Отдавать ли ребенка в детский сад: за и против. Нужен ли ребенку детский сад: за и против, мнения психологов

Этот вопрос - примета новейшего времени, родители начали его задавать по историческим меркам совсем недавно. В советское время практически все дети отправлялись в детский сад (с 3 лет), а некоторые - и в ясли (с 2 месяцев). Дискуссий на эту тему даже не предполагалось: общество тех времен было нацелено на реализацию коллективного сознательного созидательного, мать и отец обязательно должны были работать. Кто не трудился, считался тунеядцем и мог получить наказание исправительными работами сроком до 4 лет. Так что единственной альтернативой детскому саду были разве что бабушки-дедушки пенсионного возраста.

Незыблемая, казалось бы, система дала сбой в конце XX века. Переменился социальный строй, система ценностей, взгляды на жизнь, в том числе на частную и семейную. На поколении 1990-х проверялась эффективность педагогики Монтессори, которую в порядке эксперимента ввели в некоторых государственных детсадах. Тогда же открылись частные сады с индивидуальным подходом к каждому ребенку, наконец, у некоторых матерей появилась возможность не работать, заниматься домом и детьми.

Родители, носившие в недавнем прошлом пионерские галстуки и комсомольские значки, на глазах превращались в новый средний класс и решали вопрос о том, куда идти или не идти ребенку, быстро и под свою полную ответственность. Мнение общества не учитывалось, да и не было уже единого для всех мнения.

На решение родителей часто влияет их собственный опыт пребывания в детском саду

Свободный выбор, в том числе насчет того, где и с кем находится ребенок, пустил мощные корни. И принес неоднозначные плоды. Потому что дети выросли, и у тех, кто воспитывался дома, и у тех, кто ходил в детский сад - обычный или экспериментальный, - оказались разные представления о том, как общаться, как относиться к себе и другим. И договариваться друг с другом им иногда трудно.

Несмотря на эти трудности, эпоха единственного пути окончилась навсегда. И сегодня, на исходе второго десятилетия XXI века, у родителей широкий выбор: по-прежнему работают государственные детские сады, в которые по-прежнему стоит очередь, правда, теперь электронная. Открылись частные сады, в том числе такие, где родители сами определяют, сколько в группе детей, чем они будут заниматься в течение дня и какое у них будет меню. Появились детские клубы с программой раннего развития ребенка, а также сады, устроенные на основе различных педагогических направлений, получивших широкое признание за рубежом.

На решение, какую из этих возможностей предпочесть, влияют и финансовая ситуация в семье, и расположение дошкольного учреждения (хотя некоторые готовы возить детей и на другой конец города), и советы друзей. Но часто на решение влияют не рациональные, а эмоциональные факторы: собственный детский опыт родителей. Своими историями с нами поделились две матери, которые сейчас решают, отдавать ли ребенка в сад. А мы попросили психологов прокомментировать их рассказы.

За: «Хочу, чтобы дочь научилась справляться с трудностями»

Дарья, 23 года, дочке Анне 2 года

«Муж считает, что отдавать ребенка в сад не надо. Бабушки и дедушки готовы сидеть с малышкой, говорят, нет нужды «мучить» внучку. Но я сама пошла в сад с 3,5 лет, и это был опыт выживания. Меня отдали в группу Монтессори-класса, в ней находились дети разных возрастов. Два пятилетних мальчика стали пугать меня рассказами о том, что моя мама умерла, а дом сгорел. Я боялась, плакала, но маме не говорила. С обидчиками разобралась через год.

Однажды в сон-час их кровати оказались рядом с моей, и я все два часа толкала в бок одного и дергала за волосы другого. Как только они пытались ответить, на шум поворачивался воспитатель. После они пожаловались на меня, и на другой день на время сон-часа в наказание мою кровать выдвинули на середину спальни. Я не сомкнула глаз, думала, что это позор, и готовилась к тому, что все отвернутся от меня. Но чувствовала, что отомстила обидчикам, пусть даже такой ценой. А то, что случилось потом, поразило меня. Почти все подходили и с уважением спрашивали, каково было выдержать наказание.

С той минуты я ощутила в себе силу, стала лидером. Дети хотели дружить, искали моего внимания. Думаю, что отдам дочку в детсад. Хочу, чтобы она научилась справляться с трудностями».

Детский психолог Татьяна Бедник: «В этой истории - насилие не только со стороны детей (запугивание), но и со стороны воспитателя (публичное наказание). И это просто счастливое стечение обстоятельств, что девочка не только выдерживает издевательства, но становится лидером в группе. А могло быть иначе: случаи такого рода нередко приводят к психическому срыву.

Сложность системы Монтессори в том, что там не принято помогать детям, которые сами не просят. При этом предполагается, что старшие ребята заботятся о младших. Будет ли это происходить в реальности, зависит от воспитателя. Хорошо, когда родители, выбирая, куда отдать ребенка, обращают внимание не только на педагогическую систему, но и на отзывы других мам и пап. Полезно не только прочесть их на сайте, где их модерируют, но и поговорить с родителями, посмотреть, как выглядят дети и воспитатели.

После того как ребенок пойдет в сад, важно обращать внимание на его настроение. Говорите с ним: весело ли ему, интересно ли, как он общается с другими детьми, с воспитателями, что ему нравится. И конечно, очень важно, какие отношения у ребенка с родителями: если он доверяет им, то с большей вероятностью расскажет об обидах и найдет поддержку».

Клинический психолог Диана Пшибиева: «История Дарьи - ресурсная. Это значит, что у нее в детстве были силы и внутренние возможности для преодоления ситуации. Издевательства не так уж редки в детских садах. И реагируют на них дети по-разному, в том числе они могут привести к психологической травме, что опасно для формирования личности.

В рассказе Дарьи удивительно то, что девочка сочла, что справится с проблемой. Объяснить это можно совокупностью факторов: генетических (устойчивый тип нервной системы) и семейных (мы можем предположить, что обстановка в семье не давала дополнительных стрессов). У девочки также был личный ресурс - подспудное желание стать лидером.

Обратите внимание на важный момент. Девочка ничего не говорит матери. Мы, родители, конечно, хотим знать, что происходит с ребенком. Но, возможно, он не все рассказывает. Как быть? В случаях, когда ребенок переживает стресс, он проецирует это состояние на игру - в ней дети проживают настоящие эмоции. И если вы замечаете, что в играх присутствуют тревожащие факторы, например агрессия, то это сигнал: надо больше узнать о том, что беспокоит ребенка».

Против: «Боюсь, что сыну будет одиноко»

Ксения, 29 лет, сыну Денису 4 года

«Я категорически против детского сада. Нигде и никогда я не чувствовала такого одиночества, как в садике. Меня мама отдала очень рано, с 2,5 лет, и начиная с этого возраста я ни разу не ощутила, что ее интересует моя жизнь не только в саду, но и вообще. Я была полностью предоставлена самой себе. Меня, в принципе, никто не обижал, но я не чувствовала комфорта. Мама не разговаривала со мной, не играла. Теперь у меня самой есть ребенок, и мы с ним всегда вместе, с рождения. И гуляем, и лепим, и рисуем, ездили недавно на море на два месяца. Сыну со мной хорошо. А мама по-прежнему не разговаривает со мной, хотя я отдаю ей Дениса на выходные и приходится идти на контакт».

Татьяна Бедник: «Любые крайности - это плохо, это уже перекос. Ребенку нужна социализация, к школе ему необходимо выработать общие правила поведения, приобрести опыт жизни в обществе. Человек, не умеющий существовать в коллективе, который не общается или совсем мало контактирует со сверстниками в возрасте трех и более лет, в дальнейшем сталкивается с трудностями. Со временем его личностная оценка может быть или слишком завышена, или, наоборот, занижена».

Диана Пшибиева: «Вопрос, отдавать или не отдавать сына в сад, связан у Ксении с психической травмой детства, где сад - место изгнания, отречения от материнской любви. Поэтому она ограждает сына от этого места и пытается изо всех сил заполнить пространство ребенка собою. Проблема здесь заключается в том, что мы не можем дать другому то, чего не имеем сами.

Сад для ребенка - это возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс

Если Ксения не знала и не знает любви матери, есть риск не знать, что такое любовь к ребенку на самом деле. Она пытается предложить ему то, чего не хватало ей, - постоянное, плотное общение, но, возможно, мальчик нуждается в чем-то другом. Кроме того, ребенок, который живет постоянно дома, не имея конкуренции, общения с ровесниками, находится под восхищенными взглядами любящих родственников, впоследствии сталкивается в школе с тем, что никто не считает его ни особенным, ни гениальным. А это уже довольно серьезный удар по самооценке».

Какое решение оптимально?

Оба психолога склоняются к тому, что детский сад дает полезные социальные навыки и первоначальные знания. С этим согласна педагог-логопед Маргарита Хватаева: «Многие дети в коллективе лучше едят, самостоятельно одеваются. С ними занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Они предлагают системную программу образования, а многим родителям трудно самим заниматься с ребенком, особенно если он отвлекается и просит включить мультфильм или дать гаджет. Сад для ребенка - это также возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс».

При этом важнейшим остается вопрос - какой именно сад выбирать, с какой системой воспитания. Вероятно, всем родителям хотелось бы, чтобы обстановка там была доброжелательной и открытой. Ведь конфликты возникают в любом коллективе, поскольку в нем неизбежно встречаются интересы различных личностей, а ребенок - это самостоятельная личность, утверждает детский психоаналитик Франсуаза Дольто. И опыт разрешения конфликтов без насилия, запугивания и унижения может оказаться столь же важным для взросления ребенка, как и знания, которые он получит.

Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.

Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.

Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному

Плюсы посещения дошкольного учреждения

Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:

  • Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
  • В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
  • Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
  • Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: ). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.

В садике ребенок становится частью коллектива, учится дружить и общаться

Что еще является несомненным преимуществом?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель «садиковского» ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.

В садике ребенок точно не будет проводить свои дни за компьютером или планшетом - для него найдется много увлекательных занятий

Минусы детского сада

Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:

  • Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
  • Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
  • Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.

Возможность провести время с родителями для ребенка бесценна, а посещение садика сокращает эти часы и минуты

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина - превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить - среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя - это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.


Чтобы ребенок без проблем влился в ряды школьников, подготовка должна учитывать его индивидуальные особенности

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери - так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: ). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» - Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший - необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Идеальный вариант - полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.

Решение – за вами

Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.

Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.

Детский сад - за и против.

Проблемой поиска детского сада родители всерьез озадачиваются, кажется, уже в момент установления беременности женщины. Причем бывают ситуации, когда у одного из родителей все же есть возможность не отдавать ребенка в детсад, а остаться на этот период с ним дома. Тем не менее, они ищут подходящий садик, потому что так лучше, по мнению психологов. Что же дает это ребенку? Поговорим об этом подробнее.

История вопроса

Первые детские сады в России открылись в 60 г. XIX века, и на тот момент их было 150 детских учреждений по всей России, дети до 6-7 лет воспитывались и обучались дома, мамами, бабушками, нянями, гувернантками других вариантов не было. Значительно позже появилось такое название, как «ясли – сад», в ясли принимали деток от 2 месяцев, а уже в садик с 1 - 1,6 года. С двух месяцев в детские сады принимали детей родители, которых работали на фабриках и заводах, на благо Отечества и Родины.

Сейчас ситуация изменилась родители, могут решать сами, когда и в каком возрасте отдавать ребенка в садик, а быть может, и вообще не отдавать, а оставлять ребенка на домашнем воспитании до школы. Заметьте, тенденции возвратились если не большая часть, то половина детей в наше время находится на домашнем воспитании. Что это? Во-первых, это связано с нехваткой мест в дошкольных учреждениях, во-вторых, качество детского садика, желает быть лучшим. Как в любой ситуации есть свои плюсы и минусы.

Детский сад - за и против

Ребенок и социум

Самым большим и ни чем незаменимым «плюсом» есть общение, общением, которое дает детский садик. Дети не только общаются с родными и близкими людьми дома, они учатся строить общение с другими детьми, с педагогами, младшими воспитателями (нянями), это все составляет его микро-социум, ребенок учится общаться в мире с людьми. Домашнее общение и домашнее воспитание не даст ребенку такого опыта в общении как детский сад.

Обучение

Еще, что немаловажно, в детском саду, есть режим, режим дня, который обязательно соблюдают, отчасти дома, не всегда можно добиться такого. Режем дня хорошо помогает ребенку адаптироваться к школе. Ну и, конечно же, знания, знания, которые дети получают в детском саду, программа, утвержденная на государственном уровне, это тоже немаловажно, так как далее идет следующая ступенька – школа.

Немного о недостатках

Все бы хорошо, но есть и свои минусы, их тоже предостаточно. Дети, попадая в детский коллектив, делятся своей микрофлорой, отсюда частые инфекционные заболевания, воспитатель не всегда может уделить ребенку время, когда он этого хочет, да и сам приход в садик, где все чужие люди для ребенка первоначально вызывает стресс. Очень часто первое время ребенок будет плакать в садике . В любом случае решаете вы, и как будут складываться отношения с детским садом, все индивидуально, слушать кого-то и делать выводы по чужому ребенку не стоит, правильное решение примите только вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в газету Детский сад: за и против.

Перед родителями всегда возникает вопрос: отдать ребенка в детский сад или не стоит? Я надеюсь, что данная публикация поможет им в выборе....

Базовая площадка «Развитие педагогического потенциала» Дискуссионный стол №1. Тема: «Здоровая конкуренция в детском саду: за и против»

В педагогическом плане конкуренция – это очень эффективный метод стимулирования деятельности человека в коллективе. Это серьезный рычаг, позволяющий лучшим и более способным людям занимать достойное д...

Ваш ребенок этой осенью начал ходить в детский сад. Заявленные два месяца на адаптацию скоро истекают, но к детскому дошкольному учреждению малыш так и не привык. Ребенок плачет по утрам, не желает спать в детском саду днем, а вечером выглядит возбужденным и неуправляемым. Нужен ли детский сад вашему ребенку? Вот что пишет на эту тему в своей книге «Тайная опора» психолог Людмила Петрановская.

В некоторых семьях вопрос, отдавать ребенка в детский сад или нет, не стоит, просто потому, что нет другого выхода: маме надо идти на работу. В других необходимости такой нет, но есть давление старшего поколения и социума, которые твердят о необходимости для ребенка «социализации», без которой «потом будет трудно в школе». Такие семьи часто мучительно размышляют и даже ссорятся на тему, нужен ли ребенку детский сад. А некоторые и на консультацию приходят с этим вопросом.

Нужен ли детский сад для развития?

Для начала важно понимать, что сама необходимость отдавать ребенка в учреждение вызвана нашим образом жизни — жизнью в больших городах с работой далеко от дома. До эпохи урбанизации и эмансипации проблемы не возникало вовсе: дети, находящиеся на стадии развития привязанности, которую можно назвать «под присмотром» (примерно от 4 до 7 лет), действительно были просто под присмотром взрослых, занимаясь своими детскими делами или по мере сил помогая родителям по хозяйству. Все это не требовало драматического разлучения с родителем на весь день, а «социализация» — то есть умение общаться с людьми не из своей семьи — приобреталась сама собой, в процессе игр, ссор и примирений с соседскими детьми.

Сейчас у большинства людей так не получается: выпустить ребенка играть во двор одного невозможно, с ним непременно кто-то из взрослых должен «гулять» — то есть ничего другого в это время не делать. Сочетать работу, приносящую деньги, с присмотром за своим ребенком-дошкольником могут очень немногие, те, кто работает вне офиса и по свободному графику.

Поэтому искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена. Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища — чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам. Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно.

Ребенок в детском саду: как чувствовать себя хорошо

Другая крайность — представлять детский сад каким-то безусловным злом. Он становится злом, если неизбежен и обязателен для всех, как становится злом любое насилие над интимной, семейной сферой жизни. Но как услуга и возможность он злом не является, и если у семьи есть необходимость отдать ребенка в детский сад — ничем непоправимым и ужасным это не обернется, при условии, что услуга эта качественная. Что в данном случае означает: ребенок в саду будет чувствовать себя хорошо .

Не «социализируется» или «подготовится к школе», а просто будет чувствовать себя хорошо, что бы это ни значило для вашего конкретного ребенка. Условием этого может быть достаточная защита и забота со стороны взрослого, готовность садика и воспитателей отвечать на потребности детей, учитывать их чувства и состояния.

После 4 лет ребенку легче принимать заботу чужого взрослого, если тот будет представлен родителями как свой «заместитель», — например, воспитательница в детском саду. Если она дает ребенку понять, что он может рассчитывать на защиту и заботу с ее стороны, ему может быть достаточно комфортно с таким заместителем.

Конечно, если вместо этого он встречается с насилием, равнодушием или инфантильным поведением, спокойно ему не будет. Как и в том случае, когда воспитатель не желает быть заместителем, а ведет себя так, словно он важнее родителей, пытается доминировать над ними, поучать, выговаривать им.

Поэтому, выбирая для ребенка детский сад и группу, важно смотреть не столько на оборудование и расписание развивающих занятий, сколько на личность воспитательницы. Как она с детьми разговаривает, вступает ли в личный контакт, смотрит ли в глаза, обнимает ли, внимательна ли к состоянию ребенка, а не только к его поведению?

Нравятся ли ей дети, может ли она привлечь их внимание и вызвать у них следование, не прибегая к насилию, весело и доброжелательно?

Сколько вообще детей приходится на одного воспитателя? Даже педагогический гений не сможет удержать достаточно личный контакт с группой из двадцати пяти четырехлеток.

Не загружен ли воспитатель сверх меры делами, не связанными с детьми: заполнением бумаг, наведением стерильной чистоты, подготовкой к занятиям?

Ведь для ребенка все устроено просто: нет личного контакта с постоянным взрослым — здравствуй, стресс. Именно от отношений воспитателя с детьми прежде всего зависит, будет ли ребенку в саду хорошо.

Ну, и конечно, очень важно, чтобы воспитательница нравилась родителям, чтобы они сами чувствовали к ней доверие. Если нет — ребенок это всегда интуитивно считает и будет в стрессе уже заранее.

Каким должен быть воспитатель детского сада

Есть среди сегодняшних родителей люди, очень сильно травмированные опытом собственного пребывания в детском саду. Я тоже к ним отношусь — вспоминаю детский сад как кошмар, с насильственным кормлением, пыткой дневным сном, орущим персоналом и унизительными наказаниями. Поэтому старшего ребенка отдавать в сад я совсем не хотела: как же можно моего нежного мальчика — в такой ужас? К счастью, у нас была бабушка, и оставить его дома было возможно; они гуляли, он много играл, во дворе было пара приятелей, ходили на одну развивалку — этого хватало.

Однако с дочерью все оказалось иначе. Уже лет с трех она буквально бросалась на ограду соседних детских садов — стремилась к детям, играть. Так что в четыре с половиной мы ее в сад все же отдали — правда, в платный и лишь на полдня. И ей там очень нравилось, а заодно я немного подправила свой внутренний образ детского сада как чуть ли не концлагеря.

Я очень благодарна ее воспитательнице — немолодой, очень спокойной женщине, которая, казалось, никогда не обращалась к группе детей в целом — всегда к каждому лично, глядя в глаза, называя по имени, а то и положив руки на плечи, чтобы удержать внимание ребенка.

Дети явно доверяли ей и слушались, в группе не было скандалов и драк, но полностью мы оценили ее, когда она заболела и три недели не появлялась на работе. Заменяли ее не такие опытные и все время меняющиеся воспитатели, и группа быстро пошла вразнос. Дети стали капризничать по утрам и не хотели идти в сад, а еще через несколько дней просто один за другим подхватили простуду и остались дома две трети группы. Как только «наша» воспитательница вернулась — всё за три дня наладилось, больше никто не просился домой и не болел.

Ясли или сад до 3 лет: что важно. Депривация

Но и в этом действительно прекрасном садике я видела, как тяжело детям, которым еще не исполнилось трех (там были разновозрастные группы). Они выглядели потерянными, висели на воспитательницах, часто плакали или приходили в нездоровое возбуждение, носились и вопили, словно пытаясь выплеснуть стресс. Честно говоря, непонятно было, чем руководствовались их родители, ведь стоимость сада была примерно равна стоимости няни, которая занималась бы только одним ребенком в привычной для него домашней обстановке.

Если все же речь идет о детском садике или яслях для самых маленьких, а в некоторых странах приходится отдавать детей в ясли уже в первые полгода, то важно, чтобы воспитатели, во-первых, были постоянными, не менялись как в калейдоскопе, а во-вторых, чтобы на каждого взрослого приходилось не больше трех-четырех младенцев: чтобы детей могли таскать на руках, разговаривать с ними, неспешно и ласково мыть, кормить, укладывать. Тогда воспитатель входит в круг привязанностей ребенка, и он может чувствовать себя в яслях относительно спокойно.

Но и в самых прекрасных условиях с добрыми воспитателями ребенок, конечно, будет скучать по маме, а если он в саду подолгу, а сад формата «вас много, а я одна», — по сути, речь идет уже о недостатке заботы и контакта со взрослым, о состоянии депривации, у которого могут быть достаточно серьезные последствия.

В 70-е годы чешские психологи под руководством З. Матейчика исследовали привязанность. В том числе они снимали фильмы, в которых показывали наглядно, как привязанность проявляется. В одном из них есть сцена, впечатляющая до слез.

Ясли-пятидневка (напомню, в крупных промышленных городах социалистических стран они были обязательно и пользовались ими очень многие семьи). Вечер пятницы. За детьми начинают приходить родители. Они звонят в дверь, им открывают и выводят в прихожую их ребенка.

Крупным планом — группа малышей за столом. Воспитательница что-то с ними рисует, пытаясь занять. Они сидят в рядок и даже через экран чувствуется, как напряжены.

Раздается звонок — и все дети вытягивают шейки, смотрят во все глаза на дверь с мучительной надеждой: за мной? мои? Нет, другие... Плечики повисают, глаза опускаются, губы депрессивно ползут вниз. И снова звонок — может быть, это мои? И снова все столбиком, слушают-смотрят — за кем? Кому-то повезло, и он, счастливый, полусмеясь-полуплача выходит из-за стола. А другие снова никнут.

Ничего особенного. Никто детей не обижает. Воспитатели явно заботливы, и вообще все хорошо — вот-вот придут родители.

Но невозможно смотреть. А ведь дети так жили — каждую неделю, каждый день.

А подготовка к школе — попозже

А как же «социализация» ребенка и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы. Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой.

И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать — пусть уж привыкнет, зато потом будет легко?

Детский сад как услуга

На вопрос про детский сад нет одного для всех ответа. Дети разные, ситуации в семьях разные, сами детские сады разные. Обязанность родителей — все эти факторы оценить и ответственно принять решение, взвесив плюсы и минусы.

Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось — он ничего важного для развития не потеряет. Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше.

К собственно обучению, к совершено новым по сути отношениям не с временно исполняющим обязанности родителя, а наставника, ребенок будет готов чуть позже.

Людмила Петрановская педагог-психолог,
специалист по семейному устройству

Купить эту книгу

Обсуждение

Очень хорошая, разумная статья. Спасибо!

22.10.2016 00:32:28, Yuma

Статья супер!!! А те, кто пишут негативные отзывы, просто не хотят сами заниматься со своими детьми, воспитывать их и т.д. Легче всего сбагрить ребёнка в сад на чужую тётю и оправдывать себя тем, что ребёнку нужна "социализация" ...)))

21.10.2016 19:51:24, Ниточка Нюта

Прекрасная статья! Даже не думала о некоторых аспектах,которые освещает автор. Спасибо.

В историческом аспекте, заметьте, детей-ровесников вокруг одного ребенка было гораздо больше, чем сейчас, быт разнообразнее, да и дом - не квартира в изоляции. Это вкратце.
Особенно поразило, что только очень проблемные семьи хуже детского сада... Удивительно, а вот наша отечественная система дошкольного образования считается одной из лучших в мире на сегодняшний день.
И детей, с теплом вспоминающих свой детский сад и воспитателей гораздо больше, чем вы можете себе представить.
Жаль прочесть такой негатив от уважаемого специалиста.

Отвратительная статья, наполненная личными детскими переживаниями автора, не имеющими никакого отношения к психологии ребенка. Совершенно не рассмотрены оченьважные моменты развития личности маленького человека, несколько апсихологичных претензий, поданых на уровне аксиом. И выделенных жирным шрифтом.
Что говорить, читать было удивительно и неприятно.

Комментировать статью "Детский сад: за и против. Какого воспитателя искать"

Мнение психолога. Группы развития. Детские сады и дошкольное образование. Мнение психолога. Каждому родителю хочется дать лучшее своему ребенку. Вначале лучшее питание и памперсы, затем лучшие игрушки и развивающую среду, детский сад, желательно с...

Как совместить сад и секцию. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Обсуждение

Надо признать в саду не любят такие ситуации. Во всяком случае в нашей группе идеально приходить к 8 утра и в 17:00 освободить воспитательницу для личных дел. У нас в этом году три тренировки с утра - приходим в 10 в сад. Две тренировки с 15:30 и одна с 15:00. В саду недовольны - "У нас занятия и режим!", трЕнера со своей стороны волнует обязательная посещаемость его занятий и совсем не волнует д/с, подготовка к школе и т.д. и т.п. У нас в спортивной группе очень мало детей, которые посещают д/с - так как такой режим занятий в спортшколе предполагает неработающую маму (бабушку, папу, дедушку) - то она и заменяют детский сад. :-) Я пока пытаюсь совместить. Но занятия которые проходят в дневное время (с девяти до трех) исключаю сразу как бы ни хотелось ходить. В прошлом году пробовали кружок, который начинался в 14:00. В итоге воспитатели просили забирать сразу после обеда - в 12:15-12:30, т.к. им было неудобно, что в группе сидит неспящий ребенок, а когда ее укладывали спать, то подъем в 13:40 и через 20 минут заниматься - тоже не здорово получалось.

мы "забиваем" на целый день - 1 раз в неделю бассейн, и зимой прибавится день на лыжи.

Няни, детсады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 Раздел: Детский сад (реферат каким должен быть детский сад в будущем).

Обсуждение

Детей в группе человек 8-12, часы работы с 7 утра до 7 вечера и дежурная группа ночная обязательно. На площадке современные карусели, чтобы дети раз в неделю ходили в кино или театр, на выставку. Воспитатель должен заниматься воспитанием. а другими преметами (физкультурой, музыкой, рисованием) специалисты по этим вопросам. В общем должен вобрать положительные качества "детского сада прошлого" куда я ходила 30 лет назад и "детского сада настоящего" куда ходит мой сын. В идеале ещё автобус наподобие школьного который детей будет собрать по месту жительства ездить с утра.

Группы развития. Детские сады и дошкольное образование. На базе ДОУ для детей с аллерго-дерамтозами Открылась ЛЕКОТЕКА. Проводим БЕСПЛАТНЫЕ игровые развивающие и коррекционные занятия с детишками от 2,5 до 7 лет, непосещающими детский сад.

Обсуждение

м. Тушинская, за макдоналдсом. На базе ДОУ для детей с аллерго-дерамтозами Открылась ЛЕКОТЕКА. Проводим БЕСПЛАТНЫЕ игровые развивающие и коррекционные занятия с детишками от 2,5 до 7 лет, непосещающими детский сад. Коррекционные индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом и психологом. Групповые- с психологом. В саду есть бассейн и реальная перспектива "набрать" группу и проводить занятия на несильно комерческой основе, т.к.это бассейн садовский для детей, которые обучаются в этом ДОУ. (но у сада есть лицензия на комм. деятельность)С вопросами велкам на подник.

Может быть, сделаем семейный детский сад раннего развития - я читал и слышал, что в США более 2 миллионов таких садов. Кто куда планирует отдавать ребенка после раннего развития - то есть в 2 - 3 года? Вот в чем вопрос. Нужно найти такое раннее развитие ребенка, которое...

Обсуждение

Из известных имен Вы забыли Монтессори и Лупан.
По поводу результатов - зарегистрируйтесь на сайте Лены Даниловой и почитайте дневнички (многие в закрытом доступе, поэтому нужна регистрация, а не гостевой визит). Там мамы смесь из методик устраивают - из какой что больше подходит ребенку и не боятся сами экспериментировать.
Про своего ребенка скажу, что на данный момент в ходу практически все перечисленное (кроме Лупан) - и Данилова, и Никитины, и Монтессори, и Зайцев, и Доман, и мои собственные идеи:-). Вот только Тюленева нет, но как-то я не очень прониклась его громкими лозунгами.

Вы затронули очень актуальную тему. Сейчас моему ребенку 2, 3. В свое время с 9м до 1 г посещали Монтессори. Потом школу раннего развития (лека, рисование, танцы) Сейчас опять вернулись к Монтессори. Надо сказать что эффект «скачок» в развитии ощутим, сравнивая с детишками которые ни куда не ходят. Купили кубики Зайцева (но большого интереса пока нет, и сложно самой без помощи внедрять эту методику).
Я думаю так все должно быть своевременно, не насильственно и умеренно (также ни кто не отменяет игры, чтение и т.д. дома). Большинство родителей отводят в школы развития, что бы не заниматься самому, лень как бы это не странно звучало!
Мне кажется до 3 лет наиболее приемлема (в разумных пределах) методика М. Монтессори (2-3 раза в неделю по 2 часа)

Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие В садике Тимур побегал, поиграл. Пока мамочки и папы беседовали с воспитателями. Вообщем Тимуру все понравилось.

Обсуждение

Обязательно переводитесь в свою возрастную группу, иначе ребёнок растеряет все знания и навыки.Если группа не разновозрастная, а ясельная, никто не будет заниматься с вашим ребёнком по отдельной программе.

06.10.2018 14:40:12, Работник детского сада

Из нового он получит общение) Мой тематический в 4 года книжки детям читал в тихий час) сейчас этот пяти_с_половиной_летка по знаниям уже вполне в школу готов), а вот с общением проблемы((поэтому даже в группу постарше не перевожу, чтобы учился с ровесниками общаться.

Детсад с задержкой психического развития. Ситуация.... Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Детсад с задержкой психического развития. У нас возникла проблема, очень нужна ваша помощь, завтра мне нужно решить, куда нести...

Обсуждение

Конечно во второй.Мы сами ходим в такой-у нас он для неврологических правда детей))) Дефектолог-это классно.Детей в группе-мало,человек 5-6 ходит примерно.даже на праздники больше 10 не собирается.Занимаются там с каждым много и индивидуально практически.По поводу клейма-это считается один из лучших садиков в районе,подготовка к школе там отменная,попасть туда простому смертному затруднительно.Есть действительно дети с проблемами,есть абсолютно обычные-это дети сотрудников сада,и те,кого устроили по "блату")))

а ужас какой-то... а где эти Ваши Монтессори обнаруженные расположены (а то мы посещаем один центр), и КАК Вы это поняли, что они сектанты?

Развивающие занятия по программе детского сада со специалистами в группе и на воздухе. Основная цель – гармоничная адаптация ребенка к условиям детского сада, развитие ребенка. Оплата 530 рублей в месяц 2) Группы подготовки к школе. Три раза в неделю по четыре часа с...

Если родители планируют отдать ребенка в детский сад, то вполне логично приложить все усилия, чтобы выбрать для малыша оптимальный вариант. Главное – выбирать объективно, ведь самое дорогое – не всегда значит самое лучшее, тем более что выбор дошкольных учреждений довольно значительный. Придя в дошкольную комиссию или в выбранный садик, вы уже должны знать критерии, которыми нужно руководствоваться при выборе ДУ. Итак, давайте остановимся на этом вопросе подробнее.

Критерии выбора детского сада

Удаленность от дома . Даже если в вашем городе есть отличный по всем статьям садик, но находится он в отдаленном районе, до которого добираться более 20 минут, придется тяжело вздохнуть и смело вычеркнуть его из списка. Вряд ли поход в такой садик доставит радость чаду, в особенности, если добираться придется общественным транспортом. Даже если у вас есть собственный автомобиль, дорога должна занимать до 20 минут, иначе она будет выматывать ребенка, да и вставать в 6 утра, чтобы к 8 «сдать» ребенка на поруки воспитателю, да еще и на работу не опоздать вряд ли кому-то понравится.

График работы . Режим работы дошкольного учреждения не менее важен, большинство садиков работает с 7 утра до 7 вечера, но некоторые закрываются и раньше – к примеру, в 17:00. Очень редкие заведения работают круглосуточно, так что тут уже все зависит от вашего графика работы: сможете ли вы забирать чадо вовремя, чтобы не выслушивать каждый вечер нотации воспитательницы? Будете ли успевать вовремя приводить кроху? – в большинстве групп вечно опаздывающих родителей не жалуют.

Территория детского сада .

Осмотрите территорию, насколько она безопасна: нет ли дыр в заборе, закрывается ли калитка, нет ли непосредственной близости крупных автомагистралей. Есть ли песочницы, качели, лесенки, клумбы с цветами, на территории детского садика не должно быть ям, мусора. Понаблюдайте за детьми, которые гуляют на улице: как они себя ведут, как занимаются с ними воспитатели. Будет здорово, если вы приедете сюда с ребенком: детский сад должен нравиться не только вам, но и вашему чаду.

Группы и внутреннее убранство . Уточните, с какого возраста можно отдать своего ребенка в садик, насколько хорошо оборудовано учреждение. Должен быть зал для занятий музыкой и физкультурой, медицинский кабинет, кабинет логопеда. В группах должно быть просторно, чисто, комнаты для занятий и сна должны быть раздельными. Достаточно ли игрушек? Удобная и безопасна ли мебель в комнате? Есть ли душевая, оборудованы ли туалетные комнаты? Обратите внимание на тот факт, если ли в садике уголок с информацией для родителей, подобраны ли игрушки согласно возрасту, есть ли места для рисования, конструирования, есть ли книжная выставка?

Персонал . Не спешите сразу бежать к заведующей, редко какой руководитель расскажет правду о сотрудниках, лучше почитайте отзывы на форумах, пообщайтесь с родителями, чьи дети уже ходят в этот садик, понаблюдайте за тем, как обращаются воспитатели на игровой площадке со своими воспитанниками. Если в одной группе 20-30 человек, а воспитатель один, лучше откажитесь, одному человеку попросту не под силу уследить за такой оравой. На 20 человек должно быть как минимум 2 воспитателя или воспитатель и няня.

Питание . Этот вопрос особенно важен для родителей, чей ребенок страдает аллергией. Расспросите, есть ли возможность для малыша питаться отдельно, понаблюдайте, как кушают другие дети, посмотрите на меню (оно должно меняться каждый день и быть разнообразным). Если есть возможность, посмотрите кухню: придерживаются ли санитарных норм? Соблюдают ли условия хранения продуктов питания? Готовят ли там вкусную и полезную пищу?

Детский сад, государственный или частный, должен иметь лицензию, разрешение от санитарно-эпидемиологической станции, педагоги должны иметь аккредитацию министерства образования, весь персонал должен иметь санитарные книжки.

Какой детский сад выбрать? Частный или государственный?

В последнее время система образования претерпела большие изменения, на смену государственным учреждениям приходят сады разной направленности.

Классификация детских садов:

  • Государственный общеразвивающий;
  • Центры развития ребенка;
  • Комбинированный детский сад (оздоровительный и развивающий одновременно);
  • Компенсирующий детский сад (для детей с различными отклонениями);
  • Муниципальный детский сад (принадлежащий определенному ведомству);
  • Домашний детский сад (небольшие групповые занятия в квартирах, но стоит такое удовольствие недешево);
  • Частный детский сад.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся разновидности.

Государственный детский сад: преимущества и недостатки

  • Доступная стоимость оплаты, но если ваш ребенок будет посещать индивидуальные занятия или кружки, придется платить больше;
  • Государственные сады, как правило, расположены недалеко от дома, поэтому не приходится долго туда добираться;
  • В садах четко разграничены обязанности всех сотрудников, зачастую такие учреждения полностью укомплектованы;
  • Развивающие программы довольно стандартны, зато методической обеспечение проверяется государством, есть программа;
  • Теперь о недостаток: первый – огромные очереди, зачастую приходится занимать себе место под солнцем сразу после рождения малыша;
  • Большие группы (до 40 человек), уследить за таким количеством непосед одному-двум воспитателям ой как непросто;
  • Питание: оно уже стало притчей во языцех, детсадовские кашки и супчики кому-то нравятся, а кто-то считает их сущим наказанием – единодушного мнения у родителей нет;
  • Откровенно устаревшая обстановка, игрушки, пособия, это опять же зависит от финансирования и наличия у детских учреждений спонсоров, во многих садах приходится покупать книги и игрушки за свои деньги.

Частный детский сад: плюсы и минусы

  • Прежде всего, хочется отметить высокую стоимость, так что позволить себе такое удовольствие может не каждая семья;
  • Во многих учреждениях лучше организована программа, хорошая материальная база (новые игрушки, инвентарь, организовываются экскурсии и так далее);
  • Найти частный сад в своем районе бывает затруднительно, приходится тащить ребенка на другой конец города;
  • Зато отсутствуют очереди, здесь во главу угла поставлена платежеспособность родителей;
  • Малокомплектные группы, поэтому и образование здесь получше, и за детьми воспитатель успевает присмотреть (при условии, что персонал действительно хороший);
  • В частных детских садах есть развивающее обучение, различные кружки, дополнительное изучение иностранного языка, занятия хореографией, рисованием и так далее;
  • Во многих садах практикуется индивидуальное меню, которое предварительно обговаривается с родителями каждого ребенка;
  • Режим работы, частные сады, как правило, работают допоздна, а то и круглосуточно, поэтому это вполне достойный вариант для родителей, которые имеют серьезную загрузку по работе;
  • Приходится проверять лицензию учреждения более тщательно, также как и квалификацию преподавателей, есть риск обучения по не до конца исследованным методикам.

Собственно, выбор исключительно за вами, у каждого заведения есть свои плюсы и минусы. Если вы отдали чадо в садик, наблюдайте за его состоянием: малыш должен с удовольствием ходить в дошкольное учреждение, свободнее общаться с детьми, получать новые знания – только тогда детский сад принесет пользу!