Студенческая семья льготы. Проблемы студенческой семьи и их решение

Студенты часто задаются вопросом, что лучше выбрать: размещение в принимающей семье или в школьной резиденции. В этой статье мы поговорим о плюсах и минусах каждого вида размещения.

Проживание в принимающей семье - плюсы

  1. Семейный уют, комфорт, спокойствие, теплая и дружелюбная обстановка. Для более домашних студентов семья, безусловно, - плюс, они смогут стать частичкой принимающей семьи и почувствуют себя “как дома”. Принимающий родители всегда готовы прийти на помощь студенту, днем и ночью, понять, ответить на любой вопрос, даже если студент владеет языком на минимальном уровне (или не владеет совсем).
  2. В одной семье живут студенты разных национальностей, что позволяет полностью погрузиться в языковую среду, придется как-то объясняться и с принимающей стороной, и со школьными друзьями, поэтому соблазна говорить на родном языке не будет. Однако, школа старается учесть пожелания из регистрационной формы, если студенты хотят жить со студентами своей национальности, то при обоюдном желании постарается это организовать.
  3. Все семьи, которые предлагает школа, проверены многолетним сотрудничеством, имеют договор со школой и регулярно инспектируются как представителями учебного заведения, так и местной полицией и миграционной службой. Это гарантирует безопасность, ответственность и качество предлагаемых услуг.
  4. Очень часто студенты становятся друзьями с принимающей семьей и поддерживают связь и после поездки, практикуя и далее иностранный язык и изучая местную культуру и традиции (особенно если в принимающей семье есть дети одного возраста со студентами). В практике бывают случаи, когда принимающая семья приглашает в гости студентов в последующие годы уже на бесплатной основе.
  5. Проживание в семье не лишает студентов школьных мероприятий: они участвуют во всех запланированных экскурсиях и мероприятиях (за исключением некоторых вечерних, когда ребенок/студент находится уже в семье).
  6. Далеко не последний параметр - цена. Стоимость размещения в принимающей семье всегда ниже, чем в студенческой резиденции или отеле.

Минусы размещения в принимающей семье

  1. Основным минусом является расстояние. Принимающие семьи практически никогда не живут рядом со школой. Поэтому до школы придется добираться общественным транспортом (около 20-40 минут, в городах-мегаполисах до 60-90 минут). В основном студенты добираются до школы самостоятельно (родители несовершеннолетних детей должны согласиться, что школа не несет ответственности за путь от семьи до школы).
  2. Во-вторых, когда студент живет в чьем-то доме, то есть ряд правил, которые хозяева просят соблюдать. Выключать свет, поддерживать порядок в своей комнате, приходить к ужину, чтобы поесть, не приходить поздно ночью, не принимать долго ванну т.к. коммунальные услуги очень дорогие.
  3. В стоимость включено питание на базе завтраков и ужинов, но важно понимать, что семья готовит привычные для них блюда, это не ресторан, где можно выбрать то, что хочется сегодня. Будучи гостем у студентов нет доступа к плите, вы можете есть только то, что приготовила семья и хранить продукты в холодильнике, пользоваться микроволновкой и чайником.
  4. При размещении в семье вы не можете выбрать какой-то конкретный вариант, каталога семей как такового нет. Семья подбирается по принципу кто будет свободен на ваши даты. Это может быть как классическая семья (мама, папа, дети), так и пара любого возраста, либо 1 хозяин/хозяйка, либо родитель с взрослым ребенком, вариантов много. Законодательно принимающей семьей могут быть только граждане той страны, куда вы едете, но не всегда это люди, которые имеют то же самое происхождение из-за популярности смешанных браков и большого процента мигрантов.

Проживание в резиденции - плюсы

  1. Если студент любит общение, знакомства с людьми разных национальностей, быть в центре событий - резиденция явно плюс. Как правило, в школьных резиденциях проживают от 15 до 300 участников, здесь всегда можно найти друзей и участвовать в веселой студенческой жизни.
  2. Резиденции находится либо непосредственно на территории школы, либо в пешей доступности. Не придется тратить большое количество времени и сил на дорогу, а посвятить это время отдыху на пляже или экскурсиям.
  3. Как правило, на территории резиденции кроме спален также присутствует богатая инфраструктура: бассейн, игровые и спортивные площадки, тренажерный зал и т.д.
  4. В случае несовершеннолетних детей, в резиденции их курируют вожатые 24 часа в сутки. Осуществляется тщательный контроль, чтобы дети не курили, не распивали спиртные напитки и не нарушали дисциплину. Это гарантирует безопасность.

Минусы размещения в резиденции

  1. Почти в любой стране и любом учебной заведении будет существенный процент русскоговорящих участников. Если в группе еще удается избежать сильного влияния родного языка, так как на уроках хороший микс национальностей, то концентрация русскоговорящих студентов в резиденции будет высока, до 20 процентов. Соблазн говорить на русском языке велик, что отрицательно сказывается на изучении языка, получить эффект полного погружения достичь вряд ли удастся.
  2. Условия размещения в комнате могут быть не такими комфортными, как в семье. Кроме 2-3-х местного размещения бывают комнаты на 4-8 человек (а для маленького возраста до 10-12 человек). Зачастую удобства на этаже. Вряд ли это будет похоже на “уютную домашнюю атмосферу”.
  3. Цена тоже имеет значение. Резиденция (наряду с отелями) - самый дорогой вид размещения в силу вышеперечисленных плюсов: близость к школе, хорошая инфраструктура, контроль 24 часа и другое.

Каждый вид жилья имеет свои преимущества. Если вы не знаете, что лучше выбрать, оставьте нам заявку и наш менеджер, задав вам несколько уточняющих вопросов, согласно индивидуальным особенностям, потребностям и вашим пожеланиям, подберет Вам самый оптимальный вариант и аргументированно обоснует свой совет.

Студенческая семья – это семья, в которой оба супруга - студенты очной формы обучения. В образовательном пространстве страны студенческая семья 10-15 лет назад считалась обычным явлением и это было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией. Более 40% 36 семей привлекались к участию в конкурсах: «семейный туризм», «спортивная семья», «папа, мама, я - спортивная семья», что стимулировало создание студенческих семей.

На современном этапе кардинально изменилось представление студенчества о браке. Девушки не стремятся выйти замуж за студентов, они стараются выбирать себе в спутники жизни людей, имеющих хорошую работу и способных обеспечить семью. Среди мужской половины студенчества такие встречаются преимущественно на 4-х и 5-х курсах, в возрасте от 22 до 35 лет, с жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома. Таких студентов в вузах не так уж много.

Эмпирические материалы и наблюдения показали, что одной из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер. Одинаковое социальное положение супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций.

Вместе с тем было бы неверно отрицать влияние социального происхождения супругов на поведение в быту, на характер семейных отношений. Представители разных социальных групп отличаются своими жизненными ориентирами. В зависимости от места проживания родителей, их социального статуса планы молодых супругов корректируются. Различна и материальная помощь со стороны родителей, проживающих в селе или в городе.

Выходцы из сельской местности, иногородние студенты чаще сталкиваются с трудностями в решении проблем жилья по сравнению с уроженцами города, в котором расположен вуз. Поэтому острота жилищной проблемы у семейных студентов различных вузов зависит не только от наличия или отсутствия специальных общежитий, но и от численности иногородних студентов в институте. Многие вузы стремятся решить эту проблему, выделяют студенческим семьям комнаты в общежитиях, но их недостаточно по сравнению с числом семей. Молодым супругам приходится снимать квартиры или комнаты, что ухудшает и без того сложное материальное положение семьи.

Как уже отмечалось, в социальном отношении студенческая семья является типично гомогенной, а в национальном – весьма разнородной (гетерогенной) семьей. Этническая принадлежность супругов самая разнообразная. Совместное обучение в вузах, отличающихся пестрым этническим составом и отсутствием национальных предрассудков у студенческой молодежи, все это способствует образованию межнациональных браков. Эти браки способствуют распространению прогрессивных традиций, взаимообогащению национальных культур, языка, обычаев и традиций.



На студенческих свадьбах наиболее типичной является ситуация, когда невесте 19-20 лет, а жениху 21-23 года. У большинства пар разница в возрасте муже и жены составляет 2-2.5 года, студенческая семья отличается от других тем, что среди них довольно много семей, где муж и жена одного возраста.

Немаловажным является вопрос распределения бюджета студенческой семьи, который складывается из трех источников: стипендии, материальной помощи родителей, приработка мужа и жены. Стипендии получают почти все семейные пары. Проблема с трудоустройством стоит очень остро, студенты могут рассчитывать только на небольшие и непостоянные заработки. Помощь родителей тоже может быть разной, одни присылают ежемесячное пособие, другие – покупают вещи, одежду, продукты. Денежные ресурсы студенческая семья чаще всего расходует стихийно, бюджет семьи супруги ведут совместно.

В студенческих семьях часто один из супругов жертвует своими интересами во имя интересов другого, особенно когда это касается перспектив семьи. Важной психологической основой брака является духовная, психологическая совместимость у супругов, студенческая семья отличается высоким уровнем адаптивности. Взаимопонимание и взаимопомощь, духовная близость супругов в студенческих семьях высока. Она основана на общих принципах миропонимания и воспитания. Поэтому не случайно студенческие семьи отличаются высоким уровнем демократизма. Это проявляется в различных сферах жизни, в том числе и в распределении обязанностей по дому, студенты привыкли делать все вместе, но существуют зоны в домашнем хозяйстве, где правит один из супругов.



Сравнительный анализ семейно-брачных отношений в семьях различного типа показал, что в студенческой семье уровень удовлетворенности браком и супружеством выше по сравнению с другими типами семей. Также жизненные планы, ценностные ориентации супругов-студентов в большей мере связаны с семьей, ее укреплением, нежели с материальными благами.

Студенты связывают свою жизненную стратегию с семейным образом жизни. Они рассматривают семью как надежную защиту, жизненную опору. Главной семейной ценностью студенты называют возможность иметь и растить детей. Молодые люди считают, что семья должна обеспечить возможность развития человеческой личности. В 2004 году было проведено исследование зависимости времени добрачного знакомства и длительности сохранности семейных отношений. Если длительность знакомства до брака меньше месяца, показатель устойчивости брачных отношений впоследствии составляет 4%, от 1 до 6 месяцев – 14%, до года – 22%, от 1 года до 3 лет – 42%, а уже свыше 3 лет – 18% 37 . Получается, что как слишком короткий, так и слишком длительный период развития добрачных отношений является фактором риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего партнера. Длительный период ведет к снижению интереса и привлекательности.

Студенческая пора - это не только пять лет, когда «от сессии до сессии живут студенты весело». Это, безусловно, ещё и пора любви. Случается, что пылкие чувства приводят к своему логическому завершению - вступлению в брак. Студенческая семья - хорошо это или плохо? И чем такая семья отличается от других? И отличается ли? Все ответы читайте ниже.

1 121563

Фотогалерея: Студенческая семья – хорошо это или плохо?

Ещё во второй полови-не XIX века в России оптимальным для всту-пления в брак был возраст для девушек 13-16 лет, для юношей - 17-18 лет. Сегодня 18-22 года (возраст студентов вузов) счи-тается некоторыми слишком ранним для вступления в брак. Почему? Люди стали медлен-нее развиваться? А может дело вовсе не в физиологии, психо-логии или материальном поло-жении? Возможно, то, что «сту-дентам жениться рано» - просто очередной стереотип? Попыта-емся разобраться.

Куда спешить?

Так почему же всё-таки семья - это хорошо, а студенческая семья - плохо?

Алексей, 46 лет.

Какая из студентов семья? Они ведь совсем дети! К тому же, нет ни жилья, ни денег! Да головы на плечах нет! В наше-то время молодёжь серьёзнее была, могли о себе позаботиться. А теперь? Ре-бёнка родят, повесят на шею ро-дителям, и горя не знают. Конечно, родители помогут! Но о чём дума-ли дети, рожая своих детей? Эта, с позволения сказать, «жена», даже макароны сварить не может! Да и не хочет. Разве это семья?

Такое мнение, высказанное представителем старшего поколе-ния, пожалуй, мало у кого вызовет удивление. Но, оказывается, такое категорическое неприятие заклю-чения брака в студенческие годы характерно и для значительной ча-сти самих сегодняшних студентов. Они хотят сначала достичь мате-риальной независимости и только потом создавать семью.

Юля, 19 лет.

Честно говоря, я совсем не по-нимаю, зачем жениться во вре-мя учёбы. Неужели нельзя подо-ждать? Ведь никто не запрещает встречаться с любимым человеком. А семья, которая живёт на сти-пендию, по определению не может быть счастливой. Какое уж тут счастье, когда есть нечего и жить негде. Я уже не говорю про хоро-шую одежду и интересный досуг. А дети... Тут, разумеется, каждый сам решает, но я ни за что не ста-ну рожать, пока не закончу инсти-тут и не стану получать стабиль-ный заработок. Муж - он сегодня есть, а завтра нет. Как растить ребёнка девочке-студентке? А ведь она в ответе за своего малыша.

Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придётся их решать:

■ отсутствие навыков ведения домашнего хозяйства;

■ социальная незрелость;

■ отсутствие материальной базы и собственного жилья (не все учебные заведения дают семейное общежитие);

■ несовместимость учёбы в вузе и выполнения семейных функций (особенно для молодых мам, которым приходится перево-диться на заочное отделение либо уходить в академический отпуск);

■ большая зависимость от ро-дителей, особенно финансовая, а также в уходе за детьми.

Совсем не радостная картинка получается. Однако, несмотря на такое ярое неприятие студенчес-ких браков одними, другие увере-ны, что студенческая семья...

Не хуже других!

Более того, отношение к сту-денческим семьям со стороны ро-дителей, администраций вузов и общества в целом меняется в по-ложительную сторону. Оно стано-вится более терпимым.

Андрей, 26 лет.

По-моему, студенческие семьи ничем не отличаются от любых других. Ведь студенты - самая интеллектуально и духовно раз-витая, самая сознательная часть молодёжи, значит они, в принци-пе, готовы к браку. Пожалуй, не-правильно, когда будущий ребёнок становится причиной брака. Но я категорически против абортов. Хотя нормальной учёбе наличие детей, пожалуй, не способствует. Только для мужа всегда есть отго-ворка на экзамене, что, мол, ребёнок маленький, жена молодая и всё такое. Кстати, если молодожёны учатся на одном факультете, то ещё и в учёбе помогать друг другу могут. А вообще, если люди дей-ствительно любят друг друга, то им всё по плечу.

Оксана, 22 года.

Для меня вопрос «Быть или не быть студенческой семье?» вообще не стоит. Я сама вышла замуж на третьем курсе, а моему сыну сей-час полгода. И я никогда, ни секун-ды ни о чём не жалела. Разве что о том, что ребёнка запланировать не получилось, иначе я вела бы бо-лее здоровый образ жизни. Сейчас я в академическом, муж перевёлся на заочное и работает. Денег нам, в принципе, хватает. Конечно, есть проблемы. А у кого их нет? Как будто окончишь институт - и всё, молочные реки, кисельные берега. У молодых специалистов отнюдь не высокая зарплата и своя квар-тира - в неблизкой перспективе. Финансовая и эмоциональная ста-бильность приходят очень неско-ро, а то и не приходят вовсе. Если сейчас, в студенческие годы, не родить, потом будет очень мно-го причин отложить. К тому же, когда мой малыш вырастет, я ещё буду совсем молодой, смогу быть своему ребёнку не только хорошей матерью, но и другом.

Значит, есть всё-таки у студен-ческих семей и свои преимущества:

■ молодость (а значит, и сту-денческие годы) - лучшее с фи-зиологической и психологической точек зрения время для заключе-ния брака и рождения первенца;

■ брак всегда лучше, чем вне-брачные интимные связи, широко распространённые в молодёжной среде;

■ у семейных студентов отме-чается более серьёзное отношение к учёбе и избранной профессии;

■ семейное положение благо-творно влияет и на ценностные ориентации студента, способству-ет развитию интеллектуальных и социальных потребностей;

■ браки, заключённые в сту-денческие годы, в большинстве случаев характеризуются высокой степенью сплоченности, основан-ной на принадлежности супругов к одной социально-демографической группе, которая отличается общно-стью интересов, специфической субкультурой и образом жизни.

Получается, что у студентов, создающих семью, есть одна глав-ная проблема - ответственность. За свою вторую половинку, за ма-лыша (уже появившегося, плани-руемого или незапланированного) и за своё собственное будущее. Старшее поколение скептически относится к тому, что студенты в состоянии брать на себя такую (и вообще хоть какую-то) ответ-ственность и существовать без чьей-либо (особенно без роди-тельской) помощи. Но не стоит винить его за этот скепсис. Ведь сами молодые люди предпочита-ют отложить решение «взрослых» проблем на потом. Вероятно, это правильно. Но дело в том, что существует большое количество доста-точно взрослых, состоявшихся людей, которые всё никак не могут решиться на важный шаг. Людей, которые обзавелись машиной, квартирой и хорошей работой. Но для создания семьи им всё чего-то не хватает. Возможно, смелости? А что, если её так никогда и не най-дётся?

С другой стороны, можно создать «эффект присутствия» «взрослости». Я выйду замуж, рожу ребёнка. И всё, я взрослая! Но семья - это не сказка, не розо-вая мечта. Это прежде всего провер-ка каждого человека на самостоя-тельность, готовность столкнуться с ежедневными проблемами. Толь-ко вот дело, пожалуй, не столько в фактическом возрасте. Дело в том, насколько ответственно человек относится к своему шагу, в том, ис-пытывает ли он искренние чувства, хочет ли не на словах, а на деле «быть вместе в болезни и здравии, в богатстве и в бедности...»? И если хочет, то разве возраст может стать помехой? Ведь взрослые дяди и тёти тоже делают ошибки.

Слушайте своё сердце. Трезво оценивайте свои возможности. И всё у вас будет хорошо. В студен-ческие и последующие годы.

Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, но одно осталось неизменно важным - это семья. Еще с давних времён каждый молодой человек стремимся создать свою «ячейку», и данный факт, не требует доказательств.

Семья является главнейшим социальным институтом, благодаря которому рождаются следующие поколения. В современной литературе семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, обоюдной поддержкой, моральной ответственностью. Как социальный институт, который удовлетворяет потребности общества в его воспроизводстве, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и т.д.

Среди семей, нуждающихся в особой помощи, на первое месте стоит молодая студенческая семья. Отношение к такой семье определяется социальной политикой государства в отношении института семьи в целом.

Студенческая семья это та семья, где супруги являются студентами дневного отделения учебного заведения, т.е. социально однородная. Молодая семья, где возраст супругов до 28 лет, а стаж их семейной жизни не более 5 лет.

Под определение «студенческая семья» попадают супруги, которые учатся на дневном отделении ВУЗа и получают первое высшее образование. При других условиях это будет молодая семья.

Практически все студенческие семьи создаются и развиваются по одним и тем же законам. Таким семьям свойственны черты обычной молодой семьи России. Следовательно, многие проблемы студенческих семей рассматриваются сквозь призму схожих черт и характеристик современной молодой семьи, а значит, студенческую семью можно назвать особым видом молодой семьи.

Молодая семья, это семья в ее впервые три года после регистрации брака (при рождения детей - без ограничения длительности брака) при условии, что ни одному из супругов не больше тридцати лет (т.е., данный брак первый, продолжительность совместной жизни до трех лет, а возраст супругов не меньше 18 и не больше 30 лет).

Невозможно не учитывать особых значения и функций молодой семьи в жизни общества. Это необходимо учитывать и понимать при рассмотрении еe потенциала, стиля жизни и деятельности, трудностей, возникающих в процессе существования данного института.

С точки зрения медицины наиболее благоприятным возрастом для вступления в брак считается возраст от 20 до 22 лет для девушек и от 23 до 28 для юношей. Изучение благополучных и нет браков, показало, что в благополучных семьях состоят только 43% женщин, которые вступили в брак до 21 года, а не благополучных 69%.

Известно, что биологическое и социальное взросление разведены во времени, и студенчество является тем самым возрастом, когда у молодых людей складывается иллюзия, что взрослые, что смогут все. Именно поэтому стали все чаще появляться «гражданские браки». Причиной этому стал тот факт, что молодежь, идя на сожительство, видит в этом большие плюсы. Девушка видит иллюзию настоящей семьи, а парни считают, что «гражданский брак» к семье не имеет никакого отношения. Отсюда и возникают такие проблемы как аборт и негативный опыт, за которыми следуют серьезные психотравмы.

Студенческие браки заключались ещё в Советском союзе, но тогда их было гораздо больше. Современные семьи, по причинам их возникновения, разнообразны: по любви, по расчёту, неравные, фиктивные, по беременности, «чтобы от армии «откосить». Неуверенность в завтрашнем дне, дети все это является главными препятствиями на пути в ЗАГС.

Данная негативная тенденция характерна брачно-семейным отношениям уже в течение последних 10 лет среди молодежи. Снижение морального уровня, а также социального, экономического состояния молодежи, особенно тех, у кого уже есть семья. Это связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. Таким образом за последние десятилетия для студентов характерен рост положительного отношения к добрачным связям. В научных источниках данного явление характеризуется как «свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом.

Уже на первом курсе просматривается довольно высокая мотивация у студенческой молодежи на брак. Психологическая функция семья занимает в таких семьях доминирующее место, что характеризует взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи.

Происходит изменение самого отношения к студенческим семьям со стороны, родителей, общественных организаций, администраций вузов и общества в целом. Сейчас во все больших вузах России студенческим семьям оказывается поддержка и помощь (выделены места в общежитии, денежные пособия, по возможности также создаются условия для совмещения учебы, работы и воспитания детей). Все вышеперечисленное в определенной мере позволяет облегчить жизнь студенческих семей. Также происходит изменение отношения к браку, семейной жизни и у самих студентов.

Следует подробнее рассмотреть особенности студенческих семей, которые отличают их от просто молодых семей.

Одной из важных особенностей студенческих браков является отсутствие твердой материальной базы. Как правило, многие новообразовавшиеся семьи, не имея собственного жилья, достаточных средств для жизни, попадают в полную материальную зависимость от родителей. В случае малейшего несогласия каждая из сторон искала поддержки у родителей - тогда это переходило в затяжной конфликт. Такие семьи обречены на развод.

Второй особенностью студенческих браков являются завышенные запросы и требования к партнеру. Для юношей жена должна быть понимающей, любящей, сексуальной, оптимистичной, умной и т.д. А для девушек муж должен быть любящим, понимающим, заботливым, умным, помогающим в учебе и дома. Непринятие партнера таким, каким он есть на самом деле, также может стать причиной развода.

Третьей особенностью студенческих семей является заключение брака «по залёту». Появление ребенка в период первичной адаптации партнеров может разрушать семью, так как молодые родители, не пройдя адаптацию, друг к другу, сталкиваются с дополнительными трудностями.

Также особенность студенческой семьи заключается и в исключительности самой деятельности супругов (учебе, временности их социального статуса, трудоустройстве). Поэтому одной из составляющих духовности студенческого брака является успешное окончание учебы и устройство на любимую работу.

Молодые люди, учащиеся в институте, объединены общими взглядами, целям, интересами, совместным времяпрепровождением (на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д.) Именно поэтому очень часто они выбирают себе в жены мужья или однокурсника (однокурсницу).

Социолог Д.М. Чечет считает, что перспектива счастливых моментов семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими компонентами способствуют поддержанию высочайшего эмоционального, культурного и интеллектуального уровня жизни в браке.

Все студенческие семьи можно разделить по составу на две большие группы: с детьми и без. Большая часть семейных студентов не решается на расширение состава своей семьи, по понятным и объективным причинам, главными из которых является учеба, ограниченные жилищные условия, материальные трудности, и трудности связанные с уходом и присмотром за ребенком.

У современной молодежи все реже встает вопрос - создавать ли семью во время учебы, т.к. многие считают, что брак в данный период положительно влияет на становление личности (повышение ответственности перед семьей, вузом, обществом). У студентов имеющих семью отмечается более ответственное отношение к учебе, профессии, они больше нацелены на достижение успехов в профессиональном труде, а также формируются ценностные ориентации студента, развиваются интеллектуальные и социальные потребности.

Начало существования любой семьи начинается с выбора общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов и сближения интересов, предпочтений и т.п. На начальном этапе становления молодой семьи особенно необходима поддержке «из вне» и, тем самым, такая студенческая семья становится объектом социальной работы.

Еще до регистрации своих отношений молодые люди ориентированы на то чтобы понять, принять, полюбить всё, что дорого партнеру. Поэтому в начале совместной жизни ярко выражено стремление супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, желанию жить интересами друг друга. Но только по истечению романтической поры человек действительно начинает раскрываться с самых различных сторон, иногда не только неожиданных для супруга, но даже неприятных. Отсюда частые ссоры, обиды, конфликты.

Множество исследований специалистов гуманитарных областей свидетельствуют о том, что благополучная семья может быть создана только при наличии определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» содержит в себе социально нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.

Социально-нравственная готовность включает в себя социальную зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень морального сознания), экономическую самостоятельность, здоровье.

По словам Гурко Т.А. современный брак помолодел как юридически, так и фактически. Пик брачности у женщин приходится на возраст до 20 лет. Т.е. 25% невест брачного возраста это девушки моложе 20 лет. Вступление в брак здесь, является примером безответственности и легкомыслия, с самыми разными мотивами. Брак используется не как отдельная ценность, а как способ удовлетворения различных потребностей. Такие браки очень часто бывают недолговечными, т.к. молодые люди, «наигравшись в семью», изначально не связанные эмоционально и духовно, решают расстаться.

Одним из важнейших условий готовности к созданию семьи является уровень нравственного сознания молодых людей. Такое сознание проявляется в понимании социальной значимости семьи, в ответственном отношении к браку, семье, в осознанном выборе спутника жизни, в уважении к представителям старшего поколения, к другим членам семьи.

Готовность к созданию семьи и её дальнейшего благополучия во многом зависит от уровня здоровья молодых людей, вступающих в брак. Именно здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, этики семейных отношений, а также помогает значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности, конфликты и стрессовые ситуации, возникающие в семейной жизни.

Молодые люди, которые собираются создать семью без устойчивого материального фундамента, имеют больше объективных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов.

Мотивационная готовность включает в себя любовь как причина создания семьи, готовность к ответственности и самостоятельности, готовность к рождению и воспитанию детей. Большинство молодых людей создают семью по любви, по данным социологов, таких примерно 70-75%. Без сильного чувства любви, по рассудку 15-20% молодоженов. 5-10% по материальным соображениям.

Психологическая готовность включает в себя наличие коммуникативных навыков, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения поддерживать здоровый материально - психологический климат в семье, твердости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы, в которой выросли будущие супруги, зависит то, как сложится судьба молодой семьи, ее благополучие, разрешение возникающих проблем и трудностей.

Педагогическая готовность содержит педагогическую знания, хозяйственно - экономические умения и навыки, сексуальную этику. Педагогическая грамотность предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцами. Хозяйственно - экономические умения и навыки включают умение планировать, распределять и вести семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье комфорт и уют.

В современных системах образования и воспитания многих стран почти отсутствует специальная подготовка к созданию семьи и выполнению соответствующих супружеских обязанностей. Вступая в брак, молодые люди имеют романтические представления, не знают закономерностей, правил супружеской жизни. Большинство из них вскоре быстро расходятся. Молодые люди должны иметь знания по этике, психологии, а также педагогики супружеской жизни, уметь видеть разницу между влюбленностью, любовью, страстью, разбираться в своем чувстве, учитывать особенности воспитания и психологии мужчин и женщин, для того чтобы, допускать меньше ошибок и извлекать полезное из них и исправлять их.

Современным молодым людям нужны знания конфликтологии, т.к. их амбициозность, независимость, упертость и эгоистичность, часто приводят к, характерным для таких семей, острым, разрушительным конфликтам.

Отсутствие такой специальной подготовки и недостаточность знаний приводит к тому, что все больше пар необдуманно и поспешно принимают решения о браке и через короткий промежуток времени расходятся, разрушая, таким образом, такую базовую ячейку общества, как семья, повышая статистику одиноких родителей в стране, формируют негативные опыт и установку относительно супружеской жизни, что влияет на всю дальнейшую жизнь бывших супругов.

Желание тепла, ласки, жалость, страх одиночества, гордость, половое влечение, корысть и т.п. - все это молодые люди могут счесть за любовь. Поэтому они опрометчиво вступают в брак, попав тем самым в «ловушку влюблённости», что негативно сказывается на семейных отношениях. Такие психологи как А. Добрович и О. Ясицкая считают, что «ловушки влюблённости» затрудняют процесс первичной взаимоадаптации молодых людей и приводят к скорым разочарованиям в самом браке, что не способствует благополучию семьи, а ведет к формированию такого брака как дисфункциональный. Такими «ловушками» могут быть: «обоюдное актерство» (игра в романтические роли в соответствии с ожиданиями друг друга, друзей и близких, для того чтобы не обмануть эти ожидания, но выйти из этих ролей уже не могут); «общность интересов»; ловушка «неполноценности» (человек, не пользовавшийся успехом становится объектом ухаживания и любви); «интимная удача»; «взаимная легкодоступность» (быстрое и легкое сближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни на брачном горизонте); ловушка «порядочности» (длительный период знакомства, добрачные интимные отношения, обязательства перед родственниками, друг перед другом морально заставляют вступить в брак); ловушка «выгоды» или «пристанища»; конформизм («быть как все», «браками по стереотипу»). «Ловушки», как отмечают Добрович и Ясицкая, могут привести и к любви, и к удачному браку при условии преодоления эгоизма, осознания мотивов вступления в брак и своей возможной вины.

Подведя итог, можно сказать, что в последние годы в России в развитии института семьи проявляется тенденция к разделению институтов семьи и брака. Об этом говорит не только увеличивающееся с каждым годом число семей, живущих в гражданском браке, но и число супругов, состоящих в разводе, но живущих в одной квартире, что является одним из факторов роста конфликтов и насилия в семье. Отсутствие внятной государственной политики по поддержанию семьи, материнства и детства ведет к углублению кризиса семьи, что не может впоследствии не сказаться на развитии общества в целом.

Итак, любая благополучная семья может существовать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. При отсутствии такой подготовки, неизбежно столкновение молодой семьи с рядом трудностей, как социально-экономическими, так и социально-психологическими.