продольными движениями;

Учить оформлять поделку.

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать отзывчивость и доброту, бережное отношение к природе.

Вот что у наших малышей получилось.




Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Цветок для мамы» - лепка из пластилина и природного материала Цели занятия: 1. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. 2. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике с использованием.

Конспект продуктивной деятельности во второй младшей группе. Лепка из пластилина «Мышка» Задачи: -учить передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки; -закрепить приемы лепки туловища (скатывания большого шара,небольших.

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Вот и ёжик - ни иголок, ни ножек!» Программные задачи: Учить детей создавать коллективную работу в сотворчестве с педагогом и другими детьми: приклеивать, растягивать пластилиновые.

Для изготовления котика нам понадобится: пластилин двух цветов,стека и две бусинки. От серого куска пластилина отделяем две части: лепим.

Образовательная деятельность: Художественно-эстетическое развитие (Лепка). Необходимые оборудования: ненужные старые диски, пластилин,.

Лепка входит в жизнь ребенка вместе с рисованием,конструированием,разными играми,часто вплетаясь в них так,что одно занятие невозможно отделить.

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек, Разведу цветов повсюду, разбужу и василёк… Тут ромашки, незабудки и тюльпанчики-малютки.

Лепка — это не только полезное для развития мелкой моторики, но и необыкновенно интересное занятие для детей. В процессе лепки ребенок может воплотить свои фантазии, а игрушки, сделанные своими руками, порадуют как самого малыша, так и его родителей. В статье собраны интересные идеи для занятий лепкой с детьми до 2 лет, 2-4 лет, 4-6 лет.

Лепка из пластилина для детей до 2 лет: идеи для занятий

Нередко знакомство малышей с пластилином или другими материалами для лепки начинается очень рано — примерно с 1-1,5 лет. Главное правило при работе с этими материалами, которое должен усвоить ребенок, связано с тем, что пластилин нельзя не брать в рот.

Как проводить первое знакомство малыша с пластилином: несколько советов для родителей

  • Сначала малыш должен потрогать пластилин, а дальше нужно научить его простейшим манипуляциям с этим материалом. Покажите ребенку как отщипнуть кусочек, скатать шарик, надавить на шарик, размазать пластилин и затем предложите ему проделать самостоятельно эти действия с материалом для лепки.
  • На пластилине также можно оставлять следы различными фигурками животных, а после сравнивать с малышом эти следы по размеру и форме.
  • После того, как некоторые приемы работы с пластилином будут освоены малышом, можно сделать с ним картину с элементами лепки, используя приобретенные навыки на практике. Для этого нужно взять готовую картинку и сделать на ней объемные детали пластилином. Например, хвостики мышкам, белые точки на мухоморе или другие. Это задание малыши выполняют с удовольствием.
  • Когда малыш научится простейшим манипуляциям с пластилином, можно смело приступать к первым поделкам. Начинать лучше с фигурок животных.

Поделка из пластилина «Ежик НЮХ»

Попробуйте сделать с малышом ежика. Для поделки приготовьте:

  • коричневый пластилин;
  • небольшой кусочек черного пластилина;
  • гречневую крупу;
  • стек (нож);
  • доску.

Ход работы:

  1. Скатать 1 шарик из коричневого пластилина для туловища ежика и 3 маленьких шарика для носика и глаз ежика.
  2. Вытянуть одну сторону шарика, чтобы получился острый носик.
  3. Взять один маленький шарик черного цвета и сделать из него носик для ежика.
  4. Из двух оставшихся шариков черного цвета сделать ежику глазки.
  5. Взять гречку и по крупинки ряд за рядом сделать колючки для ежика.
  6. Ежик готов.

Что лепить из пластилина с детьми 2-4 лет: примеры поделок

Поделка «Летающая тарелка для любителей космоса»

Материалы, инструменты для лепки:

  • пластилин синего, голубого, белого, оранжевого, розового цвета;
  • стек;
  • доска.

Ход работы:

  1. Скатываем 2 больших шара синего и голубого цвета, несколько маленьких шариков из белого, оранжевого и розового пластилина, а также делаем 3 небольшие колбаски синего цвета.
  2. Сплющиваем низ у больших шаров и соединяем их между собой. Получилось основание летающей тарелки.
  3. К основанию тарелки прикрепляем 3 колбаски, которые будут служить опорой для летающей тарелки.
  4. Маленькие шарики разных цветов сплющиваем и прикрепляем на тарелку, чтобы получились иллюминаторы.
  5. Летающая тарелка готова к путешествию по разным планетам.

Поделка « Колобок-румяный бок на лесной поляне»

Материалы и инструменты:

  • пластилин желтого, красного, черного, зеленого цвета;
  • еловые, сосновые шишки;
  • нож для резки пластилина;
  • доска.

Ход работы:

  1. Нужно скатать 2 больших шарика желтого и зеленого цветов, 4 маленьких шарика желтого цвета, 2 маленьких шарика черного цвета и тоненькую колбаску красного цвета.
  2. Из желтого большого шарика нужно сформировать туловище колобка.
  3. Из маленьких шариков желтого цвета формируются сначала ноги, а затем и руки колобка.
  4. Из маленьких черных шариков нужно сформировать глазки колобка.
  5. Из тоненькой колбаски сделать роток.
  6. Колобок полностью готов.
  7. Большой зеленый шарик нужно раскатать и сделать из него тропинку. На тропинку можно посадить колобка.
  8. По краям тропинки посадить деревья из сосновых и еловых шишек, предварительно окрашенных краской.
  9. Колобок — румяный бок готов катиться по лесной тропинке.

Животные из пластина: поделка «Хрюшка Немо в море»

Материалы:

  • пластилин розового, синего, черного цвета;
  • нож для резки пластилина;
  • доска.

Ход работы:

  1. Нужно сделать 2 больших шара из розового и синего пластилина, а также 9 небольших шариков розового цвета, 2 малюсеньких шарика черного цвета.
  2. Большой шарик синего цвета нужно сплющить и сделать из него синее море.
  3. Из большого шара розового цвета нужно сделать туловище свинки и поместить его в «море».
  4. Из четырех маленьких розовых шариков нужно скатать 4 колбаски и прикрепить к туловищу свинки – получатся ноги. На ногах хрюшки можно сделать небольшие полоски.
  5. Еще из двух маленьких розовых шариков нужно сделать для хрюшки Немо глаза. Из черного пластилина сделать зрачки и прикрепить их к глазам хрюшки.
  6. Из двух оставшихся розовых шариков нужно сформировать ушки и прикрепить их к свинке.
  7. Получилась забавная хрюшка «Немо», купающаяся в море.


Л епка для детей 4-6 лет: 2 мастер-класса

Поделка из пластилина «Пальма на зеленом островке»

Материалы:

  • пластилин зеленого, серого, бордового, темно-зеленого, оранжевого цвета;
  • доска;
  • стек.

Способ изготовления:

  1. Чтобы сделать пальму, нужно скатать 1 большой шар зеленого цвета, 2 толстых колбаски серого и бордового цветов, 5 расплющенных колбасок темно-зеленого цвета и 9 маленьких шариков оранжевого цвета.
  2. Из зеленого большого шара нужно сделать остров, на котором и будет расти пальма.
  3. Колбаски серого и бордового нужно разрезать на небольшие шайбочки, из которых будет формироваться ствол пальмы.
  4. Поочередно нужно скрепить шайбочки друг с другом. Ствол пальмы готов.
  5. Из сплющенных колбасок темно-зеленого цвета нужно сформировать листья для пальмы и прикрепить их стволу.
  6. Оранжевые шарики нужно прикрепить к пальме – это кокосы, растущие на дереве. Несколько таких шариков надо прикрепить на острове (это будут уже созревшие кокосы, упавшие с пальмы).
  7. Пальма на зеленом островке готова.


Поделка «Доблестный средневековый рыцарь»

Материалы:

  • черный и серый пластилин;
  • доска, стек.

Алгоритм выполнения поделки:

  1. В первую очередь нужно приготовить «запчасти» для рыцаря. Из черного пластилина нужно сделать цилиндр, 8 колбасок, 1 шарик среднего размера и 6 маленьких шариков, 2 конуса – один больше, другой поменьше.
  2. Из серого пластилина необходимо сделать 1 тонкий блинчик и 2 маленьких блинчика.
  3. Сначала нужно сделать руки и ноги рыцаря, для этого необходимо соединить колбаски между собой при помощи шариков. К ногам прикрепить маленькие блинчики серого цвета.
  4. Затем нужно сделать туловище рыцаря. Для этого цилиндр соединяем с черным конусом большего размера. Прикрепляем ноги.
  5. Далее прикрепляем к туловищу руки.
  6. Осталась голова рыцаря. Большой черный шарик соединяем с цилиндром поменьше. Получается голова с воротником.
  7. На сером блинчике нужно сделать прорези и прикрепить его на голову рыцаря. Получится забрало. Рыцарским шлем можно украсить пером.
  8. Далее нужно соединить голову и туловище.
  9. Чтобы получился по-настоящему доблестный средневековый рыцарь нужно вручить ему копье из стержня ручки с наконечником из серого пластилина.
  10. Рыцарь готов к рыцарскому турниру, устроенному королем.


В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Дарья Николаевна Колдина
Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий

От автора

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру "Что изменилось?" (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: "Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов" или "Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его").

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Дарья Николаевна Колдина
Лепка с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий

От автора

Уважаемые родители и воспитатели дошкольных учреждений!

Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, также она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуется наблюдательность, развиваются эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности. Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач:

Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни.

Сформировать у дошкольников изобразительные навыки и умения.

В данной книге мы приводим конспекты увлекательных занятий по лепке из глины, теста и пластилина с использованием природного и дополнительного материала для детей 4–5 лет. Занятия составлены по тематическому принципу: одна и та же тема пронизывает все занятия недели (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию). Таким образом, дети в течение недели изучают одну тему на всех занятиях. По лепке у четырехлетних детей проводится одно занятие в неделю, длительностью 15–20 минут. В данной книге находится 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

До занятия внимательно прочитайте конспект и, если вам что-то не подходит, внесите изменения. Подготовьте нужный материал и оборудование. Важна предварительная работа, проводимая до занятия (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями или рассматривание поделок и картин).

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану:

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости (сюрпризные моменты, загадки, стихи, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия (знакомство с предметом, последовательностью действий и приемами изображения (иногда желательно ребенку дать самому подумать, как лучше сделать поделку)). Не обязательно заранее изготавливать образец изделия. Можно рассмотреть и ощупать настоящий предмет или создавать изображение по памяти. При доработке изделия дополнительным материалом нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание полученной работы (только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату и учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях дети 4–5 лет используют следующие способы лепки:

Конструктивный - лепка предмета из отдельных частей.

Пластический - детали предмета вытягиваются из целого куска.

Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Дети четырех лет осознанно подходят к процессу лепки и стремятся достичь желаемого результата. У детей развивается способность лепить предмет по частям, начиная с самых крупных и заканчивая мелкими, передавать их строение, величину и форму. В лепке вырабатываются навыки скатывания между ладонями, изменения движения рук для получения шара, овала, конуса, цилиндра; умение управлять движениями пальцев, силой нажима, сжимания, оттягивания, вдавливания.

Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее заготовьте природный материал (половинки скорлупы грецких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов).

Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть доска для лепки и тряпочка, чтобы вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.

Можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто (для изготовления теста нужно смешать полстакана соли, полстакана муки, полстакана воды и одну чайную ложку подсолнечного масла). Готовое изделие необходимо просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.

Секреты работы с глиной

Многие воспитатели не любят работать с глиной, так как не понимают всех тонкостей, и часто заменяют занятия по лепке из глины на лепку из пластилина. Чтобы понять секреты лепки из глины, внимательно прочитайте следующие советы:

За сутки до занятия выньте глину из полиэтиленовой упаковки, оберните в мокрую тряпку и положите в пакет.

Перед занятием всю глину надо тщательно размять, затем поделить на куски и раздать детям.

Дети доводят глину до полной готовности – продолжают ее разминать. Если глина слишком влажная – она будет липнуть к рукам. Ее следует подольше разминать, пока она не станет пластичной и будет легко отлипать от рук и раскатываться в колбаску. Если глина трескается – она слишком сухая – смочите ее небольшим количеством воды и продолжайте разминать до полной готовности. Если этого не сделать, то при сушке поделка растрескается. Только пластичная, легко отлипающая от рук и не дающая трещин глина годится для лепки.

Подготовьте мисочку с водой, чтобы смачивать руки.

Задуманный предмет следует лепить на деревянной дощечке. Это важно, потому что к пластмассовой глина будет слишком сильно прилипать и трескаться.

Места соединения глины обязательно смачивайте водой, иначе при сушке поделка может развалиться.

Влажными пальцами приглаживайте все неровности на поделке.

Если вы не успели слепить предмет за одно занятие, осторожно заверните незаконченную работу во влажную тряпочку и уберите в полиэтиленовый пакет.

Вылепленное из глины изделие сушите на воздухе в течение 3–4 дней.

Затем можно обжечь поделку в муфельной печи при температуре 800 градусов. После обжига глина станет красно-коричневой.

Готовое изделие можно раскрасить темперой, гуашью или акварелью и покрыть лаком.

Оставшуюся после лепки массу заверните в тряпочку и положите в полиэтиленовый пакет. Если при хранении влажная тряпка начнет плесневеть, замените ее на новую, а глину промните.

После работы помойте руки под краном и приведите рабочее место в порядок, используя для этого губку.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 5 годам:

Умеет отламывать от большого куска пластилина (глины) небольшие кусочки.

Умеет скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарики.

Умеет раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски.

Умеет надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху.

Умеет размазывать пластилиновые шарики по картону.

Умеет прищипывать с легким оттягиванием края пластилиновой поделки.

Умеет прищипывать мелкие детали.

Умеет сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями.

Умеет сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места соединения частей.

Умеет наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне.

Умеет вытягивать отдельные части из целого куска пластилина.

Владеет приемами вдавливания середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев.

Знаком с использованием стеки.

Способен украсить поделку узорами при помощи стеки.

Умеет украшать изделие пластилиновым барельефом.

Годовое тематическое планирование занятий по лепке



Конспекты занятий

Тема недели «Части тела и лица»
Занятие 1. Лицо клоуна
(Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала)

Программное содержание. Учить детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу Закреплять умение детей ориентироваться в частях лица. Развивать мелкую моторику рук и внимание.

Демонстрационный материал. Альбомный лист с двумя нарисованными клоунами, имеющими пять заметных отличий (костюмы разных цветов; разные по форме шляпы, ботинки; в руках держат разные предметы; один клоун грустный, другой веселый).

Раздаточный материал. Капсулы от киндер-сюрпризов белого цвета по количеству детей, пластилин, пуговицы с ушком, по два маленьких кусочка меха, картонки-подставки, доски для лепки.

Ход занятия

Покажите детям нарисованных клоунов и попросите найти отличия.

Скажите детям, что у клоунов на лице всегда много краски. Они специально раскрашивают себя поярче – красный нос, щеки, огромные глаза, чтобы было смешно.

Предложите детям самим сделать смешных клоунов. Каждому ребенку нужно вылепить из пластилина глаза, нос и рот и прикрепить к киндер-сюрпризу. Шляпу-пуговицу и волосы из меха нужно закрепить при помощи пластилина (шляпу можно вылепить и из пластилина).

Покажите, как прикрепить поделку на картонку-подставку и спросите детей, какой клоун у них получился (смешной, веселый, озорной).

Занятие 2. Овощи
(Лепка из глины)

Программное содержание. Учить лепить из глины предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику рук и память.

Демонстрационный материал. Муляжи или настоящие овощи по количеству детей, мешок.

Раздаточный материал.

Ход занятия

Раздайте детям овощи. Дети по очереди называют овощ, который им достался. Соберите овощи в мешок. Затем дети достают по одному овощу из мешка и вспоминают, у кого этот овощ был (предыдущий обладатель овоща должен молчать).

Покажите детям глину. Предложите вылепить из нее два любых овоща. Для этого нужно отломить небольшой кусок глины, скатать его между ладоней в шар и придать форму нужного овоща. Из другого шара прямыми движениями рук можно раскатать овал и придать форму другого овоща. Овощи сглаживаются слегка смоченными в воде пальцами.

Когда овощи подсохнут, можно раскрасить их гуашью.

Тема недели «Фрукты»
Занятие 3. Фрукты
(Лепка из глины)

Программное содержание. Продолжать учить лепить из глины предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику пальцев и речь.

Демонстрационный материал. Мяч.

Раздаточный материал. Глина, доски для лепки, миски с водой.

Ход занятия

Дети встают в круг, передают друг другу мяч и говорят, каким фруктом они угостили бы своих друзей («Я угощу вас желтым бананом» или «Я угощу вас зеленой грушей» и т. д.).

Затем предложите детям вылепить из глины любимые фрукты. Для этого нужно отломать небольшой кусок глины, скатать его между ладоней в шар и придать форму нужного фрукта. Из другого шара прямыми движениями рук можно раскатать овал и придать форму другого фрукта.

Когда фрукты подсохнут, их можно раскрасить гуашью.

Тема недели «Ягоды»
Занятие 4. Корзина с брусникой
(Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить лепить полый предмет с ручкой. Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней. Закреплять умение сопровождать стихотворение соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений.

Демонстрационный материал. Настоящая или нарисованная корзинка.

Раздаточный материал. Пластилин, картонки-подставки, доски для лепки.

Ход занятия

Выполните вместе с детьми движения, соответствующие стихотворению:


Я по лесу пойду, я бруснику найду
Если нет лукошка – соберу в ладошку
Прыгну через лужицу – голова закружится.
А в траве брусника, тут ее найди-ка!

Спросите детей:

– Что мы собирали в лесу? (Бруснику.)

– Куда клали ягодки? (В лукошко или в ладошку.)

Покажите детям корзинку и объясните, что лукошко – это то же самое, что и корзина, только с круглым дном.

Предложите тоже отправиться в лес и набрать корзину брусники. Но сначала объясните детям, как сделать корзину из пластилина: скатать круговыми движениями большой шар, затем большим пальцем с одной стороны надавить, чтобы получилось отверстие. Пальцами расширить и углубить его, выровнять края. Раскатать колбаску и прижать ее сверху корзины, примазав пальцами, чтобы получилась ручка.

Остается наполнить корзину ягодами. Пусть каждый ребенок скатывает маленькие красные шарики между ладоней и кладет в корзину.

Тема недели «В лесу»
Занятие 5. Гриб
(Лепка из глины)

Программное содержание. Учить скатывать из глины столбик и соединять его с расплющенным шаром. Развивать умение изображать слова стихотворения при помощи действий.

Раздаточный материал. Глина, стеки, доски для лепки, картонки-подставки, миски с водой.

Ход занятия

Выполните вместе с детьми движения, соответствующие стихотворению Г. Бойко:


Через мост перейти
Надо нам, ребята.
В дальний лес мы пойдем,
Там грибы маслята.

На первые две строчки перед грудью из ладоней делаем мост, на третью – маршируем, на четвертую – собираем грибы.

Спросите детей:

– Из каких частей состоит гриб? (Из ножки и шляпки.)

– Какого цвета бывают шляпки и ножки?

Предложите детям слепить грибы, которые они набрали в корзинку. Покажите детям, как из глины скатать шар, а затем раскатать его в столбик – это будет ножка. Из другого куска глины следует скатать шар, сплющить его и пальцами сделать углубление, чтобы получилась шляпка. Затем соединить ножку со шляпкой, слегка смочив место соединения водой.

Когда гриб подсохнет, можно раскрасить его гуашью.

Тема недели «Городские птицы»
Занятие 6. Воробей
(Лепка из пластилина с использованием природного материала)

Программное содержание. Учить лепить из пластилина птицу, используя грецкий орех как основу. Продолжать учить понимать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев и речь.

Демонстрационный материал. Картинка с изображением воробья.

Раздаточный материал. Пластилин, грецкие орехи по количеству детей, стеки, доски для лепки.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение А. Барто:


Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил!

Спросите детей:

– О ком это стихотворение? (О воробье.)

Рассмотрите вместе с детьми изображение воробья. Предложите слепить воробья.

Покажите, как из пластилина круговыми движениями между ладоней скатать шар – получится голова, прикрепить ее к грецкому ореху (туловищу), сделать хвост из раскатанного и слегка приплюснутого столбика пластилина. Вместо ног можно прикрепить подставку (скатать шар и слегка вытянуть его в конус). Приделать к туловищу овальные приплюснутые крылья из пластилина, а к голове – глаза и клюв.

Тема недели «Перелетные и оседлые птицы»
Занятие 7. Утенок
(Лепка из глины)

Программное содержание. Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать учить пользоваться стекой. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.

Демонстрационный материал. Карточки с нарисованными зверями и птицами, игрушка утенок.

Раздаточный материал.

Ход занятия

Покажите детям картинки с изображением животных. Попросите назвать каждого. Если на картинке изображена птица, детям нужно помахать руками, как крыльями.

Затем предложите слепить из глины утенка. Вместе рассмотрите игрушечного утенка, определите, из каких частей он состоит (туловище, голова, лапы). От куска глины нужно отделить большой (для туловища) и два небольших кусочка для головы и лап. Вам нужно проследить, чтобы эти кусочки у каждого ребенка были соответствующего размера.

Покажите, как из маленького кусочка между ладоней скатать шар (голову), из большого – овал (туловище), прикрепить голову к туловищу, предварительно смазав место соединения водой. Оставшийся маленький кусочек нужно разделить пополам. Скатать из полученных частей овалы, немного их расплющить. Получатся лапы. Лапы прикрепляются снизу к туловищу.

Клюв и хвост нужно оттянуть двумя пальцами. Глаза нарисовать стекой или спичкой. По бокам туловища спичкой можно прорисовать крылья.

Когда глина высохнет, предложите детям раскрасить утенка гуашью.

Тема недели «Осень»
Занятие 8. Солнце в тучах
(Налеп пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета. Развивать умение отгадывать загадки.

Раздаточный материал. Половинки листов голубого картона по количеству детей, простые карандаши, пластилин желтого и серого (белого) цвета.

Ход занятия

Загадайте детям загадки:


Светит, сверкает,
Всех согревает.

(Солнце)


Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.

(Туча)

Спросите детей:

– В какое время года на небе много туч, закрывающих солнце? (Осенью.)

Предложите на голубом картоне крупно нарисовать облако, частично закрывающее солнце, а затем украсить солнце и облака маленькими шариками из желтого и серого пластилина. Покажите, как, отрывая маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней в шарики и прикреплять на картон внутри соответствующего контура.

Тема недели «Посуда»
Занятие 9. Чашка и блюдце
(Лепка из глины)

Программное содержание. Продолжать учить лепить шар, вдавливать в него большой палец и получать отверстие, выравнивать края пальцами. Раскатывать пластилин в столбик и прикреплять его к другой детали. Учить скатывать шар и сплющивать его в диск, вдавливая середину. Закреплять умение пользоваться стекой. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал. Глина, стеки, доски для лепки, миски с водой.

Ход занятия

Заранее познакомьте детей с произведением К. Чуковского «Федорино горе».

На занятии прочитайте ребятам отрывок из этого стихотворения:


Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?»

И ответила посуда:
Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,

Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

Спросите детей:

– Какой стала Федора в конце сказки? (Аккуратной, опрятной.)

Предложите вернуть ей убежавшие чашки и блюдца.

Для этого надо разделить кусок глины на три части – две большие и одну маленькую. Из большой части скатать шар круговыми движениями рук, большим пальцем надавить с одной стороны, чтобы получилось отверстие, увеличить пальцами углубление и выровнять края. Из маленького кусочка глины раскатать колбаску и прикрепить ее сбоку к чашке в виде ручки. Места присоединения обязательно смочить водой. Из второго большого куска скатать шар и, сплющив его между ладоней в диск, вдавить середину, пальцами оттянуть и подровнять края – получится блюдце.

Теперь чашки и блюдца могут вернуться к Федоре.

Тема недели «Продукты питания»
Занятие 10. Пирог
(Лепка из теста)

Программное содержание. Продолжать учить лепить округлые предметы, сплющивая тесто между ладоней, украшать изделия. Развивать умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Раздаточный материал. Тесто, картонки-подставки, доски для лепки.

Ход занятия

Прочитайте стихотворение Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог», попросив детей говорить недостающие слова.


Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый…

Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости…

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,
То даже крошек…

Скажите: «Наверное, гости очень расстроились! Давайте испечем новый пирог».

Для этого надо круговыми движениями скатать шар, сплющить его между ладоней и украсить длинными колбасками. Колбаски следует раскатывать прямыми движениями рук из небольших шариков.

Тема недели «Мебель»
Занятие 11. Стол и стул
(Налеп из пластилина)

Программное содержание. Учить разрезать вытянутые пластилиновые столбики на части, используя стеку и прикреплять их к картону, изображая предметы мебели в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Развивать мелкую моторику пальцев.

Демонстрационный материал. Предметные картинки с изображением стула и стола.

Раздаточный материал. Пластилин, стеки, картон, доски для лепки.

Ход занятия

Заранее познакомьте детей со сказкой С. Маршака «Кошкин дом».

Прочитайте детям отрывок из стихотворения, показывая предметные картинки:


Вот это стол –
За ним едят.
Вот это стул –
На нем сидят.

Спросите детей:

– Кто говорит эти слова? (Кошка.)

– Что случилось в этой сказке? (У кошки сгорел дом и вся мебель.)

– Чем заканчивается сказка? (Кошка, ее племянники и бывший сторож выстроили новый дом.)

Но мебели еще нет в этом доме. Предложите сделать стол и стул для кошки с котятами. Для этого карандашом на картоне прямыми линиями детям нужно схематично изобразить стол и стул (вид сбоку) – сначала покажите детям настоящий стул сбоку, потом нарисуйте образец. Каждый ребенок должен раскатать длинные колбаски из пластилина, приложить их к нарисованным линиям и стекой обрезать лишние части.

Мебель для кошки готова.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".