Коллекционирование как средство развития исследовательской деятельности детей. Коллекционирование в детском саду

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Организация: МБДОУ №12 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

Педагоги детского сада большое внимание уделяют развитию познавательной активности дошкольников. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой развития ребенка, и определяется как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Изучая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и со взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.

Использование метода коллекционирования способствует возникновению общения, совместных детских игр. Выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию.

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.

Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности.

Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес, по мнению Щукиной Г.И., представляет собой:

* избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

* стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

* особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас: исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

М.И. Лисина и А.М. Матюшкин разделяют такую точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”

Я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, открытки с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками, альбом с марками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

Группа наша непростая, есть дети двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования, развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И что только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками…

Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами. Но настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Кстати, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Авторы программы “Истоки” считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В “Программе обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильевой, в разделе “культурно - досуговая деятельность”, ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе “Юный эколог” отмечает, что “дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании”. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором “могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Желательно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал. Авторы парциальной программы “Мы” для активизации познавательной активности дошкольников предлагают опираться на наблюдения и опыты с живыми и неживыми объектами. Не дано никаких рекомендаций по созданию коллекций, однако для обогащения знаний детей предложено использовать игры с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками и т.д.

Таким образом, анализ программ показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности. В программах даны лишь примерные тематики коллекций, содержание деятельности с детьми не раскрывается.

За время работы по данной теме специальных книг по вопросу коллекционирования с дошкольниками обнаружить не удалось. Изучение литературы показывает, что до 2002 года педагоги-дошкольники нечасто использовали коллекционирование. Было очень мало статей по теории вопроса, материала из опыта работы. В последнее время в журналах “Игра и дети”, “Мама и малыш”, “Счастливые родители”, “Дошкольное воспитание”, газете “Дошкольное образование” появились статьи, в которых содержится интересный материал по организации коллекционирования с дошкольниками. Так, в статье Н.А. Рыжовой “Как стать коллекционером ” (журнал “Игра и дети” №4-2004г.) имеется интересная информация о том, какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций. В статье “Каменная ”эпидемия ” (журнал “Обруч” №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями. Большой интерес для работы с дошкольниками представляют статьи Ю. Каспаровой, опубликованные в журналах “Мама и малыш” (2005г.) и “Игра и дети” (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа “лото”. Психолог Наталья Богданова в статье “Юные натуралисты ” (журнал “Счастливые родители”) рекомендует начинать коллекционирование природных материалов и проводить игры с камушками, ракушками, шишками, песком, листьями с детьми начиная с 1,5- 3-х летнего возраста. Она предлагает для малышей игры “Догадливые ножки ”, “Коробочка с диковинками ”, “Парные листочки ”, “Дорога лилипутов ” и другие, направленные на развитие памяти, моторики, наблюдательности, речи, тактильных ощущений.

Изучение опыта работы в книге Н.А. Рыжовой, Л.В. Логиновой «Мини - музей в детском саду», статье Н.А. Рыжовой «Как стать коллекционером» помогли мне спланировать и организовать свою деятельность по созданию мини-музея «По морям по волнам» в группе детского сада, проведении тематических выставок, оформлении и пополнении различных коллекций.

развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:

Создать условия для развития детского коллекционирования;

Развивать любознательность и познавательную активность детей;

Учить детей находить решения в нестандартных ситуациях;

Способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

В работе по организации коллекционирования использовала:

Технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;

Технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

В своей педагогической деятельности основывалась на принципах:

  • личностно-ориентированного подхода;
  • системности;
  • доступности;
  • научности.

Вся работа проходила в три этапа:

ознакомление с коллекционированием:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми.

создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
- организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей и их родителей к получению информации об объектах коллекционирования.

организация собственных выставок и коллекций детей в рамках мини - музея «Русской народной игрушки» в группе детского сада:
- привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей;

Представление семейных коллекций.

Формы работы с детьми и родителями:

  1. Анкетирование родителей (изучение отношения родителей к коллекционированию как виду познавательной деятельности).
  2. Консультация для родителей (формирование положительного отношения родителей к коллекционированию).
  3. Встречи с интересными людьми - коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада (вызвать у детей интерес к коллекционированию).
  4. Посещение тематических экскурсий в этно - центр «Берегиня» города Бердска (расширение знаний детей об окружающем мире).
  5. Организация мини лаборатории в группе (знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения).
  6. Чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, презентаций (знакомство детей с разнообразными способами получения информации).
  7. Индивидуальные беседы с детьми по интересам (поддержка и развитие детских интересов).
  8. Организация выставок коллекций детей в детском саду (развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций).
    Достоинством работы по коллекционированию считаю его интегрированность, так как собранные детьми коллекции используются в непосредственной образовательной деятельности, способствуют формированию интегративных качеств детей: общительности со взрослыми и сверстниками, соблюдению общепринятых норм и правил поведения, эмоциональности и отзывчивости, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, владение универсальными предпосылками учебной деятельности. Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Глубокое изучение современных источников литературы, специальных журналов позволило составить картотеку материалов о коллекционировании с детьми дошкольного возраста.

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Заинтересовавшись моими коллекциями, дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой. Постепенно дети стали показывать «свои драгоценности», рассказывать о предметах своего собирательства. Мне стало понятно, что назрела необходимость общего дела, способного объединить наш детский коллектив.

Коллекционирование - увлекательная деятельность.

Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему?). Дети дошкольного возраста – настоящие исследователи, простейшие опыты, эксперименты всегда вызывают любопытство и активность. Педагог должен создать тот мир исследования предметов, тот увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.
Этому и способствует коллекционирование предметов.

Коллекции - это классификационная работа. Классификация очень важная развивающая задача и решать ее через создание и собирание коллекций - не только увлекательно, но и познавательно! Пригодятся для этого разные вкладыши от конфет, коробки от конфет имеют разные фигурные вкладыши. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Наш опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Организация мини-выставок коллекций в группе детского сада

Идея создания мини-выставок различных коллекций в группе возникла по нескольким причинам. Такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно - образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей.

Другая задача – познавательно - образовательная. Ведь первые попытки сравнения экспонатов обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим и предметным миром.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.

Первая тематическая выставка была организована в сентябре в группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили экспозицию "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм.

Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах.

Приближался Новый год, смена осеннего периода на зимний, смена времен года: время! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинные часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время.

В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик.

Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки коллекций, созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам коллекций были проведены различные формы организации детской деятельности.

Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект.

Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком, из выращенных ими овощей причудливой формы, какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например: из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортиллу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников!

Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы, связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным.

Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно - образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимую работу родителей. После завершения действия экспозиции вниманию родителей предоставляются фото - отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Предлагаю завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах, причем сами дети (старшие дошкольники)- создатели коллекций являются экскурсоводами.

Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарок, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет.

Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.

Выставка для ребенка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взрослых.

Литература:

1. Интернет-источники

2. Прохорова С.Ю. "Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования". Ульяновск, 2011

3. Рыжова Н.А. "Как стать коллекционером" (журнал "Игра и дети" №4 - 2004)

4. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы /пособие для педагогов/ руководитель авторского коллектива Н.В. Федина. - М.Просвещение, 2012

Венглевская Наталья Владимировна

Воспитатель, ГУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 города Павлодара", г. Павлодар

Венглевская Н.В. Технология коллекционирования в образовательной деятельности детей // Совушка. 2018. N2(12)..02.2019).

Заказ № 109182

В Китае говорят:

“Кто имеет увлечение,

проживает две жизни”.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно - воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Развитие познавательного интереса способствует становлению личной позиции в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди средств развития познавательного интереса дошкольников можно выделить коллекционирование.

Коллекционирование (от латинскогоcollection- собирание, сбор). - это систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный интерес.

Коллекционирование - это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:

  • киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
  • легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
  • плангонология - собирание разных кукол.
  • филолидия - собирание упаковок.
  • филателия - собирание почтовых марок.
  • бонистика - собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
  • нумизматика - собирание различных монет.

Плангонология - коллекционирование кукол.

Киндерфилия - сбор фигурок из киндер-сюрпризов. Обычно объектами коллекционирования в таких случаях становятся игрушки из какой-либо определенной серии.

Барбифилия - сбор кукол Барби и всего, что с ними связано - нарядов, аксессуаров, кукольных домиков.

Не все авторы базисных программ выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательных интересов активности дошкольников. В связи с тем, что мы работаем по программе «Радуга», хотелось бы поподробнее остановиться. Авторы данной программы с целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации, рекомендуют создавать коллекции.

Начинать коллекционировать нужно начинать с детьми в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте у детей начинается собирательство, которое лежит в основе коллекционирования. С детьми данного возраста педагог создает сокровищницы - чудесные мешочки или коробочки. Совместно с родителями изготавливают коробочки или шьют мешочки на каждого ребенка, в котором можно ребенок может хранить небольшие предметы, в которых нет ярких проявлений индивидуальности ребенка, но просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки) девочки - платочки, тряпочки, заколки).

В среднем дошкольном возрасте в совместно организованной деятельности дети знакомятся с рукотворным материалом - тканью, бумагой, нитками и из образцов создаются коллекции, которые в процессе будут дополнятся. Дети, работая с коллекцией узнают о разных свойствах предметов. На основе полученных представлений дети формулируют правила обращения с вещами.

В старшем дошкольном возрасте развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любованию, рассматриванию, демонстрацию сверстникам, родителям.

В связи с тем, что мы работаем в группе для детей старшего дошкольного возраста, в нашей группе, собраны разные коллекции, как готовые, которые приобретены в магазине, так и изготовленные совместно с детьми. Коллекции находятся в свободном доступе у детей и расположены в центре экспериментирования.

Наши коллекции мы разделили на группы:

Коллективные - в создании коллекций принимают участие педагог и дети или, дети и родители.

Индивидуальные - ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.

Домашние - это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы:

«Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года.

Длительные - это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, - это экспонаты, которые можно трогать, рассматривать.

В совместно организованной деятельности, были созданы коллекции:

Коллекция пуговиц - в процессе создания данной коллекции дети самостоятельно подбирали пуговицы по размеру, цвету, форме, по материалу изготовления (железные, пластмассовые, деревянные), учились их пришивать.

Коллекция ткани - «Подбери по образцу», «Из чего сделано…».

Коллекция бумажных машин - однажды рассматривая коллекцию машинок, принесенных из дома, мы решили создать свою коллекцию бумажных машин. Для этого мальчики учились работать с чертежом, (какие части можно вырезать, а какие нет), в процессе решали проблемные ситуации, но находили выход, например, была отрезана часть которую надо приклеивать, Что делать?

Коллекция открыток - открытки в нашей коллекции мы разделили по тематике: это открытки к праздникам (день рождения, 8 марта, новый год). Для познавательного развития детей интересны - серии открыток - это рыбы, собаки, цветы, города. Данные серии мы используем, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Речевые игры «опиши».

На непосредственно образовательной деятельности с детьми знакомились с жизнью и бытом древних людей. Где рассматривали настенную живопись, детям стало интересно, почему не было бумаги в то время. И поэтому мы постарались ответить на вопрос, когда, где и как появилась бумага. В связи с этим был разработан исследовательский проект «Волшебный мир бумаги».

Цель данного проекта: создание условий для развития дошкольников через представления детей о бумаге, возможностях ее применения.

  • Познакомить с историей возникновения бумаги
  • Сформировать представления о видах бумаги, ее свойствах, о ее использовании людьми.
  • Формировать у детей необходимость бережного отношения к бумаге, об ограниченности ресурсов в природе.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности.

Работа проводилась по трем этапам:

На I этапе, дети знакомились, когда и где изобрели бумагу, на чем писали до того, как была изобретена бумага. На данном этапе мы проводили беседы с детьми, смотрели презентации, искали информацию в энциклопедиях. Искали информацию совместно с родителями, потом дети делились информацией друг с другом.

На II этапе - мы подбирали материал для коллекции, (когда дети узнали, что в древней Руси писали на бересте березовой, то она появилась в нашей коллекции.) на этом этапе мы изучали свойства бумаги.

Прозрачна ли бумага?

Был сделан вывод: бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

Насколько бумага прочная?

Тонкую бумагу легко разорвать, чем плотнее бумага, тем труде ее порвать.

Какойвид бумаги быстрее утонет?

Вывод: чем тоньше бумага, тем быстрее она промокает.

На этом этапе мы решили попробовать создать бумагу в группе.

На третьем этапе мы разработали коллекционный альбом.

Собранные нами коллекции используются для работы с воспитанниками, не как предмет, хранящийся на полке, его используем использовать как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, объекты служат счетным материалам, в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции - это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета - это формирование связной речи). При осуществлении индивидуальной деятельности с каждым воспитанником.

Для выяснения позиции родителей были проведены индивидуальные беседы.

Выяснилось, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве. А некоторые продолжают это занятие и сейчас. Многие семьи положительно относятся к коллекционированию , поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций) .

Во время создания и дополнения коллекций родители воспитанников были активными участниками. Для пополнения коллекций пуговиц и ткани приносили ткань, пуговицы. Во время проведения проекта родители совместно с детьми готовили сообщения о истории создания бумаги. Родители приняли участие в оформлении выставки своих детей, а также представили семейные коллекции.

Литература:

  1. Примерная образовательная программа «Радуга».
  2. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: метод. пособие для воспитателей. М.: просвещение, 2015. 218 с.
  3. Николаева А.Н., Попова Л.В. Коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2017. Т.6. С. 242-245.
  4. Коллекционирование в детском саду как культурная практика. URL: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/kolleksionirovanie-v-detskom-sadu.html.
  5. Особенности коллекционирования в детском возрасте. URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-kolleksionirovanie.html.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес , по мнению Щукиной Г.И., представляет собой:

  • избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;
  • стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
  • мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
  • особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас: исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

М.И.Лисина и А.М.Матюшкин разделяют точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”

Во-вторых, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, календарики с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками, альбом с марками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

Группа наша непростая, есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись, “мерседесы”. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками… Но ведь и Эйнштейн, и Павлов были коллекционерами. А еще Рузвельт и Фрунзе, Неру и Брежнев и миллионы других, известных и неизвестных.

В 70-80-е годы в СССР собирательство и коллекционирование всесторонне приветствовалось, некоторые виды коллекционирования даже были взяты под контроль государства (н-р: филателия, нумизматика), так как это приносило серьезные доходы в государственную казну. Следовательно, “армия” коллекционеров поощрялась с детства. Были учтены все секции и клубы, началось объединение клубов по интересам во Всесоюзные объединения коллекционеров.

Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы. Кроме тех, которые можно с выгодой продать за границу.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами.

Настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Кстати, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Авторы программы “Истоки” считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются.В “Программе обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильевой, в разделе “культурно-досуговая деятельность”, ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н.Николаева в парциальной программе “Юный эколог” отмечает, что “дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании”. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором “могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал.”Авторы парциальной программы “Мы” для активизации познавательной активности дошкольников предлагают опираться на наблюдения и опыты с живыми и неживыми объектами. Не дано никаких рекомендаций по созданию коллекций, однако для обогащения знаний детей предложено использовать игры с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками и т.д.

Таким образом, анализ программ показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности. В программах даны лишь примерные тематики коллекций, содержание деятельности с детьми не раскрывается.

За время работы по данной теме специальных книг по вопросу коллекционирования с дошкольниками обнаружить не удалось. Изучение литературы показывает, что до 2002 года педагоги-дошкольники нечасто использовали коллекционирование. Было очень мало статей по теории вопроса, материала из опыта работы. В последнее время в журналах “Игра и дети”, “Мама и малыш”, “Счастливые родители”, “Дошкольное воспитание”, газете “Дошкольное образование” появились статьи, в которых содержится интересный материал по организации коллекционирования с дошкольниками. Так, в статье Н.Рыжовой “Как стать коллекционером ” (ж-л “Игра и дети” №4-2004г.) имеется интересная информация о том. какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций. В статье “Каменная ”эпидемия ” (ж-л “Обруч” №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями. Большой интерес для работы с дошкольниками представляют статьи Ю.Каспаровой, опубликованные в журналах “Мама и малыш” (2005г.) и “Игра и дети” (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа “лото”.Психолог Наталья Богданова в статье “Юные натуралисты ” (ж-л “Счастливые родители”) рекомендует начинать коллекционирование природных материалов и проводить игры с камушками, ракушками, шишками, песком, листьями с детьми начиная с 1,5-3-х летнего возраста. Она предлагает для малышей игры “Догадливые ножки ”, “Коробочка с диковинками ”, “Парные листочки ”, “Дорога лилипутов ” и другие, направленные на развитие памяти, моторики, наблюдательности, речи, тактильных ощущений.

Глубокое изучение современных источников литературы, специальных журналов позволило составить картотеку материалов о коллекционировании с детьми дошкольного возраста

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Заинтересовавшись моими коллекциями, дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.

Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из овощей и фруктов , но не обычную, а в виде поделок из них . Началом нашей коллекции стала “луковая” Танюшка, которая пришла к ребятам в гости на одном из занятий. Сделана она была из луковицы, сухой травы и пластиковой бутылки. Чтобы Танюшке было не скучно, предложили детям вместе с родителями смастерить для нее друзей. И скоро коллекция пополнилась грушевой змеей в тыквенном домике, картофельной гусеницей, кабачковыми поросятами и пингвином, семейкой арбузных мышат и корабликом из кабачка и перца. Наша коллекция состояла из таких замечательных и даже неожиданных экспонатов, что педагог по экологическому воспитанию предложила выставить нашу коллекцию в мини-музее детского сада.

Собирая эту коллекцию, мы закрепили с детьми названия овощей и фруктов, животных, использовали экспонаты коллекции на занятиях по математике для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета (детям предлагались игры “Кого не стало”, “Четвертый лишний”, “Кто на каком месте стоит”). Дети с удовольствием играли в игру “Узнай по описанию”, рассказывали, из чего сделана поделка.

Во время прогулок, играя в песочнице, представили с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя “раскопки” вместе с детьми обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие?

Вечером прочитали с детьми сказку “Неприступная гора”, после этого стали собирать коллекцию камней . Наша коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.

Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Наумова И.С. – воспитатель по экологии, предложила нам с детьми провести интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.

Вместе с детьми в средней группе собрали коллекцию листьев с разных растений. А в старшей группе изготовили с детьми дидактическое лото из сухих листьев. После летних отпусков группа пополнилась коллекцией ракушек . А Кирилл М. не только привез много интересных экспонатов для коллекции, но и оформил вместе с мамой свои ракушки в чемоданчики, обклеенные морскими камешками.

К концу средней группы дети стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций, стали более любознательными и увлеченными. А после прочтения в старшей группе рассказа А.Гайдара “Чук и Гек”, в котором говорилось, как запасливый Чук хранил в своей баночке множество разных полезных вещей, у детей появилось желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в сад. Много разных коллекций оказалось у Кирилла. Он принес коллекцию игрушек из киндер-сюрпризов и большую коробку с пластмассовыми и резиновыми игрушками, которые дети разделили на несколько коллекций (бабочки, обитатели моря, собаки, рептилии). Миша принес коллекцию солдатиков и самолетов, Андрей – коллекцию машин и военной техники.

Вместе с детьми на занятиях по конструированию собрали макет доисторического мира с динозаврами . Фигурки из бумаги дети складывали и склеивали с большим интересом. Свой макет мы выставляли в мини-музей во время выставки “Все о динозаврах”. После Кирилл, Ваня, Дима приносили из дома игрушечных динозавров. Наша коллекция помогла ребятам справиться с заданиями о динозаврах, когда они путешествовали по ” ленте времени”.

Когда Рита принесла в группу обаятельного полосатого поросенка, решили собрать общую коллекцию поросят . Тем более, что поросенок – это символ 2007 года. Поросята в коллекции были самые разные – деревянные, резиновые, бумажные, пластмассовые, глиняные, фарфоровые, мягкие игрушки. Играя с коллекцией, мы вспомнили сказки с героями поросятами (“Три поросенка”, “Вини-пух и все, все, все”, “Смешарики”), закрепили счет, название различных материалов, нашли отличия дикого кабана от свиньи, угадывали поросят по описанию.

Инструктор по физкультуре Скузоваткина Г.В. собирает с детьми подготовительной группы материалы об олимпийском движении. Мы с ребятами решили оформить в альбом коллекцию фотографий о спорте . Собирали вырезки из газет и журналов, подключили сюда родителей.

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 79% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты., фантики), 15% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 68%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

В настоящее время в группе собраны коллекции камней, ракушек , листьев, шишек, семян и плодов растений, злаков, есть коллекция орехов, динозавров, поросят, марок, открыток, переливающихся календариков , металлов , коллекция “Это интересно” (фотографии животных, птиц, обитателей подводного мира), положено начало коллекции перьев .

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

В дальнейшем хотелось бы собрать с детьми коллекцию изделий народных промыслов и коллекцию “Что было до…”. Эти коллекции позволили бы приобщить детей к истокам русской культуры, и познакомить детей с историей создания и усовершенствования таких привычных для нас предметов, как ручка, калькулятор, автомобиль и другие.

Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным , интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКЦИЙ “ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ” (СТАРШАЯ ГРУППА)

Программное содержание:

  1. Познакомить детей со свойствами камней и минералов;
  2. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду;
  3. Закрепить знания о продуктах питания;
  4. Учить угадывать животных по силуэту, по характерным признакам;
  5. Учить правильно называть детенышей животных;
  6. Воспитывать гуманные чувства, желание помочь;
  7. Развитие мелкой моторики;
  8. Заинтересовать детей новой коллекцией “Волшебный зоопарк”;
  9. Развитие коммуникативных способностей детей – учить обращаться с просьбой к взрослому.

Оборудование:

  • картинки Незнайки и Золушки (веселые и грустные); коллекция камней, злаков;
  • карточки с изображением продуктов и блюд;
  • альбом с силуэтами животных и наклейки;
  • емкости с водой, молоточек, металлические палочки;
  • фигурки животных “Волшебный зоопарк”;
  • фон-подиум, коллекция поросят, магнитофон (запись песенки трех поросят, музыка к танцу “Буги-вуги”), наборное полотно, тарелочки.

Предварительная работа:

Чтение сказок “Золушка”, “Три поросенка”, опыты с камнями, игры с коллекциями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспит-ль: Ребята, недавно мы отмечали праздник, любимый не только детьми, но и взрослыми. Какой это праздник?

Дети: Новый год.

Воспит-ль: По восточному календарю каждому году покровительствует какое-то животное: змея, дракон, кролик, собака. А какое животное - символ наступившего 2007 года?

Дети: Поросенок.

Воспит-ль: Правильно, а у нас в группе есть коллекция поросят. Давайте посмотрим, как они поживают. (Дети с воспитателем подходят к коллекции, в это время слышится тихая песенка:

Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь, эту дверь…)

Воспит-ль: Ребята, вы догадались, чья это песенка? Что это за страшный, хитрый зверь, о котором говорилось в песенке?

Дети: предлагают варианты ответов (Три поросенка, волк).

Воспит-ль: Вспомните, где поросята укрывались от волка?

Дети: В домиках.

Воспит-ль: Из чего были построены их дома?

Дети: Из веток, соломы, из камней.

Воспит-ль: Ребята из чего получится самый прочный дом?

Дети: Предлагают варианты.

Воспит-ль: Какие вы молодцы, много вариантов предложили. Мы то знаем, из чего надо сделать дом. Давайте посоветуем поросятам. У нас есть камни в группе? А где они?

Дети: Коллекция камней. (По просьбе воспитателя кто-то из детей приносит коллекцию).

Воспит-ль: Ребята, каким должен быть дом, чтобы волк в него не проник? (прочным, крепким, как крепость) А что может разрушить камни?

Дети: Предлагают варианты (солнце, ливень, мороз, ветер, сильные удары по камням и т.д.).

Воспит-ль: Давайте выберем несколько камней, и проверим, подойдут ли они для строительства дома (мел, уголь, кристаллы соли, гранит).

Проверить воздействие на камни:

  • трения (потереть камни друг о друга, потереть металлической палочкой по камню)
  • воды (опустить в емкость с водой)
  • силу удара (постучать молоточком)

Дети: Действуют с камнями, проговаривают результаты воздействия на камни, выбирают гранит.

Воспит-ль: Ребята, посмотрите на этот камень. Он поцарапался? (нет) Растворился в воде? (нет) Раскрошился от удара молотком? (нет) Значит, этот камень лучше других подойдет для строительства. Его мы и посоветуем поросятам.

Но одного камня для постройки мало. Выберите из коробки камни, похожие на этот по внешнему виду.

Дети: Выбирают из коробочки камни, похожие на гранит. (На камешках буквы ГРАНИТ).

Воспит-ль: Как называются эти камни? (Дети предлагают варианты) Ой, на камнях что-то написано! (буквы) Одна буква самая большая, может поставить ее первой? (Предлагается разложить камни с буквами по размеру (от большого до маленького).

В результате выкладывают слово “ГРАНИТ” (Воспитатель записывает буквы в нарисованных камнях, дети читают название.)

Воспит-ль: Очень прочный дом получится из гранита. Отправляйтесь-ка, поросята, в сказку и стройте дом из гранита. Чтобы вы не запутались, эти камушки мы вам дадим с собой. Ребята, вот как нам помогла коллекция камней выбрать материал для постройки домика.

(Слышится плачь, всхлипывания.)

Воспит-ль: Ребята, вы слышите, кто-то плачет. Пойдем посмотрим, может еще кому-то нужна наша помощь?

(На табуретке сидит чумазая девочка с мисочкой крупы.)

Воспит-ль: Ребята, вы узнали, что это за девочка?

Дети: Варианты (Золушка)

Воспит-ль: Какое задание дала Золушке мачеха?

Дети: Называют варианты (перебирать зерна)

Воспит-ль (от лица Золушки): В этот раз мачеха велела не просто перебрать зерна, а еще приготовить из них разные блюда. Разве я одна все успею до ее возвращения?

Воспит-ль: Ребята, посмотрите, сколько разных зерен у Золушки в миске! (Дети рассматривают зерна)

У нас же есть замечательная коллекция злаков! Мы знаем, как называются эти семена и зерна. Думаю, мы справимся с заданием мачехи и поможем Золушке.

(На столе тарелочки с зерновой смесью и блюдца с 2-3 зернами одного вида. Каждый ребенок выбирает на блюдце свои зерна, а тарелочку со смесью передает соседу. Получается работа по конвейеру.)

Дети: Перебранные зерна ссыпают в кармашки наборного полотна, потом из картинок выбирают блюда, которые можно приготовить и ставят картинки в кармашки.

  • Гречневая крупа – гречневая каша
  • Пшеница – батон, баранки, макароны
  • Кофейные зерна – чашка кофе
  • Овес – овсяное печенье
  • Кукурузные зерна – кукурузные палочки
  • Рис – рисовая каша
  • Семечки подсолнечника – растительное масло, халва
  • Рожь – ржаной хлеб

Воспит-ль: Вот сколько разных блюд мы помогли приготовить Золушке. Мы с вами сегодня как добрые волшебники, путешествуем из сказки в сказку и всем помогаем. Это так здорово! А нам помогают наши замечательные коллекции.

Смотрите ребята, Золушка повеселела и предлагает нам потанцевать.

Физкультминутка (танец “Буги-вуги”).

Воспит-ль (натыкается на Незнайку): Ой, Незнайка, чуть не натолкнулась на тебя! Ты что здесь делаешь один, такой грустный? Ребята, вы не знаете, почему Незнайка грустный? Может, спросим, что случилось?

Дети: Спрашивают Незнайку.

Восит-ль (от лица Незнайки): Вернулся я из путешествия, хотел веселым человечкам фотографии разных животных показать. Да попал под сильный дождь, все фотографии размыло, вот что от них осталось. (Воспитатель берет у Незнайки альбом, в котором силуэты животных. Рассматривает его с детьми.)

Воспит-ль: Ребята, мы с вами тоже много путешествовали по карте. Попробуем догадаться, что за животные были на фотографиях у Незнайки?

(Если дети не отгадывают название по силуэту, предложить информацию о животном. Отгадавший получает наклейку с животным и вклеивает ее в альбом. Если дети сами назвали животное, то воспитатель спрашивает, что дети о нем знают.)

Воспит-ль: Вот видишь Незнайка, все твои фотографии в порядке.

Незнайка (воспит-ль): Спасибо вам, ребята! Я знаю, что вы собираете разные коллекции. Хочу подарить вам животных, которых вы сможете сложить из бумаги. Пусть они станут еще одной вашей коллекцией.

Воспит-ль предлагает детям начать складывать животных, в случае затруднения обратиться за помощью к взрослым гостям.

Сложенные фигурки выставить на подиум.

Воспит-ль: Посмотрите ребята, какая замечательная у нас получается коллекция. В ней есть не только взрослые животные, но и их детеныши. Давайте еще раз назовем животных, которые есть в нашей коллекции. (Кенгуру с кенгуренком, слон со слоненком, обезьяна с детенышем обезьяны, зебра с жеребенком, жираф с детенышем жирафа) А кто еще есть в этой коллекции? (Рассмотреть карточку-обложку коллекции “Волшебный зоопарк”)

Воспитатель и дети благодарят гостей за помощь, обращаются с просьбой приносить других животных из “Волшебного зоопарка”.

Здравствуйте! Я, Ваган Ирина Евгеньевна, живу и работаю воспитателем более 25 лет в г. Норильске, районе Кайеркан, МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка.»
Работая в детском саду, заметила, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…
Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Поэтому, мы уже не первый год приобщаем детей к коллекционированию.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».
Начало нашим коллекциям положила коллекция «Природного материала», благодаря которой в группе появилось множество интересных поделок, композиций, аппликаций.
У нас в группе с успехом прошла выставки работ семьи Егоровых с использованием природного материала «Осенний вальс», «Зимние забавы», «Краски лета». Следующую коллекцию предложили собирать дети – «Морская коллекция», подключились родители, друзья, педагоги.
Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор:
(Д/игра «Что лишнее». (Классификация по величине).
Конструирование по замыслу из ракушек: «На дне».
Моделирование из ракушек с использованием материалов других коллекций: «Чудеса, да и только…»).
У нас в группе живет коллекция «Пуговичка», особенно поддержали её бабушки, они помогали подбирать материал и оформляли коллекцию дома и в саду вместе с детьми.
«Коллекция фантиков» продолжает пользоваться успехом у наших детей.
Из конфетных этикеток или шоколадных оберток мы клеили бумажное одеяло, коврики, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием. Затем разбили коллекцию по темам, вместе с детьми оформили альбом. Коллекция постоянно растёт, пополняясь все новыми и новыми экспонатами.
Коллекция «Мой любимый календарь» также вызвала огромный отклик у детей и родителей, мы систематизировали её, использовали в работе по развитию речи, нравственному, эстетическому воспитанию: Д/игра «Угадай животное»,
«Кто что ест», «Отгадай по описанию», «Откуда герой».
В группе создан «Клуб коллекционеров», с помощью которого коллекции живут и постоянно пополняются.
Организованы выставки коллекций для детей нашего детского сада:
«В мире насекомых», «На дне», «Мой любимый календарь», «Природная».
На основе коллекций были оформлены выставки детских работ: «Зелёная планета», «Чудеса, да и только», «Декоративный коллаж», «Подарки мамам»,
«Чудо – вазы» (при активном участии родителей).
Созданы собственные коллекции дома: «Коллекция марок» (Семья Карауловых),
«Коллекция значков» (семья Корсаковых).
Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.
С уважением, Ирина Евгеньевна.

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциямиКоллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д.

Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательскую деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.

Цельдетского коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи:

Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

Способствовать проявлению избирательных интересов;

Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

Расширять кругозор воспитанников;

Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

Формировать бережное отношение к хранению коллекций;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивностьпроявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер – сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок.

Задачавзрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во-первых:Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.

Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.

В-третьих:Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

В четвертых:Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.

Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые )– это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций:эмоциональные, познавательные, социальные.

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).

Познавательныеколлекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальныеколлекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно- прикладного искусства.

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей. Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками. Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним