Рефлекс автоматической походки. Основные рефлексы новорожденных – условные, спинальные, физиологические

Как всё-таки определяется период новорожденности, какова его длительность? Научно обосновано, что данный отрезок продолжается 28 дней, в это время идёт первичная адаптация ребёнка к окружающей среде. Приспособлению помогают рефлексы новорожденного , это природой заложенные механизмы, позволяющие малютке совершать свои первые (пока неосознанные) действия.

Виды рефлексов - классификация

Выделяют 2 вида рефлексов – условные и безусловные, в младенчестве работают только безусловные, заложенные с самого рождения. Условные же позже появляются, на основе опыта.

Всего выделяют 15 безусловных рефлексов новорожденных , каждый из них несёт своё назначение. Одни возникают и сразу исчезают, другие затухают медленно, а третьи остаются навсегда.

Выделяется несколько групп основных рефлексов новорожденных:

  • Нацеленные на обеспечение общей жизнедеятельности (дыхание, глотание, сосание, спинальные двигательные автоматизмы).
  • Обеспечивающие безопасность для детского организма при воздействии внешних раздражителей.
  • «Временные», которые работают для поддержания какого-то одного процесса. К примеру, есть рефлекторная задержка дыхания, для того, чтобы ребёнок по родовым путям смог продвигаться.

Таблица основных рефлексов новорожденных по месяцам

Оральные рефлексы

С самых первых минут жизни маленький организм нуждается в питании. Сосать молоко из груди и проглатывать малыша никто не учит, всё основано на рефлекторной деятельности.

Сосательный рефлекс есть у крохи с самого рождения. Благодаря ему, малыш способен обхватить сосок груди или пустышку губами и совершает ритмичные движения сосания. Сильно выражен рефлекс до года, закономерно появлению основных зубов, с помощью которых сосание замещается на жевание.

До 3-х лет он сохраняется слабовыраженно. Интенсивность сосания сигнализирует о степени голода младенца, если ребёнок сыт, то сосание становится слабее, к приёму пищи выражается сильнее. Постоянная слабость сосательного рефлекса обуславливается многими причинами, установление которых происходит с помощью доктора.

Глотательный рефлекс способствует проглатыванию полученной пищи. Он обусловлен работой продолговатого мозга и сохраняется на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс сохраняется менее продолжительное время – к двум–трём месяцам он пропадает. Прикосновение пальцем или предметом к губам малютки вызывает сворачивание ротика в трубочку, напоминающую маленький хобот.

Рефлекс Бабкина , его ещё именуют ладонно-ротовым . Если на обе ладошки ребёнка легонько нажать, то малыш приоткрывает рот. К трём месяцам реакция угасает, после исчезает полностью.

Поисковый рефлекс (Куссмауля ) . Попытка дотронуться до щеки у уголка рта (очень легко) приводит к поиску раздражителя, то есть к поиску еды. После трёх месяцев рефлекс проходит, младенец определяет источник пищи визуально. При его проверке, не следует прикасаться непосредственно к губам крохи, иначе получится хоботковый рефлекс.

Спинальные автоматизмы

Спинальные рефлексы новорожденных характеризуют у младенца мышечный аппарат и его состояние.

Защитный рефлекс обнаруживается в поворачивании головы при выкладывании крошки на живот. Таким способом ребёнок открывает себе доступ воздуха в дыхательные пути. При поражении ЦНС данный рефлекс, как правило, отсутствует.

Хватательный (обезьяний) рефлекс – способность крепко схватывать и держать пальцы взрослого, вкладываемые в ладони младенца. Приподнимание за пальчики – это уже другой похожий рефлекс Робинсона. Ослабление происходит к четырём месяцам.

– это когда при поглаживании подошв, пальчики раскрываются веерообразным способом, а стопы сгибаются с тыльной стороны.

Рефлексы новорожденного - Подошвенный рефлекс (Бабинского)

Данный рефлекс сохранен вплоть до двух лет, симметричность реакции и энергичность – показатель для оценивания ребёнка.

Рефлекс Моро (объятия) – реакция, состоящая из двух фаз, происходящая в ответ на шум или стук.

Вначале кроха руки раскидывает в разные стороны и разжимает пальцы, ноги при этом распрямляются. Затем ручки и ножки возвращаются в исходное положение, напоминая объятия. Этот рефлекс наблюдается до пяти месяцев. Неполный рефлекс Моро или его асимметрия проявляются при поражениях нервной системы.

Рефлекс Кернига наблюдается, когда не удаётся разжать тазобедренный сустав после сгибания. По достижении четырёх месяцев полностью исчезает.

Рефлекс автоматической ходьбы проверяется при поддержке за подмышки и небольшом наклоне вперёд. Малыш делает шаги, не сопровождая их движениями руками. В норме кроха должен опираться на всю ступню и шагать без цепляний.

Если ноги слегка перекрещиваются, то это считается приемлемым в первые 1,5 месяца. Способность самостоятельной ходьбы является уже приобретённым навыком, обусловленным комплексной работой коры больших полушарий, развивается к 1 году. Если «автоматическая походка» остаётся долгое время, то это может быть проявлением поражения ЦНС.

Рефлекс опоры виден, когда малыша, придерживая, ставят на твёрдую поверхность. Вначале он отталкивает стопы, затем становится на плоскость, прижимая крошечные подошвы плотно к опоре. На протяжении всего полутора месяцев рефлексы опоры и ходьбы имеют хорошую выраженность.

Рефлекс ползания (Бауэра) – его называют спонтанным ползанием, происходит это, когда кроху кладут на живот или спину. Движения усиливаются, если приставлять ладонь к подошвам ребёнка, кроха даже может продвигаться вперёд. Возникает рефлекс на 3-4 сутки, а угасание на третий-четвёртый месяц. Тревожным признаком считается нарушение симметрии или сохранение ползающих движений до полугода – года.

Рефлексом Галанта называют реагирование зоны позвоночника на раздражитель извне. Если водить пальцем по спине, то ребёнок выгнет спину и разогнёт ногу со стороны воздействия.

Позотонические рефлексы (автоматизмы)

Группа данных рефлексов основана на перераспределении тонуса мышц по мере моторного развития ребёнка. Пока кроха ещё не умеет держать головку, не может сидеть, ходить и стоять, его мышцы должны регулироваться. Продолговатый и, впоследствии средний мозг отвечают за регуляцию.

Рефлекс Магнуса-Клейна (ассиметричный тонический шейный) – малыш принимает «позу фехтовальщика», если его головку повернуть на бок, пока карапуз на спине. То есть, конечности, куда обращается лицо, разгибаются, а противоположные сгибаются.

Наименование Как стимулировать Реакция на стимул Появление (возраст) Исчезновение (возраст) Причины отклонений
Поисковый Поглаживание щеки Поворот головы к раздражителю, открывание рта С рождения 3-4 месяц (во сне до 12 месяцев) Вялость, угнетённость нервной системы. ДЦП
Сосательный Касание губ или полости рта Движения сосания С рождения 4 месяц (во сне до 7 месяцев) Сытый плохо реагирует. Недоношенность, угнетение ЦНС – отсутствие
Шейный тонический («фехтовальщик») Пока малыш на спине, поворот головы набок Выпрямление руки и ноги со стороны повёрнутой головы; на противоположной стороне согнуты рука и нога Рождение – 2 месяца 4-6 месяц Неумение выйти из этого состояния или сохранение от 6 месяцев – нарушения моторных нейронов
Хватательный Положить палец в ладонь ребёнка Крепкое охватывание пальцев обеими ладошками С рождения 3-6 месяц Поражения ЦНС
Рефлекс шагания Поддержка под мышками, небольшой наклон вперёд. Стопы должны касаться поверхности Подобие шагов, попеременные движения ногами С рождения 2-4 месяц Отсутствие: ДЦП, паралич ног, угнетённость ребёнка
Рефлекс Моро (объятий) Внезапный звук или хлопок, когда малыш лежит на спине Симметричное раскрытие рук и выпрямление ног, через несколько секунд обхватывание себя руками С рождения До 4 месяца Паралич или перелом ключицы ведут к асимметрии, отсутствие или долгое действие – расстройства структур мозга
Подошвенный рефлекс Надавливание у пальцев на стопе Симметричное подгибание пальцев С рождения 4-8 месяц ДЦП, поражения мозга
Рефлекс Бабинского Провести по подошве к пальцам от пятки Разжимание пальцев веерообразно С рождения Примерно к году ДЦП, поражения ЦНС

Проверка выраженности рефлексов осуществляется с помощью невропатолога и педиатра, они в состоянии определить, насколько правильно работают функции нервной системы младенца.

Что влияет на несвоевременное появление рефлексов новорожденных ?

Причины совершенно разные, начиная от травм при родах, заканчивая индивидуальной реакцией на медицинские препараты. Спинальные или оральные рефлексы новорожденного бывают слабовыраженными в случае недоношенности или лёгкой асфиксии.

Не всегда нужно бить тревогу, если сосательное и поисковое поведение выражено слабо, возможно, малыш просто сыт, тогда он не проявляет сильной рефлекторной деятельности. А вот перед кормлением, наоборот, сосание и поиск усиливаются.

Если рефлексов новорожденного вовсе не наблюдается, то это повод для немедленной квалифицированной медицинской помощи. Самые важные функции жизнеобеспечения могут пострадать, если вовремя не наладить поддержание здоровья малютки. Причин может быть несколько: тяжёлые пороки внутриутробного развития, сильная асфиксия, травмы, полученные при родах.

Безусловно, родителям надлежит владеть информацией о врождённых рефлексах, но профессионально оценить состояние здоровья ребёнка сможет только опытный неонатолог или педиатр. Отклонения от нормы бывают значительными и не очень, при малых нарушениях врач назначит лечение или специальные процедуры. Если отклонения сильны, то доктор поможет разобраться в причинах, и сможет принять экстренные меры для того, чтобы малышу ничего не угрожало.

Любое странное проявление поведения ребёнка требует повышенного внимания, ведь от этого зависит его успешное приспособление к миру. Рефлексы новорожденного – это забота самой природы о том, чтобы младенец смог максимально удобно себя ощущать.


Рефлекс - это бессознательная реакция организма в ответ на воздействие раздражителей, поступающие из окружающей среды. Они делятся на безусловные и условные.

Безусловный рефлекс - это врожденное реагирование на уровне инстинкта на определенные стимулы.

Условный рефлекс - это реакция организма, которая вырабатывается под воздействием определенных условий в процессе жизнедеятельности малыша.

Безусловные рефлексы по мере развития нервной системы угасают. Наибольшую роль они играют у малышей в период новорожденности и являются существенным диагностическим признаком многих нарушений, в первую очередь, в нервной и мышечной системе крохи.

Рефлексы у новорожденных:

Наличие правильных врожденных (безусловных) указывает на нормальное и завершенное развитие плода и достаточный уровень созревания его нервной системы.

Все отклонения от нормы свидетельствуют о нарушениях в нервной системе и требуют консультации невролога и контроля за состоянием и развитием ребенка.
Такие нарушения могут иметь временный характер и являться результатом адаптационных расстройств, незрелости плода даже в случае доношенности.

Рефлексы у новорожденных проявляются при участии определенных мышц и воздействии на них раздражителей. Нормальное проявление рефлекса возможно только при нормальной мышечной силе и напряжении в совокупности с ничем не нарушенной цепной реакцией начиная от раздражителя до ответной реакции на него.

Чем глубже недоношенность малыша, тем слабее рефлекторные реакции его мышц.

Сосательный, глотательный и поисковый рефлексы:

Сосательный и глотательный рефлексы появляются независимо друг от друга и являются начальными признаками зрелости нервной системы плода. Правильное формирование этих рефлексов заканчивается к 32-й неделе беременности, что позволяет новорожденному сразу после рождения уметь сосать и глотать.

Наиболее зрелым безусловным рефлексом новорожденного является сосательный. Вызвать его способны раздражители, которые вовсе не связаны с процессом кормления. Легко прикоснувшись к щеке малыша, он сразу поворачивает головку в вашу сторону, выпячивает губы и начинает искать соску или грудь.

Поисковый рефлекс говорит о нормальном напряжении и силе мышц шеи. Но очень быстро он исчезает.

Рефлекс Моро:

Рефлекс Моро (спинальный) начинает проявляться у всех доношенных новорожденных. Он характерен для малышей в возрасте до 1 месяца.

Протекает такая реакция в два этапа:

1. Ударив по поверхности, где лежит кроха, на расстоянии 15 см от головки или неожиданно разогнув ножки, он разведет ручки в стороны, разогнув при этом кулаки;

2. Возвращение рук в начальную позицию по истечении нескольких секунд.

Первая фаза такого рефлекса вызвана испугом ребенка, вторая - желанием найти защиту у мамы.
Наиболее сильно такой вид рефлекса проявляется в первые 2 недели жизни малыша. Чаще всего его проявление можно заметить при пеленании, смене одежды, купании.

Такой рефлекс у ребенка - это реакция на страх. Поэтому приближаться к малышу необходимо очень плавно и аккуратно.
Отсутствие или слабая выраженность такой реакции у новорожденных указывает на очень слабый тонус мышц или другие нарушения в нервной системе. Также важно учитывать и контролировать симметричность проявления реакции Моро.

Рефлекс хватания:

Протекает в две стадии:

1. При надавливании пальцем на ладонь или стопу малыша, он сожмет пальчики;

2. Малыш так сильно охватывает пальчики взрослого своей кистью, что его вполне можно поднять за руки.

Этот рефлекс может сохраняться до 4-х месяцев. Взамен ему должно прийти произвольное и осознанное захватывание предметов детскими ручками.

Постуральные рефлексы:

Таки рефлексы длятся на протяжении всего периода воздействия раздражителя. Наблюдение за этими рефлексами позволяет доктору оценить, нормально ли протекает двигательное развитие малыша. К этой категории реакций относят следующие:

1. Рефлекс опоры;

2. Автоматическую ходьбу;

3. Рефлекс ползания.

Ползание:

Необходимо кроху уложить на животик и приставить ладошку к его стопам. Ребенок инстинктивно оттолкнется от нее, а мышцы-разгибатели нижних конечностей будут поочередно сокращаться. Малыш начнет ползти.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы:

Необходимо взять малыша подмышки и удерживать головку. Стопы должны полностью соприкасаться с поверхностью. Здоровый ребенок будет сильно разгибать ножки, стопой упираться в поверхность. Когда это произойдет, наклоните ребенка слегка вперед - он сделает несколько маленьких шагов. В некоторых случаях дети в процессе такой "ходьбы" скрещивают ножки в районе голени и стопы. Такая реакция называется автоматической ходьбой. Важно оценивать симметричность таких перекрещиваний ног и их силу.

Шейный рефлекс:

Уложите малыша на спинку. Пассивно поворачивайте его головку вбок. При таком повороте в одну сторону конечности будут автоматически разгибаться, а в другую - сгибаться. Иначе такой рефлекс называют ассиметричным шейно-тоническим. Такой же рефлекс можно вызвать, уложив ребенка на спинку, подложив под лопатки ладошки рук взрослого и приводя голову к груди. При сгибании головы ручки будут сгибаться, а ножки разгибаться. При возвращении головы реакций ног будет противоположной.
Этот вид рефлекса не проявляется у всех новорожденных. Больше всего его наблюдают у младенцев более старшего возраста.

У новорожденных этот рефлекс часто проявляется поворотом туловища в сторону головки.

Рефлекс Галанта:

Такая реакция сформирована с 27-й недели беременности. Кроху необходимо уложить на спинку и поочередно проводить пальцем от копчика к шее с обеих сторон от позвоночника. В ответ на это малыш выгибается вбок дугой, которая открыта в бок раздражителя. Выраженность такого рефлекса указывает на состояние тонуса и работы мышц спины и их симметричность.

Глазной рефлекс Пейпера:

Такая реакция позволяет в очень раннем возрасте определить, видит ли ваш малыш. Необходимо направить сбоку к глазкам ребенка свет маленького фонарика. В ответ на это у крохи сузятся зрачки, он сомкнет веки и откинет голову назад. Если в это время поднести руку к глазам малыша, то реакции никакой не последует. Такой вид безусловных рефлексов очень быстро исчезает, поскольку орган зрения привыкает к свету.

Рефлекс "глазки куклы":

Иногда такой рефлекс называется "убегающие глазки". Его суть состоит в том, что при повороте головки малыша вбок глазные яблоки двигаются в противоположную сторону. Этот рефлекс практически полностью исчезает до десятого дня жизни, поскольку зрительные нервы очень быстро развиваются и дозревают.

Рефлекс Керера:

Относится к слуховым рефлексам. При резком звуке ребенок плотно смыкает веки. Если такая реакция отсутствует, то никогда не рассматривайте это явление как глухоту у малыша. Рекомендуется повторять такие проверки несколько раз. Только после длительного отсутствия реакции необходимо более тщательно наблюдать за состоянием ребенка.

Рефлекс перекрестного разгибания:

Необходимо уложить малыша на спину и аккуратно разгибать ногу в колене. Одновременно проводите пальцем по подошве. В результате такого воздействия вторая нога ребенка сначала согнется в колене, затем разогнется и прикоснется стопой к раздражителю - пальцу руки взрослого.

Сильнее всего такой рефлекс проявляется с 34-36-й недели беременности, но в некоторых случаях его можно наблюдать и у недоношенных детей с 28-й недели беременности.

Важно проверять такой рефлекс с обеих сторон на симметричность и соблюдение последовательности реакции. Асимметрия, как правило, указывает на нарушение в нервной системе и костно-мышечном аппарате (дефекты тазобедренного сустава).

Рефлекс Переса:

Указывает на нормальное развитие шейных мышц и их тонус. Определяется таким образом: приподнимите малыша в вертикальное положение и обратите внимание на угол между головой и спиной. Чем он меньше, тем ниже тонус мышц шеи у новорожденного. Особенно хорошо заметен такой рефлекс у недоношенных детей, когда их головка сильно запрокидывается назад.
Если подобная картина отмечается у доношенных малышей, то это может указывать на заболевания, которые приводят к слабости шейных мышц. Также часто такое состояние наблюдается у детей после приема обезболивающих препаратов или вследствие послеродового ацидоза.

Повышенной тонус шейных мышц легко определить так: приподнимите малыша за ручки вертикально. Если он в таком положении легко удерживает головку как ребенок 2-3 месяцев - это сигнал наличия определенной патологии, что требует наблюдения за крохой. Наиболее частая причина такого состояния - гипоксия. С первых дней жизни таким детям назначают специальный комплекс упражнений и расслабляющий массаж.

Подошвенные рефлексы:

Такие рефлексы являются физиологическими только у новорожденных и младенцев. У детей более старшего возраста они указывают на наличие патологии.

Проведите пальцем руки по внешнему краю стопы в направлении от пятки до большого пальца. При этом к подошве должны пригибаться все пальчики, кроме большого - он отклоняется назад. Очень часто ребенок одергивает ногу при воздействии раздражителя. Такая реакция носит название рефлекс Бабинского.

Другой вариант такого рефлекса: несильными и отрывистыми ударами воздействуйте на пальчики ног со стороны подошвы. В ответ на это пальцы будут сгибаться. Эта реакция иначе называется рефлексом Россолимо.

Оба вида подошвенных рефлексов не имеет никакого диагностического значения у малышей первого года жизни.

Хоботковый рефлекс:

Заключается в выпячивании губ ребенка при прикосновении к ним пальца взрослого. Объясняется эта реакция сокращением мышцы рта малыша - сосательного мускула. Сохраняется этот рефлекс 2-3 месяца, потом исчезает. Если этот рефлекс сохраняется до шести месяцев, тогда необходимо сообщить об этом педиатру.

Регулярная проверка рефлексов и контроль за динамикой их развития имеют важное диагностическое значение. Часто отклонения в рефлексах являются наиболее ранними признаками заболеваний центральной нервной системы.


Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире. Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный - ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым - развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

10. Комплекс оживления как основное новообразование периода раннего младенчества, его значение для психического развития ребенка.

«Комплекс оживления», описанный Н. М. Щеловановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

2) улыбка;

3) двигательное оживление;

4) локализация.

После четырех месяцев комплекс распадается. Протекание реакций зависит от поведения взрослого. Анализ возрастной динамики показывает, что до двух месяцев ребенок одинаково реагирует и на игрушку, и на взрослого, но взрослому он чаще улыбается. После трех месяцев формируется двигательное оживление на увиденный предмет. В первом полугодии ребенок не различает положительного и отрицательного воздействий. У ребенка возникает потребность во внимании, появляются экспрессивно-мимические средства общения. Чем внимательнее взрослый к ребенку, тем раньше он начинает выделять себя из окружающего мира, что является основой его самосознания и самооценки. К концу первого полугодия ребенок проявляет богатую палитру эмоций. Акт хватания в пять месяцев уже сформирован. Благодаря взрослому ребенок выделяет целостный предмет и формирует сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям и предметам – свидетельство нового этапа развития. Во втором полугодии жизни ведущим становится манипулятивное действие (бросание, щипание, кусание). К концу года ребенок осваивает свойства предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен бросать, трогать предметы, активно вести себя. Общение является ситуативно-деловым. Меняется отношение к взрослым, преобладает негативная реакция на замечания. Эмоции становятся ярче, различаются в зависимости от ситуации.

Развитие моторики младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем – с ножками и нижней частью тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом.

1. Развитие пассивной речи – ребенок учится понимать, угадывает смысл; важен анемо-тический слух ребенка, у взрослого важна артикуляция.

2. Отработка речевых артикуляций. Изменение звуковой единицы (тембра) ведет к изменению смысла. В норме ребенок в 6–7 месяцев поворачивает голову при назывании предмета, если этот предмет имеет постоянное место, а в 7–8 месяцев отыскивает названный предмет среди других. К первому году ребенок понимает, о каком предмете идет речь, и выполняет элементарные действия. В 5–6 месяцев ребенок должен пройти стадию лепета и научиться произносить четко триады и диады (три и два звука), уметь воспроизвести ситуацию общения.

Хватательный рефлекс у новорожденных представляет собой филогенетически древний механизм. Как только ребенок научится держать предметы в ручках, он тут же окажется в удивительной вселенной детства.

Когда хватательный рефлекс у новорожденных станет осознанным, это будет свидетельствовать, что уже совсем скоро ребенок сможет самостоятельно употреблять пищу.

Общая информация

Хватательный рефлекс у новорожденных является врожденным механизмом. На двенадцатом месяце он трансформируется в осознанное действие, а движения малыша становятся более осмысленными и координированными.

Начиная примерно с третьего месяца жизни хватательный рефлекс становится все более интенсивным. С каждым месяцем жизни успехи малыша становятся более значительными.

Этапы развития

Существует четыре основных этапа развития хватательного рефлекса у новорожденных:

  1. Ноль-два месяца.
  2. Три месяца.
  3. Четыре-восемь месяцев.
  4. Девять-двенадцать месяцев.

Первый этап

Хватательный рефлекс у новорожденных на первом этапе выражается очень просто. Как только родитель или доктор нажмет на ладонь малыша, он тут же сомкнет ее вокруг пальца взрослого. На данном этапе это движение является пока неосознанным.

В течение длительного времени руки ребенка будут сжаты в кулачки, но немногим позже малыш, стремясь исследовать новый мир, будет разжимать и сжимать их.

В некоторых случаях уже на этом этапе ребенок пытается схватить то, что находится в поле его зрения.

Второй этап

На втором этапе, когда ребенок достигает трех месяцев, он еще не до конца осознает, что конкретно ему требуется. Тем не менее он проявляет оживление, когда в поле его зрения попадают первые игрушки. Стремясь завладеть предметом, который привлек его внимание, кроха развивает не только координацию верхних конечностей, но и органы зрения. На этом этапе родителям рекомендуется повесить над кроваткой малыша какую-нибудь интересную игрушку. Также с трехмесячным малышом уже можно играть в простейшие игры с закрыванием лица.

Третий этап

На этом этапе кроха научается самостоятельно и достаточно хорошо удерживать игрушки и предметы, привлекшие его внимание. Учитывая то, что, стремясь познать этот мир, он будет проявлять внимание к самым неожиданным деталям, целесообразно позаботиться о его безопасности.

Неплохо удерживать предметы ребенок научается на восьмом месяце жизни. Но на этом этапе ему еще не хватает некоторой ловкости.

Четвертый этап

Как только малыш приблизится к своему первому юбилею, вопрос хватательного рефлекса будет практически решен. Девятимесячная кроха уже не испытывает никаких проблем с хватанием предметов как правой, так и левой рукой.

В этом возрасте ребенок не видит никакой принципиальной разницы между правой и левой руками. Определить кроху как правшу или левшу будет возможно только тогда, когда он перешагнет двухлетний рубеж.

На этом этапе руки малыша приобрели силу и цепкость. Поэтому родителям приходится с некоторым усилием отнимать у него «опасный» предмет.

Как нужно действовать?

Основной задачей родителей является стимулирование хватательного рефлекса у малыша. Для этого следует играть с ребенком в простые игры. Например, рекомендуется расположить любимую игрушку крохи так, чтобы он видел ее, но мог достать, только приложив существенное усилие.

Как только малышу «стукнет» год, следует развивать мелкую моторику. Для разрабатывания пальчиков можно предложить ему кусочек пластилина, хлебную корочку, кусочек яблока или моркови. Таким образом, мамы и папы убивают двух зайцев: развивается не только мелкая моторика, но и речь малыша.

Информация к размышлению

У детей с задержкой в развитии наблюдается заторможенная, ослабленная реакция. У гиперактивных и легковозбудимых малышей реакция, наоборот, выражена очень ярко.

Если рефлекс присутствует после того, как ребенку исполнилось четыре месяца, можно заподозрить наличие поражения НС.

Аналогичный хватательный рефлекс у новорожденных может быть вызван и с ног. Это может произойти на фоне надавливания большим пальцем руки на подушечку нижней конечности. Ответной реакцией принято считать сгибание пальцев на подошве.

В случае нанесения штрихов-го раздражения на подошву при помощи пальца, стопа сгибается с тыльной стороны, а пальцы веерообразно расходятся.

Слабость реакции

Важно помнить о том, что слабый хватательный рефлекс у новорожденного может проявляться едва ли не с самого первого дня его появления на свет. Но как только ребенок достигает двух-трехмесячного возраста, он уверенно хватает за любой предмет, который предлагают им взрослые. Если хватательный рефлекс у новорожденных слабый в течение длительного времени, то не стоит торопиться бить тревогу. Может быть, что ребенку просто требуется помощь взрослого.

Когда реакция отсутствует

Некоторые родители сталкиваются с отсутствием хватательного рефлекса у новорожденных, что в большинстве случаев становится серьезным поводом для паники. Вместо того чтобы бить в набат тревоги и терроризировать врачей, следует постараться развить необходимую реакцию.

  • показать малышу красивую яркую игрушку;
  • подвесить ее над его головой;
  • поддержать стремление крохи добраться до вожделенного предмета.

Еще одной причиной отсутствия хватательного рефлекса у новорожденных является мышечный тонус. Решить эту проблему можно при помощи специальных массажных процедур. Их можно выполнить самостоятельно или доверить опытным рукам квалифицированного специалиста.

Лечение не будет длительным. Скомбинировав массаж с выполнением специальных упражнений, можно достаточно быстро добиться решения тревожащей проблемы.

Нужен доктор!

В некоторых случаях наблюдается абсолютное отсутствие хватательного рефлекса у новорожденных. Если, несмотря на все манипуляции, ситуация остается неизменной, следует проконсультироваться с доктором.

В некоторых случаях врач принимает решение относительно медикаментозной терапии. Иногда крохе назначаются специальные процедуры, при помощи которых малыш может научиться управлять собственным телом и развить необходимые для комфортного существования навыки.

Восстановительный процесс будет быстрым и успешным только в том случае, если лечение начнется своевременно.

После этого ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами.

Напоследок

К доктору нужно обратиться и в том случае, если девятимесячный малыш так и не научился самостоятельно удерживать предметы.

Перед походом к педиатру необходимо учитывать и тот факт, что недоношенные дети развиваются не так, как обычные ребятишки. Этапы развития необходимой реакции в этом случае оказываются несколько смещенными.

Врождёнными рефлексами называют особенную ответную реакцию новорождённого на раздражители окружающей среды.

Они необходимы маленькому человечку для того, чтобы приспосабливаться к этому, пока ещё совсем новому, миру. Их наличие говорит о правильном развитии младенца.

Учёные насчитывают около 17 важнейших видов рефлексов. У здорового ребёнка они должны обладать свойством симметричности, то есть реакция на раздражитель должна быть одинаковой и справа и слева.

Врождённые рефлексы – это безусловные рефлексы , но развитие новорождённого дополняется всё более сложными условными рефлексами , которые являются приобретёнными.

В процессе индивидуального развития малыша безусловные рефлексы постепенно заменяются и дополняются условными, гораздо более сложными.

Безусловные

Рефлексы этого вида похожи на некие автоматические действия, которые возникают при правильной работе нервной системы малыша. Некоторые врождённые рефлексы прекращаются через несколько месяцев, некоторые – через год, а какие-то остаются на всю жизнь.

Все эти рефлексы по уровню семиотической значимости делятся на два вида: сегментарные двигательные и спинальные .

Первые обеспечиваются работой сегментами ствола (оральные безусловные рефлексы), а последние обусловлены функционированием спинного мозга (двигательные).

К оральным автоматизмам относят следующие : поисковый, хоботковый, сосательный, ладонно-ротовой рефлексы и пр.

Спинальными (двигательными) являются : хватательный, защитный рефлексы, автоматической походки, рефлексы Моро, Бауера, Галанта, Переса, опоры и т. д.

Условные

С рождения ни один младенец не обладает условными рефлексами , природа наделила его лишь безусловными, а первые приобретаются каждым в процессе индивидуального развития, на протяжении всей жизни.

Эти рефлексы способствуют совершению каких-либо действий человеком не задумываясь.

Например, человек, который продолжительное время занимался единоборствами при нападении не задумываясь, воспользуется приёмом. Или человек, когда-либо пробовавший зелёное кислое яблоко при виде его во время голода почувствует слюноотделение.

Каждый человек имеет свой индивидуальный набор условных рефлексов , который зависит от его жизненного опыта.

Наиболее известные рефлексы новорожденных

Хоботковый

Вызвать его можно быстрым и лёгким прикосновением к верхней губе малыша. В ответ он своеобразно выпятит губы в виде «хоботка», то есть произойдёт сокращение мимических мышц.

Поисковый

Данный рефлекс был выявлен Куссмаулем и носит его название. Вызывать его следует очень осторожно, чтобы не причинить боли и дискомфорта малышу.

При поглаживании пальцем уголков рта со стороны новорождённого наблюдается следующая реакция. Он опускает нижнюю губу, облизывает рот и поворачивает головку в сторону исходящего воздействия.

Прикасаться нужно именно к уголкам рта , иначе может возникнуть хоботковый эффект. Прикосновения должны быть осторожными, не причиняющими дискомфорта, иначе малыш отвернётся в другую сторону и покажет своё недовольство.

Возникает поисковый рефлекс с целью поиска материнской груди. Затем он осложняется зрительным рефлексом: при виде бутылочки ребёнок оживляется.

Если он сохраняется дольше положенного срока , это может быть признаком патологии головного мозга, и нужно обратиться к врачу.

Сосательный

Наблюдается он при взаимодействии полости рта, губ и языка с такими раздражителями, как материнский сосок, пустышка, палец. В ответ малыш делает ритмичные сосательные движения и перебирает языком и губами.

Имеется рефлекс у всех правильно развивающихся новорождённых, и является индикатором зрелости. Когда малыш сыт, рефлекс «засыпает», но спустя полчаса или час вновь активизируется.

Данный рефлекс полезен не только ребёнку (способствует питанию), но и его родителям, так как обладает успокаивающим эффектом. Именно поэтому и создана соска.

Считается, если ребёнок недостаточно сосал в младенчестве , то в более старшем возрасте этот рефлекс трансформируется в то, что ребёнок сосёт кончики своих волос, пальцы, кусает ногти, из-за чего может потребоваться помощь невропатолога или психотерапевта.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Ещё один рефлекс, способствующий питанию малыша. Заключается он в надавливании взрослым кончиками своих пальцев на ладошку малыша, который тут же открывает рот и вытягивает голову чуть вперёд.

Когда ребёнок хочешь кушать, рефлекс Бабкина выражен наиболее ярко.

Если рефлекс отсутствует , продолжается дольше трёх месяцев или ассиметричен, это может свидетельствовать о патологии нервной системы. Особенно часто встречаются такие отклонения при родовых травмах шейного отдела.

Хватательный

При лёгких касаниях ладошки новорождённого наблюдается сгибание пальцев и сжатие кулачка. Наиболее сильно проявляется при голоде или кормлении (можно наблюдать периодическое сжатие кулачков).

Рефлекс Моро

Проверен он может быть двумя способами: либо ударом ладонью по поверхности выше головы малыша примерно на 15 сантиметров, либо приподниманием нижней части туловища новорождённого за прямые ножки.

Реакция младенца проходит в два этапа . Сначала он быстро отводит ручки в разные стороны, а потом будто бы обнимает себя ими.

Здоровый малыш реагирует на эти раздражители с самого рождения.

Рефлекс Бабинского

С целью выявления реакции проводят кончиком пальца по стопе малыша в направлении от пятки к пальчикам ног. Здоровый малыш разогнёт пальцы. Этот процесс также сопровождается сгибанием ножки в суставах.

Эти упражнения даже полезно выполнять, особенно перед купанием или просто в игровых целых.

Рефлекс опоры

Проявляется в том случае, если новорождённого взять за подмышки. Малыш в этом случае сгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах. Если его поставить, он выпрямляет ноги и упирается стопой в поверхность стола или пола около 10 секунд.

Нормальна ситуация , при которой рефлекс сохраняется до возраста 6 недель, а затем исчезает.

Рефлекс автоматической ходьбы

Если ребёнка поставить на ножки и немного наклонить вперёд, таким образом сместив центр тяжести тела, он тут же начнёт переступать ногами. Это и называется автоматической ходьбой .

Некоторые дети немного скрещивают ножки, но паниковать не стоит. Немного повышенный тонус мышц бедра вполне нормален в первые полтора месяца от рождения.

Рефлекс ползания Бауэра

Для того чтобы оценить наличие этого рефлекса у малыша, нужно положить его на животик. Нормой будет ползание ребёнка. Если же приставлять ладони к стопам новорождённого, он будет отталкиваться от них вперёд.

Возраст появления

Безусловные рефлексы обычно проявляются тут же после рождения, но бывают исключения.

После рождения возникают:

  • хоботковый рефлекс;
  • поисковый рефлекс;
  • сосательный рефлекс;
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина;
  • хватательный рефлекс;
  • рефлекс Моро;
  • рефлекс Бабинского;
  • рефлекс опоры;
  • рефлекс автоматической ходьбы.

Рефлекс ползания Бауэра можно наблюдать лишь через некоторое время после рождения (примерно через 4-6 суток).

Возраст исчезновения

Исчезают безусловные рефлексы в разные периоды жизни ребёнка.

Нормой является прекращение рефлексов:

  • хоботкового в возрасте 3-х месяцев;
  • поискового в возрасте 3-5 месяцев;
  • сосательного в возрасте 3-4 лет;
  • ладонно-ротового рефлекса Бабкина — к 2-3 месяцам жизни;
  • хватательного – к 3-4 (потом он заменяется простым захватыванием предметов);
  • Моро должен угаснуть к 3-4 месяцам;
  • Бабинского — 12-14 месяцев;
  • опоры — до возраста 6 недель;
  • автоматической ходьбы угасает к 3-м месяцам;
  • ползания Бауэра — в 4-месячном возрасте.

На что стоит обратить внимание?

Отсутствие каких-либо рефлексов или их усиление может быть тревожным признаком , именно поэтому их и исследуют врачи и родители, которым небезразлично развитие и здоровье малыша.

Усиление может быть связано с отклонениями в мышечном тонусе, патологией нервной системы, инфекционными заболеваниями и т. д. Усиление рефлексов часто говорит о повышенной нервной возбудимости.

Однако при оценке реагирования малыша нужно учитывать тот факт, что можно говорить о каком-то серьёзном отклонении лишь в том случае, если имеются какие-либо другие симптомы.

Так, если у ребёнка наблюдается нарушение какого-либо рефлекса и при этом малыш чувствует себя прекрасно, это скорее всего только симптом, но не факт отклонения, его может и не быть.

Рассмотрим несколько примеров возможных отклонений.

Усиление

При исследовании реакции на рефлекс опоры отклонением от нормы является ситуация, при которой ребёнок упирается в поверхность стола носочками или скрещивает ножки. Это может быть свидетельством патологии двигательной системы, внутричерепной травмы, асфиксии при рождении, наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы.

Что касается рефлекса автоматической ходьбы , то многие дети немного скрещивают ножки, но паниковать не стоит. Немного повышенный тонус мышц бедра вполне нормален в первые полтора месяца от рождения.

Если у малыша заболевание центральной нервной системы, то рефлекс ползания сохраняется до 1 года.

Ослабление

У детей с заторможенной нервной системой реакции на хватательный рефлекс значительно слабее, у возбудимых – наоборот, сильнее. Ослабление хватательного рефлекса может являться следствием асфиксии при рождении или поражением шейного отдела позвоночника.

Слабым рефлекс Моро может быть по причине внутричерепной травмы. Ассиметрично может проявляться при травме шейного отдела позвоночника.

Рефлекс Бабинского не наблюдается в случае поражения спинного мозга на уровне поясницы.

Рефлекс ползания ослаблен или ассиметричен при внутричерепных кровоизлияниях (у родившихся в асфиксии).

Таким образом, врождённые рефлексы младенца – это индикатор его развития .

Помните, если Вас что-то насторожило при исследовании рефлексов ребёнка, незамедлительно обратитесь к доктору. Относитесь внимательно к развитию малыша и будьте здоровы!