Семейное воспитание и его значение. Лесгафт п

В ходе истории понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания, прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.

Сегодня воспитание понимают как:

  • * передачу социального опыта и мировой культуры;
  • * воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
  • * организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
  • * воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
  • * создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания .

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного - безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком .

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей

Семейное воспитание -- это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка.

Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния

Цели воспитания -- это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:

  • * «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
  • * «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
  • * «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения

Человек как личность начинает формироваться в семье. Семью можно считать колыбелью личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, бабушками, дедушками и другими родственниками ребенка, с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. Роль родителей заключается не только в широко понимаемой заботе о детях, но и формировании его мыслей, чувств, стремлений, воспитанием собственного «Я». От мужской роли отца для детей обычно ждут энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений, наблюдение за соблюдением социальных норм, материального обеспечения всей семьи. От женской роли матери зависит воспитание детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты .

Семья - это самая первая и самая эффективная среда социализации детей, восприятия народных традиций, нравственных ценностей, отношения к труду, к людям, к природе. По существу до поступления в школу семья для ребенка - его основной «университет». Лев Толстой утверждал, что к пяти годам он узнал о мире столько, сколько не постиг за всю оставшуюся жизнь. Может быть, есть в этом и преувеличение, но в сущности писатель прав. Основные привычки, нравственные ориентации ребенка, его коммуникативная культура и многие черты характера формируются, по утверждению психологов, к пяти - семи годам. Потом уже начинается перевоспитание .

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия .

В семье дети получают опыт реальной жизни во всех ее проявлениях. Образцы семейного поведения формируют то или иное отношение к окружающему миру, окружающим людям. .

Семья прививает человеку основные и самые прочные черты социального иммунитета против всех пороков человечества: зла, лжи, коварства, зависти, неуважения к окружающим. Конечно, если речь идет о благополучной семье, которая способствует нравственному совершенствованию ребенка, налагает на него определенные обязанности, приучающие к последовательности в поступках, порядку и труду, ответственности за свое поведение .

В своей книге «О воспитании» А.С. Макаренко писал: «наши дети - это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Родители, должны помнить о великой важности этого дела, о большой ответственности за него». Семейное воспитание играет важную роль в формировании и развитии личности ребенка .

Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первоначальную роль играет пример родителей, их отношение к людям, к труду, общественным обязанностям .

Становление личности ребенка находится в тесной связи со сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, стилем взаимоотношений взрослых, их социальной зрелостью, существующими семейными традициями. Вся жизнь взрослых - пример для ребенка. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влиянием, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. .

В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина .

Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. Впервые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши .

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

На чтение 8 мин.

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Роль семьи в воспитании детей

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа). Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой. В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.


Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.


Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел. Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей. Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика. Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента. Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

Традиционные роли родителей.

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить. Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность. Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.


Роль матери в воспитании ребенка.

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом. Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности. Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано. Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну. Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.


Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Роль отца в воспитании ребенка.

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями. Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации. Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения .

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

Семейное воспитание является наиболее востребованным видом воспитания во все времена. Социокультурный феномен семьи, его эволюция или стагнация (депрессия, застой), способность к дифференциации собственного опыта развития, удовлетворения базисных потребностей всех членов семьи в самоактуализации, безопасности, принятии и одобрении, личностном росте и становлении. Эти показатели семьи тесно взаимосвязаны с биологическим, психологическим и социальным функционированием каждого члена семьи и особо значимы для детей и подростков.

В современных условиях институт семьи рассматривается, как основной в воспитании и развитии ребенка, наряду с семьей важную роль имеют общественные и государственные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).

Семья - своеобразный коллектив, члены которого разные по возрасту, по профессии, связаны узами родства, ведут общее хозяйство, в котором принимают участие и дети. Взаимоотношения членов семьи строится на взаимной любви и уважении понимании и принятии, поддержке и взаимопомощи. Особую атмосферу в семье создаёт коммуникативная культура общения между собой всех членов семьи: детей и родителей, братьев и сестер, с бабушками и дедушками. От уровня взаимодействия членов семьи зависит обогащение жизненного опыта детей, уровень их духовно-нравственного становления.

Специфика воспитания детей в семье состоит в том, что, начиная с пренатального периода развития плода, затем первые дни, месяцы, годы жизни ребенка считаются самыми ответственными и трудными.

С рождением ребенка в семье появляются новые и сложные задачи.

Одна из первоочередных задач семьи - обеспечение физического развития и воспитания ребенка. Это уход за ребенком, своевременное и правильное питание, прогулки, закаливание организма и привитие санитарно-гигиенических навыков. Для детей раннего возраста важно организовывать игры с предметными игрушками (качать, кормить, катать, укладывать спать и др.), Эти игровые действия вводят ребенка в мир взрослых и совершенствуют его физические возможности, расширяют его кругозор.

Забота родителей в первые годы жизни ребенка об удовлетворении его физических потребностей должно сочетаться с развитием его духовно-нравственного становления. Это рассказывание сказок, чтение книг, просмотр детских мультфильмов, кинофильмов, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.

В дошкольные годы воспитание в семье должно быть направлено на формирование культуры чувств. Это воспитание благоговения (глубочайшего почтения) уважения к родителям, старшим, близкое к страху обидеть, огорчить родных и близких. Воспитание родителями благоговения способствует формированию послушания, что особенно важно в современных условиях, когда отмечается утрата таких критериев как «можно» и «нельзя». Семья обязана создать условия для воспитания у ребенка чувства стыда, стыдливости, которое свойственно каждому человеку, чтобы ещё в детстве ни дать ему заглохнуть. Важное место в воспитании детей в семье занимает культура потребления, воздержания, самоограничения. Для этого необходимо формировать у детей потребность в соблюдении режима дня, закаливании, выполнении обязанностей по дому, аккуратность, умеренность в пище. Воспитание благоговения способствует формированию отношений к другому человеку: это чувства понимания и сострадания. Дети с раннего возраста должны усвоить правила: никого не обижай; насколько можешь, помогай; делай добро. Необходимо уделять особое внимание воспитанию правдивости у детей в семье, для этого родители, взрослые члены семьи должны быть примером на словах и в делах, не обманывать детей и не делать им ложных сообщений. Воспитание чувства воли - это воспитание характера. Ещё А.С. Макаренко предлагал упражнения для воспитания воли и называл их «гимнастикой поведения». В современной педагогике и психологии накоплено достаточное количество упражнений на воспитание воли: «Похвали себя» за проявление волевых усилий: не хотел - а сделал, не мог - а научился и др.

Воспитание совести у детей в семье - это самое значительное в проявлении духовности. Совесть - это выражение самосознания, это голос внутреннего «Я», это воспитание осознанной ответственности за себя. Н.Е. Щуркова в своих исследованиях отмечает, что совесть - это основа общечеловеческой нравственности. По её состоянию определяется нравственность человека. Совесть может быть: спокойной, чистой, немощной, мертвой, «сожженной» - это крайне опасное состояние, человек теряет границы дозволенного, не чувствует ответственности, теряет чувство ценности мира, человека, творца. Это приводит к порокам и преступлениям.

Родители, взрослые в семье должны знать, что воспитание чувств у детей осуществляется через классическое искусство, которое присутствует в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Для этого необходимо читать, обсуждать прочитанное вместе с детьми, ходить в музеи, на выставки, в театры, анализировать увиденное, учить видеть и восхищаться прекрасным.

Большое место в воспитании чувств у детей занимает слово. В современных условиях неблагоговейное отношение к слову, забвение его духовных основ, привело к обесцениванию, десакрализации (обеднению) активного словаря ни только детей, но и самих взрослых. Подтверждением этого является частое употребление ненормативной лексики взрослыми в семье, общественных местах, что служит дурным примером для детей.

Специфические задачи существуют в воспитании детей в семье по гендерному (половому) признаку. Родители должны знать, что самой природой запрограммированы характеристики поведения мужчин и женщин. Если последняя это тонко чувствующая, непримиримая к злу, то мужчина - мужественный, способный нести ответственность за своих близких, защищать Родину. Как только ребенок в раннем возрасте начинает осознавать своё «Я», с этого начинается длинный путь становления его как личности. Только к 5-7 годам у детей происходит четкая дифференциация правил их поведения в соответствии с нравами и обычаями той среды, в которой находится ребенок. Дети ещё не имеют развитого опыта поведения, многое делают неосознанно, а родители (папа и мама) являются для них примером для подражания, поэтому атмосфера семейного воспитания в их детстве во многом определит их поведение в будущем, в роли мужа и жены. Дружинин В.И. Психология семьи. - М. 2007.

С дошкольного возраста родители обязаны позаботиться о трудовом воспитании своих детей, чтобы формировались качества созидателя, а не потребителя (последнее, к великому сожалению, мы сегодня наблюдаем чаще). Важно приучать детей к самообслуживанию, оказанию помощи семье по дому, хозяйству, радовать близких своим трудом. Родители, наблюдая за трудом своих детей с детства, их увлечениями, наклонностями, в дальнейшем помогут им в выборе профессии. Воспитание трудолюбия у ребенка является высшим нравственным показателем формирующейся личности.

Задача родителей создать в семье условия для умственного воспитания и развития детей. Важно научить детей наблюдать явления природы, сравнивать предметы и явления, выделять сходное и различное. Атмосфера интеллектуальной жизни в семье характеризуется тем, что взрослые и дети трудятся, книга у всех членов семьи - главный источник знаний, есть традиция совместного чтения, просмотра телепередач. Не последнее место в умственном развитии детей занимают современные информационные технологии. Дети быстрее, чем взрослые овладевают работой на компьютере, поэтому важно, чтобы родители дозировали время работы с ним, предлагали детям игры развивающего характера с постоянным усложнением, где ребенок должен проявить смекалку, ловкость, учился анализировать. Однако без должного контроля со стороны взрослых есть опасность сформировать у детей компьютерную «игрофобию».

Уже в дошкольном возрасте семья формирует у ребенка эстетическую культуру. С раннего детства родители учат ребенка радоваться улыбке матери, красивой игрушке, цветку, пению птиц, красивой музыке, интересной книжке, красивому человеческому поступку. В эстетическом воспитании важно учить детей не только радоваться окружающей их красоте, но и обязательно понимать и беречь её в природе, конкретных поступках, делах и мыслях. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009.

Особое место в семейном воспитании занимает период подготовки детей к школе. Дошкольный возраст - это благодатный период для формирования мотивации учения. Для этого важно, чтобы ребенок «прошел» все виды игровой деятельности: игры с предметами, режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные (драматизации), дидактические и др. Происходит как бы «насыщение» игровой деятельностью, (хотя игра будет сопровождать его и в дальнейшей жизни), что способствует изменению позиции ребенка. Появляется желание идти в школу, интерес к учению, познанию нового. Родители поддерживают интерес к школе; «В школе ты узнаешь много нового», «С первого сентября ты начнешь трудиться, как взрослый», «Учеба в школе это твои трудовые обязанности». Важно уделять внимание формированию таких качеств, которые необходимы для учебной работы: умение доводить начатое до конца, преодолевать встречающиеся трудности, оценивать качество работы и её результаты, переживать удовольствие от выполненного дела, огорчаться неудачей. Так у будущего школьника создается радостная, совершенно реальная личностная позиция. Ребенок, идущий впервые в школу, внутренне готов к своему новому положению и переживает чувство гордости, что он - школьник. Родители должны поддержать тягу ребенка к школе, интерес к новому, неизвестному. Что для этого необходимо сделать? В первую очередь, позаботиться о рабочем месте первоклассника. Организовать правильный режим дня: постоянное время отхода ко сну и подъема, четырех-пяти разовое питание, постоянное время для учебных занятий дома, наличие свободного время для игр, занятий своим любимым делом, прогулка на воздухе. После того как составлен режим дня, помощь взрослых должна выражаться в напоминании о предстоящих делах согласно распорядку. Контроль взрослых не должен быть назойливым и постоянным. У ребенка необходимо вырабатывать самостоятельность. Младшие школьники очень чувствительны к одобрению и замечаниям, поэтому приучайте детей делиться своими успехами, не скрывать трудностей. Показывайте детям свою заинтересованность в успехах ребенка и желании помочь в затруднениях. Практика показывает, что дети легче включаются в школьную жизнь, если в первый месяц их школьной жизни кто-то из родителей рядом, помогает войти им в новый ритм жизни, организовать свою деятельность.

Итак, внимание родителей к школьным делам ребенка поможет ему осознать учение как долг, обязанность и сформировать у него ответственное отношение к учению. Сумеет ли семья в первый год обучения поддержать познавательный интерес ребенка, самостоятельность, от этого зависят успехи его в учебном труде в последующих классах. Задачи семьи с ростом ребенка и переходом его из класса в класс усложняются.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА

Семейная жизнь ребенка занимает семь первых лет после рождения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно подразделить на следующие периоды: 1) Первый год после рождения на свет до конца первого года; в это время ребенок из лежачего положения переходит в сидячее, а затем становится и начинает сам ходить; с седьмого месяца у него являются зубы, он начинает различать окружающих и под конец этого периода начинает произносить первые артикулированные звуки, т. е, он начинает разъединять то, что извне на него действует. 2) От конца первого года до начала третьего года; во время этого периода выходят все молочные зубы, ребенок свободно передвигается и ясно артикулирует звуки своей речи. Он выделяет себя из окружающей среды и называет себя в первом лице «я», т. е. он начинает сравнивать разъединенные им ощущения. 3) От начала третьего года до конца пятого года ребенок все повторяет; он сам подмечает, повторяет, называет и справляется о верности и значении произносимых им слов, т. е. он усваивает себе условность появившихся у него ощущений и связывает их со словами своей речи. 4) От пятого до конца седьмого года, в это время ребенок наблюдает, повторяет, рассуждает, т. е. старается рассуждением выяснить себе значение наблюдаемых им действий и явлений, а также соотношение людей между собой. Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним, как с человеком, и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Цель всякого воспитания - содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия человека, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увеличивать производительность лица и доводить ее до художественного изящества.

Мудрость человека должна доказать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в котором он находится; точно так же его идейность должна содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требует непременно идеализации того, к чему она относится. Поэтому мудрость и любовь, как исключительно человеческие проявления и возможные только при наличности образования, должны составлять главную цель воспитания.

Необходимы, однако же, определенные условия для достижения приведенной цели. Требуется большая степень энергии в проявлении существа; такая живая энергия возможна, однако же, только при благоприятных условиях зачатия и утробной жизни, а также и семейной жизни, которая поддерживала бы такую энергию и ни в каком случае не понижала и не ослабляла ее.

1. Чистота требуется как необходимое условие правильного питания, а также как необходимое средство для предохранения от всякого заражения. Ранее уже было сказано о чистоте тела матери во время беременности и о влиянии ее на обмен и питание организма. Нечистоплотность грудей, сосков уже может вызвать у ребенка молочницу (Soor), точно так же как нечистоплотность половых органов, в особенности во время родов, может вызвать воспаление глаз новорожденного (ophtalmia neonatorum), которое является причиной слепоты у одной трети всех слепых.

Кожа новорожденного тонкая, мягкая, красная вследствие тонкости слоя, прикрывающего сосуды; она прикрыта смазкой (vernix caseosa), состоящей из покрышечных элементов, жира и пушка. На 4-й или 5-й день, и не позже 2 недель, поверхность кожи начинает шелушиться; вместе с этим выпадает пушок на всей поверхности кожи, а также и волосы на голове. Все это указывает на то, какое большое значение для обмена и питания имеет такая нежная, тонкая и большая поверхность, которая у новорожденного относительно больше, чем у взрослого. Частые выделения мочи, также содержимого кишечного канала, образование более глубоких паховых складок, а также подколенных и подкрыльцовых впадин - все это требует возможно большей чистоты и удаления продуктов распадения. Иначе эта нечистота раздражает кожу и вызывает зуд и различные накожные болезни, которые очень беспокоят младенца и не дают ему спать и восстанавливать во время сна большие потери, происходящие в нем. В помещении, где находится младенец, ни в каком случае нельзя держать снимаемого с него грязного белья, все кругом должно быть чисто и бело, нигде не должно быть даже пятна и ни в каком случае нельзя допустить здесь того специфического запаха, по которому обыкновенно издали можно узнать присутствие детской.

Все так называемые детские заразные болезни, как корь, скарлатина, коклюш, оспа, дифтерит и т. д., являются только последствием неопрятности и при абсолютной чистоте были бы совершенно немыслимы. Когда ребенок умирает от такой болезни, то вина падает непременно на окружающих, которые, оплакивая ребенка, собственно оплакивают свою нечистоплотность.

Большая смертность детей семейного периода всегда больше всего бывает там, где распущенность нравов и неопрятность всего сильнее развиты (...)

2. Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. Во время семейной жизни ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому обыкновенно резко и даже грубо. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечаемое, приводя по возможности в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало.

Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и исполнять, рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет значение такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые, так будем действовать и впоследствии. Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается также только постепенно. Без рассуждения невозможно отвлеченное мышление, а без отвлеченного мышления невозможны волевые отправления человека. Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни. Во время посещений городских училищ в Лейпциге я присутствовал при уроке одного молодого учителя; он постоянно бил своих учеников то по лицу, то куда попало небольшой тростью, которая была у него приготовлена для этой цели. Когда я вечером встретил этого учителя и спросил его, находил ли он полезными и даже возможными телесные наказания в школе, он твердо ответил, что без них можно хорошо обойтись. На мой вопрос, почему же он их применяет, он откровенно ответил: «Так скорее». Скорость эта, однако же, обыкновенно связана с произволом, со случайным грубым действием, не соответствующим причине, вызвавшей его, v поэтому часто совершенно несправедливым и оскорбляющим личность ребенка. Напротив того, необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соответственные же действия со стороны окружающих.

Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, который у него является, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень не выгодна, это не будет рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только случайное произношение слов и малосознательное и даже поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следует поддерживать у ребенка. Причина такого явления обыкновенно пустая болтовня взрослых и неумение обращаться и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты, и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребенку человек освобождается от работы, он обращается к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает, и потом уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания своих действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается.

3. Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком составляет очень существенное требование при семейном его воспитании. Необходимо помнить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы активной его деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их возбуждения к работе. Проявления ребенка первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо, как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову. Если в присутствии ребенка потребовать, чтобы пришедшему сказали, что нас нет дома, то он первоначально изумленно посмотрит и сейчас же выскажет свое сомнение. Заявление о том, что это не его дело, чтобы он молчал и не рассуждал, ему дела не объясняет, он только сбит с толку и полагает, что может поступать как придется или как захочет. При таких условиях ребенок не усваивает себе критерия правды, у него нет оснований для нравственных его проявлений, он будет руководствоваться только своим ощущением, то, что ему приятно, он будет делать, что неприятно - он будет избегать, т. е. будет руководствоваться тем, чем руководствуется каждое животное. Ребенок, таким образом, будет сбит в основаниях нравственных проявлений человека.

Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и повторяя те неправильные и малоартикулированные звуки, которые он произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая неправильность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последовательным во всех своих действиях, за которыми ребенок постоянно следит, усваивает и соответственно этому действует. Правдивость ребенка складывается только из правдивости среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан и который к нему всего проще относится. Стоит только отталкивать ребенка, если он высказывает? подмеченные им явления, и не обращать его внимания на последовательность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в привычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жизни.

4. Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании. Обыкновенно родители полагают, что ребенок - их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно и ничего подобного допустить нельзя, раз только родители обязаны содействовать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, поэтому отдают только свой нравственный долг своему потомству. Чем более человек образован, чем более владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ребенку, идеализируя в нем человека. С образом человека непременно связано признание его личности и его неприкосновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое отношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С образованием отношение к людям становится, несомненно, более внимательным, но наибольший след оставляет все же то, что усвоено во время семейного периода развития ребенка. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. Это совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связанного с ними угнетения, он сохранил такую энергию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следовательно, очень наблюдателен, а при посредстве наблюдательности он набирает легко жизненный опыт.

Обыкновенно, по принятому обычаю, на ребенка смотрят как на куклу, существующую для потехи взрослых. Только что младенец явится на свет, акушерка хлопает его по ягодицам, чтобы он сильно вздохнул; его затягивают свивальником, чтобы взрослым было удобно его носить; его сажают и носят на руках, потому что это взрослых потешает; его целуют, причем взрослые раздражают себя; словом, производят с младенцем ряд действий, утешающих или удобных взрослым и, несомненно, вредных для младенца. Всего этого делать не следует и нельзя допустить без вреда для ребенка. Ударом вызывать у новорожденного усиление дыхательных движений нет никакой нужды, он и так будет двигаться под влиянием новой среды, в которую явился, причем произведет и дыхательные движения; если же эти движения недостаточно сильны, то существует достаточно мер, чтобы возбудить его к усиленной деятельности без этих привычных ударов акушерки. Затягивать ребенка, носить, сажать или качать его положительно не следует, ничего другого, кроме вреда, этим ребенку не приносят; все это препятствует его развитию (стягивание), раздражает и тревожит его (ношение) и приучает его к прибавочному раздражителю (качание), без которого ребенок потом кричит. Матери нужно, чтобы ребенок скорее сидел, чтобы у него скорее прорезывались зубы, чтобы он скорее стоял, скорее ходил; ко всему этому его искусственно возбуждают и искусственными мерами поддерживают. Такое ускорение нарушает ту постепенность и последовательность в развитии ребенка, которые только и можно принять за нормальные. Нарушение этой постепенности приводит к болезни и даже смерти. Вместо того чтобы ребенок сам научился сидеть, когда будет в состоянии удерживаться в сидячем положении, сам научился ползать, вставать, ходить, все это заставляют его делать раньше, чем он это в состоянии сделать сам, но когда этого желают взрослые. .Его необходимо оставлять лежать, не трогать и не таскать, до тех пор, пока он этого не будет делать сам. Необходимо, чтобы младенец сам осложнял свои действия. по мере сил и возможности. Фребелевские садовницы заставляют ребенка даже имитировать и этим отнимают у него всякую возможность делать все самому.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности <...>

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 6. Семейная жизнь

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Глава "Семейная жизнь"

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Семейная жизнь – секс без проблем или проблемы без секса Еще совсем недавно одна мысль о том, что вот сейчас он выйдет из ванной комнаты и ляжет с тобой в постель, приводила тебя в трепет. И тебя, и его устраивало абсолютно все. Еще бы! Раньше, до женитьбы, вам обоим надо было

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

6. Семейная и сексуальная жизнь Люди данного характера стремятся особенно с возрастом к браку, чтобы крепче, уверенней стоять на земле. Эпилептоид с эпилептоидом могут ужиться, если их соединяет взаимное мощное сексуальное влечение или общее дело, в котором, как правило,

Из книги "Мама, почему у меня синдром Дауна?" автора Филпс Каролина

5. Семейная и сексуальная жизнь Плохо, когда любой ребенок, а истерический в особенности, воспитывается по типу «кумира семьи»: его обожают, многое прощают, восхищаются не только действительными успехами, но и любыми проявлениями, включая отрицательные. Взрослые в своем

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

4. Семейная и духовная жизнь Семейная жизнь у таких людей складывается сумбурно эмоционально. Редко неустойчивые являют собой хороший пример супруга и родителя, но дети их часто любят, так как они ласковы, потакают детям в их желаниях, позволяют им делать то, что они хотят.

Из книги Ты будешь мамой! автора Кавер Ольга

5. Семейная и сексуальная жизнь Ряд астеников с выраженной раздражительной слабостью попадают в разряд ноющих домашних тиранов. Сохранность семьи в таких случаях зависит от умения близких относиться к раздражительности, как к прозрачной занавеске, сквозь которую не

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

5. Семейная и сексуальная жизнь Психастеник побаивается трудностей семейной жизни, так как она накладывает на него дополнительную ответственность. Он боится, что ему не хватит времени на духовные раздумья, что и так небольшие силы поглотятся бытом. С другой стороны,

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

6. Семейная и сексуальная жизнь Циклоид зависим от настроения, а оно, в свою очередь, связано с удовлетворением его разнообразных потребностей, включая сексуальные. Многие циклоидные мужчины бывают изобретательно успешны как на стадии ухаживания за женщиной, так и в

Из книги От ребенка – к миру, от мира – к ребенку (сборник) автора Дьюи Джон

4. Семейная и сексуальная жизнь Для понимания сексуальной жизни шизоидов полезно вспомнить, что П. Б. Ганнушкин отмечал, что в психике некоторых шизоидов «словно две плоскости: одна - низшая, примитивная (наружная), в полной гармонии с реальными соотношениями, другая -

Из книги автора

Глава 9. Лиззи и семейная жизнь - Вспомни про Лиззи какую-нибудь смешную историю, - попросила я Ника.- Смешней всего было, когда мы ходили в магазин. Помнишь? Лиззи с тележкой!..Мы едем по шоссе в направлении Эсды. Переезжаем канал, в темной воде которого отражается свет

Из книги автора

СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ОСОБЫМИ ГРУППАМИ КЛИЕНТОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИМПТОМАХ. СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА И РАБОТА С ДЕТЬМИ И

Из книги автора

Из книги автора

4. Семейная жизнь Жизнь в семье ребенка манус резко отличается от семейной жизни американского ребенка. Правда, его семья состоит из тех же самых членов - отца, матери, одного-двух братьев или сестер, иногда бабушки, реже дедушки. Вечером вход в дом тщательно

Из книги автора

УТРОБНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со стороны матери,- чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении.Чистота является всегда очень существенным условием нормальных