Воспитание детей. Уроки психологии для родителей

Родительское собрание. «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность обоих родителей (законных представителей)»

Данный материал будет полезен учителям предметникам, классным руководителям, заместителю директора по воспитательной работе. Его можно применить на родительском собрании, педагогическом совете или представить на собрании классных руководителей.
Цель: Показать родителям их роль в обучении и воспитании.
Задачи: Способствовать переходу родителей от пассивного к активному участию в обучении и воспитании; проанализировать права и обязанности родителей, рассмотреть проблемные ситуации.
Материалы: презентация, карточки со словами, ладошки, ручки, карандаши.

Ход собрания

Залив «Интеллектуалы»

Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Право и обязанность». Каждый экипаж заполняет страницу, а потом зачитывает вслух. Время 3 минуты.
Право – это…
Обязанность – это…

Интересны ваши мнения, проверьте себя по словарю… (ответ на слайде)

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения. (Словарь Ожегова)

Почему эти два понятия рассматриваются как равноправные?

Как вы понимаете слова «Забота и воспитание – это право родителей…»
- В чем заключается это право на воспитание?

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.
Оно заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания.

А теперь обратим внимание на слово обязанность. В чем заключается обязанность родителей?
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
- Что мы можем наблюдать в современном обществе? Какую ошибку допускают родители?

К сожалению, существуют родители, которые забывают об этом или сознательно игнорируют. Такие родители часто считают, что их обязанность – рождение детей, а материальное обеспечение, создание комфортных условий жизни, условий для всестороннего развития – это, прежде всего, обязанность государства… а также развитие и обучение – это обязанность школы.
Вывод:
«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», - говорится в статье 38 Конституции России. В статье 63 Семейного кодекса России конкретизируется это положение основного закона государства:… ответственность за воспитание, развитие и обеспечение детей лежит, прежде всего, на их родителей, которые должны адекватно оценивать имеющиеся у них возможности.

Остров «Воспитание»

Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 1 минута, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение.

Ситуация № 1 : (на слайде)
Мальчик, ученик начальной школы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.

Главное орудие воспитания – это личный пример родителей. Поэтому в семье не допустимы грубые слова…

Ситуация № 2 : (на слайде)
Петя и Саша, ученики 7 класса, дружили, но только в школе. Родители запрещали Пете приводить Сашу домой, встречаться после уроков. Мама считала, что Саша развит не по возрасту: курит, прогуливает уроки и часто бывает в компании со старшими мальчишками. Одним словом, может научить лишь плохому.
Ваш выход из этой ситуации.

Дети все равно будут общаться. Лучше не запрещать приводить домой, у мамы будет возможность наблюдать за своим ребенком, как он реагирует на вредные првычки друга. Нужно подвести сына к правильному решению, а не ограничиваться запретом.

Родители своим поведением лишь оттолкнули от себя дочь, доверительных отношений в таком случае, между ними не сложится. Матери следовало поговорить с дочерью, не грубить, дать дельный совет, поговорить о мальчике, который нравится, объяснить, как можно наладить с ним дружеские отношения.

Риф «Ответственность»

Сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти риф «Ответственность».
Предложить родителям на контуре руки, на каждом пальце написать качества характера своего ребенка. В центре ладони изобразить символ - кем является в семье малыш (солнышко, зайчик, цветочек).
- Благодаря кому наши дети наделены теми качествами?
- Не зря в качестве контура выбрана форма нашей ладони! Почему? (все в наших руках)
-Что является самым важным для успеха ребенка?
Мы часто прибегаем к разным оправданиям, пытаясь объяснить, почему дети плохо учатся, плохо себя ведут. Какие могут быть причины? (Мы ссылаемся на бедность, неполную семью, чрезмерную занятость родителей, влияние окружающей среды…может быть, виновата школа, учитель…)
Перечисляя эти оправдания, мы гарантируем ребенку поражение! Потому что на самом деле мы оправдываем себя. Решение проблемы мы найдем всмотревшись в самих себя, поскольку главные причины успеха ребенка – это то, насколько его родители ценят образование, и сколько времени они проводят вместе со своим ребенком.

Порт «Свершение»

Мы почти не заметно подплыли к порту «Свершение»
Внимание! Рассказ «Губка»
Губка – это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную – получим красную. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить, что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения…), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Но мы можем сколько угодно читать ребенку натаций, а вокруг ребенок видит совсем другое, например, говорить о вреде курения, в то время, как ребенок видит с каким наслаждением делает это его отец, брат и другие люди. Он скорее «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского : “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.
-Хотелось бы закончить наше собрание песней: (клип на слайде)
Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!

Общие условия семейного воспитания

Дорогие родители, граждане Советского Союза!

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него.

Сегодня мы начинаем целый ряд бесед по вопросам семейного воспитания. В дальнейшем мы будем говорить подробно об отдельных деталях воспитательной работы: о дисциплине и родительском авторитете, об игре, о пище и одежде, о вежливости и т. д. Все это очень важные отделы, говорящие о полезных методах воспитательной работы. Но прежде чем говорить о них, обратим ваше внимание на некоторые вопросы, которые имеют общее значение, которые относятся ко всем отделам, ко всем деталям воспитания, которые всегда нужно помнить.

Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка Легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое - перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания - уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может и выходит в жизнь человек не совсем правильный. Возьмём даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но того никто не хочет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще более сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания, переделки - это работа не только более трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, часто портит родительский характер.

Можно... решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или его смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Бывают и другие случаи неполной семьи. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно, можно скрыть от детей и свою неприязнь, и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он не может благотворно влиять на свою старую семью, то лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по-прежнему.

Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.

Следующий вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание,- это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Хотите ли вы воспитать настоящего гражданина Советской страны, человека знающего, энергичного, честного, преданного своему народу, делу революции, трудолюбивого, бодрого и вежливого? Или вы хотите, чтобы из вашего ребенка вышел мещанин, жадный, трусливый, какой-нибудь хитренький и мелкий делец? Дайте себе труд, подумайте хорошо над этим вопросом, подумайте хотя бы втайне, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

И при этом всегда вы должны помнить: вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям, и всей стране. Не отмахивайтесь от этого вопроса, не считайте его надоедливым резонерством. Ведь на вашем заводе, в вашем учреждении вы стыдитесь выпускать брак вместо хорошей продукции. Еще более стыдно должно быть для вас давать обществу плохих или вредных людей...

Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что радует или печалит вас, должно интересовать и ваших детей. Они должны знать, что вы - общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом. И только в том случае эта гордость будет здоровой гордостью, если ее общественная сущность детям понятна, если они не гордятся просто вашим хорошим костюмом, вашим автомобилем или охотничьим ружьем.

Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!

А между тем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым.

Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки...

Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны, будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье...

Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать. Поэтому, совершенно естественно, вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду...

Истинная сущность воспитательной работы - вероятно, вы и сами уже догадались об этом - заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть о ней. Страшной ошибкой будет думать, что в вашей жизни или в жизни вашего ребенка вы что-нибудь выделите крупное и уделите этому крупному все ваше внимание, а все остальное отбросите в сторону. В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка - все это такие вещи, которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей...

Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Вот только как это, "правильно"?

Существует множество взглядов на эту проблему. Психологи, педагоги, философы, религиозные деятели — все они высказывали различные мнения о том, как надо воспитывать детей. Зачастую эти мнения оказывались прямо противоположными. Как же быть родителям? В наше время существует огромное количество противоречивой информации, ориентироваться в которой порой очень непросто. Что же нужно родителям, чтобы не ошибиться в выборе?

  • Во-первых , знания о психофизиологических особенностях детей на разных возрастных этапах. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать своего ребёнка, не предъявлять к нему завышенных требований, ориентироваться в возрастных нормах развития.
  • Во-вторых , анализ системы воспитания в родительской семье . Что помогло вам в жизни, а какие воспитательные меры ваших родителей только мешали? Что бы вы могли улучшить в своей семье? Не секрет, что так или иначе мы повторяем модели поведения своих родителей. Поэтому очень важно понять, что хорошего вы можете взять из традиций своей семьи, а над чем нужно поработать самостоятельно.
  • В-третьих , признание ребёнка самостоятельной личностью , а не частью вас или вашей собственности. Да, вы дали жизнь вашему ребёнку, но этой жизнью он будет распоряжаться самостоятельно. С малых лет в детях необходимо воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки. Так вы сможете вырастить свободную и счастливую личность.

Этот список можно продолжать бесконечно, но самое главное — это ваша любовь и принятие малыша таким, какой он есть .

Важно также помнить, что воспитание не должно быть противоречивым . Не следует запрещать ребёнку то, что вы делаете сами или предъявлять к нему прямо противоположные требования (например, мама разрешает, а папа запрещает). Так можно породить внутренний конфликт в душе малыша, что впоследствии нередко выливается в большие психологические проблемы взрослого человека.

Не ждите, что воспитание сделает из ребёнка вашу более молодую копию. Он не будет думать в точности как вы, желать того, чего у вас в своё время не было. Также воспитание не должно ставить цель вырастить "удобного", идеального ребёнка, который всегда и во всём слушает вас, а в свободное время сидит тихонечко в уголке, пока на него не обратят внимание. Главная задача воспитания — помочь стать ребёнку собой , раскрыть свой потенциал и выстроить свой жизненный путь.

Воспитание — не односторонний процесс. Наши дети точно также воспитывают нас. Мы становимся мудрее, мягче, добрее… Или не становимся, но тогда как можно требовать движения вперёд от собственного ребёнка?

В наше время вы можете найти множество литературы, семинаров, тренингов, курсов по воспитанию детей. Они помогут вам сориентироваться и расставить акценты. Но самое главное, как и в любой другой сфере жизни, найти свою линию, творчески объединяя разные системы, создавая что-то новое или интуитивно следуя зову сердца. Ведь никто не знает и не чувствует вашего ребёнка лучше, чем вы сами.

Книги, обучение, развивающие занятия

Что такое развивающие занятия остается тайной. Чем они отличаются от любых других занятий, которые не провозглашены как развивающие или проходят в неформальной обстановке? Если мы найдем отличия между «развивающим» занятием по лепке и самостоятельным пластелиновым творчеством малыша, то оно будет состоять только в наличии/отсутствии направляющего усилия со стороны взрослых. Но тогда логично возникает вопрос: что же развивают развивающие занятия? Кажется, они развивают в основном методические подходы к детям.

Собственно, речь не идет об их ненужности, а скорее о том, чтобы помнить, что развитие человека происходит не только и не столько в занятиях. Мало того, есть устойчивое ощущение, что главное «развитие» происходит в досуговой обстановке. Именно в такие моменты ребенок «набирается» разного рода информации. Все мы замечали, что «улица» очень сильно влияет на становление и развитие ребенка. Влияние это, как правило, негативное, поэтому родители стараются «занимать» своего ребенка, чтобы он имел меньше досуга. Но почему это так? Вероятно, это происходит потому, что все занятия организовываются и проводятся с обязательным наличием фактора принуждения. Оно выражается даже в таких невинных мелочах как время начала и окончания занятия (но не только в этом). А это, в свою очередь, значит, что ребенок усваивает негативное присутствие принуждения и старается избегать его. Выходит, что позитивные навыки прививаемые в режиме принуждения отталкиваются детьми, а любые навыки, приходящие в свободном режиме, усваиваются очень хорошо и с большим желанием, потому что дают ощущение свободы выбора и свободы деятельности.

Если это так, то самым верным решением будет предоставление ребенку максимальной свободы выражения, творчества и деятельности. Но здесь обязательным условием остаются внимание и чуткость родителей, которые должны подмечать особенности ребенка и развивать те из них, которые являются позитивными и стараться тормозить негативные проявления и стремления.

Нужно помнить, что основной источник и проводник всякого развития для ребенка, прежде всего, родители. А отграничение занятий, как «развивающих» вновь возвращает нас к вопросу о неприятии малыша и его способностей. Вновь мы считаем, что развитие только в активном воздействии, сбрасывая со счетов тот факт, что ребенок развивается очень индивидуально и избирательно, направляясь к тем видам деятельности (активности), которые ближе именно для него. Поэтому не стоит думать, что если ребенок любит сидеть и просто смотреть, он развивается меньше, чем если он активно рисует, считает, поет.

Обучение приходит из разных источников и происходит по-разному. Конечно же, с малышом нужно заниматься и (если вам так нравится) обучать его, но эта деятельность ни в коем случае не должна быть насильственной, иметь характер принуждения и происходить с усилием. Скорее, ваше общение с ребенком должно «перетекать» в обучение. Вы должны подхватывать инициативу ребенка и «удерживать» ее в обучающем русле. Но только до тех пор, пока малыш дает позитивный отклик и заинтересован. Если он отказывается от «обучения», не прививайте ему стереотип, что обучение это то, что происходит через силу. Важна любовь и тяга к знаниям, а усердие и усидчивость придут в свое время. Нам нужно быть чуткими, занимаясь с ребенком. Важно обратить внимание на то, заинтересован ли он в занятиях с посторонними людьми. Ведь не секрет, что с родителями дети больше себе позволяют и внешне меньше «усваивают». Хотя если проследить «результаты» несложно убедиться, что ребенок слышит, видит и запоминает все. Даже то, что, казалось бы, он не слушал или не видел. Удивительная способность маленького человека к восприятию большого, разностороннего и «разбросанного» массива информации поражает! Потому-то к обучению, скорее, стоит относиться как к всеобъемлющему процессу, который далеко не всегда связан с «образовательной» деятельностью, а больше похож, как ни странно, на жизнь с нами.

Для нас, в частности, книги являются большим источником вдохновения. Поэтому, думается, они должны присутствовать. Хотя бы просто лежать. Как всем известное ружье, которое, если верить Станиславскому, должно выстрелить. Хорошо, если малыш с детства заметит, что книга может оказаться источником увлекательного диалога, размышлений или просто приятного просмотра. Само присутствие книги (а лучше книг) будет положительно настраивать ребенка. Безусловно, здесь также работает правило того, что дети лучше всего подхватывают то, что интересно родителям. Поэтому если вы сами любите читать, не беспокойтесь, ваша любовь с большой вероятностью окажется заразной. А вот, если книга для вас – это в основном подставка для цветов, то сколько вы не будете ориентировать детей на их «полезность», они усвоят ее, прежде всего, как подставку.

Это общие правила, которые всегда имеют исключения. Дети могут оказаться большими читателями, чем родители или на развивающих занятиях разовьются так, как не получалось их «развить» дома. Но не стоит забывать, что главное это ваше благословение, мягкость и чуткость. Наличие этих трех качеств поддержит малыша в любом из выбранных им приоритетов.

О детских садах

Детский сад всегда был и остается местом, куда родители сдавали детей на то время, пока сами отправлялись на работу. Это производная «не хорошей жизни» и потому миф, который распространился последнее время, и который касается якобы позитивного эффекта детского сада, состоящего в получении навыков общения и социализации, является не более чем мифом. Конечно же, это наше мнение и оно не претендует на истинность, а остается лишь мнением. Но если проследить историческую эффективность детского сада, то очевидным становится отсутствие позитива в этих заведениях. С тех пор, как детские дошкольные заведения стали повсеместной нормой, люди явно изменились не в лучшую сторону. И кажется, что утверждение о том, что детсад хорошее место, дающее хорошие «уроки» жизни сродни утверждению, свойственному советской действительности, что «армия – школа жизни» и кто в ней не побывал - не мужчина. Благо, последний миф развенчало само время.

А теперь, давайте посмотрим, что происходит в детских садах.

Не является секретом, что почти все дети не хотят идти в сад, а предпочитают проводить время с родителями. В этом нет ничего удивительного, - дети любят проводить время со своими родителями. Но мы для начала, смоделируем линейную ситуацию отдачи ребенка в садик. Причем ситуацию, которую прекрасно понимает и сам ребенок. Начнем с того, о чем мы давно успели забыть. Итак, вместо того, чтобы быть с ребенком, мы отдаем его в детский сад. Здесь ключевой фразой будет «вместо того, чтобы быть с ребенком». То есть некоторую, условно естественную последовательность мы подменяем другой, вынужденной. Простое пребывание с ребенком заменяется заполнением его досуга под присмотром взрослого и чужого педагога, для которого ребенок - работа. И каким бы человеком не был педагог, он не сможет заменить родителей. Дети понимают эту «замену» и с самых малых лет научаются и привыкают «терпеть» вместо того, чтобы получать действительно позитивный опыт общения. Вот и получается, что те, казалось бы, полезные и интересные занятия и навыки, выдаваемые ребенку в детском саду, воспринимаются ребенком с обязательной «негативной» приставкой «замены» и ожидания прихода родителей. То есть рисование, лепка, музыка с самого начала не воспринимается как самодостаточные «интересные» занятия, а скорее как мероприятия подмены в ожидании родителей. В таком психологическом климате (напряжения и ожидания) очень легко появляются поведенческие «просветы», которые заполняются негативом. Практически все родители, не понаслышке знакомые с детским садом, столкнулись с тем, что их дети «набираются» каких-то неожиданных и неприятных слов, привычек и навыков именно в садах.

Из обрисованной закономерности существуют исключения, и такие дети-исключения прекрасно адаптируются к детскому саду, коллективу, мероприятиям и разлуке. Им интересно и они хотят ходить в сад. В этих случаях нужно подмечать отличие адаптации и привычки и настоящей заинтересованности. Уверен, что последних ситуаций бывает очень мало. Но конечно, настоящая заинтересованность ребенка детским садом должна обнаруживаться чутким родителем и всячески поощряться.

Кстати, об адаптации. Это еще один аргумент, который выдвигают в пользу детского сада. Мол, ребенок научиться адаптироваться к коллективу и интегрироваться в него. Стоит, однако, не забывать, что адаптация тоже бывает разной. Она может протекать через привычку к напряжению (и это большинство случаев), либо через приятие ситуации (такие случаи, это как раз те «исключения», о которых мы упомянули выше). В обоих случаях внешние проявления адаптации будут похожими, а вот внутренние состояния ребенка очень разными.

Далее, все занятия с детьми в садиках построены по похожей схеме и не направлены на то, чтобы выявить талант и склонность ребенка или обучить ребенка какому-то навыку, умению. Большинство советских людей ходили в садики (раньше иначе было практически невозможно), но, увы, слишком мало кто научился работать руками или головой, или получил позитивный опыт обучения. В этом положении немалую роль сыграли и детские сады, построенные в конечном итоге, на основе принципа принуждения. К сожалению, именно этот принцип заложен почти во все сферы образовательной деятельности. (И не только образовательной! Весь алгоритм жизнедеятельности человека построен на принципе принуждения и управления. Если взять за основной признак рассмотрения жизнедеятельности именно институты принуждения, то получиться приблизительно следующая, хорошо всем знакомая, картина: детский сад, школа, вуз, работа+семья. Остальные «отклонения» будут, скорее всего, рассматриваться как перверзия или аморальность).
Поэтому-то нам и кажется, что до тех пор, пока ребенок остается маленьким и над ним не давлеет обязательность посещения дошкольных детских заведений, оптимальным вариантом будет его максимальное пребывание с родителями.

О школе

Школа выполняет (точнее, должна выполнять), прежде всего, функцию образовательную. Это место, где растущий человек должен иметь возможность получить некий набор знаний. И вторая функция, о которой говорят реже, это принуждение и подавление.

Теперь давайте посмотрим, как школа выполняет (и выполняет ли) каждую из названных функций, и каковы последствия этого выполнения.

Ребенок растет, его познавательные способности развиваются и он начинает все больше интересоваться различными предметами и явлениями и на его вопросы становиться все тяжелее отвечать. Как правило, такие проявления есть у всех детей и во всех семьях. То есть ребенок начинает тянуться к тому, что мы называем знанием. Обычно эта тяга проявляется в возрасте 5,6,7 лет. Как раз в этот момент приходит время идти в школу. На сегодня наши школы предлагают ребенку для освоения достаточно обширный материал из разных сфер науки и человеческой деятельности. Причем зачастую этот материал настолько обширен и глубок, что даже родители нередко жалуются на количество и сложность задач, которые ставятся перед детьми. Ребенок в школе занят большую и самую продуктивную часть дня, а остальное время у него заполнено либо дополнительными занятиями, секциями, кружками, либо выполнением домашних заданий. Свободного времени у детей не остается, да и по нашему мнению, оно им не нужно. И ведь правда, зачем ребенку свободное время, если у него ни интересов, ни ресурсов для его заполнения нет? Так думают взрослые. Ребенок же, оказываясь с первого дня сознательной жизни в условиях «полезной занятости» (садик, школа, секции) воспринимает такую ситуацию как данность, но данность (зачастую) обременительную. Стоит обратить внимание на то, с каким удовольствием дети воспринимают представившуюся возможность не идти в школу/учебу/занятия. Казалось бы, почему? Что сложного и неприятного может быть в школе, в секциях и т.п? Это один момент, который нам нужно запомнить и отложить на время в сторонку.

Второй момент состоит в том, что практически все уроки, занятия, навыки, даваемые в школе (возможно, кроме умения писать и читать) оказываются невостребованными в дальнейшем росте и становлении человека. Думаю, это тоже замечали почти все взрослые. От того, что было изучено в школе почти ничего не остается и не запоминается. Мало того, устойчивой характеристикой человека, выпущенного из школы, является нелюбовь к знанию и отсутствие навыков в получении и обнаружении знания. Причем это относиться как к тем, кто учился отлично, так и к тем, кто учился плохо. На это, конечно, можно возразить и сказать, что школа это не просто место «выдачи» знаний, но коллектив (снова коллектив!) и жизненный отрезок пути, который в любом случае обучает человека. И без него человек не получит должной социализации. Разумеется, стоит согласиться с тем, что школа это коллектив и жизненный отрезок, но что касается остального, то оно кажется не убедительным.

Если исключить школу из указанного выше алгоритма, измениться только алгоритм, но жизнь человека течь не перестанет. Следовательно, отсутствие школы не исключает наличия коллектива (возможно, не столь постоянного) и уж совсем не влияет на жизненный отрезок пути, который все равно будет наполнен тем или иным содержанием. Знания в необходимом количестве могут быть даны с помощью репетиторов или экстерната. Что же приобретает ребенок в таком случае? Приобретает он свободу деятельности и необходимость самоопределения уже на стадии детства. И это еще один минус школы! Именно она нередко препятствует возможности ребенка самоопределиться и нащупать свое призвание (назовем это так), лишая ребенка свободной воли и становления индивида в нем. Ведь очень часто наблюдается картина, когда ребенок по окончании школы не знает что с собой делать («куда поступать» будет сказать правильнее) и слабо представляет как и что устроено в мире взрослых, от которого он до достижения 16 лет был отрезан почти полностью институтами принуждения и обезволивания.

Так что же происходило в школе все эти 10 (довольно большой отрезок времени) лет? А в школе детям выдают программные знания без учета индивидуальных особенностей и способностей, без ориентира на детские потребности (побегать, попрыгать), без желания привить любовь к знанию, без попыток привить детям духовное чутье. Ведь все должно быть просто: либо в школе обучают тому, что должно «пригодиться» в жизни, то есть давать им инструментарий. Но тогда возникает вопрос: зачем обучать детей тому, что им точно не нужно (углубленное изучение физики, химии, алгебры, геометрии и т.п.) и почему ребенок к окончанию школы оказывется столь беспомощным, что без поддержки родителей не может ответить на вопрос: что же дальше? Или же школа должна стать тем местом, где маленький человек получает основные базовые знания о том, что есть честь, совесть, добро, нравственность, дух, чистота, забота, сострадание и т.п. Но тогда возникает вопрос: почему об этом в наших школах дети (и учителя тоже) ничего не знают?

Например, Ганди это определял так: «Что значит образование? Это просто умение читать и писать. Это только инструмент. Но инструмент может быть употреблен правильно или неправильно. Инструмент, применение которого поможет исцелить пациента, может быть использован и для умерщвления его. Также и с грамотностью. Мы каждый день видим, как многие неправильно пользуются ею и лишь немногие находят ей должное применение; и если это так, то мы доказали, что в такой учености больше вреда, чем пользы. Цель педагогики - задать форму ведущего колесика. Воспитав совесть и честь, порядочность и честность, доброту и способность сострадать, мы заложили базу, которая определит характер эмоциональности и тип реагирования на окружающий мир. Если обозначить это как «духовное», нетрудно будет увидеть, что именно «духовное», только оно одно способно спродуцировать тот вакуум, который на протяжении всей жизни будет «всасывать» знания - «материальное». И только в этом случае «материальное» станет пищей для эмоционального эго, источником его развития».

Мы видим, что школа не выполняет никакой социально-полезной функции. Кроме одной! Это функция института принуждения. Вновь школа продолжает «традицию» отчуждения и отрицания ребенка, а учитывая продолжительность обучения, отрицания человека. Многие «отдавая» ребенка в школу, думают: «там его научат!», расписываясь, тем самым в собственном бессилии. Это значит, что и ребенок этих родителей, скорее всего, окажется бессильным. Отчуждение и неприятие проявляется и в том, что в школах равно не терпят «хулиганов» и «отличников». Первые, понятно, мешают учителям и доставляют им хлопоты (прежде всего им, не другим детям!), со вторыми еще сложнее, так как они ставят под сомнение нужность школы. Ведь, если ребенку все легко дается, зачем тогда все эти формальности, его познавательная способность итак на высшем уровне. Нередко это приводит к тому, что хулиганы и отличники оказываются в одной компании: первые потому, что «планка» слишком высока, вторые потому, что «планка» слишком низка. Итог, - через некоторое время все ученики в школе «выходят» на одинаковый уровень. К сожалению, на одинаково низкий уровень.

Итак, у нас получилось:

  • в школе нет стремления к знанию и нет привития любви к знанию, равно как и самого знания;
  • в школе нет ориентира на духовные и нравственные ценности;
  • в школе нет помощи и наставничества в вопросах социального самоопределения.
Исходя из трех указанных «свойств», мы можем набросать «портрет» среднестатистического выпускника школы:
  • он не любит и не умеет учиться, а свой редко выпадаемый досуг воспринимает почти как нечто аморальное с соответствующим наполнением этого досуга;
  • он не знает что и как «устроено» в социальной реальности, не имеет навыков интеграции в нее и не мотивирован интегрироваться в эту социальную реальность;
  • он не имеет багажа знаний и полезных навыков (всем известна пресловутая «поговорка»: забудьте все, чему вас учили в школе/вузе);
  • он не имеет понятия о нравственных и духовных ценностях;
  • он не умеет действовать самостоятельно, поскольку привык, что ему рассказывают, что и когда нужно делать и что будет, если этого не сделать (многим хорошо известен феномен, когда ребенок, поступив после школы в вуз, на первом курсе в силу инерции еще «учиться», а потом «срывается» в «свободную» жизнь, которой он никогда прежде не знал).
Теперь задайте себе вопрос: зачем мы отдаем детей в школу?

О еде и ребенке

Вначале два слова о грудном вскармливании. На сегодня это уже почти бесспорный факт, - чем больше дается ребенку груди, тем лучше. Если нет никаких сложностей и противопоказаний, лучше кормить до того момента, пока малыш сам не откажется от груди (это в любом случае произойдет по тем или иным причинам).

Еда, пожалуй, самая сложная тема, которая является еще и самой наполненной предрассудками. Ее сложность связана в основном с тем, что еда является проблемным местом почти каждого человека. Слишком мало людей знающих и чувствующих культуру приготовления и приема пищи. Скорее вы столкнетесь с человеком, который либо делает из еды культ, а потом не знает, куда от него деться, либо человеком, который не замечает, что ест, и потом тоже не знает, куда деться от последствий такого отношения к еде.

Но, как и во всем, в этой теме нужно помнить о трезвом отношении и подходе. Не стоит относиться к высказываемому здесь мнению, как к истине в последней инстанции и к самой еде тоже нужно относиться спокойно, но внимательно.

Прием пищи для ребенка это один из самых важных и значимых ритуалов. Во время еды малыш многому учится и в зависимости от того, как, когда и чем он питается, ребенок получит соответствующий набор навыков и информации.

Традиционным является агрессивное отношение к еде и приему пищи. Ребенок должен есть вовремя (три раза – утром, днем и вечером), количество еды, в принципе, не очень-то отличается от количества, которое потребляет взрослый и в рационе обязательно должно присутствовать все – белки, жиры, углеводы. Ну, а меню в обязательном порядке предусматривает мясо, яйца, хлеб и каши. Остальное факультативно. Вооружившись такой идеологией, мы начинаем ребенка усиленно кормить, приговаривая: будешь мало есть каши, - станешь слабым. Давай за маму, за папу, за бабушку и т.д. по всем родственникам разной степени близости.

Таким образом, при отсутствии у нас самих сознательного отношения к еде, мы начинаем «воспитывать» пищевую культуру нашего малыша. В результате получаем пищевые извращения и устойчивые негативные привычки в приеме пищи, за которыми с неизбежностью следуют болезни.

С другой стороны, если родители сознательны в своих пищевых пристрастиях, но слишком настойчивы в их привитии своему ребенку, это тоже может сыграть неожиданную роль. Просто из чувства противоречия малыш может отказаться от родительских, целиком правильных, наставлений.

Поэтому в еде, вероятно, как нигде принцип честности должен возобладать. Все, что связано с едой должно происходить без усилия и излишней суеты. Также как с самим собой: иногда вовремя, иногда нет, возможно, забыли поесть (увлеклись игрой) или не было желания есть или же наоборот, так проголодались, что только вернувшись с прогулки бросились за стол. И без нажима!

Но действительно важным нам показалось подчеркнутое отграничение приема пищи от других занятий. То есть если мы садимся есть, то мы сосредотачиваемся на еде и едим, и не совмещаем этот процесс с просмотром мультфильмов, чтением книг, рисованием, танцами или лазаньем по горке.

На наш взгляд одним из самых больших заблуждений, а может даже недугов современной цивилизации, является восприятие еды, как удовольствия и времяпрепровождения. Аналогичное отношение переносится взрослыми на детей, от которых ждут зверского аппетита и любви к долгим обильным застольям. Но у детей этого нет. Они с рождения еще правильно настроены на то, что еда - это восполнение энергетических ресурсов. Соответственно, когда этот ресурс не израсходован (пассивный образ жизни) или когда обстановка не располагает (да, и это тоже), или же просто малыш чем-то увлечен, он не станет есть. Причем действительно причиной отказа от приема пищи может быть и неудовлетворительная для еды обстановка (физическая или психологическая). Но главное, нельзя и нам взрослым забывать о том, что основная функция еды - восполнение энергетических ресурсов. Но уж никак не радость или удовольствие. Потому весьма сомнительно выглядят «поощрения» ребенка едой. В таких случаях нужно внимательно выявить те склонности и увлечения ребенка, которые могут оказаться лучшей и большей «наградой», чем конфета, мороженное или леденец.

С навыками приема пищи мы передадим ребенку значительно больше, чем думаем сами. Это и пищевые предпочтения и привычки, и атмосфера приема пищи и отношение к приему пищи как ритуалу или необходимости и, что самое главное, умение слушать свое тело, - когда оно хочет есть и что оно хочет есть. Как правило, тело подает четкие сигналы о наличии чувства голода и о том, чего хотелось бы поесть. К сожалению, ни взрослые, ни вслед за ними дети, не умеют различать потребность в количестве и виде пищи и моменте ее принятия.

Если мы осознаем хотя бы это, мы не должны настаивать на своем кулинарном невежестве и прививать его же своему ребенку. В этом месте можно поработать над собой, оставляя больше свободного пространства малышу для выбора еды, ее вида и количества. А сами мы в этот момент можем поучиться у своего ребенка. Главное не стесняться этого.

Большинство из того, что кроется за едой, сокрыто и от нас самих в глубинах бессознательного. Мы не всегда можем даже отследить ту или иную собственную склонность, связанную с кулинарией. Потому-то здесь и нужно быть особенно осторожным.

И поскольку у каждого из нас едва ли получится привить ребенку то, чем мы сами не владеем (именно в контексте еды), думается, что единственным золотым правилом для каждой семи должно стать отсутствие давления на ребенка до, во время и после приема пищи. Ведь хорошо известны случаи, когда чрезмерное давление при приеме пищи или настойчивость, связанная с включением/исключением тех или иных продуктов в рацион ребенка, приводили к неврозам, пищевым извращениям или болезням. Прием пищи и сама еда должны быть легкими, неагрессивными и спокойными. Скорее всего, такие «правила» помогут малышу самостоятельно сориентироваться в мире вкуса, продуктов и собственных ощущений от них.

О путешествиях с детьми

Пожалуй, в этой теме мы наработали самый большой опыт. Совместно с ребенком мы путешествуем с того момента, как ему исполнилось 2 мес. Причем, география поездок самая разнообразная и широкая. Поэтому берусь смело утверждать, что путешествие с ребенком это очень интересно, увлекательно и ничуть не «опасно».

Общепринятым является мнение, что с ребенком можно ездить, начиная, в лучшем случае с 3лет, и если уж ехать, то путешествие должно быть оседлым, с длительным периодом акклиматизации. Тенденции последнего времени в путешествиях с детьми опровергают почти все указанные утверждения. Говорю почти, потому что существуют индивидуальные особенности у каждого из детей. Действительно, есть очень впечатлительные малыши, которым слишком частые перемены мест могут не пойти на пользу. В этом вопросе каждый родитель должен сам пронаблюдать и определить какой формат путешествия наиболее подходит его ребенку. Но ездить с детьми надо! Это очень их развивает и помогает маленькому человеку ближе познакомиться со своими границами.

Дети достаточно комфортно себя чувствуют в поездках любого вида, при условии родительской толерантности к путешествиям. Если же родители сами не очень-то большие любители перемещений в пространстве, конечно же, малыш «отметит» это и, возможно, будет не лучшим образом переносить дорожные приключения. То есть здесь также работает правило честности.

Наиболее насыщенные впечатлениями оказывались поездки в экзотические страны, где все отличалось от того, как есть на нашей родине. Растительность, животные, люди, язык, климат – все по-другому. В таких ситуациях, возможно, малышу понадобиться больше внимания, тепла и участия с вашей стороны, чтобы адаптироваться к местности. В нашем случае это выражалось в том, что ребенок предпочитал передвигаться по улицам городов на шее у папы и старался избегать контактов с аборигенами, несмотря на их дружелюбие. Если же в подобном путешествии оказывались спутники-соотечественники или просто встречались соотечественники, то сразу все налаживалось. Язык и менталитет играли решающую роль.

Автономные путешествия с ребенком не вызывали никаких затруднений, при условии соответствующей подготовки к ним. Как показал наш опыт, малыши вполне сносно переносят даже пешие походы, в которых им приходится значительную часть пути преодолевать самостоятельно своими ногами. В пешем/водном/велосипедном походе родителям надо позаботиться о тепле, комфорте и безопасности детей. Основными моментами, на которые при этом нужно обратить внимание являются: теплая одежда, теплый спальник, каски, спасжилеты, горшок (если ваш ребенок еще им пользуется) и еда для ребенка. Обеспечив этот набор, и не забывая об элементарной аптечке, думаю, вполне удастся сделать любое путешествие полным и интересным.

И конечно же, нужно помнить о том, что вы и ваши дети – это одна семья. Они - один из ваших важнейших этапов жизненного пути, наполненный ярчайшим опытом самопознания, познания человеческой природы, границ и пределов воспитания и опыта поступающего из внешнего мира и, в конце концов, - радость в чистом виде!