Зона потенциального развития. Л

Лев Семенович Выготский спустя 40 лет после своей смерти много шума наделал в Америке и странах Западной Европы. В 1970-е его работы о развитии детей сделали Выготского настоящей иконой зарубежной психологии. Некоторые специалисты всерьез говорят о «культе» Выготского на Западе.

Его идеи лежат в основе советской психологии, которая стремительно потеряла популярность с открытием железного занавеса: «запрещенные» теории стали доступны для изучения и профессионалы с жаром принялись их осваивать: гуманистическая и когнитивная психология, арт- и семейная терапия, нейро-лингвистическое программирование и психоанализ - всему находилось применение.

Сам Выготский, между прочим, при жизни состоял в Российском психоаналитическом обществе (почти до самого его закрытия в 1930 году), а его ближайший коллега Александр Романович Лурия, будущий создатель нейропсихологии, вел переписку с модным тогда профессором Фрейдом.

Однако идеи психоанализа и бихевиоризма, тогда гораздо более радикальных, чем сейчас, совершенно не сочетались с советской идеологией. Бытие определяет сознание, а никак не наоборот, писал Маркс. К тому же, Выготского больше интересовало появление и развитие мышления, роль речи в становлении сознания.

Так появился культурно-исторический подход, в русле которого предполагается, что огромную роль в когнитивном развитии человека играют культура и общество. Эта идея оказалась сверх-популярной у специалистов, которые работают с детьми. Ведь теперь можно было опираться на достижения культуры, а не уповать на «плохие гены».

Кстати, многообещающая и востребованная сейчас эпигенетика как раз и изучает, как один и тот же ген по-разному реализуется в зависимости от внешних условий развития.

В СССР были разработаны уникальные методики помощи детям с особыми потребностями и новаторские подходы к обучению школьников. К сожалению, большинство этих идей так и не нашли своего места вне лабораторий и экспериментальных школ.

Зато в 1970-е подход Выготского оказался востребованным на Западе, где его идеи стали активно внедрять в практику обучения.

Высшие психические функции

(восприятие, память, мышление и речь)

По идее Выготского, появление этих функций - продукт культурного развития человека. Они не даны нам от рождения и формируются сначала как внешние, данные обществом, способы освоения среды. Постепенно эти внешние способы становятся внутренними, человек присваивает их себе в процессе обучения и культурного развития или, как говорил Выготский, интериоризирует. Огромную роль в передаче культурного опыта играют знаки и, в первую очередь, слово.

Высшие психические функции произвольны, человек может самостоятельно управлять ими. Люди различаются не только биологически (особенности работы мозга и нервной системы) - человек с одной и той же «биологической основой» может достичь принципиально разных результатов в своем психическом развитии в зависимости от окружения и среды, в которых он живет и развивается.

На практике:

Часто можно услышать жалобы взрослых или детей на свою память. Однако для человека доступны особые способы запоминания, которые не требуют феноменальной от рождения памяти.

Например, если ребенку трудно на слух запомнить стихотворение, вы можете вместе с ним сделать пиктограммы к каждой строчке текста. Сначала это потребует даже больше времени, чем простая зубрежка, но постепенно навык использования пиктограмм интериоризируется, а процесс запоминания ускорится.Так рисунки-пиктограммы станут «культурным орудием» для улучшения работы биологически заданной функции памяти.

Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка в поиске таких способов и средств, имеет смысл обратиться к детскому нейропсихологу: простые упражнения помогут ребенку развить память, восприятие, мышление и речь.

Социальная ситуация развития

Так Выготcкий назвал меняющуюся систему отношений ребенка с окружающим его миром. Для каждого человека социальная ситуация развития - это уникальный узор контактов с другими людьми, собственного опыта и условий развития, который меняется с возрастом, а также под влиянием внешних изменений.

В тот момент, когда социальная ситуация развития меняется, перед ребенком и родителями встает задача ревизии всей системы отношений. И поиска новых способов взаимодействия друг с другом.

На практике:

Если привычные способы общения с ребенком перестали работать, присмотритесь:

● Научился ли малыш чему-то новому? Возможно ребенок пытается доступными ему способами объяснить, что ему нужно чуть больше самостоятельности?

● Изменилось ли что-то в привычных отношениях ребенка? Появились ли новые люди - например, бабушка стала навещать чаще или родился братик? Исчезли ли знакомые - например, папа уехал в командировку или мама вышла на работу? Изменились ли сами отношения между людьми?

● Поменялось ли что-то в более широком окружении? Например, у родственников или друзей случилось важное событие, о котором много говорят или стараются говорить поменьше в вашей семье?

● Произошли ли перемены в «материальном» мире ребенка (от новой кроватки до долгожданных каникул на море)?

Иногда даже малозаметные детали оказываются важными для ребенка. Поговорите с ним об этом, скорее всего, он сам задаст вам все волнующие вопросы.

О том, как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили, можно узнать в одноименной книжке или на занятиях для родителей (например, в проекте «Капуста» или на занятиях у Юлии Борисовны Гиппенрейтер)

Зона ближайшего развития

В то время, когда Выготский выдвинул эту идею, мнения ученых были полярными. Одни считали, что обучение мало влияет на развитие, которое происходит спонтанно и по своим внутренним законам. Другие предполагали, что именно обучение и формирует ребенка, а его возрастные и индивидуальные особенности - небольшая погрешность в сложном образовательном уравнении.

Выготский предположил, что у каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития (ЗБР) - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем.

Обучая ребенка тому, что находится вне его ЗБР, мы зря тратим силы, так как для усвоения знаний у него нет достаточного ресурса. А предлагая ребенку изучить то, что он и так прекрасно умеет сам, мы тормозим его развитие.

На практике:

Если вы хотите научить ребенка чему-то важному для вас и пока еще сложному для него:

● Делайте это сначала вместе. Да, много раз подряд. Если малыш с удовольствием читает книгу вместе с вами, это еще не означает, что с тем же удовольствием он будет читать ее сам - ему просто пока это трудно.

● Готовьте почву для сложного навыка: сначала каляки-маляки, потом портрет папы. Попробуйте выделить нужные умения для того, чему вы учите ребенка: прежде чем делать каляки-маляки, имеет смысл научиться держать карандаш, а, может быть, для начала - мелок?

● Наблюдайте за своим ребенком: что ему сейчас интересно? Что получается, в чем ему нужна поддержка, а что пока не дается совсем?

Кстати, совершенно не обязательно, чтобы ребенка всему обучали родители. Педагоги, психолого, няни, родственники и старшие дети могут с радостью взять на себя часть работы.

Хотя Выготский много писал о развитии когнитивных функций, мне хотелось бы привести пример и про эмоциональную жизнь.

Бывает полезно отметить для себя, где находится у ребенка зона его ближайшего эмоционального развития. Что он уже умеет делать сам (например, пожалеть себя, разбив коленку), а в чем ему еще нужна помощь (например, при переходе от бодрствования ко сну).

Речь для себя и речь для других

Ученые заметили, что дети в возрасте 5-7 лет много разговаривают словно бы сами с собой. Этот феномен исследовал известный психолог Жан Пиаже и пришел к выводу, что дети думают и действуют более эгоцентрично, чем взрослые, в силу того, что дети пока еще менее социализированы и просто получают наслаждение от самого процесса произнесения слов. Такую речь Пиаже назвал эгоцентрической. И рассматривал ее как некоторый атавизм в процессе развития ребенка.

Выготский же увидел в этом бесконечном детском монологе совсем другую функцию - это же речь для себя! Внутренняя речь, та беседа, которую каждый взрослый ведет сам с собой в течение жизни. Просто у детей еще не произошла интериоризация этого процесса и мы становимся свидетелями превращения культурного навыка в часть психики маленького человека.

На практике:

Некоторые дети, проходя этот этап развития разговаривают буквально все время, когда они не спят и не едят (хотя некоторые умудряются не прерывать процесс и в эти моменты).

Заботливые родители утомляются, стараясь поддерживать бесконечное общение и не раздражаться от этого. Иногда появляется ощущение, что ребенок буквально все пространство заполняет собой и «вынуждает» родителя отдавать ему больше слов (внимания, любви, ресурсов), чем у того есть в запасе.

Среди людей внутренняя речь активизируется - вспомните себя в компании: сколько своих мыслей вы на самом деле произносите вслух?

В общем-то, поддерживая диалог в той мере, на какую вы способны, вы уже вносите вклад в развитие своего ребенка. В остальных случаях вы вполне можете заварить себе кофе и ограничиться согласным мычанием в ответ.

Совсем скоро ваша удивительная возможность «читать мысли» исчезнет, а ребенок будет удивляться тому, что у него есть способность разговаривать «без слов».

Игра

В отношении Выготского к игре, пожалуй, больше всего прослеживался его интерес к психоаналитическим исследованиям детства. Недаром, после закрытия детского дома-лаборатории одна из ведущих его сотрудниц, психоаналитик Вера Шмидт, работала под руководством Выготского.

По мнению Выготского игра является той деятельностью, в которой у ребенка развивается внутренняя речь, способность к логическому запоминанию, абстрактному мышлению, эмоциональной саморегуляции и умению действовать по правилам. Игра создает основу, на которой ребенок пробует и упражняется в том, что будет ему необходимо во взрослой жизни.

Почти 100 лет спустя мы все еще встречаем распространенное мнение, что игра - это бесполезное занятие. Да, появляются «игровые занятия» и все, что только можно делать с детьми, стараются делать «в игровой форме». Однако ученым и профессионалам по работе с детьми все еще приходится отстаивать смысл и ценность свободной детской игры - добавляя комментарии в статью 31 конвенции о правах ребенка, создавая ассоциации и компании по продвижению детской игры!

На практике:

У современных детей остается все меньше времени и возможностей для свободной игры: на улицу не выйдешь, да и не с кем, на неделе 5 кружков, а еще садик, школа, уроки и дополнительные занятия, начиная с младенчества.

Педагоги и специалисты по работе с детьми все чаще бьют тревогу: дети гиперактивные, плохо концентрируются и ничем не интересуются, не умеют дружить и вообще разучились играть во что-то, кроме компьютерных игр.

Что делать? Играть!

Любой детский психолог расскажет вам целую лекцию о значении игры для детей вплоть до подросткового возраста, а взрослый психолог поведает, как важна игра для всех остальных.

Да, возможность просто покопаться в песке (можно даже замок не строить), попинать мяч или поиграть в куклы вместе с другим детьми может оказаться гораздо более развивающим занятием, чем заучивание новых цифр и букв.

Нравится

Достигая определенного возраста, ребенок научается определенным делам, которые он может делать сам – ходить, застегивать пуговицы, мыть руки и т.д. Но в то же время для него существует еще и ряд таких дел, которые он может сделать только с помощью взрослого. Вот эта вторая категория и является зоной ближайшего развития ребенка. К третьей категории дел относятся остальные действия, в том числе и те, которые ребенок в данный момент освоить не в состоянии, даже с помощью родителей.

Л.С. Выготский доказал, что расширение умений ребенка происходит только за счет тех действий, которые относятся к зоне ближайшего развития: завтра ребенок будет самостоятельно делать то, что сегодня он делал с мамой и папой. Таким образом, если родители много занимаются с ребенком, зона его ближайшего развития становится максимально широкой и не включает только то, что он освоить не в состоянии. Такой малыш очень быстро усваивает множество навыков и умений, чувствует себя увереннее, благополучнее, успешнее. Предоставляя ребенка самому себе, родители сужают его зону ближайшего развития, снижают его потенциал.

Наглядно этот закон можно представить на примере того, как вы обучаете своего малыша езде на велосипеде. Сначала вы сажаете ребенка на велосипед и катите его, держа за руль. Постепенно ребенок начинает сам крутить педали и рулить, но вы продолжаете придерживать велосипед за сиденье. Наконец, вы отпускаете велосипед, и ребенок едет самостоятельно. Очень важно понять, когда наступает время отпустить: если вы сделаете это рано – ребенок может упасть и начать испытывать страх, отпустите поздно – у малыша разовьется чувство неуверенности в своих силах.

Как еще можно использовать в воспитании закон Л.С. Выготского

Множество родителей рано или поздно сталкиваются с тем, что ребенок перестает слушать то, что ему рекомендуют или велят родители. Чаще всего эти словесные посылы вызывают обратную реакцию – нельзя заставить ребенка читать, если вы сами не берете в руки книгу. Если вы хотите привить своему малышу полезные привычки, придерживайтесь их сами: устраивайте семейные чтения и соревнования, ходите на рыбалку, катайтесь на лыжах или коньках.

Какие еще эффекты можно получить от совместной деятельности? У ребенка в лучшую сторону меняется общая способность к обучению, растут его самооценка и удовлетворенность собой. Кроме этого, совместная деятельность родителей и детей способствует возникновению долгой дружбы и хорошего взаимопонимания.

На нашей планете детей проживает чуть больше, чем взрослых. Бездетное общество - вырождающееся общество. Правильное развитие ребенка - предпосылка духовной и практической деятельности взрослого человека.

В Декларации ООН определены условия выживания и ребенка - право на защиту, опеку, помощь, воспитание и образование.

На современном этапе развития мирового сообщества проблематичными являются вопросы, связанные с маленького ребенка. Появляется потребность обращения к науке детской и

Закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, необходимое и направленное - это развитие. Определение развития предполагает одновременное наличие этих двух свойств, именно они отличают его от других происходящих изменений.

Понятие развитие рассматривается в различных подходах в психологии. Согласно культурно-исторической теории, разработанной и предложенной отечественными психологами, источником развития является среда, в которой существует индивид. Именно в борьбе возникающих противоречий, обучения и собственных действий ребенка происходит его онтогенез. Л. С. Выготским было введено определение «зона ближайшего развития», означающее расхождение между тем, как ребенок развивается в данный момент, и его потенциалом.

Разрабатывая новые образовательные стандарты, ученые опирались на деятельностную теорию. Еще никогда Закон «Об образовании» и стандарты обучения и воспитания не были столь сильно пропитаны психологией. Говоря о том, что ребенок должен знать и уметь, имеется ввиду зона актуального развития.

Она представлена уже сформированными навыками, которые развились у ребенка без помощи взрослого. А при разговоре о достижениях обучающихся имеется ввиду зона ближайшего развития. в воспитании и обучении предполагает наличие у детей познавательной мотивации, умения планировать и прогнозировать свою деятельность, формирования контроля и самоконтроля.

Зона ближайшего развития расширяется благодаря помощи взрослого, поскольку самостоятельные навыки находятся в стадии формирования. Суть заключается в том, что выполняя задания с помощью воспитателя, учителя сегодня, завтра ребенок будет способен сделать то же самое самостоятельно. Создавая для дошкольника проблемную ситуацию и подстегивая его к выбору путей ее решения, взрослые таким образом стимулируют его развитие.

Зона ближайшего развития наиболее четко просматривается в дошкольном возрасте, поскольку именно на этот этап развития приходится большое число Многие ученые склоняются к мысли о том, что если ограничивать самостоятельность ребенка, не давать ему вырабатывать свою стратегию поведения, не предоставлять возможности пробовать и ошибаться, это может привести к задержке в развитии. Если все действия производить вместо ребенка, а не вместе с ним, то существует риск отсутствия появления умений и навыков, характерных для того или иного сензитивного периода.

Все дети неповторимы. Развитие каждого ребенка проходит с разной скоростью и степенью эффективности. Одним из факторов, который может существенно повлиять на становление психики и формирование учебных навыков малыша является помощь взрослых.

Однако родители, а порой и педагоги предлагают детям либо слишком простые задачи, с которыми малыши легко справляются, и поэтому не двигаются вперед в своем развитии; либо объясняют слишком сложные вещи, так и остающиеся за гранью детского понимания даже после пояснений взрослого.

Чтобы ваш ребенок мог успешно двигаться вперед, нужно правильно определить его зоны актуального и ближайшего развития.

Понятия, введенные Л. Выготским

Эти понятия ввел в 1930-х годах выдающийся педагог и психолог Л. Выготский, тем самым определив связь между уровнем обучения ребенка и его психическим развитием. Открытие, сделанное Л. Выготским, и сегодня актуально для родителей, которые нередко форсируют раннее совершенствование навыков и способностей малышей, притупляя их интерес к обучению и создавая усиленную нагрузку на детскую психику.

Знание о том, что такое зона ближайшего развития (ЗБР), поможет взрослым определить, в чем стоит «подтянуть» своего ребенка, а в чем он может развиваться быстрее своих сверстников.

Зона ближайшего развития - это те задачи, которые малыш выполняет неуверенно. Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого.

Вот какое определение данному понятию дает Л. Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания…»

Наряду с ЗБР Л. Выготский обрисовывает зону актуального развития - созревшие психические функции, умения и навыки, благодаря которым дети сами справляются с определенными задачами. В рамках ЗБР помощь взрослого ребенку не требуется.

Если же малыш даже после совместной работы со взрослым не научился самостоятельно справляться с задачей, значит, она пока находится в зоне актуально недоступного, и требуется время, чтобы эта задача перешла в ЗБР.

Теперь разберемся с описанными понятиями подробнее и рассмотрим, как они работают в жизни. Приведем несколько примеров, чтобы вы, уважаемые читатели, могли «нащупать» границы ЗБР:

ЗБР - это те задачи, к которым малыш проявляет интерес, с которыми способен справиться, если взрослые создадут опору или направят его собственные мысли и действия в нужное русло. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью родителя или педагога, но уже завтра способен будет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в ходе детских усилий и посильного умственного напряжения становится зоной актуального развития.

В ходе своих наблюдений Л. Выготский заметил еще одну интересную особенность: обучение выводит психические процессы ребенка на новый уровень. При этом для освоения определенных навыков есть оптимальные возрастные периоды, называемые сензитивными. Например, лучший возраст для того, чтобы ребенок научился ходить, - от 8 месяцев до 1,2 года. Однако временные рамки сензитивных периодов индивидуальны, и у каждого ребенка могут отличаться.

Нельзя сравнивать детей друг с другом! Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, оценивая его навыки и умения в прошлом и настоящем периоде. Такое сравнение помогает увидеть прогресс и порадоваться не только родителям, но и детям!

Как определить зону ближайшего развития?

Как правило, диагностику ЗБР проводят профессиональные психологи и педагоги на основе специальных опросников для родителей и в ходе наблюдений за детьми. Родителям, не знакомым с тонкостями педагогики, сделать это будет сложнее, но все же под силу. Попробуйте действовать следующим образом:

  • На листочке составьте список навыков, которыми ваш ребенок уже хорошо владеет, опишите задачи, решаемые малышом без вашего участия. Например, кроха умеет застегивать пуговицы, надевать штанишки и т.д.
  • Напротив каждого пункта в составленном списке напишите навыки, лежащие в той же области, что и освоенные, но с которыми ребенок пока не справляется без вашей помощи. Например, если малыш научился застегивать пуговицы, следующим шагом может быть умение завязывать шнурки на ботинках. Это и будет зона ближайшего развития.
  • Сосредоточьтесь на освоении усложненной задачи. Покажите крохе, как выполнять намеченное действие. Предложите сделать самостоятельно, поправляйте, но не выполняйте упражнение за него. Переходите к следующей задаче в зоне ЗБР только после того, как предыдущий навык полностью усвоен.

Зона ближайшего развития - это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального. И единственное условие успеха заключается в том, что ребенок и взрослый действуют на равных, а педагог или родитель выступает в роли советчика, не выдавая свое превосходство!

Зона ближайшего развития (англ. zone of proximal development) - понятие, введенное в нач. 1930-х гг. Л.С. Выготским для характеристики связи обучения и развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого (в совместной деятельности): то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (способностями, навыками, умениями). Ее наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка Зона ближайшего развития , на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка. См . Зоны развития , Обучающий эксперимент , Обучение и развитие .

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Зона ближайшего развития - понятие, введенное Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания - самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой З. б. р. - область несозревших, но созревающих процессов, и составляет по Выготскому З. б. р.