Помолвка, свадьба, венчание: в чем отличие обрядов? Что такое в россии помолвка и какой сценарий лучше выбрать.

В старину на Руси невозможно было провести свадьбу без обряда обручения. Этот обряд проводится после того, как будут проведены смотрины, сватовство, сговор родителей жениха и невесты и помолвка. Только после всех этих предсвадебных обрядов проводится обручение с обменом колец.

Традиции обручения при организации и проведении свадьбы в старину

В старину обычно вечера в честь сватовства и смотрин и в честь сговора родителей и помолвки проводились в узком семейном кругу, а вот обручение организовывалось уже в присутствии сватов, родственников, друзей. При обручении молодые обменивались друг с другом золотыми, серебряными или простыми железными кольцами, тем самым, подтверждая, что они кладут печать на хозяйство и совместную жизнь. Эти кольца после обручального вечера будущие супруги бережно хранили до дня, когда проводился обряд венчания. Во время обряда венчания они их вновь надевали друг другу и тогда уже носили постоянно на правой руке на безымянном пальце.

Помимо всего при проведении обряда обручения при свидетелях подписывался некий документ (аналог сегодняшнего брачного договора), определяющий права на имущество будущих мужа и жены. Обручение обычно организовывалось примерно за полтора месяца до венчания. Это время давалось молодым на то, чтобы они прошли испытание временем, оставаясь друг другу верными.
Начиная с 20-го века, обряд обручения стал проводиться не в доме, где живут невеста с родителями, а в церкви перед священником, дабы будущие муж и жена могли ответить за свое решение обручиться перед Богом.

Современный обряд обручения

Сегодня молодые также не могут провести обряд венчания без обручения и, как правило, оба эти обряда проводятся друг за другом в один день. Однако сложность в соблюдении такой свадебной традиции, как обмен кольцами заключается в том, что священники требуют, чтобы молодые, прежде чем провести обряд венчания официально зарегистрировали брак в органах ЗАГСа.

Проблема заключается в том, что при проведении официальной церемонии бракосочетания в ЗАГСе молодые также обмениваются кольцами, поэтому и возникает путаница между условиями церковного и официального бракосочетания. Эту проблему можно решить двумя способами. Либо отказаться от торжественного обмена кольцами в ЗАГСе и из-за этого церемония будет не столь красива. Либо можно пройти обряд обручения за 2-3 дня до росписи в ЗАГСе, а уже после официальной регистрации брака в ЗАГСе провести обряд венчания в церкви.

Как проводится обряд обручения в церкви?

Церковное обручение подтверждает, что молодожены готовы заключить брак и нести за него ответственность перед Богом.

В церкви обряд обручения проводится следующим образом. К молодоженам, стоящим лицом к алтарю через царские ворота иконостаса выходит священник. Уже освященные к этому моменту обручальные кольца в это время держит дьякон. Священник, размахивая кадилом с фимиамом и держа в руках две свечи, которые символизируют жениха и невесту, читает молитву о благословении будущих мужа и жены на брак.

Свечи для венчания бывают высокими и не тонкими. Это делается для того, чтобы они не успели догореть до окончания церемонии, поскольку это, как и обручальное кольцо, которое обронили, считается плохой приметой.

Будущие супруги крепко держат свечи и проходят вслед за священником внутрь храма. После этого священник надевает на пальцы молодых их кольца, и они трижды ими обмениваются, таким образом, подтверждая, что они теперь принадлежат друг другу навечно. На этом обряд венчания заканчивается, и жених и невеста положив на аналой венцы, проходят обряд венчания.

Многие прекрасные и, можно сказать, разумные традиции, к сожалению, отходят в прошлое. Это печально, но таковы современные реалии. Впрочем, в некоторых местностях в нашей стране, и не только, еще хранятся прежние устои. Одни из них - помолвка и обручение. Что это такое, чем отличается, как происходит и где бывает, читайте далее.

Значимый и красивый русский обряд помолвки, в народе его еще называли словом «сговор», был самым значимым предсвадебным обычаем на Древней Руси. Нынешняя помолвка в России не имеет буквально ничего общего со древней церемонией, впрочем, смысл этого действия сохранился неизмененным.

Несколько веков назад в православной церкви проводилось таинство обручения, которое по существу и был той самой помолвкой, какая она есть в современном понимании. Также поручение отделялось некоторым временным промежутком от венчания, поскольку предшествовало ему. В наше время и обручение, и венчание в церкви соединено в одно таинство и проходит одновременно.

Помолвка для молодых людей означает объявление будущих новобрачных женихом и невестой, обнародование их взаимного согласия на заключение бракосочетания. В настоящее время помолвка у наших соотечественников проходит при совместной подаче невестой и женихом заявления в ЗАГС. Также этот обряд нужен для того, чтобы у тех, кто скоро станет молодоженами, было время убедиться в том, что выбор сделан правильно, и как следует подготовиться к свадебному масштабному празднеству.

По светскому закону регистрация брака проходит по прошествии месяца с момента подачи совместного заявления в соответствующее учреждение. В редких случаях, когда этого требуют обстоятельства, регистрация может быть проведена раньше чем через месяц.

Вообще, реальное положение дел таково, что большинство ЗАГСов очень перегружены огромным количеством регистрирующихся, по этой причине заявления там начинают принимать иногда за полтора, а иногда даже два месяца. В таких ситуациях желательно выяснить специфику процедуры в определенном дворце бракосочетаний.

Что значит быть помолвленным

Статус мужчины «помолвлен» касается личных отношений мужчины. Если он помолвлен, то это говорит, что он:

  • несвободен;
  • имеет своим намерением взять в жены выбранную им женщину;
  • оглашением своего статуса он в какой-то степени просит остальных не беспокоить и не беспокоиться.

Помолвка, по сути, нужна не для тех, кто оглашается как готовящийся к свадьбе, а для окружающих. Чаще всего вопрос, помолвлен ли мужчина, и что значит помолвка, тревожит заинтересованных в нем женщин. Есть ли надежда на воссоединение, насколько это все серьезно и так далее. Здесь однозначно ответить на эти вопросы нельзя. Ведь и браки распадаются. Но с уверенностью можно сказать, что попытка «увести» помолвленного мужчину равно уводу мужчины из семьи.

Этап подготовки к свадьбе

Разумеется, для сегодняшних молодоженов подача заявления является, без преувеличения говоря, неоспоримым свидетельством того, что свадебное торжество состоится. А время от помолвки до главного торжества для них - это период тщательной подготовки к свадьбе, который связан с большим количеством предсвадебных хлопот.

Как именно относиться к помолвке, как отмечать, и отмечать ли вообще, или проигнорировать и никак не отмечать это событие - это индивидуальный выбор жениха и невесты. Это событие не несет в себе никакой юридической силы и, по большому счету, является лишь публичным заявлением людей о своем намерении, не более того. Однако в любом случае факт подачи заявления о браке в ЗАГС - это событие, подкрепляющее серьезность целей молодых. Так почему бы красиво не отпраздновать данное событие в кругу своих самых близких людей?

Чаще всего происходит симбиоз этих двух явлений. Но они могут существовать и раздельно. Помолвка - это публичное объявление о том, что двое планируют создание семьи, и это лишь вопрос времени. Обнародование этого факта предшествует свадьбе.

Обручение - это почти отошедшая в прошлое церковное таинство . В некоторых служебных книгах до сих пор существует отдельный чин обручения. Согласно этому чину священник надевает кольца будущим молодоженам, говоря: «Обручается раб Божий рабе Божией». Обрученные мужчина и женщина могли, к примеру, без осуждения со стороны окружающих проявлять нежность друг к другу. Все знали, что это практически супруги.

Окончательно статус супругов в обществе им придавало венчание. Обручение при этом могло быть расторгнуто. На этом этапе, если возникали какие-то непреодолимые обстоятельства, еще можно было расторгнуть отношения. После венчания расторгнуть отношения и получить на это благословение со стороны церковного общества было практически нельзя. Этому могло предшествовать лишь такие тяжкие для семейной жизни события, как:

  • измена одного из супругов (причем с отсутствием раскаяния);
  • уход одного из супругов в иную веру и попытка увлечь туда остальных членов семьи.

Правила свадебного этикета предполагают, что своих родителей брачующиеся познакомят до начала помолвки. Более того, она не должна быть неожиданным сюрпризом для родителей - до подачи заявления в ЗАГСе будущими молодоженами хорошим тоном считается посещение жениха родителей невесты с прошением дать согласие на супружество (это своего рода нынешняя разновидность ). Для родителей жениха помолвка также не должна оказаться абсолютной неожиданностью.

В настоящее время вопрос, как помолвиться, вполне закономерный. Ответ: как получится, как захочется, любым подходящим приличным способом. Какого-то конкретного сценария для этого не существует. Или это какие-то записи в интернете тех , кто самостоятельно провел подобное торжество. Чаще всего современная помолвка проходит просто как семейный ужин или обед. Традиционно на празднестве, кроме виновников события, находятся их родители (это обязательно) и, если есть желание молодых, близкие родственники, друзья. В торжественной обстановке присутствующим сообщается о предстоящем событии.

Согласно правилам помолвки, суженый, как правило, преподносит невесте кольцо, еще не золотое, но из какого-либо драгоценного металла, иногда с драгоценным камнем. Это символ любви и своего рода обещание брачного союза. Оно предшествует золотому кольцу , которое, как известно, носит только законная супруга или супруг.

Невеста помолвочное кольцо носит, как правило, на безымянном пальце. А вот руку она может выбрать любую, поскольку чётких назначений на этот счёт не имеется.

После свадьбы молодая супруга по желанию может носить рядом с обручальным на том же пальце или переместить на другой. Дарение - не обязанность, а, скорее, традиция. Оно запросто может быть заменено каким-нибудь другим ценным подарком. Суженая, в свою очередь, тоже вольна подарить жениху какой-то значимый подарок. Делать это или нет, она решает самостоятельно.

Отсутствие кольца на помолвке совершенно ни о чем не говорит. Не следует обижаться на это, считать дурным знаком и вообще придавать этому какое-то значение. Это всего лишь формальности , причем совершенно необязательные.

Что символизирует кольцо

Кольцо с древнейших времен является показателем власти. И до сих пор эта символичность присутствует, причем не только в свадебных и предшествующих им церемониях, но и:

  • в преступном мире (печатки);
  • в монархических кругах (монархи носят их как показатель власти).

Кольцо на пальце жениха принадлежит его невесте, соглашаясь его носить, он тем согласен показать окружающим свой статус одинокого мужчины. Также он подтверждает, что часть его решений зависит не только от него одного, но и от согласия той, которая ему это кольцо дарит.

То же самое относится и к девушке: кольцо на ее пальце принадлежит мужчине, она носит его, показывая, что занята и подчиняется по доброй воле любимому человеку, своему супругу будущему или настоящему. В этом и заключается смысл колец .

Роль родителей

А давние времена в день помолвки родители будущих молодоженов обсуждали и улаживали ряд организационных вопросов, которые связаны с грядущей свадьбой. На сегодняшний день это делать совсем необязательно. Некоторые вопросы участники грядущего торжества могут решить не только в день помолвки, но и тогда, когда захотят:

  • когда начать обсуждать досвадебные дела;
  • определение свадебного бюджета;
  • вклад каждой стороны;
  • ожидаемое количество гостей;
  • место проведения свадьбы.

День помолвки наедине с любимым

Провести помолвку можно и вовсе без свидетелей, просто наедине с любимым человеком и без привязки ко времени подачи заявления в ЗАГС. Только стоит учитывать, что слово «помолвка» произошло от слова «молва»: ее смысл и заключался в том, что всем объявляли, что двое людей решили пожениться, и что каждый из них занят и недоступен для начала каких-то новых отношений.

Ведь если девушке было сделано предложение, и она ответила на него согласием, это означает, что решение уже принято, и на него не влияют какие-то придуманные условности и правила.

Если же в связи с какими-то событиями или свадьба отменяется, то помолвка считается разорванной, и, согласно традиции, каждая из сторон возвращает друг другу все ценные подарки, преподнесенные в качестве дара на помолвку.

Традиции украшают, обогащают жизнь, а главное – делают её предсказуемой. Обряды, которые передаются через многие поколения, сохраняют связь между людьми и временем. Что такое помолвка и обручение? Это начало семейной жизни, оформленное в красивую церемонию.

Для чего нужна помолвка

«Любит – не любит», «женится – не женится». Гадание по ромашке после помолвки становится совершенно не актуальным. Факт официального предложения жить и, в перспективе, состариться вместе может стать гарантией серьёзности намерений. Каковы же «плюсы» помолвки, по мнению большинства людей?

  1. На первом месте – получение одобрения от родителей. Несмотря на пылкость чувств, молодым всё же хочется создать не только свою семью, но и подружиться с близкими жениха (невесты).
  2. Далее – статус и гласность. Намерения приобретают определённость, а «конкуренты» понимают, что их планы потеряли все шансы на успех.
  3. На третьем месте – время, чтобы лучше узнать друг друга, выстроить отношения и наладить взаимопонимание.
  4. Четвёртым «плюсом» помолвки стало взвешенное решение о вступлении в брак. Основной тезис в пользу полезности раздумий - «лучше вообще отказаться от свадьбы, чем развестись на следующий день».
  5. Почётное пятое место заняло… воздержание от интимных отношений до свадьбы. Основной довод сторонников чистоты и невинности: если ты не можешь себя сдерживать до свадьбы, то не будешь сдерживаться и после. Вроде бы неплохо звучит, но подразумевается вовсе не супружеская страсть, а склонность к изменам по причине «я не смог (или не смогла) устоять».

Экскурс в прошлое

Что такое помолвка? Очень давно, можно даже сказать – в древности, жених обязан был давать за невесту выкуп. Потом всё кардинально изменилось и выкуп, в виде приданого, стали давать уже жениху. В обоих случаях подношения были гарантией будущего законного брака. Мир снова изменился, а выкуп и приданое трансформировались в колечко, подаренное суженым и украшающее руку невесты. Именно в таком виде помолвка существует в наше время.

Обычаи «рукобития» и «сватовства» сейчас не распространены, хотя смысл обручения остался прежним. Жених, принёсший в дом будущего тестя ценную вещь (обручальное кольцо), «покупает» право власти над наречённой. Это не кажется таким шокирующим, если вспомнить старинный домашний уклад. Мужчины играли в нём первые роли – глава семьи, отец семейства. «Власть» в первую очередь означает «ответственность», об этом помнили все. Отдавая дочь, отец перекладывал всю ответственность за неё на будущего мужа.

Вмешался в обряд и царь Пётр, запретив помолвку (фактически сговор о передаче) малолетних. Он же объявил необязательными любые «договоры о намерениях» перед свадьбой. Точку в процессе поставил Святейший Синод, предписав церкви объединить обручение и венчание в единое целое.

Что такое помолвка в церкви

Для церкви «помолвка» - не библейское понятие, оно появилось лишь около 5 века н.э. Библия говорит только о незыблемой сути брака, а обряды обручения и венчания могут меняться. Во время церковного обручения мужчина и женщина, в присутствии свидетелей, обещают «перед Богом и людьми» быть верными друг другу до конца своих дней. Обязателен вопрос о добровольности принятого решения. Причём спрашивают не родителей, а именно молодых, подчёркивая свободу выбора.

Многие считают, что именно в церкви закладывается основа уважительных семейных отношений. Осмысленность и святость – в этом смысл церковного обряда.

Помолвка в наше время

В дом к родителям невесты молодой человек приходит, чтобы официально просить руки их дочери. Получив согласие, а в некоторых случаях благословение, жених дарит невесте кольцо. Во время свадьбы к обручальному иногда добавляется ещё одно, венчальное кольцо. Всё довольно просто и предсказуемо, но есть правила, которые лучше не нарушать.

Для визита к любимой нужна определённая подготовка. Важно заранее предупредить её родителей о предстоящем событии, договориться о времени посещения. В противном случае новость о помолвке станет настоящим шоком или превратится в скандал. Лучше познакомиться с представителями старшего поколения заранее и произвести на них хорошее впечатление.

Мужчины, помните о цветах! Букет красных или бордовых роз для будущей тёщи, нежные кремово-белые для суженой (о значении цвета роз можно прочесть в ). Как знак внимания и уважения, отцу невесты можно преподнести отличный коньяк или виски (лучше triple), а праздничный торт или коробка шоколада только украсят событие.

Православное бракосочетание состоит из двух частей службы, когда-то отдельных, а в настоящее время объединенных в одно торжество. Первая часть, обручение (на румынском logodna , на итальянском fidanzamento ) – это торжественное объявление брачных обетов; в то время как вторая часть является непосредственно бракосочетанием, в православной традиции называемая венчанием (на румынском cununie , на итальянском incoronazione ), название, происходящее от венцов, возлагаемых на головы супругов.

В прежние времена и в отличных от сегодняшнего обществах браки устраивались на основе соглашений, заключённых между семьями жениха и невесты, и часто планировались заранее, когда жених и невеста были еще в очень молодом возрасте (подростками или даже моложе). При таких обстоятельствах становится понятным желание объявить о брачных обетах через соответствующий обряд обручения, для того, чтобы уведомить всю общину верующих о том, что двое молодых людей обещаны друг другу, даже если их брак еще не состоялся.

Сегодня люди женятся в основном по собственной инициативе и с партнером, выбранным самостоятельно, следовательно, нет смысла праздновать обручение отдельно от венчания. Именно по этой причине две отдельные службы и были объединены в одну. Тем не менее, не стоит забывать, что в служебниках еще предусмотрена возможность проведения обручения и бракосочетания в два отдельных момента.

НЕМНОГО БОГОСЛОВИЯ БРАКА

Таинство, или же, используя терминологию Православной Церкви, Святые Тайны церковного бракосочетания не ставят своей задачей с правовой точки зрения объединить мужчину и женщину. Это скорее признание Церковью союза, уже сотворенного Богом в жизни двух супругов, это вход таинственным образом человеческого союза супругов (как союза земного, подверженного греху, боли и смерти) в божественное измерение Царства Божьего.

Соединение двоих в христианском браке делает вновь возможным осуществление первого проекта Эдема: достижения совместной жизнью двух взаимодополняющих существ вечной радости.

По этой причине Православное бракосочетание выходит за рамки юридического соглашения. Во время церемонии жених и невеста не обмениваются свадебными клятвами: само присутствие (как и наличие свидетелей в подтверждение их свободного выбора) указывает на обязательство, принятое между ними, и на расположение к действию Бога в их браке.

Хоть Церковь снисходительна к вдовцам, вступающим во избежание одиночества в новый брак, все же о браке не говориться как о союзе супругов «пока смерть не разлучит их». На самом деле, поскольку этот союз входит в измерение Царства Божьего, он также принимает характер вечности. По этой причине, вместо того, чтобы говорить о неразрывном браке, как в римско-католическом богословии, православное богословие говорит о браке единственном и неповторимом . Можно сказать, что для православных есть только один истинный священный брак в жизни, в то время как последующие браки (вдовцов, а так же в других случаях, когда Церковь разрешает второй брак, если первый брак безвозвратно разрушен с человеческой точки зрения) рассматриваются более как мера снисхождения, которая через благословение Церкви вводит новых жениха и невесту в жизнь общины верующих.

Именно потому, что предлагая с бракосочетанием новое, «божественное измерение» жизни пары, Православная Церковь не осуждает человеческие союзы. Ее задача не в том, чтобы определить, живут ли пары, не состоящие в церковном браке «во грехе» (в широком смысле, можно сказать, что каждый, кто не живет по благодати и воли Божьей, живет во грехе, не зависимо, находится ли он только в гражданском или же и в религиозном браке), а, скорее, ее задача заключается в призыве всех пар перейти от человеческого союза к участию в божественной жизни, предлагаемой через таинство церковного брака.

СВИДЕТЕЛИ

Жениха и невесту сопровождают на брак друг и подруга (в греческой терминологии их называют παράνυμφοι, что можно перевести как «друзья брачующихся»), которые имеют очень важную функцию в ритуале: засвидетельствовать своим присутствием свободу брачной связи, то есть их свободный личный выбор (отсутствие принуждения, угроз или других условий, которые делают брак недействительным), а также отсутствие других уз (предыдущего брака или обручения, чье завершение не было признано Церковью). По этой причине важно, чтобы свидетели хорошо знали жениха и невесту.

Со временем были установлены различные местные обычаи, и свидетели часто напоминают крестных родителей (в румынском языке используется тот же термин nănaş для обозначения и тех и других). Свидетелями сегодня выступают почти всегда мужчина и женщина, довольно часто это муж и жена. Таким образом, пара свидетелей берет на себя задачу направлять молодую пару в их супружеской жизни.

Как бы ни был этот обычай красив и благороден, следует подчеркнуть, что свидетели не имеют роли крестных или наставников ; их задача – засвидетельствовать свободу вступления в брак, а все остальное, чем они хотят и могут быть полезны супружеской паре, не является требованием Церкви.

Поэтому напоминаем следующее:

1. Свидетели необязательно должны находиться в браке . Также не обязательно, чтобы это были мужчина и женщина. Церковь считает законным браки, при которых в качестве свидетелей выступают двое мужчин или две женщины.

2. Свидетели необязательно должны быть православными христианами . Не их вера или принадлежность к Церкви требуется в бракосочетании (как того требует обряд крещения для крестных), но важно то, чтобы они действительно хорошо знали молодоженов. Другими словами, лучше настоящий друг пусть и не православный (или даже, в крайнем случае, не христианин), чем член Церкви, не знакомый с женихом и невестой. Сегодня находятся такие, кто настаивает на том, чтобы свидетели были именно православными христианами, но кто так говорит, должны бы объяснять, почему Церковь, позволяющая, чтобы один из супругов был не православный, должна быть более строга со свидетелями, чем с самими женихом и невестой!

3. Церковь ничего не требует от свидетелей после выполнения их долга на бракосочетании . Свидетели не обязаны становиться крестными детей супругов (хотя это часто случается на практике), или нести какие-либо другие обязанности: любая поддержка или помочь супругам является их свободным дружеским жестом.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью.

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

ОБРЯД ОБРУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как происходит свадебная церемония в Православной Церкви сегодня. Первая часть обряда обручения происходит в притворе церкви. Если же в церкви нет притвора или внутреннего портика, то обручение происходит при входе в церковь, что обозначает вход в семейную жизнь (по той же причине в обряде крещения молитвы по изгнанию дьявола и исповедование веры происходят в притворе). Жених и невеста выступают вперед, сопровождаемые по обе стороны свидетелями – жених с правой стороны, невеста с левой. Так обычно располагаются мужчины и женщины в храме, что легко вспомнить, посмотрев на расположение центральных икон Христа и Божьей Матери.

Священник, проводящий бракосочетание, благословляет жениха и невесту, подает им зажженные свечи и окутывает благовониями. Затем начинается ритуал обручения, состоящий из молитв, ектении и обмена кольцами, символизирующими взаимные обещания верности.

Первоначально предусматривалось золотое кольцо для жениха и серебрянное для невесты, но в настоящее время чаще используется пара колец, изготовленных из того же материала (иногда даже менее ценного). Перед обрядом обручения кольца освящаются окроплением святой водой и некоторое время находятся на святом престоле. При желании, можно принести кольца в церковь за некоторое время до бракосочетания и оставить их возлежать на святом престоле во время служения Божественной Литургии.

Символизм колец (т.е. круг, не имеющий конца, как и взаимные обещания супругов, бесконечные и безусловные) объясняется в молитвах обряда, когда вспоминаются кольца, подаренные в различных библейских эпизодах в знак верности, доверия, ответственности и божественного милосердия.

Формула обручения, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Священник надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениха и невесты. Правая рука (которой христианин крестится) является хранительницей колец в древней христианской традиции, как и в древнееврейской, откуда берут истоки многие элементы православного бракосочетания. В практике Римской Католической Церкви обручальные кольца отделены от брачных (в то время как в Православной Церкви нет такого различия), что во многих случаях привело к перенесению колец на левую руку. Если жених и невеста, следуя местным обычаям, хотят носить кольца на левой руке после свадебной церемонии, то в этом нет серьезной проблемы.

Кольца, одетые на руки молодоженов, в скором времени обмениваются трижды (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции). Обмен кольцами выражает постоянный обмен между супругами, которые, взаимодополняя, обогащают друг друга.

Если после обряда обручения следует обряд венчания (на сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев), обрученные и свидетели направляются к центру церкви, где подготовлен стол с венчальными коронами. При подходе пары хор поет стихи псалма 127, чередуемые припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Войдя в центр храма, жених и невеста становятся на специально подготовленном для них ковре (это может быть полотенце, вышитое узорами, как заведено в России, или же просто коврик достаточно широкий, чтоб вместить обоих супругов). Этот ковер, заимствованный из древнееврейской свадебной традиции, символизирует измерение, в котором супруги держат ответ перед церковью: ведение ежедневной жизни, воспитание детей, семейный очаг.

Священник начинает венчание тремя молитвами, в которых испрашивает Божью благодать для супругов, благодать, под воздействием которой человеческий союз становится союзом, ведомым Святым Духом. (Священник молится за сошествие Святого Духа на венчаемых подобным образом, как во время Божественной Литургии призывается Святой Дух на хлеб и вино, чтобы превратить их в тело и кровь Христа.)

Руки молодоженов соединяются священником, а затем он связывает их вместе лентой или вуалью. Затем священник накладывает венцы на головы супружеской пары в знак царственности (Церковь дает возможность супружеской паре быть правителями их семейной жизни, как и участниками самого царства Христово), а также в знак совершенствования: муж и жена становятся «венцами» друг друга, завершением божественного образа, возможным средством спасения друг друга, как упоминается апостолом Павлом в главе 7 Первого послания к Коринфянам. Венец также является знаком мученичества, то есть свидетельством веры «в радости и в скорби», до принесения в жертву собственной жизни. Тайна брака требует готовности умереть для себя, для своего личного благополучия, чтобы мочь дарить себя другому в течении всей жизни.

Формула венчания, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом:

«Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ». Аналогично формула повторяется для невесты: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Венцы, положенные на головы супругов, обмениваются три раза (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции), в то время, как хор поет: «Господи Боже наш, славою и честию венчах я (их) ».

ЧТЕНИЯ

Два библейских отрывка, связанных с браком, взяты из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна.

Св. Павел напоминает первым христианам из Эфеса (как и христианам всех времен и народов) о взаимных обязанностях супругов, проводя параллель между любовью мужа и жены, и любовью Христа и Его Церкви. Как Христос любит Свою Церковь до самоотвержения и готовности пожертвовать собой, так и муж должен отдавать себя без остатка своей жене. Как Церковь, в свою очередь, повинуется Христу, так и жена должна подчиняться своему мужу. Если в каждый момент супружеской жизни придерживаться этой модели, то браки не будут распадаться! Жена, предоставив последнее слово мужу, научится контролировать свое инстинктивное желание защищать семью во время волевых конфликтов (что обычно не имеет ничего общего с непосредственным выживанием детей и семьи); муж, помня о необходимости приносить себя в жертву ради жены и детей, поступает таким образом, чтобы предоставленное ему окончательное решение не исходило из личных интересов, но защищало интересы всей семьи.

Евангелие от Иоанна говорит о первом чудоявлении, сделанном Иисусом в Кане, где вода, превращенная в вино (и вино качественное!), является моделью превращения человеческого союза в союз Божественный под действием благодати Господней. Пара более не является лишь человеческим учреждением, но знаком, так же, как Церковь, что Царство Божье уже присутствует среди нас.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА

После еще некоторых молитв и ектиний, священник благословляет чашу с вином: жених и невеста выпивают из этой общей чаши в знак их общей участи всей жизни, в радости или скорби. Чаша вина в этом случае исходит из традиций древнееврейского брака и не имеет никакой связи с вином евхаристии.

Затем священник трижды обводит молодоженов вокруг центра церкви, в то время как хор поет некоторые тропари (гимны православной традиции), по своему значению связанные с символикой брака. Во время пения тропарей общепринято, чтобы свидетели следовали рядом с женихом и невестой, придерживая венцы на головах.

Пение тропарей происходит от древнего обычая сопровождать в процессии жениха и невесту с пениями после свадьбы от дверей церкви до дверей дома новоиспеченной пары. Со временем этот общественный обычай был оставлен, церковные песнопения перешли на конец церемонии, а процессия стала эпизодом обряда бракосочетания.

В конце процессии священник развязывает руки брачующихся и помещает венцы на стол. В заключительных молитвах священник просит Бога сохранить венцы непорочны в своем царстве: в знак наследства, ожидающего жениха и невесту, выросших в любви и верности, принесших духовные плоды их брака.

После окончательного благословения следует ряд приветствий и пожеланий: почитание икон в центре церкви (или на иконостасе), пожелания долгих лет новой паре (многолетствования), увещевания священника мужу и жене сохранить в своей жизни полученную от Бога благодать. В случае смешанных браков также неправославный священник может присоединиться к пожеланиям новобрачных, обращая к ним слова ободрения и наставления.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Православная Церковь поддерживает очень высокий стандарт модели семейной жизни, но признает, что брачные связи могут закончиться или по причине форс-мажорных обстоятельств (например, смерти одного из супругов), или из-за различной степени человеческого греха (когда один из двух бросает другого, по неверности и другим причинам, сводящим брак на чистое лицемерие). В этих случаях Церковь позволяет (в случае вдовства, всегда, а во всех остальных случаях по письменному благословению архиерея епархии, в которой было совершено бракосочетание), повторное венчание. Церковь также допускает третий церковный брак (хотя не рекомендует), в то время как абсолютно запрещает четвертый.

Существует обряд повторного бракосочетания покаянного характера, из которого видим, как Церковь разрешает вторичный брак, идя на встречу еще более тягостным личным обстоятельствам. Сегодня обряд повторного бракосочетания используется только если оба супруга уже были повенчаны ранее: это мера уважения к супругу, впервые вступающего в брак. Таким образом, редко можно увидеть эту типологию свадебной церемонии.

МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ СУПРУГОВ

Есть определенная молитва, сегодня используемая редко, которой приветствуются супруги по возвращении в церковь после свадебных торжеств. Хорошо бы продолжать использовать эту молитву, которая представляет собой уместный «переходный обряд» после медового месяца, возвращающий молодоженов к их активной роли в местной общине верующих.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

Часто церковное бракосочетание заключает в себе некоторые практические трудности, как в отношении гражданского брака, так и при наличии предыдущих брачных уз. Это руководство не претендует дать общий ответ на все проблемы, но предлагает ниже некоторые элементы для размышления.

Если пара не находится в узаконенном браке, необходимо, чтобы это произошло или до венчания, или примерно в то же время. Предусмотрена возможность проведения церковного православного бракосочетания, имеющего гражданский эффект, но только если священник, проводящий церковный брак, является признанным государством церковным деятелем. Для этого проинформируйтесь в храме, в котором вы желаете повенчаться (еще лучше, если вы будете усердно посещать этот храм!).

Если в предыдущем браке состоял православный супруг, то необходимо благословение архиерея епархии, в которой проводился предыдущий брак. Если же в религиозном браке состоял не православный супруг, то он должен объявить о разрешении к вступлению в новый брак в соответствии с правилами его Церкви. Если данная Церковь не считает супруга свободным, то Православная Церковь не может вмешиваться в этом отношении. Переход в Православие для обхода этой проблемы, если и представляется возможным, не рассматривается положительно.

Если предыдущие браки были только гражданские, то нет никаких препятствий для церковного бракосочетания, при условии, что не должно оставаться никаких связей предыдущего гражданского брака, как и нерешенных споров (опека над детьми и т.д.), связанных с браком.

Брак не исключает в будущем возможности мужа или жены принять монашество, но такой выбор может быть сделан только с согласия обоих супругов и если родители (более) не несут ответственности за несовершеннолетних детей. В таких случаях брак приостанавливается церковными властями, и муж или жена (а лучше, оба) могут принять монашеский постриг.

«ПОДХОДЯЩИЕ» ДНИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

«В какие дни можно сочетаться браком?»

На этот простой вопрос приходятся сложные, а иногда и различные, ответы, с длинными списками «дней, когда церковное бракосочетание запрещено», поэтому постараемся понять причины, из-за которых некоторые дни непригодны для церковных свадебных обрядов.

Проблемы постных и праздничных дней

Бракосочетание обычно не рассматривается как скромный праздник для узкой группы супругов и свидетелей, но как общественное признание союза, объединяющего семьи и друзей в радостной и праздничной атмосфере. Дни поста — не подходящее время для этого вида торжества, поэтому Православная Церковь запрещает бракосочетания в эти дни: в период многодневных постов, таких как Великий Пост, или накануне отдельных постных дней. Может показаться странным, что брак запрещен накануне постных дней (во вторник и в четверг), но разрешен в сам постный день (в среду и пятницу). Причину следует искать в традиции празднования банкетов, продолжительностью во всю ночь, а также в идеи «не расходовать» первую брачную ночь на заре постного дня.

Также бракосочетания не отмечаются в дни самых больших праздников, чтобы не отвлекать внимание от праздников Церкви. Часто последующие после крупных праздников дни (например, дни между Рождеством и Крещением) исключаются для свадебных ритуалов. Не все Православные Церкви следуют одинаковым правилам после праздничных дней: в некоторых храмах можно услышать, что не совершаются бракосочетания в течении первой недели после Пасхи (или во Святую неделю Пасхи), в других можно услышать, что браки запрещены все сорок дней после Пасхи. В любом случае лучше посоветоваться непосредственно в церкви, в которой вы собираетесь повенчаться, так как могут быть различия в календаре.

Проблема субботы

Бракосочетания запрещены по субботам, хотя обычно это не постный и не предпостный день. Причина этого запрета имеет пастырский характер: участие многочисленных групп людей в торжествах субботним вечером опустошает (или значительно уменьшает) участие в воскресных службах. Хотя этот запрет считается довольно строгим (особенно для семей, имеющих свободную от работы субботу), это правило абсолютно имеет смысл, и сегодня (особенно в Русской Церкви) ему следуют со всей строгостью.

Необходимо помнить, что запреты на проведение бракосочетания не являются абсолютными запретами и возможны исключения, по благословению местного архиерея. Венчающий священник не вправе самостоятельно пойти на уступку без объяснения причин своему архиерею и без его разрешения.

Как происходит обручение

Жених и невеста по окончании литургии встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносят свечу. Крест и Евангелие он кладет на аналой, стоящий посреди храма.

Кольца, которыми будут обручаться брачащие, во время литургии находятся на правой стороне святого престола вблизи друг друга: слева – золотое, справа – серебряное. Диакон, следуя за священником, выносит их на специальном подносе. Священник, приблизившись к новоневестным с двумя зажженными свечами, трижды благословляет их иерейским благословением и вручает им свечи.

Свет – это знак радости, огонь дает тепло, потому возжженные свечи означают радость встречи двух любящих людей. Одновременно этот символ их чистоты и целомудрия. Они напоминают нам также о том, что жизнь человека не замкнута, она совершается в обществе людей, и все, что случается с человеком, светом и тьмою, теплом или холодом, отзывается в душах окружающих его людей. Если рознь и себялюбие побеждены, если эти двое источают свет любви, то, выйдя из храма, они уже будут не двое, а одно существо.

Свечи не даются, если оба новобрачных вступают в брак во второй или третий раз, напоминая о евангельской притче, где говорится о том, что девственницы выходили навстречу Жениху, с возжженными светильниками (Мф. 25,1). Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всего последования таинства Брака, поэтому они должны быть достаточно большого размера.

Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Обряд начинается каждением перед венчающимися фимиамом и молитвою. После этого начинаются молитвословия Церкви о брачующихся. Вслед за обычным началом "Благословен Бог наш…" произносится Великая ектения, которая содержит прошения о спасении брачующихся; о даровании им детей для продолжения рода; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их в непорочную жизнь: "Яко да Господь Бог дарует им Брак честен и ложе нескверное, Господу помолимся…"

Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных и положившему союзы любви, и испрашивается благословение на новоневестных. Невеста уподобляется от века предобрученной Деве чистой – Церкви Христовой.

Священник, взяв сперва золотое кольцо, произносит трижды: "Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)".

При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает ему кольцо на четвертый (безымянный) палей правой руки. Затем берет серебряное кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя", – и надевает ей кольцо также на четвертый палец правой руки.

Золотое кольцо символизирует своим блеском солнцем, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное – подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Кольцо – знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа.

Затем в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, а Господу обоих неразделенным образом, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке жених и невеста трижды обмениваются кольцами при участии друга жениха или священника. После тройной перемены колец серебряное остается у жениха, а золотое – у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух.

Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученными. Вспоминается о чудесном знамении "водоношения", поданным слуге патриарха Авраама, когда тот был послан подыскать невесту для Исаака, эта честь была предуготована только той, единственной деве – Ревекке, напоившей гонца водой.

Священник просит благословить положение колец благословением небесным, сообразно с силою, которую получил через перстень Иосиф в Египте, прославился Даниил в стране Вавилонской и явилась истина Фамари. Вспоминается притча Господня о блудном сыне, раскаявшемся и вернувшимся в отчий дом: "А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его…" (Лк. 15, 22).

"И десница раб Твоих благословится словом Твоим Державным и мышцею Твоею высокою", – говорится далее в молитве. Не случайно обручальное кольцо надевается на палец правой руки, ибо этой рукой приносят обет верности, творят крестное знамение, благословляют, приветствуют, держат меч в праведной битве.

Людям свойственно ошибаться, сбиваться с истинного пути, и без помощи Божией и Его водительства не дойти этим двум слабым людям до цели – Царства Небесного. Поэтому священник просит: "И ангел Твой да предъидет пред ними вся дни живота их".

Последование обручения завершается краткой ектенией с добавлением прошения об обрученных.

Кольца могут быть изготовлены из одного металла – золота, серебра – и иметь украшения из драгоценных камней. При перемене колец нужно быть осторожными, чтобы не уронить их на пол, так как мужской палец толще женского, и поэтому кольцо невесты с трудом удерживается на пальце. Непосредственно вслед за этим идет венчание.

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Обручение Пречистой Девы Девственная чистота, уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью у евреев. Все девы, воспитанные во храме, должны были по достижении возраста вступать в супружество ради надежды, что Царь-Мессия произойдет из рода царя и пророка

Из книги Книга Мирдада [Необыкновенная история монастыря, который когда-то назывался Ковчегом] автора Найми Михаил

XXI. Святая Всемогущая Воля. Почему Все Происходит так, как Происходит и тогда, когда Происходит МИРДАД: Как странно, что вы, дети Пространства и Времени, все никак не осознаете, что Время - это всеобщая память, записанная на скрижалях Пространства.Если даже вы, ограниченные

Из книги Явления душевной жизни человека после его телесной смерти автора

3. Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Обручение Последование обручения в требнике помещается отдельно от венчания, и прежде обручение и совершалось отдельно. Но в настоящее время венчание совершается тотчас же вслед за обручением. Перед началом обручения священник полагает на престоле перстни

Из книги Книга Песни Песней автора Гледхилл Том

4. Обручение и брак …В день бракосочетания его, в день радостный для сердца его (3:7–11).…Невеста! (3:7,11).…Сестра моя, невеста! (4:9,10,12;

Из книги Кошерный секс: евреи и секс автора Валенсен Жорж

ОБРУЧЕНИЕ У древних евреев обручение служило поводом для церемонии не менее пышной, чем свадьба. Как правило, обручение праздновалось за несколько месяцев до свадьбы. Исключение составляли вдовцы и вдовы, обручавшиеся всего за месяц до свадьбы. Видимо, предполагалось,

автора Гиппиус Анна

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Как это происходит Глас народа. Откровения из Интернета – Ой, только не морочьте мне голову! Мало, что ли, у меня проблем? Придем, заплатим, батюшка все сделает, что надо.– Да мне однофигственно, что там будет делаться и говориться!– Где уж нам разобраться. Пусть кто

Из книги Исповедь и причастие. Как к ним подготовиться автора Русская Православная Церковь

Обручение Современное чинопоследование Таинства Брака состоит из двух частей: обручения и венчания. В этом смысле Таинство Брака напоминает Таинство Крещения, также состоящее из двух самостоятельных чинопоследований (оглашения и собственно Крещения), и Евхаристию,

Из книги Многие поищут войти, и не возмогут... автора Гончаров Иоанн

Как происходит исповедь Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно

Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.

ЧТО ЖЕ С НАМИ ПРОИСХОДИТ? Духовность - основа существования человека, главная составляющая его жизни. Ошибаются думающие, что это абстрактная отвлеченность, которая может быть, а может и не быть. Само понятие «бездуховный человек» неверно, ибо человек всегда духовен, вот

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Как происходит Причащение Итак, исповедались.Бережем себя от любого греха – хотя бы до утра стараемся не нагрешить наново.Дома нужно прочитать «Правило к Святому Причащению». Оно есть в молитвословах. В составе правила: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу

Из книги Вступающим в брак автора Милов Сергей И.

Как это происходит Глас народа. Откровения из Интернета– Ой, только не морочьте мне голову! Мало, что ли, у меня проблем? Придем, заплатим, батюшка все сделает, что надо.– Да мне однофигственно, что там будет делаться и говориться!– Где уж нам разобраться. Пусть кто знает,

Из книги автора

Поучение 2-е. Св. великомученица Екатерина (Обручение со Христом души христианской) I. Св. дева Екатерина, ныне ублажаемая, славилась богатством, умом и красотой. Язычество, в котором она воспиталась, не удовлетворяло ее ни своими верованиями, ни обычаями.Много было

Из книги автора

Обручение Как пишет протоиерей Геннадий Нефедов: «В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает, наконец, такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получат благословение Божие, чтобы стать им подражателями жизни церковной. Чистота намерений и