Влияние компьютерных игр на психику ребёнка. Влияние компьютерных игр на детей и советы, как отучить ребенка от компьютера

Мне часто задают вопрос о том, как сетевые развлечения, длительный просмотр телевизора и компьютерные игры влияют на мозг ребенка. Тема очень актуальная и сложная, поэтому я постаралась дать развернутый ответ. Что вам нужно знать про мозг своего ребенка и компьютерные игры?

Видео игры были впервые предложены рынку потребителей в 1972 году. На сегодняшний день индустрия компьютерных и видеоигр только в США превышает 19 млрд. долларов в год.

Современный ребенок до 21 года в среднем за свою жизнь накапливает 10,000 игровых часов.

Это примерно столько же времени, сколько дети проводят в средней и старшей школе при условии идеальной посещаемости. Это равноценно работе на полную занятость более 40 часов в неделю.

Согласно концепции нейропластичности , подтвержденной учеными-нейрофизиологами в середине XX века, мозг формируется под воздействием любого опыта и часто повторяемых видов деятельности.

По мнению Дениела Сигела , профессора психиатрии медицинской школы Univesity of California, всемирно известного специалиста в области детской, подростковой и взрослой психоневрологии, (автора бестселлера «Воспитание с умом: 12 революционных стратегий развития мозга вашего ребенка»),

все, что происходит с ребенком, воздействует на то, как развивается его мозг.

Существует обширное поле научных данных о нейропластичности, поддерживающие ту точку зрения, что родители могут напрямую формировать мозг своего ребенка в процессе его роста и развития, предлагая соответствующий опыт переживаний. Например,

время, проведенное за экраном - компьютерными играми, телевизором и в социальных сетях - заставит мозг «монтироваться» определенным образом .

Развивающие занятия, спорт и музыка обеспечат другую схему «монтирования». Время, проведенное в кругу семьи, с друзьями, в изучении человеческих отношений в процессе личного (а не виртуального) общения, также будет формировать мозг особым образом.

Все, что происходит с нами, воздействует на наш мозг. Этот процесс «монтажа и перемонтажа» и является сутью «гармоничного развития» ребенка:

необходимо обеспечить детям тот опыт переживаний, который позволит создать связи между различными отделами мозга.

Когда эти отделы работают согласованно, они создают и укрепляют соединительное волокно, связывающее различные отделы мозга. В результате между ними возникают более прочные связи, и они могут еще более гармонично работать вместе.

Суть «воспитания с умом» заключается в том, чтобы помочь мозгу ребенка гармонично развиваться в соответствии с его возрастными потребностями

и стать более интегрированным, чтобы дети могли использовать свои умственные и психологические ресурсы на полную мощность.

Предлагаю посмотреть на влияние видеоигр сквозь призму нейропластичности, то есть тех навыков, умений и качеств, которые мы можем развить в ребенке при помощи технологий.

Существует 7 типов компьютерных игр:

1. Игры-стрелялки

Цель игры - убить или покалечить как можно больше живых существ. Тренируется быстрота реакции, но на смысловом уровне нивелируется ценность жизни. Примеры влияния такого рода игр на психику ребенка - массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999 году в Колорадо.

2. Игры-стратегии

Из положительных эффектов - такие игры воздействуют на зоны мозга, связанные с логическим мышлением и планированием событий. Из отрицательных - часто построены на принципах войны, захвата и рабства.

3. Спортивные игры, гонки

В принципе бесполезны, поскольку развиваемые в процессе этих игр навыки никак не применимы в реальности. Может казаться, что эти видеоигры могут улучшать навык быстрой переработки информации, которая поступает из окружающей среды.

Например, если вы играете в игру «бой самолетов», то вам нужно быстро оценить количество противников, чтобы вас не убили. Этот навык может быть ценным для конкретной видеоигры, но он совершенно бесполезен в учебной деятельности и на работе (исследования Christakis 2004; Landhuis 2007) .

Если говорить о координации и моторных навыках, которые важны для летчиков и профессиональных гонщиков, то важно помнить, что только высококачественные симуляторы могут обеспечить приобретение хороших моторных навыков. Обычные спортивные компьютерные игры в сочетании монитор - мышка, могут лишь научить ребенка быстро нажимать на кнопки и познакомить с общими правилами игры.

4. Игры-развлекалки

Это, к примеру, всем известный кот, который копирует голос, или Angry Birds. Простые убийцы времени, не развивающие ровным счетом никаких навыков, но формирующие зависимость ребенка от гаджета с помощью регулярного «вброса» в мозг нейромедиатора дофамина. Подробнее об этом нижe.

5. Игры-бродилки

Это виртуальная реальность, которая уводит ребенка далеко от его собственной жизни и развития. Ребенок потратит огромное количество времени, чтобы пройти игру и получит сомнительные навыки и познания.

Эти игры занимают мозг ребенка и не приносят никакого полезного опыта для реальной жизни.

Отдельно хочу добавить несколько слов о супер-популярной среди современных детей игре-бродилке Mine Craft, Mine Craft Creative и тд.

Когда мой 9-летний сын год назад радостно сообщил мне, что они на школьной площадке во время обязательной прогулки играют в «Mine Craft в реальности», я чуть не потеряла дар речи. Воистину детская находчивость и креативность не знает границ!

Игра Mine Craft настолько увлекательна, что способна надолго засосать даже взрослых. Видя ее красочность и фантастические возможности для «строительного творчества»

Создается ощущение, что игра развивает креативность и растит целое поколение юных мега-архитекторов. Это заблуждение .

Ребенок не способен стать архитектором без развития пространственных представлений на совершенно другом уровне, связанном с ощущением своего места в пространстве (языком нейропсихологии - соматогнозиса).

Многие сегодняшние 8-летние игроки в Mine Craft нередко не могут выполнить простую инструкцию: «Дотронься указательным пальцем на левой руке к своей правой брови», не умеют скакать на одной ноге и прыгать на скакалке.

Проблема в том, что чтение, счет и письмо, которым учат в школе, напрямую связаны с соматогнозисом.

По мере того, как наше поколение во время каникул и после школы безвылазно играло во дворе в мяч, резинку, жмурки, лазило по деревьям и шаловливо воровало яблоки во фруктовых садах, в нашей префронтальной коре развивалась основа эмоционально-волевой зрелости, саморегуляции и успешного усвоения школьного материала. Чего не скажешь про «юных архитекторов MineCraft».

Родителям важно знать, что в раннем детстве мозг развивается через координацию движений тела .

По законам нейропсихологии, слишком раннее овладение навыками более высокого порядка, такими как чтение, письмо и счет, может тормозить развитие мышления и эмоционально-волевой регуляции, в результате нивелируя сомнительные плоды «раннего развития» . У каждого возраста и стадии развития свои биологические и психологические потребности, всему свое время!

6. Обучающие игры

Одним из последних трендов, связанных с играми, является геймификация образования и создание образовательных игр . Существует большое многообразие обучающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры, c помощью которых можно научить детей многим полезным навыкам, включая чтение, письмо, логику, азы иностранного языка.

Но реальная польза от таких игр возможна только в случае системного, методологически правильного подхода. То есть

при регулярной тренировке на протяжении определенного количества времени с учетом постановки целей и контролем за их достижением со стороны подготовленного взрослого .

Иначе под видом развивающих игр можно встретить и обычных убийц свободного времени, которые только расходуют ценные ресурсы времени и не приносят ребенку ровным счетом никакой пользы.

7. Развивающие игры, основанные на принципе биологической обратной связи и нейробиоуправлении

Это истинная новация в мире медицины и образования. Через использование технологии биологической обратной связи человек может значительно развить свой потенциал. Принцип работы этой технологии сродни «физиологическому зеркалу».

Вначале определяется проблема или навык, который необходимо натренировать. Например, развить навык диафрагмального дыхания (полезно для детей с различными нарушениями дыхательной системы, частыми ОРВИ), способность к лучшей концентрации внимания (полезно для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) или быстрому расслаблению (полезно для быстро утомляемых и тревожных детей).

С помощью датчиков измерения различных физиологических параметров (электрическая активность мозга (ЭЭГ), рекурсия дыхания, кожная проводимость, частота сердечных сокращений, температура и тд, взрослый или ребенок подключается к небольшому блоку, соединенному с компьютером, на который установлено специальное программное обеспечение.

Программа диагностирует текущий статус навыка и автоматически задает цель немного улучшить его в течение 20-30 минутного тренинга.

В процессе тренинга ребенок получает инструкцию и видит игру или мультфильм, которым может управлять с помощью «правильного» дыхания, хорошей концентрации или глубокого расслабления .

Например, если ребенок дышит «правильно», то есть диафрагмой и в заданном темпе, то изображения и звуковое сопровождение мультика чистое, его приятно смотреть, а если нет, то ребенок видит аудиальные и визуальные помехи и инстинктивно пытается адаптировать свое дыхание под «нужный» режим. С помощью серии таких тренингов у ребенка новый навык доводится до автоматизма , который он потом в любое время может при необходимости «включить».

С помощью температурных датчиков, которые устанавливаются на кончики пальцев, можно даже обучить человека, страдающего вегетососудистой дистонией, силой мысли поднимать температуру в конечностях и самостоятельно греться.

Метод эффективен, безопасен, практически не имеет противопоказаний, может применяться начиная с 7 лет (единственное условие - способность понять и выполнить инструкцию). Как и в случае обучающих игр, необходимо сопровождение подготовленного специалиста - врача или психолога.

Через установление с мозгом биологической обратной связи с помощью современного медицинского диагностического оборудования можно быстро и эффективно обучиться многому из того, чему учит йога и восточные созерцательные практики. Звучит как чудо, но эта современная технология подтверждена тысячами научных исследований и широко используется в Германии, США, Канаде и в России в медицинских, профилактических и образовательных целях.

Несколько слов о нейрофизиологической природе игр и почему они так нравятся детям и взрослым.

Разработчики компьютерных игр активно эксплуатируют два принципа, хорошо известных в научной психологии: принцип дофаминовой зависимости и принцип лучшего запоминания незавершенных действий (эффект «Зейгарник» ), связанный с незавершенным гештальтом.

1. Дофамин

Который вырабатывается в человеческом организме естественным образом и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия, чем влияет на процессы мотивации и обучения.

Именно благодаря дофамину для незрелого мозга ребенка нет ничего слаще, чем компьютерная игра.

Это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения - получение нового уровня, бейджей или трофеев. Это очень радует детей.

Прилив дофамина сам по себе не вызывает счастья - скорее просто возбуждает. Мы резвы, бодры и увлечены. Мы чуем возможность удовольствия и готовы усердно трудиться, чтобы его достичь.

С притоком дофамина этот новый объект желания кажется критически необходимым, чтобы выжить .

Когда дофамин завладевает нашим вниманием, мозг приказывает нам достать объект или повторять то, что нас привлекло.

Таким образом, дофамин, заставляя нас чувствовать себя хорошо, может спровоцировать зависимость.

Чем больше мы играем, тем лучше мы себя чувствуем .

В одном исследовании обнаружилось, что видеоигра вызывает всплеск дофамина, сопоставимый с использованием амфетамина: дофаминовая лихорадка сопутствует как игровой, так и наркотической зависимостям. Ребенок не может предсказать, когда получит баллы или перейдет на другой уровень, поэтому его дофаминергические нейроны продолжают выстреливать, а он прилипаете к стулу. В случае детей, даже при строгом дозировании, мы все равно получаем зависимость. Даже если ребенок слишком много не играет, но он все равно «мысленно» остается в игре, во сне они видит игровые образы, в таком состоянии ему в целом сложно сфокусироваться на учебе.

2. Эффект Зейгарник

Психологический «Эффект Зейгарник» получил имя основательницы отечественной патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейграрник. Благодаря исследованиям Зейгарник и Курта Левина в середине XX века было доказано, что

незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

В их экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело. В среднем незавершённые действия у здоровых детей вспоминались на 90 % лучше, чем завершённые.

Можно легко провести параллели с прохождением бесчисленных уровней - во всех видеоиграх происходит манипуляция с принципом незавершенности.

Похожим образом влечение к видеоиграм можно объяснить »законом незавершенного гештальта». Гештальт-терапия - направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт - целостный образ какой-либо ситуации.

Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт - это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением». У человека есть природная внутренняя потребность «завершить гештальт», то есть охватить целостный образ.

Никогда не завершающийся гештальт в виде нереализуемой эфемерной цели стать эльфом 80-го уровня крайне разрушительно влияет на психику ребенка, его способность ставить перед собой цели и достигать их в реальной жизни.

Катерина Ясько, психолог, эдуколог

О влиянии компьютерных игр на личность написано много. Практически все специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным времяпровождение. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников?

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличии от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия.

Игра – это упрощенная имитация реальности. Такой реальностью очень легко научиться управлять. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про ребенка.

Влияние компьютерных игр на несформированную детскую психику

Яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальный.

Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных игр:

  1. Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.
  2. Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.
  3. Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.
  4. Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
  5. Возникает острая потребность в иге.

Какие опасности скрываются за невинной игрой?

Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.

Дети , которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.

Дошкольники , которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.

Игры , особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Психические расстройства, которые вызывает у детей чрезмерное увлечение компьютерными играми:

  • Демонстративность поведения;
  • Агрессивность;
  • Недостаточное развитие речи;
  • Чрезмерная возбудимость;
  • Расстройство сна;
  • Нарушение контакта с окружающими;
  • Тревожность;
  • Дезадаптация;
  • Нарушения эмоциональной сферы;
  • Проблемы с социализацией;
  • Нарушения концентрации внимания.

О ложке меда, в бочке дегтя!

Некоторые специалисты утверждают, что грамотное использование компьютерных игр может оказывать на развитие ребенка позитивное влияние. Если правильно подобрать игру и четко ограничить время пребывания ребенка за компьютером (для дошкольника оно не должно превышать 10 минут), то результатом игры станет выработка умения быстро принимать решения, развитие логического мышления, внимания, координации, умения планировать свои действия.

Борисова Алёна, Мошкина Валерия, Соколова Екатерина

Выступает досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Цель: Определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером, и зависимости их здоровья от этого фактора.

Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной.

В наш бурный век, пожалуй, не найдется ни одного ребенка, который не знал бы, что такое компьютерные игры. Компьютеры есть почти в каждой семье, а потому обращаться с ними дети учатся едва ли не раньше, чем произносят свое первое слово. И все бы ничего, если бы компьютеры использовались с исключительно с благой целью – научить, например, ребенка читать или решать математические задачи… К сожалению, львиную долю времени, проводимого за экранами мониторов, дети посвящают компьютерным играм.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Талдома

Актуальность проекта

2013 год

Участники:

Руководитель:

Борисова А. 11 «А» кл.

Мошкина В. 11 «А» кл.

Соколова Е. 11 «А» кл.

Нуриева И. А.

Исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

Объектом данной исследовательской работы выступает досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Цель

Определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером, и зависимости их здоровья от этого фактора.

Задачи

  1. изучить теоретическое обоснование влияния компьютерных игр на учеников;
  2. установить, какие проблемы физического и психологического плана возникают после игры на компьютерах?
  3. выявить связь между компьютерными играми и развитием познавательных процессов и коммуникативных качеств личности ребёнка.

В процессе работы использованы следующие методы:

  1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы)
  2. Эмпирические (наблюдение)
  3. Методы статистической обработки результатов

Гипотеза

Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной.

Введение

В наш бурный век, пожалуй, не найдется ни одного ребенка, который не знал бы, что такое компьютерные игры. Компьютеры есть почти в каждой семье, а потому обращаться с ними дети учатся едва ли не раньше, чем произносят свое первое слово. И все бы ничего, если бы компьютеры использовались с исключительно с благой целью – научить, например, ребенка читать или решать математические задачи… К сожалению, львиную долю времени, проводимого за экранами мониторов, дети посвящают компьютерным играм.

Многие родители стали замечать, как дети, играя стали чаще употреблять слова: «меня убили», «я убит» и т.д. Многие матери стали замечать это после того, как дети поиграют в «стрелялки» на компьютере, а ведь ни для кого уже не секрет, что в основной массе компьютерных игр, главное действие – это убийство. Компьютерная индустрия идет вперед огромными шагами, игры становятся все более реалистичными, убийство в игре сделано реалистично, убитые люди падают, для этого работают над физикой поведения человека, он ходит, стреляет, падает и умирает, как настоящий человек. Разработчики компьютерных игр знают, что игры влияют на детей, для этого они вводят в игры своего рода ограничения, как например не показывать кровь во время убийства, но это мало что меняет. Во многих странах, например уже не раз проходили слушанья о запрете некоторых компьютерных игр, например таких как «Counter Strike» (стрелялка от первого лица, где террористы воют с полицией). Но запреты не останавливают разработчиков, и каждый год выходят новые хиты.

Многие из вас в детстве бегали и играли в «войнушку», но давайте не забывать про виртуальную реальность, которая с каждым годом становится всё реальней. Возьмите журнал с описанием компьютерных игр, там при описании новой игры пишется, что она еще реалистичней и даже есть оценка игры по таким параметрам как: реалистичность, графика, звуковое сопровождение. Чем реалистичней игра, тем больше балл. Разработчики учитывают всё (звук, физику, графику), чтобы погрузить человека в виртуальную реальность, чтобы был еще больше эффект присутствия. Кстати возьмите журнал по компьютерным играм, если он есть в вашей семье, и посмотрите, как описывают очередной хит сезона. Там и подробные прохождения игр есть, отвечающие на такие вопросы: где? как? когда? и кого? убить.

В зарубежных новостях не раз рассказывалось о том, как подростки расстреляли в школе детей. Почему это произошло? Да как раз потому, что «стрелялки» позволяют сделать убийство психологически более приемлемым. Существуют определенные компьютерные программы для военных (тоже «стрелялки»), которые как раз и учат убивать врага.

Во время второй мировой войны выяснилось, что американские солдаты, хорошо попадающие в мишени на учениях, не могли убить противника, это произошло как раз из-за того, что они стреляли только по мишеням, а на войне живые люди, сработал психологический барьер, вот и начали с помощью компьютера прививать эти навыки.

Американцы пришли к выводу, что методики, используемые для обучения военных убивать, свободно растиражированы для детской аудитории.

История

Первая компьютерная игра SpaceWar родилась в далеком 1961 г. в Массачусетском Технологическом Институте, однако играли в эту игру одни программисты, поскольку компьютеров тогда ни у кого не было.

В 1971 году Нолан Башнелл создал и начал продавать первую коммерческую игру Computer Space , но больше всего шума наделала другая игра (выпущенная в 1972 г.), которая называлась Pong . В ней две тарелочки отбивали мячик, стараясь удержать его на игровом поле.

Победное шествие компьютерных игр по всему миру началось с начала восьмидесятых, когда все стали покупать игровые приставки.

В 1981-м произошло событие, перевернувшее мир: IBM впервые представила публике IBM PC. А выпуск в 1989 году карманной компьютерной игры Gameboy заложил фундамент того, что мы сегодня зовем индустрией компьютерных игр.

Сегодня увлечение некоторых людей, а особенно, детей, компьютерными играми достигает уровня зависимости, называемой специалистами игроманией, или гемблингом. Как развивается это заболевание? Завзятого игромана вы узнаете сразу: он погружен в себя и в виртуальный мир, игнорирует внешние события, не адоптирован к жизни в реальности. Первая стадия зависимости - это еще легкообратимое расстройство. Сначала ребенок просто увлечен «новой игрушкой» в ущерб другим делам и учебе. Постепенно он отдаляется от родственников и друзей. Как правило, скрывает от родителей, сколько времени он проводит за компьютером. Вторая стадия – это уже лавинообразное нарастание симптомов. Если ребенка насильственно «оторвать» от компьютера, он испытывает чувство, похожее на «ломку» наркомана. Ребенок может воровать деньги на оплату времени, проведенного в Интернет-клубе. Здесь характерно снижение работоспособности, нарушение внимания, появление навязчивых мыслей, головных болей, рези в глазах, бессонницы… Третья стадия – это уже социальная дезадаптация. Ребенок полностью «уходит» в виртуальный мир, возникает состояние депрессии.

Почему дети предпочитают не невинные логические «игрушки», а те, в которых в избытке и неприкрытом виде имеются насилие, жестокость, убийства и другие активности, связанные с разрушением, деструкцией? Дело в том, что такие игры дают ребенку почувствовать себя всемогущим. Чувства превосходства, всемогущества – это то, что, как правило, не дано ощутить ребенку в реальном мире, где все сильнее его: родители, учителя, другие дети… А погружение в мир игры, в которой ты выступаешь в роли всесильного героя – прекрасная возможность «взять реванш».

За последние 30 лет ведущими институтами и специалистами в области психиатрии проведено уже более 1000 исследований, в которых было установлено, что существует связь между насилием на телеэкране или мониторе и агрессивным поведением детей. Это значит, что просмотр сцен насилия вполне может привести к появлению агрессивных чувств, реакций и неадекватного поведения детей. А, кроме того, ребенок, злоупотребляющий наблюдением жестоких сцен, становится бесчувственным к насилию в реальной жизни.

Выводы ученых и реальные факты

В 1997 г. были убиты 3-е детей в школе города West Paducah (США). Нападавшему Майклу Керниэлу было 14 лет. Как потом стало известно, юноша увлекался такими играми как DOOM, Quake и Mortal Combat.

В 1999 г. старшеклассники Эрик Харрис и Виллан Клеболд убили 12 учеников школы города Литлтон (США), а потом покончили жизнь самоубийством. Они постоянно играли в DOOM и Duke Nukem 3D, а также в сетевой «матч смерти» (deathmatch).

В 2002 году в одной из популярных украинских газет была опубликована статья о 18-летнем маньяке, который в городе Черновцы нападал на людей, следуя правилам своей любимой компьютерной игры.

А в 2007 г. гимназист Р. Штайнхойзер убил 16 человек: 13 учителей, 2-х учеников и 1-го полицейского, а после этого выстрелил в себя, произнеся перед этим фразу «теперь я наигрался». И это только часть подобного рода случаев.

Негативное влияние компьютерных игр

Волна убийств, мотивированных обилием насилия в компьютерных играх, вызвала всеобщую обеспокоенность. Так, например, из французских магазинов исчезли игры Unreal, Grand Theft Auto, Resident Evil II, Wild 9, Sanitarium и Carmageddon II. 6 игр были запрещены в Бразилии, так как там посчитали, что они провоцируют реальное насилие (штраф в 10 тысяч долларов грозил тем продавцам, которые будут реализовывать DOOM, Mortal Kombat, Blood, Postal, Requiem и Duke Nukem 3D). Этот список можно продолжать и дальше: во многих странах идет борьба с играми, которые, как считается, инициируют вспышки насилия.

Считается, что особую проблему представляют ролевые компьютерные игры, то есть игры, в которых игрок выступает в роли, предписанной по сюжету определенному компьютерному герою. Исследование, проведенное на кафедре психологии Кемеровского ГУ показало, что при игре в ролевые компьютерные игры происходит процесс «вхождения» ребенка в игру, а в клинических случаях – процесс утраты индивидуальности в результате отождествления себя с компьютерным персонажем. Сотрудники кафедры доказали, что такого рода компьютерные игры вызывают качественно иной уровень психологической зависимости в отличие от неролевых игр или любого вида неигровой компьютерной деятельности. Эта зависимость – самая мощная по степени своего влияния на личность играющего.

Негативные последствия увлечений теми компьютерными играми, в которых явно стимулируется агрессивность и насаждается культ жестокости выявляются достаточно четко. Дети, которые часто играют в игры, содержащие элементы насилия, так же часто рассматривают насилие как самый эффективный способ разрешения конфликтов. Просмотр сцен жестокости ведет к снижению способности к адекватному эмоциональному ответу и к жестокости вообще. Жестокость в компьютерных играх заставляет воспринимать мир как место, где царит зло. Помимо этого, появляется страх стать жертвой насилия, в результате чего возникает недоверие к окружающим.

Психологи заметили, что чем больше проблем у ребенка в жизненной реальности, тем он охотнее погружается в виртуальную реальность, особенно это касается мальчиков. Уход в виртуальную реальность присущ людям с тонкой ранимой психикой. В жизни у них, возможно, проблемы с друзьями и т.п., а придя домой и включив любимую игру, они погружается в виртуальный мир, где он становится королем, ему надо только умело наводить курсор и вовремя нажимать кнопки. Такие дети привыкают к тому, что в игре у них на прохождение есть несколько жизней и все легко дается, а в настоящей жизни ни чего подобного нет, и чтобы достичь чего-то, надо многое преодолеть. Игра наполнена примитивными действиями, такими как нажатие кнопок. Такой вот примитивности становится все больше, дети отвыкают от книг и много смотрят мультфильмы, где насилия кстати, не меньше.

Врачи давно уже отметили, что частые световые мелькания отрицательно сказываются на ритмах головного мозга. Удовольствие достигается простым возбуждением соответствующих структур в головном мозге, это оказывает расслабляющее влияние на личность и действует как наркотик, такие дети ни чем другим не интересуются. Компьютерные игры (стрелялки, бродилки) ведут к тому, что ребенок начинает мыслить технологически, а не творчески.

Результаты многочисленных тестов, которые проводили психологи с детьми, играющими подолгу в жестокие компьютерные игры, таков: компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным.

Игры, признанные вредными для психики ребёнка:

DOOM, Quake, Duke Nukem 3D, Unreal, Grand Theft Auto, Resident Evil II, Wild 9, Sanitarium, Carmageddon II, Mortal Kombat, Blood, Postal, Requiem.

Плюсы компьютерных игр

Впрочем, ученые воздерживаются от того, чтобы корень всех проблем искать во влиянии на детскую психику именно компьютерных игр. Да, в общем-то, и игры бывают разные. Есть вполне невинные и добрые «игрушки», которые не причинят ребенку вреда. Многие игры даже полезны, поскольку развивают в детях полезные умения и навыки и учат находить решение в сложных ситуациях. В принципе, любое прохождение игры от начала до конца является самой настоящей победой, ощущение которой необходимо для нормального развития ребёнка. А в том, что дети ведут себя агрессивно, виноваты могут быть не только компьютерные игры, но и такие факторы, как неблагополучная обстановка в семье, влияние сверстников, доступность огнестрельного оружия и др.

Было бы неправильным зарывать, как страус, голову в песок, запрещая ребенку даже приближаться к компьютеру. Мы живем в эпоху, когда трудно себе представить осуществление каких-либо действий без помощи компьютера. Компьютер – это не монстр, пожирающий вашего ребенка, а большой помощник в вашей и его повседневной жизни. А такие специальности как программисты и настройщики компьютеров – одни из самых востребованных и высокооплачиваемых. Нужно лишь постараться сделать так, чтобы компьютер не заменял ребенку родителей. Родителям нужно уделять ему внимание, интересоваться его жизнью, проводить с ним больше времени, предлагать ему альтернативные способы времяпрепровождения (кружки, секции и т.п.). А если избежать того, чтобы ребенок проводил время за компьютерными играми, не получится, необходимо разобраться в этом вопросе, узнать больше об интересных развивающих играх и играть в них вместе с ним.

Не все компьютерные игры оказывают негативное влияние, есть и развивающие игры, вот такие игры и надо покупать ребенку, но не забывать про время, которое ребенок должен тратить на игру, для детей 4 лет это не более 15-20 минут.

Age of Empires3, Disciples Word, Medieval 2: Total War, Settlers 2, Sid Meier`s Civilization 4, Need for Speed, Richard Barns Rally и другие стратегии, гонки, квесты и симуляторы.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что единственным проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагогов, родителей – организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.

Проект подготовили

Ученицы 11 «А» класса

МОУ СОШ №3

Г. Талдома

  1. Борисова Алёна
  2. Соколова Екатерина
  3. Мошкина Валерия

Руководитель проекта

Учитель информатики

  1. Нуриева Инна Александровна

Научить вручать подарки

Объясните, что поздравление - это проявление любви и уважения. Если ребенок не может преодолеть смущение, оказавшись в непривычной роли - превратите вручение подарка в карнавальное шоу. Перевоплощение часто помогает детям справиться с застенчивостью.


Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться. Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы.

  • Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.
  • Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?
  • Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать?
  • Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер?
  • Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?

Исходя из честных ответов на эти вопросы, каждый родитель может понять, насколько влияние компьютерных игр на детей сильно в их случае.

Причины возникновения зависимости от гаджетов

Многие родители, беспокоясь о том, что сильное влияние компьютерных игр может пагубно отразиться на ребенке, забывают, что зачастую сами провоцируют появление зависимости. Поэтому важно понимать, почему дети начинают активно интересоваться компьютером или планшетом и забывают о других играх.

Основные причины возникновения повышенного интереса к гаджетам можно выделить следующие.

  • Часто мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т.д. Для редких случаев это единственный выход (например, долгая поездка), однако ежедневное злоупотребление формирует стойкую привычку.
  • Во многих семьях поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.
  • Опасаясь жестоких игр, родители перенаправляют интерес ребенка на более спокойные и развивающие игрушки. При этом папы и мамы забывают регулировать время, проведенное за такими развлечениями. Влияние компьютерных игр на психику ребенка несколько снижается, однако зависимость от гаджета все равно формируется. Гораздо полезней было бы заменить обучение на компьютере рисованием или прогулкой.
  • Нередко компьютер используется в качестве поощрения за хорошее поведение или проделанную работу, что также может сформировать зависимость. Ребенок воспринимает компьютерную игру как свое неотъемлемое право и отказывается замещать ее чем-либо или сокращать время, проводимое за ПК.

Как извлечь пользу из компьютерных игр?

А разве может быть польза? Оказывается, да! Не стоит думать, что влияние компьютерных игр на человека исключительно негативное. Отнюдь, правильно дозированное время и грамотно подобранные игры помогут ребенку тренировать память, развивать моторику и внимание, закреплять новые знания, учиться навыкам общения и т.д. Любому родителю под силу превратить гаджет в помощника и друга для ребенка и свести к минимуму негативное воздействие.

Среди изобилия детских игр можно выбрать те, которые соответствуют возрасту и развитию ребенка.

  • Около 2-х лет можно учиться пользоваться компьютерной мышкой, что поспособствует развитию моторики. В этом же возрасте будут полезны игры на различие цветов и форм, на простые действия в одно нажатие (к примеру, собрать разбросанные по полянке яблочки, грибочки).
  • В 3 года полезными будут несложные развивающие игры, в которых нужно находить и перетаскивать предметы.
  • К 4-м годам можно познакомить ребенка с игрой, в которой главный герой ходит в поисках различных вещей, клада и выполняет элементарные задания.
  • В 6 лет малышу понравятся графические и фоторедакторы для детей, в которых можно рисовать, создавать открытки к праздникам. Кроме того, полезными будут приложения, в которых можно что-то строить и моделировать.

Не забывайте, что дети во всем берут пример с родителей, поэтому, чтобы заинтересовать ребенка полезной игрой, нужно играть в нее вместе с ним. Кроме того, не стоит на глазах у малыша играть в игры, увлечение которыми не принесет ему никакой пользы.

Как предотвратить появление компьютерной зависимости?

Как только ребенок начинает проявлять интерес к компьютеру, планшету или смартфону, родителям нужно устанавливать четкие правила, постоянное соблюдение которых позволит сформировать у ребенка адекватное понимание о пользовании гаджетами.

  • В первую очередь закрепите в сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно только с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет.
  • В любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом. Это должно стать правилом, которое не обсуждается.
  • Лучше всего купить ребенку специальный детский планшет или ноутбук, в котором установлены необходимые игры по возрасту и нет ничего лишнего.
  • Для альтернативы гаджету у ребенка должно быть необходимое количество других игрушек, книг, наборов для творчества и для активных игр.
  • Если ребенок мало интересуется чем-то, кроме компьютера, не переставайте предлагать ему новые и новые совместные игры и развлечения. Рано или поздно вы подберете ему игру по вкусу.

Как влияют жестокие игры на ребенка?

Этот один из наиболее актуальных вопросов волнует многих родителей. Влияние компьютерных игр на подростков, которые зачастую играют в очень злые и жестокие «стрелялки», еще до конца не изучено.

Считается, что опасность представляют не столько сами приложения, сколько стирание граней между виртуальностью и реальным миром, когда ребенок начинает проявлять жестокость вне экрана компьютера. Но прежде всего, не стоит забывать, что большую роль в формировании характера ребенка играет окружающая среда и атмосфера семьи, в которой он растет.

Компьютерные игры - неотъемлемая часть современного мира. Кто-то «за», кто-то «против» них. Хотя порой и те, кто осуждает компьютерные игры, садятся за компьютер, ведь это способ отвлечься и занять себя на какое-то время. Конечно, покупка компьютера для ребенка облегчает жизнь родителям. Теперь не надо тратить времени и сил на то, чтобы поиграть с ним и развлечь. Но проходит какое-то время, и мама с папой осознают, что их ребенок готов днями напролет сидеть за компьютерными игрушками, позабыв про еду, реальных друзей, сон. Но так ли опасны компьютерные игры?

Ответ непрост. Пожалуй, главное правило: соблюдать во всем меру, придерживаться золотой середины. Оно касается и компьютерных игр.

При правильном выборе игр можно раскрыть в сыне (или дочурке) таланты, воображения, дать новые знания и умения. Можно помочь подготовиться к школе. Для этого выпускаются специальные обучающие игры. Не стоит отгораживать ребенка от компьютера из-за страха, что его потом «не отклеить» от монитора. Умение обращаться с компьютером необходимо и оно, несомненно, пригодится. Нужно только направить воздействие компьютерных программ в правильную сторону. А именно: на развитие умственных способностей. Например, игры-головоломки или различные стратегии повышают интеллектуальный уровень, учат логично рассуждать и принимать решения.

Однако, есть игры, которые, наоборот, плохо воздействуют на интеллект и психику, например, стрелялки с реками крови. Хотя даже спокойные компьютерные игры могут затормозить развитие ребенка. Это происходит тогда, когда реальный мир подменяется виртуальным, когда человек не может оторваться от компьютера. Это уже зависимость. И, если взрослые, в основном, контролируют себя, то ребенку сложнее справиться с ней. Иногда не обойтись без помощи психолога.

Чтобы не допустить этого, придерживайтесь золотой середины, следите, сколько времени ребенок проводит за игрой и за какой именно игрой. Ведь для чего вы решили приобрести компьютер? Конечно, для того, чтобы ваше любимое чадо росло умным, чтобы он научился обращаться с этой умной техникой.

Почему же так получается, что ребенок, вместо того чтобы развиваться, часами играет в агрессивную стрелялку? Тем более, что дошкольнику нельзя сидеть за компьютером даже 30 минут. Но кто расскажет ребенку, что вредно, а что нет, кроме вас?

Поэтому, купив компьютер, вы должны объяснить, как пользоваться этой техникой. Объяснять придется все. Как правильно сидеть за компьютером, как ухаживать за ним (протирать пыль, не пить перед экраном, потому что можно пролить воду на клавиатуру). А также помогите ребенку определять, какие компьютерные программы могут быть не только интересны, но и полезны для него, а какие, наоборот, будут плохо влиять.

Дошкольники могут путать воображаемый мир с реальным. Поэтому обязательно разъясните ребенку, что на мониторе - выдуманный мир, которого больше нигде нет. И что всегда нужно помнить, что в настоящем мире жить интереснее и лучше, ведь там есть друзья, любящие мама с папой. А эта игра - это только придуманная история. Нужно, что ребенок разделял границы между виртуальной жизнью и реальной и понимал, что правильно выбранная игра - помощник, но не больше того.

Те родители, которые считали, что смогут сэкономить таким образом свое время, оказываются неправы. Потому что его придется потратить на объяснение правил сидения за компьютером. Ребенку нужно помочь вначале и потом время от времени контролировать, как идет процесс. Нужно привить интерес к обучающим играм, которые сполна отвечают вашим целям - развитие и раскрытие внутреннего потенциала.

Хотя далеко не каждому понравится сидеть за обучающей программой. Хочется чего-то более яркого, где разворачиваются масштабные действия. Мальчики обожают играть в войну, и это было бы неплохо, не будь такие игрушки слишком кровавыми и жестокими. К сожалению, именно такие сцены привлекают внимание мальчиков. Какова задача заботливых родителей? Правильно, отвлечь от агрессивных и негативно влияющих на психику ребенка игр и найти вместо них такие компьютерные игры, которые будут одновременно и увлекательны, и познавательны. За какими играми ваш ребенок будет проводить минуты, решать только вам. Не забудьте только, что нужно ограничивать время, о чем сообщить ребенку. При нарушении договора применять меры. Нет, кричать на ребенка не нужно, это не поможет. Лучше сесть рядом с ним и в который раз рассказать, что компьютерный мир это лишь подражание настоящему, что намного приятнее гулять на улице.

Почему компьютерные игры увлекают не только детей, но и взрослых? Потому что это способ отгородиться от внешних обстоятельств, способ расслабления. Но во всём нужно чувство меры. Если её не знать, то любая привычка может стать пагубной. Это касается и тех, кто любит поесть, и тех, кто чрезмерно выпивает, и тех, кто тратит время попусту за компьютером. Чтобы ребенок не стал зависим от компьютера, старайтесь проводить с ним больше времени.

А компьютерные игры, если уж и стали обыденностью, то пусть приносят только пользу. Игры должны приносить радость и при этом развивать. И пусть с помощью них в каждом ребенке проснется гений!