Как понять что говорит маленький ребенок. Когда ребенок начинает говорить

Дети уже с момента своего появления на свет начинают знакомиться с окружающей средой и общаться с помощью жестов, звуков и мимики. Вместо речи они используют язык тела , с помощью которого выражают свои эмоции, и желания.

Улыбка ребенка

Одним из самых ранних элементов общения ребенка можно считать улыбку. Она выражает радость и удовлетворение ребенка . Эти первые улыбки сопровождаются размахиванием ручками и ножками, а также довольно странными звуками. Ребенок способен улыбаться уже через несколько часов , слегка приподнимая при этом уголки губ. Уже с четвертой недели своей жизни малыш может полноценно улыбаться. Этот момент очень важен для формирования связи между матерью и ребенком. Следующим шагом в развитии эмоциональных чувств является «социальная улыбка », которая предназначена для других людей, а не только для мамы. В это время ребенок открывает для себя, что его окружают разные люди. Со временем кроха научится проявлять и другие эмоции, такие, как гнев, разочарование, веселость. Кроме того, в 5-6 месяцев малыш улыбается с выражением счастья на лице, а в 7-8 месяцев может расхохотаться.

Зрительный контакт

Еще один способ найти «общий язык» с окружающими - это зрительный контакт . После рождения у ребенка еще слабое зрение. Но он учиться распознавать лица своих родных. До третьего месяца жизни дети любят разглядывать лица людей, и тратят на это занятие очень много времени. С развитием навыков зрения их все больше и больше начинают привлекать различные предметы. Начиная с седьмого месяца, кроха уделяет половину времени своего бодрствования наблюдению за находящимися поблизости предметами. Он старается сопоставить их с собственными взглядами на мир. Ваше чадо может подолгу разглядывать игрушку, выискивая на ней различные детали.

Плач и потребности малыша

Плач - это также важный элемент коммуникации ребенка, свидетельствующий о его потребностях. По данным Американской академии педиатрии нормальный здоровый ребенок плачет от одного до четырех часов в день. Таким образом он пытается передать взрослым информацию. Плач - это естественное поведение ребенка. Но стоит отметить. Что существует много видов плача, которые различаются по высоте тона и ритма.

Крик - громкий, долгий плач, который внезапно появляется - означает боль.

Ритмичный плач - он начинается с беспокойного нытья, похрюкивания, а затем следует то усиливающийся, то уменьшающийся плач - означает голод.

Поплакивание - суетливый и слабый плач - ребенок хочет спать .

Поскуливание - тихий плач, который вдруг взрывается - означает плохое самочувствие.

Выкрикивание - громкий плач, пауза, потом вдох и очередная порция крика - ребенку страшно.

Рев - громкий нарастающий плач, который обычно сопровождается размахиванием руками - означает дискомфортные ощущения в подгузнике.

Стойкие рыдания - долгий плач в основном перед сном - означает усталость и сонливость.

Крик, который передает чувство дискомфорта - ребенок плачет громко, плач то усиливается, то утихает - ребенку некомфортно, слишком горячо или слишком холодно.

Взрыв - полный гнева плач, сопровождающийся внезапным потоком слез - означает ярость.

Ритмичное нытье - низкий, умоляющий крик - это чувство одиночества.

Мимика лица

С момента рождения ребенок может выражать различные эмоции мимикой . Сначала это заинтересованность, боль и акцентирование внимания на чем-либо. В возрасте шести недель ребенок может выражать счастье. Когда крохе исполнится три - четыре месяца, он сможет показать Вам свое удивление, а в пять-девять месяцев - гнев, страх, отвращение, радость и стыд. И только на десятом-двенадцатом месяце жизни при помощи мимики ребенок может выразить скуку, гнев и нетерпение.

Язык тела

Маленький ребенок при виде близкого ему человека часто размахивает руками. Таким образом он пытается сказать о своем волнении. Если же размахивание ручками сопровождается красным, скривленным личиком, это может означать разочарование, страх или гнев. Атаки злости сопровождаются также размахиваниями ножек. Первые жесты малышей основаны на движениях рук. Вытягивая руки в сторону игрушки, ребенок показывает свою заинтересованность. А вот сжатые кулачки могут свидетельствовать о том, что ему что-то не нравится. В возрасте семи месяцев малыш может выступить инициатором игры - он будет подбрасывать предметы, призывая родителей их поднять.

Разговорная речь

Наконец, у ребенка появляется разговорная речь. Уже в возрасте 2-3 месяц он может издавать отдельные звуки. В 6 месяцев малыш начинает лепетать. Он уже способен выговаривать целые слоги, например, ба-ба-ба, да-да-да. Уже на этом этапе речи можно понять, на каком языке разговаривает ребенок . Детский лепет - это своеобразная тренировка перед тем, как ребенок научится разговаривать. Кроха начинает играть со звуками, их интенсивностью и высотой. Сначала он повторяет один слог по нескольку раз, а затем учится сочетать вместе различные слоги. Несмотря на то, что лепет не имеет никакого смысла, у ребенка появляется ощущение, что он таким способом общается с окружающим миром. В этот период необходимо много разговаривать с ребенком и пробовать наладить диалог. Дети, с которыми часто говорят родители, чуть позже могут освоить значительно больше слов, чем их сверстники. Свои первые слова ребенок может сказать в годовалом возрасте, правда, у некоторых это получается раньше, другие же детки начинают говорить значительно позже этого возраста.

И на конец, несколько слов о языке жестов . В последнее время стало модно учить детей так называемым «символическим жестам». Это помогает им в общении с миром, пока они не начнут говорить. В 1982 году ученые обнаружили, что ребенок общается при помощи жестов, которые очень легко показать.

Например:

  • питание - ребенок прикладывает ко рту кончики пальцев
  • напиток - кроха кладет палец в рот
  • шапка - поглаживает себя по головке

Учить ребенка подобному языку нужно с первого года жизни. Это снизит переживания малыша по поводу того, что он хочет общаться, а еще не может. Такого рода жесты могут оказаться веселой игрой и помочь в изучении разговорной речи.

Ожидание первых слов малыша всегда вызывает трепетные чувства у родителей. Сначала он только плачет и кряхтит, но вскоре начинает гулить, тренировать гласные звуки и произносить целые слоги. Чтобы малыш в будущем говорил правильно, с ним нужно постоянно заниматься, обращая внимание на все изменения в его лепете. Тогда родителям в будущем точно не придется обращаться к логопедам.

Первые звуки и «детский лепет» малыша

До того времени, когда малыш начнет произносить членораздельные звуки, пройдет несколько месяцев. Все дети, конечно, развиваются разными темпами: кто-то быстрее, кто-то - чуть медленнее. Однако первые три месяца каждый грудничок только спит, кушает и плачет. В этот период закладываются основы его будущей речи. Младенец быстро учится использовать свой голос, чтобы объяснять взрослым, что ему нужно. Когда он поймет, как это делать, его успехи в говорении станут для родителей более заметными.

Весь период подготовки к произношению первых слов можно разбить на несколько этапов, в зависимости от возраста карапуза:

  1. Первый месяц - плач и кряхтение. Этими нехитрыми способами малыш указывает родителям на мокрые пеленки, на то, что ему холодно, жарко, больно (колики, боль в ухе при воспалении, забитый носик), хочется есть или пить.
  2. Второй-третий месяцы - первые звуки. Двухмесячные карапузы уже пытаются произносить гласные «а», «о», «э». Некоторые тренируют и согласные «м», «б», «п», близкие к механизму сосания. Малыш осознает, что он может издавать звуки, и постепенно начинает контролировать эти действия.
  3. Четвертый месяц - произношение слогов. К четырем месяцам карапуз развивается настолько, что произносит слоги, которые также называют «детским лепетом». С этого момента остается немного времени до первого слова малыша. Он скажет его, как только научится произносить основные звуки и слоги.

Факторы, влияющие на развитие речи

Речь крохи - ювелирная система, на развитие которой влияют несколько факторов. И это отнюдь не только собственно развитие речевого аппарата будущего говоруна. Что же еще? Говорение - это сложный процесс, который протекает под действием многих факторов.

Физическое развитие

Проблемы со здоровьем могут стать причиной задержки речи. Своевременно посещайте педиатра и других специалистов, которых вам рекомендуют, соблюдайте их рекомендации. Следите за тем, чтобы малыш хорошо питался. До 6 месяцев рекомендуется кормить его грудью. Если это невозможно, проконсультируйтесь со специалистами по поводу выбора смеси.

Крепкая нервная система

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Задержку речи вызывают и различные неврологические проблемы. Чтобы избежать их, поддерживайте дома спокойную обстановку, делайте малышу , проводите гимнастику. Если ребенок часто плачет или плохо спит, обязательно покажите его детскому неврологу. Также если были проблемы со здоровьем во время беременности, родов и периода новорожденности, необходимо посетить невролога и прислушаться ко всем его рекомендациям.

Грамотная речь в семье

Этот фактор играет, вероятно, самую важную роль. Чтобы малыш быстрее заговорил, ему важно слышать грамотную человеческую речь вокруг, которую он потом повторит. Поэтому общайтесь со своим карапузом как можно чаще, говорите ему слова и указывайте на людей и предметы, которые они обозначают. Дети - это маленькие “повторюшки”, они всегда подражают взрослым, поэтому разговаривайте с малышом четко.

Почему сюсюканье плохо влияет на речь малыша?

В процессе развития все дети копируют взрослых. Малыши постарше имитируют мамину походку, повторяют ее любимые слова и целые фразы. Это их способ обучения и познания окружающего мира. Если вы будете коверкать слова и искажать интонации, ребенок начнет подражать вам. В результате у него появятся речевые дефекты, которые придется устранять с привлечением логопеда. Поэтому не коверкайте слова, произносите их правильно.

С самого рождения малыша родители с нетерпением ждут его первых слов. В три месяца у многих младенцев уже получается пропеть несколько гласных звуков. В 4-5 месяцев малыши могут произносить несколько слогов. В 7 месяцев они внимательно прислушивается к взрослым разговорам, повторяют простые слоги по несколько раз (ма-ма-ма, ба-ба-ба) и понимают значение слов: да, нет, дай. В 8-10 месяцев у ребенка начинается звукоподражание людям, животным, звукам транспорта и бытовой техники.

Факторы, влияющие на развитие речи





В год малыши обычно знают свое имя и произносят его (многие, по-своему, смешно коверкая звуки), могут повторять одно- и двусложные слова за родителями, понимают значение около 20 часто употребляемых слов.

Формирование речи – сложный процесс, чтобы он протекал нормально, необходимы:

  • постоянное общение с малышом без сюсюканья. Разговаривайте с ребенком, читайте ему стихи, рассказывайте сказки, рассматривайте и комментируйте картинки в детских книжках , играйте, занимайтесь рисованием и лепкой . Все это должно сопровождаться разговорами;
  • игрушки, развивающие мелкую моторику . Чем раньше начать этот процесс, тем быстрее заговорит ребенок;
  • адекватная психологическая обстановка в семье. Спокойные, доброжелательные отношения между членами семьи способствуют своевременному формированию речи;
  • нормальное развитие нервной системы ребенка. Неврологические проблемы могут вызвать задержку речи. Причиной бывают болезни при беременности, осложнения во время родов.

Важно!

Если есть подозрение на нарушение психического состояния малыша, немедленно проконсультируйтесь с неврологом. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем проще ее преодолеть.

Выводы

Если ребенок в состоянии произносить слоги, пытается подражать звукам животных и техники, он скоро заговорит. Не волнуйтесь, если ровесники сына уже вовсю разговаривают, а он произносит только несколько слов, у каждого своя индивидуальная программа развития. Он заговорит и нагонит друзей. Словарный запас интенсивно увеличивается после 4-5 лет, когда малыши хорошо соотносят значение слова с его звучанием. Следует помнить, что девочки начинают говорить на пару месяцев раньше мальчиков, поэтому не сравнивайте разнополых детей.

Интернет-магазин «Дочки-сыночки» предлагает развивающие игрушки , которые тренируют зрительное и слуховое восприятие ребенка, развивают мелкую моторику, память и фантазию. Все это способствует формированию речевых навыков.

Часто дети 1-2-3 лет ведут себя непонятно, и родители путаются в догадках, не зная, как унять истерику у ребенка. Что означает поведение ребенка и как правильно расшифровать его невербальные сигналы, чтобы понять, что в действительности с ним происходит, читайте в материале от uaua.info .

Двухлетки выражают свои эмоции довольно необычном образом. Дети должны учиться разбираться в эмоциях, но и родители должны понимать своих малышей, тем более,что разгадать их тайный код не так уж и сложно. Ваш малыш учится говорить и становится маленьким упрямым и своевольным человеком, если не сказать большего. Маленький начальник указывает вам, где сесть, какие штаны ему угодно надеть сегодня, и что бы ему хотелось на обед.

Но когда дело доходит до выражения более сложных мыслей и эмоций на словах, ему все еще тяжело, а это значит, что вы часто вынуждены интерпретировать некоторые элементы его странного поведения. Сведения экспертов помогут нам расшифровать скрытый смысл истерики малыша и язык тела.

1.Ребенок избегает зрительного контакта

Перевод: он смущен

Когда дети отводят взгляд, они говорят вам, что они устали и нуждаются в перерыве от своей роли «гвоздя программы». Но где-то ко второму дню рождения у ребенка уже развивается способность к такой самосознательной эмоции, как стыд.

Например, он знает, что вы злитесь, потому что он снова забрал у младшего братика медвежонка. Когда маленький ребенок отказывается смотреть на вас, это значит, что он понимает, что его действия могли разочаровать вас.

Ваша реакция: Обозначьте то, что ребенок сделал неправильно в простых, коротких предложениях - «Мы не рвем книжки», «Мы не толкаемся» - и предложите вариант, как поступать правильно, например, приклеив вырванную страничку или обняв плачущего друга. Ребенок должен понять, что все люди ошибаются, но важно сделать что-то, чтобы исправить ошибку.

2.Ребенок тащит с собой в кроватку все мягкие игрушки

Перевод : Ему страшно

Еще недавно малыш спокойно спал в теплом одеяле. И вдруг, он требует взять с собой в кровать столько игрушек, что она похожа на современный арт-проект. Это тот возраст, когда воображение ребенка берет свое, и он начинает видеть кошмары и заселять шкафы монстрами. Знакомые и любимые игрушки в непосредственной близости дают ребенку чувство безопасности, когда он уплывает в сон или просыпается посреди ночи.

Ваша реакция: Двухлетки мыслят очень буквально, поэтому все их надуманные монстры кажутся такими реальными. То, что вы покажете ребенку, что в шкафу ничего нет, его не убедит. Они просто думают, что вы монстров не видите. Поэтому разрешите малышу окружить себя таким количеством любимых вещей, какое ему нужно. Если вы обеспокоены тем, что он может скатиться с кровати, задействуйте другую особенность детей такого возраста: желание принимать решения. Спросите у него, какие три мягкие игрушки, две книги и один конструктор он берет в мир сновидений с собой сегодня.

3.Ребенок поднимает футболку и прячет в ней лицо при встрече с незнакомым человеком

Перевод : он взволнован

Задумайтесь о том, когда вы в последний раз были на мероприятии, на котором не знали ни единого человека. Вы, вероятно, убеждали себя, что «хорошо ведь куда-то выбраться с другими взрослыми людьми, а у этой барышни красивая блузка, может подойти поговорить с ней…», и тут же хватали бокал вина, чтобы чем-то занять руки.

Рассматривайте поведение вашего малыша в соответствующем по возрасту эквиваленте социальной неловкости взрослого. Он еще не может преодолевать нервозность, поэтому пытается совладать с ситуацией в чисто сенсорной и физической манере. Некоторые дети начинают жевать футболку или тянуть брюки, а другие могут схватиться за вашу ногу, сосать большой палец, или упасть на пол и спрятать свое лицо.

Ваша реакция: Аккуратно выманите вашу черепашку из ее панциря. Маленькие дети всегда перенимают у родителя манеру, как реагировать на новые ситуации. Расслабьте плечи, улыбнитесь и скажите «Привет» новым знакомым, и ободряюще сожмите ручку ребенка. Это даст ему понять, что его окружение безопасно и дружелюбно. Затем дайте ему время, чтобы освоиться.

4.Ребенок прячется за мебелью, если «наделал» в подгузник

Перевод: ему нужно уединение


Это обычное поведение малыша говорит о двух вещах: во-первых, ребенок понимает, что ему нужно в туалет, во-вторых - он видит, что взрослые делают свои дела в уединении. Это два положительных сигнала о том, что малыш готов к приучению ходить на горшок.

Какой же самый главный сигнал? Ребенок сразу же просит сменить грязный подгузник. Если ребенку все равно на то, что он ходит с грязным подгузником, он не готов к горшку. У большинства малышей интерес к туалету просыпается как раз в возрасте от 2 до 3 лет, в этом возрасте знакомство с горшком пройдет быстро и легко.
Ваша реакция: Поощряйте желание ребенка побыть наедине, но направляйте его в ванную/туалет. Правильная комната в доме - правильный шаг. Нет никакой необходимости принуждать ребенка сидеть на горшке.

5.Ребенок ужасно себя ведет - бросается едой, бьется, ломает игрушки

Перевод: он не в духе


Это шокирует и ужасно беспокоит, когда обычно спокойный двухлетний ангелочек превращает в Дитя Зла. Но важно понять, что своевольный поведение - это, вероятно, просто реакция на текущую ситуацию, а не признак того, что изменился его характер. Обычно, когда дети этого возраста выделываются, они хотят сказать вам, что им скучно, они устали или им нужно внимание.

Ваша реакция: Постарайтесь выяснить, что происходит. Если поведение вызвано скукой, настало время достать Lego и поиграться вместе с ребенком, или же сходить в парк, чтобы сменить обстановку. Малыши должны узнать, что есть лучшие способы, чтобы привлечь ваше внимание, чем истерика. Тайм-аут для ребенка - на пару минут вы оставляете его одного - даст понять, что вы не будете мириться с неадекватным поведением. После чего можно смело переходить к веселому занятию.

6.Ребенок выходит из себя, пока вы режете клубнику, которую он же у вас попросил

Перевод: он хочет ее немедленно


Дети рождаются ужасно нетерпеливыми. Они суетятся и стонут о том, что им незамедлительно нужна еда! Чистый подгузник! Баюканье! Неспособность малыша сдерживать свой пыл является напоминанием о том, что, хотя он растет со скоростью света, он до сих пор маленький ребенок. Префронтальная кора, область мозга, которая отвечает за самоконтроль - в том числе за способность справляться с ожиданием, пока удовлетворятся просьбы и потребности - начинает активно развиваться где-то в возрасте от 2 до 7 лет.

Ваша реакция: Не старайтесь выполнить малейшие капризы ребенка, включая суперсилу. Вместо этого, скажите, что вы слышали просьбу и выполните ее, когда сможете. Со временем постепенно оттягивайте момент того, когда просьбы будет выполнена, говоря ребенку: «Мамочка домывает посуду, затем высушит ручки, откроет холодильник и нальет тебе яблочный сок». Вы учите малыша ценному навыку - терпению, настаивая на том, что он должен подождать, если хочет чего-то.

7.Ребенок кричит «Нет, моя мамочка!», когда к вам приближаются другие дети

Перевод: он хочет, чтобы вы обратили на него внимание


«Липкое» поведение может свидетельствовать о том, что ребенок чувствует, что ему вас недостаточно, особенно если вы подолгу работаете или в доме появился еще один малыш. Нужно понять, как бороться с детской ревностью.

Если ничего не изменилось, такое собственничество - неотъемлемая часть расцветающего чувства собственного достоинства у двухлетки. Период «Мое, мое, мое» раздражает, но это на самом деле положительная тенденция, потому что она означает, что малыш делает успехи в выяснении того, каким человеком он является. На данном этапе, его видение себя привязано к вещам, которые являются наиболее ценными для него, а мама - точно вне конкуренции среди них.

Ваша реакция: Обнимите ребенка, и скажите ему, что вы, безусловно, его мама и вы его любите. Но вы также можете использовать такую ситуацию в педагогических целях, обучая навыку делиться. Скажите: «Я твоя мама, не ее или его, но я же могу хорошо относиться к другим деткам и говорить им «привет».

Теперь вы знаете, как разобраться в сигналах, которые посылает вам ребенок, и сможете без истерик и капризов посетить все новогодние представления для детей.